Понятие мировоззрения и его типы: Типы мировоззрения: структура, формы

Содержание

Понятие мировоззрения, его структура и основные типы — Студопедия

Связь философии и медицины.

Основные разделы философии и функции философского знания.

Философия как тип мировоззрения.

Понятие мировоззрения, его структура и основные типы.

ЛЕКЦИЯ №1.

РАЗДЕЛ 1. ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ

ТЕМА: Философия как феномен культуры

Вопросы:

3. Основные философские проблемы, предметное поле философии.

Понятие мировоззрения, его структура и основные типы. Современный этап исторического развития характеризуется небывалым усложнением взаимосвязей между всеми сторонами жизни общества, между континентами, странами, регионами. Преобразования, происходящие во всем мире, обострение глобальных проблем значительно усилили интерес к общим вопросам общественного развития. Концептуальное исследование этих вопросов имеет важное методологическое значение для изучения процессов, происходящих в современном мире, связей прошлого, настоящего и будущего в истории человечества. В этой обстановке усиливается значение философского осмысления человеком своего отношения к действительности, поскольку речь идет о способности и возможностях человека ориентироваться в условиях, когда происходит изменение глубинных мировоззренческих установок, принятых в данном обществе.

Различные стороны мира, играя существенную роль в жизнедеятельности человека, отображаются в его сознании и выражаются в различных формах общественного сознания. Каждая такая форма представляет собой не только отражение определенной стороны действительности, но и фактор, определяющий ориентацию человека, обусловливает направленность его целеполагающей деятельности в данной сфере жизни. Осваивая окружающий мир, идя путем проб и ошибок, находок и потерь человек накапливал необходимые знания, обобщал их и систематизировал. Эти знания передавались из поколения в поколение, обогащались новыми приобретениями, открытиями, совершенствовались, помогали человеку выжить и осознать себя как личность.



По мере становления и развития человека и общества росла потребность разобраться в окружающем мире, раскрыть его «тайны». Индивида всегда интересовали вопросы о том, как устроен мир, каково место в нем человека, является ли человек творцом своей судьбы, может ли стать повелителем тех сил, в борьбе с которыми приходится утверждать свое существование, можно ли достичь счастья, в чем смысл человеческого существования и мн. др. При анализе такого рода вопросов от общих рассуждений разум неизбежно переходит к конкретным измерениям человеческого бытия: как строить свое отношение к природе, обществу, друг к другу, какими знаниями и ценностями руководствоваться? Ответы на эти и другие вопросы дает мировоззрение, формирующееся в культуре.


Понятие «мировоззрение» неотделимо от понятия «человек». Мировоззрение – способ духовной ориентации человека в окружающей действительности, определенный взгляд на мир. Это система наиболее общих представлений и знаний о мире и месте человека в нем, ценностях и убеждениях личности. Комплекс таких представлений необходим индивиду для организации его деятельности, поведения, общения, для самоутверждения, определения линии жизни и стратегии поведения.

Важнейшими компонентами мировоззрения являются: во-первых, образ самого субъекта; во-вторых, картина мира и в третьих, жизненная стратегия индивида.

При изучении мировоззрения выделяют также ступени мировоззренческого освоения мира: «мироощущение», «мировосприятие», «миропонимание». Мироощущение — первая ступень мировоззренческого становления человека, представляющая собой чувственное осознание мира, когда мир дается человеку в форме образов, организующих индивидуальный опыт. Мировосприятие — вторая ступень, позволяющая видеть мир в единстве сторон, давать ему определенную интерпретацию. Мировосприятие может базироваться на различных основаниях, не обязательно теоретически обоснованных. Мировосприятие может быть как положительно, так и негативно окрашенным (например, мировосприятие абсурдности, трагичности, потрясенности существования). Миропонимание высшая ступень мировоззренческого освоения мира; развитое мировоззрение со сложными переплетениями многогранных отношений к действительности, с наиболее обобщенными синтезированными взглядами и представлениями о мире и человеке. В реальных измерениях мировоззрения эти ступени неразрывно связаны друг с другом, взаимно дополняют друг друга, образуя целостный образ мира и своего места в нем.

Анализируя структуру мировоззрения, можно выделить его следующие стороны: познавательную, аксиологическую, праксеологическую. Каждая из этих сторон мировоззрения представляет собой сложную подсистему, где также можно выделять отдельные компоненты (аспекты).

Познавательная сторона мировоззрения обязательно включает в себя так называемые натуралистический и гуманитарный аспекты. Натуралистический аспект познавательной стороны мировоззрения – это знания и представления о природе, космосе, универсуме, природной сущности человека. Здесь рассматриваются вопросы о том, как возник мир, что такое жизнь и в каком отношении она относится к неживому, в каких формах жизнь существует во Вселенной.

Гуманитарный аспект познавательной стороны мировоззрения — это осознание своей социальной природы, своего места в «мире людей». Он объединяет социологические, общественно-политические, этические и эстетические взгляды и представления индивида. Как устроено и функционирует общество, какова направленность исторического процесса, в чем смысл истории, предсказуемо ли социальное развитие – такого рода вопросы и ответы на них составляют суть гуманитарной проблематики.

В системе мировоззрения важное место занимает аксиологическая (ценностная) сторона мировоззрения. Понятие «ценность» используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение явлений действительности; наиболее актуальное значение ценностная сторона мировоззрения всегда приобретала в эпохи крушения культурной традиции и дискредитации мировоззренческих устоев общества.

Двумя типами ценностного отношения человека к миру являются так называемые предметные и субъектные ценности. Предметные ценности включают многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включённых в их круг природных явлений, которые рассматриваются с точки зрения этической проблематики. Субъектные ценности – это способы и критерии, на основании которых производятся процедуры оценивания соответствующих явлений. Это установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, которые закрепляются в общественном сознании в форме нормативных представлений и выступают ориентирами деятельности человека. Они формируются в процессе социализации личности.

Таким образом, аксиологическая сторона мировоззрения регулирует деятельность человека и в определённой степени связана с праксеологической стороной.

Назначение праксеологической подсистемы — обеспечивать тесную связь познавательного и ценностного компонентов мировоззрения с деятельностью человека. Это духовно-практическая сторона мировоззрения, поскольку здесь мировоззрение осуществляет своеобразное «вписывание» различных программ деятельности, поведения и общения в практическую ситуацию. Таким образом, мировоззрение включает в себя определённые регулятивы духовной и практической деятельности индивида. Такие регулятивы могут задаваться через мифологические, религиозные, научные, философские и пр. воззрения. Кроме регулятивов и принципов, праксеологическая сторона мировоззрения включает и такой компонент как убеждение.

Убеждение — это форма углубления, укоренения знаний и ценностей в систему мировоззрения, это вера в правоту усвоенных идей. Знания могут и не переходить в убеждения, но убеждения основываются на рациональных знаниях. Убеждения — это звено перехода от знания к практике. Лишь тогда, когда знания становятся убеждениями, они становятся элементом мировоззрения (поэтому зачастую мировоззрение определяют как совокупность убеждений личности). Убежденность помогает человеку в жизни, дает возможность осуществлять выбор и разрешать сложные ситуации, которые порой кажутся не разрешимыми.

Итак, праксеологическая сторона мировоззрения включает в себя регулятивные принципы деятельности, поведения, общения и убеждения. В убеждениях синтезируются знания и взгляды мировоззренческого характера, вера в их истинность, социальные ценности и идеалы, готовность человека к действию. Таким образом, цепочка мировоззренческого становления человека включает: знания, ценности, убеждения и волю к действию.

Мировоззрение как форма осмысления человеком окружающей реальности существует столько, сколько существует человечество в его современном понимании. Однако его содержательное наполнение существенно различается в разные исторические эпохи, а так же у отдельных людей и социальных групп. Условно можно выделить основные исторические типы мировоззрения.

Исторически первым типом явилось мировоззрение, основанное на мифологии. Ощущение человеком бытия, эмоциональное восприятие и доступное ему понимание природы выражались в древних сказаниях о всесилии богов, подвигах героев, осуществляемое в метафорической, художественно-образной форме. При всем многообразии древних мифов (первобытное общество, древнеиндийские, древнекитайские, древнегреческие и т.д.) в них проявились сходные представления человека о мире, его устройстве и человеке. Мир здесь, как правило, представлялся в виде хаоса, столкновения случайностей и действий демонических сил. Мифологическое сознание не фиксировало различий между естественным и сверхъестественным, между реальностью и воображением.

Существенным является и то, что сознание людей первобытного общества было полностью равнодушно к обнаруживающимся в сказаниях противоречиям. В мифе слиты воедино мышление и действие, нравы и поэзия, знания и верования. Подобная целостность, синкретичность (нерасчлененность) мифологического сознания была исторически необходимым способом духовного освоения реальности. Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что мифологическое мировоззрение есть совокупность представлений о мире, основанных на фантазии и вере в сверхъестественные силы, их сходстве с проявлениями человеческой активности и человеческими отношениями. Такое уподобление природного мира миру человеческому получило название «антропоморфизма».

По мере дальнейшего развития общества мифологическое мировидение утрачивает прежнюю роль, хотя некоторые его элементы могут воспроизводиться в массовом сознании и в наши дни. Цивилизация вызвала к жизни новые типы мировоззрения — религию и философию. Главные признаки религиозного мировоззрения – вера в сверхъестественные силы и существование двух миров (высшего — совершенного, горнего и низшего — несовершенного, земного). В отличие от мифологического, религиозное мировоззрение только частично опирается на антропоморфные представления, ориентируя человека на осмысление своих отличий от природного мира и осознание своего единства с человеческим родом.

На всех вышеназванных уровнях в различной степени присутствует обыденное (житейское) мировоззрение, которое представляет собой совокупность воззрений на природную и социальную реальность, нормы и эталоны поведения человека, основанные на здравом смысле и повседневном опыте многих поколений в различных сферах своей жизнедеятельности. В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения оно ограниченно, несистемно и неоднородно. Содержание обыденного мировоззрения варьируется в довольно широком диапазоне, отражая специфику образа жизни, опыта и интересов определенных социальных групп.

Параллельно с обыденным формируется и научное мировоззрение, которое представляет собой систему представлений о мире, его структурной организации, месте и роли в нем человека; эта система строится на основе научных данных и развивается вместе с развитием науки. Научное мировоззрение создает наиболее надежную общую основу для правильной ориентации человека в мире, в выборе направлений и средств его познания и преобразования.

Все типы мировоззрений имеют свои плюсы и минусы. Мифологическое и религиозное мировоззрение по-своему, зачастую стихийно, осуществляют связь поколений, закрепляют и передают систему социальных ценностей, идеалов и норм поведения. Вместе с тем, действительность воспринимается в них в иллюзорном, искаженном виде, противореча данным науки. Научное мировоззрение опирается на рациональное осмысление мира, не допуская интуитвного, иррационального понимания мира, и оно также не в полной мере может отразить и описать существующую реальность и рассмотреть все проблемы, связанные с пониманием человеком мира.

На основе мифологического и религиозного мировоззрений, а так же основ научных знаний складываются культурно-исторические предпосылки генезиса философского мышления. Философское мировоззрение возникло из потребности рационального и иррационального объяснения мира. Оно является исторически первой формой теоретического мышления. Объединяет и дополняет все недостающие моменты предшествующих типов мировоззрений. Философское мировоззрение является наиболее общим: оно касается отношения человека к миру, а все явления рассматривает с точки зрения не столько содержательных характеристик, сколько с позиции ценности их непосредственно для человека. Для данного типа мировоззрения характерно стремление выработать универсальные теоретические понятия (категории) и принципы и на их основе дать сущностный анализ действительности, выявить предельные, всеобщие основания, закономерности существования и развития человеческой культуры.

2. Философия как тип мировоззрения.

Истоки философии – в пытливости человеческого разума, согласно Аристотелю, люди начали впервые философствовать вследствие удивления.

Термин «философия» впервые возник в Древней Греции (буквально от греч. phileo- люблю, sophia – мудрость, в древнерусских источниках — любомудрие). Сначала появились философы, затем слово «философ» и несколько позже слово «философия». По свидетельству античных авторов, наименование «философ» впервые встречается у Пифагора, а в качестве обозначения особой науки термин «философия» впервые был употреблен Платоном. Античные мыслители высказывали мысль о том, что мудрость как таковая является прерогативой богов, а удел человека – любовь к мудрости, влечение к ней. В диалоге «Пир» Платон уточняет: «Философ занимает промежуточное положение между мудрецом и невеждой. Из богов никто не занимается философией, поскольку боги и так мудры. Но не занимаются философией и не желают стать мудрыми опять-таки и невежды…Занимаются ею те, кто находится между богами и невеждами» (Платон, диалог «Пир», 204 а-б).

Не всякое знание, с точки зрения первых философов, есть мудрость. Многознание, как учил Гераклит, не прибавляет мудрости. Мудрость заключается в том, чтобы обо всех известных людям вещах, явлениях судить, исходя из признания их общей непреходящей основы, и в том, чтобы, постигнув сущность бытия, найти всеобщее в единичном, обосновать и объяснить многообразие феноменов человеческого существования. Необходимость подобного подхода осмысливается в форме вопросов, непосредственно затрагивающих существование человека. Это, так называемые, вечные философские вопросы, которые на протяжении тысячелетий сохраняют свое значение для человека и для человечества[3].

В отличие от мифологии, которая строит общую картину мира на уровне эмоционально-чувственного познания, философия создает взгляд на мир, ориентированный на рациональное познание, она пытается понять мир, исходя из него самого. Философия существенным образом отличается от других систем знания и познания тем, что она постоянно вопрошает саму себя о своей собственной сущности, предмете и своем назначении.

Философия унаследовала от мифологии ее мировоззренческую схему, под которой следует понимать совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, положении в нем человека. Процесс возникновения философии в общей форме представляется как разрешение противоречия между мифологическим мировоззрением и рациональным мышлением. Философия, таким образом, становилась рационально-теоретическим ядром мировоззрения.

Становление философии означало утверждение качественно нового в сравнении с мифологией и религией типа мировоззрения, предстающего ныне как система абстрактных идей, определяющих принципы отношения человека к миру, его поведения в обществе. В философии получили теоретическое выражение социальное самосознание людей, общественные идеалы и ценности. Вместе с тем философия явилась интегративным способом духовного освоения общественно-исторической практики, противоречий прогресса культуры и цивилизации. Справедливо замечание английского ученого-философа Б.Рассела: чтобы понять эпоху или нацию, мы должны понять их философию.

Однако не следует забывать, что философия не совпадает с мировоззрением, являясь лишь теоретическим ядром последнего. Философия судит о единой для всех явлений мира основе, ищет в ней условия его единства и целостности. Философия не совпадает с мировоззрением, поскольку: во-первых, зарождение мировоззренческого сознания значительно предшествует становлению философии; во-вторых, функции мировоззрения до возникновения философии выполняли мифология, религия, зачатки научного знания и обыденное знание; и, наконец, в-третьих, мировоззрение предшествовало философии не только в процессе развития человечества, но также с точки зрения формирования индивидуального, личностного сознания. (Ребенок, не имеющий представления о философии, тем не менее, обладает определенным воззрением на мир, ставит мировоззренческие вопросы перед взрослыми и по-своему отвечает на них).

3. Основные философские проблемы, предметное поле философии.

Фундаментальные проблемы философии возникают вместе с ее возникновением. Круг проблем, относимых к философским, изменялся по мере развития человеческой культуры, познания и практики, но всегда существовали такие вопросы, ответы на которые по традиции ожидали исключительно от философии. Немецкий мыслитель XVIII века И.Кант считал, что основных философских вопросов можно выделить четыре: «что я могу знать?», «что я должен делать?», «на что я могу надеяться?» и «что есть человек?». Век спустя другой немецкий философ М.Хайдеггер предельными вопросами философии считал вопросы о том, что есть мир, конечность, уединение.

Несмотря на то, что крайне сложно для различных существовавших в истории культуры философских учений признать единый предмет исследования, можно вычленить предметную область философии, которая исторически изменяется в границах, определяемых спецификой философского знания. Предметная область философского знания очерчивается кругом основных проблем, которыми занимается философия.

Во-первых, это проблема окружающего мира, поиск первоосновы всего сущего. Эта тема конкретизируется в ряде вопросов: «есть ли неизменное первоначало мира или он пребывает в вечном становлении?», «мир конечен или бесконечен, един или множествен?», «в чем различие чувственно воспринимаемого бытия и постигаемой умозрительной реальности?» и т.д. В разные исторические эпохи ответы на эти вопросы приобретали различную «конфигурацию». Опираясь на разнообразные науки, синтезируя знания из разных областей, философия углублялась в раскрытие сущности мира, принципов его устройства, первоосновы всего сущего. Одновременно формировались различные философские «модели» мира, сохраняя во все времена первостепенное значение в устремленности к познанию его тайн.

Во-вторых, проблема познания человека и смысла его существования. Философская антропология находилась в центре внимания многих древневосточных философских школ. Античная философия устами Протагора провозгласили знаменитую фразу – «человек есть мера всех вещей». С точки зрения древнегреческого философа Сократа космос непостижим, и любителю мудрости следует осознать, что важнейшим для человека является самопознание. Эту антропофилософскую линию спустя многие века продолжил И.Кант, видевший высшее предназначение философии в том, чтобы помочь человеку занять положенное ему место в мире, научить его «каким надо быть, чтобы быть человеком».

В-третьих, проблема отношений человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального. Соотношение «человек – мир» исторически рассматривалось философским познанием по-разному. В эпоху античности оно осмысливалось как представление о месте человека в целостности мирового Космоса. В средние века особый философский интерес вызывала проблема отношения человека к Богу как абсолютной реальности и первопричине всего сущего. Мыслители Нового времени в системе «человек и мир» делали акцент на адекватности научного знания действительности. Для немецких философов XVIII–XIX вв. Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля имело значение, прежде всего, понимание отношения «субъект – объект». Но при всех вариантах трактовки данной системы, в конечном счете, философы оказывались перед необходимостью прояснения своей позиции о соотношении сознания и материи.

Два противоположных подхода к решению вопроса о природе, сущности мира и человека обозначили суть основного вопроса философии как вопроса об отношении духа к природе, сознания к материи, мышления к бытию. Признание материального и идеального как предельных оснований мира и человека с неизбежностью привело к решению вопроса о том, что же является первичным – материя или сознание. Постановка и решение этого вопроса составили первую сторону основного вопроса философии. В зависимости от того, как философы отвечали на этот вопрос, что они считали первичным, а что вторичным, они разделились на материалистов и идеалистов. Так возникли материализм и идеализм как два основных направления в философии.

Материализм исходит из того, что мир по своей природе материален, извечен, несотворен, материя – первична; что сознание является продуктом, свойством высокоорганизованной материи (мозга), сознание, таким образом, вторично. Материальный мир, согласно материализму, существует независимо ни от человека с его сознанием, ни от каких-либо других сил. В истории философской мысли длительное время материализм рассматривал человека лишь как природное существо, не видя в нем прежде всего общественно-исторической сущности. Природа (мир, космос, Вселенная) настолько превозносились человеком, что зачастую обожествлялись, а сознание человека иногда приписывалось ей в качестве ее всеобъемлющего свойства (пантеизм, гилозоизм и т.п.). В результате сознание объяснялось на природном, биологическом, а не на социальном уровне. Несмотря на всю свою ограниченность, такое материалистическое объяснение сознания снимало мистическую оболочку с человека, ставило вопрос о реальном, земном благополучии, о естественном стремлении человека к лучшей жизни, счастью, добру, красоте и т.д.

Идеализм исходит из первичности духа, сознания, мышления и вторичности природы, материи, бытия. Те из них, кто полагает, что сознание существует вне и до природы, независимо от нее, называются объективными идеалистами (Платон, Гегель и др.). В их представлении природа и сам человек творятся неким безличным духом (мировым разумом, идеей, волей, Богом). Этот мировой разум есть не что иное, как само человеческое сознание, оторванное от человека и превращенное в самостоятельную, объективную, всеобъемлющую силу, способную творить окружающий мир. Иную версию идеалистического решения основного вопроса философии предлагают те мыслители, которые вообще не допускают какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания. Это субъективные идеалисты (Дж.Беркли, Д.Юм и др.). Субъективный идеализм акцентирует внимание на субъективной стороне жизни человека, его неоднозначном и противоречивом отношении к миру, который воспринимается только через призму сложной системы оценок и действительно выступает как чувственный мир человека.

И, наконец, четвертая философская проблема связана с разрешением субъектно-субъектных отношений, рассматривающих человека в «мире людей». Здесь философия стремится разрешить сложнейшие вопросы, связанные с поиском идеальной модели общества (начиная с идеального государства Платона и Конфуция, «Утопии» Мора, «Города Солнца» Кампанеллы и заканчивая марксистской моделью так называемого гармоничного коммунистического общества), проблемой самосовершенствования индивида, проблемой отчуждения. Поиск согласия, взаимопонимания, идеалы толерантности, гибкости, коммуникативного решения всех возникающих конфликтов становятся ведущими философскими темами современной философской мысли.

Ни одна из обозначенных философских тем не может быть полностью изолирована от другой. Они взаимодополняют друг друга, но вместе с тем в различных философских учениях отдается приоритет той или иной философской теме – либо построению идеальной модели мира, либо проблеме человека, либо взаимоотношению человека и мира, постановке гносеологических вопросов. Нельзя забывать так же и о проблеме отношения человека и общества, человека, погруженного в социум и в мир людей. В исторической динамике менялись акценты в решении этих философских проблем, однако уже в древних философских учениях можно зафиксировать постановку и своеобразное решение каждой из выделенных философских тем, определивших все позднейшие типы философского мировоззрения.

Таким образом, возможность различных трактовок предмета философии заключается в сложности, многогранности самого предмета исследования. Каждое время, отмечал в этой связи Л.Фейербах, имеет именно ту философию, которая как раз ему подобает, и рекомендовал не забывать о времени, когда было создано то или иное произведение. Самые тонкие и драгоценные мысли своего времени и народа концентрируются, по его словам, в философских идеях.

4. Основные разделы философии и функции философского знания.

Мы наметили лишь отдельные контуры проблемного поля философского знания, позволяющие определить динамику и многообразие предмета философии. В рамках собственно философского знания уже на ранних этапах становления началась его дифференциация, в результате которой выделились такие философские дисциплины, как этика, логика, эстетика и постепенно оформились следующие разделы философского знания:

онтология – учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях существования, общих принципах и закономерностях существования;

гносеология – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности знания;

аксиология – учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценности между собой;

праксеология – учение о практическом отношении человека и мира, активности нашего духа, целеполагании и действенности человека;

антропология – философское учение о человеке;

социальная философия – раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории.

Эти разделы несводимы друг к другу, но тесно связаны между собой.

Роль и место философии в обществе определяется ее функциями, под которыми мы понимаем ее воздействие на людей и на их разностороннюю предметную деятельность. Это воздействие, в широком смысле, предстает как влияние на мысли и поведение человека, так и на их обоснование, стимулирование и ориентацию. Функции философии многоаспектны. Основополагающая функция философии – выявление универсалий культуры и выражение их содержания в системе философского знания. Универсалии (наиболее общие представления) культуры зафиксированы в фольклоре, искусстве, религии, этических учениях нередко посредством образов, иносказаний, притч, т.е. далеко не всегда в логически стройной и информационно ёмкой форме. Философия же выражает их содержание преимущественно в системе категорий, что обеспечивает ей более широкие возможности в духовном воспроизведении реальности и в выработке его механизмов. Это осуществляется в процессе выполнения философией ряда функций.

Важнейшие из них:

— мировоззренческая – состоит в выработке обобщенных представлений человека о реальности, образе его поведения и деятельности;

— методологическая – связана с выработкой в рамках философии представлений об оптимальном образе человеческих действий в сфере познания, практики и коммуникации;

— гносеологическая заключается в создании обобщенной картины познания мира, формулировке принципов познавательного отношения субъекта к объекту, разработке универсальных методов научного познания и логического мышления;

— аксиологическая – ориентирована на критический анализ коренных теоретических оснований ценностных ориентаций людей, их нравственных и эстетических идеалов, духовных регулятивов поведения в мире;

— праксеологическая – проявляется в опосредованном ее воздействии на практическую деятельность людей, определении их социальных целей и идеалов, выбор средств и методов индивидуальных и коллективных действий;

— критическая – состоит в выявлении средствами философии заблуждений, догм и устаревших стереотипов мышления;

— прогностическая – связана с выработкой средствами философии представлений, отражающих возможные состояния природных образований и общества, тенденции развития событий в различных сферах человеческой деятельности и глобальных процессов.

Раскрытие специфики философии как формы общественного сознания, ее содержания и функций является важным условием превращения философских положений в мировоззренческие ориентиры, помогающие человеку определить свое отношение к миру и самому себе. Исследование исторической динамики предмета философии, сравнение философии с мифологией, религией, наукой, искусством, мировоззрением позволяет сделать вывод о том, что философия не сводится ни к одному из этих феноменов человеческой культуры однозначным образом. Она сама есть только тогда, когда мы философствуем. Философия есть философствование (М.Хайдеггер). «Философия есть, собственно, ностальгия, тяга повсюду быть дома» — писал поэт и мыслитель Новалис. Философия может быть подобной тягой, когда мы, философствующие, повсюду «не дома». Философская истина есть по существу истина человеческого присутствия в мире.

1. Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы

Мировоззрение
– это
обобщенная и целостная картина мира,
совокупность представлений об окружающей
человека действительности, о самом
человеке, формах его отношения и
взаимосвязи с этой действительностью.

Мировоззрение
функционирует как форма осознания
человеком своего положения в мире,
включает убеждения и ценности, регулирующие
важнейшие типы его жизнедеятельности
и поведения.

В
структуре мировоззрения можно выделить
след. основные компоненты: знания;
ценности; убеждения, чувства, эмоции.

Знания
задают обобщенную модель мира и места
в нем человека. В них представлены
важнейшие категории культуры, формирующие
целостный образ.

Ценности
выполняют нормативно-регулирующие
функции. Они определяют правила и
принципы социальной жизни человека.
Свои основные функции ценности реализуют
в форме политических, религиозных,
правовых, моральных, эстетических
взглядов и убеждений.

Эмоционально-чувственные
компоненты

определяют личностно-субъективный фон
восприятия человеком окружающей
действительности и своего места в
социальном и природном мире. Они придают
ему характер мироощущения, наполняют
его личностным смыслом и значением.

Существуют
различные классификации форм и типов
мировоззрения. В зависимости от
субъекта-носителя выделяют личностную
форму его объективации, мировоззрение
класса, социальной группы, общества в
целом или определенной исторической
эпохи. По параметру полноты и системности
представлений о реальности, их
достоверности и обоснованности можно
говорить:

а)
о нетеоретическом мировоззрении, формами
которого выступают обыденные или
стихийные воззрения на мир, мифологическое
и религиозное мировоззрение;

б)
о философско-теоретическом мировоззрении;

в)
о научном мировоззрении.

Историческая
типология мировоззрений: мифологическое,
религиозное, философское мировоззрения.

Мифология
– характерны образно-ассоциативная
форма отражения действительности,
эмоциональное восприятие и фантастические
интерпретации природы, человека и
социальной жизни. Мифологическое
сознание не фиксировало различий между
естественным и сверхъестественным,
между реальностью и воображением, что
позволяло мыслить окружающие предметы
как двойственные по своей природе:
человеческие и божественные, утилитарные
и символические, профанные и сакральные
одновременно. Мифологическое сознание
основано на вере в истинность мифов,
незыблемость ритуала и базирующихся
на них нравственных запретах и социальных
нормах поведения и деятельности человека.

Религиозное
мировоззрение

исторически зарождается в недрах
мифологического сознания. В развитых
формах религиозного сознания, в отличие
от мифологии, Бог трактуется как Абсолют,
который бесконечно выше естественного
космоса и человека в иерархии форм
бытия. При этом вера в Бога не сводится
к простому и непосредственному принятию
индивидом религиозного ритуала и
культовых действий, имеющих божественное
происхождение, а предполагает наличие
внутреннего иррационального состояния
сознания, позволяющего ощущать факт
безосновного, личного и глубоко интимного
соединения с Богом.

Переход
к более сложным формам цивилизационных
отношений, изменения в структуре
материального и духовного производства
обусловили необходимость формирования
философско-теоретического
мировоззрения
.

Становление
философии — утверждение качественно
нового типа мировоззрения. В нем
представления о мире и человеке
обосновываются рациональными средствами
с использованием теоретических понятий,
логических и гносеологических критериев.
Своей устремленностью к фундаментальным
вопросам бытия, загадкам человеческого
сознания и деятельности философия
сближается с религией, мифологией,
искусством. Однако в отличие от искусства
и мифологии она стремится прежде всего
не к чувствам, а к разуму; в отличие от
религии – опирается не на догматы и
иррациональную веру, а системно и
доказательно обосновывает свои положения
с использованием рациональных аргументов
и логических доказательств.

Установление
истины становилось возможным без
непосредственного обращения к опыту,
в форме логических рассуждений, т. е.
чисто мыслительным путем, используя
силу разума и логики. Познавательное
искусство такого рода древние греки
стали называть теоретическим.
Философия явилась той формой культуры,
в рамках которой впервые стало оформляться
и развиваться теоретическое
мышление.

Философия
возникает как рационально-теоретический
тип мировоззрения и особая форма
духовного освоения реальности, в процессе
которой вырабатывается целостная и
предельно обобщенная система знаний о
мире, человеке и формах взаимосвязи
между ними.

Спор,
что представляет собой философия, какова
ее ценность в культуре и в чем состоит
ее предмет, ведется фактически с момента
ее возникновения. Этот спор или критический
диалог является сутью самой философии
и характеризует ее как уникальную форму
духовно-теоретической рефлексии над
важнейшими основоположениями культуры.
Философия многолика, и невозможно
совместить разные ее образы и понимания.
Трактовка целей и задач философии во
многом определяется личностью философа,
его духовными ориентациями, социальными
и культурными традициями, обусловившими
то или иное понимание философского
мышления.

1. Мировоззрение: сущность, структура и, функции

Мировоззрение
— система представлений, понятий, взглядов
об окружающем мире. На любой стадии
человек (общество) имеет вполне
определенное мировоззрение, т.е. систему
знаний, идей на мир и место в нем человека,
на отношение человека к окружающей
действительности и самому себе. Кроме
того мировоззрение включает в себя
основные жизненные позиции людей, их
убеждение идеалы.

В
мировоззрении выделяют 2 уровня:

1.
рационально-теоретический

2.
жизненно-практический

Философия
относится к рационально-теоретическому
уровню. Философию необходимо отличать
от здравого смысла. Если жизненно-практический
уровень может формироваться стихийно
под влиянием традиций, обычаев,
индивидуального жизненного опыта
человека, то рационально-теоретический
создается сознательно. Философия
центрирована на человеке, ее интересует
отношение человека и мира, человека и
человека.

Мировоззрение
включает 3 компонента:

1.
Мироощущение, мировосприятие
(эмоционально-чувственное составляющее
мировоззрения)

2.
Миропонимание (интеллектуальное
составляющее мировоззрения, на уровне
рационально-теоретического уровня
представлено научными идеями)

3.
Мироотношение (формируется на основе
мироощущения и миропонимания).
Мироотношение — совокупность ценностных
установок человека по тем или иным
жизненным вопросам.

Каждому
обществу и эпохе присуще свое мировоззрение.
Оно исторически конкретно. Мировоззрение
каждой эпохи реализуется во множестве
групповых и индивидуальных вариант.

Структура
мировоззрения определяет его функции.
Их три:

1)
гносеологическая (познавательная)
функция состоит в том, что мировоззрение
дает знание о конечных причинах сущего;

2)
аксиологическая (ценностно-ориентационная)
функция, позволяющая выработать оценку
– отношение к окружающему и происходящему;

3)
праксиологическая (практическая)
функция, позволяющая стать руководством
к действию (человек ведет себя в
соответствии со своими мировоззрением).

Эти
функции характеризуют мировоззрение
в самом общем виде, фиксируя только
основное из того, что дает мировоззрение
для человеческого существования.

Исторические
типы мировоззрения

1.
Мифологическое мировоззрение

2.
Религиозное мировоззрение

3.
Философское мировоззрение

2. Исторические типы мировоззрения

Исторические
типы мировоззрения

1.
Мифологическое мировоззрение

2.
Религиозное мировоззрение

3.
Философское мировоззрение

Мифологическое
мировоззрение

— это такая система взглядов на мир и
место человека в нем, которая основана
не на теоретических доводах и рассуждениях,
а на художественном переживании мира
либо на общественных иллюзиях.

Характеристика
мифологического сознания:

1.
синкретичность (слитность, нерасчлененность).
В любом мифе сосуществуют объективные
знания о мире, зачатки религиозных
верований, искусства.

2.
нечувствительность к противоречиям.
Основа мифа — человеческая фантазия.

3.
нет причинно-следственных связей между
предметами и явлениями

В
мифологическом сознании присутствуют:

а)
метаморфоза

б)
ассоциации (дыхание <=> душа, сон <=>
смерть)

в)
телеологичность (связь не от причины к
следствию, а от цели к причине)

г)
символичность (оперирование не понятиями,
а конкретными символами)

д)
коллективность (миф — это всегда продукт
коллективного сознания)

е)
авторитарность (мифы не оставляют
возможности для личного проявления
индивида и не допускают критики своих
положений).

В
отличие от мифа философия предлагает
иные способы решения мировоззренческих
проблем:

1.
вместо образа — рациональные понятия

2.
философия несинкретична (четкое
противопоставление субъекта и объекта)

3.
в философии есть причинно-следственные
связи.

Религиозное
мировоззрение

В
рамках любой религии есть системность
(система ответов на вопросы). Но философия
формулирует свои выводы в рациональной
форме, а в религии — акцент на веру.
Религия предполагает готовые ответы
на вопросы.

Религиозная
доктрина не терпит критики. Любая религия
предлагает человеку идеалы и сопровождается
обрядами и ритуалами (конкретными
действиями).

Каждое
развитое религиозное учение содержит
отпечатки выраженной системности.

Религиозное
мировоззрение также характеризуется
следующими чертами:

1.
символизм (каждое значимое явление в
природе или истории рассматривается
как проявление Божественной воли), через
символ осуществляется связь между
сверхестественным и естественным
мирами,

2.
носит ценностный характер отношения к
действительности (действительность —
это пространственно-временная
протяженность борьбы добра со злом),

3.
время также связано со Священной историей
(время до и после Рождества Христова),

4.
откровение признается за слово Божье
и это ведет к абсолютизации слова
(логоса), логос становится образом Бога.

Философское
мировоззрение- наука

Возникновение
первых научных учений относят к 6 в. до
н.э. Философское знание всегда было
переплетено с естественнонаучным.
Философия постоянно обрабатывала
информацию из различных областей
познания. В содержание философского
знания входят такие понятия как атом,
вещество и некоторые общие законы
естествознания.

Философия
— это рационально-теоретическое
мировоззрение. Познание — деятельность
по получению, хранению, переработке и
систематизации знаний об объектах.
Знание — результат познания.

Система
знания считается наукой, если она
отвечает определенным критериям:

1.
объективность (изучение природных
объектов, явлений, взятых самих по себе,
независимо от интересов индивида, его
субъективности)

2.
рациональность — обоснованность,
доказательность — в рамках любой науки
что-то обосновывается

3.
нацеленность на воспроизведение
закономерностей объекта

4.
системность знаний — упорядоченность
по определенным критериям

5.
проверяемость — воспроизводимость
знаний через практику

Философия
не удовлетворяет только 5 критерию (не
всякое философское учение может быть
воспроизведено через практику), поэтому
философия — это наука, но особого рода.

1 Вопрос. Мировоззрение, его сущность и структура. Основные типы мировоззрений.

Мировоззрение
– система наиболее общих представлений
на мир и место человека в мире. Отношение
человека к окружающей действительности.

Мировоззрение
включает в себя наиболее общие
представления о мире, значит М.
рассматривает не мир сам по себе, а как
относится к миру человек к таким общим
вопросам относится: Что я могу знать?
На что надеятся? Ответы на эти вопросы
всегда носят гипотетический характер.

М.
определяет позиции человека их только
2:

  1. Я
    в мире

  2. Мир
    во мне

Характер
М. определяется уровнем человеческих
знаний, поэтому существуют различные
уровни М. Форма М. или тип это относительно
целое представление, которое определяется
развитием материального и духовного
производных и носит исторический
характер.

Это
позволяет выделить типы:

1)Мифологическое
М
.
характеризуется чувственно-наглядным
знанием о мире. И формируется в
рабовладельческом обществе. Главная
особенность Мм, является одушевление
природных процессов, а это есть продукт
воображения. Значит человек часть
природы и природа наделяется свойствами
человека и мифологические боги находятся
среди нас.

2)Естественно-научный
сформировались в 17-18 веке под влиянием
наук. Особенности типа абсолютизация
законов природы и рассматривание этих
законов исходя из своей науки. Фрейд
считал, что поведение человека определяется
бессознательно.

3)Религиозный.
Вытекает из мифологии, но формируется
у человека, когда появляются зачатки
теоретического мышления, т.е. способно
отделить общее от конкретного предмета.
И эти понятия рассматриваются как
самостоятельные сущности, и возникает
вера как основной принцип религии. Это
происходит 40-50 тыс. лет назад.

4)Философское мировоззрение.

Четвертым
типом М. является философское М. оно
тесно связано с уровнем естественно
научных знаний. фМ. Это логико-теоритический
взгляд на мир в нем отражается общие
представления которое складывается в
следствии изучения естественных и
гуманитарных наук.

2 Вопрос. Предмет, структура и функции философии. Философия и медицина.

Ф
в настоящее время определяет тенденции
развития современных наук и общества.

Функции
философии.

1.Онтологическая.
Рассматривает учение о бытии мира, что
такое мир.

2.Познавательная

3.Антропологическая

4.Критическая.
Осмысливает вопросы философии с позиции
современных знаний.

5.Оценочная.
В этой функции в настоящее время отводится
роль т.к. философские суждения тесно
переплетаются с практикой врача.
Формирует нравственные принципы
современной врачебной деятельности,
которая сегодня определяется концепцией
качества жизни.

6.Методологическая.
Имеет проявление во всех науках.

Философия
в обществе.

Дает
ключ ответа на вопрос, чего такое
убеждения человека его идеалы взгляды
на мир значит у человека вырабатывается
определенный тип мировоззрения отсутствие
М. приводит к самоубийству, алкоголизму,
наркомании.

фМ.
Позволяет социально овладеть общенаучными
методами познавания, т.е. выводы получает
в рамках философии связан не только
средством познания научных знаний, но
и сам входит содержание науки, поэтому
многие ученые в области конкретных наук
является видным философами (Пифагор,
Декарт).

Ф
помогает научиться теоретически мыслить
т. к. творческое мышление не является
врожденным свойством оно существует в
виде задатков которые должны быть
развиты и изучены Ф. является средством
для развития способностями. Какая польза
от врача знающего мед науку, но не
понимающего ее.

Мировоззрение, его исторические типы. Специфика философского мировоззрения

ФИЛОСОФИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ

(сокращенный вариант лекций из «Учебно-методического комплекса «Философия».

Сост.: Кондратов Б.Я., Ивчик В.В., Попова Р.В., Кондратова М.В. Горки, 2010.)

Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих общее понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции и программы поведения людей. Мировоззрение – очень важная часть человеческого сознания, и формируется оно у человека десятилетиями путем сложного взаимодействия знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, надежд.

Структура мировоззрения

Это сложное, интегральное образование, в ко­тором принципиально важны связь следующих его компонентов:

1. Знания — совокупность сведений об окружающем мире. Они бы­вают научными, профессиональными, повседнев­но-практическими.

2. Ценности — это особое отношение людей ко всему происходяще­му в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни.

3. Эмоции — субъективная реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражений.

4. Воля — способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления. Это придаёт всему составу мировоззрения особый характер, позволяет человеку своё мировоззрение претворять в жизнь.

5. Убеждения — взгляды, активно принимаемые людьми, соответс­твующие их жизненным интересам. Убеждения — это знания, соединённые с во­лей. Они становятся основой поведения лич­ности, общественных групп, наций, народов.



6. Вера — это степень доверия человека к содержанию имеющихся у него знаний.

7. Сомнение — критическое отношение к каким-либо знаниям или ценностям. Сомнение — обязательный элемент самостоятельного мировоззрения.

Безоговорочное принятие ка­ких-либо взглядов без собственного критического осмысления называют догматизмом. Но нельзя здесь переходить определённую меру, ибо можно впасть в другую крайность — скептицизм, или нигилизм — не­верие ни во что, утрату идеалов. Таким образом, в мировоззрении представлены эмоциональная, познавательная, ценностная, поведенческая сферы сознания в их взаимосвязи. В совокупности они составляют наше общее представление о мире и самих себе.

Основой мировоззрения являются знания. В зависимости от их системности и глубины выделяют обыденный, профессиональ­ный и теоретический уровни мировоззрения.


1. Обыденное мировоззрение — это совокупность взглядов, осно­ванных на здравом смысле, повседневном жизненном опыте. Это стихийно складывающееся мировоззрение охватывает самые ши­рокие слои общества. Его нередко называют «житейской философией». Житейское, повседневное миропонимание, как правило, складывается стихийно, не отличается глубокой продуманностью, обоснованностью.

2. Более высокой разновидностью мировоззрения является профес­сиональное, формирующееся под влиянием знаний и опыта людей в различных сферах деятельности. Это может быть миро­воззрение учёного, писателя, политического деятеля и т.д.

3. Высший уровень мировоззрения — теоретическое мировоззрение, к которому принадлежат философия и наука. В отличие от иных форм мировоззрения, к системам философских и научных взглядов предъявляется требование доказательства.

Исторические типы мировоззрения.

Предпосылками философского мышления были мифологическое и религиозное объяснения мира:

Миф — это мировоззре­ние древнего общества, которое соединяет реальность и фантазию. Многие мифы заключают в себе поиски ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве мира, о возникновении наиболее важных для человека явлений природы, о мировой гармонии и человеческой судьбе. Это была первая попытка обобщить все многообразие явлений и дать им универсальное объяснение.

Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в нали­чие сверхъестественной силы, которая управляет миром. Религия «удваивает мир», разделяя его на божественный и земной (сотворенный) и ставит в основу своих объяснений не разум, а чувство веры. При религиозном мировоззрении для человека характерна чув­ственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.

Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. В отличие от мифа и религии в философии были вынесены на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, что отразило нараставшую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания, разума. Философская мысль заявила о себе как поиск мудрости.

Специфические черты философского мировоззрения:

1. Это взгляд на мир с позиций человеческого разума и активности. Он позволяет людям сознательно ориентироваться в природе и обществе.

2. В философии сформировался свой четкий понятийно-категориальный аппа­рат.

3. Философия логична и доказательна. Положения философии не просто утверждаются, а выводятся, доказываются в логически упорядоченной форме.

4. Философия — рефлективный тип мировоззрения. В ней мысль обращается на саму себя.

5. Важный принцип философии — свободомыслие. По самой своей природе философия требует размышления, сомнения, допускает критику идей, отказ от веры в догматы и посту­латы.

Таким образом, философия представляет собой высший уро­вень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, сис­темностью, логикой и теоретической оформленностью.

1.Мировоззрение и его структура.

Мировоззрение
— это система взглядов на мир в целом и
на отношение человека к этому миру.
Система принципов, ценностей, идеалов
и убеждений, определяющих как отношение
к действительности, общее понимание
мира, так и жизненные позиции, программы
деятельности людей. Мировоззрение имеет
сложную структуру, включает противоречивое
единство знаний и ценностей,
интеллектуального и эмоционального,
разума и веры, убеждений и сомнений,
личного и общественно значимого.

Мировоззрение=система.

Система
– некая целостность, включающая в себя
элементы, которые в свою очередь могут
представлять самостоятельную сущность.

Элементы
системы связанны образующими связями.

Можно
выделить следующие структурные
компоненты

мировоззрения:

-во-первых,
это устойчивая картина мира, которая
включает в себя конкретно-исторические
представления о мире;

-во-вторых,
оценка жизни, опирающаяся на систему
идеалов;

-в-третьих,
целеполагающая идея, ориентирующаяся
на систему ценностей. Таким образом,
суть философского мировоззрения
составляет мир, состоящий как бы из трех
«царств»: действительности,

ценности
и смысла.

Черты
мировоззрения:

  • Системность
    (статичность)

  • Процессуальность.
    (постоянное нахождение в динамике
    изменений)

2. Системность мировоззрения

Из
этого определения можно выделить
следующие аспекты: системность и
процессуальность мировоззрения. Для
того, чтобы образно представить
системность в каком-то процессе можно
сравнить с фотографией, которая фиксирует
только момент. Но рассматривая фото мы
можем судить о феномене в целом.
Рассматривая мировоззрение как систему,
в статике, будем использовать понятие
мировоззренческое поле. Оно многокомпонентно,
кроме перечисленных в определении,
можно называть еще множество других.
Сами компоненты в свою очередь представляют
собой сложные многокомпонентные системы.
Компонентами можно считать и миф, и
религиозные взгляды, профессиональный,
социальный и другие групповые компоненты.
Так же отдельным компонентом
мировоззренческого поля можно считать
то, что по сути процессуально —
историческое, национальное (этническое
и тому подобное). Как и любая система,
компоненты в мировоззренческом поле
соединены системообразующим, доминирующим
компонентам. Доминирование того или
иного компонента зависит от точки
рассмотрения (гносеологический аспект),
во-первых, и от субъекта, во-вторых.

3.Виды, типы, формы, уровни мировоззрения.

В
зависимости от доминанты можно выделить
виды и типы мировоззрения, а также и
формы. Дело в том, что мировоззрение это
далеко не все взгляды и представления
об окружающем мире, а только их предельное
обобщение. Это ядро общественного и
индивидуального сознания.

Формы:

  • Миф

  • религия

  • философия

Само
название «формы» говорит о их значении.
Они придают форму, оформляют
мировоззренческое поле. Исторический
компонент образуют первобытное,
античное(или древнее), средневековое
мировоззрение, мировоззрение нового
времени, современное, переходные виды
мировоззрения. По своей сущности
мировоззрение — общественно исторический
феномен, возникший с появлением
человеческого общества, сформированный
материальной жизнью общества, общественным
бытием.

Уровни:

Житейское
— основано на здравом смысле, многообразном
человеческом опыте, имеет специфическую
системность и обоснованность. Часто
житейский уровень сравнивают с
мифологическим мировоззрением. Это
сравнение справедливо в части специфичности
систем этих мировоззрений и их
обоснованности, но сводить их друг к
другу нельзя. Теоретическое формируется
целенаправленно, отличается научной
обоснованностью и системностью, опирается
на результаты научного знания, доводы
разума.

По
типам мировоззрение различают
индивидуальное и групповое, сциентистское
и антисциентистское, и т.п.. В науке
существуют и другие классификации. Все
они по сути связаны с гносеологической
позицией авторов. То есть, с тем, что они
выбрали для своего исследования в
качестве доминантного компонента и
субъекта мировоззрения.

Мировоззрение и его типы

Мировоззрение человека — это совокупность взглядов, оценок, образных представлений и принципов, которые в совокупности отражают видение человеком этого мира и определяют его место в нем. Жизненные позиции также являются важной составляющей мировоззрения, по которой часто проще всего определить, к какому типу он относится.

Сформированное и осознанное отношение к миру придает жизни целеустремленный и осмысленный характер, поэтому мировоззрение важно для каждого человека.Изучение этого явления проводят философы и культурологи, давшие мировоззренческую классификацию. В этой статье мы рассмотрим самые распространенные, но нужно учесть, что есть и другие классификации.

Основные типы мировоззрения

Прежде всего отметим, что термин впервые был озвучен Кантом, но он не отделял это понятие от мировоззрения. То значение, которое принято сегодня, представил Шеллинг.

Классификация мировоззрения зависит от нескольких факторов: во-первых, большую роль играет происхождение системы ценностей, которой придерживается человек (например, выделение религиозного мировоззрения является важным определяющим фактором).Во-вторых, социокультурная среда человека играет важную роль в определении. В-третьих, важно, чтобы человек осознавал окружающие его процессы.

Исходя из этого, разные ученые выделяют две классификации:

  1. Мифологическая, философская, социально-политическая, естественнонаучная и религиозная мировоззрение.
  2. Мировоззрение повседневного опыта, мифологического и эстетического.

Мифологическое мировоззрение и его типы

Этот тип самый первый, он характерен для первобытного общества и основан на образном восприятии мира.Язычество в полной мере отражает мифологическое мировоззрение, в котором формируется отношение к миру как к одухотворенной среде. Например, незнание природных процессов привело к тому, что люди пытались вызвать дождь с помощью ритуалов или «успокоить» шторм.

В мифологическом типе есть два важных аспекта: поиск сакрального и его допустимость (например, вера в то, что есть загадки природы, которые не может разгадать человек и ответы на которые есть только перед создателем) , а также общедоступность (вера в то, что существуют явления, причины которых известны каждому).Эти два противоположных способа восприятия сочетаются в мифологическом мировоззрении.

Религиозное мировоззрение и его типы

Религиозный тип основан на принципах, характерных для религии, откуда исходит система ценностей, положение по отношению к другим людям и т. Д. Его основа — вера в сверхъестественные силы, поклонение и бояться их.

Философское восприятие мира основано на рационалистическом подходе. Практически одновременно он распространился в Древнем Китае, Древней Греции и Древней Индии.Для этого типа характерна способность переосмыслить существующие знания о чем-либо, нормах и традициях.

Социально-политическое и естественнонаучное мировоззрение и его типы

Социально-политический тип мировоззрения характерен для общества со сложной структурой. Здесь мы видим тесную связь с идеологией, отражающую отношение человека к обществу, в котором он живет. Большое значение придается пониманию государственной власти и политического режима.

Естественнонаучное мировоззрение основывается в основном на известных доказанных фактах, в основном из области физики. Здесь мы видим, что большое значение придается законам природы, и позиция «все поддается научному объяснению» наиболее ярко проявляется у людей с таким типом восприятия мира. Стремление к объективности, открытость эксперименту и математике — его основные черты.

Самый яркий персонаж в истории, который одним из первых явил миру такое мировоззрение — Галилео Галилей.

Эстетическое мировоззрение и его типы

Люди с таким мировоззрением воспринимают мир с точки зрения красоты, это определяющий принцип. Это характерно для творческих людей с художественно-образным мышлением.

Таким образом, преобладание разных мировоззрений связано с уровнем развития общества.

p >>

,

КАРТИНА МИРА И МИРОВОЗЗРЕНИЯ, Типы мировоззрений и картины мира

КАРТИНА МИРА И ВИД НА МИР

В результате изучения материала данной главы студент должен:

знаю

• Значение философских понятий «картина мира и мировоззрение»;

• типы мировоззрений;

• соотношение картины мира и мировоззрения;

может

• Понимать и формулировать мировоззрение с учетом специфики будущей профессиональной деятельности;

• Применять полученные знания для постановки и анализа философских, методологических проблем теории и практики права;

• самостоятельно изучать и анализировать философскую литературу с целью саморазвития и повышения профессиональной культуры;

собственные навыки

• Определение мировоззренческой роли достижений и открытий в области юриспруденции для разрешения социальных противоречий, предупреждения правонарушений и их разрешения в случае их возникновения;

• идеологическое обоснование профессиональных исследовательских программ в области юридической науки;

• Работа с документами и другими источниками, позволяющими получить правдивые или достоверные знания и раскрыть происхождение, развитие различных картин мира.

Из всех форм знания философия является наиболее универсальной, глубокой и разносторонней духовной и информационной системой. Философское знание обеспечивает максимум условий для формирования наиболее емких по содержанию и разнообразных по форме систем целостного отражения реального мира. Он позволяет раскрыть и сформулировать содержание картины мира, мировоззрения, закономерностей развития неживой и живой природы. Освоенные человеком философские знания вооружают его видением общих проблем жизни, дают понимание своего места в этом мире, а также средств и способов познания последнего и преобразования его в интересах социального прогресса и его развития. гармоничное развитие.

В этой главе будет раскрыто содержание мировоззрения, его типы, а также общие закономерности развития природы, общества и мышления человека.

Типы мировоззрений и картины мира

Мировоззрение — сложное явление, результат человеческой практики, человеческого познания и сознания, которое охватывает процессы мировоззрения, мироощущения и мировосприятия.

Мировоззрение включает в себя следующие компоненты: а) видение человеком окружающего мира; 6) оценка качественных и количественных параметров природы; в) осознание своего места в мире; г) отношение человека, в том числе практическое, к окружающей действительности во всем ее многообразии.

Мировоззрение связано с планомерным, целенаправленным отражением в сознании человека того многообразия явлений, процессов и отношений бытия, которые он освоил (в той или иной степени). Наконец, мировоззрение играет решающую роль в деятельности человека, в его практическом взаимодействии с фрагментами мира, доступными ему в данный момент. Словом, осмысление мировоззрения предполагает раскрытие его содержания и типологии (рис. 4.1).

С момента открытия в окружающем мире человек должен был понять, что такое реальный мир, чтобы позиционировать себя в нем.В содержательном плане для этого необходимо было искать ответы на вопросы о природе окружающего мира, о природе самого человека, об отношении человека к окружающей действительности, о том, что их разделяет и объединяет, и как себя в этом вести. Мир. Реальная практика человеческого существования определила развитие его мировоззрения , мировоззрения, мировосприятия, мировоззрения. человек стал замечать в окружающих явлениях и процессах закономерные связи, взаимодействия.Некоторые из них воспринимались людьми как результаты внутренней деятельности, чьей-то относительно скрытой, но целенаправленной деятельности. Был сделан вывод, что человек не только познает и усваивает мир, но и сам является объектом исследования, наблюдения и влияния.

В центре внимания людей оказались многие соотечественники, добившиеся успехов в различных сферах жизни образовавшихся общин. Оставшись в человеческой памяти и в образе следующего поколения, они приобрели статус «героев», наделенных сверхчеловеческими способностями.Им приписывали невероятные подвиги. В воспоминаниях и рассказах о них переплелись реальные дела, образы и вымысел, зачастую приобретавший фантастические формы.

Итак, мифов было , из которых различались в разных культурных и этнических общностях по содержанию, совокупности мифологических существ.

Миф в его современном понимании — это форма целостного массового переживания и интерпретации действительности с помощью чувственных образов, которые считаются независимыми явлениями реальности.

Рис. 4.1. Мировоззрение и его виды

Мифы можно считать основой мифологии, а — первым типом мировоззрения, — «рудиментом» мировоззрения, поскольку они имели относительно гармоничную систему взглядов на мир, представление о мире, как а также отношение человека к миру. Миф отличается простотой сюжета, согласно которому человек взаимодействует с

.

Мировоззрение и межкультурное общение | authorSTREAM

Мировоззрение и межкультурная коммуникация:

Мировоззрение и межкультурная коммуникация Введение.

Прежде чем мы начнем ..:

Прежде чем мы начнем .. Мировоззрение — это в основном то, как мы смотрим на наш мир

Межкультурная коммуникация означает общение между разными культурами.

Эта лекция будет посвящена «взгляду на мир и его восприятию в разных культурах»

Краткое описание концепции мировоззрения:

Краткое описание концепции мировоззрения

«Элементы мировоззрения Редфилда»:

«Элементы мировоззрения» Редфилда. Религиозные взгляды.
Наши коллеги
Разделение сообществ («мы» стихи «они»)
Тип правительства
Идея человечества
суеверие
Наш пол (мужской, женский)
Наша сексуальность
Наши представления о жизни и смерти

«10 вопросов мировоззрения» Пеннингтона:

«10 вопросов мировоззрения» Пеннингтона Наше место в природе и обществе
Наше отношение к природе
Религиозные взгляды
Религиозные взгляды на жизнь и смерть
Взгляды на нашу эгоистичную и бескорыстную природу
Убеждения о происхождении человека
суеверие
Социальные модели
Религиозные ритуалы

Восток vs.Перспективы Запада:

Перспективы Востока и Запада

Как формируются мировоззрения? :

Под влиянием только религии?
(по Хельве)

Или есть другие важные факторы?
(по мнению Чемберлена и Зика) Как формируются мировоззрения?

Какие бывают типы мировоззрения? :

Какие бывают типы мировоззрения? Три наиболее согласованных типа исследователей — это научный, метафизический и религиозный

Влияние религии на мировоззрение:

Влияние религии на мировоззрение Религия так или иначе влияет на всех!

Основные различия между западной (авраамической) и восточной (восточноазиатской) религиями:

Основные различия между западной (авраамической) и восточной (восточноазиатской) религиями

Иллюстрации пророка Мухаммеда:

Иллюстрации пророка Мухаммеда Запад просмотрел это как комично,
Тогда как Восток считал это наступлением.

Различия в культуре — это не просто языковые различия! :

Различия в культуре — это не просто языковые различия!

Ссылки ..:

Ссылки .. Чемберлен, К., и Зика С. (1992). Религиозность, смысл жизни и психологическое благополучие. В J.F Schumacher (Ed.) Religion and Mental Health. Нью-Йорк: Oxford University Press, Пеннингтон, U.L (1985) Межкультурная коммуникация. В Л. Самовар и Р. Э. Портер (ред.), Межкультурная коммуникация: читатель (4-е изд.) Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.Редфилд Р. (1953). Первобытный мир и его трансформация, Итака, Нью-Йорк: издательство Корнельского университета, Нуриус, П.С. (1994). Предполагаемые миры, самоопределение и стремление женщин. Базовая и прикладная социальная психология, 15, 311-327, Смарт Р. (1988). Религиозные сложности в межкультурной коммуникации. В Л. Самовар и Р. Э. Портер (ред.), Межкультурная коммуникация: читатель (5-е издание, стр. 62-76) Бельмонт, Калифорния: Уодсворт, Эмерсон, М.О. (1996). Через тонированные очки: религия, мировоззрение и отношение к абортам.Журнал для научного изучения религии, 35, 41-55.Helve, H. (1991). Формирование религиозных взглядов и мировоззрений: лонгитюдное исследование молодых финнов. Social Compass, 38, 373-392.Muhammed Cartoons: Collision of Comic And Tragic Worldviewshttp: //www.allacademic.com/meta/p_mla_apa_research_citation/1/9/0/9/6/p190966_index.html

Спасибо:

Спасибо «Введение в мировоззрение и межкультурное общение»
Стефани Коста и Стивен Джонс

.

Пол Г. Хиберт «Антропологическое понимание того, как люди меняются»

Эта книга больше посвящена определению, анализу и классификации мировоззрений. В последних двух главах мы наконец начинаем разбираться в том, как можно трансформировать мировоззрение. Он наполнен множеством полезной информации и мнений.

Мой план:

Цель этой книги — исследовать природу и действия мировоззрений, чтобы лучше понять, как трансформировать мировоззрения.

Глава 1 — Концепция мировоззрения

Цель этой главы — изучить историю «мировоззрения» с некоторыми определениями.

Эта книга больше посвящена определению, анализу и классификации мировоззрений.В последних двух главах мы наконец начинаем разбираться в том, как можно трансформировать мировоззрение. Он наполнен множеством полезной информации и мнений.

Мой план:

Цель этой книги — исследовать природу и действия мировоззрений, чтобы лучше понять, как трансформировать мировоззрения.

Глава 1 — Концепция мировоззрения

Цель этой главы — изучить историю «мировоззрения» с некоторыми из появившихся определений и теорий.

o Происхождение концепции — Объяснение немецкого происхождения слова, а затем истоки концепции в дисциплине антропология.
o История концепции в антропологии — обзор нескольких ключевых антропологов и их вкладов в концепцию мировоззрения.
o Функции мировоззрения — они дают ответы на наши основные вопросы; дает нам эмоциональную безопасность; подтверждает наши глубочайшие культурные нормы; интегрировать нашу культуру; следит за изменением культуры; психологическое заверение.

Глава 2 — Характеристики мировоззрений

Цель этой главы — исследовать фундаментальную структуру мировоззрений через две структуры: синхроническую и диахроническую.

o Синхронные характеристики — В этом разделе перечислены несколько способов анализа общих характеристик паттернов, наборов, логики, глубины, времени и т. Д. На отрезке времени, исследуя части и их взаимосвязь.
o Диахронические характеристики — это описание мировоззрения, которое с течением времени формируется историями.Основное внимание уделяется истории каждого человека, сообщества и нации и тому, как они вписываются в одну всеобъемлющую историю человечества.
o Миссиологические последствия. Нам необходимо понимать характеристики мировоззрения, чтобы лучше понимать людей и их сердца. Не зная этих реалий, мы не сможем изменить чье-то мировоззрение.

Глава 3 — Мировоззрение в человеческих контекстах

Цель этой главы — изучить глубокие исследования людей и их контекстов, чтобы понять их и то, как они видят свои миры.

o Объединение нескольких точек зрения — Поскольку диахронические и синхронические исследования в главе 2 не противоречат друг другу, они дополняют друг друга, должны быть способы использовать идеи этих дополнительных точек зрения. Этот раздел начинается с синхронных подходов, а затем рассматривается диахрония людей.
o Мировоззрение и социальные системы — обсуждение взаимодействия между мировоззрениями и социальными системами.
o Мировоззрение и другие системы — приводятся два примера других систем, которые формируют мировоззрение: персональная система и духовная система.

Глава 4 — Методы анализа мировоззрений

Тезис этой главы состоит в том, что во избежание этноцентризма необходимо разработать различные методы анализа и оценки мировоззрений.

o Методы анализа мировоззрения — Обзор различных способов анализа мировоззрений
o Межкультурные сравнения — Обсуждение важности сравнения и противопоставления культурных тем для выявления мировоззрений при их анализе.

Глава 5 — Мировоззрение небольших устных сообществ

В этой главе рассматриваются темы мировоззрения и контр-темы, общие для многих групп и племенных обществ.

o Когнитивные темы — обзор ключевых идей и способов мышления, определяющих образ жизни людей.
o Аффективные темы — Краткое объяснение важности рассмотрения того, что люди чувствуют, и того, как эти чувства определяют их образ жизни.
o Оценочные темы — краткое объяснение важности отношений и группового мировоззрения для небольших / устных обществ.
o Диахронические темы — Краткое изложение различных мифов, которые используются для выражения чувств и определения морального порядка.

Глава 6 — Крестьянское мировоззрение

Эта глава представляет собой обзор различных тем и концепций, которые наиболее распространены среди крестьянских мировоззрений.

o Когнитивные темы — Список из нескольких различных идей или концепций, похожих на многие крестьянские мировоззрения, но следует отметить, что крестьянское мировоззрение не является единообразным.
o Аффективные темы — В этой теме для крестьян мало что было проанализировано.
o Оценочные темы — Темы, лежащие в основе морального порядка в крестьянских обществах.
o Диахронические темы — Типы мифов, используемых в крестьянской жизни для формирования мировоззрения.
o Деревни и современность — Объяснение того, как деревни меняются по мере того, как они становятся более грамотными.

Глава 7 — Современное мировоззрение

Цель этой главы — дать исследование современности в надежде на лучшее понимание современного мира и нашего собственного мышления.

o Когнитивные темы современности — Центральные темы, которые проходят через все различные проявления современности
o Аффективные темы — исследование роли чувств в повседневной жизни современных людей
o Моральные темы — способы, которыми современные люди определяют, что хорошо и как они управляют своей жизнью
o Миф

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *