Панчлайн и сетап что это: Как придумать шутку легко и быстро. Из чего состоит шутка и как ее написать самому ☺ Школа юмора

Как придумать шутку легко и быстро. Из чего состоит шутка и как ее написать самому ☺ Школа юмора

Невозможно развить чувство юмора, не разобравшись в структуре шутки. Поэтому в этой статье рассмотрим базовую структуру шуток. Я говорю базовая, потому что она не единственная. Жанр комедии изменился. Сегодня комедия – не только изюминки и панчлайны.

Многие комедии приводятся в движение без каких-либо структур с одной и двумя линиями, но если ты хочешь достичь успеха, то нужно начать с основы основ. А уж после перемещаться по сложности слоистых структур.

Как придумать шутку легко и быстро

Если ты решил писать шутки, сценарии или книги, ключ к получению правильного материала – понимание комедии на ее основном уровне. После того, как ты поймешь основы комедии, ты начнешь открывать все больше и больше областей в своей повседневной жизни, которые будут вдохновлять комедию и, прежде чем ты это осознаешь, шутки будут лететь из твоих уст, твоего мозга или кончиков твоих пальцев.

Поэтому одна из моих основных целей – в самом начале привести твое чувство юмора в гармонию с несообразностями, которые находятся в нашей жизни каждый день. Иногда они являются тонкими, а иногда они очень очевидными. Мастер-юморист обучается распознавать возможности и превращает эти возможности во что-то смешное.

Шутка – это волшебный фокус

Комедия – это словесное дзюдо или магия. В конце концов, комедия – это манипуляция и обман. Волшебник может согнуть ложку, комик может согнуть слова и значения для формирования шутки с нуля.

Фокусник направляет в ложном направлении внимание аудитории, в то время как он достает или скрывает монету или шарик. Комик же ведет тебя в одну сторону с историей, только чтобы обмануть тебя неожиданным концом. И все это время ты веришь, что он говорит легитимную историю.

Например, комик, который лысеет, мог бы сказать:

«Я начал лысеть… иногда мне неловко из-за этого… Как этим утро, когда моя жена пробежала пальцами по моим волосам, но я уже ушел на работу!»

Юмористы должны быть в состоянии брать любые логические группировки слов и делать их смешными. И ты научишься этому. Но для этого тебе нужно понять основу. Изучение основ написания шутки даст тебе основу для понимания юмора в целом. Это также поможет тебе придумывать шутки быстрее, и даст тебе различные углы подхода при написании. Как развить чувство юмора с нуля без такой основы я не знаю, поэтому давай начнем.

Итак…

Схема базовой шутки: сетап и панчлайн, примеры

Как некоторые из вас уже знают, основная структура шутка:

По-другому можно сказать:

  1. Setup (установка) – это логическое утверждение факта. Внимание, не забывайте, что установка логична, так как это, как правило достоверные сведения или реальное событие. Большинство комиков убивают свои шутки тем, что пытаются сделать установку смешной. Это ошибка.
  2. Punchline (кульминация) – это продолжение утверждения, которое внезапно ведет зрителей в неожиданном направление. Такое неожиданное завершение шутки и должно вызывать смех.

При обучении своих учеников я использую немного другую форму шуток, которую предложил один из известных учителей по юмору:

В чем ее преимущество? «Прямая линия» напоминает моим ученикам о том, что установка должна быть правдивой. Это важно, так как многие на начальном этапе придумывания шуток хотят сделать все вещи и истории по-дурацки смешными, а это, к сожалению, ведет к катастрофе.

Пример:

Доктора утверждают, что лимон очень полезен для здоровья…особенно, если это лимон баксов!

STRAIGHT LINE (Прямая линия): «Доктора утверждают, что лимон очень полезен для здоровья». Обратите внимание на то, что «Прямая линия» – это просто утверждение факта. Это очень важно помнить!

PUNCHLINE (Изюминка): «особенно, если это лимон баксов!» Это утверждение меняет полностью смысл первого утверждения. Это, в свою очередь, вызывает удивление и, соответственно, улыбку.

Получается, мы сначала создали одну картину на основании всем известного факта и так заманили человека в ловушку, а потом панчлайном разрушили первую картину и создали вторую, которая и вызвала смех.

Тебе нужно научиться думать о комедии вот так: я собираюсь взять что-нибудь честное и правдивое и превратить его в нечто, что забавно, с помощью ведения к чему-то неправильному, что вызовет удивление.

Процесс создания комедии ничем не отличается от того, который используется фокусниками

Шутка – это волшебный фокус, который мысленно ведет аудиторию в одном направлении (фокусники, кстати, называют это термином «мисдирекшн»), а тем временем готовит сюрприз: панчлайн (фокусники называют это «раскрытием»).

Слушатель втягивается в ожидание того, каким будет результат, но в который раз получает совсем не то, что предполагал.

Фокусник и юморист имеют одну и ту же цель: обмануть аудиторию.

Точно как фокусник планирует каждый фокус, юморист подготавливает свою шутку. Оба создают определенную историю, которая имеет начало, основную часть и концовку. Оба должны создать в воображении слушателей ясную картину. В идеале эту картину должны увидеть одновременно все присутствующие. Они должны также понять все детали. Слушатель должен обязательно представить в уме эту картину.

Вот пример:

Мужик заполняет в банке бланк на получение кредита.(Все представляют себе типичного работягу). Все идет хорошо. Мужик спрашивает:

–А мне зарплату прописью писать? (Все рисуют себе в уме одну и ту же сцену).

– А какая у вас?

–1600.

Дальше следует панчлайн. Это то, что у фокусников называется раскрытием: работница банка отвечает: «Слезами пишите!».

Видишь, ты посмеялся даже несмотря на то, что я предупредил тебя о предстоящем панчлайне. Секрет был в том, что это был панчлайн, которого ты не ожидал.

Фактор неожиданности в шутке – залог успеха

Важность фактора неожиданности в создании всех видов комедии сложно переоценить: он крайне необходим для написания любой шутки. Можешь протестировать эту концепцию самостоятельно: каждый раз, когда ты засмеешься, спроси себя, почему ты это сделал. Ответ будет неизменным: я не ожидал этого.

Конечно же, для того чтобы подготовить почву для неожиданности, тебе нужно убедиться в двух вещах:

  1. Аудитория получает всю необходимую для нее информацию, иными словами, что аудитория «слышит» тебя.
  2. Аудитория должна понимать все используемые фразы. Смутные утверждения о незнакомых для них вещах или понятиях ставят крест на вдохновляющей комедии.

Подбивая итоги:

  1. Комики – фокусники.
  2. Мисдирекшн обманывает аудиторию.
  3. Панчлайн должен удивить их.
  4. Смех появляется вследствие удивления.
  5. Чем больше удивление, тем сильнее смех.
  6. Отсутствие сюрприза рождает отстойную бородатую шутку.

И помни, когда начинаешь писать свои собственные шутки, убедись, что они содержат элемент неожиданности. А когда ты будешь доносить их слушателям (даже одному-двум друзьям) убедись в том, что они слышат тебя и понимают все детали, необходимые для того, чтобы шутка имела смысл.

Это важно!

Еще раз убедись, что аудитория:

  • получает всю информацию;
  • понимает все детали истории.

Ну, а если хочешь познакомиться с некоторыми методами создания мисдирекшена, часто используемыми писателями шуток с целью гарантировать, что их панчлайн будет на самом деле неожиданным, читай статью: Важное условие успешной шутки: мисдирекшн и кратость.

Да, чуть не забыл! Если хочешь попробовать написать шутку и посмотреть, как это делают другие, оставляй свой e-mail и мы пригласим тебя на вебинар «ДНК Юмора». Не стесняйся, все известные комики начинали с нуля  и у них получилось. У тебя получится тоже)

Настоящий стендап: Шаг за шагом к стендап-комедии: Глава 1


Step by Step to Stand-Up Comedy

 by Greg Dean

Шаг за шагом к стендап-комедии


Об авторе

Грег Дин — автор всемирно признанной книги Step By Step to Stand-Up Comedy. С 1982 года ведет уроки по стендап комедии в Америке. Дин уже около тридцати лет учит людей как быть смешными во всем мире.

Информация с его сайта — stand-upcomedy.com

Подписывайтесь на наш YouTube-канал — Настоящий стендап

Глава 1

Секрет структуры шутки

Что такое шутка? Это когда смешно, скажете вы. Большинство людей скажут, что шутка — это что-то, сказанное кем-то, что заставляет других смеяться. Это определение, хоть и верное, не особо много скажет о том, что же такое шутка. Оно просто описывает желанный эффект.

А как насчет шутки, которая в одном случае вызывает смех, а в другом — гробовое молчание? Если после шутки не смеются, означает ли это, что она, внезапно, перестает быть шуткой? Люди всегда узнают шутку, смеялись они над ней или нет. Почему? Потому что есть определенная узнаваемая структура, по которой каждый может определить шутку. До сих пор никто так и не изложил эту структуру доступным способом. Такую ситуацию нужно изменить. Разъяснение структуры шутки — главная задача этой главы.

Сетап и Панчлайн

Давайте начнем с того, что именно большинство людей знает про шутки. По обыкновению, шутка делится на две части:

1. Сетап

2. Панчлайн

К примеру, возьмем шутку Уитни Брауна:

«Виделся с бабулей недавно… возможно в последний раз… Ох, нет, она не больна, просто она ужасно скучная».

Чтобы помочь объяснить структуру шутки, я создал схему, которую назвал Схемой Шутки. Давайте разместим вышесказанное на Схеме 1, чтобы вы могли чётко определить сетап и панч:

Сетап и Панчлайн обычно определяют так:

Сетап — это первая часть шутки, которая подготавливает к смеху.
Панчлайн — это вторая часть, которая вас смешит.

Это, конечно, замечательно, но есть одна маленькая проблема — это ничего не объясняет. Давайте посмотрим, сможем ли мы всё таки понять, что это такое.

Что делает шутка:

Ожидание и Удивление

Сетап и панчлайн непосредственно связаны с ожиданием и удивлением. Возьмем шутку Стива Мартина, заметьте, что после сетапа вы что-то ожидаете:

«Секс — это самая прекрасная, полезная и естественная вещь…»

И посмотрите, как панчлайн удивляет вас:

«…которую можно купить за деньги».

После этого вы, возможно, подумаете: «И это все? Ожидание и удивление? И что в этом сложного?»

Что же, сложное здесь следующее: чтобы всё работало, шутка должна вас удивлять. Хитрость состоит в том, что вас нельзя удивить, если вы не ожидаете чего-то другого. Вот что делает шутка — заставляет вас ожидать одно, затем удивляет другим.

(Пожалуйста, обратите внимание на этот момент! Самая основная проблема начинающих комиков состоит в том, что они не до конца понимают, что шутка — это не то, что и так вертится в голове у слушателя, а нечто новое, что слушатель не ожидает услышать. Многие начинающие комики не делают шутки, а просто намекают на что-то, в их «шутках» панчлайн — это всегда намек, который обращается к сетапу. Пример псевдо-шутки: «Вчера я съел 3 килограмма конфет. В общем, никогда не накуривайтесь на кладбище, ребят». Как можно увидеть, это не шутка, а просто намек, что на кладбище по традиции оставляют конфеты. — прим. перев.)

Вот наше новое определение:

Сетап создает ожидание
Панч создает удивление

Теперь, когда вы это поняли, то можете писать отличные шутки, правильно?

Не совсем. Недостаточно знать, что делает шутка. Нужно знать, как шутка делает то, что она делает.

Как работает шутка:

Первая История и вторая История

Теперь вы знаете, что сетап и панчлайн создают ожидание и удивление. Но как они это делают? Я нашел ответ, когда читал статью под названием «Шутки» в одном журнале (Psychology Today, Октябрь, 1985 год). Автор статьи, Виктор Раскин, предложил «семантическую теорию юмора», по которой шутка состоит из двух скриптов.

(Согласно когнитивным теориям наша память хранит сведения в виде структур, которые В. Раскин и С. Аттардо назвали скриптами.

Скрипт – это структурированное описание типичных признаков объекта. Раскин полагает, что в основе юмористического эффекта лежит столкновение контекстов, а не простого языкового смысла. Согласно этой теории юмористический эффект возникает, если имеют место следующие условия:

а) текст обладает несовместимостью, частичной или полной

б) две части текста противоположны в определённом смысле. — прим. перев.)

Однако, семантическая теория имеет дело только со словами и их значениями — она ограничена в физическом и невербальном юморе. Я заменил термин Раскина со скрипта на историю, что позволило мне использовать это понятие для всех форм юмора. Через теорию Раскина я пришел к первому кусочку структуры шутки. Изменение моей Схемы шутки начиналась с этого открытия:

Секрет №1:

В шутке должны быть две истории

Сетап шутки создает первую Историю в нашей голове, и мы начинаем что-то ожидать, затем панчлайн удивляет нас второй Историей, которая относится к первой, но совсем не так, как мы это ожидаем. Например, представьте себе мужчину-комика, который кажется очень расстроенным, рассказывая эту шутку:

(Грустно) «Моя жена сбежала с моим лучшим другом. Ох, как я по нему скучаю».

Сетап создает первую Историю: Мужчина несчастлив, потому он скучает по своей жене. Мы ждем окончание истории, так что нас удивляет панчлайн второй Истории: Мужчина несчастлив, потому он скучает по своему другу.

Занесем эту шутку в Схему 2, которая покажет вам как сетап и панчлайн создают и показывают эти две сюжетные линии:

Если в шутке нет двух сюжетных линий – это не шутка. Если панчлайн не раскрывает вторую Историю, то получается буквально одна история, но не шутка. К примеру, другая версия:

(Грустно) «Моя жена сбежала с моим лучшим другом. Ох, как я по ней скучаю».

Не особо смешно. Речь идет о мужчине, от которого сбежала жена, и эта история заканчивается вполне ожидаемо. Здесь нет второй Истории и нет удивления. И раз здесь нет удивления, то это не шутка.

Сетап и первая История

Меня часто спрашивают, в чем разница между первой Историей и сетапом? Это два элемента, выполняющие самые разные функции в структуре шутки. Как первая часть шутки, сетап – это слова и/или действия, которые подготавливают зрителя к чему-либо. И ничего больше. В то время как первая История, основанная на сетапе, является подробной сценой в воображении зрителя, которую они представляют за правду. Давайте я это покажу на примере старой стандартной шутки:

«Сорок лет я был женат и влюблен в одну женщину. Если жена узнает, то убьет меня».

Когда комик говорит: «Сорок лет я был женат и влюблен в одну женщину…» — это только сетап. После сетапа зрители представляют более подробно первую Историю, и после я уже не могу точно сказать — какая именно первая История будет в голове у каждого, поэтому послушайте мою версию:

Первая История: Этот мужчина говорит, что очень любит свою жену. За сорок лет у них была богатая и полноценная жизнь, они смогли разобраться со своими проблемами и остались счастливы. Он никогда не изменял ей и хочет быть с ней до конца своей жизни.

Это, примерно та первая История, которую люди мысленно создадут. Как видите, у первой Истории определенно больше подробностей, чем у сетапа. Так откуда берутся эти подробности?

Эта большая история была создана предположением из информации, которая была в сетапе. Предположения позволяют нам придавать смысл чему-либо, когда у нас мало информации. Основываясь на нашем жизненном опыте, мы постоянно совершаем подобные мыслительные прыжки. Собственно, поэтому первая История содержит намного больше информации, чем сетап.

Панч и вторая История

Связь между панчем и второй Истории такая же, как и между сетапом и первой Историей. Как вторая часть шутки, панчлайн – это просто слова и/или действия, которые удивляют публику. Ничего больше. После панчалайна зрители представляют подробности второй Истории, которая в сравнении с сетапом удивляет. Возьмем тот же панчлайн шутки: «Если жена узнает, то убьет меня», и вот моя версия второй Истории:

Вторая История: Несмотря на ужасный брак с монстром, этот мужчина не расторгал брак. Чтобы найти хоть немного счастья, мужчина завел любовницу, и она осталась с ним на сорок лет, хотя он был женат. Он жил в постоянном страхе, что жена узнает о его давнем романе и сделает его жизнь еще более несчастной, чем она есть сейчас.

Опять же, во второй Истории намного больше подробностей, чем в панчелайне. Вы можете представлять немного другую сцену, но всё же основную суть будут улавливать все.

Я хочу подчеркнуть, что в шутке находится много информации, которая не озвучивается в сетапе и панчлайне — мы ее сами дополняем своими предположениями.

Что такое предположение?

Предположение – это любая мысль, которая появляется, когда мы принимаем что-либо за данность. Мы предполагаем, догадываемся, рассчитываем на что-либо, прогнозируем, строим теории или размышляем, либо принимаем за факт.

Секрет №2:

Всё, что, по-вашему мнению, существует, но сами вы не видите в данный момент — предположение.

Больно мудрено, но это правда. Всё, что вы в данный момент не можете видеть, слышать, чувствовать, пробовать или чуять — существует только как предположение. Это что-то может существовать, но раз у вас нет прямого признака того, что оно существует — это предположение.

Возьмем, к примеру, эту книгу (перевод книги). Вы знаете, что это книга из-за вашего опыта с другими книгами. Теперь, так как понимание ограничено информацией, которая воспринимается непосредственно, то вы не можете видеть другие страницы, пока читаете эту. Прозвучит странно, но невозможно ощущать всё за раз. Из-за того, что у вас уже есть представление о том, как выглядит книга, вы предполагаете, что она не закончится после этой страницы. Предполагаете, что она написана на английском (перевод — на русском). Предполагаете, что читать нужно слева направо. Предполагаете что угодно о книге, что не можете наблюдать прямо сейчас.

Мы делаем это потому, что люди, как правило, остро нуждаются в том, чтобы всё имело свой смысл. Если у чего-то нет смысла, мы добавляем информацию, чтобы смысл появился, и делаем предположения, основанные на нашем прошлом опыте.

И это неплохо. На самом деле абсолютно необходимо. Представьте мир без предположений. Вам бы пришлось осторожно делать каждый шаг, чтобы всякий раз убеждаться, что пол выдержит ваш вес. Пришлось бы каждый раз оборачиваться, чтобы знать, что спина всё еще на месте. Пришлось постоянно смотреться в зеркало, чтобы убедиться, что вы еще человек. Пришлось звонить каждый год в налоговою, чтобы удостовериться, что им всё еще нужны ваши деньги. Понимаете мою мысль?

Тот факт, что ограниченность нашего восприятия можно сразу дополнить, и что мы дополняем эту образовавшуюся пустоту с помощью предположений — это и есть то, почему мы удивляемся чему-то другому. Это психическое явление делает шутки возможными.

*     *    *

Сетап и первая История, панчлайн и вторая История — сильно различаются и являются важными элементами в структуре шутки. Всё это показывает, как работает шутка. Ну, а теперь вы знаете, как писать шутки, правильно? Ну, нет… Не совсем.

Чтобы писать шутки, вы должны знать три механизма для построения и соединения первой и второй Истории.

Три механизма структуры шутки

Перед тем, как я объясню, что это за механизмы шутки, давайте уделим время на объяснение всей этой умозрительной аналитики. Когда мы рассматривали как работает шутка, мы искали точные механизмы, которые используются для достижения нужного эффекта. Соглашусь с вами, это не особо веселый момент, но это единственный известный мне способ полностью объяснить, что происходит внутри шутки. Это понимание совсем скоро позволит вам пользоваться моей пошаговой системой написания шуток, которая называется Шуткоискатель.

А пока что вы узнали, что сетап создает первую Историю, которая ведет к определенному ожиданию, и затем панчлайн раскрывает неожиданную вторую Историю. Но как это получается?

Главное предположение и реинтерпретация:

Две интерпретации одной вещи

Первые два механизма структуры шутки я называю главным предположением и реинтерпретацией. Эти механизмы связаны: главное предположение, которое является ключевым ингредиентом первой Истории, с реинтерпретацией, которая является главным компонентом второй Истории. Я сказал «механизмы связаны», потому что они представляют разную интерпретацию одного и того же. Главное предположение является ожидаемой интерпретацией того чего-то, и реинтерпретация раскрывает неожиданную интерпретацию того же самого чего-то. Рассмотрим эти термины.

Главное предположение:

Шутки с сетапом

Как мы уже рассматривали, когда мы видим или слышим сетап, мы создаем первую Историю с помощью большого количества предположений. Одним из этих предположений будет главное предположение. Главное предположение выделяется тем, что оно обладает двумя уникальными признаками:

1. Главное предположение – это предположение, из которого строится первая История.

Из всех предположений, из которых вы представляете историю, одно главное предположение дает первой Истории конкретное значение. Иными словами, если не будет этого главного предположения, то вы представите другую историю, совсем не ту, которая потребуется, чтобы шутка сработала. Возьмем, к примеру, одну старую шутку:

«Однажды я сделал косметическую маску, и три дня мое лицо выглядело хорошо. Потом маска отпала».

Эффективность сетапа будет состоять в том, если вы сделаете главное предположение, что маска была снята после процедуры. Когда вы сделали это главное предположение, то вы представляете первую Историю так: из-за маски комик стал выглядеть лучше на три дня. Затем панчлайн удивляет вас, показывая совсем другую вторую Историю, в которой комик ходил три дня с маской на лице, которая и правда улучшила его внешний вид. Схема 3 показывает, где главное предположение находится на схеме шутки:

Давайте перейдем ко второму признаку:

2. Главное предположение – это предположение, которое полностью разбивает панчлайн.

Каждая шутка с сетапом предназначена для того чтобы публика представляла первую Историю с помощью предположений. Затем панчлайн раскрывает неожиданную вторую Историю, удивляющую публику, которая предположила одно и ошиблась…именно это и есть главное предположение. Например, из всех предположений, что вы сделали в сетапе шутки из примера, только главное предположение – «маска была снята после процедуры» полностью разбивается об панч – «Потом маска отпала».

Главное предположение:

Шутки без сетапа

Вы, возможно, спросите: «А как насчет всех тех смешных штук, над которыми я смеюсь и в которых нет сетапа?» Так и есть, существует целая группа шуток, в которых формально нет сетапа. Но, как ни странно, у них все же есть главное предположение, но они не нуждаются в сетапе, потому что главное предположение и так уже есть в голове у зрителя.

Давайте я это поясню, рассказав одну историю, произошедшую со мной. Однажды поздно вечером я был в китайском ресторане. Это было аутентичное заведение и большинство посетителей были азиатскими иммигрантами, и мало кто из них говорил по-английски. У них был телевизор в середине комнаты, который могли видеть все, и как раз начинался концерт Галлагера.

Галлагер выезжал на сцену на велосипеде с квадратными колесами, и все в ресторане просто умирали со смеху. Не смотря на языковые или культурные различия, у всех уже существует главное предположение, что для того чтобы колесо работало правильно, оно должно быть круглым.

Эта информация общеизвестная и здесь нет необходимости в сетапе. Для шутки нужен лишь панч в виде квадратных колес, что делает это сложившиеся главное предположение неправильным.

Множество шуток имеют главные предположения, о которых все знают из-за физических законов, культурных и национальных особенностей, принятых определений, стереотипов и из-за хорошо знакомой среды обитания. Изо дня в день все делают десятки или тысячи предположений, того не осознавая. На этих неосознанных предположениях шутки без сетапа и основаны. Каждый раз, как кто-то предполагает что-либо, вы создаете шутку. Как? Вот здесь и появляется реинтерпретация.

Реинтерпретация:

Шутки с панчлайном

Мы уже знаем, что сетап рождает ожидание, когда аудитория создает первую Историю с помощью предположений. Панч затем разбивает ключевое предположение (главное предположение) и раскрывается вторая История. Панч это делает, показывая неожиданную интерпретацию того, что было в сетапе. Эта неожиданная интерпретация называется реинтерпретацией. Реинтерпретация должна придерживаться двух правил:

1. Реинтерпретация – это мысль, на основе которой создается вторая История.

Как главное предположение создает первую Историю, так и реинтерпретация создает вторую Историю. Возьмем, к примеру, эту шутку:

«Мой дедушка умер спокойно во сне. Но дети в его автобусе кричали».

Реинтерпретация здесь в том, что он заснул за рулем автобуса, которая является основой для второй Истории – дедушка погиб в автоаварии, после того как заснул за рулем, из-за этого дети и кричали. Это, в свою очередь, и сообщает панч – «Но дети в его автобусе кричали».

Схема 4 показывает, где находится реинтерпретация на Схеме шутки:

2. Реинтерпретация раскрывает неожиданную интерпретацию того, на что нас нацеливает главное предположение.

В сетапе есть что-то, о чем зрители делают главное предположение. Если вы изучили Схему 4, то обнаружили, что спящий дедушка – это вещь, которая заставила вас сделать главное предположение, что он спал в кровати, в то же время реинтерпретация здесь – он спал за рулем.

Эти две интерпретации одной вещи очень важны в создании шуток. Когда панч показывает реинтерпретацию, публика имеет дело с неожиданной, но подходящей интерпретацией сетапа. Из-за этого они продолжают предполагать одно, до тех пор, пока не обнаруживают, что оно неверно, таким образом разбивается главное предположение:

Секрет №3:

Задача реинтерпретации – разрушить главное предположение.

Разрушение главного предположения с помощью неожиданной реинтерпретации создает удивление. Когда ваша шутка разбивает предположения людей – они смеются. Теперь вернемся к началу: ожидание и удивление. Только теперь вы понимаете, как механизмы главного предположения и реинтерпретации это делают.

Реинтерпретация:

Шутки без панчлайна

Теперь вы, возможно, подумаете: «Ну, раз в панче должна быть реинтерпретация, то как насчет шуток, у которых нет панч фраз?» Возможно, прозвучит странно, но есть некоторые шутки, в которых нет необходимости договаривать панч. Возьмем эту шутку, где сетап неизбежно приводит к панчу:

«Я был в одном дорогом ресторане, и у них есть официанты для всего. Водный официант принес мне воды. Кофейный официант принес мне кофе. Главный официант…»

(Шутка заключается во фразе «give head», которая означает занятие оральным сексом. Буквально, шутку можно закончить так — «The head waiter gave me head.» — прим. перев.)

Как закончили эту шутку? Я так же. Здесь реинтерпретация, подразумевающая оральный секс, так сильно подразумевает, что нет необходимости договаривать панч. Публика восполнит реинтерпретацию, которая уже разобьет главное предположение. Тем не менее, только потому, что шутка позволяет публике додумывать панчлайн, не означает, что не должны сохраняться основы главного предположения и реинтерпретации. Должны.

Откуда приходит реинтерпретация?

Первое, вы должны понимать, что у всего может быть огромное количество интерпретаций. Любая интерпретация, кроме предполагаемой – реинтерпретация. Слова могут иметь многочисленные интерпретации, как, например, в этой шутке:

«Я пришел к своему доктору из-за рака, а он продал мне карася».

(Шутка изменена, в оригинале речь идет о слове «shingles», которое означает и «лишай» и покрытие домов. Он пришел к доктору с лишаем (за кровельной дранкой), а доктор продал ему алюминиевый сайдинг. Вся суть этого отрезка в том, что слова имеют разные значения и интерпретации. – прим. перев.)

К тому же объекты тоже можно интерпретировать по-разному. Например, я наблюдал за тем, как комики на сцене представляли себя на пляже, и использовали микрофонную стойку как металлоискатель. Главное предположение здесь – металлическая опора с круглой штукой на конце нужна для держания микрофона. И реинтерпретация — металлическая опора с круглой штукой на конце – это металлоискатель.

Реинтерпретация приходит от наблюдений за тем, что другие предполагают, затем это раскрывается или создается альтернативная интерпретация. Чтобы этого добиться, смешные люди должны уметь интерпретировать одну вещь двумя способами.

Коннектор:

Одна вещь должна интерпретироваться не менее чем двумя способами

В центре структуры шутки находится третий механизм, который я назвал коннектором, и определяется он так: одна вещь должна интерпретироваться не менее чем двумя способами. Если интерпретировать коннектор одним путем – выйдет главное предположение, другим — реинтерпретация.

В шутке про «дедушку», коннектор – это спящий дедушка. Это одна вещь, которая интерпретируется не менее чем двумя способами, как вы можете это увидеть на Схеме 5:

Заметьте, в определении коннектора есть фраза «не менее чем двумя способами». Коннекторы могут иметь множество возможных интерпретаций. Два способа – это просто минимальное количество для создания шутки. Когда коннектор интерпретируется большим количеством вариантов, это может служить площадкой для создания шуток с большим количеством панчей.

Это приводит нас к требованию к коннекторам:

1. Коннектор должен быть чем-то одним.

Шутки – достаточно простые структуры, поскольку развиваются вокруг одной центральной идеи. Если коннектор не один, а больше, то и шуток будет больше. Рассуждайте логически: два коннектора приводят к двум главным предположениям и двум реинтерпретациям, что в свою очередь требует двух сетапов и двух панчей, следовательно, получается две шутки. Один коннектор на шутку – все, что надо.

Так как коннектором может быть что угодно, задача в том, что бы его найти. Как мы говорили в прошлом параграфе о реинтерпретации, у слов и объектов есть множество интерпретаций, а значит, из них получаются прекрасные коннекторы. Для шутки (про лишай) коннектором является «лишай», потому что это слово, обозначающее и болезнь кожи, и покрытие дома. В сценке с микрофоном коннектором является микрофонная стойка, потому что она и держит микрофон, и похожа на металлоискатель.

Чтобы вы не подумали, будто все шутки основываются только на словах и объектах, вот еще пример из немой комедии, в котором коннектором служит только язык тела. Представьте сцену: богатый пьяница находит записку от жены, что она уходит и не вернется, пока он не бросит пить. Он отворачивается от камеры и идет к стойке. Наклоняется над ней, плечи начинают трястись. Он плачет, правильно? Все глаза выплакивает из-за потерянной любви? Нет. Он поворачивается и мы видим, что он смешивает коктейль в шейкере. Сможете угадать, что здесь коннектор, не глядя на Схему 6?

В идеальной структуре этой шутки, созданной при помощи языка тела, коннектор – трясти плечами. Это движение заставляет создать главное предположение, что он плачет. Потом движение реинтерпретируется, выясняется, что он смешивает коктейль. Кстати, это сцена из фильма Чарли Чаплина — The Idle Class.

*   *   *

Знаю, что вы сейчас себе говорите: «Прекрасно, но так происходит не во всех шутках». Вынужден не согласиться. Эти основы действительны для всех шуток. Неважно, создает ли смех литературный рассказ, падение клоуна, замечание в комедии ситуаций, пошлость, случайная юмористическая ирония, импровизированный комментарий на вечеринке, веселая загадка или сценка без сетапа или панча – структура везде одинакова.

Эту структуру сложно увидеть, потому что существует огромное количество форматов шуток. Структура маскируется тем, как ее исполняет персонаж, прячется глубоко в культурных или национальных стереотипах, размыта дополнительными слоями, замаскирована индивидуальным стилем и экспрессией. Но, несмотря на все вариации, первая История и главное предположение, коннектор, вторая История и реинтерпретация лежат в основе создания всех шуток. В свое время вам будет проще находить их, для вас откроется целая вселенная возможностей для шуток.

*   *   *

В этой главе мы обсудили много элементов шуток – сетап и панч, и как они образуют первые и вторые Истории. Потом перешли к трем механизмам структуры шутки и к тому, что в центре всего лежит коннектор, с одной стороны которого — главное предположение с одной интерпретацией, а с другой – реинтерпретация с неожиданной интерпретацией, которая разбивает главное предположение. И что когда разбиваешь предположения людей – им смешно.

Жизненно важно, чтобы вы понимали эти механизмы прежде, чем двинуться дальше. Если вы их не поняли, то перечитайте главу, пока не поймете. Потому что это инструменты, без которых не докопаешься до моей системы написания шуток – Шуткоискателя. Понимание основ поможет вам находить во всем юмор, потому что вы поймете, как работает шутка. Но не волнуйтесь, я не заставлю вас рисовать диаграммы ваших шуток, как схемы предложений в школе.

Послесловие переводчика

Выражаю огромную благодарность Сергею Карпову за помощь в переводе.

Будет ли книга переводиться полностью?

Нет, не будет. Я перевел первую главу книги для ознакомления, первую главу в оригинале вполне законно можно прочитать на сайте amazon.com и других сайтах, где книга официально представлена для ознакомления. Никаких моральных или юридических прав на перевод книги полностью у меня нет.

Шутишь? Из чего?! — Вопросы на TJ

Что есть шутка? Почему чья-то реплика вызывает во мне смех? Я постараюсь ответить на эти вопросы сначала с научной точки зрения, затем с помощью красочных рассуждений. Но главный акцент я постараюсь сделать на самой «конструкции» шутки, ее вариантах и особенностях.

Научное обоснование | Скучная часть

Очевидно, наша реакция на шутки является каким-то особенным алгоритмом работы мозга. Ученые решили как следует взяться за исследование этих процессов и выяснили, что за восприятие юмора отвечают лобные доли нашего мозга. Те же самые доли, что отвечают за проявление боли, и над которыми в 20 веке активно трудились и экспериментировали безумные ученые, одурманенные идеей лоботомии. Любая шутка — продукт реакции нашей нервной системы на парадоксы. Парадокс — ключевое слово в отношении шутки. Наша реакция здесь — смех. Смех, который является естественной защитной реакцией на сложность и определенную неоднозначность, двусмысленность фразы.

Особенно остро я ощущаю свое одиночество, когда кидаю фрисби.

Услышав подобное, наш мозг теряется и кричит от несовместимости в одном предложении двух совершенно разных по привычному контексту слов. (одиночество — фрисби).

Рассуждения о контекстах и неожиданных поворотах

Как написать шутку. Структура шутки, Часть 1 — Учебник Stand-up

Друзья, мы переехали на новый сайт о Стендапе в России! Добро пожаловать!

http://standuplab.ru

 

 

Структура Шутки

Что такое шутка? — Забавно, что ты спрашиваешь. Большинство людей определяет шутку, как то, что говорят или делают с целью вызвать смех. Это заявление, хоть и верно, но на самом деле не говорит нам, что  такое  шутка. Это суждение только даёт определение слову «шутка». А, как, насчет шуток, которые вызывают громкий смех в одной ситуации, и, гробовое молчание в другой? Если шутка не вызывает смех, она перестаёт быть шуткой?

Любопытно, что люди обычно признают шутку только тогда, когда это заставляет их смеяться. Или это не так?  ПОЧЕМУ?! Потому, что есть некоторая  последовательность, внутренняя структура, когда каждый человек понимает, что это именно шутка. До сих пор никто не объяснил эту структуру в понятной форме. Но больше такого не будет. Объяснение структуры шутки — это именно то, для чего это блог.

Сетап и Панч

Начнем с того, что большинство людей уже знают о шутке. Традиционно, она состоит из двух частей:

1. Сетап

2. Панч

Например, возьмем шутку моего друга А. Уитни Брауна:

Сетап: «Я видел мою бабушку на днях, может быть в последний раз»

Панч:»Ах, она не больна, или что-нибудь, она просто надоела мне до чертиков»

Сетап и Панч обычно определяются следующим образом:

Сетап является первой частью шутки, которая вызывает смех.

Панч представляет собой вторую часть, которая заставляет вас смеяться.

Вы можете сказать: «Это ничего не объясняет, это просто порядок».

«Да это правда.»Итак, давайте углубимся в структуру шутки.

Ожидание и Сюрприз в сетапе и панче выполняют разные функции. Сетап создает ожидание и своей неожиданностью открывает сюрприз. Например, возьмем  шутку Венди Либман, Обратите внимание, как Сетап заставляет нас ожидать чего-то.

Сетап: «Есть единственный способ заниматься безопасным сексом — это воздержание».

Теперь обратите внимание, как Панч «открывает» сюрприз:

Панч: » От пьянства»

Для того, чтобы шутка «работала», она должна удивлять. И мы не можем быть удивлены, если  ожидаем что-то другое. Это то, что создает шутку. Сетап заставляет нас ожидать чего-то, и тогда Панч удивляет нас.

Итак, вот лучшие определения Сетапа и Панча:

Программа Сетапа создает ожидание.

Панч показывает сюрприз.

Если вы это поняли, то можете написать шутку, не так ли? Это не верно. Этого не достаточно, чтобы  написать шутку. Вы должны знать, как шутка делает то, что она делает.

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

панчлайн как написать шутку структура шутки вдохновение для шуток структура шуток — Учебник Stand-up

Друзья, мы переехали на новый сайт о Стендапе в России! Добро пожаловать!

http://standuplab.ru

 

В моей предыдущей статье, как написать шутку — Структура шутки, часть 1, я упомянул, что Сетап создает ожидание и Панчем  открывает сюрприз. В этой статье, как писать шутки — Структура шутки часть 2, я буду копать глубже, чтобы показать, как шутки работают при наличии двух разных сюжетных линий.

Глубинное строение Шутки

Теперь вы знаете, что Сетап и Панч создают ожидание и удивление, но как они это делают? Ответ пришел ко мне, когда я читал журнал статью под названием «Анекдоты» (Psychology Today, октябрь 1985 года) Виктор Раскин предложил «Сценарий на основе семантической теории юмора», которая предполагает, что в шутке есть два сценария.

Я немного переделал статью Раскина от сценария к истории, которая позволила мне применить это понятие для всех форм юмора, а не только на базе языка шутки. Через понимание Раскина я обнаружил, что первая часть глубинного строения шутки

Первая и вторая история.

Сетап шутки создает воображаемей первый рассказ в сознании аудитории. Эта первая история приводит зрителя к тому чтобы он смог поверить этому сценарию, то, что говорит комик — правда. Тогда Панч приводит к аудитории представить себе различные вторые истории, которые являются сюрпризом, но совместимы с Сетапом. Например, представьте себе мужчину комедианта, который вживается в образ огорченного, добивается эффекта пострадавшего, рассказывая эту шутку:

(Грустно) «Моя жена только что сбежала с моим лучшим другом. Я скучаю по нему…

Программа установки создает первый рассказ: человек несчастен, потому что он скучает по своей жене.  Мы ожидаем, что представить историю дальше по этой теме, поэтому мы удивились, когда Панч показывает вторую историю: человек грустит по своему приятелю.

Если шутка не имеет двух сюжетных линий, это не шутка, потому что нет никаких ожиданий и удивления. Если Панч не открывает вторую историю, то, что у тебя есть — это одна история. Например, в этой версии:

(К сожалению) «Моя жена только что сбежала с моим лучшим другом. Друг, я скучаю по ней.

Не очень, правда? Это начинается как история о человеке, у которого сбежала его жена, и она заканчивается тем же способом. Там нет второй истории, так что нет ничего удивительного. А поскольку нет ничего удивительного — это не шутка.

Сетап и первая история

Меня часто спрашивают, в чем разница между Сетапом и первой историей? Эти два элемента выполняют различные функции в структуре шутки. В первой части шутки, Сетап — это только слова и действия, используемые комедиантом, чтобы заставить аудиторию ожидать чего-то. Ничего больше.   Принимая во внимание, Основу Сетапа, первую историю, они создают в воображении аудитории элемент правды

Позвольте мне проиллюстрировать это с старой стандартной шуткой:

«За сорок лет я был женат и был в любви с одной женщиной. Надеюсь, моя жена не узнает этого, иначе она убьет меня.

Когда комик говорит: «»За сорок лет я был женат и был в любви с одной женщиной».  Это Сетап. Тогда как услышали этот Сетап, аудитория начинает, воображает, гораздо более сложный первый рассказ. Поскольку он создал в умах аудитории, я не могу точно сказать, что история одна для всех, она более индивидуальна, вот мой вариант:

Первая история: этот человек хвастается, будучи глубоко влюбленным в свою жену. В свои сорок лет вместе они создали богатую и полную жизнь и смогли перебороть свои разногласия и остаться счастливыми.

Недействительные метки-заполнители

Он никогда не изменял ей и планирует быть с ней до конца своих дней.

Это более или менее первая история, которая возникнет в голове большинства людей. Как вы можете видеть, первая история более подробная, чем Сетап. Так откуда взялись эти детали?

В первой истории было куда больше предположений, чем в Сетапе. Создание предположений позволяет нам понять что-то, когда мы получаем ограниченную информацию от комика.

Панч и Вторая История

Отношения между Панчем и 2-й параллели истории, которая связанная с Сетапом и первой историей. В качестве второй части шутки, Панч — это простые слова и действия которые использует комик, чтобы удивить зрителя. Ничего больше.  На основании Панча, публика представляет себе подробную вторую историю, которая совместима с Сетапом, но неожиданно.

Тем не менее, использование Панча, тот же анекдот о «Надеюсь, моя жена не узнает этого, иначе она убьет меня».  Вот моя версия 2-ой историю:

История вторая: несмотря на пребывание в ужасном браке с людоедом этот человек никогда не разведется. Чтобы найти счастье, что он находит  любовницу и были, был с ней счастлив, она остается с ним на протяжении сорока лет, хотя он и женат. Он живет в постоянном страхе, что его жена узнает о его любовнице и сделает его жизнь с ней ужасней, чем было

Опять же, 2-ая история, является гораздо более подробным сценарием, чем Панч. Вы можете себе представить несколько иную сцену, но общая направленность историй будет оставаться достаточно близкой от человека к человеку.

То, что я хочу подчеркнуть, как много информации находится в пределах шутки, что не указано в Сетапе и Панче — информация, которую мы добавляем, делая предположения.

В моей следующей статье, как писать шутки — Структура шутки, часть 3, я буду обсуждать предположения и их отношения к написанию шуток.
Друзья не забывайте  вы можете помочь развиваться проекту, для этого вы можете сделать пожертвование, реквизиты указаны в FAQе

Определение

в кембриджском словаре английского языка

Изюминка состоит в том, что мы должны быть осторожны, наивно полагая, что наш опыт похож на мир.

Они могут идентифицировать по ключевой фразе , которая пошла не так, и отметить то, как он остается в сообщении, несмотря ни на что.

Эти примеры взяты из Cambridge English Corpus и из источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Cambridge Dictionary, Cambridge University Press или его лицензиаров.

Еще примеры
Меньше примеров

Забавно, потому что изюминка (переход на другую сторону) неожиданна; это очевидно верно, но неполно.Изюминка заключается в том, что кто-то советует вам выброситься из вертолета.

Изюминка была ответом, который председатель дал этому молодому человеку, кандидату, возможность дать.Те, кто пользовался этой услугой, знают, что нужно послушать несколько минут, прежде чем услышать критическую строку — информацию, которая требуется.

Это похоже на то, что после обеда приходится рассказывать историю и лишаться возможности дать кульминационный момент ..

Znaczenie PUNCHLINE, определение в Кембриджском словаре английского языка

Изюминка состоит в том, что мы должны быть осторожны, наивно полагая, что наш опыт похож на мир.

Они могут идентифицировать по ключевой фразе , которая пошла не так, и отметить то, как он остается в сообщении, несмотря ни на что.

Adne opinie wyrażone w zdaniach przykładowych nie są opiniami redaktorów Кембриджский словарь ani wydawcy Cambridge University Press lub jej licencjodawców.

Więcej Przykładów
Mniej Przykładów

Забавно, потому что изюминка (переход на другую сторону) неожиданна; это очевидно верно, но неполно.Изюминка заключается в том, что кто-то советует вам выброситься из вертолета.

Изюминка была ответом, который председатель дал этому молодому человеку, кандидату, возможность дать.Те, кто пользовался этой услугой, знают, что нужно послушать несколько минут, прежде чем услышать критическую строку — информацию, которая требуется.

Z

Архив Hansard

Przykład z archiwum Hansard’a.Informacja dotycząca

.

Significado, defição em Dicionário Inglês

Изюминка состоит в том, что мы должны быть осторожны, наивно полагая, что наш опыт похож на мир.

Они могут идентифицировать по ключевой фразе , которая пошла не так, и отметить то, как он остается в сообщении, несмотря ни на что.

Quaisquer opiniões nos exemplos não представляет собой мнение dos editores do dicionário ou seus licenciadores.

Mais exemplos
Примеры Menos

Забавно, потому что изюминка (переход на другую сторону) неожиданна; это очевидно верно, но неполно.Изюминка заключается в том, что кто-то советует вам выброситься из вертолета.

Изюминка была ответом, который председатель дал этому молодому человеку, кандидату, возможность дать..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *