Порог ощущений это в психологии: Ощущения, их виды. Понятия чувствительности, абсолютного и относительного порогов ощущений

Содержание

ПОРОГИ ОЩУЩЕНИЙ — ПСИХОЛОГИЯ.  КУРС ЛЕКЦИЙ

Для того чтобы в результате действия раздражителя на органы чувств возникло ощущение, необходимо, чтобы вызывающий его стимул достиг определенной величины или порога чувствительности. Выделяют два типа порогов чувствительности: абсолютный
и дифференциальный (или порог чувствительности к различению).

Наименьшая сила раздражителя, при которой возникает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом ощущения.

Нижнему порогу ощущений противостоит верхний порог. Наибольшая сила раздражителя, при которой еще возникает ощущение данного вида, называется верхним абсолютным порогом ощущения. Верхний порог ограничивает чувствительность с большей стороны, причем до определенного предела, выше которого возникает болевое ощущение или не происходит изменений в интенсивности ощущений.

С учетом изложенного отметим, что, чем больше величина стимула, тем выше вероятность его обнаружения. По мнению психологов (А.А.Крылов с соавт. и др.), в околопороговой области эта вероятность подчиняется нормальному закону распределения. На рис.12 приведен график зависимости вероятности обнаружения от величины стимула в околопороговой области.

       Рис. 12. Зависимость вероятности обнаружения

                     от величины стимула  в околопороговой

области.

По оси абсцисс отложены значения используемых стимулов, а по оси ординат – соответствующие вероятности

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Чтобы оценить величину абсолютного порога, необходимо задать требуемую вероятность положительных ответов испытуемых. Чаще всего используют 50- и 75 %-ные пороги, т.е. значения стимулов, при которых испытуемые его обнаруживают в 50 % или 75 % случаев соответственно.

Пороги ощущений индивидуальны для  каждого человека и изменяются на протяжении его жизни.

      Ощущения, кроме величины абсолютного порога, также характеризуются порогом к различению, который называется дифференциальным порогом.

Дифференциальный порог – наименьшая величина различий между раздражителями, когда разница между ними еще улавливается.

Например, если положить на руку груз весом 100 граммов, а затем прибавить к этому весу еще один грамм, то этой прибавки человек ощутить не сможет. Для того чтобы ощутить прибавку к весу, необходимо добавить три-пять граммов. Немецкий психофизик Э. Г. Вебер, изучая ощущение тяжести, пришел к выводу, что, сравнивая объекты и наблюдая различия между ними,  мы воспринимаем не различия между объектами, а отношения различия к величине сравниваемых объектов. Так, если к грузу в 100 граммов необходимо прибавить три грамма, чтобы почувствовать разницу, то к грузу в 200 граммов, для того чтобы почувствовать разницу, необходимо добавить шесть граммов.

Дифференциальный порог ощущений для разных органов чувств различен, но для одного и того же анализатора он представляет собой постоянную величину. Например, относительный порог различения яркости света равен 1/100, громкости звука – 1/10, вкусовых воздействий – 1/5.

Указанные закономерности являются психофизиологическими зависимостями. Они были открыты в первой половине XIX в. французским физиком П. Бугером, затем подтверждены и уточнены немецким психофизиком Э. Г. Вебером и получили название закона Бугера Вебера.

Закон Бугера – Вебера гласит: дифференциальный порог ощущения для разных органов чувств различен, но для одного и того же анализатора представляет собой постоянную величину.

Сама же постоянная величина получила название константы Вебера.

Значение  константы  Вебера  для  различных  органов  чувств приведены в таблице 2.

Нижние и верхние абсолютные пороги ощущений (абсолютная чувствительность)  и дифференциальные пороги различения (относительная чувствительность) характеризуют пределы человеческой чувствительности.

Таблица 2

Значение  константы  Вебера  для  различных  органов  чувств







Ощущения

Значение константы

Изменение высоты звука

0,003

Изменение яркости света

0,017

Изменение давления на поверхности кожи

0,140

Изменение веса предмета

0,020

Изменение громкости звука

0,100

Наряду с этим различаются оперативные пороги ощущений – величина сигнала, при которой точность и скорость его различения достигает максимума. Эта величина на порядок больше, чем величина порога различения, и применяется в различных практических расчетах.

Основной психофизический закон

Опираясь на положение о равенстве минимальных различий между ощущениями и соотношением Вебера, немецкий ученый Г. Т. Фехнер вывел психофизическую закономерность, которая получила именование основной психофизический закон. На основании этого закона сила ощущения пропорциональна логарифму величины действующего раздражителя:

R = C (lg S – lg So),

где: R – интенсивность ощущения; С – константа, связанная с соотношением Вебера; S
– интенсивность действующего стимула;
So – абсолютный  порог.

Примерно через сто лет после этого американский ученый С. Стивенс выдвинул идею возможности непосредственной количественной оценки человеком своих ощущений. Он уточнил основной психофизический закон и установил, что зависимость между ощущением и физическим стимулом имеет не логарифмический, а степенной характер, и вывел следующую формулу:

R = C (S – So) 2.

Позднее были предложены другие уточнения основного психофизического закона, в частности отечественным психологом Ю. М. Забродиным, который ввел дополнительную константу, учитывающую условия наблюдения и задачи, стоящие перед субъектом.

Понятие и основные характеристики

сенсорного ряда

Диапазон наших ощущений образует сенсорный ряд. Несмотря на то, что абсолютный и дифференциальный пороги представляют собой явно различные характеристики, за этими понятиями стоит общий принцип или одно и то же допущение.

Данное допущение состоит в следующем. Предполагается, что сенсорный ряд дискретен (т. е. прерывен).  Это означает: до определенных пределов ощущение есть, а потом пропадает.

Представление, что наша сенсорная система устроена по пороговому, прерывистому принципу, получило название концепции дискретности сенсорного ряда, а ее автором является Г. Т. Фехнер. Причем эта точка зрения распространяется как на абсолютный, так и на дифференцированный пороги.

Психофизики, воодушевленные идеей «абсолютного слуха», или точкой исчезновения ощущений, провели сотни экспериментов, чтобы определить пороги чувствительности. Они с удивлением установили, что порог как бы плавает. Иными словами, даже для очень слабых раздражителей существует некоторая вероятность их обнаружения, а для относительно сильных –  возможна вероятность их необнаружения.

Зависимость вероятности обнаружения (различения) стимулов от их интенсивности получила название психометрической функции.

Если сенсорная система работает по дискретному принципу, психометрическая функция будет выглядеть следующим образом. До определенного уровня интенсивности стимула вероятность обнаружения равна нулю, потом – единице (рис. 13).

В последующем, основываясь на результатах психофизических исследований, И. Мюллер предложил идею о непрерывности сенсорного ряда. Ее суть состоит в том, что не существует порога как такового: любой стимул в принципе может вызвать ощущения. Реальная психометрическая функция в этом случае показана нарис.14.

Теория непрерывности объясняет причину необнаружения некоторых слабых сигналов. Она состоит в том, что на возможность обнаружения стимула влияет не только его физическая интенсивность, но и расположенность сенсорной системы к ощущению. Данная расположенность зависит от множества случайных, плохо контролируемых факторов: усталость человека, степень его внимательности, мотивации, опыта и т.п.




Рис. 13. Идеальная

 психометрическая функция

(допущение о дискретности)

Рис. 14. Реальная

психометрическая функция

(допущение о непрерывности)

При этом одни факторы благоприятно действуют на способность наблюдателя к обнаружению сигнала (например, большой опыт), а другие – неблагоприятно (например, усталость). Соответственно, неблагоприятные факторы уменьшают способность к обнаружению, а благоприятные – увеличивают. Отсюда нет оснований говорить о существовании какой-то особой точки на оси ощущений, где они прерываются, исчезают. Сенсорный ряд непрерывен, и если бы мы могли создать идеальные условия наблюдения, то сенсорная система восприняла бы насколько угодно малый сигнал.

Психометрическая кривая может быть получена для различных органов чувств и всех видов ощущений, причем для каждого вида ощущений существуют свои пороги.

Со времени научной дискуссии, проходившей между  Г. Т. Фехнером  и И. Мюллером, прошло уже более ста лет, но проблема дискретности – непрерывности сенсорного ряда до сих пор находится в поле зрения психологов. Исходные психофизические идеи вдохновили многих исследователей и позволили им создать массу психофизических концепций, интересных как для теории, так и  полезных в практическом плане.

Современные концепции порогов чувствительности характеризуются двумя особенностями. Первая из них состоит в том, что различение и обнаружение трактуется как процесс, неотъемлемой частью которого является неопределенность и случайность. Вторая – в том, что все глубже исследуются механизмы несенсорного порядка, в широком смысле – механизмы принятия решений, которые «приходят на помощь» сенсорной системе и позволяют различным способом решать сенсорные задачи.

Адаптация

Чувствительность анализатора нестабильна и изменяется в зависимости от различных условий. Например, находясь в помещении с какими-то запахами, мы через некоторое время перестаем замечать эти запахи, т. к. чувствительность анализатора постепенно понижается. Изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к силе и продолжительности действующего раздражителя называется адаптацией.

В зрительном анализаторе различают адаптации темновую
и световую. Например, входя в плохо освещенное помещение, мы вначале не различаем предметы, но постепенно чувствительность анализатора повышается. Приведенный пример касается темновой адаптации. Если темновая адаптация связана с повышением чувствительности, то световая
адаптация связана с понижением световой чувствительности.

Разные анализаторы имеют различную скорость и диапазон адаптации. Более быстро адаптируют обонятельные и тактильные анализаторы.

Выделяют следующие основные виды адаптации:

o   притупление чувствительности под действием сильного раздражителя;

o   притупление чувствительности под действием монотонного раздражителя;

o   обострение чувствительности под действием слабого раздражителя.

Поможем написать любую работу на аналогичную
тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Пороги чувствительности в психологии или ощущений

Фото 1978Психологи давно доказали, что не каждый раздражитель может вызывать ощущения. Чтобы понимать почему одни раздражающие факторы вызывает ответную реакцию, а другие нет, нужно знать, что такое пороги чувствительности в психологии.

В чем разница между ощущениями и чувствительностью?

Чтобы понимать разницу в этих понятиях, нужно знать виды ощущений и чувствительность, их особенности.

Ощущения

Это психический процесс, который заключается в том, что человек отражает отдельные свойства предметов, явлений. Он имеет рефлекторный характер, проявляются активно.

Понятие и свойства

Свойства:

  1. Интенсивность. Это сила влияния на человека.
  2. Отличие по качеству. Оно позволяет распределять их по приоритетности.
  3. Продолжительность. Подразумевает время действия на человека.
  4. Пространственная локализация. Эмоции возникают через некоторое время после воздействия.
Классификация

Фото 1979Данный психический процесс классифицируется зависимо от разных факторов. Зависимо от органов чувств:

  • осязательные;
  • вкусовые;
  • обонятельные;
  • слуховые;
  • зрительные.

По расположению рецепторов:

  • экстероцептивные — расположены на поверхности кожи;
  • интероцептивные — находятся внутри, сигнализируют об изменениях в организме;
  • пропреоцитивные — расположены в связках, мышечных волокнах.

Зависимо от типа контакта:

  • контактные — органические, вкусовые, кожные;
  • дистантные — зрительные, слуховые.

В отдельную группу выделяются вибрации. Они развиты у слепых людей.

Чувствительность

Чувствительность — способность организма запоминать воздействие и автоматически на него реагировать.

Понятие и свойства

Понятие имеет несколько трактовок:

  1. Общая способность живого организма к восприятию.
  2. Повышенная готовность к аффективным реакциям.

В психофизике чувствительность отождествляют с величиной, которая обратно пропорциональна возникающим эмоциям.

Виды

Фото 1980Разновидности:

  1. Абсолютная — возможность определять слабые стимуляторы.
  2. Дифференциальная — возможность ощущать различия между влиянием разных раздражающих факторов.

Понятие порога чувствительности

Порог чувствительности — минимальная энергия стимула, с помощью которой его можно обнаружить. Классификация зависимо от проявления:

  1. Абсолютный — если сила влияния стимулятора ниже минимума, он не вызовет чувств.
  2. Нижний абсолютный — действие начинают вызывать слабые эмоции.
  3. Верхний абсолютный — чувствительность может полностью исчезать или превращаться в чувство боли.
  4. Разностный — действие раздражителя на организм минимально.
  5. Относительный — соотношение величины постоянного раздражителя к величине дифференциального порога.

Величина изменяется зависимо от возраста человека, длительности влияния стимулятора, состояния рецепторов.

История открытия и изучения

Огромный вклад в изучение, открытие порогов, их связь с ощущениями сделали два немецких ученых:

  1. Э. Г. Вебер. Ученый исследовал выраженность отдельных чувств при изменении интенсивности воздействия. Он доказал, что между ними нет зависимости.
  2. Г. Т. Фехнер. Он измерял выраженность чувств в зависимости от действия различных стимуляторов по отдельности. Ученый описал доказанную Вебером закономерность с помощью математической формулы.

Благодаря наработкам этих ученых исследования продолжились.

Факторы влияния

Фото 1981На пороги ощущений в психологии влияет разные факторы:

  • возраст человека;
  • сохранность чувств;
  • наличие психических, физических заболеваний.

Например, некоторые имеют низкий болевой порок и могут не ощущать моментов, когда получают синяки или порезы.

Методы изучения

Методы исследования:

  1. Метод границ. Исследователь воздействует на подопытных разными раздражителями, постепенно снижая интенсивность. Подопытный должен ответить, когда он перестанет чувствовать воздействие извне. Так определяются границы восприятия.
  2. Метод постоянных раздражителей. На подопытного оказывается воздействие различными стимулами в широком диапазоне. Подопытный должен отвечать, что он чувствует, в какие моменты.
  3. Метод средний ошибки. Это процедура для уравнивания стимулов. Интенсивность воздействия на организм медленно возводится до ощутимого уровня.

Методики чаще применяются комплексно, чтобы получить больше точной информации.

Адаптация

Адаптация — привыкание организма к влиянию определенных раздражителей. Виды:

  1. Полная потеря ощущений, из-за длительного, интенсивного влияния раздражителей.
  2. Притупление чувств из-за сильного воздействия внешних стимуляторов.
  3. Повышение восприимчивости из-за слабого воздействия неприятных факторов.

В психологии выделяется несколько порогов, на каждом из которых человек испытывает разные ощущения от влияния внешних стимуляторов. При их изучении нужно учитывать ряд факторов, которые влияют на проявления чувств, чтобы понимать, что будет в аналогичных ситуациях в будущем.

Пороги чувствительности в психологии

Чувствительность и пороги

Определение 1

Порог чувствительности – это субъективная реакция человека на воздействие травмирующих факторов, вызывающих боль.

Каждый человек имеет свой порог чувствительности, который формируется на генетическом уровне. Например, кто-то из людей не в состоянии терпеть головную боль, и тем более, работать, а другие, наоборот, погружаются в работу, чтобы отвлечься от этой боли.

Рисунок 1. Пороги чувствительности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Если понимать от чего зависит порог чувствительности, то его можно изменить существующими для этого способами.

Как правило, неприятные ощущения человек может терпеть до определенного момента – этим моментом является болевой порог.

Одинаковых болевых порогов не бывает, потому что на данный показатель оказывает влияние множество факторов. В самой невыгодной ситуации находится человек с низким порогом чувствительности, даже простейшие процедуры, например, забор крови, становятся для него настоящим испытанием, и приносит нестерпимую боль.

Готовые работы на аналогичную тему

Люди с низким порогом чувствительности должны предупреждать медиков заранее, если готовится какая-либо травмирующая операция, во избежание психологической травмы. Низкий порог чувствительности повседневную жизнь человека достаточно сильно осложняет.

Организм человека при высоком болевом пороге проще переносит стрессовые ситуации. Специалисты доказали, что на болевой порог чувствительности влияние оказывает психотип человека.

Организм становится более активным и склонным к экстремальным ситуациям, если уровень страха перед физическим воздействием отсутствует.

У мужчин и женщин чувствительность к боли различна. Обезболивающее действие на мужской организм оказывает тестостерон и в результате он легче выносит полученные травмы.

Специалисты считают, что уровень тестостерона в критических ситуациях резко возрастает и это заставляет мужчину забыть об опасности и боли.

Порог чувствительности женщины ниже мужского уровня, а самый низкий уровень приходится на критические дни женщины. В утренний период женский организм более уязвим к травмирующим воздействиям извне. Более чувствительная женская нервная система способствует тому, что женщина быстрее поддается страху и панике, в результате чего происходит снижение порога чувствительности на психологическом уровне.

Природа устроила так, что в критические моменты жизни происходит гормональный всплеск, действующий как обезболивающее средство. Это очень важно, уровень эстрогена, например, при родах становится выше всех допустимых норм и порог болевой чувствительности повышается значительно, что помогает женщине выжить.

Большое влияние на болевой порог оказывают заболевания нервной системы, острые и хронические воспалительные процессы в организме.

Кроме этого, усталость, стресс, переутомление, индивидуальные физиологические особенности организма человека, являются психологическим настроем на стрессовую ситуацию.

Однако надо сказать, что значительная часть этих факторов вполне может корректироваться, а симптомы заболеваний либо полностью устраняются, либо сводятся к минимуму. В ходе терапии психологическое состояние можно изменить. Полезным будут и витамины.

Пороги различения

Способность иметь ощущения является чувствительностью, которая бывает абсолютной чувствительностью и чувствительностью к различению.

Способность различать слабые раздражения – это абсолютная чувствительность, а чувствительность к различению – это способность ощущать слабые различия между раздражениями.

Ощущения вызываются не всякими раздражениями. Например, человек не может ощущать прикосновения падающих на лицо пылинок или не может слышать тиканье ручных часов с другого конца комнаты. Для возникновения ощущения сила раздражения должна достичь определенной величины. Данная величина раздражения будет минимальная, и давать будет едва заметное ощущение – вот она и будет называться абсолютным порогом ощущения.

Ощущения не возникают, если величина раздражения лежит ниже порога. Чем больше абсолютная чувствительность к данным раздражителям, тем меньше величина порога ощущения.

Органы чувств человека имеют очень большую абсолютную чувствительность. Глаз человека, например, при благоприятных условиях может ощущать лучистую энергию, равную нескольким квантам.

Очень высокую чувствительность имеет обоняние – человек способен ощутить запах в литре воздуха одной стомиллионной доли миллиграмма искусственного мускуса.

Для того чтобы определить чувствительность к различению пользуются величиной порога различения.

Порог различения – это минимальное различие между раздражениями при едва заметном различении ощущений. Например, груз весом 100 г лежит на руке, к нему прибавили ещё 1 г – такую прибавку человек не ощущает. Для того чтобы это ощущение стало заметным к 100 г надо прибавить не менее 4-х г.

Порог различения силы света приблизительно составляет 1/100 – это значит, что при силе света в 100 свечей увеличение освещенности будет заметным при добавлении 1 свечи.

Чтобы получить заметное усиление звука, при пороге различения его силы в среднем 1/10, необходимо к хору в 100 человек прибавить не менее 10 певцов.

Ни абсолютная чувствительность, ни чувствительность к различению не относятся к постоянным величинам, их изменение зависит от разных условий, среди которых наиболее важными являются следующие:

  • влияние раздражителей, действующих на органы чувств;
  • влияние других одновременных ощущений;
  • условия жизни и требования, предъявляемые той деятельностью, которой человек занимается.

Взаимодействие ощущений

Интенсивность ощущений зависит как от силы раздражителя, так и от раздражений, которые воздействуют на другие органы чувств в данный момент. Под влиянием раздражения других органов чувств происходит изменение чувствительности анализатора – данное изменение получило название взаимодействие ощущений.

Проведенные исследования говорят о том, что ни один орган чувств без влияния на функционирование других органов, работать не может. Например, такое раздражение как свист может обострить работу зрительного ощущения.Чувствительность зрительного ощущения к световым раздражителям может повыситься. Повысить и понизить световую и слуховую чувствительность могут и некоторые запахи.

Закономерность этого явления заключается в том, что слабые раздражители повышают чувствительность анализаторов, а сильные их понижают при их взаимодействии.

Замечание 1

Повышение чувствительности, происходящее в результате взаимодействия анализаторов, называется сенсибилизацией.

По типу сенсибилизации А. Р. Лурия выделяет две стороны повышения чувствительности – для первой стороны отмечается длительный постоянный характер, зависящий от устойчивых изменений в организме. Вторая сторона носит временный характер и зависит от экстренных физиологических и психологических воздействий на состояние субъекта.

Проведенные исследования показывают, что с возрастом острота чувствительности органов чувств нарастает и к 30 годам достигает своего максимума, а затем начинает постепенно снижаться.

Свое проявление взаимодействие ощущений находит в таком явлении как синестезия – это нейрологический феномен, когда раздражение в одной сенсорной системе автоматически непроизвольно откликается в другой сенсорной системе.

Ощущения классифицируются, и более распространенной является классификация по модальности ощущений. На основании этой классификации ощущения разделяются на зрительные, слуховые, осязательные, вестибулярные, обонятельные, вкусовые, двигательные, висцеральные.

По известной классификации Ч. Шеррингтона выделяют такие виды ощущений:

  • экстероцептивные, возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенных снаружи;
  • проприоцептивные, расположенные в мышцах, суставных сумках, сухожилиях;
  • интероцептивные, возникающие в организме при отражении обменных процессов с помощью специализированных рецепторов.

Замечание 2

Таким образом, анализаторы – это совокупность взаимодействующих образований периферической и центральной нервной системы. Они принимают и анализируют информацию о тех явлениях, которые происходят снаружи и внутри организма.

ПОРОГИ ОЩУЩЕНИЙ — что такое в Большом психологическом словаре

Смотреть что такое ПОРОГИ ОЩУЩЕНИЙ в других словарях:

ПОРОГИ ОЩУЩЕНИЙ

основные характеристики любого анализатора. Различают абсолютный, дифференциальный (или различительный) и оперативный П. о. Абсолютный нижний порог — минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Абсолютный верхний П. о.— максимально допустимая величина внешнего раздражителя. Разность между верхним и нижним абсолютными порогами определяет рабочий диапазон анализатора. Однако его чувствительность внутри этого диапазона не одинакова: она наибольшая в средней части диапазона и уменьшается по его краям. Данное обстоятельство необходимо учитывать при определении длины алфавита кода (см. Кодирование), выборе параметров сигналов той или иной модальности, адресованных оператору, и в других случаях. Дифференциальный П. о.— минимальное различие между двумя раздражителями либо между двумя состояниями одного раздражителя, вызывающее едва заметное различие ощущений. Оперативный П. о.— наименьшая величина различия между сигналами, при которой скорость и точность различия достигают максимума. Измерение абсолютных и дифференциальных П. о. привели в настоящее время к представлению о существовании более или менее широкой «пороговой зоны», внутри которой вероятность ответной реакции меняется от 0 до 1. Значения всех рассмотренных П. о. меняются в процессе адаптации и подвержены влиянию большого числа факторов — от пространственно-временных условий раздражения до индивидуальных особенностей функционального состояния наблюдателя П. о. обратно пропорциональны показателю соответствующего вида чувствительности. Понятие П. о. имеет место по отношению к различным анализаторам (зрительным, слуховым и др.) и различным характеристикам (энергетическим, пространственным, временным) сигналов, воспринимаемых ими. Поэтому в частных случаях может идти речь об энергетических, пространственных и временных П. о. различных анализаторов. Напр., острота слуха характеризует нижний абсолютный энергетический порог слухового анализатора, слепящая яркость — верхний абсолютный порог зрительного анализатора, критическая частота мельканий определяется временным дифференциальным порогом зрительного анализатора и т. п…. смотреть

ПОРОГИ ОЩУЩЕНИЙ

Пороги ощущений — качественные показатели чувствительности анализатора — . Выделяют абсолютный (верхний и нижний), дифференциальный — и оперативный пороги — ощущений…. смотреть

ПОРОГИ ОЩУЩЕНИЙ

Категория. Качественные показатели чувствительности анализатора.
Виды:
— абсолютный порог (верхний и нижний),
— дифференциальный порог,
— оперативный порог. … смотреть

ПОРОГИ ОЩУЩЕНИЙ

Категория.
Качественные показатели чувствительности анализатора.
Виды:
• абсолютный порог (верхний и нижний),
• дифференциальный порог,
• оперативный порог…. смотреть

Абсолютный Верхний Порог Ощущений — это… Что такое Абсолютный Верхний Порог Ощущений?



Абсолютный Верхний Порог Ощущений
Абсолютный верхний порог ощущений — максимально допустимая величина внешнего раздражителя, превышение которой ведет к появлению болезненных ощущений — , свидетельствующих о нарушении нормальной деятельности организма.

Психологический словарь.
2000.

  • Абсолютная Слуховая Чувствительность
  • Абсолютный Нижний Порог Ощущений

Смотреть что такое «Абсолютный Верхний Порог Ощущений» в других словарях:

  • абсолютный верхний порог ощущений — Этимология. Происходит от лат. absolutus неограниченный. Категория. Вид абсолютного порога ощущений. Специфика. Максимально допустимая величина внешнего раздражителя, превышение которой ведет к появлению болезненных ощущений, которые… …   Большая психологическая энциклопедия

  • абсолютный верхний порог восприятия —      (абсолютный верхний порог восприятия, абсолютный верхний порог ощущений) максимально допустимая величина раздражителя внешнего, превышение коей ведет к появлению болезненных ощущений, свидетельствующих о нарушении нормальной деятельности… …   Большая психологическая энциклопедия

  • порог восприятия верхний абсолютный — (абсолютный верхний порог восприятия, абсолютный верхний порог ощущений) максимально допустимая величина раздражителя внешнего, превышение коей ведет к появлению болезненных ощущений, свидетельствующих о нарушении нормальной деятельности… …   Большая психологическая энциклопедия

  • порог терминальный — достижение раздражителем такой величины, что ощущение, обычно связанное с таким раздражителем, исчезает или переходит в другую модальность. Например, при очень высокой яркости света ощущение приобретает болевой характер. Словарь практического… …   Большая психологическая энциклопедия

  • пороги ощущений — Категория. Качественные показатели чувствительности анализатора. Виды: • абсолютный порог (верхний и нижний), • дифференциальный порог, • оперативный порог. Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000 …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПОРОГИ ОЩУЩЕНИЙ — основные характеристики любого анализатора. Различают абсолютный, дифференциальный (или различительный) и оперативный П. о. Абсолютный нижний порог минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Абсолютный верхний П. о.… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ПСИХОЛОГИЯ — наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… …   Энциклопедия Кольера

  • СЕРДЦЕ — СЕРДЦЕ. Содержание: I. Сравнительная анатомия……….. 162 II. Анатомия и гистология……….. 167 III. Сравнительная физиология………. 183 IV. Физиология………………. 188 V. Патофизиология……………. 207 VІ. Физиология, пат.… …   Большая медицинская энциклопедия

  • Ощущение — Эта статья  об отражении сигналов органов чувств. Об отражении эмоциональных процессов см. Переживание (психология). Ощущение, чувственный опыт  простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение… …   Википедия

  • СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР — совокупность соматических, рецепторных и нервных структур, деятельность которых обеспечивает восприятие звуковых колебаний. С. а. состоит из рецептора (уха), слухового нерва и сложной системы нервных связей и центров мозга. С. а. человека… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Пороги ощущений — Студопедия

Легко видеть, что не каждый объективно воздействующий раздражитель вызывает у нас ощущение. Насколько громким должен быть звук, чтобы его услышать? Насколько сильным должно быть прикосновение, чтобы его почувствовать? Насколько ярким должен быть свет, чтобы его увидеть? Измерением ощущений занимается специальная отрасль психологии – психофизика. Одним из свойств ощущений являются пороги ощущений (англ. thresholds of sensations).

Абсолютный (нижний) порог ощущений (англ. absolute threshold) – минимальная интенсивность раздражителя, при которой возникает соответствующее ощущение (Кордуэлл М.. 2000).Значение нижнего порога ощущений отвечает на вопросы такого типа:

— Какова должна быть громкость звука, чтобы человек мог его услышать?

— Какой силы должно быть прикосновение, чтобы его почувствовать?

— Насколько ярким должен быть свет, чтобы его увидеть?

Сигналы, интенсивность которых меньше нижнего порога чувствительности, человеком не ощущаются.

Наши анализаторы обладают разной чувствительностью. Чувствительность зрительного и слухового анализаторов очень высока. Мы способны видеть в полной темноте горящую свечу на расстоянии 18,5 км. Для возникновения ощущения прикосновения необходимо в 100-10 000 000 раз больше энергии, чем при зрительном и слуховом ощущении.

В таблице указаны нижние пороги для разных ощущений.

Ощущение Нижний порог
Зрение Пламя свечи на расстоянии 18,6 км
Слух Звук ручных часов в тишине на расстоянии 6,3 м
Вкус Чайная ложка сахара в 7,5л воды
Запах Капля духов в воздухе, который заполняет квартиру из 3-х комнат
 
Прикосновение Крыло пчелы, которое упало на спину с высоты 1м

Абсолютный (верхний) порог ощущений – максимальная интенсивность раздражителя, при которой ощущение часто переходит в боль. Значение верхнего порога ощущений отвечает на вопросы:



— При какой громкости звука человек начинает ощущать не звук, а боль?

— При какой яркости света человек ощущает не свет, а боль?

Разница между абсолютным нижним и абсолютным верхним порогом ощущений называется диапазоном чувствительности.

Наша способность различать ощущения ограничена. Например, похожие звуки в незнакомом языке показаться одинаковыми, хотя на самом деле они отличаются. Вы отличаете звуки «б» и «п» в русском языке? Вы различите на вкус, сколько в стакане чая кусков сахара – один или два? Чемодан станет для вас тяжелее, если положить в него ещё одну рубашку? Станет для вас темнее в зале, если там выключат 1 лампочку из 100? А из 50? 10? 5? На эти вопросы отвечает значение дифференциального порога ощущений (порога различения) (англ. relative difference threshold). Это минимальное различие в свойствах двух раздражителей, при котором возникают отличные друг от друга ощущения.


Например, для силы звука это минимальное различие будет – 1/10, силы света – 1/100 и т.д. Другими словами, когда из 10 певцов перестанет петь один – вы услышите разницу громкости звука. Когда 100 лампочек вы выключите одну, то увидите изменение яркости света.

Один и тот же раздражитель мы может заметить или нет. Это часто зависит от того, какое значение этот раздражитель имеет для человека. Например, для каждого человека является важным звук его имени. Мы можем услышать свое имя и обернуться, если случайно кто-то скажет его в толпе. При этом на другие слова незнакомых людей мы не обращали внимание. Женщина может крепко спать и не реагировать на разные звуки. Но она как мать просыпается от самого небольшого движения ее маленького ребенка.

«Как определяют абсолютные и относительные пороги ощущений?» – Яндекс.Кью

Для начала следует определить, что есть что. Во-первых, абсолютные пороги. Их два вида: нижний и верхний. Нижний абсолютный порог ощущений — это минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметные ощущения. Например, звук какой минимальной громкости вы услышите. Верхний — максимально допустимая величина раздражителя, после которой ощущение либо исчезает, либо перерастает в болевое. Высокие громкость может перерастать в шум и болт в ушах.

Во-вторых, относительный порог. Это такая величина раздражителя, на которую нужно изменить силу оказываемого воздействия, чтобы человек это изменение заметил. К примеру, если уменьшать температуру в помещении с 20 до 19,5 градусов, это не будет заметно. Если чуть больше — вероятность заметить возрастает. И вот то количество градусов, на которое изменяется температура, когда эти изменения становятся заметны, и считается относительным порогом.

Существуют два основных метода измерения ощущений: первым из них является прямой метод (метод субъективной оценки), вторым — косвенный метод (метод объективной оценки признаков, указывающих на наличие ощущения). Прямой метод (метод словесных оценок раздражений) состоит в следующем: испытуемому предъявляется соответствующий раздражитель (кожное прикосновение, звук, свет), который сначала имеет минимальную интенсивность, а затем постепенно усиливается. Предлагается ответить, когда испытуемый впервые почувствовал соответствующее ощущение.

Для измерения кожной чувствительности применяется специальный прибор, называемый эстезиометром.

Острота слуховой чувствительности измеряется с помощью звукогенератора или аудиометра, позволяющего определять звуки различной интенсивности.

Зрительная чувствительность — прибором, позволяющим наводить на глаз испытуемого, сидящего в темноте, луч света различной интенсивности, начиная с малой, еще не воспринимаемой, и постепенно увеличивающейся.

Существует также косвенный метод. Он заключается в измерении таких показателей, как расширение/сужение зрачка, сосудов, непроизвольное напряжение мышц, изменение частот электрической активности мозга и тд. в моменты предъявления стимулов. Эти показатели и анализируются для определения порогов, в основном абсолютных.

Немецкий психофизиолог Г. Фехнер предположил, что только что отмеченный, едва различимый прирост раздражения следует оценивать как единицу ощущения. В своих дальнейших исследованиях он пришел к выводу, что этот относительный порог может быть выражен в математической формуле, согласно которой величина ощущения пропорциональна логарифму интенсивности действующего раздраженная (Е = с Log r)

Эта формула, получившая название закона Фехнера, была одним из первых точных законов, сформулированных в психологии.

Вот как-то так все это определяют.

Сенсорные пороги

Нервная система получает информацию через множество органов чувств (например, глаз, ухо или нос) и преобразует информацию в нейронные процессы с помощью процедуры, называемой ощущением . (Используя аналогию с компьютером, ощущения можно сравнить с вводом компьютера.) Каждая сенсорная система следует схожим принципам преобразования физического стимула в психологический опыт.

Рецепторы для каждой сенсорной системы ограничены количеством стимуляции, необходимой для того, чтобы вызвать ощущение, и величиной изменения стимула, которое может быть обнаружено.В области психологии, называемой психофизика , изучаются отношения между физическими стимулами и психологическим опытом. Один из методов изучения таких взаимосвязей называется методом постоянных стимулов , при котором стимулы различной интенсивности предъявляются испытуемому в случайном порядке. Результаты используются для определения абсолютного порога — минимальной интенсивности, обнаруживаемой субъектом в 50% случаев. (У вашей собаки, например, абсолютный порог звука намного ниже, чем у вас, и она слышит машину на подъездной дорожке до того, как вы услышите стук в дверь.)

Порог различия — минимальное (физическое) различие между атрибутами стимула, которое может быть обнаружено в 50% случаев, — также вызывает озабоченность. Порог разницы также называется просто заметной разницей (JND). Эрнст Вебер, известный ранний исследователь, заметил, что независимо от их величины два стимула должны различаться в постоянной пропорции, чтобы их различие можно было обнаружить. Его наблюдения сформулированы в виде закона Вебера , который гласит, что «просто заметная разница» — это постоянная часть интенсивности уже присутствующего стимула.(Если в комнате тихо, вы можете услышать слабый стук в дверь. Но если ваш проигрыватель компакт-дисков гудит, вам потребуется громкий хлопок в дверь, чтобы вы его услышали.) Если вы подверглись воздействию раздражителя, который не слышит звук. t изменяется с течением времени, происходит сенсорная адаптация , и вы становитесь менее чувствительными к стимулу. Например, если вам нужно заниматься в комнате с постоянным шумом на улице, вы, как правило, со временем адаптируетесь к этому шуму, и он станет менее оскорбительным.

Обнаружение сигнала. Факторы, отличные от величины стимула, также влияют на сенсорное распознавание. Когда распознавание, то есть обнаружение стимула (сигнала), должно выполняться на фоне шума, процедура называется обнаружением сигнала . Теория обнаружения сигналов учитывает тот факт, что люди принимают решения, поскольку они проводят сенсорное распознавание. Когда они пытаются отделить изменение сигнала от фона, они могут догадываться, иметь предубеждения в своих суждениях или терять бдительность во время процесса оценки.Знание теории обнаружения сигналов полезно во многих ситуациях — например, если кто-то учил людей точно обнаруживать небольшие точки на экранах радаров в диспетчерской вышке. Другой аспект сенсорного восприятия, подсознательное восприятие (восприятие без осознания), вызывает интерес в последние годы. Однако данные о существовании этого явления до сих пор противоречивы.

.

Сенсация в психологии 101 в AllPsych Online

sensation
Ощущение — это процесс, с помощью которого наши органы чувств собирают информацию и отправляют ее в мозг. Одновременно воспринимается большой объем информации, такой как комнатная температура, яркость света, кто-то говорит, дальний поезд или запах духов. Когда вся эта информация попадает в наши чувства, большая часть нашего мира никогда не узнается. Мы не замечаем радиоволн, рентгеновских лучей или микроскопических паразитов, ползающих по нашей коже.Мы не чувствуем всех запахов вокруг нас и не пробуем каждую отдельную специю на нашем изысканном ужине. Мы ощущаем только те вещи, на которые способны, поскольку у нас нет обоняния, как у ищейки, или зрения, как у ястреба; наши пороги отличаются от этих животных и часто даже друг от друга.

Абсолютный порог

Абсолютный порог — это точка, в которой что-то становится заметным для наших органов чувств. Это самый тихий звук, который мы слышим, или малейшее прикосновение, которое мы можем почувствовать.Все, что меньше этого, остается незамеченным. Таким образом, абсолютный порог — это точка, в которой стимул переходит от необнаружимого к обнаруживаемому нашими органами чувств.

Порог разницы

Когда стимул становится для нас обнаруживаемым, как мы узнаем, изменяется ли этот стимул. Когда мы замечаем звук радио в другой комнате, как мы замечаем, когда он становится громче. Вполне возможно, что кто-то может настолько слегка увеличить его, что разницу невозможно будет обнаружить. Порог разницы — это количество изменений, необходимое нам, чтобы признать, что изменение произошло.Это изменение называется «просто заметной разницей».

Однако это различие не абсолютное. Представьте, что вы держите гирю в пять фунтов, и к ней добавлен один фунт. Большинство из нас заметят эту разницу. Но что, если бы мы держали гирю в пятьдесят фунтов? Заметили бы мы, если бы добавили еще фунт? Причина, по которой многие из нас этого не делают, заключается в том, что изменение, необходимое для обнаружения разницы, должно представлять собой процент. В первом сценарии один фунт увеличит вес на 20%, во втором тот же вес добавит только 2%.Эта теория, названная в честь своего первоначального наблюдателя, получила название закона Вебера.

Теория обнаружения сигналов

Вы когда-нибудь были в переполненной комнате, где много людей разговаривают? В подобных ситуациях может быть трудно сосредоточиться на каком-либо конкретном стимуле, например на разговоре, который мы ведем с другом. Мы часто сталкиваемся с непростой задачей: сосредоточить внимание на определенных вещах и в то же время попытаться игнорировать поток информации, поступающий в наши органы чувств.Когда мы делаем это, мы определяем, что важно ощущать, а что является фоновым шумом. Эта концепция называется обнаружением сигнала, потому что мы пытаемся определить то, на чем хотим сосредоточиться, и игнорируем или минимизируем все остальное.

Сенсорная адаптация

Последнее понятие относится к стимулам, которые стали избыточными или остаются неизменными в течение длительного периода времени. Вы когда-нибудь задумывались, почему мы сразу замечаем определенные запахи или звуки, а затем через некоторое время они уходят на второй план? Как только мы адаптируемся к запаху духов или к тиканью часов, мы перестаем узнавать это.Этот процесс снижения чувствительности к неизменным стимулам называется сенсорной адаптацией, в конце концов, если она не меняется, зачем нам постоянно ее ощущать?

.

Глава 4: Ощущения и восприятие — Краткое содержание главы психологии AP

  1. Обзор
    1. Трансдукция
      1. Сенсорные сообщения преобразуются в нейронные импульсы
        1. , а затем отправляются в таламус, который отправляет их в другие части мозга
        2. исключение : запах
    2. Сенсорная адаптация
      1. Снижение реакции на стимулы из-за постоянной стимуляции
    3. Сенсорная привычка
      1. Наше восприятие ощущений частично связано с тем, насколько мы сосредоточены на них
    4. Феномен коктейльной вечеринки
      1. Кто-то через комнату произносит ваше имя
      2. Ваше внимание невольно переключается на них
    5. Ощущение и восприятие
      1. Ощущение
        1. активация наших чувств
      2. Восприятие
        1. процесс понимания этих ощущений
  2. Energy Senses
    1. Vision
      1. Шаг первый: сбор света
        1. Свет отражается от объектов и собирается глазом
        2. Цвет, который мы воспринимаем, зависит от:
          1. интенсивности — сколько энергии содержит свет.определяет яркость
          2. длина волны- определяет оттенок
      2. Шаг второй: внутри глаза
        1. роговица
          1. свет сначала попадает в глаз через него
          2. помогает фокусировать свет
          3. защитное покрытие
        2. зрачок
          1. свет проходит через него после роговицы
        3. радужная оболочка
          1. определяет, сколько света попадает в глаз, контролируя размер зрачка
        4. линза
          1. посредством аккомодации, свет, попадающий в зрачок, фокусируется им
          2. изогнутый и гибкий
          3. , когда свет проходит через него, изображение переворачивается вверх ногами и инвертируется
        5. сетчатка
          1. сфокусированное перевернутое изображение проецируется на него
      3. Шаг третий: трансдукция
        1. происходит, когда свет активирует нейроны в сетчатке
        2. колбочки и палочки
          1. первые слой клеток сетчатки
          2. , непосредственно активируемый светом
          3. колбочки — активируемые цветом, сгруппированные вокруг ямки
          4. стержни — периферическое зрение, реагируют на черно-белое, количество колбочек превышает количество
        3. биполярных и ганглиозных клеток
          1. Когда срабатывает достаточное количество колбочек и палочек, они активируют следующий слой биполярных клеток
          2. , если срабатывает достаточно биполярных клеток, активируется следующий слой ганглиозных клеток
        4. ганглиозные клетки
          1. его аксоны образуют зрительный нерв который посылает импульсы в LGN
        5. латеральное коленчатое ядро ​​(LGN)
          1. в таламусе
          2. отправляет сообщения в зрительную кору
        6. слепое пятно
          1. , где зрительный нерв выходит из сетчатки
          2. не имеет колбочек или стержней
        7. зрительный нерв
          1. импульсов с левой стороны каждой сетчатки идет в левое полушарие мозга, правое — на правое 90 010
          2. перекрест зрительных нервов — точка пересечения нервов
      4. Шаг четвертый: в головном мозге
        1. детекторов признаков
          1. импульсов перемещаются от сетчатки к зрительной коре к ним
          2. Hubel and Weisel
          3. вертикальные линии, кривые, движение и т. Д.
          4. визуальное восприятие — это комбинация всех характеристик
    2. Теории цветного зрения
      1. Трихроматическая теория
        1. у нас есть три типа колбочек:
          1. обнаруживают синий, красный или зеленый
          2. они активируются в комбинациях для получения других цветов
        2. не может объяснить остаточное изображение или дальтонизм
      2. теория процесса оппонента
        1. сенсорные рецепторы, расположенные в сетчатке, входят парами
          1. красный / зеленый, синий / желтый, черный / белый
        2. , когда один датчик стимулируется, а другой не срабатывает
    3. Слух
      1. Звуковые волны
        1. , создаваемые вибрациями, проходящими через воздух
        2. , собранный нашими ушами
        3. трансдукция → нервные импульсы
        4. амплитуда
          1. высота.определяет громкость в децибелах
        5. частота
          1. длина
          2. определяет высоту тона (мегагерцы)
      2. Процесс
        1. звуковые волны собираются в ушной раковине (внешнем ухе)
        2. волны распространяются вниз по уху / слуховой проход
        3. они достигают барабанной перепонки (барабанной перепонки)
          1. тонкая мембрана, которая вибрирует при попадании на нее звуковых волн
          2. соединяется с молотком (молоточка), который соединен с наковальней (наковальней), который соединяется со стремением ( стремени) → эти 3 маленькие кости = косточки
        4. косточки передают колебания в овальное окно
          1. , прикрепленное к улитке, которое имеет форму раковины улитки и заполнено жидкостью
        5. в виде овального окна вибрирует, жидкость перемещается
        6. волосковых клеток на базилярной мембране (дно улитки) перемещаются
          1. волосковые клетки связаны с кортиевым органом (нейроны, активируемые движением волосковых клеток)
        7. происходит трансдукция
          1. кортиевый орган загорается
          2. слуховой нерв посылает эти импульсы в мозг
    4. Теории шага
      1. Теория места
        1. волосы клетки в улитке реагируют на разные частоты звука в зависимости от того, где они расположены
        2. одни изгибаются на высокие, другие на низкие
        3. лучше объясняет, как мы ощущаем более высокие частоты
      2. Теория частот
        1. волосковые клетки запускаются с разной частотой
        2. объясняет более низкие тона
    5. Глухота
      1. Глухота проводимости
        1. Проблема с системой передачи звука в улитку
        2. в слуховой канал, барабанную перепонку, косточки или овал окно
      2. Сенсорная невральная (нервная) глухота
        1. Повреждены волосковые клетки в улитке
        2. часто возникают в результате громкого шума 900 10
        3. волосковых клеток не могут регенерироваться
    6. Прикосновение
      1. Некоторые нервные окончания реагируют на температуру, другие — на давление
      2. Наш мозг интерпретирует величину вдавливания (изменение температуры) как интенсивность прикосновения
      3. Нервные окончания очень сконцентрированы на кончиках пальцев
      4. Болевые рецепторы срабатывают при резкой стимуляции других рецепторов
      5. Боль предупреждает нас об опасности
      6. Теория контроля ворот
        1. Некоторые болевые сообщения имеют более высокий приоритет
          1. Ворота открыты к нему и закрыть для сообщений с более низким приоритетом
        2. эндорфины
          1. закройте ворота
          2. естественные эндорфины снимают боль
  3. Chemical Senses
    1. Вкус (Gustation )
      1. Химические вещества из пищи поглощаются вкусовыми рецепторами
        1. , расположенными на сосочках
        2. вкусы: сладкий, соленый, кислый, горький
          1. некоторые вкусовые рецепторы сильнее реагируют на один
        3. чем плотнее упакованы вкусовые рецепторы, тем больше абсорбируется химикатов → интенсивный вкус
    2. Запах (обоняние)
      1. Процесс
        1. молекул веществ поднимается в воздух
        2. молекул втягивается в нос
        3. они оседают на слизистой оболочке
        4. поглощаются рецепторными клетками
      2. обонятельная луковица
        1. рецепторные клетки, связанные с ней
        2. собирают сообщения от обонятельные рецепторные клетки
          1. отправляют эту информацию в мозг
        3. нервных волокон от него соединяются с мозгом в миндалине и гиппокампе
          1. может объяснить, почему запах вызывает воспоминания
  4. Сенсоры положения тела
    1. Вестибулярные чувства
      1. Сообщают нам о том, как наше тело ориентировано в пространстве
      2. P процесс:
        1. три полукружных канала
          1. трубки частично заполнены жидкостью
          2. дают мозгу обратную связь об ориентации тела
        2. изменения положения тела
        3. жидкости в каналах перемещаются
        4. датчики в каналах перемещаются
        5. движение волосковых клеток
        6. активированных нейронов
          1. импульсов идут в мозг
    2. Кинестетическое чувство
      1. Дает нам обратную связь о положении и ориентации определенных частей тела
  5. Восприятие
    1. Психофизика
      1. Изучение взаимодействия между ощущениями, которые мы получаем, и нашим опытом с ними
    2. Пороги
      1. Абсолютный порог
        1. минимальное количество стимула, которое мы можем обнаружить в 50% случаев
        2. подсознательный — ниже абсолютного порога
      2. Разница порога (едва заметная разница)
        1. наименьшее изменение, необходимое в стимуле, прежде чем мы обнаружим изменение
        2. , рассчитанное по закону Вебера
          1. психофизик Эрнест Вебер
          2. необходимое изменение пропорционально интенсивности исходного стимула
          3. слух — 5%
          4. зрение- 8%
  6. Теории восприятия
    1. Теория обнаружения сигналов
      1. Исследует эффекты отвлекающих факторов и помех, которые мы испытываем при восприятии мира
      2. Пытаемся предсказать что мы воспринимаем среди конкурирующих стимулов
      3. Принимает во внимание критерии ответа:
        1. мотивации и ожидания
        2. также называется рабочими характеристиками приемника
      4. Ложно-положительным
        1. мы думаем, что воспринимаем стимул, который не является t есть
      5. Ложноотрицательный
        1. не воспринимает стимул, который присутствует
    2. Обработка сверху вниз
      1. Мы воспринимаем, заполняя пробелы в том, что мы ощущаем, с помощью базовых знаний
      2. Схема
        1. , созданная на основе опыта
        2. ментальные представления того, каким, по нашему мнению, будет мир
        3. влияет на то, как мы воспринимаем мир
        4. может создать перцептивный набор
          1. предрасположенность воспринимать что-то определенным образом
      3. Backmasking
        1. предполагаемые скрытые сообщения, которые музыканты проигрывали в своей музыке в обратном порядке
    3. Обработка снизу вверх (анализ характеристик)
      1. Восприятие начинается снизу с индивидуальных характеристик изображения
      2. Объединяет характеристики в наше окончательное восприятие
      3. Более точно, чем обработка сверху вниз
  7. Принципы визуального восприятия
    1. Взаимоотношения фигуры и фона
        9000 3 Фигура — объекты
      1. Фон, окружающий землю
    2. Правила гештальта
      1. Обычно мы воспринимаем объекты как группы, а не изолированные элементы
      2. Факторы, влияющие на то, как мы группируем объекты:
        1. близость
          1. объекты близко друг к другу → воспринимаются как принадлежащие к одной группе
        2. сходство
          1. объекты похожи по внешнему виду → воспринимаются как часть одной группы
        3. непрерывность
          1. объектов, образующих непрерывную форму, сгруппированы вместе
        4. закрытие
          1. объектов, составляющих узнаваемый образ, сгруппированы, даже если разуму нужно заполнить пробелы
          2. аналогично обработке сверху вниз
    3. Постоянство
      1. Постоянство
        1. наша способность поддерживать постоянное восприятие объекта даже при изменении ощущения от него
      2. Размер con stancy
        1. мы помним о постоянном размере объекта, если мы знакомы с ним
          1. мы знаем, что он не растет и не сжимается при изменении расстояния
      3. Постоянство формы
        1. мы знать, что форма объекта остается постоянной, даже если изображения на сетчатке глаза изменяются
      4. Постоянство яркости
        1. Мы воспринимаем объекты как имеющие постоянный цвет, даже когда свет, отраженный от них, изменяется
    4. Воспринимаемое движение
      1. Наш мозг может воспринимать неподвижные объекты как движущиеся
        1. стробоскопический эффект
          1. изображения в серии неподвижных изображений, представленных с определенной скоростью, кажутся движущимися (книжки-книжки)
        2. феномен фи
          1. a ряд лампочек, включаемых и выключаемых с определенной частотой, кажутся одним движущимся светом
        3. автокинетический эффект
          1. пятно света проецируется на стену в темной комнате 900 10
          2. кажется, что он движется, если вы на него смотрите
    5. Сигналы глубины
      1. Визуальный эксперимент на скале
        1. Элеонора Гибсон
        2. младенец, который может ползать, не пересечет обрыв
        3. у младенцев есть восприятие глубины
      2. Монокулярные сигналы
        1. Глубинные сигналы, которым нужен только один глаз
        2. Линейная перспектива
          1. параллельных линий сходятся с расстоянием
        3. кий относительного размера
          1. более крупные объекты кажутся ближе
        4. метка наложения
          1. объекты, которые блокируют обзор других объектов, должны быть ближе
        5. градиент текстуры
          1. мы можем видеть больше деталей в текстуре объектов, которые находятся ближе
        6. затенение
          1. подразумевает источник света
      3. Бинокулярные реплики
        1. реплики глубины, требующие обоих глаз
        2. Бинокулярное (сетчатое) несоответствие
          1. чем ближе объект, тем больше будет несоответствие между изображениями от каждого глаза
        3. конвергенция
          1. чем больше сходятся глаза, тем ближе должен быть объект
  8. Влияние культуры на восприятие
    1. Принцип
      1. Некоторые базовые перцепционные наборы усваиваются из культуры
    2. Иллюзия Мюллера-Лайера
      1. оптическая иллюзия, состоящая из стилизованная стрелка.Когда зрителей просят поставить отметку на фигуре в середине, они неизменно помещают ее ближе к «хвостовому» концу.

Вы только что закончили Глава 4: Ощущения и восприятие . Хорошая работа!

Предыдущая главаСледующая глава

Совет: используйте клавиши ← → для навигации!

Как цитировать эту заметку (MLA)

Aboukhadijeh, Feross. «Глава 4: Ощущение и восприятие» StudyNotes.org.Study Notes, LLC., 12 октября 2013 г. Интернет. 30 августа 2020 г. .

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *