Понятие сознание: сознание — это… Что такое сознание?

Содержание

СОЗНАНИЕ — это… Что такое СОЗНАНИЕ?

  • СОЗНАНИЕ — многообразие различений и их различий (первичный опыт), а также предпочтений (выделение того или иного элемента различаемого в качестве переднего плана) и идентификаций различенного. В корреляции с миром как различенностью сущего С. образует… …   Философская энциклопедия

  • СОЗНАНИЕ — СОЗНАНИЕ. В эмпирической психологии под С. понимается такая связь одновременных и сменяющих друг друга во времени псих, процессов, к рая ведет к познанию действительности и регулированию взаимоотношений личности с окружающим миром (о… …   Большая медицинская энциклопедия

  • сознание — Все то, что осознается в данный момент времени. Осознание настоящего момента. Способность одновременно сосредоточиться на 7 + 2 чанках информации. (Смотри также: Чанкинг). Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • сознание —         СОЗНАНИЕ (англ. consciousness, mind; нем. Bewusstsein) состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях. С. противопоставляется… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Сознание —  Сознание  ♦ Conscience    Одно из самых трудных для определения слов – возможно, потому, что всякое определение апеллирует к сознанию и подразумевает сознание.    Сознание – это своего рода отношение себя к себе, но не имеющее ничего общего ни с …   Философский словарь Спонвиля

  • сознание — только рефлекс рефлексов. <…> сознание должно быть понято как реакция организма на свои же собственные реакции. <…> сознание есть соотносительная деятельность внутри самого организма, внутри первой системы, соотносительная… …   Словарь Л.С. Выготского

  • СОЗНАНИЕ — СОЗНАНИЕ, сознания, мн. нет, ср. 1. Действие и состояние по гл. сознать сознавать в 1 знач. «Коммунизм есть высшая ступень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу.» Ленин. Сознание своего долга …   Толковый словарь Ушакова

  • сознание — См. понимание прийти в сознание, прийти к сознанию, с сознанием собственного достоинства… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. сознание разумение, психика, осознание, чувство …   Словарь синонимов

  • Сознание — Сознание: Сознание (философия) Сознание (психология) …   Википедия

  • СОЗНАНИЕ — одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и …   Большой Энциклопедический словарь

  • Сознание — Википедия. Что такое Сознание

    Созна́ние — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях[1].

    Сознание может пониматься в более широком или более узком смысле[2]. Так, например, с точки зрения теории отражения сознание в широком смысле — это «психическое отражение действительности независимо от того, на каком уровне оно осуществляется — биологическом или социальном, чувственном или рациональном», а в узком смысле — «высшая, свойственная только людям и связанная со способностью объяснить мысли, функция мозга, заключающаяся в обобщённом и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека за счёт рефлексии»[3].

    В Большом энциклопедическом словаре (2000) сознание определяется как «высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности».

    Проблема того, чем же является сознание, каковы его рамки и в чём же смысл существования данного термина, выступает предметом исследования философии сознания, психологии, дисциплин, изучающих проблемы искусственного интеллекта. Проблемы практического рассмотрения включают в себя следующие вопросы: как можно определить наличие сознания у тяжело больных или находящихся в коме людей; может ли существовать нечеловеческое сознание и как можно определить его наличие; в какой момент зарождается сознание людей; могут ли компьютеры достичь сознательных состояний и пр.

    Понятие о сознании

    Воспринимая какую-нибудь вещь, вспоминая событие, восхищаясь произведением искусства или стремясь к реализации какой-то цели, субъект может не знать о своей психической жизни, которая является условием возможности этих его действий или состояний. Эту психическую жизнь делает доступной рефлексивный поворот взгляда, осуществление внутреннего восприятия. То, что открывается благодаря рефлексии, имеет общее свойство — быть сознанием чего-то, сознанием, в котором что-то осознаётся. Так, в восприятии нечто воспринимается, в воспоминании — о чём-то вспоминается, и то же относится к боязни чего-то, любви к чему-то и т. д. Это свойство обозначают как интенциональность.

    Философские теории сознания

    Сознание есть интуитивный акт человеческого «я» относительно самого себя, после которого пережитое входит в память, и вместе с тем различение «я» от «не я», от окружающего мира. Сознание есть единство «я» и различие его от «не я».

    Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его… мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его.

    В философии сознание рассматривается как способность соотноситься, сознавать предмет (Гегель). При этом под «сознанием» понимается не психическая способность тела (как в психологии), а фундаментальный способ, каким человек соотнесён со своим предметом и миром вообще. Об этом говорят, что сознание есть форма или способ данности предмета, форма или способ данности мира вообще. Так понятое сознание есть всегда[источник не указан 694 дня], не может ни начаться[источник не указан 694 дня], ни прекратиться[источник не указан 694 дня], не может исчезнуть[источник не указан 694 дня], точно так же как не может исчезнуть мир, который сознанием конституирован соотносительно[источник не указан 1312 дней]. Сознание и мир — два полюса одного и того же, единой соотнесённости сознания. Именно поэтому в строго философском смысле некорректно рассматривать сознание самостоятельно, в отрыве от его соотносительного полюса — мира (психологизм), как и мир — в отрыве от его соотносительного полюса — сознания (наивность).

    Но сознание есть не только способность соотношения, но и само отношение. Это явствует из того, что мы не можем отвлечься от сознания, «выйти» за его пределы. По сути мы тотально охвачены сознанием. Если нет сознания, то для нас нет ничего. В этом смысле сознание само есть некоторая соотнесённость, раздвоенность, разделённость внутри себя. Об этом говорят, что сознание интенционально (Гуссерль). Сознание всегда проявляет себя как структура сознания о [чём-то]. Более того, философия пытается обосновать тот вывод, что такая природа сознания конституирует саму разделённость между субъектом и объектом, внутренним и внешним, я и миром. Как отношение, сознание есть некоторое переживание, определённый опыт, в котором мы соотносимся с миром. Этот опыт понимается одновременно и как сама деятельность соотнесения в целом, и как переживание субъектом этой деятельности самого себя и своего отношения к миру. Именно поэтому в философии иногда из сознания «выделяют» собственно субъект и под «сознанием» в узком смысле понимают отношение субъекта и его объекта. Об этом говорят, что субъект (со)знаёт объект. В то же время термин «сознание» в философии не употребляют, когда речь идёт о движении «внутри» мышления, а не собственно о соотнесённости с миром. Это связано с тем, что вне опыта соотнесения с миром сознание теряет своё самостоятельное значение и становится только способностью рефлексии относительно мыслимого содержания. Внутри мышления субъектом движения становится не сознание, а само мышление, понимаемое одновременно и как некоторое всеобщее, безличное пространство деятельности, и как сам субъект этой деятельности. Однако при этом сознание всегда присутствует как возможная позиция, в которую субъект может перейти в любой момент — как опыт возможной соотнесённости с миром.

    Выделяют следующие формы сознания: самосознание как сознание сознанием самого себя, рассудок как мыслящее сознание, то есть постигающее мир в понятиях (категориях рассудка), разум как самосознающий рассудок и дух как высшую форму сознания, включающую в себя все другие формы. Различие рассудка и разума состоит в том, что рассудок соотносит свои понятия с миром, и поэтому его критерием истинности является непротиворечивость[источник не указан 694 дня]. Разум как самосознающий[источник не указан 694 дня] рассудок поднимается до диалектического удержания противоречий, поскольку соотносит не только свои понятия с миром, но и самого себя со своими понятиями.

    Философия пытается ответить на два основных вопроса о сознании: какова природа сознания и как сознание связано с физической реальностью, прежде всего с телом. Впервые проблема сознания в явной форме была сформулирована Декартом, после сознание получило широкое освещение в новоевропейской философии, а также в различных философских традициях, таких как феноменология и аналитическая философия. Среди основных философских теорий сознания можно перечислить следующие:

    В западной философии

    Дуализм

    Дуализм есть теория о том, что существует две разновидности субстанций: сознание и физические объекты. Основателем данной теории является Рене Декарт, который утверждал, что человек является мыслящей субстанцией, способной усомниться в существовании всего, кроме своего собственного сознания, и что сознание, таким образом, несводимо к физическому миру.

    Дуализм души и тела — точка зрения, согласно которой сознание (дух) и материя (физическое тело) представляют собой две независимые, взаимодополняющие друг друга и равные по значению субстанции. Как правило, основывается на общефилософском дуализме. Основоположниками являются Платон и Декарт.

    Платон считал, что тело принадлежит материальному миру и потому смертно, тогда как душа является частью мира идей и бессмертна. Он считал, что душа лишь временно привязана к телу до момента его смерти, после чего душа возвращается в свой мир форм. Душа, в отличие от тела, не существует в пространстве и времени, что даёт ей доступ к абсолютной истине мира идей.

    Из современных представителей дуализма можно отметить Дэвида Чалмерса. Называя свою позицию натуралистическим дуализмом, он настаивает на нефизической природе сознательного опыта, который несводим к физическим свойствам, хотя и зависит от последних согласно законам природы. Психофизические законы полагаются Чалмерсом естественным дополнением к физическим законам и принципам[4].

    Логический бихевиоризм

    Логический бихевиоризм — теория о том, что быть в психическом состоянии означает быть в бихевиоральном состоянии, то есть либо осуществлять некоторое поведение, либо иметь диспозицию (расположение) к такому поведению. Логический бихевиоризм связан с бихевиоризмом в психологии, но их следует различать: в последнем случае бихевиоризм понимается как метод для изучения человеческих существ, но не пытается решить философские проблемы относительно природы сознания и соотношения сознания и тела. Среди представителей логического бихевиоризма можно назвать таких философов, как Гемпель и Райл. Данная теория стремится опровергнуть дуализм Декарта, так как он противоречит тезису единства науки, понимаемому как физикализм. Некоторые основные предпосылки данной теории разделялись также Людвигом Витгенштейном.

    Идеализм

    Идеализм — это теория, согласно которой сознание первично. Субъективный идеализм отрицает существование независимой от сознания реальности. Субъективные идеалисты утверждают, что объекты физического мира не существуют вне их восприятия. Наиболее последовательно этот тезис был развит Джорджем Беркли, который утверждал, что «быть — значит быть воспринимаемым».

    Материализм

    Материализм — течение в философии, которое в качестве первичной признаёт материальную субстанцию[5]. Сознание описывается материалистами[какими?] как свойство высокоорганизованной материи. Материалисты критикуют как дуалистов и идеалистов, так и бихевиористов, доказывая, что поведение не является сознанием, но внутренней физической причиной сознания. Среди материалистов можно упомянуть Фридриха Энгельса, Дэвида Армстронга, Дональда Дэвидсона и других. См. также Картезианский театр.

    Обращаясь к истории, проф. И. Кальной и Ю. А. Сандулов отмечают: движущую силу развития французские материалисты XVIII в. видят в просвещении, в распространении положительных идей. Исходный тезис их социальной философии заключается в том, что «мнения правят миром». Немецкие мыслители, лицезрев французскую буржуазную революцию в её ретроспекции, скажут: «Мнения не только правят миром, но и творят новый мир», от чего шаг — до абсолютизации сознания в формуле «Сознание не только отражает мир, но и творит его»[6].

    Функционализм

    Функционализм (философия сознания) — это теория, согласно которой находиться в психическом состоянии значит находиться в функциональном состоянии, то есть выполнять некоторую определённую функцию. С точки зрения функционалистов сознание относится к мозгу так же, как, например, функция показывать время соотносится с конкретным физическим устройством часов. Функционализм занимает критическую позицию по отношению к материализму, так как отрицает необходимую связь между сознанием и мозгом. Так, по мнению функционалистов, сознание потенциально может быть функцией самых разных физических объектов, например компьютера. Функционализм является методологической базой теории искусственного интеллекта и когнитивной науки. К функционалистам можно отнести Дэвида Льюса, Хилари Патнема, Дэниела Деннета и Д. И. Дубровского.

    Двухаспектная теория

    Двухаспектная теория — это теория о том, что психическое и физическое суть два свойства некоторой лежащей в основе вещей реальности, которая, по сути, не является ни психической, ни физической. Двухаспектная теория поэтому отвергает и дуализм, и идеализм, и материализм как представления о том, что существует психическая или физическая субстанции. Подобные взгляды характерны, например, для Бенедикта Спинозы, Бертрана Рассела и Питера Стросона.

    Феноменологическая теория

    Феноменология представляет собой попытку беспредпосылочного описания содержания опыта без каких-либо утверждений относительно реальности его предмета. Феноменология пытается открыть идеальные (сущностные) черты человеческого мышления и восприятия, свободные от каких-либо эмпирических и индивидуальных вкраплений, и обосновать таким образом все остальные науки как основанные на мышлении. Основным свойством человеческого сознания, согласно феноменологии, является интенциональность. Среди сторонников этой теории назовём Эдмунда Гуссерля и Мориса Мерло-Понти.

    Эмерджентная теория

    Эмерджентная теория — это теория о том, что, хотя сознание и является свойством некоторого физического объекта (обычно мозга), оно тем не менее несводимо к физическим состояниям последнего и является особой нередуцируемой сущностью, обладающей уникальными свойствами, подобно тому как свойства молекулы воды нередуцируемы к свойствам атомов водорода и кислорода. Сознание, однако, является обычным реальным объектом, который должен изучаться наукой наравне со всеми прочими. Среди сторонников данной концепции — Джон Серл.

    В восточной философии

    В индуизме

    В индуизме сознанию сопоставляется Пуруша («безмолвный высший свидетель»), который наблюдает за действиями Пракрити («материальной природы»). Сознание души склонно ошибочно отождествлять себя с материальным телом, будучи увлечённая и связанная гунами («качествами природы»)[7].

    В буддизме

    В настоящее время некоторые исследователи и буддийские деятели (в том числе Далай-лама XIV) определяют буддизм как «науку о сознании»[8][9][10][11].

    Согласно известной буддийской доктрине о Трёх поворотах колеса Дхармы, во время третьего поворота Будда проповедовал учение о «только лишь сознании», согласно которому «все три мира суть только лишь сознание»[12]. Данный поворот, который Сутра развязывания узла глубочайшей тайны характеризует как наиболее полный и окончательный, связан с учением школы Йогачара[13].

    Школой сознания Будды иногда называют школу дзэн[14], известный чаньский учитель Цзунми назвал школу чань «школой созерцания» (чаньцзун) и «школой сознания» (синьцзун)[15]. Основатель дзэнской школы Бодхидхарма определял дзэн как «непосредственный переход к пробуждённому сознанию, минуя традицию и священные тексты»[16].

    См. также

    Примечания

    1. Лекторский В. А. Сознание // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
    2. ↑ Consciousness // Stanford Encyclopedia of Philosophy
    3. ↑ Что такое сознание // Спиркин А. Г. Философия
    4. David J. Chalmers. Facing Up to the Problem of Consciousness
    5. ↑ ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ
    6. ↑ Классическая немецкая философия. Социальные и гносеологические предпосылки классической немецкой философии // Кальной И. И., Сандулов Ю. А. Философия для аспирантов.
    7. Владимир Данченко. Элементы Садханы
    8. Робинсон К. Состояние сознания в процессе смерти: научно-медицинский и буддистский подходы // Религиоведение. — 2007. — № 3. — С. 171. — ISSN 2072-8662. Архивировано 23 мая 2013 года.
    9. Монгуш М. В. О Будде Майтрее, духах и Шамбале (диалог науки с буддизмом) // Этнографическое обозрение. — М.: Наука, 2007. — № 1. — С. 154. — ISSN 0869-5415.
    10. Варнавский П. К. «Национальная» религия в контексте глобализации: традиционный буддизм в современной Бурятии // Антропологический форум / гл. ред. А. Байбурин. — 2011. — № 14. — С. 198.
    11. Терентьев А. А. Буддизм: как вписать его в определение религии? // Свеча-2013. Том 23. Религия, religio и религиозность в региональном и глобальном измерении. Сборник докладов Международной конференции «Религия и религиозность в глобальном измерении» / отв. ред. Е. И. Аринин. — Владимир: ВлГУ, 2013. — С. 217. — ISBN 978-5-9984-0404-7.
    12. Торчинов Е. А. Философия буддизма Махаяны. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002. — С. 116. — 320 с. — ISBN 5-85803-197-8.
    13. ↑ Торчинов, 2002, с. 108—109.
    14. ↑ Антология дзэн / под ред. С. В. Пахомова. — СПб.: Наука, 2004. — С. 179. — 403 с. — ISBN 5-02-026863-1.
    15. Штейнер Е. С. Дзэн-жизнь: Иккю и окрестности. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2006. — С. 228.
    16. Юсупова Г. И. Духовная традиция дзэн и современность: к истокам толерантного сознания (теоретические аспекты) // Вестник Дагестанского научного центра РАН. — Махачкала: Региональный центр этнополитических исследований ДНЦ РАН, 2007. — № 28. — С. 93. — ISSN 1684-792X.

    Литература

    • Васильев В. В. Трудная проблема сознания. — М.: Прогресс-Традиция, 2009. — 272 с. — ISBN 5-89826-316-0.
    • Прист С. Теории сознания / пер. с англ. А. Ф. Грязнова. — М. : Идея-Пресс: Дом интеллектуал. кн., 2000. — 287 с.
    • Андреева Л. Экстатические обряды в практиках некоторых российских конфессий или изменённые формы сознания // Общественные науки и современность. — 2005. — № 3.
    • Дели М. М. Онтология сознания: историко-философский аспект // Homo philosophans. Сборник к 60-летию профессора К. А. Сергеева. — СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2002. — С. 312—315. — («Мыслители», выпуск 12).
    • Ильясов Ф. Н. Коммуникативный подход к идентификации сознания // Вестник Академии Наук СССР. — 1991. — № 2. — С. 62-67.
    • Книгин А. Н. Философские проблемы сознания — Томск: Изд-во Томского ун-та, 1999. — 338 с.
    • Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.
    • Молчанов В. И. Время и сознание. Критика феноменологической философии : монография — М.: Высш. шк., 1998. — 144 с.
    • Морозов Е. В. Эволюция сознания. Современная наука и древние учения. — М.: Новый Акрополь, 2013. — 370 с. — ISBN 978-5-91896-048-6.
    • Налимов В. В. Спонтанность сознания. — М., 1989.
    • Пенроуз Р. Тени разума. В поисках науки о сознании. — М.: Ижевск, 2005.
    • Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. — М., 1957
    • Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. — М., 1972
    • Спирова Э. М. Идолы сознания на пути к пониманию // Знание. Понимание. Умение. — 2006. — № 1. — С. 48—53.
    • Шенцев М. В. Информационная модель памяти. — СПб., 2005.
    • Tart Ch. T. States of Consciousness. — New York, 1975.

    Ссылки

    40 Понятие сознания и его структура. Сознание и бессознательное

    40

    Понятие
    сознания и его структура. Сознание и
    бессознательное.

    План

    1. Понятие
      сознания

    2. Зигмунд
      фрейд причина бессознательного

    3. Что
      относят к бессознательносму

    4. Идеализм

    5. Функции
      сознания??

    Утверждение
    о том, что человек – существо сознательно,
    известно всем. Человек спо­собен свою
    собственную жизнь, свое «Я», отделить
    от окружающей его среды, выделить свой
    внутренний мир и представить свою
    субъективность как предмет осмысления,
    как предмет практического преобразования.
    В этом просматривается фундаментальная
    характе­ристика способа бытия, жизни
    человека. Этим человек отличается от
    животного. Сознание собирает и интегрирует
    многообразные явления человеческой
    реальности в подлинно цело­стный
    способ бытия. Именно
    сознание делает человека – «Человеком».

    Сознанием
    называют высшую, свойственную человеку
    форму обобщенного отра­жения объективных
    устойчивых свойств и закономерностей
    окружающего мира, формирова­ния у
    человека внутренней модели внешнего
    мира, в результате чего достигается
    познание и преобразование окружающей
    действительности. Сознание является
    высшим уровнем пси­хического отражения
    и саморегуляции жизнедеятельности
    индивида, присущий только чело­веку
    как общественно-историческому существу.
    В то же время сознание, выступая как
    осо­бое свойство психики, осуществляет
    и контроль функционирования и самой
    психики.

    З.
    Фрейд, который по настоящему стал изучать
    бессознательное, считал, что каждая
    мысль, возникшее воспоминание, чувство
    или действие имеют свою причину.
    Каждое душевное событие вызывается
    сознательным или бессознательным
    намерением и определяется предшествующими
    событиями.

    К
    области бессознательного он относил
    сексуальное (Эрос) и агрессивное (Танатос)
     влечения, которые
    никогда не были сознательными и вообще
    недоступны сознанию. Кроме того, в
    бессознательном находится материал,
    который был подвергнут «цензуре» и
    вытеснен из сознания (неприятные или
    трагические события и переживания,
    «запретные» желания и пр.). Основная
    проблема души состоит в том, чтобы
    справиться с тревогой. Тревога возникает
    тогда, когда возникает угроза того, что
    какая-либо вытесненная потребность
    может прорваться в сознание и подчинить
    себе поведение человека. Для
    того, чтобы справиться с тревогой
    существуют сновидения, сублимация и
    психологическая защита. Например,
    человеческие сновидения З.Фрейд считал
    «Царской дорогой» к бессознательному.
    Поэтому этот материал не забыт и не
    утерян, он простоне допускается к
    воспоминанию. Через несколько
    десятилетий воспоминания, вновь
    допущенные в сознание, не теряют своей
    эмоциональной силы.

    Сознание –
    фундаментальная категория философии,
    психологии, социологии, когнитологии,
    определяющая важнейший компонент
    человеческой психики. Сознанием называют
    также способность человека к абстрактному
    понятийно-вербальному мышлению,
    способность человека получать обобщенные
    знания о связях и закономерностях
    объективной действительности; способность
    идеализации как целеполагания,
    предваряющего конкретно-практическую
    деятельность человека; под сознанием
    понимают специфически человеческой
    способ адаптации к среде.

    В онтологическом плане
    сознание предстает в виде субъективной
    реальности,
    идеального мира знаний, чувств, образов,
    идей, образующих не воспринимаемый
    органами чувств духовный мир человека.

    В гносеологическом плане
    сознание предстает в виде различных по
    степени общности теоретических знаний,
    научных картин мира, парадигм научного
    знания.

    В аксиологическом плане
    сознание включает ценностные компоненты
    – нормы, идеалы, убеждения.

    В праксеологическом плане
    сознание выполняет функцию целеполагания
    и организации творческого преобразования
    природных и социальных условий своего
    существования.

    Сознание
    является одним из основных понятий
    классической философии. Синонимами
    сознания в истории философии выступали
    понятия «душа», «дух», «идея», «идеальное»,
    «божественный разум», «мировая воля»,
    «космическая душа», «субъективная
    реальность».

    На
    протяжении всей истории философской
    мысли феномен
    сознания всегда волновал человека. Уже
    в глубокой
    древности ставились вопросы о том, каким
    образом из
    неживой природы возникли живые организмы,
    обладающие
    сознанием; как осуществляется переход
    от ощущений
    и восприятий к мышлению; в каком
    отношении находится
    сознание к материальному миру.

    Первые анимистические представления
    (anima – дух)
    связывались с верованием людей в духов
    как в движущее
    начало. В более позднее время эти
    представления получили своеобразную
    трактовку в религиозных учениях, согласно
    которым сознание
    есть проявление некой нематериальной
    субстанции – «души«,
    обладающей самостоятельным
    существованием и не зависящей от материи,
    от человеческого
    мозга в частности.

    Вера
    в первичность и вечность духа в
    рационализированной
    форме была воспринята идеализмом,
    который тесным
    образом примыкает к религиозным
    учениям. Идеализм
    наделяет сознание (разум, идея, дух)
    самостоятельным существованием, якобы
    творящим и порождаю
    щим
    окружающий мир, управляющим его движением
    и
     развитием. Представители
    идеализма так или иначе настаивают
    на первичности сознания
    по отношению к материи,
    считая его врожденным свойством
    человеческой души.
    При этом сознание независимо от мозга
    развивается
    имманентно, самопроизвольно и может
    быть понятно исключительно
    из самого себя. В античной философии такой
    взгляд был свойствен Платону, который
    впервые выделяет понятие идеального
    как некой противоположности
    чувственно-предметному,
    материальному. Идеальное (бестелесный
    разум) – предводитель и источник
    гармонии, истинное бытие. В каждой
    индивидуальной душе человека ум созерцает
    самого себя и вместе с тем является
    началом, регулирующим человеческое
    поведение.

    В
    средние
    века сознание трактуется как надмировое
    начало (Бог),
    которое существует до природы и творит
    ее из ничто.


       Отражательная. Сознание
    организует познавательные процессы
    (восприятие, представление, мышление),
    а также организует память.

    □    Оценочная. Сознание
    принимает участие в формировании части
    эмоций и большинства чувств. Человек
    на уровне сознания оценивает большинство
    событий и самого себя.

    □    Креативная. Творчество
    невозможно без сознания. Многие
    произвольные виды воображения организуются
    на сознательном уровне: изобретательство,
    художественное творчество.

    □    Рефлексивная. Разновидностью
    сознания является самосознание —
    процесс, при помощи которого человек
    анализирует свои мысли и поступки,
    наблюдает за собой, оценивает себя и т.
    д. Одно из значений слова «рефлексия»
    — это способность сознания человека
    сосредоточиться на самом себе. Кроме
    того, данным термином еще обозначается
    механизм взаимопонимания, то есть
    осмысления человеком того, как мыслят
    и чувствуют другие люди, с которыми он
    взаимодействует.

    □    Преобразующая. Человек
    сознательно определяет большинство
    своих целей и намечает путь к их
    достижению. При этом он часто не
    ограничивается совершением мысленных
    операций с предметами и явлениями, а
    выполняет и реальные действия с ними,
    преобразуя окружающий мир в соответствии
    со своими потребностями.

    □    Времяобразующая. Сознание
    отвечает за формирование целостной
    временной картины мира, в которой есть
    память о прошлом, осознание настоящего
    и представление о будущем. Этим сознание
    человека отличается от психики животных.

    Осознание — это… Что такое Осознание?

    Сознание выступает термином, трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, ощущения, восприятия, настроения, воображение и самосознание. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. Оно может быть описано как точка зрения, как Я, или как то, что Томас Нагель называл существованием «чего-то что есть подобие» бытия этого что-то. Многие философы рассматривают сознание как самую важную вещь в мире. С другой стороны, многие ученые склонны рассматривать это слово как слишком расплывчатое по значению для того, чтобы его использовать.

    Проблема того, чем же является сознание и каковы его рамки, и в чём же смысл существования данного термина выступает предметом исследования философии сознания, психологии, нейробиологии, дисциплин, изучающих проблемы искусственного интеллекта. Проблемы практического рассмотрения включают в себя следующие вопросы: как можно определить наличие сознания у сильно больных или находящихся в коме людей; может ли существовать не-человеческое сознание и как его можно измерить; в какой момент зарождается сознание людей; могут ли компьютеры достичь сознательных состояний и пр.

    В общем смысле сознание временами также означает состояние бодрствования и ответную реакцию на окружающий мир в противоположность состояниям сна или комы.

    Другие попытки определить сознание

    • Сознание — это сам человек, то, что скрыто телесной оболочкой: характер, чувства, мышление. Не будет тела — останется сознание.
    • Сознание — понимание. Осознать — понять. Без сознания — без понимания. Самосознание — понимание себя.
    • Сознание — способность идеального воспроизведения действительности (БСЭ)
    • Сознание — с т.з. материального мира — мера проявления Я в мире
    • Сознание — высшая, свойственная только человеку форма отражения действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной личности, обеспечивающих преемственность опыта, единство и многообразие поведения
    • Сознание — состояние человека в здравом уме
    • Сознание — способность адекватно отражать явления действительности
    • Сознание — свойственный человеку способ отношения к объективной действительности, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей.
    • Сознание — способность к рефлексии
    • Сознание — центр обработки информации и принятия решений (психософия)
    • Сознание — субъективное соответствие активной, находящейся в фокусе внимания доминирующей зоны возбуждения мозга, выделенной системами внимания.
    • Сознание — мысли и идеи человека, в их восприятии и ощущении, которые он способен изложить на языке.
    • Сознание — высшая функция мозга, заключающаяся в обобщённом и целенаправленном отражении действительности.
    • Сознание — элемент памяти, имеющий «ссылку» на себя.[1]
    • Сознание — состояние, при котором знаешь.
    • Сознание — способность «видеть» себя со стороны, способность не быть собой.
    • Сознание — поиск конечной истины любыми доступными для индивида способами, либо понимание отсутствия смысла в этом поиске.
    • Сознание — устойчивое, объемное, целостное, внутренне-непротиворечивое построение модели пронизывающего тебя целостного мира.
    • Сознание — противостояние рефлексу
    • Сознание — результат работы человеческого мозга, величина не материальная, а духовная.
    • Состояние человека, позволяюшее иметь собственное «Я» и относить себя к окружающему миру.
    • Сознание = форма. Осознание = чистое внимание к форме.
    • Сознание — это особая материя человеческого мозга для воспроизведения реальных образов.
    • Сознание — развертывание непроявленного бытия
    • Сознание — способность человека целенаправленно и обобщенно отражать и воспроизводить действительность в идеальной форме
    • Сознание — рядовой механизм психики. Задача механизмов сознания довести воспринимаемую новизну значимость до автоматизмов.[2]
    • Сознанием является совокупность человеческих знаний и ощущений, получаемых из всех возможных информационных источников (зрительных, слуховых, тактильных, интуитивных, энергетических), пропущенных через призму состояния мозга (грусть, радость, размышление, осмысление), учитываемых при рефлексии, поведении, устремлениях и намерениях, и зависящих от внешних и внутренних обстоятельств.

    Философские теории сознания

    В философии, сознание рассматривается как способность соотноситься, осознавать предмет (Гегель). При этом под «сознанием» понимается не психическая способность тела (как в психологии), но фундаментальный способ каким человек соотнесен со своим предметом и миром вообще. Об этом говорят, что сознание есть форма или способ данности предмета, форма или способ данности мира вообще. Так понятое сознание есть всегда, не может ни начаться, ни прекратиться, не может исчезнуть, точно также как не может исчезнуть мир, который сознанием конституирован соотносительно. Сознание и мир — два полюса одного и того же, единой соотнесенности сознания. Именно поэтому в строго философском смысле некорректно сознание рассматривать самостоятельно, в отрыве от его соотносительного полюса — мира (психологизм), как и мир — в отрыве от его соотносительного полюса — сознания (наивность).

    Но сознание есть не только способность соотношения, но и само отношение. Это явствует из того, что мы не можем отвлечься от сознания, «выйти» за его пределы. По сути мы тотально охвачены сознанием. Если нет сознания, то для нас нет ничего. В этом смысле, сознание само есть некоторая со-отнесенность, раздвоенность, разделенность внутри себя. Об этом говорят, что сознание интенционально (Гуссерль). Сознание всегда проявляет себя как структура сознания о [чём-то]. Более того, философия пытается обосновать тот вывод, что такая природа сознания конституирует саму разделенность между субъектом и объектом, внутренним и внешним, я и миром. Как отношение, сознание есть некоторое переживание, определенный опыт, в котором мы соотносимся с миром. Этот опыт понимается одновременно и как сама деятельность соотнесения в целом и как переживание субъектом этой деятельности самого себя и своего отношения к миру. Именно поэтому, иногда в философии, из сознания «выделяют» собственно субъект и под «сознанием» в узком смысле понимают отношение субъекта и его объекта. Об этом говорят, что субъект (со)знает объект. В то же время, термин «сознание» в философии не употребляют, когда речь идет о движении «внутри» мышления, а не собственно о соотнесенности с миром. Это связано с тем, что вне опыта соотнесения с миром, сознание теряет свое самостоятельное значение и становится только способностью рефлексии относительно мыслимого содержания. Внутри мышления, субъектом движения становится не сознание, а само мышление, понимаемое одновременно и как некоторое всеобщее, безличное пространство деятельности и как сам субъект этой деятельности. Однако, при этом сознание всегда присутствует как возможная позиция, в которую субъект может перейти в любой момент — как опыт возможной соотнесенности с миром.

    Выделяют следующие формы сознания: самосознание как сознание сознанием самого себя, рассудок как мыслящее сознание, то есть постигающее мир в понятиях (категориях рассудка), разум как самосознающий рассудок и дух как высшую форму сознания, включающую в себя все другие формы. Различие рассудка и разума состоит в том, что рассудок соотносит свои понятия с миром и поэтому его критерием истинности является непротиворечивость. Разум как самосознающий рассудок поднимается до диалектического удержания противоречий, поскольку соотносит не только свои понятия с миром, но и самого себя со своими понятиями.

    В новейшей философии, понятие «сознания» утрачивает свое значение, прежде всего, благодаря работам Хайдеггера. Согласно ему, сознание есть неверный способ отношения к миру, который самой постановкой вопроса, этому сознанию противопоставлен. Вместо сознания, вводится бытие-в-мире, Dasein, которое есть некое сущее — единый неделимый феномен, не разлагающийся на свои способности. С точки зрения Dasein, нет никакого противопоставления сознания и мира. Dasein как бытие-в-мире укоренено в нем, все сущие обретают значение не данности (дефективный модус бытия), а прежде всего подручности, в различных модусах не «что», а «как».

    Философия пытается ответить на два основных вопроса о сознании: какова природа сознания и как сознание связано с физической реальностью, прежде всего с телом. Впервые проблема сознания в явной форме была сформулирована Декартом, после сознание получило широкое освещение в новоевропейской философии, а также в различных философских традициях, таких как феноменология и аналитическая философия. Среди основных философских теорий сознания можно перечислить следующие:

    Дуализм

    Дуализм души и тела — точка зрения, согласно которой сознание (дух) и материя (физическое тело) представляют собой две независимые, взаимодополняющие друг друга и равные по значению субстанции. Как правило, основывается на общефилософском дуализме. Основоположниками являются Платон и Декарт.

    Платон считал, что тело принадлежит материальному миру и потому смертно, тогда как душа является частью мира идей и бессмертна. Он считал, что душа лишь временно привязана к телу до момента его смерти, после чего душа возвращается в свой мир форм. Душа, в отличие от тела, не существует в пространстве и времени, что дает ей доступ к абсолютной истине мира идей.

    Логический бихевиоризм

    Логический бихевиоризм — теория о том, что быть в психическом состоянии означает быть в бихевиоральном состоянии, то есть либо осуществлять некоторое поведение, либо иметь диспозицию к такому поведению. Логический бихевиоризм связан с бихевиоризмом в психологии, но их следует различать: в последнем случае бихевиоризм понимается как метод для изучения человеческих существ, но не пытается решить философские проблемы относительно природы сознания и соотношения сознания и тела. Среди представителей логического бихевиоризма можно назвать таких философов как Гемпель и Райл. Данная теория стремится опровергнуть дуализм Декарта, так как он противоречит тезису единства науки, понимаемому как физикализм. Некоторые основные предпосылки данной теории разделялись также Людвигом Витгенштейном.

    Идеализм

    Идеализм — это теория, согласно которой существуют только сознания. Идеалисты утверждают, что объекты физического мира не существуют вне их восприятия. Наиболее последовательно этот тезис был развит Джорджем Беркли, который утверждал, что «быть — значит быть воспринимаемым».

    Материализм

    Материализм есть теория о том, что если нечто существует, то оно имеет физический характер. Сознание, поэтому, описывается материалистами как свойство мозга. Материалисты критикуют как дуалистов и идеалистов, так и бихевиористов, доказывая, что поведение не является сознанием, но внутренней физической причиной сознания. Среди материалистов можно упомянуть Фридриха Энгельса, Владимира Ленина, Дэвида Армстронга, Дональда Дэвидсона и других.

    Функционализм

    Функционализм — это теория, согласно которой находиться в психическом состоянии значит находиться в функциональном состоянии, то есть выполнять некоторую определённую функцию. С точки зрения функционалистов сознание относится к мозгу также, как, например, функция показывать время соотносится с конкретным физическим устройством часов. Функционализм занимает критическую позицию по отношению к материализму, так как отрицает необходимую связь между сознанием и мозгом: сознание потенциально может быть функцией самых разных физических объектов, например компьютера. Функционализм является методологической базой теории искусственного интеллекта и когнитивной науки. К функционалистам можно отнести Дэвида Льюса, Хилари Патнема и Дэниела Деннета.

    Двухаспектная теория

    Двухаспектная теория — это теория о том, что психическое и физическое суть два свойства некоторой лежащей в основе вещей реальности, которая по сути не является ни психической, ни физической. Двухаспектная теория, поэтому, отвергает и дуализм, и идеализм, и материализм как представления о том, что существует психическая или физическая субстанции. Подобные взгляды характерны, например, для Бенедикта Спинозы, Бертрана Рассела и Питера Стросона.

    Феноменологическая теория

    Феноменология представляет собой попытку беспредпосылочного описания содержания опыта без каких-либо утверждений относительно реальности этого содержания. Феноменология пытается открыть идеальные черты человеческого мышления и восприятия, свободные от каких-либо эмпирических и индивидуальных вкраплений, и обосновать, таким образом, все остальные науки, как основанные на мышлении. Основным свойством человеческого сознания согласно феноменологии является интенциональность. Среди сторонников этой теории назовём Эдмунда Гуссерля и Мориса Мерло-Понти.

    Эмерджентная теория

    Эмерджентная теория — это теория о том, что хотя сознание и является свойством некоторого физического объекта (обычно мозга), оно тем не менее, несводимо к физическим состояниям последнего и является особой нередуцируемой сущностью, обладающей уникальными свойствами, подобно тому, как свойства молекулы воды нередуцируемы к свойствам атомов водорода и кислорода. Сознание, однако, является обычным реальным объектом, который должен изучаться наукой наравне со всеми прочими. Среди сторонников данной концепции — Джон Серл.

    Индуизм

    В индуизме сознанию сопоставляется Пуруша («безмолвный свидетель»), который наблюдает за действиями Пракрити («автоматизмы мозга») и склонен себя ошибочно отождествлять с нею, будучи увлечён и связан гунами («потребностями»).[3]

    К определению термина

    Термин сознание является одним из самых трудных для точного формального определения. Весьма спорны параметры и критерии, по которым можно судить, обладает ли то или иное существо тем, что подразумевается в том или ином определении. Например, обладает ли сознанием (в смысле осознавания своего тела, предугадывания последствий своих телодвижений) новорождённый или играющий со своим собственным хвостом щенок? С развитием животного происходит изучение закономерностей, характерных для своего тела. Взрослые собаки уже не гоняются за своим хвостом.

    Остаётся открытым вопрос, должно ли входить в признаки сознания возможность прогнозирования только собственных, или обязательна возможность прогнозирования и собственных, и несобственных действий.

    Примечания

    См. также

    Ссылки

    Литература

    Wikimedia Foundation.
    2010.

    понятие, структура, свойства. Теории происхождения сознания. — Студопедия

    Ответ:

    Сознание—это способность человеческого мозга целенаправленно, обобщённо и оценочно отражать объективную реальность в чувственных образах или логических понятиях.

    Характеристики сознания:

    -Сознание имеет социальный хар-р, ибо оно возникает только в общественном, социальном обществе.

    -Имеет рефлексивный хар-р (дает возможность человеку выделить себя из окружающей среды, проанализировать и оценить свои действия и поступки).

    -Коммуникативная особенность сознания дает возможность передать информацию от одного к др.

    -Интеллектуальная особенность сознания дает возможность анализировать, обобщать, абстрагировать, классифицировать предметы, явления, рассуждать, делать выводы, умозаключения об явлениях природы и общества.

    -Воображаемая особенность сознания дает возможность фантазировать, мечтать, заглянуть в будущее.

    -Творческий хар-р сознания способствует созданию новых идей, образов, материальных и культурных ценностей.

    В структуру сознания входят ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:

    1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.

    2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.

    3. Отношения человеку к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).



    4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).

    5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).

    6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).

    Свойства сознания:

    1) сознание индивида характеризуется активностью, которая обусловлена прежде всего спецификой внутреннего состояния субъекта в момент действия, а также наличием цели и устойчивой деятельностью для ее достижения;

    2) сознанию присуща интенциональность, т. е. направленность на какой-либо предмет. Сознание – это всегда сознание чего-либо;

    3) способность человеческого сознания к рефлексии, самонаблюдению, т. е. возможность осознания самого сознания;


    4) сознание имеет мотивационно-ценностный характер. Оно всегда мотивированно, преследует какие-либо цели, что обусловлено потребностями организма и личности.

    Существуют теории происхождения сознания, близкие к космической (божественной) точке зрения:

    · теория монад (монадология) — первоначально выдвинута Лейбницем, согласно которой в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных монад — первичных духовных единиц, в которых заключена энергия Вселенной и которые явл-ся основой сознания и порождаемой им материи;

    · теория Шардена, согласно которой сознание — надчеловеческая сущность, «внутренняя сторона», «мозг» материи;

    · теория Толбета, согласно которой Вселенная — гигантский разум, сознание — результата взаимодействия полей, которые образуют материю;

    · теория психосферыРейзера, согласно которой Галактика — громадный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и «заряжает» его разумом;

    · теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая и все ее проявления) имеет душу, одушевленность — свойство материи.

    Проблема человека в психологии. Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.

    Ответ:

    Человек — существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Человек, как субъект и продукт трудовой деятельности в обществе является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство. Человек -сложное явление. Он «объективно выступает в системе своих бесконечно многообразных качеств, свойств, отношений. Человек-это физическое тело, организм, индивид, личность, индививидуальность».

    Понятия «Индивид», «Индивидуальность», «Личность» имеют свою специфику, но все они взаимосвязаны.Индивид (родовая принадлежность) – это человек, как единичное природное существо, представитель вида Homosapiens, индивидом рождаются. (Леонтьев). Человек как индивид обладает определенными свойствами. Б.Г.Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. Первичные свойства, присущие всем люд: возрастные особенности (соответствие определенному возрасту), половой диморфизм (принадлежность к определенному полу), конституциональные особенности (особенности сложения тела), нейродинамические свойства мозга. Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. Личность характеризует человека как объект реального мира. Под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Следующее понятие – субъект деятельности. Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями индивид и личность. Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Субъект деятельности — всегда направленная активность и не только на предмет деятельности, но и самого себя. Понятие субъект употребляется совместно с понятием объект (это существующие независимо от нашего сознания предмет или явление реального мира, выступающие в виде цели, на которое обращена активность чел – субъекта воздействия.

    Сознание человека — это… Что такое Сознание человека?

    

    Сознание человека
    — это способность сосредоточивать внимание как на сигналах, поступающих в центральную нервную систему из внешнего мира, так и на возникающих в ней самой, в результате работы подсознания, представлять их в виде слов или образов, запоминать и использовать в дальнейшей мыслительной деятельности .

    В соответствии с [1] сознание —  одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях.



    Сознание выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной.

    Определение сознания продолжается на нескольких страницах, но нас оно не может удовлетворить, так как о сознании индивидуума еще можно говорить, но общественное сознание  таковым не является, это всего лишь — аналогия.

    Определение в [2] лучше: сознание — высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности.

    Сознание представляет собой совокупность психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Оно возникает в процессе трудовой, общественно-производственной деятельности людей и неразрывно связано с языком, который так же древен, как и сознание.

    Но и здесь вызывает сомнение утверждение, что сознание свойственно лишь человеку.

    Кроме понятия сознания часто используют еще один термин — самосознание.

    Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений. — Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова. УНПП «Лаборатория проблем цивилизации».
    В. П. Галкин.
    1998.

    • Сознание общественное
    • Сознание

    Смотреть что такое «Сознание человека» в других словарях:

    • Сознание человека — высшая форма психического отражения действительности, присущая только человеку и неразывно связанная с языком, посредством которого оно осуществляется …   Словарь-справочник по педагогической психологии

    • Сознание человека — высшая форма психического отражения действительности, присущая только человеку и неразывно связанная с языком, посредством которого оно осуществляется …   Словарь по педагогической психологии

    • АКТУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА — область осознаваемой действительности, представленной в сознании человека в данный момент времени; то, что человек осознает именно сейчас …   Словарь терминов по психологическому консультированию

    • СОЗНАНИЕ — многообразие различений и их различий (первичный опыт), а также предпочтений (выделение того или иного элемента различаемого в качестве переднего плана) и идентификаций различенного. В корреляции с миром как различенностью сущего С. образует… …   Философская энциклопедия

    • СОЗНАНИЕ — СОЗНАНИЕ, сознания, мн. нет, ср. 1. Действие и состояние по гл. сознать сознавать в 1 знач. «Коммунизм есть высшая ступень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу.» Ленин. Сознание своего долга …   Толковый словарь Ушакова

    • Сознание —         одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях. С. выступает в двух… …   Большая советская энциклопедия

    • Сознание. Его структура и источники — кратко Проблема сознания была и остается одной из самых трудных. Сознание не имеет свойств материальных предметов, не воспринимается органами чувств, его нельзя видеть, осязать, измерять или взвешивать. Но человек мыслит, чувствует, пере живает,… …   Малый тезаурус мировой философии

    • Сознание — (ст.слав. – совесть) – высший уровень психического отражения действительности, существующего в виде лично человеком обобщенных образов, представлений, сформированных понятий. Сознание – это еще и способность человека к осмысленному… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    • сознание — человеческая способность к идеальному отражению действительности. Сознание выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной. Формы общественного сознания наука, философия, искусство, нравственность, религия, политика, право.… …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    • Сознание — будем различать сознание человека и сознание общественное. Ассоциативный блок …   Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений

    Книги

    • Сознание Пыльца души Новая теория происхождения сознания Душа человека между сном и смертью, Хамфри Н.. Как возникло сознание? Есть ли у сознания биологическая задача? И почему мы столь высоко его ценим? Сознание, утверждает Николас Хамфри, это волшебное шоу чудес, которое каждый из нас… Подробнее  Купить за 875 руб
    • Тайна мозга и сознание человека, Н. П. Ярощик, В. В. Ярцев. Книга «Тайна мозга и сознание человека» позволяет читателю разобраться в вопросе, что такое сознание и как оно связано с внутренним миром человека. В ней можно найтиответы и на многие… Подробнее  Купить за 547 руб
    • Сознание человека. Взгляд с научного перекрестка, Винарская Е.Н.. Чудо сознания принадлежит к тем явлениям, которые С. П. Капица определил как «очевидное невероятное» . Автор настоящей книги, по исходному образованию врач-невролог, работала в нескольких… Подробнее  Купить за 435 руб

    Другие книги по запросу «Сознание человека» >>

    Новое исследование

    связывает человеческое сознание с законом, который управляет Вселенной

    Человеческая энтропия

    Наш вид долгое время мучился из-за концепции человеческого сознания. Что именно вызывает это, и почему мы эволюционировали, чтобы испытать сознание? Новое исследование дало ключ к разгадке поисков ответов, и оно показывает, что человеческий мозг может иметь больше общего со Вселенной, чем мы могли себе представить.

    По мнению группы исследователей из Франции и Канады, наш мозг может производить сознание как побочный эффект увеличения энтропии — процесса, происходящего во Вселенной со времен Большого взрыва.

    Их исследование было принято к публикации в журнале Physical Review E.

    Понятие энтропии, как известно, сбивает с толку, и определение со временем менялось. По сути, энтропия — это термодинамическое свойство, которое относится к степени беспорядка или случайности в системе. Его можно резюмировать как описание развития системы от порядка к беспорядку.

    Второй закон термодинамики гласит, что энтропия может оставаться постоянной или увеличиваться только в закрытой системе — система не может перейти от высокой энтропии к низкой энтропии без внешнего вмешательства.Типичным примером, демонстрирующим энтропию, является таяние кубика льда — куб находится в состоянии низкой энтропии, но по мере того, как он тает и беспорядок растет, энтропия увеличивается.

    Многие физики думают, что сама Вселенная находится в состоянии постоянного увеличения энтропии. Когда произошел Большой взрыв, Вселенная находилась в состоянии низкой энтропии и, продолжая постепенно расширяться, превращается в систему с более высокой энтропией. Основываясь на этом новом исследовании, наш мозг может испытывать нечто подобное, и сознание оказывается побочным эффектом этого процесса.

    Мозг и беспорядок

    Чтобы увидеть, как концепция энтропии может быть применена к человеческому мозгу, исследователи проанализировали количество порядка в нашем мозгу, когда мы находимся в сознании, по сравнению с тем, когда мы не находимся в сознании. Они сделали это, смоделировав сети нейронов в головном мозге девяти участников, семь из которых страдали эпилепсией.

    Они смотрели, колеблются ли нейроны синхронно друг с другом, так как это могло сказать им, связаны ли клетки мозга. Они сравнили наблюдения, когда пациенты бодрствовали, когда они спали, и когда у пациентов с эпилепсией были припадки.

    Исследователи обнаружили, что мозг участников показывает более высокую энтропию, когда находится в полном сознании. «Мы находим удивительно простой результат: нормальные состояния бодрствования характеризуются наибольшим количеством возможных конфигураций взаимодействий между сетями мозга, представляющими самые высокие значения энтропии», — написала команда в исследовании.

    Это открытие побудило исследователей предположить, что сознание может быть побочным эффектом системы, работающей над максимальным обменом информацией.Другими словами, человеческое сознание возникает за счет увеличения энтропии.

    Хотя теория группы захватывающая и, вероятно, приведет к дальнейшим исследованиям потенциальной связи между человеческим сознанием и энтропией, она далека от окончательной. Размер выборки исследования был исключительно мал, поэтому им нужно будет повторить свои результаты на более крупных группах и при различных типах состояний мозга. Тем не менее, это дает увлекательное объяснение человеческого сознания и может быть ключом, который в конечном итоге поможет нам полностью понять странное явление.

    .

    сознание — γγλοελληνικό Λεξικό WordReference.com

    ριες μεταφράσεις
    сознание сущ. , επίγνωση ουσ θηλ ουσιαστικό θηλυκό : ναφέρεται σε πρόσωπο, ζώο ή πράγμα θηλυκού γένους.
    ( διαδικασία αντίληψης ) συνειδητοποίηση ουσαεηλ ουσιαστικυό θηλεπορκ θηλορκ θσπορκ :
    Адам не осознает, что произошло вчера.
    Ο Άνταμ δεν έχει συναίσθηση τι έγινε χτες.
    сознание n существительное : Относится к человеку, месту, вещи, качеству и т.д. θηλυκού γένους.
    αισθήσεις ουσ θηλ πλ ουσιαστικό αρσενικό πληθυντικός : Αναφέρεται σε πρόσωπο, ζώο ή πράγμα θηλυκού γένους και είτε χρησιμοποιείται μόνο στον πληθυντικό, π.χ. οι γιορτές (χρονική περίοδος) , είτε αναφέρεται στον πληθυντικό για την ορθή απόδοση του μεταφραζρμενο.
    Когда сознание вернулось, Гарри оказался на больничной койке.
    Σύνθετοι τύποι:
    классовое сознание n существительное : Относится к человеку, месту, вещи, качеству и т. Д. (осознание социальных различий) σαη + ουσ θηλ
    подъемник сознания n существительное : Относится к человеку, месту, вещи, качеству и т. д. (повышает осведомленность причины) που τραβάει την προσοχή оЕ περίφρ περίφραση : Συνδυασμός λέξεων που αποδίδει το νόημα του μεταφραζόμενου όρου, ο οποίος στον λόγο μπορεί να τροποποιηθεί κατάλληλα, π.χ. από την Αθήνα, που ακολουθεί κλπ.
    που αφυπνίζει συνειδήσεις περίφρ περίφραση : Συνδυασμός λέξεων που αποδίδει το νόημα του μεταφραζόμενου όρου, ο οποίος στον λόγο μπορεί να τροποποιηθεί κατάλληλα, π.χ. από την Αθήνα, που ακολουθεί κλπ.
    повышение сознания n существительное : Относится к человеку, месту, вещи, качеству и т.д. , ζώο ή πράγμα θηλυκού γένους.
    αφύπνιση συνειδήσεων φρ ως ουσ θηλ φράση ως ουσιαστικό θηλυκό : Σύνολο λέξεων που αναφέρεται σε πρόσωπο, ζώο ή πράγμα θηλυκού γένους, π.χ. καθηγήτρια φυσικής αγωγής, διευθύντρια γυμνασίου κλπ.
    теряют сознание + VTR + п (слабый, затемнить) χάνω τις αισθήσεις μου περίφρ περίφραση : Συνδυασμός λέξεων που αποδίδει το νόημα του μεταφραζόμενου όρου, ο οποίος στον λόγο μπορεί να τροποποιηθεί κατάλληλα, π.χ. από την Αθήνα, που ακολουθεί κλπ.
    λιποθυμώ ρ αμ ρήμα αμετάβατο : Δεν συνδυάζεται με αντικείμενο, π.χ. κοιμάμαι, διψάω, πεινάω κλπ.
    потеря сознания n существительное : Относится к человеку, месту, вещи, качеству и т.д. λέξεων που αποδίδει το νόημα του μεταφραζόμενου όρου, ο οποίος στον λόγο μπορεί να τροποποιηθεί κατάλ.ληοποιηθεί κατάλ. από την Αθήνα, που ακολουθεί κλπ.
    прийти в сознание vtr + n (просыпаться) ανακτώ τις αισθήσεις μου εκφρ
    9000βι000 9σ3000 9σς3000 9σςκ7

    9000βκι 900 -сознание n существительное : Относится к человеку, месту, предмету, качеству и т. д. (смущение) αμηχανία ουσ θηλ ουσιαστικό θηλυκό : Αναφέρεται σε πρόσωπο, ζώου πράνοκα θ.
    ( όταν δεν μου αρέσει κτ πάνω μου ) ανασφάλεια ουσ θηλ ουσιαστικό θηλυκό : Αναφέρεται σε πρόσωπο, ζώο ή πράγμα θηλυκού γένους.
    самосознание n существительное : Относится к человеку, месту, вещи, качеству и т. Д. (философия: осознание себя) αυτογνωσία ουσ θηλ ουσιαστικό θηλυκό : Αναφέυεται σε πρόσηλπο, ζώοα άνγμο, ζώοα άκομ.
    γνώθι σ»αυτόν φρ ως ουσ ουδ φράση ως ουσιαστικό ουδέτερο : Σύνολο λέξεων που αναφέρεται σε πρόσωπο, ζώο ή πράγμα ουδέτερου γένους, π.χ. ανώτατο εκπαιδευτικό ίδρυμα, απολυτήριο λυκείου κλπ.
    поток сознания сущ. существительное : Относится к человеку, месту, вещи, качеству и т. Д. (проза без пунктуации) ρεύμα συνείδησης ουσ ουδ ουσιαστικό ουδέτερο : ναφέρεται συαυεαεαυεαεορο, ζποπο, ζπορο
    Вирджиния Вульф известна тем, что использует поток сознания в своих романах.

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *