Понятие мировоззрение философия: 3. Основные типы философского мировоззрения

2. Философия и мировоззрение. Философия

2. Философия и мировоззрение

Философия как теоретическое ядро мировоззрения. Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения. Но мировоззрение имеет и высший уровень — обобщение достижений науки, искусства, основные принципы религиозных взглядов и опыта, а также тончайшая сфера нравственной жизни общества. В целом мировоззрение можно было бы определить следующим образом: это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей.

В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение может быть идеалистическим или материалистическим, религиозным или атеистическим. Материализм есть философское воззрение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю. Согласно материализму, мир есть движущаяся материя. Духовное же начало, сознание есть свойство высокоорганизованной материи — мозга.

Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу — разуму, воле. Автор этой книги исходит из того, что материальное и духовное — это совечно единое сущее. Вне этого принципа мы не можем понять смысл сущего, его регулятивные принципы, объективную целесообразность и гармонию в мироздании. В рамках только материализма мы в принципе не в состоянии ответить на вопрос: кто в универсуме так мудро формообразует все и вся и осуществляет регулятивную функцию. Материализм несовместим с признанием объективной целесообразности в мире, а это неоспоримый факт в бытии сущего. С нравственно-психологической точки зрения мировоззрение может характеризоваться как оптимистическое или пессимистическое. В практике общения, в литературе понятие мировоззрения употребляется и в более узком смысле, например говорят: «философское мировоззрение», «политическое мировоззрение» или «художественное мировоззрение», или даже в еще более узком понимании — «врачебное мировоззрение», «физическое мировоззрение» и т. п.

Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия — это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать.

В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино-цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как и отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества (как форма реализации духовной сущности мировоззрения). И все это в органическом единстве — ведь о мировоззрении человека мы судим по делам его.

Итоговое определение соотношения философии и мировоззрения можно сформулировать так: философия — это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.

О ценностных ориентациях. Под ценностными ориентациями имеется в виду система материальных и духовных благ, которые человек и общество признают как повелевающую силу над собой, определяющую помыслы, поступки и взаимоотношения людей. Эта ориентация выражается и в практическом отношении людей к этим ценностям. Определить действительный стержень ценностных ориентаций в человеке, выявить его подлинную духовную сердцевину — значит узнать о нем нечто сущностное, после чего становится понятным очень многое в его помыслах, поведенческих актах, поступках. При этом ценностные ориентации складываются у человека в раннем детстве и уже тогда они дают о себе знать в поведении индивидуума. Нет и не было людей, душа которых не была бы преисполнена определенными иерархически выстроенными ценностными ориентациями.

Всякий предмет, любое событие, вообще все имеет объективную ценность или, если хотите, смысл, значимость, положительную или отрицательную ценность. При этом ценности неравнозначны: они имеют и объективно для нас разную меру значимости. Мы оцениваем вещи, события с чисто эмоциональной, религиозной, нравственной, эстетической, научной, философской, прагматической точек зрения. Тут можно говорить, например, о том, что вещи, как и люди, могут быть просто приятны. Иной уровень оценки того, что мы воспринимаем как возвышенное, сокровенное, священное.

Наша душа обладает и врожденными, и воспитанными свойствами, способностью побуждаться к действию по поводу той или иной ценности, что выражается в соответствующем переживании. Каждый человек обладает уникальным способом относиться к ценностям того или иного рода, в чем и состоит суть именно его ценностной ориентации. Это проявляется и на уровне мировоззренческих позиций, где речь идет об отношении к искусству, религии, к выбору философских пристрастий и прежде всего нравственных ориентаций. Так, для глубоко верующего человека определяющей силой в его духовной жизни является религия, т. е. те высшие и последние ценности, которые он признает над собой и выше себя, и то практическое отношение, в которое он становится к этим ценностям.

Отметим, что истинная сущность человека определяется не его отдельными качествами и порой случайными поступками, а преобладающими интересами и ценностными интересами. Жизнь общества в немалой степени зависит от господствующего мировоззрения, от того, какие убеждения и идеалы исповедует образованная часть общества, что считает наивысшей ценностью на шкале всей иерархии ценностей.

О вере. Проблема ценностей в составе мировоззрения теснейшим образом связана с такими феноменами духа, как вера, идеалы и убеждения. Вера, утвержденная на глубокой нравственной потребности души, изящно оживленной «теплым дыханием чувств», — один из стержневых устоев духовного мира человека и человечества. Может ли быть так, чтобы человек в течение всей своей жизни ни во что не верил? Такого быть не может: хоть дремлющая вера, но непременно наличествует в душе даже такого человека, про которого говорят, что он Фома неверующий.

Вера являет собой феномен сознания, обладающий силой неустранимости и огромной жизненной значимости: человек не может вообще жить без веры. Наш разум, по словам Б. Паскаля, со всей силой своей повелительности требует от человека веры: разум знает, что за его пределами есть бездна, ему недоступная, но в ней что-то схватывается силой интуиции, на чем и вырастает вера. Акт веры — это сверхсознательное чувство, ощущение, своего рода внутреннее «ясновидение», в той или иной мере свойственное каждому человеку, особенно художественным натурам, обладающим философски ориентированным умом. Кроме того, у человека существует нравственная или, говоря точнее, нравственно-психологическая необходимость веры: без нее, как и без доказательного знания, жить не только духовно, но и практически невозможно. Да и никто и не живет — ни самый отъявленный пессимист, ни воинствующий атеист. При этом нельзя противопоставлять разум и веру или веру и знание как нечто «несовместное». Старинная мудрость гласит: «Не только как, но и во что мы верим, выражает сущность духовного мира человека». Скажем, вера в добродетель опирается на чувство ее необходимости, на чувство того, что она слита воедино с моим сокровеннейшим Я, которое нравственно воспитано и социально абсолютно необходимо.

Далее, нельзя отождествлять веру вообще с религиозной верой. Любой атеист тоже преисполнен веры — в самого себя, в свои убеждения, в своих близких, в то, что мир есть «движущаяся материя, данная нам в ощущениях». Ведь это никто никогда не доказал и никто никогда доказать не сможет, в это можно только верить. Нельзя же учение физики о материи считать исчерпывающим: это лишь грань или срез знания, а не цельная картина всего сущего. Или возьмем другой пример. Мы верили в светлое будущее коммунизма. Но разве это — научное знание? Конечно, нет. Это самая настоящая, притом слепая, вера. Мы верили в «гениального вождя и учителя всех народов». Что это, как не мифология, атеистическая религия? Тут только иконы иные, а вера самая настоящая, неистово-злая: это религия идолопоклонства.

В самом же нормальном понятии собственно религиозной веры заключается то, что она, говорит Г. Гегель, есть не просто знание о Боге, о нашем отношении и отношении мира к нему, а также нетленности нашей души; это знание не есть просто историческое или рассудочное знание: в нем заинтересовано сердце, оно имеет влияние на наши чувства и на определение нашей воли, отчасти в силу того, что благодаря ей наши обязанности и законы приобретают большую силу, будучи представлены нам как законы Бога, отчасти в силу того, что представление о возвышенности и доброте Бога по отношению к нам наполняет наше сердце восхищением и чувствами смирения и благодарности. Таким образом, религиозная вера поднимает нравственность и ее мотивы на новую, более величественную высоту. Религиозные побуждения преисполнены утонченными чувствами, которые у настоящего верующего обретают более мягкие тона человечности и добра. Так что благодаря этому, красивой фантазии и упоительной силе духовного искусства (прежде всего музыки, вокала, живописи, иконописи), холодный разум как бы растопляется в солнечных лучах божественной благодати, несущей умиротворение и радость бытия.

Говоря о религии как форме общественного сознания, имеют в виду понятия Бога и бессмертия и то, что связано с этими понятиями, поскольку они составляют убеждение всех народов мира, оказывают влияние на их мысли и дела; все это возвышает и облагораживает дух нации, пробуждая в ее душе (порой дремлющие) чувства достоинства, не позволяя народу унижаться и унижать.

Об идеалах. Важной составляющей мировоззрения являются идеалы. Человек в своей жизни, в своем постоянном моделировании будущего не может обойтись без стремления к идеалу. Человек испытывает потребность измышлять идеалы: без них нет на свете ни одного разумного человека, ни общества; без них не могло бы существовать человечество.

Многие великие умы задумывались над тем, что такое «идеал»?

И.С. Тургенев полагал: «Жалок тот, кто живет без идеала!» Имея в виду именно идеал, К. Маркс писал, что идеи, которые овладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и к которым разум приковывает нашу совесть: это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца. Во все времена, утверждал Р. Роллан, были люди, отдававшие жизнь за свои идеалы. По словам Сенеки, когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. Аналогично думал и Л.Н. Толстой: идеал — это путеводная звезда; без нее нет твердого направления, а нет направления, нет и жизни.

Бросив ретроспективный взгляд на историю, мы убедимся, что люди решались на самые грандиозные дела, если впереди, хоть вдалеке, им сверкал путеводной звездой идеал.

Идеалы — это мечта и о самом совершенном устройстве общества, где все «по справедливости», и о гармонически развитой личности, и о разумных межличностных отношениях, и о нравственном, и о прекрасном, и о полной реализации своих возможностей на благо человечества. Идеалы, как правило, обращены в грядущее, однако случается, что их находят и в прошлом (вспомним эпоху Возрождения). Что в этих идеалах есть истинного, сохраняется в мировоззрении и в конечном счете реализуется в практике, в жизни, а неистинные идеалы, как утопия, будут рано или поздно отброшены.

Об убеждениях. Своего рода золотым куполом храма мировоззрения являются убеждения. Убеждения — это твердо составленная система взглядов, которые накрепко упрочились в нашей душе, при этом не только в сфере сознания, но и глубже — в подсознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувствами. Мировоззрение срастается с миром чувств и формами поведения, оно очерчивает личность, придавая качественную определенность ее духовному миру. В сфере убеждений невозможна сделка — двух безусловных принципов убеждения в душе одной и той же цельной и принципиальной личности быть не может. Характеризуя природу убеждений, С.Н. Булгаков писал:

«Чрезвычайно важную промежуточную ступень между верою и знанием составляет так называемое убеждение. Убеждение есть субъективно наиболее ценная для нас часть наших мнений, но вместе с тем убежденным можно быть лишь в том, что не имеет характера логической бесспорности, а в большей или меньшей степени поддерживается верой. Нельзя быть убежденным, например, в том, что сегодня такое-то число» [6].

Убеждения составляют стержень мировоззрения и духовное ядро личности. Человек без глубоких убеждений — это еще не личность в высоком смысле этого слова; это как бы плохой актер, играющий навязанные ему роли и в конечном счете утрачивающий свое собственное Я. Известно, что именно идейная убежденность позволяет человеку в минуту смертельной опасности преодолевать сильнейший инстинкт самосохранения, жертвовать жизнью и совершать героические поступки. История — свидетель того, что многие великие истины и принципы социальной справедливости «оплачены» кровью их убежденных защитников, которые шли на костер, виселицу, отбывали каторгу, умирали в ссылке.

Убеждения зарождаются и развиваются в ходе нашего становления, в общении с природой, в приобщении к сокровищам культуры. И по нашей воле (как бы она ни была сильна) изменить их нельзя: это нечто укорененное в глубинах нашей души. Однако наши убеждения могут меняться и даже существенным образом в периоды, когда происходит смена парадигмы знания и коренная переоценка всех ценностей, т. е. в переломные периоды в жизни общества, а также индивидуального развития.

Следовательно, убеждения не только зарождаются, но и перерождаются. Примеров этому великое множество. Перемены в убеждениях осуждать нельзя, если они имеют уважительные основания. Человеку зрелых лет позволительно изменить свои убеждения по поводу того или иного события, факта или вследствие нового, более основательного их изучения, или вследствие какой-нибудь существенной перемены, происшедшей в самих этих фактах. Говоря об этом применительно к себе, Ф.М. Достоевский утверждал, что ему очень трудно рассказывать историю перерождения своих убеждений. Об этом хорошо пишет Лев Шестов. По его словам, история перерождения убеждений — это прежде всего история их рождения. Убеждения вторично рождаются в человеке на его глазах в том возрасте, когда у него достаточно опыта и наблюдательности, чтобы сознательно следить за этим великим и глубоким таинством своей души. Но он не был бы проницательнейшим психологом, если бы такой процесс мог бы пройти для него незамеченным. Но он не был бы писателем, если бы не поделился с людьми своими наблюдениями. От прошлых убеждений Достоевского, от того, во что он веровал в молодости, когда вошел к кружок В.Г. Белинского, не осталось и следа. Обыкновенно люди считают поверженных кумиров все же богами, а оставленные храмы — храмами. Достоевский же не то что сжег — он втоптал в грязь все, чему когда-то поклонялся. Свою прежнюю веру он уже не только ненавидел — он презирал ее. Таких примеров в истории литературы немного. Новейшее время, кроме Достоевского, может назвать только Ф. Ницше. Его разрыв с идеалами и учителями молодости был не менее резким и бурным, а вместе с тем и болезненно мучительным. Достоевский говорит о перерождении своих убеждений, а Ницше — о переоценке всех ценностей. В сущности оба выражения — лишь разные слова для обозначения одного и того же процесса. Для того чтобы осмыслить действительную суть и жизненную силу мировоззренческих принципов в деятельности человека, нужно высветить не только собственно теоретические аспекты мировоззрения, но и вникнуть в глубины эмоциональных переживаний человеком этих принципов. Тогда открываются мощные мотивы, движущие силы в жизнедеятельности человека, в цепи его поведенческих актов, поступков. Необходимо отметить, что мировоззрение должно быть рассмотрено под углом зрения его истинности, точнее говоря, меры его истинности. Только истинные убеждения могут служить результативным принципом жизни человека. Убеждение человека дурно, если оно ложно.

Таковы составляющие мировоззрения, теоретическим стержнем которого является система философских знаний. А для того чтобы осмыслить эту систему, разумеется в самых общих чертах, мы прежде всего должны познакомиться с историей философии.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Понятие и виды мировоззрения. Философия как мировоззрение. — Студопедия

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения. Мировоззрение — это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей.

Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия — это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать.

В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино-цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как и отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентации, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества (как форма реализации духовной сущности мировоззрения). И все это в органическом единстве — ведь о мировоззрении человека мы судим по делам его.



Итоговое определение соотношения философии и мировоззрения можно было бы сформулировать так: философия — это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.

В общем виде условно типы мировоззрений можно разделить на:

1. Социально-исторические (формируются на различных этапах развития человечества):

a) архаический (сюда относят анимизм (наделение душой животных, предметов и явлений природы), тотемизм, фетишизм)

b) мифологический— вырастает из архаического, исходно-анимистического. Оно отличается от него большей абстрактностью. Души явлений окончательно отделяются от них и образуют особый мир — мир духов, которые вступают между собой в отношения, типичные для людей. Благодаря этому миф выполняет не только познавательную, но и ценностную функцию, становится программой, обеспечивающей организацию человеческого поведения.



c) религиозный — вырастает из мифологического и включает в себя многие его элементы. Грань между мифологическим и религиозным довольно подвижна. Главное отличие состоит в том, что персонифицированные мировые силы (духи, боги) окончательно превращаются в надмировые и внемировые. Религиозное мировоззрение окончательно превратило потусторонний мир в мир сверхъестественный. Верующему человеку вообще не страшны эмпирические опровержения его верований. Ведь никакая эмпирия (опыт) неспособна и близко подойти к запредельному сверхчувственному миру.

d) философский – возник на базе религиозного, это первоначальное объективное знание, которое накапливало человечество на основе и по мере усложнения своего практического отношения к действительности.

2. Экзистенциально-личностные(формируются на различных стадиях духовного становления человека и различаются, главным образом, тем способом, каким индивид усваивает себе мировоззренческие достижения человечества и сам продуцирует их):

a) стихийное мировоззрение отличается несистематичностью знаний, разрозненностью взглядов, оно некритично и мало рефлексивно.

b) догматическое мировоззрение – («догма» означает учение, как правило, глубоко продуманное и всесторонне разработанное специалистами). Догма дает систематизированные ответы на самые разные вопросы. Но догматический тип мировоззрения не является самокритичным. Человеку оно преподносится как некоторая безусловная ценность. Отступление от нее часто вызывает санкции со стороны общества.

c) рефлексивное — формируется собственными усилиями человека. Рефлексия — это способность человека как субъекта познания делать своим предметом не только явления и события внешнего мира, но и самого себя, свой внутренний мир. Это размышление не только о чем-то, но и о том, как разворачивается данное размышление.

Рефлексивное мировоззрение нельзя почерпнуть в готовом видеиз книг, фильмов или средств массовой информации. Оно вырабатывается только самим человеком. Конечно, любой человек свободен не абсолютно, при формировании мировоззрения он опирается на накопленный человечеством культурный и мировоззренческий опыт. Но приобщаясь к идеям выдающихся мыслителей (философов, поэтов, ученых и религиозных деятелей), человек делает самостоятельные шаги и в своем духовном развитии. В формировании рефлексивного (культурно и исторически определенного, но свободного по сути, по духу своему) мировоззрения, незаменимую роль играет философия в ее личностно-жизненном преломлении.

Именно в философии находим мы концентрированное выражение рефлексивной способности человеческого мышления. Философия анализирует сами средства постановки и решения мировоззренческих проблем.

Соотношение философии и мировоззрения | Мудрый Философ

Формы мировоззрения

Как же соотносятся философия и мировоззрение? Для ответа на данный вопрос рассмотрим основные формы мировоззрения, которые имели место в истории культуры общества: мифология, религия, наука и философия.

1. Мифология — древнейшая форма мировоззрения. Она представляла собой своеобразную картину действительности, где переплетались как предания, так и правдивые повествования об исторических событиях. Силы природы олицетворялись.

Мифологическое мировоззрение являлось художественным, т. е. определялось как мировосприятие через чувственные наглядные образы в литературе, живописи, скульптуре.

2. Религия возникла в глубокой древности в виде анимизма (одушевления живых и неживых существ и предметов), тотемизма (поклонения животным предкам), фетишизма (наделения волшебными свойствами вещей и явлений) и магии (веры в способность человека с помощью ритуалов влиять на людей, животных, природные силы, духов и богов).

Философия занимает особое место в структуре мировоззрения: ее невозможно непосредственно вывести из мифологии или представить как обобщенный опыт практической деятельности людей. В свою очередь, философия отделима от религии, так как стремится дать рациональное, разумное объяснение действительности.

Философское мировоззрение специфично, имеет рефлексивный характер, то есть знание, в котором главным предметом осмысления является сам человек. Религия и наука являются оппозиционными формами мировоззрения: они альтернативны и непримиримы между собой. Философия же призвана служить мостом между религией и наукой, выстраивая теоретические конструкции между воображением и фактами, которые сами по себе дают одностороннюю и недостаточно полную картину действительности.Таким образом, философия как составная часть мировоззрения является его центром, системообразующим ядром, обеспечивающим его целостность и полноту.

 Виды мировоззрения

Таким образом, к мировоззрению имеют отношение как искусство, мифология и религия, так и философия.  В зависимости от решения (сознательного или  стихийного) основного вопроса мировоззрения различают два типа мировоззрения. В первом случае мировоззрение духовно усваивается (осознается) людьми через перенесение на него явных и неявных качеств и форм  человеческой жизни. Во втором случае люди осознают себя через природу, перенося на себя качества, свойства и законы мироздания как такового, природы. Оба решения неверны. Природа не антропоморфна. Человек и общество — это такие части природы, которые существуют по своим законам. Но неверны эти решения по-разному. Первое решение неверно абсолютно. Это тупик. Второе решение неверно относительно. Открытие законов общественного развития возможно лишь при фундаментальном допущении того, что человек как естественное существо есть часть и продукт природы и что его естественные потребности первичны и могут быть удовлетворены лишь через материальное производство.

1. Социоантропоморфическое мировоззрение —  мировоззрение первого уровня и первого вида. В этом мировоззрении мироздание духовно осваивается людьми на образно-представленческо-эмоциональном уровне путем перенесения на природу явных и неявных качеств человека как общественного существа и общества в целом.

Социоантропоморфическое мировоззрение не едино. Скорее можно говорить о социоантропоморфическом мировоззренческом комплексе, чем о социоантропоморфическом мировоззрении как таковом. В этот комплекс  входят мифологическое, религиозное и частично художественное мировоззрения.

Если некое человеческое свойство представить отвлеченно от его носителя,  человека, то образуется элемент мифологического  мировоззрения, где образ становится равным его значению, т. е. понимается безусловно. Такая позиция станет началом мифологического образа — вымышленного существа. Однако миф становится частью религии лишь тогда, когда он приурочен к религиозному действию, к обряду и культу, когда он входит в систему псевдопрактического, иллюзорного взаимоотношения людей и антропоморфизированной природы.

К социоантропоморфическому виду мировоззрения относится лишь субъективное художественное мировоззрение. Это такое художественное мировоззрение, при котором изображаемое в значительной степени подменяется производимым им субъективным впечатлением, когда объект служит раскрытию состояния субъекта. Такое художественное мировоззрение можно назвать импрессионистско-лирическим.
2. Второй вид мировоззрения — объективное художественное мировоззрение — мировоззрение первого уровня. Объективное художественное мировоззрение делает акцент на  взаимоотношениях общества и человека, природы — и общества и человека. Его можно назвать  натуралистически-реалистическим.

От художественного мировоззрения, как субъективного, так и объективного, следует отличать мировоззрение художника, которое может быть религиозным,  философским или даже обыденным.

3. Третий и четвертый виды мировоззрения образуют философский мировоззренческий комплекс. Это мировоззрение второго уровня. В нем взаимоотношение  мироздания как такового, природы и людей духовно осваивается, осознается в логической системе понятий и категорий.

Рационализированность и системность — таковы главные видовые отличия философии как таковой.  Философия — это системно-рационализированное  мировоззрение. Системность определяет содержание философии, поиск ею субстанции мироздания, а рационализированность — ее форму, ее уровень. Что касается основного вопроса мировоззрения, то в философии на втором уровне мировоззрения он принимает форму основного вопроса философии, вопроса об отношении бытия (этой абстрагизированной природы) и мышления, сознания (этого абстрагизированного человека).

Философский идеализм, будучи, в отличие от социоантропоморфического вида мировоззрения, освоением мира «мыслящей головой», принадлежит ко второму уровню мировоззрения, но, раскрывая бытие через дух, мышление, «я», он принадлежит к первому виду мировоззрения. Для философского идеализма характерен неявный специфический антропоморфизм: природа уподобляется если не человеку в целом, то его духу, мышлению, сознанию.

Философский материализм принадлежит ко второму уровню и ко второму виду мировоззрения. Речь здесь идет лишь о домарксовском «натуралистическом» материализме, который именно и пытался свести понимание людей и человеческого общества к законам природы.

Различая здесь материализм и идеализм как разные виды мировоззрения, следует подчеркнуть, что в этом смысле они едины. И тот и другой являются все же философией — высшим видом мировоззрения и специфической формой общественного сознания, частью идеальной настройки. Однако нельзя не учитывать, что если философский материализм отличается от социоантропоморфического вида мировоззрения и по форме (методу) и по содержанию (типу), то философский идеализм — лишь по форме, и это различие существенно.

По отношению к философии искусство, мифология, религия, не переставая существовать сами по себе, выступают в качестве парафилософии (буквально «окололюбомудрия»), где две ее части — мировоззрение и наука — вступают во взаимодействие и противоречия, определяя тем самым влияние на философию и соответственно уровень, на которым находится философское мировоззрение.

Видеоматериалы по теме:

Читайте также:
Предмет философии
Проблема происхождения философии
Основные функции философии
Специфика и структура философского знания  
Основной вопрос философии и две его стороны

Конспект лекций. Философия как мировоззренческое знание (Наталья Ольшевская, 2009)

Философия как мировоззренческое знание

Философское знание иногда рассматривается как рефлексивное, то есть такое, в котором человек познает себя, свои фундаментальные черты (рефлексия – само-обращенность). Но ведь человек познает себя, глядясь в мир, отражает себя в характеристиках мира, в который он «вписан», который выступает как данность, как жизненносмысловой горизонт человека. Таким образом, философия дает целостное представление о мире и выступает как знание мировоззренческое. Мировоззрение – это совокупность взглядов, представлений, убеждений, норм, оценок, жизненных установок, принципов, идеалов, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения и деятельности.

Мировоззрение каждого человека формируется постепенно. В его формировании можно выделить следующие ступени: мироощущение, миропереживание, мировосприятие, миропредставление, миропонимание, мировоззрение. Естественно, мировоззрение человека включает в себя не только философские взгляды. Оно складывается из специфических политических, исторических, экономических, нравственных, эстетических, религиозных или атеистических, естественно-научных и других воззрений.

Основу всех взглядов, в конечном счете, составляют философские взгляды. Поэтому понятие «мировоззрение» может быть отождествлено с понятием «философское мировоззрение».

Понятие «мировоззрение» соотносится с понятием «идеология», но они не совпадают по своему содержанию. Идеология охватывает лишь ту часть мировоззрения, которая ориентирована на социальные явления и социальноклассовые отношения.

Какова роль мировоззрения в жизни человека? Мировоззрение определяет отношение человека к миру и направленность его деятельности. Оно дает человеку ориентацию в социальной, политической, экономической, нравственной, эстетической и других сферах жизни общества. Поскольку ни одна специальная наука или отрасль знания не выступает в качестве мировоззрения, постольку изучение философии представляется важным для специалиста любой отрасли.

Мировоззрение как философское понятие

Мировоззрение – это совокупность общих представлений о действиях, которые отражают и раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру. В это понятие входят жизненные позиции человека, убеждения, идеалы (истина, добро, красота), принципы отношения к действительности (оптимизм, пессимизм), ценностные ориентации. Мировоззрение может быть индивидуальным, общественным, групповым.

В мировоззрении выделяют два уровня – чувственно-эмоциональный и теоретический. Чувственно-эмоциональный уровень – это цельное осознание действительности в виде ощущений, восприятий, эмоций. Теоретический уровень – это интеллектуальный аспект мировоззрения (действительность через призму законов).

Исторические формы мировоззрения: мифология, религия, философское знание. Миф – священное предание, сложенное о деянии богов, в котором повествуется о том, как устроен мир. Мифология связана с обрядами, ритуалами. Миф воплощает в себе коллективный опыт осмысления действительности предков. Мифологическое сознание существует и сейчас. Религия – это форма общественного сознания, смысл которого заключается в фантастическом, иллюзорном, искаженном представлении о мироустройстве. Религия основана на вере в существование одного или нескольких богов (монотеизм, политеизм). Отличие от мифа в том, что у религии существуют свои книги и организационный орган. Философия (от греч. «любовь к мудрости») – это учение о высших принципах действительности, о первых началах бытия, учение о глубинной основе мира.

Человек всегда задумывался над тем, каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни, почему существуют жизнь и смерть. Мировоззрение по своему содержанию может быть научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, революционным или реакционным. Определенный тип мировоззрения обусловливается исторической эпохой, общественным классом, которые подразумевают наличие определенных норм и принципов сознания, стилей мышления.

Формы мировоззрения

Философия занимает основное место в культуре человека. Философия играет огромную роль в формировании мировоззрения.

Мировоззрение – целостный взгляд на мир и место человека в нем.

В истории человечества выделяются три основных формы мировоззрения.

1. Мифологическое мировоззрение – форма общественного сознания мировоззрения древнего общества, которая совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие действительности. Чертами мифов являются очеловечивание природы, наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком, отсутствие абстрактных размышлений, практическая направленность мифов на решение хозяйственных задач.

2. Религиозное мировоззрение – форма мировоззрения, основанная на вере в наличие сверхъестественных сил, влияющих на жизнь человека и окружающий мир. Для религиозного мировоззрения характерно чувственное, образно-эмоциональное восприятие действительности.

3. Философское мировоззрение отличается от других тем, что оно основано на знании, оно рефлексивно (имеет способность обращаться к самому себе), логично, опирается на четкие понятия и категории. Таким образом, философское мировоззрение представляет собой высший вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью и теоретической оформленностью.

В философском мировоззрении выделяются 4 компонента:

1) познавательный;

2) ценностно-нормативный;

3) эмоционально-волевой;

4) практический.

Философское мировоззрение имеет определенную структуру.

1-й уровень (элементарный) – совокупность мировоззренческих понятий, идей, взглядов, которые функционируют на уровне обыденного сознания.

2-й уровень (концептуальный) включает в себя различные мировоззрения, проблемы, концепции, направленные на деятельность человека или познание.

3-й уровень (методологический) – включает в себя основные понятия и принципы, выработанные на основе представлений и знаний с учетом ценностного отражения мира и человека.

Философское мировоззрение прошло три стадии эволюции:

1) космоцентризм;

2) теоцентризм;

3) антропоцентризм.

ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ — Студопедия

Всякая философия — это мировоззрение, т. е. совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека.

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения:

— философия — это высший уровень и вид мировоззрения, это системно-рациональное и теоретически оформленное мировоззрение;

— философия — это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение;

— философия — это система основополагающих идей в составе общественного мировоззрения. Мировоззрение — это обобщенная система взглядов человека и общества на мир и собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни, судеб человечества, а также совокупность обобщенных философских, научных, правовых, социальных, нравственных, религиозных, эстетических ценностей, верований, убеждений и идеалов людей.

Мировоззрение может быть:

— идеалистическим;

— материалистическим.

Материализм — философское воззрение, признающее основой бытия материю. Согласно материализму мир — движущаяся материя, а духовное начало — это свойство мозга (высокоорганизованной материи).

Идеализм — философское воззрение, которое считает, что истинное бытие принадлежит духовному началу (разуму, воле), а не материи.

Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, верований и убеждений, идеалов, а также образа жизни человека и общества.

Ценностные ориентации — система духовных и материальных благ, которые общество признает как главенствующую силу над собой, определяющую поступки, помыслы и взаимоотношения людей.



Все имеет значимость, смысл, положительную или отрицательную ценность. Ценности неравнозначны, они оцениваются с разных точек зрения: эмоциональной; религиозной; нравственной; эстетической; научной; философской; прагматической.

Наша душа обладает уникальной способностью определять именно свои ценностные ориентации. Это проявляется и на уровне мировоззренческих позиций, где речь идет об отношении к религии, искусству, к выбору нравственных ориентаций и философских пристрастий.

Вера — один из основных устоев духовного мира человека и человечества. Каждый человек вне зависимости от своих утверждений имеет веру. Вера являет собой феномен сознания, обладающий огромной силой жизненной значимости: жить без веры невозможно. Акт веры — это бессознательное чувство, внутреннее ощущение, в той или иной мере свойственное каждому человеку.



Идеалы являются важной составляющей мировоззрения. Человек всегда стремится к идеалу.

Идеал — это мечта:

— о совершенном обществе, в котором все честно;

— гармонически развитой личности;

— разумных межличностных отношениях;

— нравственном;

— прекрасном;

— реализации своих возможностей на благо человечества.

Убеждения — это четко составленная система взглядов, которые поселились в нашей душе, но не только в сфере сознания, но и в подсознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувствами.

Убеждения составляют:

— духовное ядро личности;

— основу мировоззрения.

Таковы составляющие мировоззрения, а его теоретическим стержнем является система философских знаний.

Истоками философии являются мифология и религия.
«Миф» в переводе с греческого языка означает «предание», «логос» – «учение, наука», таким образом, мифология – это наука о преданиях. Мифы существовали у всех народов мира, многие мифы посвящены космическим темам, т. к. люди пытались ответить на вопрос о происхождении и устройстве мира, о мировой гармонии, о превращении хаоса в космос, а также любая мифология описывает гибель мира в будущем и его последующее возрождение.
Мифология – это форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. В древности мифология являлась формой духовной культуры, которая объединяла в себе зачатки знаний, религиозные верования, политические взгляды и искусство. Чертами мифа являются: очеловечивание природы, наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком, отсутствие абстрактных размышлений, практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач, однообразие и поверхность мифологических сюжетов.
Древнеиндийская философия представлена ведами, в которых глубже просматривается вопрос о происхождении человека. В это время в ведах рассказывается, что Вселенная заполняется человечеством, которому предопределена карма, на весь период существования.
В Древнем Китае была образована философская школа – Даосская. Даосизм – это учение о пути, которое отстаивали в этой школе. Философы считали, что всё находится в пути, в движении, в изменении. Всё непостоянно и конечно. Человек должен следовать установленному порядку, тогда он будет бессмертен.
Особенности мифологии:
1. Мысль выражается в конкретных эмоциональных, поэтических образах и метафорах, одушевлялись и очеловечивались: космос и все природные силы.
2. Отсутствует разграничение мира и человека, мысли и эмоции, это было целостное миропонимание.
Философия и религия выходят из мифа, они походят тем, что решают мировоззренческие вопросы, но религия в основу ставит веру, а философия – это поиск истины.
Религия – это форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.
Для религиозного мировоззрения характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.
В VI веке до нашей эры философия представляла собой новый тип миропонимания, в основе которого лежал разум. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщение, выводы и доказательства стали вытеснять образы и вымыслы, т.е. мифологию. С развитием культуры менялось:
• специфика философии;
• статус (значение) философии;
• связи с наукой, но мировоззренческие проблемы оставались.
Смысл философии включает не только мировоззрение и познание, но и у всех философов всегда была система, которая завершалась этикой.

Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его сущность. Структура мировоззрения

Философия – мировоззренческое знание. Это ее специфическое отличие. В целом, философия и мировоззрение не совпадают полностью. Понятие «мировоззрение» шире, чем понятие «философия». Философия – лишь один из исторических типов мировоззрения, которому предшествовали и первоначально развивались параллельно – мифологический и религиозный типы мировоззрения.

Философия выступает как вершина (квинтэссенция) мировоззрения и одновременно как его ядро. Она приводит мировоззрение в систему, теоретизирует его.

Философия выполняет и роль фундамента мировоззрения.

В философской литературе выделяются три крупные исторические формы или типы мировоззрения:

§ Мифологическое (религиозно-мифологическое)

§ Религиозное

§ Философское

Все они соответствовали определенным историческим периодам развития человечества: мифологическое было самым первым, самым ранним самоопределением человека в мире. Религиозное (монотеистическое) в современном уже виде возникало практически наряду с философским (немецкий философ К.Ясперс назвал этот период «осевым временем» истории и культуры). Но вместе с тем, все эти типы мировоззрения в той или иной форме присутствуют и в современной духовной культуре в явном (религия) или снятом (мифология) виде.

Сущностью мифологического мировоззрения является, прежде всего, иллюзорность восприятия бытия, и если такая иллюзорность существует в практике людей, то можно говорить о наличии мифологического мировоззрения, хотя, в целом, историческое время его прошло. Мировоззрение не формируется специально профессионалами, оно формируется в процессе жизнедеятельности человека и общества объективно как результат различных влияний и активной избирательности самого человека, хотя и профессиональные философы все же вносят определенный субъективный момент в формирование мировоззрения. Мировоззрение – это социально-историческое явление, возникающее с появлением человечества. Оно не просто является частью его культуры, а выражает ее суть. Процесс выработки мировоззрения представляет общественную потребность: осознание человеком и человечеством мира, в котором он живет, самого себя и своего места в этом мире. Без осознания хода жизни, ее дальнейших перспектив, просто, невозможно куда-либо двигаться, поэтому одной из основных составляющих мировоззрения выступают его ценностные аспекты.



Мировоззрение – это определенная система наиболее общих взглядов человека на мир, на самого себя, на цели и пути исторического развития. Поэтому, будучи системой взглядов, мировоззрение включает в себя не все взгляды, а лишь основополагающие, принципиальные, которые наиболее постоянны и не подвержены сиюминутным изменениям.



Теория формирования личности считает, что основные черты мировоззренческих ориентаций начинают складываться с 2-3-летнего возраста. К 5-7 годам уже устанавливается некоторая определенность, индивидуальность мироощущения и мировосприятия.

Можно выделить несколько важнейших компонентов мировоззрения. Эти компоненты характеризуют три главных момента деятельности человека. Для того, что успешно действовать, человек должен: а) знать, как нужно делать; б) хотеть (желать) именно это и именно так делать, и в) уметь достигать желаемого. Знания, воля и практика – только при сочетании всех этих компонентов человек может реализовать свое мировоззрение.

Можно выделить следующие некоторые структурные элементы мировоззрения:

1. Теоретико-познавательный компонент.

Мировоззрение – это, прежде всего, знание. Оно складывается из системы повседневных или обыденных, научно-технических, профессиональных, социальных и прочих знаний. Познавательный компонент формирует у человека наличие конкретно-научной и универсальной картин мира. Мировоззрение как знание систематизирует не только личные, индивидуальные знания, но и общественные достижения, включает весь человеческий опыт познавательной деятельности.

2. Ценностно-нормативный компонент.

Одним из назначений мировоззрения является не только то, чтобы человек опирался на какие-то знания, а главное то, чтобы человек руководствовался какими-то социальными, общественными регуляторами, чтобы он не выпадал из системы своей эпохи и достижений общечеловеческой культуры. Поэтому важнейшими элементами мировоззрения являются убеждения, ценности, идеалы, которые непосредственно и определяют практическую направленность человека.

Ценность – это свойство вещи или явления, которое может удовлетворить потребности человека в чем-либо, которое оценивается человеком как важнейший предмет или отношение для его деятельности. Ценность то, к чему человек стремится больше всего. Без системы ценностей не может быть никакого мировоззрения. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе выстраивается в определенную иерархию ценностей, которая в течении жизни может неоднократно меняться, но всегда существует.

Следствием устойчивой, повторяющийся оценки человеком своих связей с другими людьми являются нормы. Моральные, религиозные, правовые, политические нормы регулируют взаимоотношения между людьми в обществе и являются практическим выражением мировоззрения как личности, так и общества. Мировоззрение определяет и формирует принципы поведения, установки и ориентации человека и общества. Образно можно сказать, что мировоззрение – это «призма» духовной жизни человека и общества, отражающая их суть.

3. Морально-волевой компонент.

Мировоззрение – это система не только знаний, но и система эмоционального отношения к миру. Кроме интеллектуального освоения действительности, человеку необходимо освоить мир эмоционально. Мировоззрение включает не только разум ума, но и «разум сердца». Разум сердца – это перевод интеллектуальных знаний на уровень моральных принципов, на уровень нравственности и доброй воли. Морально-волевой компонент позволяет определить свое место в мире и свое отношение к другим людям. Кроме того, он включает и наличие психологической готовности поступать определенным образом.

4. Практически-действенный (праксеологический) компонент.

Мировоззрение считается сформированным, когда оно выступает как руководство к деятельности. Именно по поступкам и действиям можно судить о мировоззрении: его содержании, главных принципах. Даже, если по своему характеру человек пассивен (т.е. больше направлен на созерцание, чем на созидание), мировоззрение все равно будет определять линию поведения и тип поступков.

Таким образом, мировоззрение – это система и совокупность теоретических взглядов, оценок, норм, установок, ориентаций и др. составляющих, эмоционально, интеллектуально и психологически определяющих отношение человека к миру и самому себе и выступающих в качестве регуляторов человеческой деятельности.

По характеру формирования и способу функционирования можно выделить следующие уровни мировоззрения:

Житейско-практический. К нему относится житейская философия. Она формируется под влиянием обыденной практики и жизни человека, основывается преимущественно на личном опыте, на семейном воспитании. Житейская философия неоднородна и необщезначима, как неоднородны ее носители. На формирование этого уровня оказывают влияние разные факторы: национальная принадлежность человека, его религиозные установки, его профессиональная деятельность, обычаи и традиции, уровень личностного развития и другие. Житейская философия характеризуется стихийностью, бессистемностью, узостью суждений. Часто функционирует на уровне поверхностного мнения, расхожих стереотипов, слухов, сплетен, снобизма, психологических особенностей отдельного индивида.

Теоретический уровень. Житейско-практическое мировоззрение может дополняться и, как правило, дополняется теоретическим уровнем и теоретической философией. Теоретический уровень отличается большей системностью, определенной направленностью. Такое мировоззрение уже может претендовать на теоретическую обоснованность и относительную истинность. Мировоззрение и философия на теоретическом уровне «живут» в системе понятий и, в отличие от житейско-практического, сами представляют собой систему понятий, являющую более или менее законченные концепции.

В мировоззрении также можно выделить индивидуальный уровень и уровень общественного сознания. Оно может представлять научный и ненаучный, религиозный и антирелигиозный характер, и другие особенности.

Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения, его структуры, функции и исторические типы. План:

Введение 3

1.Понятие
мировоззрения его структуры и функции 4

2.
Исторические типы мировоззрения. 8

3.Философия
как особый тип мировоззрения 11

Заключение 15

Введение

Мировоззрение
в философии является ключевым понятием.
Логично, что человек, не обладающий
собственным мировоззрением и пренебрегающий
способностью мыслить ничего общего с
философией иметь не будет. А уже о
создании философской методологии в
данном случае и говорить не приходится.
Поэтому, прежде чем изучать историю
философии и вникать в многочисленные
философские труды, необходимо с позиции
философии изучить понятие мировоззрения.
Совокупность взглядов, принципов и
оценок, образных представлений могут
принимать форму понимания мира только
в том случае, если они обоснованы и
подтверждены умозаключениями. Таким
образом, актуальность моей контрольный
работы сугубо индивидуальная. Это
значит, что с понимания философского
понятия «мировоззрения» можно дальше
изучать философию как дисциплина.
Своеобразные мировоззренческие константы
формируют философское мышление.

Цель
моей работы, охарактеризовать понятие
«мировоззрения» с точки зрения философских
категорий. Для выполнение поставленной
цели необходимо решение следующих
задач:


обозначить понятие мировоззрения, дать
его структуры и функции


разобрать исторические типы мировоззрения
для создания мировоззренческой
философской базы


охарактеризовать науку философию с
точки зрения особого типа мировоззрения

В
случае успешного выполнения поставленных
задач сформированная философская база
создает определенную методологию,
благодаря которой изучение философии
опирается на мировоззренческие концепции
создателей философской мысли (от древней
Греции и до мировоззрений Канта).

1.Понятие мировоззрения его структуры и функции

Понятие
мировоззрения включает в себя сложную
структуру. В качестве его основных
элементов выступают знания, ценности, воля,
убеждения, принципы, нормы, идеалы, чувства
и эмоции,
программы действия. В структуре
мировоззрения можно выделить четыре
основных компонента:
1. Познавательный
компонент. Он базируется на обобщенных
знаниях-повседневных, профессиональных,
научных и т.д. Это знания и представления
о природе в целом, об универсуме, космосе.
Здесь мы находим ответы на вопросы: как
возник мир, что собой представляет
жизнь, как она возникла, в каких формах
существует во Вселенной, в каком отношении
она находится к неживому. Кроме знаний
о природе, в познавательный компонент
мировоззрения включаются антропологические,
социологические, общественно-политические,
этические и эстетические взгляды и
представления людей. Это обобщенные
знания о самом человеке и об обществе,
о его устройстве, функционировании, о
направленности исторического процесса,
о смысле истории, представления о свободе
человека в выборе поступков и направлений
деятельности.

Познавательную
сторону мировоззрения составляют не
только взгляды и представления о природе,
космосе, обществе, человеческой истории,
но и вопросы, связанные с выяснением
познавательного отношения человека к
внешнему миру: как соотносится мысль о
предмете с самим предметом, возможно
ли адекватное отражение предмета, что
такое истина, заблуждение, ложь, и т.п.

2.
Ценностно-нормативный компонент. Он
включает в себя ценности, идеалы, нормы
и т.д. Понятие «ценность» используется
для указания на человеческое, социальноеи
культурное значение определенных
явлений действительности. Ценность
-это способность какого-либо предмета,
явления удовлетворять потребности,
желания людей. В систему ценностей
человека входят представления о добре
и зле, счастье и
несчастье, о цели и смысле жизни и т.д.
Ценностное отношение человека к миру
и к самому себе формирует определенную
иерархию ценностей, на вершине которой
располагаются своего рода абсолютные
ценности, зафиксированные в тех или
иных общественных идеалах. Идеал является
образцом (эталоном) для деятельностичеловека
в конкретной обстановке и желаемой
нормой его поведенияв
будущем.

Оценка
есть способ определения ценности
конкретным человеком, социальной
группой, обществом. Оценка устанавливает
меру соответствия свойств и черт объекта
или явления потребностям и интересам
того или иного человека, социальной
группы, класса, страты и т.д. Поэтому
интерпретация одного и того же явления
может быть различной у разных людей,
социальных групп и т.д.

Следствием
устойчивой, повторяющейся оценки
человеком своих отношений с другими
людьми являются социальные
нормы:
моральные, религиозные, правовые и т.д.,
регулирующие повседневную жизнь как
отдельного человека, так и всего общества.
В нормах в большей степени, чем в
ценностях, присутствует приказной,
императивный момент, требование поступать
определенным образом, в этом заключается
ее регулятивная функция.

3.
Эмоционально-волевой компонент. Для
того чтобы знания, ценности и нормы
реализовывались в практических поступках
и действиях, необходимо их эмоционально-волевое
освоение, превращение в личные взгляды,
убеждения, верования, а также выработка
определеннойпсихологической
установкина
готовность действовать.

Убеждение
— это форма углубления, укоренения знаний
и ценностей в систему мировоззрения,
это вера человека в правоту усвоенных
идей. Знания могут и не переходить в
убеждения. В свою очередь, убеждения не
всегда основываются исключительно на
рациональных знаниях. Убеждение — это
не только интеллектуальная позиция, но
и эмоциональное состояние, устойчивая
психологическая установка, непоколебимая
уверенность человека в правоте идей,
которые овладевают нашей мыслью,
подчиняют нашу деятельность. В механизмах
формирования убеждений наряду со
знаниями, верой в их правоту, системой
ценностей, важнейшую роль играет и
волевой компонент. Воля — способность
человека ставить цели и мобилизировать
себя на их достижения.

4.
Практический компонент. Мировоззрение
— это не только совокупность знаний,
убеждений, ценностей, идеалов и т.д., но
и реальная готовность человека к
определенному типу поведения в конкретных
обстоятельствах. Без практической
составляющей мировоззрение носило бы
крайне абстрактный, отвлеченный характер.

Исходя
из вышеизложенного, можно предложить
следующее определение мировоззрения.

Мировоззрение
— это предельно обобщенная, упорядоченная
система взглядов человека на окружающий
мир,
явления природы, общество и самого себя;
это система наиболее общих представлений
о мире в целом и месте человека в нем, а
также совокупность убеждений, взглядов,
оценок, идеалов, норм, определяющих
отношение человека к миру и выступающих
в качестве ориентиров и регуляторов
его поведения. [1,
стр. 232]

По
характеру формирования и способу
функционирования можно выделить
жизненно-практический и теоретический
уровни мировоззрения.

Жизненно-практический
уровень или обыденное мировоззрение —
это стихийно складывающийся тип
мировоззрения у каждого человека в
процессе его жизнедеятельности,
включающий в себя не систематизированное
обобщенное представление о мире и месте
человека в этом мире. На этом уровне
мировоззрение базируется на здравом
смысле и на многообразном повседневном
опыте.

Обыденное
мировоззрение включает в себя навыки,
обычаи, традиции, передаваемые из
поколения в поколения, и познанный опыт
каждого конкретного человека. В нем
нередки внутренние противоречия,
предрассудки. Обыденно-житейское
мировоззрение в целом не способно
критически разобраться во внутренней
сущности сложных, разнообразных и
противоречивых отношений «человек —
окружающий мир». [2, стр 233]

Эти
недостатки преодолеваются на другом,
более высоком уровне мировоззрения —
теоретическом. Значение этого уровня
заключается в том, что именно на нем
происходит критическое осмысление
принципиальных основ мировоззренческих
убеждений, целей, идеалов, картины мира,
которые опираются на житейскую мудрость традиций,
на здравый смысл. К этому уровню
относится философия.

Философия
— это мировоззренческая форма сознания,
однако, не всякое мировоззрение можно
назвать философским. Понятие мировоззрения
шире, чем понятие философия. Философия
не совпадает с мировоззрением, потому
что, во-первых, зарождение мировоззренческого
сознания предшествует становлению
философии; во-вторых, функции мировоззрения
до возникновения философии выполняли
мифология, религия, обыденное знание;
в-третьих, мировоззрение предшествовало
философии не только в историческом
процессе развития человечества, но и с
точки зрения формирования индивидуального,
личностного сознания. Ребенок, не имеющий
представления о философии, тем не менее,
обладает определенным воззрением на
мир, ставит мировоззренческие вопросы
и по-своему отвечает на них. [2,
стр. 230]

о мировоззрении и философии

  • Учебный ресурс

  • Проводить исследования

    • Искусство и Гуманитарные науки
    • Бизнес
    • Инженерная технология
    • Иностранный язык
    • история
    • математический
    • Наука
    • Социальная наука
    Топ подкатегорий
    • Advanced Math
    • алгебра
    • Basic Math
    • Исчисление
    • Геометрия
    • Линейная Алгебра
    • Предварительная алгебра
    • Предварительное исчисление
    • Статистика и вероятность
    • Тригонометрия
    • другое →
    Топ подкатегорий
    • Астрономия
    • Астрофизика
    • Биология
    • Химия
    • Науки о Земле
    • Наука об окружающей среде
    • Наука о здоровье
    • Физика
    • другое →
    Топ подкатегорий
    • Антропология
    • Закон
    • Политология
    • Психология
    • Социология
    • другое →
    Топ подкатегорий
    • Бухгалтерский учет
    • Экономика
    • Финансы
    • Управление
    • другое →
    Топ подкатегорий
    • Аэрокосмическая Техника
    • Биоинженерия
    • Химическая инженерия
    • Гражданское строительство
    • Компьютерные науки
    • Электротехника
    • Промышленный инжиниринг
    • Машиностроение
    • Веб-дизайн
    • другое →
    Топ подкатегорий
    • Архитектура
    • Связь
    • английский
    • Гендерные исследования
    • Музыка
    • исполнительских искусств
    • Философия
    • Религиоведение
    • Написание
    • другое →
    Топ подкатегорий
    • Древняя история
    • Европейская история
    • История США
    • Всемирная история
    • другое →
    Топ подкатегорий
    • хорватский
    • чешский
    • финский
    • греческий
    • хинди
    • японский

.

Функции философии, Типы мировоззрений

Философские функции

Онтология — это функция формирования целостного представления о мире, вселенной и ее структуре. Аксиологический — это функция ценностной ориентации человека в мире с историческим противопоставлением культуры и антикультуры, ценностей и антизначностей, хороших и плохих.

Социальная является функцией формирования гражданского сознания, гражданской культуры личности, ее способности понимать сложные социальные процессы (политические, правовые, экономические, моральные, экологические, научные, педагогические, оборонные…) для адекватного включения в систему общества со всеми его институтами, отношениями и функциями.

Эпистемологическая — функция познания; в системе философии индивид как личность найдет знания о чувственно-логическом, интуитивном и эвристическом освоении мира, о методах познания, о критериях истинного и ложного познания.

Методология — это функция философии, которая оснащает любого человека, независимо от его профессии и вида деятельности, методами познания, исследования, гипотезы, теории, концепции, программы, доктрины, методами теоретической и практической деятельности.

Мировоззрение — это целостный взгляд на мир и место в нем человека через систему отношений «мир — человек», «вселенная — человек».

Типы мировоззрений

Есть мир и есть «человек». Вы можете изучать «мир», вы можете изучать «человека», но вы можете изучать три предмета: «мир», «человек» и «их отношение». Это совокупный объект всех типов мировоззрения ( Л. Зеленова).

С помощью этой системы можно охарактеризовать шесть типов мировоззрения:

— мифологическое символическое мировоззрение;

— религиозный догматический мировоззрение;

— народный традиционный, , то есть основанный на народном сознании, народной психологии и исторических традициях;

— художественное (искусство) в форме мировоззрение;

является научным pomologic мировоззрение;

— это философское концептуальное мировоззрение .

В связи с этим мы дадим некоторые объяснения, касающиеся общества и роли философии как концептуального мировоззрения.

Общество — это люди в совокупности отношений в системе сфер общественной жизни и сфер профессиональной деятельности; Общество — это определенный набор материальных (технические и экологические системы) и духовных (люди, социум) процессов. В связи с этим мы не классифицируем философию как материальное производство, поскольку ее продуктами являются идеи, теории, концепции и учения.Философия — это духовная форма общества.

В духовной сфере существует множество других видов деятельности и форм творчества, связанных с религией и искусством, наукой и педагогикой, политикой и экономикой, различными областями знаний на уровне теорий, концепций, законов и т. Д.

>

Следовательно, необходимо отделить философию от других видов духовной деятельности. Для этого целесообразно учесть два аналитических момента:

— это первый — философия отличается от всех других видов духовного творчества тем, что это общий, универсальный тип.Если этика изучает нравственные явления, психология — закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, политология — политический процесс, соответственно физика и химия, физические явления и химические процессы и т. Д.

Философия также интересуется всем: этическим и ментальным, политическим и физиологическим, физическим и химическим, моральным и правовым, человеческим и внечеловеческим, материальным и духовным, земным и внеземным… Это целая история философии. Но в этом все не заинтересованы в деталях, не деталях, не особенностях, а в общих шаблонах, общих процессах, общих структурах, общих свойствах, то есть во всем, что объединяет этих явлений, тот факт, что они имеют общих

— вторая — философия отличается от тех видов духовного творчества, которые также интересуются универсальным: религия, искусство, наука, мифология, народное или обыденное сознание.

>

Здесь мы конкретизируем приведенные выше рассуждения с понятием мировоззрение до отношения мир-человек:

— мифология представляет мир, личность и их отношение;

— религия изучает мир, личность и их отношения;

— сознание людей осваивает мир, личность и свое отношение;

— искусство отражает мир, личность и их отношение;

— наука исследует мир, личность и их отношение.

Общим основанием для всех типов мирового развития является единая система . Система «мир-человек», «человек-космос», «человек-среда», «Бог — это человек», «внеземные цивилизации — это человек», «вселенная — это человек».

Проще говоря, есть сверхчеловек (мир, природа, космос.) И человек (социальный), это «я» (человек) и «не я» (сверхчеловек). Их отношение — главный вопрос любого мировоззрения, мировоззрения.

Весь вопрос в том, с каких позиций подойти, что именно интересует, какой аспект, какой угол выбран.

Итак, общий объект мировоззрения один — система отношения «мир — человек», а не «я-я». Каковы мировоззренческие характеристики в каждой из форм развития мира и каковы основы их происхождения?

Мифология символическое мировоззрение, система символов, представление реального как сюрреалистическое. Она родилась с человечеством и является первой синкретической (архаически связанной) формой духовной , овладевающей миром и человеком в их многогранных отношениях и общении.Теоретическое отражение мифологического материала довольно богато — мифы, легенды, сказки, сказки, былины, пословицы, поговорки, то есть символических форм освоения человеком внеземной реальности. Специфика мифологического мировоззрения заключается в том, что естественное представляется человеком, а человеческое — естественным. Мифология — это начальная стадия существования человечества, до-научная, до-религиозная, до-философская форма развития системы «вселенный-человек».»

Религия догматическое мировоззрение, Новый уровень мировоззрения, следующий за мифологией, представляет собой систему догм, принятых постулатами веры, это фиксация сверхъестественного в системе «вселенная — человек». Религия основана на вере, потому что она не стремится доказать и даже показать, что она неизбежно придает характер догм всем положениям религии, и сама она выступает как система догм.

Традиционное сознание традиционное мировоззрение, — система традиций, фиксирующих исторически устойчивые ценности в этой системе через призму повседневного опыта.

Art образное мировоззрение, система образов, отражение системы «не я» в образной форме. Образ, образное моделирование, образное отражение в искусстве — это отражение жизни в формах самой жизни (Н.Г. Чернышевский).Понятие изображения Оно также важно для искусства, как понятие символа мифологии или догмы в религии. Отступление от образа, трансформация образных конструкций в искусстве в различные направления модернизма и постмодернизма является художественным экспериментом, хотя и довольно интересным. Иногда современность дает толчок к созданию нового образа, который постепенно входит в повседневную жизнь как факт существования.

Наука Помологическое мировоззрение (греч. potov — закон), система законов, отражение закономерностей в системе мироздания — человек ».Этот тип мировоззрения или мирового развития достаточно точен через призму конкретной науки — математики, физики, химии, анатомии, физиологии, психологии, политологии и других.

Философия концептуальное мировоззрение, мировое развитие, система понятий, концептуальное содержание, аналитическое понимание системы, в которой мироздан человек. «

Для философа главное — не создавать символы, не постулировать догмы, не утверждать традиции, не создавать образы, не открывать законы, а формулировать, строить, генерировать концепций: концепт концепт общество, концепция общества, концепция личности, концепция науки, концепция защиты, концепция общественной безопасности, концепция религии, концепция семьи и т. д.

.

Простая английская Википедия, свободная энциклопедия

Портрет Сократа, копия Риема с греческой статуи, музей Лувр

Философия развивает увлечение мудростью, отличное от знания . Философия — это способ мышления о мире, вселенной и обществе. Он работает, задавая очень простые вопросы о природе человеческой мысли, природе вселенной и связях между ними. Идеи в философии часто бывают общими и абстрактными.Но это не значит, что философия не о реальном мире. Этика, например, спрашивает о том, как быть хорошим в нашей повседневной жизни. Метафизика спрашивает о том, как устроен мир и из чего он состоит.
Иногда люди говорят о том, что у них есть «личная философия», что означает, как человек думает о мире. Эта статья , а не о «личной философии» людей. Эта статья посвящена идеям, которые философы (люди, которые думают и пишут о способах мышления) уже давно обсуждаются.

Один философский вопрос заключается в следующем: «Есть ли в мире какие-либо знания, которые настолько уверены, что ни один разумный человек не сможет усомниться в этом?». [1] Другие вопросы, которые задают философы:

  • Что происходит с душой после смерти, как душа попадает в тело перед смертью?
  • Почему мы родились?
  • Почему мы должны жить?
  • Почему в жизни так много препятствий?
  • Как мы преодолеваем страдание?
  • Какое значение имеет материальная жизнь?
  • Будет ли вселенная существовать вечно?
  • Что такое красота?
  • У нас есть свободная воля?
  • Бог существует?
  • Мир вокруг нас существует?
  • Что такое человек?
  • Что такое правда?
  • Что такое зло?
  • Какая связь между разумом и телом?
  • Что такое наука?
  • Что такое любовь?

Этимологическое значение слова «философия» — «любовь к мудрости».Это происходит от греческого слова «Философия» , с «Филон» означает «возлюбленный» и «София » означает «мудрость» . [2]

Существуют разные типы философии из разных времен и мест. Некоторые философы пришли из Древней Греции, такие как Платон и Аристотель. Другие пришли из Азии, такие как Конфуций или Будда и Лаоцзы. Некоторые философы из средневековья в Европе, такие как Уильям Оккамский или Святой Фома Аквинский.

Философами 1600-х, 1700-х и 1800-х годов были Томас Гоббс, Рене Декарт, Джон Локк, Дэвид Хьюм и Иммануил Кант. Философами 1900-х годов были Сорен Киркегор, Людвиг Витгенштейн и Жан-Поль Сартр.

Философия — это изучение людей и мира посредством размышлений и вопросов. Это наука и искусство. Философия пытается ответить на важные вопросы, придумывая ответы о реальных вещах и спрашивая «почему?»

Иногда философия пытается ответить на те же вопросы, что и религия и наука.Философы не все дают одинаковые ответы на вопрос. Многие виды философии критикуют или даже нападают на убеждения науки и религии.

В своей работе Критика чистого разума Иммануил Кант задал следующие вопросы: [3]

  1. Что я могу сказать?
  2. Что мне делать?
  3. На что я смею надеяться?
  4. Что такое человек?

Ответы на эти вопросы дает различные области или категории философии.

Категории в философии [изменить | изменить источник]

Философия может быть разделена на различные группы, основываясь на типах вопросов, которые она задает. Ниже приведен список вопросов, разбитых на группы. Один из возможных списков ответов на эти вопросы можно назвать «философией». Есть много разных «философий», потому что на все эти вопросы у разных людей много разных ответов. Не все философии задают одни и те же вопросы. Вот вопросы, которые обычно задают философы из западного мира:

Метафизика :

Метафизика иногда разделяется на онтологию (философию реальной жизни и живых существ), философию ума и философию религии; но эти подотрасли очень близки друг к другу.

Онтология :

  • Какой мир мы видим вокруг нас? (Что такое реальность?)
    • Есть ли в мире нечто большее, чем то, что мы видим или слышим?
    • Если никто не видит, что что-то происходит, значит ли это, что это не произошло?
    • Что значит сказать, что что-то возможно? Существуют ли другие миры?
  • Есть ли что-то особенное в том, чтобы быть человеком или вообще быть живым?
    • Если нет, то почему некоторые люди думают, что есть?
  • Что такое пространство? Сколько времени?

Философия ума :

  • Что такое ум?
  • Что такое тело?
  • Что такое сознание?
  • Люди делают выбор, или они могут сделать только одно? (Есть ли у людей свободная воля?)
  • Что делает слова или идеи значимыми? (Какова связь между значимыми словами или идеями и тем, что они значат?)

Философия религии :

  • Есть ли у людей души?
  • Есть ли Бог, который создал Вселенную?

В эпистемологии :

В этике :

  • Что правильно и что плохо, хорошо и плохо?
  • Должны ли люди делать одни вещи, а не другие?
  • Что такое справедливость?

В эстетике :

  • Что такое красота? Что если один человек думает, что картина прекрасна, а другой думает, что картина безобразна? Может ли картина быть красивой и некрасивой одновременно?
  • Красивы ли настоящие вещи?
  • Хорошие вещи прекрасны?
  • Что такое искусство? Мы обычно думаем, что скульптура в музее — это искусство.Если скульптор лепит из глины скульптуру из камня и помещает ее в музей, многие называют это искусством. Но что, если человек поднимает камень с земли — это произведение искусства?

В логике :

  • Что означают слова, которые мы используем?
  • Как мы можем говорить вещи (особенно идеи) таким образом, чтобы иметь только одно значение?
  • Можно ли выразить все идеи с помощью языка?
  • Как правдивость предпосылки аргумента влияет на истинность его заключения?
  • Как мы можем правильно рассуждать?

В аксиологии :

  • Что имеет значение?
  • Время действительно деньги? или мы сделали это так?
  • Ценность любви, красоты или справедливости?

Другие разделы включают эсхатологию, телеологию и теологию.В прошлые века естествознание входило в философию и называлось «естественная философия».

Философия приносит пользу? Мало кто будет оспаривать это. Легко утверждать, что философия — это хорошо, потому что она помогает людям мыслить яснее. Философия помогает людям понять мир и то, как люди действуют и думают. Философы считают, что задавать философские вопросы полезно, потому что это приносит мудрость и помогает людям узнать о мире и друг о друге.Некоторые философы могут даже утверждать, что вопрос «Философия хороша или плоха?» это философский вопрос сам по себе.

Однако некоторые люди думают, что философия вредна, поскольку философия поощряет свободомыслие и часто ставит под сомнение убеждения других. Например, философии, такие как некоторые экзистенциалистские взгляды, говорят, что нет никакого смысла для жизни или человеческого существования, кроме значения, которое мы придумываем или изобретаем. Люди из некоторых религий не согласны с убеждениями экзистенциализма.

Следует отметить, что все основные науки, включая физику, биологию и химию, являются дисциплинами, которые изначально считались философией. По мере того, как спекуляции и анализ природы становились все более развитыми, эти субъекты разошлись Это процесс, который продолжается даже сегодня; психология раскололась только в прошлом веке. В наше время такие предметы, как исследования сознания, теория принятия решений и прикладная этика, все больше обретают независимость от философии в целом.Из-за этого философия кажется полезной, потому что она создает новые виды науки.

Философы задают вопросы об идеях (концепциях). Они пытаются найти ответы на эти вопросы. Некоторым мыслителям очень трудно найти те слова, которые лучше всего описывают идеи, которые они имеют. Когда они находят ответы на некоторые из этих вопросов, философы часто сталкиваются с одной и той же проблемой, а именно, как лучше всего рассказать ответы, которые они нашли, другим людям. В зависимости от значения слов, которые они используют, ответы меняются.

Некоторые философы — это постоянные мыслители (так называемые академики), которые работают в университетах или колледжах. Эти философы пишут книги и статьи о философии и проводят занятия по философии для студентов университетов или колледжей.

Другие философы просто мыслители-хобби, которые думают о философии в свободное время. Небольшое количество мыслителей-любителей так много думают о философии, что могут писать статьи для философских журналов. Другие люди подходят к философии с другой работы.Например, монахи, художники и ученые могут думать о философских идеях и вопросах.

Большинство философов работают, задавая вопросы и ища хорошие определения (значения) слов, чтобы помочь им понять, что означает вопрос.

Некоторые философы говорят, что единственное, что нужно для ответа на вопрос, это выяснить, что это значит. Единственная вещь, которая делает философские вопросы (такие как те, что выше) трудными, состоит в том, что люди действительно не знают, что они имеют в виду. Людвиг Витгенштейн поверил в это.

Философы часто используют как реальные, так и мнимые примеры, чтобы сделать точку. Например, они могут написать о реальном или вымышленном человеке, чтобы показать, на что, по их мнению, относится хороший или плохой человек.

Некоторые философы ищут самый простой способ ответить на вопрос и сказать, что это, вероятно, правильный ответ. Этот процесс называется бритвой Оккама. Другие считают, что сложные ответы на вопросы также могут быть правильными. Для примера философской проблемы см. Парадокс Бога.

Философы используют логику для решения проблем и ответа на вопросы. Логическая последовательность является краеугольным камнем любой приемлемой теории. Философы, которые не согласны с теорией, часто пытаются найти логическое противоречие в теории. Если они находят противоречие, это дает им повод отказаться от этой теории. Если они не обнаружат несоответствия, философ может показать, что теория приводит к заключению, которое является либо неприемлемым, либо смешным. Этот второй подход обычно называют reductio ad absurdum.

Люди, перечисленные здесь, должны быть настоящими философами, а не социальными или политическими деятелями. Списки не предназначены для полноты.

древнегреческие философы [изменить | изменить источник]

Позднее европейские / западные философы [изменить | изменить источник]

Современные европейские и американские философы [изменить | изменить источник]

азиатских / восточных философов [изменить | изменить источник]

,

Христианские книги о мировоззрении / философии | Лучшие комментарии Отзывы
1000 Four Views on Hell Burk, Denny; Стэкхаус младший, Джон Дж .; Парри, Робин А .; Стены, Джерри Л. Четыре взгляда на ад CBT 2016
1000 Do Christians, Muslims, and Jews Worship the Same God?: Four Views Шварц, Wm.Андрей; Кобб младший Джон Б .; Беквит, Фрэнсис Дж .; McDermott, Gerald R .; Стены, Джерри Л .; Камминг, Джозеф; Шенк, Дэвид В. Поклоняются ли христиане, мусульмане и евреи одному и тому же Богу ?: Четыре взгляда CBT 2019
1000  Shifting Allegiances: Networks of Kinship and of Faith - The Women Дейл, Мойра Смена верности: сети родства и веры — женская программа в сирийской мечети ACTMS 2016
1000 Human Agents of Cosmic Power in Hellenistic Judaism and the Synoptic Tradition Миллс, Мэри Э. Человеческих Агентов Космической Силы в Эллинистическом Иудаизме и Синоптической Традиции ЛНЦ 2015
1000 Toward a Better Worldliness: Ecology, Economy, and the Protestant Tradition Роу, Терра Шверин На пути к лучшему мирству: экология, экономика и протестантская традиция 2017
1000 From Nature to Creation: A Christian Vision for Understanding and Loving Our World Вирцба, Норман От природы к творчеству: христианское видение понимания и любви к нашему миру CaPC 2015
1000 Who Смит, Джеймс К.А. Кто боится постмодернизма? Взятие Дерриды, Лиотара и Фуко в церковь CaPC 2006
1000 Who Смит, Джеймс К. А. Кто боится релятивизма? Сообщество, Непредвиденные обстоятельства и Существо CaPC 2014
1000 What Would Jesus Deconstruct? The Good News of Postmodernism for the Church Капуто, Джон Д. Что бы разрушил Иисус? Благая весть постмодернизма для церкви CaPC 2007
1000 The Economy of Desire: Christianity and Capitalism in a Postmodern World Белл младший, Даниэль М. Экономика желания: христианство и капитализм в постмодернистском мире CaPC 2012
1000 The Politics of Discipleship: Becoming Postmaterial Citizens Уорд, Грэм Политика ученичества: становление постматериальными гражданами CaPC 2009
1000 The Church in Exile: Living in Hope After Christendom Бич, Ли Церковь в изгнании: жизнь в надежде после христианского мира 2015
1000 Harnessing Chaos: The Bible in English Political Discourse since 1968 Кроссли, Джеймс Дж. Использование хаоса: Библия в английском политическом дискурсе с 1968 года ST 2014
1000 Jacques Derrida  (Great Thinkers) Уоткин, Кристофер Жак Деррида (Великие мыслители) 2017
1000 Thomas Aquinas (Great Thinkers) Олифинт, К.Скотт Фома Аквинский (Великие мыслители) 2017
1000 Desiring the Kingdom: Worship, Worldview, and Cultural Formation (Cultural Liturgies: Volume 1) Смит, Джеймс К. А. Желая Царства: Поклонение, мировоззрение и культурное образование (Культурные литургии: Том 1) 2009
1000  Imagining the Kingdom: How Worship Works (Cultural Liturgies: Volume 2) Смит, Джеймс К.А. Воображение Царства: Как работает Поклонение (Культурная Литургия: Том 2) 2013
1000 Renaissance: The Power of the Gospel However Dark the Times Guinness, Os Ренессанс: Сила Евангелия Однако Темные времена 2014
1000 Truth in a Culture of Doubt: Engaging the Skeptical Distortions of the Bible Бок, Даррелл Л.; Чатроу, Джош; Кёстенбергер, Андреас Дж. Истина в культуре сомнений: скептическое искажение Библии 2014
1000 Liturgy as a Way of Life: Embodying the Arts in Christian Worship Бенсон, Брюс Эллис Литургия как образ жизни: воплощение искусства в христианском богослужении CaPC 2013
1000 GloboChrist: The Great Commission Takes a Postmodern Turn Рашке, Карл GloboChrist: Великое поручение принимает постмодернистский поворот CaPC 2008
1000 Fieldwork in Theology: Exploring the Social Context of God Шарен, Кристиан Полевая работа в богословии: изучение социального контекста Божьей работы в мире CaPC 2015
1000 Five Views on the Church and Politics Benestad, J.Брайан; Бенн, Роберт; Поля, Брюс; Heilke, Thomas W .; Смит, Джеймс К. А. Пять взглядов на церковь и политику CBT 2016
1000 Their Rock Is Not Like Our Rock: A Theology of Religions Странно, Даниэль Их камень не похож на наш камень: богословие религий 2015
1000 Capitalism and Progress: A Diagnosis of Western Society Гоудзваард, Боб Капитализм и прогресс: диагноз западного общества BTCL 1997
1000 The Dust of Death: A Critique of the Establishment and the Counter Culture and the Proposal for a Third Way Guinness, Os Прах смерти: критика истеблишмента, контркультуры и предложение о третьем пути 1973
1000 The Evangelical Dictionary of World Religions Дом, Х.Уэйн Евангелический словарь мировых религий 2018
1000 The Philosophy Of Revelation: The Stone Lectures For 1908-1909, Princeton Theological Seminary Бавинк, Герман Философия Откровения: каменные лекции за 1908-1909 гг., Принстонская богословская семинария 2008
1000 Purity and Worldview in the Epistle of James Локетт, Дариан Р. Чистота и мировоззрение в Послании Иакова 2008 Technical
1000 An Introduction to the Philosophy of Religion Авраам, Уильям Дж. Введение в философию религии 1985
1000 Flourishing in Faith: Theology Encountering Positive Psychology ред.Эмблер, Джиллис; Ансти, Мэтью П .; Макколл, Тео Д .; Белый, Мэтью А. Расцвет в вере: богословие сталкивается с позитивной психологией 2017
1000 A Little Book for New Philosophers: Why and How to Study Philosophy (Little Books) Копан, Павел Маленькая книга для новых философов: почему и как изучать философию (Маленькие книги) 2016
1000 Confronting Religious Denial of Science: Christian Humanism and the Moral Imagination Уоллес, Кэтрин М. Противостояние религиозному отрицанию науки: христианский гуманизм и нравственное воображение CF 2016
1000 Karl Marx (Great Thinkers) Деннисон, Уильям Д. Карл Маркс (Великие мыслители) 2017
1000 Approaching the Study of Theology: An introduction to key thinkers, concepts, methods and debates Тизелтон, Энтони С. Подход к изучению богословия: введение в основные мыслители, концепции, методы и дискуссии 2017
1000 A History of Western Philosophy and Theology Рама, Джон М. История западной философии и теологии 2015
1000 Developing a Biblical Worldview: Seeing Things God’s Way Смит, C.Фред Развитие библейского мировоззрения: взгляды Божьего пути 2015
1000 Whose Community? Which Interpretation? Philosophical Hermeneutics for the Church Вестфаль, Мерольд Чье сообщество? Какая интерпретация? Философская герменевтика для церкви CaPC 2009
1000 Essays on Religion, Science, and Society Бавинк, Герман Эссе о религии, науке и обществе 2013

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *