Память аудиальная: Слуховая память. Развитие слуховой памяти » Битрейника
Словарь развивающих детских тренингов «Успешный Я».
Аудиальная память – это способность запоминать информацию на слух (то есть запоминаем то, что слышим) и воспроизводить ее.
Визуальная память – это способность запоминать информацию глазами воспроизводить ее.
Механическая память – это способность запоминать и воспроизводить материал без его осмысления. (Например, запомнить слова или предметы …).
Ассоциативная память – это способность запоминать образы, ощущения, ассоциации.
Логическая память – это способность запоминать и воспроизводить логически-смысловые и причинно-следственные связи элементов, которые необходимо запомнить.
Индуктивное мышление – это способность рассуждать и обобщать информацию, исходя из имеющихся данных.
Креативно-образное мышление – это познавательный процесс, основанный на творческом подходе, требующий проявления предприимчивости, воображения.
Ассоциативное мышление – это способность проводить аналогии взаимозависимости элементов, основанная на ассоциациях (например: раздели предметы по группам или назови, чем схожи и чем отличаются предметы…).
Логическое мышление – это способность совершать базовые логические действия: анализ, выводы, сравнение, рассуждение и т.д.
Личностный потенциал – это заложенные природой потенциальные способности к различным видам деятельности, которые можно выявить в раннем детстве по средствам разносторонних методик и упражнений.
Коммуникативные навыки включают способность четко и понятно излагать свои мысли, развивать словарный запас, самостоятельно строить сложные грамотные речевые обороты и т.д.
Мы предлагаем развивающие тренинги скачать бесплатно.
Оцените статью
Спасибо за Ваш голос!
упражнения для детей, взрослых и пожилых людей
От природы аудиальная память человека слабее визуальной, потому что слуховой нерв значительно тоньше зрительного. 70% всей информации мы получаем через глаза, поэтому нередко аудиальный канал восприятия становится все слабее. Но люди, которые полностью потеряли зрение, выделяются незаурядными способностями в этой области. Они слышат то, чего мы не способны делать и, следовательно, запоминают больше деталей. Это говорит о том, что при желании можно натренировать слуховое восприятие и память.
Сегодня мы обсудим рабочие методики тренировки слуховой памяти.
О важности правильной постановки цели запоминания
Слуховая память – это слишком широкое понятие. Оно, конечно, способно обобщить и упростить человеку жизнь, но при этом не берет в учет огромного количества аспектов. Например, того, что в зависимости от выполняемых человеком задач потенциал слуховой памяти может отличаться. Например, если кто-то привык слушать аудиокниги, он будет лучше усваивать смысловую информацию через аудиальный канал.
Если же он музыкант с многолетним опытом, то он может прекрасно запоминать длинные куски мелодий с первого раза и воспроизводить их, но при этом ужасно воспринимать аудиокниги и лекции на слух (если он параллельно не тренировал эту способность, пусть даже неосознанно).
Сперва надо определиться с задачей, под которую развивается слуховая память. Можно привести такую классификацию целей.
- По типу деятельности: прослушивание музыки, изучение английского языка (развитие умения понимать сказанное на иностранном языке и запоминать новые лексико-фонематические конструкты), восприятие смысловой информации через слух (прослушивание лекций и аудиокниг).
- По окончательному итогу: узнавание (например, пассивный словарный запас иностранного языка), воспроизведение (пересказ текста или песни).
- По точности воспроизведения: точное, приблизительное.
Конкретные действия зависят от задачи. Разберем каждую из этих классификаций более подробно.
В зависимости от типа деятельности
Здесь все просто – вам нужно определиться с областью, в которой будете развиваться и изучать ее более детально. Например, музыкальную память хорошо тренирует сольфеджио – дисциплина, которая изучает строение музыки.
Вообще, развитие памяти (не только слуховой) в любой области сводится к обнаружению ключевых элементов, которые характерны для неё, очень детальному их изучению, а затем использованию для запоминания чего-то более сложного.
Например, с той же музыкой такими ключевыми элементами являются интервалы, трезвучия, гаммы и так далее. Если вы знаете, как звучат более простые составляющие той информации, которую запоминаете, вам не придется их изучать при прослушивании мелодии. Вся музыка состоит из интервалов, и нужно просто запомнить их последовательность, а не отдельные ноты. Согласитесь, задача более простая и быстрая.
Но ничто не помогает так, как практика и выполнение конкретных задач. Надо запомнить мелодию – слушайте ее до тех пор, пока не будете знать идеально. По мере роста профессионализма музыкальная память будет развиваться сама собой, причем в геометрической прогрессии. Надо запомнить содержимое лекции – чаще слушайте других людей, аудиокниги в свободное время. Так будет тренироваться слуховой канал восприятия. Кроме того, при прослушивании лекций хорошо помогают мнемотехники, но о них мы еще поговорим дальше.
Вообще, не забывайте закон перехода количества в качество. Чем больше раз вы прослушаете что-то, тем крепче оно у вас засядет в голове. Тренировать слуховую память можно многократным прослушиванием одного и того же материала. Через некоторое время и другой будет запомнить проще, вот увидите. Главное – набрать достаточное количество раз.
В зависимости от требуемого окончательного итога
Окончательный результат бывает двух видов – узнавание и воспроизведение. Если вам нужно ту же музыку хорошо чувствовать и четко понимать, где другой человек фальшивит, а где нет, то необходимо многократно прослушать мелодию. То же касается и других видов аудиальной информации.
