Понятие девиантного поведения в социологии: Девиантное поведение в социологии
Девиантное поведение в социологии
Понятие девиантное поведение
Замечание 1
Проблема девиантного поведения находится в центре внимания с начала возникновения социологии.
Девиантное поведение представляет собой поведение, которое отличается от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся норм в конкретных сообществах в определённый период их развития. Негативное девиантное поведение может привести к использованию обществом определённых формальных и неформальных санкций, таких как изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя и многое другое.
Помимо этого оно означает:
- Действия человека либо поступки, которые не соответствуют нормам, фактически сложившимся либо официально установленным в данном обществе;
- Социальные явление, которые выражены в массовых формах человеческой деятельности, а также которые не соответствует фактически сложившимся либо официально установленным нормам в данном обществе.
Первое значение девиантного поведение является предметом педагогики, психологии, психиатрии.
Во втором значении оно будет предметом социальной психологии или социологии. Важно отметить, что данное разграничение является относительным.
Готовые работы на аналогичную тему
Такое понятие как норма является исходным для понимания отклонений. Социальная норма представляет собой исторически сложившийся в определенном обществе предел дозволенного поведения. Социальные нормы являются результатом адекватного или искаженного отражения в поступках и сознании людей.
Причины девиантного поведения
В каждом обществе существую люди, которые нарушают существующие в данном обществе нормы. Будь то правовые, моральные, либо эстетические.
Девиантное поведение считается общественным поведением. Оно отличается по своим мотивам и результатам от принятых в данном обществе нормативным стандартам. Другими словами, девиантное поведение имеет девиантную мотивацию.
Социологи неустанно стремятся объяснить причины и природу девиантного поведения. На сегодняшний день сложились определенные подходы, объясняющие причины девиантного поведения в обществе.
В конце XIX века появляется теория итальянского врача Ламброзо. Он говорит о том, что предпосылки девиантного поведения заложены генетически. Им вводиться такое понятие как «Криминальный тип». Он считает, что именно он есть результат деградации людей на самых ранних периодах развития.
Существуют определенные внешние признаки, по которым можно определить девиантного человека. К ним относятся выступающая нижняя челюсть, пониженная чувствительность к боли и т. п.
По мнению известного американскго врача и психолога Уильяма Х. Шелдона, важным является строения тела. У людей определённое строение тела означает наличие определенных личностных черт. Им были выделены основные типы людей: эндоморфы, мезоморфы, эктоморфы.
Данные подходы получили название биологических.
Помимо биологического подхода, существует психологический подход. Он часто применяется к анализу криминального поведения.
Данный подход предложили теорию, в которой девиантные поступки связаны с психическими отклонениями.
Замечание 2
З.Фрейд вводит такое понятие как «преступники с чувством вины». Это люди, которые хотят, чтобы их поймали, а затем наказали. Вызвано это чувством вины из-за своего стремления к разрушению. По их мнению, тюремное заключение, каким то образом поможет преодолеть данное влечение.
Если биологические и психологические объяснения девиации связаны в основном с анализом природы девиантной личности, то социологическое объяснение берет в основу культурные и социальные фактор.
Социология девиантного поведения
Девиантное поведение: что это?
С одной стороны, в современной науке под девиантным поведением следует понимать действие человека или его поступок, который не соответствует общепринятым и официально установленным нормам и правилам поведения, которые сложились в обществе сегодня. С другой же стороны, девиантное поведение – это особое социальное явление, которое сложилось в конкретном обществе и выражается в массовых формах человеческой деятельности. Опять же, здесь стоит также сделать акцент на том, что поведение не соответствует официально установленным нормам.
Наряду с понятием «девиантное поведение» в науке рассматривают понятие «социальный контроль». Под социальным контролем следует понимать механизм регуляции социального поведения, который осуществляется посредством особых средств и методов социального воздействия на отдельного человека или более широкие социальные общности. Также очень важная социальная практика использования механизмов контроля, поскольку одни механизмы могут быть приемлемы в одном обществе, но при этом противоречат укладу жизни другого общества.
Готовые работы на аналогичную тему
Определение 1
Таким образом, под девиантным поведением следует понимать поступок человека, который не соответствует официальным общепринятым нормам и правилам поведения. Также оно выступает в качестве особого социального явления, которое выражается в массовых формах человеческой деятельности, которая также не соответствует официально установленным и сложившимся в конкретном сообществе нормам поведения.
При этом отклонения от социальных норм могут быть двух типов:
- Позитивные отклонения – они преимущественно направлены на то, чтобы преодолеть и устранить уже устаревшие формы и стандарты и качественно изменить социальную систему в соответствии с современными требованиями;
- Негативные отклонения – выступают в качестве дисфункциональных. Они дезорганизуют социальную систему, ведут к ее постепенному или скорому разрушению. При этом оно не предлагает никаких адекватных альтернатив, поэтому общество разрушается под воздействием девиаций со стороны отдельных личностей.
По своей сути, девиантное поведение – это всегда выбор. Если цели человека несоизмеримы с его реальными возможностями, то он пользуется абсолютно любыми средствами, чтобы достигнуть желаемого результата. Некоторые индивиды, в погоне за успехом и властью выбирают способы и средства, которые противоречат социальным нормам. Также они в открытую могут протестовать, идти против социально установленных норм и правил поведения. Такие проявления девиаций характерны для революционеров, террористов, религиозных экстремистов и иным группам людей, которые борются с общественными установками внутри социума, в котором сами же и существуют.
Ключевые аспекты социологии девиантного поведения
Девиантное поведение – это явление весьма относительное. В основном, оно соизмеряется с теми культурными нормами в рамках группы, в которой оно проявляется. Например, для преступника является нормой вымогательство, криминальное поведение, когда как большая часть населения социальной общности считает такое поведение неприемлемым.
В современной социологии одной из признанных является типология девиантного поведения, которая была разработана известным исследователем Робертом Мертоном. Она основывается на представлении о девиации и девиантном поведении как о разрыве, образующемся между культурными целями человека и социально одобряемыми способами по их достижению.
В соответствии с таким определением Роберт Мертон выделил несколько типов девиации, которые актуальны в современной социологии девиантного поведения:
- Инновация – данный тип девиантного поведения предполагает согласие с общеустановленными целями общества, но при этом отрицание общепринятых способов по их достижению. К таким инноваторам чаще всего относятся шантажисты, люди, создающие популярные в свое время «финансовые пирамиды», а также великие ученые, которые разрабатывают свою собственную методологию исследования;
- Ритуализм – второй тип девиантного поведения, напрямую связанный с отрицанием общепринятых целей, а также преувеличением значения способов по их достижению. К такому типу следует отнести бюрократов, которые требуют тщательного заполнения каждого документа, пристально следит за правильностью и корректностью данных. При этом он забывает о самом главном – о цели, которую важно достичь. Так, весь акцент переносится на тщательность механизма, который может быть значительно упрощен, но человек не позволяет этого сделать из собственных убеждений;
- Ретретизм – иными словами его также называют бегством от действительности. Данный тип девиантного поведения выражается в отказе от социально значимых и социально одобренных целей, а также в отказе от традиционных способов их достижения. Данному типу девиантного поведения подвержены наркоманы, лица без определенного места жительства, алкоголики;
- Бунт – в этом случае происходит полное отрицание и целей, и способов их достижения. Бунтари стремятся заменить их на совершенно новые. К таким людям относятся революционеры, которые стремятся полностью перевернуться устоявшиеся общественные отношение.
Таким образом, социология девиантного поведения занимает достаточно прочное место в структуре социологических знаний. Это специальная социологическая теория, которая была представлена в рамках 29-го Исследовательского комитета в составе Международной социологической ассоциации.
В рамках социологии девиантного поведения исследуются такие явления, как самоубийство, алкогольные проблемы, проституция, гомосексуализм, преступность.
Замечание 1
На основе исследований по социальной роли девиантного поведения актуализировалась также тема, которая касается социального контроля. Оба эти явления неразрывно связаны друг с другом, хотя социальный контроль, как отмечают сами исследователи (например, Я.И. Гилинский) имеет гораздо более широкое, общесоциологическое значение.
50. Понятие и типы девиантного поведения. Общая социология
50. Понятие и типы девиантного поведения
Социализация нацелена на развитие конформного человека, т. е. того, который бы выполнял общественные стандарты, соответствовал социальным стандартам. Отклонение от них называется девиацией. Таким образом, девиантное поведение определяется соответствием социальным нормам.
Социальная норма – это не обязательно реальное поведение, а нормативное поведение – это не просто наиболее часто встречающийся образец. Поскольку это понятие относится главным образом к социальным экспектациям (ожиданиям) «правильного» или «надлежащего» поведения, нормы подразумевают наличие какой-то законности, несут в себе оттенок согласия и предписания, т. е. требования выполнить что-либо или, напротив, запрет, налагаемый на какое-то действие.
Девиантное поведение не всегда носит негативный характер, оно может быть связано со стремлением личности к чему-то новому, прогрессивному. Поэтому социология изучает не любые отклонения от норм, а те, которые вызывают общественное беспокойство. Под девиацией понимается отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение и др. К ней традиционно относят: преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, суицид и другие.
Девиантное, т. е. отклоняющееся от норм, поведение охватывает огромный спектр человеческих поступков. В зависимости от амплитуды отклонения, а также от характера нарушаемых норм можно выделить три его степени:
1) незначительные отступления от норм морали и этикета называет собственно девиант-ным;
2) нарушения норм права, но не столь значительные, чтобы за них наступала уголовная ответственность, называются в социологии делинквентным поведением. Понятие «делинквентное поведение» охватывает довольно широкий спектр нарушений правовых и социальных норм. А в криминологии он определяется как типично молодежное (юношеское) правонарушение, что указывает на довольно высокий уровень подлежащих судебному или административному преследованию правонарушений, совершаемых молодыми людьми в возрасте между двенадцатью и двадцатью годами;
3) серьезные нарушения норм уголовного права, именуемые преступлениями, можно было бы назвать криминальным поведением.
Девиантные исследования довольно часто включают в себя большое разнообразие типов поведения: от злоупотребления наркотиками до футбольного хулиганства и даже занятий колдовством и магией, как поведения, на которое наклеен ярлык девиантного и даже де-линквентного. Социология девиации, таким образом, берет в качестве объекта изучения более широкие, более неоднородные категории поведения, нежели традиционная криминология.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Социология девиантного поведения
Когда человек нарушает существующие в обществе нормы, правила, законы, то его поведение в зависимости от характера нарушения называется девиантным, отклоняющимся, криминальным, уголовным и т. п. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство. Девиантное поведение относительно. То, что для одного человека или сообщества людей является отклонением, то для другого может быть привычкой.
Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение – это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем. Отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества.
Роберт Мертон (1910–2003) считает единственным типом недевиантного поведения конформность – согласие с целями и средствами их достижения. Он выделяет четыре возможных типа девиации:
- инновация – предполагает согласие с целями общества и отрицание общепринятых способов их достижения. К «инноваторам» относятся проститутки, шантажисты, создатели «финансовых пирамид». Но к ним можно отнести и великих ученых;
- ритуализм – связан с отрицанием целей данного общества и абсурдным преувеличением значения способов их достижения. Так, бюрократ требует, чтобы каждый документ был тщательно заполнен, дважды проверен, подшит в четырех экземплярах. Но при этом забывается цель – а для чего все это?
- ретретизм (или бегство от действительности) выражается в отказе и от социально одобренных целей, и от способов их достижения. К ретретистам относятся алкоголики, наркоманы, бомжи, и т. п.
- бунт – отрицает и цели и способы, но стремится к их замене на новые. Например, большевики стремились к уничтожению капитализма, частной собственности и замене их социализмом и общественной собственностью на средства производства.
Концепция Мертона важна прежде всего потому, что она рассматривает конформность и девиацию как две чаши одних весов, а не как отдельные категории.
В процессе наделения индивидуума клеймом «девианта» можно выделить первичную и вторичную стадии. Первичная девиация – начальное действие правонарушения. Оно даже не всегда замечается обществом, особенно если нарушаются нормы-ожидания (скажем, за обедом употребляется не ложка, а вилка). Вторичная девиация – процесс, в ходе которого после акта первичной девиации человек, под влиянием общественной реакции, принимает девиантную идентичность, то есть перестраивается как личность с позиций той группы, к которой его причислили. Социолог И. М. Шур назвал процесс «вживания» в образ девианта ролевым поглощением.
В рамках своей концепции Мертон отталкивается от того, что девиация возникает в результате аномии, разрыва между культурными целями и социально одобряемыми способами их достижения. Понятие аномии в науку ввел основоположник социологии девиантного поведения Эмиль Дюркгейм (1858–1917).
Под аномией Дюркгейм понимал состояние общества, когда отсутствует четкая непротиворечивая регуляция поведения индивидов, образуется нормативный вакуум, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились. Главное для Дюркгейма в общественной жизни – социальная солидарность, и всяческие отклонения от нее он считает проявлением социальной дезорганизации. Дюркгейм подчеркивал необходимость именно социологического подхода к проявлениям социальной патологии как социально детерминированным явлениям.
Состояние аномии способствует усугублению различных форм девиантного поведения. Вообще же общество без социальной патологии невозможно. Дюркгейм считает, что преступность – нормальное явление потому, что общество без преступности невозможно.
Толкотт Парсонс объяснял аномию, а следовательно, и возникновение девиантных мотиваций невыполнением ожиданий. Поведение индивида может не соответствовать ожиданиям окружающих, равно как и окружение не всегда совпадает с ожиданиями индивида. В результате возникает напряжение как психологическое состояние личности (фрустрация) и напряженность в отношениях с другими людьми. Реакция индивида на фрустрирующие факторы бывает приспособленческой либо отчужденной, активной либо пассивной.
Теории девиантного поведения
Самыми первыми теориями девиантного поведения были биологические теории. В их основе лежало предположение, что некоторые люди плохи от рождения, имеют врожденные личностные изъяны, которые обусловливают их антиобщественное поведение.
Итальянский психолог Чезаре Ломброзо (1835–1909) предложил теорию врожденного преступника. Он был убежден, что вследствие генетических особенностей врожденные преступники не могут обуздать свои инстинкты. Исправить этих людей практически невозможно.
Американский врач Уильям Шелдон (1898–1977) подчеркивал важность изучения строения тела человека для прогнозирования его поведения, поскольку определенное строение тела означает определенные личностные качества.
В основе психоаналитических теорий лежит изучение конфликтов, происходящих в сознании личности. Согласно теории Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится область бессознательного – это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природное, первобытное. Человек способен защититься от собственного природного «беззаконного» состояния путем формирования собственного Я, а также так называемого сверх-Я, определяемого исключительно культурой общества. Однако может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты между Я и бесознательным, а также между сверх-Я и бессознательным разрушают защиту и наружу прорывается наше внутреннее, не знающее культуры содержание. В этом случае может произойти отклонение от культурных норм, выработанных социальным окружением индивида.
В соответствии с социологическими, или культурными, теориями индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности. Когда процессы социализации успешны, индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры частью его сознания. Он воспринимает нормы культуры таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени. Ошибки индивида редки, и всем окружающим известно, что они не являются его обычным поведением.
Интеракционистское направление в рамках социологического подхода представляют Танненбаум, Беккер, Лемерт, Гофман, Хофнагель и др. Они объясняют девиантное поведение негативной социальной реакцией, стигматизацией (клеймением), «наклеиванием ярлыков» на лиц, чье поведение отклоняется от норм.
Конфликтологический подход к проблеме девиации представлен «радикальными криминологами». Они отвергают все теории преступности, трактующие девиацию как нарушение общепринятых законов. Некоторые конфликтологи утверждают, что законы и деятельность правоохранительных органов – это орудие, которое правящие классы используют против тех, кто лишен власти. Отсюда следует, что «радикальная криминология» не интересуется, почему люди нарушают законы, а занимается анализом сущности самой законодательной системы.
Основные формы девиантного поведения
Самоубийства. Одной из главных причин, влияющих на самоубийство, Владимир Бехтерев называл систему образования, которая развивает в школьниках пессимизм, неврастению, попирает «лучшие общественные и человеческие идеалы». Российские исследователи обращали большое внимание на дефекты нравственного развития личности в генезисе суицидального поведения, связывали эпидемии самоубийств с кризисом нравственности и утратой смысла жизни. Они же обращали внимание на необходимость общественных усилий для предупреждения суицидального поведения.
Проституция. Исследования по истории проституции, ставшие классическими, были предприняты такими авторами, как Блох, Дубошинский, Тарновский, Обозненко, Клевцов и др. В результате опросов были получены сведения о мотивах занятия проституцией, возрасте первых половых контактов проституток, заболеваемости среди них, а также о коррумпированности полицейских чинов, закрывающих глаза на всевозможные нарушения нормативной регламентации занятия проституцией и содержания публичных домов.
Гомосексуализм. Хотя природа гомосексуальной ориентации до сих пор остается предметом дискуссий, гомосексуализм традиционно рассматривается и как вид девиантного поведения. Очевидно, что хотя бы ситуационный гомосексуализм (в местах лишения свободы, в закрытых учебных заведениях, в армии и на флоте) не безразличен к социальным факторам. Тарновский предложил различать гомосексуализм врожденный и приобретенный в результате внешних влияний.
Наркотизм. Первые отечественные исследования наркотизма относятся к концу XIX (Моравицкий) и началу XX в. (Левитов, Сикорский). Моравицкий делит потребителей наркотиков на привычных и случайных. Тесную связь наркотизации населения с социально-бытовыми условиями подчеркивает Шоломович.
Преступность всегда считалась самым опасным видом «социальной патологии». Российские исследователи в начале XX века пришли к мнению, что причины преступления коренятся не только в личности преступника, но и в обществе, поэтому нельзя считать преступление исключительно актом «свободной воли» преступника (постулат классической школы уголовного права), рассчитывать на наказание как единственное или главное средство контроля над преступностью. По классификации Жижиленко, криминогенные факторы находятся в окружающей природе, в индивидуальных особенностях личности, в условиях социальной среды. Другое направление криминологической мысли начала прошлого века – клиническое, сосредоточивавшее внимание на индивидуальных, личностных факторах преступности (Браиловский, Бруханский, Познышев). В те годы было проведено много прикладных, эмпирических исследований с использованием разнообразных методов. В результате были созданы «портреты» детоубийц (Гернет), насильников (Бруханский), хулиганов и поджигателей (Сегалов) и др.
Становление отечественной социологии девиантного поведения приходится на конец 70-х – начало 80-х гг. прошлого века, когда сложилось несколько исследовательских центров девиантного поведения: при Ленинградском государственном университете на базе Института социологических исследований АН СССР и т. д. В рамках социологии девиантного поведения начинают формироваться относительно самостоятельные научные направления: социальный контроль и социальная работа, военная девиантология.
Социологические объяснения девиантного поведения
Понятие девиантное поведение
Определение 1
Девиантное поведение представляет собой поведение, которое отличается от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся норм в конкретных сообществах в определённый период их развития. Негативное девиантное поведение может привести к использованию обществом определённых формальных и неформальных санкций, таких как изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя и многое другое.
Помимо этого оно означает:
- Действия человека либо поступки, которые не соответствуют нормам, фактически сложившимся либо официально установленным в данном обществе;
- Социальные явление, которые выражены в массовых формах человеческой деятельности, а также которые не соответствует фактически сложившимся либо официально установленным нормам в данном обществе.
Первое значение девиантного поведение является предметом педагогики, психологии, психиатрии.
Во втором значении оно будет предметом социальной психологии или социологии. Важно отметить, что данное разграничение является относительным.
Готовые работы на аналогичную тему
Такое понятие как норма является исходным для понимания отклонений. Социальная норма представляет собой исторически сложившийся в определенном обществе предел дозволенного поведения. Социальные нормы являются результатом адекватного или искаженного отражения в поступках и сознании людей.
Причины девиантного поведения
В каждом обществе существуют люди, которые нарушают существующие в данном обществе нормы. Будь то правовые, моральные, либо эстетические.
Социологи неустанно стремятся объяснить причины и природу девиантного поведения. На сегодняшний день сложились определенные подходы, объясняющие причины девиантного поведения в обществе.
В конце XIX века появляется теория итальянского врача Ламброзо. Он говорит о том, что предпосылки девиантного поведения заложены генетически. Им вводиться такое понятие как «Криминальный тип». Он считает, что именно он есть результат деградации людей на самых ранних периодах развития.
Существуют определенные внешние признаки, по которым можно определить девиантного человека. К ним относятся выступающая нижняя челюсть, пониженная чувствительность к боли и т. п.
По мнению известного американскго врача и психолога Уильяма Х. Шелдона, важным является строения тела. У людей определённое строение тела означает наличие определенных личностных черт. Им были выделены основные типы людей: эндоморфы, мезоморфы, эктоморфы.
Данные подходы получили название биологических.
Помимо биологического подхода, существует психологический подход. Он часто применяется к анализу криминального поведения.
Данный подход предложили теорию, в которой девиантные поступки связаны с психическими отклонениями.
Социологические объяснения девиантного поведения
Эмиль Дюркгейм один из первых кто предложил социологическое объяснение девиантного поведения. Оно было предложено в теории аномии. Он применял данную теорию в своём исследовании сущности самоубийства. Главной причиной самоубийств было, по его мнению явление, названное им аномия, которое в означает разрегулированность.
Замечание 1
В дальнейшем теорию аномии развил Р. Мертон. По его мнению, главной причиной девиции был разрыв между социально одобряемыми средствами достижения и культурными целями общества.
Он выделил пять видов поведения, четыре из которых относят к девиации:
- Конформность. Означает соответствие средствам осуществления и принятым в обществе целям;
- Инновация. Разделение социальных целей, одобренные обществом. Но выбор неодобряемые средства для их достижения;
- Ритуализм. Включает в себя отрицание целей, которые провозглашены обществом;
- Ретрицизм. Отказ от средств и целей, которые приняты обществом;
- Мятеж или бунт. Отрицание старых принятых средств и целей с заменой их новыми
Понятие девиантного поведения
Под девиантным (от лат. deviatio — отклонение)
поведением в современной социологии
подразумевается, с одной стороны,
поступок, действия человека, не
соответствующие официально установленным
или фактически сложившимся в данном
обществе нормам или стандартам, а с
другой — социальное явление, выраженное
в массовых формах человеческой
деятельности, не соответствующих
официально установленным или фактически
сложившимся в данном обществе нормам
или стандартам.
Исходным для понимания девиантного
поведения служит понятие социальной
нормы, которая понимается как предел,
мера допустимого (дозволенного или
обязательного) в поведении или деятельности
людей, обеспечивающие сохранение
социальной системы. Отклонения от
социальных норм могут быть:
позитивные, направленные на
преодоление устаревших норм или
стандартов и связанные с социальным
творчеством, способствующие качественным
изменениям социальной системы;негативные — дисфункциональные,
дезорганизующие социальную систему и
ведущие ее к разрушению, приводящие к
девиантному поведению.
Девиантное поведение — своего рода
социальный выбор: когда цели социального
поведения несоизмеримы с реальными
возможностями их достижения, индивиды
могут использовать иные средства, чтобы
добиться своих целей. Например, некоторые
индивиды в погоне за иллюзорным успехом,
богатством или властью выбирают социально
запрещенные средства, а иногда и
противозаконные и становятся либо
правонарушителями, либо преступниками.
Другим видом отклонения от норм является
открытое неповиновение и протест,
демонстративное неприятие принятых в
обществе ценностей и стандартов,
свойственные революционерам, террористам,
религиозным экстремистам и другим
подобным группам людей, активно борющихся
против общества, внутри которого
находятся.
Во всех этих случаях девиация выступает
результатом неспособности или нежелания
индивидов адаптироваться к обществу и
его требованиям, иначе говоря,
свидетельствует о полном или относительном
провале социализации.
Девиантное поведение разделяется на пять типов:
Делинкветное
Аддиктивное
Патохарактерологическое
Психопатологическое
На базе гиперспособностей
1) Делинкветное поведение- отклоняющееся
поведение в крайних своих проявлениях,
представляющее условно-наказуемое
деяние. Отличия делинкветного поведения
от криминального поведения коренятся
в тяжести правонарушений, это поведение
может проявляться в озорстве и желании
поразвлечься. Подросток «за компанию»
и из любопытства может бросать с балкона
тяжелые предметы в прохожих, получая
удовлетворение от точности попадания
в «жертву». Основой делинкветного
поведения является психический
инфантилизм.
2) Аддиктивный тип- это стремление к
уходу от реальности путем искусственного
изменения своего психического состояния
посредством приема некоторых веществ
или с постоянной фиксацией внимания на
определенных видах деятельности с целью
развития и поддержания интенсивных
эмоций. Жизнь видится им неинтересной
и однообразной. Их активность, переносимость
трудностей повседневной жизни снижена;
есть скрытый комплекс неполноценности,
зависимость, тревожность; стремление
говорить неправду; обвинять других.
3) Патохарактерологический тип девиантного
поведения понимается поведение,
обусловленное патологическими изменениями
характера сформировавшиеся в процессе
воспитания. К ним относятся так называемые
расстройства личности. У многих лиц
наблюдается завышенный уровень
притязаний, тенденции к доминированию
и властвованию, упрямство, обидчивость,
нетерпимость к противодействию,
склонность к самозвинчиванию и поиски
поводов для разрядки аффективного
поведения.
4) Психопатологический тип девиантного
поведения основывается на психологических
симптомах и синдромах, являющихся
проявлениями тех или иных психических
расстройств и заболеваний. Разновидностью
этого типа является саморазрушающее
поведение. Агрессия направляется на
себя, внутрь самого человека. Аутодеструкция
проявляется в виде суицидного поведения,
наркотизация, алкоголизации.
5) Основанный на гиперспособностях тип
девиантного поведения
Это особый тип отклоняющегося поведения
выходящий за рамки обычного, способности
человека значительно и существенно
превышает среднестатические способности
Девиация и норма. Понятие и виды девиантного поведения — Студопедия
Девиантное (отклоняющееся) поведение – это поведение, нарушающее социальные нормы определенного общества. Оно выражается в поступках, поведении (или бездействии) как отдельных индивидов, так и социальных групп, отступающих от установленных законодательно или сложившихся в конкретном социуме общепринятых норм, правил, принципов, образцов поведения, обычаев, традиций.
В историческом аспекте возникновение социологии девиантного поведения связывается с именем Э. Дюркгейма, предложившего концепцию аномии («безнормия»). По его мнению, аномия является следствием кризисов и резких общественных перемен и представляет собой такую ситуацию в обществе, которая характеризуется ослаблением или разрушением норм, противоречивостью правил, регулирующих социальные отношения. В результате этого индивиды теряют социальную ориентацию, что способствует развитию девиантного поведения. Так, в работе «Самоубийство» Дюркгейм отмечал, что в периоды социальных спадов и подъемов растет число самоубийств, показывая, что социальная дезорганизация является причиной девиантного поведения.
В социологии проблемы девиантного поведения рассматривались также в культурологических теориях, усматривающих причины социальных отклонений в конфликте между нормами субкультур и доминирующей культуры. Э. Саттерленд – автор теории дифференцированной связи, утверждал, что преступности обучаются, что преступная девиация является следствием многократного и продолжительного общения индивида с носителями девиантных норм поведения.
В отличие от криминологии, уголовного права и других правовых наук, рассматривающих отклоняющееся поведение в ракурсе нарушения норм права, социология использует более широкое определение девиации как отступления от общепринятых ценностей и норм. Она относит к девиантному поведению не только преступления и иные правонарушения, но и алкоголизм, пьянство, наркоманию, бродяжничество, тунеядство, детскую беспризорность, аморальное поведение и т.п.
Тем не менее, сложился стереотип, в соответствии с которым к девиантам – субъектам отклоняющегося поведения – относят людей, представляющих определенную опасность, некую угрозу стабильности и социальному порядку. Это не совсем так. Социальные отклонения могут проявляться в различных формах, в том числе и в форме преступности, наркомании, алкоголизма. Однако к девиантам с таким же успехом можно отнести политических радикалов, художников-новаторов, великих полководцев и государственных деятелей. Их поведение – тоже отклоняющееся.
Российский исследователь Я. Гилинский выделяет негативное отклоняющееся поведение, наносящее ущерб обществу и препятствующее социальному развитию, и позитивные отклонения – различные формы социального творчества.
Проблема заключается не просто в отклонении поведения от существующих норм, а в отношении общества к нему. В этом плане отклонение может быть социально одобряемым либо осуждаемым. Здесь необходимо привести еще одну интерпретацию девиантного поведения – девиантность определяется как соответствие (или несоответствие) действий социальным ожиданиям. В этом случае крайне сложно определить, что является девиацией, а что нет.
Девиантное поведение как социальное явление имеет определенные исторические корни, характеризуется устойчивостью и массовостью. Разнообразие социальных норм, действующих в обществе – религиозных, эстетических, политических, правовых и др. – влечет за собой разнообразие девиаций (социальных отклонений). Со временем как социальные нормы и правила, так и социальные отклонения претерпевают изменения. То, что ранее считалось девиантным, может превратиться в норму поведения и наоборот. Возникновение новых законов и правил влечет за собой и новые виды девиаций. Поэтому социальная оценка отклонений должна осуществляться с исторических позиций и носить конкретный характер.
Социальное отклонение может быть воплощено как в отдельном поступке личности, так и в череде поступков, характеризующих поведение индивида. Девиантный характер может также носить и деятельность социальных групп (к примеру, семьи), оказывая негативное влияние на взаимоотношения индивидов внутри и вне этих групп. В деятельности представителей коллективов и организаций девиантное поведение может проявляться в форме бюрократизма, местничества, взяточничества, отступления от правил добросовестной конкуренции, уклонения от уплаты налогов, а также других нарушений установленных правил и предъявляемых к ним правовых, организационных или нравственных требований.
Нарушение социальных норм имеет место и в сфере межгосударственных и внутригосударственных отношений, что ведет к увеличению широты распространения социальных отклонений и ужесточает социальные последствия девиантного поведения, выражающегося в актах агрессии, геноцида, терроризма, апартеида, рабства, разрушения или уничтожения культурных ценностей и т.п. Наиболее опасные виды девиантного поведения ряд авторов относит к разряду социальной патологии.
Отклонение (девиация) в сознании и поведении людей обычно созревает постепенно. Более того, в социологии есть понятие «первичная девиация», когда на определенные отклонения окружающие смотрят «сквозь пальцы», а человек, игнорирующие некие правила, не считает себя нарушителем. Такие отклонения граничат с незначительными проступками или безнравственными действия и до поры до времени могут не замечаться (прощаться, игнорироваться), как, например, употребление спиртных напитков со случайными людьми, приводящее к нарушению общественной морали.
Но есть второй уровень отклоняющегося поведения (вторичная девиация), когда окружающей социальной группой или официальными организациями человек открыто признается нарушителем норм морали или права, что всегда связано с определенной реакцией на его действия.
При рассмотрении отклоняющегося поведения важно различать индивидуальные и коллективные формы девиации. Если под первыми понимаются нарушения требований морали, то во втором случае девиантное поведение является отражением деятельности некой социальной группы – преступной шайки или изуверской секты, которые создают некое подобие своей «культуры» (субкультуры) и открыто конфронтируют с принятыми нормами.
Вместе с тем нельзя, как это следует из ряда исследований, всякое отклонение считать девиантным поведением. В таком случае все социальные группы и все люди будут попадать под данное определение, ибо нет в обществе ни одного человека и социальной группы, которые бы во всех ситуациях, во всех случаях жизни абсолютно соответствовали нормам и правилам.
2. Причины девиаций. Отклоняющееся поведение людей существует потому, что:
§ Во-первых, новая социальная система возникает не на пустом месте, а вырастает из ряда элементов прежней, разрушенной системы – идет ли речь о людях или об элементах производительных сил, духовной или материальной культуры.
§ Во-вторых, процесс развития новой социальной системы обычно неравномерен, а это порождает диспропорции в соотношении ее элементов и приводит к отставанию некоторых из них и тем или иным дефектам функционирования.
§ В-третьих, может наблюдаться неполная адаптация развивающейся системы к внешним и внутренним условиям его существования. говоря иными словами, социальное, культурное, или техническое развитие может не поспевать за вновь возникающими общественными, духовными или экономическими потребностями.
§ В-четвертых, нельзя сбрасывать со счетов случайные события. Все это в совокупности и служит конкретным источником негативных явлений.
Рассмотрим эти причины подробнее.
Отклоняющееся поведение опосредуется главным образом экономическими отношениями. Оно не находится в прямой зависимости от их состояния. Взаимосвязь более сложна и многопланова. Но о том, что она существует, говорит вся история существования общества.
Основное, что не следует упускать из виду, это существование различных форм социального неравенства. Те или иные формы неравенства существовали и будут существовать, причем зачастую они вызваны не объективно обусловленными причинами, а деформированными общественными отношениям. Источником отклоняющегося поведения в советский период были противоречия между квалифицированным и неквалифицированным, престижным и непрестижным трудом, создававшие предпосылку для противоречивых действий людей. Конечно, это не значит, что неквалифицированный труд влечет за собой отклонения.
В середине 90-х гг. XX века эти противоречия были вытеснены другими причинами, которые порождаются массовой безработицей. Именно безработица стала питательной средой для формирования групп с отклоняющимся поведением – бомжей, бродяг, наркоманов и преступников.
При анализе условий и причин отклонений нельзя не обращать внимания на противоречия интересов различных слоев и групп населения. Несвоевременное и неадекватное разрешение противоречий накладывает отпечаток на сознание и поведение людей. На почве пренебрежения общественными интересами произрастают разрыв между словом и делом, социальная апатия. Видя бесхозяйственность, безразличие руководства к материальным ценностям, люди начинают пассивно относиться ко всему, ищут пути облегчить свой труд за счет общества.
Источником отрицательных явлений становятся ошибки в управлении, нарушения законности, принципов демократии и справедливости.
Рассматривая социальные девиации, нельзя обойти и вопрос о социальной наследственности. С ней связано воспроизведение как позитивных, так и негативных сторон образа жизни людей. Механизм социальной наследственности не лишен противоречий. Одно из них заключается в том, что предметом преемственности становится не только нормальный, положительный, но и порочный жизненный опыт, который посредством социальной информации передается от поколения к поколению.
И, наконец, девиантное поведение связано с неадекватным отражением в сознании части людей процесса развития и функционирования общественных отношений. Во-первых, взгляды и настроения, сложившиеся на предыдущем этапе общественного развития, нередко вступают в противоречие с новыми условиями. Во-вторых, в ходе практической деятельности возникают или оживляются представления, которые односторонне трактуют смысл и направленность преобразований.
Анализ проявлений девиантного поведения предполагает выделение типологических групп, имеющих как общие черты, так и специфические особенности. Помимо вышеуказанных (деление на первичную и вторичную девиации, на индивидуальные и групповые формы), классификацию данного вида поведения можно осуществить по сферам жизнедеятельности людей. Иногда девиантное поведение типологизируют по другому основанию — противоправное (деликвентное) и аморальное, исходя из того, что нормы, стандарты и правила определяются двумя главными регуляторами жизни людей: нравственностью и правом. Конечно, граница между ними условна, тем не менее ею можно руководствоваться при изучении конкретных форм отклоняющегося поведения.
Рассмотренные типы отклоняющегося поведения свидетельствуют о том, что личность пытается противостоять аномии, вырабатывая определенные приспособительные реакции. Причем важно отметить, что ищет их не общество, а индивид. Задача современного развитого общества стоит в том, чтобы пойти ему навстречу, облегчить поиск взаимопонимания, создать благоприятные условия деятельности, которые снизили бы возможности социальных отклонений в поведении. Другими словами, встает проблема социального контроля.
3. Социальный контроль – это механизм саморегуляции системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного регулирования.
Данный термин был впервые введен в научный оборот Г. Тардом, который говорил о том, что контроль является средством возвращения правонарушителя к нормальной жизни. Находясь под влиянием идей Тарда, представители Чикагской социологической школы характеризовали социальный контроль как целенаправленное влияние общества на индивида в целях создания и обеспечения в обществе социального порядка.
Социальный контроль традиционно рассматривается как часть общего процесса социализации. Социализация способствует формированию нормативного поведения личности, соответствующего правилам, нормам, обычаям, принятым в данном обществе. Таким образом, социализация формирует внутренний контроль, тем самым снижая необходимость контроля внешнего.
Социальный контроль проявляет себя через групповое давление и групповой контроль. На поведение индивида влияет нормативно-ценностный механизм тех групп, в жизнедеятельность которых он включен.
Кроме того, социальный контроль выступает в форме принуждения, осуществляемого через санкции. Они могут применяться в рамках группового давления, а также через институциональные и социальные механизмы. Принуждение – это крайняя форма социального контроля.
Также социальный контроль рассматривается зарубежными социологами как практика всех видов социальных групп по предписанию и поощрению конформности и применению санкций к поведению, нарушающему принятые нормы.
Таким образом, социальный контроль относится не только к девиантам, но к любому человеку, поступку или действию, которые регулируются социальными нормами, ценностями и стандартами. Основная задача социального контроля – наиболее полно учитывать интересы и потребности человека в условиях рационально организованного общества.
Вопросы для самоконтроля
1. Какое поведение называется девиантным?
2. В чем проявляется позитивная и негативная направленность девиаций?
3. ++Охарактеризуйте и приведите примеры на различные виды девиаций.
4. Что такое социальный контроль? Какие виды социального контроля Вам известны?
5. В чем специфика девиаций в современном российском обществе? Каковы их причины?
Литература
Богоявленский Д.Д. Российские самоубийства и российские реформы // Социол. исслед. 2002. № 5.
Быков С.А. Наркомания среди молодежи как показатель дезадаптированности // Социол. исслед. 2000. № 4.
Двойменный И.А. Рецидивная преступность: характер, факторы, уровень // Социол. исслед. 2000. № 1.
Девиантность и социальный контроль в России ХIХ – ХХ вв.: тенденции и социологическое осмысление / Отв. ред. Я.И. Гилинский. СПб., 2000.
Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. М., 1993.
Осипова О.Ф. Девиантное поведение: благо или зло? // Социол. исслед. 1998. № 9.
Садков Е.В. Маргинальность и преступность // Социол. исслед. 2000. № 4.
Татидинова Т.Г. Организованная преступность и молодежь // Социол. исслед. 2000. № 1.
Девиантное поведение и его виды. Причины девиантного поведения — колледжи и университеты
Каждое социальное общество имеет свои правила или правила, по которым оно живет. Их можно отнести к неписаным законам, отражающим характер поведения человека в различных ситуациях. Несоблюдение этих норм считается социальным отклонением, которое еще называют отклонением. На эту концепцию можно смотреть с разных сторон. Прежде всего, девиантное поведение всегда нарушает нормы закона и нормы, существующие в обществе.Но помимо этого он считается социальным явлением, которое находит свое выражение в любых массовых формах деятельности человека и не соответствует негласно установленным правилам поведения.
Где изучается девиантное поведение и его типы? Социальные науки — это предмет, который впервые знакомит школьников с научным объяснением этого социального явления.
Базовая концепция
К сожалению, нет такого общества, все члены которого придерживаются общих нормативных требований.Существующее девиантное поведение и его типы могут принимать разные формы. Итак, к людям с расстройствами поведения относятся преступники и отшельники, подвижники и гении, святые и т. Д.
Девиантное поведение — это тип поведения, не одобряемый обществом. Во все времена шла борьба за искоренение нежелательных форм человеческой деятельности и их носителей. При этом использовались различные средства и методы, которые соответствовали сложившимся в стране социально-экономическим отношениям, общественному сознанию и интересам правящей элиты.
Девиантное поведение и его типы всегда вызывали интерес исследователей.
Роль в обществе
Девиантное поведение — это тип поведения с двойственным характером. С одной стороны, это грозит потерей социальной стабильности. С другой стороны, он поддерживает эту стабильность. Как это можно объяснить? Успешная работа всех социальных структур возможна только при обеспечении порядка и предсказуемости поведения всех членов общества. Каждому человеку важно знать, как будут себя вести другие люди и какого поведения они от него ждут.
Однако в каждом обществе есть субкультуры. У них есть свои правила, которые противоречат общепринятой морали. Такие отклонения считаются групповыми и иногда способствуют дальнейшему развитию общества.
Типы девиантного поведения
Иногда человек нарушает социальные нормы только время от времени. Такое поведение называется первичным отклонением. Второй вид этого понятия вторичен. В этом случае человек получает клеймо девианта и чувствует, что с ним не обращаются, как с другими людьми.
Девиантное поведение всегда нарушает моральные нормы и в то же время может быть как индивидуальным, так и коллективным. Первый тип отклонения часто трансформируется во второй. Чаще всего это происходит при влиянии криминальных субкультур на те категории людей, которые предрасположены к совершению девиантных поступков, то есть находятся в группе риска.
Типы девиантного поведения
Выделить:
— Правонарушения с ярко выраженной антисоциальной направленностью, которые в самых крайних случаях становятся уголовно наказуемыми;
— аддиктивные действия, цель которых — уйти от реальности путем употребления психоактивных веществ или с чрезмерной фиксацией на определенном виде деятельности;
— патохарактерологические действия, которые вызваны патологическими изменениями характера, возникающими из-за деф
.
Девиантное поведение — Социология
Девиантное поведение
Во всех обществах человеческое поведение иногда выходит за пределы, допускаемые нормами. Такое отклонение от нормы называется девиантным поведением. И часто в понятие отклонения вводится осязаемый оценочный компонент: рассматриваемый термин применяется к определению поведения, которое отклоняется в сторону отрицательно оцененной, публично дискредитируемой.
Причина таких оценок — результат негативных или деструктивных последствий, которые влекут за собой большинство отклонений от нормы.Однако девиантное поведение также имеет положительные или интегративные последствия для социальной жизни. Таким образом, Э. Дюркгейм видел положительный смысл в девиантном поведении как таковом и, в частности, в преступном поведении.
Посмотрите следующий отрывок из работы Э. Дюркгейма «Метод социологии». Какие явления обсуждаются в этом отрывке? Проанализировать их с точки зрения описания деформаций правового сознания и девиантного поведения. Постарайтесь сформулировать социальный смысл и функции рассматриваемых явлений.
… Вроде бы для того, чтобы отличить болезнь от здоровья, не нужно сложных уловок. Разве мы не различаем их ежедневно? Верно, но нам еще нужно посмотреть, насколько хорошо мы это сделаем ….
… Преступление наблюдается не только в большинстве обществ того или иного типа, но и во всех обществах всех типов. … Нет, следовательно, явления с более несомненными симптомами нормальности, поскольку они тесно связаны с условиями всей коллективной жизни. … Существование преступности само по себе нормально, но только тогда, когда она достигает и не превышает определенного уровня для каждого социального типа уровня…
Приходим к выводу, казалось бы, довольно парадоксальному. Отнести преступление к числу явлений нормальной социологии — значит утверждать, что оно является фактором общественного здоровья, неотъемлемой частью любого здорового общества. Этот вывод, на первый взгляд, настолько удивителен, что некоторое время нас смущал. Но, преодолев это первоначальное удивление, нетрудно найти причины, объясняющие и одновременно подтверждающие эту нормальность.
Во-первых, преступление — это нормально, потому что общество без него было бы совершенно невозможно.
Преступление … — акт, оскорбляющий определенные коллективные чувства, наделенный особой энергией и ясностью. Для того, чтобы данное общество перестало совершать действия, признанные преступными, необходимо, чтобы оскорбленные чувства встретились во всех без исключения индивидуальных сознаниях и со степенью силы, необходимой для сдерживания противоположных чувств. Предположим даже, что это условие может быть выполнено, но преступление не исчезнет, а только изменит свою форму, потому что та же причина, которая, таким образом, истощила бы источники преступности, немедленно открыла бы новые.
… Представьте себе общество святых, идеальный образцовый монастырь. Преступления в собственном смысле слова там не будут известны, но проступки, которые, казалось бы, извиняют толпу, вызовут там такое же негодование, как обычное преступление вызывает у простых людей. Если у этого общества есть власть судить и наказывать, то оно сочтет эти действия преступными и будет относиться к ним как к таковым …
Чтобы исчерпать все логически возможные гипотезы, вы можете спросить себя, почему такое единодушие не может распространяться на все коллективные чувства без исключения; почему бы даже самым слабым из них не стать достаточно энергичным, чтобы предотвратить любое инакомыслие.Моральное сознание общества будет воспроизводиться во всех людях и с энергией, достаточной для предотвращения любых оскорбительных действий, как преступлений, так и чисто моральных проступков. Но такое абсолютное и универсальное однообразие абсолютно невозможно, потому что окружающая физическая среда, наследственные предрасположенности, социальные влияния, от которых мы зависим, варьируются от одного человека к другому и, следовательно, вносят разнообразие в нравственное сознание каждого. … Следовательно, поскольку не может быть общества, в котором индивиды более или менее отличаются от коллективного типа, некоторые из этих различий неизбежно будут криминальными по своей природе — преступность, следовательно, необходима, она связана с основными условиями любого социального общества. жизни и поэтому полезен, потому что условия, с которыми она связана, в свою очередь, необходимы для нормальной эволюции морали и права.
Действительно, сейчас невозможно оспаривать, что закон и мораль меняются не только от одного социального типа к другому, но также и для одного и того же типа, когда меняются условия коллективного существования. Но для того, чтобы эти преобразования были возможны, необходимо, чтобы коллективные чувства, лежащие в основе морали, не сопротивлялись изменениям, то есть обладали умеренной энергией. Если бы они были слишком прочными, они не были бы пластиковыми. … Все хорошо в меру и при определенных условиях; надо что авторитет моральный
.