Пример нормативной личности: НОРМАТИВНЫЕ ОБРАЗЦЫ ЛИЧНОСТИ — Студопедия

Содержание

НОРМАТИВНЫЕ ОБРАЗЦЫ ЛИЧНОСТИ — Студопедия

Нормативный образец личности можно определить сущностными характеристиками ее поведения, обусловленными не только субъективностью конкретного человеческого характера, но и культурными доминантами эпохи. Под ними подразумеваются нравственные идеалы. Нравственный идеал личности — это воплощение морально безупречного человека, являющегося олицетворением всех добродетелей, необходимых для конкретной эпохи, и служащим образцом для подражания. Во-первых, через нравственный идеал моральное сознание оценивает существующую действительность и людей как несовершенных, признает отсутствие каких-либо важных нравственных качеств. И, во-вторых, посредством нравственного идеала моральное сознание эти качества пытается восполнить, сделав наглядным примером поведения.

Восточный традиционализм (на примере Конфуция)

В книге великого Конфуция (551- 479 до н.э.) «Беседы и суждения» затрагивались вопросы нравственной природы человека, жизнь семьи, принципы управления. Процесс самосовершенствования личности связан, согласно его этической концепции, с уважением к старшим по возрасту, с преданностью и покорностью правителям. Человеку надо изживать в себе отрицательные качества (алчность, жестокость, хвастовство и др.). Внутрисемейные нормы общения должны быть перенесены на уровень всего общества. Тем самым это должно стать основой порядка и доверия народа по отношению к государству и государю. Точно зная свое место в обществе, человек действует только в соответствии с занимаемым им социальным положением.



Здесь необходимо опираться на понятие Дао (путь жизни, основа всех вещей). Конфуций представляет Дао как «золотую середину» человеколюбия и благородства. Управление государством находится в руках «благородного мужа»: «Благородный муж прям и тверд (непоколебим), но не упрям». В его ценностном арсенале находятся преданность служебному долгу, работа на благо общества, жизнь во имя процветания народа. Конфуций говорил, что «если государь должным образом относится к родственникам, в народе процветает человеколюбие». И «если государь не забывает о друзьях, в народе нет подлости». Конфуций заложил этические основы средневекового китайского воспитания и образования молодежи. Прежде всего, это «пять постоянств», или «пять добродетелей»: человеколюбие, чувство долга, благопристойность, разумность и правдивость.


Конфуций основал в Китае первую частную школу. История приписывает ему три тысячи учеников. Два этапа обучения составляли педагогическое кредо этого моралиста. На первом ребенок знакомился с нравственностью, музыкой, письмом и арифметикой. На втором постигал искусство безупречного поведения (добродетель), политику и управление, затем литературу и язык.

Конфуций нравственный идеал соотнес с понятием «благородного мужа» («цзюнь цзы»). Оно предполагает два взаимодополняемых смысла: принадлежность к аристократии и человеческое совершенство. Принадлежность к аристократии сама по себе еще не является гарантом человеческого совершенства, ибо для этого необходима упорная духовная работа над самим самой. Однако и для простого простолюдина не закрыта дорога к человеческому совершенству. И в то же время более высокое положение в человеческой и социальной иерархии требует более высокого уровня нравственной ответственности. Благородный муж – соединение всех высоких качеств, идеальная личность.

В первую очередь благородный муж имеет «жень» — «человеческое начало», означающее «милосердие», «человеколюбие», «гуманность».

«Благородный муж» стремится познать правильный путь – «дао».

«Благородный муж» всегда соблюдает принцип «сяо» и ритуал «ли» (церемонии) – конкретные нормы и образцы общественно достойного и ответственного поведения. Они являются нравственным мерилом поведения, оптимальной дистанцией во взаимоотношениях между разными по возрасту и социальному статусу людьми, обеспечивающим их согласное существование в обществе.

«Благородный муж» имеет высокий уровень воспитанности «вэнь», культуры и образованности. Это нравственно самостоятельная личность, целью которой является постоянное самосовершенствование и упорный труд над собой.

«Благородный муж» имеет ровные отношения с людьми, не судит их и заимствует у окружающих только лучшее.

«Благородный муж» заботится о том, чтобы его слова не расходились с поступками. Поэтому он сначала осуществляет задуманное, а потом говорит об этом.

В учении Конфуция идеальной личности противостоит «низкий человек» («сяо жень»). Он думает только о том, как бы извлечь собственную выгоду – представления о человеческом приличии и достоинстве, необходимость следования ритуалу не стали для него определяющими мотивами поведения. «Низкий человек» своевольный, грубый и невоспитанный, он судит других людей и предъявляет к ним требования, а в общении склонен к раздорам и даже может дойти до разбоя.

В разное время нравственный идеал находил и сейчас находит свое воплощение в конкретных персонах. Прежде всего, это были и есть религиозные образы – Будды, Христа, а также вымышленные литературные, художественные, исторические герои или реальные личности. Именно они позволяют оценивать человеку свои качества и поведение, стимулируют его активность, указывают человеку перспективу и цели саморазвития и самосовершенствования. Моральные идеалы объединяют воедино моральные нормы, принципы, моральные качества человека относительно более высокой цели, которой они служат.

Тема 2. Нормативные образцы личности1

Вопросы:

1.
Понятие «нормативный образец личности»
и «нравственный идеал лич­ности».

2.
Традиционалистический образец личности
(на примере Конфуция).

3.
Гедонистический образец личности.

4.
Аскетический образец личности.

5.
Ригористический образец личности.

6.
Утилитарный образец личности.

7.
Нигилизм как отрицание общепринятых
норм культуры.

1. Понятие «образец личности»

Нормативный
образец личности можно определить
сущностными характеристиками ее
поведения, обусловленными не только
субъектив­ностью конкретного
человеческого характера, но и культурными
доми­нантами эпохи. Под ними
подразумеваются нравственные идеалы.

Нравственный
образец личности —
это воплощение морально безупречного
человека, являющегося олицетворением
всех добро­детелей, необходимых для
конкретной эпохи, и служащим образцом
для подражания. Во-первых, через
нравственный образец моральное сознание
оценивает существующую действительность
и людей как не­совершенных, признает
отсутствие каких-либо важных нравственных
качеств. И, во-вторых, посредством
нравственного образца моральное сознание
эти качества пытается восполнить, сделав
наглядным при­мером поведения.

Стремление
человека к определенному идеальному
проекту своей жизни всегда находило
отражение в литературных источниках,
фольк­лоре, юридических текстах,
проповедях. Безусловно, идеал недостижим.
Однако путь к нему фиксировался и
превращался в норму этического поведения.
Из истории человечества можно видеть
типологию норма­тивных образцов
личности:

*
традиционалистический,

*
гедонистический,

*
аскетический,

*
ригористический,

*
утилитарный.

Отдельной
страницей является нормативный образец
личности, сформулированный древне­восточной
мудростью (концепция «благородного
мужа» Конфуция).

2. Традиционалистический образец личности (на примере конфуция)

В
книге великого китайского философа
Конфуция
(551—479
до н.э.) «Суждения и беседы» («Лунь юй»)
затрагиваются вопросы нравственной
природы человека, жизнь семьи, принципы
управления. Процесс самосовершенствования
личности связан, согласно его этиче­ской
концепции, с уважением к старшим по
возрасту, с преданностью и покорностью
правителям. Человеку надо изживать в
себе отрица­тельные качества (алчность,
жестокость, хвастовство и др.).
Внутри­семейные нормы общения должны
быть перенесены на уровень всего
общества. Тем самым это должно стать
основой порядка и доверия народа по
отношению к государству и государю.
Точно зная свое место в обществе, человек
действует только в соответствии с
занимаемым им социальным положением.

Здесь
необходимо опираться на понятие дао
(путь жизни, основа всех вещей). Конфуций
представляет дао как «золотую середину»
человеколюбия и благородства. Управление
государством находится в руках
«благородного мужа»: «Благородный муж
прям и тверд (не­поколебим), но не
упрям». В его ценностном арсенале —
преданность служебному долгу, работа
на благо общества, жизнь во имя процветания
народа. Конфуций говорил, что «если
государь должным образом отно­сится
к родственникам, в народе процветает
человеколюбие». И «если государь не
забывает о друзьях, в народе нет подлости».
Конфуций заложил этические основы
средневекового китайского воспитания
и образования молодежи. Прежде всего
это «пять постоянств», или «пять
добродетелей»: человеколюбие, чувство
долга, благопристой­ность, разумность
и правдивость. Конфуций предложил такие
форму­лировки «золотого правила
нравственности»: «Чего не желаешь себе,
того не навязывай другим», «Побуждай
людей к тому, в чем желаешь продвинуться
сам».

Конфуций
основал в Китае первую частную школу.
История при­писывает ему 3000 учеников.
Два этапа обучения составляли
педаго­гическое кредо этого моралиста.
На первом ребенок знакомился с
нравственностью, музыкой, письмом и
арифметикой. На втором постигал искусство
безупречного поведения (добродетель),
политику и управление, затем литературу
и язык.

Приведем
мудрые советы этого философа-моралиста:
«Полезных друзей 3 и вредных 3. Полезные
друзья — это друг прямой, друг искрен­ний
и друг много слышавший. Вредные друзья
— это друг лицемерный, друг льстивый и
друг болтливый (краснобай)»; «При виде
достойного человека думай о том, чтобы
сравняться с ним, а при виде недостойного,
исследуй самого себя (из опасения, как
бы у тебя не было таких же не­достатков)»;
«Когда слова утрачивают свое значение,
народ утрачивает свою свободу»; «Будучи
вне дома, держите себя так, словно вы
при­нимаете гостей. Пользуясь услугами
людей, ведите себя так, словно совершаете
торжественный обряд. Не делайте другим
того, чего себе не пожелаете. Тогда ни
в государстве, ни в семье не будет
недовольных».

Китайский
философ Конфуций нравственный идеал
соотнес с поня­тием «благородного
мужа» («цзюнь-цзы»).
Оно предполагает два взаимодополняемых
смысла: принадлежность к аристократии
и чело­веческое совершенство.
Принадлежность к аристократии сама по
себе еще не является гарантом человеческого
совершенства, ибо для этого необходима
упорная духовная работа над собой.
Однако и для просто­людина не закрыта
дорога к человеческому совершенству.
И в то же время более высокое положение
в человеческой и социальной иерархии
требует более высокого уровня нравственной
ответственности.

Благородный
муж — соединение всех высоких качеств,
идеальная личность. В первую очередь
благородный муж имеет «жень» —
«чело­веческое начало», означающее
«милосердие», «человеколюбие»,
«гу­манность».

«Благородный
муж» стремится познать правильный путь
— «дао». «Благородный муж» всегда
соблюдает принцип «сяо» и ритуал «ли»
(церемонии) — конкретные нормы и образцы
общественно до­стойного и ответственного
поведения. Они являются нравственным
мерилом поведения, оптимальной дистанцией
во взаимоотношениях между разными по
возрасту и социальному статусу людьми,
обеспечи­вающим их согласное
существование в обществе.

«Благородный
муж» имеет высокий уровень воспитанности
(«вэнь»), культуры и образованности. Это
нравственно самостоятельная личность,
целью которой является постоянное
самосовершенствование и упорный труд
над собой.

У
«благородного мужа» ровные отношения
с людьми, он не судит их и заимствует у
окружающих только лучшее.

«Благородный
муж» заботится о том, чтобы его слова
не рас­ходились с поступками. Поэтому
он сначала осуществляет задуманное, а
потом говорит об этом.

В
учении Конфуция идеальной личности
противостоит «низкий человек» («сяо
жень»). Он думает только о том, как бы
извлечь собствен­ную выгоду —
представления о человеческом приличии
и достоинстве, необходимость следовать
ритуалу не стали для него определяющими
мотивами поведения. «Низкий человек»
— своевольный, грубый и не­воспитанный,
он судит других людей и предъявляет к
ним требования, а в общении склонен к
раздорам и даже может дойти до разбоя.

В
разное время нравственный идеал находил
и сейчас находит свое воплощение в
конкретных персонах. Прежде всего это
были и есть религиозные образы — Будды,
Христа, а также вымышленные литера­турные,
художественные, исторические герои или
реальные личности. Именно они позволяют
оценивать человеку свои качества и
поведение, стимулируют его активность,
указывают человеку перспективу и цели
саморазвития и самосовершенствования.
Моральные идеалы объединя­ют воедино
моральные нормы, принципы, моральные
качества человека относительно более
высокой цели, которой они служат.
«„Благородный муж» живет в согласии
с другими людьми, но не следует за другими
людьми, низкие натуры следуют за другими
людьми, но не живут с ними в согласии»,
— говорил Конфуций.

НОРМАТИВНЫЕ ОБРАЗЦЫ ЛИЧНОСТИ

Количество просмотров публикации НОРМАТИВНЫЕ ОБРАЗЦЫ ЛИЧНОСТИ — 1797

Нормативный образец личности можно определить сущностными характеристиками ее поведения, обусловленными не только субъективностью конкретного человеческого характера, но и культурными доминантами эпохи. Под ними подразумеваются нравственные идеалы. Нравственный идеал личности — это воплощение морально безупречного человека, являющегося олицетворением всœех добродетелœей, необходимых для конкретной эпохи, и служащим образцом для подражания. В первую очередь, через нравственный идеал моральное сознание оценивает существующую действительность и людей как несовершенных, признает отсутствие каких-либо важных нравственных качеств. И, во-вторых, посредством нравственного идеала моральное сознание эти качества пытается восполнить, сделав наглядным примером поведения.

Восточный традиционализм (на примере Конфуция)

В книге великого Конфуция (551- 479 до н.э.) ʼʼБеседы и сужденияʼʼ затрагивались вопросы нравственной природы человека, жизнь семьи, принципы управления. Процесс самосовершенствования личности связан, согласно его этической концепции, с уважением к старшим по возрасту, с преданностью и покорностью правителям. Человеку нужно изживать в себе отрицательные качества (алчность, жестокость, хвастовство и др.). Внутрисемейные нормы общения должны быть перенесены на уровень всœего общества. Тем самым это должно стать основой порядка и доверия народа по отношению к государству и государю. Точно зная свое место в обществе, человек действует только в соответствии с занимаемым им социальным положением.

Здесь крайне важно опираться на понятие Дао (путь жизни, основа всœех вещей). Конфуций представляет Дао как ʼʼзолотую серединуʼʼ человеколюбия и благородства. Управление государством находится в руках ʼʼблагородного мужаʼʼ: ʼʼБлагородный муж прям и тверд (непоколебим), но не упрямʼʼ. В его ценностном арсенале находятся преданность служебному долгу, работа на благо общества, жизнь во имя процветания народа. Конфуций говорил, что ʼʼесли государь должным образом относится к родственникам, в народе процветает человеколюбиеʼʼ. И ʼʼесли государь не забывает о друзьях, в народе нет подлостиʼʼ. Конфуций заложил этические основы средневекового китайского воспитания и образования молодежи. Прежде всœего, это ʼʼпять постоянствʼʼ, или ʼʼпять добродетелœейʼʼ: человеколюбие, чувство долга, благопристойность, разумность и правдивость.

Конфуций основал в Китае первую частную школу. История приписывает ему три тысячи учеников. Два этапа обучения составляли педагогическое кредо этого моралиста. На первом ребенок знакомился с нравственностью, музыкой, письмом и арифметикой. На втором постигал искусство безупречного поведения (добродетель), политику и управление, затем литературу и язык.

Конфуций нравственный идеал соотнес с понятием ʼʼблагородного мужаʼʼ (ʼʼцзюнь цзыʼʼ). Оно предполагает два взаимодополняемых смысла: принадлежность к аристократии и человеческое совершенство. Принадлежность к аристократии сама по себе еще не является гарантом человеческого совершенства, ибо для этого необходима упорная духовная работа над самим самой. При этом и для простого простолюдина не закрыта дорога к человеческому совершенству. И в то же время более высокое положение в человеческой и социальной иерархии требует более высокого уровня нравственной ответственности. Благородный муж – соединœение всœех высоких качеств, идеальная личность.

В первую очередь благородный муж имеет ʼʼженьʼʼ — ʼʼчеловеческое началоʼʼ, означающее ʼʼмилосœердиеʼʼ, ʼʼчеловеколюбиеʼʼ, ʼʼгуманностьʼʼ.

ʼʼБлагородный мужʼʼ стремится познать правильный путь – ʼʼдаоʼʼ.

ʼʼБлагородный мужʼʼ всœегда соблюдает принцип ʼʼсяоʼʼ и ритуал ʼʼлиʼʼ (церемонии) – конкретные нормы и образцы общественно достойного и ответственного поведения. Οʜᴎ являются нравственным мерилом поведения, оптимальной дистанцией во взаимоотношениях между разными по возрасту и социальному статусу людьми, обеспечивающим их согласное существование в обществе.

ʼʼБлагородный мужʼʼ имеет высокий уровень воспитанности ʼʼвэньʼʼ, культуры и образованности. Это нравственно самостоятельная личность, целью которой является постоянное самосовершенствование и упорный труд над собой.

ʼʼБлагородный мужʼʼ имеет ровные отношения с людьми, не судит их и заимствует у окружающих только лучшее.

ʼʼБлагородный мужʼʼ заботится о том, чтобы его слова не расходились с поступками. По этой причине он сначала осуществляет задуманное, а потом говорит об этом.

В учении Конфуция идеальной личности противостоит ʼʼнизкий человекʼʼ (ʼʼсяо женьʼʼ). Он думает только о том, как бы извлечь собственную выгоду – представления о человеческом приличии и достоинстве, крайне важно сть следования ритуалу не стали для него определяющими мотивами поведения. ʼʼНизкий человекʼʼ своевольный, грубый и невоспитанный, он судит других людей и предъявляет к ним требования, а в общении склонен к раздорам и даже может дойти до разбоя.

В разное время нравственный идеал находил и сейчас находит свое воплощение в конкретных персонах. Прежде всœего, это были и есть религиозные образы – Будды, Христа͵ а также вымышленные литературные, художественные, исторические герои или реальные личности. Именно они позволяют оценивать человеку свои качества и поведение, стимулируют его активность, указывают человеку перспективу и цели саморазвития и самосовершенствования. Моральные идеалы объединяют воедино моральные нормы, принципы, моральные качества человека относительно более высокой цели, которой они служат.

Модальная личность — это что такое? Понятие, характеристика, примеры

Социум – это определенное количество индивидов, которые придерживаются конкретных правил и проживают на территории, что имеет границы. Вот только это еще не все. Редко кто задумывается о том, что существует социальная типология – следствие жизни в социуме. То есть это способность человеческой психики адаптироваться к обществу, его нормам и правилам, чтобы быть в безопасности среди себе подобных. Так, существуют социальные типы личности, модальный тип — один из них.

Социум и тип личности

Изучать модальную личность — задание социологии, для которой важно обобщить поведение человека за конкретными признаками. Само общество заинтересовано в том, чтобы в его состав входили люди с тем типом личности, что в полной мере соответствует этому обществу в конкретный промежуток времени. Если опустить все эти сложные обороты и сказать простым человеческим языком, то для буржуазного общества важно, чтобы в социуме было больше людей нормативного типа, то есть тех, чье поведение полностью соответствует всем нормам и правилам.

А вот для современного общества, то есть индустриального, лучше будет, если в социуме будет подавляющее большинство модальных личностей. Это будет означать, что люди в конкретном обществе склонны следовать модным тенденциям. Для современного общества, которое вводит постоянно что-то новое, такие люди — основная поддержка и опора. Но правильно ли это?

модальная личность это

Начало исследований

Понятие модальной личности стало объектом изучения только в 30-х годах прошлого века, когда начались первые серьезные исследования взаимосвязи личности и культуры. Этнопсихолог Маргарет Мид была одной из основательниц нового научного направления, которое изучало взаимосвязь общества и человека. Именно ее группа исследователей первой предположила, что в каждой культурной среде есть доминирующий тип личности – базовая личность.

Кардинер говорил, что в каждом обществе есть доминирующий тип личности, то есть основная личностная структура, которая формируется под влиянием той или иной культуры. Это базовая или нормативная личность. Люди этого типа характера отличаются максимальной восприимчивостью к определенной культурной среде.

понятие модальной личности

Из поколения в поколение

В ходе исследований было доказано, что основные характеристики нормативной личности передаются из поколения в поколение. Проще говоря, воспитание определяет судьбу народа, и если меняется социальная организация, меняется и базовый тип личности. Подобное происходит, когда в обществе появляются новые технологии или налаживается связь с другими нациями.

Так думали до начала 50-х годов прошлого века. Вскоре ученым стало понятно, что если исследовать современные сложные культуры на основе базисного типа личности, то сложно получить реальные результаты, ведь это понятие слишком абстрактное. Так, появляется определение «модальная личность» — статистический сегмент исследования типологии социума.

охарактеризуйте понятия нормативная личность и модальная личность

Модальный тип личности

Если понятие базисной личности отлично подходит для исследования культурной среды первобытных общин и простых обществ, которые руководствуются простыми законами и правилами, то для современного социума, где сложно отследить определенные стандарты, за единицу исследования принимают модальную личность. Это понятие помогает определить, какой тип личности в обществе наиболее распространен, то есть встречается чаще всего.

Проще говоря, эта парадигма доказывает, что не все, даже не подавляющее большинство индивидов имеет одинаковую личностную структуру. Каждый человек – это уникальная и неповторимая личность, поэтому, изучая модальный тип, можно собрать некоторые данные и об отдельных индивидах.

примеры модальной личности

Характеристика понятий

Первым охарактеризовал понятия «нормативная личность» и «модальная личность» социальный антрополог Р. Линтон. В своих исследованиях он говорил, что нормативная (базисная) личность – это тип личности, который принят культурой определенного общества и в наибольшей степени отражает ее особенности.

Модальная личность – это проявление, происходящее от слова «мода». Такой тип личности характеризует человека, который разделяет те образцы поведения, что и большинство членов общества, однако никогда не соответствует нормативной личности, хотя и стремится к этому, всячески сглаживая неточности.

Модальная личность чаще всего встречается у взрослых членов общества. Именно общества, а не культурной среды. Наиболее доступно объяснить этот феномен можно на примерах.

Примеры

Модальной личностью принято считать наиболее распространенный тип личности на определенной территории в конкретный промежуток времени. Этот тип личности отражает настоящее положение человека в обществе. К примеру, если рассматривать конец ХХ века на территории России, то можно заметить, что самым распространенным типом личности стал образец торгового человека, деятельность которого была ориентирована исключительно на получение прибыли.

модальный тип личности

Во времена, когда распался СССР, был распространен мафиозный тип личности, тогда все пытались урвать больше денег и не всегда поступали легальным образом.

Подобных примеров модальной личности можно привести много, но при этом стоит отметить, что в социуме может существовать несколько типов модальной личности. В основном это зависит от количества и разнообразия социальных групп.

Особенности

Что еще стоит знать о модальной личности, так это то, что она никогда не соответствует нормативной. Лишь изредка можно встретить некоторые совпадения. Тем не менее, если отклонения от нормативного типа личности слишком очевидные, то индивид может столкнуться с противодействием общества, которое будет настаивать на исполнении общепринятых правил и норм. К тому же, нормативную личность принято считать постоянным явлением, в то время как модальная подвержена динамике. Ведь если меняются условия жизнедеятельности, человеку приходится подстраиваться под новые правила игры. К примеру, в демократичном обществе будет приветствоваться политически активный тип личности, а в антидемократическом социуме на хорошем счету будут конформисты, то есть те, кто подчиняется правилам.

определение модальная личность

Что говорят социальные антропологи?

В зависимости от того, как меняется общество и культура, меняются и типы личности. Оказавшись в новой социальной среде, человек волей-неволей перенимает новые нормы и правила. Культура хоть и зависит от общества, но в целом является процессом, отличным от развития общества. Если меняется культура, претерпевает изменения и нормативный тип личности. А если трансформируется социально-экономическая структура, появляются новые модальные типы.

Нормативная личность формируется путем воспитания, то есть в процессе социализации, и только на ее основе может быть создан модальный тип, который подстраивается под общество сегодняшнего дня.

Личность: основные понятия

Подробности
Категория: Социология

Человек в социологии рассматривается как высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек одновременно и субъект и объект социальной жизни.

 

Вместе с тем, если речь идет об отдельном человеке как представителе общества, народа, социального слоя или класса, данной социальной группы употребляется термин “индивид”.

 

Социальный индивид – это отдельный, обособленный член социальной общности.

 

Человек – это общее понятие, представляющее собой биосоциальную категорию. Человек, взятый в его социальном качестве, и есть личность.

 

Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

Личность – активный, сознательный, свободный и ответственный субъект (деятель) общественной жизни.

 

Социальный субъект – это человек, способный к активной социальной деятельности. Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания.

Жизненная позиция – это принцип поведения, основанный на мировоззрении, ценностях и нормах личности, это готовность к действию.

 

Ценности – это социально одобряемые большинством людей представления о том, что такое добро, долг, справедливость, дружба и т.д.

 

Ценностные ориентации – это гибкая форма включения (учитывающая индивидуальные интересы, потребности человека) общественных ценностей в механизм деятельности и поведения человека.

 

Нормативная (базисная) личность – это принятый культурой соответствующего общества тип личности, в наибольшей степени отражающий  особенности данной культуры. Это своего рода идеальный тип, на который ориентируется общество в воспитании молодого поколения.

 

Модальная (от слова мода) личность – это человек, разделяющий те же культурные образцы, что и большинство членов данного общества (общности). Можно сказать и иначе: модальная личность – это тип личности, наиболее распространенный на данной территории.

Модальная личность никогда не соответствует нормативной, хотя и обнаруживает тенденцию к достижению тождества.

2.6. Человек, индивид, личность – SOOCIETY

Указанные в заголовке понятия часто употребляются как синонимы. Однако между ними имеются существенные смысловые различия. Человек —это существо биологического вида homo sapiens. Индивид — это представитель человеческого рода, наделенный особыми, отличными от других людей, чертами. Индивидом является любой из нас. Каждый человек от рождения наделен особыми внешностью, характером, способностями и т.д. Специфические черты, которые выделяют человека из совокупности себе подобных, составляют его индивидуальность. Она предполагает не только особенности внешнего облика, но и комплекс социально значимых качеств индивида.

Каждый человек индивидуален, но не каждый индивид может стать личностью. Какими качествами должна обладать личность? С какого возраста ею становятся? На эти вопросы нет однозначного ответа. С одной точки зрения, личность — это человек, обладающий комплексом положительных характеристик. В соответствии с другой точкой зрения личность предстает как нечто особенное, взятое в социальном аспекте.

Личность — это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания. Самосознание — это осознание своей неповторимости как субъекта деятельности в качестве члена общества. (Важнейшим качеством личности выступает социальная активность, которую можно рассматривать в двух проявлениях. Первое предполагает рассмотрение социальной активности как свойства личности, обусловленного ее природными данными и усиленного качествами, которые формируются в процессе воспитания, образования, общения и практической деятельности. Одни люди от природы активны, энергичны и деятельны, что становится заметным уже в раннем детстве. Другие, наоборот, пассивны и бездеятельны. Под влиянием многих социальных факторов активность может развиваться, усиливаться или ослабляться. Второе проявление социальной активности связывают с активностью как некоторой конкретной мерой деятельности. В этом случае активность может быть выражена в конкретных показателях. Примером может служить измерение трудовой активности. Критерием социальной активности выступают результаты деятельности. С понятием «социальная активность» тесно связано понятие «социальный субъект» — человек, способный к активной социальной деятельности.

В социологии выделяются такие виды личности, как нормативная (базисная) и модальная. Нормативная (базисная) личность — это принятый культурой соответствующего общества тип личности, в наибольшей степени отражающий особенности данной культуры. Это своего рода идеальный тип, на который ориентируется общество в воспитании молодого поколения. В любой социальной группе можно выделить личность с характеристиками, наиболее полно выражающими цели, условия и закономерности функционирования данной группы. Так, в университете существуют представления о том, каким должен быть студент, в армии — военнослужащий, на заводе — рабочий и т.д.

Модальная (от слова «мода») личность — это человек, приверженный тем же культурным образцам, что и большинство членов данного общества. То есть это тип личности, наиболее распространенный на данной территории и в данный момент времени. Модальная личность отражает реальное положение человека в обществе. Например, в последнее десятилетие XX в. в России получил распространение тип торгового человека, ориентирующегося на получение прибыли. Следует отметить, что в обществе может существовать несколько типов модальной личности в зависимости от наличия разных социальных групп.

Модальная личность никогда не соответствует нормативной, хотя иногда встречаются некоторые совпадения. Отклонения от нормативного типа, если они довольно существенны, встречают противодействие общества, которое принуждает индивидов к исполнению общепринятых норм. Кроме того, нормативная личность более постоянна, а модальная — более динамична. Со сменой условий жизнедеятельности изменяются и типы личностей. Так, для демократического общества характерен политически активный тип личности, а для антидемократического — тип, подчиняющийся руководящим указаниям.

В условиях радикальных перемен в общественной жизни получает распространение маргинальный тип личности, т.е. личности пограничного типа: человек, выпавший из своей прежней социальной среды и не сумевший приспособиться к изменившимся обстоятельствам, испытывает психический дискомфорт, неуверенность в будущем и стремится примкнуть к какой-либо социальной группе для стабилизации своего положения.

На формирование личности оказывают влияние многие факторы. В первую очередь это наследственность. От родителей человек получает набор индивидуальных свойств внешности, здоровья, психики и т.д. Но на уровне наследственности человеку передаются только психофизиологические свойства. В большинстве случаев они играют второстепенную роль. В качестве основных они могут выступать тогда, когда человек существенно отличается от окружающих. В крайних случаях это либо физические и психические патологии, либо одаренность.

Другим, более важным фактором, выступает воспитание ~ процесс целенаправленного воздействия на человека для формирования у него определенных качеств. Воспитательное воздействие человек испытывает со стороны родителей, учителей, друзей.

Немаловажный фактор формирования личности — социальная среда, т.е. те люди, среди которых человек вращается, от которых он зависит или которые зависят от него, на которых он ориентируется или которые ориентируются на него. Выделяют макросреду (общество в целом, система образования, воспитания и т.д.) и микросреду (трудовой коллектив, семья, школа). Личность и общество взаимодействуют друг с другом. Общество может влиять на становление личности и на ее поступки. В то же время личность способна изменять социальную среду. Отношения, которые формируются и реализуются в процессе такого взаимодействия, называются социальными.

Социальные отношения — это устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. Социальные отношения складываются между людьми, включенными в различные социальные группы. Человек не может существовать обособленно. В своей деятельности он должен учитывать интересы других людей. Так, для достижения успехов на работе мало быть хорошим специалистом. Необходимо уметь построить правильные отношения и с начальниками, и с сослуживцами. Все действия людей есть производные социальных отношений, которые включают в себя два уровня: социальный уровень (взаимодействие людей посредством различных социальных групп) и психологический уровень (непосредственно межличностные отношения).

Возможна ситуация, когда несмотря на благоприятные условия процесс развития личности приостанавливается, так как сам человек не прикладывает к этому никаких усилий. Для формирования личности необходимо стремление человека к самосовершенствованию. В каждом человеке заложен огромный потенциал, который может раскрыться только если человек сам ставит перед собой цели и предпринимает попытки их достижения.

Не последнюю роль в становлении личности играют способности человека. Способностями называют индивидуально-психические качества человека, которые позволяют ему успешно приобретать знания, умения и навыки. Чем шире круг интересов человека, тем проще выявить его подлинные способности. Нередки случаи, когда родители заставляют ребенка заниматься каким-либо видом деятельности (математикой, спортом), а он имеет способности в совершенно иной сфере (например, в литературе и искусстве).

Ярко выраженная способность называется талантом. Способность и талант — врожденные качества. Но если их не развивать, они могут угаснуть. Талант нужно вовремя увидеть в человеке. Это задача родителей, школы, других общественных институтов. Развитие же таланта во многом зависит от самого человека. Талантливого человека, постоянно развивающего свои способности и достигшего высоких результатов в своей деятельности, мы называем гением. Все гениальные люди, оставившие свой след в истории, были личностями.

Но не только таланты и гении становятся личностями. Личность — это результат становления индивида, развития его способностей, накопления опыта. Личность характеризуется развитым самосознанием, твердой жизненной позицией, умением принимать решения и способностью нести ответственность за свои поступки. Она всегда имеет свою точку зрения на те или иные проблемы и в некоторых случаях может противопоставлять себя обществу. Личность отличается развитой силой воли, способностью заставить себя действовать так, как это необходимо в данной ситуации.

Становление личности происходит в ходе социализации. Социализация — это процесс освоения социальных ролей, приобретения социальных статусов и накопления социального опыта. Процесс социализации начинается с рождения человека и продолжается всю его жизнь.

Жизненный цикл человека составляют определенные возрастные этапы: детство, юность, зрелость и старость. Возрастные границы этих этапов довольно размыты. Тем не менее существуют те признаки, по которым можно отличить ребенка от юноши или зрелого человека от старика. В зависимости от возраста различают и этапы социализации. Период детства и юности составляет начальную социализацию, период зрелости и старости — продолженную. На человека в процессе социализации оказывают влияние родители, школа, друзья (на стадии начальной социализации), а затем институт, армия, работа, государство (на стадии продолженной социализации).

Не последнюю роль в социализации играет воспитание — привитие человеку распространенных в обществе ценностей и идеалов. Воспитание, как отмечалось выше, представляет собой процесс целенаправленного воздействия на человека для формирования у него определенных качеств. Но существует и другая сторона воспитания, а именно, стихийное усвоение правил поведения. В первом случае воспитание осуществляют родители, школа, вуз. Во втором — ребенок воспринимает образцы поведения, подражая родителям, старшим товарищам, кумирам кино, эстрады, спорта. Целенаправленное воспитание всегда связано с задачей сформировать у ребенка совокупность положительных качеств. Стихийно же усваиваться могут и отрицательные образцы поведения.

В воспитании целенаправленное и стихийное могут соответствовать друг другу, а могут и вступать в конфликт, например, когда родители постоянно говорят ребенку о вреде курения, а сами курят. Поэтому процесс воспитания предполагает ответственность и самоконтроль со стороны родителей.

Но воспитание не заканчивается со взрослением человека. Процесс усвоения норм поведения продолжается всю жизнь. Меняется только его направленность. Если в детстве человека воспитывали окружающие, то с возрастом он сам воздействует на себя, заставляя совершать те или иные поступки. Такой процесс называется самовоспитанием.

Самовоспитание — свойство развитой личности. Оно требует наличия силы воли и стремления к более высоким результатам. Неудовлетворенность достигнутым положением, приложение усилий к продвижению вперед, состояние постоянного поиска — признаки, свидетельствующие о статусе личности. Общество, состоящее из ярких личностей, развивается более динамично и быстрее движется по пути социального прогресса.

Вопросы и задания

1. В чем различие понятий «человек», «индивид», «личность»?

2. Что такое социальная активность? Каковы ее проявления?

3. Охарактеризуйте понятия нормативной и модальной личности. В чем проявляется их соотношение? Приведите примеры.

4. Какие факторы оказывают влияние на формирование личности?

5. Какую роль в развитии личности играют способности и талант?

6. Что такое социализация? Каковы ее этапы? Какие факторы влияют на процесс социализации?

7. Какую роль в становлении личности играет воспитание? В чем со стоит взаимосвязь целенаправленного и стихийного воспитания?

8. Какое значение имеет самовоспитание? Занимаетесь ли вы само воспитанием?

9. Прочитайте высказывание Г.В.Плеханова.

«Великий человек велик тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени… Великий человек является именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. Он решает научные задачи, поставленные на очередь предыдущим ходом умственного развития общества; он указывает новые общественные нужды, созданные предыдущим развитием общественных отношений; он берет на себя почин удовлетворения этих нужд».

Какие черты великого человека он выделяет?

2.6. Человек, индивид, личность

Оценка

Тема 6. Личность и социальное поведение — Студопедия

Личность — это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Социология исследует процесс формирования личности, связь личности и общества, личности и группы, закономерности социального поведения личности. Задача социологии — выделить в личности типичное. Социология личности устанавливает зависимость свойств личности от объективных экономических, социокультурных и деятельностных особенностей социализации индивидов.

Ролевая теория описывает социальное поведение понятием “статус” и “роль” (см. тему 5). Представители: Дж. Мид, Р. Линтон, Т. Шибутани, Я.Л. Морено, Т. Парсонс, Р. Мертон и др. Личность характеризуется усвоенными и выполняемыми ею социальными функциями, образцами поведения — ролями, которые обусловлены социальным статусом личности в данном сообществе или социальной группе. Статус человека оказывает большее влияние на его социальное поведение, чем личные качества. Социальные роли, выполняемые индивидом, становятся наиболее существенной характеристикой его личности.

Человек стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. Окружающие ждут поступков в соответствии со статусом и не ждут тех, которые не вяжутся с представлениями о данном статусе. От этого зависит отношение к нему, но и сам обладатель статуса знает, что от него ждут окружающие. Поведение людей, занимающих определенные статусы, задается в большей мере этим статусом, чем их индивидуальными характеристиками. Особенно сильный отпечаток накладывает профессиональная роль.



Если люди не играют роли в соответствии с ожиданиями, применяются санкции. Реакции на нарушения ролевых ожиданий: формальные — штрафы, формальные наказания; неформальные — ухмылки, неуважение, замечание, отказ от общения. Санкции подкрепляют правила, определяющие, какое поведение является уместным в данной ситуации.

Когда человек действует в соответствии с ролевыми ожиданиями, он получает социальное вознаграждение (уважение, деньги). Однако награда не всегда адекватна социальной позиции. Это называется “статусная несовместимость”. Многолетние исследования выявили ряд закономерностей:

1) индивидуальная реакция человека на статусную несовместимость, как правило, характеризуется наличием стрессовой реакции человека, переживающего несправедливую оценку своего труда;


2) поведение избирателей во время выборов показали, что такие люди чаще выражают радикальные политические взгляды, оказывая поддержку кандидатам либерального и радикального толка.

В теме 5 уже было дано понятие ролевого конфликта. Конфликт личностно-ролевой — ситуация противоречия между свойствами и устремлениями личности и требованиями социальной роли (например, человек не любит свою профессию).

Следствия этих конфликтов – ролевая напряженность, которая выражается в плохом выполнении роли, стрессах, нервно-психических расстройствах, деморализации и попытках найти утешение в алкоголе, наркотиках и т.п.

Психоаналитическая ориентация в социологии — направление, включающее в себя социально-философские и социологические идеи и концепции Фрейда, фрейдистов и неофрейдистов (А. Адлер, К Хорни, Г.С. Салливан, Э. Фромм и др.), конкретные социологические исследования, основанные на принципах психоанализа. Основная проблема во всех концепциях — конфликт личности и общества. По мнению большинства сторонников психоаналитической социологии, цивилизация, социальные, моральные нормы, запреты, санкции, искажая, подавляя исходные влечения или потребности человека, ведут к прогрессирующему отчуждению, неудовлетворенности, деформации характеров, развитию неврозов и т.п. Вместе с тем социальные нормы являются необходимым условием выживания общества. Для разрешения этой ситуации существует психоаналитическая терапия.

Интеракционизм(от англ. interaction — взаимодействие). В центре внимания — процесс взаимодействия индивидов. Представители: Джордж Мид, Г. Блумер. Поведение индивида — это реакция на поведение другого индивида. Личность утверждается в совокупности процессов межиндивидуального взаимодействия. Взаимодействие — это система коммуникаций и межличностного общения. Чем разнообразнее и шире система взаимодействий личности, тем богаче и своеобразнее реакции, способы деятельности личности.

Считали, что социальный мир и личность являются продуктом ролевого взаимодействия между людьми.

Теория “зеркального “я” — одна из первых концепций личности, исходившая не из внутренних характеристик человека, а из признания решающей роли взаимодействия индивидов. Представители: Дж. Мид, Ч. Х. Кули.

Социальное “я” человека сводится к тому, каким признают данного человека окружающие. Обязательным условием существования социального “я” является общение с другими людьми и усвоение их мнений о себе. Другие люди — это «зеркала», в которых формируется образ “я” человека. Личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнение о нем окружающих. В зависимости от мнений окружающих у человека возникает или гордость (самоуважение) или унижение. “Я” выступает синтезом социального и индивидуального в человеке.

Необихевиоризм (от англ. вehavior – поведение). Распространен в американской социологии. Представители: Э. Толмен, К. Халл и др. Поведение человека описывается совокупностью реакций на те или иные стимулы внешней среды. Меняя стимулы, можно получить определенные реакции. Таким образом поведение человека в значительной степени управляемо. Не проводят качественного различия между поведением человека и животных, считая, что социология и психология должны изучать поведение, доступное для непосредственного наблюдения, а не сознание. Поэтому основными методами исследования, с точки зрения бихевиористов, является наблюдение и эксперимент.

Концепции социального характера. Э. Фромм определяет социальный характер как форму связи между психикой человека и социальной структурой общества. Социальный характер выступает как “ядро структуры характера, свойственное большинству членов определенной культуры, в то время как индивидуальный характер — это то, чем люди, принадлежащие к одной и той же культуре, отличаются друг от друга”. Например, Фромм определяет черты социального характера человека в условиях рынка: стремление к накоплению, индивидуализм, агрессивность, чувство неуверенности, отчужденность.

В социологии встречаются разные типологии личности. Выделяют следующие типы личности: 1) идеальный, 2) нормативный и 3) реально распространенный тип личности.

Идеальный тип личности выражает требования общественного идеала, манифестированного в политических, нравственных концепциях, в религиозных верованиях.

Нормативный тип личности выражает черты личности, формирование которых объективно необходимо для функционирования и развития данного социума и реально возможно в конкретных исторических условиях.

Реально распространенный тип личности – это эмпирически обнаруживаемый, регистрируемый исследованиями статистически доминирующий тип личности, который, как правило, заметно отличается от нормативного и идеального.

Р. Линтон, один из основателей теории ролей, ввел понятия модальной и нормативной личности. В результате социализации, реализуемой образованием, воспитанием, поддержанием культурных стандартов жизни людей, достигается относительная унификация членов общества. Нормативная личность — та, черты которой лучше всего выражают данную культуру, это своеобразный идеал личности данной культуры. Модальная личность — статистически более распространенный тип отклоняющихся от идеала вариаций.

И чем более нестабильным становится общество в переходные периоды, тем больше становится людей, социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью. В стабильных же обществах культурное давление на личность столь велико, что человек в своих взглядах, поведении и фантазиях сближается с “идеальным” стереотипом.

Основываясь на таком подходе, Р. Мертон разработал типологию моделей социальной адаптации, выступающую основой для типологии личностей. Наиболее органичным типом личности выступает активная личность, которая естественно разделяет и активно поддерживает цели общества, органична культуре этого общества. Такая личность инициативно реализует свои цели и цели общества общепринятыми и одобряемыми средствами. Описанная модель социальной адаптации именуется активной или социальной. Тип личности, осуществляющий такую модель, именуется, социальным.

Наряду с основным типом адаптации и основным типом личности Р. Мертон выделяет пять отклоняющихся типов адаптации и соответствующих им пять отклоняющихся типов личности.

1. Если личность подчиняет себя целям данной культуры и общества, не сумев в полной мере освоить их, сделать “своими”, если личность стремится осуществлять свои цели и цели общества лишь общественно одобряемыми средствами, то она демонстрирует конформистскую (приспособленческую) модель адаптации. Человек с таким типом личности именуется конформистом.

2. Инновационная модель адаптации характеризуется тем, что личность принимает цели сообщества, но стремится их осуществить необычными, непризнанными и, зачастую, неодобряемыми средствами. Эта модель поведения характеризуется направленностью “цель оправдывает средства”. Такой модели соответствует инновационный тип личности.

3. Ритуализм, как форма личностной адаптации, проявляется в том, что человек, даже не признавая цели и ценности своего сообщества, соблюдает “правила игры” и ведет себя в соответствии со сложившимися представлениями о допустимых средствах социальных достижений. Тип личности, соответствующий такой модели, естественно называть, ритуальным.

4. Эскейпизм (уход от социальной реальности) характерен для личностей, отрицающих и доминирующие цели, и предписанные обществом средства их достижения. Это модель “параллельного существования”, признание собственной чужеродности и невозможности противостоять сложившимся в обществе стереотипам. В этом случае речь идет об эскейпизме как личностном типе.

5. Бунт также является специфической моделью поведения. Поведение такого типа направлено на активное противостояние и опровержение норм общественной организации. Такая модель поведения характерна для бунтарского типа личности.

Таким образом, личность в социологии — это социальный тип, освоивший окружающую его культуру, адаптирующийся к обществу.

оценка личности | Определение, типы, значение, использование и факты

Оценка личности , измерение личностных характеристик. Оценка — это конечный результат сбора информации, предназначенной для продвижения психологических теорий и исследований и повышения вероятности принятия мудрых решений в прикладных условиях (например, при выборе наиболее перспективных людей из группы соискателей). Подход, выбранный специалистом по оценке личности, основан на предположении, что большая часть наблюдаемой изменчивости поведения от одного человека к другому является результатом различий в степени, в которой люди обладают определенными лежащими в основе личностными характеристиками (чертами).Специалист по оценке стремится определить эти черты, объективно измерить их и связать с социально значимыми аспектами поведения.

Отличительной чертой научного подхода к измерению личности является стремление по возможности описать человеческие характеристики в количественном выражении. Какая черта проявляется в человеке? Сколько черт присутствует? Количественное измерение личности особенно полезно при сравнении групп людей и отдельных лиц.Различаются ли группы людей с разным культурным и экономическим происхождением, если рассматривать их в свете их конкретных личностных качеств или черт? Насколько велики групповые различия?

Открытое поведение — это отражение взаимодействия между широким спектром основных факторов, включая физическое состояние человека и последствия прошлого личного опыта этого человека. Следовательно, узконаправленный подход недостаточен для того, чтобы отдать должное сложному человеческому поведению, которое проявляется в постоянно меняющемся наборе проблем, удовольствий, требований и стрессов повседневной жизни.Сложное измерение человеческой личности неизбежно зависит от использования различных концепций для определения черт характера и влечет за собой применение различных методов наблюдения и оценки. Теоретики и исследователи личности стремятся определить и понять разнообразие человеческих черт, то есть разные способы мышления и восприятия, обучения и эмоций. Такие нематериальные человеческие измерения, типы и атрибуты являются конструкциями — в данном случае выводами, сделанными на основе наблюдаемого поведения.К широко изученным личностным конструктам относятся тревога, враждебность, эмоциональность, мотивация и интроверсия-экстраверсия. Например, тревога — это концепция или конструкция, выводимая у людей из того, что они говорят, их выражений лица и движений тела.

Личность интерактивна в двух смыслах. Как указано выше, личностные характеристики можно рассматривать как продукты взаимодействия основных психологических факторов; например, человек может испытывать напряжение, потому что он или она одновременно стесняются и стремятся к социальному успеху.Эти продукты, в свою очередь, взаимодействуют с типами ситуаций, с которыми люди сталкиваются в своей повседневной жизни. Человек, который беспокоится о том, чтобы его оценили, может демонстрировать слабую успеваемость в оценочных ситуациях (например, при сдаче тестов), но хорошо функционирует в других ситуациях, в которых оценочный акцент отсутствует. В зависимости от ситуации макияж личности может быть как активом, так и пассивом. Например, некоторые люди подходят к оценочным ситуациям со страхом и дурными предчувствиями, в то время как другие, по-видимому, мотивированы в желаемом направлении давлением конкуренции, связанным с производительностью.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего 1768 First Edition с подпиской.
Подпишитесь сегодня

Конструкции измерительные

Попытки измерить личностные конструкции берут начало из множества источников. Часто они возникают из теорий личности; тревога и подавление (забвение неприятных переживаний), например, являются одними из центральных концепций теории психоанализа. Понятно, что будут предприняты усилия, чтобы, например, количественно определить степень тревожности и использовать полученную таким образом оценку для оценки и прогнозирования будущего поведения.Среди основных вопросов в изучении измерения личности стоит вопрос о том, какие из множества личностных конструктов, которые были количественно определены, являются базовыми или фундаментальными и которые, как можно ожидать, потребуют напрасных усилий при их измерении, поскольку они представляют собой плохо определенные комбинации большего количества элементарных конструктов. ; какие методы измерения наиболее эффективны и удобны для оценки; и что лучше: опросить людей для измерения личности или попросить их сказать, например, о чем им напоминает чернильное пятно или облако в небе.

Попытки измерить любой заданный конструкт личности могут потерпеть неудачу в результате несоответствий в формулировке или определении характеристики, которую необходимо измерить, и недостатков используемых методов оценки. Исследователь может пожелать количественно определить степень покорности людей в социальных и конкурентных ситуациях. Его эффективность будет зависеть от конкретной теории покорности, которую он применяет к проблеме; о реальных процедурах, которые он выбирает или изобретает для измерения покорности; и об адекватности исследования, которое он проводит, чтобы продемонстрировать полезность меры.Каждую из этих задач необходимо тщательно рассмотреть при оценке усилий по измерению характеристик личности.

Методы, используемые для описания и измерения личности, делятся на несколько категорий, которые различаются по типу собираемой информации и методам ее получения. Хотя все должны полагаться на данные, полученные в результате прямых наблюдений за поведением человека, если они хотят иметь хотя бы видимость научной ценности, все они могут различаться в отношении лежащих в основе предположений, достоверности и надежности (в данном случае согласованности).

.

нормативной этики | Определение, примеры и факты

Нормативная этика , раздел моральной философии или этики, связанный с критериями того, что является морально правильным и неправильным. Он включает в себя формулирование моральных правил, которые имеют прямое значение для того, какими должны быть человеческие действия, институты и образ жизни. Ее обычно противопоставляют теоретической этике или метаэтике, которая занимается скорее природой, чем содержанием этических теорий и моральных суждений, а также прикладной этикой или применением нормативной этики к практическим проблемам.

Подробнее по этой теме

этика: Нормативная этика

Нормативная этика стремится установить нормы или стандарты поведения. Этот термин обычно используется в отношении обсуждения …

Центральный вопрос нормативной этики — определить, как достигаются и обосновываются основные моральные стандарты. Ответы на этот вопрос делятся на две широкие категории — деонтологические и телеологические или консеквенциалистские.Принципиальное различие между ними состоит в том, что деонтологические теории не обращаются к ценностным соображениям при установлении этических стандартов, в отличие от телеологических теорий. Деонтологические теории используют концепцию неотъемлемой правоты при установлении таких стандартов, в то время как телеологические теории рассматривают добро или ценность, порождаемую действиями, как главный критерий своей этической ценности. Другими словами, деонтологический подход требует делать определенные вещи по принципу или потому, что они по своей сути правильны, тогда как телеологический подход утверждает, что определенные виды действий правильны из-за благости их последствий.Таким образом, деонтологические теории делают упор на концепции обязательства, должного, долга, правильного и неправильного, тогда как телеологические теории делают упор на добре, ценности и желании. Деонтологические теории устанавливают формальные или относительные критерии, такие как равенство или беспристрастность; телеологические теории, напротив, предоставляют материальные или существенные критерии, такие как, например, счастье или удовольствие ( см. утилитаризм).

Применение нормативных теорий и стандартов к практическим моральным проблемам — это забота прикладной этики.Эта дисциплина этики имеет дело со многими основными проблемами современной жизни, включая права человека, социальное равенство и моральные последствия научных исследований, например, в области генной инженерии. См. Также биоэтика, юридическая этика, деловая этика, права животных, защита окружающей среды.

.

тестов личности на 2019 год | Бесплатные тесты на пригодность

Пример личностных тестов

Как уже упоминалось, вопросники о личности очень разнообразны. Характеристики, которые они измеряют, различаются, как и формат вопросов (или «пунктов», как их называют психологи). Некоторые измеряют до 32 различных характеристик, тогда как другие измеряют всего 5. Работодатели будут решать, что лучше всего соответствует их потребностям, исходя из таких факторов, как сложность базовой модели, репутация, удобство использования, соответствие должности и стоимость.

Форматы вопросов, с которыми вы можете столкнуться, описаны ниже.

Нормативные вопросы

Нормативные вопросы просят вас оценить ряд утверждений в зависимости от того, насколько вы с ними согласны или насколько верными вы их считаете. Каждое утверждение не зависит от других утверждений. Обычно в анкете смешиваются утверждения, измеряющие разные характеристики. Это добавляет еще один уровень сложности для тестируемого, поскольку ему труднее вспомнить, как они отвечали на предыдущие вопросы, касающиеся той же черты.

Ипсативные вопросы

Ипсативных вопроса представлены блоками по 2 и более. Они просят вас оценить, с чем вы согласны больше всего, а с каким меньше всего. Эти вопросы известны как вопросы «принудительного выбора», поскольку они требуют от вас принятия решения, которое вам может быть не очень удобно!

Некоторые психологи утверждают, что этот подход не следует использовать для целей отбора, поскольку они утверждают, что становится очень сложно сравнивать людей друг с другом, однако у издателей тестов есть ряд аргументированных аргументов относительно того, почему это приемлемо.

Некоторые ипсативные вопросники могут быть менее прозрачными, но могут измерять ту же модель, что и приведенные выше примеры:

Выберите одно слово или фразу, которые БОЛЬШИНСТВО описывают, как вы на самом деле действуете в рабочей ситуации, и одно слово или фразу, которые НАИМЕНЕЕ описывают, как вы на самом деле действуете в рабочей ситуации.

«Уловки»

Некоторые вопросы могут иметь небольшие нюансы в языке, который они используют, например: «Я ни на что в жизни не опаздывал».Шансы на то, что это полностью правда, очень малы. Некоторые вопросы включены для измерения «социальной желательности». Это почти хитрые вопросы, которые суммируются, чтобы получить оценку, которая показывает работодателю, как вы относитесь к себе более положительно или отрицательно. Если вы полностью согласны с приведенным ниже списком, они могут посчитать необходимым спросить вас об этом во время интервью:

«Каждый раз, когда я встречаю нового человека, я сразу ему нравлюсь»
«Каждый менеджер, который у меня был, когда-либо давал мне только положительные отзывы»
«Все мои коллеги и друзья безоговорочно доверяют мне»
«Я самый добрый и заботливый человек, которого я знаю»
В вопросах может использоваться сочетание «всегда», «никогда» и «иногда», поэтому внимательно прочтите и обдумайте свои ответы в этом отношении.

Помимо вопросов, описанных выше, также часто есть встроенные проверки для оценки того, насколько вы последовательны и были ли у вас склонности выбирать нейтральный ответ чаще, чем большинство.

Как мне подготовиться к личностным тестам?

Прочтите предоставленную вам информацию

Вы неизбежно увидите описание должности, возможно, даже список ключевых компетенций для этой роли. Используйте это, чтобы подумать о том, насколько точно требования соответствуют вашей личности и предпочтениям.Подойдет ли вам эта роль? Если он просит кого-то, кто принимает быстрые решения и полагается на интуицию, соответствует ли это вашему естественному стилю? Не исключайте себя на этом этапе, но хорошо подумайте о том, чем вы готовы пойти на компромисс в работе.

Знайте, чего ожидать

Организация должна дать вам представление о том, чего ожидать от оценок. Прочтите это внимательно и воспользуйтесь возможностью, чтобы заполнить любые примеры, которыми они с вами поделятся.Как только вы узнаете название теста или даже его издателя, используйте свои навыки интернет-исследования, чтобы узнать все, что вы можете об анкете.

Просмотр формата

Ищите информацию о том, сколько времени вам понадобится, чтобы заполнить его, какие черты он измеряет, каков формат вопроса? Другие люди, которых вы знаете, могли заполнять анкету раньше, поэтому спросите их, что они думают об этом. Было ли что-то в анкете, что затрудняло заполнение? Все эти факторы лишь немного успокоят вас при его завершении.Чем больше вы знаете, тем меньше вы будете удивлены и, следовательно, вам будет комфортнее.

Разберись в себе

Независимо от того, устроитесь ли вы на работу, анкеты личности — действительно полезный способ узнать больше о себе. Иногда перед оценкой полезно провести некоторый самоанализ. Посмотрите на компетенции и навыки, которые, по вашему мнению, имеют отношение к этой должности, и подумайте, как вы справляетесь с ними. Если вы впервые заполняете анкету о личности, ответить на вопросы может быть довольно сложно и даже сложно.Заблаговременное размышление о своей личности может быть действительно полезным. Подумайте, каковы ваши собственные потребности в развитии и как вы нашли способы их компенсировать. Если вы не прирожденный планировщик, как вы обходили это в прошлом, чтобы обеспечить выполнение всех задач вовремя?

Лучшие советы по личностным тестам

Do…

Ответьте на предоставленные вам практические вопросы.

Убедитесь, что вы понимаете, чего от вас ждут, прежде чем начинать саму анкету.

Если что-то не имеет для вас смысла в инструкциях, попросите пояснений.

Ответьте честно. На самом деле нет лучшего способа подойти к этим анкетам. Ваши ответы в любом случае будут изучены, если вы перейдете к следующему этапу процесса. Пытаясь изобразить себя определенным образом, вы неизбежно откроетесь.
Эти анкеты использовались в течение многих лет, и издатели тестов создали механизмы для поиска людей, которые пытаются изобразить конкретную личность.

Прочтите заявления полностью. Вы можете встретить вопросы, сформулированные в отрицательной формулировке, прежде чем отвечать, например, «Мне не нравится работать в тесном контакте с другими людьми». Если вам нравится работать с другими, вы не согласны с этим утверждением.

Будьте уверены в своем выборе. Если вы будете проявлять осторожность, это может сделать вас немного «ненормальным», поэтому старайтесь избегать вариантов «Нейтральный» или «Ни согласен, ни не согласен».

Используйте свой инстинкт.Хотя важно правильно прочитать вопрос, также важно не тратить слишком много времени на обдумывание своего ответа. Ваш первый ответ обычно правильный!

Старайтесь быть последовательными. Мы не поддерживаем попытки обмануть систему, пытаясь вспомнить, что вы задали для предыдущего аналогичного вопроса, но если вы потратите время на предварительные размышления о себе, вы в любом случае сможете ответить более последовательно.

Проверьте свой лист для ответов. Если вы заполняете анкету онлайн, система сделает это за вас, и маловероятно, что вы пропустили какие-либо вопросы.Однако, если вы заполнили его на бумаге, стоит взглянуть на лист с ответами, чтобы убедиться, что вы не пропустили вопрос или указать два ответа на один вопрос.

Попросите обратной связи, получите ли вы работу или нет. Узнав больше о себе, вы сможете лучше подготовиться к будущим заявлениям или новой работе.

Не

Пропустить введение. Вы можете подумать, что это очевидно, но небольшая ошибка может полностью изменить ваши результаты.

Пропустите вопрос.На каждый вопрос нужно ответить. Даже если вы этого не понимаете или действительно не можете решить, что поставить, жизненно важно потратить время на обдумывание этого вопроса и выбор ответа.

Над подготовкой. Важно найти баланс между поиском подробностей об этом тесте и подготовкой к тому, что нерешительность парализует вас. Многим людям действительно нравится проходить эти тесты (это правда!).

Слишком стараться быть последовательным. Хотя мы уже упоминали, что в анкету могут быть встроены проверки на согласованность, это не означает, что вы должны пытаться вспомнить, как вы ответили на предыдущие вопросы.Это может привести к перегреву мозга! Относитесь к каждому новому вопросу по отдельности и будьте верны себе, и вы все равно будете казаться последовательными.

Промчитесь через это. Анкеты личности, как правило, не рассчитаны по времени, поэтому максимально используйте это и не думайте, что вам нужно дойти до конца в рекордно короткие сроки, поскольку вы с большей вероятностью сделаете ошибку, если сделаете это.
Волнуйтесь, если почувствуете усталость. Хотя некоторые анкеты личности можно заполнить за 10 минут, другие — до часа.

Вы можете начать чувствовать, что уже ответили на множество вопросов об одном и том же, но другие кандидаты будут чувствовать то же самое. В длинных анкетах это неизбежное зло.

Бейте себя, если не получаете работу. Получите максимум удовольствия и сделайте все возможное, чтобы получить нужную обратную связь. Используйте эту обратную связь, чтобы подумать, для каких ролей вы можете лучше подходить.

Пример вопросов для личностного теста

Эти тесты разработаны, чтобы выяснить, как вы могли бы себя вести на рабочем месте. Обычно они спрашивают, насколько вы согласны с определенными утверждениями, такими как:

** «Иногда нужно кричать, чтобы правильно выразить мнение»

Ответ: E
Пока личностные тесты ищут ваше мнение, постарайтесь ответить, имея в виду рабочее место.Ваш новый босс захочет нанять кого-нибудь, кто думает, что он должен кричать, чтобы быть услышанным? Маловероятно.

,

бесплатных практических тестов SHL CEB | Онлайн-тесты на пригодность | Личностные тесты

  • Личностные тесты предназначены для определения того, насколько человек «подходит» для работы. Они часто прогнозируют уровень удержания, и поэтому работодатели часто используют их.
  • Самая популярная и устоявшаяся модель личности известна как Большая пятерка — это та же модель, что и OPQ SHL CEB, OPI Kenexa, Hogans HPI и наша анкета рабочего характера (WPQ).
  • Важно ответить максимально честно.Работодатели обычно проводят собеседование, чтобы изучить любые области, которые не подходят (беспокоят).
  • Наш WPQ предоставляет подробный отчет, аналогичный тому, что видят работодатели. Возьмите WPQ прямо сейчас и получите БЕСПЛАТНЫЙ персонализированный отчет обратной связи, который подробно описывает ваше самовосприятие, на что также обращают внимание работодатели.

Тесты личности

Тесты личности не являются тестами и должны называться вопросниками. Независимо от этого, большинство людей признают «личностные» оценки как тесты, и поэтому мы решили использовать название этой страницы как таковое.Крупные издатели тестирования, такие как SHL, называют свои личностные инструменты вопросниками и инвентаризацией. В Graduates First мы называем наш инструмент личности (WPQ) анкетой.

В отличие от тестов способностей, в оценке личности нет правильных или неправильных ответов. Анкеты личности позволяют оценить предпочтения человека на рабочем месте. Люди не получают дополнительных оценок за то, что у них есть особые предпочтения как таковые, и обращение к оценке личности как к тесту может создать впечатление, что есть правильные или неправильные ответов .Это может быть неэтичным и неуместным при отборе, поскольку важным фактором, который следует учитывать, является соответствие человека должности.

Момент, когда можно предположить, что личность подходит или нет, — это когда применяется контекст работы. Например, человек, который предпочитает быть новаторским, независимым мыслителем, который не любит правила, может не подходить для работы в банке, где жесткое регулирование требует соблюдения установленных процессов.

Анкеты личности лучше всего охарактеризовать как меры «типичной» работы, поскольку они, как правило, определяют типичное поведение человека в целом ряде ситуаций.

Модель личности «Большой пятерки»

Все оценки личности, разработанные профессиональными психологами для использования в работе, соответствуют широко принятой модели личности, известной как «Большая пятерка». Это 5 факторов личности высокого порядка, которые возникли в результате десятилетий исследований и стали общепринятыми. Огромное количество исследований продемонстрировало надежность и валидность Большой пятерки. OPQ SHL также попадает в большую пятерку характеристик, а опросник Graduates First’s Work Personality Questionnaire (WPQ) также содержит 5 факторов, которые лежат в основе модели большой пятерки.

Нормативные анкеты личности

Анкеты личности чаще всего представлены в «нормативном» формате, хотя «ипсативные» форматы становятся все более популярными. Люди завершают оценку, определяя, с какими пунктами они больше всего не согласны или согласны, и их баллы определяются впоследствии, когда они сравниваются с соответствующей нормативной группой (дополнительную информацию см. В «Глоссарии»).

Нормативные оценки личности все еще используются при приеме на работу, и это правильно.Хотя вопрос «обмана» стоит на повестке дня при тестировании способностей, это не так в отношении личности; информация, полученная в результате оценки личности, часто проверяется в ходе беседы с кандидатом. Более того, интерпретаторы профилей могут идентифицировать профили, вызывающие беспокойство, особенно при рассмотрении шкалы «социальной желательности». Эта шкала показывает, как человек изобразил себя (благоприятно или критически) по сравнению с «нормальной» группой.

Опросники для ипсативной личности

Появились ипсативные версии личности, хотя для некоторых проблемы, связанные с выполнением (обязательных) статистических предположений, оказались трудными. Некоторые работодатели также обеспокоены прозрачностью «нормативных» вопросов и поэтому их больше привлекают «Ipsative» анкеты. Чтобы избавиться от опасений по поводу мошенничества, внедрение «ipsative» стало успешным средством для тех кандидатов, которые намеревались исказить свои ответы.

Наш личный опросник был разработан предыдущими консультантами SHL, имеющими многолетний опыт в разработке и разработке психометрических оценок.

Заполните анкету рабочего характера (WPQ) сейчас и мгновенно получите БЕСПЛАТНЫЙ экспертный отчет.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *