План социальная роль и социальный статус: ЕГЭ по обществознанию С 8. Раздел «Социология»

Развернутое планирование по обществознанию «Социальные статусы и роли»

Инфоурок

Обществознание
›Рабочие программы›Развернутое планирование по обществознанию «Социальные статусы и роли»

Курс профессиональной переподготовки

Учитель истории и обществознания

Курс профессиональной переподготовки

Учитель обществознания

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию:
Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс:
Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник:
Все учебники

Выберите тему:
Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала:

497555

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

План-конспект открытого занятия по обществознанию на тему6 «Социальный статус и социальная роль».

План-конспект открытого занятия

Преподаватель: Кузенкова Екатерина Сергеевна

Дисциплина: Обществознание

Группа: 16-СД-01

Дата: 18.02.2017 г.

Тема занятия: «Социальный статус и социальная роль».

Цель занятия:

— познакомить учащихся с понятиями «социальный статус» и «социальная роль», определить какие факторы влияют на социальный статус личности и социальную роль.

Предполагаемые образовательные результаты:

Личностные: готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.

Предметные: владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов.

Метапредметные: владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания.

Задачи занятия:

— познакомить учащихся с новыми понятиями и терминами;

— сформировать представление о социальной роли личности в условиях современного общества; подвести учащихся к выводу о необходимости приобретения достойного социального статуса;

-развивать обществоведческое мышление учащихся на базе материала, представленного в презентации.

Тип занятия: комбинированное.

Используемые педагогические технологии:

— ИКТ;

— технология группового обучения;

— технология проблемного обучения;

— элементы здоровьесберегающей технологии.

Материально-техническое обеспечение занятия:

— раздаточный материал для работы в группах.

Аппаратное и программное обеспечение:

— персональный компьютер, презентация.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний.

    1. Тестирование.

  3. Подготовка к основному этапу.

  4. Изучение нового материала.

  5. Физминутка.

  6. Закрепление изученного материала.

  7. Подведение итогов.

  8. Домашнее задание.

  9. Рефлексия.

  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Проведение переклички. Проверка готовности обучающихся к занятию.

  1. Актуализация опорных знаний.

Тестирование (Слайд презентации. Приложение № 1).

  1. Подготовка к основному этапу.

«Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог дать ответа?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:

— Скажите: какая бабочка у меня в руках — живая или мертвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради демонстрации своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Все в твоих руках».

Очень часто мы слышим в обществе следующие выражения: «Твой статус не позволяет тебе себя так вести» или «Ты выбрал не ту роль». Кто и что нас может ограничивать в нашей деятельности?

Об этом и пойдет речь на занятии.

План занятия (слайд презентации):

  1. Социальный статус личности.

  2. Виды статусов.

  3. Социальные роли личности.

  1. Изучение нового материала.

  1. Социальный статус личности.

Долгое время понятие «социальный статус личности» приравнивалось к характеристике правового положения человека.

Ваша задача — внимательно познакомиться с текстом (Приложение № 2), ответить на вопросы к тексту и выполнить задание.

Ребята, Вы ознакомились с текстом и ответили на вопросы, а теперь давайте попробуем разобрать следующую проблемную ситуацию.

Проблемная ситуация: «Человек работает врачом. После работы он идет в спортивный зал, где играет в волейбольной команде. Далее он идет домой. Что происходит с социальным статусом этого человека?»

(Слайд презентации).

В ходе беседы определяется понятие «статусный набор».

Термин «статусный набор» был введен известным американским социологом Робертом Мертоном. Статусный набор — совокупность всех статусов данного индивида.

  1. Виды статусов.

Мы познакомились с понятием социальный статус и статусный набор.

Существует несколько видов статусов личности, с ними мы сейчас познакомимся более подробно.

Разбейтесь на три группы и используя раздаточный материал необходимо изучить виды статусов (для каждой группы по одному виду статуса) и представить их группе.

(Приложение № 3).

Необходимо отметить, что большую роль в формировании социального статуса играют два понятия.

Престиж (влияние, уважение) — это оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми.

Авторитет (власть, влияние) — степень признания группой людей или обществом личных и деловых качеств какого-либо из их членов.

(Слайд презентации).

Вопросы:

Как вы думаете, действительно ли эти два показателя играют важную роль в формирование статуса личности?

Предположите то условие, при котором происходит лучшая реализация личности.

  1. Социальные роли личности.

Всем хорошо известны знаменитые строки Шекспира:

«Весь мир — театр.

В нем женщины, мужчины — все актеры.

У них есть выходы, уходы.

И каждый не одну играет роль».

— Как вы понимаете эти строки?

— Предположите, какой конкретный набор действий предполагает роль учителя, ученика.

Итак, индивид, занимающий высокую позицию в обществе, если измерять эту высоту, или ранг, с точки зрения доступных ему власти, дохода, образования и престижа, в наибольшей мере стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом.

Модель поведения, ориентированная на конкретный статус, называется статусной ролью, или просто ролью.

— Как вы думаете, чего ждут от человека, обладающего определенным статусом? Приведите пример.

Социальных ролей, как и статусов, у каждого из нас достаточно много. Совокупность ролей, выполняемых человеком, называется ролевым набором (ролевым репертуаром). Овладеть ими не совсем просто.

Напряженные отношения — ролевой конфликт — возникают в тех ситуациях, когда человеку приходится придерживаться требований трудносовместимых ролей. (Например, хорошая хозяйка и бизнес-леди.)

— Предположите, какие факторы определяют ролевой набор.

(После обсуждения на доске появляется запись: «Факторы, определяющие ролевой набор: обстоятельства; возраст; окружение; имидж и т. д.».).

  1. Физминутка (слайд презентации).

  2. Закрепление изученного материала.

(Слайды презентации).

Задание «Престижно или авторитетно?»

а) быть студентом известного столичного ВУЗа?

б) добиться крупного успеха в предпринимательской деятельности?

в) стать лидером футбольной команды?

г) быть в числе постоянных клиентов популярного ресторана?

д) быть человеком способным дать дельный совет в определённой области знаний?

е) ежегодно отдыхать на всемирно известном курорте?

ж) иметь влияние на принятие важных политических решений?

престижно

авторитетно

Задание «Социальные роли личности»

Выскажите своё мнение

От человека, занимающего определённое социальное положение, окружающие ждут соответствующего поведения. Какой конкретный набор действий предполагает статус

а) школьного учителя

б) ученика школы

в) поп-звезды

  1. Подведение итогов.

Подведение итогов, разъяснение результатов. Оценивание работы обучающихся.

VIII. Домашнее задание.

Выполнение творческих заданий

Задание 1

Подумайте, какие роли в обществе вы выполняете? Какие поведенческие характеристики им соответствуют?

Задание 2

Проанализируйте свой собственный статусный набор. Выделите предписанные и достигаемые статусы. Какой из своих статусов вы считаете главным?

XIX. Рефлексия.

  • На занятии я узнал…

  • На занятии я научился…

  • Мне захотелось узнать…

  • По теме могу рассказать…

Приложение № 1

Тест «Социальная стратификация и мобильность».

  1. Социальное неравенство выражается в

  1. разном доступе к социальным благам

  2. многообразии социальных норм

  3. особенностях поведения людей

  1. Примером вертикальной социальной мобильности является

  1. переезд человека на новое место жительства

  2. получение титула баронета мелкопоместным дворянином

  3. получение рабочим водительских прав

  4. переход банковского служащего на ту же должность в другой банк

  1. Анна родилась в сельской местности, окончив школу, приехала в Москву и поступила в педагогический университет. После завершения обучения в университете стала работать учителем физики, вышла замуж. Какой социальный процесс иллюстрируют перечисленные изменения в жизни Анны?

  1. социальную мобильность       

  2. социальную дифференциацию

  3. социальную стратификацию   

  4. социальную адаптацию

  1. Социальная стратификация представляет собой

  1. социальное различие, неравенство в положении людей

  2. результат взаимодействия внутри общественной группы

  3. любые изменения в статусе личности

  4. освоение индивидом социальных норм

5. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А. В процессе социальной мобильности происходит перемещение людей в рамках социальных страт.

Б. В процессе социальной мобильности происходит изменение статуса только индивидов и никогда социальных групп.

  1. верно только А        

  2. верно только Б   

  3. верны оба суждения     

  4. оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А. Под социальной мобильностью понимается перемещение человека из одной социальной группы в другую.

Б. Под социальной мобильностью понимается в первую очередь увеличение уровня дохода человека.

  1. верно только А        

  2. верно только Б  

  3. верны оба суждения 

  4. оба суждения неверны

7. Установите соответствие между видами социальной мобильности и их примерами.

Вертикальная

Горизонтальная

А) увольнение работника

Б) переход из православной религиозной группы в католическую

В) член фракции парламента стал её руководителем

Г) международный туризм

Д) переход с одного предприятия на другое

8. Какой пример иллюстрирует горизонтальную социальную мобильность?

  1. гражданка С. продала 2-комнатную квартиру и переехала в свой загородный дом

  2. гражданин О. работал учителем в школе, затем стал заместителем директора, теперь он — директор школы

  3. гражданин Б. перешёл с должности главного врача районной больницы на должность заведующего хирургическим отделением

  4. гражданка П. была старшим научным сотрудником местного краеведческого музея, теперь она — его директор

Приложение № 2

Рабочий материал для группы

«Статус»

Статус — определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, социальным происхождением, профессией и другими показателями и предполагающее определенные права, и обязанности, называется социальным статусом. Так, позиция учителя имеет смысл только в связи с позицией ученика и директора школы, а того — в связи с позицией министра образования, департамента образования и т. д. Статус учителя, как и любой другой, определен относительно всей системы образования. Любой человек занимает несколько позиций, так как участвует во множестве групп и организаций.

К примеру, господин Петров является мужчиной, преподавателем, человеком средних лет, кандидатом наук, ученым секретарем научного совета, заведующим кафедрой, членом профсоюза, членом республиканской партии, православным, избирателем, мужем, отцом, дядей и т. д.

Вопросы и задания

1. Что такое статус?

2. Назовите основные показатели социального статуса.

3. Опишите статусы, которые Вы занимаете, которые занимают Ваши родители.

Сравните их между собой и выясните, какой список получился длиннее.

Приложение № 3

Главный статус

В этом наборе статусов всегда найдется ключевой, или главный. Главным статусом называется наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его.

Для женщин в традиционном обществе главным оказывался статус домохозяйки, а для мужчины — статус, связанный с основным местом работы или занятием: «директор коммерческого банка», «научный сотрудник», «полицейский», «рабочий на промышленном предприятии» и т. д. Главным выступает тот статус, который определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения. Необходимо различать два вида статуса — личный и социальный. В узком смысле социальный статус — положение человека, которое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы (профессиональной, классовой, национальной).

Личный статус — положение, которое человек занимает в малой, или первичной, группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. Представляясь незнакомым людям, особенно официальным представителям какой-либо организации, учреждения, предприятия, мы называем обычно место работы, социальное положение и возраст. Для знакомых людей важны не эти характеристики, а наши личные качества, неформальный авторитет.

Предположим, что господин Петров нанимает человека, по отношению к которому действуют социально-групповые предрассудки. На первых порах работодатель и сослуживцы строят взаимоотношения с ним, руководствуясь групповыми ожиданиями, возможно, относятся к нему с подозрением или осторожностью. Через некоторое время, когда наш герой продемонстрировал свои трудовые и личные достоинства, окружающие изменяют свое отношение. Теперь главным для них становится личный статус.

Каждый из нас обладает набором социальных и личных статусов, поскольку мы участвуем во множестве больших и малых групп. К последним относятся семья, круг родственников и знакомых, спортивная команда, школьный класс, студенческая группа, клуб по интересам и т. п. В них вы можете иметь высокий, средний или низкий статус, т. е. быть лидером, независимым, аутсайдером.

Например, врач Иванов обладает высоким профессиональным статусом, поскольку его специальность престижна, но в спортивной секции по каратэ, где он занимается два раза в неделю, к нему относятся как к аутсайдеру. Таким образом, социальный и личный статусы могут совпадать и не совпадать.

Вопросы и задания

1. Что такое главный статус? Приведите примеры.

2. Какие два вида статуса вам надо различать?

3. Что такое социальный статус? Приведите примеры.

4. Что такое личный статус? Приведите примеры.

5. Определите свой главный статус, а также главные статусы родителей.

Приписываемый статус

Кроме рассмотренных видов статуса существуют и другие. Приписываемый статус — это статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени. Приписываемый статус не совпадает с прирожденным. Прирожденными в строгом смысле считаются только три социальных статуса: пол, национальность, раса. Например, «Мужчина» — прирожденный статус, описывающий пол; «Русский» — прирожденный статус, показывающий национальность. Таким образом, раса, пол и национальность заданы биологически, человек наследует их помимо своей воли и сознания.

К прирожденным статусам относятся статусы «сын», «дочь», «сестра», «брат», «племянник», «дядя», «тетя», «бабушка», «дедушка» и некоторые другие, выражающие кровное родство (попытайтесь завершить список).

Вопросы и задания

1. Что такое приписываемый статус? Приведите примеры.

2. Какие три социальных статуса считаются прирожденными? Почему? 3. В чем разница между ними?

4. Определите, относятся ли к приписываемым следующие статусы: «император», «глава католической церкви», «сенатор», «президент», «свекор», «муж», «украинец», «принц», «герцог», «боярин», «опричник», «вельможа».

Достигаемый статус

Существенно отличается от приписываемого статуса достигаемый. Достигаемым называется статус, который человек получает благодаря собственным усилиям, желанию, свободному выбору либо приобретает благодаря удаче и везению. Если приписываемый статус неподконтролен индивиду, то достигаемый находится под контролем. Профессию водителя или инженера человек приобретает (достигает) благодаря собственным стараниям, подготовке и свободному выбору. Статус «чемпион мира», «доктор наук» или «рок-звезда» он приобретает также благодаря собственным усилиям, огромному труду. С меньшим трудом даются такие статусы, как «школьник», «покупатель» и т. п. Достигаемый статус требует принятия самостоятельного решения и самостоятельных действий.

Чем динамичнее общество, тем больше в его социальной структуре ячеек, рассчитанных на достигаемые статусы. Чем больше в обществе достигаемых статусов, тем оно демократичнее. Проведя сравнительно-исторический анализ, ученые установили: раньше в европейском обществе было больше приписываемых, а сейчас больше достигаемых статусов.

Вопросы и задания

1. Что такое достигаемый статус?

2. Каким образом человек его достигает? Приведите примеры.

3. Чего требует достигаемый статус от человека?

4. Проанализируйте закономерности развития общества в связи с формированием достигаемых статусов.

5. Разберитесь со своим статусным набором: какие статусы являются в нем приписываемыми, а какие достигаемыми? А у ваших родителей, родственников и друзей? (Проверка задания и подведение итогов работы студентов).

План-конспект на тему «Социальные статусы и роли»

8 класс

Тема урока по обществознанию: Социальные роли и статусы

Цель: дать представление о социальных статуса и ролях человека в обществе.

Задачи:

Предметные:

 — учащиеся узнают, что такое социальные роли и социальные статусы, санкции и их вид. Научатся выделять главный социальный статус.

Метапредметные:

 — развивать умение анализировать ситуации и факты связанные с социальными статусами и ролями.

Личностные:

 — способствовать привитию чувства осознанности своей социальной роли и своего социального статуса.

Тип урока – комбинированный урок

Средства обучения: Учебник, параграф 14. Рабочая тетрадь. Презентация «Социальные статусы и роли»

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный этап(1минута

Проверка знаний и умений (до 15 минут)

Что такое социальная структура общества? Объясните понятие социальная стратификации.

Выйдите к доске и начертите 2 графические модели структуры общества.

Что такое социальная мобильность и какие ее виды вам известны.

Что такое социальный лифт? Приведите примеры традиционных соц. лифтов и современных.

Что такое социальные группы. Какие виды социальных групп существуют?

Ответы

-взаимосвязь основных элементов социальной сферы называется социальной структурой общества. Социальная стратификация – это деление общества на страты (категории в зависимости от должности, характера деятельности и т.д.)

— Графическая модель «Пирамида» и модель «Ромб». Примеры стран – Древний Египет, Сомали (в 1 случае) – США, Канада (во 2ом случае)

— Перемещение отдельных людей или групп в рамках социальной системы называют социальной мобильностью. Выделяют вертикальную (восходящая и нисходящая) и горизонтальную.

— Социальный лифт это механизм перехода из 1 социальной группы в другую. — Традиционные – амия, брак, политика, образование. Современные – шоубизнес, социальные сети, спорт.

— Социальные группы – это совокупность людей, занимающих одну и ту же социальную позицию и роль. Выделяют: большие и малы, формальные и неформальные, первичные и вторичные.

Изучение нового материала (до 30 минут)

Необходимо вспомнить, что такое социализация?

Запишем определение.

Социальный статус – это социальна позиция человека в обществе с характерными для нее правами и обязанностями. Социальных статусов у человека в жизни великое множество. И в какой то момент тот или иной социальный статус выходит на первый план (в школе ученик, дома ребёнок в семье.)

hello_html_6d80a406.jpg

Таким образом социальный статус – это постоянно изменяющаяся позиция.

Далее приводятся примеры различных социальных статусов: сын, отец, директор, спортсмен и т.д.

Что определяет социальный статус личности?

Нужно понимать, что у человека одновременно может быть очень много социальных статусов. Но на определенных жизненных этапах среди них 1 главный, приоритетный.

Пример: для пожилой женщины решающее значение может приобрести статус бабушки.

Приведите собственные примеры.

Давайте разберем, какие социальные статусы бывают.

Классификация социальных статусов

1)Приписанные – даны человеку от рождения (пол)

2)Достигаемые – приобретаются в результате деятельности человека (должность)

Приведите собственные примеры.

Запишем определение

Социальная роль — это ожидаемая модель поведения человека, зависящая от статуса.

Далее следует обсуждение социально роли ученика, его права и обязанности.

Обязан посещать занятия, выполнять домашние задания, соблюдать устав школы и т.д.

Права – на образование, медицинское обслуживание, достойные условия обучения, участие в деятельности школы и т.д.

Соблюдение или несоблюдение социальной роли влечет за собой санкции – меры поощрения или наказания поддерживающее поведение предписываемое социальной ролью.

Составим схему – «Виды санкций»

Формальные — делятся на негативные и позитивные

Неформальные – делятся на негативные и позитивные.

Приведите примеры таких санкций.

Далее ученики самостоятельно читают раздел «В поисках себя». Затем учитель задает вопрос: какие факторы влияют на выбор своего жизненного пути?

Говоря о конфликте отцов и детей, следует ввести понятие

Поколение – группа людей примерно в рамках тридцатилетнего периода.

Устойчивая тенденция – в рамках одного поколения, на начальном этапе преобладает число мальчиков, с возрастом показатели уравниваются, а к 80-му возрасту женщин в 2 раза больше.

С чем по вашему, это связано?

Говоря о причинах конфликтов между поколениями, стоит отметить влияние технического прогресса, возросла социальная мобильность, более сложная общественная жизнь. Человек не может понять социальную роль до тех пор, пока сам в ней не окажется.

Обсуждая вопрос о воспитании ребенка в зависимости от его половой принадлежности, следует обратить внимание на стиль воспитания мальчиков и девочек.

Гендерные особенности учитываются при поступлении на работу. Существуют традиционно женские профессии и традиционно мужские профессии. Приведете примеры.

Однако для современного общества характерно изменение гендерных ролевых установок – женщины часто занимаются мужскими профессиями (служба в армии)

Подводя итоги нужно отметить – чем отличаются социальная роль и социальный статус, акцентировать внимание на том, что любое поведение влечет за собой санкции.

Ожидаемый ответ: социализация это процесс становления личности в обществе.

Записывают определение.

Ожидаемый ответ: национальность, возраст, пол, образование, место работы, доход и т.д.

Приводят собственные примеры главных социальных статусов.

Составляют вместе с учителем схему – «Виды социальных статусов»

Ожидаемый ответ:

Приписанные – национальность и др.

Достигаемые – статус родителя и др.

Составляют схему. Приводят примеры: Формальные – любые правовые нормы позитивного и негативного характера. Неформальные (неофициальные) – родительская похвала, наказание

Ответ: семья, сверстники, близкие друзья, церковь, средства массовой информации и т.д.

Ожидаемый ответ

Это связано с характером деятельности мужчин – служба в армии, более тяжелая работа, склонность к вредным привычкам со временем уменьшают численность мужского населения.

Женские профессии: швея, воспитательница, детский врач.

Мужские: шахтер, военный, рабочий завода и т.д.

Организация домашнего задания (1-2 минуты)

Параграфа 14, письменно ответить на вопрос №5 после параграфа

План по теме Социальный статус и его виды

План по теме Социальный статус и его виды

1. Понятие «социальный статус»
2. Критерии социального статуса
2.1 Возраст, пол
2.2 Этническая принадлежность
2.3 Образование, профессия
2.4 Семейное положение
2.5 Уровень доходов, собственность
3. Виды социального статуса
3.1 Прирождённый статус
3.2 Приобретённый статус
4. Статусный набор


🔎 Видеоурок и конспект по теме «Социальная роль»
🔎 Теория для подготовки к ЕГЭ по обществознанию
✉ Абулова Барият 👈 Если вы испытываете трудности самостоятельной подготовки к ЕГЭ по обществознанию, обращайтесь к репетитору.

Больше интересных статей:

  • 3.4 Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов

  • 3.3 Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ (тривиальная и международная)

  • 2.3 Характерные химические свойства простых веществ неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния

  • 2.2 Характерные химические свойства и получение простых веществ — металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия; переходных элементов (меди, цинка, хрома, железа)

  • 1.2.4 Общая характеристика неметаллов IVA – VIIA групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и особенностями строения их атомов

  • Оставить комментарий

    Конспект урока по обществознанию Социальный статус и социальные роли

    Тема: Социальные статусы и роли

    Класс 8

    Учитель истории и обществознания Труханова Анастасия Александровна

    (Урок-квест на уроке обществознания)

    Тип урока: комбинированный

    Цели: дать представление о социальных статуса и ролях человека в обществе.

    Задачи урока:

    1. Рассмотреть понятие «социальный статус» и «социальная роль» .

    2. Познакомить учащихся с основными видами социального статуса: прирожденным и достигаемым.

    3. Развивать умения работать в парах.

    4. Воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи.

    5. Развивать коммуникативные УУД учащихся: умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли.

    Планируемые результаты:

    Учащиеся знают понятие социальный статус; различают основные виды социального статуса: прирожденный и достигаемый; владеют понятиями «социальная роль», «социальный статус» и оперируют ими; умеют на основе заданных критериев определить вид статуса.

    Формы и методы обучения: методы: наглядный, частично-поисковый, практический.

    Методы контроля: устный, письменный.

    Приемы: проблемные вопросы.

    Формы: индивидуальная, в парах, фронтальная.

    Основные понятия: социальный статус, социальная роль, основные виды социального статуса: приписываемый и достигаемый..

    Оборудование: учебник Обществознание. Под редакцией Л. Н. Боголюбова Н. И. Городецкой — М.,»Просвещение»-2012г , рабочие листы, презентация, проектор, экран.

    Ход урока:

    I. Организационный момент

    II. Актуализация знаний учащихся по теме «Социальная структура общества»

    •Проверка домашнего задания – экспресс — тестирование. Приложение 1

    Затруднение может вызвать 1вопрос 2 варианта. А почему?

    Появились новые понятия. Какие?

    «Социальный статус» и есть новое для вас понятие и тема сегодняшнего урока. Сформулируйте тему урока.

    III. Изучение нового материала.

    План:

    1. Социальная позиция человека в обществе

    2. В поисках себя

    3. Отцы и дети

    4. По признаку пола

    1. Кто мы такие? Кто я? Кем я являюсь в обществе? Как меня воспринимают люди? Но это вопрос не ком не. Это вопрос ко всем людям. Давайте попытаемся, ответь – а кто же мы в действительности.

    В учебнике с. 190 п.24 п.1 и находим определение «социальный статус». Та позиция, которую занимает человек, согласуясь с определённым ему статусом называется социальным статусом. Социальных статусов у человека в жизни великое множество. И в какой — то момент тот или иной социальный статус выходит на первый план (в школе ученик, дома ребёнок в семье.)

    Таким образом, социальный статус – это постоянно изменяющаяся позиция.

    Учитель сообщает, что различают предписанный и достигаемый статусы

    Что относится к предписанным и достигаемым см.с.191 учебника

    Записывают определение.

    Типы социальных статусов:

    • Приписанный (предписанный) принадлежит человеку от рождения

    • Достигаемый статус человек обретает собственными усилиями (профессия, место работы, образование, семейное положение)

    2. Социальный статус человека даёт ему определённые права, накладывает обязанности и предполагает соответствующее поведение. Ожидаемое от человека данного статуса поведение – социальной ролью.

    Соц. роли, которые характерны для школьников? Вот кто вы? Вы ученики 8 класса. Мальчики или девочка. Вы спортсмены. Вы сын или дочь, внук или внучка. Вы граждане России и т.д. И так можно до бесконечности. У вас у каждого есть масса статусов, которые несут определённую информацию.

    Самыми яркими и типичными социальными ролями и статусами являются:

    1. Социальные роли и статусы, определённые возрастом. С возрастом идёт становление человека, его осознание себя в окружающем мире, его изменения по отношению к окружающим. Возрастная лестница откладывает очень весомый отпечаток на том социальном статусе, который человек несёт в себе.

    С другой стороны, человек и реализует себя в окружающем мире, согласуясь именно с этим статусом и соответствующей социальной ролью. От ребёнка ожидают действий, согласующихся с его социальной ролью: он сын, ученик, футболист, к примеру. И он живёт, согласуясь со своим социальным опытом: если он выходит на футбольный матч со взрослыми людьми, то он может проиграть. Но это будет хороший урок на будущее, ведь ребёнок будет видеть, как надо играть лучше, и будет накапливать опыт. Но когда проигрыш случается с более взрослым, опытным игроком, то он воспринимается совершенно по-иному с точки зрения того, каков эмоциональный эффект. Получается, что возрастная градация – это очень важный момент в определении социальной роли и статуса человека.

    2. Другой тип социальной градации определяется полом. Если человек родился мальчиком, то его с детства приучают к тому, чтобы быть мужчиной: ему дарят не кукол, а машинки, солдатиков, конструктор, то есть так называемые «мужские подарки». Мальчик должен вырасти мужчиной-защитником, мужчиной-добытчиком семейного благополучия в будущем.

    То же самое по отношению к девочке, но в этом случае существует несколько иная градация. Девочка – будущая мать, хранительница домашнего очага и, соответственно, ей делают подарки, которые помогут в будущем успешно выполнять свою социальную роль.

    Предписанные и достигаемые статусы принципиально различны, но взаимодействуют и взаимодополняются. Например, мужчине значительно легче достичь статуса президента или главы фирмы, чем женщине. Можно утверждать о разных возможностях достижения высоких статусов сыном крупного руководителя, с одной стороны, и сыном крестьянина — с другой. Основное социальное положение субъекта в обществе является частично предписанным, а частично достигаемым с помощью способностей и устремлений самого субъекта. Во многих отношениях граница между предписанными и достигаемыми статусами условна, Поскольку каждый человек имеет широкий набор статусов, значит и ролей, соответствующих тому или иному статусу, у него также много. Поэтому в реальной жизни нередко возникают ролевые конфликты.

    Пример с.192 последний абзац. Читают, отвечают на вопрос.

    Какие же социальные статусы и социальный роли являются типичными и яркими в жизни?

    Даже если мы осознаём себя как людей, играющих ту или иною социальную роль, понимаем, каков наш социальный статус в определённые периоды жизни, всё равно поиск себя остаётся главным в жизни.

    Ожидаемое от человека данного социального статуса поведение называется социальной ролью.

    Пример: отличник – это человек у которого все пятёрки. Но бывает и такое, что в четверти выходит несколько четвёрок. Однако окружающие всё равно ассоциируют поведение данного ученика как отличника. Отличие социального статуса от социальной роли заключается в том, что что социальная роль

    – это ожидаемое поведение человека от того социального статуса, которого достиг человек.

    Положение учащегося требует от личности соответствующего поведения: посещать школу, выполнять домашнее задание, следовать определённому распорядку и т.д.

    Иная социальная роль у руководителя предприятия, школы. Его главная задача в том, что бы наладить дело, контролировать процесс и т.д.

    Что же произойдёт, если ожидания не оправдаются, если человек отойдет от ожидаемых моделей поведения?

    Таким образом, общество мерами поощрения и наказания, т.е. различными санкциями, поддерживают поведение, предписываемое социальной ролью.

    IV. Закрепление изученного материала : заполнить рабочие листы (приложение 2). Проверка индивидуально

    V. Домашнее задание: Прочитать параграф 24, выучить определения. Задания на рабочих листах доделать.

    Задание дополнительное:

    Какие права и обязанности предполагает социальная роль ГРАЖДАНИН?

    VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.

    Покажите на смайлике ваше настроение на уроке.

    hello_html_4583b175.pngурок понравился hello_html_m68e734bc.png урок не понравился другое

    Укажите, что вызвало наибольший интерес

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________

    Приложение 1. Социальная структура общества

    Вариант 1

    А1. Перемещение отдельных людей и целых групп в рам¬ках социальной системы:

    1) социальная структура

    2) социальная мобильность

    3) социальный лифт

    4) социальная стратификация

    А2. Для какой группы характерно требование соблюдения определенной дисциплины? 1) малой 3) неформальной 2) формальной 4) первичной

    A3. Верны ли суждения о конфликте: а) конфликт, затрагивающий интересы большинства государств мира, называется локальным; б) конфликт несет в себе конструктивное начало?

    1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    А4. Верны ли суждения о стратах общества: а) основными критериями деления общества на страты считают доход, власть и образование; б) современные страты не являются замкнутыми группами?

    1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    В1. Что из перечисленного является лифтом, способствующим вертикальной социальной мобильности?

    1) вступление в брак 2) образование 3) перемена места жительства

    4) политическая деятельность 5) пассивное наблюдение

    6) надежда на везение, удачу

    Вариант 2

    А1. Социальная позиция человека в обществе или группе, наделяющая его определенными правами и обязанностями:

    I) социальная роль 3) социальная страта 2) социальная структура 4) социальный статус

    А2. В рамках отдельного общества наиболее масштабным

    конфликтом является: 1) ссора между членами одной группы

    2) социальная революция 3) политические выборы 4) критика правительства

    A3. Верны ли суждения о первичной группе: а) первичная группа играет наиболее важную роль в социализации личности; б) примером первичной группы является семья? 1) верно только а 3) верны оба суждения 2) верно только б 4) оба суждения неверны

    А4. Верны ли суждения о социальной мобильности: а) социальная мобильность может осуществляться вопреки желанию человека; б) социальная мобильность в странах традиционного общества выше, чем в индустриальном обществе?

    1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    В1. Какие из приведенных примеров являются горизонтальной социальной мобильностью?1)переход рабочего с одного завода на другой

    2)повышение военнослужащего в звании

    3)назначение директора школы министром образования

    4)переезд семьи в другой город

    5)переход директора магазина на должность продавца

    6)перевод врача скорой помощи в другую бригаду

    Рабочий лист по теме «Социальные статусы и роли».

    Задание № 1. Главный, личный и социальный статусы.

    1. Что такое главный статус?

    Главный статус – это__________________________________________________________

    ________________________________________________________________

    Определите свой главный статус._______________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    Задание № 2. Предписываемый и достигаемый статусы.

    1. Что такое предписываемый статус.

    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Какие три социальных статуса считаются прирождёнными?

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Что такое достигаемый статус?

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Каким образом человек его достигает?

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Определите свой статусный набор.

    Предписываемые статусы Достигаемые

    1)____________________________ 1) _________________________

    2) ____________________________ 2) _________________________

    3) ____________________________ 3) _________________________

    4) ___________________________ 4) _________________________

    5) ____________________________ 5) _________________________

    ______________________________ ___________________________

    ______________________________ ___________________________

    ______________________________ ___________________________

    ______________________________ ___________________________ hello_html_m719c69f.png

    Задание № 3. Социальные роли личности.

    Вопросы и задания:

    1. Что такое социальная роль? Какой конкретный набор действий предполагает роль ученика._______________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    План-конспект урока по обществознанию (8 класс) по теме: Социальные статусы и роли

    Класс 8

    Тема: Социальные статусы и роли

    Тип урока: комбинированный

    Цели: дать представление о социальных статуса и ролях человека в обществе.

    Основные понятия: социальный статус, социальная роль.

    Оборудование: учебник, презентация, проектор, экран, ноутбук.

    Ход урока:

    1. Организационный момент
    2. Актуализация знаний учащихся по теме «Социальная структура общества»
    • Проверка домашнего задания
    1. Изучение нового материала.

    План:

    1. Социальная позиция человека в обществе
    2. В поисках себя
    3. Отцы и дети
    4. По признаку пола
    • Кого называют личностью?
    • Что такое социализация?
    1. Кто мы такие? Кто я? Кем я являюсь в обществе?  Как меня воспринимают люди? Но это вопрос не ком не. Это вопрос ко всем людям. Давайте попытаемся, ответь – а кто же мы в действительности.

    Вот кто вы?  Вы ученики 8 класса. Мальчики или девочка. Вы спортсмены. Вы сын или дочь, внук или внучка. Вы граждане России и т.д. И так можно до бесконечности. У вас у каждого есть масса статусов, которые несут определённую информацию.

    Та позиция, которую занимает  человек, согласуясь  с определённым ему статусом называется социальным статусом. 

    Социальных статусов у человека в жизни великое множество.  И в какой то момент тот или иной социальный статус выходит на первый план (в школе ученик, дома ребёнок в семье.)

    Таким образом социальный статус – это постоянно изменяющаяся позиция.

    Типы социальных статусов:

    • Приписанный (предписанный) принадлежит человеку от рождения
    • Достигаемый  статус человек обретает собственными усилиями (профессия, место работы, образование, семейное положение)

    Социальный статус человека даёт ему определённые права, накладывает обязанности и предполагает соответствующее поведение.  

    Ожидаемое от человека данного социального статуса поведение называется социальной ролью.

    Пример: отличник – это человек у которого все пятёрки. Но бывает и такое, что в четверти выходит несколько четвёрок. Однако окружающие всё равно ассоциируют поведение данного ученика как отличника. Отличие социального статуса от социальной роли заключается в том, что что социальная роль – это ожидаемое поведение человека от того социального статуса, которого достиг человек.

    Какие же социальные статусы и социальный роли являются типичными и яркими в жизни?

    Положение учащегося требует от  личности соответствующего поведения: посещать школу, выполнять домашнее задание, следовать определённому распорядку и т.д.

    Иная социальная роль у руководителя предприятия, школы. Его главная задача в том, что бы наладить дело, контролировать процесс и т.д.

    Что же произойдёт, если ожидания не оправдаются, если человек отойдет от ожидаемых моделей поведения?

    Работа с учебником стр. 192

    Таким образом,  общество мерами поощрения и наказания, т.е. различными санкциями, поддерживают поведение, предписываемое социальной ролью.

    Работа с учебником стр. 192 «Ситуация»

    1. «Вся жизнь игра, и все мы в ней актёры» — так сказал В. Шекспир. И это действительно так.

    Далее рассказ можно построить по следующему плану:

    • Деление людей по возрасту.
    • Отношение к отдельным возрастным группам в разное время (старики, лети, молодёжь)
    • Возрастная группа – поколение (примерно в рамках 30 лет)
    • Взаимоотношения между поколениями
    • Разделение на социальные группы по полу
    • Изменение гендерных  ролевых установок.
    1. Закрепление изученного материала
    • Рабочая тетрадь № 1,2,3
    1. Домашнее задание.
    • Прочитать параграф 24
    • Рабочая тетрадь№ 6,7
    • Рубрика «В классе и дома» № 1,4,5
    1. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

    Урок по теме: «Социальные статусы и роли»

    Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области

    «Воронежский юридический техникум»

    Методическая разработка по дисциплине «Обществознание»

    Тема

    «Социальные статусы и роли»

    Преподаватель:

    Венедиктова Елена Ивановна

    2016

    ТИП урока: урок усвоения новых знаний

    Оборудование: технические средства: компьютер, принтер, проектор; схемы, пакет документов, презентации.

    Основные особенности использования цифровых образовательных Интернет-ресурсов и компьютерных программных средств: цифровые образовательные ресурсы в данной теме используются для поиска и систематизации информации о социальных статусах и ролях, а также для подготовки выступлений обучающихся. Студенты используют Интернет для поиска информации, программы Microsoft Offise Word и Microsoft Offise PowerPоint для подготовки выступлений.

    Использование компьютера при подготовке преподавателя к уроку: Интернет и программы Microsoft Offise Word и Microsoft Offise PowerPoint для помощи студентам в процессе самостоятельной работы и поиску информации.

    Курс: 1 -й , группа П-15.

    Название темы: Социальные статусы и роли.

    Цели и задачи:

    I. Образовательные:

    1) познакомить студентов с основными позициями социального статуса, его видами, ролевым набором личности, углубить и систематизировать знания по данной теме;

    2) показать причины ролевого конфликта;

    3) раскрыть особенности статусных ситуаций в юношеском возрасте.

    II. Развивающие:

    4) развивать умение: а) находить, систематизировать, отбирать, классифицировать и применять найденную социальную информацию; б) объяснять внутренние и внешние связи социальных объектов, участвовать в дискуссии, работать с документами.

    III. Воспитательные:

    5) формировать основы социальной культуры, отношение к процессу социализации и социальной адаптации личности, вырабатывать активную гражданскую позицию, воспитывать толерантное отношение к людям.

    Межпредметные связи на уроке: история, право.

    Ключевые термины

    Главный статус. Достигаемый статус. Личный статус. Приписываемый статус. Социальный статус. Статус. Статусная идентификация. Статусные символы. Статусный набор. Статусный портрет.

    План урока

    1. Социальный статус личности.

    2. Социальные роли личности.

    3. Социализация личности и социальная адаптация.

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    1. Приветствие.

    2. Проверка готовности обучающихся к уроку. Определение отсутствующих.

    3. Проверка подготовленности классного помещения к уроку.

    4. Создание доброжелательной атмосферы.

    5. Организация внимания.

    6. Объективная оценка результатов деятельности студентов на уроке, опирающаяся на достижение планируемого результата обучения.

    2. Целеполагание и мотивация.

    Всем хорошо известны знаменитые слова У. Шекспира:

    Весь мир театр.

    В нем женщины, мужчины – все актеры.

    У них есть выходы, уходы.

    И каждый не одну играет роль.

    Каждый человек, занимающий позицию в обществе стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. Сегодня мы попытаемся узнать каким образом человек достигает социального статуса, и что статус требует от него, что означает статусный набор.

    3. Актуализация.

    Очень часто мы слышим в обществе следующие выражения: “Твой статус не позволяет тебе себя так вести” или “Ты выбрал не ту роль”.

    Проблемный вопрос: Может ли человек в современном обществе изменить свой социальный статус, если он его не устраивает? Кто и что нас может ограничивать в нашей деятельности?

    Притча о бабочке: «Все в твоих руках».

    4. Первичное усвоение материала.

    1. Социальный статус личности.

    – Что представляет собой структура обыкновенного кирпичного дома? (ответы студентов).

    Вывод: структура здания – это вертикальные опоры и горизонтальные перекрытия, которые тесно взаимосвязаны друг с другом и делаю здание прочным.

    – Чем удерживаются атомы кристаллической решетки? (ответы обучающихся).

    Вывод: атомы решетки удерживаются особыми связями, которые не позволяют решетке распасться.

    Подобное происходит и в обществе.

    Только роль горизонтальных перекрытий играют статусы, роли и социальные группы, а вертикальных опор – слои (страты) и классы, входящие в социальную стратификацию.

    – Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми составляющими этого здания, которые играют роль горизонтальных перекрытий, то есть узнаем, что такое СТАТУС, РОЛЬ.

    Долгое время понятие “статус личности” приравнивалось преимущественно к характеристике правового положения человека. Вспомните, полемизируя с К.Марксом, немецкий социолог М.Вебер утверждал, что не только экономическое положение, но и общественное является важнейшей характеристикой места и роли человека в обществе.

    Итак, статус – это место человека в обществе. Роль – способ его поведения.

    Каждый статус включает несколько ролей. Каждой роли предписан круг прав и обязанностей, определяющихся социальными нормами. Таким образом, статус указывает на место, а роль – на способ поведения.

    Описание деятельности обучающихся:

    Студенты распределяются на 4 группы. Первая группа получает рабочие материалы и задания «Статус», 2-ая группа — «Главный статус», «Личный и социальный статусы», 3-я группа – «Приписываемый статус», 4-ая – «Достигаемый статус».

    5. Осознание и осмысление учебной информации.

    Социальный статус

    в широком смысле слова

    в узком смысле слова

    определенная позиция в социальной структуре группы или общества

    положение человека, которое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы-

    связана с другими позициями через

    систему прав, привилегий, обязанностей

    профессиональный, классовый, национальный

    каждый индивид может иметь несколько статусов

    исполнение роли в соответствии с этими статусами

    Статус личности

    должность

    квалификация

    характер работы

    профессия

    религиозность

    родственные связи

    деловые связи

    возраст

    семейное положение

    материальное положение

    политическое влияние

    национальность

    Социальный статус

    статусы, определяемые

    положением индивида в

    группе

    статусы, определяемые временными рамками, влиянием индивида на жизнь в целом

    статусы, приобретаемые

    или не приобретаемые в

    результате свободного

    выбора

    Социальный статус-

    положение человека,

    которое он занимает

    как представитель

    большой социальной

    группы во взаимоотно-

    шениях с другими

    группами

    Основной статус определяет главное в жизни человека

    Предписанный статус-

    социальная позиция, ко-

    торая заранее предписа-

    на индивиду обществом

    независимо от заслуг

    Личный статус-

    положение индивида в

    малой группе, завися-

    щий от того, как его

    оценивают члены этой

    группы в соответствии

    с его личными качест-

    вами

    Неосновной

    статус влияет на

    детали поведе-

    ния

    Смешанный статус-

    обладает чертами пред

    писываемого и достига-

    емого статуса

    Достигаемый статус –

    приобретается в резуль-

    тате свободного выбора

    личных усилий и нахо-

    дится под контролем

    человека

    Иерархия статусов

    ранг –

    место в иерархии

    статусов

    межгрупповая

    иерархия

    внутригрупповая

    иерархия

    противоречие в иерархии

    несовпадение статусов

    ГРУППЫ СО СПЕЦИФИЧЕСКИМ СТАТУСОМ

    МАРГИНАЛЫ

    ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ПРОТИВОПРАВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

    индивиды, утратившие свой прежний социальный статус

    лишены возможности заниматься привычным видом деятельности

    неспособны адаптироваться к новой социокультурной среде

    иммигранты, не примкнувшие к какой-либо конфессии, мигранты, вступившие в расовые или этнические браки, меньшинства расовые или этнические

    2. Социальные роли личности.

    Вопрос студентам: Предположите, какие факторы определяют ролевой набор.

    РОЛЕВАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ

    описывает социальное поведение личности через

    социальный статус

    социальную роль

    СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ — динамическая поведенческая сторона статуса

    социальная роль как совокупность ожиданий каждого индивида как в отношении собственного поведения, так и поведения других людей при взаимодействии в определенной ситуации

    модель поведения, направленная на выполнение прав и обязанностей, предписываемых конкретному статусу

    совокупность действий, поведение, которые должен выполнить человек, занимающий определенный социальный статус

    СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ

    тип поведения

    предписания

    оценка выполнения предписанной роли

    санкция

    социальный контроль

    Типы социальных ролей (по Т. Парсонсу)

    предписанные

    проигрываемые

    субъективные

    эмоциональная (сдержанность или раскованность)

    способ получения (предписывается или завоевывается

    масштаб (размыта или строго ограничена)

    формализация (по правилам или произвольно)

    мотивация (на личную прибыль или общее благо)

    Студентам предлагается прослушать материал о статусных символах и его проанализировать.

    3. Социализация личности и социальная адаптация.

    Притча о Насреддине (Насыщает не время, проведенное в чайхане, а количество съеденного плова).

    Социализация личности

    Социальная адаптация

    Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных ролей и норм, духовных ценностей

    Это процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств

    Условие. Вне постоянных связей с другими людьми социализация невозможна

    Человек осуществляет этот процесс осознанно

    Протекает в течение всей жизни человека

    Два типа адаптации

    Активное воздействие на социальную среду: человек старается изменить те нормы, которые он считает устаревшими

    Пассивное восприятие целей и ценностей, т.е. конформное поведение

    Виды социализации

    Первичная

    Вторичная

    прямое воздействие на человека его непосредственного окружения первичных социальных групп (семья, родственники, друзья и др.)

    воздействие вторичных социальных групп, институтов организаций и учреждений в общей форме и опосредованно

    Стадии социализации

    детство

    юность

    зрелость

    старость

    Факторы социализации

    Ожидание

    Изменение поведения

    Стремление соответствовать этим ожиданиям

    6. Первичное закрепление учебного материала.

    Вопросы и задания:

    1. Что такое главный статус? Определите свой главный статус.

    2. Какие два вида статуса вам надо различать? Приведите примеры каждого своего статуса.

    3. Что такое предписываемый статус?

    4. Какие три социальных статуса считаются прирождёнными?

    5. Что такое достигаемый статус?

    6. Каким образом человек его достигает?

    7. Определите в схеме свой статусный набор.

    8. Что такое социальная роль? Какой конкретный набор действий предполагает роль студента?

    9. Что такое ролевой конфликт? Приведите пример подросткового ролевого конфликта.

    Выводы:

    1. Статусное приписывание является универсальной чертой, свойственной всем культурам и эпохам, и продолжающимся во времени процессом.

    2. Число социальных статусов возрастает пропорционально усложнению социальной структуры.

    3. Социальные статусы взаимосвязаны друг с другом, но не взаимодействуют между собой.

    4. В социальные отношения вступают не статусы, а их носители.

    5. Социальные отношения связывают между собой статусы, но реализуются эти отношения через людей – носителей статусов.

    6. Статусная несовместимость выступает причиной личной неудовлетворенности и социального напряжения.

    В реальной жизни роли человека не заданы ему от рождения. Человек сам творец своей судьбы. Всё в ваших руках.

    7. Информация о домашнем задании.

    Статусный портрет человека носит в социологии еще одно название – статусный набор индивида, которое ввел в середине XX века американский социолог Р. Мертон.

    Статусный набор – это совокупность всех статусов, при надлежащих одному индивиду.

    Формулировка задания. Построить статусный портрет политического деятеля в различные периоды его жизни, перечислить статусы, которые были в его жизни. Проследить изменение статусного портрета на протяжении жизненного цикла индивида.

    Выписать в тетрадь основные понятия темы (глоссарий).

    8. Рефлексия (диагностика результатов урока, подведение итогов).

    Покажите на смайлике ваше настроение на уроке. Что Вам понравилось на уроке? Что нового Вы узнали?

    Глоссарий

    Главный статус – наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его.

    Достигаемый статус – статус, который приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека.

    Жизненный цикл – понятие, описывающее относительно замкнутые и качественно отличающиеся этапы жизни отдельного человека.

    Имидж – совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как должны соотноситься между собой права и обязанности в данном статусе.

    Личный статус – это позиция человека в малой группе.

    Приписываемый статус – статус, обладание или изменение которого находится вне нашего контроля.

    Ранг статуса – место данного статуса в социальной иерархии.

    Реальная траектория жизни – линия жизненной судьбы, измеряемая количеством приобретенных статусов и их рангом.

    Социальная роль – модель поведения, ориентированная на данный статус.

    Статус – позиция индивида в группе или в обществе.

    Статусная идентификация – отождествление себя с чем-то или с кем-то.

    Статусная несовместимость – противоречие между двумя статусами одного человека, дисгармония в его статусном наборе.

    Статусный портрет (статусный набор) человека – совокупность всех статусов, принадлежащих данному индивиду.

    Эпизодический статус – статус, который принадлежит человеку достаточно короткое время.

    Литература

    1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитраного профилей: учебник: Рекоменд. «ФИРО».- 8-изд.,2012, 432 с.

    2. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие для сред. проф. учеб. заведений.- 9-е изд. — М.: Академия. 2013. — 208 с.

    3. Касьянов В.В. Обществознание: учеб. пособие для ссузов: допущено МО РФ / В.В. Касьянов.- Ростов н/Д.: Феникс, 2012.- 414 с.- (Среднее профессиональное образование).

    4. Обществознание в схемах и таблицах / А.В. Махоткин, Н.В. Махоткина. – М.: Эксмо, 2013. – 368 с.

    5. Обществознание в таблицах и схемах / Е.В. Домашек, О.В. Вальчинская, А.В. Чагина. – изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 190 с.

    6. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс. – М., ВАКО, 2009. – 272 с.

    Цифровые образовательные ресурсы

    hhttp://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch3.cgi?RRu.ogr;t:l!xygyzx: глоссарий

    http://mirslovarei.com/ Мир словарей. Коллекция энциклопедий и словарей

    http://ru.wikipedia.org Википедия. Многоязычный проект по созданию полноценной и точной энциклопедии со свободно распространяемым содержимым.

    http://www.wikiznanie.ru Викизнание. Свободная открытая и бесплатная энциклопедия общего характера.

    http://www.obhis.ru/ лекции по обществознанию в таблицах

    http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/kravch/07.php социология Кравченко

    http://ru.wikipedia.org/wiki/Социальная_роль

    http://ru.wikipedia.org/wiki/Социальный_статус

    ttp://www.biblioklub.ru

    WWW.Studentlabrary.ru

    http://festival.1september.ru/articles/608300/Image6227.gif

    Социальный статус | За пределами несговорчивости

    Автор
    Michelle Maiese

    Первоначально опубликовано в сентябре 2004 г. Текущее значение добавлено Хайди Берджесс в июне 2017 г.

    MBI MOOS Logo Текущие последствия

    Социальный статус и конфликты за власть лежат в основе нынешнего политического конфликта в Соединенных Штатах. Хотя есть много объяснений удивительных результатов выборов осенью 2016 года, большинство людей согласны с тем, что большую часть этой истории вызвал гнев белых избирателей с низким доходом и без высшего образования.Подробнее …

    Важность статуса

    Социальный статус можно понимать как степень чести или престижа, придаваемую положению в обществе. Социальное расслоение связано со способностью индивидов соответствовать определенному набору идеалов или принципов, которые считаются важными для общества или определенной социальной группы внутри него. [1] Хотя в мире есть несколько обществ, которые приписывают всем (по крайней мере, взрослым) равный статус, в большинстве обществ существует определенная форма социальной иерархии, в которой одни люди занимают более сильные и доминирующие позиции, а другие — более слабые и более низкие должности. ,Часто это неравенство встроено в саму социальную систему через различные формы структурных компонентов и институтов. Социальные и экономические роли различаются и получают дифференцированный статус в зависимости от того, что определенное общество или культура считает ценными.

    В некоторых случаях неравенство в ресурсах и полномочиях может быть настолько большим, что те, кто доминирует, соглашаются с этим с небольшим самосознанием. [2] Но там, где возникает сопротивление, возникает социальный конфликт. Конфликты за доминирование — это конфликты о том, кто находится на вершине (и внизу) социальной, экономической и / или политической иерархии.Такие конфликты могут возникать между отдельными людьми (например, между братьями и сестрами, одноклассниками или коллегами), между группами (например, между различными расовыми или этническими группами) или между народами.

    Занятие высоким статусом из-за характеристики, которой обладает человек, означает, что на основе этого различия человек приобретает больше власти и привилегий. Считается, что мнения, образ мышления, ценности, потребности и чувства этого человека имеют большее значение. Возникает повышенное чувство права на ресурсы общества, включая здравоохранение, образование и привлекательную работу.Часто эти преимущества возникают просто из-за наличия определенного цвета кожи, принадлежности к определенному полу, определенной одежды или наличия определенной профессии или степени. [3]

    Сена буквально означает «армия». В контексте Бихара — одного из самых слаборазвитых штатов Индии — это относится к частным ополченцам из высшей касты. Бихар стал свидетелем конфликта между высшими кастами (феодальные классы землевладельцев и бизнес-подрядчики) и низшими кастами (обычно бесправные издольщики и сельскохозяйственные рабочие) с момента обретения независимости.Постепенное расширение прав и возможностей этих низших классов вызвало кровавую реакцию со стороны банд (сена), окружающих преступников из высшей касты. Вездесущие репрессии и возмездие усилились во второй половине 1990-х годов, когда все население ряда деревень было уничтожено в результате вспышек насилия наксалитов и сена. От Суба Чандрана и Алока Кумара Гупты, Индия: Кастовое насилие и класс в Бихаре: Ранвир Сена. Европейская платформа для предотвращения и преобразования конфликтов, 01.01.2002.

    — Доступно по адресу: http://www.conflictprevention.net/dev

    Действительно, различные характеристики могут играть роль в определении социального статуса. К ним относятся, помимо прочего, раса, этническая принадлежность, пол, возраст, цвет кожи, экономический класс, каста, религиозная секта и региональная группировка человека. В стратифицированных социальных системах одна группа материально и / или политически доминирует над другой группой или группами. Какие характеристики считаются лучшими, зависит от норм и моды, преобладающих в определенное время и в конкретном месте.Люди склонны оценивать других в соответствии с определенным набором ценностей и ранжировать людей по этим оценкам. [4]

    Конфликты статуса

    Теория социального доминирования предполагает, что большинство форм группового конфликта и угнетения (например, расизм, этноцентризм, сексизм, национализм, классизм, регионализм) можно рассматривать как различные проявления одной и той же базовой человеческой предрасположенности к формированию групповых социальных иерархий. 20 конфликтов веков, возникшие, по крайней мере, отчасти из-за социального расслоения, включают Холокост, массовые убийства восточнотиморцев в конце 1990-х годов, террор красных кхмеров в конце 1970-х годов и массовые убийства тутси и хуту в Руанде в конце 1990-х годов.Во всех этих ситуациях насилия на работе существовали отношения господства и подчинения. Различные группы изо всех сил пытались сохранить или повысить свой социальный статус. [5]

    По иронии судьбы, системы стратификации использовались некоторыми обществами, чтобы попытаться уменьшить явный конфликт по поводу распределения ценных товаров и услуг в обществе. Какое-то время такое распределение наград не может быть оспорено, и власть тех, кто наверху, не будет оспариваться. Но со временем конфликт интересов вполне может всплыть на поверхность.В то время как те, кто находится наверху социальной иерархии, как правило, получают то, что хотят, те, кто находится внизу, имеют меньший доступ к материальным наградам, свободе, признанию, услугам от других и т. Д. [6]

    Кроме того, как только группа получает доминирование, она монополизирует ресурсы в попытке сохранить и увековечить свой привилегированный статус. Поскольку способность достигать своих целей глубоко связана с социальным статусом человека, люди с меньшим статусом могут посчитать в своих интересах бросить вызов статус-кво, отводящему им низкое положение.Особенно в тех случаях, когда не хватает ресурсов для обхода, партии могут вступить в интенсивную конкуренцию за положение, имеющее социальный статус и привилегии.

    MBI MOOS Logo

    Дебора Колб предполагает, что неравенство сил часто мешает женщинам быть эффективными переговорщиками.

    Эта борьба за социальный статус часто связана не только с тем, кто что получает. Статусные конфликты также имеют тенденцию включать субъективные оценки «добродетели» или «социальной значимости» человека или группы.«Например, конфликты идентичности, как правило, связаны с проблемами, связанными с распределением ограниченных ресурсов, а также с борьбой за социальный статус и привилегии. Во многих случаях группы считают, что они заслуживают более высокого статуса в силу своего предполагаемого морального превосходства. Многие теоретики указывают на то, что люди обладают инстинктом самосохранения, который мотивирует их бороться за место в социальных отношениях и обеспечивать учет своих идей и мнений. [7] Те, кто занимает более низкое положение в социальной иерархии, могут ощущать свой социальный статус как форма несправедливости или дискриминации, с которой они должны бороться.Таким образом, во многих конфликтах за господство стороны борются за большее пространство для своих ценностей.

    Поскольку никто не хочет находиться внизу социальной иерархии и немногие готовы делить верхнюю часть, такие конфликты, как правило, очень трудно разрешить. Неизменно люди внизу хотят изменить отношения, в то время как люди наверху хотят сохранить их. Это приводит к тому, что люди хотят доминировать над другими и соревноваться с другими за положение. В результате стороны чувствуют угрозу и чувствуют необходимость отомстить, чтобы защитить себя.По мере продолжения борьбы конфликт имеет тенденцию к эскалации и может даже стать насильственным, как показывают приведенные ранее примеры геноцида. Если руководители высшего звена не захотят поделиться своим высшим положением со всеми остальными (что лишит многих преимуществ нахождения на высшем уровне), конфликт, скорее всего, будет продолжаться. Более того, даже если те, кто внизу, смогут переломить ситуацию и стать группой лидеров, вероятно возникнет новый конфликт, поскольку те, кто сейчас внизу, начнут свои попытки подняться на вершину.Таким образом, сама социальная система не изменяется, поскольку люди борются за социальный статус. Меняются только роли людей.

    Тесная тема — притеснение. У BI есть серия из семи статей о притеснении, подготовленных экспертом по этой теме Мортоном Дойч.

    MBI MOOS Logo Текущие последствия

    Социальный статус и конфликты за власть лежат в основе нынешнего политического конфликта в Соединенных Штатах. Хотя есть много объяснений удивительных результатов выборов осенью 2016 года, большинство людей согласны с тем, что большую часть этой истории вызвал гнев белых избирателей с низким доходом и без высшего образования.Эту группу раздражали презрение и недостаток внимания, которым они подвергались со стороны левых политических сил, что нашло свое отражение в том, что Хиллари Клинтон назвала их «достойными сожаления». Следовательно, они активно голосовали за Дональда Трампа и по-прежнему в основном поддерживали его в мае 2017 года, даже после того, как его политика явно вредит их интересам.

    К сожалению, даже после ноября 2016 года, когда Демократическая партия потеряла не только пост президента, но и обе палаты Конгресса, многие партийные лидеры по-прежнему считают белых из низшего сословия неполноценными людьми, не заслуживающими уважения или поддержки.Верно и обратное: сторонники Трампа и консерваторы в целом считают либералов наивными, идеалистическими и эгоистичными людьми, мало уважающими американские ценности, как они их видят. Следовательно, они тоже относятся к либералам с глубоким неуважением. В результате разрыв между сторонами продолжает увеличиваться, а не уменьшаться, и статусные конфликты остаются в центре большей части этого недовольства.

    Хайди Берджесс, 5 июня 2017 г.

    Вернуться к началу эссе

    Каталожные номера:


    [1] Гарольд Кербо, Социальное расслоение и неравенство: классовый конфликт в Соединенных Штатах, , (Нью-Йорк: McGraw-Hill Book Co., 1983), 113.

    [2] Луи Крисберг, Конструктивные конфликты: от эскалации к разрешению, 2, и издание , (Oxford: Rowman and Littlefield Publishers, 2003), 15.

    [3] Пэт Патфорт, Искоренение насилия, создание ненасилия: от ненасильственного воспитания к ненасильственному обществу, (Фрипорт, Мэн: Cobblesmith, 1995), 20.

    [4] Кербо, 113.

    [5] Для получения дополнительной информации о теории социального доминирования см. Джим Сиданеус и Фелисия Пратто, Социальное доминирование: межгрупповая теория социальной иерархии и угнетения, (Кембридж: Cambridge University Press, 1999).

    [6] Кербо, 150.

    [7] Патфорт, 24.

    Информация об изображении в социальных сетях: круговая диаграмма социального статуса, полученная по адресу: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/12/Social_Status_in_Great_Henny%2C_1831.png. Авторство: Vision of Britain [CC BY-SA 4.0 (http://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0)], через Wikimedia Commons.


    Используйте следующее для цитирования этой статьи:
    Maiese, Michelle. «Социальный статус.» Неукротимый .Ред. Гай Берджесс и Хайди Берджесс. Консорциум информации о конфликтах, Университет Колорадо, Боулдер. Опубликовано: сентябрь 2004 г. .


    ,Статус

    , роли и социальное взаимодействие — бесплатное видеообзор MCAT

    00:00

    Итак, позвольте мне задать вам вопрос.

    00:03

    Какой у вас статус? Какова твоя роль?
    К каким группам вы относитесь?

    Это несколько элементов, которые
    влиять на социальное взаимодействие, верно.00:12

    Давайте рассмотрим некоторые из этих компонентов.

    00:14

    О чем мы говорим, когда говорим о статусе?

    Это термин, в котором я уверен
    вы слышали раньше, верно.00:19

    Так что мы подразумеваем?

    Ну, в широком слухе социологии
    у нас есть общество, верно.

    00:25

    Общество. Мы принадлежим к обществу, но внутри
    это общество какой у вас статус?

    Итак, каково ваше место в этой социальной лестнице?

    Есть много разных вещей, которые будут влиять на
    что и есть разные состояния или статусы.00:41

    Итак, первое — если вы равны.

    00:43

    И знайте, что это не моя фотография, когда я был молод.

    00:45

    Хорошо, так же, как и те, что вы сидите
    в комнате.Пусть говорят в классе,

    ты учишься в начальной школе и все дети вокруг тебя.

    00:52

    По сути по социальной лестнице вы все одинаковы.

    00:56

    Вы все, 8-9 лет, учитесь во 2 классе,
    ходить в школу.1:00

    Допустим, у вас есть группа друзей, ваш круг друзей.

    1:04

    Вообще говоря, вы все считаете
    сами сверстники. У тебя есть сосед по комнате.

    1:09

    Если ваш сосед по комнате не похож на Майкла Джордана, вы в значительной степени
    считал бы себя равным со всеми.1:16

    Теперь вас будут считать низшими относительно говоря

    если у вас более низкий статус среди окружающих.

    1:23

    Допустим, вы студент, и вы ссылаетесь
    себя или своего учителя.1:27

    Ваш учитель в этом сценарии будет иметь
    статус выше, чем у вас.

    1:31

    Или у вас был бы более низкий статус, чем у вашего учителя.

    1:36

    Обратной стороной является то, что вы занимаетесь
    тот, кто имеет более высокий статус.1:41

    Так допустим генеральный директор компании.

    1:43

    Или в этом сценарии этот пример, который у нас есть,
    у нас есть сержант-инструктор и один из курсантов.

    1:50

    Он определенно будет иметь более высокий статус.Он тот, кто делает отжимания правильно.

    1:54

    Итак, вот три примера и три относительных состояния
    что вы можете быть с точки зрения статуса.

    1:59

    А теперь давайте посмотрим на типы статуса.

    2:02

    Теперь есть удивительный вариант
    быть приписанным статусу.2:07

    Это когда тебе дает назначенное обществом
    независимо от собственных усилий людей.

    2:12

    У нас есть пример принца Уильяма.

    2:16

    Принц Уильям не хотел быть
    следующий в очереди на трон.2:22

    Он родился в семье. Так он был
    приписал этот уровень статуса.

    2:26

    Автоматически он королевская особа, верно.

    2:29

    Второй будет достигнут, если вы
    например очень много работать

    подготовиться к экзамену MCAT, чтобы правильно сдать экзамен.2:36

    И однажды, надеюсь, ты будешь
    всемирно известный врач.

    2:39

    Это будет ты достигнешь
    этот уровень статуса, хорошо.

    2:42

    А теперь давайте посмотрим, в чем ваша роль?

    И какие разные концепции внутри
    типы ролей, которые вы можете иметь.2:54

    Социальные роли — это ожидания людей
    данного социального статуса.

    2:59

    Если я скажу, что вы королевская особа, то наверняка
    ожидания, которые приходят с этим.

    3:05

    У вас есть определенная социальная роль.3:07

    Тебе не обязательно ходить в паб каждую ночь
    и напиться и хорошо провести время,

    и пообщаться, и попытаться подобрать молодых мужчин или женщин.

    3:16

    Вместо этого ожидается, что вы будете филантропом,
    социальный посол доброй воли

    и иди делать все это.Это ваша роль в обществе.

    3:27

    Итак, три концепции в рамках социальных ролей
    включает первое бытие, ролевой конфликт.

    3:33

    Это когда общество приписало роль
    но есть некоторый конфликт.3:39

    Например, когда вам назначили роль
    говорят самец, который хочет быть медсестрой.

    3:47

    Так что в обществе иногда бывает небольшой конфликт
    с этим. Есть небольшие конфликты ролей.3:50

    Это определяется как конфликт ожиданий общества.
    для нескольких статусов одного и того же лица.

    3:56

    Теперь я знаю, каким должен быть мужчина.

    4:00

    И у меня есть некоторые общественные ожидания того, что
    как обычно выглядит медсестра.4:04

    Итак, если бы я попросил вас нарисовать медсестру
    или выберите изображение медсестры

    большинство из нас, вероятно, сделали бы такой вид
    гендерных ролей предполагают, что его

    женщина и я думаю здесь белый наряд
    в чепце медсестры — это медсестра.4:19

    Теперь, внезапно, если я покажу вам картинку
    и это медсестра со стетоскопом

    и он там в своих голубых халатах,

    внезапно: «О да. Я думаю,
    это правильно. Это тоже мог быть мужчина.

    но иногда в обществе возникают конфликты
    да и мужчины не должны быть медсестрами.4:33

    Или женщина не должна быть хоккеисткой.
    Итак, список можно продолжать и продолжать, верно.

    4:39

    Итак, теперь мы приписываем особую роль.
    И когда вы отклоняетесь от этого, возникает ролевой конфликт.4:45

    Затем есть ролевые штаммы или единый статус
    приводит к противоречивым ожиданиям.

    4:51

    То, что я хочу сказать здесь геям.

    4:53

    Скажем так, ваша сексуальная ориентация
    вы гей или гомосексуалист.4:58

    Так есть ли определенная доля веселья?
    что вам нужно выразить?

    Я не хочу быть слишком геем, но
    Я не хочу быть недостаточно геем.

    5:07

    Опять же, в этом есть ожидание
    там в социуме выложено.5:12

    И вы чувствуете, что это ролевое напряжение. Вы, как личность,
    чувствую себя хорошо, мне нужно соответствовать чьим-то ожиданиям.

    5:18

    Но я не хочу быть ни тем, ни другим.
    Я не хочу быть недостаточно геем.5:21

    Я не хочу быть слишком геем. И это
    применим ко всему правильно.

    5:24

    Я просто выделил это, потому что я думаю,
    это тот, в ком можно понять смысл.

    5:29

    Ролевой выход — это когда вы на самом деле пытаетесь
    отключиться или перейти от одного или другого.5:35

    И вот пример, когда вы,
    наш ученик средней школы

    и вы переходите на Экологический университет.

    5:42

    Или вы на работе или в рабочей силе
    и теперь вы вступили в мир пенсии.5:48

    Итак, это ваша захватывающая роль, которая у вас есть
    возможно, на длительный период времени.

    5:53

    И у общества есть определенные роли и
    границы и ожидания.

    5:56

    И теперь вы двигаетесь по другому пути.

    ,

    Социальные группы

    • Мои предпочтения
    • Мой список чтения

    • Литературные заметки

    • Подготовка к тесту

    • Учебные пособия

    !

    • Дом
    • Учебные пособия
    • Социология
    • Социальные группы

    Все предметы

    • Социологическая перспектива

      • Социология в Америке
      • Три основных перспективы в социологии
      • Дополнительные перспективы в социологии
      • Комплексная перспектива в социологии
      • Вывод с помощью социологического воображения
      • Социология и здравый смысл
      • Основоположники социологии
    • Социологические методы исследования

      • Научный метод социологии
      • Основные концепции социологических исследований
      • Социологические исследования: разработки, методы
      • Этика в социологических исследованиях
      • Оценка социологических исследований
      • Социология как наука
    • Культура и общества

      • Cultur

    .

    Типы социальных слоев населения

    • Мои предпочтения
    • Мой список чтения

    • Литературные заметки

    • Подготовка к тесту

    • Учебные пособия

    !

    • Дом
    • Учебные пособия
    • Социология
    • Типы социальных классов людей

    Все предметы

    • Социологическая перспектива

      • Социология в Америке
      • Три основных перспективы в социологии
      • Дополнительные перспективы в социологии
      • Комплексная перспектива в социологии
      • Вывод с помощью социологического воображения
      • Социология и здравый смысл
      • Основоположники социологии
    • Социологические методы исследования

      • Научный метод социологии
      • Основные концепции социологических исследований
      • Социологические исследования: разработки, методы
      • Этика в социологических исследованиях
      • Оценка социологических исследований
      • Социология как наука
    • Культура и общества

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.