Понятие о воображении виды воображения: Понятие о воображении. Виды и приемы воображения — Студопедия

Содержание

Понятие о воображении. Виды и приемы воображения — Студопедия

Воображение — это психическая деятельность, состоящая в создании представлений или мысленных образов в человеческом сознании, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Оно позволяет представить результат деятельности до ее начала, предвосхитить то, чего не существует. Именно с этим связана способность человека находить новые пути, делать открытия, искать способы решения возникающих задач. Воображение представляет собой опережающее отражение действительности. Но следует заметить, что опережающее отражение действительности, осуществляющееся в рамках воображения, происходит в конкретно-образной форме в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования абстрактными понятиями.

Простейшая форма синтезирования — агглютинация. Агглютинация предполагает «собирание» различных в повседневной жизни несоединенных качеств, свойств, частей. Известна также близкая по форме к агглютинации гиперболизация, которая, в свою очередь, характеризует усиленное преувеличение или преуменьшение каких-либо предметов, явлений, их свойств и соотношений. Для воображения характерен отказ от реальности, который позволяет определить данный психический процесс как процесс преобразующего отражения действительности.

Ценность воображения заключается в том, что оно позволяет принять решение и найти выход из проблемной ситуации даже при отсутствии полной информации, необходимой для мышления. Человеческая фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и предоставить себе искомый результат.



Понятие о воображении и его физиологические основы.

Воображение — особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое. Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях.Воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.

Физиологической основой воображения является образование временных нервных связей, их диссоциация (распадение на отдельные элементы) и объединение в новые системы.


Воображение связано и с эмоциями, с деятельностью подкорковых образований головного мозга, которые регулируют органические процессы. Такими глубинными отделами мозга, принимающими участие вместе с корой больших полушарий, в формировании образов и их включении в процессы деятельности является гипоталамо-лимбическая  система (гипоталамус  в его связях с древней корой и подкорковыми областями, образующими лимб, или границу, вокруг передней части ствола мозга у входа в полушария мозга). Воображение, как и все психические процессы, основано на аналитико-синтетической деятельности мозга. Вычленяя отдельные элементы действительности для создания воображаемого образа, человек осуществляет аналитическую деятельность, а объединяя их в новых образах — синтетическую деятельность.

Виды и типы воображения.

Виды воображения (произвольное, непроизвольное, воспроизводящее, творческое, мечта, грезы, галлюцинации).

Все формы воображения можно подразделить на две большие группы:

1. Непроизвольные формы воображения, независящие от целей и намерений человека, их протекание не контролируется работой сознания, они возникают при снижении степени его активности или расстройстве работы.

Галлюцинации — под влиянием некоторых токсических и наркотических веществ появляются, это обостренное нереалистическое восприятие действительности, искаженное сниженным контролем сознания и преобразованное воображением.

Промежуточное положение между непроизвольными и произвольными формами воображения занимают грезы. С непроизвольными формами их роднит время появления. Они возникают в момент снижения активности сознания в расслабленном состоянии или полудреме. Сходство с произвольными формами обусловлено наличием намерения и возможностью управлять процессом по желанию самого человека. Грезы всегда имеют положительную эмоциональную окраску. Мы грезим о приятном.

2. Произвольные формы воображения. Они подчинены творческому замыслу или задачам деятельности и возникают на основе работы сознания.

Произвольное воображение: фантазии, вымыслы или измышления, научное, художественное, техническое творчество взрослых, творчество детей, мечты и воссоздающее воображение.

Произвольнее воображение может быть: воссоздающим или репродуктивным, творчество, вдохновение (особый подъем, всплеск всех творческих сил), мечта – (говорит о моральном облике человека)

Мечта — это образ желаемого будущего. В отличие от грез она всегда активна.

В зависимости от уникальности создаваемого продукта (результата) выделяют репродуктивное (воссоздающее) и продуктивное (творческое). В репродуктивном воображении реальность воспроизводится в почти не переработанном виде, поэтому оно напоминает восприятие или память. Продуктивное, творческое воображение предполагает преобразование реальных образов действительности и создание на их основе новых, оригинальных субъективных продуктов.

Воссоздающее воображение такой вид воображения, в ходе которого возникают новые образы на основании восприятия описаний, схем, чертежей, нотных записей и пр.

Творческое воображение представляет собой такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы, имеющие личную или общественную ценность. Основным в процессе творческого воображения выступают модификация и трансформация образов, создание новых синтетических композиций.

Типы воображения.

Советским психологом О.И. Никифоровой отмечено, что воссоздающее воображение у различных людей развито не в одинаковой степени (различие в обучении, жизненном опыте, индивидуальных особенностях). Ею выделено четыре типа воссоздающего воображения.

Первый — наиболее слабое воображение. При чтении описания пейзажа у таких испытуемых совсем не пробуждалась деятельность воображения, у них не возникли наглядные представления о пейзаже, они могли пересказать содержание прочитанного только в общей форме.

Второй. У испытуемых могут возникать представления, но они в той или иной мере не соответствуют тексту. Сложный процесс воссоздания художественного образа подменяется процессом конкретизации их личного, индивидуального воспоминания, более или менее сходного с образом описания.

Третий. В этих случаях отмечалось прежде всего стремление точнее представить себе образ пейзажа по его описанию. Испытуемые могли воссоздать в воображении образ пейзажа по его описанию даже в случае, если они ранее никогда не видели в жизни такого или сходного пейзажа.

Четвертый. Полное приспособление воображения к своеобразию художественных описаний и полное подчинение образных процессов глубокому и точному анализу текста.

Основные приемы воображения.

Воображение по своей природе активно. Оно стимулируется жизненными потребностями и мотивами и осуществляется с помощью особых психических действий, называемых приемами создания образов. К ним относятся: агглютинация, аналогия, акцентирование, типизация, придача и перемещение.

Агглютинация (комбинирование) – прием создания нового образа путем субъективного объединения элементов или частей некоторых исходных объектов. Путем агглютинации созданы многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, кентавр и т.д.).

Аналогия – это процесс создания нового, по сходству с известным. Так по аналогии с птицами человек изобрел летательные устройства, по аналогии с дельфином – каркас подводной лодки и т.д.

Гиперболизация – выражается в субъективном преувеличении (приуменьшении) размеров объекта или количества частей и элементов. Примером может служить образ Гулливера, многоголовый дракон и др.

Акцентирование – субъективное выделение и подчеркивание каких-то характерных для объекта качеств. Например, если у прототипа героя художественного произведения хорошо выделены отдельные черты характера, то писатель их подчеркивает еще больше.

Типизация — прием обобщения множества родственных объектов с целью выделения в них общих, повторяющихся, существенных признаков и воплощения их в новом образе. Этот прием широко используется в художественном творчестве, где создаются образы, отражающие характерные черты определенной группы людей (социальной, профессиональной, этнической).

Придача – заключается в том, что объекту приписываются (придаются) не свойственные ему качества или функции (сапоги-скороходы, ковер-самолет).

Перемещение – субъективное помещение объекта в новые ситуации, в которых он никогда не был, не может быть вообще или в которых субъект его никогда не видел.

Все приемы воображения работают как единая система. Поэтому при создании одного образа могут использоваться несколько из них. В большинстве случаев приемы создания образов плохо осознаются субъектом.

Понятие о воображении — Студопедия

Психологическая сущность воображения.Как субъект действия человек не только созерцает и познает, но и изменяет мир, преобразует природу, создает предметы, которых в ней нет. Но человек не смог бы всего этого совершать, если бы не представлял себе ясно результата своих действий. Чтобы преобразовать мир на практике, надо уметь преобразовывать его мысленно, в представлении.

Воображение– это психический процесс, в результате которого человек создает в своем сознании образ, несуществующий пока в реальности. Основой создания подобного образа является прошлый опыт, который человек получает, взаимодействуя с объективной реальностью. Таким образом, воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Как и любой психический процесс, воображение отражает:

ñ то, что есть, но недоступно по каким-либо причинам;

ñ то, что было, но свидетелем чего человек не мог бы быть;

ñ то, чего нет, но что может быть;

ñ то, что никогда не сбудется, не произойдет.

Таким образом, в воображении человек выходит за пределы реального мира во времени и пространстве; может соединить и разъединить неразложимое и несоединимое; может перемещать вещи, события, процессы из настоящего в будущее, в прошлое, из одного пространства в другое.

Воображение зародилось в процессе труда — специфически человеческой деятельности, из-за существования потребности в преобразовании предметов реального мира. Например, имея перед глазами орудие труда, которое по своим характеристикам и свойствам было не совсем совершенным, человек мог представить себе другое орудие, которое соответствует его представлению о том, что необходимо для выполнения той иди иной трудовой операции. Но потом, в ходе исторического развития человека, деятельность воображения стала проявляться не только в труде, но и в фантазиях и мечтах человека, т. е. в образах, которые вообще не могли быть созданы на практике в данный момент. Появились крайне сложные формы воображения, необходимые в научном, техническом и художественном творчестве. Однако даже в этих случаях воображение выступает как результат преобразования наших представлений, полученных из реальной действительности.



Процесс воображения протекает в неразрывной связи с памятью и мышлением. Если перед человеком стоит задача воспроизвести представления вещей и событий, бывших ранее в его опыте, мы говорим о процессах памяти. Но если те же самые представления воспроизводятся для того, чтобы создать новое сочетание эти представлений или создать из них новые представления, мы говорим о деятельности воображения. Образы воображения создаются только путем переработки отдельных сторон имеющихся у человека образов реальной действительности.


Воображение играет важную роль в психической деятельности человека, потому что определенная переработка образов действительности происходит даже в самом простом варианте воспроизведения. Так, представляя себе какой-либо предмет или событие, мы очень часто не в состоянии воспроизвести соответствующие факты во всех подробностях и со всеми деталями. Однако вещи и события воспроизводятся не в виде бессвязных фрагментов или разрозненных кадров, а в их целостности и непрерывности. Следовательно, происходит своеобразная переработка материала, выражающаяся в восполнении представлений необходимыми деталями, т.е. в процессе воспроизведения начинает проявляться деятельность нашего воображения. В значительно большей степени деятельность воображения присутствует в формировании образов объектов или явлений, которых мы никогда не воспринимали. Именно так возникают представления о природных зонах, где мы никогда не были, или представления об образе литературного героя.

Воображение тесным образом связано с эмоциями человека. Представление желаемого может вызвать у человека позитивные чувства, а в определенных ситуациях мечта о счастливом будущем способна вывести человека из крайне негативных состояний, позволяет ему отвлечься от ситуации настоящего момента, проанализировать происходящее и переосмыслить значимость ситуации для будущего. Следовательно, воображение играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения.

Воображение связано и с реализацией наших волевых действий, присутствуя в любом виде нашей трудовой деятельности. Прежде чем создать что-либо, необходимо иметь представление о том, что мы создаем. Более того, чем дальше мы отходим от механического труда и приближаемся к творческой деятельности, тем в большей степени повышается значение нашего воображения.

Физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него. Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями дают основание предполагать, что его физиологические механизмы связаны не только с корой, но и с более глубоко залегающими структурами мозга. В частности, большую роль здесь играет гипоталамо-лимбическая система.

Воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения, оказывая влияние на многие органические процессы (функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и др.). Воображение оказывает влияние на двигательные функции человека (стоит вообразить, что мы бежим по дорожке стадиона во время соревнований, как приборы будут регистрировать едва заметные сокращения соответствующих мышечных групп).

Таким образом, воображение играет существенную роль как в регуляции процессов организма человека, так и в регуляции его мотивированного поведения.

Виды воображения. В зависимости от степени активности и осознанности человеком создания им новых образов различают такие виды воображения, как пассивное и активное. Активное воображение, в свою очередь, делится на воссоздающее и творческое. А пассивное воображение – на преднамеренное и непреднамеренное.

Такое деление отчасти относительно, ибо каждый из этих видов содержит элементы другого. Процессы воображения, как и мышления, памяти и восприятия, имеют аналитико-синтетический характер. Основная тенденция воображения — преобразование представлений памяти, обеспечивающее в конечном счете создание заведомо новой, ранее не возникавшей ситуации.

Активное воображение — создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности. К активному воображению относятся мечты и фантазии. Активное воображение, в свою очередь, подразделяется на творческое и воссоздающее (репродуктивное) воображение.

Воссоздающее воображение — воображение, которое развертывается на основе описания, рассказа, чертежа, схемы, символа или знака. Имеет в основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Человек наполняет исходный материал имеющимися у него образами. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался. Например, он никогда не видел моря, но, прочтя описание его в книге, может себе представить море в более или менее ярких и полных образах.

Творческое воображение — воображение, которое предполагает самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов, новых, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности; неотъемлемая сторона технического, художественного и иного творчества. При этом различаются: новизна объективная — если образы и идеи оригинальны и не повторяют чего-либо, имеющегося в опыте других людей; новизна субъективная — если они повторяют ранее созданные, но для данного человека являются новыми и оригинальными.

Пассивное воображение — воображение, характеризующееся созданием образов, которые не воплощаются в жизнь и не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Воображение выступает при этом как замена деятельности, ее суррогат, из-за которого человек отказывается от необходимости действовать. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.

Преднамеренное воображение — воображение, создающее образы (грезы, мечтательность), связанные с волей, которая способствует их воплощению в жизнь.

Непреднамеренное воображение — воображение, наблюдаемое при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне.

40-Понятие о воображении. Виды и функции воображения

Вопрос № 40.
Понятие о воображении. Виды и функции
воображения. Воображение и творчество.

Воображение
это психический познавательный процесс
создания новых представлений на основ
имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего
отражения действительности. Воображение
— психических процесс, выражающийся:

1) в построении
образа средств и конечного результата
предметной деятельности субъекта;

2) в создании
программы поведения, когда проблемная
ситуация не определена;

3) в продуцировании
образов, которые не программируют, а
заменяют деятельность;

4) в создании
образов, соответствующих описанию
объекта.

Важнейшая знача
воображения в том, что оно позволяет
представить результат труда до его
начала, так сказать ориентируя человека
в процессе деятельности. В процессе
деятельности воображение выступ в
единстве с мышлением. Включение
воображения или мышления в процесс
деятельности определяется степенью
неопределенности проблемной ситуации,
полнотой или дефицитом информации,
содержащейся в исходных данных задачи.
Если исходные данные известны, то ход
решения задачи подчиняется преимущественно
законам мышления; если же эти данные с
трудом поддаются анализу, то действуют
механизмы воображения.

Нередко одна и та
же задача м.б. решена как с помощью
мышления, так и с помощью воображения.
Сущность воображения, если говорить о
его механизмах, — преобразование
представлений, создание новых образов
на основе имеющихся. В своих высших
творческих формах воображение совершает
отлет от действительности, чтобы еще
глубже проникнуть в нее.

Функции воображения.
В жизни человека воображение выполняет
ряд специфических функций. Первая из
них состоит в том, чтобы представлять
действительность в образах, и иметь
возможность пользоваться ими, решая
задачи. Эта функция воображения связана
с мышлением и органически в него включена.

Вторая функция
воображения состоит в регулировании
эмоциональных состояний. При помощи
своего воображения человек способен
хотя бы отчасти удовлетворять многие
потребности, снимать порождаемую ими
напряженность. Данная жизненно важная
функция особенно подчеркивается и
разрабатывается в психоанализе.

Третья функция
воображения связана с его участием в
произвольной регуляции познавательных
процессов и состояний человека, в
частности восприятия, внимания, памяти,
речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых
образов человек может обращать внимание
на нужные собы­тия. Посредством образов
он получает возможность управлять
восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Четвертая функция
воображения состоит в формировании
внутреннего плана действий — способности
выполнять их в уме, манипулируя образами.

Наконец, пятая
функция — это планирование и
программирование деятельности,
составление таких программ, оценка их
правильности, процесса реализации.

Виды воображения:
пассивное и активное. В самых низших и
примитивных своих формах воображение
проявляется в непроизвольной трансформации
образов, которая совершается под
воздействием малоосознанных потребностей,
тенденций, влечений, не завис от
сознательного вмешательства субъекта.
Образы воображения как бы самопроизвольно
трансформируется, всплывая перед
воображением, а не формируется им; здесь
нет еще собственно оперирования образами.

Пассивное воображение
м.б. непреднамеренным (дремота, сны) и
преднамеренным, которое создает образы,
не связи с волей, которая могла бы
способствовать их воплощению в жизнь
(грезы). В высших формах воображение, в
творчестве, образы сознательно формируются
и преобразуются в соответствии с целями,
которые ставит себе сознательная
творческая деятельность человека.
Активное воображение м.б. воспроизводящее
и творческое. Воссоздающее воображение
имеет в своей основе создание тех/иных
образов, соответствующих описанию.
Творческое воображение предполагает
самостоятельное создание образов,
реализуемых в оригинальных и ценных
продуктах деятельности.

В зависимости от
характера образов, которыми оперирует
воображение, различают иногда конкретное
и абстрактное воображение. Абстрактное
воображение пользуется образами высокой
степени обобщенности, генерализованным
образами — схемами, символами. Отдельно
некоторые авторы выделяют такой вид
воображения, как мечта. Мечта — это образ
желаемого будущего. Особенностью мечты
является построение тех образов, которые
пока еще не осуществлены, а иногда и не
могут осуществиться.

Функции воображения

1. Регуляция
поведения и деятельности — т.е. человек
представляет результаты своего возможного
поведения, возможные последствия
действий. Человек либо отказывается от
данных действий, либо наоборот активирует
свою деятельность (старается реализовать
свои мечты).

2. Преобразовательная
функция — т.е. воображение позволяет
создавать идеальные модели, прообразы
будущего, которые продвигают
научно-технический прогресс, позволяют
развиваться цивилизации.

Виды воображения

По критерию
целеполагания выделяют: непроизвольное
и произвольное воображение.

Непроизвольное
воображение — это непреднамеренное (без
цели) создание новых образов (например
при чтении книги).

Произвольное
воображение — это целенаправленное
создание новых образов.

По критерию
оригинальности новых образов выделяют:
репродуктивное или воссоздающее
воображение и продуктивное (творческое)
воображение.

Репродуктивное
воображение — это создание новых образов
на основе описания или условного
изображения. Например: Если посмотреть
на карте мира на Антарктиду, то появится
образ льдов, на Африку — джунгли, пустыня.
Репродуктивное воображение дает человеку
познавать то, что он непосредственно
не воспринимает в данный момент. И на
основе этого воображения создается
установка, т.е. некое представление
наступающих событий и соответствующее
отношение к ним (влияет на взаимоотношения).
Каузальная атрибуция — приписывание
негативных образов (муж вовремя не
пришел домой).

Творческое
воображение — это создание новых,
оригинальных, не имеющих аналогов
образов. Этот вид воображения лежит в
основе новой научной, художественной,
литературной и музыкальной деятельности.

Фантазия

Фантазия — это вид
творческого воображения, когда в
создаваемом образе отдельные его
элементы находятся в необычных или
нереальных сочетаниях.

По степени активности
выделяют: пассивное и активное воображение.

Когда воображение
выступает как заместитель активной
деятельности и не приводит к конкретным
действиям — это пассивный вид воображения.
Активный вид наоборот, приводит к
конкретным действиям.

Операции
воображения (способы которыми мы создаем
воображение)

1. Агглютинация
(склеивание) — это механистическое, не
реальное объединение частей или свойств
различных несовместимых объектов
(русалка, кентавр, минотавр, леший,
водяной; амфибия — лодка, самолет,
автомобиль).

2. Аналогия — новые
образы создаются по аналогии с конкретно
какими-то объектами. Пример: многие
орудия труда были созданы по аналогии
с руки человека — грабли, молоток, клещи
и т.д.

3. Гиперболизация
(преувеличение) — это преувеличение
каких-то качеств, свойств, количества
элементов в создаваемом образе. (Шаржи
— пиноккио, или собака — хозяин).

4. Типизация — это
включение в создаваемый образ наиболее
типичных черт, характерных для какой-либо
группы объектов (амфора — образ женщины).

В своем развитии
в онтогенезе воображение проходит два
пика:

1-й пик приходится
на дошкольный возраст, когда воображение
интенсивно развивается в сюжетно-ролевой
игре.

2-й пик развития
воображения происходит в подростковом
возрасте, когда окончательно складывается
функция абстрагирования.

2

ПОНЯТИЕ О ВООБРАЖЕНИИ И ЕГО ВИДЫ

Воображение представляет собой отражение реальной действительности в новых непривычных сочетаниях и связях и свойственно только человеку. Воображение позволяет ему выйти за пределы реального мира во времени и пространстве, дает возможность еще до начала работы представить себе готовый результат труда. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

Воображение – это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых.

Воображение является одним из самых загадочных психических явлений и занимает промежуточное положение между восприятием и мышлением, мышлением и памятью.

Нам мало, что известно о механизме воображения, его анатомо-физиологической основе.

Воображение может функционировать на разных уровнях. Их различие определяется прежде всего активностью человека.

Виды воображения. По степени выраженности активности различают воображение:

Ø  активное

Ø  пассивное.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.

Активное воображение может быть:

Ø  творческим

Ø  воссоздающим.

Творческое активное воображение, возникает в процессе труда и предполагает самостоятельное создание образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Творческое активное воображение является неотъемлемой стороной технического, художественного и иного творчества.

Воссоздающее активное воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Этим видом воображения мы пользуемся при чтении литературы, изучении географических карт и чертежей.

Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Пассивное воображение может быть:

Ø  преднамеренным,

Ø  непреднамеренным.

Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей, которая способствовала бы их осуществлению. Так, создав образ Манилова, Н.В. Гоголь обобщенно изобразил людей, которые в бесплодной мечтательности видят удобную возможность уйти от действительности. Фантазия героя создает проекты, которые не реализуются и зачастую не могут быть реализованы.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне.

 

Поможем написать любую работу на аналогичную
тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Понятие о воображении, виды воображения

Воображение  — это процесс построения новых образов путем переработки содержания и опыта.

В широком смысле – процесс оперирование образами.

Роль воображения

1.Воображение – основа творчества, это движение общества вперед

2.Выводит человека за пределы существующей ситуации и напоминает ему о прошлом.

Функции воображения

1.Образное представление действительности.

2.Регуляция эмоционального состояния.

3.Регуляция поведения.

4.Формирование внутреннего плана действий.

5.Планирование и программирование действий.

 

Воображение связано с памятью и мышлением.

 

Физиологический механизм

Это сложная аналитико-синтетическая деятельность, в процессе которой актуализируются и перегруппируются нервные связи в новые системы.

Связан с подкоркой и гипатоламо-лимбической системой. Огромную роль в процессе воображения играет речь.

 

Сущность воображения – образы воображения не возникают из ничего, это всегда использование того, что уже было в опыте человека.

Этапы воображения – анализ, синтез.

Факторы, влияющие на воображение:

1.Богатство опыта.

2.Особенности нервной деятельности.

К чертам личности, связанными с воображением относятся:

1.Прозаичность – отсутствие высокой мечты, прикованность к повседневным мелочам.

2.Романтичность – богатое воображение, идеи, гипотезы,  свойственна деятельным и волевым натурам.

3. Фантазерство – незаметное для себя искажение фактов, выдача желаемого за действительное. Часто проявляется у детей.

Фантазерство некоторые осознают, некоторые нет.  Данную черту используют, чтоб быть интересным, чтоб повысить самооценку и как способ реализации.

Виды воображения

По степени активности: пассивное, активное

По степени волевых усилий – преднамеренное и непреднамеренное

Активное преднамеренное воображение:

1.Воссоздающее воображение – когда человек воссоздает представления объекта , которое соответствовало бы описанию.

2.Творческое – при воссоздании добавляется собственное видение.

3.Мечта – самостоятельное создание новых образов.

Отличие мечты:

1.В мечте создается образ желаемого.

2.Процесс, который не включается в творческую деятельность, так как не дает конечный результат.

3.Мечта направлена на будущее. Если человек постоянно мечтает, он находится в будущем. Не здесь и сейчас.

4.Мечты иногда реализуются.

Пассивное преднамеренное воображение или грезы

Грезы не связаны с волевыми усилиями. Они похожи на мечту. Если человек все время в грезах – он не живет настоящим. Грезы не реализуются. Возможны психические нарушения

 

Непреднамеренное пассивное

1.Сон

2.Галлюцинации – когда воспринимается не существующие объекты, чаще при психических расстройствах.

Вернуться на главную сайта Личностный рост и саморазвитие

 

Понятие о воображении. Виды и функции воображения. — Студопедия

С творческим мышлением непосредственно связан еще один важный психический процесс – воображение. В этом процессе отражение действительности происходит в особой форме создания объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений, идей), основанного на образах восприятий, памяти, а также знаний, приобретенных в процессе речевого общения. Воображениеэто деятельность по анализу и синтезу сенсорного опыта, которая либо обусловливается влиянием сознательно поставленной цели (в процессе творчества), либо происходит спонтанно, под воздействием чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент. Воображение присуще только человеку. Животные могут оперировать образами, присутствовавшими ранее в их непосредственном опыте. Но создавать новые образы, ни одно живое существо, кроме человека, не в состоянии. Только для человека характерно, что он может мысленно представить себе нечто, чего не воспринимал или не совершал в прошлом. Только у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он не сталкивался в своем прошлом опыте. Воображение является необходимым условием любой деятельности человека – от игровой до трудовой. Это связано с тем, что, прежде чем осуществить тот или иной род деятельности, человек должен, как минимум, представить, что именно он будет делать и как он это будет делать. В более сложной, творческой ситуации человек должен еще и представить, каков будет конечный продукт его деятельности. Только создав образ результата, он может наметить адекватные пути разрешения задачи. Среди прочих психических процессов воображение занимает место между восприятием и памятью, с одной стороны, и мышлением – с другой. Но, несмотря на тесную взаимосвязь, оно является отдельной, совершенно особой психической функцией. Можно сказать, что это самый идеальный (или самый «психический») из психических процессов, поскольку он замкнут внутри психики человека и сам по себе не имеет соприкосновения с реальностью, а только через другие процессы – на входе это восприятие, а на выходе – мышление. Однако, несмотря на эту замкнутость, воображение оказывает огромное влияние на развитие человеческого общества. Именно эта функция дает человеку возможность осуществлять творческую деятельность, а также предвидеть последствия своей повседневной деятельности, строить планы на будущее. Таким образом, вся человеческая культура, как материальная, так и духовная, не могла бы существовать, если бы люди не обладали функцией воображения.Образы воображения в отличие от образов восприятия могут быть нереалистичными, фантазийными. Восприятие и память являются основой для воображения. Оно же, в свою очередь, служит основой наглядно-образного мышления. Это позволяет человеку решать задачи в условиях невозможности или нецелесообразности предметных действий.Воображение, как и мышление, может быть репродуктивным (воссоздающим) и творческим. Репродуктивное воображение участвует в повседневной деятельности человека, творческое – включается при решении творческих задач и является основой продуктивного мышления.





Психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте, называется воображением.

Специфика воображения состоит в переработке прошлого опыта. В этом отношении оно неразрывно связано с процессом памяти. Оно преобразует то, что есть в памяти. Воображение как своеобразная форма отражения действительности: осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого; способствует предвосхищению будущего;«оживляет» то, что было ранее. Воображение порождено трудовой деятельностью и развивается на ее основе. Физиологической основой воображения является сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга, в процессе которой происходит образование новых систем временных связей на основе ранее сформированных. Важную роль в создании новых временных связей играет слово. Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет его мысленно. В этом существенное отличие психической и практической активности человека от активности животных. Так, паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека. Воображение — важнейшая составляющая часть творческого процесса. При этом воображение, преобразуя воспринимаемое, глубже и полнее отражает действительность, чем простое восприятие. Деятельность воображения зависит от общей направленности личности. С деятельностью воображения связано формирование ряда нравственно-психологических качеств личности, таких, как идейная убежденность, чувство долга, патриотизм, гуманность, чуткость, целеустремленность, настойчивость. Воображение связано со всей психической жизнью человека. Особое значение в создании образов воображения имеет мировоззрение личности, его идейная направленность. Процесс воображения неразрывно связан с эмоционально-волевой и познавательной сферами личности.

Воображение может быть пассивным (сновидения, грезы) и активным, которое, в свою очередь, разделяют на воссоздающее (создание образа предмета по его описанию) и творческое (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом).

Мечта — вид творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего.

Этапы творческого воображения: возникновение творческой идеи, вынашивание» замысла, реализация замысла

Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуществляется в различных формах:

агглютинация — «склеивание» различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей;

гиперболизация характеризуется увеличением или уменьшением предмета, а также изменением отдельных частей;

схематизация — отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;

типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных образах; заострение — подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

19. Понятие о воображении. Виды воображения и механизмы создания образов воображения.

Воображение
— это психический процесс создания
нового в форме образа, представления
или идеи, на основе предыдущего опыта.

Человек
может мысленно представить себе то, что
в прошлом не воспринимал или не совершал,
у него могут возникать образы предметов
и явлений, с которыми о» раньше не
встречался. Будучи теснейшим образом
связанным с мышлением, воображение
характеризуется большей, чем при
мышлении, неопределенностью проблемной
ситуации.

Процесс
воображения свойствен только человеку
и является необходимым условием его
трудовой деятельности.

Воображение
всегда направлено на практическую
деятельность человека. Человек, прежде
чем что-либо сделать, представляет, что
надо делать и как он будет это делать,
Таким образом, он уже заранее создает
образ материальной вещи, которая будет
изготовляться в последующей практической
деятельности человека. Эта способность
человека заранее представлять конечный
итог своего труда, а также процесс
создания материальной вещи резко
отличает человеческую деятельность от
«деятельности» животных, иногда
очень искусной. А.В. Петровский относит
воображение к числу высших познавательных
процессов, рассматривает воображение
как основу творческой деятельности и
как основной компонент
программирования действия
.
Он считает, что воображение отвечает
за создание программы поведения в тех
случаях, когда проблемная ситуация
характеризуется неопре­деленностью.
Вместе с тем воображение может выступать
как средство создания образов, не
программирующих активную дея­тельность,
но заменяющих ее

Физиологическую
основу воображения составляет образование
новых сочетаний из тех временных связей,
которые уже сформировались в прошлом
опыте. При этом простая актуализация
уже имеющихся временных связей еще не
ведет к созданию нового. Создание нового
предполагает такое сочетание, которое
образуется из временных связей, ранее
не вступавших в сочетание друг с другом.
При этом важное значение имеет вторая
сигнальная система, слово. Процесс
воображения представляет собой совместную
работу обеих сигнальных систем. Все
наглядные образы неразрывно связаны с
ним. Как правило, слово служит источником
появления образов воображения,
контролирует путь становления их,
является средством их удержания,
закрепления, их изменения.

Воображение
всегда есть определенный отход от
действительности. Но в любом случае
источник воображения — объективная
реальность.

Сущность
воображения – преобразование
представлений, создание новых образов
на основе имеющихся.

Механизмы
создания образов воображения.

Образы
 формируются на основе предшествующего
опыта, на основе представлений о
предметах и явлениях объективной
реальности. Процесс создания образов
воображения из впечатлений, полученных
человеком от реальной действительности,
может протекать в различных формах. 
Создание образов воображения проходит
два основных этапа. На первом
этапе происходит своеобразное
расчленение впечатлений, или имеющихся
представлений, на составные части.
– Т.Рибо назвал это диссоциацией.
С этими образами далее могут осуществляться
преобразования двух основных типов. 

Во-первых,
эти образы могут быть поставлены в новые
сочетания и связи. Во-вторых, этим образам
может быть придан совершенно новый
смысл. В любом случае с абстрагированными
образами производятся операции, которые
могут быть охарактеризованы как
синтез (процесс ассоциации).
Эти операции, составляющие суть
синтезирующей деятельности воображения,
являются вторым этапом формирования
образов воображения. 

Простейшей
формой синтеза в процессе воображения
является агглютинация,
т. е. создание нового образа путем
присоединения в воображении частей или
свойств одного объект другому.
Примерами агглютинации могут служить:
образ кентавра и т. д.

Одним из
наиболее распространенных способов
переработки образов восприятия в образы
воображения является увеличение
или уменьшение

(гиперболизация)
объекта или его частей. Наиболее
существенными способами переработки
представлений в образы воображения, идущими
по пути обобщения существенных признаков,
являются схематизация и акцентировка.
Схематизация
может возникать в результате
неполного, поверхностного восприятия
объекта. В этом случае представления
схематизируются случайным образом,
причем в них иногда выделяются
второстепенные детали, случайно
обнаруженные при восприятии предмета.
В результате возникают искажения, которые
приводят к созданию образов воображения,
извращенно отражающих действительность.
Причиной схематизации может быть
сознательное отвлечение от 
несущественных, или второстепенных,
сторон объекта.

Акцентирование
заключается в подчеркивании наиболее
существенных, типичных признаков
образа. Главной особенностью такой
переработки образов восприятия в образы
воображения является то, что, отражая
реальную действительность и  типизируя
ее, художественный образ всегда дает
широкое обобщение, однако это 
обобщение всегда отражено в конкретном
образе. Причем переработка представлений 
при создании типического образа не
совершается путем механического
складывания или вычитания каких-либо
черт. 

1.
Агглютинация
(склеивание) — это механистическое, не
реальное объединение частей или
свойств различных несовместимых объектов
(русалка, кентавр, минотавр, леший,
водяной; амфибия — лодка, самолет,
автомобиль).

2. Аналогия
— новые образы создаются по аналогии с
конкретно какими-то объектами. Пример:
многие орудия труда были созданы по
аналогии с руки человека — грабли,
молоток, клещи и т.д.

3.
Гиперболизация
(преувеличение) — это преувеличение
каких-то качеств, свойств, количества
элементов в создаваемом образе. (Шаржи
— пиноккио, или собака — хозяин).

4. Типизация
— это включение в создаваемый образ
наиболее типичных черт,  характерных
для какой-либо группы объектов (амфора
— образ женщины). 

Можно
выделить несколько видов воображения,
среди которых основные — пассивное и
активное. Пассивное в свою очередь
делится на произвольное (мечтательность,
грезы) и непроизвольное (гипнотическое
состояние, сновидовая фантазия). Активное
воображение включает в себя артистическое,
творческое, критическое, воссоздающее
и антиципирующее… Близко к этим видам
воображения находится эмпатия —
способность понимать другого человека,
проникаться его мыслями и чувствами,
сострадать, сорадоваться, сопереживать…

Активное
воображение

всегда направлено на решение творческой
или личностной задачи. Человек оперирует
фрагментами, единицами конкретной
информации в определенной области, их
перемещением в различных комбинациях
относительно друг друга. Стимуляция
этого процесса создает объективные
возможности для возникновения оригинальных
новых связей между зафиксированными в
памяти человека и общества условиями.
В активном воображении мало мечтательности
и «беспочвенной» фантазии. Активное
воображение направлено в будущее и
оперирует временем как вполне определенной
категорией (т.е. человек не теряет чувства
реальности, не ставит себя вне временных
связей и обстоятельств). Активное
воображение направлено больше вовне,
человек занят в основном средой,
обществом, деятельностью и меньше
внутренними субъективными проблемами.
Активное воображение, наконец, и
пробуждается задачей и ею направляется,
оно определяется волевыми усилиями и
поддается волевому контролю.

Воссоздающее
(репродуктивное) воображение

— один из видов активного воображения,
при котором происходит конструирование
новых образов, представлений у людей в
соответствии с воспринятой извне
стимуляцией в виде словесных сообщений,
схем, условных изображений, знаков и
т.д. Главным образом воссоздающее
воображение — это процесс, в ходе которого
происходит рекомбинация, реконструкция
прежних восприятий в новой их комбинации.

Творческое
(продуктивное) воображение

— это такой вид воображения, в ходе
которого человек самостоятельно, создает
новые образы и идеи, представляющие
ценность для других людей или общества
в целом и которые воплощаются
(«кристаллизуются» в конкретные
оригинальные продукты деятельности.
Творческое воображение является
необходимым компонентом и основой всех
видов творческой деятельности человека..
Образы творческого воображения создаются
посредством различных приемов
интеллектуальных операций. Исследованием
творческого воображения занимался
Выготский Л.С.

Антиципирующее
воображение

лежит в основе очень важной и необходимой
способности человека — предвосхищать
будущие события, предвидеть результаты
своих действий и т.д. Этимологически
слово «предвидеть» тесно связано
и происходит из одного корня со словом
«видеть», что показывает важное
значение осознания ситуации и перенесения
определенных элементов ее в будущее на
основе знания или предугадывания логики
развития событий. У пожилых и старых
людей воображение больше ориентировано
на события прошлого.

Особую
форму воображения образует мечта.
Она обращена к сфере более или менее
отдаленного будущего и не предполагает
немедленного достижения реального
результата, а также его полного совпадения
с образом желаемого. Вместе с тем мечта
может стать сильным мотивирующим
фактором творческого поиска.

Пассивное воображениеподчинено внутренним, субъективным
факторам, оно тенденциозно. Пассивное
воображение подчинено желаниям, которые
мыслятся в процессе фантазирования
осуществленными. В образах пассивного
воображения «удовлетворяются»
неудовлетворенные, большей частью
неосознанные потребности личности.
Материалами пассивного воображения,
так же как и активного, являются образы,
представления, элементы понятий и другая
информация, почерпнутая с помощью опыта.
Непреднамеренное пассивное воображение
наблюдается при ослаблении деятельности
сознания, его расстройствах, в полудремотном
состоянии, во сне и т. д. Наиболее
показательным проявлением пассивного
воображения являются галлюцинации, при
которых человек воспринимают несуществующие
объекты. Как правило, галлюцинации
наблюдаются при некоторых психических
расстройствах. Сновидения можно
отнести к разряду пассивных и непроизвольных
форм воображения. По степени преобразования
действительности они могут быть или
репродуктивными или продуктивными.

Вид
воображения

Его
характеристики

По
степени активности и волевых усилий

Активное
воображение (преднамеренное)

Создание
человеком по собственному желанию
новых образов или представлений,
сопровождающееся определенными
усилиями (поэт ищет новый художественный
образ для описания природы, изобретатель
ставит цель создать новое техническое
устройство и пр.)

Пассивное
воображение (непреднамеренное)

При
этом человек не ставит себе цели
преобразования реальности, а образы
спонтанно возникают сами (этот тип
психических явлений включает в себя
широкий спектр явлений, начиная от
сновидений до идеи, внезапно и
незапланированно возникшей в сознании
изобретателя)

По
степени преобразования действительности

Продуктивное
(творческое) воображение

Создание
принципиально новых представлений,
не имеющих непосредственного образца,
когда действительность творчески
преобразуется, а не просто механически
копируется или воссоздается

Репродуктивное
(воссоздающее) воображение

Создание
образа предметов или явлений по их
описанию, когда действительность
воспроизводится по памяти в том виде,
какова она есть

Воображение: смысл, природа и типы

Прочитав эту статью, вы узнаете о воображении: — 1. Значение воображения 2. Природа воображения 3. Типы 4. Воображение у ребенка 5. Развитие 6. R оле образов в психической жизни 7. аномалий.

Содержание:

  1. Значение воображения
  2. Природа воображения
  3. Типы воображения
  4. Воображение у ребенка
  5. Развитие воображения
  6. Роль образов в психической жизни
  7. Аномалии воображения


1.Значение воображения:

Память — это точное воспроизведение содержания прошлого опыта в том же порядке, в котором они были пережиты в прошлом. Воображение состоит в воспроизведении содержания прошлого опыта и его расположении в новом порядке, отличном от того, в котором они были первоначально испытаны.

Иногда память называют репродуктивным воображением, потому что в ней содержание прошлого опыта воспроизводится в той же форме и порядке. Вы представляли сад с различными видами растений и цветов, расположенными в определенном порядке.

Вы вспоминаете это сейчас в том же порядке, в котором вы воспринимали это в прошлом. Это называется памятью. Вы видели в прошлом золото и гору. Вы вспоминаете их, соединяете их и представляете себе образ золотой горы. Это называется воображением. Поэтому воображение иногда называют продуктивным или конструктивным. В нем разум конструирует новый образ из содержания прошлого опыта.


2. Природа воображения:

(i) Воображение конструктивно или продуктивно:

Это перестановка прошлого опыта в новый паттерн.Он не создает элементы или материалы изображения. Он воспроизводит элементы прошлого опыта и формирует их в новые комбинации. Воображение — это не точное воспроизведение прошлого опыта. Содержание прошлого опыта воспроизводится и комбинируется в новом порядке.

Есть соединение по-новому. Раньше вы воспринимали розы и синий цвет, но никогда не воспринимали синие розы. Но вы можете воспроизвести изображение розы и изображение синего цвета и объединить их в изображение голубой розы.Точно так же вы можете представить себе изображение десятиголового монстра. Иногда имеет место дисфункция или разделение элементов прошлого опыта.

Вы всегда видели идущих с головой людей. Но вы отделяете головы от идущих людей в воображении и представляете себе изображения идущих без головы людей. Иногда бывает подмена. Некоторые части предметов, воспринимаемых в прошлом, заменяются другими частями в воображении. Вы можете представить себе человека с руками из золота.

Иногда происходит приумножение содержания прошлого опыта.Когда мы увеличиваем размер людей в сотни раз и представляем себе изображения гигантов, монстров, бробдингов и тому подобного, происходит увеличение. Иногда происходит уменьшение содержания прошлого опыта. Когда мы уменьшаем размер людей и представляем образы карликов, бесов, лилипутов и тому подобное, происходит уменьшение.

(ii) Психологические манипуляции:

Вудворт называет воображение умственными манипуляциями, потому что человек перестраивает факты, ранее наблюдаемые и вспоминаемые в настоящее время, в виде нового паттерна в воображении.Кентавр состоит из мужчины и лошади, а русалка — из женщины и рыбы.

(iii) Воображение мотивировано:

Оно находится под влиянием наших желаний. Ребенок строит «воздушные замки», чтобы удовлетворить свои желания. Воображение — это процесс проб и ошибок, направленный на удовлетворение потребности. Это способ адаптации к идеальной ситуации. Это средство для достижения недостижимых целей.


3. Типы воображения:

(i) Пассивное воображение:

Ум никогда не бывает полностью пассивным.Он частично активен, когда находится в сознании. В пассивном воображении ум сравнительно пассивен и не прилагает никаких усилий воли для того, чтобы представить образы. Образы приходят в голову сами по себе и автоматически комбинируются суггестивными силами.

Это легкая игра воображения. Когда мы в безразличном настроении, погружаемся в дневной сон и строим воздушные замки, наше воображение пассивно.

(ii) Активное воображение:

В активном воображении ум прилагает усилия, чтобы представить себе образ; он пытается получить содержание прошлого опыта и объединить его в новые паттерны.Образы не объединяются автоматически суггестивными силами.

Комбинирование изображений осуществляется усилием воли. Ум активно выбирает одни материалы, отвергает другие и конструирует новый образ. Когда мы пишем эссе, мы прилагаем усилия ума, чтобы вспомнить соответствующие элементы прошлых знаний и расположить их по-новому. Итак, здесь у нас есть активное воображение.

(iii) Восприимчивое воображение:

В восприимчивом воображении разум делает попытку вообразить описываемую сцену.Материалы воображения и порядок их сочетания подсказываются уму извне. Когда мы читаем рассказы, романы, драмы, стихи, историю, географические путешествия и т. Д., У нас есть восприимчивое воображение, в котором мы получаем образы извне.

(iv) Творческое воображение:

В творческом воображении разум конструирует воображаемую ситуацию; он создает новый образ из материалов, которые он получает изнутри себя, и выстраивает их в новом порядке.Когда инженер строит план здания, у него появляется творческое воображение. Когда романист превращает эпизоды своего рассказа в сюжет, он проявляет творческое воображение.

(v) Интеллектуальное воображение:

Интеллектуальное воображение служит целям познания. Это также называется когнитивным воображением. Воображение, задействованное в интеллектуальном строительстве, называется интеллектуальным воображением. Когда Ньютон выдвинул гипотезу гравитации, чтобы объяснить падение тел на землю с помощью воображения, у него появилось интеллектуальное воображение.

Это примеры творческого воображения. Но может быть и восприимчивое воображение, которое служит целям познания. Когда мы читаем историю, географию, романы и т. Д., У нас есть восприимчивое воображение, которое дополняет наши знания. Таким образом, интеллектуальное воображение может быть творческим или восприимчивым .

(vi) Практическое воображение:

Практическое воображение служит некоторой практической цели. Его еще называют прагматическим воображением. Он задействован в практическом строительстве.Это контролируется объективными условиями. Чтобы реализовать конкретную цель, она должна удовлетворять реальным условиям внешнего мира.

Прагматическое воображение должно соответствовать объективным условиям. Он должен подлежать объективному контролю. Когда мы разрабатываем план здания или машины, у нас есть практическое воображение. Когда мы составляем планы на пикник, поездку на поезде и т. Д., У нас есть практическое воображение. Он удовлетворяет практические потребности нашей жизни.

(vii) Эстетическое воображение:

Эстетическое воображение удовлетворяет наш эстетический импульс.Он направлен на удовлетворение чувств. Он не удовлетворяет никакой практической потребности; и не добавляет к нашим знаниям. Это ни практическая конструкция, ни интеллектуальное воображение.

Удовлетворяет нашу тягу к красоте. Эстетическое воображение — это воображение, которое участвует в создании и восприятии красоты. Здесь конструктивная деятельность практически бесплатна. Он не должен удовлетворять внешним условиям.

Конструктивная деятельность приносит эмоциональное удовлетворение.В эстетическом воображении сама созидательная деятельность доставляет удовольствие. Его ценность заключается в себе и не зависит от объективных ценностей. Когда художник пишет картину, у него появляется эстетическое воображение.

Когда музыкант сочиняет песню, он упражняется в эстетическом воображении. Когда поэт сочиняет стихотворение, у него появляется эстетическое воображение. Эстетическое воображение может быть художественным или фантастическим. Фантастическое воображение — это просто игра воображения, как в грезе. Воображение, формирующее идеалы истины, красоты и тому подобное, является артистическим.

(viii) Воображение изображения:

Память — это воображение воспроизведения. Это точное воспроизведение прошлого опыта. Воображение — продуктивное воображение. Он состоит в воспроизведении элементов прошлого опыта и преобразовании их в новый образец.

Образ из памяти — это точное воспроизведение исходного восприятия. Вы помните Тадж-Махал, который вы воспринимали, и у вас есть его образ в памяти. Вы вспоминаете женщину и рыбу, соединяете их в воображении и получаете образ русалки.У вас есть образ воображения.

Imagery:

Существуют разные типы образов воображения, как и разные типы образов памяти. Разные люди представляют себе разные образы. Большинство людей могут легко представить себе зрительные образы дома, сада и цветка. Образ зрения преобладает у большинства людей. Другие могут легко представить слуховые образы.

Они представляют себе фабрику через образы ее звука. Другие могут легко представить тактические образы.Они представляют море с точки зрения прохлады воды. Другие представляют это в терминах мышечного опыта погружения в воду, подъема воды и тому подобного и имеют двигательные образы.

Визуальные, слуховые и тактильные образы яркие. Обонятельные образы и вкусовые образы менее распространены и ярки. Но некоторые люди могут представить себе вкус хинина и запах скипидара.

Имеют вкусовые и обонятельные изображения. Так же можно представить себе дискомфорт от болезни и иметь органические образы.Возможны любые или все эти типы изображений. Людей подразделяют на посетителей, без звука, без такта, с подвижными объектами и т. Д. В зависимости от того, что они в основном представляют с точки зрения визуальных, слуховых, осязательных и двигательных образов.

Некоторые люди обладают яркими представлениями о вкусе и запахе. Различные типы изображений обрабатываются только как символы. Мы подразумеваем под ними не только самих себя, но и другие вещи, связанные с ними в чувственном опыте. У нас есть образы, соответствующие всевозможным ощущениям.


4. Воображение у ребенка :

Воображение — это мысленное манипулирование объектами прошлого опыта. У ребенка постепенно развивается сила воображения. Это проявляется в ручном мастерстве, притворстве, конструктивности и рассказывании историй.

(i) Навыки ручного труда:

Развитие у ребенка навыков ручного труда показывает, что он развил силу воображения. Он схватывает предметы и манипулирует ими, постепенно овладевая ручным трудом.Ручное мастерство зависит от умственных манипуляций или воображения объектов.

Когда ребенок строит дом из влажного песка, он представляет себе дом. Лепка из глины, изготовление воздушных змеев, чернильниц, чашек и лодок из бумаги, а также другие ручные навыки лучше всего свидетельствуют о детском воображении.

(ii) Make-Believe:

Детское воображение выражается в воображении, что является важным элементом игры. Маленький мальчик ездит на палке и обращается с ней как с лошадью.Он знает, что это всего лишь палка, но пока воображает, что это лошадь. Маленькая девочка играет с матерью и обращается с куклой как с младенцем. Таким образом, притворство — это выражение воображения. Игра с воображаемыми товарищами также является проявлением воображения.

(iii) Конструктивность:

Конструктивность ребенка также является выражением его силы воображения. Он строит дом из влажного песка или грязи, устраивает вечеринки из кукол, разбирает вещи и складывает их.В этих актах построения ребенок видит способы, которыми можно расположить предметы, или мысленно манипулирует определенными предметами.

(iv) Рассказывание историй:

Позже ребенок развивает способность рассказывать истории. Он придумывает историю из элементов прошлого опыта. Таким образом он показывает силу конструктивного воображения. В воображении ребенок манипулирует реальными объектами. Рассказывая истории, ребенок думает об определенных предметах и ​​по-своему комбинирует их.Некоторые дети умеют сочинять стихи, что тоже является проявлением воображения.


5. Развитие воображения:

Воображение зависит от памяти, которая зависит от восприятия. Дети до трех лет имеют память только о репродуктивном воображении. Они могут только возродить свой прошлый опыт. На более позднем этапе их воображение в значительной степени восприимчиво. Они могут рисовать изображения, как подсказывают другие люди или книги. Они не могут создавать образы. На третьем и четвертом курсе дети обладают большим творческим воображением.

Очень любят fai

.

воображение — WordReference.com Словарь английского языка

WordReference Словарь американского английского языка для учащихся Random House © 2020
im • ag • i • na •tion / ɪˌmædʒəˈneɪʃən / USA произношение
п.

  1. действие формирования или способность вообразить: [счетно] Сказки помогают развивать детское воображение. [Бесчисленное множество] обладает большим воображением.
  2. творческий талант, особенно умение справляться с трудностями;
    изобретательность: [бесчисленное множество] работа, требующая воображения.
  3. продукт воображения;
    мысленное творение: [бесчисленное множество] В своем воображении старик снова был молод и силен.

Полный словарь американского английского WordReference Random House © 2020
im • ag • i • na •tion
(i maj′ə nā shən), США произношение n.

  1. способность воображать или формировать мысленные образы или концепции того, что на самом деле не присутствует в чувствах.
  2. действие или процесс формирования таких изображений или концепций.
  3. способность создавать идеальные творения, согласующиеся с реальностью, как в литературе, в отличие от способности создавать иллюстративные или декоративные образы. Ср. фантазия (деф. 2).
  4. продукт воображения;
    — зачатие или ментальное творение, часто безосновательное или вымышленное.
  5. способность встречать и разрешать трудности;
    изобретательность: работа, требующая воображения.
  6. Психология: способность воспроизводить образы, хранящиеся в памяти, под внушением связанных образов (репродуктивное воображение) или рекомбинировать прежний опыт в создании новых образов, направленных на конкретную цель или помогающих в решении проблем (творческое воображение). .
  7. (в кантианской эпистемологии) синтез данных чувственного многообразия в объекты посредством категорий.
  8. [Архаичный] план, схема или сюжет.

i • mag′i • na tion • al, прил.

  • Латинский imāginātiōn- (основа imāginātiō ) фантазия, эквивалент. to imāgināt ( us ) причастие прошедшего времени imāginārī представить ( imāgin-, основа imāgō image + -ātus -ate 1 ) + -iōn- -ion
  • Среднеанглийский 1300–50
    • 3.См. Соответствующую запись в Несокращенном виде См. fancy.
    • 5. См. Соответствующую запись в «Несокращенная изобретательность, предприимчивость, мысль».

Краткий английский словарь Коллинза © HarperCollins Publishers ::

воображение / ɪˌmædʒɪˈneɪʃən / n

  1. способность или действие генерировать идеи, особенно ментальные образы того, что отсутствует или не было испытано
  2. умственная творческая способность
  3. способность находчиво справляться с неожиданными или необычными проблемами, обстоятельствами, и т. д.

воображение ‘ также встречается в этих записях (примечание: многие из них не являются синонимами или переводами):

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *