Отрасли социальной психологии и их характеристики: Введение в социальную психологию: предмет и отрасли
Отрасли социальной психологии — Студопедия
Задачи, решаемые социальной психологией как наукой, а также большое разнообразие и сложность изучаемых его феноменов предопределили взаимодействие и развитие её конкретных отраслей.
Этническая психология – отрасль социальной психологии, которая изучает психологические особенности людей как представителей различных этических общностей.
Психология религии – отрасль социальной психологии, изучающая психологию людей, вовлеченных в различные религиозные общности, а также их религиозную деятельность.
Политическая психология – отрасль социальной психологии, исследующая различные стороны психологических явлений и процессов, относящихся к сфере политической жизни общества и политической деятельности людей.
Психология управления – отрасль социальной психологии, уделяющая главное внимание анализу проблем, связанных с воздействием на группы людей, общество в целом или отдельные его звенья с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития.
Психология социального воздействия – отрасль социальной психологии, занимающаяся изучением особенностей, закономерностей и методов влияния на людей и группы в различных условиях их жизни и деятельности.
Психология общения – отрасль социальной психологии, раскрывающая своеобразие процессов развития отношений и обмена информацией между людьми и социальными группами.
Психология семьи – ставит перед собой задачу всестороннего изучения специфики отношений между членами семьи.
Социальная психология личности – отрасль социальной психологии, исследующая человека, включённого в различные общественные и межличностные отношения.
Психологи масс – отрасль социальной психологии, изучающая особенности поведения людей в толпе, в условиях паники и страха, психологические особенности функционирования слухов и мифов, массовых коммуникационных процессов и т.д.
Конфликтология – отрасль социальной психологии, направленная на исследование психологии специфики и содержания различных конфликтов и выявление наиболее эффективных путей их разрешения.
Для того чтобы продуктивно развиваться, социальная психология должна поддерживать закономерные и прочные связи с другими науками, которые выстраиваются на взаимной основе.
Общая психология – позволяет социальной психологии более точно понять и методологические правильно осмыслить психологические особенности личности, являющейся субъектом общественных отношений и носителем социальной психики.
Политические науки помогают социальной психологии правильно понять, какие политические явления (и как) влияют на социальную психику людей в условиях политической жизни и деятельности.
Экономические науки, раскрывая сущность и своеобразие функционирование экономических процессов в обществе, показывают, как они влияют на общественные отношения и сознание людей.
Культурологи и этнология, исследуя особенности культурного и этнического развития различных этнических общностей, дают возможность социальной психологии адекватно и правильно интерпретировать влияние культуры и социальной принадлежности на специфику проявления социально-психологических феноменов.
Педагогические науки представляют социальной психологии информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по социально-психологическому обеспечению этих процессов.
Отрасли социальной психологии
Задачи, решаемые социальной психологией как наукой, а также большое разнообразие и сложность изучаемых ею феноменов предопределили возникновение и развитие ее конкретных отраслей.
Этническая психология — отрасль социальной психологии, которая изучает психологические особенности людей как представителей различных этнических общностей.
Психология религии — это отрасль социальной психологии, изучающая психологию людей, вовлеченных в различные религиозные общности, а также их религиозную деятельность.
Политическая психология — отрасль социальной психологии, исследующая различные стороны психологических явлений и процессов, относящихся к сфере политической жизни общества и политической деятельности людей.
Психология управления (организационная психология) — отрасль социальной психологии, уделяющая главное внимание анализу проблем, связанных с воздействием на группы, общество в целом или отдельные его звенья с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития.
Психология социального воздействия — слабо пока развитая отрасль социальной психологии, занимающаяся изучением особенностей, закономерностей и методов влияния на людей и группы в различных условиях их жизни и деятельности.
Психология общения раскрывает своеобразие процессов развития отношений и обмена информацией между людьми и социальными группами.
Психология семьи (семейных отношений) ставит перед собой задачи всестороннего изучения специфики отношений между членами начальной ячейки человеческого общества.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Социальная психология личности — отрасль социальной психологии, исследующая человека, включенного в различные общественные и межличностные отношения.
Психология масс — отрасль социальной психологии, изучающая особенности поведения людей в толпе, в условиях паники и страха, психологические особенности функционирования слухов и мифов, массовых коммуникационных процессов, рекламы и др.
Психология конфликтных отношений (конфликтология) — бурно развивающаяся отрасль социальной психологии, нацеленная на доскональное исследование психологической специфики и содержания различных конфликтов и выявление наиболее эффективных путей их разрешения.
Поможем написать любую работу на аналогичную
тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
Book: Социальная психология
Е.А. Овсянникова, А.А. Серебрякова
Социальная психология
title: Купить книгу «Социальная психология»:
feed_id: 5296
pattern_id: 2266
book_author: Серебрякова А. + Овсянникова Елена
book_name: Социальная психология
Для студентов очного и заочного обучения, обучающихся по специальности 050100.62 «Педагогическое образование», для руководителей и всех тех, кто по роду своей деятельности работает с людьми и интересуется психологией.
Рецензенты:
Кандидат психологических наук, доцент кафедры медицинской психологии и психофизиологии Санкт-Петербургского государственного университета Р.О. Серебрякова
Кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой социальной психологии Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова О.П. Степанова
Предисловие
Несомненно, социальная психология – это дисциплина со своей историей, героями, теориями, методиками и жаргоном. Но в лучших своих проявлениях эта наука изучает душу общества и держит руку на пульсе всего человечества. В последние годы она постепенно выходит на центральные позиции. Когда в других областях психологии ученые также осознали, что для понимания закономерностей мышления, чувств и действий человека важно знать его социальное окружение и межличностную динамику, то и там в исследования начали включать социальные аспекты. В итоге мы имеем социальное познание, социальное научение, социальную эволюцию, социальную теорию личности и множество других пограничных дисциплин, обогащающих наше понимание человеческой сущности.
Учебное пособие по дисциплине «Социальная психология» имеет следующую структуру: оглавление, предисловие, теоретический материал, вопросы для контроля знаний по каждому разделу, проверочный тест по всему курсу, примерный перечень тем рефератов, глоссарий, список использованной и рекомендуемой литературы.
Студенты, изучившие данный курс, должны иметь знания о предмете социальная психология личности; об основных зарубежных и отечественных социально-психологических теориях личности; современных представлениях о социализации личности и теориях социализации; социальном статусе и социальных ролях личности; социальных установках и ценностных ориентациях личности; социально-психологических качествах и социальной идентичности личности; изучить историю экспериментальных исследований аттитюдов, классических социально-психологических экспериментов в области социального влияния и социально-психологических исследований отношений личности.
Также они должны научиться анализировать социальные нормы, эффекты группового влияния на личность и использовать полученные данные при объяснении социального поведения человека. Студенты, изучившие курс, должны знать критерии выделения различных типов личности, их основные социально-психологические особенности, иметь представление о методах их диагностики и разбираться в современных социально-психологических исследованиях различных типов личности.
Проверить уровень усвоения теоретического материала позволяют имеющиеся вопросы для проверки знаний по каждому разделу и проверочным тестом по всему курсу.
Имеющийся глоссарий знакомит студентов с основными понятиями, которые могут вызвать затруднения при изучении данного курса.
Заканчивается пособие списком использованной и рекомендуемой литературы по данному курсу.
Отрасли социальной психологии.
Количество просмотров публикации Отрасли социальной психологии. — 3817
Предмет социальной психологии.
Социальная психология является научным направлением прикладного характера. Она представлена рядом учений, каждое из которых по-своему даёт ответ на вопрос о том, какие именно психические качества, порождаются группой и являются для групп характерными. Основу социальной психологии составляет общая, дифференциальная психология и психология личности.
Предметом психологии является:
1. Социально-психологические характеристики индивида как субъекта социальных отношений. Другими словами, социальная психология изучает те особенности человека, которые проявляются в результате его включения в различные социальные группы, отношения с другими людьми, в систему общественных отношений, социальную микро и макросреду в целом.
2. Феномен взаимодействия между людьми и как частная, но наиболее интересная его форма-общение. Сюда относятся многочисленные исследования супружеского, детско-родительского, педагогического, управленческого, коррекционного, психотерапевтического и многих других видов общения.
3. Социально психологические характеристики групп как целостных образований. Сюда относятся исследование климата и атмосферы в группе, групповой напряжённости и конфликтных отношений, лидерства, сплочённости и т.д.
4. Массовые психические явления, субъектами которых, как правило, выступают средние по количественному составу и большие социальные группы. Социальные психологи концентрируют внимание на исследованиях паники, слухов, возникновения массовых страхов, моды, обычаев и традиций.
5. Собственно психологические механизмы социальных влияний на человека и его общности как участников социальной жизни, субъектов социального взаимодействия. Исследуются механизмы убеждения, внушения, психологического принуждения, подражания, психического заражения, идентификации, интериоризации, проекции и т.д.
Задачи, решаемые социальной психологией как наукой, а также большое разнообразие и сложность изучаемых его феноменов предопределили взаимодействие и развитие её конкретных отраслей.
Этническая психология – отрасль социальной психологии, которая изучает психологические особенности людей как представителей различных этических общностей.
Психология религии – отрасль социальной психологии, изучающая психологию людей, вовлеченных в различные религиозные общности, а также их религиозную деятельность.
Политическая психология – отрасль социальной психологии, исследующая различные стороны психологических явлений и процессов, относящихся к сфере политической жизни общества и политической деятельности людей.
Психология управления – отрасль социальной психологии, уделяющая главное внимание анализу проблем, связанных с воздействием на группы людей, общество в целом или отдельные его звенья с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития.
Психология социального воздействия – отрасль социальной психологии, занимающаяся изучением особенностей, закономерностей и методов влияния на людей и группы в различных условиях их жизни и деятельности.
Психология общения – отрасль социальной психологии, раскрывающая своеобразие процессов развития отношений и обмена информацией между людьми и социальными группами.
Психология семьи – ставит перед собой задачу всестороннего изучения специфики отношений между членами семьи.
Социальная психология личности – отрасль социальной психологии, исследующая человека, включённого в различные общественные и межличностные отношения.
Психологи масс – отрасль социальной психологии, изучающая особенности поведения людей в толпе, в условиях паники и страха, психологические особенности функционирования слухов и мифов, массовых коммуникационных процессов и т.д.
Конфликтология – отрасль социальной психологии, направленная на исследование психологии специфики и содержания различных конфликтов и выявление наиболее эффективных путей их разрешения.
Для того чтобы продуктивно развиваться, социальная психология должна поддерживать закономерные и прочные связи с другими науками, которые выстраиваются на взаимной основе.
Общая психология – позволяет социальной психологии более точно понять и методологические правильно осмыслить психологические особенности личности, являющейся субъектом общественных отношений и носителем социальной психики. Политические науки помогают социальной психологии правильно понять, какие политические явления (и как) влияют на социальную психику людей в условиях политической жизни и деятельности. Экономические науки, раскрывая сущность и своеобразие функционирование экономических процессов в обществе, показывают, как они влияют на общественные отношения и сознание людей. Культурология и этнология, исследуя особенности культурного и этнического развития различных этнических общностей, дают возможность социальной психологии адекватно и правильно интерпретировать влияние культуры и социальной принадлежности на специфику проявления социально-психологических феноменов. Педагогические науки представляют социальной психологии информацию об базовых направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по социально-психологическому обеспечению этих процессов.
1.3. Отрасли социальной психологии.
Задачи, решаемые
социальной психологией как наукой, а
также большое разнообразие и сложность
социально-психологических явлений,
которые она изучает, и общностей, в
которых они возникают, определили
возникновение и развитие ее конкретных
отраслей [9].
Этническая
психология
– отрасль социальной психологии,
изучающая психологические особенности
людей как представителей конкретных
этнических общностей.
Психология
религии
– отрасль социальной психологии,
изучающая психологию людей, вовлеченных
в различные религиозные общности, а
также их религиозную деятельность.
Политическая
психология
– отрасль социальной психологии,
исследующая различные стороны
психологических явлений и процессов,
относящихся к сфере политической жизни
общества и политической деятельности
людей.
Психология
управления
– отрасль социальной психологии,
уделяющая главное внимание анализу
проблем, связанных с воздействием на
группы людей, общество в целом или
отдельные его звенья с целью их
упорядочения, сохранения качественной
специфики, совершенствования и развития.
Психология
общения
– отрасль социальной психологии, которая
раскрывает не только своеобразие обмена
информацией между людьми и социальными
группами, но и показывает, как должны
строиться, поддерживаться и развиваться
взаимодействие и отношения между ними.
Психология
семьи
(семейных
отношений) – отрасль социальной
психологии, которая ставит перед собой
задачи всестороннего изучения специфики
отношений между членами начальной
ячейки человеческого общества.
Психология
конфликтных отношений (конфликтология)
– отрасль социальной психологии,
нацеленная на исследование психологических
особенностей различных конфликтов и
выявления путей эффективного их
предотвращения и разрешения.
Психология
социального воздействия
– недостаточно пока систематизированная
и слабо развитая отрасль социальной
психологии, занимающаяся изучением
особенностей, закономерностей и методов
влияния на людей и группы в различных
условиях их жизнедеятельности.
2. Теоретические основы социальной психологии.
2.1. Социальные группы и их классификация
В ходе совместной
деятельности люди практически всегда
вступают в социальные общности. Одной
из общих форм социального взаимодействия
выступает социальная группа, в которой
поведение и социальный статус каждого
члена обусловлены деятельностью и
существованием других членов. Группа
является социальным образованием,
существующим в конкретно-исторической
системе социальных отношений, одним из
элементов, выполняющих строго определенные
функции в этой системе [3].
Социальная
группа –
любая относительно устойчивая совокупность
людей, имеющих общий значимый социальный
признак, основанный на их участии в
некоторой деятельности, связанной
системой отношений, которые регулируются
формальными или неформальными социальными
институтами. Члены группы обладают
некоторыми общими ценностями и отделены
от других общностей на основе принципов
обособления [17].
В истории социальной
психологии предпринимались многократные
попытки построить классификацию групп.
Исследователи выделяли различные
основания для классификации: уровень
культурного развития, преобладающий
тип контактов в группе, принципы
доступности членства, время существования
группы и т. п. Однако общая черта всех
предложенных классификаций – формы
жизнедеятельности группы [8]. Если же
принять принцип рассмотрения реальных
социальных групп в качестве субъектов
социальной деятельности, то здесь
требуется, очевидно, и иной принцип
классификации. Основанием ее должна
служить социологическая классификация
групп соответственно их месту в системе
общественных отношений (рис. 2) [9, 16].
Рис. 2 Классификация социальных групп
К элементарным
параметрам любой группы относятся:
композиция группы (или ее состав),
структура группы, групповые процессы,
групповые нормы и ценности, система
санкций. Каждый
из этих параметров может приобретать
совершенно различное значение в
зависимости от типа изучаемой группы
[7].
Композиция
группы
представляет собой совокупность
характеристик членов группы, важных с
точки зрения ее анализа как целого.
Состав группы
может быть описан по-разному в зависимости
от того, значимы ли в каждом конкретном
случае, например, возрастные,
профессиональные или социальные
характеристики членов группы. Не может
быть дан единый алгоритм описания
состава группы в связи с многообразием
реальных групп; в каждом конкретном
случае начинать надо с того, какая
реальная группа выбирается в качестве
объекта исследования. Таким образом,
задается некоторый набор параметров
для характеристики состава группы в
зависимости от типа деятельности, с
которым данная группа связана. Особенно
сильно различаются характеристики
больших и малых социальных групп, и они
должны быть изучены по отдельности
[3,9].
Структура
группы
рассматривается с точки зрения тех
функций, которые выполняют отдельные
члены группы, а также с точки зрения
межличностных отношений в ней. Если
последовательно рассматривать группу
как субъект деятельности, то и к ее
структуре нужно подойти соответственно.
Самое главное – это анализ структуры
групповой деятельности, что включает
в себя описание функций каждого члена
группы в этой совместной деятельности.
Вместе с тем весьма значимой характеристикой
является эмоциональная структура группы
– структура межличностных отношений,
а также ее связь с функциональной
структурой групповой деятельности. В
социальной психологии соотношение этих
двух структур часто рассматривается
как соотношение «неформальных» и
«формальных» отношений.
К групповым
процессам
относятся динамические, то есть меняющиеся
показатели группы как социального
процесса отношений. Если следовать
принятому методологическому принципу,
то к групповым процессам, прежде всего,
следует отнести такие процессы, которые
организуют деятельность группы, причем
рассмотреть их в контексте развития
группы. Целостное представление о
развитии группы и о характеристике
групповых процессов особенно детально
разработано именно в отечественной
социальной психологии, что не исключает
и более дробного анализа, когда отдельно
исследуется развитие групповых норм,
ценностей, системы межличностных
отношений и т.д.
Таким образом,
композиция (состав), структура группы
и динамика групповой жизни (групповые
процессы) – обязательные параметры
описания группы в социальной психологии
[16].
Следующим параметром
группы являются групповые нормы и
ценности. Групповые
нормы –
это определенные правила, которые
выработаны группой, приняты ею и которым
должно подчиняться поведение ее членов,
чтобы их совместная деятельность была
возможна. Нормы выполняют, таким образом,
регулятивную функцию по отношению к
этой деятельности. Групповые нормы
связаны с ценностями,
так как любые правила могут быть
сформулированы только на основании
принятия или отвержения каких-то
социально значимых явлений. Ценности
каждой группы складываются на основе
выработки определенного отношения к
социальным явлениям, продиктованного
местом данной группы в системе общественных
отношений, ее опытом в организации
определенной деятельности. Важная
проблема – это мера принятия норм каждым
членом группы. Одна из функций социальных
(и в том числе групповых) норм состоит
именно в том, что при их посредстве
требования общества «адресуются и
предъявляются человеку как личности и
члену той или иной группы, общности,
общества» [3]. При этом необходима система
санкций
– механизмов, посредством которых
группа «возвращает» члена группы на
путь соблюдения норм.
Санкции могут быть
двух типов: поощрительные и запретительные,
позитивные и негативные. Система санкций
предназначена не для того, чтобы
компенсировать несоблюдение норм, а
для того, чтобы обеспечить их соблюдение.
Исследование санкций имеет смысл лишь
при условии анализа
конкретных групп,
так как содержание санкций соотнесено
с содержанием норм, а последние обусловлены
свойствами группы.
Группа – традиционный
предмет социально-психологических
исследований. При этом изучаются
процессы, развивающиеся внутри группы,
и сама группа как целостный субъект
деятельности, включенный взаимодействием
с другими группами в систему общественных
отношений.
Структура социальной психологии (стр. 1 из 6)
Введение.
В своей повседневной жизни мы сталкиваемся с такими разнородными и вместе с тем важными для нас явлениями, как общение; ролевые, межличностные и межгрупповые отношения; конфликты; слухи; мода; паника; конформизм. В основе перечисленных и подобных им явлений лежат, прежде всего, психическая деятельность и поведение людей, которые взаимодействуют друг с другом в качестве социальных субъектов. Иными словами, речь идет о явлениях, порождаемых взаимодействием как отдельных личностей, так и их объединений – социальных групп: это семья, и производственная бригада, и компания друзей, и спортивная команда, и политическая партия, и целый народ, составляющий население той или иной страны.
Любой из упомянутых социальных субъектов – конкретная личность или конкретная социальная группа – взаимодействует с другим социальным субъектом (субъектами) в соответствии с определенными закономерностями, имеющими психологическую и одновременно социальную природу. Однако это психологическое настолько тесно переплетено с социальным, что попытка их разделить в конкретном взаимодействии людей заранее обречена на провал.
Например, на протекание конфликта между двумя студентами, безусловно, будут влиять особенности их характеров, темпераментов, мотивов, целей, эмоций, социальных статусов, ролей и установок. Но тем не менее определяющими окажутся здесь факторы совсем иного порядка, а именно: реальное поведение этих лиц, их взаимное восприятие, взаимоотношения, а также социальная ситуация, в которой все это происходит. Даже без глубокого анализа видно, что каждый из данных факторов представляет собой как бы сплав социального и психологического. Поэтому обозначение «социально – психологические» наилучшим образом подходит к этим факторам и соответствующим им явлениям. В свою очередь наука, изучающая подобные явления и их закономерности, с полным правом может называться социальной психологией.
Здесь сразу нужно отметить, что социальная психология изучает не только социально – психологические явления. В качестве прикладной науки она исследует социально – психологический аспект (или сторону) любых реальных явлений жизни и деятельности людей практически во всех сферах. В полной мере это относится к сферам экономики, политики, права, религии, национальных отношений, образования, семьи и т д.
Каждая из упомянутых сфер многоаспектна и изучается разными гуманитарными науками. Причем некоторые науки специфичны для какой – то конкретной сферы, как, например, педагогика и политология. Другие же науки имеют достаточно универсальный характер и, соответственно, свой четко выраженный аспект в большинстве сфер человеческой деятельности. Среди универсальных гуманитарных наук нужно в первую очередь назвать философию, социологию, этику, психологию и, конечно, социальную психологию.
Для того чтобы показать, как соотноситься социально – психологический аспект с аспектами других наук и как соотносятся сами эти науки в изучении конкретного явления, возьмем в качестве примера обычный экзамен. С точки зрения социологии это вид взаимодействия представителей двух социальных групп (преподаватели – студенты), направленного на реализацию их общественных и личных интересов и целей. С точки зрения общей психологии экзамен – это эпизод психической деятельности и поведения некого индивида (субъекта). При этом если в качестве субъекта берется преподаватель, то студент здесь будет не более чем объект его деятельности. Если же позиция субъекта отводится студенту, то, соответственно, объектом его деятельности становится преподаватель. С позиции педагогики экзамен представляет собой одну из форм контроля усвоения знаний обучаемыми, а с позиции информатики – частный случай обмена информацией. И только с точки зрения социальной психологии экзамен рассматривается как специфическое общение личностей в рамках и определенных социальных ролей и межличностных отношений.
Иными словами, если экзамен интересует нас как своеобразное общение (конфликтное или контактное, ролевое или межличностное и т п), в ходе которого происходит воздействие его участников друг на друга, а также то или иное развитие их взаимных отношений, то мы должны обратиться именно к социальной психологии. В свою очередь это позволит использовать адекватные решаемой задаче теоретические знания, понятийный аппарат, оптимальные средства и методы исследования. В то же время для понимания всей сути происходящего в процессе конкретного экзамена помимо социальной психологии обязательно потребуются определенные знания в области социологии, общей психологии, педагогики и, разумеется, в той учебной дисциплине, по которой сдается данный экзамен.
Итак, обобщая сказанное выше, можно определить в качестве предмета социальнойпсихологии закономерности психической деятельности, поведения и взаимодействия людей как представителей социальных групп, психологические характеристики самих этих групп и психологические аспекты любых иных явлений социальной жизни. При этом в качестве объекта исследований в социальной психологии могут выступать личность, социальная группа, их поведение и деятельность, процессы развития личности и конкретной группы, процессы межличностного и межгруппового взаимодействия и т д.
Глава 1: Теоретическая часть.
Структура современной социальной психологии.
Структура социальной психологии определяется прежде всего объектами, сферами человеческой деятельности и методами исследования.
В соответствии с основными объектами исследования в социальной психологии выделяются следующие разделы:
· Социальная психология личности – в рамках этого раздела изучаются проблемы социализации личности, социально – психологической регуляции ее поведения, социальных установок личности и т д.
· Психология межличностного взаимодействия (общения и отношений) – в этом разделе изучаются структуры и функции общения, проблемы межличностного познания, невербального общения, динамики развития межличностных отношений на процесс общения и результативность группы и т д.
· Психология малых групп – в этом разделе изучаются процессы групповой динамики, социально – психологические проблемы референтности, лидерства, групповой сплоченности, взаимодействия индивида и малой группы, внутригрупповых конфликтов и т п.
· Психология межгруппового взаимодействия – в этом разделе изучаются процессы межгрупповой дифференциации и интеграции, факторы детерминации межгрупповых отношений, проблемы межгрупповых конфликтов и т д.
· Психология больших социальных групп и массовых явлений – в этом разделе изучаются факторы психологической общности групп, динамика развития больших социальных групп, специфика внутригруппового и межгруппового общения, прблемы внутри — и межгрупповых конфликтов, психология слухов, психология толпы и т п.
Понятно, что в зависимости от конкретной области социальной деятельности одно и то же социально – психологическое явление преобретает более или менее выраженную специфику. Одно дело – общение друзей, другое – общение продавца и покупателя, и совсем иное дело – общение руководителя с подчиненным. Разумеется, в каждом из этих случаев будут проявляться некоторые общие закономерности общения, но очень многое в его содержании и характере протекания будет определяться именно особенностями человеческой деятельности. В связи с этим социальная психология дифференцируется в такие отрасли как:
1. Социальная психология труда – отрасль социальной психологии, изучающая социально – психологические проблемы трудовой деятельности, в частности социально – психологический климат в трудовом коллективе, личностный фактор совместной деятельности, особенности общения в автономных производственных коллективах, социально – психологические механизмы адаптации к профессиональной деятельности и другие проблемы.
2. Социальная психология управления – отрасль социальной психологии, изучающая социально – психологические проблемы управленческой деятельности, в том числе социальные позиции и роли личности в системе управленческих отношений, психологическую совместимость как фактор эффективности управления, социально – психологические аспекты производственных конфликтов; эффективность различных стилей руководства, социально – психологическую компетентность руководителя и т п.
3. Экономическая психология – одна из самых новых отраслей социальной психологии. Она изучает социально – психологические аспекты хозяйственной жизни общества, экономического поведения и отношений хозяйствующих субъектов. В рамках этой отрасли исследуются такие проблемы, как психологические факторы эффективности предпринимательской деятельности, социально – психологические особенности субъектов собственности, социально – психологическая регуляция их деловой активности, психологическое воздействие рекламы на поведение потребителей, динамика социально – психологических феноменов в условиях экономических изменений и др.
4. Политическая психология – отрасль социальной психологии, изучающая психологические компоненты политической жизни общества, политическое сознание и поведение субъектов политических процессов. В рамках этой отрасли исследуются социально – психологические проблемы политической активности, социально – психологические условия формирования общественно – политических интересов молодежи, психологические факторы влияния на поведение избирателей, характерные психологические особенности политических деятелей и другие проблемы.
5. Этническая психология – отрасль социальной психологии, изучающая психологические особенности национальных групп, народов (этносов). В ее рамках исследуются этно – психологические характеристики конкретных национальных групп, проблемы межнациональных отношений и общения, влияние этнических стереотипов и установок на процесс совместной деятельности, проблема социально – психологической адаптации мигрантов, психологические условия возникновения межэтнических конфликтов и возможности их преодоления и другие проблемы.
Социальная психология — это… Что такое Социальная психология?
Социальная психология — раздел психологии, изучающий поведение человека в обществе (социуме).
Социальная психология — это раздел психологии, занимающийся изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп. (Определение Г. М. Андреевой).
Социальная психология — наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и проявления психических явлений, которые представляют собой результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей. (Определение В. Г. Крысько).
Социальная психология — это наука, которая изучает, что люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу. (Определение Д. Майерса)
Социальная психология включает в себя 3 основных раздела:
- социальная психология групп;
- социальная психология общения;
- социальная психология личности.
Социальная психология, по мнению Б. Д. Парыгина, изучает:
- социальную психологию личности;
- социальную психологию общностей и общения;
- социальные отношения;
- формы духовной деятельности.
Определения
Внутриличностный конфликт — конфликт социальных ролей одного человека.
Взаимодействие двух людей — общение двух людей, выстраивание их отношений.
Коммуникация — смысловой аспект социального взаимодействия; действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными действиями; основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента.
Конфликт — столкновение противоположных тенденций, интересов, проявляющееся в настойчивых попытках сторон отстоять свои позиции.
Управление персоналом — комплекс или система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей работников.
История социальной психологии
История социальной психологии как науки значительно «моложе» истории того, что можно назвать «социально-психологическим мышлением». Трудность создания научной истории социальной психологии заключается в том, что дисциплина эта формировалась из многих источников, и сложно определить, на каких рубежах внутри той или другой науки обособились элементы социально — психологического знания. При возникновении социальной психологии как самостоятельной отрасли знаний, как и при возникновении любой другой научной дисциплины, сыграли свою роль причины двоякого рода: как социальные, так и чисто теоретические.[1]
Основные результаты
- В начале XXI в британский ученый Бенедикт Херманн описал социально-психологическое явление антисоциального наказания (англ. Antisocial punishment). Явление заключается в порицании или наказании обществом индивидов, проявляющих излишнюю, по мнению социума, активность, даже если такая активность объективно общественно-полезна. Исследование показало, что данное явление распространено в странах с недостаточно развитыми социальными связями, общественно-политическими институтами и традициями общественно-полезной деятельности[2]
Наиболее известные деятели социальной психологии
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 25 июня 2012. |
Литература
- Парыгин Б. Д. Социальная психология. Истоки и перспективы. — СПб: СПбГУП, 2010. — 533 с. — ISBN 978-5-7621-0543-9
- Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. — М.: Мысль, 1971. — 352 с.
- Парыгин Б. Д. Социальная психология как наука. — Л.: ЛГУ, 1965. — 208 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для вузов. — Аспект Пресс, 2008. — 363 с. — ISBN 978-5-7567-0274-3
- Андреева Г. М. К истории становления социальной психологии в России. // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. — 1997. — № 4.
- Майерс Д. Социальная психология. — 7-е изд. — Спб.: Питер, 2007. — 794 с. — («Мастера психологии»). — ISBN 978-5-88782-430-7
- Социальная психология / Под ред. С. Московичи. — 7-е изд. — Спб.: Питер, 2007. — 592 с. — («Мастера психологии»). — ISBN 5-94723-126-3
- Benedikt Herrmann, et all. Antisocial Punishment Across Societies // Science 7 : Research paper. — 2008. — Т. Vol. 319. — № no. 5868. — С. pp. 1362-1367. — DOI:10.1126/science.1153808
См. также
Ссылки и примечания
- ↑ Андреева Г. М. Социальная психология — М.:Аспект Пресс — 2001 — С.25-26.
- ↑ Herrmann, at all. 2008
▷ Психология и ее ветви
Последнее обновление
Когда вы спрашиваете большинство людей, что такое психология, первое, что приходит на ум, — это психолог, который лечит пациента, вероятно, лежащего на диван. Однако клиническая психология — это лишь одна из ветвей психологии, гораздо более широкой науки, изучающей поведение и человеческую психику во всех возможных сферах деятельности. Значит, везде, где есть люди, у психолога есть работа.
Какие разделы психологии?
Психология — это наука, изучающая психику человека, а это значит, что ее открытия могут применяться в разных областях. Каждая из этих областей психологии — это дисциплина.
Все разделы психологии имеют общую основу, но они углубляются в конкретные контексты, в которых возникает проблема. Так же, как врач может специализироваться на кардиологии или пульмонологии, психолог может также специализироваться на различных дисциплинах.
Следовательно, если у ребенка проблемы с обучением, ему следует обращаться не к клиническому психологу, а к педагогическому психологу, а если у пожилого человека возникают проблемы с памятью, лучше всего обращаться к нейропсихологу.
Различные отрасли психологии
- Психология развития и образования
Это отрасль психологии, которая посвящена анализу и улучшению преподавания и обучения, понимая как преподавание и обучение тех процессов, которые происходят в рамках в школе или в семейном ядре.Педагогический психолог работает как с учителем, так и с учеником, что подразумевает работу с детьми или молодыми людьми, а также с учителями и родителями.
Педагогический психолог изучит методы обучения, как они влияют на студентов и как их совершенствовать. Также будет проанализированы стратегии обучения, используемые студентами, и способы их оптимизации. Он будет отвечать за понимание типа отношений, которые ученик устанавливает со своей семьей, и того, как они способствуют или мешают учебе в школе.
На практике педагог-психолог часто работает в учебных центрах и отвечает за психологическое консультирование студентов по таким разнообразным темам, как наркомания, сексуальность, межличностные отношения … или решение таких проблем, как застенчивость, агрессия, нарушения обучения … Он также активно участвует в процессах профессиональной ориентации, а также в предотвращении и разрешении конфликтов, возникающих в образовательной среде.
Частью педагогической психологии является психология развития, раздел психологии, изучающий изменения в поведении и психике, возникающие в результате взросления людей, когда они осмеливаются на разных этапах своего развития, от детства до третьего возраста.
Педагогическая психология основана на открытиях психологии развития, предлагая техники и более эффективные образовательные методы, учитывающие эволюционный период, через который проходит ученик. Это означает, что педагог-психолог работает не только с детьми и подростками, но может присутствовать во всех контекстах преподавания-обучения, включая взрослую жизнь и пожилых людей.
- Клиническая психология и / или психология здоровья
Этот раздел психологии по существу отвечает за взаимосвязь между здоровьем и болезнью в области человеческой психики.Он включает в себя простую ориентацию подростка в вопросах сексуальности до психотерапии для лечения таких расстройств, как фобии или депрессия.
Тем не менее, важно проводить различие. Клиническая психология больше фокусируется на психопатологическом процессе и его лечении, поэтому эти психологи обучены лечить все виды психических расстройств, более или менее серьезных, которые влияют на качество жизни людей. В этих случаях, особенно при работе с более серьезными патологиями, такими как психоз или шизофрения, обычно приходится работать бок о бок с психиатром для диагностики, вмешательства и контроля психических расстройств.
В клинической психологии также есть разные специальности: психонкология, психоиммунология, детская психология, психология пожилых … Клинический психолог также может специализироваться на определенной возрастной стадии: дети и подростки, взрослые или пожилые люди. Есть также клинические психологи, которые специализируются на лечении сексуальных дисфункций, в области психологии, известной как сексология.
Другие специализируются на психологии пары и семьи, специальности психологии, которая анализирует человека в контексте его самых близких отношений с партнером, детьми и / или родителями, обычно уделяя особое внимание неблагополучным семьям.Эти психологи анализируют межличностные конфликты и пытаются предложить своим членам стратегии, чтобы они могли нормально функционировать и каждый член нашел свое место.
Психология здоровья, с другой стороны, больше фокусируется на анализе процесса психологического здоровья. Анализирует взаимоотношения тела и разума, особенно в результате воздействия болезней, в высшей степени психологических или физических, и ищет салютогенные паттерны, способствующие хорошему психологическому равновесию. В результате медицинский психолог не занимается непосредственным лечением расстройств, а в основном участвует в планах профилактики психического здоровья.Делаем еще профилактические работы.
Обе отрасли психологии, однако, сходятся в решении менее серьезных проблем, таких как ориентация в стилях совладания с стрессовыми событиями и ситуациями горя, например, с целью помочь людям лучше понять, что с ними происходит, взять на себя проблемы с другой точки зрения и, в конечном итоге, воплощение в жизнь более здорового образа жизни.
- Нейропсихология
В некоторых случаях нейропсихология включается в состав клинической психологии, но ее важность такова, что она заслужила самостоятельную позицию в отраслях психологии.
Объектом изучения данной специальности психологии является взаимосвязь между мозгом и поведением. Нейропсихолог не только знает все психические расстройства, имеющие неврологическую основу и сильную психологическую составляющую, такие как слабоумие и инсульт, но и доминирует над функционированием мозга по отношению к высшим психическим функциям.
Одной из первых и основных областей применения нейропсихологии является диагностика и реабилитация неврологических расстройств, но в последнее время, учитывая прогресс в методах анализа мозга, эта отрасль психологии распространяется на другие области, так что мы стали свидетелями рождение таких специальностей, как нейромаркетинг, который анализирует влияние рекламных сообщений на мозг и то, как это влияет на решения и желания потребителей о покупке.
- Трудовая или институциональная психология
Этот раздел психологии ориентирован на компании, ответственные за анализ и понимание взаимоотношений, установленных человеком с производственным процессом. Для этого важно проанализировать отношение человека к выполняемой им работе: его мотивацию к выполняемой работе, его интересы, ожидания и уровень удовлетворенности своей профессией. Но также и его отношения с остальными коллегами: организационный климат, уровень удовлетворения, которое он испытывает от установленных отношений, тип общения, который преобладает.
Профессиональный или институциональный психолог также занимается анализом соответствия между потенциальными возможностями и способностями человека требованиям определенной работы, а также часто отвечает за разработку психологического профиля, необходимого для занятия определенной должности или выполнения некоторых задач в рамках данной работы. компания. Это хорошо известный «отбор персонала», который поражает нас своими самыми творческими и революционными методами. После того, как люди выбраны, психолог часто также занимается их обучением.
Он также отвечает за анализ факторов, препятствующих нормальному функционированию компании, и за то, что нужно делать для увеличения производства и улучшения условий труда. Конечная цель организационного психолога — повысить производительность и качество работы, чтобы сотрудники чувствовали себя удовлетворенными.
На практике часто психолог либо ограничивается задачей выбора подходящего персонала для работы, либо становится клиническим психологом в организации.Хотя это во многом зависит от видения компании, поскольку в крупных корпорациях психологи обычно работают более творчески и гибко. Однако хорошая новость заключается в том, что это одна из областей психологии с более высокой профессиональной продуктивностью.
- Психология рекламы или маркетинга
Психология маркетинга возникла из организационной психологии, поскольку она также ориентирована на удовлетворение потребностей компаний. В данном случае речь идет об увеличении продаж за счет рекламы.
Психолог, специализирующийся в этой области, занимается дизайном и продвижением продуктов на рынке. Это захватывающий мир анализа цели, на которую направлен продукт, чтобы оптимизировать его наиболее привлекательные характеристики.
Вы должны применить знания в различных областях психологии, чтобы понять, какие продукты или услуги являются наиболее привлекательными для клиентов. Он также анализирует потребности и покупательские привычки потребителей, чтобы представить наиболее интересные продукты, соответствующие их профилю, чтобы оптимизировать возврат инвестиций.
Психология маркетинга также отвечает за процессы брендинга, чтобы помочь компаниям выделиться среди конкурентов и повысить ценность для своих потребителей. Эти психологи должны быть специалистами в области коммуникативных техник, анализа текстов и, конечно же, техник подсознательной рекламы. Обычно они включаются в отделы маркетинга компаний, чтобы вносить свой вклад в создание и развитие маркетинговых планов и рекламных кампаний, поэтому им приходится работать с разными профессионалами из самых разных областей.
- Судебная психология
Основное внимание уделяется анализу уголовных процессов. Судебный психолог отвечает за проведение необходимых экспертных заключений в ходе судебного разбирательства как для потерпевших, так и для обвиняемых, но также готовит осужденных к их реинтеграции в общество и дает советы родственникам.
Определяет степень правдивости показаний и состояние эмоциональной устойчивости задержанных, диагностируя степень умышленности совершения преступлений.Он также оценивает психологический ущерб, нанесенный жертвам. В процессе судебно-медицинской экспертизы психолог имеет цель оценить человека, чтобы проверить, страдает ли он каким-либо расстройством, которое могло бы смягчить преступные действия, вызывает ложные воспоминания или определяет, лжет ли он.
Требуются знания графологии и отклонений поведения, а также основных психопатологий и детской психологии. Хотя эта специальность обычно не востребована психологами, она требует серьезных знаний во всех областях психологии.Кроме того, его роль также играет ключевую роль в составлении психологических профилей преступников, которые помогут в действиях по поиску и поимке.
- Психология спорта
Это раздел психологии, посвященный оценке и повышению спортивных результатов, для чего используются психологические методы, позволяющие спортсмену улучшить его физическую работоспособность. Спортивный психолог на индивидуальном уровне работает со спортсменами так же, как и с командами.
На индивидуальном уровне есть техники визуализации, например, которые позволяют спортсмену совершенствовать свои движения и улучшать свои результаты. Также работают над мотивацией и расширением прав и возможностей, и ему даются инструменты, чтобы он мог выдерживать нагрузку тренировок и соревнований, не ломаясь.
В случае команд, помимо мотивации, сотрудничество также направлено на создание благоприятного климата, который улучшает производительность и разрешает возможные конфликты между членами.Часто ему также приходится работать на руководящих должностях.
Спортивный психолог может выполнять различные вмешательства: от специальных процедур для снижения беспокойства по поводу производительности до упражнений для самообучения, учебных занятий или даже обучения ценностям посредством спорта.
Конечная цель спортивной психологии — дать спортсменам возможность использовать психологическую динамику, изученные стратегии и свое эмоциональное состояние в свою пользу, чтобы максимально использовать свои способности.
- Социальная психология
Эта специальность психологии фокусируется на анализе поведения и психики в группах, делает акцент на коллективе и отношениях между людьми.Эта отрасль связана с социологией, хотя в отличие от нее фокусируется на влиянии групп на сознание каждого человека. Он анализирует, как социальные процессы определяют личность и реакции.
Социальный психолог изучает широкий спектр явлений, от коллективного насилия до социальных норм, группового давления, формирования стереотипов и распространения убеждений. Учитывая, что это одна из основных областей психологии, ее открытия обычно имеют огромное влияние на остальные области.
В социальной психологии есть психология сообщества, которая фокусируется на анализе проблем конкретных сообществ. В этом случае цель состоит в том, чтобы понять динамику внутри сообщества и способствовать позитивным изменениям для каждого из его членов, чтобы каждый мог улучшить качество своей жизни. Этот психолог часто работает с социальным работником, и он должен быть включен в сообщество, чтобы гарантировать, что изменение управляется изнутри, чтобы дать возможность самим лидерам сообщества осуществить самостоятельную трансформацию.Общественный психолог — всего лишь помощник.
Какая отрасль психологии самая лучшая?
Со временем будут развиваться новые отрасли психологии. Решение о выборе той или иной специальности должно зависеть от нашего потенциала и того, насколько он нас действительно привлекает, потому что, если мы выбираем специальность просто потому, что она лучше оплачивается, мы рискуем попасть в рутинную и профессиональную жизнь. неудовлетворенность.
Напротив, если мы любим выбранную специальность, мы, вероятно, будем работать творчески, мы откроем новые двери и, наконец, мы не только будем более довольны собой, но, возможно, и увеличим свой доход, как естественный результат этой страсти.
В частности, я рекомендую выбрать степень по общей психологии, в которой преподаются все специальности психологии, а затем, с более глубоким знанием каждой области, выбрать ту, которая нам больше всего нравится, для которой необходимо будет пройти хотя бы один мастер. Это более длинный путь, но он предпочтительнее не только потому, что вы узнаете гораздо больше о психологии, но и потому, что он увеличит ваши шансы на рынке труда, имея более широкий профиль, не ограниченный одной отраслью.
.
Разделов психологии: (Различные разделы психологии)
Различными разделами психологии являются следующие:
Психология изучает и объясняет поведение всех живых организмов. Термин «поведение» включает когнитивное, конативное и аффективное, сознательное, подсознательное или бессознательное, неявное или явное. Он также включает поведение людей от младенчества до старости, как нормальное, так и ненормальное.
Разобраться во всех этих аспектах поведения в одной сфере очень сложно.Следовательно, чтобы было удобно изучать, понимать и получать доступ к поведению в разных сферах жизни, психология разделена на разные разделы. Эти отрасли в целом делятся на две категории: чистые и прикладные.
1. Чистые ветви :
Чистые ветви обеспечивают теоретическую основу предмета. Эти разделы посвящены формулированию принципов, теорий и предлагают различные методы оценки поведения.Чистые ветви также предлагают определенные техники для модификации проблемного поведения.
Важными чистыми ветвями являются:
a. Общая психология:
Этот раздел посвящен основным правилам, принципам и теориям психологии, связанным с изучением поведения нормальных взрослых людей. Он объясняет различные психологические процессы, такие как ощущения, восприятия, эмоции, обучение, интеллект, личность и т. Д.
b.Физиологическая психология:
Эта ветка описывает биологические основы поведения. Между телом и разумом существует тесная связь; функции друг друга взаимно влияют. В этой области психологии объясняется функционирование мозга, нервной системы, эндокринных желез и их связь с когнитивным, сознательным и аффективным поведением.
г. Психология развития:
Человеческая жизнь проходит различные стадии развития от зачатия до старости.Эта ветвь объясняет рост и развитие различных процессов, связанных с поведением.
г. Детская психология:
Детство длится от 2 до 12 лет. Это переломный период в жизни. Дальнейшая жизнь зависит от развития в детстве. На этом этапе рост и развитие будут быстрыми. Детская психология занимается этими аспектами.
e. Психология животных:
Раздел посвящен поведению животных. Чтобы узнать, как функционирует разум животных, проводится множество психологических экспериментов.Животные, такие как крысы, собаки, шимпанзе, голуби, морские свинки, кошки, являются одними из животных, используемых для экспериментов.
Результаты этих экспериментов часто распространяются и на человеческое поведение.
ф. Аномальная психология:
Сегодня жизнь сложна. Человек сталкивается с большой конкуренцией, испытывает разочарования и конфликты. Постоянное давление в жизни приводит к психологическим отклонениям. Аномальная психология занимается различными видами психических расстройств, их симптомами и причинами.
г. Социальная психология:
Человек — социальное животное. Естественно, что поведение человека находится под влиянием общества и, в свою очередь, влияет на общество. Социальная психология занимается взаимоотношениями людей между собой, симпатиями и антипатиями людей, взглядами и интересами, предрассудками и социальной дистанцией людей, групповым поведением, сплоченностью группы, групповыми конфликтами и т. Д.
h. Парапсихология:
Некоторые психологические переживания недоступны для 5 органов чувств.Вот почему их называют экстрасенсорным восприятием (ESP) или шестым чувством. Некоторые из явлений, изучаемых в ESP, следующие:
i. Ясновидение:
Это называется телевидением, которое видит отдаленные вещи мысленно. Иногда мы воспринимаем некоторые ситуации или вещи без помощи наших глаз. В целом — видеть вещи, происходящие за пределами нашего поля зрения, через ум, называется ясновидением.
ii. Телепатия:
Трансформация эмоций от одного человека к другому человеку, находящемуся вдали.Например, человек, лежащий на смертном одре, вспоминающий о своем близком родственнике, может быть испытан этим человеком, находящимся далеко от него.
iii. Психокинез:
Перемещение объектов без прямого контакта с помощью силы мысли называется психокинезом. Например, в «Махабхарате» Шакуни мог перемещать кости силой своего разума.
iv. Предвидение:
Знание будущих событий заранее. Иногда люди получают знание будущего, называемое предвидением.Например, некоторая авария или катастрофа, которые могут произойти через какое-то время, будут известны раньше времени.
v. Реинкарнация:
Это иначе называется возрождением. Сообщается о некоторых случаях, когда люди вспоминают подробности своей прошлой жизни.
vi. Контактные души:
Есть некоторые сообщения, что с душами умерших людей связываются через людей, называемых Медиумами. Эти Медиумы используют тарелку, называемую планшеткой или доской для спиритических сеансов, и устанавливают контакт с душами.
2. Прикладные отрасли :
Прикладные отрасли связаны с применением психологических принципов и техник для решения проблем в различных сферах жизни.
а. Педагогическая психология:
Это самая важная область, в которой применяются психологические принципы. В области образования «учащийся» является центром внимания. Другие аспекты, такие как менеджмент, учителя, преподавание и учебные пособия, предназначены для учащихся.
Учащиеся различаются по своим способностям, поэтому им нужны разные подходы к преподаванию, учебные материалы и т. Д. Эта ветвь направлена на решение проблем и улучшение процессов преподавания и обучения.
б. Клиническая психология:
Этот раздел занимается терапевтическим аспектом психических расстройств. Существует множество типов психических заболеваний, требующих различных методов лечения, таких как химиотерапия, психотерапия, оздоровительная и профессиональная терапия, поведенческая терапия и т. Д.
г. Промышленная психология:
Люди отличаются от машин. У них будет много проблем на рабочем месте, таких как адаптация, безопасность, охрана здоровья, финансовые и другие проблемы. И руководство, и работники должны сотрудничать в решении таких проблем. Промышленная психология ищет применение психологических принципов, теорий и методов для изучения всех этих проблем и производственной среды.
г.Консультации по психологии:
Психические расстройства не могут быть полностью и легко вылечены только лекарствами и другими физиотерапевтическими методами.
В дополнение к другим методам лечения этим пациентам также требуется консультирование. Консультирование — это процесс, в котором происходит взаимодействие между обученным консультантом и клиентом. Эта ветка также помогает людям преодолевать проблемы настройки.
Помимо вышеперечисленного, существует множество других прикладных областей, таких как военная психология, юридическая психология / криминальная психология, политическая психология и т. Д.
Таким образом, сегодня психология расширила свои рамки и приобретает все большее значение. Можно ожидать, что в грядущие дни не может быть никакой области жизни без применения психологических принципов.
В частности, в области медицины для врачей и медсестер знание психологии очень полезно и очень важно.
.
Каковы основные отрасли социологии?
Социология — это исследований человеческого поведения , включая их модели, отношения и реакции. Это исследование также фокусируется на социальных изменениях в человеческом обществе на протяжении истории, поскольку это фундаментальное исследование древней, средневековой и современной цивилизаций. Социология имеет множество разделов из-за обширности изучаемых предметов.
В этой статье из oneHOWTO мы собираемся объяснить основных направления социологии по словам одного из ее отцов-основателей, Эмили Дюркгейм.
Основные отрасли социологии
Как мы уже упоминали, социология изучает поведение человека в обществе. Это исследование восходит к Древней Греции, если не раньше. Фактически, происхождение этого обзора восходит к 1086 году. У нас также есть средневековые арабские сочинения философов, таких как Ибн Халдун. Возможно, причина, по которой многие люди считают его одним из отцов-основателей социологии. Другими признанными отцами-основателями являются Огюст Конт, Карл Маркс, Макс Вебер и Эмили Дюркгейм.Тем не менее, мы можем без сомнения сказать, что наблюдение и размышление над человеком в их обществе всегда было популярным предметом.
Эмиль Дюркгейм был французским социологом, которого часто называли отцом социологии . Он намеревался сделать социологию академической дисциплиной, потому что считал, что она принесет пользу нашему обществу позитивным и практическим образом. Большая часть работы Дюркгейма была сосредоточена на том, как общества могут поддерживать согласованность и целостность, когда традиции и религиозные связи больше не являются приоритетом.Неслучайно социология возникла после «Происхождения видов», основополагающей работы Чарльза Дарвина, которая поставила под вопрос, сколько из нас смотрят на мир.
Дюркгейм стремился ответить на вопросы, над которыми будет размышлять общество, но не мог ответить, используя только философию или даже психологию. На эти вопросы повлияли наблюдения, которые он делал о поведении общества вокруг него, таких как снижение влияния религии, промышленная революция и многое другое.Хотя социология может быть очень сложной, она началась как простая попытка лучше понять мир.
Согласно Дюркгейму, социология была разделена на три основных направления:
Социальная морфология
Эта отрасль изучает географические аспекты общества, например, как плотность населения может влиять на общество.
Социальная физиология
Социальная физиология изучает влияние религии, права, экономики и других аспектов на общество.
Общая социология
Общая социология изучает процессы и взаимодействие людей с целью улучшения повседневной деятельности нашего общества.
В настоящее время существует множество других разделов социологии из-за эволюции общества и отношений с окружающей средой. Однако многое из того, что обсуждал Дюркгейм в своих работах, актуально и сегодня. Например, его теория коллективного сознания. Как было сказано ранее, социология — очень широкая наука, в которой появляются новые отрасли.
Историческая социология
Историческая социология — одна из основных ветвей социологии, которая фокусируется на том, как общества развиваются на протяжении истории. Он изучает социальные структуры и то, как они формируются сложными социальными процессами.
С другой стороны, современная историческая социология сосредотачивается на том, как государство развивалось со времен средневековья, анализируя отношения между государствами, классами, экономическими и политическими системами.
Социология знания
Социология знания изучает отношения между человеческим мышлением и социальным контекстом, в котором оно возникает.Он также изучает влияние преобладающих в настоящее время идей на общество. В этом разделе рассматриваются фундаментальные вопросы о силе социальных влияний на жизнь людей, живущих в этом обществе.
Криминология
Еще одна важная отрасль социологии — криминология. Эта наука изучает различные аспекты преступного поведения, такие как его характер, масштабы, управление, причины, контроль, последствия и предотвращение.
Посмотрите, как попасть в криминологию, если вас интересует эта область.
Политическая социология
Этот раздел социологии также широко используется в сегодняшних обществах, поскольку он изучает взаимосвязь между обществом и политикой . Другие темы в этой области — происхождение различных политических взглядов и отношения между социальными структурами и политическими институтами. Это отделение задает себе несколько фундаментальных вопросов: «Почему так мало американских граждан решают голосовать?», «Как эмоции имеют отношение к глобальной бедности?» или «Какая разница, если выберут женщину?».Другими словами, эта наука анализирует политические явления от государства и гражданского общества до семьи. Некоторые из его популярных тем — гражданство, общественные движения и источники социальной власти.
Экология человека
Экология — это раздел биологии, изучающий отношения между организмами и окружающей их средой. Однако его можно применить и к социологии, если изучать его на людях. Экология человека изучает отношения людей с их естественной, социальной и антропогенной средой.Другими словами, она изучает естественной среды обитания человека .
Другие отрасли социологии
Социология — очень разнообразная социальная наука, изучающая многие аспекты жизни общества. Помимо ранее упомянутого, это некоторые из других важных тем для изучения:
- Сельская социология : изучает общества в сельской местности.
- Городская социология : изучает общества в городах и других городских районах.
- Социология демографии : изучает распределение человеческих популяций.
- Экономическая социология : изучает экономические явления.
- Социология культуры: изучает значение культуры внутри конкретного общества.
Почему так важно изучать социологию?
Теперь, когда вы знаете о различных отраслях социологии, вы можете спросить себя , почему так важно изучать эту область.Социология позволяет нам понять поведение человека и то, как он взаимодействует со своим обществом в зависимости от различных факторов. Это исследование может быть применено во многих областях, таких как антропология, реклама, политика, география, экономика, философия и многие другие.
Социология по отношению к другим наукам
Социология в основном связана с другими социальными науками. Давайте посмотрим на самые популярные науки, к которым это относится:
- Политология : они очень тесно связаны, так как одна не может жить без другой.Знание социологии в политике имеет решающее значение для понимания того, как работает общество определенного правительства и каковы его потребности.
- История : ясно, что каждое общество выросло по-своему благодаря своим уникальным прошлым событиям. Чтобы проанализировать современное общество, мы должны оглянуться на его историю и попытаться понять, как оно развивалось и почему. Каковы были ключевые факторы его развития? Вот почему социология и история идут рука об руку.
- Экономика : поведение нашего общества и экономика тесно связаны.Чтобы изучить нашу экономическую деятельность, мы должны понимать вызывающее ее социальное поведение. Разные общества производят разное потребление, распределение и обмен.
- Психология : хотя психология и социология изучают поведение человека, психология больше сосредотачивается на их психологическом процессе, вызванном социальными обстоятельствами. Социология пытается смотреть на общество в целом. Тем не менее, эти два исследования тесно связаны.
- Антропология : это исследование посвящено биологическим и физиологическим характеристикам человека и их эволюции.Культурная антропология еще больше будет зависеть от социологических характеристик.
Если вы хотите прочитать статьи, похожие на Каковы основные отрасли социологии? , мы рекомендуем вам посетить нашу категорию обучения.
,
Ключевые характеристики и основные мотивы социальной психологии
Пять основных мотивов — это принадлежность, понимание, контроль, самосовершенствование и доверие. Принадлежность — это не только основной мотив, но также основа других основных мотивов. Люди по своей природе общительны, и им необходимо развивать прочные, устойчивые отношения с другими людьми. Отношения могут складываться довольно легко, основываясь исключительно на близости. Обнаружена корреляция между благополучием и наличием тесных социальных связей.Мотивация к принадлежности выгодна как группе, так и отдельному человеку. Если люди сотрудничают друг с другом и хотят, чтобы их приняли, тогда группа будет действовать более эффективно. Хотя личный мотив принадлежности может помочь группе выжить, принадлежность к группе может помочь людям выжить как психологически, так и физически (Fiske, 2010).
Понимание окружающей среды дает возможность предсказать, что может произойти в неожиданных обстоятельствах. Люди будут делиться своим мнением с другими, пытаясь прийти к консенсусу, пытаясь понять мир вокруг себя. Группы работают лучше, когда члены могут понимать, что происходит, иметь аналогичные знания, а члены могут работать вместе более эффективно, если значение группы установлено , даже если оно неточно. Люди пытаются придать смысл случайным событиям, чтобы лучше понять их и попытаться разрешить их, и они делятся этим пониманием с людьми, которых они считают значимыми (Fiske, 2010).
Контроль и способность позволяют людям чувствовать себя эффективными, тогда как отсутствие контроля заставляет людей искать информацию, необходимую для ее восстановления.Люди, которые чувствуют себя управляемыми, как правило, счастливее, здоровее и живут дольше. Это включает в себя способность принимать решения на работе, проявлять некоторую гибкость в отношении должностных обязанностей и получать поддержку на работе. Взаимный контроль возникает, когда люди в группе влияют друг на друга, чтобы действовать определенным образом. Это не только позволяет людям вписаться в социальные группы, но также поощряет полезное поведение между членами группы (Fiske, 2010).
Четвертый основной мотив — самосовершенствование.Возможность самосовершенствования, а также сохранение самооценки подпадают под этот мотив. Люди хотят положительно относиться к себе, быть хорошими, милыми, и они склонны чувствовать себя хорошо, когда их делают комплименты. Люди, которые хорошо себя чувствуют, становятся более счастливыми, более продуктивными, мотивированными на новые вызовы, выполнение обязательств, полезны в групповой среде и с ними приятно находиться. Лица, которые чувствуют себя исключенными из социальных групп, вероятно, будут действовать саморазрушительным или безответственным образом, что может негативно повлиять на их способность быть полезным членом группы (Fiske, 2010).
Последний основной мотив — доверие. Люди должны чувствовать, что мир — безопасное место и что люди в нем заслуживают доверия. Доверять другим позволяет людям строить отношения и влюбляться. Несмотря на то, что доверие к другим делает людей уязвимыми, люди больше всего ожидают, что другие будут достойны этого доверия. Люди склонны видеть лучшее в других, и заставляет их казаться более симпатичными. Менее доверчивые люди склонны к подозрительности, обиде и одиночеству, что может мешать групповому процессу.Людям необходимо видеть мир безопасным и достойным, и когда происходят события, нарушающие эту точку зрения; люди быстро пытаются снова восстановить свое доверие к миру (Fiske, 2010).
Эти основные мотивы во многом влияют на социальную психологию. Во-первых, они закладывают основу для изучения людей в социальном контексте. Во-вторых, они позволяют сопоставлениям культур выявлять различия между группами и внутри них. Наконец, поскольку социальная психология делает упор на людей и их влияние на других, а также на то, как на них влияют другие или группы людей, эти основные мотивы проходят через большинство ситуаций, которые они анализируют (Fiske, 2010).
.