Но воспроизводить вы ее не сможете. Именно поэтому так много блестящих пианистов, которые ужасно поют. Почему? Потому что они не учились воспроизводить мелодию. Сколько раз они ее не прослушали бы, все равно толку не будет. У них блестящая музыкальная память, но петь им не научиться, пока не начнут пытаться воспроизводить мелодию голосом сами.
Чтобы развивать слуховую память для воспроизведения информации, нужно тренироваться ее восстанавливать, никак иначе. Причем можно и мысленно. В спорте есть такое понятие, как идеомоторная тренировка. Это когда человек представляет в голове, как он выполняет упражнения, и его результаты улучшаются на реальной тренировке.
В случае с музыкой нужно начать с попадания в одну ноту. Потом выполнять все те же упражнения из курса сольфеджио, но не на узнавание (сказать, например, какое трезвучие), а воспроизведение (спеть его). Поначалу можно петь вместе с источником (если хотите развить музыкальную память, обязательно научитесь играть на пианино, этот навык очень сильно выручит, даже если ваша цель – вокал), а потом стараться по памяти.
Проверить, насколько правильно вы воспроизвели, можно с помощью тюнера. Его можно купить или скачать в виде приложения на любой смартфон. Он укажет вам, какую ноту вы поете, и отобразит все ошибки.
То же самое и с другими видами аудиальной информации. Хотите мастерски рассказывать анекдоты, услышанные по телевизору – воспроизводите их по памяти столько раз, сколько нужно для того, чтобы от зубов отскакивали. Секретная формула – чем больше, тем лучше. То есть, если вы рассказали анекдот сто раз, и еще сотню расскажете, научитесь не только слепо воспроизводить его, но и придумывать свои шутки на основе этой. Они будут сами рождаться в нужной ситуации, вот увидите.
Учитывая, что именно для воспроизведения информации люди хотят тренировать слуховую память, то и задачу нужно ставить соответствующую.
В зависимости от точности воспроизведения
Если требуется точное воспроизведение информации, то единственный метод – это многократное повторение. Причем это необязательно зубрежка (хотя этот метод также эффективен на долгосрочных отрезках) нужного материала (анекдота, услышанного на ТВ), но и повторное воспроизведение информации с его логическим и эмоциональным осмыслением.
Например, точно воспроизвести анекдот можно только многократно его репетируя. Но при этом можно добавлять свои эмоции, свою мимику. В общем, подходить к изучению творчески. Так и эффективность обучения возрастет, и воспроизводить анекдот будете более точно.
В некоторых случаях не требуется точного воспроизведения материала, достаточно лишь передать ключевые положения. Например, надо пересказать вкратце лекцию. Не требуется дословно цитировать преподавателя, достаточно только уметь рассказать, о чем он говорил и что узнал нового.
В таких случаях нужно стараться логически обработать материал и упаковать его в план, а далее запомнить его, что позволяет сделать мнемотехника – комплекс техник, позволяющих упростить запоминание важной информации, основываясь на особенностях работы мозга.
Упражнения для дошкольников и младших школьников
Конечно, каждый навык, использующий слуховую память, требует особого подхода, но также можно двигаться в другом направлении – выполнять упражнения, которые позволяют закрепить общую концепцию запоминания любого вида аудиальной информации.
В частности, упражнения для развития слуховой памяти в виде игры очень хорошо подходят школьникам и дошкольникам. Это прекрасный дидактический метод, позволяющий тренировать навыки запоминания информации на слух.
Приведем некоторые упражнения на развитие слуховой памяти у дошкольников. Здесь главное правило – сделать занятия интересными.
Упражнение 1: угадай, что играет
Сначала надо познакомить ребенка с различными музыкальными игрушками. После этого в игровой форме задавать ему вопрос: «Что играет», — а тот должен отвечать на него. Это упражнение развивает слуховую память с опорой на зрительные образы. Информация, которая затрагивает сразу несколько органов чувств, запоминается значительно лучше.
Для игры могут использоваться самые разные музыкальные игрушки вплоть до погремушек.
Упражнение 2: музыкальное эхо
Задача этого упражнения – развить у дошкольника ритмический слух и способность запоминать ритмические рисунки. Выполняется оно очень просто: взрослый настукивает ритм, а ребенок старается его повторить. По мере развития навыков, а также в зависимости от возраста малыша, степени его нарушений ритмический рисунок может усложняться.
Детям младшей группы лучше давать несложные ритмические рисунки, а вот для старших дошкольников подойдут фрагменты, взятые из мелодий.
Упражнение 3: нарисуй, что услышал
Это упражнение тренирует не только зрительно-слуховую связь, но и еще и добавляет сюда моторное запоминание. Такая информация значительно лучше запоминается по сравнению с «чистым» звуком.
Особенности тренировки у младших школьников
Лучший способ стимулировать развитие слуховой памяти у младших школьников – отправить их в музыкальную школу. Там упражнений на тренировку разных аспектов музыкальной памяти (тембр, ритм, мелодия, гармония, внутренний слух) огромное количество. Учитывая то, что главное требование к запоминанию любого вида информации – внимание, то привычка улавливать на слух может перенестись и на другие сферы. Но в любом случае, качество запоминания зависит во многом от имеющихся навыков в той области, из какой человек слушает материал.
Младшие школьники не так нуждаются в том, чтобы им давали игры на развитие слуховой памяти. При этом все равно нужно делать процесс обучения интересным, чтобы они полюбили занятия. А по мере обучения слуховая память будет развиваться сама собой. Более того, без практики ее не получится натренировать.
Особенности тренировки у взрослых и пожилых людей
Прекрасная методика, позволяющая косвенно развить слуховую память у взрослых людей и в старости – медитация. Мы уже поняли, что одна из главных причин плохого запоминания любого вида информации (в том числе, и слуховой) – это плохая концентрация внимания. Медитация способна формировать навыки осмысленного сосредоточения на чем-угодно: речи, музыке и других видах информации.
Универсальный вид медитации предусматривает сосредоточение на дыхании, но он скорее развивает кинестетическую память. Поэтому мы предлагаем такую медитацию в качестве упражнения на аудиальное запоминание:
- Расположитесь удобно.
- Сосредоточьтесь на интересующем вас аудиоматериале: музыке, шумах природы, аффирмации. Старайтесь расслабленно удерживать внимание на этом объекте.
- Как только вы отвлекаетесь (а это обязательно будет), просто прерываете внутренний монолог, все образы и возвращаетесь к исходному объекту медитации.
Медитация способна улучшить внимание к аудиальным сигналам и, следовательно, способность их запоминать. Кроме того, это невероятно приятный процесс, позволяющий расслабиться. А в состоянии душевной легкости усвоение любой информации идет лучше. Главное – выполнять в точности это несложное задание.
Хотя, оно легкое только на первый взгляд. Первые стабильные успехи в медитации появятся только через год. Именно через этот промежуток времени значительно улучшится способность запоминать аудиальную информацию.
Итоги
Итак, суммируя все сказанное, можно предложить такие рекомендации по тренировке слуховой памяти:
- Определитесь с областью, в которой тренируетесь. Умение петь и навык легкого пересказа услышанных анекдотов тренируются отдельно, хотя обе способности связаны с аудиальной памятью.
- Если цель – разбираться в тонкостях услышанного материала без необходимости его воспроизведения (например, для более глубокого и эмоционального восприятия музыки), то нужно многократно его прослушивать. Уже после обретения последнего навыка будет получаться повторить услышанное уже без дополнительной тренировки. Пример – разве могли бы вы пересказать анекдот, не научившись говорить?
- Для приблизительного запоминания лекций можно использовать мнемотехники, с помощью которых можно прочно заучить ключевые положения услышанного материала.
Во время тренировки слуховой памяти соблюдайте такие важные принципы:
- От простого – к сложному. Всему свое время. Обучайтесь, исходя из того, что вы можете, а не чего не умеете.
- Закон перехода количества в качество. Чем больше вы времени потратите на изучение материала, чем больше раз вы его повторите, тем лучше он запомнится, а также станет легче сохранить в памяти другую информацию из этой области.
- Причина плохого запоминания на слух – проблемы с вниманием. Поэтому развитие слуховой памяти у ребенка, взрослого и людей старшего возраста опирается на способность в течение длительного времени концентрироваться на прослушиваемом материале. Этот навык хорошо тренируется с помощью медитации.
Помните: нет ничего сложного. Все тяжелые задачи можно свести к более простым действиям. А их уже выполнить легко. В добрую путь.
4 секрета как тренировать аудиальную память
Друзья, сегодня написала для вас небольшую статью с рекомендациями, как развивать аудиальную память.
Вдохновила меня беседа на занятиях у Натали Дарк вчера на тренинге для тренеров. Оказалось, что многим участникам не всегда просто запоминать информацию на слух и вообще воспринимать информацию в таком формате:
— структурировать
— видеть картинку в полном объеме
— запоминать ключевые моменты
— применять новые знания на практике.
На самом деле все очень просто, нужно чуть-чуть потренироваться.
Предлагаю вашему вниманию 4 секрета, как
легко развивать слуховую (аудиальную) память.
1. «Правило 2 минут».
Закройте глаза на несколько минут и старайтесь внимательно
прислушиваться ко всем звукам вокруг вас.
2. Воображение
Если слушаете лекцию старайтесь ярко-ярко представлять
картины того, о чем говорит лектор.
Тогда информация будет запоминаться легко, без усилий.
3. Записи
Во время лекции старайтесь кратко зарисовывать или
схематично записывать ключевые моменты услышанного.
4. Повторение
Сразу после лекции обязательно повторите информацию по
вашим записям и мысленно вернитесь к тем образам, которые
вы создавали.
Для начинающих:
Если предыдущее задание покажется вам сложным, то
можно потренироваться на аудиокнигах.
Во время прослушивания художественных произведений
внимательно наблюдайте за тем, что с вами происходит —
какие образы вы видите, насколько легко
получается представлять услышанное.
Постепенно переходите к прослушиванию более сложной
литературы нон-фикшн, бизнес-литературе и т.д. — по принципу от простого к сложному.
Вскоре вы заметите, что легко видите образы даже во время
прослушивания лекций.
Образное мышление — это первый этап
для развития великолепной памяти.
Приятных тренировок, друзья!
как развить у взрослых, детей (дошкольников, школьников) и подростков
Как развить зрительную память, чтобы помнить все что увидел так хорошо, как это делают в передаче «Удивительные люди»? И зачем нам это нужно? Если человек работает в полиции и ему необходимо узнавать множество лиц разыскиваемых преступников, тогда еще понятно.
Иногда в жизни случается увидеть какую-то страшную картину, которую хочется стереть из воспоминаний навсегда. Может природа специально ограничивает определенным объемом образы, хранящиеся в голове, чтобы сохранить нашу психику?
Зрительная память: что это такое
Что такое зрительная память? Изучать этот вопрос детально ученые начали только в шестидесятые годы прошлого века. Оказалось, что не все закономерности, связанные с вербальной, то есть разговорной памятью, верны для визуальной. Способность удерживать образную информацию в сознании, не обращаясь к словесному обозначению, называется зрительной памятью.
Часто для лучшего запоминания человек для себя называет то, что увидел. К примеру: красный круг, зеленый квадрат, голубой треугольник. Это дает двойной код для мозга. Иногда сложно разграничить визуальный образ от вербального. То есть, человек запомнил оттенок, но не знает, как он называется точно: малиновым или лиловым.
Зрительную память условно можно разделять на кратковременную, которая работает здесь и сейчас, и долговременную. Кратковременная позволяет нам удерживать в сознании небольшое количество предметов на протяжении короткого промежутка времени. Исследователи заметили, что легче всего запоминаются 3-4 предмета. Если поменять у них цвет или форму, то они все равно сохранятся в голове. Но, когда предметов станет больше, их уже будет труднее сохранять в сознании кратковременной ячейки.
В долговременной памяти хранятся воспоминания, которые были для нас очень дороги, часто повторялись или произвели большое впечатление. Все помнят лицо своей матери, лучшего друга, первый снег, море.
Если говорить об этом по-научному, кратковременные воспоминания хранятся в одной ячейке, а долговременные воспроизводятся, когда захватывается целая цепочка ассоциаций. Долговременная память – это хранилище, в котором воспоминания находятся до поры, до времени. Мы их туда кладем и забываем о них до определенного момента. Существует гипотеза, о том, что объем долговременного хранилища неограничен.
Чем больше цепочек ассоциаций хранится в голове у человека, тем объемнее его долговременная память. Она может сохранить события, происходившие месяцы, годы, дни и часы тому назад. Объем долговременного хранилища может пополняться. Человек его не осознает, пока не переведет часть воспоминаний в рабочую, кратковременную ячейку для каких-нибудь повседневных нужд.
Как развить образную память
Как улучшить зрительную память? Этот вопрос волнует многих. Хороший объем визуальных образов облегчает любую профессиональную деятельность. Кондитер, украшая торт, старается повторить узор или форму цветов, вспоминая о том, как украшал только что или вчера другой десерт.
У взрослых
Тренировка зрительной памяти – это не самое сложное занятие. При желании можно самостоятельно выполнять специальные упражнения.
Чтобы добиться определенного результата, заниматься следует регулярно.
Ученые заметили следующую закономерность. Если в процессе запоминания принимает участие работа над образом, оно запоминается на более длительное время и точнее.
Пример. Если на экране будет написано несколько слов. Одно слово – рак. У испытуемых спросили: «Не умер ли кто-нибудь из родственников от такой болезни?» В дальнейшем, оказалось, что 85% людей запомнило это слово. Потому что над ним работали глубоко, опираясь на эмоции.
Практические опыты психологов направлены на то, чтобы уточнить разные стороны проблемы. Как быстро запоминает человек увиденное? Исследователи показывают предмет то на 2 секунды, то на 2 минуты.
Точность воспоминаний их тоже интересует. Насколько верно сохраняется предмет в голове у человека? Не добавляет ли мозг свои детали, интерпретацию?
Существует проблема изменения образа в воспоминаниях, если человеку задают заведомо сбивающие его с толку вопросы. Часто по этой причине совершаются ошибки в судебных процессах.
Замечено, когда в изображении что-то медленно меняется, человек может этого не заметить. К примеру, на экране дерево будет становиться более прозрачным и исчезнет совсем. В то же время, если предмет двигается, вы это сразу заметите, обратите на это внимание.
Лучше запоминается то, на что человек обратил внимание. Когда человек проделывает упражнение для улучшения запоминания, следует понимать. У него разовьется внимательность и запоминание именно в этом упражнении. Но бдительность и внимание на проезжей части дороги останутся такими же, какими были. То есть, если нужны более крепкие воспоминания в определенной области, в ней и надо выполнять упражнения.
Замечено, что в момент опасности для жизни человека, он может увидеть перед глазами картинки всей своей жизни, промелькнувшие за пару секунд. Это лишний раз подтверждает, что зрение дает человеку самый большой процент знаний, представлений об окружающем мире.
Память у каждого человека индивидуальная. Одни запоминают все детали, едва взглянув на предмет, другие не помнят основного. Но мы способны влиять на возможности запоминания независимо от своего возраста. Чтобы развить память у взрослого индивидуума, надо постараться, приложить больше усилий. Чтобы тренировать зрительную память зрелого человека, следует проанализировать его проблемы, выбрать индивидуальные упражнения.
Занятия позволяют увеличивать объем воспоминаний, продлевают сроки хранения образов в голове человека, раскрывают скрытые резервы мозга.
Если у человека не очень хорошее зрение, к упражнениям хорошо подключать приемы мнемотехники. Примером может служить стишок о цветах радуги, про охотника и фазана.
В процессе занятий для лучшего образного мышления взрослому человеку нужна диета, богатая витаминами: С, Е, В6, В12.
В рационе должна быть рыба:
- кета;
- сардина;
- лосось;
- палтус.
Орехи грецкие и лесные, морковь и яблоки, бананы дополнят состав крови полезными микроэлементами, необходимыми для усиленной работы нейронов головного мозга.
Упражнения для лучшего запоминания человек должен повторять регулярно, постепенно усложняя их. Следует увеличивать объем приемов и количество предметов, которые вы хотите запомнить.
Для тренировки зрения можно использовать время вынужденного бездействия. Например, сидя в метро, закрыть глаза и попробовать вспомнить, какого цвета пальто у девушки, сидящей рядом. Открыть глаза, посмотреть внимательно на трех-четырех человек одновременно. Закрыть и вспоминать их одежду, цвет сумочки в руках. Постепенно можно добавлять количество людей, усложнять задачу.
Леонардо да Винчи упражнялся с игральным кубиком, запоминая одну его грань. В интернете можно найти множество примеров для тренировки зрения. Одно из них – рисование. Посмотрите на цветок, отвернитесь и нарисуйте его, представляя мысленно. Проверьте себя. Картины, возникающие в мозгу, старайтесь рисовать как можно точнее.
Зарисуйте колье своей подруги, изготовленное из камней разной формы и цвета. Вспомните, мыслительным взором, сколько тарелок поставили на стол, накрывая ужин.
У детей (школьников, дошкольников) и подростков
Для дошкольников в магазине игрушек продается множество развивающих игр. Раскладывая обычные кубики и надевая кольца пирамидки, мама может задавать вопросы, повторять с малышом, сколько он видит предметов, как они расположены на столе.
Хорошо тренированная визуализация поможет ребенку лучше учиться, запоминать уроки, приобретать профессию, быть успешным в жизни.
У младших школьников хорошо развивается наглядно-образная память, потому что им дается много конкретного образного материала, что развивает визуальное мышление. В начальных классах учителя готовят детей к развитию логической памяти, предлагая запоминать определения, доказательства и объяснения. Запоминая логически связанные значения, ребенок развивает мышление.
Память у ребенка в разном возрасте отличается. Когда мальчики вырастают на 10 сантиметров за лето, клетки их мозга не успевают за таким быстрым ростом. В 14-15 лет мальчикам учиться труднее, чем в первом классе.
Чтобы занятия тинейджера не превращались в мучение, ему надо разнообразить свои впечатления. Например, запоминать исторические сведения, дополняя их рисунками, картами, таблицами. Информацию дополнять рифмованными стишками, наподобие Пифагоровых штанов.
Запоминая множество дат, привязывать их к предметам в своей комнате. Развивающие упражнения помогут натренировать образное мышление подростку, что облегчит его учебу.
У художников
Художники обладают повышенным образным мышлением. Они учатся рисовать, лепить по своим мысленным воспоминаниям о природе, добавляя немного от себя. Чтобы помнить множество картин из окружающего его мира, художник постоянно пополняет свои воспоминания, внимательно всматриваясь в пейзаж за окном, в натюрморт.
Леонардо да Винчи часто ставил перед собой букет цветов и смотрел на него. Потом рисовал по памяти. Сверял с реальным букетом и так повторял много раз, пока не запоминал его в точности.
Упражнения для тренировки визуальной памяти
Чтобы развивать память у ребенка, с ним можно играть в буквы. Две большие буквы А и М расположить рядом друг с другом. Закрыть их непрозрачным листом и предложить ребенку повторить расположение букв. Такая тренировка с малышом и другие развивающие игры увеличивает объем зрительного хранилища мозга. Если у ребенка плохая память, играйте с ним чаще.
Разложите в произвольном порядке несколько спичек на столе. Запомните их расположение, закройте непрозрачной салфеткой. Нарисуйте все, что запомните. Проверьте результат.
Найдите в картинках для теста в интернете или комиксах несколько отличий.
Запомните во что одеты ваши гости. Выходите в другую комнату. За это время пусть они поменяются шарфами, галстуками. Вы заходите и угадываете, что изменилось во внешности.
Хорошо тренирует мозг обычное чтение книг
Типы памяти и школа
Есть ли у человека шанс развить свою память? Или она задана от природы и помочь тут ничем нельзя? Действительно, память имеют органическую основу. Однако органические задатки прямо влияют на развитие лишь наиболее элементарных процессов.
В учебной же деятельности решающую роль играют процессы смыслового запоминания (запоминания смыслов). А здесь главными являются специальные приемы запоминания и воспроизведения. Обычно эти приемы формируются стихийно, потому что задача их планомерного развития обычно не ставится.
Специальные приемы, безусловно, могут постоянно совершенствоваться путем соответствующих тренировочных упражнений. Да и органическая основа памяти в определенной степени поддается тренировке.
Чтобы помочь учащемуся развить свою память, необходимо, прежде всего, ее диагностировать, причем всесторонне, по всем основным параметрам (типам, видам и т.п.). Поговорим о типах памяти.
Типы памяти
Тип памяти — это вид восприятия, с помощью которого ученик, да и человек вообще, лучше всего запоминает информацию. От чего тип памяти зависит? Конечно, от природных задатков.
Есть четыре типа памяти:
- зрительный (визуальный),
- слуховой (аудиальный),
- двигательный (кинестетический),
- смешанный.
Школьники визуального (зрительного) типа памяти, наилучшим образом запоминают материал с помощью наглядного предъявления. Они быстро и без особых усилий запоминают внешний вид любых объектов, в том числе печатных текстов. Поэтому, отвечая урок, ученик зрительного типа памяти видит текст на внутреннем экране и как бы считывает его отдельные фрагменты.
Школьники аудиального (слухового) типа памяти наилучшим образом запомнят воспринятое на слух: лекции, прочитанный вслух текст учебника и т.п. При этом запоминают они не столько смысл услышанного, сколько слуховые образы слов. Следовательно, люди со слуховым типом памяти могут в какой-то степени соперничать с магнитофоном. Когда аудиал учит уроки, ему надо обязательно прочитывать и пересказывать материал вслух.
Достаточно распространен особенно в младших классах тип школьников, запоминающих материал с помощью кинестетических ощущений. Ученику с двигательным типом памяти хорошо запоминается, например, правописание отдельных слов, если он их переписывал. Часто для того, чтобы припомнить орфографию того или иного слова, кинестетики сначала его пишут на черновике. Помните, как писал гоголевский Акакий Акакиевич? Он «подсмеивался, и подмаргивал, и помогал губами процессу своего письма». Это означает, что такие люди запоминают слова, запоминая движения органов речи.
Что же касается смешанного типа памяти, то к нему принадлежат люди, которые оди
Виды памяти — Психологос
Видов памяти столько, что у вас не хватит памяти все это запомнить. Различают память зрительную и моторную, долговременную и кратковременную, позитивную и негативную, внутреннюю и внешнюю, индивидуальную и память рода, память прошлого и память будущего…
Произнося фразу “У меня плохая память” люди часто подразумевают совершенно разные вещи. Для одних это невозможность запомнить номера телефонов, для других — лица людей. Некоторые борются с рассеянностью — постоянно забывают ключи и документы, пропускают назначенные встречи и т.д. А есть люди для которых хорошая память — это возможность быстро выучить большой объем информации к экзамену. Разобравшись, что именно вам нужно, вы сумеете сэкономить много сил и времени.
Различают следующие разновидности памяти:
- по сенсорной модальности — зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память, см.→
- по содержанию — образная память, моторная память, эмоциональная память;
- по организации запоминания — эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;
- по временным характеристикам — долговременная память, кратковременная память, ультракратковременная память, см.→
- по наличию цели — произвольная и непроизвольная.
- по наличию средств — опосредованная и неопосредованная;
- по уровню развития — моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая,
- по способу хранения — внутренняя и внешняя, см.→
- Память разумная и память чувственная — воспоминания.
- Память позитивная и негативная
- Память прошлого и память будущего
- Память индивидуальной жизни и память рода (Автобиографическая и родовая память).
А также собственный личный опыт, память-воображение, дежа вю…
Музыкальная память. Виды музыкальной памяти и способы ее развития
Содержание статьи
Музыкальная память — что это такое
Музыкальная память – это термин, которым обозначают способность музыканта запоминать и подбирать мелодии по памяти. Это очень важный навык, которым должен обладать любой гитарист, клавишник и кто бы то ни было, связанный с игрой на инструменте. Сюда включается как мышечная, так и мелодическая, а также интервальная память. В данной статье мы подробно разберем каждый аспект этой области, дадим практические советы и поможем добиться максимальной отдачи от вашей памяти.
Краткосрочная и долгосрочная память
Для начала, давайте разберемся, какие вообще виды памяти бывают, и какой из них нам потребуется использовать для развития и проделывания прогресса.
Краткосрочная память – это тип, который может вместить в себя от 5 до 9 аспектов одновременно, и сохраняет их в голове на протяжении примерно 30 секунд. Данный тип подходит для тех, кто играет с листа, без предварительной подготовки, однако для тех, кто хочет запоминать мелодии хорошо, он не подходит совершенно точно.
Долгосрочная память – ключ к тому, как развить музыкальную память. Это тот самый тип, который запоминает события, произошедшие несколько лет назад, а также позволяет запомнить материал, выученный очень давно. Именно эту область мы и будем тренировать в нашем случае.
Читайте так же – как запомнить ноты на грифе
Виды музыкальной памяти
Мышечная память
Самый распространенный тип, на который опирается большая часть гитаристов и музыкантов. Она прекрасно подойдет в таком аспекте, как запоминание аккордов на гитаре. Ее суть заключается в том, чтобы довести все позиции до максимального автоматизма, когда вам не придется задумывать и анализировать, какой палец куда ставить. Рука будет сама делать все за вас. Даже если вы по какой-то причине не сможете брать гитару в руки на протяжении долгого времени, вы все равно сможете все вспомнить, пусть на это даже уйдут некоторые усилия. Мышечная память на инструменте во многом схожа с ездой на велосипеде – один раз обучившись вы никогда не забудете, как это делается.
Развить мышечную память можно долго повторяя и делая упражнения на инструменте. Таким образом вы заставите мышцы, а не мозг запоминать все движения, и в дальнейшем он будет считать логичным простроить их именно так. А из-за специфики расположения нот на гитаре это будет только играть нам на руку.
Однако не стоит полагаться на нее полностью. Виды музыкальной памяти не ограничиваются одной только мышечной. Это чистая автоматизация, которая не позволит вам понимать, как строится музыка, как она сочиняется и производится. Поэтому наравне с мышцами вам стоит раз
Что такое слуховая память? (с иллюстрациями)
Слуховая память — это способность обрабатывать информацию, представленную устно, анализировать ее мысленно и сохранять для последующего использования. Тех, кто обладает сильной способностью к этому типу памяти, называют слушателями. Способность учиться на основе устных инструкций и объяснений — это фундаментальный навык, необходимый на протяжении всей жизни.
Детям с сильной слуховой памятью легче учиться читать.
Являясь одним из наиболее важных навыков обучения, дети со слабой слуховой памятью часто испытывают трудности с пониманием значения слов и могут задерживать понимание языка. Это потому, что фоника требует от детей слуховой кратковременной памяти, чтобы запоминать звуки слов и соединять их вместе, чтобы образовать слова. Кроме того, поскольку многие дети учатся читать, им читают, детям с проблемами слухового обучения, вероятно, потребуется больше времени, чтобы научиться читать, и эти задержки могут отразиться в более позднем возрасте из-за плохих навыков чтения и письма.
Поскольку дети учатся читать, им читают, детям с проблемами слуха может потребоваться больше времени, чтобы научиться читать.
Способность к слуховой памяти, по-видимому, имеет генетическую основу.Около 5% населения в развитых странах имеют проблемы с обучением, которые препятствуют слуховому обучению. Расстройство, как правило, передается по наследству и обычно встречается у однояйцевых близнецов. Расстройство также было связано с генетическими заболеваниями и нарушениями развития.
Родители могут проверить кратковременную слуховую память ребенка, попросив ребенка повторить последовательность чисел.
Родители могут проверить кратковременную слуховую память ребенка, проверив его способность повторять последовательность чисел обратно тестеру. Родитель может начать с произнесения последовательности из четырех простых чисел, например 5-2-8-4, и попросить ребенка повторить эту последовательность еще раз. Если ребенок успешен, последовательность тестов можно увеличить до пяти чисел и продолжать до тех пор, пока ребенок не перестанет правильно повторять последовательность в 75% случаев с первой попытки.Дети должны уметь повторять шесть или более цифр, чтобы иметь возможность изучать фонетику.
Слуховая память — это способность обрабатывать информацию, представленную устно, и вспоминать ее позже.
Навыки слухового обучения можно развить с помощью ряда упражнений.Родители, стремящиеся развить их у своих детей, могут использовать ряд простых практик в течение дня. Например, они могут попросить своих детей повторять голосовые сообщения вслух, а также повторять важную информацию, такую как номер телефона и адрес, чтобы зафиксировать их в слуховой памяти. Родители также могут играть со своими детьми в игры на запоминание, например, хлопать в ладоши и просить ребенка повторить последовательность. Дети могут также улучшить свои навыки, изучая словесные ассоциации и категоризации слов и предметов.
Развитие слуховых навыков не ограничивается только маленькими детьми. Дети старшего возраста и взрослые могут обострить свою кратковременную слуховую память, преобразовывая словесные сигналы в письменные заметки. Кроме того, они могут читать предложение или абзац из книги и объяснять содержание своими словами или практиковать дословное повторение предложений.
Около 5% населения имеют нарушения обучаемости слуховой памяти, которые могут быть общими для однояйцевых близнецов.
,
Слуховая или эхо-кратковременная память
Что такое слуховая или эхогенная память?
Слуховая память , также известная как эхо-память, является одним из регистров сенсорной памяти . Этот тип сенсорной памяти короткий, но устойчив к травмам головного мозга. Этот тип сенсорной памяти сохраняется у людей, страдающих тяжелой амнезией.
Слуховая память или эхо-память — это компонент, который составляет нашу сенсорную память, которая отвечает за всю краткосрочную слуховую информацию, которую мы получаем из окружающей среды .Различные исследования показали, что эта система может хранить больший объем информации в течение более длительного периода времени (в среднем 3-4 секунды), чем зрительная память.
Слуховая или эхо-память — это область хранения большой, естественно предварительно категоризированной, ограниченной постоянной слуховой информации.
Эти стимулы автоматически поступают в центральный слуховой процессор, который отвечает за преобразование электрических сигналов из звуков в ментальные концепции, создавая тип звукового образа, который мы можем использовать для сохранения в нашем мозгу в течение короткого периода времени. ,Звуковой образ можно воспроизвести только в течение короткого промежутка времени после слуховых раздражителей.
Сенсорная память измеряется в первичной слуховой коре . Эта область хранения слуховой памяти простирается через различные области мозга, поскольку требует использования различных процессов. Большинство этих областей мозга расположены в префронтальной коре (ПФК), где также контролируется исполнительный контроль и контроль внимания.
Примеры слуховой памяти или эхо-памяти
- Запомните имя человека, с которым вы только что познакомились
- Назовите номер телефона, который вам дали
- Запомните адрес, который вам только что дали
- Слушайте радио во время конкурса , запомните ответ и позвоните по номеру, чтобы сообщить свой ответ.
- Запомните чей-то голос
Расстройства или патологии, связанные со слуховой памятью или дефицитом слуховой обработки
Отображение трудностей или проблем с обработкой эхогенной или слуховой памяти может быть связано с расстройством обработки речи , так как этим детям будет тяжело время повторять звуки и слова, необходимые для овладения языком. Помимо этих недостатков, это часто связано с проблемами чтения, СДВГ, приобретенной дислексией и дискалькулией.У детей, у которых есть проблемы с эхогенной или слуховой памятью, обычно проблем с вниманием и запоминанием информации, которую они получали устно .
- Дети с дефицитом слуховой памяти плохо справляются с задачами, состоящими из нескольких шагов.
- Им нужно больше времени, чтобы распознать и обработать услышанную информацию.
- Низкая успеваемость также может быть связана с недостаточной обработкой слуха.
- Поведенческие проблемы — это обычное явление.Дефицит обработки или слуховой памяти может привести к тому, что ребенок расстроится и почувствует себя некомпетентным.
- Дети с дефицитом рабочей памяти, как правило, имеют языковые проблемы (например, у них могут быть проблемы с развитием словарного запаса, пониманием языка, изучением нового языка …).
- Трудности с написанием слова, пониманием текста и т. Д.
У взрослых мы можем обнаружить проблемы со слуховой памятью у людей, которые пострадали от черепно-мозговой травмы, травмы головы с поражениями в дорсолатеральной области — префронтальной коры и височно-теменной области. кора.
Как можно оценить проблемы со слуховой памятью?
С помощью полной нейропсихологической оценки можно эффективно и точно измерить слуховую или эхогенную память пользователя.
Набор задач, используемых для оценки слуховой или эхогенной памяти, был вдохновлен классическим тестом Rey Auditory Verbal Learning Test (RAVLT) Рей (1964) . Задачи , измеряющие слуховую память , пытаются оценить способность пользователя интерпретировать слуховые стимулы.Эта задача потребует от пользователя извлечь смысл данной информации и немедленно понять сообщение, чтобы выполнить соответствующее действие.
Тест секвенирования WOM-ASM — это полный тест, который не только оценивает эхо-память, но также оценивает планирование, зрительную память, краткосрочную память, пространственное восприятие, время отклика, рабочую память и скорость обработки.
Можно ли улучшить слуховую память?
Совершенно верно. Ключ к улучшению слуховой памяти состоит в улучшении удержания и хранения , помогая ей стать максимально эффективной.
CogniFit предлагает несколько типов клинических упражнений для стимуляции и тренировки эхогенной памяти . Если нейробиология и показала нам что-то о пластичности мозга, так это то, что чем больше мы используем нейронную цепь, тем сильнее она становится, а это означает, что цепи, используемые для обработки слуха, также могут быть улучшены.
С помощью нейропсихологической оценки от CogniFit, мы измерим слуховую память и, на основе собранных результатов, создадим полную программу тренировок с персонализированными когнитивными упражнениями, предназначенными для улучшения слуховой памяти .
Программа нейропсихологической оценки от CogniFit была разработана командой неврологов и когнитивных психологов, изучающих процессы пластичности мозга и нейрогенеза. Вам нужно всего 15 минут в день 2-3 раза в неделю , чтобы стимулировать когнитивные навыки, связанные со слуховой памятью.
Эта программа доступна онлайн . Различные интерактивные упражнения представлены в виде забавных мысленных игр, в которые можно играть онлайн. После каждого сеанса CogniFit будет предоставлять подробный отчет с когнитивным состоянием каждого пользователя.
Набор онлайн-клинических упражнений от CogniFit помогает создать новые синапсы и нейронные цепи, способные реорганизовать и восстановить функцию ваших самых слабых когнитивных областей, среди которых — слуховая память.
,
Что лучше подходит для вас?
Все работают по-своему, и ясно, что у всех нас есть свои способы обучения и восприятия новой информации. В то время как большинство из нас экспериментируют с различными методами, чтобы найти лучший для себя способ, могут быть исследования, которые говорят нам, что один способ на самом деле лучше другого.
Поскольку около 65% населения мира обучаются зрительному восприятию, то есть они лучше запоминают вещи, когда смотрят на них с помощью любого другого смысла, может возникнуть закономерность.
То, как вы учитесь, может отличаться от того, что человек сидит рядом с вами, но на протяжении многих лет было проведено несколько интересных исследований, которые предполагают, что один метод может принести вам пользу перед другим. Здесь, в Pastest, мы рассмотрели некоторые отчеты, которые могут помочь вам принять решение!
Какие бывают стили обучения?
Существует три основных стиля обучения: визуальный, слуховой и тактильный. В то время как зрительная память означает способность вспоминать информацию из того, что мы видели, слуховая память означает, что вы можете воспринимать информацию, которую слышали.Тактильно относится к идее держать что-то или дотрагиваться до чего-то и иметь возможность запомнить это.
Это правда, что все мы немного разные, когда дело доходит до изучения нового и запоминания его, но если вы готовитесь к важным экзаменам, не хотите ли вы попробовать проверенный метод?
Исследование Университета Айовы
В 2014 году появилось исследование Университета Айовы, в котором исследователи утверждали, что мы не запоминаем вещи, которые слышим, почти так же хорошо, как видим или трогаем.Они выбрали 100 студентов для участия в двух экспериментах. В первом тесте участники слушали звуки, смотрели на изображения и удерживали предметы с различными интервалами от 1 до 32 секунд. Затем их попросили отозвать их.
Второй эксперимент требовал, чтобы участники слушали, наблюдали и касались повседневных предметов и просили их вспомнить их через час, день и неделю. Результаты обоих экспериментов показали, что слуховые воспоминания были последними, намного уступив их зрительной памяти.Хотя с течением времени память студентов в целом ухудшалась, было совершенно ясно, что зрительная память превосходит слуховую.
Исследование университета Бордо
Хотя в 2014 году было доказано, что студенты, похоже, лучше запоминают информацию, когда они ее видят, в 2008 году исследование Университета Бордо признало, что способность обнаруживать слуховые и визуальные изменения, по-видимому, контролируется отдельными механизмами в мозге.
Исследователи обнаружили, что участникам было легко увидеть визуальные изменения, но они также обнаружили, что сложные слуховые изменения также легко распознаются, что, по-видимому, предполагает, что разные части мозга работают с различными техниками.
В то время как память обрабатывается лимбической системой внутреннего мозга, слухом и зрением отвечают височные и затылочные доли соответственно. Они расположены в других частях мозга.
Что это значит для обучения?
Хотя несколько противоречивые отчеты могут означать неубедительный ответ, когда дело доходит до определения наилучшего способа обучения, есть кое-что важное, что нужно вынести из различных исследований.
Совершенно очевидно, что мультисенсорный подход может быть полезным.Использование планшетов и мобильных телефонов для повторения и изучения означает, что вы одновременно читаете и касаетесь, перемещая палец по экрану во время обучения. Так что тем, кто скептически относится к использованию нашего мобильного приложения для подготовки, стоит попробовать!
,