Примеры системного подхода: Системный подход и его развитие
3. Пример «системного» подхода к задаче управления
Для
закрепления темы, с целью хотя бы частично
осветить не затронутые еще вопросы
системного анализа, рассмотрим конкретный
пример из собственного практического
опыта.
В
одном из ВУЗов попытались использовать
ситуацию для совершенствования управления
учебным процессом. На первом этапе
системного подхода к задаче был решен
вопрос о выделении подсистем и их
элементов. В качестве основных подсистем
рассматривались всего три их разновидности:
подсистема “Студенты”; подсистема
“Кафедры”; подсистема “Деканаты”.
Было
понятно, что локальные цели каждой из
подсистем отличались друг от друга (в
первом случае это учеба, во втором —
обучение, в третьем — управление
обучением на уровне факультета). Вместе
с тем имелась и единая цель функционирования
вуза — подготовка специалистов с высшим
образованием по отдельным профилям.
Была
определена и мера оценки эффективности
системы в целом, пусть даже в таком
примитивном виде, как экзаменационные
оценки знаний.
Принималась во внимание иерархия
подсистем в плане подчинения, направленность
потоков знаний и информации о них в
каналах связи между звеньями. Были
содержательно сформулированы две
задачи:
как
по результатам текущего контроля знаний
оценить эффективность процесса обучения
на данном интервале семестра, обнаружить
“узкие места” этого процесса;
как
оценить эффективность управляющих
воздействий на систему обучения на
конечном его этапе — после подведения
итогов сессии.
При
этом заранее предполагалось, что
“виновниками” недостаточной эффективности
обучения могут оказаться элементы любой
из подсистем.
В
самом деле, низкая успеваемость может
быть обусловлена разными причинами:
слабой
предварительной подготовкой студентов;малоэффективными
в данных условиях методами обучения;промахами
в организации обучения.
Заметим,
что эти выводы пока никакого отношения
к системному анализу не имеют, они
сформулированы на основании понимания
особенностей процесса
обучения.
Здесь,
на этом этапе системного подхода в любой
сфере всегда необходимо обращаться к
“технологии” процессов, происходящих
в системе.
А это означает, что в предварительной
части системного анализа в равной
степени должны участвовать как специалисты
в области ТССА, так и знатоки процессов
данной системы. Участие одного из них
— лица, принимающего решения (далее —
ЛПР) совершенно обязательно.
На
следующем этапе в рассматриваемом
примере были разработаны методы сбора,
хранения и обработки информации. И
здесь, как в любом случае системного
подхода к задачам управления, пришлось
решать проблему представительности
собираемых данных.
Прежде
всего, пришлось поставить и решить
вопрос об оценках текущего контроля
знаний, Поскольку это не метры, литры
или килобайты, поскольку не существует
шкалы
знаний, то что должна означать оценка
текущего контроля?
После
обсуждения этих вопросов в среде
специалистов (экспертов в области
обучения в высшей школе) было принято
решение — оценка текущего контроля
знаний рассматривается как прогноз
экзаменационной
оценки.
И снова обратим
внимание на тот факт, что такая
договоренность между ЛПР и специалистами
ТССА была бы необходима и в том случае,
когда бы речь шла не о знаниях, а о будущих
прибылях или надоях!
Здесь
возможно различие в достоверности
прогноза и то далеко не всегда, но со
стохастичным характером данных системного
анализа приходится мириться — такова
природа явлений в реальной жизни.
Но
и это еще не всё об информации, используемой
при системном анализе. Далеко не всегда
“измерения” чего-то можно производить
без ощутимых последствий. И пусть даже
сбор информации не приносит прямого
морального или материального ущерба,
что иногда вполне возможно, хотя и не
всегда очевидно. Главное в другом —
если мы хотим иметь информацию об
элементе системы, то надо стремиться
получить ее с наименьшими, информационными
же, потерями.
В
рассматриваемом примере не использовались
никакие приборы, лишенные разума и
эмоций, — источниками данных и
“измерителями” являлись люди! В самом
деле, необходимость предсказать свои
собственные достижения в условиях,
когда они не только от тебя зависят
(прогнозировать итог экзамена студента),
вне всяких сомнений, хоть чуть-чуть, но
всё же меняет один из элементов, то есть
преподавателя.
Пример применения системного подхода к решению задач управления — Студопедия
Четыре раза в семестр все студенты вуза проходят аттестацию по всем учебным дисциплинам. Сейчас дело не в том, как она используется (в конце этой эпопеи окажется — никак).
Мы, попытаемся использовать ситуацию для совершенствования управления учебным процессом.
На первом этапе системного подхода к задаче, должен быть решен вопрос о выделении подсистем и их элементов. В качестве основных подсистем рассмотрим три их разновидности:
подсистема “Студенты”;
подсистема “Кафедры”;
подсистема “Деканаты”.
Понятно, что локальные цели каждой из подсистем отличались друг от друга (в первом случае это учеба, во втором — обучение, в третьем — управление обучением на уровне факультета).
Вместе с тем имеется и единая цель функционирования вуза — подготовка специалистов с высшим образованием по отдельным профилям. Определим меру оценки эффективности системы в целом, пусть даже в таком примитивном виде, как экзаменационные оценки знаний. Примем во внимание иерархию подсистем в плане подчинения, направленность потоков знаний и информации о них в каналах связи между звеньями.
Содержательно сформулируем две задачи:
— как по результатам текущего контроля знаний оценить эффективность процесса обучения на данном интервале семестра, обнаружив “узкие места” этого процесса;
— как оценить эффективность управляющих воздействий на систему обучения на конечном его этапе — после подведения итогов сессии.
При этом заранее предполагается, что “виновниками” недостаточной эффективности обучения могут оказаться элементы любой из подсистем.
В самом деле, низкая успеваемость может быть обусловлена разными причинами:
— слабой предварительной подготовкой студентов;
— малоэффективными в данных условиях методами обучения;
— промахами в организации обучения;
— низкий уровень заинтересованности в результатах обучения.
Заметим, что эти выводы пока никакого отношения к системному анализу не имеют, они сформулированы на основании понимания особенностей процесса обучения.
Здесь, на этом этапе системного подхода в любой сфере всегда необходимо обращаться к “технологии” процессов, происходящих в системе. А это означает, что в предварительной части системного анализа в равной степени должны участвовать как специалисты в области ТССА, так и знатоки процессов данной системы. Участие одного из них — лица, принимающего решения (далее — ЛПР) совершенно обязательно. На следующем этапе в рассматриваемом примере были разработаны методы сбора, хранения и обработки информации. И здесь, как в любом случае системного подхода к задачам управления, приходится решать проблему представительности собираемых данных. Прежде всего, приходится поставить и решить вопрос об оценках текущего контроля знаний, Поскольку это не метры, литры или килобайты, поскольку не существует шкалы знаний, то, что должна означать оценка текущего контроля? После обсуждения этих вопросов в среде специалистов (экспертов в области обучения в высшей школе) можно принять решение — оценка текущего контроля знаний рассматривается как прогноз экзаменационной оценки. Обратим внимание на тот факт, что такая договоренность между ЛПР и специалистами ТССА была бы необходима и в том случае, когда речь бы шла не о знаниях, а о будущих прибылях.
Здесь возможно различие в достоверности прогноза и то далеко не всегда, но со стохастичным характером данных системного анализа приходится мириться — такова природа явлений в реальной жизни. Но и это еще не всё об информации, используемой при системном анализе. Далеко не всегда “измерения” чего-то можно производить без ощутимых последствий. И пусть даже сбор информации не приносит прямого морального или материального ущерба, что иногда вполне возможно, хотя и не всегда очевидно. Главное другое — если мы хотим иметь информацию об элементе системы, то надо стремиться получить ее с наименьшими, информационными же, потерями. В рассматриваемом примере не используются никакие приборы, лишенные разума и эмоций, — источниками данных и “измерителями” являлись люди. В самом деле, необходимость предсказать свои собственные достижения в условиях, когда они не только от тебя зависят (прогнозировать итог экзамена студента), вне всяких сомнений, хоть чуть-чуть, но всё же меняет один из элементов, то есть преподавателя.
Остается вопрос, относящийся к оставшимся причинам плохой успеваемости. Если организацию обучения можно изменить, а эффективность методов обучения улучшить, то слабую подготовку студентов и заинтересованность в обучении изменить нельзя.
Понятие системы и системного подхода, виды систем — Студопедия
Система – это любой объект действительности, представляющий собой целостное множество элементов. Система есть нечто целое. Система есть организованное множество. Система есть множество вещей, свойств и отношений. Система есть множество элементов, образующих структуру и обеспечивающих определенное поведение системы в условиях окружающей среды. Системаесть упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, закономерно образующих единое целое.
Система – это совокупность элементов входа, выхода, процессора (преобразующего элементы входа в элементы выхода), функция, среда.
Среда – это совокупность всех объектов, изменение свойств которых влияет на систему, а также тех объектов, чьи свойства меняются в результате поведения системы.
Подсистема – это часть системы, в которой не менее двух элементов и которая имеет свою обобщенную функцию.
Системный подход – это подход к исследованию объекта как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов определены исходя из общего предназначения объектов.
Основные черты СП:
1. Рассмотрение объекта как системы.
2. Изучение объекта на своём уровне, как элемента вышестоящей системы, в соотношении с составляющими элементами – иерархичность познания.
3. Изучение интерактивных свойств системы.
4. Получение количественных оценок системы, сужение неоднозначности понятий.
Реализация системного подхода имеет несколько этапов:
1. Формулировка задачи исследования.
2. Выявление объекта исследования как системы из окружающей среды.
3. Постановка целей перед элементами исходя из ожидаемого результата всей системы в целом.
4. Разработка модели системы и проведение на ней исследований.
Виды систем. По природе элементов системы делятся на реальные и абстрактные. Реальными системами являются объекты, состоящие из материальных элементов. Среди них обычно выделяют механические, электрические (электронные), биологические, социальные и другие подклассы систем и их комбинации.
Абстрактные системы составляют элементы, не имеющие прямых аналогов в реальном мире. Они создаются путем мысленного отвлечения от тех или иных сторон, свойств и (или) связей предметов и образуются в результате творческой деятельности человека. Примером абстрактных систем являются системы уравнений, идеи, планы, гипотезы, теории.
В зависимости от происхождения различают естественные и искусственные системы.
Естественные системы, будучи продуктом развития природы, возникли без вмешательства человека (климат, почва).
Искусственные системы – это результат сознательной деятельности человека, со временем их количество увеличивается.
В зависимости от степени изменчивости свойств статические и динамические.
Статическая система – это система с одним состоянием. В отличие от статических, динамические системы имеют множество возможных состояний, которые могут меняться как непрерывно, так и дискретно.
В зависимости от степени сложности системы бывают простые, сложные и большие.
Особенность простых систем в практически взаимной независимости от свойств, которая позволяет исследовать каждое свойство в отдельности в условиях классического лабораторного эксперимента и описать методами традиционных технических дисциплин. Примерами простых систем могут служить отдельные детали, элементы электронных систем.
Сложные системы могут состоять из большого числа взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, каждый из которых может быть представлен в виде системы. Сложные системы обладают свойствами, которыми не обладают ни один из составляющих элементов. Сложными системами являются живые организмы, в частности человек, ЭВМ и т.д. Особенность сложных систем заключается в существенной взаимосвязи их свойств.
Большие системы – это сложные пространственно-распределенные системы, в которых подсистемы (их составные части) относятся к категориям сложных.
По степени связи с внешней средой системы бывают изолированные, закрытые и открытые.
Изолированные системы не обмениваются со средой энергией и веществом. Процесса самоорганизации в них невозможны.
Закрытые системы не обмениваются с окружающей средой веществом, но обмениваются энергией. Они способны к переходам в равновесное упорядоченное состояние.
Открытые системы обмениваются с окружающей средой энергией и веществом.
В зависимости от реакции на возмущающие воздействия выделяют активные и пассивные системы.
Активные системы способны противостоять среды и сами могут воздействовать на нее. У пассивных систем это свойство отсутствует.
В зависимости от степени участия человека в реализации управляющих воздействий системы подразделяются на технические, человеко-машинные, организационные.
К техническим относятся системы, которые функционируют без участия человека. Как правило, это системы автоматического управления (регулирования), представляющие собой комплексы устройств для автоматического измерения, например, координат объекта управления, с целью поддержания желаемого режима его работы.
Примерами человеко-машинных систем могут служить автоматизированные системы управления различного назначения. Их особенностью является то, что человек сопряжен с техническими устройствами, причем окончательное решение принимает человек, а средства автоматизации лишь помогают ему в обосновании правильности этого решения.
К организационным системам относятся социальные системы – группы, коллективы людей, общество в целом.
1.5 Пример системного подхода к задаче управления » СтудИзба
1.1Пример системного подхода к задаче управления
Для закрепления темы введения в курс, с целью хотя бы частично осветить не затронутые еще вопросы системного анализа, рассмотрим конкретный пример из собственного практического опыта лектора.
В конце 70 г. г. украинский МинВуз принял решение глобального учета информации о текущей успеваемости студентов всех вузов Украины. Дело было поставлено с поистине советским размахом — каждые две недели семестра все студенты вуза проходили аттестацию по всем учебным дисциплинам. Вся эта лавина информации (конечно же, недостоверной — в виде прогноза будущей оценки на экзамене) передавалась в Киев. Сейчас дело не в том как она использовалась (в конце этой эпопеи оказалось — никак!).
Мы, в Криворожском горнорудном институте (теперь — технический университет) попытались использовать ситуацию для совершенствования управления учебным процессом, благо что процесс сбора информации был обусловлен приказом по министерству.
На первом этапе системного подхода к задаче был решен вопрос о выделении подсистем и их элементов. В качестве основных подсистем рассматривались всего три их разновидности:
· подсистема “Студенты”;
· подсистема “Кафедры”;
· подсистема “Деканаты”.
Было понятно, что локальные цели каждой из подсистем отличались друг от друга (в первом случае это учеба, во втором — обучение, в третьем — управление обучением на уровне факультета).
Вместе с тем имелась и единая цель функционирования вуза — подготовка специалистов с высшим образованием по отдельным профилям. Была определена и мера оценки эффективности системы в целом, пусть даже в таком примитивном виде, как экзаменационные оценки знаний. Принималась во внимание иерархия подсистем в плане подчинения, направленность потоков знаний и информации о них в каналах связи между звеньями.
Были содержательно сформулированы две задачи:
· как по результатам текущего контроля знаний оценить эффективность процесса обучения на данном интервале семестра, обнаружить “узкие места” этого процесса;
· как оценить эффективность управляющих воздействий на систему обучения на конечном его этапе — после подведения итогов сессии.
При этом заранее предполагалось, что “виновниками” недостаточной эффективности обучения могут оказаться элементы любой из подсистем.
В самом деле, низкая успеваемость может быть обусловлена разными причинами:
· слабой предварительной подготовкой студентов;
· малоэффективными в данных условиях методами обучения;
· промахами в организации обучения.
Заметим, что эти выводы пока никакого отношения к системному анализу не имеют, они сформулированы на основании понимания особенностей процесса обучения.
Здесь, на этом этапе системного подхода в любой сфере всегда необходимо обращаться к “технологии” процессов, происходящих в системе. А это означает, что в предварительной части системного анализа в равной степени должны участвовать как специалисты в области ТССА, так и знатоки процессов данной системы. Участие одного из них — лица, принимающего решения (далее — ЛПР) совершенно обязательно.
На следующем этапе в рассматриваемом примере были разработаны методы сбора, хранения и обработки информации. И здесь, как в любом случае системного подхода к задачам управления, пришлось решать проблему представительности собираемых данных.
Прежде всего, пришлось поставить и решить вопрос об оценках текущего контроля знаний, Поскольку это не метры, литры или килобайты, поскольку не существует шкалы знаний, то что должна означать оценка текущего контроля?
После обсуждения этих вопросов в среде специалистов (экспертов в области обучения в высшей школе) было принято решение — оценка текущего контроля знаний рассматривается как прогноз экзаменационной оценки.
И снова обратим внимание на тот факт, что такая договоренность между ЛПР и специалистами ТССА была бы необходима и в том случае, когда речь бы шла не о знаниях, а о будущих прибылях или надоях!
Здесь возможно различие в достоверности прогноза и то далеко не всегда, но со стохастичным характером данных системного анализа приходится мириться — такова природа явлений в реальной жизни.
Но и это еще не всё об информации, используемой при системном анализе. Далеко не всегда “измерения” чего-то можно производить без ощутимых последствий. И пусть даже сбор информации не приносит прямого морального или материального ущерба, что иногда вполне возможно, хотя и не всегда очевидно. Главное в другом — если мы хотим иметь информацию об элементе системы, то надо стремиться получить ее с наименьшими, информационными же, потерями.
В рассматриваемом примере не использовались никакие приборы, лишенные разума и эмоций, — источниками данных и “измерителями” являлись люди! В самом деле, необходимость предсказать свои собственные достижения в условиях, когда они не только от тебя зависят (прогнозировать итог экзамена студента), вне всяких сомнений, хоть чуть-чуть, но всё же меняет один из элементов, то есть преподавателя.
Важность принципа системного подхода | Малый бизнес
Патрик Глисон, доктор философии, Обновлено 25 января 2019 г.
Принцип системного подхода размещает отдельные элементы системы в их средах и наблюдает за взаимосвязями между ними. Вместо того, чтобы сначала изучать конкретное явление — сборочный конвейер автомобилей или племенную иерархию — системный подход включает изучение того, как работает каждая система, а также как она соотносится с окружающей средой как в настоящем, так и в прошлом.
Племенная иерархия, например, имеет особенности, которые, возможно, возникли как решение проблемы голода в до-сельскохозяйственном обществе. Сборочная линия могла возникнуть как способ увеличения объема производства, но в то время, когда благополучие рабочего не принималось во внимание. Как только благополучие работника связано с выпуском продукции, изменения в системе могут улучшить как выпуск, так и удовлетворенность работников.
Краткая история принципа системного подхода
Общая теория систем, включающая принцип системного подхода, была впервые официально предложена в 1968 году с публикацией книги Людвига фон Берталанфи «Общая теория систем: основы, развитие, приложения».»_ Подход Берталанфи к пониманию сложных систем и того, как ими лучше всего управлять, был новаторским. Более ранние исследования ученых и авторитетов, таких как антропологи Маргарет Мид и Грегори Бейтсон, а также более короткие статьи самого Берталанфи затрагивали различные элементы, но не предлагали какой-либо из них. единая теория
До послевоенных исследований этих ученых и других единомышленников подходы к пониманию и работе с системой обычно начинались с конкретной системы, такой как, например, племя Новой Гвинеи или производственная линия автомобилей.Затем эти исследования развивались от рассмотрения специфики одной системы к общему пониманию того, что происходит в в такой системе, раскрывая кое-что о системе — ее характеристики и типичные процессы, например, что более конкретное, конкретное исследование не.
То, что сделали Берталанфи и его коллеги, отличалось тем, что они сначала рассмотрели систему — любую систему — абстрактно. Тогда отдельные системы представляли собой конкретные экземпляры систем в целом, а не, как раньше, наоборот.
Полезность этого подхода подтверждается его постоянным и расширенным использованием в системных исследованиях в области инженерии, лингвистики, антропологии и управления бизнесом.
Важность принципа системного подхода
Важность подхода Берталанфи к системному анализу делает его применимость во многих различных областях. Исследование Берталанфи начинается с рассмотрения двух разных типов систем: закрытых и открытых. Каждая из этих систем включает в себя технологию — например, основу распределительной сети — и людей — лиц, которые управляют распределительной сетью.Каждый элемент системы состоит из более мелких подсистем, которые могут содержать подсистемы. Каждый элемент открытой системы также подключается к более широкой среде: клиентам и другим сторонам системы, которые взаимодействуют с ней.
Управление системами в бизнесе
Управление системами в бизнесе подразделяется на четыре широкие области:
- продуктовых систем и их контекстов
- сервисных систем и их контекстов
- корпоративных систем, включающих системы продуктов и услуг
- систем систем: Экологические контексты, в которых возникают корпоративные системы
Прикладная системная инженерия в бизнесе на уровне продукта может начинаться с анализа всех различных входов в эту систему: материалов, производственного оборудования и кадровой организации, пополняя систему разработки продукта.Анализ также определяет все производственные процессы системы, которые, в широком смысле, включают производственный процесс. Анализ завершается результатами: продуктами.
После анализа различные элементы ввода, вывода и вывода оцениваются с точки зрения их отношения друг к другу. Затем инженеры по системному анализу могут определить области, где улучшения в различных областях системы наиболее необходимы. Поскольку эти улучшения всегда происходят в контексте их среды, можно избежать лоскутных решений и непредвиденных последствий.
.
Системный подход к менеджменту — База знаний MBA
Системный подход к менеджменту , разработанный после 1950 года. Многие пионеры во времена Э. Л. Триста, А. К. Риа, Ф. Э. Каста и Р. А. Джонсма внесли значительный вклад в этот подход.
Этот системный подход рассматривает управление как «систему» как организованное целое, состоящее из подсистем, объединенных в единство или упорядоченную совокупность. Следует уделять внимание общей эффективности системы, а не эффективности какой-либо подсистемы, если она изолирована.Это произошло там, где школа процессов управления остановилась, пытаясь объединить теорию управления. Он подчеркивает взаимосвязь и взаимозависимость всех видов деятельности в организации. Он основан на системном анализе. Он пытается определить характер взаимоотношений различных частей системы. Система — это набор взаимосвязанных элементов или составных частей для достижения определенных целей. Современные авторы рассматривают организацию как открытую систему. Организация как система состоит из пяти основных частей:
- Вход,
- Процесс,
- Выход,
- Обратная связь и
- Среда.
Системный подход к менеджменту обеспечивает концептуальную основу, а также руководящие принципы для создания более эффективной системы планирования, организации, руководства и контроля. Это заставляет менеджера смотреть на свой бизнес как на открытую адаптивную систему. Информация — важная часть системы, потому что организация должна действовать и взаимодействовать со своей средой.
Системы бывают двух типов:
- Закрытая система: , если закрытая система не взаимодействует с внешним миром.
- Открытая система: постоянно взаимодействует со своей средой. Все живые системы — это открытая система.
Особенности системного подхода к управлению
- Организация состоит из множества подсистем.
- Все подсистемы связаны друг с другом.
- Подразделы следует изучать в их взаимосвязях, а не изолированно друг от друга.
- Организация обеспечивает границу, которая отделяет ее от других систем.Он определяет, какие части являются внутренними, а какие — внешними.
- Организация чутко реагирует на воздействие окружающей среды. Он уязвим к изменениям в окружающей среде.
- Организация — это система, состоящая из множества взаимосвязанных и взаимозависимых частей или подсистем. Эти элементы расположены упорядоченно по некоторой схеме, так что их больше, чем сумма частей.
- Как система, организация использует ресурсы (энергию, информацию, материалы и т. Д.).). Из своего окружения. Он преобразует эти вводимые ресурсы и возвращает результат обратно в окружающую среду в виде товаров и услуг.
- Каждая система является частью суперсистемы.
- Организация — это открытая система, которая взаимодействует со своей средой. Это также динамическая система, поскольку равновесие в ней постоянно меняется.
- Ожидается, что руководство будет регулировать и настраивать систему для обеспечения лучшей производительности.
- Менеджмент является междисциплинарным, поскольку он извлекает и объединяет знания из различных дисциплин.
.
Основные концепции системного подхода
Особый класс систем, занимающихся хранением, обработкой и доставкой информации, имеет особое значение для бизнеса и называется информационными системами. Когда эти информационные системы помогают руководству в принятии решений, они в целом классифицируются как информационные системы управления. Это особые системы с уникальными характеристиками.
Несмотря на то, что здесь мы фокусируемся на бизнес-системах и информационных системах, концепция системы лежит в основе многих научных теорий и методов управления.Фактически идея системы возникла из области физических и биологических наук. После долгих размышлений ученые в этих областях науки смогли четко определить систему. Менеджмент заимствовал эту концепцию из этих дисциплин и широко использовал ее в своей теории. Некоторые современные методы управления произошли от концепции систем. Фактически, все исследования процесса принятия управленческих решений с использованием информации в некотором роде основаны на изучении подхода, основанного на структурированных системах, и концепции систем.
Что такое система?
Система
может быть определена как набор взаимодействующих объектов с взаимосвязями / взаимосвязями между собой, образующих единое целое. Здесь, в контексте системной концепции, сущность может быть концептуализирована как нечто, имеющее отдельное существование. Сущность может быть абстрактной без какого-либо материального или одушевленного существования, но она должна быть отличной. Сами сущности могут быть системами, и в этом случае они называются подсистемами, поскольку они работают как компоненты, составляющие большую систему.Черчман (1971) сформулировал девять условий, при которых объекты должны рассматриваться как системы (системы, созданные человеком).
Кроме того, большинство систем будет иметь по крайней мере один вход и один выход, через которые система будет взаимодействовать с окружающей средой. Однако есть системы (теоретические случаи), которым не нужно взаимодействовать с окружающей средой.
Систему можно представить как «белый ящик», в котором известно четкое понимание внутренней работы системы, т.е.е. взаимосвязи между его составными элементами понимаются или как «черный ящик», где нет четкого понимания внутренней работы системы.
Обычно мы концептуализируем системы как черные ящики, когда не полностью понимаем внутреннюю работу системы и ее взаимосвязи внутри или предпочитаем игнорировать ее для простоты.
Граница системы — это воображаемая линия, отделяющая область системы от области окружающей среды.Это скорее абстрактное понятие, чем физическое. Однако в некоторых случаях граница системы действительно может быть ее физической границей. Хороший способ определения границы системы — выяснить, охватывает ли граница автономный объект и есть ли адекватный контроль над системой внутри границы. Среда системы — это набор переменных, которые взаимодействуют с системой.
Системы демонстрируют поведение, которое помогает при их классификации. Некоторые из важных параметров, используемых для такой классификации, — это степень открытости системы для обмена окружающей средой, степень детерминизма или предсказуемости системы с точки зрения заданных входов и ожидаемых результатов, степень динамизма или оттока в системе (в основном для адаптации к изменяющейся среде) и степень саморегулирования или контроля системы.Эти размеры помогают в классификации систем.
Некоторые основные системные идеи
Давайте теперь обсудим некоторые основные идеи о системах, которые являются общими по своей природе и присутствуют независимо от типа или характеристики системы.
Новые свойства: Это одна из фундаментальных идей систем. Это означает, что система проявляет набор свойств при совместной работе как единой системе, которые не присутствуют ни в одной из сущностей, составляющих систему.То, как будет вести себя система, нельзя понять, глядя только на ее составные элементы. Примером этого «эмерджентного свойства» является живой организм. Организм как целостная система проявляет свойства, весьма отличные от свойств составляющих его элементов, то есть клеток. Изучая только клетки, невозможно определить поведение живого организма.
Иерархия: В большинстве систем взаимосвязанные и взаимодействующие объекты, составляющие целостное интегрированное целое, могут сами иметь некоторые объекты, которые сами по себе являются системами.У них есть свои собственные входные и выходные данные, собственный набор взаимосвязанных сущностей и свои собственные эмерджентные свойства. Их называют подсистемами. В самом деле, изучаемая система может сама быть подсистемой более крупной системы, называемой надсистемой. Подобно тому, как при анализе организаций как систем мы обнаруживаем, что существуют подсистемы производства, HR и т. Д., Которые составляют всю организацию как систему, но тогда эта организация сама является подсистемой более широкого общества и цивилизации в целом. Таким образом, в большинстве случаев мы обнаружим, что системы сами являются подсистемами какой-то более крупной системы и имеют в себе подсистемы, которые объединяются с другими объектами, чтобы в первую очередь образовать систему.Следовательно, существует иерархия систем. Каждый уровень иерархии представляет свой набор сложности. Мы должны понимать уровень детализации, к которому мы хотим приблизиться при понимании системы. На одном уровне мы можем просто захотеть узнать взаимосвязи сущностей системы, некоторые из которых могут быть подсистемами. На другом уровне мы можем не ограничиваться этим видом макросов и можем перейти к анализу взаимосвязей сущностей не только рассматриваемой системы, но также взаимосвязей всех сущностей подсистем рассматриваемой системы.Эта иерархия помогает в понимании абстракции систем.
Связь: Это проблема, которая затрагивает все системы, и действительно является единственной наиболее важной причиной сбоев системы. В коммуникации в контексте систем мы имеем в виду способность взаимосвязанных подсистем и сущностей, составляющих систему, взаимодействовать друг с другом. Иногда выход одной подсистемы может быть входом другой подсистемы, и если эта связь между этими двумя подсистемами не налажена, система столкнется с проблемами.Например, если в организационной системе выход из маркетинговой подсистемы по сценарию спроса на рынке четко не передается в производственную подсистему, тогда система организации столкнется с проблемами. Фактически, этот вопрос приводит к другому важному понятию в системной литературе, а именно к проблеме связи. Степень близости подсистем называется связью.
Control: Это механизм для регулирования системы. Это внутренний механизм для создания стабильной системы, так что производительность остается в желаемых пределах.Это одна из самых важных концепций в системах, поскольку без управления система будет вести себя хаотично.
Статьи по теме (Вам также могут понравиться)
.
Стратегический менеджмент :: Системный подход
Системный подход к менеджменту — это скорее взгляд на проблемы, чем школа управленческой мысли.
Людвиг фон Берталанфи признан основоположником общей теории систем. Системный подход основан на концепции, что организация — это система. Система определяется как ряд взаимозависимых частей, функционирующих как единое целое с определенной целью. Здесь пять компонентов: входов, процесс преобразования, выходы, обратная связь и среда .
Системный подход очень важен в общем управленческом анализе. Четыре особенно важные идеи, которые оказали существенное влияние на управленческое мышление, — это концепции открытых и закрытых систем, подсистем, подсистем и взаимозависимостей, синергии и энтропии.
Сравнение открытых и закрытых систем. Согласно Людвигу фон Бертланфи, существует два основных типа систем: закрытые системы и открытые системы. Закрытые системы не подвержены влиянию окружающей среды и не взаимодействуют с ней.Открытые системы взаимодействуют со своей средой. Все организации представляют собой открытые системы, хотя степень взаимодействия может быть разной.
Энтропия. Энтропия — универсальное свойство систем и относится к их тенденции к истощению и умиранию. Основная цель менеджмента с точки зрения систем — избежать энтропии.
Synergy. Синергия означает, что целое больше суммы его частей. Синергия — важная концепция для менеджеров, поскольку она усиливает необходимость совместной работы в духе сотрудничества.
Подсистем. Подсистема — это система внутри системы. С другой стороны, подсистемы — это части системы, которые зависят друг от друга.
Концепция целостности очень важна в общем системном анализе. Л. Томас Хопкинс предложил следующие шесть рекомендаций относительно целостности системы, которые следует помнить во время системного анализа:
Целое должно быть в центре внимания анализа, а частям — второстепенное.
Интеграция — ключевая переменная в анализе целостности.
Возможные модификации в каждой части должны быть взвешены по отношению к возможному влиянию на все остальные части.
Каждая часть выполняет определенную роль, чтобы целое могло выполнять свою задачу.
Характер частей и их функции определяются их положением в целом.
Всякий анализ начинается с существования целого.
Теория систем предлагает менеджеру полезную перспективу.Например, система управления основана на общей теории систем.
,