Природная и социальная среда: Вопрос 2. Природная и социальная среда. Здоровье. Образ жизни. Режим дня

Содержание

Вопрос 2. Природная и социальная среда. Здоровье. Образ жизни. Режим дня

Человек – биосоциальное существо. С одной стороны, он является неотъемлемой частью живой природы, а с другой – не может жить вне человеческого общества.

Природная среда дает человеку здоровье и материал для трудовой деятельности. Живя и трудясь, мы изменяем природу, а окружающая среда воздействует на нас. Здоровье природы и человека неразделимы, так как природа – необходимая среда обитания людей. Но для человека окружающей средой является не только природа, но и общество, которое живет по своим законам и правилам. Мы постоянно общаемся с другими людьми. Общение может быть приятным, способствовать развитию личности и неприятным, приводящим к психическим перегрузкам и срывам.

Социальная среда может создавать условия для приобретения вредных привычек, которые перерастают в болезненные пристрастия (алкоголизм, наркомания, токсикомания).

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Различают физическое, психическое и социальное здоровье. Физическое здоровье – это состояние органов и систем органов, жизненных функций организма. Психическое здоровье – состояние психики, характеризующее общим душевным равновесием. Социальное здоровье – система мотивов и ценностей, регулирующих поведение. Для того, чтобы прожить долгую полноценную жизнь, недостаточно родиться здоровым. Здоровый человек может потерять свой физическое, психическое и социальное благополучие, если окажется в зоне экологического бедствия. На здоровье влияет и образ жизни человека. Образ жизни – это способ жизнедеятельности людей в общественных условиях. Он складывается из стиля жизни, труда, быта, культуры человека, отдыха, отношения к физической культуре, отсутствия пагубных пристрастий – табакокурения, алкоголя, наркомания.



Главным условием, способствующим укреплению здоровья, является режим дня. Это правильное сочетание труда и отдыха, сна и бодрствования, приемов пищи. Здоровый сон в течение 8-9 часов, занятие спортом, утренняя зарядка, водные процедуры, соблюдение гигиены, 3-4 разовое питание (сбалансированное, адекватное, экологически чистое) являются факторами способствующими сохранению здоровья.

Билет № 3

Социальная и природная среда человека, Биология

Вспомните
1. Что представляет собой человек как биологический вид?
2. Как повлияла социальная среда на эволюцию человека?
3. Каким видам животных свойственны некоторые формы социального поведения?

Сходство человека с другими видами объясняется его биологическим происхождением, принадлежностью к миру живой природы, где действуют биологические законы. А его отличия от них определяются принадлежностью именно к человеческому обществу, где действуют законы общественные, социальные. При этом существование каждого человека, особенно в городе, всецело зависит от неисчислимого множества не только неродственных, но и совсем незнакомых ему людей, добывающих и поставляющих пищу, тепло, одежду, всё необходимое для жизни. Эта двойственность присуща только человеку, который представляет собой единственный на нашей планете биосоциальный вид.

Связи человека с природной средой. Специфика среды обитания человека заключается в сложнейшем переплетении социальных и природных условий. На заре человеческой истории именно природная среда играла решающую роль в эволюции человека, но и на сегодняшний день его биологическая сущность практически не изменилась.

Как и в глубокой древности, современному человеку для поддержания жизнедеятельности требуется физиологическая норма — примерно 2500 ккал в сутки. Естественно, что древние предки человека на добывание пищи не могли тратить больше энергии, чем получали, поедая добычу. В производство современной пищи человек имеет возможность вкладывать мощные дополнительные энергоресурсы, например топливо для машинной обработки почвы, транспортировки и переработки сельскохозяйственной продукции, энергию для производства удобрений и т. д. Эти энергетические вложения многократно превосходят мускульную силу человека.

Поэтому мы можем сказать, что воздействие природных условий на современного человека в значительной степени нейтрализуется условиями социальной среды.

Связи человека с социальной средой. Всем без исключения животным свойственны внутривидовые взаимодействия, которые называют индивидуальными или даже социальными связями. При этом они способны обмениваться информацией для согласования своих действий и ответных реакций на проявление факторов среды. Но важно подчеркнуть, что для подавляющего большинства видов такого рода прямые контакты между особями жизненно значимы только в определённые периоды жизни (размножение, миграции, поиск пищи, обнаружение опасности , защита от врагов, строительство убежищ и т. п.). Используемые ими сигналы, как правило, конкретны (предупреждение об опасности, сообщение о пище, обращение к половому партнёру или потомству и т. п.) и передаются на ограниченную дистанцию в течение ограниченного времени. Накопление такой информации, её прямая передача и непосредственное использование вторыми и последующими поколениями невозможны.

Уровень развития информационных связей в человеческом обществе качественно иной. Они насыщены сигналами любой сложности, которые не только способны единовременно охватить всё ныне живущее человечество, но и могут быть адресованы всем будущим поколениям.

Адаптация человека к среде обитания. В новых природных и социальных условиях человек в настоящее время нередко испытывает влияние весьма необычных, а иногда чрезмерных и жёстких факторов среды, к которым эволюционно он ещё не готов. Но человек, как и другие виды живых организмов, способен адаптироваться, то есть приспосабливаться к условиям окружающей среды.

Адаптацию человека к новым природным и производственным условиям можно охарактеризовать как совокупность социально-биологических свойств и особенностей, необходимых для устойчивого существования организма в конкретной среде.

Жизнь каждого человека можно рассматривать как постоянную адаптацию, но наши способности к этому имеют определённые границы. Существуют различные виды адаптаций. Например, под физиологической адаптацией понимают достижение человеком устойчивого уровня функционирования организма и его частей, при котором возможна длительная активная деятельность (включая трудовую активность в изменённых условиях существования), а также способность к воспроизведению здорового потомства. Другими словами, физиологическая адаптация направлена на сохранение относительного постоянства внутренней среды организма. Она повышает устойчивость организма к холоду, теплу, недостатку кислорода, изменениям барометрического давления и другим факторам.

Способность адаптироваться к новым условиям у разных людей неодинакова, в связи с этим можно говорить об индивидуальной адаптации. Так, у одних людей при дальних авиаперелетах с быстрым пересечением нескольких часовых поясов, а также при сменной работе возникают такие неблагоприятные симптомы, как нарушение сна, ухудшение самочувствия и настроения, невротические расстройства, обостряются хронические заболевания, падает работоспособность. Другие же адаптируются быстро.

Учитывать адаптивные особенности важно при отборе людей для работы в новых климатогеографических условиях, на конвейере, для обеспечения надёжности и эффективности ночного труда, в частности в сфере критических профессий (лётчики, шофёры, машинисты, шахтёры).

Изучение адаптивных возможностей человека и разработка соответствующих рекомендаций имеют в настоящее время важное практическое значение.

Адаптационные реакции также делят на неспецифические (общие), происходящие под влиянием практически любого достаточно сильного или длительного стимула и сопровождающиеся однотипными изменениями функций организма (систем и органов) в ответ на различные по характеру воздействия, и специфические (частные), проявляющиеся в зависимости от характера и свойств воздействующих условий. Неспецифический ответ организма на любое интенсивное воздействие на него Ганс Селье назвал стрессом, а вызывающий его фактор — стрессором. По Селье, общий адаптационный синдром как ответная реакция на стрессор включает в себя усиление деятельности гипоталамуса, гипофиза с увеличением продукции адренокортикотропного гормона (АКТГ), гипертрофию коры надпочечников, атрофию вилочковой железы, изъязвление слизистой оболочки желудка. В дальнейшем были доказаны участие в стрессорной реакции практически всего организма и ведущая роль центральной нервной системы.

