Представления о восприятии отличаются: Восприятие, его свойства и виды. Теории восприятия

Содержание

Восприятие. Общее представление о восприятии

Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Вместе с процессами ощущения В. обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Будучи необходимым этапом познания, оно всегда в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску. Следует различать В., адекватное реальности, и иллюзии. Решающее значение для проверки и коррекции перцептивного образа (от лат. perceptio — восприятие) является включенность В. в процессы практической деятельности, общения и научного исследования. Возникновение первых гипотез о природе В. относится к античности. В целом ранние теории В. соответствовали положениям традиционной ассоциативной психологии. Решающий шаг в преодолении ассоцианизма в трактовке В. был сделан, с одной стороны, благодаря развитию И.М. Сеченовым рефлекторной концепции психики, а с другой — благодаря работам представителей гештальтпсихологии, показавших обусловленность наиболее важных феноменов В. (таких, как константность) неизменными отношениями между компонентами перцептивного образа. Изучение рефлекторного строения В. привело к созданию теоретических моделей В., в которых важная роль отводится эфферентным (центробежным), в т.ч. двигательным, процессам, подстраивающим работу перцептивной системы к характеристикам объекта (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев). Примерами могут служить движения руки, ощупывающей предмет, движения глаз, прослеживающих видимый контур, напряжение мышц гортани, воспроизводящих слышимый звук. Динамика процесса опознания в большинстве случаев адекватно описывается т.н. «законом перцепции» (Н.Н. Ланге): первоначально выделяется лишь общее и диффузное представление о предмете, которое затем сменяется более определенным и детальным В. Происходящее на основе выделения обобщенных, иногда социально фиксированных, систем признаков опознание осуществляется за значительно более короткое время (порядка долей секунды), чем процессы первоначального перцептивного научения, на которые в отдельных случаях могут уходить месяцы и годы (например, формирование навыков чтения). Осуществляемая при опознании благодаря взаимодействию В. и памяти

категоризация предметов, событий и ситуаций близка, а иногда идентична понятийной категоризации. С процессами мышления В. сближает также возможность трансформации образа с целью приведения его к виду, пригодному для принятия решения. Подобные преобразования, часто неосознаваемые, могут способствовать решению стоящих перед субъектом задач. Т. о., В. — не пассивное копирование мгновенного воздействия, а живой, творческий процесс познания.

Восприятие — процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличии от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств.

Образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений, возможность которого, по мнению А.Н. Леонтьева, возникла в филогенезе в связи с переходом живых существ от гомогенной, предметно неоформленной среды к среде, предметно оформленной. В зависимости от биологической значимости в воспринимаемом предмете ведущим может оказаться либо одно, либо другое качество, от чего зависит, информация от какого анализатора будет признана приоритетной.

В соответствии с этим различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. При этом особенно важную роль во всех видах восприятия, играют двигательные, или кинестезические ощущения, которые регулируют по принципу обратной связи реальные взаимоотношения субъекта с предметом. В частности, в зрительном восприятии вместе с собственно зрительными ощущениями (цвета, света) интегрируются также и кинестезические ощущения, сопровождающие движения глаза (аккомодация, конвергенция и дивергенция, слежение).

Также в процессе слухового восприятия активную роль играют слабые движения артикуляционного аппарата. Для человека характерно, что образы его восприятия интегрируют в себе использование речи. За счет словесного обозначения возникает возможность абстрагирования и обобщения свойств предметов.

Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность, категориальность, апперцепция.

Микрогенез образа восприятия включает в себя ряд фаз, связанных с решаемыми перцептивными задачами: от недифференцированного восприятия к формированию целостного образа предмета, на основании которого можно строить адекватную деятельность.

Отличие образов восприятия и представления — Мегаобучалка

Воспроизведение чувственных o6pазов восприятия приводит к возникновению новых своеобразных психических образований — представлений.

Представление — это воспроизведенный образ предмета, основывающийся на нашем прош­лом опыте. В то время как восприятие дает нам образ предмета лишь в его непосредственном присутствии, в результате тех раздра­жении, которые падают от него на наши периферические рецеп-торные аппараты, представление — это образ предмета, который — на основе предшествовавшего сенсорного воздействия — воспроизво­дится в отсутствие предмета. Именно в этом, т. е. в разном у представлений и восприятии отношении к предметам, к явлениям действительности, заключается основное отличие представления от восприятия.

Как и восприятия, представления, даже общие, наглядны; пред­ставления — это образы. По сравнению с восприятием представления обычно отличаются меньшей яркостью, хотя степень яркости пред­ставления бывает очень различной.

Представления далее отличаются некоторой—то большей, то меньшей — фрагментарностью. При внимательном анализе или по­пытке установить все стороны или черты предмета, образ которого дан в представлении, обычно оказывается, что некоторые стороны, черты или части вообще не представлены. Вместе с тем, у нас может быть единое общее представление об очень сложном целом, например общий образ какого-нибудь художественного произве­дения.

Представления, наконец, отличаются большей или меньшей обоб­щенностью. Перенося во времени данные опыта, знания, добытые в процессе действенного отражения мира, из настоящего в будущее и из прошлого в настоящее, процессы памяти неизбежно в какой-то мере отвлекают эти данные от частных условий единичного момента в пространстве и времени. В них поэтому неизбежно совершается первый шаг на пути к абстракции и обобщению. Воспроизведен­ные образы памяти, представления являются ступенькой или даже целым рядом ступенек, ведущих от единичного образа восприятия к понятию и обобщенному представлению, которым оперирует мышление. Во-первых, представление может быть более или менее индивидуализированным образом воспоминания об однократной сцене, об определенном лице не вообще, а так, как оно предстало перед нами в один особенно памятный момент. Во-вторых, представ­ление может быть образным, но обобщенным знанием о каком-нибудь предмете так, как он нам вообще представляется, независимо от какой-то определенной частной ситуации, в которой он в том или ином случае был нами как-то воспринят. Такое представление об определенном единичном предмете в отвлечении от конкретных условий места и времени, от специфических условий ситуации, в которой он реально предстал перед нами, предполагает уже известное отвлечение, некоторую абстракцию, совершающуюся в пределах наглядно-образного содержания представления. Оно tребует уже определенной переработки. Эта переработка воспроизведен­ного образа-представления подготовляется в некоторых случаях уже внутри восприятия, которое тоже, как мы видели, может обладать различной степенью общности. Эта переработка выражается в том, что в образе-представлении выступают на передний план и сохраняют наибольшее постоянство некоторые основные, наиболее существен­ные черты, которые характеризуют данный предмет, будучи суще­ственно связаны с его значением; другие как бы стушевываются, отступая на задний план. В представлении эти последние черты отличаются часто большой неустойчивостью, изменчивостью, текучестью. Неустойчивость представлений, выражающаяся в измен­чивости и текучести некоторых частей, свойств или деталей образа-представления, как бы вводит в представление ряд переменных. Это обстоятельство имеет и положительное значение. Благодаря ему представление приобретает большие возможности для обобщенного представительства различных предметов, чем если бы оно было абсолютно устойчивым образованием, неизменным во всех своих частях, свойствах и деталях.

Наконец, представление может быть обобщенным образом не еди­ничного предмета или лица, а целого класса или категории аналогич­ных предметов. Существование таких общих представлений было предметом больших философских и психологических дискуссий (Дж. Беркли и др.). Однако существование схем не подлежит сомнению, а схема, будучи наглядной, тоже является, своеобраз­ным представлением. Схема какого-либо прибора, машины, схема нервной системы, локализации функций в мозгу и т.п. представляют в наглядной форме не единичный объект, а множест1во однородных объектов, давая представление об их структуре. Формы схематиза­ции, т. е. мысленной обобщающей обработки воспроизведенного образа-представления,— чрезвычайно разнообразны. Они дают мно­гообразные виды обобщенных представлений. Особое значение имеют те виды обобщающей обработки представления, которые приводят к созданию художественного образа, соединяющего в себе характер индивидуализированности и типичности. В таком художественном образе определяющим является уже не воспроизведение, а преобра­зование, характеризующее деятельность не памяти, а воображения.

Таким образом, представления могут обладать различной степенью общности; они образуют целую ступенчатую иерархию все более обобщенных представлений, которые на одном полюсе перехо­дят в понятия, между тем как на другом — в образах воспомина­ния они воспроизводят восприятия в их единичности.

Представления являются собственно образами памяти лишь в том случае, когда образ-представление воспроизводит прежде восприня­тое и в той или иной мере осознается в своем отношении к нему. Когда представление возникает или формируется безотноси­тельно к прежде воспринятому, хотя бы и с использованием вос­принятого в более или менее преображенном виде, представление является образом не памяти собственно, а скорее воображения. Наконец, представление функционирует в системе мышления. Вклю­чаясь в мыслительные операции, представление вместе с новыми функциями приобретает и новые черты. Вводя здесь представления, мы заодно вкратце суммируем основные их черты.

Общее представление о восприятии. Двойственная природа перцептивного образа. Виды и свойства восприятия

Восприятием называется отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие, в отличие от ощущения, отражает предмет в целом, в совокупности его свойств, а не отдельные свойства. Восприятие качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей особенностями.

Восприятие, как и любой другой психический феномен, можно рассматривать как процесс и как результат. В основе восприятия лежат межполушарные связи, связи между различными анализаторами. В корковой области анализаторов различают первичные поля, возбуждение которое дает ощущение, и вторичные поля, работа которых заключается в объединении ощущений в целостный образ и осмыслении его.

Главная особенность перцептивного образа заключается в его двойственности: с ОДНОЙ стороны, восприятие это чувственное отражение объективного мира, а с другой ­ форма представления знаний человека о нем в виде предметного значения образа.

Двуплановость наглядно видна при намеренном (искусственном) различении мира предметов и физического мира, слитых в процессе восприятия в единый предметный образ, это:

различие между воспринимаемым и знаемым миром;

различие между субъективным образом и объективными Свойствами реального объекта;

известная ограниченность наших органов чувств и физическая Многомерность объекта;

принципиальная несводимость свойств субъективного образа (его значения, личностного смысла), детерминированных культурно исторически и индивидуально ситуативно, к набору определенных физических характеристик или соответствующих им ощущений.



Двойственность природы перцептивного образа нашла свое терминологическое отражение в работах психологов самых разных школ и направлений: первичные образы и образы восприятия (Г. Гельмгольц), чувственная основа и воспринимаемый смысл (Э. Титченер), чувственная ткань и предметное содержание (А.Н. Леонтьев), видимое поле и видимый мир (Дж. Гибсон). Как отмечал известный немецкий исследователь восприятия Курт Коффка, попытки вычленения в чувственном образе двух его планов можно обнаружить в трудах античных авторов Евклида и Птолемея.

Свойства:

1. Предметность – акт объективации, т.е. соотношение сведений внешнего мира к этому миру. Решающую роль играют осязание и движение. Объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется во взаимообособлении фигуры и фона.


2. Целостность – ощущения отражают отдельные свойства предметов, восприятие лишь целостный образ, складывающийся на основе обобщения знаний об отдельных свойствах, качествах, получаемых в виде отдельных ощущений. Внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Следует рассматривать два аспекта этого свойства:

объединение разных элементов в целом;

независимость образованного целого от качества составляющих его элементов.

3. Структурность (обобщенность) – не является суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени (слушая музыку, мы слышим ноты одну за другой).

4. Константность – относительно воспринимающего субъекта объекты непрерывно меняются. Благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях порождает константность этого образа. Обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предметов его существования.

5. Осмысленность – хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, перцептивные образы имеют определенное смысловое значение. Восприятие тесно связано с мышлением, понимаем сущности предмета, что позволяет мысленно назвать его, т.е. отнести его к определенной группе предметов, классу, обобщить его. Основана на связи восприятия с мышлением, с пониманием сущности предмета. Связана с работой вторичных корковых полей анализаторов.

6. Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.

Принципы организации восприятия (свойства предметности и целостности) наиболее глубоко и ярко описаны и проанализированы представителями гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, Ч. Осгуд и др.).

Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенности самих отражаемых субъектов, с одной стороны, и в предметной Деятелности человека, с другой.

Итог восприятия – интегральный, целостный образ окружающего мира, возникающий при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств субъекта.

Виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное и т.п.

Особенности восприятия: возникновение апперцепции (свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта данного человека). Апперцепция обуславливает различия при восприятии одних и тех же предметов различными людьми или одним и тем же человеком в разное время.

Важнейшим феноменом восприятия является отнесенность предметного образа к реальному миру – феномен проекции (к примеру, человек видит не изображение предмета на сетчатке глаза, а реальный предмет в реальном мире). Этот феномен можно проследить на всех уровнях организации Личности.

Иллюзии- ошибочные восприятия реальных вещей или явлений. Обязательное наличие подлинного объекта, хотя и воспринимаемого ошибочно, – главная особенность иллюзий, обычно разделяемых на аффективные, вербальные (словесные) и перейдолические.
Аффективные (аффект – кратковременное, сильное эмоциональное возбуждение) иллюзии чаще всего обусловлены страхом или тревожным, подавленным настроением. В этом состоянии даже висящая на вешалке одежда может показаться грабителем, а случайный прохожий – насильником и убийцей.

Вербальные иллюзии заключаются в ложном восприятии содержания реально происходящих разговоров окружающих; человеку кажется, что эти разговоры содержат намеки на какие-то неблаговидные поступки, издевательства, скрытые угрозы по его адресу.
Очень интересны и показательны перейдолические иллюзии, обычно вызываемые снижением тонуса психической деятельности, общей пассивностью. Обычные узоры на обоях, трещины на стенах или на потолке, различные светотени воспринимаются как яркие картины, сказочные герои, фантастические чудовища, необыкновенные растения, красочные панорамы.

36 Общее представление о восприятии

Общее
представление о восприятии. Двойственная
природа перцептивного образа. Виды и
свойства восприятия.

План
ответа

  1. Представление
    о восприятии.

  2. Двойственная
    природа перцептивного образа.

  3. Виды
    восприятия.

  4. Свойства
    восприятия.

Ответ:

  1. Представление
    о восприятии.

Восприятие
— это:

1.субъективный
образ предмета, явления или процесса,
непосредственно воздействующего на
анализатор или систему анализаторов.

2.процесс
формирования этого образа. Иногда
термином «восприятие» обозначается
также система действий, направленных
на ознакомление с предметом, воздействующим
на органы чувств, т. е. чувственно-исследовательская
деятельность наблюдения.

Восприятие
выступает как осмысленный (включающий
принятие решения) и означенный (связанный
с речью) синтез разнообразных ощущений,
получаемых от целостных предметов или
сложных, воспринимаемых как целое
явлений. Этот синтез выступает в виде
образа данного предмета или явления,
который складывается в ходе активного
их отражения.

Как
образ, восприятие — это непосредственное
отражение предмета (явления, процесса)
в совокупности его ощущаемых свойств,
в его объективной целостности. Это
отличает восприятие от ощущения, которое
также является непосредственным
чувственным отражением, но лишь отдельных
свойств предметов и явлений, воздействующих
на анализаторы.

Как
процесс, восприятие – результат сложной
аналитико-синтетической деятельности.
В исследованиях установлено, что в акте
восприятия начинается управление
действием. Всякое восприятие включает
двигательный (моторный) компонент (в
виде ощупывания предмета, движения
глаз, проговаривания). Поэтому процесс
восприятия рассматривают как перцептивную
деятельность субъекта. Во всех видах
восприятия моторный компонент способствует
вычленению объекта из окружающего фона.
Так зрительное восприятие связано со
зрительно-моторной координацией,
слуховое восприятие начинается с
фиксации раздражителя путем обращения
слухового анализатора к источнику звука
и т.д.

На
начальной стадии формирования
перцептивного образа отмечено развернутое
взаимодействие ориентировочно-исследовательских,
познавательных и исполнительных
действий.

На
высших стадиях развития восприятия
взаимоотношений основных компонентов
действий происходит неявно, а преобразование
зрительного образа совершается в
соответствии с поставленной задачей.
Глаз в процессе зрения совершает
своеобразные движения поиска объекта.
Исследования показали, что характер
движений зависит от степени осведомленности
об объекте, его сложности, значимости
для личности.

Процесс
целенаправленного восприятия объекта
состоит из следующих перцептивных
действий:

1)
поиск объекта

2)
выделение наиболее характерных ему
признаков

3)
опознание объекта, т.е. отнесение его к
определенной категории вещей или
явлений.

Можно
так же рассматривать изучение восприятия
с разных точек зрения ( с точки зрения
объектного подход: где не учитывается
особенность субъекта, используется
универсальный язык выделяются и
описываются элементарные процессы –
это ассоционизм, и гештальтпсихология,
субъектный подход – субъект активен,
процесс решения задач требует средств,
влияние прошлого опыта. – здесь
бессознательные умозаключения –
Гельмгольц, перцептивные гипотезы –
Грегори, Брунер – категоризация. С точки
зрения субъект-объектногоподхода –
экологическая психология Гибсона.)

  1. Двойственная
    природа перцептивного образа.

С
одной стороны, образ восприятия результат
чувственного познания – качество
объекта (А.Н. Леонтьев – чувственная
ткань у каждого своя), с другой стороны
— предметен по содержанию.

Леонтьев
выделил чувственную ткань и предметное
содержание. Это значит, что всякая вещь
первично положена объективно – в
объективных связях предметного мира;
что она – вторично – полагает себя
также и в субъективности, чувственности
человека, и в человеческом сознании (в
своих идеальных формах). Из этого нужно
исходить и в психологическом исследовании
образа, процессов его порождения и
функционирования. Факт состоит в том,
что когда я воспринимаю предмет, то я
воспринимаю его не только в его
пространственных измерениях и во
времени, но и в его значении. Когда,
например, я бросаю взгляд на ручные
часы, то я, строго говоря, не имею образа
отдельных признаков этого предмета, их
суммы, их «ассоциативного набора».
На этом, кстати сказать, и основана
критика ассоциативных теорий восприятия.
Недостаточно также сказать, что у меня
возникает прежде всего картина их формы,
как на этом настаивают гештальтпсихологи.
Я воспринимаю не форму, а предмет,
который есть часы.

Конечно,
при наличии соответствующей перцептивной
задачи я могу выделить и осознать их
форму, отдельные их признаки – элементы,
их связи. В противном случае хотя все
это и входит в фактуру
образа, в его чувственную
ткань,

но фактура эта может свертываться,
стушевываться, замещаться, не разрушая,
не искажая предметности образа.

Включенность
живых организмов, системы процессов их
органов, их мозга в предметный,
предметно-дискретный мир приводит к
тому, что система
этих процессов наделяется содержанием,
отличным от их собственного содержания,
содержанием, принадлежащим самому
предметному миру.

  1. Виды
    восприятия.

Восприятие
формируется на основе ощущений разных
модальностей. В зависимости от того,
какой из анализаторов является ведущим
в данном акте восприятия, различают
зрительное, слуховое, осязательное,
вкусовое и обонятельное восприятие.
Важную роль во всех видах восприятия
играют двигательные (кинестетические)
ощущения, хотя последние и не всегда
отчетливо осознаются человеком. Так,
зрительное восприятие, помимо собственно
зрительных ощущений (цвета, света и т.
д.), включает также кинестетические
ощущения, возникающие при перемещении
глаза (аккомодация, конвергенция и
дивергенция, перевод глаза из одного
положения в другое). Особенно велика
роль кинестетических ощущений в
осязательном восприятии. Большую роль
во вкусовом восприятии играют движения
языка, а в обонятельном — движения
органов дыхания. В процессе слухового
восприятия активное участие могут
принимать слабые движения артикуляционного
аппарата. Движения, включенные в акт
восприятия, имеют значение в процессе
анализа воздействующих раздражителей,
уточнении ощущений, их синтезе в целостный
образ предмета и его пространственно-временной
локализации. У человека, владеющего
речью, последняя опосредствует восприятие,
обеспечивая его осмысленность. Участие
речи в восприятии создает возможность
абстракции и обобщения свойств предметов
и явлений путем их словесного обозначения
(называния).

  1. Свойства
    восприятия.

Предметность
– выражается в отношении сведений,
получаемых из внешнего мира, к этому
миру. Предметность выполняет ориентирующую
и регулирующую функцию в практической
деятельности. Предметность как качество
восприятия играет особую роль в регуляции
поведения. Мы определяет предметы не
по их виду, а в соответствии с их
практическим назначением или их основным
свойством.

Целостность
– восприятие есть всегда целостный
образ предмета. Он складывается на
основе: обобщение знаний об отдельных
свойствах и качествах предмета, получаемых
в виде различных ощущений. Компоненты
ощущения настолько прочно связаны между
собой, что единый сводный образ предмета
возникает даже когда на человека
непосредственно действуют только
отдельные части объекта (бархат, мрамор).

Структурность
– восприятие не является простой суммой
ощущений. Мы воспринимаем фактически
абстрагированную из этих ощущений
обобщенную структуру. Человек слушает
мелодию, и услышанные ранее ноты еще
продолжают звучать у него в уме, когда
поступает новая нота. Слушающий понимает
музыкальную вещь, т.е. воспринимает ее
структуру в целом. Источники целостности
и структурности восприятия лежат в
особенностях самых отражаемых объектов.

Константность
– благодаря константности мы воспринимаем
окружающие предметы как относительно
постоянные по форме, цвету, величине и
т.д. Действительным источником
константности восприятия являются
активные действия перцептивной системы.
Многократное восприятие одних и тех же
предметов при разных условиях обеспечивает
постоянство перцептивного образа
относительно изменчивых условий, а
также движений самого рецепторного
аппарата. Свойство константности
объясняется тем, что восприятие
представляет собой своеобразное
саморегулирующееся действие, обладающее
механизмом обратной связи и подстраивающееся
к особенностям воспринимаемого объекта
и условиям его существования. Без
константности человек не смог бы
ориентироваться в бесконечно многообразном
и изменчивом мире.

Осмысленность
– восприятие у человека тесно связано
с мышлением, с пониманием сущности
предмета. Сознательно воспринимать
предмет – значит мысленно назвать его,
т.е. отнести к определенной группе,
классу, обобщение его в слово. Даже видя
незнакомый предмет, мы пытаемся его
сравнить, найти сходство со знакомым.

Избирательность
– восприятие зависит от индвидуальных
различий между людьми и от условий.

Общая психопатология | Обучение | РОП


Ощущение — первая ступень познавательной деятельности. Ощущение дает информацию лишь об одном каком-либо свойстве (качестве) предмета или явления при их непосредственном воздействии на органы чувств (анализаторы). Например, ощущение может дать такие сведения о свойствах окружающих нас предметов и явлений, как горячий или холодный, тяжелый или легкий, яркий или темный, громкий или тихий и пр.

Ощущения условно можно разделить на:

  • экстероцептивные (сигналы из внешнего мира; в соответствии с анализаторами: зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые ощущения)
  • проприоцептивные (сигналы о положении тела в пространстве)
  • интероцептивные (сигналы от внутренних органов)

Свойства ощущений (та информация, которую они дают):

  • модальность (качество; основная информация, отображаемая данным ощущением; например, вкусовые ощущения предоставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета: сладкий или кислый, горький или соленый; температурная чувствительность — о температуре и пр.)
  • интенсивность (зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции; например, при насморке интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена из-за затруднений в работе рецепторов)
  • длительность
  • пространственная локализация

Синестезия («совместное чувство») — особенность чувственного познания, когда наряду со специфической для того или иного стимула модальностью ощущения возникают ощущения и других модальностей. Самый известный пример: цветной слух, т.е. способность вместе со звуками воспринимать определенные цвета. Сам по себе феномен синестезии не является патологией, считается, что он имеет важное значение для развития тонко дифференцированных процессов восприятия, особенно у музыкантов, художников, дегустаторов и пр.

Восприятие — психический процесс, позволяющий получить информацию о явлениях и предметах в целом, в совокупности их свойств, сформировать их целостный образ. Восприятие завершается узнаванием.

Восприятие — не просто сумма ощущений, а скорее процесс и результат их обработки. Оно включает систематизацию и интерпретацию информации, поступающей от органов чувств (в том числе на основе прошлого опыта, хранящегося в памяти — см. представление).

Восприятие является сложным процессом, в котором задействованы многие сферы психической деятельности человека: внимание (необходимо для отделения объекта от фона), память (узнавание основано на хранящейся в памяти информации), мышление (например, выделение и сопоставление наиболее важных признаков), моторная сфера (например, «ощупывающие» движения глаз при рассматривании предметов и пр.), эмоции (как будет видно далее, значительная часть симптомов нарушения чувственного познания связаны с определенными эмоциональными состояниями) и даже особенности личности [так, в некоторых направлениях психологии получили развитие теории о связи познания и особенностей темперамента, познавательных (когнитивных) «стилях» личности и т.д.].

Способность к восприятию не является врожденной, процессы восприятия проходят последовательные этапы развития у ребенка в первые годы его жизни. Он постепенно учится рассматривать и различать окружающие его объекты, вслушиваться в звуки, запоминает образы и их обозначения и т.д. При этом «обучение» сложным аспектам восприятия может происходить не только у детей, но и у взрослых на протяжении всей жизни (например, становление дифференцированного восприятия оттенков вкуса у вин, звучания тонов сердца при аускультации и пр.). Как мы увидим далее, таким же постепенным, как и становление процессов восприятия, может быть и их распад при патологии соответствующих центров коры (см. агнозии).

Можно выделить восприятие:

  • предметов и явлений (предметное восприятие)
  • пространства
  • движения
  • времени

Представление — процесс воспроизведения в памяти или воображении наглядных образов предметов или явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств (т.е. эти образы основаны на сохранившихся прошлых ощущениях и восприятиях).

Представлением называют как сам процесс, так и результат этого процесса, т.е. представляемый образ.

Каждый из нас может представить перед своим «мысленным взором» образ практически любого предмета или явления, с которым ему прежде приходилось часто встречаться, или пережить хотя бы однократную, но достаточно яркую и запоминающуюся встречу. Например, мы можем представить себе образ президента своей страны, машины любимой марки, самолета, представить звучание голоса известного актера и пр. В других случаях, задавшись соответствующей целью, мы можем вообразить себе какой-либо нереалистичный образ (например, человека со 100 руками), т.е. то, чего мы в жизни никогда не видели, однако комбинировать этот образ мы будем из того, с чем прежде встречались в жизни.

На самом деле способность представлять себе такие образы у разных людей выражена по-разному, у кого-то это получается лучше (обычно у художников, дизайнеров), у кого-то хуже.

Представляемые образы обычно нестойки, т.е. когда фокус нашего внимания смещается на что-то другое, они быстро распадаются. Проецируются эти образы в некое субъективное пространство, не связанное с реальным пространством, окружающим человека в текущий момент (т.е. мы можем представить себе что-то очень большое, например самолет, размер помещения, в котором при этом находимся, не имеет никакого значения, ибо представляемые образы никак не связаны с этим реальным пространством).

Образы представлений могут возникать произвольно (в соответствии с нашим волевым усилием) или непроизвольно (например, глядя на лимон, мы вместе с этим часто непроизвольно представляем его кислый вкус). К непроизвольным представлениям можно также отнести сновидения.

Поскольку представления возникают при отсутствии действующих на органы чувств объектов, они менее ярки, менее детальны, более фрагментарны, чем обычное восприятие реальных объектов. При этом представления более схематизированы и обобщены, чем восприятие, так как отражают наиболее характерные особенности, свойственные целому классу сходных объектов. Степень обобщенности в представлениях может быть различной. Так называемые единичные представления (например, образ своей матери) индивидуальны и конкретны, хотя и они содержат некую степень обобщения, поскольку являются суммированными образами многих восприятий конкретного объекта. Общие представления более абстрактны и объединяют в себе прежде воспринимавшиеся образы множества схожих предметов (например, образ матери в целом как обобщенный образ женщины, воспитывающей своих детей).

Представление является переходной ступенью от восприятия к абстрактно-логическому мышлению (т.е. к абстрактным понятиям). В отличие от понятий представления еще не содержат выделения внутренних, скрытых от непосредственного восприятия закономерных связей и отношений.

Можно представить себе такую условную последовательность этапов обработки информации, проходящей путь от процесса ощущения к мышлению:

  • ощущение (например, веса наступившего вам на ногу попутчика в метро)
  • восприятие (например, попутчика, с которым вы едете в метро, который только что наступил вам на ногу и которого вы теперь рассматриваете)
  • представление (например, образ того попутчика в метро, который вчера наступил вам на ногу)
  • понятие (например, о характеристиках попутчиков, которые обычно больно наступают на ноги в метро)

Нейробиология процессов ощущения, восприятия, представления

Первичная, субкортикальная обработка информации, поступающей от всех органов чувств (за исключением обоняния), происходит в таламусе (зрительном бугре). Дальнейшая обработка происходит в корковых центрах анализаторов — первичных (проекционных, проводящих оценку отдельных параметров объектов), вторичных (проводящих более сложный, комплексный анализ воспринимаемой информации) и третичных (ассоциативных, объединяющих информацию от разных анализаторов). Более того, обработка поступающей информации может проводиться на разных «уровнях» и в различных «направлениях».

Например, для зрительного восприятия: из первичных зрительных центров, расположенных в затылочных долях коры больших полушарий, для дальнейшей обработки информация идет в двух направлениях: дорсальном (в направлении задней части теменной доли коры) и вентральном (в направлении нижней части височной доли коры).

Дорсальный поток информации (канал «где?») необходим для оценки пространства, локализации в нем объекта, оценки его движения; эта информация определяет движения глаз, необходимые для целостного восприятия объекта.

Вентральный поток информации (канал «что?») связан с узнаванием объекта, предметным восприятием. При этом по мере «движения» информации от первичной зрительной коры (затылка) по вентральному потоку (к направлению полюса височной зоны) происходит все более дифференцированное восприятие предметов. В височной коре «хранятся» образы представлений всех предметов, на их основе и происходит узнавание. Локализация этого «хранения» семантически организована (по смысловым категориям, т.е. предметы, относящиеся к одной категории, хранятся рядом).

Эти нейрофизиологические особенности восприятия позволяют понять различные варианты патологии восприятия, например, различные варианты агнозии или галлюцинаций.

Вопрос 11Общее представление о восприятии. Классификация и свойства восприятия.

Если в результате ощущения человек
получает знания об отдельных свойствах,
качествах предметов (что-то горячее
обожгло, что-то яркое блеснуло впереди
и т. д.), то восприятие дает целостный
образ предмета или явления. Оно
предполагает наличие разнообразных
ощущений и протекает вместе с ощущениями,
но не может быть сведено к их сумме.

Восприятие- процесс приёма и переработки
человеком различной информации,
поступающей в мозг через органы чувств.
Завершается формированием образа.

Свойства восприятия:

1. Целостность, т. е. восприятие
есть всегда целостный образ предмета.
Однако способность целостного зрительного
восприятия предметов не является
врожденной.

2.Константность восприятия
— благодаря константности мы воспринимаем
окружающие предметы как относительно
постоянные по форме, цвету, величине и
т. п.

Константность восприятия — не врожденное
свойство, а приобретенное. Нарушение
константности восприятия происходит,
когда человек попадает в незнакомую
ситуацию, например, когда люди смотрят
с верхних этажей высотного здания вниз,
то им автомобили, пешеходы кажутся
маленькими; в то же время строители,
работающие постоянно на высоте, сообщают,
что они видят объекты, расположенные
внизу, без искажения их размеров.

3. Структурность восприятия
— восприятие не является простой суммой
ощущений. Мы воспринимаем фактически
абстрагированную из этих ощущений
обобщенную структуру. Например, слушая
музыку, мы воспринимаем не отдельные
звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее
исполняет оркестр, либо один рояль, или
человеческий голос, хотя отдельные
звуковые ощущения различны.

4.Осмысленность восприятия(Категориальность)— восприятие
тесно связано с мышлением, с пониманием
сущности предметов. Человеческого
восприятия проявляется в том, что оно
носит обобщенный характер, и каждый
воспринимаемый предмет мы обозначаем
словом-понятием, относим к определенному
классу. В соответствии с этим классом
нами в воспринимаемом предмете ищутся
и видятся признаки, свойственные всем
предметам данного класса и выраженные
в объеме и содержании этого понятия

5.Избирательность восприятия
— проявляется в преимущественном
выделении одних объектов по сравнению
с другими. Она зависит от интересов,
потребностей, установок личности.

6. Предметность
это способность человека воспринимать
мир в виде конкретных предметов,
относящихся к определённому классу
явлений. При этом мозг чётко различает
предмет, контур, фон их восприятию.

Виды восприятия
выделяют:

1. По анализатору– в основе которого
лежат различия анализаторах участвующих
в восприятии: зрительные, слуховые,
кинестетические, обонятельные, вкусовые.

2. По форме существования материи:
а) восприятия пространства (играет
большую роль во взаимодействии ч-ка с
окружающей средой, являясь необходимым
условием ориентировке в ней. Оно
представляет собой отражение объективно
существующего пространства и включает
в себя восприятие формы, величины
рельефа, удалённости, направления) б)
восприятие времени ( отражение объективной
длительности, скорости, последовательности
явлений действительности) в) восприятие
движения (отражение изменения положения,
которое объекты занимают в пространстве).
3.Произвольное восприятие
(преднамеренное) характеризуется тем
что в их основе лежит сознательно
поставленная цель. Они связаны с волевыми
усилиями ч-ка

4.Непроизвольные ( непреднамеренные)
восприятие- это такие восприятия при
которых предметы окружающей
действительности воспринимаются без
специально поставленной задачи когда
процесс восприятия не связан с волевыми
усилиями.

5.Организованное восприятие(наблюдение) – это целенаправленное
планомерное восприятие предметов или
явлений.

Наблюдение отличается от простого
восприятия тем, что здесь ведущую роль
играет вторая сигнальная система.

6. Неорганизованное восприятие
это обычное непреднамеренное восприятие
окружающей действительности.

7. Симультанное( одномоментное) –
как фото.

8. Сукцессивное( развёрнутое) – в
фильмах.

Большее
теоретическое и практическое значение
имеет классификация восприятий по
видам отображения в них объектов
окружающего мира. С этой точки зрения
можно выделить среди восприятий
следующие группы:

1.Восприятие
предметов окружающего мира, отображающее
особенности их вещного, телесного
бытия.

2.Восприятие
пространства, пространственных отношений
между вещами.

3.Восприятие
времени, временных отношений между
вещами и явлениями окружающего нас
мира.

4.Восприятие
движений как совершаемых предметами,
вне нас находящимися, так и наших
собственных движений.

Билет 10. Общая характеристика восприятия. Отличие восприятия от ощущения.

Восприятие
— это отражение в психике человека
предметов и явлений мира в целом (в
комплексе свойств) при их непосредственном
воздействии в данный момент на органы
чувствительности.

Особенность
восприятия заключается в отражении
предмета в целом, как такового, а не
механического набора отдельных
свойств. Причина подобной предметной
целостности восприятия состоит не
только в «суммировании» образов
различных ощущений, не только в
наличии соответствующей физиологической
«картинки». В предметном восприятии
необходимо участие памяти, мышления,
опыта человека.

Именно
восприятие наиболее тесно связано с
преобразованием информации, поступающей
прямо из внешней среды. При этом
формируются образы, с которыми в
дальнейшем оперируют внимание, память,
мышление, эмоции. В зависимости от
анализаторов различают следующие виды
восприятия: зрение, осязание, слух,
кинестезию, 

Билет 11. Свойства восприятия.

  1. Основное
    свойство восприятия — это его
    предметность , которая сочетается со
    свойством целостности, а зачастую —
    осмысленности. Отразить предмет —
    значит увидеть (или услышать) нечто
    целостное, функционально завершенное,
    для чего-то нужное, имеющее определенное
    значение.

  2. Образ
    восприятия обладает свойством
    обобщенности (кате-гориальности), что
    непосредственно вытекает из качества
    предметности и является следствием
    участия в нем речи. Воспринятый
    предмет называется, а значит,
    классифицируется, относится к
    определенному разряду.

  3. Третьим
    свойством восприятия является его
    относительная константность , что
    относится к восприятию формы, цвета,
    величины (удаленности) предмета
    независимо от резко изменяющихся
    объективных условий перцепции.

Восприятие
динамично, т.е. находится в развитии,
изменении.

объем
восприятия
 —
количество объектов, которое может
воспринять человек в течение одной
фиксации;
точность
восприятия
 —
соответствие возникшего образа
особенностям воспринимаемого
объекта;
полнота
восприятия
 —
степень соответствия возникшего образа
особенностям воспринимаемого
объекта;
быстрота
восприятия
 —
время, необходимое для адекватного
восприятия предмета или явления. 

Билет 12. Виды восприятия.

Первичное
и вторичное восприятие
.
Первичное восприятие формирует образ,
картину ситуации на основе обработки
ощущений от органов чувств. Другое
название первичного восприятия — внешние
чувства. Вторичное восприятие создает
представление о происходящем на основе
самой разнообразной информации, включая
не только собственные ощущения, но и
воспоминания, фантазции, рассказы
окружающих и все что угодно другое.

Личное
и социальное восприятие
.
Социальное восприятие (социальная
перцепция) — восприятие, направленность
и способ которого определяется окружающими
людьми и обществом в целом. В частности,
это восприятие, направленное на создание
представления о себе, других людях,
социальных группах и социальных явлениях.
Социальное восприятия противопоставляют
личному восприятию, направленность и
способ которого определяется самим
человеком, его индивидуальными
особенностями и склонностями

Модальности
восприятия
.
Так же, восприятие отличается по
модальности (визуал,аудиал,кинестетик,дигитал),
в зависимости от используемогоканала
восприятияи последующей переработке
в той или инойрепрезентативной
системе. СмотриРепрезентативная
система, канал восприятия и модальность

.
Объемность восприятия.

Если человек смотрит на происходящее
только из одной точки зрения, его точка
зрения одностороння. Если с разных
позиций — его восприятие объемно. Если
он, глядя, видит только то, что ожидает
видит или видеть ему положено, говорят
о том, что у него плоское восприятие.

Произвольность
(управляемость) восприятия
.
Как правило, первичное восприятие
полностью непроизвольная функция.
Научиться воспринимать либо не
воспринимать что-либо теоретически
можно, практически очень сложно и мало
когда востребовано.

Субъективность
восприятия
.
В восприятии всегда, хотя и в разной
степени, присутствует момент субъективности:
то, что человек видит, зависит не только
от того, что перед ним находится на самом
деле, объективно, а еще и того, что это
за человек, каков его прошлый опыт,
привычки, страхи и надежды, в каком он
настроении. Основные моменты, определяющие
субъективность восприятия, это
используемые шаблоны, ценностная
избирательность, воображение и
интерпретация, позиции восприятия,
гендерные особенности.

Живое,
обдуманное — и пассивное, шаблонное
восприятие.
Восприятиеможет
быть более и менее внимательным — мельком,
живым, а не шаблонным и осознанным,
обдуманным (а не рефлекторным). Необдуманное
(пассивное) восприятие – картинки
постоянно сменяют друг друга, непрерывным
потоком проходя через наше сознание.
Они нам привычны и не очень важны – чего
о них думать? Мы видим мир целостным
круглые сутки – а не только когда нам
это нужно. У детей – чаще состояние
живого и обдуманного восприятия – ведь
вокруг так много нового!

Апперцепция
Когда мы обратили внимание и поняли,
что увидели — такое восприятие
называется апперцепцией.
Что поняли – это уже вопрос второй.
Разные люди разные ситуации трактуют
очень по-разному.

Различия в восприятии

Кто-то может сказать то, что вы считаете простым восклицательным предложением — «Заработайте зачет колледжа, обучаясь за границей!» — но на ум может прийти мысль: «Как я смогу вписаться в чужую страну в качестве аутсайдера! ? » Что делает вас членом группы? То, как вы отличите тех, кто принадлежит к нашей семье, группе или сообществу, от тех, кто не принадлежит, является центральным в нашем изучении коммуникации. Научиться видеть проблемы и опыт с разных точек зрения может быть сложной задачей, но усилия того стоят.Более глубокое понимание друг друга может положительно повлиять на наше общение и повысить степень, в которой мы можем делиться и понимать значение языков, культур и различных точек зрения.

Почему мы все не смотрим в глаза?

Люди по-разному воспринимают вещи. Мы выбираем различные аспекты сообщения, чтобы сосредоточить наше внимание на том, что нас интересует, что нам знакомо или что мы считаем важным. Часто наши навыки слушания нуждаются в улучшении.Слушание и мышление напрямую связаны. Когда вы читаете, что вы слышите? Когда вы разговариваете с кем-то, что вы слышите? Если звук ваших мыслей или голоса является хотя бы одним из ваших ответов, значит, общение не происходит. Попробуйте прочитать этот абзац еще раз без перерыва. Возможно, вы склонны бегать по словам или сосредотачиваться на ключевой лексике, но если вы позволяете своим мыслям отклоняться от текста, который вы читаете, даже на мгновение, вы прерываете обработку написанного слова или чтение.Перерывы ухудшат вашу способность понимать и запоминать информацию, а также усложнят учебу.

Чтобы лучше понять восприятие, мы рассмотрим, как вы выбираете обращать внимание, запоминать и интерпретировать сообщения в процессе общения.

Индивидуальные различия в восприятии

Почему люди воспринимают вещи по-разному? Чтобы ответить на вопрос, вспомните, что все мы занимаемся отбором или выбираем одни стимулы, игнорируя другие.Мы существуем как личности внутри сообщества, независимо от того, осознаем ли мы это. Тебе нравится музыка 80-х? Предпочитаете Битлз? До 2005 года ничего? Ваши вкусы в музыке связаны с чувствами, а то, что вы выбираете, зависит от вашего контекста и окружающей среды. На ваши привычки, ценности и взгляды на жизнь влияет то, откуда вы и где находитесь.

Атрибуты, которые заставляют людей воспринимать вещи по-разному, известны как индивидуальные различия. Атрибуты, которые заставляют разных людей воспринимать вещи по-разному.. Давайте рассмотрим несколько самых важных из них.

Физические характеристики влияют на то, как мы воспринимаем информацию и реагируем на нее. Вас могут попросить разработать знак с надписью «Берегите голову», который будет размещен рядом с выступом высотой шесть футов шесть дюймов, который находится над уровнем пола. Хотя некоторым очень высоким людям придется побеспокоиться о том, чтобы не удариться головой о выступ, большинство людей в мире не такие высокие. Высокие и невысокие люди воспримут этот знак по-разному.

Ваше психологическое состояние также может влиять на то, что вы читаете и слушаете, и на то, почему вы это делаете.Папка для действий в чрезвычайных ситуациях на стене рядом с аптечкой не имеет большого значения для вас, пока ваш коллега не упадет и не получит серьезные порезы и синяки. Если бы вас попросили разработать папку и ее содержимое, могли бы вы предвидеть психологическое состояние тревоги, которое, вероятно, будет присутствовать, когда кому-то понадобится информация? В таком случае вы можете использовать четкие маркированные списки, краткие декларативные предложения и диаграммы для ясного общения.

Ваша культура играет важную роль в том, что и как вы воспринимаете свой мир.Вы можете принадлежать к культуре, которая ценит сообщество. Например, сообщение в рекламе гласит: Выделитесь из толпы . Учитывая ваше культурное происхождение, этот слоган может оказаться не очень эффективным для привлечения вашего внимания.

Наш набор восприятия включает наши отношения, убеждения и ценности относительно мира. Возможно, вы слышали фразу «Глядя на мир через розовые очки» и даже можете думать о ком-то в качестве примера. Мы воспринимаем мир через опосредованные образы и средства массовой информации.Мы также узнаем друг друга в группах. Все эти переживания помогают сформировать наши умственные ожидания относительно того, что происходит и что произойдет.

Подумайте о предпочтениях вашего бренда, о выборе транспорта, о своем самовыражении через одежду, прическу и украшения — все эти внешние символы в некотором роде отражают то, как вы относитесь к себе в своем сообществе и в мире. Мы можем расширить эту перспективу множеством способов, как положительных, так и отрицательных, и увидеть, что понимание точки зрения аудитории приобретает новый уровень важности.

Ключевые вынос

На наше восприятие влияют наши индивидуальные различия и предвзятые представления.

Упражнения

  1. Когда вы смотрите фильм с друзьями, обязательно поговорите о нем после и послушайте, как каждый человек воспринимает аспекты фильма. Попросите каждого описать это не более чем десятью словами. Они использовали одни и те же слова? Вы видели это так или иначе? Вы уловили все точки, системы отсчета, ценности или упустили какую-либо информацию? Что это говорит о восприятии?
  2. Вспомните случай, когда вы неправильно поняли сообщение.Каким было ваше психологическое состояние в то время? Как вы думаете, вы бы поняли это сообщение по-другому, если бы находились в другом психологическом состоянии?
  3. Вспомните случай, когда кто-то неправильно понял ваше сообщение. Что случилось и почему? Поделитесь и сравните с одноклассниками.

.

Различное восприятие в общении

Различие между эффективным и неэффективным общением можно проследить в том, насколько хорошо взаимодействующие стороны справляются с четырьмя аспектами процесса коммуникации: различия в восприятии, эмоции, несоответствия между вербальным и невербальным общением и предшествующее доверие (или недоверие) между сторонами.

Различных восприятий:

Это один из самых распространенных коммуникационных барьеров. Люди с разным уровнем знаний и опыта часто воспринимают одно и то же явление с разных точек зрения.Предположим, что новый руководитель хвалит рабочего конвейера за его эффективность и высокое качество работы. Начальник искренне ценит усилия работника и в то же время хочет побудить других подражать его или ее примеру. Однако другие на конвейере могут расценить выделение рабочих для похвалы как знак того, что он или она «смазывает босса маслом». Они могут реагировать поддразниванием или откровенной враждебностью. Таким образом, индивидуальное восприятие одного и того же сообщения радикально различается.

Языковые различия часто тесно связаны с различиями в индивидуальном восприятии. Для правильной передачи сообщения используемые слова должны означать одно и то же для отправителя и получателя. Предположим, что разные отделы компании получают памятку, в которой говорится, что новый продукт будет разработан в «короткие сроки». Для людей, занимающихся исследованиями и разработками, «короткий срок» может означать два или три года. Для сотрудников финансового отдела «короткое время» может составлять от трех до шести месяцев, тогда как отдел продаж может воспринимать «короткое время» как несколько недель.Поскольку некоторым словам может быть присвоено множество различных значений (каждое из 500 наиболее распространенных английских слов имеет в среднем 28 определений). Необходимо внимательно следить за тем, чтобы получатель получил сообщение, предназначенное отправителем.

Различия в восприятии могут возникать из-за гендерных различий. Различия в общении и стили общения между полами были темой многих недавних исследований. Исследования последнего десятилетия показали, что женщины и мужчины в нашей культуре используют разные стили речи и, как правило, играют разные роли в разговоре друг с другом.Эти различия могут привести к недопониманию и конфликтам. Например, лингвист Робин Лакофф из Калифорнийского университета отметил, что женщины, которые говорят прямо и уверенно, могут подвергаться остракизму как «неженственные» как со стороны мужчин, так и со стороны женщин. С другой стороны, женщины, которые принимают более «традиционный» женский стиль и роль, то есть более осторожно выражают свои мысли и усерднее работают, чтобы привлечь чье-то внимание, могут быть отвергнуты как люди с тусклым интеллектом или не будут приняты всерьез. Гендерное общение, а также межкультурное общение останутся важными областями организационного понимания.

Преодоление различий в восприятии:

Чтобы преодолеть различия в восприятии и языках, сообщение должно быть объяснено так, чтобы его могли понять получатели с разными взглядами и опытом. По возможности, мы должны узнать о прошлом тех, с кем мы будем общаться. Сочувствие — взгляд на ситуацию с точки зрения другого человека — и откладывание реакции до тех пор, пока соответствующая информация не будет взвешена, поможет уменьшить двусмысленность. Когда тема неясна, очень важно задавать вопросы.

Чтобы преодолеть языковые различия, особенно полезно попросить получателя подтвердить или переформулировать основную часть сообщения. Когда все члены организации или группы собираются иметь дело с новой терминологией, возможно, стоит разработать учебный курс обучения, чтобы познакомить их с новой темой. Получателей можно поощрять задавать вопросы и искать разъяснения по неясным моментам.

.

Чем отличается восприятие сотрудников и работодателей

Согласно исследованию, проведенному Nielsen по заказу PNB Metlife Insurance, существует значительный разрыв в степени лояльности друг к другу, с точки зрения работодателей и сотрудников.

Неудивительно обнаружить, что сотрудники и работодатели не совпадают, когда дело доходит до их мнения об их организации и рабочем месте.

Согласно исследованию, проведенному Nielsen по заказу PNB Metlife Insurance, существует значительный разрыв между тем, как работники и работодатели воспринимают прочность своих отношений и качеством своего рабочего места.

Исследование показывает, что, хотя 71% работодателей полагают, что их сотрудники лояльны к организации, только 53% сотрудников демонстрируют какое-либо чувство лояльности по отношению к своим работодателям.

Точно так же только 48% сотрудников считают, что их организация лояльна к ним, в то время как колоссальные 68% работодателей считают, что они лояльны своим сотрудникам. Кажется, что существует пробел во внутреннем общении, поскольку, несмотря на то, что работодатели чувствуют ответственность перед своими сотрудниками, оно не распространяется на последних.

В то время как 69 процентов работодателей считают свою организацию отличным местом для работы, только 53 процента сотрудников вызывают подобные эмоции.

Это означает, что либо работодатели предпочитают закрывать глаза на проблему, либо они действительно игнорируют реальную ситуацию. В обоих случаях это опасное предложение.

Если верить исследованию, индийские работодатели также не смогли оценить реальные потребности своих сотрудников.

Мария Моррис

Далее исследование показывает, что для среднего индийского служащего финансовая безопасность семьи в случае преждевременной смерти является главной заботой.Фактически, 73 процента респондентов в опросе предпочитают полис страхования жизни в качестве льготы, но только 61 процент организаций были готовы предложить то же самое в качестве льгот.

Напротив, в то время как 85 процентов работодателей, вероятно, предлагали пособия в случае тяжелого заболевания, только 39 процентов сотрудников имели его в своем списке желаний. 70 процентов компаний хотят предлагать подарочные сертификаты в качестве льгот, но только 22 процента сотрудников оценят то же самое.

Понимание потребностей сотрудников имеет первостепенное значение, поскольку около 51% сотрудников считают, что улучшенный пакет льгот заставит их остаться в компании.Около 47% сотрудников заявили, что хотели бы работать у другого работодателя в течение года.

Исследование раскрывает тот факт, что сотрудники ценят льготы, но многие не понимают, что им предлагают. Около 85% сотрудников проголосовали за индивидуальное общение по этому поводу. Предпочтительные каналы связи включают групповые личные встречи, акции, направленные сотрудникам в ответ на жизненные события, и вебинары по преимуществам.

Мария Моррис, исполнительный вице-президент по программе Global Employee Benefits, MetLife, говорит: «Льготы для сотрудников становятся ценным инструментом, помогающим работодателям выиграть войну за таланты.”

«Во всем мире мы видим, что работодатели все чаще сталкиваются с проблемой поиска способов привлечения и удержания талантов, а также повышения лояльности и приверженности при одновременном управлении затратами», — добавляет она.

В рамках этого общеиндийского опроса были опрошены 323 работодателя и 2432 сотрудника, относящиеся к МСП, средним организациям, многонациональным компаниям и крупным индийским корпорациям.

Цените наш контент … вносите свой вклад в наш рост. Даже небольшой взнос в месяц будет для нас большим подспорьем.

Вот уже пять лет мы обслуживаем промышленность ежедневными новостями и историями.Наш контент бесплатный для всех, и мы планируем сохранить его в таком виде.

Поддержите HRKatha. Pay Here (это займет всего минуту)

.

Восприятие и понимание1 Цели урока Почему у разных людей разные представления? Какие факторы влияют на восприятие? Как обострить восприятие?

Презентация на тему: «Восприятие и понимание1 Цели урока Почему восприятие различается между людьми? Какие факторы влияют на восприятие? Как обострить восприятие?» — стенограмма презентации:

1

Восприятие и понимание1 Цели урока Почему восприятие у разных людей разное? Какие факторы влияют на восприятие? Как обострить восприятие?

Perception and Understanding1 Lesson Objectives Why perceptions differ among people.

2

Восприятие и понимание2 Процесс восприятия Восприятие: активный процесс выбора, организации и интерпретации людей, объектов, событий, ситуаций и т. Д.–Активный –Три взаимосвязанных процесса Примеры из повседневной жизни…

Perception and Understanding2 Perception Process Perception: Active process of selecting, organizing, and interpreting people, objects, events, situations … etc.

3

Восприятие и понимание3 Выбор Замечание стимулов (избирательное внимание) Факторы, влияющие на выбор –Что выделяется –Что имеет значение –Что меняется –Что мы инструктируем себя обращать внимание –Другие мотивы: потребности, интересы…

Perception and Understanding3 Selection Noticing stimuli (selective attention) Factors influencing selection –What stands out –What matters –What changes –What we instruct ourselves to attend to –Other Motives: needs, interests …

4

Восприятие и понимание4 Организация Конструктивизм –Применение когнитивных структур (схем) для организации и интерпретации схем опыта –Прототипы: репрезентативные идеалы (категории) –Личные конструкции: ментальные критерии (суждения) –Стереотипы: прогнозные обобщения –Сценарии: руководства для последовательности деятельности

Perception and Understanding4 Organization Constructivism –Applying cognitive structures (schemata) to organize and interpret experience Schemata –Prototypes: representative ideals (of the category) –Personal constructs: mental yardsticks (of judgment) –Stereotypes: predictive generalizations –Scripts: guides for a sequence of activities

5

Восприятие и понимание5 Интерпретация Создание объяснений для наблюдений Атрибуции –Внутренний-внешний локус –Стабильность –Ответственность за контроль (под контролем или вне контроля) Самообслуживающая предвзятость –Тенденция служить личным интересам –Хорошие результаты Положительный / внутренний контроль — Плохие результаты Отрицательный / внешний контроль

Perception and Understanding5 Interpretation Creating explanations for observation Attributions –Internal-external locus –Stability –Responsibility of control (under or beyond control) Self-Serving Bias –Tendency of serving personal interests –Good results Positive / Internal control –Bad results Negative / external control

6

Восприятие и понимание6 Влияние на восприятие Физиологические факторы –Сенсорные способности, биоритм, возраст Ожидания –Предварительные намеки, подсознательная подготовка, позитивная визуализация Когнитивные способности –Когнитивная сложность (конструкции), личностно-ориентированность, эмпатия Социальные роли Культурные факторы

Perception and Understanding6 Influences on Perception Physiological factors –Sensory abilities, biorhythm, age Expectations –Prior hints, subliminal priming, positive visualization Cognitive abilities –Cognitive complexity (constructs), person-centeredness, empathy Social Roles Cultural Factors

7

Восприятие и понимание7 Рекомендации по оттачиванию навыков Избегайте чтения мыслей Проверяйте восприятие у других — Укажите, что вы заметили — Проверьте, воспринимают ли другие то же самое — Обратитесь за помощью с интерпретацией Различите факты от выводов Отслеживайте корыстные предубеждения

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *