Примеры нормативной и модальной личности: определение, краткая характеристика и примеры
определение, краткая характеристика и примеры
Социум – это определенное количество индивидов, которые придерживаются конкретных правил и проживают на территории, что имеет границы. Вот только это еще не все. Редко кто задумывается о том, что существует социальная типология – следствие жизни в социуме. То есть это способность человеческой психики адаптироваться к обществу, его нормам и правилам, чтобы быть в безопасности среди себе подобных. Так, существуют социальные типы личности, модальный тип — один из них.
Социум и тип личности
Изучать модальную личность — задание социологии, для которой важно обобщить поведение человека за конкретными признаками. Само общество заинтересовано в том, чтобы в его состав входили люди с тем типом личности, что в полной мере соответствует этому обществу в конкретный промежуток времени. Если опустить все эти сложные обороты и сказать простым человеческим языком, то для буржуазного общества важно, чтобы в социуме было больше людей нормативного типа, то есть тех, чье поведение полностью соответствует всем нормам и правилам.
А вот для современного общества, то есть индустриального, лучше будет, если в социуме будет подавляющее большинство модальных личностей. Это будет означать, что люди в конкретном обществе склонны следовать модным тенденциям. Для современного общества, которое вводит постоянно что-то новое, такие люди — основная поддержка и опора. Но правильно ли это?
Начало исследований
Понятие модальной личности стало объектом изучения только в 30-х годах прошлого века, когда начались первые серьезные исследования взаимосвязи личности и культуры. Этнопсихолог Маргарет Мид была одной из основательниц нового научного направления, которое изучало взаимосвязь общества и человека. Именно ее группа исследователей первой предположила, что в каждой культурной среде есть доминирующий тип личности – базовая личность.
Кардинер говорил, что в каждом обществе есть доминирующий тип личности, то есть основная личностная структура, которая формируется под влиянием той или иной культуры. Это базовая или нормативная личность. Люди этого типа характера отличаются максимальной восприимчивостью к определенной культурной среде.
Из поколения в поколение
В ходе исследований было доказано, что основные характеристики нормативной личности передаются из поколения в поколение. Проще говоря, воспитание определяет судьбу народа, и если меняется социальная организация, меняется и базовый тип личности. Подобное происходит, когда в обществе появляются новые технологии или налаживается связь с другими нациями.
Так думали до начала 50-х годов прошлого века. Вскоре ученым стало понятно, что если исследовать современные сложные культуры на основе базисного типа личности, то сложно получить реальные результаты, ведь это понятие слишком абстрактное. Так, появляется определение «модальная личность» — статистический сегмент исследования типологии социума.
Модальный тип личности
Если понятие базисной личности отлично подходит для исследования культурной среды первобытных общин и простых обществ, которые руководствуются простыми законами и правилами, то для современного социума, где сложно отследить определенные стандарты, за единицу исследования принимают модальную личность. Это понятие помогает определить, какой тип личности в обществе наиболее распространен, то есть встречается чаще всего.
Проще говоря, эта парадигма доказывает, что не все, даже не подавляющее большинство индивидов имеет одинаковую личностную структуру. Каждый человек – это уникальная и неповторимая личность, поэтому, изучая модальный тип, можно собрать некоторые данные и об отдельных индивидах.
Характеристика понятий
Первым охарактеризовал понятия «нормативная личность» и «модальная личность» социальный антрополог Р. Линтон. В своих исследованиях он говорил, что нормативная (базисная) личность – это тип личности, который принят культурой определенного общества и в наибольшей степени отражает ее особенности.
Модальная личность – это проявление, происходящее от слова «мода». Такой тип личности характеризует человека, который разделяет те образцы поведения, что и большинство членов общества, однако никогда не соответствует нормативной личности, хотя и стремится к этому, всячески сглаживая неточности.
Модальная личность чаще всего встречается у взрослых членов общества. Именно общества, а не культурной среды. Наиболее доступно объяснить этот феномен можно на примерах.
Примеры
Модальной личностью принято считать наиболее распространенный тип личности на определенной территории в конкретный промежуток времени. Этот тип личности отражает настоящее положение человека в обществе. К примеру, если рассматривать конец ХХ века на территории России, то можно заметить, что самым распространенным типом личности стал образец торгового человека, деятельность которого была ориентирована исключительно на получение прибыли.
Во времена, когда распался СССР, был распространен мафиозный тип личности, тогда все пытались урвать больше денег и не всегда поступали легальным образом.
Подобных примеров модальной личности можно привести много, но при этом стоит отметить, что в социуме может существовать несколько типов модальной личности. В основном это зависит от количества и разнообразия социальных групп.
Особенности
Что еще стоит знать о модальной личности, так это то, что она никогда не соответствует нормативной. Лишь изредка можно встретить некоторые совпадения. Тем не менее, если отклонения от нормативного типа личности слишком очевидные, то индивид может столкнуться с противодействием общества, которое будет настаивать на исполнении общепринятых правил и норм. К тому же, нормативную личность принято считать постоянным явлением, в то время как модальная подвержена динамике. Ведь если меняются условия жизнедеятельности, человеку приходится подстраиваться под новые правила игры. К примеру, в демократичном обществе будет приветствоваться политически активный тип личности, а в антидемократическом социуме на хорошем счету будут конформисты, то есть те, кто подчиняется правилам.
Что говорят социальные антропологи?
В зависимости от того, как меняется общество и культура, меняются и типы личности. Оказавшись в новой социальной среде, человек волей-неволей перенимает новые нормы и правила. Культура хоть и зависит от общества, но в целом является процессом, отличным от развития общества. Если меняется культура, претерпевает изменения и нормативный тип личности. А если трансформируется социально-экономическая структура, появляются новые модальные типы.
Нормативная личность формируется путем воспитания, то есть в процессе социализации, и только на ее основе может быть создан модальный тип, который подстраивается под общество сегодняшнего дня.
48.Человек, индивид, личность, индивидуальность. Нормативная личность, модальная личность, идеальная личность.
Определение.
Человек — это социально-биологическое
существо, воплощающее собой высшую
ступень в эволюции жизни и являющееся
субъектом общественно-исторической
деятельности и общения. Понятие
«человек» используется как предельно
общее понятие для характеристики
всеобщих, присущих всем людям качеств
и способностей. Используя это понятие,
психологи подчеркивают, что человек
является биологическим и социальным
существом одновременно, которое своей
жизнедеятельностью оказывает влияние
на окружающую среду.
Основные
характеристики человека: особое строение
организма; способность к трудовой
деятельности; наличие сознания.
Человек
как отдельный представитель человечества
определяется понятием «индивид».
Определение.
Индивид — единичный представитель
человеческого рода, конкретный носитель
всех психофизических и социальных черт
человечества.
Общие
характеристики индивида: целостность
психофизической организации организма;
устойчивость по отношению к окружающей
действительности; активность.
Иначе,
можно сказать, что индивид — это
«конкретный человек» от рождения до
смерти. Индивид — исходное состояние
человека в филогенетическом и
онтогенетическом развитии.
Личность
же рассматривается как результат
развития индивида, воплощение собственно
человеческих качеств. Личность — это
социальная сущность человека. Определение.
Личность — это конкретный человек,
который является носителем сознания,
способный к познанию, переживаниям,
преобразованию окружающего мира и
строящий определенные отношения с этим
миром и с миром других личностей.
Личность
рассматривается как воплощение в
конкретном человеке социальных качеств,
которые приобретаются в процессе
деятельности и общения с другими
индивидами. Личностью не рождаются,
личностью становятся.
Сложнее
определить понятие «индивидуальность»,
потому что, помимо личностных особенностей,
которые выступают основными составляющими
индивидуальности, в неё входят
биологические, физиологические и другие
особенности человека. Можно дать
следующее определение индивидуальности.
Определение.
Индивидуальность — это конкретный
человек, который отличается от других
людей уникальным сочетанием психических,
физиологических и социальных особенностей,
проявляющихся в поведении, деятельности
и общении.
С
помощью понятия «индивидуальность»
чаще всего подчеркивается неповторимость
и уникальность каждого человека. С
другой стороны, в индивидуальности мы
встречает те качества личности и
индивидные свойства, которые есть у
всех, но имеют разную степень выраженности
и образуют сочетания. Все индивидуальные
качества проявляются в различных
способах поведения, деятельности,
общения.
Нормативная
личность — та, черты которой лучше всего
выражают данную культуру, это как бы
идеал личности данной культуры.
Модальная
личность — статистически более
распространенный тип отклоняющихся от
идеала вариаций. И чем более нестабильным
становится общество (например, в
переходные транзитивные периоды
системных преобразований), тем относительно
больше становится людей, социальный
тип которых не совпадает с нормативной
личностью. И наоборот, в стабильных
обществах культурное давление на
личность таково, что человек в своих
взглядах, поведении и фантазиях все
меньше открывается от навязанного
“идеального” стереотипа. Он хорошо
знает, каким он должен быть, а послушных
и понятливых сообщество обычно поощряет:
они — основа социальной стабильности,
поэтому стабильно и их вознаграждение
за “примерное поведение”.
Охарактеризуйте понятия «нормативная личность» и » модальная личность». В чём проявляется их соотношение? Приведите примеры.
Влияние политических партий очень большое ведь именно они рассматривают и создают принимают законы. А так же участвуют в жизни граждан. СМИ влияет на политическое участие и поведение тоже непосредственно большое ведь именно СМИ передаёт,печатает информацию людям а люди уже решают какая партия или какой лидер партии им наиболее лучше и надо ли участвовать в жизни этой партии
Кроссворд а сейчас пришлю вопросы
Истина равенства
граждан состоит в том что бы они одинаково были под чинены законам: сказал Жак
Даламбер. Автор хочет затронуть проблемы равноправие граждан
перед законом, действие принципа закона (который является главным признаком государства), обеспечения
равноправия граждан, законности и правопорядка в стране. Я поддерживаю точку зрения автора
так как, принцип равноправия означает
официально признаваемое равенство граждан перед государством, тоесть законом, судом.
Интернет и киру ушин цель. Как то так!
Изначально,25 МАРТА,1 АПРЕЛЯ,5 АПРЕЛЯ.Чаще всего встречаются даты с 1 АПРЕЛЯ.
ТОП 10:
|
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 19Следующая ⇒ Структура личности в социологии – один из самых спорных вопросов. Ее рассмотрение отличается достаточно большим разночтением. Существует концепция 3.Фрейда, по которой структура личности в социологии складывается из трех основных элементов — это Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Супер-Эго). Оно представляет собой подсознательное, в котором господствуют инстинкты. В нем выделяются две потребности: агрессия и либидо. Я – это элемент сознания, которое связано в бессознательным, поскольку «оно» периодически прорывается наружу. Сверх-Эго представляет собой внутреннего цензора, который включает совокупность моральных принципов и норм. Сознание пребывает в конфликте с проникающими в него бессознательными инстинктами, а с другой стороны – с запретами, которые диктует Сверх-Я. Разрешение этих конфликтов опосредуется сублимацией (вытеснением). Некоторое время идеи Фрейда считались антинаучными. Но именно им структура личности в социологии стала рассматриваться как многоплановая, а в поведении человека увидел борьбу биологического и социального начал. Современными российскими авторами структура личности в социологии видится как сочетание трех компонентов: памяти, культуры, деятельности. Память включает в себя оперативную информацию и знания, культура – ценности и социальные нормы, деятельности – реализацию потребностей, желаний, интересов человека. Социальная структура личности в социологии отражается в культуре и наоборот. В структуре личности соотносятся традиционные и современные пласты культуры. В условиях кризиса, когда затрагивается высший культурный слой, нижний традиционный слой может активизироваться сам. Это происходит в условиях ломки нравственных и идеологических норм и ценностей. Характерно подобное послойное снятие культурных пластов и при определенных психических заболеваниях. В ходе анализа структуры личности невозможно не рассмотреть вопрос соотношения социального и индивидуального начал. Каждая личность неповторима и уникальна. С другой стороны, личность является существом социальным, коллективным, ей присущ коллективизм. До сих между учеными нет единства в вопросе, является человек индивидуалистом или коллективистом по природе. Сторонников обеих позиций достаточно много. Решение этого вопроса имеет не только теоретическое значение. От него зависит выход в практику воспитания. В СССР многие годы воспитывали коллективизм как одно из важнейших свойств личности. На Западе в это время ставка делалась на индивидуализм. Как показывает практика, ни один из вариантов в чистом виде не является гармоничным. Личность как социальный тип. Личность это интегральная характеристика индивида, выступающая как совокупность его социально значимых свойств и качеств, благодаря которым он включается в систему общественных отношений и многообразных форм деятельности и общения. Так, в отличие от литературы, искусства, отражающих общественные процессы через призму единичного восприятия, социология осуществляет изучение общества, используя знание объективных социальных закономерностей и связей. Например, если главное внимание психологии сосредоточено на внутреннем мире человека и особенностях его восприятия, то социология, в отличие от нее, изучает человека через призму его социальных связей и отношений. Для психологии на первом месте стоит изучение индивидуального «Я», а для социологии — проблемы межличностного взаимодействия «Мы». Изучаемая личность для социолога — это субъект и объект социальной связи, взаимодействий и отношений, личностные ценностные ориентации он рассматривает с социальных позиций, ролевых ожиданий и т.д. Социология берет из психологии теорию мотивов поведения, личных и массовых действий, что выступает необходимой составной частью исследования поведения личности в коллективе и обществе. Таким образом, как было отмечено, личность является универсальным, исходным элементом социальной системы. Человек осуществляет свою деятельность в процессе взаимодействия с другими людьми, которые объединены в различные социальные общности, а не изолированно от них. Данное взаимодействие индивидов и превращает их сумму в социальную систему. При этом происходит как воздействие социальной среды на данного индивида, так и обратное воздействие индивида на других индивидов и социальную среду. Социальная среда (не в биологическом смысле слова) — это некоторое число индивидов, кругов, групп и других общностей, с которыми личности приходится сталкиваться в течение своей жизни и которые влияют на ее поведение. Необходимо подчеркнуть, что понятие среды всегда относительно, так как даже идентичные окружающие системы для двух разных организмов могут быть разными средами. В конечном итоге отмеченное выше воздействие приводит к образованию системной целостности, которая обладает такими качествами, которых нет ни у одного из включенных в нее элементов в отдельности. В широком смысле под социальной структурой понимается строение общества в целом, совокупность устойчивых связей между его основными функциональными сферами, выступающей как совокупность форм социальной организации и деятельности. В этом случае ее элементами являются отдельные сферы общественной жизни и соответствующие им социальные институты.
В узком смысле под социальной структурой общества понимается деление общества на различные социальные группы, системы устойчивых связей между ними, а также внутренняя структура различных социальных общностей.
В зависимости от типа социальной общности ученые выделяют два основных уровня структурной организации: макроструктуру и микроструктуру.
Макроструктура показывает характерный для определенного общества состав классов, слоев, этнических групп и социальных категорий, а также совокупность устойчивых отношений между ними и особенности их внутренней структурной организации.
Микроструктура показывает устойчивые связи в малых группах. В качестве элементов структурного анализа в данном случае выступают отдельные индивиды, занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие определенные социальные функции (роли). Изучение микроструктуры очень важно, так как она оказывает существенное влияние на многие процессы общественной жизни (социализацию, формирование общественного мнения и др.).
Итак, на формирование личности определенное влияние оказывают биологические факторы, а также факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной социальной группе.
Однако следует помнить, что главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности.
Макросоциологический уровень анализа личности.Важной особенностью социологического подхода к личности является то обстоятельство, что личность рассматривается на двух уровнях анализа: макро- и микросоциологическом. На микросоциологическом уровне личность рассматривается как исполнитель конкретной социальной роли. Для макросоциологического уровня характерно понимание личности как продукта культуры. По мнению Э.Дюркгейма, для того чтобы понять личность, необходимо спроецировать на нее культуру данного общества.На этом уровне используются понятия нормативная (базисная) и модальная личности. Нормативная (базисная) личность- это принятый культурой соответствующего общества тип личности, в наибольшей степени отражающий особенности данной культуры. В США, например, это так называемый «стопроцентный американец», в бывшем СССР — «советский человек» и т.д. Это своего рода идеальный тип, на который ориентируется общество в воспитании молодого поколения. Характеристика нормативного типа личности отвечает на вопрос: каким критериям должна отвечать личность, чтобы общество могло развиваться с максимальной эффективностью? Если взять ту или иную социальную группу, то в ней нетрудно выделить личность с характеристиками, наиболее полно выражающими цели, условия и закономерности функционирования данной группы. Так, в высшем учебном заведении существуют представления о том, каким должен быть студент, в армии — военнослужащий и т.д. Модальная(от слова мода) личность- это человек, разделяющий те же культурные образцы, что и большинство членов данного общества (общности). Можно сказать и иначе: модальная личность — это тип личности, наиболее распространенный на данной территории. После распада СССР некоторые социологи считали, что наиболее распространенной личностью в нашей стране была так называемая «невротическая личность», т.е. человек, который не знал, что нужно делать в изменившейся ситуации. В настоящее время определенное распространение получил тип торгового человека, делающий деньги на разнице цен или наживающий их с помощью разного рода махинаций. Средства массовой информации и судебные инстанции отмечают факт широкого распространения мафиозного типа личности, что чревато самыми тяжелыми последствиями для общества. Типология, характеризующая модальные типы личности, показывает, какие из них занимают господствующее положение в обществе или социальных группах. Некоторые исследователи выделяют следующие шесть типов личностей: теоретический, экономический, политический, социальный, эстетический и религиозный. За основу выделения этих типов берутся преобладающие социальные ориентации. Скажем, тип экономического человека характеризуется поисками собственного материального благополучия и т.п.
Модальная личность никогда на соответствует нормативной, хотя и обнаруживает тенденцию к достижению тождества. Люди, у которых слишком большие отклонения от принятого в данном обществе нормативного типа личности, становятся опасными для него. В результате или изменяются нормы данного общества (общности, социальной группы), или общество принуждает данных индивидов к исполнению этих норм. I
Вместе с тем нормативная личность более статична (постоянна), а модальная — более динамична: меняются условия жизнедеятельности — изменяются типы личностей. Так, для политизированного общества характерна политически активная личность (homopolitikus), для тоталитарного общества — так называемый «одномерный» человек, стремящийся все упростить до черно-белого восприятия.
В современной России сложилось понятие маргинального, или «пограничного», типа личности. Это человек, который порвал со своей социальной средой, но не адаптировался к новым условиям. Маргинальность(от лат.marginalis — находящийся на краю) — состояние групп людей или личностей, поставленных общественным развитием на грань двух культур, участвующих во взаимодействии этих культур, но не примыкающих полностью ни к одной из них. Это сложное психическое состояние, порождающее беспокойство и страх. Для того чтобы избавиться от страха, люди стремятся примкнуть к каким-либо группам, социальным движениям и организациям.
|
Культурологическая теория — Студопедия
Нормативная и модальная личности
Ретритизм
Ритуализм
Инновация
Конформизм
5) мятеж, бунт.
Известный американский антрополог Р. Липтон один из основателей теории социальных ролей ввел понятие модальной и нормативной личности.
В результате сходных процессов социализации, а практически каждое общество и государство прилагает много усилий для образования, воспитания, поддержания культурных стандартов граждан, но люди не ведут себя одинаково, хотя могут попадать в сходные обстоятельства и выглядят на первый взгляд похожими. Нормативная личность — это та, черты которой лучше всего выражают данную культуру, это как бы идеал личности данной культуры.
Модальная личность — статистически более распространенный тип, отклоняющихся от идеала вариаций. И чем более нестабильным становится общество, тем больше становится людей, социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью и наоборот в стабильных обществах культурное давление на личность таково, что человек в своих взглядах и поведении все менее отходит от некоего навязанного идеального стереотипа.
Согласно культурологическому подходу девиация возникает в результате конфликта между нормами культуры. Культурные образцы поведения могут быть основаны на нормах не общепринятой в обществе, а другой культуры (субкультуры). В обществе существуют отдельные группы, нормы которых отличаются от норм остального общества. Это обусловлено тем, что интересы группы не соответствуют интересам большинства (криминальные структуры, преступные группировки). Асоциальное поведение считается нормой, а следование закону — отступлением. Член такой группы усваивает нормы субкультуры и таким образом становится нонконформистом с точки зрения широких слоев общества. Девиация согласно культурологическим объяснениям имеет место, когда индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры.
Другой распространенной теорией девиантного поведения является концепция «наклеивания ярлыков» — «стигматизация». Основоположниками этого подхода является американские социологи Э. Лемерт, Г. Беккер. Это направление базируется на двух допущениях. Согласно первому из них большинство индивидов постоянно нарушают некоторые социальные нормы, при этом они не считают себя девиантами, так как их действия остаются незамеченными другими людьми. Такой тип поведения получил название первичной девиации. Согласно второму допущению девиантным в собственном смысле становится поведение, определяемое как таковое другими членами общества. Говард Беккер в книге «Аутсайдеры» отмечает, что девиация на деле обусловлена способностью влиятельных групп общества (законодатели, судьи, врачи и так далее) навязывать другим определенные стандарты поведения. С этой точки зрения девиация не качество поступка, который совершает человек, а скорее стремление применения другими людьми правил и санкций против нарушителей. На человеке ставится клеймо девианта, то есть стигма.
Сторонники этой теории различают первичное и вторичное девиантное поведение. Первичное— поведение личности, которое позволяет навесить на человека ярлык преступника. Вторичное— это такое поведение, которое является реакцией на ярлык, Будучи заклейменными как преступники, люди часто сознательно подтверждают это. Ярлык девианта: преступник, алкоголик, проститутка — всегда ограничивает официальные возможности человека. Ему труднее устроиться на работу, установить межличностные отношения. Ярлык преступника оказывает влияние на представление человека о самом себе. Мы часто видим себя такими, какими видят нас другие, и поступаем соответствующим образом.
Теория ярлыка многое прояснила в понимании причин преступности. Она позволяет понять: нормы поведения не являются абсолютом, а созданы людьми, причем в определенных условиях и с определенной целью. Статья 88 УК РСФСР — смертная казнь за валютные спекуляции — была принята по инициативе Н. Хрущева под конкретных людей в 1960 г. и отменена только в 1994 г. Теоретики ярлыка подчеркивают, что, чем выше статус личности, тем меньше у нее шансов получить ярлык девианта, преступника.
Таким образом, осуществляется переход от первичной девиации к вторичной. Такие исключаются из процесса социологического взаимодействия, социологическая изоляция усиливает ощущение принадлежности к девиантной субкультуре, способствует усвоению девиантной роли и формирует девиантную идентичность. Лица, совершившие девиантные действия, сопротивляются социальному контролю, в результате девиация усиливается, ответная реакция на ее усиление — ужесточение социального контроля, так образуется спираль девиантности, которая ведет к усилению незначительных отклонений.
Есть ли среди нас маргинальные личности?: olga_srb — LiveJournal
В 1936 году американский социолог Ральф Линтон опубликовал монографию, в которой ввел понятие «базовой личности». Согласно результатам его исследования, у каждого народа существует своя базовая структура личности, которая передается из поколения в поколение. В современном языке аналогом базовой личности отчасти является понятие менталитет.
Позднее был проведен масштабный систематизированный сбор индивидуальных данных и понятие «базовой структуры личности» было дополнено эмпирическим понятием модальной личности. Модальная личность не является синонимом некой усредненной личности.
Модальная личность — это наиболее часто встречающийся или наиболее распространенный тип личности в данной культуре, другими словами — самый частый случай.
Разумеется, в одной и той же культуре в результате сходной социализации в похожих ситуациях люди не ведут себя одинаково, но есть такое понятие как нормативная личность — личность, которая демонстрирует поведение, считающееся в данной культуре идеальным.
Если модальная личность — статистически более распространенный тип поведения, то нормативная — идеальный (для этого общества) тип.
Чем менее стабильно общество, тем больше становится людей, социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью, однако отклоняться от идеала можно, как большинство (модальная личность) или по-своему, оригинально и независимо, не ориентируясь на ожидаемое обществом поведение. Правда, тут нельзя не вспомнить о маргинальной личности — понятии, описывающем поведение личности, отрицающей нормы и ценности данной культуры.
Важно помнить, что маргинальная личность не тождественна понятию асоциальная, деклассированная личность. Маргинальные личности отрицают одни нормы, но придерживаются иной системы норм и ценностей, принятой в их социальных группах. Эти группы могут складываться на основе идейных, этнических, эстетических и других принципов. Например, свободный художник, оппозиционер, вносящие вклад в развитие искусства и демократии, с точки зрения социологии являются маргинальными личностями, но при этом и тот, и другой могут быть ответственными налогоплательщиками, соблюдать правила дорожного движения, вести себя этично. Маргинальная личность отрицает не все нормы и ценности, не все культурное давление данного общества, а лишь часть.
К какому типу личности вы можете себя отнести и какой личностью вы хотели бы быть?
К какому типу личности вы можете себя отнести?
Я — нормативная (идеальная для данного общества) личность
4(8.0%)
Я- модальная (самая типичная для данного общества) личность
19(38.0%)
Я — маргинальная (отрицающая часть культурных ценностей данного общества) личность
27(54.0%)
А какой личностью вы хотели бы быть?
нормативной
12(25.5%)
модальной
13(27.7%)
маргинальной
22(46.8%)
Культурологическая теория
Количество просмотров публикации Культурологическая теория — 727
Нормативная и модальная личности
Ретритизм
Ритуализм
Инновация
Конформизм
5) мятеж, бунт.
Известный американский антрополог Р. Липтон один из основателей теории социальных ролей ввел понятие модальной и нормативной личности.
В результате сходных процессов социализации, а практически каждое общество и государство прилагает много усилий для образования, воспитания, поддержания культурных стандартов граждан, но люди не ведут себя одинаково, хотя могут попадать в сходные обстоятельства и выглядят на первый взгляд похожими. Нормативная личность — это та͵ черты которой лучше всего выражают данную культуру, это как бы идеал личности данной культуры.
Модальная личность — статистически более распространенный тип, отклоняющихся от идеала вариаций. И чем более нестабильным становится общество, тем больше становится людей, социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью и наоборот в стабильных обществах культурное давление на личность таково, что человек в своих взглядах и поведении все менее отходит от некоего навязанного идеального стереотипа.
Согласно культурологическому подходу девиация возникает в результате конфликта между нормами культуры. Культурные образцы поведения бывают основаны на нормах не общепринятой в обществе, а другой культуры (субкультуры). В обществе существуют отдельные группы, нормы которых отличаются от норм остального общества. Это обусловлено тем, что интересы группы не соответствуют интересам большинства (криминальные структуры, преступные группировки). Асоциальное поведение считается нормой, а следование закону — отступлением. Член такой группы усваивает нормы субкультуры и таким образом становится нонконформистом с точки зрения широких слоев общества. Девиация согласно культурологическим объяснениям имеет место, когда индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры.
Другой распространенной теорией девиантного поведения является концепция ʼʼнаклеивания ярлыковʼʼ — ʼʼстигматизацияʼʼ. Основоположниками этого подхода является американские социологи Э. Лемерт, Г. Беккер. Это направление базируется на двух допущениях. Согласно первому из них большинство индивидов постоянно нарушают некоторые социальные нормы, при этом они не считают себя девиантами, так как их действия остаются незамеченными другими людьми. Такой тип поведения получил название первичной девиации. Согласно второму допущению девиантным в собственном смысле становится поведение, определяемое как таковое другими членами общества. Говард Беккер в книге ʼʼАутсайдерыʼʼ отмечает, что девиация на деле обусловлена способностью влиятельных групп общества (законодатели, судьи, врачи и так далее) навязывать другим определенные стандарты поведения. С этой точки зрения девиация не качество поступка, который совершает человек, а скорее стремление применения другими людьми правил и санкций против нарушителей. На человеке ставится клеймо девианта͵ то есть стигма.
Сторонники этой теории различают первичное и вторичное девиантное поведение. Первичное— поведение личности, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ позволяет навесить на человека ярлык преступника. Вторичное— это такое поведение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ является реакцией на ярлык, Будучи заклейменными как преступники, люди часто сознательно подтверждают это. Ярлык девианта: преступник, алкоголик, проститутка — всегда ограничивает официальные возможности человека. Ему труднее устроиться на работу, установить межличностные отношения. Ярлык преступника оказывает влияние на представление человека о самом себе. Мы часто видим себя такими, какими видят нас другие, и поступаем соответствующим образом.
Теория ярлыка многое прояснила в понимании причин преступности. Она позволяет понять: нормы поведения не являются абсолютом, а созданы людьми, причем в определенных условиях и с определенной целью. Статья 88 УК РСФСР — смертная казнь за валютные спекуляции — была принята по инициативе Н. Хрущева под конкретных людей в 1960 г. и отменена только в 1994 ᴦ. Теоретики ярлыка подчеркивают, что, чем выше статус личности, тем меньше у нее шансов получить ярлык девианта͵ преступника.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, осуществляется переход от первичной девиации к вторичной. Такие исключаются из процесса социологического взаимодействия, социологическая изоляция усиливает ощущение принадлежности к девиантной субкультуре, способствует усвоению девиантной роли и формирует девиантную идентичность. Лица, совершившие девиантные действия, сопротивляются социальному контролю, в результате девиация усиливается, ответная реакция на ее усиление — ужесточение социального контроля, так образуется спираль девиантности, которая ведет к усилению незначительных отклонений.
Модальная личность — что это? Концепция, характеристики, примеры
Общество — это определенное количество людей, которые придерживаются определенных правил и проживают на территории, имеющей границы. Но это не все. Редко кто задумывается о существовании социальной типологии — следствия жизни в обществе. То есть это способность психики человека приспосабливаться к обществу, его нормам и правилам, чтобы быть в безопасности между собой. Итак, существуют социальные типы личности, модальный тип — один из них.
Социум и тип личности
Изучение модальной личности является задачей социологии, для которой важно обобщить поведение человека по конкретным признакам. Само общество заинтересовано в том, чтобы в его состав входили люди с тем типом личности, который полностью соответствует данному обществу в конкретный период времени. Если опустить все эти сложные повороты и сказать простым человеческим языком, то для буржуазного общества важно, чтобы в обществе было больше людей нормативного типа, то есть тех, поведение которых полностью соответствует всем нормам и правилам.
Но для современного общества, то есть индустриального, будет лучше, если в обществе будет подавляющее большинство модальных личностей. Это будет означать, что люди в определенном обществе склонны следовать модным тенденциям. Для современного общества, которое постоянно вводит что-то новое, такие люди — главная опора и поддержка. Но так ли это?
Начало исследования
Понятие модальной личности стало предметом изучения только в 30-х годах прошлого века, когда начались первые серьезные исследования взаимоотношений личности и культуры.Этнопсихолог Маргарет Мид была одним из основоположников нового научного направления, изучающего отношения между обществом и человеком. Именно ее группа исследователей впервые предположила, что в любой культурной среде существует доминирующий тип личности — базовая личность.
Кардинер сказал, что в каждом обществе существует доминирующий тип личности, то есть базовая структура личности, которая формируется под влиянием той или иной культуры. Это основная или нормативная личность.Люди с таким характером очень восприимчивы к определенной культурной среде.
Из поколения в поколение
В ходе исследования было доказано, что основные характеристики нормативной личности передаются из поколения в поколение. Проще говоря, образование определяет судьбу людей, и если меняется социальная организация, меняется и базовый тип личности. Это происходит, когда в обществе устанавливаются новые технологии или связь с другими странами.
Так думали до начала пятидесятых годов прошлого века. Вскоре ученым стало ясно, что если изучать современные сложные культуры на основе базового типа личности, трудно получить реальные результаты, потому что это понятие слишком абстрактное. Итак, существует определение «модальная личность» — статистический сегмент исследования типологии общества.
Модальный тип личности
Если концепция базовой личности отлично подходит для изучения культурной среды примитивных сообществ и простых обществ, которые управляются простыми законами и правилами, то для современного общества, где трудно отследить определенные стандарты , за единицу исследования берется модальная личность.Эта концепция помогает определить, какой тип человека в обществе наиболее распространен, то есть встречается чаще всего.
Проще говоря, эта парадигма доказывает, что не все, даже подавляющее большинство людей имеют одинаковую личностную структуру. Каждый человек — уникальная и уникальная личность, поэтому, изучая модальный тип, можно собрать некоторые данные об отдельных лицах.
Описание концептов
Первым описал понятия «нормативная личность» и «модальная личность» социальный антрополог Р.Линтон. В своих исследованиях он говорил, что нормативная (базовая) личность — это тип личности, который усваивается культурой конкретного общества и в наибольшей степени отражает его особенности.
Модальная личность — это проявление, которое происходит от слова
.
английская грамматика — модальные, модальные глаголы
Модальные глаголы и их значение
Что такое модальные глаголы?
Модальные формы (также называемые модальными глаголами , вспомогательными модальными глаголами s, модальными вспомогательными числами ) — это специальные глаголы, которые в английском языке ведут себя нерегулярно. Они отличаются от обычных глаголов, таких как «работа, игра, посещение …». Они дают дополнительную информацию о функции основного глагола, следующего за ней.У них великое множество коммуникативных функций .
Вот некоторые характеристики модальных глаголов:
- Они никогда не меняют своей формы. Нельзя добавлять «s», «ed», «ing» …
- За ними всегда следует инфинитив без «до» (например, голый инфинитив).
- Они используются для обозначения модальности, позволяющей говорящим выразить уверенность, возможность, желание, обязательство, необходимость, способность
Список модальных глаголов
Вот список модальных глаголов:
может, может, может, может, будет, будет, должен, должен, должен |
Глаголы или выражения dare , следовало бы , лучше , и не обязательно вести себя как модальные вспомогательные средства в значительной степени, и я должен быть добавлен к приведенному выше списку
Использование модальных глаголов:
Модальные глаголы используются для выражения таких функций, как:
- Разрешение
- Способность
- Обязательство
- Запрет
- Отсутствие необходимости
- Совет
- возможность
- вероятность
Примеры модальных глаголов
Вот список модальных окон с примерами:
Модальный глагол | Выражение | Пример |
---|---|---|
сусло | Сильное обязательство | Вы должны остановиться, когда светофор станет красным. |
логический вывод / уверенность | Он, должно быть, очень устал. Он работает весь день. | |
нельзя | запрет | В больнице нельзя курить. |
банка | способность | Я умею плавать. |
разрешение | Могу я воспользоваться вашим телефоном? | |
возможность | Курение может вызвать рак. | |
может | способность в прошлом | Когда я был моложе, я мог быстро бегать. |
вежливое разрешение | Простите, я могу что-то сказать? | |
возможность | Завтра пойдет дождь! | |
май | разрешение | Могу я воспользоваться вашим телефоном? |
возможность, вероятность | Завтра может пойти дождь! | |
может | вежливое разрешение | Могу я предложить идею? |
возможность, вероятность | Я могу поехать в отпуск в Австралию в следующем году. | |
не обязательно | Отсутствие необходимости / обязательности | Мне не нужно покупать помидоры. В холодильнике много помидоров. |
должно / должно | Обязательства 50% | Мне нужно / нужно обратиться к врачу. У меня ужасная головная боль. |
совет | Вам следует / следует пересмотреть свои уроки | |
логический вывод | Он должен / должен быть очень уставшим.Он работает весь день. | |
было лучше | совет | Вам лучше пересмотреть свои уроки |
Запомнить
За модальными глаголами следует инфинитив без «до», также называемый голым инфинитивом.
Примеры :
- Вы, , должны остановиться , когда светофор станет красным.
- Вам следует обратиться к врачу .
- В холодильнике много помидоров.Вам не нужно покупать любой.
Связанные страницы
.
Модалей удержания | LearnEnglish Teens
Daisy: Это так хорошо. Я … О, это может быть мама звонит с Бали. Я поставлю ее на динамик. Привет мама!
Олли: Привет, мама!
Софи: А, вы обе там, хорошо. Привет как дела?
Daisy: Все в порядке. Просто есть пиццу. А ты?
Софи: Действительно хорошо. Я тоже собираюсь поесть. Я только что гуляла по этому удивительному рынку, и меня проголодало.Я собираюсь заказать большую тарелку острой лапши.
Олли: Не заставляй нас ревновать, мама! Вы всегда так делаете.
Софи: Прости, любимая. На самом деле я только что думал о тебе и приготовил для тебя небольшую викторину.
Дейзи: Викторина?
Софи: Ага. Вы оба видите телефон? Я пришлю вам несколько фотографий индонезийской кухни. Скажи мне, что это за еда.
Дейзи: Хорошо, стреляйте.
Софи: Справа, фото номер 1.
Daisy: Ох, это немного похоже на пасту, обожженную пасту, но это не так, не так ли?
Олли: Нет, это что-то вроде насекомого. Какой-то червь?
Софи: Да, очень хорошо. Одно очко в пользу Олли, но это было несложно. Следующий.
Олли: Они странные. Это может быть какая-то маленькая свинья.
Дейзи: Не знаю. Это маленькие собачки?
Софи: А, на самом деле они намного меньше этого.Они летучие мыши.
Дейзи и Олли: Летучие мыши!
Софи: Да, без крыльев. Я не видел, чтобы кто-то их ел, но кто-то должен есть. Хорошо, дальше.
Олли: Это похоже на томатный сок, но это не может быть так, это было бы слишком просто.
Daisy: Это может быть какой-то экзотический фруктовый сок, например, папайя или манго.
Софи: Да и близко. Я дам вам подсказку. Он не сделан из фруктов или овощей.
Олли: Значит, это должно быть животное.
Дейзи: Я знаю, это кровь!
Софи: Да, пол-очка Дейзи. Еще полбалла за животное.
Маргаритка: Рыба? Змея? Крокодил?
Софи: Ага, змея. Говорят, это кровь кобры, очень полезная для здоровья.
Олли: Ага, ты меня сразу избавил от пиццы!
.