Примеры девиантного поведения позитивного: Позитивное девиантное поведение

Содержание

Позитивное девиантное поведение

Позитивная девиантность: что это?

В современной науке определение девиации чаще всего соотносят с негативными психическими проявлениями человека. Но есть и обратная его сторона: девиантность может быть позитивной, то есть такой, которая не несет в себе разрушительного характера. Наибольший интерес сегодня вызывает такое девиантное свойство личности, как ее гениальность, которая может быть необузданной и не восприниматься в качестве нормального поведения.

Самостоятельным творчеством, а также созданием художественных произведений занимаются миллионы людей по всему миру, но выводят это на качественно новый уровень и создают совершенно новые объекты лишь единицы. Таким людям свойственно иное мышление, которое помогает им смотреть на окружающий мир с других сторон и, соответственно, не поддаваться влиянию обыденности, и мыслить иначе. Вершины мастерства также достигают немногие: кому-то не хватает профессионализма, кому-то достаточно иметь одну идею, и они не хотят развиваться дальше. Но есть люди, которые оказываются на вершине успеха, и их называют одаренными природой, гениями, вундеркиндами.

Готовые работы на аналогичную тему

Такие личности посвящают всю свою жизнь или искусству, или науке, либо изобретательству новых вещей, которые в дальнейшем проникают в повседневную человеческую жизнь, делая ее интереснее, насыщеннее, и в то же время гораздо легче. Тем не менее, их образ жизни не всегда верно оценивается окружающими, он может быть в принципе не совсем понятен массам. Такой человек обладает следующими чертами:

  • Он отказывается от создания семьи ради того, чтобы всю свою жизнь посвятить изобретениям;
  • Он отказывается от банального бытового комфорта, посвящая всего себя лишь своему делу, забывая об элементарных человеческих потребностях;
  • Он довольно непрактичен в повседневных делах, поскольку изначально настроен на разрешение сложных и противоречивых «высоких» задач. Он попросту не приспособлен к разрешению бытовых вопросов, а потому сталкивается с серьезными трудностями.

Замечание 1

Помимо того, люди-гении достаточно капризны, они перфекционисты, а потому не могут допустить, чтобы вещи выглядели не так или события шли не тем путем, каким они сами их распланировали. Они очень придирчивы к любым мелочам, и это может раздражать окружающих, поскольку их поведение порой доходит до абсурда, из-за чего их не понимают другие люди.

Нередко девиантность творческих и одаренных людей находит свое отражение в художественных произведениях. Они также могут иметь специфическую форму и содержание, и понять их может не каждый. Тем не менее, не следует забывать о том, что искусство можно интерпретировать по-своему, и в любом произведении человек может найти что-то свое, ему это начинает нравиться, и через эти процессы он осознает, что художник – это не странный человек: он, как и все, имеет свой уникальный взгляд на вещи, и это не несет какого-то негативного подтекста.

Позитивная девиация как источник прогресса

Позитивная девиация помогает людям углубиться в понимании самого себя, а также окружающего мира. Помимо этого, люди с творческими наклонностями могут особенно наслаждаться жизнью, и видят в самых элементарных вещах особенное. Это помогает раскрывать мир перед другими людьми, и это проявляется в их творчестве, произведениях искусства, музыке, книгах. Творчество в целом позволяет развиваться личности со всех сторон, и только одаренные люди могут продемонстрировать необычное в самых повседневных и обыденных вещах.

Научные открытия также способствуют прогрессивному развитию различных областей и сфер человеческого бытия. В качестве особо яркого примера одаренной девиантности можно привести Альберта Эйнштейна. Он был одним из гениальных физиков-теоретиков, и по праву считается основателем физики в ее современном виде. Тем не менее, несмотря на гениальность в научной сфере, он был совершенно неприспособлен к быту, отличался чрезвычайной рассеянностью и оторванностью от жизненной действительности, что делало его в одной сфере гением, а в другой –«несмышленым ребенком».

В искусстве примером девиантности можно назвать Сальвадора Дали. Вряд ли мы можем найти еще одного человека, который относился к художественному искусству с такой страстью и приверженностью, как Дали. Его работы отличаются магической притягательностью, но в то же время вселяют ужас и восторг, разочарование и надежду. В повседневной жизни художник был очень нервным, страдал некоторыми расстройствами, которые не позволяли ему вести полноценную жизнь среди других людей. Экспрессия его иногда отпугивала окружающих, страсть к искусству перекрывала любые другие интересы.

Таким образом, благодаря позитивной девиации мы можем наблюдать большое количество примеров, которые демонстрируют нам, как отклонения в поведении могут вывести общество на совершенно иной качественный, а также количественный уровень развития. Прогресс, который происходит в обществе благодаря позитивным девиантам -гениям, одаренным, вундеркиндам, — это процесс, который не оценим в обществе. Без таких людей мир был бы довольно однобоким и однообразным, поэтому мы можем смотреть на него с разных сторон.

Важную роль играет социальная среда, на которую реагируют социальные отклонения. Это может доходить вплоть до преступного поведения. Но есть и обратная сторона: люди, которые устали от повседневности, а также имеют некоторые особенности личности, стремятся к тому, чтобы разнообразить этот мир и продемонстрировать его с совершенно различных сторон. Это влияние может быть не понято всеми, а поведение может отпугивать. Но, тем не менее, мы сами пользуемся сегодня большим количеством изобретений, которые доступны нам именно благодаря людям, имевшим некоторые отклонения в поведении. Очень важно уметь контролировать себя, чтобы одаренность не превратилась в безумство, а гениальность не перетекла в ряд психических отклонений. Будучи непонятым и непринятым, человек может впадать в депрессию, что в целом может окончательно погубить его психику.

Негативное и позитивное отклоняющееся поведение

Девиантное поведение — это любое поведение, противоречащее доминирующим нормам общества. Существует много разных теорий, объясняющих отклонение от общепринятых правил с биологической, психологической и социологической точки зрения. Признанное нарушение культурных норм не носит исключительно негативный характер. Что такое позитивное отклоняющее поведение?

позитивное отклоняющееся поведение

Отклонение от нормы

Когда большинство из нас думает о девиантном поведении, то сразу могут возникнуть ассоциации, связанные с нарушением закона, противоправными и асоциальными действиями. Существует как негативное, так и позитивное отклоняющееся поведение. Девиация, как и нормы, формируется обществом. В общем, существуют три социальные основы отклонения: структурный функционализм, символическое взаимодействие и социальные конфликты.

позитивное отклоняющееся поведение пример

Структурный функционализм

Что может служить иллюстрацией позитивного отклоняющегося поведения? Эмиль Дюркгейм считается «отцом» структурно-функциональной перспективы, в которой общество рассматривается как сложная система, в которой стабильность поддерживается совместной работой сложных частей. Дюркгейм сделал удивительное заявление о том, что отклонение имеет много положительных функций для общества. Например, он считал, что оно может фактически объединить людей в обществе и прояснить культурные нормы и ценности.

Второй структурный функционалист Роберт К. Мертон разработал теорию деформаций. Он считал, что теория ориентации на богатство и ограниченной возможности разбогатеть приводит к росту краж, продажам наркотиков и другим уличным преступлениям. Позитивное отклоняющееся поведение, однако, может привести к появлению новаторских идей для решения различных проблем нетипичными способами.

что может служить иллюстрацией позитивного отклоняющегося поведения

Символическое взаимодействие

Данный подход объясняет, как люди определяют девиации в повседневных ситуациях. Теория маркировки утверждает, что отклонение и норма не являются результатом того, что мы делаем, это скорее реакция других людей. В рамках этой теории существует первичное и вторичное отклонение. Первичное отклонение относится к прохождению эпизодов девиантного поведения, в котором участвует большинство людей. Второе — это когда кто-то делает что-то неподобающее и получает отрицательный социальный ярлык, который изменяет самооценку и социальную идентичность человека.

Чтобы продемонстрировать теорию маркировки, представьте себе двух 16-летних девочек. Обе — хорошие ученицы, спортсменки и никогда не сталкивались с нарушением закона. Допустим, обе девочки решили немного выпить спиртных напитков со своими друзьями в выходные или во время школьных перерывов. Это будет первичное отклонение.

Давайте предположим, что одну из девушек поймают. Ее ставят на учет в учебном заведении, выгоняют из спорта, направляют на консультацию по алкоголю, вызывают с родителями в школу и так далее. Девиантное действие совершили обе девочки, разница в том, что одну из них поймали, а второй повезло. Вторичное отклонение — это то же самое, что и первичное, только во втором случае плохое поведение не было замечено.

отклоняющееся поведение позитивное и негативное

Социальный конфликт

Подход социальных конфликтов связывает девиации с социальным неравенством. Какое поведение считается отклоняющимся от нормы, а какое нет, зависит того, какие категории людей удерживают власть в обществе. Почему некоторые вещи незаконны, а другие нет? Теоретик социального конфликта будет утверждать, что многие действия считаются девиантными, потому что у власти есть ресурсы, чтобы сделать эти действия девиантными. Кроме того, нормы любого общества в целом отражают интересы богатых и могущественных, а у могущественных людей есть ресурсы, чтобы противостоять девиантной маркировке.

отклоняющееся поведение предполагает как позитивные

Отклоняющееся поведение: позитивное и негативное

В обществе существует разнообразный стиль поведения, который идет вразрез с ожиданиями и культурными нормами. Рассмотрим такие ситуации:

  • Вчера Максим вошел в 24-часовой магазин и ограбил кассира.
  • Анне выписали штраф за превышение скорости, на 15 км превышающей допустимое значение.
  • Мария, которая только что вышла замуж, решила сохранить девичью фамилию вместо того, чтобы взять фамилию своего мужа.

У кого из этих трех человек поведение будет считаться «девиантным»? Правильным ответом будет — все трое. Как негативное, так и позитивное отклоняющееся поведение — это любое действие, которое воспринимается как нарушение культурной нормы общества или группы. Именно нормы диктуют то, что считается приемлемым и неприемлемым в разных культурах.

Одной из категорий отклонения является преступление, которое происходит, когда кто-то нарушает формальные законы общества. Уголовное отклонение охватывает широкий диапазон поведения, от незначительных нарушений правил дорожного движения до поджога или убийства.

Максим, ограбивший супермаркет, и Анна, которая проигнорировала ограничение скорости, вписываются в эту категорию. Однако законы составляют всего лишь один комплекс сложной системы бесчисленных правил — формальных, неформальных, письменных, подразумеваемых и т. д., которым мы, как ожидается, должны соответствовать. Любой акт несоответствия этим правилам считается девиантным.

Маленькие нарушения совершают абсолютно все: кто-то забыл вернуть библиотечную книгу вовремя, кто-то перебежал дорогу на красный свет, кто-то прогулял несколько уроков в школе, кто-то не уступил место бабушке в автобусе. Несоответствие не всегда является отрицательным примером нарушения правил.

Какими бы ни были девиантные действия, отрицательными или положительными, они имеют общую черту — отличие от нормы. Как выглядит позитивное отклоняющееся поведение? Пример Марии показывает, что даже если девушка и не совершает преступления, решив сохранить свою девичью фамилию, она все же выполняет девиантное действие, так как взятие фамилии мужа является нормой в нашем обществе.

причины позитивного отклоняющегося поведения

Позитивное отклоняющееся поведение: теория Дюркгейма

Отклонение является естественной и даже необходимой частью общества, фактически не может быть такого, чтобы не было нарушений вовсе. Что может служить иллюстрацией позитивного отклоняющегося поведения? Дюркгейм использовал монастырь в качестве примера: для посторонних монахи чрезвычайно мирны и поэтому живут в почти утопическом обществе. Тем не менее, даже там наблюдаются случаи отклоняющегося поведения. Для обычных людей пропущенная утренняя молитва не считается девиантным поведением, но в монастыре это противоречит правилам, которые были созданы, чтобы навести порядок в этом обществе. Их нарушение приводит к негативным социальным реакциям.

4 основные функции отклоняющегося поведения

Поскольку отклонение может серьезно нарушить социальный порядок, может показаться парадоксальным, что на самом деле это может иметь положительные последствия. Согласно Дюркгейму, отклонение выполняет четыре основные функции:

  1. Оно подтверждает культурные нормы и ценности.
  2. Оно разъясняет моральные границы и учит нас отличать правильное от неправильного.
  3. Это объединяет людей. Люди становятся едиными в своем совместном ответе на девиантные действия, например, когда начинает зашкаливать патриотизм во время появления внешней угрозы, например, терроризма.
  4. Некоторые примеры позитивного отклоняющегося поведения способствуют социальным изменениям. В истории полно людей, которые своим нестандартным мышлением и поведением толкали общество вперед.

примером позитивного отклоняющегося поведения является

Теория деформации Мертона

Отклоняющееся поведение предполагает как позитивные, так и негативные последствия. Хотя Мертон согласился с тем, что для функционирования общества необходимо определенное отклонение, он утверждал, что культура и структура самого общества оказывают давление на отдельных лиц.

Другими словами, из-за определенных культурных ценностей и целей те, кто не имеет возможности законно справляться с этими целями, чувствуют определенное напряжение. Так появляются преступники, люди с негативным отклоняющимся поведением, которые используют нетрадиционные средства, такие как преступления, для достижения этих целей.

приведите примеры позитивного отклоняющегося поведения

Положительная девиация

Нормы — это правила и ожидания, которыми руководствуются члены общества. Отклонение — это отсутствие соответствия этим нормам. Например, девиантный акт может совершаться в одном обществе, которое нарушает там социальную норму, но может быть нормальным для другого общества. Социальные нормы отличаются от культуры к культуре. Про негативную девиацию понятно — это когда отклоняющееся поведение приносит вред целому социуму или отдельным личностям. А вот с положительной девиацией стоит разобраться.

ситуация иллюстрирующая позитивное отклоняющееся поведение

Позитивное отклонение относится к поведенческому и социальному изменению. В любом контексте некоторые люди, сталкивающиеся с подобными проблемами, ограничениями и лишениями ресурсов своих сверстников, тем не менее будут использовать необычные, но успешные виды поведения или стратегии, которые позволят найти лучшие решения. Благодаря изучению этих индивидуумов-субъектов, называемых «позитивными девиантами», инновационные решения таких проблем могут быть идентифицированы и усовершенствованы из-за их поведенческой реакции.

позитивное отклоняющееся поведение

Особенности восприятия

Причинами позитивного отклоняющегося поведения могут быть определенные события, происходящие в обществе или в жизни людей. Также это могут быть особенности восприятия отдельных индивидуумов, которые всегда стремились создать нечто невероятное, и которых все поначалу считали немного сумасшедшими и «не такими как все».

позитивное отклоняющееся поведение

Быть не таким, как все — это плохо?

Приведем примеры позитивного отклоняющегося поведения. Григорий Перельман, являясь российским гением в области математики, был первым, кто доказал теорему Пуанкаре, за что был номинирован сразу на несколько премий. Весь научный мир был в шоке, когда неординарный ученый отказался от трех крайне престижных премий, и это действительно яркая ситуация, иллюстрирующая позитивное отклоняющееся поведение.

Он это объяснил тем, что награды его не интересуют, а вклад других математиков ничуть не превышает его заслуг. Примером позитивного отклоняющегося поведения является то большое количество гениальных личностей, которые благодаря своим нетрадиционным подходам сумели оставить свой след в мире и изменить его к лучшему.

Гениальные люди, которые мыслят нестандартно и являются не такими как все, двигают вперед общественный и технический прогресс. Первые компьютеры появились в 1969 году и были размером с целую комнату. Такие знаменитые личности, как Стив Джобс и Бил Гейтс, во многом поспособствовали тому, чтобы сделать эти цифровые устройства не просто персональными, а даже мобильными.

Альберт Эйнштейн разрушил прошлые стереотипы о физической реальности и стал первым, кто открыл закон относительности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что все научные умы и изобретатели — это девианты. Постепенно общество усваивает новые социальные нормы, и некоторые действия, не допускаемые ранее, принимаются за сами собой разумеющиеся. Границы между позитивным и негативным отклоняющимся поведением являются весьма размытыми и подвижными, как во времени, так и в пространстве.

Положительные девиации личности как фактор развития общества



В данной статье раскрывается проблема положительных девиаций как фактора развития общества. Обоснуется необходимость изучения влияния положительных девиаций на развитие личности и общества, рассматривается парадоксальный характер девиаций в жизни общества.

Ключевые слова: девиантное поведение, положительные девиации, личность, общество.

В современном высокоразвитом обществе большой интерес для исследователей представляет поведение индивида. В наше время, время социальной нестабильности общества, поведение людей все больше склонно к отклонению от общепринятых социальных норм и стандартов. Из — за того, что поведение части людей уже не отвечает социальным нормам это поведение для общества становится непредсказуемым. Вследствие этого, оно переходит в девиантное.

Любая форма проявления девиантного поведения — либо положительная, либо отрицательная — это протест индивидов против традиций, ценностей, норм и стандартов, уже образовавшиеся в обществе в целом. Но этот протест в зависимости от того, в каком направлении он будет развиваться, будет совершенно разным. Девиантное поведение как явление социальной действительности во всей совокупности проявлений все еще находится на недостаточно изученном уровне.

Вследствие распространения такого явления, как положительные девиации личности, которые выступают как фактор развития общества, появляется необходимость уделять ему более пристальное внимание, чтобы в будущем, провести экспериментальное исследование по данной проблематике.

Большое внимание изучению проблемы проявления девиантности уделяли такие ученые, как: Змановская Е. В., Менделевич В. Д., Хомич А. В., Беличева С. А., Ч. Ломброзо, У. Шелдон, Э. Кречмер, П. Джекобс, О. Кинберг, А. Штумпль, Е. Гейер, Ж. Пинатель, Е. А. Байер, З. Фрейд, Я. И. Гилинский, В. Н. Кудрявцева, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, К. А. Абульханова-Славская, О. Ланге, Н. В. Васина, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенин, Г. И. Колесникова, Р. В. Овчарова, Ю. А. Клейберг, В. В. Ковалев, Э.Дюркгейм, и многие другие.

Девиантное поведение по мнению В. Д. Менделевича, это — «система поступков или отдельные постулаты, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации и уклонении от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением» [4, С.14].

Е. В. Змановская же утверждает, что «девиантное (отклоняющееся) поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией» [2, C.15]. Данные трактовки более точно раскрывают сущность девиантного поведения.

Существуют ряд теорий, которые объясняют возникновения девиаций. Биологические теории исходят из того, что главной причиной формирования девиантного поведения является физиологические особенности человека. Психологические теории считают, что главный детерминант формирования девиантного поведения нужно искать в раннем детстве, что отклонения в поведении зависят от правильного прохождения этапов становления психики человека. Социологические теории твердят, что в возникновении девиантного поведения главенствующую роль занимает место индивида в социуме, его отношение с другими членами общества.

Отклонения от общепринятых социальных норм может быть представлено двумя формами проявления девиантного поведения:

– Негативные, т. е. нарушающие жизнедеятельность общества, дезорганизующие социальную систему, разрушающие ее и влекущие за собой в конечном итоге девиантное поведение;

– Позитивные, т. е. служащие инструментом развития и усовершенствования социальной системы общества, повышение ее подготовленности и выступающие как фактор развития общества.

Рассмотрением проблемы позитивных девиаций личности, например таких как, гениальность, творчество, креативность, талант занимались многочисленные зарубежные (О. Вейнингер, Ф. Ницше) и отечественные философы (Н.Хамитов, В. Флоренский, Н. Бердяев).

Позитивные девиации подразумевают под собой прогрессивное изменение системы общества. Новые идеи, инновации, креативность, новаторство, творчество — это девиации, которые несут позитивный характер и, которые обеспечивают и ведут к развитию современного общества, современного социума. Они занимаются мотивирующей и направляющей функцией по отношению к поведению человека, как представителя микросоциума. Есть определенные факторы, которые влияют на личность. Их воздействие рассматривается с двух сторон: с одной стороны, содействуют полному осуществлению позитивного творческого потенциала личности, с другой же — внешние обстоятельства жизнедеятельности способны нарушить, притормозить и иногда могут заглушить развития позитивного образования.

Позитивные девиации возникают всегда осмысленно и имеют целенаправленный характер. Эти девиации играют огромную роль в самореализации и саморазвитии личности. Поле для реализации позитивно — девиантной личности является безграничным. В свою очередь, позитивно — девиантная личность — это совокупность характеристик, которые несут под собой творческий потенциал в своей сфере деятельности, самовоспитание, умение владеть культурой потребления информации, креативность мышления, высокая выносливость в работе, осознание своего «Я» на более качественном новом уровне и многое другое. Проявление творческого и креативного подхода в решение сложных задач и умение мыслить неординарно является очень важным и актуальным в современном обществе.

На сегодняшней день позитивные девиации — один из факторов развития общества, в них заключены начала искусства, техники, культуры, жизни социума и его взаимоотношений. В действительности без положительных проявлений девиантного (отклоняющегося) поведения структура общества может прийти в упадок, так как гениальность некоторых личностей воспринимается как позитивная девиантность. Яркими примерами такой девиантности являются Сальвадор Дали, Сергей Есенин, Жан Поль, Альберт Эйнштейн. Стоит отметить, что гениальные люди как представители позитивной девиантности, не приспособлены к бытовому образу жизни. Они либо не имеют семьи, либо крайне капризны, либо позволяют себе нелепые выходки, либо не практичны в обыденных делах. Например, Альберт Эйнштейн — гениальный физик — теоретик, один из основателей современной физики, создатель частной и общей теории относительности и многое другое. В жизни же неприспособлен в быту и крайне отстранен от реальной действительности.

«Позитивные девиации также являются неотъемлемой частью человеческой духовности и условием личной свободы людей, выступая тем самым в качестве социального механизма, противостоящего регрессивным линиям в развитии общества. Понимание значимости позитивных девиаций для общественного прогресса подчеркивает необходимость всестороннего изучения особенностей и специфики столь интересного явления» [5, С.5].

Многие ученые утверждают, что проявления девиантного поведения ведут к противоречию в развитии социальных структур общества, но и в тоже время подкрепляют прогрессивные течения общества. Бесспорно, такие характеристики личности, как искренность, огромное трудолюбие, правдивость в общении с людьми, принадлежат положительным девиациям, а поведение, которое выходит за границу разума и даже закона, являются проявлением отрицательных девиаций.

Социальные отклонения в обществе имеют парадоксальный характер. С одной стороны, вносят опасность в стабильность общества, с другой стороны — сохраняют эту стабильность. Каждый член общества должен знать, какое поведение он может ожидать от взаимодействия с окружающими его людьми, какое поведение окружающие люди ждут от него самого, какими социальными нормами должны руководствоваться его дети. Девиантное поведение разрушает эту систему. Когда в обществе наблюдаются постоянные социальные отклонения, то происходит дезорганизация культуры общества и нарушение социального порядка. Вследствие этого, нравственные нормы не контролируют поведения всех членов общества, важнейшие ценности не воспринимаются обществом, люди теряют чувство безопасности, появляется неуверенность в своих действиях и силах. Поэтому общество будет работать продуктивно только тогда, когда большая часть населения будет признавать сложившиеся нормы и поступать согласно ожиданиям других индивидов.

С другой стороны, девиантное поведение — одно из средств адаптации культуры к социальным изменениям общества. Никакое современное общество длительное время не будет статичным. Сообщества должны менять образец своего поведения из — за перемен в окружающей среде. Резкое повышение рождаемости, инновации, открытия в науки, изменения в физическом плане — все это приводит к необходимости признания новых социальных норм и привыкание к ним всех членов общества. Новые социальные нормы возникают и функционируют вследствие обыденного поведения людей и постоянного столкновения внешних обстоятельств. Отклонения от прежних, привычных норм поведения незначительного числа индивидов приводит к созданию новой, нормативной формы поведения. С течением времени отклоняющиеся поведение, которое содержит в себе уже новые, нормативные нормы, попадает в сознание индивидов. И тогда, когда членами общества усвоено поведение, которое включает в себя уже новые социальные нормы, оно перестает быть девиантным (отклоняющимся).

«Границы между позитивным и негативным девиантным поведением подвижны во времени и пространстве социумов. Кроме того, одновременно существуют различные «нормативные субкультуры» (от научных сообществ и художественной «богемы» до сообществ наркоманов и преступников)» [1]. Очень важно не утратить с течением времени ту границу, которая отделяет действительно положительные девиации от девиаций как форму поведения индивида, стоящую за чертой нормального функционирования общества.

Следует подчеркнуть, что положительные девиации личности, требуют большого научного понимания, так как личность склонна поступать «как все», сопоставлять себя с общепринятыми стандартами, поскольку она заинтересована в социально — желательной оценки своего поведения.

Позитивные девиации личности стоит воспринимать как социально — духовное явление. Особое внимание представляет исследования проявления позитивных девиаций в сферах науки и искусства. Основные сферы общества нуждаются в тех людях, которые способны к творческому решению задач, а от отрицательного проявления девиаций нужно постепенно избавляться.

Таким образом, проблема девиантного поведения в настоящее время очень важна и актуальна. Особое внимание уделяется положительным проявлениям девиантности. Положительные девиации способны быть примером группового согласия, выступать ускорителем социальных изменений общества, т. е. любые нарушения социальных норм и правил поведения девиантами, являются сигналом обществу о том, что социальные структуры общества функционируют ненормально, т. е. неправильно. В результате складывается необходимость внесения поправок, т. е. изменений в социальные структуры общества. Отклоняющееся от общепринятых социальных норм и правил поведения незначительного числа населения способны внедриться в сознание всей общественной жизни, что говорит о начале создания новых социальных норм, установок и образцов поведения, тем самым преодолевая устаревшие традиции.

В будущем на основе того, что теоретическая часть такой проблемы — позитивные девиации личности как фактор развития общества, изучена довольно глубоко, нужно провести экспериментальное исследование. Это поможет доказать, что в нашем современном обществе действительно имеют место быть положительные девиации, поскольку именно они выступают как фактор развития общества, помогают совершенствовать социальные структуры общества в прогрессивную сторону. Позитивные девиации — это начало чего — то нового, уникального и необыкновенного. Это умение человека приносит в общество новые, необыкновенные идеи, выбирать нестандартные решения, отходить от традиционных образцов поведения.

Положительные девиации личности играют большую роль в развитии социальных структур общества. Они выступают как фактор развития общества, поскольку именно они приносят в социум новые, оригинальные идеи, которые необходимы для успешного функционирования социальных структур общества.

Литература:

  1. Гилинский Я. И. Социальное насилие. Монография. СПб: Алеф-Пресс, 2013. 184 с.
  2. Змановская Е. В. Девиантология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 288 с.
  3. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. — М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт-М», 2001.- с.
  4. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2005. — 445 с.
  5. Сминщикова Э. В. Позитивные девиации как фактор прогрессивного развития личности в современном социуме: Дисс. канд. юрид. наук. Краснодар, 2012.

Основные термины (генерируются автоматически): девиантное поведение, развитие общества, девиация, социальная структура общества, норма, член общества, общество, поведение, позитивная девиация личности, современное общество.

причины, примеры и способы решения проблемы – 9psy.ru

Человек, который сталкивался с социальной психологией, социологией или социальной работой уже слышал термин «девиантное поведение». Но не все понимают значение этого понятия. Для начала необходимо разобрать другой термин. Социальные нормы – общепринятые правила, которые регулируют деятельность отдельных людей в группе, стране и государствах, объединенных в международные сообщества.

Если они нарушаются, идет речь о девиации. Разберем это понятие детально.

Девиантное поведение и девиантность – это непредсказуемые действия, отклоняющиеся от общепринятых правовых или нравственных стандартов.

Девиантное поведение – это непредсказуемые действия, отклоняющиеся от общепринятых правовых или нравственных норм.

Содержание статьи

Примеры такого поведения

Можно рассматривать два типа рассматриваемого явления.

  1. Положительная девиация стимулирует развитие общества или индивида. Обычно возможность отклоняться от социальных стандартов предоставляет группа лидерам. Например, героические поступки, самопожертвование и сверх преданность.
  2. Отрицательная девиация – оказывается негативное влияние. Например, трудные подростки, преступники.

Есть близкое понятие «делинквентное поведение». Разница между ними заключается в том, что в первом случае нарушается любая социальная нора, а в последнем речь идет только о юридических предписаниях. Делинквентное отклонение можно рассматривать, как разновидность девиантного.

Причины

Девиантное поведение возникает из-за нарушения процессов социализации – вхождения человека в общество. Социализация продолжается в течение всей жизни, поэтому нормальный человек внезапно может перестать соответствовать “стандартам”.

Например, упертый подросток, не желающий получать новые знания, попробовал пива, ему понравилось. Он думает, а почему бы мне не употреблять этот напиток чаще?

Вторая причина возникновения отклоняющихся моделей действий – педагогическая запущенность. Например, родители не занимаются ребёнком.

Признаки девиантного поведения

Четко определить, отклоняется поведение или нет нельзя – это относительное понятие. Нарушающий правила человек может считать это адекватным и правильным. Проще всего говорить о делинквентных моделях, потому что нормы законодательно прописаны.

Можно выделить важные индикаторы:

  1. Деструктивный или аутодеструктивный характер. Наносит вред окружающим или самому себе.
  2. Многократное повторение нарушения правил.
  3. Медицинская норма. Отклонение от медицинских и психологических стандартных показателей.
  4. Социальная дезадаптация. Это одновременно причина и индикатор – потеря способности усваивать социальные требования.

Виды и примеры отклоняющегося поведения

Классификаций существует огромное количество, и их все нельзя включить в эту статью. Одну из них мы уже рассмотрели. Кроме положительных и отрицательных девиаций можно еще выделить нейтральные. Например, это попрошайничество, которое не особо мешает людям, но при этом подобное поведение не одобряется обществом.

Примеры на основе матрицы социальных девиаций Н. В. Майсак (2010):

Девиации по характеру направленности и проявления:

  • конструктивное, творческое поведение
    • Научное: развитие эстетической хирургии, трансплантация органов
    • Художественное: татуировки, граффити, необычный и модный образ, создание эротической литературы и живописи, принадлежность к субкультурам, чёрный юмор
    • Техническое: изобретения и моделирование,
    • Организационная деятельность: организация своего дела, активное участие в политической жизни, объединение разных людей в группы по интересам, создание туристического бизнеса.
    • Компьютерное: дизайн, компьютерная инженерия, создание сайтов для общения
  • аутодеструктивное поведение:
    • аддиктивное (нехимическая и химическая зависимость) – алкоголизм, наркомания, трудоголизм, шопоголизм, зависимость от гаджетов, еды, любовных отношений, информационных технологий, интернета, онлайн-игр и виртуального пространства.
    • суицидальное (парасуицидальное поведение и суицид), эвтаназия, самоубийство, татуировки, пирсинг, бодимодификации, увлечение опасными видами спорта, самоповреждение.
  • внешнедеструктивное поведение:
    • противоправное поведение (административные правонарушения, делинквентное, криминальное поведение) – невыплата алиментов, несоблюдение родительских обязанностей, работы, мелкое хулиганство, прогулы, преступление с корыстными целями, сводничество, сутенерство, проституция, агрессивная самозащита и самооборона, выраженная оппозиционная деятельность, социальная зависимость от окружающих, попрошайничество, вандализм, воровство, разбой, убийства, участие в опасных группировках или сектах.
    • коммуникативные девиации – гиперобщительность или избегание социума, пренебрежение нормами морали, употребление нецензурных выражений, нигилизм, шокирующий или неопрятный имидж, сутяжничество, манипулирование людьми.

Девиации по степени социальной одобряемости:

  • социально одобряемое и просоциальное поведение (адаптированное к нормам определенной социальной группы) – альтруизм, самопожертвование, научный, технический или художественный творческий процесс, продвижение новых идей.
  • социально нейтральное (не представляющее общественной опасности или с неоднозначными критериями оценки) – принадлежность к субкультурным группам, альтернативные виды искусства, оппозиционность, неисполнение своих обязанностей гражданина.
  • социально неодобряемое:
    • асоциальное (отклоняющееся от морально-нравственных норм) – импульсивная тяга к перемене мест, бродячая жизнь, лудомания, алкоголизм, наркомания, злоупотребление психотропными веществами, виктимное, агрессивное или фанатичное поведение, нищенство, попрошайничество.
    • антисоциальное (отклоняющееся от правовых норм) – антисоциальная пропаганда, создание преступных сообществ, участие в преступных группировках, работорговля, хакерство, вандализм, воровство, изнасилование, сутенерство, убийства.

Можно выделить другие типы девиаций:

  1. Инновация. Цели общества соблюдаются, но предлагаются новые методы их достижения.
  2. Ритуализм. Цели общества рассматриваются, как желаемые, но утопичные.
  3. Ретреизм. Человек не соглашается как с целями общества, так и с методами их достижения.
  4. Мятеж. Девиация может рассматриваться, как позитивная, так и негативная. Попытка установки нового порядка в обществе.

Девиации у детей

У детей подобная проблема возникает чаще всего по причине педагогической запущенности. Родители не уделяют ребенку достаточно внимания, семья становится дисфункциональной, хоть и условно-благополучной может продолжать оставаться.

Еще одна причина возникновения девиаций у детей – неправильные методы воспитания.

Девиации у взрослых

В этом случае все достаточно запущено, поскольку устранить привычки, взгляды на жизнь, которые закреплялись годами, достаточно трудно. Тем не менее это можно пытаться делать. Не без участия самого клиента, конечно.

Как справиться с проблемой?

Самостоятельно вы не сможете решить эту задачу. Чтобы вытаскивать девиантов, существуют социальные работники. В случае с детьми этой проблемой еще занимаются социальные педагоги. Чтобы воспользоваться их услугами, нужно обратиться в государственную социальную службу вашего района. Это совершенно бесплатно.

Классификация позитивной девиации и ее проявления Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

УДК 316.75

CLASSIFICATION OF POSITIVE DEVIANCE AND ITS

MANIFESTATIONS

Babaeva Anna Vladimirovna, doctor of philosophical sciences, professor of faculty general human sciences Russian State Social University.

Popova Natalya Andreevna, 5th year student of the faculty of Social Work of the Russian

State Social University.

Abstract: The problems of deviant behavior in terms of their positive role are discussed. Authors revealed a positive deviation in the control system.

Keywords: standard, deviation, culture, management.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЗИТИВНОЙ ДЕВИАЦИИ И ЕЕ

ПРОЯВЛЕНИЯ

Бабаева Анна Владимировна, доктор философских наук, профессор кафедры теологии, историко-правовых и общегуманитарных дисциплин Филиала Российского государственного социального университета в г. Воронеже,

Попова Наталья Андреевна, студентка 5 курса факультета социальная работа Филиал Российского государственного социального университета в г. Воронеже.

Аннотация: Рассмотрены проблемы девиантного поведения с точки зрения их позитивной роли. Выявлены позитивные девиации в системе управления.

Ключевые слова: норма, девиация, культура, управление.

Жизнь людей протекает в общении друг с другом, поэтому им необходимо объединять и координировать свои действия. Любую потребность в пище, работе, образовании, дружбе, славе — человек может решить через других людей путем взаимодействия с ними, занимая определенное положение в сложных и организованных группах и институтах — в семье, школе, коллективе предприятия, политических партиях, спортивной команде.

Несомненно, мир существует исключительно потому, что действия огромного числа людей согласуются, однако для этого им необходимо понимать, кто, что и когда предположительно должен сделать. Первым условием организованной социальной жизни является наличие между людьми неких соглашений, которые принимают форму социальных ожиданий, выражаемых в нормах. Без норм, обуславливающих поведение, взаимодействия в социальной группе были бы невозможны. Мы бы лишились ориентиров, подсказывающих, что допустимо, а что выходит за рамки допустимого.

Взаимодействие между людьми превратилось бы в настоящую проблему, потому что мы бы не знали, чего можно ожидать от других людей. В современном обществе государство выполняет роль механизма реализации большого количества норм-законов. Законы далеко не нейтральны: они, как правило, отражают интересы определенной группы и воплощают ее основные ценности. Во всех обществах порой выходит за рамки, допустимые нормами. Нормы только указывают, что человек должен делать, а что не должен; но они не являются отражением фактического поведения. Реальные поступки некоторых людей не редко выходят за рамки того, что другие рассматривают как допустимое поведение. Для социальной жизни характерен не только конформизм, но и отклонение.

Обычно мы оцениваем поведение как девиантное в зависимости от того, получает ли оно отрицательную оценку и вызывает враждебную реакцию. О девиации нельзя сказать, что она внутренне присуща определенным формам поведения; скорее это оценочное определение, налагаемое на конкретные модели поведения различными социальными группами. В повседневной жизни человек составляет суждения о желательности (или нежелательности) того или иного стиля поведения; общество переводит такие суждения в положительные (или отрицательные) последствия для тех, кто следует (или не следует) подобным моделям поведения. В этом смысле можно сказать, что девиация есть то, что общество считает отклонением.

Проблема девиантного поведения (от лат. deviatio — отклонение, уклонение поведения) от общепринятых норм и ценностных ориентаций является фундаментальной для многих отраслей социальной науки и практики (социологии, антропологии, психологии, экономики, педагогики и др.). А в таких сферах профессиональной деятельности, как социальная работа и социальная педагогика, девиантное поведение выступает в качестве одной из ключевых проблем, от адекватного понимания и решения которых зависит успешность важнейших направлений социально-педагогической деятельности и социальной работы, связанных с ресоциализацией личности. Ряд авторов считает, что позитивная девиация — это такое отклоняющееся поведение, которое хоть и воспринимается многими как необычное, странное (ненормативное), но в то же время не вызывает неодобрения [1, 3, 4].

В становлении социологии как науки исследование негативных явлений (Г. Тард и Э. Дюркгейм, А. Кетле и Г. Зиммель, П. Сорокин и Р. Мертон) сыграло свою важную роль. В недрах социологии зародилась и сформировалась специальная (частная) социо-

логическая теория — социология девиантного (отклоняющегося) поведения и социального контроля. Именно под таким названием функционирует один из 40 исследовательских комитетов Международной социологической ассоциации. У истоков социологии девиантного поведения стоял Э. Дюркгейм, а конституированию в качестве самостоятельного научного направления она обязана, прежде всего, Р. Мертону и А. Коэну.

В Советском Союзе преступность, пьянство и алкоголизм, наркомания и суицид длительное время изучались преимущественно в рамках соответствующих дисциплин: криминологии, наркологии, суицидологии. Социологические исследования начали в Ленинграде в конце 60-х — начале 70-х годов В. С. Афанасьев, А. Г. Здравомыслов, И. В. Маточкин и др.

Динамизм социальных процессов в период перестройки, кризисная ситуация во многих сферах общественной жизни неизбежно приводило к увеличению девиации, проявляющихся в поведенческих формах, отклоняющихся от норм. Наряду с ростом позитивных девиаций (политическая активность населения, экономическая предприимчивость, научное и художественное творчество) усиливались девиации негативные — насильственная и корыстная преступность, алкоголизация и наркотизация населения, подростковая деликвентность, аморальность. Рост социальной незащищенности граждан, увеличил спрос на научные исследования девиаций, их форм, структуры, динамики, взаимосвязей. Тем более что социальная патология — чуткий барометр общественной жизни.

Вместе с тем, хотелось бы обратить особое внимание на то, что девиации могут носить как негативный, так и позитивный характер. Под эту классификацию попадают полярные по направленности социального вектора индивиды: не только преступники, но и гении, конфессиональные лидеры, ученые, творцы-новаторы являются людьми, в своем поведении отклоняющимися от общепринятых норм. Позитивные инновации, появляясь в социальном бытии, могут вначале восприниматься как субкультуры и даже контркультуры (Э. Коэн) [4, с. 109]. Многие современные однозначно позитивные и прогрессивные социальные практики возникали из контркультур и субкультур, изначально «выпадая» из моделей ролевого репертуара общепринятого поведения, являлись эмерджентными нормами и вызывали негативное отношение, запреты и даже преследования. Например, движение за мир во всем мире, движение «зеленых», которые в настоящее время институционально оформлены в законодательных актах международного и российского права [1, с. 72].

Позитивная девиация, например, для инвалида — это выход за рамки социальной роли «больного» и устойчивое воспроизводство ролевого репертуара активного члена социума, равноправного и успешного участника профессионального сообщества, спортсмена, паралимпийца, достигшего впечатляющих результатов, яркой творческой личности.

К числу позитивных девиаций в разные времена и разные культуры относили: героические поступки, самопожертвование, сверхтрудолюбие, чрезмерное усердие, обостренное чувство жалости (сочувствия), сверх преданность и др.

Процесс девиации неоднозначен. Сравнение разных культур показывает, что одни и те же действия одобряемы в одних обществах и недопустимы в других. Определение поведения как девиантного зависит от времени, места и группы людей. Например, если обычные люди взламывают склепы, их клеймят как осквернителей праха, но если это делают археологи, то о них говорят с одобрением, как об ученых, раздвигающих границы познания. Тем не менее, в обоих случаях в места погребения вторгаются посторонние и выносят оттуда какие-то предметы. Также коммуникабельное поведение, современная одежда и «открытое» лицо европейской женщины недопустимы во многих традиционных мусульманских странах.

Эти примеры свидетельствуют о том, что отклонения не могут быть внутренне присущи поведению людей. Общество решает, считать или не считать какое-то поведение отклоняющимся от нормы. Это не означает, что такие явления, как убийство, воровство, половые извращения, психические отклонения, алкоголизм, азартные игры и жестокое обращение с детьми и т.п., могли бы не иметь места, если бы им не были даны социальные определения. Скорее, решающее значение имеет то, как люди определяют поведение и каким конкретным образом реагируют на него.

Я. И. Гилинский первым из отечественных исследователей обратил внимание на созидательный, позитивный характер девиации. «Девиации (флуктуации в неживой природе, мутации — в живой) являются всеобщей формой, механизмом, способом изменчивости, а следовательно, и жизнедеятельности, развития каждой системы» [1, с. 71].

Среди поведенческих девиаций Ю.А. Клейберг выделяет три основные группы: позитивные (социальное творчество), негативные и социально-нейтральные [3, с. 83]. Я.И. Гилинский подчеркивает, что негативные девиации дисфункциональны, т. к. дезорганизуют систему, а позитивные выполняют негэнтропийную функцию, что ведет к устранению устаревших стандартов поведения, служит

механизмом развития системы и повышения уровня ее организованности [1, с. 71]. На основе фиксации общего рисунка поведения на личностном, ситуационном и средовом уровнях Ю.А. Клейберг выделил статусные, ролевые, деятельностные и ценностные модели девиаций [3, с. 91] Наряду с общеизвестными видами девиантного поведения, ученый описал бродяжничество, вандализм и его разновидность граффити, гомосексуализм, навязчивости, «черный юмор» и др. Следует заметить, что, например, граффити и наполненные пафосом разрушения «садистские стишки» можно отнести и к негативным девиациям, и к социально-нейтральным, способствующим разрядке эмоциональной напряженности, а также к творческим (группа позитивных девиаций).

Каждая девиация содержит в себе разрушительное и созидательное начала, для процесса социальной эволюции важно, какой компонент преобладает. Позитивными девиации являются тогда, когда способствуют прогрессу системы, повышают уровень ее организованности, помогают преодолеть устаревшие, консервативные или даже реакционные стандарты поведения. Границы между позитивной и негативными формами девиантного поведения подвижны во времени и социальном пространстве. Созидательная девиация должна рассматриваться как совершенно нормальное явление в жизни любого общества, так как даже самый совершенный закон не в состоянии учесть всего многообразия житейских ситуаций. Степень совершенства закона относительна, поскольку общество изменчиво. Рассматривая девиации в социуме нельзя не обратить внимание, что достаточно интересно они проявляются в системе управления.

Преодолеть пропасть между действительным и желаемым -главная цель управления преобразованиями. Традиционная схема проведения реформ предполагает глубокий анализ проблем, приглашение консультантов со стороны и внедрение передовых методик под руководством и при активном участии корпоративных лидеров. Но существует другой путь: поиск уже существующих в организации источников будущих преобразований. Практически в любой компании есть сотрудники, которые работают не так, как остальные, а на принципиально другом уровне; они называются позитивными девиантами (человек, отклоняющийся от нормы). Суть этого метода — найти этих людей и распространять их высокоэффективную стратегию на всю организацию. Традиционные приемы управления преобразованиями здесь вряд ли подходят: руководители обычно либо не замечают островков успеха, либо, обнаружив их, придают новшеству официальный статус корпоративного стандарта

и навязывают его подразделениям. Такой подход не вызывает у сотрудников энтузиазма.

Стратегии позитивных девиантов можно превратить в корпоративный стандарт, но для этого следует отказаться от привычных методов и концепций передачи опыта. Очень важно вовлечь членов сообщества в процесс открытия, превратить их самих в пропагандистов собственного опыта преобразований. Руководитель при этом играет совсем другую роль, чем в традиционных сценариях управления изменениями. Специалисты, работающие на периферийных участках бизнеса, в стороне от общекорпоративных инициатив по реорганизации, используют нестандартные приемы и методики, и поэтому их решения намного эффективнее, чем решения остальных сотрудников. Именно такие люди — ключевой элемент данного подхода.

Переход к тактике позитивной девиации может сопровождаться сменой ролей в организации: многим экспертам и наставникам придется стать обучаемыми, а лидерам — последователями новаторов. Руководителям следует признать за коллективом право первооткрывателя. Сделать это непросто: лидер должен совершить над собой усилие и преодолеть привычные поведенческие шаблоны. Метод оказывается особенно эффективным в ситуациях, когда сложившиеся стереотипы поведения и отношений не годятся. Здесь руководитель, на котором лежит ответственность за реформу, может добиться большого прогресса, если ему удастся выявить позитивных девиантов и внедрить их опыт.

Литература

1. Гилинский, Я.И. Социология девиантности (новеллы и перспективы) // Социологические исследования. — 2009. — № 8. -С. 70-73.

2. Змановская, Е.В. Психология девиантного поведения: структурно-динамический подход: дис. … д-ра психол. наук: 19.00.06. — СПб., 2006. — 450 с.

3. Клейберг, Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 192 с.

4. Коэн, А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения // Социология сегодня. — М., 1965. — С. 519-549.

Девиантное поведение — подростков, профилактика, причины, виды

Девиантное поведение представляет собой любую форму отклоняющегося поведения, которое по социальным меркам может считаться недопустимым, даже граничащим с правонарушением. Девиантное поведение молодежи особенно удручает: печально наблюдать, как молодые юноши и девушки калечат свою жизнь, подчиняют ее разрушительным тенденциям и сиюминутным прихотям. Необходимо знать, как разобраться с этой проблемой, предотвратить развитие серьезных последствий. Проблема заключается в том, что молодые люди попадают под влияние сверстников и не всегда понимают, зачем и ради чего им меняться.

Причины

Для развития явственных отклонений необходимы веские основания. Просто так в жизни ничего не происходит. Определенные факторы способствуют накоплению негативных впечатлений, формируют установки, которые препятствуют созданию положительной картины мира. Остановимся подробнее на причинах происходящего. Возможно, это поможет кому-то определиться с дальнейшими шагами.

Неблагополучная семья

Это самая распространенная причина, по которой происходит формирование отклоняющегося поведения. Все мы родом из детства.Невозможно отбросить этот опыт или представить, что его не было. Неблагополучная семья влияет на формирование личности сильнее, чем социальное окружение. Происходит подмена некоторых понятий, отрицание обще семейных ценностей. В семье, где нет уважения, не бывает принятия. Ребенок может расти замкнутым и неприветливым, бояться высказывать свою точку зрения. Это не способствует накоплению положительной энергии, формированию позитивного взгляда на мир. В большинстве случаев ребенок повторяет опыт родителей. Будут невольно скопированы модели поведения, установки, способ реагирования в различных ситуациях. Девиантное поведение личности всегда ведет к разрушению. Индивид не может бесконечно копить в себе тревогу и раздражение. В конечном итоге это выльется в непрекращающийся поток агрессии и осуждения.

Травля в коллективе

Еще одна распространенная причина, способствующая накоплению отрицательных эмоций. Буллинг, как бы он ни выражался, всегда заканчивается опустошением личности. Человек перестает ощущать себя изнутри, не знает, как поступать. Теряется ощущение реальности происходящего, безопасность внешнего мира ставится под сомнение. Травля в коллективе –весомый аргумент, который причиняет боль и страдания. В некоторых случаях может понадобиться помощь специалиста. Ведь если человека постоянно гнобят, то он не может потом выстраивать полноценные отношения, действовать по велению сердца. Создается впечатление, что в душе формируется бронь, препятствующая формированию душевной привязанности. Негативное девиантное поведение– это результат неспособности сделать правильный выбор, определиться с дальнейшими шагами.

Влияние сверстников

Желание самоутвердиться иногда приводит к неконтролируемым последствиям. Примеров девиантного поведения среди подрастающего поколения немало: ровесники настойчиво требуют от формирующейся личности соблюдения определенных правил и установок. Влияние сверстников оказывает огромное влияние на индивида. Нет ничего грустнее, чем наблюдать, что подросток пошел не по самой лучшей дороге. Разрушительное влияние сверстников может быть весьма серьезным.

Заниженная самооценка

Это серьезная проблема, могущая обесценить любые начинания. Низкая самооценка не позволяет претендовать на высокое положение в обществе, заставляет людей довольствоваться малым, не ведет к развитию. Нередко это становится причиной того, что личность перестает себя ценить. В результате может сложиться ощущение, что справедливости в мире не существует, поэтому можно творить, что хочется, совершать любые безумные поступки. У подростков и детей складывается ощущение непонятности, происходит постепенное накопление разочарования во внешнем мире. В связи с этим они пытаются привлечь к себе внимание родителей, педагогов, любых окружающих людей. Девиантное поведение срабатывает как форма протеста. Личность не осознает собственных мотивов, потому что действует, основываясь на негативных впечатлениях.

Различные страхи

Фобии мешают нам двигаться вперед по жизни. Они довлеют над обстоятельствами, способствуют формированию искаженной картины мира.Человек, который боится, не может принимать осмысленные решения. Он постоянно сомневается в себе, крутит в голове тревожные сценарии, с которыми не может справиться.Вот почему работа с детьми с девиантным поведением всегда начинается с проработки страхов. Необходимо рассмотреть ситуацию изнутри, чтобы понять, как с ней можно справиться в результате. Ведь в противном случае даже самые действенные методы могут оказаться неэффективными.

девиантное поведение подросков

Формы

Существует несколько типов отклоняющегося поведения. Всех их стоит принимать во внимание, чтобы случайно не оказаться в затруднительном положении. Формы девиантного поведения заслуживают пристального внимания, поскольку затрагивают поведение личности, формируют ее будущее. Обратимся к наиболее распространенным вариантам. Многие о них знают, но не соотносят именно с проявлениями девиации.

  • Наркомания. Поскольку ее можно считать болезнью, а не просто плохой привычкой, она разрушает всякую индивидуальность. Наркоман не может быть хорошим семьянином, а также достойным братом, сыном или мужем. Это противоречит понятию семьи, ее непреходящим ценностям. Даже если в самом начале своего «увлечения» человек весело шутил и заявлял, что может бросить в любой момент, как правило, этого не происходит.
  • Употребление алкоголя. Эта форма девиантного поведения, к сожалению, многим знакома не понаслышке. Употребление алкоголя наносит ущерб не только отдельным людям, но и обществу в целом. В результате рушатся семьи, появляется ощущение шаткости и нестабильности внешнего мира. В семье, где выпивают один или оба родителя, ребенок не может вырасти полноценной личностью. Будет получена определенная психологическая травма, сформируется недоверие, неприятие и враждебность. Некоторые молодые люди настолько травмированы, что потом опасаются вступать в брак, хотя рано начинают самостоятельную жизнь.
  • Преступность. Любая форма преступности способствует развращению души. Человек перестает ценить окружающих, относится к людям, как к вещам, которые не заслуживают внимания. Все высоко духовные ценности оказываются попранными, забытыми, отвергнутыми. Проявления преступности могут быть различными – кража, преднамеренное убийство, воровство. Неизбежно одно – обществом осуждаются подобные деяния.
  • Проституция. Продажа собственного тела не случайно считается преступлением против морали. Нравственность человека оказывается под большим вопросом.
  • Самоубийство. Суицидальные наклонности не могут считаться естественными для человека.Нормально, когда человек, напротив, всеми силами старается сохранить себе жизнь. Ненормально иметь желание проститься с жизнью даже при серьезных потрясениях. Любовь к жизни – это то, что нас определяет, заставляет совершать активные шаги.

девиантное поведение детей

Методы борьбы

Весьма актуальный вопрос, которым многие задаются в силу невозможности быстро справиться с ситуацией. Работа с девиантным поведением подразумевает пересмотр прежних способов взаимодействия. Потребуется приложить множество усилий, чтобы избежать неконтролируемых последствий. Вот некоторые надежные способы.

  • Проговор ситуации. Это нужно делать своевременно, дабы не допустить момента, когда ситуация окончательно выйдет из-под контроля. Необходимо рассказывать о своих чувствах, учить этому ребенка. Тогда будет проще принять решение, подтолкнуть к нужному шагу. Открытое обсуждение создавшегося положения позволит найти точки соприкосновения, выйти на ожидаемый уровень понимания.
  • Контроль. Коррекция нежелательного поведения невозможна без проведения неусыпного контроля. Если рядом находится человек, которому по определению нельзя доверять, значит, необходимо следить за его действиями, не позволять, чтобы что-то препятствовало взаимопониманию. Контроль может быть полным и частичным. Иногда лучше проявлять внимание ненавязчиво, чтобы не вызывать раздражения у оппонента.
  • Помощь специалиста. В некоторых случаях может потребоваться консультация профессионального психолога. Есть проблемы, с которыми сложно разобраться самостоятельно. Когда мы стремительно начинаем искать выход из положения, неплохо, если рядом окажется грамотный специалист, который сможет дать своевременный совет. Нет ничего предосудительного в том, чтобы обращаться за помощью, когда она необходима.
  • Полезные дела. Личности, которая склонна к девиантному поведению, необходимо поручать занятия, требующие физического труда. Это может быть уборка в доме, вынос мусора, глажка белья, стирка. Казалось бы, зачем это нужно? Как подобные действия могут повлиять на исправление ситуации? Оказывается, такое возможно. Дело в том, что физический труд порой отнимает много сил и требует большой концентрации внимания. Расходуя энергию, человек успокаивается. Не остается сил на то, чтобы совершать ужасные и неконтролируемые поступки.
  • Новые увлечения. Если у человека найдется дело, которое его вдохновляет и действительно нравится, с ним будет проще договориться. Нет ничего стыдного в том, чтобы предлагать что-то интересное, делиться накопленным опытом. Особенно ценно, когда родители находят общие с ребенком увлечения. Можно играть в футбол, заниматься рисованием, лепкой, написанием стихов, чтением литературы, любым другим видом творчества. Главное, чтобы при этом присутствовали положительные эмоции, возникало ощущение некоторой общности, единства.
  • Занятия спортом. Вне всяких сомнений, движение способствует укреплению физического и ментального здоровья. Появится больше энергии, которую можно будет направить в мирное русло. Занятия спортом высвобождают положительную энергию, способствуют созданию полезной усталости. Неважно, какой вид спорта вы выберите.Главное, чтобы это доставляло радость, помогало бороться с негативными привычками.

подростки с девиантным поведением

Профилактика

Чтобы предотвратить формирование девиантного поведения, необходимо выстраивать доверительные отношения с детьми. Это требует усилий, подчас огромных, которые, как кажется, не всегда себя оправдывают. Но на самом деле, время, проведенное вместе, бесценно.Лучшей профилактикой является понимание и принятие. Надо отказаться от осуждения, упреков, неконтролируемой агрессии. Тогда появится возможность восполнять внутренний ресурс, наполнять его позитивными начинаниями. Чтобы отношения с детьми складывались удачно, необходимо стремиться давать им больше радости.

Таким образом, девиантное поведение – это серьезная проблема, требующая от человека пристального внимания. Потребуется приложить немало усилий, чтобы освободиться от негативного влияния. В большинстве случаев это удается, так как от стремлений личности зависит конкретный результат. Если вам не удается справиться с проблемой самостоятельно, можно обратиться за консультацией в содружество психологов и реабилитологов Ираклия Пожариского. Работа с профессионалом поможет нащупать грамотный подход, определить дальнейшие шаги.

Девиантное поведение «Характер девиантного поведения»

Все мы разные и по-разному ведём себя в обществе. Среди различных типов поведения выделяют девиантное.

Девианты отличаются от других — нестандартным мышлением и неклассическими путями достижения своих целей.

Девианты России

Девиантное поведение – это что такое?

Асоциальное поведение, чаще всего имеет отрицательный окрас, хотя оно не является абсолютно негативным.

Понятие (определение) и виды

Девиантное поведение – это действия, которые отличаются от установленных стандартов и зачастую переходят границы закона, отклонения от общепринятых правил.

Понятие весьма абстрактное, оно отталкивается от стандартного поведения и рамок «нормальности», однако в каждом обществе таковые могут отличаться. Поэтому то, что считается девиантным поведением в одной группе людей, во второй называется нормой.

Причины такого поведения

Вызывающий девиантТочные причины данного поведения еще досконально не изучены. Они рассматриваются с точки зрения социологии, психологии, педагогики, медицины и криминалистики, поэтому на сегодняшний день их обнаружена масса в любой из областей жизни. Весьма логично заявить, что для асоциального поведения существует целый комплекс причин.

Основные из них следующие:

  1. Несогласованность целей и средств, которые общество предлагает для их достижения.
  2. Маргинализация, обуславливающая снижение уровня ожиданий и потребностей социума.
  3. Социальные патологии, в частности психические заболевания, алкоголизм, наркомания, ухудшение генетического фонда населения.
  4. Психические причины, среди которых слабоумие, психопатия, дегенеративность, навязчивые страхи.
  5. Туманность мотивации, вроде наставления «делай как можно лучше» — других, не позволяющих адекватно вести себя в конкретной ситуации.
  6. Социальное неравенство.
  7. Войны, техногенные и природные катаклизмы, нарушающие психику людей.

Не менее важной причиной считается излюбленное обществом навязывание ярлыков.

Человек, который случайно попал в тюрьму, выйдя из неё априори будет девиантом, ведь нормально относиться к нему мало кто станет.

Факторы, определяющие его развитие

Факторами, определяющими развитие асоциального поведения, можно назвать аддикцию, то есть, стремление убежать от своего внутреннего дискомфорта, поменять своё измененное социально-психическое состояние, решить конфликт внутри себя любыми путями.

Именно этому чаще всего девиантами становятся люди, не обладающие возможностью сделать это легально. Общество давит их, не даёт самореализоваться, ставит ярлыки и всячески напоминает про низкий социальный уровень личности. В итоге последняя считает мир несправедливым, идёт на девиантные поступки, которые, по её мнению, мир заслуживает.

Некоторые девианты говорят, что для них это был единственный вариант, чтобы позволить себе жить, а не исключительно существовать.

Девиантное поведение

Примеры девиантного поведения

Девиантное существоТак как девиантным мы можем назвать любое поведение, выходящее за рамки нормальности, указанной в обществе, примеры могут быть любые.

Каннибализм – девиантное поведение почти во всём мире, но ученые до сих пор находят африканские племена людоедов, где каннибализм считается адекватным образом жизни.

Девиантное существо

В нашем обществе девиантами можно назвать всех, кто пытается сбежать от действительности, используя для этого любые средства, воздействующие на психику, будь то курение, алкоголизм, наркотики или странное поведение, граничащее с безумием.

Например — бунт, который утроили девушки несколько лет назад в Москве, ходя почти без одежды по городу – яркий пример подобного поведения.

Примеры такого поведения в обществе

Если говорить про общество и на более конкретных примерах, то девианты – это:

  • Личный фанатизмбомжи и попрошайки;
  • проститутки;
  • наркоманы;
  • алкоголики;
  • монахи;
  • гении;
  • убийцы и маньяки;
  • аскеты и другие.

Девиантом можно родиться, а можно стать, точно так же, как от данного поведения можно избавиться, при желании.

Конфликтность в семейных отношениях

Семья – первый образец поведения, с которым сталкивается человек. Поэтому конфликты в семье, побои, насилие и оскорбления априори приводят к девиантному поведению. Личность «ломается» или наоборот – бунтует, требуя справедливости и уважительного к себе отношения. В конфликтных семьях у детей два пути – стать агрессивной личностью или спокойным маньяком. Девочки из таких семей с детства отдают своё тело всем желающим, чтобы взамен получить хотя бы долю любви.

Конфликтность в семье – одна из основных причин, побуждающих как детей, так и взрослых становится девиантами.

Патологическая ревность.

Формы девиантного поведения в организации

Существует несколько форм ненормального поведения в организации, которые были составлены социальными работниками и психологами:

Кубинский бунтарьИнновация – подчинение заданным целям, но совсем не средствам для их достижения. Например, вор может желать разбогатеть, как любой нормальный человек, но достигает данной цели неадекватным путём грабежа.

Ритуализм – цель кажется человеку недостижимой, но он продолжает следовать традициям. В этой форме сейчас живёт большинство граждан СНГ, ежедневно ходя на работу, но не получая наслаждения, продвижения по карьерной лестнице и чувствуя свою нереализованность.

Ретретизм – уход из обществами в следствии несогласия, как с целями, так и со средствами их достижения. Так ведут себя монахи, путешественники, пилигримы.

Мятеж, бунт – попытка создать и ввести свой социальный порядок, изменив цели и средства. Яркий пример – Эрнесто Че Гевара.

Нормальной считается форма подчинения, когда индивидуум подчиняется и цели, и средствам её достижения, указанными обществом.

Чем характеризуется человек – девиант?

Мысли девиантаДевиант отличается от других людей, его можно охарактеризовать следующими утверждениями:

  • вызывает негативную оценку со стороны общественности;
  • приносит ущерб себе или другим;
  • поведение всегда повторяется, может быть многократным или длительным;
  • согласует свои действия с общей направленностью личности;
  • выражает индивидуальное и возрастное своеобразие.

 

Девиантное поведение находится в пределах медицинской нормы, однако сопровождается специфическими явлениями социальной дезадаптации.

Позитивные и негативные девиации в психологии

Отклонения от норм социума могут быть не только негативными, а и позитивными. Святые люди, гении, первооткрыватели, художники, поэты, писатели, скульпторы, философы – все они девианты, которые мыслят творчески, неординарно. Однако они приносят обществу пользу.

Негативные девиации делятся на две группы:

  • приносящие вред окружающим;
  • приносящие вред самому девианту.

В последнем случае говорится обо всём, что разрушает человеческую личность – от принятия алкоголя и наркотиков до суицида.

Причины девиантного поведения детей и подростков

ДевианткаДанный термин применим к детям от 5 лет. Только тогда рассуждают о сформировавшейся личности.

Среди детей и подростков данное поведение встречается наиболее часто, так как эта социальная группа более уязвима.

К причинам, которые заставляют детей и подростков так себя вести, психологи и социальные работники относят:

  • наследственность;
  • ошибки воспитания;
  • конфликты в семье;
  • деформация характера;
  • психические заболевания;
  • психические и физиологические отклонения;
  • негативное влияние СМИ;
  • несоответствие требуемых в обществе действий индивидуальным потребностям ребенка.

Дети не хотят подстраиваться под окружающий мир, желают делать так, как нравится им, порой вредя себе или другим. Они не всегда осознают ответственность, но могут становиться на правильный путь под влиянием авторитетного взрослого.

Проблемы социального характера

Своя волнаПроблемы социального характера заставляют вести себя неадекватно в первую очередь детей и подростков, которые только знакомятся с тем, как устроено общество.

Чтобы девиантность не приобрела острые формы, нужно расширить доступ к легальным способам достижения успеха во всех сферах жизни, соблюдать социальное равенство, совершенствовать законодательство, стремиться к адекватному правосудию.

Именно отсутствие этого всего является социальной проблемой, которую нужно исправлять на государственном уровне.

Профилактика и работа с девиантными детьми

Первоначальная профилактика нацеливается в первую очередь на детский и подростковый возраст. В её рамках выявляются и корректируются условия и факторы, вызывающее асоциальное поведение.

Социологи забирают детей у неблагополучных родителей и отдают хорошим семьям с правильным примером поведения. Педагоги и психологи в школах проводят работы по улучшению поведения и мировоззрения учащихся, объясняют, как устроен мир, и что ожидает, если действовать деструктивно.

Работа с девиантными детьми весьма сложна и требует профессиональной подготовки. Поэтому так важно выпустить из учебных заведений опытные и разумные кадры, которые могут помочь изменить судьбы детей и подростков.

В заключение

Девиантное поведение почти всегда поддаётся корректировке при помощи профессионалов и собственного желания девианта. Однако в некоторых случаях оно имеет позитивную роль в обществе. Девиация как разрушает, так и строит общественную мораль и духовность. Она является неотъемлемым атрибутом здорового мира.

Своя волна

Не пропустите . . .

Почему — Мужчина хочет стать женщиной?

Интересные — Факты о мужчинах!

Интересные — Факты о женщинах!

Интересные — Факты о мужчинах и женщинах!

Девиантное поведение — определение, примеры, случаи, процессы

Девиантное поведение — это поведение, которое отклоняется от социальной нормы. Только по этому определению отклонение не является ни хорошим, ни плохим, но его следует оценивать в индивидуальном порядке. Такое поведение может быть описано как «иное» или «неожиданное» и может вызывать положительные или отрицательные отклики от других людей. Девиантное поведение, которое становится популярным или рассматривается как нормальное, — это то, как общества со временем меняются или революционизируются. В юридическом контексте девиантное поведение относится к действиям, которые не только выходят за рамки тех, которые общество считает нормальными, но также являются незаконными.Чтобы изучить эту концепцию, рассмотрим следующее определение девиантного поведения.

Определение девиантного поведения

Существительное

  1. Поведение, которое заметно отличается от социальной нормы.

Происхождение

1350-1400 Среднеанглийский

Что такое девиантное поведение

Девианс имеет место в статистическом исследовании событий или действий, а это означает, что, глядя на то, как часто что-то делается в любом данном обществе, можно увидеть, что конкретное событие отличается от наиболее распространенного.Например, когда нация, которая поддерживает свободу и приветствует людей из всех слоев общества, становится напуганной и на какое-то время закрывает всех людей данной национальности, это можно рассматривать как пример девиантного поведения. В США это произошло после нападения японцев на Перл-Харбор, когда правительство создало лагеря для интернированных американцев японского происхождения.

Даже в статистическом анализе есть разница между тем, что «реже», и тем, что «менее хорошо» или «менее желательно».«Как юридический термин, девиантное поведение относится к действиям, которые не одобряются обществом и имеют правовые последствия. Хотя девиантность имеет социологические и психологические последствия, много усилий было вложено в исследования и теорию девиантного поведения в преступлении.

Определение девиантного поведения в обществе

Девиантность определяется социальными стандартами любого данного сообщества. Однако есть определенные отклонения в поведении, которые повсеместно считаются преступными.Самый яркий пример девиантного поведения, которого все избегают и ненавидят, — это необоснованное убийство человека или убийство . Тем не менее, то, что одно общество считает убийством, другое может рассматривать как оправданное убийство. Например, в некоторых странах супружеская измена считается преступлением, караемым смертной казнью, за которое осужденный может быть приговорен к смертной казни. Это немыслимо для большинства людей в Соединенных Штатах.

Поскольку ценности общества со временем меняются, действия, которые когда-то считались ненормативными и незаконными, отходят на второй план.Как только определенные люди перестают считать такой поступок серьезным отклонением от нормы, такие законы часто удаляются из книг или просто не соблюдаются. Фактически, в штатах все еще существует множество законов, которые когда-то считались обществом необходимыми для предотвращения девиантного поведения, которое кажется абсурдным по современным стандартам, например:

  • В Мемфисе запрещено законом женщинам водить машину по главной улице, если перед машиной не идет мужчина с красным флагом, предупреждающий других людей на дороге.
  • Раздел 6883 Кодекса законов штата Калифорния о рыбе и дичи запрещает любому есть лягушку, которая умирает во время соревнований по прыжкам на лягушку. Вероятно, это было принято для защиты лягушек и участников ежегодного юбилея прыгающих лягушек в округе Калаверас.
  • В Гейнсвилле, штат Джорджия, запрещено есть жареную курицу ничем, кроме рук.
  • В городе Новый Орлеан запрещено ругать или использовать нецензурную лексику в отношении или по отношению к пожарному при исполнении им своих служебных обязанностей.Верховный суд признал закон неконституционным.
  • В Алабаме считается уголовным преступлением — против общественного здоровья и нравственности — участие в «стрельбе, охоте, играх, карточных играх или гонках» в воскресенье. Нарушители этого закона рискуют быть оштрафованными на 10–100 долларов США, тюремным заключением в окружной тюрьме или приговором к «каторжным работам для округа» на срок до трех месяцев.

Пример девиантного поведения в детском убийстве

В 2009 году 7-летняя Рия Алмейда была изнасилована и зверски убита, ее тело выбросили в смывании за домом убийцы в Аризоне.Кайл Алегрия, которому на момент убийства Рии было 19 лет, был признан виновным в ужасном преступлении и в конечном итоге приговорен к пожизненному заключению без возможности условно-досрочного освобождения в 2013 году.

Доктор Мэтью Мендель, психиатр, обследовавший Алегрию, сообщил, что Алегрия начала демонстрировать девиантное поведение в очень юном, дошкольном возрасте, и что его родители поощряли такое поведение, даже если они не понимали в то время , Когда он давал показания в части смягчения приговора, поскольку адвокат Алегрии добивался снятия смертной казни со стола, докторМендель заявил:

«Если бы двое родителей намеренно поставили перед собой задачу создать ребенка с чрезвычайно высоким риском преступного поведения, сексуальных отклонений и сочетания секса и насилия, они не смогли бы сделать лучше, чем это сделали Марго и Лоретто Алегрия».

Мендель описал суд как Alegria начал смотреть как порнографические фильмы и жестокие фильмы ужасов у себя дома со своими родителями с самого раннего возраста, и что его родители были в курсе растущего аппетита мальчика для порнографии.Алегрия рассказала Менделю, что его изнасиловал, когда ему было семь лет, соседский мальчик постарше, но его родители ничего не сделали с этим, когда он им рассказал. В подробных показаниях Мендель рассказал о признании Алегрии в том, что у него развилось сексуальное влечение к собственной матери, и о своих фантазиях о ней.

Доктор Мендель объяснил, что девиантное поведение Алегрии

.

Что такое девиантное поведение? (с иллюстрациями)

Девиантное поведение — это поведение, которое не соответствует общепринятым социальным или культурным нормам. Например, убийство — это форма крайне девиантного поведения, которое нарушает культурные нормы, согласно которым убийство другого человека недопустимо. Существует ряд подходов к изучению девиантности, а также объяснения причин возникновения девиантного поведения и способов его устранения. Многочисленные колледжи и университеты предлагают курсовые работы по этому предмету, и есть профессиональные публикации, посвященные этой теме, в том числе творчески названный «Девиантное поведение.”

Cultural norms and expected behavior are taught during childhood.
Культурные нормы и ожидаемое поведение преподаются в детстве.

Первым шагом к пониманию девиантного поведения является изучение культурных и социальных норм. Нормы сильно различаются в разных культурах, и в некоторых случаях вежливое или ожидаемое поведение в одной культуре может считаться грубым или неприемлемым в другой.Изучение норм включает в себя историю таких норм, эволюцию норм с течением времени и изучение изменений, которые происходят в нормах по мере изменения самого общества. Например, ношение перчаток на публике когда-то было социальной нормой для женщин в большей части западного мира, но теперь это будет считаться слегка эксцентричным, если только погода не будет холодной.

Criminal activities such as theft or murder are extreme forms of deviant behavior.
Преступные действия, такие как воровство или убийство, являются крайними формами девиантного поведения.

Девианс можно рассматривать с психологической, биологической и социологической точек зрения. С точки зрения социологии, такие вопросы, как класс, могут играть роль в девиантном поведении. Можно сказать, что воровство, являющееся обычным случаем девиантного поведения, вызвано социологическим давлением, например бедностью. Биологов могут интересовать изменения в мозге, которые приводят к выражению отклонений, наряду с биологическими мотивами нормального поведения.Психологов интересуют мыслительные процессы, лежащие в основе нормального и девиантного поведения, от депрессии, которая может заставить людей действовать, до исследования раннего детского развития, которое объясняет, как люди узнают о границах поведения.

Shoplifting is a form of deviant behavior.
Кража в магазинах — это форма девиантного поведения.

Теории о девиантном поведении предполагают ряд возможных объяснений. Многие из них отражают междисциплинарный подход, признавая, что многие факторы могут вместе влиять на поведение. С годами теории также изменились и повлияли на подход к таким вопросам, как правоохранительные органы, уголовное правосудие и лечение психически больных. Например, принуждение безработных к работным домам для их мотивации к соблюдению нормы, которая предполагает, что люди должны работать, сегодня не используется, хотя широко применялось в XIX веке.

Sociological issues such as poverty contribute to deviant behavior.
Социологические проблемы, такие как бедность, способствуют девиантному поведению.

Понимание девиантного поведения и его мотивов может быть полезно для людей в самых разных условиях. Врачи, например, могут захотеть узнать, почему некоторые пациенты не соблюдают схемы приема лекарств, а учителя могут захотеть узнать о корнях издевательств и о том, как бороться с учениками, которые ведут себя в классе.

People with low self-esteem are more likely to engage in deviant behavior.
Люди с низкой самооценкой более склонны к девиантному поведению. Engaging in gossip can be considered deviant behavior.
Сплетни можно считать девиантным поведением. Deviant behavior includes physical aggression.
Девиантное поведение включает физическую агрессию.Bullying is often a precursor to deviant behavior later in life.
Издевательства часто являются предвестником девиантного поведения в более позднем возрасте.
,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *