Память и ее развитие: Развитие памяти — Психология человека
Развитие памяти — Психология человека
Память избирательна.
Альфред Адлер
Развитие памяти является жизненно необходимой задачей, потому что благодаря ей мы имеем возможность использовать как свой собственный опыт, так и опыт, накопленный предыдущими поколениями, для решения различных повседневных задач. Без памяти человек просто перестает быть личностью. Поэтому память, чтобы она была очень хорошей – нужно постоянно развивать. То есть, не только тогда, когда вам нужно что-то запомнить, например, во время учебы, а всегда. Существует много способов развития памяти, и все они по-своему хороши и эффективны. В этой статье я расскажу вам о самых популярных и самых лучших из них, чтобы вы, воспользовавшись этими способами, сделали свою память поистине феноменальной. Хорошая память, друзья, будет способствовать вашему успеху и процветанию.
Что такое память
Итак, перед тем как начать развивать память, необходимо выяснить, что это такое и как она работает. Ведь без понимания сути и смысла памяти, вы не поймете и смысл тех упражнений, необходимых для ее развития, которыми я собираюсь с вами поделиться.
Память – это психическая функция и один из видов умственной деятельности. Ее задача – накапливать, хранить и затем в нужный момент воспроизводить в сознании хранящиеся в ней знания, навыки, опыт, впечатления.
Как устроена память
Память состоит из следующих основных компонентов:
- Запоминание. С помощью этого процесса происходит восприятие новой информации и ее последующая запись в систему мышления. Ключевой функцией запоминания является создание смысловых связей между отдельными частями информации. Это результат работы нашего мышления и интеллекта, которое стремится все со всем логически увязать. Работая над содержимым запоминаемого материала, наше мышление старается сформировать полную картину происходящего, сопоставляя новую информацию с уже известной, чтобы лучше ее понять, а затем найти этому материалу место в нашей целостной модели мира. Иначе говоря, чем понятнее для нас запоминаемый материал, тем легче нам его сначала принять, а затем и запомнить.
- Хранение. Этот процесс отвечает за системное накопление информации в нашей памяти. Он помогает нам переработать и усвоить получаемую информацию, связав ее по смыслу, как уже было сказано выше, с нашей моделью мира. Именно от этого процесса зависят такие наши способности, как мышление, речь, умение что-то делать. Если бы информация не могла сохраняться в памяти, человек просто не смог бы ничему научиться, а значит, не смог бы и развить свое мышление и навыки.
- Воспроизведение. Благодаря этому процессу происходит узнавание и воспроизведение хранимой в памяти информации. Воспроизведение информации может быть произвольным и непроизвольным, то есть, специальным, осознанным и импульсивным, рефлекторным. Произвольное воспроизведение информации является управляемым, тогда как непроизвольное хаотичным, стихийным.
- Забывание. Этот процесс памяти часто называют проблемой ее развития, хотя в действительности это не так. Вернее, не совсем так. Дело в том, что идеальная память – это не норма, а патология. Человеческий мозг не предназначен для того, чтобы помнить все, что в него поступает – он очень избирательный, поэтому забывание информации является для него естественным процессом. Проблема здесь не в том, что человек забывает информацию, проблема в том, что он может быть недостаточно хорошо обучен умению ее грамотно фильтровать, отбрасывая все малозначимое и второстепенное, а затем воспроизводить ее в нужное время с требуемой точностью, да еще и в уместном и правильном виде. Но это уже не проблема памяти, а проблема понимания человеком того, что он запоминает. Ниже мы поговорим об этом более подробно.
Как работает память
Чтобы быстро и эффективно развить память, необходимо понимать, как она работает. Поскольку я собираюсь поделиться с вами проверенными методиками, гарантировано позволяющими улучшить память человека, позвольте мне, как ценителю фундаментальных знаний о тех или иных вещах и процессах, поделиться с вами очень важной информацией о том, как работает память. С ее помощью вы сможете при необходимости разнообразить предлагаемые мною методики развития памяти.
Друзья, я хочу, чтобы вы понимали одну очень важную вещь – вся поступающая в наш мозг информация – остается в нашей памяти. Наш мозг запоминает абсолютно все, но помним мы в основном только то, что запечатлелось в нашем сознании, тогда как львиная доля получаемой нами информации уходит в глубины нашего подсознания и может быть нами поднята в памяти только в самых исключительных случаях. А что мы с вами запоминаем лучше всего? Что мы можем и что мы должны запоминать лучше всего? Очевидно, все то, что способствует нашему выживанию и благополучию, именно на это природа и настраивала наш мозг. Поэтому мы запоминаем все то, что мозг считает выгодным и полезным для нас, а также то, что представляет для нас опасность. Причем плохое мы часто помним намного лучше, чем хорошее. Никогда не задумывались, почему? Потому что плохое – это опасность, угроза, предупреждение, мы должны избегать плохого, чтобы выжить, поэтому наша память очень хорошо помнит все то, что вызвало у нас сильные негативные эмоции. В тех случаях, когда человек забывает все плохое, что с ним было и что травмировало его психику – эта информация откладывается в его подсознании и затем непроизвольным образом напоминает о себе. Люди в таких случаях испытывают психологические проблемы, избавиться от которых им помогает психоанализ.
Таким образом, если вы чего-то не помните, то это вовсе не означает, что этого чего-то в вашей голове нет. Просто вы можете быть не в состоянии изъять из глубин вашей памяти нужную информацию. И точно также, вы можете не контролировать непроизвольное воспоминание определенной информации, которая может всплыть в вашей памяти под воздействием различных факторов. Резервы нашей памяти задействуются только в особых случаях, когда хранящаяся в глубинах нашего подсознания информация по мнению нашего мозга необходима для спасения нашей жизни и решения каких-то очень важных задач. По этой причине, экстремальные ситуации, вызывающие у человека сильный стресс, способны задействовать резервные возможности нашего организма, включая нашу память, которая запомнит все то, что произведет на нас сильное впечатление. Эту особенность нашей памяти мы можем использовать для ее тренировки. Ниже я объясню, как именно мы можем это делать.
Так вот, из вышесказанного следует – что очень хорошо наш мозг запоминает все то, что считает важным для нас. Поэтому чтобы запомнить определенный объем информации – необходимо доказать своему мозгу, что она для нас важна, или говоря точнее – жизненно необходима. Из этого фундаментального понимания смысла хорошей памяти, вытекают все известные методики ее развития. По сути, задача у нас с вами заключается в том, чтобы убедить свой мозг в том, что та информация, которую мы хотим запомнить – является жизненно необходимой. Понимая это, можно даже свои собственные методики тренировки памяти разработать, непосредственно под себя. Самое главное, что важно для хорошей памяти – это осознанное восприятие информации. Если мы пропускаем информацию через свое сознание, то есть, очень внимательны к тому, что мы узнаем, то мозг считает ее важной для нас, и запоминает ее на уровне сознания.
Теперь, когда мы с вами разобрались с сутью и смыслом развития памяти и той работы, которую нам предстоит проделать, давайте перейдем непосредственно к методам ее развития.
Как развить память
Мнемотехника, мнемоника. Это совокупность приемов и методов, помогающих запоминанию определенных типов информации. Суть любой мнемотехники, которую также часто называют “мнемоникой” заключается в следующем: для каждого слова или словосочетания придумывается, а еще лучше – выбирается какой-нибудь хорошо знакомый образ, с которым это слово или словосочетание связывается. То есть, нужно заменить абстрактный объект понятиями, которые будут связаны с визуальным, аудиальным или чувственным представлением. Чем лучше ассоциации, между получаемой человеком информацией и определенными, хорошо известными ему образами, тем крепче информация будет сидеть в голове. Лучше всего использовать визуальные образы для привязки к ним информации. Мозг наш лучше всего запоминает именно образы, поэтому чтобы улучшить память – необходимо разговаривать со своим мозгом на языке образов. Но если вы ярко выраженный аудиал или кинестетик, тогда для вас будет лучше привязать информацию к каким-нибудь звукам, мелодиям, чувственным ощущениям.
Таким образом, для эффективного запоминания информации, необходимо увязывать ее с яркими, необычными образами, которые хорошо отпечатываются в памяти. Этот метод мнемотехники очень сильно развивает воображение, а от воображения зависит качество усвоения прочитанного материала. Скажем, если вы, читая книгу, ассоциируете прочитанное с ярким образом, и не только из своей жизни, но и с придуманным вами самим образом, то потом, со временем, когда вы к этому привыкните, вы будете представлять себе различные образы достаточно четко и сможете привязывать их к определенной информации, которую будете получать из тех же книг. Из этого следует, что чем лучше у вас будет развито воображение – тем более развитой может стать ваша память, так как вы сможете привязывать получаемую вами информацию к имеющимся в вашей голове образам.
В процессе запоминания нужного вам материала, привязывайте всегда любую информацию к какому-то реальному или воображаемому вами предмету или ситуации. Допустим, запоминаете вы цифру один – представьте ее в виде гвоздя, или, запоминаете вы слово воздух, представьте себе некую полупрозрачную массу, окутывающую нашу планету. Важно, чтобы каждое слово ассоциировалось у вас хоть с каким-то образом. В общем, всегда соединяйте слова и целые куски информации, с каким-нибудь зрительным образом, или еще можно сказать – с определенной картиной из жизни, чтобы она не была просто информацией, а имела форму. Желательно с очень ярким и необычным образом соединять информацию, тогда потом вам будет гораздо проще вспомнить ее, вспомнив сам образ. Чтобы запоминать большие объемы информации с помощью зрительных образов – запоминайте несколько образов в определенной последовательности, то есть, соединяйте образы друг с другом, чтобы они выстраивались в одну целую картину. Тогда привязанная к этой картине информация будет лучше систематизирована, что упростит ее запоминание. Скажем, если вы решили запомнить часть прочитанного, соединив эту информацию с образом того же кресла, стоящего в вашей комнате, то следующий кусок информации, соедините с полом, на котором стоит это кресло, чтобы получилась связь [кресло стоит на полу]. То есть, определённая часть информации – это кресло, пол, стена, потолок, дерево на улице, с которыми она у вас ассоциируется. А чтобы эти части были друг с другом соединены, нужно соединить эти образы, представив себе целостную картину всех описанных вещей.
Специалисты, работающие с памятью, обычно рекомендуют использовать проверенный и хорошо зарекомендовавший себя метод под названием “Римская комната или метод Цицерона”, при котором человек запоминает нужную информацию, привязывая ее к определенной домашней обстановке или какому-то предмету [образу этого предмета в его голове]. Потом, когда эту информацию нужно вспомнить, необходимо воспроизвести давно известные элементы интерьера и как за веревочку начать вытаскивать привязанные к ним образы нужных фактов, событий, понятий. Опишу для вас этот способ более подробно, все-таки, именно он чаще всего используется для развития памяти, вкупе с другими похожими способами. И те люди, которым я его рекомендовал – положительно о нем отзывались.
Метод римской комнаты [Метод Цицерона]
1. Создаем матрицу или опорные [основные] образы. Это – уже известные нам предметы, к которым будем привязывать нужную для запоминания информацию.
Для этого вы можете использовать обстановку хорошо знакомой вам комнаты, или всю свою квартиру, офис, квартиру подруги/друга, а также путь на работу или в магазин, любой другой знакомый маршрут, часто посещаемые вами места в городе. В общем, нужно вообразить что-то, что вы хорошо знаете и помните. Именно поэтому чаще всего речь идет о комнате – к которой мы привыкли и хорошо ее знаем, как свои пять пальцев.
Имейте в виду, что в этом деле важно запомнить и соблюдать определенную последовательность опорных образов. Двигаться по комнате, запоминая те или иные предметы, следует по часовой стрелке, а также идти по правой стороне улицы. Опорные образы – это, как я уже сказал, известные, хорошо знакомые нам образы. Например, обстановка в вашей комнате: дверь, окно, потолок, угол, стена, люстра, картина, шкаф, книги, стол, стул, настольная лампа, монитор, телевизор, балконная дверь, ковер, гладильная доска, диван, тумбочка и другие вещи. Дорога на работу вам тоже наверняка хорошо знакома: скамейка, газон, березка, мусорный бак, столб, школа, детский сад, остановка, газетный киоск, магазин, урна и так далее. Вот ко всему этому нужно привязать отдельные части информации, которую вы хотите запомнить.
2. Закрепляем матрицу. Теперь нужно несколько раз пройтись по комнате и хорошенько все в ней запомнить. Закрепите последовательность наблюдаемых вами образов. Можно сделать это мысленно, то есть, можно вспомнить комнату и мысленно по ней пройтись, запомнив последовательность образов. Благодаря этому укрепляется “нить”, на которую мы будем нанизывать новую информацию, которую хотим запомнить. В общем, запоминание предметов в комнате не должно быть хаотичным – нужно строгая последовательность. Потому что наш мозг тем лучше все воспринимает и запоминает, чем более осмысленной и логичной является получаемая им информация.
3. Привязка. Теперь вам нужно привязать к знакомым образам необходимую для запоминания информацию. К примеру, вы хотите запомнить слова: сердце, мышь, дождь, певица, мяч, лошадь, молоток, игрушка, ведро, облако, сом, шина, груша. Для запоминания этого списка слов цепляем слова на нашу матрицу [нанизываем на нить]. Для этого мы используем обстановку комнаты [опорные объекты, указанные в примере выше].
Давайте рассмотрим с вами пример подобного запоминания. Допустим, вы говорите себе: Я подхожу к двери и вижу, как на ней висит огромное красное сердце, я открываю дверь и вижу, что в угол бежит толстая мышь размером с поросенка, я поднимаю свой взгляд на стену, по которой струятся частые капли дождя, на стене висит картина, а на ней певица, широко открывая рот, исполняет песню, на полу лежит маленький красный мячик размером с горошину, из книги на полке галопом выскакивает оранжевая лошадь и так далее. Принцип запоминания именно такой. Мы из информации делаем целый рассказ, причем очень красивый и необычный – наполненный яркими, с одной стороны хорошо знакомыми, а с другой, непривычными образами – производящими на нас впечатление. Такое сложно не запомнить. По этой причине, кстати, многие писатели пишут увлекательные рассказы, наполненные необычными образами, которые достаточно детально описываются в книге, чтобы отпечататься в памяти. Поэтому люди помнят содержание этих книг.
4. Правила запоминания. Теперь рассмотрим несколько важных правил запоминания информации.
- Новые образы «цепляем» на места, которые имеют хорошее освещение, чтобы эти образы были достаточно четкими;
- Меняем размеры различных образов на противоположные. То есть, маленькие увеличиваем, а большие делаем мелких размеров [мышь размером с поросенка, маленький красный мячик размером с горошину];
- Делаем связку, так называемый “крючок” между знакомым [опорным] образом и новым ярким, интересным, необычным, динамичным – производящим сильное впечатление [для этого лучше использовать какое-нибудь действие или непривычный цвет]. Если молоток будет просто лежать на столе, то это как-то скучно и поэтому может не запомниться. А вот стук молотком по столу – запоминается лучше. А если им стукнуть по чему-нибудь еще более интересному, то вы этого точно не забудете. Думаю, понятно почему.
Метод Цицерона очень эффективен и поэтому часто используется на многих курсах и тренингах по развитию памяти. Он хорош прежде всего тем, что ему очень легко научиться. За, каких-нибудь, две-три, максимум пять тренировок, каждый человек спокойно овладеет этим способом запоминания информации. Люди любят все простое, чему легко и быстро можно научиться. Еще один плюс данного метода в том, что его можно применять в любое время и в любом месте. Неважно, где вы находитесь – в офисе, в магазине, музее, в гостях, на лекции. Главное, чтобы обстановка, которую вы запоминаете – была более или менее хорошо знакома вам, тогда вы сможете привязать к ней нужную информацию. Рекомендую вам воспользоваться методом Цицерона для развития памяти в первую очередь. Убедитесь в его простоте и эффективности. Вполне возможно, что одного только этого метода вам будет более чем достаточно для улучшения своей памяти.
Эмоции. Теперь поговорим о том, как эмоции помогают нам запоминать информацию. В меру сильные эмоции позволяют запоминать очень большие объемы информации, если эта информация по своему содержанию соответствует испытываемым человеком эмоциям во время ее усвоения. То есть, логика такова – если вам весело – осваивайте веселую или просто, более или менее позитивную информацию, тогда она лучше вами запомнится. А если вам грустно, тогда и та информация, которую вы хотите запомнить, тоже должна быть грустной. Иначе говоря, ваше эмоциональное состояние и информация, которую вы хотите запомнить – должны соответствовать друг другу, тогда память ваша будет работать значител
Статья: Память и её развитие
Известно, что каждое наше переживание, впечатление или движение составляют известный след, который может сохраняться достаточно длительное время, и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания.
Таким образом, память- это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Человеческая память — это не просто какая-то единая функция. В ней участвует много различных процессов. Существуют три совершенно различных типа памяти: 1) как «непосредственный отпечаток» сенсорной информации; 2) кратковременная память; 3) долговременная память.
Непосредственный отпечаток сенсорной информации . Эта система удерживает довольно точную о полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Длительность сохранения картины очень невелика — 0,1-0,5 с. Закройте глаза, затем откройте их на мгновение и закройте снова. Проследите за тем, как увиденная вами четкая, ясная картина сохраняется некоторое время, а затем медленно исчезает.
Кратковременная память удерживает материал иного типа. В данном случае удерживаемая информация представляет собой не полное отображение событий, которые произошли на сенсорном уровне, а непосредственную интерпретацию этих событий. Например, если при вас произнесли какую-то фразу вы запомните не столько составляющие ее звуки, сколько слова. Обычно запоминается лишь 5-6 слов. Сделав сознательное усилие, вновь и вновь повторяя материал, можно удержать его в кратковременной памяти на неопределенно долгое время. Непосредственные отпечатки сенсорной памяти невозможно повторять, они сохраняются лишь несколько десятых долей секунды и продлить их нет возможности.
Долговременная память . Существует явное и убедительное различие между памятью о только что случившемся событии и событиях далекого прошлого. Долговременная память- наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. Емкость первых названных систем памяти очень ограничена: первая состоит из нескольких десятых секунд, вторая — несколько единиц хранения. Емкость же долговременной памяти практически безгранична. Все, что удерживается на протяжении более чем несколько минут, должно находиться в системе долговременной памяти. Главный источник трудностей, связанных с долговременной памятью -это проблема поиска информации.
В памяти выделяют три процесса: запоминание (ввод информации в память), сохранение ( удержание) и воспроизведение. Эти процессы взаимосвязаны. Организация запоминания влияет на сохранение. Качество сохранения определяет воспроизведение.
Что такое память и как её развивать?
Что такое память и как её развивать?
Лебедева А.Н. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей «Синтон»
Орт Г.М. 1Успенская Е.А. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей «Синтон»
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Введение
Вот уже 2 года я хожу в школу. За это время я многому научилась, многое узнала. Я поняла, что именно память помогает человеку учиться.
Запоминая, мы получаем новые знания и учимся их применять. Но почему одну информацию мы помним долгие годы, а другую забываем очень быстро?
Почему одни ученики запоминают очень быстро, а другие ещё долго учат дома?
Мне стало интересно узнать, от чего зависит память и внимание, и что можно сделать, чтобы их улучшить? Можно ли тренировать память? Какие вообще есть способы улучшения памяти?
Эти вопросы и послужили созданию данной работы. Так возникла
цель работы: выявление особенностей памяти младшего школьника и способов её формирования.
Задачи работы:
1) изучить литературу, в которой рассказывается о памяти человека, о том, как её развивать; какие способы тренировки памяти существуют;
2) провести пробное тестирование одноклассников на выявление уровня развития памяти;
3) подобрать упражнения, способствующие развитию памяти, и провести их с одноклассниками;
4) проверить результаты влияния упражнений на развитие памяти одноклассников;
5) сделать выводы.
В ходе работы были выдвинуты гипотезы:
Допустим, что память человека можно улучшить, и существуют упражнения, способствующие этому.
Возможно, что ряд специальных упражнений поможет моим одноклассникам развить память.
Объект исследования: уровень развития памяти учащихся 2 «Б» класса лицея «Синтон».
Предмет исследования: способы развития образной, словесно – логической и смысловой памяти учащихся 2 «Б» класса лицея «Синтон».
Методы исследования:
— анализ литературы
— наблюдение
— эксперимент
— сравнение
— анкетирование
Основная часть.
Работу мы начали с изучения литературы на данную тему. Вот что показалось интересным.
1.1.Что такое память.
Память – это запоминание, сохранение и воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Это осознание того, что когда — то произвело на нас впечатление.
«Без памяти, – писал Рубинштейн – мы бы существовали мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее исчезло бы в прошлом». [2]
Запоминая какие — либо образы, мысли, слова, чувства, движения, мы всегда запоминаем их в определённой связи — ассоциируем с чем — то.
Память – это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей; это следовая форма психического отражения прошлого, заключающаяся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании ранее воспринятого.
Память участвует в акте восприятия, так как без узнавания невозможно восприятие. В основе памяти лежат ассоциации или связи. В памяти человека соединяются явления и предметы, связанные в действительности. Поэтому, встретившись с одним из этих предметов, мы может по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним.
Запомнить что – то — значит связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. Д ля образования ассоциаций требуются повторения. Иногда связь возникает сразу, если в коре больших полушарий мозга появился сильный очаг возбуждения, облегчающий образование ассоциаций. [2] 1.2. Виды памяти.
Различают 3 вида памяти: по содержанию, по степени, по продолжительности.
По содержанию память бывает таких видов:
Двигательная – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Эта память служит для формирования различных двигательных умений и навыков (ходьба, письмо, печатанье на машинке,…). Признаками хорошей двигательной памяти являются физическая ловкость, сноровка. Различия в уровне двигательной памяти ведут к разному уровню развития навыков письма, трудовой деятельности. Память на движения особенно хорошо развита у спортсменов.
Образная – запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений. Подвидами образной памяти являются зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная и вкусовая память. В наибольшей степени у всех людей проявляются такие виды памяти, как зрительная и слуховая. Высокого уровня развитие образная память достигает у людей, занимающихся искусством: художников, музыкантов, писателей. Музыкант успешно запоминает музыку, у него развита слуховая память. Художник имеет высоко развитую зрительную память.
Эмоциональная – память на пережитые чувства. Человек может вновь радоваться, припомнив радостное событие, краснеть при воспоминании о неловком поступке. Эмоциональная память – важнейшее условие нравственного развития человека. Кроме того, она может быть мотивом для повторения действий и поступков и лежит в основе формирования привычек. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.
Словесно – логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий. Этот вид памяти специфически человеческий, а двигательная, образная и эмоциональная память в своих простейших формах свойственны и животным. Одной из основных характеристик словесно — логической памяти является то, что запоминание может происходить в той же словесной форме, которая была воспринята (т.е. дословно), но может быть осуществлено и в другом речевом выражении (своими словами). Это зависит от задачи, которая стоит перед человеком, и от сформированных у него способов заучивания.
По степени различают:
Непроизвольная – запоминание и воспроизведение происходит автоматически, без особых усилий, без постановки мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение и воспроизведение). Это часто касается неудачных поступков, тяжёлых событий. Следует особо подчеркнуть, что непроизвольно лучше запоминается тот материал, с которым связана интересная, сложная умственная работа и который для человека имеет большое значение.
Произвольная – процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий. Человек намеренно, по своему усмотрению , что – то запоминает и воспроизводит, т.е. направляет свою активность на достижение поставленной цели.
По продолжительности различают:
Мгновенная – удержание точной и полной картины только что воспринятого органами чувств без какой бы то ни было переработки полученной информации. Это память – образ. Её длительность от 0,1 до 0,5секунды.
Кратковременная – память, обеспечивающая сохранение и воспроизведение материала спустя несколько секунд после его однократного и непродолжительного восприятия. Воспроизведение при этом характеризуется высокой точностью. Длительность удержания мнемических следов составляет в среднем около 20 секунд (без повторения). Кратковременную память характеризует такая величина, как объём, который в среднем равен 5 – 9 единицам информации. Из мгновенной памяти в кратковременную попадает только та информация, которая осознаётся, соотносится с интересами и потребностями человека, привлекает к себе внимание.
Оперативная – когда человек делает какую — то сложную работу, один этап за другим. Когда достигнута поставленная задача, информация может быть стёрта из памяти.
Долговременная – способна хранить информацию в течение ограниченного срока. Она характеризуется длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала.
Генетическая – информация передаётся по наследству.
Память ещё разделяют на механическую и смысловую. Часть людей склонна к механическому заучиванию (зубрёжке), а другая часть – к осмысленному запоминанию. Следует помнить о том, что хорошо и надолго запоминается только то, что хорошо понятно. Как показывают экспериментальные исследования психологов, во втором случае результаты более чем в 20 раз лучше. [2, 6]
1.3. Особенности памяти у детей 5 – 9 лет.
Большую роль в развитии памяти у ребёнка 5 – 9 лет играют слуховые и зрительные впечатления. Но следует учитывать и то, что двигательные впечатления продолжают существенно влиять на формирование таких навыков, как бег, прыжки. Ребёнок учится умываться, застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. В дальнейшем работа двигательной памяти становится более сложной.
Чем младше ребёнок, тем более непосредственно выступают его чувства, прежде всего удовольствие и неудовольствие от того, что он увидел, сделал, получил. Именно на этих чувствах строится вся система педагогического воздействия. Память на чувства с развитием ребёнка становится несколько другой, как и сами чувства, и причины, их вызывающие.
Для детской памяти характерно и совершенно противоположное свойство – это исключительная фотографичность. Дети могут легко заучить наизусть какое – либо стихотворение или сказку. Если взрослый человек, пересказывая сказку, отклоняется от первоначального текста, то ребёнок тотчас же его поправит, напомнит пропущенную деталь.
Следует также отметить, что в возрасте 5- 9 лет (возраст моих одноклассников) преобладает наглядно – образная память. Но на протяжении всего этого периода возникает и развивается память словесно – логическая и смысловая, при воспоминании начинают выделяться существенные признаки предметов.[7]
Основная задача взрослых и родителей и педагогов, — ускорить развитие произвольной и словесно – логической памяти у детей.
1.4. Рекомендации для развития наглядно — образной памяти:
— Выделение материала на группы по смыслу, ассоциациям.
— Распределение предметов, понятий по классам, группам, разрядам на основе общего признака.
— Группировка по смыслу.
— Понятие символов, предметов и их запоминание.
— Многократное повторение в неизменной форме.
— Установление связи по сходству и противоположности.
— Установление аналогии по подобию предметов, явлений.
— Упрощённое описание или изображение.
— Перевод информации из образной в словесную или наоборот.
— Последовательное расположение предметов.
1.5. Рекомендации для развития словесно – логической памяти:
— Работа по формированию основных лексико – грамматических навыков.
— Формирование навыков речевого общения.
— Обучение анализу текста, выделение смысловых частей, составлению плана текста и его пересказ.
— Правильное лексическое и грамматическое оформление речевых высказываний.
— Обучению анализу, планированию, построению самостоятельных речевых высказываний.
— Развитие самоконтроля детей за собственной речью.
1.6. Рекомендации для развития смысловой памяти:
— Осознание, зачем следует запоминать материал.
— Осознание, что надо запоминать.
— Анализ материала, выявление связей между понятиями и явлениями.
— Выделение главного, суть в материале, который надо запомнить.
— Обобщение содержания, запоминание обобщённого. [4,6,7]
2. Экспериментальная часть.
2.1. Диагностика уровня развития памяти у своих одноклассников.
Для этого мы провели ряд упражнений с учащимися 2 «Б» класса лицея «Синтон».
Упражнение №1. Диагностика зрительной памяти на образы.
Приведённая таблица с образами показывается детям в течение 20 секунд. Образы необходимо запомнить и в течение 1 минуты воспроизвести на бланке.
Оценка результатов: норма – 6 правильных ответов. Большее число правильных ответов говорит о хорошей памяти на образы.
12 баллов – очень высокий результат;
8 – 9 баллов – высокий;
4 – 7 баллов – средний;
2 – 3 балла – низкий;
0 – 1 балл – очень низкий.
Очень высокий
|
Высокий
|
Средний
|
Низкий
|
Очень низкий
|
4 уч.
|
4 уч.
|
20 уч.
|
3 уч.
|
0
|
Вывод: Проведённое упражнение показало, что у детей недостаточно сформированы такие свойства зрительной памяти, как точность воспроизведения и длительность сохранения.
Упражнение № 2. Диагностика словесно – логической памяти.
Читаем учащимся три слова, объединённые по смыслу, при этом специально обращаем внимание на логическую связь, существующую между словами. Для исследования используем следующие слова:
Река – рыболов – уха
Весна – солнце – ручей
Город – улицы – дома
Больница – врач – больные
Чтение – глаза – книга
Дерево – ствол – листья.
Прочитав вслух все строки, школьнику предлагается карточка, на которой написано первое слово из каждой тройки, а учащийся по памяти дописывает другие слова. Пример карточки:
Фамилия Имя
Река —
Весна —
Город —
Больница —
Чтение —
Дерево —
Оценка результатов: подсчитываем, сколько пар слов воспроизведено правильно. Если правильно 4 из 6, то уровень развития словесно – логической памяти в норме.
На основании проведённых исследований можно сделать вывод об особенности памяти каждого ученика.
1 (низкий) – менее 2пар слов
2 (средний) – 3 — 4 пары слов
3 (высокий) – 5 — 6 пар слов воспроизведённых правильно
Высокий
|
Средний
|
Низкий
|
12 уч.
|
11 уч.
|
9 уч.
|
Вывод: Диагностика показывает, что дети лучше запоминают конкретные предметы, чем отвлечённый материал.
Упражнение № 3. Диагностика смысловой памяти.
Прочитать 10 пар слов, связанных между собой определёнными отношениями. Затем проверяющий зачитывает первое слово каждой связки, а ученик должен вспомнить и записать второе слово.
Лошадь – сани
Тетрадь – писать
Курица – яйцо
Ручка – чернила
Петух – рассвет
Лекарство – болезнь
Вода – лёд
Сосна – иголки
Часы – время
Пыль – грязь.
Оценка результатов: подсчитывается число правильно воспроизведённых пар. Если правильно воспроизведено 6 пар из 10, то можно считать, что смысловая память развита вполне удовлетворительно.
Высокий
|
Средний
|
Низкий
|
20 уч.
|
8 уч.
|
4 уч.
|
Результаты показывают, что у большинства детей нашего класса смысловая память развита удовлетворительно.
Выводы: Проведя диагностику развития памяти у одноклассников, мы делаем выводы, что наиболее развита зрительная память на образы. Недостаточно у большинства детей развита словесно – логическая и смысловая память. (Приложение 1)
2.2. Работа по развитию зрительной памяти на образы, смысловой и словесно – логической видов памяти у учащихся 2 «Б» класса.
2.2.1. Следующим этапом нашей работы стало определение тех видов упражнений, которые будут способствовать развитию данных видов памяти. В литературе мы выбрали, на наш взгляд, следующие, наиболее эффективные. (Приложение 2)
Эти упражнения мы проводили с учащимися 2 «Б» класса в урочной и внеурочной деятельности. (Приложение 3)
Упражнение мозговой гимнастики «Сова». (Улучшает зрительную память, снижает напряжение, которое развивается при длительном сидении и чтении).
Условия: ухватитесь правой рукой за левое плечо и сожмите его. Поверните голову влево так, чтобы смотреть назад через плечо. Дышите глубоко и разводите плечи назад; теперь посмотрите через другое плечо, опять разводя плечи. Уроните подбородок на грудь и глубоко дышите, давая мышцам расслабиться. Повторите, держа плечо другой рукой.[6]
«Кто рядом?» 5 – 6 человек выстраиваются в ряд в произвольном порядке. Один из учеников на 30 – 40 секунд поворачивается в их сторону и запоминает порядок. Затем отворачивается и перечисляет, кто рядом с кем стоит. После этого водящим становится другой ученик.
«Нарисуй по памяти»
Материал к заданию: плакат с изображениями 6 геометрических фигур.
Условия: Каждая фигура предъявляется ученикам в течение 3 секунд. Учитель показывает первую фигуру, затем убирает или закрывает её. Ученики зарисовывают показанную фигуру по памяти. Затем показывается вторая фигура и т.д. После воспроизведения учениками всех 6 фигур рисунки учащихся сравнивают с образцами. Точное воспроизведение оценивается 1 баллом. Победителями считаются ученики, набравшие наибольшее количество баллов.
« Пересказ по кругу»
Условия: ведущий читает текст. Участники игры внимательно слушают. Пересказ начинают с любого из игроков. Далее по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению. Далее все вместе ещё раз слушают текст, дополняют пересказ и исправляют сделанные ошибки.
«Переверни рисунок»
Условия:
а) Учитель показывает рисунок, на котором изображена ракета, летящая вверх. Ученики должны нарисовать такую же ракету, но опускающуюся вниз.
б) Учеников просят изобразить такую же автомашину, но движущуюся в противоположном направлении.
в) Нужно нарисовать зайчика, перевернув его направо. Приложение№3
6. «Расставь точки»
Условия: в течение 2 – 3 секунд показываем детям картинку, на которой в квадрате нарисованы точки, затем закрываем этот квадрат листом бумаги. Детям нужно расставить точки в пустом квадрате. (Приложение № 4)
« У кого ряд длиннее?»
Условия: Учитель называет какое – либо существительное, например КОТ. Один из учеников повторяет. Затем учитель добавляет другое слово, например, ЛИСТ. Ученик повторяет: КОТ, ЛИСТ. Далее учитель добавляет ещё слова: КОТ, ЛИСТ, ГРУША и т.д. Цель задания – запомнить как можно больше слов. Примеры цепочек слов
Рак, мост, халат, торшер, паутина, перчатки, термометр, бидон, шлагбаум, дудочка, чердак, шляпа, ядро.
Лес, шило, пчела, клумба, носорог, клубника, портфель, ружьё, вертолёт, автобус, одеяло, арбуз, мыло.
«Цифры»
Условия: Детям нужно запомнить ряд чисел (желательно) в порядке их следования за 30 секунд. (2,1,8,3,7,4,11). Затем закрыть цифры.
Дети должны ответить на вопросы.
Какое число находится справа от 4?
Какая цифра расположена между 3 и 4?
Какое число получается при сложении первых 3 чисел?
«Запоминаем текст»
Условия: Ведущий читает текст. Участники игры внимательно слушают, при этом на листе бумаги каждый должен зафиксировать как можно больше информации. Затем команды восстанавливают тексты. Прослушав все тексты, дети сравнивают результаты.
Побеждает та команда, которая более точно воспроизвела текст.
« Запретная цифра»
Условия: Выбирается какая – либо цифра, например, 4. Ученики встают в круг, и по часовой стрелке считают по очереди 1;2;3;, когда очередь доходит до 4 ученика, он не произносит цифру, а хлопает в ладоши 4 раза. Ошибающийся выбывает из игры.
« Запомни и нарисуй»
Условия: Учитель просит детей внимательно посмотреть на образец и постараться его запомнить, чтобы потом нарисовать эти фигурки так же и в том же порядке. Время показа первого набора фигур – 2сек., второго – 3, третьего – 4, четвёртого – 5, пятого – 6.[6,7,8]
2.3. Повторная диагностика. В течение месяца мы провели данные упражнения. Затем решили провести повторную диагностику. Результаты приводим ниже.
Упражнение №1: Диагностика зрительной памяти на образы.
Оценка результатов:
Как развить память и внимание
- Новости
- Свежее
- Лучшее
- Время есть
- Подкасты
- Тесты
- Сервисы
- Все рубрики
- OPPO
- 🕵🏻♂️Ответы
- Жизнь
- Интернет
- Кино
- Здоровье
- Личные финансы
- Android
- AliExpress
- 💳Промокоды
Найти
- Новости
- Свежее
- Лучшее
- Время есть
- Подкасты
- Тесты
- Сервисы
- Все рубрики
Рубрики
- OPPO
- 🕵🏻♂️О
Статья на тему: Память и ее развитие
Известно, что каждое наше переживание, впечатление или движение составляют известный след, который может сохраняться достаточно длительное время, и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания.
Таким образом, память- это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Человеческая память — это не просто какая-то единая функция. В ней участвует много различных процессов. Существуют три совершенно различных типа памяти: 1) как «непосредственный отпечаток» сенсорной информации; 2) кратковременная память; 3) долговременная память.
Непосредственный отпечаток сенсорной информации . Эта система удерживает довольно точную о полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Длительность сохранения картины очень невелика — 0,1-0,5 с. Закройте глаза, затем откройте их на мгновение и закройте снова. Проследите за тем, как увиденная вами четкая, ясная картина сохраняется некоторое время, а затем медленно исчезает.
Кратковременная память удерживает материал иного типа. В данном случае удерживаемая информация представляет собой не полное отображение событий, которые произошли на сенсорном уровне, а непосредственную интерпретацию этих событий. Например, если при вас произнесли какую-то фразу вы запомните не столько составляющие ее звуки, сколько слова. Обычно запоминается лишь 5-6 слов. Сделав сознательное усилие, вновь и вновь повторяя материал, можно удержать его в кратковременной памяти на неопределенно долгое время. Непосредственные отпечатки сенсорной памяти невозможно повторять, они сохраняются лишь несколько десятых долей секунды и продлить их нет возможности.
Долговременная память . Существует явное и убедительное различие между памятью о только что случившемся событии и событиях далекого прошлого. Долговременная память- наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. Емкость первых названных систем памяти очень ограничена: первая состоит из нескольких десятых секунд, вторая — несколько единиц хранения. Емкость же долговременной памяти практически безгранична. Все, что удерживается на протяжении более чем несколько минут, должно находиться в системе долговременной памяти. Главный источник трудностей, связанных с долговременной памятью -это проблема поиска информации.
В памяти выделяют три процесса: запоминание (ввод информации в память), сохранение ( удержание) ивоспроизведение. Эти процессы взаимосвязаны. Организация запоминания влияет на сохранение. Качество сохранения определяет воспроизведение.
Процесс запоминания может протекать как мгновенное запечатление — импритинг . Состояние импритинга у человека возникает в момент высокого эмоционального напряжения. Вероятна его связь с периодами сенситивного развития психических функций. При многократном повторении одного и того же раздражителя происходит его запечатление без сознательной установки на это. Намерение сохранить материал в памяти характеризует произвольное запоминание.
Организованное повторение материала с целью его запоминания называется заучиванием . Значительный рост способности к заучиванию падает на возраст от 8 до 10 лет и особенно возрастает с 11 до 13 лет. С 13 лет наблюдается относительное снижение в темпах развития памяти. Новый рост начинается с 16 лет. В возрасте 20-25 лет память человека, занятого умственным трудом, достигает высшего уровня.
По механизму выделяют логическое и механическоезапоминание. По результату — дословное и смысловое .
Сама по себе направленность на запоминание не дает должного эффекта. Ее отсутствие может быть компенсировано высокими формами интеллектуальной активности, даже если сама по себе эта деятельность и не была направлена на запоминание. И только сочетание этих двух составляющих создает прочную основу максимально успешного заучивания, делает запоминание продуктивным.
Лучше всего запоминается то, что возникает в качестве препятствия, затруднения в деятельности. Запоминание материала, данного в готовом виде, осуществляется с меньшим успехом, чем запоминание материала, найденного самостоятельно, в ходе активной деятельности. То, что запоминается хотя бы и непроизвольно, но в процессе активной интеллектуальной деятельности, сохраняется в памяти прочнее, чем то, что запоминалось произвольно.
Результат запоминания выше при опоре на наглядный, образный материал. Однако продуктивность запоминания при опоре на слова с возрастом увеличивается, чем при опоре на картинки. Поэтому разница в использовании тех и др. опор с возрастом уменьшается. При самостоятельном придумывании словесные опоры становятся более действенным средством запоминания, чем готовые картинки.
В широком смысле опорой запоминания может быть все, с чем мы связываем то, что нами запоминается или что само «всплывает» в нас как связанное с ним. Смысловой опорой является некоторая точка, т.е. нечто краткое, сжатое, служащее опорой какого-то более широкого содержания, замещающего его собой. Наиболее развернутой формой смысловых опорных пунктов являются тезисы, как краткое выражение основной мысли каждого раздела. Чаще в качестве опорного пункта выступают заглавия разделов.
Материал запоминается лучше и забывается меньше в тех случаях, когда опорные пункты были выделены в процессе запоминания. Сила опорного пункта зависит от того, насколько глубоко и основательно мы осмысливаем благодаря ему содержание раздела. Смысловой опорный пункт- это опорный пункт понимания. Для нас наиболее важны не опорные пункты, а та смысловая деятельность, которая необходима для выделения.
Материал на тему: Память и её развитие
Память представляет собой процесс запоминания (запечатление — фиксация), сохранения образа ранее воспринятого объекта — ретенция, удержание) и воспроизведение образа представления (репродукция). Различают память: моторную, слуховую и зрительную. Каждому человеку обычно присущи все три вида памяти с относительно большим развитием одного из них. Процесс запоминания может быть механическим, основанным на неоднократном повторении того, что подлежит запечетлению, и логически-смысловым, построенным на установлении смысловых ассоциаций и отношений между запоминаемыми объектами действительности или образами пережитого.
ВИДЫ ПАМЯТИ
Миллионы лет человек жил в условиях дикой природы. От состояния его сигнальной системы: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния зависела сама жизнь. Ощущение постоянной готовности к опасной ситуации организовало по-своему мышление, реакцию, внимание, память. Ведь это кладовая опыта, пережитого человеком и чем-то ему ценного. Не нужное забывалось быстро и без следа. Можно помнить ощущения и образы, которые мы получаем благодаря нашим органам чувств: зрению, слуху, обонянию, вкусу, осязанию. Можно помнить лучше других стихи и прозу, лица людей, даты, фамилии, номера телефонов, дорогу. Можно помнить долго, всю жизнь — в этом случае говорят о долговременной памяти, которая имеет очень большой объем и организована по смысловым связям. Переход от кратковременной памяти к долговременной постепенен. Нейрофизиологи полагают, что кратковременная память основана на активных механизмах, поддерживающих возбуждение определенных нейронных систем. При переходе к долговременной памяти, связи между нейронами, входящими в состав таких систем, фиксируются структурными изменениями в отдельных клетках. Нервные клетки не делятся в течение жизни, и новые реакции могут вырабатываться и запоминаться нервной системой только на основе создания новых связей между имеющимися в мозге нейронами. Время, необходимое для перехода кратковременной памяти в долговременную, в условиях эксперимента составляет около 30 секунд. Можно помнить несколько секунд — время, необходимое для прочтения Вами одного предложения; здесь мы имеем дело с кратковременной памятью, которая построена часто на механических связях (ассоциациях), невелика по объему и включает 7 плюс-минус 2 элемента. Для того чтобы информация из кратковременной памяти перешла в долговременную, ее нужно повторять до заучивания. Можно говорить также о непосредственной памяти — когда материал запоминается как бы сам собой, без специальных действий (их называют мнемотехническими приемами), и об опосредованной, когда человек придумывает нечто вроде «узелков» на память, чтобы затем вспомнить трудный материал. Например, наши бабушки запоминали последовательность падежей русского языка при помощи забавного стихотворения, первые буквы каждого слова которого напоминают названия падежей: Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку! Вот как много видов памяти существует — и это еще далеко не все из того, что известно психологам и педагогам! Изначально человек обладал образной памятью, т.е. памятью на звуки, запахи, цвета и т.д., причем яркой, четкой — человек жил этим. Теперь такая память сохранилась лишь у дошкольников. Пользуясь образной памятью, человек воспроизводит воспринимаемое им не словами, а образами, т.е. продолжает их видеть и уже работает с ними как хочет: то ли списывает, то ли считывает. «Ну, допустим, — скажут скептики, хорошая вещь ваша образная память. Но она развита и у животных. Человек стал превращаться в человека с развитием другого вида памяти — абстрактной, словесной. В словах можно выразить все то же и многое другое, чего не передашь в образах конкретного мира. Как передать без слов сложнейшие философские, моральные и другие категории? Зачем ворошить в человеке ожившее звериное, когда есть целая наука о словесной памяти — мнемотехника?» Ну, что можно на это ответить? Древние говорили: «Мысль изреченная есть ложь», каждому знакомо состояние озарения, когда, кажется, что понимаешь, все до таких глубин…, твоей мысли доступно все…, такая резкость и ясность воображения… И как бледно и тускло выглядит все это, когда переводишь в слова. Вообразить вилку легко, а попробуй описать ее словами. Простота тут кажущаяся. Сначала надо воспринять, потом понять, потом — подобрать слова. Не всякий способен хорошо описать что-либо, но в воображении все гениальны. Сны всем снятся, а это ведь внутреннее произведение искусства. А уже к описанию надо подбирать мнемотехнические опоры, которые позволят запомнить то, что не совсем понятно. Поэтому мнемонисты внедряют элементы образной памяти, говоря, что сначала необходимо понять смысл. Человек со словесной памятью попадает в заколдованный круг. Чтобы улучшать память — надо все время специально учиться и тренироваться: для того, чтобы учиться, — нужна память. Вся эта нагрузка ложится на 3% мозга, а к 25 годам словесная память переполняется воспринятой информацией, и возможность запоминать резко падает. Человек прекращает учиться. Механизм образной памяти совершенно противоположен. Сначала человек воспринимает безразлично события, цифры, буквы, слова путем упомянутого ранее озарения, переводимого не в малый круг знаний, выраженный ограниченным запасом слов, а в тот безграничный запас образов, которые щедро поставляет нам окружающий мир. Абстрактное (словесное) мышление это схема. И образы вставляются в нее, как страницы в книгу. Они сохраняются столько, сколько необходимо. Когда нужно, они встают перед мысленным взором. А раз так, то наше абстрактное мышление свободно и может делать с перелистываемыми образами что угодно: использовать при сдаче экзаменов, вносить поправки в схему, додумывать любые недостающие детали. Запоминаемые образы перед глазами, а перевести их можно в любой язык: русский, английский, немецкий, формулы, символы и т.д. Почему же происходит так? Немного теории. Человеческий мозг — один из самых сложных объектов во Вселенной. Он содержит 1 трлн. клеток, из которых 100 млрд. соединены в сложнейшие сети нейронов. Главная часть головного мозга — два симметричных полушария (высший центр психической деятельности), связанные между собой мозолистым телом и другими «мостиками» из нервных волокон. Поверхность полушарий покрыта корой толщиной всего 2мм., а площадью около 1,5 м² за счет многочисленных борозд, крупнейшие из которых делят кору на лобные, височные, теменные и затылочные доли. Правое полушарие головного мозга — образное, левое — словесное. Правое — это эмоции, левое — разум. Мозг привык запоминать все таким, как есть — в многообразии цветов, звуков, запахов, других качеств. Восприняв что-то, он в правом полушарии составляет образ — модель, в левом — соответствующие ему слова. Воспринятое таким образом не стирается. Оно порождает гениальные стихи, книги, картины, открытия. Это для него органично и естественно. Но наша цивилизация вторглась и сюда. Девяносто процентов информации подается в усеченном виде — голос диктора, текст книги, обрывочные картинки телевизора и так далее. В одном полушарии оно впечатывается. B другом — бесформенное пятно. Отсюда не контролируемое забывание. Дефекты внимания, пробелы памяти. Именно из-за усеченной информации распадается детское восприятие. Образная память искусственно вызывает недостающие ощущения, дополняя усеченную информацию до полноценного образа, его вызвавшего. Включение всех каналов восприятия отменяет принцип «Повторение — мать учения». Повторение разрушает то, что человек запомнил. Природа во второй раз не повторяет. А что такое мгновенное запоминание? Это адекватная реакция. Сумел вообразить — значит помнишь. Обучение теперь сводится к пониманию. Понял — представил. Представил — уже знаешь. Но на этом не исчерпываются полезные свойства образной памяти. Способность воспроизводить через любой промежуток времени, забывать по заказу, заниматься несколькими делами сразу без потери качества, восстанавливать любую картинку после беглого взгляда и так далее. То есть образная память возвращает целостное детское восприятие мира, восстанавливает естественную память, учит творческому мышлению. Это более стойкая форма памяти, разрушить которую почти невозможно, так как она исходит из интересов и профессиональных знаний самого человека и уже неотделима от его личности. Все, что он будет делать, после приобретения, точнее возвращения, своей естественной гениальности, будет делать ее методами, неуклонно совершенствуя и систему и себя своей жизнью. Растет скорость самой работы. Кроме того, что снят стресс учебы, освобождено от зубрежки время и улучшилось здоровье, растет емкость оперативной памяти. Если словесная память — это 7 +(-) 2 бит/сек на один образ, то образная память — 60 +(-)5 бит/сек. Бит информации — это однозначный вопрос с ответом «да» или «нет». Если мозг словесной памятью задает пять — девять таких вопросов в секунду, то образной памятью — 55-65. Кроме того, запомним, что человек даже в окружении книг может творчески работать только с тем, что держит в голове. Образная память — это библиотечка минимум из 10-15 книг.
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
Развитие памяти состоит в ее совершенствовании и усложнении самих образов представлений памяти. Если в первые годы жизни ребенка такими образами являются в первую очередь образы непосредственно созерцаемых объектов действительности, то позднее это уже образы связи объектов, отношений объектов, собственных чувствований, возникающих при встрече с объектом и т.д. По существу нет такого качества психической деятельности, в становлении и сути которого не были бы непосредственно замешаны механизмы памяти. Природа памяти изучена, к сожалению, весьма и весьма приблизительно, тем более ее развитие. Известно, что собственно память (способность активно воспроизводить события пережитого) впервые обнаруживается у ребенка со 2-го года жизни. Это и понятно, если вспомнить последовательность развития самих представлений. До этого времени у ребенка наблюдаются лишь способность замечать и узнавать замеченное. Способность узнавания объектов действительности прогрессивно возрастает и укореняется. Если в 3-х месячном возрасте она исчисляется несколькими минутами после встречи объекта и после того, как он замечен ребенком, то в возрасте 12 месяцев она увеличивается до нескольких недель, в 24 месяца — до нескольких месяцев, а с 14 лет сохраняется практически в течение года. Естественно, что память на категории пространст
Память в психологии, виды памяти, развитие у взрослых и детей
Память – это процесс, протекающий в человеческой психике, благодаря которому осуществляется накапливание, сбережение и отображение материала. Память это в психологии определение способности мозга выполнять функции запоминания, хранения и воссоздания опыта. Также этот психический процесс позволяет человеку вспоминать переживания и события прошлого времени, сознательно думая о его ценности в собственной истории и осмысливать чувства и эмоции, которые связанные с ним. Данный процесс способствует тому, что человек может расширять свои познавательные способности. Также это свойство имеет сложную структуру, состоящую из некоторых функций и процессов, которые обеспечивают восприятие информации из окружающей действительности и фиксирование ее в прошлом опыте. Внутренняя память сложный процесс, в котором осуществляется восприятие, накапливание, хранение, систематизация и очень быстрое воспроизводство информации.
Память в психологии
Память в психологии — это определение возможностей человека запоминать, сохранять, воспроизводить и забывать информацию собственного опыта. Это свойство помогает человеку перемещаться в пространстве и времени. Существуют разные психологические теории, в которых есть собственный взгляд на данное понятие.
В ассоциативной теории ключевым понятием есть ассоциация. В памяти она осуществляет соединение частей воспринятого материала. Когда человек что-то воспоминает, он начинает искать связь между этими материалами и теми, которые нужно воспроизвести. Образование ассоциаций имеет закономерности: схожесть, смежность и контраст. Схожесть проявляется в том, что материал, который запоминается, потом воспроизводится через связь со сходным материалом. Смежность происходит, когда поступающий материал запоминается в связи с предыдущим материалом. Контраст выражается в том, что материал, который должен запомниться отличается от того, который сохраняется.
Согласно бихевиорестической теории, запоминанию материала способствуют специальные упражнения. Такие упражнения помогают лучше и быстрее фиксировать внимание на предметах, эпизодах. На качественное запоминание имеют влияние несколько факторов: возраст, индивиду
Определение памяти и типы памяти
Чтобы вспомнить события, факты или процессы, мы должны сохранить их в памяти. Процесс формирования памяти включает в себя кодирование, хранение, сохранение и последующее воспроизведение информации и прошлого опыта.
Когнитивный психолог Маргарет В. Мэтлин описала память как «процесс сохранения информации во времени». Другие определили это как способность использовать наш прошлый опыт для определения нашего будущего пути.
Когда их просят определить память, большинство людей думают о том, чтобы подготовиться к тесту или вспомнить, куда мы кладем ключи от машины.Однако память важна в нашей повседневной жизни. Мы не смогли бы функционировать в настоящем или двигаться вперед, не полагаясь на свою память.
Как мы формируем воспоминания
Процесс кодирования памяти начинается, когда мы рождаемся, и происходит непрерывно. Чтобы что-то стало воспоминанием, оно должно быть уловлено одним или несколькими нашими чувствами. Память начинается с краткосрочного хранения. Например, мы учимся завязывать шнурки. Как только мы завершаем процесс, он сохраняется в нашей долговременной памяти, и мы можем делать это, не задумываясь о соответствующих этапах.
Важные воспоминания обычно перемещаются из кратковременной памяти в долговременную. Перенос информации в долговременную память для более постоянного хранения может происходить в несколько этапов. Информация может быть сохранена в долговременной памяти посредством повторения — например, подготовка к тесту или многократное выполнение шагов, пока ходьба не станет возможной, не задумываясь — или связав ее с другими ранее приобретенными знаниями, например, вспоминая новую знакомую миссис Эмералд, связывая ее имя с изображением зеленого драгоценного камня.
Мотивация также важна, поскольку информация, относящаяся к тому, что вас интересует, с большей вероятностью будет храниться в вашей долговременной памяти. Вот почему кто-то может вспомнить статистику любимого бейсболиста спустя годы после того, как он ушел на пенсию или где была куплена пара любимой обуви.
Обычно мы не знаем, что находится в нашей памяти, пока нам не понадобится использовать этот бит информации. Затем мы используем процесс поиска, чтобы вывести его на передний план, когда нам нужно его использовать.Опять же, большая часть этого воспоминания происходит без концентрации на нем — особенно с обычными задачами, такими как завязывание обуви, — но есть другие типы воспоминаний, которые требуют больше усилий, чтобы вывести их на первый план.
Потеря памяти часто связана со старением, но есть ряд факторов, которые могут вызвать кратковременную и долговременную потерю памяти, включая травмы, лекарства и наблюдение за травмирующим событием.
Типы памяти
Хотя у экспертов есть разные определения кратковременной памяти, обычно ее описывают как воспоминание о вещах, которые произошли непосредственно в течение нескольких дней.Обычно считается, что от пяти до девяти элементов можно сохранить в активной краткосрочной памяти и легко вызвать из памяти. Пациенты, страдающие кратковременной потерей памяти, не могут вспомнить, кто заходил в комнату пять минут назад, но могут вспомнить своего друга детства 50 лет назад.
Неявная память иногда называется бессознательной или автоматической памятью. Неявная память использует прошлый опыт, чтобы запоминать вещи, не думая о них. Говорят, что музыканты и профессиональные спортсмены обладают превосходной способностью формировать процедурные воспоминания.
Процедурная память, которая является подмножеством неявной памяти, является частью долговременной памяти, отвечающей за умение делать вещи, также известной как двигательные навыки. Вам не нужно копаться в памяти, чтобы вспоминать, как ходить, каждый раз, когда вы делаете шаг.
Некоторые примеры процедурной памяти:
- Игра на пианино
- Катание на коньках
- Игра в теннис
- Плавание
- Подъем по лестнице
В то время как имплицитная память почти не требует усилий для вызова, явная память — иногда называемая декларативной память — требует более согласованных усилий, чтобы вывести на поверхность.Декларативная память включает в себя как семантическую, так и эпизодическую память.
Хотя большинство людей могут отсчитывать дни недели от времени, когда они учатся в начальной школе — что является неявной памятью, — требуется явная память, чтобы помнить, что день рождения вашей матери — в следующую среду.
Семантическая память не связана с личным опытом. Семантическая память включает в себя общеизвестные вещи, такие как названия государств, звуки букв, столицы стран и другие основные факты, которые не подвергаются сомнению.Вот некоторые примеры семантической памяти:
- Знание о голубом небе
- Умение пользоваться ножом и вилкой
- Вспоминание о собаке
- Вспоминая, что президент Кеннеди был убит 22 ноября 1963 г.
Эпизодический Память — это уникальные воспоминания человека об определенном событии или эпизоде. Люди обычно способны ассоциировать определенные детали с эпизодическими воспоминаниями, например, как они себя чувствовали, время и место и другие подробности.Неясно, почему одни воспоминания о событиях нашей жизни сохраняются в памяти, а другие не записываются, но исследователи считают, что эмоции играют решающую роль в том, что мы помним.
Некоторые примеры эпизодической памяти:
- Где вы были и с кем были, когда узнали о катастрофе космического челнока «Челленджер»
- Ваш пляжный отдых прошлым летом
- Вы впервые полетели на самолете
- Впервые день на новой работе
- Ресторан, в котором вы пошли на первое свидание с супругом
Родственное :
.
Что такое память?
Обновлено: 12.06.2020, Computer Hope
Компьютер Память — это любое физическое устройство, способное хранить информацию временно, например RAM (оперативная память), или постоянно, например ROM (постоянная память). В устройствах памяти используются интегральные схемы и операционные системы, программное обеспечение и оборудование.
Как выглядит память компьютера?
Ниже приведен пример компьютерного модуля памяти DIMM объемом 512 МБ. Этот модуль памяти подключается к разъему памяти на материнской плате компьютера.
Энергозависимая и энергонезависимая память
Память может быть энергозависимой и энергонезависимой. Энергозависимая память — это память, содержимое которой теряется при отключении питания компьютера или оборудования. ОЗУ компьютера является примером энергозависимой памяти. Вот почему, если ваш компьютер зависает или перезагружается во время работы с программой, вы теряете все, что не было сохранено. Энергонезависимая память , иногда сокращенно NVRAM, — это память, которая сохраняет свое содержимое даже при отключении питания.EPROM — это пример энергонезависимой памяти.
Что происходит с памятью при выключении компьютера?
Как упоминалось выше, поскольку RAM является энергозависимой памятью, когда компьютер теряет питание, все, что хранится в RAM, теряется. Например, при работе с документом он сохраняется в оперативной памяти. Если бы он был сохранен в энергонезависимой памяти (например, на жестком диске), он был бы утерян, если бы компьютер потерял питание.
Память не является дисковой памятью
Очень часто начинающие пользователи компьютеров не понимают, какие части компьютера являются памятью.Хотя и жесткий диск, и ОЗУ являются памятью, более уместно называть ОЗУ «памятью» или «первичной памятью», а жесткий диск — «хранилищем» или «вторичным хранилищем».
Когда кто-то спрашивает, сколько памяти в вашем компьютере, часто это от 1 до 16 ГБ ОЗУ и несколько сотен гигабайт или даже терабайт на жестком диске. Другими словами, у вас всегда больше места на жестком диске, чем RAM.
Как используется память?
Когда программа, например ваш Интернет-браузер, открыта, она загружается с вашего жесткого диска и помещается в RAM.Этот процесс позволяет программе взаимодействовать с процессором на более высоких скоростях. Все, что вы сохраняете на свой компьютер, например изображения или видео, отправляется на жесткий диск для хранения.
Почему память важна или необходима для компьютера?
Каждое устройство в компьютере работает с разной скоростью, а память компьютера дает вашему компьютеру место для быстрого доступа к данным. Если бы ЦП пришлось ждать вторичного запоминающего устройства, например жесткого диска, компьютер был бы намного медленнее.
Типы памяти
Есть несколько типов памяти для компьютеров. Они перечислены ниже.
ROM
ПЗУ делятся на три категории:
RAM
Есть шесть типов RAM:
Все эти типы памяти попадают в общие категории SIMM или DIMM.
Аббревиатуры компьютеров, GDDR, объем памяти, термины памяти, память Optane, первичное хранилище, устройство обработки, RAM, ReadyBoost, TSR, виртуальная память, энергозависимая память
.
Определение памяти Merriam-Webster
Чтобы сохранить это слово, вам необходимо войти в систему.
mem · o · ry | \ ˈMem-rē, ˈme-mə- \
1a : способность или процесс воспроизведения или вспоминания того, что было изучено и сохранено, особенно с помощью ассоциативных механизмов
начал терять память по мере взросления
b : Накопление вещей, изученных и сохраненных в результате деятельности или опыта организма, о чем свидетельствует изменение структуры или поведения или припоминание и узнавание
обладает хорошей памятью на лица
2а : памятная память
воздвигнута статуя в память о герое
b : факт или условие того, что его помнят
дни недавней памяти
3a : конкретный акт воспоминания или воспоминания
не имеет памяти о событии
b : изображение или впечатление о том, что вспомнилось
любить воспоминаний о ее юности
c : время, в течение которого прошлые события могут быть или запомнены
в памяти живых людей
4a : устройство (например, чип) или компонент электронного устройства (например, компьютер или смартфон), в которое информация может быть вставлена и сохранена и из которого она может быть извлечена, когда особенно хотелось : RAM
b : емкость для хранения информации
512 мегабайт памяти
5 : емкость для отображения эффектов в результате прошлого лечения или для возврата к прежнему состоянию
—Используется, в основном, из материала (такого как металл или пластик)
.
определение памяти по The Free Dictionary
Мой профессор сказал мне, что это расовая память. Он восходит к нашим далеким предкам, которые жили на деревьях. Трое из них написали что-то вроде следующего, но я не берусь цитировать: — Священный Памяти Джона Талбота, который в возрасте восемнадцати лет потерялся за бортом , Около Острова Пустошей, недалеко от Патагонии, 1 ноября, (д) ПАМЯТЬ КАК ЗНАНИЕ. Тип памяти, о котором я сейчас говорю, — это определенное знание какого-то прошлого события из собственного опыта.События памятной ночи все еще оставались для меня непонятными, поэтому я оглянулся немного назад и попытался найти в памяти первые часы дня рождения любой инцидент, который мог бы помочь мне найти ключ к разгадке. сольный концерт «Помню, помню». Я знал, что это четыре пенса, потому что мне сказали, что если я сохраню его до тех пор, пока я не получу еще два пенса, у меня будет шесть пенсов, этот аргумент, хотя и неоспоримый, меня не тронул, и деньги, насколько я помню, были потрачены на на следующее утро, хотя в памяти ничего не осталось.Что это за дразнящая полууверенность, которая, казалось, требовала признания его памяти о том, что желтая куча, за которую эти люди боролись и погибли, была тесно связана с его прошлым — что это было его прошлое? »Я просто хочу услышать его. скажи «мама». И, о, я уверен, что его первое воспоминание обо мне должно быть приятным. Одна история не увековечила бы его память. * Но романтика ближе к жизни этого Императора, чем история. Отрывки из «Зарисов из памяти» показывают, что Хоторн был посещал горы во время одной из своих случайных прогулок из дома, но в его записных книжках нет записей, которые рассказывали бы о таком посещении.К ПАМЯТИ ТЕТИ Мэри Лоусон, которая рассказала мне множество сказок, повторенных исторической девушкой Когда-то мы все шли по золотой дороге, когда она недавно настаивала на том, что тот же мужчина был во главе созданий ее отца в попытка спасти ее, и фон Хорн, и профессор Максон смеялись над этой идеей, пока, наконец, она не убедилась, что испуг и свет костра сговорились вызвать в ее мозгу образ человека, который был связан воспоминаниями с другим опасным временем и отчаяние.Ее память о событиях, начиная с периода ее ухода из Блэкуотер-парка и до периода нашей встречи на могиле Лиммериджской церкви, была утрачена без всякой надежды на выздоровление.
.