Понятие в философии человек: Понятие человека в современной философии — Студопедия
ЧЕЛОВЕК — это… Что такое ЧЕЛОВЕК?
высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-историч. деятельности и культуры. Ч.—предмет изучения различных областей знания: социологии, психологии, физиологии, педагогики, медицины и др. Перерабатывая многообразные данные этих наук, философия даёт им определ. истолкование и осмысление.
Вопрос о природе (сущности) Ч., его происхождении и назначении, месте Ч. в мире — одна из осн. проблем в истории филос. мысли. В древней кит., инд., греч. философии Ч. мыслится как часть космоса, некоторого единого сверхвременного «порядка» и «строя» бытия (природы), как «малый мир», микрокосм (Демокрит)— отображение и символ Вселенной, макрокосма (в свою очередь понимаемого антропоморфно — как живой одухотворённый организм; см. Микрокосмос и макрокосмос). Ч. содержит в себе все осн. элементы (стихии) космоса, состоит из тела и души (тела, души, духа), рассматриваемых как два аспекта единой реальности (аристотелизм) или как две разнородные субстанции (платонизм). В учении о переселении душ, развитом инд. философией, граница между живыми существами (растениями, животными, Ч., богами) оказывается подвижной; однако только Ч. присуще стремление к «освобождению» от пут эмпирич. существования с его законом кармы — сансары. Согласно веданте, специфич. начало Ч. составляет атман (душа, дух, «самость», субъект), тождественный по своей внутр. сущности со всеобщим духовным началом — брахманом. В философии Аристотеля нашло выражение определяющее для антич. философии понимание Ч. как живого существа, наделённого духом, разумом («разумной душой», в отличие от сенситивной и вегетативной души) и способностью к обществ. жизни.
В христианстве библейское представление о Ч. как «образе и подобии бога», внутренне раздвоенном вследствие грехопадения, сочетается с учением о соединении божественной и человеч. природы в личности Христа и возможности, в силу этого, внутр. приобщения каждого человека к божеств. «благодати» (вхрист. традиции кристаллизуется термин «сверхчеловек» — лат. super-humanus). В ср.-век. философии намечается понимание личности как отличной от психофизич. индивидуальности и несводимой к к.-л. всеобщей «природе», или субстанции (телесной, душевной, духовной), как неповторимого отношения (Ришар Сен-Викторский, 12 в.).
Эпоха Возрождения проникнута пафосом автономии Ч., его безграничных творч. возможностей (Пико делла Мирандола идр.). Специфичность человеч. сферы бытия остро переживается, напр., Николаем Кузанским («О предположениях» II 14). Представление Декарта о мышлении как единственно достоверном свидетельстве человеч. существования («мыслю, следовательно, существую») легло в основу новоевроп. рационализма, который именно в разуме, мышлении усматривает специфич. особенность Ч., его сущность. Картезианский дуализм души и тела надолго определил постановку ант-ропологич. проблематики (см. также Психофизическая проблема). При этом тело рассматривалось как автомат, машина, общая у человека с животными (ср. программное соч. Ламетри «Человек-машина»), а душа отождествлялась с сознанием. Франклин определяет Ч. как «животное, производящее орудия».
У Канта вопрос «что такое человек?» формулируется как осн. вопрос философии. Исходя из дуалистич. понимания Ч. как существа, принадлежащего двум различным мирам — природной необходимости и нравств. свободы, Кант разграничивает антропологию в «физиологич.» и «прагматич.» отношении: первая исследует то, «…что делает из человека природа…», вторая — то, «…что о н, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам» (Соч., т. 6, М., 1966, с. 351).
В отталкивании как от картезианского рационализма, так и от сенсуалистич. эмпиризма 17—18 вв., в нем. философии кон. 18 — нач. 19 вв. происходит возвращение к пониманию Ч. как живой целостности, характерному для эпохи Возрождения (Гердер, Гёте, натурфилософия романтизма). Гердер называет Ч. «первым вольноотпущенником природы»: его органы чувств и телесная организация, в отличие от животных, не специализированы, более неопределённы, что составляет источник его специфич. преимущества: он сам должен формировать себя, создавая культуру. Гердер, романтики, Гегель развивают идеи историчности человеч. существования (Новалис называет историю «прикладной антропологией»). Для нем. классич. философии определяющим является представление о Ч. как о субъекте духовной деятельности, создающем мир культуры, как о носителе общезначимого сознания, всеобщего идеального начала — духа, разума. Критикуя эти идеи нем. идеализма, Фейербах осуществляет антропологич. переориентацию философии, ставя в центр её Ч., понимаемого прежде всего как чувственно-телесное существо, как живую встречу «Я» и «Ты» в их конкретности. В России антропологич. принцип в философии развивал Чернышевский.
В иррационалистич. концепциях Ч. 19—20 вв. доминирующими становятся внемыслит. способности и силы (чувство, воля и т. д.). Согласно Ницше, Ч. определяется игрой жизненных сил и влечений, а не сознанием и разумом. Кьеркегор выдвигает на первый план волевой акт, в котором Ч. «рождает себя», выбор, благодаря которому индивид, непосредств., природное существо, становится личностью, т. е. бытием духовным, самоопределяемым. Проблема личности — центральная для концепции Ч. в персонализме и экзистенциализме, согласно которой Ч. не может быть сведён к к.-л. «сущности» (биологической, психологической, социальной, духовной). Отрицая обществ. природу личности, экзистенциализм и персонализм разграничивают и противопоставляют понятия индивидуальности — как части природного и социального Целого и личности — как неповторимого духовного самоопределения («экзистенции»). Идеи философии жизни (Дильтей) и феноменология Гуссерля послужили исходной основой для возникновения философской антропологии мак особого течения в нем. философий 20 в. (Шелер, Плеснер, Гелен, «куль-турантропология» Э. Ротхаккера и др.), Натуралистич. подход к Ч. характерен Как для представителей традиц. фрейдизма, так и для мн. естествоиспытателей 20 в. на Западе. Ю. Н. Попов.
Отвергнув идеалистич. и натуралистич. концепции Ч., марксизм подошёл К объяснению природного и социального в Ч. на основе принципа диалектико-материали-стич. монизма. Исходным пунктом марксистского понимания Ч. является трактовка его как производного от общества, как продукта и субъекта обществ.-трудовой деятельности. К. Маркс писал, что «…сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 3).
Марксистско-ленинский анализ проблемы Ч. предполагает выявление социальной сущности, конкретно-историч. детерминации его сознания и деятельности, различных историч. форм бытия человека и его образа жизни, раскрытие соотношения социального и биологического в Ч. и Др.
Обществ. истории Ч. предшествовала его естеств. предыстория: зачатки трудоподобной деятельности у человекообразных обезьян, развитие стадных отношений высших животных, развитие звуковых и двигат. средств сигнализаций. Определяющим условием реализации этих предпосылок становления Ч. марксизм считает труд, возникновение которого ознаменовало собой превращение человекообразной обезьяны и человека (см. Ф. Энгельс, там же, т. 20, с. 489—90). Животные не могут производить коренных изменений в условиях своего существования, они приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет образ их жизни.Ч. же не просто приспосабливается к данным условиям, а, объединяясь в совместном труде, преобразует их в соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями, создаёт мир материальной и духовной культуры. Культура творится человеком в той же мере, в какой сам Ч. формируется культурой.
Ч. есть живай система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно приобретённого. Как живой организм Ч. включён в природную связь явлений и подчиняется биологич. (биофизич., биохимич., физиологич.) закономерностям, на уровне сознат. пси-хики и личности Ч. обращён К социальному бытию с его специфич. Закономерностями. Физич., морфологич. организация Ч. является высшим уровнем организаций материй в известной нам части мироздания. Ч. кристаллизует в себе всё, что накоплено человечеством в течение веков. Эта кристаллизация осуществляется и через приобщение К культурной традиции, и через механизм биологич. наследственности. Ребёнок наследует запас генетич. информации через специфически человеч. строение тела, Структуру мозга, нервной системы, задатков. Однако природные (анатомо-физиологич.) задатки развиваются и реализуются только в условиях социального образа жизни в процессе общения ребёнка со взрослыми. Марксизм отвергает метафизич. представления о существовании врождённых идей и способностей у Ч. Проявление биологич. закономерностей жизни Ч. носит социально обусловленный характер. Жизнь Ч. детерминируется единой системой условий, в которую входят как биологич., так и социальные элементы. При этом биологич. составляющие этой единой системы играют роль лишь необходимых условий, а не движущих сил развития. Действия Ч., образ его мыслей и чувств зависят от объективных йсторич. условий, в которых он живёт, от особенностей той социальной группы, класса, интересы которых он сознательно или бессознательно представляет. Содержание духовной жизни Ч. и законы сто жизни наследственно не запрограммированы. Но этого никак нельзя сказать о некоторых потенциальных способностях к творч. деятельности, об индивидуальных особенностях дарования, крые формируются обществом, но на основе наследств. задатков. Наследств. моменты в той или иной степени, прежде всего через особенности высшей нервной системы, влияют и на характер развития наклонностей и способностей Ч.
Перед каждым вступающим в жизнь Ч. простирается мир вещей и социальных образований, в которых воплощена, опредмечена деятельность предшествующих поколений. Именно этот очеловеченный мир, в котором каждый предмет и процесс как бы заряжен человеч. смыслом, социальной функцией, целью, и окружает Ч. При этом достижения человеч. культуры не даны Ч. в готовом виде в воплощающих их объективных условиях, а лишь заданы в них. Освоение социальных, исторически сложившихся форм деятельности — гл. условие и решающий механизм индивидуального становления Ч; Чтобы сделать эти формы своими личными спо-собностями и частью своей индивидуальности, Ч. с раннего детства вводится в такое общение со взрослыми, крое выражается в виде подражания, учения и обучения. В результате этого индивидуально развивающийся Ч. овладевает способностями разумно действовать с орудиями труда, с различного рода символами, словами, с представлениями и понятиями, со всей совокупностью социальных норм. Осваивая очеловеченную природу, ребёнок приобщается к бытию культуры разнообразными способами, В этом приобщении участвует каждое из «…человеческих отношений к миру — зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, мышление, созерцание, ощущение, желание, деятельность, любовь, словом, все органы его индивидуальности…» (М а рк с К., там же, т. 42, с. 120).
В процессе приобщения к культуре у Ч, вырабатываются механизмы его самоконтроля, выражающиеся в способности волевыми усилиями регулировать широкий диапазон влечений, инстинктов и т. п. Этот самоконтроль по существу является социальным контролем. Он подавляет неприемлемые для данной социальной группы импульсы и составляет необходимое условие жизни общества. Чем более интенсивно развивается человечество, тем всё более сложными оказываются проблемы образования и воспитания, формирования Ч. как личности.
Исторически сложившиеся нормы права, морали, быта, правила мышления и грамматики, эстетич. вкусы и т. д. формируют поведение и разум Ч., делают из отд. Ч. представителя определ. образа жизни, культуры и психологии: Ч, «,..только в обществе может развить свою истинную природу, и о силе его природы надо судить не по силе отдельных индивидуумов, а по силе всего общества» (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 2, с. 146). Критикуя представления о Ч. как изолированной монаде, Маркс подчёркивал, что Ч. всесторонне включён в контакт, общение с обществом, даже когда остаётся наедине с собой. Осознание Ч. себя как такового всегда опосредствовано его отношениями к др. людям. Каждый отд. Ч. представляет собой неповторимую индивидуальность и вместе с тем он несёт в себе некую родовую сущность. Он выступает как личность, когда достигает самосознания, понимания своих социальных функций, осмысления себя как субъекта йсторич. процесса. Становление личности связано с процессом обществ. дифференциации, выделением отд. индивида из коллектива по мере развития личных прав и обязанностей. Марксистское понимание Ч. исходит из того, что Ч. может быть свободным лишь в свободном обществе, где он не только является средством осуществления обществ. целей, но выступает прежде всего как самоцель. Идеал такого общества марксизм видит в коммунистич. обществе, т. к. только в нём Ч. получит средства, дающие ему возможность полностью выявить свою индивидуальность.
Маркс К. и Энгельс Ф., Нем. идеология, Соч., т. 3; Проблема Ч. в совр. философии. [Сб. ст.], M., 1969; Гpигоpьян В. Т., Философия о сущности Ч., М., 1973; Соотношение биологич. и социального в Ч.. М., 1975; Дубинин Н. П., Шевченко Ю. Г., Некоторые вопросы био-социальной природы Ч., М., 1976; Смирнов Г. Л., Сов. Ч., M., 19803; Корнеев П. В., Критика совр. бурж. и ревизионистских концепций Ч., М., 1981 (лит.).
А. Г. Спиркин.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.
Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.
1983.
1. Общее понятие о человеке. Философия
1. Общее понятие о человеке
Один древний мудрец сказал, что для человека нет более интересного объекта, чем сам человек.
Проблема человека — одна из основных, если не центральная, во всей мировой философской мысли. Протагор характеризовал человека как меру всех вещей, что стало одним из основных мировоззренческих и методологических принципов науки, философии и политики демократических государств. Д. Дидро считал человека высшей ценностью, единственным создателем всех достижений культуры на Земле, разумным центром Вселенной, тем пунктом, от которого все должно исходить и к которому все должно возвращаться. Фирдоуси писал:
В цепи человек стал последним звеном,
И лучшее все воплощается в нем,
Как тополь, вознесся он гордой главой,
Умом одаренный и речью благой,
Вместилище духа и разума он,
И мир бессловесный ему подчинен.
У. Шекспир устами Гамлета говорит:
«Что за мастерское создание — человек! Как благороден разумом! Как беспределен в своих способностях, обличиях и движениях! Как точен и чудесен в действии! Как он похож на ангела глубоким постижением! Как он похож на некоего Бога! Краса вселенной! Венец всего живущего!»
При размышлении о человеке на память приходят и строки В.А. Жуковского:
При мысли великой, что я человек,
Всегда возвышаюсь душою.
Какими бы абстрактными, естественнонаучными или практическими вопросами ни был занят человеческий ум, все эти размышления помимо своей внешней цели всегда сопровождаются подспудной мыслью об их связи с самим человеком — с его внутренней сущностью или его потребностями. В достижении свободы и блага человека заключен смысл социально-политического и научно-технического прогресса, к постижению тайн человека стремится искусство, им вдохновляется любое и каждое человеческое деяние. Если изъять из всего многообразия человеческой деятельности ее ориентированный на самого человека стержень, то исчезнет и цель всякой деятельности, и ее движущие стимулы.
Это тем более относится к наукам, специально посвященным человеку. Частные проявления человека изучают биология, медицина, психология, социология и др. Философия же всегда стремилась к постижению его целостности, прекрасно понимая, что простая сумма знаний частных наук о человеке не дает искомой сущности, и потому всегда пыталась выработать собственные средства познания человека и с их помощью выявить его место в мире. Философскую программу можно повторить вслед за Сократом: «Познай самого себя».
Но что же такое человек? На первый взгляд, этот вопрос кажется до смешного простым: кто же не знает (пусть интуитивно, хотя бы поверхностно, на житейском уровне), что такое человек?! Однако то, что нам ближе всего, то, с чем мы как будто бы знакомы лучше всего, оказывается на деле самым сложным объектом познания. Следует прямо сказать, что, хотя многое в человеке уже осмыслено (и конкретнонаучно, и философски), еще немало остается загадочного и невыясненного в самой сущности человека (имеется в виду сущность не первого, а более глубинного порядка). Это и понятно: человек — это вселенная во Вселенной! И в нем не меньше тайн, чем в мироздании. Более того, человек — это главная тайна мироздания. И если мы говорим о неисчерпаемости для познания материального мира, то тем более неисчерпаем человек — венец творчества природы. Загадочность этого феномена становится тем больше, чем больше мы пытаемся проникнуть в нее. Однако бездна этой проблемы не только не отпугивает от нее, а, напротив, все сильнее притягивает к себе, как магнит.
Человечество всегда стремилось к построению целостного философского образа человека. Что же входит в состав философского знания о человеке? Философский подход к человеку предполагает выявление его сущности, конкретно-исторической детерминации форм его активности, раскрытие различных исторически существовавших форм его бытия. Философия выявляет место человека в мире и его отношение к миру, анализирует вопрос о том, чем человек может стать, развертывая свои возможности, каково в нем соотношение биологического и социального, что такое человек как личность, какова структура личности, в чем суть социально-психологических типов личности и т. п.
Известно, что в различные исторические эпохи эта проблема «высвечивалась» неодинаково: менялись приоритеты и аспекты ее осмысления. Философская мысль в определенные периоды то растворяла человека в природе (Космосе) или в обществе, то относилась к нему как существу самодовлеющему, противопоставляя его природному и социальному миру. И тем не менее, полностью учитывая тот факт, что удельный вес «человеческой проблематики» в различных философских системах был неодинаков, именно с ней всегда связывались основные направления философской мысли на протяжении всей ее истории.
Специфика философского круга проблем, связанных с человеком, сложилась не сразу. История философии — это сложный и длительный процесс сменяющих друг друга методов и целевых установок. Философия познания человека требовала прежде всего становления особого метода познания, когда человек оказывается одновременно субъектом и объектом этого процесса.
В античной философии он рассматривался преимущественно как микрокосм, в своих человеческих проявлениях подчиненный высшему началу — судьбе.
В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в котором изначально неразрывно и противоречиво связаны два начала: душа и тело, а также человек и Бог. Например, Августин представлял душу как независимую от тела и именно ее отождествлял с человеком, а Фома Аквинский рассматривал человека как единство тела и души, как существо промежуточное между животными и ангелами. Плоть человеческая — арена низменных страстей и желаний. Отсюда постоянное стремление человека к постижению божественного света и истины, что освобождает его от дьявольских пут. Этим обстоятельством обусловлена специфика человеческого отношения к миру: здесь явно стремление не только познать собственную сущность, но и приобщиться к высшей сущности — Богу и тем самым обрести утешение в горести и спасение в день Страшного Суда. Этому воззрению чужда мысль о конечности человеческого бытия: вера в бессмертие души скрашивает зачастую суровое земное бытие.
Философия Нового времени видела в человеке (вслед за христианством) прежде всего его духовную сущность. Мы до сих пор черпаем из лучших творений этого периода алмазные россыпи тончайших наблюдений над внутренней жизнью человеческого духа, над смыслом и формой операций человеческого разума, над тайными, сокрытыми в личностной глубине пружинами человеческих помыслов и деяний. Естествознание смогло создать непревзойденные образцы натуралистических исследований природы человека. Но еще большей заслугой этого времени было признание автономии человеческого разума в деле познания собственной сущности.
Философия XIX — начала XX в. гипертрофировала духовное начало в человеке, сводя в одних случаях его сущность к рациональному началу, а в других — к иррациональному. Хотя понимание действительной сущности человека часто уже просматривалось в различных теориях, более или менее адекватно формулировалось теми или иными философами (например, Г. Гегелем), но целостного учения о человеке еще не было. Этот процесс походил на состояние вулкана, готового к извержению, но еще медлящего, ждущего последних, решающих толчков внутренней энергии. Со временем человек становится в центр философского знания, от которого идут нити, связывающие его через общество со всей необъятной Вселенной.
«Сложен всякий человек и глубок, как море, особенно современный, нервный человек» [248].
Проявления человеческой сущности крайне многообразны — это и разум, и воля, и характер, и эмоции, и труд, и общение. Но какой из них отличительный? Человек думает, радуется, страдает, любит и ненавидит, постоянно к чему-то стремится; достигает желаемого и, не удовлетворяясь им, устремляется к новым целям и идеалам.
Платон в своих диалогах говорит: человек — это «двуногое животное без перьев»[249]. Человек действительно, не имея перьев, имеет две ноги. Но в этом шуточном определении упущено из виду основное — сущность человека. Как заметил Б. Паскаль, человек не теряет своей человеческой сущности, теряя две ноги, а петух не приобретает человеческих свойств, когда он теряет перья. А по словам Ф.М. Достоевского, «…самое лучшее определение человека — это: существо на двух ногах и неблагодарное»[250]. Задумаемся над тем, какой признак самый отличительный для человека. Этим признаком является прежде всего труд. Труд — не просто отличительный, а сущностный признак человека.
В труде человек постоянно изменяет условия своего существования, преобразуя их в соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями, создает мир материальной и духовной культуры, которая творится человеком в той же мере, в какой сам человек формируется культурой.
Если можно было бы хоть на минуту представить себе, что не было и нет науки, литературы и всех видов искусства, а также философии, религии, то перед нами предстанет нечто как бы усохшее в своем опыте до скудости. И это усыхание человеческого опыта окажется столь катастрофическим, что вместе с ним испарится и общественно развитый человек. Останется лишь какое-то его уродливое подобие. Труд невозможен в единичном проявлении и с самого начала выступает как коллективный, социальный. Каждый, как пчела в улей, должен пополнять своим вкладом материальные и духовные богатства общества. И. Фихте считал, например, что понятие человека относится не к единичному человеку, ибо такового нельзя помыслить, а только к роду: невозможно анализировать свойства отдельного человека, взятого самого по себе, вне отношения с другими людьми, т. е. вне общества.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Философия — словарь терминов — человек
Человек
человек
– категория философской антропологии; обобщающее понятие для высшей формы живого на Земле, сущностью которой является коллективный и осознанный способ существования. Человек в отличие от других форм живого – существо активное, деятельностное, преобразующее бытие и самого себя целесообразно и целенаправленно, соответственно своим интересам и потребностям. Человек представляет собой единство биологических, психологических, социальных и духовно-культурных характеристик. Отсутствие хотя бы одной из них нарушает его качественную целостность и своеобразие. Сущность человека определяется исходя преимущественно из его социальных и духовно-культурных характеристик, а биологическое выступает его природным основанием. Только человеку свойственно стремление осмысливать свое предназначение, задаваться вопросом о смысле жизни, выделять себя из окружающей действительности и быть субъектом осмысленного преобразования мира. Как любое сложное образование человек неоднозначен в своем проявлении, часто противоречив. Противоречивость есть результат единства и взаимодействия разных составляющих человека – телесного (природного) и духовного (надприродного), индивидуального (единичного, неповторимого) и социального (группового, общественного). Тело, душа и дух, которыми характеризуется каждый человек, не всегда находятся в гармонии и не всегда подчинены единым устремлениям. Добиться полноты и длительности гармонии между ними – цель каждого разумного человека и основа его удовлетворенности, его счастья (см. индивид, личность, субъект).
См. в других словарях
1.
— универсальный символ жизни, посредник между небом и землей, выражение основных космических принципов. Согласно Библии (Книга Бытия), определение человека дается исходя из его отношения к Богу, по образу и подобию которого он был сотворен. Человек не может пониматься как самостоятельная часть природы в современном смысле и в этом ключе развивать свое самосознание, так как природа создана Богом помимо человека, для человека. Отношение человека к Богу осуществляется через грех; это значит, что его отношение к Богу прежде всего несет на себе негативный отпечаток. И только Бог в состоянии «целительно» воздействовать на это отношение, реализуя план спасения человека. Объектом спасительных деяний Бога в Ветхом Завете был преимущественно весь народ Израилев, но спасение было обещано как событие лишь будущего времени. В Новом Завете спасение возвращается через Иисуса Христа, однако завершится также в будущем Царстве Божьем, где «новый Израиль», в который созываются все народы мира, обретет спасение во всей своей полноте и целостности. Наряду с этим в земной жизни спасение приходит и к отдельному…
Символы, знаки, эмблемы
2.
— существо, наиболее известное самому себе в своей эмпирической фактичности и наиболее трудно уловимое в своей сущности. Способ бытия человека во Вселенной столь уникален, а его структура составлена из столь разнородных и противоречивых элементов, что это служит почти непреодолимой преградой на пути выработки какого-либо краткого, нетривиального и в то же время общепринятого определения таких понятий, как «человек», «природа человека» , «сущность человека» и т. п. Можно разграничить по меньшей мере четыре подхода к определению того, что такое человек: 1) человек в естественной систематике животных, 2) человек как сущее, выходящее за рамки живого мира и в известной мере противостоящее ему, 3) человек в смысле «человеческий род» и, наконец, 4) человек как индивид, личность. Как показывает многовековой опыт, возможны по крайней мере три способа ответа на вопрос о том, что такое человек, каковы его отличительные особенности, его differentia specifica. Условно эти способы можно обозначить как 1) дескриптивный, 2) атрибутивный и 3) сущностный. В первом случае исследователи концентрируют внимание на тщательном выделении и…
Новая философская энциклопедия
3.
высшая ступень развития живых организмов на Земле; наиболее общее понятие для обозначения отдельного представителя вида homo sapiens, представляющая собой биосоциальное существо, одновременно принадлежащее миру природы и общества. Сущность человека, по Марксу, есть совокупность всех общественных отношений. Но эта сущность имеет конкретно-исторический характер: содержание ее изменяется в зависимости от эпохи. Определяющим условием становления человека является труд, в процессе которого человек изменяет условия своего существования, создает мир культуры и в то же время творит самого себя. Это одна из важнейших категорий социальной философии, отправная точка подавляющего большинства исследований социальных проблем. В древневосточной мудрости человек выступал как предельно малая частица социально-космического целого, не имеющая самодостаточной личной ценности; в античном мире он представлялся каплей, в которой, тем не менее, это социально-космическое целое в концентрированной форме повторяется и с ним вполне соизмеримо, хотя человек уже виделся как существо самодеятельное. В средние века сущность человека…
Тематический философский словарь
4.
— высшая ступень живых организмов на Земле. Телесно человек принадлежит к млекопитающим, а именно к гоминидам (т. е. «человекоподобным существам»), ближайшим соседям человекообразных (понгидов): горилл, шимпанзе. …
Начала современного естествознания
5.
один из видов животного царства с высокоразвитым мозгом, сложной социальной организацией и трудовой деятельностью, формирующих сознание и делающих малозаметными биологические первоосновы организма. Человек — субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, творческой активностью и нравственным самосознанием. Одна из важнейших эволюционно-биологических характеристик человека прямохождение и хватательная кисть руки. Местом возникновения рода человека (Homo) была Африка. Отделение ветви человеческих предков от предков обезьян произошло от 6 до 10 млн. лет назад. Вероятные непосредственные предшественники рода — австралопитеки населяли 1,5 — 5,5 млн. лет назад лишь Африку. Они уже передвигались на двух ногах и использовали кости, камни и палки в качестве орудий труда, но их не изготавливали. Для группы видов хабилис — Человек умелый (Homo habilis), остатки которых…
Концепции современного естествознания
6.
— био-социо-культурно—экзистенциаль-ное существо. Все указанные измерения человека необходимы и достаточны, чтобы полностью задать сущность человека и выделить его из мира других элементов бытия. В биологическом плане человек представляет собой отдельный вид, возникший сравнительно поздно на траектории эволюции всего живого (по данным современной антропологии возникновение вида Homo sapiens на Земле датируется примерно 3 млн. лет назад, тогда как зарождение живого в космосе произошло около 3,2 — 3,5 млрд. лет назад). Для человека как биологического вида характерен свой специфический генетический код, расшифровка которого к настоящему времени практически полностью завершена. Как специфическое биологическое существо человек может существовать только в определенном интервале физико-химических условий. В ходе антропогенеза у человека сформировались такие существенные признаки, как прямая походка, развитый мозг, способность осуществлять целенаправленную деятельность, использовать язык в процессе коммуникации, вести коллективный образ жизни. В социальном плане человек оказался способным сознательно проектировать…
Философия науки
7.
живое существо, наделенное разумом. Вопрос о человеке (будь то метафизический вопрос о его природе или моральный вопрос о его назначении) стоит в центре современной философии. Именно это отличает ее от философских систем прошлого, для которых центральной проблемой было существование внешнего мира (Беркли, Юм, Кант) или существование и природа души (Декарт). Человек представляет собой конкретную тотальность одушевленного тела и разумной души. Возможно ли узнать, чем на самом деле является человек, и как мы можем это узнать: такова сегодня философская проблема. Формирование науки о человеке. После Гегеля, открывшего, что история может служить методом познания человеческой реальности, Конт впервые заговорил о «науке о человеке». В его задачу входило обоснование истинной науки, «позитивных» социологии и психологии, которые смогут очистить «человековедение» от субъективных интерпретаций, внушаемых нам нашими страстями и эмоциями. Но он не нашел ничего иного, кроме как перенести методы науки о природе в сферу «человеческой реальности». С этой точки зрения «позитивная философия» не предлагает…
Новый философский словарь
8.
– живое существо, отражающее в себе все уровни, элементы и связи Природы. Его основная черта – тройственность, противоречивость из-за включения в себя трёх начал Природы: природного материального, разумного, или сознательного, творческого, и Божественного, то есть критериального и духовного. Он одновременно является объектом и субъектом управления. Через него Природа осуществляет управляемую сознанием самого человека обратную связь. Поэтому человека можно назвать самоорганизующимся и самоосознающим идентификатором Вселенной: «Человек есть мера всех вещей» (Протагор). …
Краткий критериологический словарь
9.
живое существо, наделенное духом, душой и разумом. Вопрос о человеке (будь то метафизический вопрос о его природе или моральный вопрос о его назначении) стоит в центре современной философии. Именно это отличает ее от философских систем прошлого, для которых центральной проблемой было существование внешнего мира (Беркли, Юм, Кант) или существование и природа души (Декарт). Человек представляет собой конкретную целостность одушевленного тела и разумной души. Возможно ли узнать, чем на самом деле является человек, и как мы можем это узнать: такова сегодня философская проблема. Формирование науки о человеке. После Гегеля, открывшего, что история может служить методом познания человеческой реальности, Конт впервые заговорил о «науке о человеке». В его задачу входило обоснование истинной науки, «позитивных» социологии и психологии, которые смогут очистить «человековедение» от субъективных интерпретаций, внушаемых нам нашими страстями и эмоциями. Но он не нашел ничего иного, кроме как перенести методы науки о природе в сферу «человеческой реальности». С этой точки зрения «позитивная философия» не предлагает никакого…
Евразийская мудрость от А до Я
10.
общественное животное; достаточно сложная информационная система, являющаяся элементом биосферы и основой ее верхней, на настоящем этапе развития, ступени общества. …
Теоретические аспекты и основы экологической проблемы
11.
— центральная философская категория, от интерпретации содержания которой зависит познавательная, социальная, ценностная ориентация любой философской системы. Трудность, «неуловимость» определения данной категории связана с тем, что «человек» есть одновременно и личностно-ориентационная, и фи-лософско-теоретическая проблема. Проблему Ч. как личностно-ориентационную можно сформулировать следующим образом: «человек есть постоянная проблема для самого себя». Он не является набором неизменных качеств, «прозрачных», доступных самому их носителю. Ч. каждый раз «рискует» собой, осуществляя нравственный выбор, совершая определенный поступок. Философско-теоретическое содержание категории «человек» требует выяснения отношения Ч. к самому себе, к себе подобным, к обществу в целом, к природе, к Богу. Поскольку изучение Ч. неотделимо от изучения всего комплекса связей Ч. и мира, постольку проблема Ч. оказывается центральной философской проблемой, предельно сближается с предметом философии вообще. Центральное место данной проблемы в философии было осознано не …
Краткий словарь по обществознанию
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
§ 5. Человек
1.
Понятие человека
2.
Основные проблемы философской антропологии
3.
Представления о человеке в истории
философии
1.
Понятие человека
Раздел
философии, изучающий специфику
существования человека, называется
философской антропологией (от греч.
antropos — человек), или антропософией.
Современная
философская антропология тесно связана
с другими науками, изучающими проблемы
человека — антропологией, исследующей
естественноисторическое происхождение
человека и человеческих рас; социологией,
рассматривающей особенности существования
человека в обществе; педагогикой — наукой
о воспитании человека; физиологией,
изучающей жизнедеятельность человеческого
организма и др.
Отличие
философской антропологии от других
наук о человеке состоит в том, что она
исследует наиболее общие проблемы
человеческого бытия, отражающие специфику
существования человека как такового.
Среди них важнейшими являются вопросы
о происхождении человека, о смысле
существования человека как вида и смысле
жизни отдельной личности, о свободе и
необходимости в человеческих действиях
и др.
Одной
из основополагающих проблем философской
антропологии является определение
самого понятия «человек».
Человек
обладает многими гранями бытия. Как
биологическое существо он принадлежит
миру природы, его телесное существование
подчиняется ее законам. Однако в отличие
от остальных природных объектов человек
обладает сознанием — способностью
мыслить, творить. Духовное содержание
человеческой жизни не менее значимо,
чем физическое. Человек — это вид
осмысленного (одухотворенного)
существования материи. В этом заключается
сущность человека как объекта философского
осмысления.
С
самого своего рождения человек живет
в обществе себе подобных. Общественный
характер существования человека — еще
одна важнейшая грань человеческого
бытия.
«Все
люди, которых до сих пор открыли в самых
диких и ужасных странах, живут обществами,
как бобры, муравьи, пчелы и многие другие
виды животных… У каждого животного
есть свой инстинкт. Инстинкт человека,
укрепленный разумом, влечет его к
обществу, так же как к еде и питью.
Потребность в обществе не только не
развратила человека, но его портит,
наоборот, удаление от общества. Тот, кто
жил бы совершенно один, вскоре потерял
бы способность мыслить и изъясняться.
Он стал бы в тягость самому себе. Он
дошел бы до того, что превратился в
животное», — писал Вольтер.
Философское
понятие «человек» отличают от
понятия «личность», которое отражает
только социальное содержание человеческой
жизни. Личность — это совокупность
социальных черт и качеств человека. В
общественных науках используются также
понятие индивид (от лат. individuum — неделимый).
Его используют, когда хотят подчеркнуть
обособленные действия человека среди
других людей.
Философское
понятие «человек» включает в себя
все аспекты человеческого существования
— биологический, духовный, социальный.
Человек — это родовое понятие, однопорядковое
с понятиями «природа», «общество»,
в отдельных философских системах — с
понятиями «объективный разум»,
«Бог». Обладание материальным и
идеальным видами существования является
важнейшей спецификой бытия человека.
Наличие сознания отличает человека от
бездуховной природы, наличие тела
отличает человека от объектов сферы
«чистого духа».
индивид, индивидуальность, личность. Проблема личности в философии — Студопедия
Понятия «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность» однопорядковые, но не идентичные.
Человек — это субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового истор. и культурного процесса. По своей природе он представляет собой целостную биосоциальную систему, уникальное существо, способное понятийно мыслить, производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и нравственными качествами.
Индивид — единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек, безотносительно к его реальным антропологическим и соц. особенностям.
Личность — это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Хотя природную основу личности образуют ее биологические особенности, все же определяющими факторами ее развития являются качества социально значимые. Для личности х-ны осознание мотивов своего поведения, постоянная работа сознания и воли, направленная на самореализацию, раскрытие индивидуальных способностей.
Индивидуальность — это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Личность по своей сущности социальна, но по способу своего существования она индивидуальна. Индивидуальность раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой среди других.
Проблема личности в философии — это вопрос о том, какое место занимает человек в мире, чем он фактически является и чем он может стать, каковы границы его свободного выбора и соц. ответственности. Хотя отдельный человек не властен над результатами совокупной общественной деятельности, он всегда обладает свободой выбора и именно этот выбор конституирует его как личность.
В ходе истор. развития меняются не только преобладающие соц. типы личности, их ценностные ориентации, но и сами взаимоотношения личности и общества. В первобытном обществе отдельный человек не был самостоятельным пo отношению к общине. Лишь усложнение и дифференциация общественной деятельности создают предпосылки для автономии личности. Однако процесс этот глубоко противоречив.
Философское понимание человека
Можно
выделить основные воззрения на природу
человека в истории философской мысли:
1.
Философы античности, особенно
натурфилософы, рассматривали человека
как образ космоса, как «малый мир»,
микрокосм. Эта точка зрения, конечно,
на новой основе, воспроизводится и в
наши дни. Человек ведь действительно
часть космоса. Не случайно магнитные
бури доставляют нам столько хлопот. Мы
— люди Солнца, без Солнца нам плохо. Но
оно не должно быть слишком близко к нам.
Ученые предсказывают, что Солнце в своем
развитии достигнет стадии «красного
гиганта» и поглотит Землю. Что будет
с родом человеческим?
2.
Начиная с Сократа
философы античности считали человека
двойственным существом, состоящим из
тела
и души.
Платон
соотносил душу с идеей,
Аристотель
считал душу формой.
3.
В средневековой философии главное
размежевание проходит не столько между
телом и душой человека, сколько между
«плотским человеком» и «духовным
человеком». Природа человека понимается
как трехчастная:
тело — душа — дух. Духовность человека
состоит в его совести, со-вести с Богом,
реализуется в высоких чувствах Веры,
Надежды и Любви.
Развитая
в средневековой философии позиция
находит свое продолжение в православной,
католической и протестантской концепциях
человека, т.е. в рамках основных
вероисповеданий христианства. Как
известно, господствующая христианская
церковь раскололась в 1054 году на Восточную
(православную) и Западную (католическую).
В XVII веке из Западной церкви выделилась
протестантская. В нашу задачу не входит
описание тех многочисленных отличий,
которые характерны для различных
христианских антропологий. Отметим
лишь самое главное.
Философский
стиль православия восходит к Платону
и Плотину,
в нем много интуитивно-чувственного,
подчеркивания единства истины, красоты
и добра, без установления в этом
триединстве, равно как в триединстве
Бога-отца, Бога-сына и Бога-Святого Духа,
каких-либо приоритетов.
Философский
стиль католицизма восходит к Аристотелю,
Августину
и Фоме
Аквинскому.
По сравнению с православием здесь больше
рационального, человек понимается как
субъект воли.
Философский
стиль протестантизма основывается, по
преимуществу, на нововременной философии
с ее выделением личностного начала. С
позиций православия Бог существует,
ибо он существует, позиция протестантизма
другая: Бог существует потому, что без
него человеку плохо. «Во что веришь,
то и имеешь»,- говорил основатель
протестантизма М.
Лютер.
4.
В Новое время специфика человека
усматривается в разуме,
в мышлении, рациональности. Ясное
содержание души — это сознание. Такова
позиция Декарта.
Кант привносит в эту концепцию много
нового, но и он ставит в конечном счете
превыше других познавательные способности,
каковых у него три.- рассудок, способность
суждения, разум.
5.
В Новое же время наряду с только что
рассмотренной концепцией «хомо
сапиенс» (человек разумный) господствующие
высоты завоевывает концепция «хомо
фабер» (человек деятельный). Главное
в человеке — это реализация способности
к действию. Либо просто утверждается,
что суть каждого отдельного человека
состоит в его действиях, либо это
действие, как у Маркса,
понимается в общественном смысле.
Главное в обществе — труд (деятельность),
а отдельный человек есть «атом»
общества, в котором «пересекаются»
всеобщественные отношения.
6.
Последнее изобретение философии Нового
времени — это «сверхчеловек» Ницше.
Теперь разум понимается как болезнь,
заблуждение, омертвляющее человека. Во
главу угла ставится страсть, лидерство,
вино, курение, буйство фантазии и
импровизации, протест против послушания
и вообще всякой хилости.
7.
Философия ХХ века продолжает поиск
подлинности человека. Феноменолог
Гуссерль
провозглашает подлинной природой
человека опыт его сознания.- образование
эйдосов, понимание в соответствии с
ними мира предметов, жизни.
8.
Герменевтики
считают, что истинность человека
реализуется в его существовании в мире,
понимании мира, преодолении потаенности
вещи, слияния ее границ с границами
человека, каковыми выступают его
временность, забота, страх и реализуемая
в этой связи активность.
9.
Философы-аналитики
видят в человеке существо, активно
реализующее свои языковые способности.
В сфере языка человек решает что, почему
и как следует делать.
10.
Согласно постмодернистам,
человек — существо, бунтующее в поисках
возвышенного и избавления от удушающих
объятий однообразного, одномерного,
скучного, коллективного, тоталитарного.
Человек может понять существующие
общественные нормы лишь в том случае,
если он постоянно от них отодвигается,
иначе говоря, деконструирует их.
Мы
довели до сведения читателя десять
интерпретаций природы человека. Если
читатель недоволен краткостью приведенных
сведений, то ему просто-напросто
необходимо перечитать некоторые страницы
из первой части книги под антропологическим
углом зрения. Разумеется, полезно
обратиться к дополнительной литературе.
К уже рассмотренным интерпретациям
природы человека добавим еще одну,
которая привлекает внимание в течение
всего ХХ.века. Речь идет о философии
бессознательного,
развитой австрийским врачом-психиатром
и философом Зигмундом
Фрейдом.
О
бессознательном в человеке говорили и
писали многие философы, в том числе
знакомые нам Кант,
Гегель, Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше.
Но лишь Фрейд сумел придать представлениям
о бессознательном практическое значение,
они позволяли ему лечить людей, избавлять
их от психических недугов. Созданное
им учение называют психоанализом.
Главная
идея Фрейда
была довольно простой: человек — существо
эротическое. Глубинная сущность человека
— сексуальное влечение — либидо
(позднее Фрейд
будет много рассуждать о двух главных
инстинктах, инстинкте жизни — эросе и
инстинкте смерти — танатосе). Это
влечение приходит в конфликт с сознанием,
вынужденным реагировать на окружающую
социальную среду с ее многочисленными
запретами. Сексуальные влечения
вытесняются из сознания, они становятся
бессознательными, проявляясь в
сновидениях, в различного рода
нерациональных действиях, в неврозах.
Путь избавления от неврозов — это анализ
психики, сначала обнаруживают
бессознательное (это делает квалифицированный
врач-психиатр), а затем, если пациент
способен на это, то бессознательное
переводится в сознание. Оно перестает
существовать, исчезает источник
болезненных неврозов. Однако никто и
никогда не способен избавить человека
от бессознательного полностью, ибо в
своем фундаменте человек
есть существо не сознательное,
а бессознательное. Доминирует именно
последнее. Так считают фрейдисты. Далеко
не все согласны с ними.
В
философии не прекращаются попытки
создания целостной концепции человека.
Такое стремление похвально в том смысле,
что, конечно же, необходимо объединять
и обобщать все данные о человеке. Однако
не следует полагать, что для этого нужна
какая-то особая философия, принципиально
отличная от тех философских систем,
которые мы рассмотрели. Каждая из наших
философских систем содержит в себе
определенную философию человека. Вместе
с тем просто-напросто не существует
особой философии, которая была бы именно
философией человека.
У
читателя, наверно, возник вполне резонный
вопрос: как же объединить 11 интерпретаций
природы человека? Разве они образуют
целое? Да, образуют, ибо между ними
существуют определенные связи: стоит
выбросить одну из интерпретаций, общая
картина природы человека сразу потускнеет.
Автор
старается изо всех сил: поставляет
материал для осмысления, не скрывает
своих симпатий, но и не доводит их до
однозначных суждений, которые бы
ограничили свободу читателя. Вам
предстоит определить свое личное
отношение к проблеме человека, подвергнуть
представленный материал собственной
интерпретации. Другого пути нет.
Таким
образом, можно подвести некие итоги:
Человек
и уникален, и универсален. Человек —
венец природы, которому нет равных, он
обладает уникальными способностями.
Но он и универсален, ничто ему не чуждо
— ни космос, ни биологические, порой
грубые инстинкты, ни утонченная,
возвышенная деятельность.Человек
— это соотношение внутреннего и
внешнего. Духовный мир человека — это
его внутренняя жизнь, но она символизируется
в различных формах деятельности, в
игре, труде, художественном творчестве.
В итоге человек оказывается существом
общественным.Человек
един, но не однороден, не одномерен.
Человек биологический, действующий,
разумный, чувственный, рациональный,
этический — все это объединено каждой
конкретной личностью.Человек
сам творит свой духовный мир, мир
ценностей науки, искусства, морали.Человек
— существо историческое, и в качестве
такового он стремится органично
внедриться в будущее, где его ожидают
опасности, риск оказаться в кризисном,
может быть, даже безвыходном положении.Человеку
не избежать бремени ответственности
перед собой лично и другими людьми. А
раз так, то ему нужна хорошо развитая
философская база.Множество
людей озабочено судьбой и природой
человека, они рассуждают, размышляют,
создают программы, но часто даже не
подозревают, что проходят мимо
накопленного в философии богатства.
Без философии воззрения о человеке
оказываются довольно бедными,
малодейственными. Такова реальность.
Определения философии.
В
настоящее время в философской литературе
имеется ряд определений философии. Вот
некоторые из них:
Философия
– учение о всеобщих принципах бытия и
познания.Философия
– это наука о всеобщих законах движения
и развития природы, общества, познания.Философия
– это наука о всеобщем (Гегель).Философия
– это учение об отношении человека к
миру.Философия
– это знание о мире, пропущенное через
душу человека.Философия
– это критическое отношение к миру,
учение об отношении человека к миру, о
его познавательных способностях и
возможности творить добро и зло.
Предметом
философии является всеобщее, то есть
то, что присуще всем областям (частям)
действительности, что отражает
их сущность и
является наиболее устойчивым. Первые
философские школы Древней Греции искали
то единое, неизменное, из чего, по их
мнению, состоит всё многообразие мира.
Они назвали это первопричинами,
первоначалами (архэ)
всего сущего. Так, Фалес, первый из семи
мудрецов, провозгласил первоначалом
воду (влажное), его последователь
Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь,
Демокрит -_атом (нечто неделимое,
абстрактное, умопостигаемое, чувственно
не воспринимаемое начало, подобное
бытию Парменида). Это были первые
материалистические представления о
первоначалах.
У
Платона и его последователей, названных
впоследствии идеалистами, первоначалом
(всеобщей основой) являлись нематериальные
сущности. Платон назвал их
идеями, эйдосами, парадигмами,
Аристотель – формами и т.д. Под всеобщим
можно подразумевать не только первоначала
и первопричины, но и всеобщие формы
мышления: понятия, принципы, законы. У
Гераклита таким всеобщим законом,
который «правил всем при помощи всего»
был Логос.
Философские понятия.
Всеобщие
свойства мира выражаются через категории,
принципы и законы.
Всеобщие
понятия носят название категорий, к
которым относятся:
бытие, материя, сознание, движение,пространство,
время отношение, причина и
следствие, необходимость и случайность,
часть и целое, сущность иявление,
общее, особенное, единичное, свобода и
др.
БЫТИЕ
– это всё существующее, как материальное,
так и духовное.
МАТЕРИЯ –
объективная реальность, существующая
независимо от человека.
СОЗНАНИЕ –
способность человека создавать образы
мира, его свойств, его сущности и явлений,
высшая способность к адаптации в мире
и к его преобразованию.
ДВИЖЕНИЕ –
способ существования материи; изменение
вообще, начиная от простого механического
перемещения и кончая мыслительными
процессами.
ПРОСТРАНСТВО –
форма существования вещей в их
координационной связи и субординации,
характеризуется трёхмерностью и
изотропностью (равноправностью всех
направлений).
ВРЕМЯ
– форма последовательной смены
существования вещей и их состояний,
характеризуется длительностью,
однонаправленностью и необратимостью
существования вещей.
ОТНОШЕНИЕ
– опосредованная связь между вещами,
явлениями и свойствами объектов.
ПРИЧИНА –
это явление (событие),
порождающее другое явление (событие).
СЛЕДСТВИЕ
– явление,
порождённое причиной.
НЕОБХОДИМОСТЬ
— это такое отношение между явлениями,
которое определяет их существование;
сужение этого отношения ведёт к сужению
возможностей существования этих явлений.
СЛУЧАЙНОСТЬ –
форма проявления и дополнения
необходимости.
ЦЕЛОЕ
– это когерентность, согласованность
(синергийность) поведения элементов
системы; единство связей и отношений
между элементами, образующее
интегративное качество,
присущее целому и отсутствующее у
отдельных частей.
ЧАСТЬ
– элемент целого, который, однако,
представляет собой самостоятельное
целое, но в данном отношении подчиняется
целому.
ЯВЛЕНИЕ –
сущее как таковое или внешнее проявление,
обнаружение сущности.
СУЩНОСТЬ –
это основание явления, а также вся
совокупность возможностей проявления
и дальнейшего развития этого основания.
Основанием можно назвать систему
законов, управляющих данным
явлением.Явление существенно, сущность является
(Гегель).
ОБЩЕЕ
– свойство, присущее всему классу
рассматриваемых явлений.
ОСОБЕННОЕ
– свойство, присущее некоторым явлениям
рассматриваемого класса.
ЕДИНИЧНОЕ
– свойство, присущее одному конкретному
явлению.
СВОБОДА –
осознанный непринуждённый выбор субъекта
на основе познанной закономерности
(необходимости).
Итак,
философия имеет свой ОБЪЕКТ и ПРЕДМЕТ
ПОЗНАНИЯ. ОБЪЕКТ философии – общие и
всеобщие свойства, законы, отношения в
мире, включая человека и его сознание.
ПРЕДМЕТ
– это выделенная часть объекта. Но
поскольку предмет
философии –
тоже всеобщее, то объект и предмет
познания в ней совпадают!
Предмет
и объект философии соотносятся по
степени общности – они в конечном счёте
тождественны, чего мы не находим ни на
одном другом уровне познания.
Из
сказанного вытекает, что формирование
объекта и предмета философии одновременно
создаёт и особую специфику философии,
особую структуру её знаний и особую
роль в обществе.
В
Риме, в Ватиканском дворце, находится
зал, на одной из стен которого размещается
знаменитая фреска Рафаэля «Философия»
(1508-1511), получившая в 17 веке название
«Афинская школа».
Её
содержанием является эмоциональное
отношение художника к принципу единства
фундаментальных закономерностей
мироздания и фундаментальных ценностей
человеческой жизни, или, другими словами,
к принципу единства философской
теории и житейской практики. Это
тот самый принцип, который так волновал
много лет спустя Иммануила Канта. В
тщетных поисках этого принципа он
сформулировал в «Критике практического
разума» (1788) свою мысль, ставшую его
эпитафией: «Две вещи наполняют мой дух
новым и всё большим благоговением –
звёздное небо надо мной и нравственный
закон во мне».
Любая
развитая философская система покоится
на трёх китах: РЕАЛЬНОСТЬ (будь то атомы
Демокрита, идеи и вещи Платона, бытие
с его атрибутами и вечным двигателем
Аристотеля, божественная сущность и
сотворённый ею материальный мир Августина
и Фомы Аквинского, субстанция Спинозы,
монады Лейбница, абсолютный дух Гегеля,
универсальная воля Шопенгауэра, брахман индийских
философов, дао китайских
мудрецов и т.д.),ИСТИНА,
и ЦЕННОСТЬ.
Эти понятия в истории философии могут,
разумеется, подвергаться различным
модификациям, развиваться и обобщаться,
но они не могут «устареть». Это связано
с тем, что они учитывают три минимальных
требования общечеловеческого здравого
смысла – принцип объективности мира,
принцип его познаваемости и принцип
осмысленности человеческого существования.
В
связи с этим обретает особый интерес
вопрос об истинности философского
знания и о критериях такой истинности.
Критерий истинности философского знания
лежит за пределами этого знания по той
причине, что философское знание есть
своеобразная надстройка над теми видами
знания, которые связаны непосредственно
с практической деятельностью. Таковым,
в конечном счёте, является научное
знание, как естественное, так и социальное,
охватывающее все сферы культуры.
Преимущество имеет та философская
система, критерий истинности которой
совпадает с критерием истинности в
науке. Так, многие философские принципы
получили научное подтверждение.
Рассмотрим некоторые из них.
Концепция человека в философии
Описание
О книге:
Индийский институт перспективных исследований в Шимле был, возможно, первой исследовательской организацией в Индии, которая несколько лет назад организовала семинар по MAN. Семинар представлял собой разностороннее интеллектуальное упражнение, направленное на понимание человеческой реальности. Хотя участниками были в основном философы из индийских университетов, доклады и дискуссии на семинаре охватывали различные аспекты человеческой жизни — антропологические, психологические, этические, онтологические, религиозные и т. Д.Целью сессий было очертить различные аспекты человеческого феномена, раскрыть смысл человеческого существования, прийти к основанию встреч человека и мира и человека с человеком. Ораторы высказывают индийские и западные, научные и метафизические, аналитические и целостные, внутренние и внешние точки зрения.
Настоящий том содержит большинство конституций, прочитанных и обсужденных на семинаре. Они написаны Д. Чаттопадхьяя, Рамчандра Ганди, Рамакант Синари, Н.С.С. Раман, Суреш Чандра, Р.К. Гупта, Ю. Чопра, С.С.Барлингей, А.К. Синха, С. Махаджан, Суджата Мири, Сисир Кумар Гхош, Амар Кумар Сингх, Пратап Чандра, Л.П. Сингх и В. Тивари.
Каждая статья в этом томе отражает неповторимую парадигму, уникальный взгляд на MAN. Чтение всех статей оставит у человека неизбежное впечатление, что смысл бытия человеком можно понять с нескольких точек зрения, что существуют, казалось бы, различные, хотя и фундаментально дополняющие друг друга, представления о человечности, то, что конкретный писатель считает доминирующим. особенность человеческой жизни, вероятно, проистекает из его собственного опыта пребывания в мире.
Об авторе:
DR. РАМАКАНТ СИНАРИ в настоящее время является профессором и заведующим кафедрой философии Университета Гоа. До прихода в Университет Гоа он был профессором и заведующим кафедрой гуманитарных и социальных наук Индийского технологического института, Бомбей. Он преподавал и читал лекции в нескольких университетах Индии и за рубежом, опубликовал книги и научные статьи в национальных и международных журналах.
Предисловие
Представление человека о себе — предмет, над которым философы размышляли на протяжении всей истории.Растущая сложность человеческой жизни и растущее понимание того, как человеческие действия и мысли находят выражение, не уменьшили, а добавили интереса к этому предмету, имеющему вечную важность. Концепция человека в философии содержит изложение этого важного предмета с разных сторон рядом выдающихся ученых в области литературы и психологии, а также философии.
Способ проведения обсуждения делает его интересным для широкого круга читателей.
Предисловие
Статьи, содержащиеся в этом сборнике, были прочитаны и обсуждены на семинаре «Концепция человека в философии», организованном Индийским институтом перспективных исследований в Шимле несколько лет назад. Вклады охватывают широкий спектр подходов и методов понимания человеческой реальности. Хотя большинство статей написано учеными-философами, в этом сборнике есть несколько статей ученых из других дисциплин. На самом деле, сборник представляет собой коктейль из некоторых влиятельных стилей изучения философии в современной Индии.
Я благодарен профессору Маргаред Чаттерджи, бывшему директору IIAS, за решение опубликовать эти статьи. Это было своевременное решение. Г-н Н.К. Майни из IIAS проделал отличную работу по вычитке материала и продемонстрировал замечательную скорость при печати тома.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие | v | |
Предисловие | vii | |
1. | Человек: очерк в философской антрологии Д.П. ЧАТТОПАДХАЯ | 1 |
2. | Каково быть человеком? РАМЧАНДРА ГАНДИ | 12 |
3. | Онтологическая структура человека RAMAKANT SINARI | 19 |
4. | Некоторые методологические наблюдения относительно исследования Человека и человеческих действий N.S.S. RAMAN | 29 |
5. | Скептицизм, идентичность и прерванное существование (Рассмотрение некоторой модели Вселенной) СЮРЕШ ЧАНДРА | 36 |
6. | К этическому знанию: некоторые исследовательские размышления Р.K. GUPTA | 69 |
7. | Средства и цели Ю. Н. ЧОПРА | 78 |
8. | Концепция свободы С. С. БАРЛИНГЕЙ | 93 |
9. | Представление Telic о человеческой личности А.К. SINHA | 100 |
10. | Свобода: взгляд на Индию С. Н. МАХАДЖАН | 112 |
11. | Исключительный человек и Ницше СУДЖАТА МИРИ | 124 |
12. | Образ человека сегодня: литературные свидетельства SISIR KUMAR GHOSE | 129 |
13. | Концепции человека в психологии: дикарь, Робот и благородный дикарь АМАР КУМАР СИНГХ | 138 |
14. | Буддийская концепция человека ПРАТАП ЧАНДРА | 146 |
15. | Некоторые современные критические исследования и индийские архетипические свидетельства Л.П. СИНГХ | 155 |
16. | Гурбани и человек В. Н. ТЕВАРИ | 162 |
Авторы | 165 |
Примеры страниц
.
Что такое человек согласно философии?
Философия: что такое человек?
В переводе с латинского «Humanitas» понятие «человек» означает человеческую природу, общую культуру разума. Это также «люди» в целом, человеческая раса, взятая как единое целое. Большинство философов определяют как любого человека, наделенного разумом. Что за человек — это главный метафизический вопрос.
Определения человека философами:
— Симона де Бовуар
«Человечество — это прерывистый ряд свободных людей, постоянно изолирующих свою субъективность.”
— Гуссерль (феноменология)
«Каждая фигура духовна по своей природе в пространстве мировой истории […]. Это испытание показывает человечество как единую жизнь, целующую людей и народы и связанную только духовными чертами: оно охватывает множество типов человечества и культуры, но незаметными переходами, сливается друг с другом. ”
— Ницше (см. Краткое изложение философии Ницше)
«Человечество! Он никогда не был между всеми старыми, старыми еще более ужасными (разве что правда — проблема с использованием философов? »
«Человек — это веревка, натянутая между животным и Суперменом, веревка над пропастью»
— Мерло-Понти
«Человек — идея историческая, а не естественная»
— Сартр (Экзистенциализм — это гуманизм)
«Человек есть не что иное, как его план, он существует лишь постольку, поскольку он осуществляется, поэтому это не что иное, как целое»
— Хайдеггер (Бытие и время)
«Человек — существо далекое»
— Паскаль
«Человек — тростник, самый слабый в природе, но это тростник мыслящий.Необязательно, чтобы вся вселенная была вооружена, чтобы сокрушить: достаточно пара, капли воды, чтобы убить его. Но когда вселенная сокрушит его, человек все равно будет благороднее того, что его убивает, потому что он знает, что он умирает, и то преимущество, которое вселенная имеет над ним. Вселенная ничего не знает »
.
5 Маркетинговые концепции — Философия управления маркетингом
Маркетинговая концепция — это стратегия, которую компании внедряют для удовлетворения потребностей клиентов, увеличения продаж, максимизации прибыли и победы над конкурентами. Организации принимают и реализуют 5 маркетинговых концепций. Эти; (1) концепция производства, (2) концепция продукта, (3) концепция продажи, (4) концепция маркетинга и (5) концепция социального маркетинга.
Маркетинг — это управленческий отдел, который пытается разработать стратегии, которые позволят построить выгодные отношения с целевыми потребителями.
Маркетологи должны ответить на 2 важных вопроса.
- какая философия является лучшей для компании при разработке маркетинговых стратегий?
- Что будет иметь значение для интересов организации, клиентов и общества?
Чтобы ответить на эти вопросы; Существует пять альтернативных концепций, в соответствии с которыми организации разрабатывают и реализуют свои маркетинговые стратегии.
Эти 5 альтернативных маркетинговых концепций также называются философией управления маркетингом.
Философии управления маркетингом или 5 концепций маркетинга;
- Концепция производства,
- Концепция продукта,
- Концепция продаж,
- Концепция маркетинга,
- Концепция социального маркетинга.
Эти концепции описаны ниже;
Производственная концепция
Идея производственной концепции — «Потребители будут отдавать предпочтение доступным и очень доступным товарам». Эта концепция является одним из старейших направлений маркетингового менеджмента, которым руководствуются продавцы.
Компании, принимающие такую ориентацию, подвергаются серьезному риску слишком узко сосредоточиться на своей деятельности и упустить из виду настоящую цель.
В большинстве случаев; концепция производства может привести к рыночной близорукости.Руководство сосредоточено на повышении эффективности производства и распределения.
Хотя;
в некоторых ситуациях; концепция производства по-прежнему остается полезной философией.
Пример производственной концепции: —
Вы видите на Amazon или в розничных магазинах; рынок наводнен дешевыми товарами из Китая. Все, начиная с дешевых пластиковых изделий из Китая, теперь в вашей корзине.
Лучшим примером производственной концепции является китайский бренд смартфонов Vivo.Их телефоны доступны почти во всех уголках азиатского рынка. Вы можете зайти в любой магазин телефонов в Азии и уйти с новейшим и лучшим смартфоном от Vivo.
Концепция продукта
Концепция продукта гласит, что потребители будут отдавать предпочтение продуктам, предлагающим максимальное качество, производительность и инновационные характеристики.
Здесь; Согласно этой концепции,
Маркетинговые стратегии ориентированы на постоянное улучшение продукта.
Качество продукции и улучшение — важные части маркетинговой стратегии, а иногда и единственная.Ориентация только на продукцию компании может привести к рыночной близорукости.
Например;
Предположим, компания производит дискеты самого высокого качества. Но клиенту нужна дискета?
Ей или ему нужно что-то, что можно использовать для хранения данных. Это может быть достигнуто с помощью USB-накопителя, карт памяти SD, переносных жестких дисков и т. Д.
Так что компания не должна искать лучшие гибкие диски. Они должны сосредоточиться на удовлетворении потребностей клиента в хранении данных.
Пример концепции продукта: —
Когда вы думаете о высококачественной продукции; Apple будет одной из лучших. Их продукция настолько хороша, что задает отраслевые тенденции и стандарты.
Logitech производит высококачественные компьютерные продукты, такие как клавиатуры, мыши и веб-камеры. Эти высококачественные продукты стоят дороже, но люди все равно покупают и получают почти бесплатную рекламу из независимых обзоров.
Концепция продаж
Концепция продаж основана на идее: «потребители не будут покупать достаточное количество продукции фирмы, если она не предпримет широкомасштабные усилия по продаже и продвижению».
Здесь руководство сосредотачивается на создании сделок купли-продажи, а не на построении долгосрочных и прибыльных отношений с клиентами.
Другими словами;
Цель состоит в том, чтобы продавать то, что делает компания, а не делать то, что хочет рынок. Такая агрессивная программа продаж сопряжена с очень высокими рисками.
В концепции продажи маркетолог предполагает, что клиентов уговорили купить товар, он понравится, а если он им не понравится, они, возможно, забудут о своем разочаровании и купят его позже.Обычно это очень неудачное и дорогостоящее предположение.
Обычно концепция продажи практикуется с непостоянными товарами. Непрошенные товары — это товары, о которых покупатели обычно не думают, например страховка или сдача крови.
Эти отрасли должны уметь отслеживать потенциальных клиентов и продавать их на основе преимуществ продукта.
Пример концепции продажи: —
Каждый видел рекламу в Интернете или на телевидении, от которой почти невозможно скрыться? Концепция продаж уже в игре.
Практически все компании в конечном итоге подпадают под эту концепцию. Рекламу «Mountain Dew» сложно не заметить. Если такие люди, как Mountain Dew или нет, то есть спорно, но вы можете увидеть, что PepsiCo толкает его трудно с помощью рекламы.
Практически все безалкогольные и газированные напитки следуют концепции продажи. Эти напитки не имеют никакой пользы для здоровья (на самом деле больше вредят вашему здоровью), вы легко можете заменить их водой (самым доступным веществом на земле).
И компании, производящие безалкогольные напитки, знают это, и они размещают рекламу 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, тратя миллионы,
Маркетинговая концепция
Маркетинговая концепция гласит: «достижение целей организации зависит от знания потребностей и желаний целевых рынков и предоставления желаемое удовлетворение лучше, чем у конкурентов ».
Здесь в управлении маркетингом используется подход «клиент прежде всего».
Согласно маркетинговой концепции, ориентация на клиента и ценность — это пути достижения продаж и прибыли.
Маркетинговая концепция — это философия «чувствовать и реагировать», ориентированная на клиента. Задача состоит не в том, чтобы найти нужных клиентов для вашего продукта, а в том, чтобы найти подходящие продукты для ваших клиентов.
Маркетинговая концепция и концепция продаж — две крайние концепции, которые отличаются друг от друга.
Пример маркетинговой концепции: —
Рестораны и стартапы действительно следуют маркетинговой концепции. Они пытаются понять потребителя и предоставить лучший продукт или услугу, которые лучше подходят для конкурентов.
Клюшка для бритья Dollar — лучший тому пример. Они изменили рынок мужской груминга. Они поняли, что люди недовольны своими предыдущими продуктами для ухода и их ценами.
Где купить косметические средства других компаний всего за один месяц будут стоить сотни.Dollar Shave Club взимает пару долларов в месяц за более качественные продукты и удобство доставки на дом.
Различие между концепцией продаж и концепцией маркетинга
№ | Концепция продаж | Концепция маркетинга |
1 | Продажа и продвижение предпринимаются в широком масштабе | осуществляет такие виды деятельности, как; market research, |
2 | Концепция продаж подходит для непрошенных товаров — тех, о которых покупатели обычно не думают покупать, таких как страхование или сдача крови. | Маркетинговая концепция подходит практически для любого типа продукта и рынка. |
3 | Сосредоточение внимания на концепции продаж начинается на уровне производства. | Фокус на маркетинговой концепции начинается с понимания рынка. |
4 | Любая компания, придерживающаяся концепции продаж, принимает на себя высокий риск | Компании, которые следуют концепции маркетинга, должны нести меньший риск и неопределенность. |
5 | Концепция продаж предполагает: «Покупателям, которых уговорили купить товар, он понравится.Или, если он им не понравится, они, возможно, забудут о своем разочаровании и купят его позже ». | Вместо того чтобы делать предположения, маркетинговая концепция определяет, что на самом деле требуется потребителю, и действует в соответствии с ним. |
6 | Концепция продаж делает неверные предположения. | Маркетинговая концепция основана на фактах, собранных с помощью подхода «прежде всего рынок и покупатель». |
Концепция социального маркетинга
Концепция социального маркетинга ставит под вопрос, учитывает ли чистая концепция маркетинга возможные конфликты между краткосрочными потребностями потребителей и их благосостоянием в долгосрочной перспективе.
Концепция общественного маркетинга гласит: «Маркетинговая стратегия должна приносить пользу потребителям таким образом, чтобы поддерживать или улучшать благосостояние потребителей и общества».
Он призывает к устойчивому маркетингу, социально и экологически ответственному маркетингу, который удовлетворяет текущие потребности потребителей и предприятий, сохраняя при этом или повышая способность будущих поколений удовлетворять свои потребности.
Концепция общественного маркетинга ставит благосостояние людей выше прибыли и удовлетворения потребностей.
Нажата кнопка паники по поводу глобального потепления, и требуется разоблачение того, как мы используем наши ресурсы. Таким образом, компании постепенно полностью или частично пытаются реализовать концепцию социального маркетинга.
Пример концепции социального маркетинга: —
В то время как крупные компании иногда запускают программы или продукты, которые приносят пользу обществу; трудно найти компанию, которая полностью привержена социальным принципам.
Мы видим, что Adidas преуспевает, поскольку они продолжают поддерживать Колина Каперника, несмотря на давление со стороны различных сторон.Tesla обещает большой толчок к зеленой энергии с помощью электромобилей и солнечных панелей / черепицы.
Заключение: компании следуют сочетанию маркетинговых концепций в реальном мире
Компании не строго придерживаются единой маркетинговой концепции. Обычно они используют сочетание маркетинговых концепций или меняют его в зависимости от рыночной ситуации, конкуренции и показателей продаж.
Давайте рассмотрим 5 основных маркетинговых концепций с помощью этой инфографики.
.
Концепция бытия в западной философии и лингвистике
КОНЦЕПЦИЯ БЫТЬ В ЛИНГВИСТИКЕ
«Любое лингвистическое изучение греческого глагола be по существу обусловлено и, возможно, в конечном итоге мотивировано философской карьерой этого
слово. Мы знаем, какой это была выдающаяся карьера. Вместе с Бенвенистом будет справедливо сказать, что систематическое развитие концепции Бытия в греческом
философия от Парменида до Аристотеля, а затем, более механически, от стоиков до Плотина, опирается на существовавшее ранее расположение
язык, чтобы сделать очень общее и разнообразное использование глагола einai .Кроме того, поскольку понятия, выраженные в on, einai и
ousia на греческом языке лежат в основе доктрин Бытия, субстанции, сущности и существования на латыни, арабском языке и в современной философии от Декарта до
Хайдеггеру и, возможно, Куайну, мы можем сказать, что использование греческого глагола быть изученным здесь составляет историческую основу онтологической традиции
Запад, как предполагает сам термин «онтология».
В то же время общепризнано, что такой широкий диапазон использования единственного глагола eimi в греческом языке отражает состояние
дела, которые «свойственны индоевропейским языкам и никоим образом не являются универсальной ситуацией или необходимым условием.»(1) Настоящая серия монографий по
«глагол« быть »и его синонимы» показывает, насколько сильно языки Земли могут отличаться друг от друга в своем выражении для существования, для предикации
с существительными или прилагательными, для сказуемого места и т. д. Сама тема бытия едва ли может быть определена, кроме как отсылкой к индоевропейской
глаголы, представляющие корень * es-. Естественно возникает вопрос, может ли историческая особенность такого рода иметь какое-либо фундаментальное значение для общей
лингвистики и, что еще более важно, может ли концепция, отражающая индоевропейское использование * es-, иметь какое-либо общее значение в философии.»(стр. 1)
Банкноты
(1) Эмиль Бенвенист, «Catégories de pensée et catégories de langue» (1958), in: Problèmes de linguistique générale , (Париж, 1966)
п. 73.
От: Charles H. Kahn, Глагол «быть» в древнегреческом , Dordrecht: Reidel 1973, перепечатано Indianapolis: Hackett, 2003 с новым
Введение).
КОНЦЕПЦИЯ БЫТЬ В ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ (ДО ХЕЙДЕГГЕРА)
«Великое интеллектуальное приключение, которым является греческая философия, можно рассматривать, с несколько упрощенной точки зрения, как структурированную вокруг трех основных
вопросы, исторически возникающие в следующем порядке: Из чего сделан мир? или что там есть ?; Что нам делать?; Как мы можем знать? Эти могут
быть сразу за тем, что было позже выделено (возможно, сначала формально, I ,.Ученик Платона Ксенократ как три основных подразделения греческого языка
философия, физика, этика и логика.
Здесь меня интересует только первый и самый основной вопрос, поскольку он составляет исследование бытия. Перед началом
исторический обзор, было бы хорошо попытаться дать определение концепции, которая нас интересует. Таким образом, в контексте греческой мысли «бытие» (часто
характеризуется дополнительной квалификацией «реальный» или «истинный») означает звуковую единую, постоянную, неизменную фундаментальную реальность, к которой обычно
противостоял непостоянному потоку и разнообразию видимых вещей.Эта реальность изначально рассматривается просто как своего рода субстрат, из которого множество
видимости могут развиваться, но постепенно к ней прибавляются другие черты, такие как абсолютное единство (или, наоборот, бесконечная множественность), вечность
(в конечном счете вневременность), бестелесность для, наоборот, базисная телесность) и рациональность (или, наоборот, слепая необходимость). короче говоря, «быть»
( о, или
.