Принципы психологии кратко: Принципы общей психологии
Принципы общей психологии
Определение 1
Общая психология – это раздел науки, изучающий возникновение и формирование познавательных процессов, состояний и закономерностей психики человека, и обобщающий различные психологические исследования и знания.
Объектом изучения общей психологии является психика живых существ, то, как они взаимодействуют с окружающим миром, как они реализуют свои желания и побуждения. С точки зрения современной науки, психика является посредником между субъективным и объективным, а также дает знание о том, что такое внутреннее и внешнее, телесное и душевное.
Предметом психологии является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции; закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать его и регулировать своё взаимодействие с ним.
Задачей психологии является систематизация знаний и подача их в такой форме, чтобы каждый образованный человек мог самостоятельно изучать эту дисциплину.
С этой наукой сталкиваются представители разных профессий – не только психологи, но и социологи, юристы и так далее, так как многим необходимо знать закономерности развития психики человека, формирование внутренних процессов, свойства личности.
Готовые работы на аналогичную тему
Общая психология обращает внимание на психическую активность человека, его характер, мышление, темперамент, испытываемые эмоции, восприятие, способности памяти. Эти данные рассматриваются не обособленно, а во взаимосвязи с жизнью человека и окружающего его мира. Важно то, что происходит внутри человека во время мыслительных и познавательных процессов, и как происходят взаимоотношения человека с людьми разных социальных групп.
Основные принципы общей психологии
Определение 2
Принципы психологии – это исходные положения, которые определяют понимание сути и истоков психики людей, особенности ее развития и формирования, механизмы функционирования и формы проявлений, а также способы подхода к ее изучению и изменению.
Принципы психологии содержат в себе основные закономерности, присущие психике человека. Эти принципы выявились в результате длительных и кропотливых исследований.
Принципами общей психологии являются:
- Принцип отражения. Данный принцип раскрывает понимание того, чем является сущность психика человека, ее характеристики и особенности.
- Принцип детерминизма. Данный принцип раскрывает причины возникновения и развития психики. Психика человека – это не самостоятельный «предмет». Она формируется в результате взаимодействия различных факторов биологического, природного, социального происхождения.
- Принцип активности. Данный принцип подразумевает, что при изучении психических явлений необходимо учитывать, что внешние и внутренние факторы влияют на формирование психики человека.
- Принцип развития. Данный принцип отражает развитие психики. Он объясняет, что она динамична, а не статична. Необходимо рассматривать психику человека, как результат социального взаимодействия, а также взаимодействия окружающего мира, в том числе межличностного отношения, на сознание человека
- Принцип единства и взаимосвязи. Данный принцип основывается на знании о том, что только субъективное (как человек мыслит, во что верит) и объективное (как человек поступает, реагирует на определенные события) проявление психики может дать полный ответ на вопрос, что такое психика человека.
- Принцип системного подхода. Данный принцип утверждает, что только системный подход в изучении психики человека может считаться верным. Необходимо учитывать не только психологические факторы, но и физиологические.
- Принцип относительной самостоятельности. Данный принцип указывает, что любое психологическое и физиологическое явление имеет свое разнообразие, закономерности и принципы развития.
- Принцип личностного подхода, учета общественных интересов. Данный принцип утверждает, что правдивые знания могут выявляться только в результате исследования интересов, потребностей, жизненного опыта и особенностей группы людей.
Методы общей психологии
Для того, чтобы воплощать существующие принципы в реальности, используют некоторые практические методы исследований. К ним относится:
- наблюдение;
- беседа;
- эксперимент;
- тестирование;
- вспомогательные и промежуточные методы исследования.
Процесс наблюдения подразделяется на следующие этапы:
- Постановка целей и задач.
- Определение ситуации, объекта и предмета.
- Определение способов, оказывающих на исследуемый объект наименьшее влияние и обеспечивающих получение необходимых знаний.
- Определение способа учета данных.
- Обработка полученных данных.
Беседа включает в себя общение исследователя и исследуемого с обсуждением проблем и вопросов, ответы на которые нужны как исследователю, так и исследуемому.
Эксперимент подразумевает искусственное создание необходимых условий для испытуемого и фиксирование результатов.
Тестирование – это процесс, заключающийся в ответе на короткие аналогичные для всех задания обычно с готовыми вариантами ответа. Тесты помогают определить наличие определенных психических качеств у испытуемой группы людей или отдельного человека. Некоторые тесты могут делать прогнозы развития или деградации болезни, а также устанавливать диагноз.
Школы общей психологии
Также существует множество школ, которые придерживаются вышеперечисленных принципов и используют методы исследования в своей практике. К таким школам может относиться:
- психоанализ;
- структурализм;
- фрейдизм
- трансперсональная психология;
- бихевиоризм;
- гештальтпсихология;
- индивидуальная психология;
- когнитивная психология;
- функционализм;
- гуманистическая психология;
- аналитическая психология;
- отечественная психология.
Полный список принципов психологии
Методологические принципы психологии
Методологией называют систему, основанную на принципах теоретического и практического функционирования. Это свод правил, нормативных познаний и способов создания теории.
Методология делиться на различные уровни. Например, общенаучную методологию считают системой, построенной на нормативах и принципах, объединяющих все области знаний. Но, для того, чтобы она стала пособием для одной из специальных наук, ее нужно конкретизировать в отношении этой науки. В данном случае это уже будет конкретнонаучная методология.
Методологические принципы психологии, исповедующие общенаучные методы, практикуют использование диалектического подхода, а к конкретнонаучным методам — системно-деятельностного подхода.
Системно-деятельностный подход состоит из таких основных принципов:
- Детерминизма.
- Активности.
- Сознание и доведение, как одно целое.
- Системности.
- Развития.
5 принципов психологии
Принципом отражения раскрывается осознание сути психики и ее главных функциональных возможностей, раскрываются уровни развития человеческой психики. Психика человека своеобразна и имеет особую форму отражения, зависящую от многих обстоятельств, в которые входят:
- Объективная реальность с ее особенностями, воспринимаемая при помощи речи и органами чувств.
- Головной мозг и его самочувствие.
- Психическое и физическое здоровье человека.
По принципу активности исследователь ориентируется во время изучения явлений психики брать во внимание сознательное и целенаправленное отражение в человеческом сознании внешних и других обстоятельств, а не только зеркальное.
По принципу единства специалист ориентируется на содержательное и аксиологическое исследование психического состояния человека, учитывая конкретные исторические условия его жизнедеятельности.
Целостный и системный подход — это принцип, связанный с изучением и глубоким пониманием феноменов психики, которые находятся во взаимосвязи между собой. Также специалист по этому принципу ориентируется на осмысление психики, как целостное интегральное явление.
Относительная самостоятельность — этот принцип говорит о том, что у всякого психического явления есть своя специфика, которая состоит из своих формирующихся, развивающихся и функционирующих закономерностей, заодно с физиологическими основами.
Принципы психологии восприятия визуальной информации
В том случае, когда человеком дается оценка изображению, в его сознании формируется только вывод, а самого процесса, определяющего отношение к тому, что он увидел нет. Таким образом у человека проявляется способность сходу определить свою позицию к увиденному.
Также следует заметить, что знакомство с любым предметом начинается с его верхнего левого угла. Далее движение взгляда идет в направлении к правому нижнему углу. Этим принципом руководствуются все люди не зависимо от того, что кто-то из них левша или правша.
Лишь пройдя указанный этап, человек полноценно оценивает изображение с присущими ему характерными чертами. Например, изначально предпочтение отдавалось ярким элементам, затем медленно осуществлялся переход к деталям с определенной смысловой нагрузкой.
Принцип отражения в психологии
Принцип отражения в психологии дает ориентир исследователю на предмет того, что знакомство с объектом сопровождается процессом, отражающим его возможности, как субъекта. В качестве отражения рассматривается оригинальное отображение при помощи образа. Существует сходство образа с оригиналом в том случае, если каждый взятый в отдельности элемент образа будет соответствовать (гомоморфно) оригинальному элементу, а также отношения элементов образа будут соответствовать отношениям элементов оригинала.
Из гомоморфного отображения следует, что это является лишь первым шагом к становлению в гносеологическом отношении системы «субъекта-объекта», так как приближенно учитывается форма объекта. Судя по последнему, можно сказать, что виден не так образ оригинала, как его прообраз.
Очередным шагом в ходе развития гносеологического отношения является изоморфизм. Этот уровень отображения дает возможность адекватно представить форму объекта. Если в гомоморфизме видно относительное копирование образа с оригинального объекта, то в изоморфизме утверждается их полное сходство.
Изоморфизмом закрепляется отраженная форма, а вопрос о содержимом объекта остается нерешенным. Процесс эволюции отражения движется от гомоморфизма, проходит сквозь материю изоморфизма, раздраженности, психики к сознанию. А в сознании уже подразумевается высшая форма отражения, с помощью которого происходит формирование чувственного, а далее и рационального образа, в котором отображена действительность в формах понятия, суждения и умозаключения.
Принципы психологии развития и возрастной психологии
Психологию развития относят к той области, которая занимается изучением психологических изменений у человека в меру его взросления. Из-за этого часто психологию развития еще называют возрастной психологией, либо же это методологическая база оной, содержащая в себе более расширенную коллекцию сведений.
В психологии развития существуют следующие подразделы:
- Пренатальной и перинатальной психологии, которая занимается изучением психической жизни детей, которые еще не родились, или уже появились на свет.
- Детской психологии, изучающей психику развития ребенка.
- Психологии юного и зрелого возрастов — изучение психических особенностей человека юного и зрелого возрастов.
- Подраздел геронтопсихологии — изучение психики человека в пожилом возрасте.
Психологией развития исследуются психика и организм человека в периоды разных возрастных этапов. И, как и другая самостоятельная наука, психология развития обладает своим предметом, объектом, задачами и функциями.
Принцип детерминизма в психологии
Принцип детерминизма в психологии является научным методом, познающим окружающий мир, и применяется в тандеме с многими науками. Он начинается с философского учения, которое разработал в свое время Демокрит, и развивалось потом великим Аристотелем. Под принципом детерминизма в психологии подразумеваются явления, которые происходят вокруг нас, не могут быть случайными, а возникают они вследствие какой-то причины или совокупных причин.
Согласно теории детерминизма, случайно ничего не происходит, все происходящее является результатом внешних и внутренних логических связей. Поэтому, человек, за счет своих усилий ничего не может изменить.
Крайним элементом детерминизма есть не что иное, как фатализм, то есть, человек тупо верит в судьбу, либо злому року, или же подвластности судьбы высшим силам.
Концепцию психологии детерминизма следует понимать, как необходимость установления причинно-следственной связи психического явления побуждающими обстоятельствами, приведшими к нему. Эту теорию в равной силе можно отнести не только к людям, но и к животным.
Принципы психологии творчества
Принципы психологии творчества изучают следующее:
- Воображение, интуицию, мышление, активность, вдохновение.
- Индивидуально-психологические особенности, которые проявляются во время творческой работы — способности, талант, гениальность и др.
- Влияния, оказываемые на человека, когда он вливается в творческую среду себе подобных.
- Факторы, которыми стимулируется творческая активность — мозговой штурм, групповая дискуссия, психофармакологические средства и др.
Психология творчества состоит из таких важнейших положений теории:
- Любому пониманию можно дать определение непонимания, так как под видом этого предполагается дальнейшая интерпретация воспринимающим человеком.
- Мысль передать невозможно, ее можно возбудить лишь словом.
- Смысл жизни любого творческого сюжета или объекта состоит в том, что им просто пользуются.
Принципы психологии труда
Оптимизируя трудовую деятельность, современный менеджмент часто прибегает к психологическому анализу, который является основополагающей составляющей в этом деле. Научное и практическое обеспечение труда на данном этапе развития общества является самым болезненным вопросом современности. Организация внимания, развитие памяти и мышления, воли и профессиональных навыков, далеко не полный перечень требований к современному работнику. Этими и некоторыми другими вопросами определяется изучение в области психологии труда.
Психология труда — является наукой, изучающей психические явления, механизмы и другие особенности, которые активизируются у человека во время трудового процесса. Также изучаются индивидуальные особенности человека, методы, играющие основную роль в трудовом процессе и его организационных вопросах. Обобщая понятие психологии труда, можно сказать, что она относится к отрасли психологии, которая изучает психологические закономерности трудового процесса человека.
Принципы психологии как науки
На протяжении всей сознательной жизни, человечество проявляло живой интерес к сущности человека: по каким причинам и закономерностям определяются его поступки, какие законы влияют на его поведение среди себе подобных, вопросы внутреннего мира. Интрига состояла в том, что основной задачей для понимания стояло возникновение мысленных образов, в чем заключается сознание, умение мыслить, творить… И психология в метании между верованиями, научными доводами и искусством, старается найти ответы не только на эти вопросы, но и на другие.
Эта наука о самых сложных процессах, происходящих в жизни человека, которые когда-либо были известны ему. В психологии человеку уготованы две одновременные роли, как объекта, так и субъекта познания. Все становятся свидетелями уникального явления: когда из научного сознания человека получается научное самосознание.
Психологические изыскания сопровождаются трудной и неоднозначно решаемой проблемой объективности в научном познании. Многими учеными психология не была признана, как объективная научная дисциплина, выдвигая на счет этого аргументы, что невозможно объективно осуществлять изучение субъективного внутреннего мира личности, который доступен для познания по определению только ей.
Принципы психологии личности
Принципы психологии личности в течение последнего столетия являются центральной темой психологии, развитию которой способствовали многие достижения, изучающие структуру личности, а также ее характеристики. Была осуществлена разработка эффективных методов по измерению личности, которые используются при решении задач в психодиагностике, помогают оказывать психологическую помощь человеку, используются в психологическом консультировании.
На сегодняшний день по многим направлениям психологическая наука относится к человеку следующими сферами применения:
- социальную психологию применяют для изучения поведения человека в обществе;
- психологию здоровья применяют для изучения здорового уклада жизни;
- организационную психологию применяют для изучения трудового процесса человека.
Благодаря конкретным результатам такой работы, получается обобщенное теоретическое представление психологии человека, решаются практические и прикладные задачи.
Базовые научные принципы общей психологии — Студопедия
Принцип (от лат. principum), – основа, исходное положение.
Базовые принципы общей психологии: 1) принцип единства сознания и деятельности; 2) принцип детерминизма психики; 3) принцип развития психики в деятельности; 4) принцип системности психики.
Отечественный учёный Сергей Леонидович Рубинштейн выдвинул два из четырёх основных принципов общей психологии (1-й и 2-ой принципы).
1-ый основной принцип, – принцип единства сознания и деятельности, являющийся центральным в теоретической системе отечественного научного деятельностного подхода. Этот принцип утверждает, что человек и его психика формируются, проявляются и развиваются в деятельности, изначально, – в практической деятельности.
Принцип единства сознания и деятельности является теоретическим обоснованием принципа системности психического, который говорит, что все психические явления являются частями, феноменами целостной психической организации процессов и состояний психики, представляющих собою единую систему.
Принцип единства сознания и деятельности является практическим обоснованием принципа психофизического единства, который утверждает, что функцией психофизического единства является психика как вершина психофизиологической организации человека.
Принцип единства сознания и деятельности гласит, что не может быть сознания без деятельности и деятельности без сознания, и поэтому, возможно через деятельность, через продукты деятельности, – изучать сознание. Этот постулат говорит о единстве сознания и деятельности. Сознание образует внутреннее психическое поле деятельности, при помощи которого происходит ориентирование человека в окружающей среде, осуществляется деятельность во внешнем плане, а так же производится психическая деятельность во внутреннем (внутриличностном) плане.
2-ой основной принцип, – диалектико-материалистический принцип детерминизма психики, который утверждает, что внешние (социальные) факторы влияют через внутренние (психологические) условия. Этот принцип говорит о том, что внутренние психические парадигмы детерминируют процесс интерактивного взаимодействия человека со средой. Данный принцип гласит: «внешнее через внутреннее».
Три закона диалектики: 1) закон перехода количественных изменений в качественные; 2) закон единства и борьбы противоположностей; 3) закон отрицания отрицания.
Материалистичность принципа детерминизма заключается в том, что в нём происходит опора на материальный носитель психики, – головной мозг.
Психологический принцип детерминизма, или причинности, предопределённости, утверждает, что все психические явления взаимосвязаны друг с другом, и обусловлены материальными явлениями. Соответственно, у каждого психического явления есть своя причина и своё следствие. Обозначенная универсальная логическая причинно-следственная связь является психическим законом, объясняющим психофилогенетическое и психоонтогенгетическое развитие людей.
Принцип детерминизма означает, что психика данного конкретного человека определяется образом жизни данного конкретного субъекта и трансформируется в связи с изменением его образа жизни. Важным следствием принципа детерминизма является взаимоотношение биологического и социального в развитии психики, соотношение внутренних закономерностей развития психики и внешних воздействий в процессе психического развития. С.Л. Рубинштейн подчёркивал, что принцип детерминизма имеет значение всеобщего методологического принципа психического развития человечества и человека, и кратко сформулировал его так: «Внешние (социальные) причины действуют через внутренние (психические) условия» («Внешнее через внутреннее»).
3-й основной научный психологический принцип, – принцип развития психики в деятельности обосновал отечественный учёный Алексей Николаевич Леонтьев. В общем содержательном контексте данного принципа производится рассмотрение и оценка личности через деятельность, через призму деятельности, которую она выполняет. В рамках данного принципа подчёркивается зависимость сознания человека от предметных действий, т.е. действий с предметами, совершаемых им. В постулате развития психики в деятельности утверждается, что деятельность, – всегда взаимодействие субъекта с объектом.
Выделяются три парадигмы научного анализа и синтеза принципа развития психики в деятельности по А.Н. Леонтьеву. 1. Потребности («что я хочу»). 2. Способности («что я могу»). 3. Направленность («что я есть»).
Таким образом, А.Н. Леонтьев, – автор «психологической теории деятельности», рассматривал сознание человека через содержательные параметры ведущей деятельности, осуществляемой им. А.Н. Леонтьев утверждал, что деятельность, которой занимается человек, его профессия, определяет направленность личности, её сознательные установки, мировоззрение.
Деятельность может быть теоретической и практической. Деятельность как явление имеет отражение в научном и обыденном сознании.
Принцип развития психики в деятельности является теоретическим обоснованием всеобщего принципа психического развития, который утверждает, что как в психофилогенезе, так и в психоонтогенезе имеют место преобразования, изменения, динамика психических явлений, переход от одного уровня психического развития к другому.
Принцип развития психики в деятельности является практическим обоснованием принципа историзма, который гласит, что деятельность людей должна анализироваться применительно к уровню развития человеческого сознания, – в процессе общественно-исторического развития человечества.
Принцип развития психики в деятельности, означает, что психика может быть правильно понята и правильно объяснена лишь в том случае, если она рассматривается как продукт развития человеческой деятельности. Итак, психика человека развивается в процессе осуществления им какой-либо деятельности.
Отметим, что принцип развития психики в деятельности получил своё развитие и модификацию в работах Артура Владимировича Петровского.
Добавим, что Артур Владимирович Петро́вский утверждал, что основным движителем развития личности является не деятельность (как в концепции А.Н. Леонтьева), а разного рода общение (коммуникация, интеракция, социальная перцепция), которое можно понимать и в качестве особой деятельности (взаимодействие людей в процессе общения и познания). Таким образом, мы имеем теорию А.В. Петровского о развитии психики личности через общение, посредством общения, в общении с другими людьми (начиная с младенческого возраста и заканчивая влиянием сферы общения на лиц преклонного возраста).
Можно утверждать, что на современном этапе формирования психологических наук, в рамках деятельностного научного отечественного подхода, имеет место концепция А.Н. Леонтьева – А.В. Петровского о развитии психики личности в деятельности и общении, активно развиваемая такими современными классиками как Д.А. Леонтьев, В.А. Петровский, В.М. Аллахвердов, М.Ю. Кондратьев, А.И. Донцов, Л.В. Куликов, Б.Н. Рыжов, а также их последователями и учениками, – Ш.Р. Хисамбеевым, Л.В. Сенкевич, Ю.М. Кондратьевым, Н.В. Кочетковым, Д.А. Донцовым, М.В. Донцовой и др.
4-й основной научный психологический принцип, –принцип системности психического, который, в общем и в целом, гласит, что психика является системой психических функций, – обосновали такие психологи как общепризнанный в мире несравненный отечественный классик Лев Семёнович Выготский, великий отечественный классик Сергей Леонидович Рубинштейн и выдающийся современный отечественный учёный Борис Николаевич Рыжов.
Принцип системности(от греч. systema – составленное из частей, соединение), – в психологии, – это методологический подход к анализу психических явлений, когда соответствующее явление рассматривается как система, не сводимая к сумме своих элементов, обладающая структурой, а свойства элемента определяются его местом в структуре, – по Б.Н. Рыжову.
Структура и свойства связей в системе согласно Рыжову Б.Н.[12]
По мнению Рыжова Б.Н., для характеристики системных связей необходимо уточнить различие между прямымииобратными, а такженепосредственными иопосредованнымисвязями. Прямой или обратный вид связи задаётся только направлением действия данной связи (Рис. 1). Однако организация этих связей может быть различна. В одном случае эти связи образуются без помощи промежуточных элементов, получая название непосредственных. В другом случае (см. здесь Рис. 1) взаимодействие между двумя элементами системы осуществляется благодаря опосредованным связям, состоящим из цепочки промежуточных элементов и связей между ними.
Учениками и последователями названных здесь выше учёных-психологов были предложены некоторые содержательные дополнения к концептуальным научным трудам названных классиков. В частности, Дмитрием Александровичем Донцовым как адептом системного научного подхода Бориса Николаевича Рыжова, на основе научных положений Б.Н. Рыжова, [13] предложена системная концепция строения и функционирования психического аппарата личности (см. в предыдущей теме пособия материал «Психика. Компоненты психики»).
Базовые научные понятия общей психологии [14]
Понятие «индивид». В научной психологической литературе советского периода встречается понимание слова «индивид» как отдельной личности, при этом, авторами под этим словом подразумевается психическое содержание человека в целом. Это не точно и не правильно с современной научно-терминологической точки зрения. На современном этапе развития научного знания, когда мы говорим «индивид», мы подразумеваем, прежде всего, просто отдельный организм. Индивид – это физиологическая разница между людьми, разница на уровне биологии, генетики, наследственности отдельного организма. Индивид это любой биологический представитель вида Homo sapiens. Индивид – это человек как физиологически отдельная и самостоятельная особь. Итак, понятие «индивид», – это, в узком содержательном смысле, – все физиологические, органические, биологические отличия людей друг от друга.
Понятие «индивидуальность». Индивидуальность как понятие отражает психические, психологические различия между людьми. Эти различия понимаются на дифференциальном уровне оценки людей, на уровне их индивидуальных психических, психологических различий. Индивидуальность (от лат. individuum – неделимое, особь) – это неповторимость, уникальность психических качеств и психологических свойств личности человека. Понятие «индивидуальность» используется в современной психологии при описании и анализе индивидуально-психологических различий людей. Индивидуальность понимается как своеобразие психологических свойств человека. Итак, понятие «индивидуальность» характеризует именно психологические различия между людьми. Индивидуальность – это человек с уникальным, неповторимым сочетанием психических особенностей и психологических свойств и качеств.
Понятие «субъект». Субъект – это психологическая характеристика человека, подчёркивающая его активную, познавательную психическую природу. Субъект – это активно действующий, познающий, обладающий сознанием человек (психологическая единица) или группа (социальный субъект). Субъект может проявлять инициативу и самостоятельность, может принять и реализовать какое-либо решение, может оценить последствия своего поведения, самоизменяться и самосовершенствоваться, определять перспективу своей многомерной жизнедеятельности. Субъект в состоянии дать отчет себе в своих действиях, способен к самопознанию, самосознанию и самоответственности. Субъект может соотносить между собою своё прошлое, настоящее и будущее. Субъект изменяется в процессе своей жизнедеятельности в присущем именно ему индивидуальном направлении. Между субъектами существуют значительные индивидуальные различия. Субъект, это, прежде всего, поведенческая, деятельностная характеристика активности человека, а именно, – характеристика психической, познавательной активности и внешнего активного поведения. Итак, субъект – это человек как активная, познающая, психическая и психически автономная единица.
В научной психологии человек рассматривается и понимается и как субъект исполняемой им деятельности, и как субъект восприятия, и как субъект познания, и как субъект отношения, и как субъект общения.
Понятие«личность». Личность – это социальные отличия людей, это разнообразие выполнения ими различных социальных ролей, то есть, в буквальном смысле, это различные по значимости и статусу социальные и профессиональные роли человека в обществе и разный социальный статус и вес в нём. Социальное значение понятия личность, – это особенности следования человека общественным нормам и правилам, это значимость (например, культурное значение) конкретной данной личности для общества в прошлом, в настоящем и в будущем. Личность – это социальная, общественная характеристика человека, то есть, это значение (прежде всего практическое, «производственное») человека для общества, для человечества в целом. Как писал А.Н. Леонтьев: «Личность это социальная основа человека». Личность это конкретный человек, представитель конкретного класса, страта, социальной группы, профессии, пола, возраста, образования, культуры, религии. Личность это конкретный человек, занимающийся конкретной деятельностью и имеющий индивидуальные особенности.
Существует более ста определений понятия «личность». Суммарное понимание этого термина, исходя из деятельностного подхода, следующее. Личность, – это человек, выступающий в качестве субъекта социальных отношений и сознательной деятельности (А.Н. Леонтьев). Личность – это, определяемое включённостью в социальные связи системное качество индивидуальности, формирующееся в деятельности и в общении (Б.Г. Ананьев). «Личность – это иерархия мотивов», – Лидия Ильинична Божович.
Гуманистические психологи считают, что личность это устремленность к будущему. Личность это свободная реализация своего потенциала, как писал Гордон Олпорт, в особенности творческого потенциала, добавлял Абрахам Маслоу. Личность это стремление к укреплению веры в себя и возможность достижения «идеального Я», – утверждал Карл Роджерс.
Понятие «человек». Человек – это собирательное, суммарное понятие, содержательно включающее в себя понятия «индивид», «индивидуальность», «субъект» и «личность». Понятие «человек», так же, может быть аналогом любому из названных понятий. Тем не менее, понятие «человек», прежде всего, отражает характерологические отличия людей, то есть различия на уровне характера, характерологических черт, однако, понятие «человек», в большей степени, является обобщающим понятием.
Подчеркнём, что психическое развитие человека предопределено влиянием на него двух групп факторов, – факторов среды и факторов наследственности. Основаниями и движущими силами развития личности человека выступают совместная деятельность и общение с другими людьми, как считали, например, Алексей Николаевич Леонтьев и Артур Владимирович Петровский.
Таким образом,человек–это существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Человек как субъект и продукт трудовой деятельности в обществе является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство.
Понятие «образ». Образ– это субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий.
Образ мира– целостная, многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности.
Понятие«отношение». Отношение – в самом общем виде – это фиксированное по какому-либо признаку взаиморасположение субъектов, объектов и их свойств. Отношение может иметь место как между меняющимися объектами, явлениями и свойствами (например, любой закон как сущностное отношение между явлениями), так и в ситуации выделенного, неизменного объекта в его отношении к другим объектам, явлениям, свойствам (например, отношение субъекта к политической системе как к объекту). Термин «отношение» использовался как базовая категория в «теории отношений» В.Н. Мясищева.
Объект – фрагмент реальности, на которую направлена активность взаимосвязанного с ним субъекта.
Объектное отношение – взаимозависимость, т.е. влияние субъекта на объекты и обратное влияние – объектов на личность. Проблема объекта и объектных отношений является предметом исследования многих психоаналитиков.
Понятие«переживание». Переживание – 1) любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие собственной жизни; 2) наличие стремлений, желаний и хотений, представляющих в индивидуальном сознании процесс выбора субъектом мотивов и целей его деятельности и тем самым способствующих осознанию отношения личности к происходящим в ее жизни событиям; 3) форма активности, возникающая при невозможности достижения субъектом ведущих мотивов его жизни, крушении идеалов и ценностей и проявляющаяся в преобразовании его психологического мира, направленном на переосмысление своего существования.
Понятие «общение». Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение), и группами (межгрупповое общение). Общение порождается социальными, общественными потребностями человека, проявляющимися в стремлении коммуницировать, взаимодействовать, выполнять совместную деятельность. Общение также порождается мотивами, образующимися в самом ходе осуществления процесса совместной деятельности. Структура общения выражается в трёх основных аспектах общения, – коммуникативном, интерактивном и перцептивном. Итак, процесс общения включает в себя три совокупных подпроцесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие партнёра по общению). Общение – это процесс социального взаимодействия людей.
Понятие «представление». Представления (англ. – imagery), – это психические образы, гештальты, смысловые интегральные единицы воображения. В повседневной речи под представлением подразумевают разновидность внутреннего опыта, или картины, открывающиеся так называемому «мысленному взору». Однако представления также относятся к опыту, полученному в других областях восприятия, таких как слух, вкус и кинестезия. На ранних этапах развития психологии, Вильгельм Вундт рассматривал представления как один из трёх основных элементов сознания, наряду с ощущениями и чувствами. Представления рассматривались В. Вундтом и другими учёными как ранее испытанные и восстановленные в памяти сенсорно-перцептивные впечатления. В XX веке представления обычно признавали в качестве основных психологических явлений, реальность которых едва ли может быть оспорена. Таким образом, представление – это комплексное впечатление и осмысленное мнение человека о каких-либо феноменах, явлениях, процессах, объектах, субъектах.
Вопросы для самостоятельной работы студентов,
контрольные вопросы и вопросы к семинарам по теме № 3 раздела № I
1.Какие широкие смысловые научные проблемы общей психологии Вы знаете?
2.Опишите психогностическую проблему.
3.Опишите психопраксическую проблему.
4.Опишите психосоциальную проблему.
5.Опишите психофизическую проблему.
6.Какие научные принципы общей психологии Вы знаете?
7.Осветите принцип единства сознания и деятельности.
8.Осветите принцип детерминизма психики.
9.Осветите принцип развития психики в деятельности.
10.Раскройте модификацию принципа развития психики в деятельности, – принцип развития психики личности в общении.
11.Подробно расскажите о принципе системности психического, исходя из концепций Льва Семёновича Выготского, Сергея Леонидовича Рубинштейна и Бориса Николаевича Рыжова.
12.Опишите структуру и свойства связей в системе согласно Рыжову Б.Н.
13.Раскройте понятие «индивид».
14.Раскройте понятие «индивидуальность».
15.Раскройте понятие «субъект».
16.Раскройте понятие «личность».
17.Раскройте понятие «человек».
18.Осветите категорию образа и образа мира.
19.Осветите категорию отношения, объекта и объектного отношения.
20.Осветите категорию переживания.
21.Осветите категорию общения.
22.Осветите категорию представления.
Рекомендуемая по теме № 3 раздела № I литература
(жирным шрифтом выделены базовые научные и учебно-методические источники)
1.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2002.
2.Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. В двух томах. – СПб.: СПбГУ, 2007.
- Агапов В.С. Общая психология: Хрестоматия. – М.: Альтекс, 2014.
- Введение в общую психологию. / Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 1997.
Принципы психологии.
Психология
Принципы психологии.
Количество просмотров публикации Принципы психологии. — 5456
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | Принципы психологии. |
Рубрика (тематическая категория) | Психология |
Принципы психологии – это исходные положения, определяющие понимание сути и истоков психики людей, особенности её формирования, развития, механизмы функционирования и формы проявлений, способы подхода к её изучению и изменению.
Общие принципы психологии˸
Принцип отражения. Раскрывает понимание сущности психического и ᴇᴦο основных функций, уровней в развитии психики человека. Своеобразие психики человека – особой формы отражения, обусловлено многими обстоятельствами˸ особенности самой объективной реальности, воспринимаемой как органами чувств, так и с помощь речи; состояние головного мозга; физического и психического здоровья человека; содержание и состояние ᴇᴦο психики.
Принцип детерминизма. Объясняет причины развития психики, её истока. Психика человека обусловлена и выступает результатом взаимодействия факторов биологического, природного, социального характеров. Вместе с тем психика не просто продукт, а результат взаимодействия и воздействия на человека социальных, биологических и природных факторов. Таким образом, психика способна изменяться и развиваться.
Принцип активности. Ориентирует исследователя при изучении психических явлений учитывать, что внешние и другие обстоятельства отражаются в сознании человека сознательно, целенаправленно, а не только зеркально.
Принцип развития. Раскрывает истоки человеческой психики, как динамического феномена. Психика должна быть правильно понята, в случае если воспринимается как результат социального взаимодействия, взаимодействия человека с социальной и природной средой как результат ᴇᴦο деятельности и общения с другими людьми, результат ᴇᴦο обучения и воспитания.
Принцип взаимосвязи, единства. Выделение двух граней проявления психического˸ субъективное (что и как мыслит, переживает, оценивает человек) и объективное (реальное поведение, действия и поступки человека, материализованные и объективированные результаты ᴇᴦο деяний) дает основание утверждать, что наиболее адекватное понимание психического возможно на базе систем ᴇᴦο субъективных и объективных проявлений.
Принцип целостного, системного подхода. Предполагает понимание и изучение взаимосвязанных и взаимообусловленных психических феноменов, ориентируя специалиста на осознание психики как целостного интегрального явления.
Принцип относительной самостоятельности. Не противоречит предыдущему принципу, а указывает на то, что всякое психическое явление имеет своеобразие, как своих физиологических основ, так и свои закономерности формирования, функционирования и развития.
Принцип личностного подхода, учета групповых, общественных интересов, ценностей. Изучение психики адекватно лишь при учете в совокупности личностных и групповых особенностей людей˸ их потребностей, интересов, жизненного и профессионального опыта, способностей, учета психотипических и индивидуально-психологических особенностей людей.
Принцип единства. Ориентирует специалистов на содержательный, аксиологический анализ психики людей с учетом конкретных исторических условий их жизни и деятельности.
Читайте также
Основополагающими принципами психологии являются: 1) принцип детерминизма,
2) принцип единства сознания и деятельности, 3) генетический принцип или принцип развития, 4) принцип ведущей роли деятельности в развитии психики, 5) принцип психической целостности и др., 6) принцип… [читать подробнее].
Много лет назад в лесах Аверона, на юге Франции, охотники нашли мальчика, вскормленного, по-видимому, каким-то животным и полностью одичавшего. Позднее в джунглях Индии были найдены две девочки, похищенные, как оказалось, волчицей и вскормленные ею. Науке известны… [читать подробнее].
Методология любой науки или научного направления задает общие принципы научного исследования. Кроме всего прочего, она определяет характер и способы связи данной отрасли знания с другими отраслями. По Карлу Попперу, методология — это теория научного метода, или теория… [читать подробнее].
Современная научная психология, с одной стороны, решает теоретические вопросы, с другой – практические задачи в области образования, труда, медицины и т.д. Отдельные отрасли психологии отделяются, во-первых, в результате усложнения социальной жизни и деятельности и… [читать подробнее].
… [читать подробнее].
Получение новых знаний о психике изучение психики в большой степени зависит от подхода исследователя к объекту познания. Этот подход определяется системой методологических основ, или принципов. Принцип – это основа некоторой совокупности фактов или знаний, исходный… [читать подробнее].
Принцип детерминизма (от лат. determino – определяю) состоит в том, что объяснение какого-либо феномена или события строится на раскрытии его причинно-следственных связей с другими феноменами или событиями и анализе закономерного взаимодействия эмпирически установленных… [читать подробнее].
Объяснительные принципы психологии личности. Пытаясь систематизировать разные взгляды в психологии на понимание личности, было выявлено несколько принципов- аксиом, на которых сходятся представления о личности:
а) принцип системности (Ананьев Б.Г., Барабанщиков В.А.,… [читать подробнее].
… [читать подробнее].
Почему имя Джемса называют в ряду крупнейших американских психологов? Тому есть три причины. Во — первых, его слог отличался ясностью, столь редкостной для научного языка. В его стиле есть непосредственность и очарование. Во — вторых, Джемс стоял на позициях,… [читать подробнее].
Принципы психологии
Психология изучает закономерности психики человека, суть которых отображена в ее принципах. Принципы психологии – это первичные положения, выражающие суть и особенности образования духовной жизни людей, механизмы развития и типы проявлений их психики. Принципы сосредотачивают в себе основные законы, относящиеся к психической сфере.
В формулирование принципов большую лепту внесли физиологические науки. Кроме того на формирование психики повлияло ряд таких наук: социология, этика, политология, юриспруденция. Областью изучения этих наук являются автономные сферы деятельности. Однако, эти сферы функционируют совместно с законами психологии, биологии и социальной среды обитания людей. Подобное взаимодействие можно проследить на следующем примере: то, чем человек питается, зависит от социального положения и условий жизни, но сам процесс переработки пищи обусловлен только законами физиологии. Именно состав и качество поступающей пищи в организм человека влияет на изменение законов физиологии – нарушить нервную систему человека и сформировать своеобразные проявления в психики.
Опираясь на философские и гуманитарные науки, специалисты выделяют следующие методологические принципы в психологии, которые изучают суть психики и подходы к ее формированию:
1. Принцип детерминизма. Формирование этого принципа основывается на психических явлениях каузальных отношений. Это значит, что все перемены в душе человека имеют свою причину.
Кроме того, на образование психологии по этому принципу влияют биологические особенности, которые появились совместно с теорией эволюции. По этой теории на формирование психики влияет желание к адаптации, а именно психика любого живого существа направлена на стремление приспособиться к той окружающей среде, в которой он живет.
2. Принцип системности. Этот принцип определяет взаимосвязь между многими сферами психики. Исследование таких связей выявило, что психика состоит из таких элементов, как чувства, понимания, ощущения. Таким образом, исследователи пришли к общему выводу, что процессы психики (восприятие, память) и поведенческие акты представлены как взаимосвязанные блоки. Эти блоки функционируют согласно законам механизации или адаптации, благодаря чему организм и окружающая среда соединяется в одно целое. Однако, если происходит сбой в какой-нибудь из систем, этот принцип не объясняет устранение этого недостатка. Именно эта особенность принципа лишний раз доказывает, что психика – это сложный процесс.
3. Принцип развития в психологии. Согласно этому принципу психика имеет свойство постоянно развиваться и меняться. Как уже говорилось ранее, психика человека формировалась в процессе эволюции, то есть сначала появились только ощущения, а уже после начали возникать различные формы психики – соотношение уровней поведения и сознания.
Принципы жизни
Достичь своей цели в жизни можно только при помощи каких-то слаженных действий. Рассмотрим семь принципов, которые смогут повлиять на ход событий в вашей жизни:
- Никогда не вернуть назад: время, слово и возможность.
- Никогда не теряйте: честь, надежду и спокойствие.
- Никогда не предавайте: доверие, любовь и убеждения.
- Помните, что состояние, сласть и удача – это неустойчивые вещи в жизни.
- Человека ценят за его достижения, труд и честность.
- Губительные вещи для человека: злость и гордыня.
Если придерживаться или прислушиваться к этим принципам, можно достичь высокого уровня в своей духовной жизни.
Принципы психологии was last modified: 9 января, 2016 by Елена Погодаева
14. ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
Принцип детерминизма. Этот принцип означает, что психика определяется условиями жизни и меняется с изменением образа жизни. Если говорить о психике животных, то считается, что ее развитие определяется естественным отбором как биологическим законом.
Принцип единства сознания и деятельности.
Сознание и деятельность не тождественны и не противоположны – они представляют собой единство. В сознании человека формируются динамические модели действительности, позволяющие ему ориентироваться в окружающей среде и в соответствии с этим осуществлять деятельность. Принцип единства сознания и деятельности позволяет психологам, изучающим поведение, деятельность, выяснить те внутренние психологические механизмы, которые обеспечивают успешность достижения целей деятельности, т. е. открывать объективные закономерности психики.
Принцип развития психики. Психику можно адекватно интерпретировать только в том случае, если она рассматривается как продукт развития и как результат деятельности.
Анкетирование – один из самых распространенных методов в психологии. Важнейшее требование при составлении вопросов анкет – однозначность их понимания. Невыполнение этого требования полностью перечеркивает полученные результаты.
Вопросы в анкетах бывают двух видов: открытые и закрытые.
В первом случае испытуемый сам формирует ответы на вопросы, во втором – выбирает ответ из нескольких предложенных. С точки зрения получения новой информации лучше открытые анкеты, но они очень сложны в обработке и анализе. Закрытые анкеты удобны для анализа, но, кроме информации, заложенной в них при составлении, они не дают ничего нового для исследователя.
Метод беседы применяется на разных стадиях исследования: как для первичной ориентировки, так и для уточнения выводов, полученных другими методами, и прежде всего методом наблюдения.
Метод беседы требует хорошей предварительной подготовки – наличия плана, основных вопросов, цели, возможных вариантов ответов и т. п.
Метод интервью. Как и метод беседы, интервью относится к методам опроса. Хорошо подготовленное интервью, вопросы которого составлены с учетом знания структуры изучаемых психических свойств, может дать данные для дальнейшего уточнения структуры и уровня изучаемых свойств.
Метод экспертных оценок. Этот метод широко применяют в психологии личности. В качестве эксперта могут выступать компетентные лица, хорошо знающие испытуемых: воспитатели детских садов, школ-интернатов, классные руководители, мастера производственно-технических училищ, мастера на производстве, тренеры и т. д. Экспертные оценки наиболее целесообразно проводить не в виде описания качественных проявлений свойств (это гораздо эффективнee будет сделать в последующей беседе с экспертами), а в виде оценки степени того или иного свойства или элемента поведения. Эксперты должны фиксировать выраженность более или менее дробных элементов поведения, не связанных с обобщениями, обобщение – дело исследователя.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИИ
Основополагающими принципами психологии являются: 1) принцип детерминизма,
2) принцип единства сознания и деятельности, 3) генетический принцип или принцип развития, 4) принцип ведущей роли деятельности в развитии психики, 5) принцип психической целостности и др., 6) принцип объективности в изучении психики.
1 Принцип детерминизма, предполагает закономерную и необходимую зависимость психических явлений от порождающих их факторов и характеризует причинную обусловленность психической деятельности. В мире не существует беспричинных явлений. Это относится и к психике. Любой психический акт животного и человека имеет свою причину. Психическая деятельность людей детерминирована социальными условиями их жизни, особенностями их воспитания и деятельности. Психология не ограничивается простым описанием психических явлений, она обязательно ищет причины их возникновения. Итак, принцип детерминизма означает, во-первых, что все психические явления, как и психика в целом, понимаются как вторичное образование, как явления причинно обусловленные объективной действительностью, как отражение этой действительности. Во-вторых, этот принцип означает, что все психические явления рассматриваются как обусловленные деятельностью мозга. В-третьих, данный принцип предполагает при изучении психических явлений обязательное установление причин, которые вызвали эти явления.
2 Принцип единства сознания и деятельности, предусматривающий формирование, развитие и проявление сущности личности в процессе практической деятельности. В современной психологии сознание и деятельность рассматриваются в единстве. Суть данного принципа заключается в том, что, во-первых, деятельность понимается как условие возникновения, фактор формирования и объект приложения сознания человека. Во-вторых, деятельность понимается как форма активности сознания. Принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание есть регулятор поведения и действий человека. Единое рассмотрение сознания и деятельности в психологии находит свое выражение и в том, что они всегда изучаются как присущие социально и исторически определенной личности.
3 Генетический принцип или принцип развития психики. Психическая деятельность человека не может быть понятой до конца, если ее изучать статично, вне движения и развития. Генетический принцип, во-первых, выражается в том, что все психические явления рассматриваются как постоянно количественно и качественно изменяющиеся и развивающиеся. Во-вторых, этот принцип означает, что правильная и полная характеристика любого психического явления возможна только в том случае, если одновременно выясняются характерные его особенности в данный момент, история или причины, возникновения психического явления, возможные перспективы его последующих изменений.
Нельзя понять поведение взрослого человека без учета истории его жизни. Невозможно объяснить и особенности психики людей, игнорируя предысторию человеческого сознания — психику животных. Так, психическая деятельность школьника качественно отлична от психической деятельности ребенка дошкольного возраста. Школьник не только больше знает и имеет больше умений и навыков, чем дошкольник, но его знания, умения, переживания, действия, взаимоотношения с людьми иные, чем у дошкольника. Общая психология, изучая психику главным образом взрослых людей, использует для доказательства ряда положений данные, добытые детской психологией, например данные о развитии у ребенка.отдельных психических процессов — ощущений, восприятий и пр. Один из методов общей психологии — биографический — позволяет изучать личность человека в ее развитии.
4 Принцип ведущей роли деятельности в развитии психики. Психика человека, будучи субъективным отражением объективного мира, развивается в процессе активного взаимодействия человека с другими людьми, в различных видах его деятельности, начиная с простейших игр маленького ребенка и кончая творческим трудом взрослого. Вне деятельности человека не может быть развития его психики — важнейшего компонента деятельности. Поэтому в психологии проводится всесторонний психологический анализ выполнения человеком разнообразных умственных и практических заданий, характерных для той или иной деятельности (игровой, учебной, трудовой, организаторской и пр.).
5 Принцип психической целостности. Психика человека, его субъективный мир -это единое целое, нераздельное целое, продукт системной деятельности мозга, в котором психолог лишь с целью исследования в известной мере искусственно выделяет различные процессы, состояния и свойства. Изучая отдельные проявления психики, сознания, исследователь обязан помнить о целом, о личности, видеть взаимные связи и зависимости между восприятием, мышлением, памятью, чувствами, интересами, установками человека и специально изучать их.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
6 Принцип объективности в изучении психики. Важнейшее требование любой науки — объективность исследования, его точность. Это означает, что ученый не должен ничего привносить от себя в изучаемые явления, а исследовать их такими, какими они есть в действительности. Но можно ли объективно изучать субъективный мир человека? Можно ли узнать о мыслях, чувствах, желаниях других людей? Психическая жизнь людей так же познаваема, как и все явления действительности. Так, например, о переживаниях человека, его мыслях и желаниях можно судить по его поступкам, содержанию и характеру его речи, результатам (продуктам) его деятельности, т. е. объективно.
Требования указанных принципов определяют методологическую основу психологии.
Принципы современной психологии реализуются в системно-целостном подходе, ориентирующем человека на целостное изучение своих макрохарактеристик как индивида, личности, субъекта труда и индивидуальности. При этом учитывается все многообразие включенности человека в активную деятельность, единство всех условий и факторов духовной сферы, социальной и природной среды. Данный подход предполагает также рассмотрение человека, выполняющего не отдельный (фрагментарный вид деятельности), а совокупный труд – профессиональную, учебную, игровую и иную деятельность, повседневные отношения, личностное развитие.
Поможем написать любую работу на аналогичную
тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
Принципы психологии, том 1 Уильяма Джеймса
В этом сокращенном (1893 г.) издании его классической работы модель Джеймса относительно того, как мы взаимодействуем с окружающей средой, достаточно проста. Входной сигнал поступает от внешних стимулов, мозг обрабатывает их и преобразует в телесные продукты (действия). «Весь нервный организм, — пишет он, — … с физиологической точки зрения является не более чем машиной для преобразования стимулов в реакции; а интеллектуальная часть нашей жизни связана лишь с средней или« центральной »частью машины. операции.«
Джеймс имеет право на половину взаимодействия. Мы действительно реагируем на стимулы, но в его модели мы пассивно реагируем на то, что приходит к нам извне. Мы — больше, чем предлагает эта модель. Рисунок Шопенгауэра и Дарвина , нас побуждает выйти в мир по воле (Шопенгауэру), чтобы активно искать (еда, кров, секс, статус, любовь, членство в группе и т. д.), что нам нужно для выживания и благополучия. Более полная модель — это последовательно , жизненная энергия (воля, биологическое выживание), жизненная энергия, характерная для конкретного вида, и индивидуальные склонности (врожденный характер) — все они определяют то, как мы реагируем на то, что к нам приходит, как мы ищем нужные нам объекты (цели) и к ним приложено много энергии.С этой точки зрения реакция и поиск — активные компоненты на службе выживания. Важно отметить, что наше взаимодействие с окружающей средой начинается изнутри.
Модель Джеймса может отражать остаточное наследие западной философской традиции, исходящей от Платона и других, которые считают, что разум управляет верхом. Джеймс может также продвигаться вперед, а также отражать бихевиористскую модель, в которой человеческая природа отходит на второй план, что оставляет человеческий разум свободным создавать идеалы для людей и общества.
Когда Джеймс говорит о воле, он имеет в виду рациональный контроль, а не сердцевину, внутренний импульс, который является волей Шопенгауэра, толкающей разум. Когда Джеймс говорит о мотивации, он имеет в виду «возбуждающую» способность внешних стимулов, а не импульсы, вызванные внутренней потребностью. Резкость теории Джеймса исчезает, когда задается следующий вопрос. Да, внешние раздражители возбуждают, но что именно внутри нас заставляет нас настолько заботиться, чтобы (1) быть возбужденными и (2) реагировать так, а не иначе? Джеймс отмечает, что у тела (загадочно?) Есть «собственный разум», и это предполагает, что у нас больше активного ядра, чем позволяет Джеймс.В другом месте он заявляет, что мы любим лесть, мы желаем угодить, а мы амбиции и тщеславие. Эти хорошо известные человеческие черты являются не реактивными, а внутренними потребностями, которые побуждают нас выходить в мир и искать взаимодействия с внешними объектами определенным образом.
Теория Джеймса не допускает наличия внутреннего «данного» человека, потому что, можно предположить, это не дает нам достаточной гибкости, чтобы стать тем, чем, как надеется Джеймс, мы можем стать. И снова, говорит он, объекты и мысли об объектах мотивируют нашу реакцию, а удовольствие и боль усиливают или сдерживают нашу реакцию.Эта точка зрения расходится с точкой зрения Шопенгауэра и Дарвина о том, что у нас есть не только общий жизненный импульс (Воля, выживание), но и относительно фиксированный характер, который определяет (или обеспечивает склонность), какие объекты мы ищем и от которых защищаемся, и уровень энергии, которую мы прилагаем к ним. Наш внутренний характер определяет значительный набор внутренних потребностей. Эти потребности Шопенгауэр называет «болью». Мы хотим, чтобы они были довольны. Боль побуждает нас действовать в мире, как искать, так и реагировать, чтобы удовлетворить потребность.Когда мы успешно ищем или реагируем, мы испытываем удовольствие, а затем действия прекращаются до тех пор, пока жизненная сила внутри снова не всплывет (например, голод, секс, потребность подтвердить членство в группе и свою ценность в группе). Джеймс не согласен. Он отвергает «детерминизм» «фиксированного характера» Шопенгауэра и продолжает, говоря, что «проблема с человеком не столько в том, какое действие он сейчас решит сделать, сколько в том, каким существом он теперь выберет стать». Каким бы ни был этот «человек», он не для слабоумных и сентиментальных людей.Скорее, это «героический человек», который «чистым внутренним желанием… делает себя одним из хозяев и владык жизни».
Мнение Джеймса о роли разума в управлении поведением не является неточным. Это эволюционная роль ума. Однако цели, которым служит разум, относительно фиксированы (как правило, цели выживания и благополучия, а также различные черты характера, которые помогают определить, как каждый из нас более конкретно взаимодействует с окружающей средой), и роль разума состоит в том, чтобы делать выбор в отношении того, как эти фиксированные биологические потребности будут удовлетворены.Даже с его замечательной попыткой объединить психологию с дарвиновской биологией, Джеймс, тем не менее, сводит к минимуму роль относительно фиксированных биологических целей и считает, что у нас более или менее есть чистый лист для создания самих себя. Изложенная здесь альтернативная точка зрения предполагает, что мы более привязаны к хорошему и плохому, чем это допускал бы Джеймс. Это, пожалуй, более реалистичная оценка того, кем мы являемся и кем мы можем стать.
.
% PDF-1.6
%
132 0 объект
>>>
endobj
129 0 объект
> поток
2015-12-22T12: 09: 52-05: 002015-12-22T12: 12: 52-05: 002015-12-22T12: 12: 52-05: 00Adobe InDesign CS6 (Macintosh) uuid: 3c3766fd-d45b-bc45- B62D-b926bd53b4dbxmp.did: F97F117407206811A7BAA444FBD94092xmp.id: 0380117407206811822AA2FE6F748AE5proof: pdfxmp.iid: 0280117407206811822AA2FE6F748AE5xmp.did: 0280117407206811822AA2FE6F748AE5xmp.did: F97F117407206811A7BAA444FBD94092default
application / pdf Библиотека Adobe PDF 10.0.1False
endstream
endobj
118 0 объект
>
endobj
121 0 объект
>
endobj
122 0 объект
>
endobj
123 0 объект
>
endobj
124 0 объект
>
endobj
125 0 объект
>
endobj
126 0 объект
>
endobj
127 0 объект
>
endobj
128 0 объект
>
endobj
62 0 объект
> / Font> / ProcSet [/ PDF / Text] / XObject >>> / Rotate 0 / TrimBox [0.0 0,0 612,0 792,0] / Тип / Страница >>
endobj
64 0 объект
> / Font> / ProcSet [/ PDF / Text] / XObject >>> / Rotate 0 / TrimBox [0.0 0.0 612.0 792.0] / Type / Page >>
endobj
66 0 объект
> / Font> / ProcSet [/ PDF / Text] / XObject >>> / Rotate 0 / TrimBox [0.0 0.0 612.0 792.0] / Type / Page >>
endobj
68 0 объект
> / Font> / ProcSet [/ PDF / Text] / XObject >>> / Rotate 0 / TrimBox [0.0 0.0 612.0 792.0] / Type / Page >>
endobj
70 0 объект
> / Font> / ProcSet [/ PDF / Text] / XObject >>> / Rotate 0 / TrimBox [0.0 0,0 612,0 792,0] / Тип / Страница >>
endobj
72 0 объект
> / Повернуть 0 / TrimBox [0,0 0,0 612,0 792,0] / Тип / Страница >>
endobj
177 0 объект
> / ExtGState> / Font> / ProcSet [/ PDF / Text] / Properties >>> / Rotate 0 / TrimBox [0.0 0.0 612.0 792.0] / Type / Page >>
endobj
189 0 объект
>
endobj
190 0 объект
> поток
application / postscriptAdobe Illustrator CS22006-05-18T10: 11: 01-04: 002006-05-18T10: 11: 01-04: 002006-05-18T10: 11: 01-04: 00uuid: 3CD6F379E7E811DAA80A820B6D409260uuid: 3CD6F37AE7E86011DAA80A80
endstream
endobj
174 0 объект
>
endobj
175 0 объект
>
endobj
176 0 объект
>
endobj
135 0 объект
>
endobj
193 0 объект
> поток
H \ j0 ~
CIv! 0rR [dfh4 $ HNXn {л
л; L-Xv ^ лс; WoF & 4C_vy.tbf | mzIL [WϻyYcΟsAqe3vp0 + | W! ii ~ 7A) 7 «϶1 wĊY! +++ (((hf & Θ3b̚0 = | .K # |»> 3crFƀ ~ 1ǐ ~ 1 | jSJ | BggCS
.
The Principles of Psychology — Wikipédia
Cet article est une ébauche careant un livre et la психология.
Vous pouvez partager vos connaissances en l’améliorant ( комментарий? ) с рекомендациями соответствующих проектов.
Принципы психологии | |
Автор | Уильям Джеймс |
---|---|
Платит | États-Unis d’Amérique |
Жанр | Документальная литература, Психология |
Lieu de parution | Нью-Йорк |
Дата выпуска | 1890 |
Type de média | Ливр |
Номер страницы | 1393 |
модификатор |
The Principles of Psychology est un ouvrage scientifique écrit par William James en 1890.C’est l’un des textes majeurs de la Психология.
- (en) Le texte original des Principles est disponible ici: http://psychclassics.yorku.ca/James/Principles/index.htm
- Portail de la психология
- Portail des années 1890
.
Краткая история промышленной психологии
Промышленная психология почти так же стара, как и сама психология. Психология зародилась в 1879 году в лаборатории Вильгельма Вундта в Германии и Уильяма Джеймса в Гарварде. Оба они были философами и врачами, увлеченными дебатами о разуме и теле. Старая философская дисциплина не могла в одиночку справиться с этими дебатами, требовалось больше места и новые инструменты, уступая место психологии. Тексты о применении психологии к бизнесу впервые появились в 1903 году; первый текст по промышленной и организационной психологии появился в 1910 году (Landy, 1997).Считается, что «тон» и «структуру» психологии ввода-вывода разработали четыре человека: Хьюго Мюнстерберг, Джеймс Кеттелл, Уолтер Дилл Скотт и Уолтер Бингхэм (Landy, 1997).
Мур и Хартманн (1931) заявили, что, хотя психология перешла в образовательную и клиническую области, «ни один психолог, уважающий его положение, не осмелился войти в офис или мастерскую», а Хьюго Мюнстерберг был «первым человеком, сломавшим лед» (стр. 4 ). Предполагается, что Мюнстерберг был «вынужден» заняться психологией ввода-вывода из-за конфликта со своими коллегами из Гарварда (Landy, 1997).Его книга Психология и промышленная эффективность считается первым учебником психологии ввода-вывода, впервые опубликованным в 1910 году. Крумм (2001) утверждает, что формальное обучение промышленной психологии началось, когда книга была опубликована, а Лэнди (1997) утверждает, что : «Эта книга была библией по применению дифференциальной психологии в промышленности… более поздние публикации… не заменили структуру, созданную Мюнстербергом; они построили на нем »(стр. 470). Мюнстерберг в первую очередь интересовался подбором персонала и использованием психологических тестов в промышленности.
Джеймс Маккин Кеттелл, как и Мюнстерберг, был фигурой неоднозначной. Он долгое время работал в Колумбийском университете, пока его не уволили за то, что он постоянно бросал вызов и высмеивал своих коллег и президента Колумбии (Landy, 1997). Он владел и редактировал множество психологических журналов, тем самым способствуя развитию этой области. Его основным вкладом в область психологии ввода-вывода было, помимо его открытости в разговоре о ее потенциале, создание им Психологической корпорации в 1921 году, которая существует до сих пор.Его репутация и компания функционалистов, прикладных психологов и статистиков помогли ему «установить законность применения психологии в промышленности вместе с другими неприкладными психологами… Это был немалый подвиг» (Landy, 1997, p. 473).
Лэнди (1997) заявляет: «Если бы психологи-I / O искали образец для подражания, [Уолтер Дилл] Скотт лучше всего отвечал бы всем требованиям» (стр. 474). Он работал над применением психологических принципов в рекламе и опубликовал книги по этой теме, а также эссе, посвященные использованию этих принципов для решения проблем в промышленности.Когда он открыл The Scott Company, он начал давнюю практику консультирования психологов по вводу-выводу в деловом мире (Krumm, 2001) и благодаря своему широкому признанию оказал большое влияние на повышение осведомленности общественности и повышение доверия к этой области. Более того, Лэнди (1997) утверждает, что, если бы не Скотт, движение за тестирование, начавшееся в Первую мировую войну, и последующий рост психологии ввода-вывода, который был результатом этого, не произошло бы, поскольку у Скотта было «видение, административные навыки и научный авторитет, необходимые для этого »(стр. 474).
Вклад Уолтера Бингема в эту область многочислен и разнообразен. Он основал Отдел прикладной психологии — первую академическую программу по промышленной психологии (Krumm, 2001). Он возглавлял Федерацию личных исследований и руководил Психологической корпорацией. Он сыграл важную роль в разработке программы ментального тестирования Скоттом и Йерксом. И, что наиболее важно, он взял на себя роль смотрителя и представителя и работал до самой своей смерти, чтобы «добиться признания и респектабельности психологии ввода-вывода… потому что на эту роль не осталось ни одного« старшего государственного деятеля »» (Landy, 1997, p476).Он публично представлял эту сферу в комиссиях и на радио, а также сделал многочисленные статьи в журналах, газетах и других изданиях по ее тематике.
Моя основная цель в этом эссе — сосредоточиться на Принципах научного менеджмента Фредерика У. Тейлора и Человеческих отношениях Элтона Мейо как на двух исторических подходах, которые коренным образом изменили сферу промышленной психологии и оказали долгосрочное влияние. Я кратко их опишу, но в основном сосредоточусь на анализе этих подходов, заняв более критическую и апатичную позицию.Хотя я придерживаюсь этой позиции, это не означает, что нет защиты от критики или что любой подход не имеет ценности.
Фредерик Уинслоу Тейлор был в первую очередь заинтересован в устранении всей неэффективности на рабочем месте, и он нацелил свои усилия на работников физического труда, стремясь повысить их производительность и уменьшить их суждения. В результате он изобрел научный менеджмент, основанный на четырех принципах (Beder, 2000, p98):
- Самый эффективный способ выполнения задачи должен быть разработан с научной точки зрения;
- Рабочие должны быть тщательно отобраны и обучены для выполнения работы таким образом;
- Рабочие должны выполнять свою работу под пристальным наблюдением и контролем руководства и получать премию за выполнение именно того, что они говорят;
- Руководство должно взять на себя планирование и обдумывание части работы.
Тейлор считал работника физического труда глупым, медлительным и неразумным, с небольшими способностями к мышлению или без них. Он утверждал, что «мыслящая» часть любой работы предназначена для умных, образованных людей, а работа рабочих заключается в «следовании инструкциям о том, что делать, как это делать и сколько времени тратить на это» (Beder, 2000, с. 98). Его подход убирал мысли, навыки, гордость и удовольствие из рабочего процесса, разбивая задачи и оставляя работнику только самое необходимое.Бедер (2000) утверждает, что Тейлор «удалил наиболее желательные и сложные части работы и сделал ее монотонной, утомительной и неизменно скучной» (стр. 99). Его оправдание состояло в том, что глупость рабочих гарантирует, что их не будет беспокоить утомительная работа. Критики не были убеждены в доводах или доводах Тейлора: «Мы без колебаний заявляем, что тейлоризм бесчеловечен. Насколько это возможно, он дегуманизирует человека, поскольку пытается устранить единственное различие, которое делает его лучше, чем машина, — его интеллект »(Beder, 2000, p99).
Влияние тейлоризма на рабочих было разнообразным. Я сосредотачиваюсь на пяти: безработица, эксплуатация, однообразие, ослабление профсоюзов и «превышение скорости» (Beder, 2000; Backer, 1998; Krumm, 2001). Тейлор утверждал, что его подход требует меньшей и дешевой рабочей силы; квалифицированный труд стал одноразовым, а дешевый — легко заменяемым. Это означало сокращение рабочих мест и рост безработицы. По мере того, как большие задачи были разбиты на более мелкие, индивидуальность работника была удалена, а задачам не хватало разнообразия, поскольку рабочие выполняли одну и ту же рутину снова и снова.Сам Тейлор описал это как «монотонное измельчение» (Beder, 2000, стр. 99). Кроме того, руководство определило время, которое должно быть потрачено на каждую задачу; это уменьшило свободу действий рабочего и ускорило его работу, так что в конечном итоге они стали работать как машины, и солдатам стало невозможно и даже думать. Это, акцент на производительность и эффективность, а также сдельная система оплаты труда заставляли рабочих чувствовать себя недооцененными, бесчеловечными и эксплуатируемыми. Кроме того, поскольку все было исправлено руководством — стандартная производительность, время, задачи, условия работы — профсоюзам не оставалось места для переговоров.Это существенно ослабило коллективную силу рабочих.
Тейлор считал, что научный менеджмент приведет к более счастливым и продуктивным работникам. Напротив, его подход оказался несовместимым с человеческими потребностями. Из-за его методов рабочие превратились в машины, обесценились и стали меньше платить за свои усилия, становясь все более отчужденными от своей работы. Считается, что концепция Маркса об отчуждении рабочего идеально описывает научный менеджмент Тейлора. Он заявляет, что отчуждение вызвано тем, что работа «внешняя по отношению к работнику … он не реализует себя в своей работе, но отрицает себя … не развивает свободно свои умственные и физические энергии, но … умственно деградирован» (Beder, 2000, p96) ,Роуз (1990) добавляет: «Рабочие работают, потому что должны, они работают по указанию других в процессе, который они не контролируют … Работа состоит … из послушания, самоотречения и отложенного вознаграждения» (стр. 55-56). ,
Подход человеческих отношений, теперь синоним имени Элтона Мэйо, рассматривался как альтернатива научному менеджменту и, по сути, заключался в том, чтобы хорошо относиться к работникам, исходя из предположения, что «определенный стиль … надзора и принятия решений с подчиненными … будет значительно повышает моральный дух и удовлетворенность рабочих », и что« чем больше удовлетворен работник (например.g., в его социальных отношениях со своей рабочей группой) тем усерднее он будет работать »(Beder, 2000, p.102). Согласно Исааксу, Бобату и Брэдбери (2004), этот подход подчеркивает: индустриальную демократию, участие сотрудников, которое повысит мотивацию и уменьшит сопротивление, «воспитание у работников большего чувства причастности и принадлежности и предоставление работникам возможностей для роста и развития». (р15). Этот подход получил признание после исследований боярышника в 1920-х годах. Хотя исследования выявили ряд факторов, я сосредоточился на идее Мэйо о рабочих группах.
Бендикс и Фишер (1949) утверждали, что Мэйо интерпретировал результаты исследований Хоторна с «некоторой неопределенностью», что привело к небрежности и двусмысленности. Одна двусмысленность заключается в прямом отношении к исследованиям. Рабочая группа, наблюдаемая в экспериментах на Хоторне, представляла собой группу женщин, которых держали изолированно от остальной части фабрики. Бендикс и Фишер (1949) заявляют: «« Чувство социальной функции », которое было создано в экспериментальной рабочей группе без особого использования полномочий, является для него образцом решения» (стр. 316), и Мэйо считал, что менеджеры должны принять такой подход. рабочей группы, потому что, среди прочего, он считал, что группы оказывают большое влияние на мотивацию и производительность работников из-за социальных отношений, которые они формируют внутри групп.Помимо очевидного вопроса о том, могут ли фабрики и организации быть основаны на модели 5-6 девочек, в выводах Мэйо есть и другие несоответствия. Социальная функция рабочей группы, которая считалась причиной увеличения производительности группы, была ограничена в том смысле, что изолированную рабочую группу нельзя было перенести или воспроизвести на настоящий завод или в организацию. Кроме того, можно утверждать, что именно изоляция заставляла людей привязываться друг к другу и выполнять эту ценную социальную функцию, а не контекст рабочей группы, который ее вызвал.Что наиболее важно, эта изоляция, необходимая по соображениям наблюдения, «маскирует взаимозависимость группы с фабрикой и фабрики с экономикой в целом», а также затемняет тот факт, что рабочий, в конечном счете, «подчиняется власти работодателя. »(Бендикс и Фишер, 1949, стр. 316).
Мэйо презирал конкуренцию, конфликты и / или разногласия. В одной организации Мэйо считал, что «конфликт — это« социальная болезнь », а сотрудничество -« социальное здоровье »» (Bendix & Fisher, 1949, стр. 314).Несоответствие лежит в идее Мэйо о социальном здоровье. Он считал, что, когда работники сотрудничают с руководством для достижения управленческих целей, таких как повышение эффективности и производительности, это повысит их самореализацию. С другой стороны, участие в профсоюзной деятельности в личных целях рабочего не рассматривается как одно и то же. Другими словами, авторы считают, что работы Мэйо «открыты для интерпретации, что сотрудничество рабочих с руководством является« социально здоровым », в то время как сотрудничество между рабочими в их собственных целях — нет» (стр. 316).Таким образом, человеческие отношения мало чем отличались от научного менеджмента — у них обоих была одна и та же цель — расширение сотрудничества сотрудников с работодателями. Бедер (2000) подчеркивает этот момент: «В то время как литература по человеческим отношениям призывала к сотрудничеству и сотрудничеству, на самом деле это означало сотрудничество рабочих с руководством, поскольку они стремились положить конец сотрудничеству между рабочими, вовлеченными в военную службу» (стр. 107). Другими словами, и человеческие отношения, и научный менеджмент были подходами, стоящими на стороне менеджмента; они взяли на вооружение перспективу управления и попытались использовать свои исследования для расширения сотрудничества рабочих для достижения целей управления (Beder, 2000).
Итак, хотя человеческие отношения предлагали организации возможности производительности, в конечном итоге они стали, по словам Бедера (2000), «важной стратегией в битве за получение максимальной отдачи от рабочих и борьбу с профсоюзами» (стр.105). Сами профсоюзы отнеслись к этому с подозрением, а критик в Ford откровенно насмехался над человеческими отношениями, называя их «человеческой инженерией» и заявляя, что их «возможности получения прибыли… фантастические. В результате этого открытия… работодатели направляются в специальные классы… где они узнают, что рабочие ни в малейшей степени не наемники, и… рабочие каждое утро обращаются на завод с просьбой о любви, привязанности и небольшом дружеском внимании »(стр. 105).Роуз (1990) утверждает, что, хотя человеческие отношения, возможно, предполагали отход от того, как научное руководство рассматривало работника, поскольку он или она больше не рассматривается как робот, а как индивидуальный и социальный человек, «логическое обоснование производства остается прибылью для владельцы. И какие бы изменения ни произошли в работе… рабочие не справляются сами »(с. 58). В конце концов, власть и влияние на рабочих всегда оказывает начальник или менеджер, то есть всегда присутствует какая-то форма господства.
Человеческие отношения подвергались критике со всех сторон и разными способами (Rose, 1990). Социалисты / радикалы осудили его управленческую ориентацию, которая обосновывала манипулирование рабочими, отрицание неизбежного конфликта и подавление властных различий. Психологов и социологов не убедили методология исследования и отсутствие логики, на которых основывались его принципы. Как обсуждалось выше, не было реальной поддержки предположений о человеческих отношениях, сделанных, поскольку результаты исследований Хоторна можно было интерпретировать по-другому.Более того, его стратегии оказались бесплодными: рабочий мог получить от неповиновения столько же удовлетворения, сколько от сотрудничества; и было несоответствие во взаимоотношениях между надзором и моральным духом.
Кто-то может возразить, что человеческие отношения — это просто еще один тип научного управления, возможно, улучшенный, но в основном с той же целью: манипулировать рабочими и оказывать на них власть не так прямо и бесчеловечно, как это делало научное управление, но обманывая их в более тонкий и сдержанный способ (Isaacs et al., 2005). В то время как в научном менеджменте использовалось более прямое манипулирование, неавторитетный руководитель, отстаиваемый человеческими отношениями, которому велели слушать и сочувствовать рабочим, был манипулятивным устройством человеческих отношений, функционирующим, как утверждает Бедер (2001), «для контроля и управления этими человеческими процессы в производственной структуре… недостаточно контролируемые другими органами управления »(стр. 108). Повышение производительности труда за счет манипулирования рабочими, которого стремился достичь Тейлор, было усилено Мэйо, который своей «коровьей социологией» стремился «сделать рабочих довольными и довольными, чтобы они [могли] производить больше» (Beder, 2001, стр. 102).
Эти новые представления о работе, такие как научный менеджмент и человеческие отношения, пришли к тому, чтобы работники были довольны своей продуктивностью, а прибыль работодателя увеличилась. Согласно Роуз (1990), именно тогда возникла идея субъективности рабочего, и необходимость понять, отрегулировать и исследовать эту субъективность стала чрезвычайно важной. Другими словами, работник превратился в «инструмент», чьим телом и душой нужно было манипулировать, зафиксировать в пространстве и времени, чтобы сделать его эффективным и продуктивным, тем самым увеличивая прибыль организации.Психология или, более конкретно, индустриальная психология, была одной из дисциплин, которые решили это, увеличивая потребность в этой области. Как утверждает Роуз, когда менеджмент стал «зависеть от объективного знания, научного опыта и рациональных технологий личного и межличностного» (стр. 56), именно тогда родилась индустриальная психология.
Роуз (1990) также заявляет: «Изменения в концепции, организации и регулировании работы и работника… включают отношения между многими аспектами мысли и практики» (стр. 60).То есть история труда и общества, которые повлияли на работника, и характер работы изменились с различными движениями и концепциями работы и работника, например, «разработка опыта управления [и] нововведений … включить человеческие ресурсы предприятия »(Роуз, 1990, стр. 60). Роуз (1990) рассматривает все эти изменения с точки зрения субъективности рабочего, и промышленная психология играет решающую роль в каждом изменении. Научный менеджмент и человеческие отношения являются примерами различных способов мышления и действий в отношении работника, рабочего места и экономики.Таким образом, в центре каждой изменяющейся концепции работы, будь то человеческие отношения или научный менеджмент, был работник и его субъективность, и именно индустриальная психология была в центре битвы за эту субъективность, попытку овладеть субъективностью. рабочего.
Роуз (1990) обсуждает фундаментальный конфликт, лежащий в основе работы, независимо от используемого в работе подхода. На одном конце этого конфликта стоит рабочий, профсоюзы и рабочее движение, стремящиеся повысить заработную плату, увеличить занятость, сократить эксплуатацию, улучшить продолжительность рабочего времени и улучшить условия занятости.На другом конце — начальство, менеджеры и психологи, цель которых — увеличить прибыль за счет производительности, сохранить низкую заработную плату и ослабить сопротивление рабочих и коллективную власть рабочих. Здесь возникает вопрос: «Какая организация работы согласовывалась как с императивами производительности и эффективности, так и с этикой гуманизации, справедливости, справедливости и демократии?» (P93).
Исходя из вышесказанного, можно спросить: соответствовал ли какой-либо подход к работе целям как работодателя, так и работника? Были ли человеческие отношения, так называемая альтернатива научному менеджменту, действительно столь же прогрессивным, как они говорят, или же они также служили для поддержания эксплуатации? Другими словами, были ли человеческие отношения просто еще одной формой влияния и манипуляции, хотя и более тонкой?
Бэкер, П.Р. (1998). Научный менеджмент. Получено 3 августа 2009 г. с http://www.engr.sjsu.edu/pabacker/scientific_mgt.htm.
Бедер, С. (2000). Продажа трудовой этики: от пуританской кафедры к корпоративному PR . Австралия: Scribe Publications.
Бендикс Р. и Фишер Л. Х. (1949). Перспективы Элтона Мэйо. Обзор экономики и статистики, 31, 312-319. Получено 3 августа 2009 г. с сайта www.jstor.org.
Айзекс Д., Бобат С. и Брэдбери Дж.(2004). Введение в организационную психологию: психология, работа и организации . УКЗН: Кафедра психологии.
Крумм, Д. (2001). Психология на работе: Введение в производственную / организационную психологию . США: Worth Publishers.
Лэнди, Ф.Дж. (1997). Ранние влияния на развитие производственной и организационной психологии. Журнал прикладной психологии, 82, 467-477.
Moore, B.V. & Hartmann, G.W.(Ред.). (1931). Чтения по промышленной психологии . Нью-Йорк: D Appleton and Company.
Роуз, Н. (1990). Управление душой: формирование личного «я». Нью-Йорк: Рутледж.
,