Понятие как форма логической мысли общая характеристика: § 1. ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ. Логика: учебник для юридических вузов

§ 1. ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ. Логика: учебник для юридических вузов

§ 1. ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ

Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.

Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются.

Любые свойства, черты, состояния предмета, которые так или иначе характеризуют предмет, выделяют его, помогают распознать среди других предметов, составляют его признаки. Признаками могут быть не только свойства, принадлежащие предмету; отсутствующее свойство (черта, состояние) также рассматривается как его признак. Например, отсутствие билета у пассажира или оружия у преступника. Признаком бесхозного имущества является то, что оно не имеет собственника или его собственник не известен.

По наличию или отсутствию свойств признаки делятся на положительные и отрицательные. Признаки, характеризующие отдельный предмет, называются единичными, признаки, принадлежащие множеству предметов, называются общими. Так, каждый человек имеет признаки, одни из которых (например, черты лица, телосложение, походка, жестикуляция, мимика, так называемые особые приметы, броские признаки) принадлежат только данному человеку и отличают его от других людей; другие (профессия, национальность, социальная принадлежность и т. д.) являются общими для определенной группы людей; наконец, есть признаки, общие для всех людей. Они присущи каждому человеку и вместе с тем отличают его от других живых существ. К ним относятся способность создавать орудия труда, способность к абстрактному мышлению и членораздельной речи.

Важное значение имеет деление признаков на необходимые и случайные. Необходимым называется признак, при отсутствии которого предмет перестает быть данным предметом, утрачивает свое качество. Признак, при отсутствии которого предмет не утрачивает своего качества, остается данным предметом, называется случайным. Необходимым признаком преступления является общественно опасный характер деяния. Единичные признаки отдельных преступлений относятся к случайным.

Как форма абстрактного мышления понятия отражают предметы в необходимых признаках, которые выражают наиболее важное, существенное в предметах. Они называются существенными. Остальные признаки называются несущественными[13].

Существенные признаки могут быть общими и единичными. Понятия, отражающие множество предметов, включают общие существенные признаки. Например, общие признаки человека (способность создавать орудия труда и др.) являются существенными. Понятие, отражающее один предмет (например, «Аристотель»), наряду с общими существенными признаками (человек, древнегреческий философ) включает единичные признаки (основатель логики, автор «Аналитики»), без которых отличить Аристотеля от других людей и философов Древней Греции невозможно.

Деление признаков на существенные и несущественные относительно. При определенных условиях несущественные признаки, например, броские признаки, особые приметы конкретного преступника, весьма существенны для его розыска. Но для понятия «преступник» — это несущественные признаки.

Понятие качественно отличается от форм чувственного познания: ощущений, восприятий и представлений, существующих в сознании человека в виде наглядных образов отдельных предметов или их свойств. Мы не можем, например, представить, а тем более воспринять здание вообще. Восприятие или представление — это чувственно-наглядный образ какого-либо конкретного здания, например, главного корпуса Московского университета на Воробьевых горах. Понятие лишено наглядности. Понятие «здание» характеризуется отсутствием единичных признаков отдельных зданий, в нем отражаются признаки, необходимо принадлежащие любому из них и являющиеся общими для всех строений, предназначенных для учебы, работы или жилья.

Понятие как форма мышления отражает предметы в абстрактной, обобщенной форме на основании их существенных признаков.

Понятие — одна из основных форм научного познания. Формируя понятия, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы. Например, экономическая теория сформировала такие понятия, как «товар», «капитал», «стоимость»; правовые науки — понятия «преступление», «наказание», «вина», «умысел», «правоспособность» и др.

Отражая существенное, понятия не содержат всего богатства индивидуальных признаков предметов, и в этом смысле они беднее форм чувственного познания — восприятий и представлений. Вместе с тем, отвлекаясь от несущественного, случайного, они позволяют глубже проникнуть в действительность, отобразить ее с большей полнотой, на что не способно чувственное познание.

Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета. С этой целью применяются логические приемы: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение. Эти приемы широко используются в познании. Важную роль они играют в формировании понятий, основанном на выявлении существенных признаков.

Устанавливая сходство (или различие) между предметами (сравнение), расчленяя сходные предметы на элементы (анализ), выделяя существенные признаки и отвлекаясь от несущественных (абстрагирование), соединяя существенные признаки (синтез) и распространяя их на все однородные предметы (обобщение), мы образуем одну из основных форм мышления — понятие.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое понятие?

2. Что такое признак предмета? На какие виды они делятся?

3. В чем отличие понятия как формы мышления от форм чувственного познания?

Учебное пособие для юридических вузов

§ 1. Понятие как форма мышления

Окружающий нас мир предстает перед человеком не скоплением одинаковых предметов, а как множество предметов, явлений, процессов, наделенных различными свойствами. Любые свойства, черты, состояния, отношения предме­та, которые характеризуют предмет, выделяют его, помогают распознавать среди других пред­метов, составляют его признаки.

Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются. Признаками могут быть не только свойства, принадлежащие предмету; отсутствующее свойство (черта, состояние, отно­шение) также рассматривается как его признак.

Любой предмет имеет множество разнообразных признаков. Признаки, которые необходимо принадлежат предмету, выражают его внутреннюю природу, его сущность, называются существенными. Например, существен­ными признаками преступления против свободы, чести и достоинства лич­ности являются похищение человека, незаконное лишение свободы или по­мещение его в психиатрический стационар, клевета, оскорбление и др.

Признаки, которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его сущности, называются несущественны­ми. Например, несущественными признаками преступления против свободы, чести и достоинства личности на этапе его квалифицирования являются по­следствия преступления, количество его участников, наличие предваритель­ного сговора, угроза применения оружия и многие другие.

Важно иметь в виду, что различия между существенными и несуществен­ными признаками предмета имеют относительный характер. В определен­ных условиях, а также с развитием предмета и нашего знания о нем они мо­гут меняться местами. Одним из главных критериев существенности признаков является социальная практика. Например, перечисленные несу­щественные признаки преступления против свободы, чести и достоинства личности становятся существенными при определении меры уголовной от­ветственности за совершение конкретного преступления данного рода.

Исходя из наличия множества признаков предмета, человек выделяет в ходе мыслительного процесса самые характерные в каком-либо отношении и фиксирует их в понятиях. Каждый из существенных признаков необхо­дим, а в своей совокупности они достаточны для выделения предмета мыс­ли из общей предметной среды.

Таким образом, понятие — это логическая мысль о предмете, отражение предмета в его одном или нескольких существенных признаках[3].

Для образования понятия необходимо найти и обосновать существенные признаки предмета. Но существенное не лежит на поверхности. Чтобы его вскрыть, используют следующие логические приемы: анализ, синтез, срав­нение, абстрагирование, обобщение и др.

Анализ — мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них признаков.

Синтез — мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.

Сравнение — мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.

Абстрагирование — мысленное выделение одних признаков предмета и временное отвлечение от других.

Обобщение — мысленное объединение отдельных предметов в некото­ром понятии. В процессе обобщения человек как бы отходит от конкретного многообразия предметов, отвлекается от множества деталей, чтобы глуб­же познать основное, наиболее важное.

Данные логические приемы взаимосвязаны и образуют единый процесс. Его результатом является мысль, содержание которой бесконечно разнооб­разно, но форма неизменно одна — понятие. Закрепляются и выражаются понятия с помощью слова.

конспект лекций. ЛЕКЦИЯ № 5. Понятие как форма мышления (Д. А. Шадрин)

1. Общая характеристика понятий

Понятие – это форма мышления, отражающая предметы и явления в их существенных признаках.

Как уже говорилось выше, человек воспринимает тот или иной предмет, выделяя характерные свойства (признаки) последнего (напомним, что этим целям служат ощущение, восприятие и представление). Именно за счет этих свойств мы ставим предметы или в один ряд, т. е. обобщаем их, или, наоборот, выделяем предмет из массы однородных с иными свойствами. Например, все мы знаем, что сахар – сладкий и сыпучий, а соль – сыпучая, но соленая. По признаку сыпучести мы объединяем сахар с солью, однако по признаку вкуса отделяем друг от друга.

Признаками могут быть свойства предмета, которые объединяют или отделяют предметы один от другого. Иными словами, признаки – это свойства предметов, в которых они сходны между собой или различаются.

Любые свойства, черты, состояние предмета, которые так или иначе характеризуют предмет, выделяют его, помогают распознать среди других предметов, составляют его признаки. Признаками могут быть не только свойства, принадлежащие предмету; отсутствующее свойство (черта, состояние) также рассматривается как его признак[4].

Любой предмет имеет множество, целый комплекс определяющих его признаков. Такие признаки могут определять свойства только этого предмета и быть единичными или отражать характерные черты целого ряда предметов. Такие признаки называются общими. Для подтверждения этих слов можно привести следующий пример: каждый человек имеет ряд характеризующих его признаков, часть из которых характеризуют только его. Это черты лица, телосложение, походка, мимика, а также признаки, определяемые представителями правоохранительных органов как «особые приметы», и иные броские признаки. Другие признаки характеризуют целую общность людей, выделяют эту общность из совокупности других общностей. К таким признакам можно отнести профессию, национальность, социальную принадлежность и т. п. Здесь необходимо упомянуть и о признаках, характеризующих всех людей и одновременно отделяющих представителей человеческого рода от иных живых существ. Они присущи каждому человеку. Это способность к абстрактному мышлению и членораздельной речи[5].

Кроме единичных (индивидуальных) и общих признаков логика выделяет признаки существенные и несущественные.

Признаки, которые характеризуются обязательной принадлежностью к предмету (т. е. обязательно присущие ему) и выражают сущность этого предмета, принято называть существенными. Они могут быть как общими, так и единичными. Так, понятия, отражающие множество предметов, включают общие существенные признаки (способность к языковому выражению процесса мышления и сам процесс мышления). Понятия, отражающие один предмет, включают как общие существенные, так и единичные признаки. Например, понятие «Анискин» включает в себя общие существенные признаки (человек, милиционер) и единичные признаки, характерные только для этого человека.

Признаки, которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его сущность, называются несущественными.

Понятие качественным образом отличается от форм чувственного познания, т. е. ощущений, восприятия и представлений. Эти формы существуют в сознании человека в виде наглядных образов, отражающих отдельные предметы или их свойства. Иными словами, ощущение – это форма чувственного познания. Оно, как и представление, через восприятие образует чувственно-наглядный образ какого-либо предмета или явления. В понятии наглядность отсутствует. Таким образом, понятие – это форма мышления, которая на абстрактной основе отражает предметы, исходя из их существенных признаков. Такой подход делает понятие весьма удобным инструментом научного познания и поэтому широко применяется в различных областях и отраслях науки, а также играет огромную роль в построении учебного процесса. Это характерно как для естественных, так и для гуманитарных наук. В процессе формирования понятия наука отражает в понятии изучаемые ею предметы и явления.

Необходимо отметить, что понятиям характерна известная чувственная бедность. Прибегая к закреплению лишь существенных признаков предметов и явлений, обобщая их, понятия теряют значительное количество индивидуальных признаков, присущих рассматриваемому объекту. С этой точки зрения понятие значительно менее насыщено чувственными признаками. Однако взамен понятия дают возможность более глубокого изучения окружающего мира, его предметов, процессов, явлений и позволяют отразить получаемую информацию с большей полнотой по сравнению с чувственным познанием.

Понятия имеют языковое выражение и неразрывно связаны с основной языковой единицей – словом. Выражаются понятия как посредством последних (слов), так и при помощи словосочетаний (словесных групп). Само собой разумеется, что без слов и словосочетаний невозможно ни построение понятий, ни оперирование имени (слова и словосочетания, объединенные каким-либо смыслом и обозначающие какой-либо предмет).

Необходимо упомянуть об особых случаях, вызывающих иногда неразбериху или недопонимание. К таким результатам могут приводить слова с неоднозначным значением.

Омонимы (от греч. homos – «одинаковый» и onyma – «имя») – разные, но одинаково звучащие и пишущиеся единицы языка (слова, морфемы и др.)[6].

Это слова, имеющие одинаковое звучание, но разное значение (выражающие разные предметы, процессы или явления). Например, слово «лук» в зависимости от контекста может означать съедобное растение или стрелковое оружие. Всем известно суждение «Миру – мир!». Оно содержит два значения слова «мир». Слов-омонимов в русском языке много, например слова «рысь», «мост», «коса», «ключ» имеют сразу по нескольку значений. Посвятив время изучению слов-омонимов, можно иногда получить до пяти-шести значений. Однако принимать за слова-омонимы понятия, включающие в свой состав отдельное слово, обозначающее сходные явления, процессы или предметы, недопустимо. Например, слово «сеть» можно использовать в разных выражениях, таких как «компьютерная сеть», «электрическая сеть»; «рыболовная сеть», «волейбольная сеть» и др. В этих примерах слово «сеть» используется в разных сочетаниях, меняющих контекст его использования, но никак не смысловое значение. Напомним, что слова-омонимы имеют разное значение при условии одинакового звучания.

Синонимы (от греч. synonymos – «одноименный») – это слова, различающиеся по звучанию, но тождественные или близкие по смыслу, а также синтаксические и грамматические конструкции, совпадающие по значению.

Синонимы бывают полные, например «языкознание» – «языковедение», и частичные, например «дорога» – «путь»[7]. Примером использования синонимов в контексте могут служить следующие предложения: «Им предстояла долгая дорога» – «Впереди лежал путь неблизкий»; «Суровый мороз пробирал путников до костей» – «На улице стояла январская стужа».

В связи с вышеизложенным следует отметить, что многозначность слов, нечеткость их смыслового содержания могут приводить к ошибкам в определении понятий, построении заключений. Поэтому необходимым является выбор слов с наиболее четким значением, исключающим двойственность и ошибки в рассуждениях. Такими словами призваны быть термины.

Термин (с лат. terminus – «граница», «предел») – слово или словосочетание, употребляемое с оттенком специального научного значения.

Таким образом, термин обозначает строго определенное понятие и характеризуется однозначностью, во всяком случае в рамках определенной науки или группы наук.

2. Виды понятий

В современной логике принято делить понятия на: ясные и размытые; единичные и общие; собирательные и несобирательные; конкретные и абстрактные; положительные и отрицательные; безотносительные и соотносительные. Перейдем к рассмотрению каждого вида понятий отдельно.

Ясные и размытые. В зависимости от содержания понятий они могут отражать действительность более или менее точно. Именно это качество положено в основу разделения понятий на ясные и размытые. Как несложно догадаться, четкость отражения значительно выше у ясных понятий, размытые же нередко отражают предмет с недостаточной полнотой. Например, ясное понятие «инфляция» содержит в своих характеристиках достаточно четкое указание на степень экономической дестабилизации в стране.

В разных отраслях науки (в основном гуманитарных) используются понятия с размытым содержанием (перестройка, гласность), что зачастую носит негативный характер. Особенно это характерно для правоприменительной деятельности, в процессе которой недостаточная определенность правовых норм может приводить к их свободному толкованию субъектами права. Очевидно, что это недопустимо.

Единичные и общие понятия. Такое разделение связано с тем, подразумевается ли в них один элемент или же несколько. Как нетрудно догадаться, понятия, в которых подразумевается лишь один элемент, называются единичными (например, «Венеция», «Дж. Лондон», «Париж»). Понятия же, в которых мыслится несколько элементов, называются общими (например, «страна», «писатель», «столица»).

Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими. Отличаются они тем, что в регистрирующих понятиях множество подразумеваемых элементов поддается учету, может быть зафиксировано. Нерегистрирующие понятия характеризуются тем, что множество их элементов не поддается учету, они имеют бесконечный объем.

Понятия собирательные и несобирательные. Понятия, содержащие признаки некоторой совокупности элементов, входящих в один комплекс, принято называть собирательными. В качестве примера собирательных понятий можно привести понятия «команда», «стая», «отряд». Необходимо отметить, что содержание единичного понятия нельзя относить к отдельному элементу, входящему в его объем, так как оно относится сразу ко всем элементам. Собирательные понятия бывают общими («команда», «стая») и единичными («команда „Сокол“», «отряд „Альфа“»).

Понятия, содержащие признаки не целой совокупности, а отдельных элементов, называются несобирательными. Если употребление в речи такого понятия относится к каждому из элементов, составляющих его объем, такое выражение именуют разделительным. Если же упоминаются все элементы в комплексе (совокупности) и безотносительно к каждому из элементов, взятому в отдельности, такое выражение называют собирательным.

Конкретные и абстрактные понятия. Такое разделение понятий зависит от предмета, отражаемого в содержании понятия. Это может быть предмет, или некая совокупность предметов, или признак этого предмета (отношение между предметами). Соответственно понятие, содержание которого составляет информация о признаке предмета или отношение между предметами, именуется абстрактным понятием. Напротив, понятие о предмете или совокупности предметов называется конкретным.

Главным признаком, чертой, по которой проводится разделение понятий на конкретные и абстрактные, является соотношение предмета и его признаков. Иными словами, хотя признаки предмета и не могут существовать без последнего, в результате логического приема «абстрагирование» они выделяются в самостоятельный объект мысли и рассматриваются безотносительно своего предмета. Соответственно и понятие носит название абстрактного.

Нельзя забывать о том, что конкретные и единичные понятия не являются синонимами, также как и абстрактные необходимо отделять от общих. Так, общие понятия могут быть и конкретными, и абстрактными. Например, понятие «купец» является общим и конкретным, а понятие «посредничество» – общим и абстрактным.

Положительные и отрицательные понятия. В основу классифицирования данных понятий положены свойства предмета, явления или процесса. Вид понятия здесь поставлен в зависимость от наличия либо отсутствия у предмета характеризующих свойств. Говоря иначе, понятие именуется положительным, если в нем содержится указание на наличие свойств, присущих предмету. В противоположность положительным выступают отрицательные понятия, которые подразумевают отсутствие таких свойств. Так, положительным понятием будет «сильный», а отрицательным – «слабый»; положительным – «спокойный», отрицательным – «беспокойный».

Безотносительные и соотносительные понятия. В основу этой классификации положено наличие либо отсутствие связи предмета, составляющего объем понятия, с другими предметами материального мира. Таким образом, безотносительными будут понятия, существующие отдельно друг от друга и не оказывающие на существование каждого из них существенного влияния. Такими понятиями, например, могут быть «гвоздь» и «пуговица». Каждый из этих предметов существует отдельно и независимо от другого.

Отталкиваясь от сказанного выше, можно определить соотносительные понятия как имеющие связь друг с другом, заложенную в признаках предметов, составляющих их объем. Такими понятиями будут: «сюзерен» – «вассал» или «брат» – «сестра».

Классификация понятий неразрывно связана с их логической характеристикой. Определяя вид конкретного понятия, мы тем самым делаем вывод относительно него, характеризуем с точки зрения логики как науки. Логическая характеристика помогает определить содержание и объем понятий и позволяет в процессе рассуждения допускать как можно меньше ошибок и с максимальной эффективностью использовать то или иное понятие в процессе доказательства.

Понятие как форма мышления и его структура. Логика в вопросах и ответах

Понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.

Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или отличаются друг от друга.

Т. о., признаки представляют собой черты, свойства или состояния предмета, которые помогают распознать его среди других предметов. Например, человек имеет признаки, отличающие его от других животных (способность к абстрактному мышлению, возможность создания орудий труда, членораздельная речь и т. п.).

Признаки могут необходимо принадлежать предмету и выражать его сущность. Это существенные признаки. Признаки, которые могут принадлежать, а могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его сущности, называются несущественными.

Существенные признаки могут быть общими, которые присущи всему классу предметов (например, для человека это будет возможность создавать орудия труда, абстрактное мышление и т. п.), и единичными, которые необходимо присущи одному из предметов данного класса (например, понятие, отражающее один предмет – здание МГУ – наряду с признаками здания вообще включает признаки присущие только зданию МГУ).

Понятие выражается через слово или словосочетание. Однако слово и понятие не тождественны. В разных языках одно и то же понятие может быть выражено разными словами, а одно и то же слово может выражать разные понятия.

Понятие имеет структуру, которая включает объем и содержание.

Содержание понятия – это совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии. Например, содержанием понятия «преступление» является совокупность таких существенных признаков как: общественно опасный характер деяния, противоправность, виновность, наказуемость.

Объем понятия – это множество предметов, мыслящихся в данном понятии. Например, объем понятия «преступление» включает все возможные конкретные преступления, так как они имеют общие существенные признаки.

Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом. Эта связь выражена в законе обратного отношения между объемом и содержание понятия, который устанавливает, что увеличение содержания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом, и наоборот.

Так, увеличивая содержание понятия «государство» путем прибавления нового признака – «демократический», мы переходим к понятию «демократическое государство», имеющее меньший объем, так как мы исключили все государства, не обладающие признаками демократии. При увеличении объема понятия «учебник по логике» мы переходим к понятию «учебник», имеющему меньший объем, так как оно исключает признаки, присущие учебнику по логике.

Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия лежит в основе логических операций обобщения и ограничения понятия.

Понятие как форма мышления. Общая характеристика понятия — Студопедия

Понятие это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.

Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокупности в абстрактной, обобщенной форме на основании их существенных признаков.

Понятие − одна из основных форм научного познания. Формируя понятия, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы.

Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии.

Множество предметов, которое мыслится в понятии, называется объемом понятия. Объем понятия «преступление» охватывает все преступления, поскольку они имеют общие существенные признаки.

Логика оперирует также понятиями «класс» («множество»), «подкласс» («подмножество») и «элемент класса».

Классом, или множеством, называется определенная совокупность предметов, имеющих некоторые общие признаки. Класс (множество) может включать всебя подкласс, или подмножество. Например, класс студентов включает в себя подкласс студентов юридических вузов, класс преступлений − подкласс экономических преступлений.

Отношение элемента к классу выражается при помощи знака е:

Класс, состоящий из всех элементов исследуемой области, называетсяуниверсальным классом Если класс состоит из одного элемента, то это будетединичный класс. класс, который не содержит ни одного элемента, называетсянулевым (пустым) классом.

Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом. Эта связь выражается взаконе обратного отношения между объемом и содержанием понятия, который устанавливает, что увеличение со­держания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объ­емом, и наоборот.



Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета, применив с этой целью ряд логических приемов: сравнение, анализ, абстрагирование, синтез, обобщение.

Понятие неразрывно связано с основной языковой единицей − словом.Понятия выражаются и закрепляются в словах и словосочетаниях, без которых невозможно ни формирование понятий, ни оперирование ими.

Понятие может обозначаться не только словом, но и словосочетанием(например, «первый ученик в классе») или символом (например, $). Термин− это слово или словосочетание, обозначающее строго определенное понятие и характеризующееся однозначностью по крайней мере в пределах данной родственной группы наук.

Понятия принято делить на следующие виды: 1) единичные и общие, 2) собирательные и не собирательные, 3) конкретные и абстрактные, 4) положительные и отрицательные, 5) безотносительные и соотносительные.

Раздел первый. Понятие, Логика — Е.А. Иванов

Генезис и природа понятия. В истории логики при решении вопроса о понятии допускались прежде всего две крайности. Одна – это отрыв понятия от действительности, противопоставление ей, неумение уяснить органическую связь с ней. А другая – отождествление понятия с действительностью, неспособность осмыслить его глубокое качественное отличие, его специфику. Чтобы избежать этих крайностей, нужно вначале установить генезис (происхождение) понятия и раскрыть его природу (сущность).

Возникновение понятий – объективная закономерность становления и развития человеческого мышления. Иными словами, этот процесс имеет свои предпосылки и условия, а также причины.

Какова объективная возможность возникновения и существования понятий в нашем мышлении? Это предметный характер окружающего нас мира, т. е. наличие в нем отдельных предметов, обладающих качественной определенностью. Таковы, например, камни, растения, животные, сами люди, их строения и поселения, Земля в целом, Солнце, Луна, звезды и т. д. Если бы не было таких предметов, то не было бы соответствующих понятий, не было бы и самой формы мышления, именуемой понятием.

Все предметы имеют более или менее сложный характер: они состоят из элементов, так или иначе связанных между собой, и обладают теми или иными свойствами. В то же время они находятся в определенных связях и отношениях с другими предметами. Все то, что так или иначе характеризует предмет и позволяет рассматривать его именно как данный, а не иной предмет, служит для человека его признаком (т. е. показателем, приметой, средством признания предмета). Так, мы говорим о признаках жизни, признаках государства, признаках кризиса и т. п. Слово «признак» часто используется в юридической сфере, например: признаки преступления или наказания, анатомические признаки живого лица или трупа, признаки почерка.

Признаки предмета могут носить самый разнообразный характер. Они могут быть общими и отличительными, существенными и несущественными, необходимыми и случайными и т. п. Правда, это деление в известной степени относительно. Признаки, общие для одной группы предметов, могут выступать как отличающие их от других предметов; существенные, т. е. выражающие сущность, в одном отношении могут быть несущественными в другом; необходимые в одной связи могут выступать как случайные в другой, и наоборот. Но само их разграничение носит в целом объективный смысл. И для человека далеко не безразлично, с какого рода признаками он имеет дело. Особую роль в его жизни играют общие, существенные, необходимые признаки. Они и лежат в основе понятий.

А чем вызывается необходимость в понятиях? Она неразрывно связана с трудовой, и прежде всего материально-производственной, деятельностью людей. В процессе этой деятельности человек сталкивается с неизбежным противоречием – между бесконечным многообразием отдельных предметов действительности и потребностью овладеть ими в целях успешного воздействия на природу (а затем и на общественную жизнь). Средством разрешения этого противоречия и служит понятие.

Образование понятия – не простой зеркальный акт отражения предметов действительности, а сложнейший диалектический процесс. Он предполагает активность субъекта и включает в себя множество логических приемов. Важнейшими из них выступают анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение.

Анализ – это мысленное разложение предмета на его признаки.

Синтез – мысленное соединение признаков предмета в одно целое.

Сравнение – мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление признаков сходства и различия в том или ином отношении.

Абстрагирование (от лат. abstractio – отвлечение) – мысленное упрощение предмета путем выделения в нем одних признаков и отвлечения от других. Результат этого процесса называется «абстракцией», что служит синонимом «понятия».

Обобщение – мысленное объединение однородных предметов, их группировка на основе тех или иных общих признаков.

Все эти логические приемы тесно связаны между собой, образуя единый процесс. Его конечным итогом оказывается мысль, имеющая безгранично разнообразное содержание, но принимающая неизменно одну и ту же форму – понятия. Говоря метафорически, в процессе образования понятия происходит своего рода мысленное «просеивание» отдельных предметов и их признаков через «познавательное сито». В них выделяются наиболее важные и ценные в том или ином отношении признаки и «отсеивается» все ненужное: частное, несущественное, случайное.

Знание генезиса понятия дает возможность раскрыть его действительную природу. Понятие – это форма мышления, посредством которой отражаются общие и существенные признаки предметов, взятые в их единстве. (Под предметом здесь и далее будут подразумеваться не только конкретные вещи, явления, процессы, но и их свойства, а также связи и отношения; предметы материальные и духовные, действительные и мнимые, уже существующие и возможные в будущем – словом, все то, на что может быть направлена человеческая мысль, любой объект мысли. Этим подчеркивается универсальность понятия как формы мышления, его способность отразить все качественное многообразие и единство мира.)

Так, понятие «плод вообще» в отличие от конкретных, чувственно воспринимаемых плодов – яблок, груш, слив и т. д. – охватывает лишь их общие и существенные признаки: съедобность, способность утолить голод, наличие того или иного цвета, вкуса, запаха, консистенции и пр. Таковы также понятия «дерево вообще», «животное вообще», «человек вообще», «дом вообще» по сравнению с отдельными деревьями, домами и пр. Примеры юридических понятий: «преступление» включает в себя такие признаки, как общественно опасный характер деяния – действия или бездействия, противоправность, виновность. Совокупность признаков, образующих, согласно закону, конкретный вид преступления, именуется «составом преступления».

Будучи отражением предметной действительности, понятия характеризуются относительной самостоятельностью своего существования. Понятие может быть образовано до возникновения самого предмета («социализм» и «коммунизм»). Предмет может исчезнуть, а понятие его – сохраняться, передаваясь от поколения к поколению («рабовладелец» и «раб»).

С изменением и развитием действительности образуются новые понятия. Так, с возникновением частной собственности появляется возможность и ее нарушения – кража, а также средство ее защиты от кражи – право. Все это находит свое отражение в соответствующих понятиях, в частности в понятии «право». Возникновение новых понятий связано и с процессом углубления и развития самого познания, открытием в предметах новых сторон, свойств, связей, отношений. Таковы многие понятия наук: «масса», «энергия», «жизнь» и др. Глубокая диалектика объективной действительности делает неизбежной диалектику понятий о ней.

Развитие познавательной способности человека ведет к тому, что от первых простейших абстракций мысль движется ко все более широким и глубоким, все более мощным абстракциям, способным все полнее отражать действительность, – «природа», «общество», «производство», «труд» и др.

Роль понятий в познании, их функции и структура. Из сущности понятий вытекает их роль в познании. Она поистине огромна и ничем не заменима. Понятия служат одним из важнейших способов духовного освоения человеком окружающего его мира – для того чтобы освоить его затем практически. Образование понятий есть мысленное завязывание человеком своего рода «узлов» в сети предметов и явлений действительности, помогающее ему овладеть всей этой сетью. До известной степени это похоже на то, что хитроумно сделал герой известного фантастического произведения Джонатана Свифта Гулливер в стране лилипутов. Привязав к кораблям неприятельского флота бечевки и связав их в один узел, он смог разом увести весь флот из полусотни кораблей на сторону своих друзей.

Разумеется, объединять в понятии допустимо лишь то, что едино в самой действительности. Иначе можно исказить сущность предметов, их объективное соотношение, а следовательно, обречь практическую деятельность на неудачу. Как сказано у поэта: «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань». Если же мы попытаемся объединить, например, сапожную щетку в единую категорию с млекопитающими, от этого у нее еще не вырастут молочные железы. Естественно, что и отношение к ней на практике не может быть таким же, как к млекопитающим.

Понятия выполняют две основных функции.

Первая – это их познавательная функция. В них концентрируются успехи познавательной, абстрагирующей деятельности людей. Будучи результатом предшествующего процесса познания, они служат затем средством дальнейшего познания. Это осуществляется на основе такой массовидной логической операции, как применение понятия (или подведение предмета под понятие). Например, выработав понятие «вещество» путем обобщения твердых тел, жидкостей и газов, мы распространяем его затем на новые виды вещества, например плазму.

Накапливаясь, эмпирические знания систематизируются, углубляются и уточняются, рано или поздно превращаясь в науку. Без понятий нет науки. А без науки невозможно развитие материального производства и, следовательно, других сторон общественной жизни.

В настоящее время мы живем в огромном мире не только вещей, но и соответствующих понятий. Они широко используются в практике повседневного мышления, включая и юридическую практику. Каждая наука тоже имеет свои понятия, образующие более или менее стройную систему, – ее понятийный аппарат. Так, в физике – это понятия «масса», «энергия», «заряд» и т. д.; в химии – «элемент», «реакция», «валентность» и т. п.; в биологии – «жизнь», «клетка», «организм», «вид». В общественных науках – это понятия «общество», «производство», «государство» и пр.

Юридические науки оперируют такими специфическими понятиями, как «право», «законность», «правосудие» и т. д. Их своеобразие заключается в том, что в них отражается широкий спектр общественных отношений между людьми, регулируемых правом. С его помощью устанавливаются нормы поведения людей в обществе, регулируются и совершенствуются сами отношения между ними. О значимости понятий в юридической сфере свидетельствует хотя бы тот факт, что они лежат в основе наименований законов, их разделов, глав, параграфов и даже отдельных статей, не говоря уже о том, что без них невозможна формулировка ни одной статьи закона.

Другая, тесно связанная с предыдущей функция понятия – коммуникативная, т. е. функция средства общения. Закрепляя свои знания в форме понятий, люди затем обмениваются ими в процессе совместной деятельности, а также передают их последующим поколениям. Тем самым осуществляется социальное наследование знаний, обеспечивается духовная преемственность поколений.

Будучи относительно наиболее простой формой мышления, понятие само имеет сложную структуру, т. е. состоит из элементов, определенным образом связанных между собой. Эта структура обусловлена функциями понятия и служит средством их осуществления.

В понятии различаются прежде всего содержание и объем. Содержание – это мыслимые в понятии общие и существенные признаки предметов. Например, содержание понятия «право» составляют такие его признаки, как «совокупность норм поведения людей», их «установление или санкционирование государством», их «обеспечение принудительной силой государственных органов» и др. Они являются общими и существенными для всякого права вообще и в своей совокупности выделяют его среди других общественных явлений – политики, морали, искусства, религии, философии.

Содержание понятия схематически можно выразить так: A (BCD…), где А – всякое понятие вообще, a BCD… – мыслимые в нем признаки предметов.

Следует учитывать, что различие между понятием и его структурным элементом – признаком относительно: то, что по отношению к одному понятию выступает как признак, в другом случае есть самостоятельное понятие, имеющее свои признаки. В этом смысле можно сказать, что содержание понятия само слагается из… понятий! Но это не парадокс, а проявление глубокой взаимосвязи и единства понятий, отражающих объективную взаимосвязь и единство мира. Разница между ними лишь в сложности их структуры.

Нужно также учитывать, что мыслимые в понятии признаки существуют не порознь, а в неразрывной связи друг с другом, образуя более или менее целостную систему. И в этом также находит свое отражение системный характер самой действительности.

Отсюда следует, что характеристика структуры понятия была бы явно неполной, если бы мы ограничились указанием лишь ее элементов – признаков. Принципиальное значение для логики имеет раскрытие логической связи между ними. Эта связь носит двоякий характер: субординации и координации.

Субординация – их «вертикальная» связь. Она обусловлена тем, что сами признаки различаются прежде всего по степени общности: одни – более общие, другие – менее общие. Поэтому в их системе можно выделить два основных типа признаков: родовые признаки, общие и существенные для всей предметной области, к которой относится данный предмет мысли; и видовые признаки, общие и существенные лишь для данного предмета мысли и отличающие его от других предметов той же предметной области. Так, родовым по отношению к праву выступает признак «нормы поведения людей», которые включают в себя и неправовые – нормы морали. Но если нормы морали вырабатываются самими людьми в процессе их общения и обеспечиваются силой общественного мнения, то видовыми, отличительными признаками права служит то, что его нормы устанавливаются и санкционируются государством, а их исполнение обеспечивается соответствующими органами государственного принуждения.

Координация признаков – это их «горизонтальная» связь, и она тоже может быть разных типов. По способу сочетания признаков различаются отношения соединения (конъюнкции), когда признаки не исключают друг друга; разъединения (дизъюнкции), если они носят характер альтернатив внутри системы; условные отношения – в тех случаях, когда одни признаки зависят от других как основание и следствие; отрицания, если какие-либо признаки несовместимы (отрицательные признаки). Так, в понятие «свидетеля» входят признаки с конъюнктивной связью: «лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела» и «лицо, которое вызвано для дачи показаний».

Понятие «работодатель» включает признаки с дизъюнктивным отношением: «физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работником» либо «юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником».

Более сложный случай дизъюнкции, когда в понятии мыслятся три признака одновременно. В соответствии с УПК РФ «подозреваемый» это – «лицо:

1) либо в отношении которого возбуждено уголовное дело по основаниям и в порядке, которые установлены гл. 20 настоящего Кодекса;

2) либо которое задержано в соответствии со ст. 91 и 92 настоящего Кодекса;

3) либо к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения в соответствии со ст. 108 настоящего Кодекса» (ст. 46. Курсив мой – Е. И.).

Еще более сложный случай, когда налицо сочетание конъюнкции и дизъюнкции. Так, «вещественные доказательства» – это, по Уголовно-процессуальному кодексу, «любые предметы:

1) которые служили орудиями преступления или сохранили на себе следы преступления;

2) на которые были направлены преступные действия;

3) иные предметы и документы, которые могут служить средствами для обнаружения преступления и установления обстоятельств уголовного дела (ст. 81. Курсив мой – Е. И.).

Объем понятия – это охватываемые им предметы мысли. Так, объем понятия «право» составляют все конкретные совокупности правовых норм, существовавшие, существующие и возможные в будущем. Графически объем понятия изображается кругом:

где А – любое понятие.

Предметы, входящие в объем понятия, называются в логике также классом или множеством. Класс (множество) состоит из подклассов или подмножеств. Например, класс явлений, охватываемых понятием «право», включает в себя такие подклассы (подмножества), как исторические формы права – рабовладельческое, феодальное, буржуазное и др., его различные отрасли – трудовое, гражданское, уголовное, таможенное и т. п. Конечно, разграничение понятий «класс» и «подкласс» относительно. Один класс может быть подклассом другого, более широкого (например, право – подкласс общественных явлений). А подкласс, в свою очередь, может выступать как самостоятельный класс (гражданское право по отношению к наследственному праву).

Отдельный предмет, принадлежащий к классу предметов, называется элементом. Таково, например, римское право, советское право, современное российское право по отношению к праву в целом. Понятие «элемент» тоже относительно. Так, современное российское трудовое право и гражданское право – элементы современного российского права.

Класс предметов может быть универсальным, единичным и нулевым (пустым). Универсальный класс включает всю совокупность предметов исследуемой области: например, класс планет Солнечной системы, городов мира, академий или вузов Российской Федерации, жителей города Люберцы. Причем класс, универсальный в одном отношении, может быть неуниверсальным в другом (планеты Солнечной системы по отношению к планетам вообще, а тем более – к космическим телам).

Единичный класс – класс, состоящий из одного предмета (планета Земля, столица России – город Москва, Академия труда и социальных отношений, юридический факультет Российской таможенной академии).

Пустой (нулевой) класс – такой, который не содержит ни одного предмета (кентавр, вечный двигатель, мировой разум).

Содержание и объем понятия органически связаны между собой. Эта связь состоит в том, что определенному содержанию понятия соответствует свой определенный объем, и наоборот. Причем в их соотношении прослеживается своеобразная закономерность: с уменьшением объема понятия его содержание становится богаче, так как число признаков в нем увеличивается, и наоборот, с увеличением объема число признаков уменьшается. Эта закономерность получила название закона обратного отношения между содержанием и объемом понятия. Во избежание недоразумений следует иметь в виду, что, как и всякая закономерность вообще, она действует лишь при определенных условиях. Ее действие распространяется на такие понятия, из которых одно выступает подклассом или элементом другого.

Рассмотрим, например, понятия «человек», «славянин», «русский». Содержание понятия «человек» составляют общие и существенные признаки всех людей вообще, независимо от того славяне это или не славяне, а тем более русские или не русские. Содержание понятия «славянин» – богаче: оно включает наряду с общими признаками всех людей также особые признаки славян (в отличие от немцев, французов, англичан и т. п.). Но с этим увеличением содержания неразрывно связано уменьшение объема понятия: в нем мыслятся уже не все люди вообще, а лишь их часть, именно славяне. Содержание понятия «русский» еще богаче: к признакам всех людей вообще и славян в частности присоединяются еще специфические признаки русских людей (в отличие от украинцев, белорусов, болгар и др.). Соответственно объем этого понятия оказывается уже: в него входит теперь лишь часть славян – именно русские.

Для наглядности представим соотношение этих понятий графически:

где А – русский, В – славянин, С – человек.

Знание природы понятий, их отношения к действительности, их содержания и объема – важная предпосылка их правильного применения в практике мышления.

10. Понятие как форма мышления. Логика

10. Понятие как форма мышления

Понятие – это форма мышления, отражающая предметы и явления в их существенных признаках.

Признаками могут быть свойства предмета, которые объединяют или отделяют предметы один от другого. Иными словами, признаки – это свойства предметов, в которых они сходны между собой или различаются.

Любой предмет имеет множество, целый комплекс определяющих его признаков. Такие признаки могут определять свойства только этого предмета и быть единичными или отражать характерные черты целого ряда предметов. Такие признаки называются общими. Для подтверждения этих слов можно привести следующий пример: каждый человек имеет ряд характеризующих его признаков, часть из которых характеризуют только его. Это черты лица, телосложение, походка, мимика, а также признаки, определяемые представителями правоохранительных органов как «особые приметы», и иные броские признаки. Другие признаки характеризуют целую общность людей, выделяют эту общность из совокупности других общностей. К таким признакам можно отнести профессию, национальность, социальную принадлежность и т. п.

Кроме единичных (индивидуальных) и общих признаков логика выделяет признаки существенные и несущественные.

Понятие качественным образом отличается от форм чувственного познания, т. е. ощущений, восприятия и представлений. Эти формы существуют в сознании человека в виде наглядных образов, отражающих отдельные предметы или их свойства. Иными словами, ощущение – это форма чувственного познания. Оно, как и представление, через восприятие образует чувственно-наглядный образ какого-либо предмета или явления. В понятии наглядность отсутствует. Таким образом, понятие – это форма мышления, которая на абстрактной основе отражает предметы, исходя из их существенных признаков. Такой подход делает понятие весьма удобным инструментом научного познания и поэтому широко применяется в различных областях и отраслях науки, а также играет огромную роль в построении учебного процесса. Это характерно как для естественных, так и для гуманитарных наук. В процессе формирования понятия наука отражает в понятии изучаемые ею предметы и явления.

Понятия имеют языковое выражение и неразрывно связаны с основной языковой единицей – словом. Выражаются понятия как посредством последних (слов), так и при помощи словосочетаний (словесных групп). Само собой разумеется, что без слов и словосочетаний невозможно ни построение понятий, ни оперирование имени (слова и словосочетания, объединенные каким-либо смыслом и обозначающие какой-либо предмет).

Омонимы (от греч. homos – «одинаковый» и onyma – «имя») – разные, но одинаково звучащие и пишущиеся единицы языка (слова, морфемы и др.).

Синонимы (от греч. synonymos – «одноименный») – это слова, различающиеся по звучанию, но тождественные или близкие по смыслу, а также синтаксические и грамматические конструкции, совпадающие по значению.

Даосизм | Определение, происхождение, философия, верования и факты

Даосизм , также пишется Даосизм , коренная религиозно-философская традиция, которая формировала жизнь Китая более 2000 лет. В самом широком смысле даосское отношение к жизни можно увидеть в принятии и уступке, радостных и беззаботных сторонах китайского характера, отношении, которое компенсирует и дополняет моральный и сознательный, строгий и целеустремленный характер, приписываемый конфуцианству.Даосизм также характеризуется позитивным, активным отношением к оккультизму и метафизике (теориям о природе реальности), тогда как агностическая, прагматическая конфуцианская традиция считает эти вопросы лишь второстепенными, хотя реальность таких вопросов большинством Конфуцианцы, не отрицают.

Популярные вопросы

Что такое даосизм?

Даосизм — это философия, религия и образ жизни, возникшие в VI веке до нашей эры на территории современной восточной китайской провинции Хэнань.С тех пор он сильно повлиял на культуру и религиозную жизнь Китая и других стран Восточной Азии.

Что означает dao ?

Термин дао предшествовал возникновению даосизма и используется во всех школах китайской философии, включая конфуцианство. Его буквальные значения включают, среди прочего, «путь», «путь», «дорога», «курс», «речь» и «метод».

Каковы основные учения даосизма?

Концепция dao широка и играет различные роли в даосской философии.Космическое Дао, или Путь Космоса, — это неопределенная сила или принцип, который скрыто содержит все вещи и спонтанно порождает вселенную посредством ее постоянных ритмических колебаний. Человечество будет процветать, только если его dao , или «путь», согласован с этим естественным порядком. Мудрый правитель или самосовершенствующийся мудрец настолько настроен на Дао, что его действия не оставляют никаких следов и поэтому остаются совершенно незамеченными.

Кто были великие учителя даосизма?

Основатель — Лао-цзы, процветавший в VI веке до нашей эры, но о котором мало что известно. Даодэцзин («Классика пути к власти»), самая ранняя работа даосской философии, традиционно приписывается ему, но, вероятно, была составлена ​​после его смерти многими авторами. Чжуанцзы («Мастер Чжуань»), живший с 369 по 286 год до нашей эры, был одним из главных толкователей даосизма. Его работа Zhuangzi , частично составленная его учениками, считается более всеобъемлющей, чем Daodejing .

Чем даосизм отличается от конфуцианства?

Даосизм и конфуцианство представляют собой противоположные, хотя и не несовместимые, понимания человеческого процветания или благополучия.В то время как даосизм стремится к гармонии между индивидуальным (или человеческим) путем и естественным порядком и склонен отвергать человеческое общество как искусственное и ограниченное, конфуцианство подчеркивает достижение своего рода морального совершенства ( ren , или «человечность»), которое культивируется. и проявляется в сознательном поведении в рамках социальных институтов, таких как семья, школа, община и государство.

Популярные вопросы: Даосизм Вопросы и ответы о религиозно-философской китайской традиции даосизма. Encyclopædia Britannica, Inc. См. Все видео для этой статьи

Более строгое определение даосизма включает в себя: идеи и отношения, присущие Laozi (или Daodejing ; «Классика пути силы»), Zhuangzi , Liezi и связанные с ними сочинения; даосская религия, которая связана с ритуальным поклонением Дао; и тех, кто считает себя даосами.

Даосская мысль пронизывает китайскую культуру, включая многие аспекты, которые обычно не считаются даосскими.В китайской религии даосская традиция — часто служащая связующим звеном между конфуцианской традицией и народной традицией — в целом была более популярной и спонтанной, чем официальный (конфуцианский) государственный культ, и менее расплывчатой ​​и бесформенной, чем народная религия.

Даосская философия и религия проникли во все азиатские культуры, находящиеся под влиянием Китая, особенно во Вьетнаме, Японии и Корее. Различные религиозные практики, напоминающие даосизм в таких областях китайского культурного влияния, указывают на ранние контакты с китайскими путешественниками и иммигрантами, которые еще предстоит выяснить.

Получите эксклюзивный доступ к контенту нашего 1768 First Edition с подпиской.
Подпишитесь сегодня

Как западные синологи, так и сами китайские ученые проводят различие — со времен Хань (206–220 гг. До н. Э.) — между даосской философией великих мистиков и их комментаторов ( daojia ) и более поздней даосской религией ( daojiao ). Эта теория — уже не считавшаяся действительной — основывалась на представлении о том, что «древний даосизм» мистиков предшествовал «более поздним нео-даосским суевериям», которые были неправильной интерпретацией метафорических образов мистиков.Однако мистиков следует рассматривать на фоне религиозных обрядов, существовавших в их время. Их экстаз, например, был тесно связан с трансами и духовными путешествиями ранних магов и шаманов (религиозных персонажей, обладающих способностями к исцелению и психическим преобразованиям). Не только авторы Даодэцзин , Zhuangzi (книга «Мастер Чжуан») и Liezi (книга «Мастер Лжи») не являются действительными и центральными основателями более раннего «чистого» даосизма. позже они превратились в суеверные обычаи, но их можно даже рассматривать как отчасти на грани более старых даосских традиций.Таким образом, поскольку между даосами разных социальных классов — философами, аскетами, алхимиками и жрецами популярных культов — почти непрерывное взаимовлияние — различие между философским и религиозным даосизмом в этой статье сделано просто ради удобства описания. ,

Среди современных ученых также есть тенденция проводить менее жесткую грань между тем, что называется даосом, и тем, что называется конфуцианством. Эти две традиции разделяют многие из одних и тех же идей о человеке, обществе, правителе, небесах и вселенной — идеи, которые не были созданы ни одной школой, но происходят из традиции, предшествующей Конфуцию или Лаоцзы.

Исходя из этой общей традиции, ортодоксальное конфуцианство ограничило область своих интересов созданием моральной и политической системы, которая сформировала общество и Китайскую империю; в то время как даосизм в рамках того же мировоззрения представлял более личные и метафизические заботы.

В случае буддизма — третьей традиции, повлиявшей на Китай, — фундаментальные концепции, такие как несуществование индивидуального эго и иллюзорная природа физического мира, диаметрально противоположны даосизму.С точки зрения открытых индивидуальных и коллективных практик, однако, соревнование между этими двумя религиями за влияние среди людей — соревнование, в котором конфуцианству не нужно было участвовать, потому что оно находилось под покровительством государства — привело к взаимным заимствованиям, многочисленным поверхностным сходствам и, по сути, китайским развития внутри буддизма, такие как секта Чань (японский дзэн). В народной религии со времен Сун (960–1279) даосские и буддийские элементы сосуществовали без четких различий в сознании прихожан.

.

Общая характеристика лингвистических единиц

Язык рассматривается как система элементов (знаков, единиц), таких как звуки, слова и т. Д. Эти элементы не имеют ценности друг без друга, они зависят друг от друга, они существуют только в системе, и они ничто без система. Система подразумевает характеристику сложного объекта как состоящего из отдельных частей (например, системы звуков). Язык — это структурная система.

Единицы языка делятся на:

1) сегментарный (фонемы, образующие фонематические цепочки различных статусных слогов, морфем, слов и т. Д.)

2) надсегментарный (интонации, (интонационные контуры), акценты, паузы, образцы порядка слов).

сегментных единиц языка образуют иерархию уровней , где единицы любого более высокого уровня формируются из единиц непосредственно более низкого уровня (морфемы раскладываются на фонемы, слова раскладываются на морфемы, фразы раскладываются на слова и т. Д. ).

1) Самый низкий уровень языковых сегментов — фонематических (фонологических). Единицей фонематического уровня является фонема . Фонема не имеет смысла, ее функция — дифференциал ( отличительная единица сумки назад). Поскольку фонема не имеет значения, это не знак.

Единицы всех высших языковых уровней имеют смысл; они могут называться сигнем в отличие от фонем.

2) Уровень, расположенный выше фонематического, является морфемным (морфологическим) . Единицей этого уровня является морфема (элементарная значимая часть слова: учить, учить er ).Морфема выражает абстрактные смысловых значений, которые используются в качестве составляющих для образования более конкретных номинативных (именующих) значений слов.

3) Третий уровень — это лексический уровень . Единицей уровня является слово . Это слово дает имена вещам и их отношениям, так что это непосредственно именующая (именительная) единица языка. Такую номинацию, проводимую отдельными словами, можно назвать монономинацией .

4) Следующий уровень — фраземический уровень (уровень словосочетаний / групп слов).Единицей уровня является группа слов (условных фраз) , комбинация двух или более условных слов, которая имеет функцию именительного падежа . Эти комбинации представляют собой референт номинации как сложное явление (конкретная вещь, действие, качество, целая ситуация): живописная деревня; начинать рывком; чрезвычайно сложно; неожиданный приезд начальника. Такую номинацию можно назвать полиномом .

Условные фразы могут быть двух типов :

1) стабильные (фразеологические единицы) образуют фразеологическую часть лексикона и изучаются фразеологическим отделом лексикологии.

2) бесплатные , которые в процессе речи наращиваются на существующие производительные модели. Они изучаются на низшем уровне синтаксиса.

Грамматическое описание фраз иногда называют меньшим синтаксисом (в то время как более крупный синтаксис изучает предложение и его текстовые связи).

5) Следующий уровень называется proposemic (уровень предложений). Его единица — , предложение . Особенность предложения (proposeme) состоит в том, что, называя определенную ситуацию или ситуативное событие, оно выражает предикации ( отношение обозначаемого события к реальности).Он показывает, является ли это событие реальным или нереальным, желательным или обязательным, заявленным как правда или о котором спрашивают и т. Д.

6) Есть еще один уровень надпропосемический / диктемический (диктемное высказывание), уровень или уровень групп предложений ( надсентенциальных конструкций комбинация отдельных предложений, образующих текстовое единство или элементарная тематическая сегментарная единица непрерывного текста ). Синтаксический процесс, посредством которого предложения соединяются в текстовые единицы, анализируется под заголовком кумуляции. Функции диктемы — это номинация, предикация, тематизация (она создает тематический отрезок некоторого текста) и стилизация.

В печатном тексте надпредлагательная конструкция обычно совпадает с абзацем. Однако, в отличие от абзаца, эта конструкция может быть реализована не только в письменном тексте, но и во всех разновидностях устной речи.

Подводя итог: поскольку фонематический уровень образует субоснову языка, два понятия грамматического описания должны быть выделены как центральные: понятие слова и понятие предложения.Первый анализируется с помощью морфологии грамматического обучения слову, который имеет дело с внутренней структурой слов, особенностями их грамматических категорий и их семантикой; второй анализируется с помощью синтаксиса грамматического обучения предложению, которое касается правил, управляющих сочетанием слов в предложениях (и текстах в современной лингвистике).

Семинар 1. Грамматика: общие понятия

1) Будьте готовы определить следующие термины:

1.грамматическая система

2. именные средства

3. Директивный подход

4. Использование языка / языковая реальность

5. грамматические формы

6. Плоскость содержания

7. Плоскость выражения.

8. грамматическая многозначность

9. Грамматическая омонимия

10. грамматическая синонимия

11. синтагматические отношения

12. парадигматические отношения

13. строка

14.предикативная синтагма

15. Объективная синтагма

16. Атрибутивная синтагма

17. Наречная синтагма

18. Семантические ПР

19. Официальные PR

20. Функциональные ПР

21. грамматическая парадигма

22. сегментарный блок

23. Надсегментарный блок

24. фонематический / фонологический / уровень

25. фонема

25. дифференциальная функция

26. подписи

27.морфемический / морфологический уровень

28. морфема

29. лексический уровень

30. монономинация

31. фраземический уровень

32. условные фразы

33. многочлен

34. стабильные группы слов

35. свободные группы слов

36. меньший синтаксис

37. более крупный синтаксис

38. Уровень предложения

39. proposeme

40. предикация

41.надпредупреждающий уровень

42. dicteme

43. Надсмысловые конструкции

44. накопление

45. номинация

46. Актуализация

47. морфология

48. синтаксис

2) Будьте готовы обсудить следующие вопросы:

1. Значение термина грамматика.

2. Грамматика как раздел языкознания.

3. Связь грамматики и языковой реальности.

4. Понятие корпусной и коммуникативной грамматик.

5. План содержания и план выражения. Многозначность, омонимия, синонимия в грамматике.

6. Синтагматические и парадигматические отношения. Типы понятийных синтагм.

7. Иерархическая структура языка. Уровни языка в языковой системе.

8. Сегментарные и надсегментарные единицы и различие между ними. Функции языковых единиц.

3) Проанализируйте следующие тексты:

Текст l

Дерек Бикертон: Язык и виды. University of Chicago Press 1990, страницы 122, 126, 128

Мысленный эксперимент в главе 1 предполагает, что язык, возможно, развился в два этапа, с гипотетическим «протоязыком», свободным от грамматики, что привело к полноценному человеческому языку. Версии этого сценария распространены среди авторов, посвященных эволюции языка. Здесь Бикертон утверждает, что современные аналоги протоязыка содержат ключи к разгадке происхождения языка.

Только что рассмотренные свидетельства дают основание предполагать, что существует способ языкового выражения, который совершенно отличается от нормального человеческого языка и используется четырьмя классами носителей: обученными обезьянами, детьми до двух лет, взрослыми, лишенными языка в своей жизни. ранние годы и говорящие на пиджине.Поскольку этот режим возник спонтанно у трех человеческих классов; поскольку второй класс включает всех представителей нашего вида в самом раннем возрасте; и поскольку четвертый класс потенциально включает любого человека в любое время, мы можем рассматривать моду как характеристику вида. Это такая же характеристика вида, как и язык, хотя, в отличие от языка, он может быть доступен другим видам при соответствующем обучении. ….

Как мы видели, [грамматические элементы] не обязательно должны полностью отсутствовать в протоязыке, хотя они очень редко встречаются в речи детей младше двух лет и будут присутствовать в высказываниях обезьяны только в том случае, если обезьяны явно учат их использовать, возможно, не даже тогда.Однако даже там, где грамматические элементы находятся в протоязыке, их частота будет довольно низкой по сравнению с языком, и их распределение будет определенным образом искажено.

Протоязык редко, если вообще когда-либо, будет иметь какое-либо перегибание, какое-либо -igs, -ss, -eds, любое числовое или персональное согласование и так далее. В нем редко, если вообще когда-либо, будут какие-либо вспомогательные глаголы, функция которых заключается в выражении времени, аспекта, равенства или принадлежности к классу, хотя в нем могут быть выражения для возможности или обязательства.В нем будут отсутствовать комплементаторы, маркеры различения конечного / неопределенного и союзов, и в нем будет показано несколько предлогов, артиклей или указательных прилагательных, хотя в нем могут быть отрицатели, вопросительные слова и кванторы. Другими словами, чем сильнее смысловой элемент в грамматическом элементе, тем больше вероятность, что он появится в протоязыке. И наоборот, чем сильнее его структурная роль, тем меньше вероятность его появления. Если действительно существует более примитивное разнообразие языков наряду с полностью развитым человеческим языком, то задача объяснения происхождения языка значительно упрощается.

Почему существование более примитивного протоязыка должно значительно облегчить «задачу объяснения происхождения языка …»?

… чем сильнее смысловой элемент в грамматическом элементе, тем больше вероятность, что он появится в протоязыке. Зачем?

Текст 2

Кит Браун и Джим Миллер (ред.): Краткая энциклопедия синтаксических теорий. Пергамон 1996, страницы xiv-xv

В этом тексте рассматривается природа грамматики и рассматриваются способы, которыми грамматические модели различаются по своей направленности и выбору основных единиц.

Традиционно грамматики языков описывают структуру слов, фраз, предложений и предложений, используя понятия, относящиеся к морфологии (например, основа, корень, аффикс) и синтаксису (например, фраза, заголовок, модификатор, конструкция, порядок слов). … Опытные пользователи языка, вероятно, больше обращаются к словарям, чем к грамматикам. Они привыкли к системам времени, вида, настроения, падежа и транзитивности языка и могут использовать порядок слов, средства выделения и связки предложений для построения более длинных текстов из предложений.

… Формальные грамматики созданы для обработки различных типов информации, упомянутых выше, хотя еще ни одна грамматика не обрабатывает все типы. Некоторые грамматики предназначены для генерации (предоставления точных спецификаций) синтаксических конструкций, особенно расположения и отношений зависимости составляющих. С данной конструкцией некоторые грамматики связывают семантическую структуру, выраженную в логическом формализме, и фонологическую / фонетическую структуру. Что касается синтаксиса, некоторые грамматики определяют структуру слов, фраз и предложений, в то время как другие сосредотачиваются на словах и рассматривают фразы как второстепенные элементы.Большинство грамматик распознают синтаксические конструкции. На пределе, Правительство и Связывание и Принципы и Параметры [два подхода к порождающей грамматике] рассматривают отдельные конструкции как второстепенные и отдают приоритет общим ограничениям, каждое из которых применяется к ряду различных конструкций. Конструктивная грамматика … принимает конструкции как центральные и фундаментальные. Некоторые модели грамматики игнорируют базовую синтаксическую структуру, вместо этого уделяя внимание функциям различных конструкций в тексте. Эти модели концентрируются на лингвистическом представлении ситуаций с упором на такие вопросы, как: включает ли данная ситуация действие или состояние? Какие роли есть? Агент выражен или нет? Если да, то выражается ли это центральной составляющей придаточного предложения, такой как подлежащая именная фраза, или периферийной составляющей, такой как предложная фраза? Пациент выражен или нет? Влияют ли ответы на эти вопросы на форму глагола в данном предложении?

Лингвистам нужно изучить огромное количество очень заметных языковых данных; и все же они во многом расходятся во мнениях относительно того, что они рассматривают в отношении грамматической организации языков и языка в целом.Это кажется странным. В чем могут быть причины?

Текст 3

Джон Маквортер: Сила Вавилона: естественная история языка. Heinemann 2001, страницы 188-9

Глава 3 рассматривает различные способы, с помощью которых языки (а) используют формальные ресурсы грамматики и (б) выражают значения с помощью грамматики. Этот текст является частью описания Маквортером крайнего случая формальной сложности.

На мой взгляд, есть несколько лучших примеров, чем Фула из Западной Африки, о том, как поразительно барочная, произвольная и совершенно бесполезная для общения языковая грамматика может стать за тысячелетия и все же передаться в неизменном виде невинным детям.Фула имеет целых шестнадцать родов в том смысле, в каком мы разбираем это понятие в индоевропейских языках, и к какому роду принадлежит существительное, можно лишь приблизительно предсказать, за исключением одного пола, в котором есть люди. Более того, внутри каждого пола маркер варьируется произвольно в зависимости от существительного: leemuu-re orange, но в том же гендерном классе это loo-nde jar. Прилагательные, вместо того, чтобы копировать вариант маркера, который принимает существительное, берут свой собственный вариант маркера, который необходимо выучить с прилагательным.Таким образом, большой апельсин — это не leemuu-re mau-re, , а leemuu-re mau-nde.

Фула еще более продумана, чем это. Часто бывает не два или даже три, а четыре варианта гендерного маркера. Таким образом, в нашем роде, который содержит апельсины и банки, маркер появляется как -re в leemuu-re orange, как -nde в loo-nde jar, но как -de в tummu- de калебас; у другого пола полоса — лепп-ол, перо — лилли-воль, пояс — таадор-гол, , а кожаная нарукавная — бур-нгол. Кроме того, как и в любом языке, у фула есть свои неправильные формы: в одном роде вы должны знать не только то, что существительное будет принимать либо -u wu , -gu или -ngu в качестве маркера. , но также и то, что случайные существительные пойдут своим путем и вместо них примут -ku .

… [F] или большинство существительных Fula, когда мы прикрепляем новый уменьшительно-ласкательный или увеличивающий гендерный маркер к концу конца слова, одновременно согласная в начале слова изменяется некоторым образом и так часто, как не существует двух разных согласных, которыми он может стать, в зависимости от того, на какой из полов мы переключаемся. Мужчина — это гор-ко. Артикул для увеличивающегося пола — ga (на самом деле это один из четырех вариантов для этого пола, плюс еще один, который появляется нерегулярно!), Но в одном говорится не gor-ga , а ngor-ga. Есть еще одно изменение согласных, чтобы сделать gor множественным числом: артикль множественного числа … be, , но один говорит не gor-be , а wor-be.

Можете ли вы вспомнить примеры на других языках формальной сложности, которые, кажется, не имеют функциональной ценности или имеют небольшую функциональную ценность?

Что, по вашему мнению, является самым сложным с формальной точки зрения на вашем родном языке для правильного изучения иностранцами?

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *