Отношение к обществу: Общество и общественные отношения. Человек, индивид, личность. Сущность человеческой деятельности. Социальные нормы и отклоняюще | Общее
Общественные отношения — это… Что такое Общественные отношения?
Обще́ственные отноше́ния (социа́льные отноше́ния) — это различные формы социальных взаимозависимостей, возникающие в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и ролями, выполняемыми ими в обществе.
Социальные отношения проявляются лишь в определенных видах взаимодействий между людьми, а именно — социальных, в процессе которых эти люди воплощают свои социальные статусы и роли в жизнь, а сами статусы и роли имеют достаточно четкие границы и достаточно жесткие регламентации. Таким образом, социальные отношения тесно связаны с социальными взаимодействиями, хотя это не тождественные понятия, обозначающие одно и то же. С одной стороны, социальные отношения реализуются в социальных практиках (взаимодействиях) людей, с другой стороны, социальное отношение представляет собой предпосылку социальных практик — устойчивую, нормативно закрепленную социальную форму, через которую становится возможной реализация социальных взаимодействий. Социальные отношения определяющим образом воздействуют на индивидов — направляют и оформляют, подавляют или стимулируют практики и ожидания людей. В то же время социальные отношения являются «вчерашними» социальными взаимодействиями,»застывшей» социальной формой живой человеческой жизнедеятельности.
Особенностью социальных отношений является то, что по своему характеру они и не объект-объектны, подобно отношениям между объектами в природе, и не субъект-субъектны, подобно межличностным отношениям — когда человек взаимодействует с другим целостным человеком, а субъект-объектны,когда взаимодействие происходит лишь с социально отчужденной формой его субъективности (социальное Я) и сам он в них представлен частичным и нецелостным социально действующим субъектом (социальным агентом). Общественные отношения воплощаются в социальных практиках и всегда опосредованы объектами — социальными формами (вещами, идеями, социальными явлениями,процессами).
Общественные отношения могут возникать между людьми, которые непосредственно не контактируют и даже могут не знать о существовании друг друга, а взаимодействия между ними будут осуществляться через систему институтов и организаций, но не благодаря субъективному ощущению обязанности или намерению поддерживать данные отношения.
Социальные отношения — это совокупность многообразных устойчивых взаимозависимостей, возникающих между отдельными индивидами, их группами, организациями и общностями, а также внутри последних в процессе их экономической, политической, культурной и т.п. деятельности и реализации ими своих социальных статусов и социальных ролей.
Можно утверждать, что общественные отношения возникают:
- как отношения человека с обществом, общества с человеком;
- между индивидами как представителями общества;
- между элементами, компонентами, подсистемами внутри общества;
- между различными обществами;
- между индивидами как представителями различных социальных групп, социальных общностей и социальных организаций, а также между индивидами с каждой и внутри каждой из них.
Проблемы определения
Несмотря на то, что термин «социальные отношения» является широко употребимым, ученые ещё не пришли к единому выводу о понятии социального отношения. Встречаются такие определения:
- Общественные отношения (социальные отношения) — отношения людей друг к другу, складывающиеся в исторически определенных общественных формах, в конкретных условиях места и времени.
Для характеристики социальной жизни нередко используется термин «социетальный», который характеризует общество в целом, всю систему общественных отношений. Социальный облик предполагает социальное оформление внешности, речевые, экстралингвистические, проксемические и деятельностные характеристики. Социальное оформление внешности включает одежду человека, его обувь, украшения и другие аксессуары. Проксемические особенности общения относятся к расстоянию между общающимися и их взаимному расположению. Экстралингвистические особенности речи предполагают своеобразие голоса, тембр, высоту и т. д. при восприятии человека социальные особенности, по сравнению с физическим обликом, наиболее информативны.
Классификация
Существуют несколько классификаций общественных отношений. В частности, различают:
Социальные отношения складываются во всех сферах общественной жизни, функционируют в рамках системы социальных институтов и регулируются механизмом социального контроля.
Система отношений личности — Студопедия
В системе отношений человека в социальной среде выделяются четыре разновидности: отношение человека к обществу, к себе, к труду и продуктам труда.
1. Отношение человека к обществу, другим людямопределяет фундаментальное качество личности и характера человека — его нравственность.
Нравственность — реализуемое в поведении индивида его моральное сознание, подчиненность поведения индивида социальным нормам, эталонам и ценностям. И. Кант, как известно, более всего удивлялся двум явлениям бытия — звездному небу над головой и нравственному закону внутри нас.Нравственность — свободное самопринуждение личности к социально адаптированному, социально ценному поведению.
По своей психологической сущности нравственность — система стереотипизированных форм поведения, основанная на понятиях добра и гуманизма. Нравственность личности — основной показатель ее социализированности, социальной самоидентификации.
Нравственное самоусовершенствование индивида — один из основных смыслов его бытия. Система высших моральных требований личности образует его нравственный идеал. Нравственность индивида — это всегда духовное преодоление трудностей бытия.
Одним из высших проявлений человеческой духовности является сострадание к другим людям (альтруизм), готовность к самоограничению и даже самоотречению для блага других людей. Способность к самоподавлению эгоистических побуждений — одно из высших проявлений характера.
Социально ориентированное (просоциальное) поведение личности направлено на благополучие людей, оказание им бескорыстной помощи. В их поведении доминирует альтруистическая направленность. Высший смысл своего существования они видят в благородном безвозмездном служении людям — в помощи пострадавшим, раненым, покалеченным, немощным, униженным и одиноким людям. Поведение таких людей значительно превышаетнорму социальной ответственности.Эти люди — носители человеческой совести.
Многие люди не достигают высоких вершин альтруизма, но их поведение соответствуетнорме социальной самоидентификации — они отвечают добром на добро, высоко ценят обыденную людскую взаимопомощь, добросердечные взаимоотношения.
Противоположное альтруизму качество —агрессивность.В поведении асоциальных личностей мотивация агрессивности может устойчиво доминировать — они не упускают случая нанести окружающим людям моральный, материальный или физический ущерб. Свое самоутверждение они видят в причинении вреда другим людям. Первые проявления агрессивности возникают в условиях социальной бесконтрольности уже в детском возрасте. Дети испытывают повышенное влияние сильно действующих социокультурных образцов. Агрессивное поведение детей нередко даже поощряется малокультурными родителями, асоциальной средой. Агрессивность развивается и у тех, к кому часто применяются акты насилия, злобность, ненависть, жестокость, физические наказания. Агрессивное поседение, приводя к ситуативным успехам, самоподкрепляется. Индивид начинает признавать верховенство грубости, силы и насилия. Нередко первые поощрения агрессивности закрепляют агрессивный тип поведения, порождая впоследствии крушение личности.
Принятая индивидом система отношений к другим людям сводится к четырем основным стратегиям.
1) «Я хороший и все люди хорошие» — ценностно-ориентировочная схема, присущая социально адаптированным личностям, отличающимся доброжелательностью, высокой социальной коммуникативностью, жизнерадостностью, адекватным уровнем притязаний, психической устойчивостью в трудных ситуациях. Это высоко социализированный, психически устойчивый тип личности. Системообразующими качествами его характера, а следовательно, и поведения являются социальная идентифицированность, альтруизм, обостренное чувство социальной ответственности. Поведение такой личности характеризуется открытостью, честностью, последовательностью.
2) «Я плохой, а все люди хорошие» — жизненная схема, присущая людям с пониженным уровнем притязаний, нерешительным, постоянно сомневающимся в своих возможностях, проявляющим психическую неустойчивость в трудных ситуациях, затрудняющимся в установлении социальных контактов. Как правило,этолюди со слабым типом нервной деятельности.
3) «Я хороший, а все люди плохие» — схема, присущая людям с завышенным уровнем притязаний. Высокомерие, эгоизм, твердость, переходящая в жестокость, присвоение себе права к исключительным поступкам — таковы отличительные черты характера людей данной ориентации.
4) «Я плохой и все люди плохие» — такова позиция неисправимых пессимистов, ожидающих от жизни одних неприятностей. Как и предыдущий, этот тип социальной ориентации порождает конфликты личности с социальной средой. Но в отличие от третьего жизненного сценария, данный жизненный сценарий ведет не к самоутверждению, а к самодемобилизации, уходу от радостей жизни, а иногда и из самой жизни. Не надеясь на лучшее в реальной жизни, человек с такой жизненной концепцией уходит в мир грез, бесплодных мечтаний и нереальных надежд.
2. Отношение человека к самому себе связано сегосамоанализом, внутренним диалогом. У каждого человека имеется установка по ощущению к самому себе — «Я-концепция».
Человек строит свои жизненные стратегии, взвешивая различные альтернативы, составляя различные композиции возможных действий. Этот внутренний диалог — основной механизм саморегуляции. В этом диалоге человек смотрит на себя как бы со стороны, с позиций других людей. Он формулирует приемлемые для себя компромиссы, выдвигает самооправдательные мотивы, примеряет свой внутренний мир к реальной действительности.
Однако чем менее социализирован индивид, тем менее мучителен его диалог с самим собой. Этого диалога может и не быть. И тогда индивид по существу перестает быть человеком. Отсутствие внутренней системы критических самооценок порождает нищету духа.
Но и у социализированной личности возникают проблемы в согласовании внутреннего и внешнего мира. В этих ситуациях и проявляется характер человека — его твердость и пластичность, гражданское мужество и толерантность.
3. Третья группа отношений личности —отношение к труду и другим видам деятельности, обусловливающее трудолюбие, преодоление трудностей в работе, добросовестность и др. Сюда же относят склонности, призвание и талант как характериологические качества личности. К негативным качествам данной группы относятся тунеядство, лодырничество, бродяжничество и др.
4. Отношение к вещам как продуктам человеческого труда выражается в аккуратности, бережливости и др. В этой группе характериологических качеств криминогенны корыстность, жадность, безмерное потребительство, неудержимое влечение к стандартам «роскошной жизни».
. . .
Отношения в обществе как элемент саморазвития.
Отношения в обществе — это необходимая сфера развития личности. Человечество не может существовать вне общественных отношений: человек становится человеком, только если он контактирует с себе подобными. Наблюдение за детьми, долгое время жившими вне человеческого общества, показывает, что человек становится животным, если он общается только с животными. Человек является таковым только потому, что он социален. Он комфортно чувствует себя в обществе других людей, устанавливая с ними отношения в соответствии с общепринятыми правилами (родство, иерархия). Ребенок впитывает социальные правила и приобретает культурный багаж (язык, моральные ценности). Это дает ему возможность:
- Физического
- Эмоционального
- Духовного
- Интеллектуального
- Социального прогресса
Человек является симбиозом врожденной биологической природы и приобретенного социального контекста. Он рождается и живет в обществе и с первых дней жизни учится социальным отношениям.
Социализация личности: многогранность процесса
Отношения личности и общества складываются в процессе социализации и длятся всю жизнь.
В детстве ребенок копирует поведение родителей, окружающих его людей. Он неосознанно запоминает, пассивно ассимилирует элементы их поведения.
Процесс социализации завершается созданием личности. Новая личность появляется в результате взаимного влияния индивидуума и общества друг на друга.
Семейные отношения и общество
Существование – это факт, а жизнь – это искусство. Искусству жизни и общения с другими людьми ребенок учится в семье. Родители являются его учителями, потому что у них имеется жизненный опыт.
Дети непостоянны, на них легко повлиять. Ребенок пребывает в инфантильном желании: все и сразу. Не отправившись в путешествие, он уже хочет приехать. Он хочет быть победителем, не участвуя в сражении.
Родители учат ребенка мыслить, оценивать, различать добро и зло, правду и ложь. Они учат любить и прощать.
Родители воспитывают ребенка, полностью формируют личность. Они учат дитя умению «жить с другими людьми», жить в обществе. Они учат принятию другого человека с его особенностями и недостатками.
Отец и мать лепят сына или дочь, желая видеть их порядочными, умными людьми.
Воспитание идет через прямое подражание, желание быть похожим на образец. Воспитывать труднее, чем учить – давать конкретные знания. Воспитание невозможно втиснуть в рамки программы, а оценки за него выставляет жизнь.
Полноценная семейная жизнь опирается на здоровые межличностные отношения, основанные на:
- Любви
- Доверии
- Уважении
- Верности
- Умении прощать
Духовные отношения в обществе
Духовная зрелость является плодом духовного воспитания. Она не может основываться только на знании священных текстов: библии, корана или талмуда. Это важные вещи, пренебрегать которыми не стоит. Но настоящая духовная зрелость проявляется в поведении, характере человека, его отношении к ближним.
«Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» — это правило можно назвать основой морали общества. Оно обладает удивительной силой:
- Мы радуемся, когда мы внимательны и добры к другому человеку
- Нас мучает совесть, если мы лжем или обижаем кого-то
Духовно зрелый человек внутренне свободен. Человек не рождается свободным. Он им становится. Свободный, духовно зрелый человек:
- умеет различать добро и зло, справедливость и несправедливость
- познал самого себя
- умеет владеть собой и своими эмоциями
- сострадает другому человеку
Как улучшить межличностные отношения в обществе?
Поддерживать здоровые межличностные отношения важно для полноценной жизни общества и профессиональной деятельности. Хорошие отношения в семье и обществе имеют первостепенное значение для физического и психического здоровья человека, они помогают:
- создать высокий уровень доверия, сотрудничества, взаимопомощи между людьми
- обеспечить личное самоуважение
- получить удовлетворение от работы, сводя стресс на нет
- усилить мотивацию и заинтересованность в общем деле
Здоровые межличностные отношения, возникающие в обществе, благотворно влияют на профессиональные объединения:
- создается положительный образ коллектива
- у его членов выражено чувство солидарности и ответственности за коллег
- создается полноценное сотрудничество, единство в выполнении общего дела
- повышается профессионализм, производительность, эффективность совместного труда
- исчезает текучесть кадров
- нет прогулов, опозданий, больничных листов
Что нужно сделать для улучшения межличностных отношений?
Необходимо создание благоприятного контекста, потому что всякие отношения подразумевают наличие двух сторон. Рассмотрим взаимоотношения на примере организаций, так как в повседневной жизни мы часто строим их в коллективе сослуживцев. Внутри любой организации необходимы:
- Культура общения, основанная на общих ценностях: честности, уважении, взаимном доверии
- Открытость общения между членами данной организации и свободный обмен информацией
- Руководитель организации должен быть советником, другом и опорой своих сотрудников
- Возникающие недоразумения должны разрешаться быстро и безболезненно
Каждый сотрудник должен на личном уровне:
- Желать развивать отношения, основываясь на взаимном уважении, честности и лояльности
- Учитывать мнение другого человека
- Доверять себе и коллегам
- Принимать другого человека с его особенностями
- Общаться открыто, делиться мыслями и информацией
На таких свойствах личности могут выстраиваться здоровые межличностные отношения.
Мы можем влиять на качество наших социальных контактов. Это важно для здоровья человека, его удовлетворенности своей повседневной жизнью.
Отношение к обществу
Отношение к другому
Отношение к самому себе
Отношение
человека к обществурегулируется
рядом принципов, в частности, принципамиколлективизмаилииндивидуализма.
Отношение человека к обществу
Я ≤ МЫ Я ≠
МЫ
Коллективизм
Индивидуализм
МЫ
≠ ОНИ МЫ = ОНИ
Групповой
эгоизм Индифферентность
МЫ
ОНИ
Я ОНИ
Возможны сочетания
этих принципов:
смыкание коллективизмаиэгоизмапорождает так называемыйгрупповой
эгоизм, когда личность, идентифицируя
себя с определенной группой (партией,
классом, нацией), разделяет ее интересы
и претензии, бездумно оправдывает все
ее действия.смыкание
индивидуализма
и эгоизма,
когда, удовлетворяя собственный интерес,
человек, руководствующийся принципом
индивидуализма, может нанести ущерб
другим людям, эгоистически реализуя
себя «за их счет».
Отношение
человека к другим людям –
отношение «Я – Ты» – может носитьсубъект-субъектныйили
субъект-объектныйхарактер.
отношение
к
другим
людям
Я
= ТЫ Я
ТЫ
Субъект-субъектное
Субъект-объектное
Альтруизм
Эгоизм
Субъектный тип
отношений Я к Ты характерен для
гуманистической этики и проявляется вдиалогеЯ и Ты, когда Я подходит к
Ты как к равномусубъекту. Другой
человек выступает для Яцелью
общения. Я готов принимать и уважать
его право на «самость»: быть
индивидуальностью, личностью, самим
собой. В основе этого подхода лежат
принципы альтруизма и толерантности.
Объектный
тип отношений
превращает Ты в объект
моего воздействия, когда Другой становится
средством:
моего самоутверждения, удовлетворения
моих интересов и потребностей и т. д.
Этот подход характерен для этики
авторитарной и проявляется в монологической
форме общения.
В его основе лежат эгоизм и нетерпимость.
Отношение
человека к самому себетесным
образом связано с его самооценкой.
Отношение человека к самому себе
АдекватнаяСамооценка Неадекватная
высокая
низкая завышенная заниженная
индивидуализм эгоизм
комплекс
неполноценности
любовь к себе
нелюбовь к себе
Линия
водораздела здесь определяется различиями
авторитарного и гуманистического
подходов, особенно в пониманииэгоизма,
индивидуализма и любви к себе.
Моральное
поведение, опирающееся
на нравственное
сознание личности
и реализующее ее нравственные
отношения, является
итогом, результатом становления личности
и ее свободного выбора.
При
этом, если моральное сознание выступает
субъективированной
формой
этих отношений, то моральное
поведение есть их объективация,
их материализация. В этом смысле поведение
человека является показателем его
нравственной культуры.
Моральное поведение
мотив
Намерение
постановка цели
выбор средств
принятие
решения
поступок
ПОСЛЕДСТВИЯ
оценка
внутренняя самооценка
внешняя
оценка
(СОВЕСТЬ)
(общественное мнение)
Поступок– центральный момент нравственного
поведения, характеризующийспособность
человека к сознательной постановке
целей,выбору соответствующих
средств и самостоятельному, внутренне
свободному, морально ответственному
действию. Но кроме поступка нравственное
поведение личности предполагает также
егомотивацию иоценку(самооценку).
Мотивацияиграет рольимпульса, побудителя к
действию: мотив предшествует поступку
и продолжает свое действие во время его
совершения. Это очень сильный регулятор
человеческого поведения, не менее
важный, чем сам поступок: немотивированных
поступков не существует. Однако мотивы
и поступки могут не совпадать или не
соответствовать друг другу,связь
между ними неоднозначна:
Моральная
оценкав системе нравственной
регуляции выражаетосуждение или
одобрение поступка человека, его
поведения, образа мыслей или жизни на
основе требований морали.Основанием
оценок выступают моральные принципы,
нормы и идеалы, предписывающие человекудолжноеповедение. Сама же оценка
характеризуетсоответствие сущего
(того, что совершено)
должному. Возможна
оценка и будущих действий, когда оценка
выступает как способность предвидения
последствий поступка и в этом качестве
может одновременно служить его мотивацией.
Общество и общественные отношения
Практическое занятие № 1.
Тема: Общество и общественные отношения.
Цель: систематизация знаний по теме, осмысление ключевых понятий:
Общество, общественный прогресс, сферы жизни общества, соотношение материальных и духовных факторов развития;
Человек- существо социальное; формирование умений логически стройно и аргументировано излагать точку зрения.
Оснащение: Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 1 10 кл., Ч.2. – 11 кл. – М., 2012; Методические указания для обучающихся к практическим занятиям.
Ход занятия:
Теоретическая часть
Общество — это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Многообразные связи, возникающие между социальными группами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называются общественными отношениями.
Общество — это обособившаяся от природы (в данном случае под природой понимается совокупность естественных условий существования человека) часть мира.
В чем же состоит это обособление? В отличие от стихийных природных сил в центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа же существует и развивается по своим собственным, независимым от человека и общества законам.
Есть и еще одно обстоятельство: человеческое общество выступает в качестве творца, преобразователя, создателя культуры.
Сегодня важно осознать неразрывную связь природы и общества.
С одной стороны, природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воздействие на общественный прогресс, ускоряя или замедляя темп развития стран и народов, влияя на общественное разделение труда.
С другой стороны, и общество влияет на естественную среду обитания человека.
История человечества свидетельствует и о благотворном влиянии деятельности людей на естественную среду обитания, и о пагубных ее последствиях.
Так, в свое время были осушены болота вокруг Флоренции, ставшие затем цветущими землями. Сады и виноградники на склонах Кавказских гор, как и прекрасные рощи на островах Тихого океана,- дело рук человека. Вместе с тем известны случаи, когда стада домашних животных вытаптывали почву, объедали молодые побеги. Например, об античной Греции говорили, что ее могущество «съели» расплодившиеся козы.
Видный итальянский ученый и общественный деятель XX в. А. Печчеи писал: «Хорошо известно, что, увеличив свою власть над Природой, человек сразу же вообразил себя безраздельным господином Земли и тут же принялся ее эксплуатировать, пренебрегая тем фактом, что ее размеры и биофизические ресурсы вполне конечны». Сейчас уже поняли также и то, что в результате такой бесконтрольной человеческой деятельности жестоко пострадала некогда щедрая и обильная биологическая жизнь планеты, оказались частично истреблены ее лучшие почвы, а ценные сельскохозяйственные земли все более застраиваются и покрываются асфальтом и бетоном дорог, что уже полностью использованы многие наиболее доступные минеральные богатства, что вызываемое человеком загрязнение можно теперь найти буквально повсюду, даже на полюсах и на дне Океана, и что теперь последствия всего этого проявляются и на климате, других физических характеристиках планеты.
Конечно, все это вызывает глубокое беспокойство, однако мы не знаем, в какой мере при этом нарушается равновесие и расстраиваются циклы, необходимые для эволюции жизни вообще; много ли мы уже вызвали необратимых изменений и какие из них могут повлиять на нашу собственную жизнь сейчас или в будущем; неизвестно также, на какие запасы основных невозобновимых ресурсов мы можем реально рассчитывать и сколько возобновимых ресурсов и при каких условиях можем безопасно использовать. Поскольку «пропускная способность» Земли явно не безгранична, то, очевидно, существуют какие-то биофизические пределы, или «внешние пределы», для расширения не только человеческой деятельности, но и вообще его присутствия на планете».
Итак, говоря об обособлении общества от природы, мы имеем в виду присущие ему особенные черты, но не оторванность от природы и процессов ее естественного развития.
В философской литературе общество определяется как «динамическая система».
Слово «система» греческого происхождения, означает «целое, составленное из частей», «совокупность».
Таким образом, каждая система включает взаимодействующие части: подсистемы и элементы. Главное значение приобретают связи и отношения между ее частями.
Динамические системы допускают различные изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей и связей между ними.
Каковы же характерные черты общества как системы?
Во-первых, общество как система имеет сложный характер, поскольку включает в себя множество уровней, подсистем, элементов. Так, можно говорить о человеческом обществе в глобальном масштабе, об обществе в пределах одной страны, о различных общественных группах, в которые включен каждый человек (нация, класс, семья и т. п.).
Макроструктура общества как системы состоит из четырех подсистем, которыми являются основные сферы человеческой деятельности — материально-производственной, социальной, политической, духовной.
Каждая из этих известных вам сфер имеет свое собственное сложное строение и сама является сложной системой. Так, политическая сфера выступает как система, включающая в себя большое число компонентов — государство, партии и т. п. Но государство, например, тоже является системой с множеством составляющих.
Таким образом, любая из существующих сфер общества, являясь по отношению к обществу подсистемой, одновременно и сама выступает как достаточно сложная система.
Иными словами, общество — это сложная система систем, своего рода суперсистема.
Во-вторых, характерной чертой общества как системы является наличие в ее составе разнокачественных элементов, как материальных (различных технических устройств, учреждений и т. п.), так и идеальных (ценностей, идей, традиций и т. п.).
Например, экономическая сфера включает в себя предприятия, транспортные средства, сырье и материалы, производственные товары и вместе с тем экономические знания, правила, ценности, образцы экономического поведения и многое другое.
В-третьих, основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности. Это делает социальные системы более изменчивыми, подвижными, чем природные.
Общественная жизнь находится в постоянном изменении. Темпы и масштабы этих изменений могут быть различными; в истории человечества известны периоды, когда сложившийся порядок жизни не менялся в своих основах столетиями, но со временем темпы изменений стали нарастать.
Из курса истории вы знаете, что в обществах, существовавших в различные эпохи, происходили те или иные качественные изменения, в то время как природные системы тех периодов существенных изменений не претерпевали.
Этот факт свидетельствует о том, что общество — динамичная система, обладающая свойством, которое в науке выражается понятиями «изменение», «развитие», «прогресс», «регресс», «эволюция», «революция» и т. д.
Следовательно человек — это универсальный элемент всех социальных систем, поскольку он непременно включен в каждую из них.
В-четвертых, как и любая система, общество представляет собой упорядоченную целостность. Это означает, что компоненты системы не находятся в хаотичном беспорядке, а, напротив, занимают внутри системы определенное положение и определенным образом связаны с другими компонентами.
Так же как отдельные органы человека (сердце, желудок, печень и т. д.) не обладают свойствами человека, так и экономика, система здравоохранения, государство и другие элементы общества не имеют тех качеств, которые присущи обществу в целом. И только благодаря многообразным связям, существующим между компонентами социальной системы, она превращается в единое целое, т. е. в общество (как благодаря взаимодействию различных человеческих органов существует единый организм человека).
В-пятых, самодостаточность рассматривается в качестве главного отличия общества от составляющих его частей. В самом общем виде это способность создавать все необходимые условия для своего существования, производить все потребное для коллективной жизни людей.
Как органы человека не могут существовать вне целостного организма, так не может существовать ни одна из подсистем общества вне целого — общества как системы.
В-шестых, еще одна черта общества как системы заключается в том, что эта система относится к числу самоуправляемых. Управленческую функцию выполняет политическая подсистема, придающая согласованность всем компонентам, образующим социальную целостность.
В современном мире значительно усиливаются интеграционные связи между отдельными людьми, организациями и государствами, растет взаимосвязь между ними. Этот процесс исследователи назвали глобализацией. Глобализация многолика, она охватывает различные сферы жизни общества, включая и культуру. Но наиболее значительны проявления глобализации в экономике.
На уроках географии вы узнали, что мировое хозяйство образуют национальные хозяйства всех стран мира, связанные между собой всемирными экономическими отношениями. Добавим, что не менее значительную роль в глобализации экономики играют крупные международные компании — транснациональные корпорации (ТНК). Именно в их рамках устанавливаются сложные многозвенные производственные цепи.
Вот как описывает глобальный размах производства один зарубежный экономист: «Какая-нибудь деталь автомобиля (к примеру, сенсор в подушках безопасности) может быть разработана в Бостоне, собрана и испытана на Филиппинах, упакована на Тайване и вмонтирована в автомобиль фирмы «БМВ» в Германии для того, чтобы эта машина была успешно продана в Бразилии. Квалифицированный специалист в штате Массачусетс сотрудничает в этом процессе с неквалифицированным рабочим на Филиппинах, который, в свою очередь, работает с имеющим среднее образование молодым человеком на Тайване, и при этом все вместе они осуществляют один и тот же процесс с наиболее высокооплачиваемым в мире персоналом завода «БМВ» в Баварии всего лишь для производства детали, стоящей не более 50 долл.».
Масштаб деятельности таких компаний, которые фактически неподконтрольны национальным правительствам, впечатляющ. Около 600 транснациональных корпораций обеспечивают более пятой части общемирового промышленного и сельскохозяйственного производства, в частности в автомобильной промышленности 10 компаний обеспечивают 80% производства. Пять крупных ТНК контролируют более половины мирового производства товаров длительного пользования, самолетов, электронного оборудования.
Глобализации экономики способствует и развитие мировой торговли. Сегодня в нее включились новые группы стран, в частности развивающиеся страны, государства Восточной Европы, в которых утверждается рыночная система хозяйствования. В рамках больших региональных объединений произошла либерализация торговли, т. е. устранение различных барьеров и ограничений. Крупная зона свободной торговли сложилась в Западной Европе — Европейский союз, в Северной Америке соглашение о свободной торговле охватывает США, Канаду и Мексику. Собственный торговый блок формируют государства Азиатско-Тихоокеанского региона.
Развивать международную торговлю призвана и Всемирная торговая организация. Одним из главных принципов ее деятельности является устранение дискриминации в торговле, т.е. предоставление странам-участницам режима наибольшего благоприятствования в торговле друг с другом и в то же время уравнивание в правах товаров импортного и отечественного производства.
Глубокое взаимопроникновение экономик различных стран было бы невозможно без развития средств транспорта и связи. Особенно революционную роль здесь сыграл бурный прогресс электронных средств связи и коммуникации, в частности появление глобальной компьютерной сети — Интернета. Современные электронные технологии позволяют, к примеру, производить мгновенные финансовые операции между организациями и странами, удаленными друг от друга на десятки тысяч километров. Ежедневный объем таких операций превысил уже 1 трлн. долл. Это позволяет говорить о финансовой глобализации.
Исследователи отмечают противоречивые последствия процесса глобализации. Среди положительных моментов выделяют ее стимулирующее влияние на экономику. Товары теперь могут создаваться в любом месте мира в зависимости от того, где производство обойдется дешевле, и сбываться там, где их удается продать по наивысшей цене. Благодаря этому снижаются издержки производства, растет прибыль, появляются дополнительные возможности для дальнейшего развития производства. Те, кому не удалось включиться в эту новую экономику, будут неизбежно отставать, так как не смогут воспользоваться плодами международного разделения труда, кооперации, техническими достижениями развитых стран.
Глобализация сближает государства, заставляет их в большей степени учитывать интересы друг друга, предостерегает от крайних действий в политике и экономике (в противном случае международное сообщество может использовать различного рода санкции: ограничить торговлю, прекратить международную помощь, заморозить предоставление займа и т. п.).
Вместе с тем высказывается и немало критических суждений.
Глобализация производства ведет к глобализации продукции, поскольку потребитель стремится приобрести всемирно признанное изделие. Это, в свою очередь, может препятствовать развитию отечественного производства. Кроме того, насаждается некий единый стандарт потребления: по всему земному шару едят гамбургеры, пишут шариковыми ручками «Bic», используют компьютерное обеспечение фирмы «Microsoft» и т. п. Распространению этих стандартов способствует реклама в средствах массовой информации. К примеру, транснациональные компании, убеждая население купить тот или иной товар, тратят на рекламу около половины тех средств, которые во всем мире расходуются на образование.
Далеко не всегда успешной является деятельность международных экономических организаций. Так, условия предоставления кредитов Международным валютным фондом и Всемирным банком (МВФ создан в 1947 г. и специализируется на предоставлении краткосрочных займов; Всемирный банк, или Международный банк реконструкции и развития, образован в 1945 г., он предоставляет главным образом долгосрочные займы; Россия стала членом этих организаций в 1992 г.) нередко не учитывают специфику отдельных стран, а диктуются интересами промышленно развитых государств, под влиянием которых находятся обе организации.
Большую тревогу у многих вызывает глобализация в сфере культуры. Развив в наибольшей степени электронные средства информации, именно западные страны распространяют по всему миру свои культурные ценности через такие «продукты», как передачи новостей, фильмы, клипы, реклама и т. п. К примеру, из 4000 фильмов, которые показывает национальное телевидение Бразилии, более 90% созданы американской киноиндустрией. Это, как считают, ведет к ослаблению национальной культуры.
И наконец, глобализация мира вызвала появление общих проблем человечества, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс, судьбы цивилизации. В условиях усиления взаимосвязи и взаимозависимости стран и регионов отдельные события, противоречия, конфликты перерастают локальные рамки и приобретают общемировой характер.
Другой причиной возникновения глобальных проблем является активная преобразующая деятельность людей.
К глобальным проблемам относят в первую очередь следующие: предотвращение угрозы новой мировой войны, преодоление экологического кризиса и его последствий, сокращение разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами «третьего мира», стабилизация демографической ситуации на планете. Все большее значение в последнее десятилетие приобретают также проблемы охраны здоровья и предотвращения распространения СПИДа, наркомании, возрождение культурных и нравственных ценностей, борьба с международным терроризмом.
Глобальные проблемы взаимосвязаны. Так, решение экологических проблем невозможно без решения экономических вопросов, экономическое отставание стран «третьего мира» тесно связано с резким ростом народонаселения в них, не менее очевидно и то, что на обострение экологических и экономических проблем влияла гонка вооружений.
Разрушение небоскребов Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и гибель тысяч людей в результате атаки террористов 11 сентября 2001 г. заставили человечество по-новому оценить опасности, грозящие миру. На первый план выдвинулась задача борьбы с международным терроризмом, которая требует объединения усилий всех стран.
Практическая часть
Методические указания к выполнению практического занятия.
Задание № 1. Что возникло раньше: человек или общество? Спор возник очень давно, но и поныне есть сторонники различных точек зрения. Внимательно прочитайте предлагаемые три позиции и дайте аргументированный ответ по каждой из трёх позиций.
Задание № 2. Между природной средой и обществом существуют неразрывные связи. Вне природной среды жизнедеятельность человека невозможна. Раскройте роль природы в жизни человека и общества, привлекая сведения из истории, географии и других наук.
Задание № 5 Для более аргументированного ответа, используйте конкретные примеры из истории развития нашей страны и других стран мира. Для раскрытия понятия «динамическая система» вспомните значение слов- «система», «динамика».
Задание № 6. Глобальные проблемы, глобализация, глобальные информационные сети, глобальная мировая экономика- термины и проблемы возникающие в XX в. Процессы глобализации (взаимозависимости) в той или иной степени затронули практически все сферы человеческой деятельности. Политическая, экономическая, экологическая, промышленно- технологическая взаимозависимость стран в конце XX в. активно проявляется. Есть сторонники и противники глобализации. Прокомментируйте конкретную ситуацию, выскажите своё отношение к глобализации.
Содержание занятия.
Задание № 1. Что возникло раньше: человек или общество?
Приведите аргументы «за» или «против» по следующим трём позициям:
— Общество — это отношения между людьми, поэтому до появления человека никакого общества быть не могло. Появления человека несомненно предшествовало зарождению общества.
— «Человек по природе своей есть животное общественное… Общество существует по природе и по природе предшествует каждому человеку»
(Аристотель)
— Становление человека и общества шло параллельно: изменения в одном приводили к изменениям в другом.
Задание № 2. Какова роль природы в жизни человека и общества?
Конкретизируйте положение «Природа — кладовая ресурсов, необходимых для человека в его производственной деятельности». Можно ли считать эти ресурсы неисчерпаемыми? Каковы причины нынешнего экологического кризиса? Укажите основные пути, предлагаемые сегодня для его преодоления.
Задание № 3. Движение «зелёных»: «за» и «против». В борьбе за чистоту атмосферы, воды, против ядерной угрозы движение «зелёных» делает много полезного. «Зелёные» входят в Европейский парламент. Организация «Гринпис» объединяет десятки национальных движений. Вместе с тем их деятельность не все и не всегда одобряют. Есть точка зрения, что не редко их выступления инициируют и поддерживают конкуренты предприятий, которые объявляются загрязнителями окружающей среды. К примеру, «зелёные» выступают против биотехнологий, которые используются для изучения рака и СПИДа, при диагностике наследственных заболеваний. С помощью этих технологий производят более чистые лекарства, средства для нейтрализации нефтяных и ядовитых отходов и многое другое.
Обсудите позиции сторонников и критиков движения в защиту окружающей среды.
Выскажите свою точку зрения.
Задание № 4. Некоторые исследователи, исходившие из аналогии живого организма и общества, считали, что роль кровообращения в обществе выполняет торговля, функции головного мозга — государство, экономическая жизнь подобна обмену веществ в организме.
Разделяете ли вы такой подход? Свою позицию обоснуйте?
Задание № 5. Известно, что в отдельные периоды общество может переживать так называемый застой. Означает ли это, что динамика есть лишь одно из состояний общества наряду с застоем, «равновесием» и т.п.?
Почему же общество называют динамической системой?
Задание № 6. Кто и почему выступает против глобализации?
В декабре 1999 г. в американском городе Сиэтле состоялась конференция Всемирной торговой организации. С протестами против ВТО выступили сотни тысяч людей. Среди них были экологи, профсоюзные активисты и идейные противники глобализации. Для разгона демонстрации полиции пришлось применить слезоточивый газ и резиновые пули.
Чем можно объяснить столь значительную акцию протеста, направленную против глобализации и ВТО?
Задание № 7. Какая сфера важнее?
1.
2.
Социальные отношения
Определите сущность каждого из подходов, выдвиньте свои аргументы «за» и «против» этих точек.
Задания для проверки и самопроверки.
1. Какое из суждений точнее отражает соотношение природы (в узком смысле) и общества:
а) общество- часть природы
б) природа- часть общества
в) общество и природа образуют во взаимосвязи реальный единый , мир
г) общество, создав культуру, потеряло связь с природой.
2. Найдите ошибку в суждениях:
а) природа- это неисчерпаемая кладовая ресурсов;
б) природа- это всё, что окружает человека.
3. Какое из суждений более точно отражает связь общества и природы:
а) человек и общество в целом всё больше зависят от природы
б) зависимость людей от природы ослабевает
в) в одних отношениях зависимость человека от природы возрастает, в других- ослабевает
4. Найдите ошибку в суждениях:
а) человек и общество — часть природы и подчиняются всем её законам
б) человек — существо социальное и живёт только по законам общества.
5. Какое из суждений более точно отражает связь природы и общества:
а) появление человеческого общества привело в конечном счёте к нарушению
природного равновесия;
б) общество — слишком незначительная часть природы, чтобы существенным образом влиять на её состояние.
в) общество, влияя на природу, наносит ей серьезный ущерб, то же можно сказать о влиянии природы на общество
г) общество и природа взаимно обуславливают друг друга: нет общества вне природы, нет природы вне общества
6. Какие из перечисленных признаков присущи любому социальному институту;
а) выборность главы организации
б) следование установленным способам деятельности, образцам поведения
в) подчинение вышестоящих нижестоящим
г) опора на научные знания при осуществление своей деятельности
7. Укажите неверное утверждение:
а) общественные институты сложились в современном обществе
б) внутри каждого общественного института существует разграничение функций и полномочий
в) свои общественные институты существуют в каждой сфере жизни общества
г) отдельные общественные институты очень устойчивы и мало меняются со временем.
8. Установите соответствие между общественными институтами и сферами жизни общества:
а. Государство а. экономическая сфера
б. Банковская система б. Политическая сфера
в. семья в. социальная сфера
г. образование г. духовная сфера
9. Установите соответствие между типом общества и характеристикой его развития:
А) традиционное
Б) индустриальное
В) постиндустриальное
Г) аграрное
А) основной сферой экономики является сельское хозяйство
Б) ускоренными темпами развивается сфера связи коммуникаций
В) наука становится непосредственной производительной силой
Г) положение человека в обществе определяется его принадлежностью к определенным социальным группам
10. Общество, в котором утвердились стандарты массового производства и массового потребления называется:
а) информационным
б) индустриальным
в) традиционным
г) постиндустриальным
ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫЕ — Новая философская энциклопедия
ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫЕ – отношения, включающие в качестве своих элементов: 1) субъектов с их статусами и ролями, ценностями и нормами, потребностями и интересами, стимулами и мотивами; 2) содержание деятельности субъектов и их взаимодействий, характер этих взаимодействий – эквивалентность или неэквивалентность социальных обменов, степень самостоятельности или контролируемости действий; 3) оценку отношений, осуществляемую субъектами путем сравнения элементов своих отношений с элементами отношений др. субъектов, участвующих в подобных отношениях; 4) структуры и нормы, обеспечивающие устойчивость отношений, институционализацию их воспроизводства в повседневной жизни.
Субъектами общественных отношений выступают индивиды, малые и большие группы, территориальные общности, этносы, организации, социальные институты, сами большие общества как целостности. Соответственно различают отношения межличностные, внутригрупповые и межгрупповые, локальные, этнические, организационные, институциональные, внутристрановые и международные. Наблюдаются также многообразные субъектно-смешанные отношения, когда индивид взаимодействует с организацией, организация оказывается в конфликте с этносом и т.д.
По предметному содержанию общественные отношения дифференцируются соответственно основным сферам жизнедеятельности общества на: экономические, социальные, политические, моральные, идеологические и др. Каждый из этих типов общественных отношений имеет свои основания, отличающие его от др.: экономические отношения складываются на основе производства, обмена и распределения товаров и услуг; социальные – на основе статусов различных субъектов в социальной структуре и в обществе в целом; политические – на основе публичной власти и т.п. Конкретное содержание каждого типа общественных отношений исторически изменяется вместе с изменением всего общества. Возникнув, новые элементы общественных отношений постепенно утверждаются в повседневной жизни людей, приобретают характер институтов социальных [ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫЙ], устойчиво воспроизводящих себя и свои взаимоотношения со средой.
Весьма разнообразны общественные отношения по их характеру, внутреннему своему содержанию. Различают непосредственные и опосредствованные, прямые и косвенные, формализованные и неформализованные отношения. Важнейшее значение для субъектов общественных отношений имеет паритетность или диспаритетность их взаимоотношений: равенства и неравенства, кооперации [КООПЕРАЦИЯ] и конкуренции, господства [ГОСПОДСТВО] и подчинения, антагонизма [АНТАГОНИЗМ] и сотрудничества. Не менее существенна тенденция, при которой общественные отношения становятся силой, господствующей над субъектами, превращаются в отчуждение [ОТЧУЖДЕНИЕ] их взаимодействий.
В философском аспекте ключевым является вопрос о характере взаимосвязей между различными типами общественных отношений: имеют ли их взаимосвязи плюральный, многофакторный характер, или же более обоснованно монистическое разделение всех типов общественных отношений на две группы – детерминирующие (первичные, материальные) и детерминируемые (вторичные, идеологические).
Созданное К.Марксом [МАРКС] и Ф.Энгельсом [ЭНГЕЛЬС] материалистическое понимание истории исходит из монистического деления, позволяющего с единых позиций объяснить всю историю человечества, принципиальную структуру, функционирование и развитие каждого общества. Марксизм выделяет экономические, производственные отношения как материальные, характер которых детерминируется производительными силами общества и не зависит от воли и сознания людей. Они служат базисом, на котором формируются в виде надстройки соответствующие ему (детерминируемые им) политические, правовые, нравственные и иные идеологические отношения (см. Базис и надстройка [БАЗИС И НАДСТРОЙКА]). По мере развития производительных сил они вступают в противоречие с производственными отношениями, что приводит к революционному изменению базиса и надстройки, всей системы общественных отношений. Одна формация общественная [ФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫЕ] сменяется др. Причинно-следственная зависимость идеологических отношений от материальных не однозначна и включает обратное воздействие надстроечных отношений на базисные; напр., социалистическая революция начинается со слома прежней политической надстройки и создания новой, которая активно строит базис социалистического общества и сама изменяется под его воздействием.
В общественной науке 20 в. распространены и иные подходы. Так, М.Вебер [ВЕБЕР М.] обосновал значительную роль духа протестантизма (его ценностей и норм) в становлении буржуазных экономических отношений в Западной Европе и Северной Америке. Этот исторический пример интерпретируется как одно из доказательств определяющего влияния культуры на экономику. П.А.Сорокин [СОРОКИН] на основе исследования истории культуры многих стран мира за 2 тысячи лет предложил социокультурный подход, в котором культурные и социальные отношения (включая экономические) соотносятся как равновлиятельные, а не односторонне детерминирующие функционирование и эволюцию общества.
Наиболее общей и влиятельной концепцией плюральных взаимосвязей общественных отношений как целостной системы является структурный функционализм (Т.Парсонс [ПАРСОНС], Р.Мертон). За исходный пункт здесь принимается структура социального действия [СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ], включающая четыре функции (адаптацию, целедостижение, интеграцию, латентность) и соответствующие подсистемы (поведенческую, личностную, социальную, культурную), каждая из которых объединяет совокупность факторов и отношений. Взаимосвязь между этими подсистемами имеет двойственный характер: потоки детерминирующей энергии движутся от поведенческой подсистемы через личностную и социальную к культурной; но иерархия [ИЕРАРХИЯ] информационного контроля имеет противоположную направленность: содержащиеся в культуре информационные обобщения высшего порядка контролируют соответствующие обобщения социальной, затем личностной и, наконец, поведенческой подсистем. Реальная взаимосвязь четырех подсистем отношений, образующих целостную систему, оказывается сложной результирующей двух противоположно направленных потоков воздействий.
Новейшие подходы к пониманию природы и взаимосвязей общественных отношений акцентируют внимание на человеке как субъекте деятельности и отношений (Маргарет Арчер, У.Бакли, Э.Гидденс, М.Крозье, А.Турен [ТУРЕН], П.Штомпка, А.Этциони). В дополнение к структурно-функциональной модели предлагаются концепции морфогенеза, взаимозависимости деятелей и систем, социальной реальности как некоторого коэффициента деятельности. Вновь в поле зрения оказывается гуманистический подход раннего Маркса, его диалектическая концепция деятельности, проблема преодоления отчуждения человека.
Литература:
1. Вебер М. О некоторых категориях понимания социологии. – Он же. Избранные произведения. М., 1990;
2. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 13;
3. Парсонс Т. Понятие общества. – «Tesis», 1993, т. 1, № 2;
4. Сорокин П. Родовая структура социокультурных явлений. – В кн.: Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992;
5. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996;
6. Archer M. Culture and Agency. Cambr., 1988;
7. Crozier M., Freiberg E. Actors and Systems. Chi. – L., 1980;
8. Eizioni A. The Active Society. N. Y., 1968;
9. Giddens A. The Constitution of society. Cambr., 1984;
10. Luhmann N. Sociale Systeme. Fr./M., 1993;
11. Merton R. Social Theory and Social Structure. Glencoe, 1968;
12. Parsons T. The Social System. N. Y., 1964;
13. Touraine A. The Self-production of Society. L., 1977.
H.И.Лапин
Источник:
Новая философская энциклопедия
на Gufo.me
Значения в других словарях
- ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫЕ —
ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫЕ — англ. relations, social; нем. Verhaltnisse, gesellschaftliche. Многообразные связи между соц. группами и структурами (классами, нациями и т. д.), а также внутри них; совокупность отношений полит., соц.-экономических и др. см. ОБЩЕСТВО.
Социологический словарь
с сочувствием, но на расстоянии — категория «Общество»
Фото: pixabay.com
Результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ, показали, что большинство россиян осведомлены о проблемах людей с инвалидностью и считают, что они нуждаются в поддержке и внимании. При этом далеко не все из них готовы включать инвалидов в близкий круг общения.
Исследование было проведено Аналитическим центром НАФИ совместно с Советом по делам инвалидов при Совете Федерации в сентябре 2019 года.В нем приняли участие 1600 человек в возрасте старше 18 лет из 150 населенных пунктов в 52 регионах России. Помимо обычных граждан в опросе приняли участие 487 руководителей малого и среднего бизнеса. Статистическая погрешность результатов исследования не превышает 3,4%.
По данным Росстата, общая численность инвалидов в России на начало 2019 года составила около 12 млн человек. Среди них – 5 млн мужчин, 6,9 млн женщин и 636 тысяч детей-инвалидов.
Как показали результаты исследования, общее представление о проблемах людей с ивалидностью имеет почти половина (46%) участников опроса. Около трети респондентов (30%) не знакомы ни с инвалидами, ни их проблемами.
Инвалидность – это большие проблемы
Большинство россиян считает, что инвалиды сталкиваются со многими сложностями. Наиболее значимыми из них, по мнению участников опроса, являются получение образования, трудоустройство, создании семьи. Проще говоря, трудности в самореализации в жизни.
84-86% респондентов считают, что инвалиды испытывают проблемы в том, чтобы получить профессию, достигать желаемого уровня дохода, полноценно путешествовать и отдыхать, поддерживать свое здоровье. На втором месте, по их мнению, – барьеры, связанные с созданием семьи и выполнением роли родителя (78-79%). 70% россиян считают, что инвалидам сложнее получить желаемое образование, самореализовываться и иметь хобби (58%).
Инвалиды – социально уязвимая группа населения
По мнению большинства участников исследования (63%) люди с инвалидностью являются одной из наиболее социально уязвимых групп населения. Более половины опрошенных (54%)считают, что инвалиды в России не обеспечены необходимой медицинской помощью, лекарствами и средствами реабилитации.
Большинство респондентов (65%) считают, что инвалид в семье – это большая нагрузка на его родных и близких. 11% придерживается противоположного мнения.
Отношение к инвалидам: с сочувствием, но на расстоянии
Большинство россиян (77%) считает, что люди с инвалидностью нуждаются в сочувствии и поддержке. Достаточно большое число людей (21%) помогает им не на словах, а на деле, оказывая благотворительную помощь.
Однако многие россияне все же избегают общения с инвалидами (25%). 21% опрошенных не готовы включить их в близкий круг общения. 40% респондентов считает, что люди с инвалидностью замкнуты и предпочитают общаться с такими же, как они.
48% участников опроса ответили, что могут поддерживать дружеские отношения с инвалидами, однако вступать с ними в близкие отношения и создавать семьи не готовы. Особенно категоричны в этом вопросе молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет (55%).
Люди с инвалидность имеют потенциальные возможности
Россияне, принимавшие участие в опросе, считают, что для людей с инвалидностью в настоящее время существует достаточно много возможностей, чтобы добиться успеха в жизни. 47% респондентов отметили, что для инвалидов доступны такие сферы жизнедеятельности, как спорт, и политика. Хотя они и признают, что в реальной жизни такие случаи, скорее, не правило, а исключение.
21% респондентов отметили, что в настоящее время у людей с инвалидностью появляется все больше шансов на нормальную жизнь благодаря новым технологиям и достижениям медицины.
Комментарии
Галина Карелова, заместителя председателя Совета Федерации:
– Создание равных возможностей и комфортных условий для жизни людей с инвалидностью – основное направление деятельности Совета по делам инвалидов при Совете Федерации. Исследование НАФИ особенно актуально для нас. Его данные – индикатор обратной связи эффективности принимаемых государством мер в сфере социальной защиты. Результаты еще раз говорят о необходимости преодоления стереотипов и сложившихся установок, формирования правильного отношения общества к инвалидам. В нашей стране много примеров талантливых и успешных людей с инвалидностью, которые добиваются успехов в профессии, ведут активный образ жизни. Наша задача – усилить работу по расширению возможностей инвалидов, разработать дополнительные меры и создать условия для реализации их профессионального, интеллектуального и творческого потенциала.
Елена Никишова, руководитель направления социально-экономических исследований Аналитического центра НАФИ:
– Решение проблемы начинается с ее осознания, и в этом плане российское общество в начале пути. Россиянам необходимо привыкнуть к тому, что инвалидов можно увидеть не только в больницах, но и на работе, в школах и других общественных местах. Один из первых шагов здесь – создание позитивного медийного фона. Участие людей с инвалидностью в Паралимпиаде, в показах мод, продвижение в сети известных инстаграм-блогеров поможет обычным людям принять инвалидов в качестве полноценных членов общества. Это особенно важно для молодежи, поскольку она наименее осведомлена о темах, связанных с инвалидностью.
Изменение отношения к людям с ограниченными возможностями | Инвалиды
Изменение отношения к людям с ограниченными возможностями
НЬЮ-ЙОРК, Соединенные Штаты Америки, 3 декабря 2012 г. — Стигма, невежество, пренебрежение, суеверия и коммуникативные барьеры являются одними из социальных факторов, объясняющих дискриминацию и изоляцию от общества, с которыми сталкиваются дети с ограниченными возможностями.
|
Многие дети сталкиваются с дискриминацией и изоляцией.ЮНИСЕФ способствует изменению взглядов, чтобы все дети могли участвовать во всех сферах жизни. Смотреть в RealPlayer |
Инвалидность — это социальная проблема. Он является результатом взаимодействия между людьми с «длительными физическими, умственными, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными препятствиями могут препятствовать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими» (статья 1 Конвенции о правах инвалидов).
Инвалидность — это не само по себе нарушение, а скорее отношение и экологические барьеры, которые приводят к инвалидности. Дети с ограниченными возможностями часто «невидимы» для поставщиков услуг, и они подвергаются большему риску насилия, чем их сверстники, не являющиеся инвалидами. Дети с ограниченными возможностями часто непропорционально помещаются под альтернативный уход, а не остаются со своими семьями.
Эти вопросы вызывают озабоченность по поводу их защиты.
Стратегия ЮНИСЕФ заключается в поощрении как признания всех детей полноправными членами общества, так и уважения всех их прав без какой-либо дискриминации.Мы работаем с партнерами, чтобы способствовать включению детей с ограниченными возможностями в общество, стимулируя изменение отношения и практики широкой общественности и поставщиков услуг по отношению к детям с ограниченными возможностями.
ЮНИСЕФ также работает с правительствами, чтобы обеспечить, чтобы члены семей людей с ограниченными возможностями, которые часто являются основными опекунами, и сами дети с ограниченными возможностями получали помощь от государства на покрытие расходов, связанных с инвалидностью, на соответствующее обучение, консультации, финансовую помощь и временную отсрочку. забота.Мы также поддерживаем усилия по обеспечению доступности всех программ, включая развлекательные программы, общественные услуги, объекты и соответствующие здания.
.
ВОЗ | Тест на отношение к старению
Пройдите тест на отношение к старению в качестве первого шага в своем противостоянии эйджизму. Сравните свое отношение с этими широко распространенными взглядами на старение и пожилых людей и узнайте, что вы знаете о старении и пожилых людях.
1 «Все пожилые люди такие же».
Пояснение: Нет типичного пожилого человека, потому что чем старше мы становимся, тем разнообразнее становимся.Стереотипы — это предположение, что все члены группы одинаковы. Стереотипы — это всегда ошибка, особенно когда дело касается возраста.
2 «Плохое здоровье неизбежно в пожилом возрасте».
Пояснение: Хотя большинство людей со временем будут испытывать проблемы со здоровьем, старение не обязательно ведет к болезням и инвалидности. Здоровье и способности пожилых людей сильно различаются, и хронологический возраст не определяет дееспособность.Например, некоторые 80-летние люди столь же умственно и физически подвижны, как и некоторые 30-летние.
3 «Пожилым человеком считается лицо в возрасте 60 лет и старше».
Пояснение: Старение — это нормальный процесс человеческого развития, который продолжается на протяжении всей жизни. Нет возраста, в котором ты вдруг станешь старше!
И все же «пожилой возраст», а не то, что люди на самом деле могут достичь, используется, чтобы сообщить людям, когда они должны прекратить работать, или могут ли они получить медицинский осмотр или уход, или имеют ли они право иметь водительские права, например .
4 «Мое отношение к старению практически не влияет на мое здоровье».
Объяснение: Негативное отношение к старению может серьезно повлиять на ваше здоровье и продолжительность жизни. Исследователи обнаружили, что пожилые люди, которые отрицательно относились к старению, жили в среднем на 7,5 лет короче, чем те, кто этого не делал.
(Леви Б.Р. и др. Долголетие увеличивается за счет положительного самовосприятия старения.Журнал личности и социальной психологии 2002 83 (2): 261-270.)
5 «Старение — препятствие на пути к хорошей жизни, которое необходимо преодолеть».
Пояснение: Хотя многие люди думают о старении как о проблеме, у старения есть много преимуществ. Например, социальные и эмоциональные навыки улучшаются с возрастом благодаря самопознанию, навыкам саморегуляции и поддержанию стабильных социальных отношений, которые пожилые люди сформировали за эти годы.
Однако страх старения значительно усложняет управление изменениями, связанными со старением. Негативное отношение к старению может нанести ущерб нашему самоощущению, ограничить наши возможности и перспективы, изолировать нас от других в обществе и фактически сократить нашу жизнь.
6 «Пожилые люди истощают экономику, в том числе системы здравоохранения».
Пояснение: Пожилые люди вносят значительный вклад в развитие нашего общества, многие из которых остаются незамеченными.Например, во всем мире пожилые люди обеспечивают уход за детьми, укрепляют сообщества и оказывают экономическую поддержку своим детям и внукам.
Исследование, проведенное в Соединенном Королевстве, показало, что пожертвования пожилых людей в виде налогов, расходов и других видов деятельности на 50 миллиардов долларов США больше, чем деньги, потраченные на пожилых людей в виде пенсий, социального обеспечения и здравоохранения вместе взятых.
(Кук Дж. Социально-экономический вклад пожилых людей в Великобритании.Работа с пожилыми людьми, 2011 15 (4): 141-146.)
7 «Эйджизм означает негативное отношение и / или дискриминацию людей по причине их возраста».
Объяснение: Эйджизм — это негативные стереотипы, предрассудки или дискриминация людей по признаку возраста. Это может повлиять на кого угодно, но более вероятно, что это повлияет на пожилых людей.
Эйджизм может серьезно повлиять на политику и услуги, которые, в свою очередь, оказывают негативное влияние на пожилых людей.Понимание этого и борьба с эйджизмом — первый шаг к тому, чтобы сделать мир более благоприятным для пожилых людей.
8 «Я могу быть эйджистом и не знать этого».
Объяснение: В большинстве случаев мы не осознаем нашего негативного отношения к пожилым людям и к старению. Однако глобальный опрос 57 стран показал, что 60% людей считают, что пожилых людей не уважают. (Обзор мировых ценностей, 2010-2014 гг.)
Негативное отношение везде.СМИ часто представляют пожилых людей милыми, но забывчивыми. Поздравительные открытки обычно шутят о старении. Мы также часто говорим людям, что они выглядят моложе своего возраста, что подразумевает комплимент, но подразумевает, что мы думаем, что стареть — плохо само по себе.
Осознание нашего повседневного негативного отношения к пожилым людям и самосовершенствование — это первый шаг к использованию преимуществ старения и пожилого возраста.
9 «Мы можем бороться с эйджизмом!»
Пояснение: Мы все можем изменить свое отношение к лучшему, и это так же просто, как ABC .
Осведомленность: критически важной отправной точкой является признание нашего собственного отношения и предубеждений в отношении старения и пожилых людей.
Поведение: следите за возрастным поведением внутри и вокруг нас, бросайте им вызов.
Связи: общаются с людьми всех возрастов. Справедливое общество для всех возрастов требует сотрудничества между поколениями.
Чтобы узнать больше, просмотрите наши веб-страницы на этом сайте.
Проверить свои ответы
.
Медведев призывает общество изменить отношение к охране окружающей среды — RT Россия и бывший Советский Союз
9 июн, 2011 12:17
Follow RT on
Какие бы экологические законы ни принимались, они не будут эффективными, если общество не изменит свое отношение к экологии, заявил президент России Дмитрий Медведев на заседании Госсовета.
Госсовет собрался в четверг в городе Дзершинск для обсуждения вопросов экологии. Открывая заседание, Дмитрий Медведев отметил, что, к сожалению, сегодня защита окружающей среды в России не является приоритетной и рассматривается только после решения всех остальных проблем.Он подчеркнул, что необходимо изменить такое отношение к экологии. Этого можно добиться, воспитывая в нации с детства экологическую культуру и делая это практически. По словам президента, у России длинный список экологических проблем — как новых, так и «унаследованных» страной с советских времен. Общий объем накопленных в стране опасных отходов составляет более 30 миллиардов тонн. Преодоление экологического ущерба «это большая и сложная тема», решение которой требует как государственных, так и частных инвестиций.Медведев подчеркнул, что вопросы охраны природы должны стать «модными» не только для экологов, но и для бизнесменов и государственных чиновников. «Никто не любит платить за экологию», — заметил Медведев. Однако за рубежом выделять деньги на охрану окружающей среды вполне естественно, а в России на это готовы только самые «зрелые» бизнесмены. Президент также призвал нижнюю палату, Государственную Думу, отдать приоритет экологическим законопроектам при их рассмотрении до принятия.Днем ранее — во время неформальной встречи с экологами в Кремле — Медведев резко раскритиковал правительство за невыполнение его распоряжений по совершенствованию законодательства об охране окружающей среды, которые были даны по итогам Государственного совета в мае 2010 года. Выступая на заседании в четверг, он дал правительству месяц на завершение работы над тремя документами, которые до сих пор не прошли в парламент. Участник встречи, директор Всемирного фонда дикой природы России Игорь Честин, отметил, что Россия нарушает свои обязательства по программе «безотходность», объявленной в Заявочной книге Олимпийских игр Сочи 2014, представленной в Международный олимпийский комитет в 2008 году.Цель проекта «Игры с нулевыми отходами» — разработать план управления отходами, в котором основное внимание уделяется устойчивому потреблению, переработке и безопасному удалению. Комментируя отчет Честина, президент Медведев подчеркнул, что нарушения обязательств программы недопустимы. Он сказал, что правительство должно снова обсудить этот вопрос вместе с экологами. Ранее в четверг Медведев поручил вице-премьеру Игорю Сечину изучить возможность получения средств на экологические программы в рамках Киотского протокола — юридически обязывающего соглашения, согласно которому промышленно развитые страны должны сокращать Выбросы парниковых газов.«Пока мы подписали Киотский протокол, нам нужны средства. Игорь Иванович [Сечин], взгляните на этот вопрос, потому что мы не использовали в полной мере деньги, причитающиеся нам по Киотскому протоколу, — сказал он, цитирует Интерфакс.
Следуйте за RT по телефону .
Отношение
हिंदी साहित्य: पेन ड्राइव कोर्स
Это только в:
Get — Indian Economy Quick Book (последний выпуск) — и другие книги и журналы Drishti на Amazon! Uttar Pradesh PCS — Syllabus, Test Series & Notes — Click Here
близко
- Домой
- Программа обучения английскому языку
- Магазин Дришти
- Сделайте заметку
- Авторизоваться
- регистр
Язык: EN हिंदी
Поиск
RSS
Корзина
Школьный класс
Меню
- Отборочные
- О государственных службах
- и стратегия
- Предварительная программа UPSC
- GS Prelims Стратегия
- Предварительный анализ
- Документы за предыдущие годы
- GS Paper-I (по годам)
- GS Paper-I (Subject Wise)
- CSAT
- Стратегия CSAT
- CSAT MCQ
- Документы за предыдущие годы
- Контрольная работа
- 60 шагов до отборочных испытаний
- Prelims Refresher Program 2020
Программа
- Сеть и интервью
- Учебный план и стратегия сети
- Сеть GS Syllabus
- Сеть GS Стратегия
- Практика написания ответов от сети
- Эссе
- Учебный план и стратегия сети
.