В развитии большинства адаптаций прослеживается два этапа: начальный – срочная адаптация и последующий — долговременная адаптация. Срочная адаптационная реакция развивается сразу с началом действия стрессора на основе готовых физиологических механизмов, например увеличение теплопродукции в ответ на холодовое воздействие или повышение лёгочной вентиляции при недостатке кислорода во вдыхаемом воздухе и т. д. Она мобилизует функциональные резервы и часто в неполной мере обеспечивает адаптационный эффект. Долговременная адаптационная реакция развивается постепенно в результате длительного или многократного действия на организм факторов внешней среды. Эта адаптация происходит на основе многократной срочной адаптации.

В итоге накопления структурных и функциональных изменений организм приобретает новое качество — из неадаптированного превращается в адаптированный. Именно такой переход от срочной адаптации к долговременной делает возможной стабильную жизнь организма в новых условиях.

Адаптивные типы человека. Среди людей можно выделить два крайних адаптивных типа. Первый из них спринтер, характеризующийся высокой устойчивостью к воздействию кратковременных экстремальных факторов и плохой переносимостью длительных нагрузок. Второй тип стайер, отличающийся высокой способностью переносить длительные монотонные нагрузки. Исследования показали, что в северных регионах страны среди населения преобладают люди типа стайер.

Напряжение и утомление. В настоящее время значительная часть болезней человека связана с ухудшением качества нашей среды обитания: загрязнением атмосферы, воды и почвы; недоброкачественностью продуктов питания; возрастанием шума. Находясь в неблагоприятных условиях среды, организм человека испытывает состояние напряжения и последующего утомления.

Напряжение – мобилизация всех механизмов, обеспечивающих определённую деятельность организма человека. В зависимости от величины нагрузки, степени подготовки организма, его функционально-структурных и энергетических ресурсов снижается возможность функционирования организма на заданном уровне, то есть наступает утомление.

При утомлении здорового человека происходит перераспределение возможных резервных функций организма, и после отдыха вновь появляются силы. Люди способны переносить самые суровые природные условия в течение относительно продолжительного времени. Однако человек, не привыкший к этим условиям, попадающий в них впервые, оказывается в значительно меньшей степени приспособленным к жизни в незнакомой среде, чем ее постоянные обитатели.

  1. В чём заключается биологическая природа человека?
  2. Почему человек считается биосоциальным видом?
  3. Что такое адаптация?
  4. Какое значение имеет адаптация в жизни человека?

Подумайте!
Почему мы можем утверждать, что влияние человека на среду обитания несоизмеримо по своей мощи и скорости ее нарастания с влиянием на нее других живых организмов?

Социальная экология — Социальная и природная среда обитания человека.

Социальная и природная среда обитания человека.

Среда обитания, окружающая современного человека, включает в себя природную среду и социальную среду.
В связи с резкими изменениями в природной среде возникло много исследований, направленных на изучение состояния окружающей среды и состояния здоровья жителей в конкретной стране, городе, районе. Но, как правило, забывается, что городской житель большую часть времени проводит в помещениях (до 90 % времени) и качество окружающей среды внутри различных построек и сооружений оказывается более важным для здоровья и благополучия человека. Концентрация загрязняющих веществ внутри помещений часто оказывается значительно больше, чем в наружном воздухе.
Среда обитания неразрывно связана с понятием «биосфера». Этот термин введен австралийским геологом Зюссом в 175 году. Биосфера — природная область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу, верхний слой литосферы.
В жизненном цикле человек и окружающая его среда обитания образуют постоянно действующую систему «человек — среда обитания».
Среда обитания — окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.
Действуя в этой системе, человек непрерывно решает, как минимум, две основные задачи: обеспечивает свои потребности в пище, воде и воздухе; создает и использует защиту от негативных воздействий, как со стороны обитания, так и себе подобных.
Среда обитания — это часть природы, которая окружает живой организм и с которой он непосредственно взаимодействует. Составные части и свойства среды многообразны и изменчивы. Любое живое существо живет в сложном и меняющемся мире, постоянно приспосабливаясь к нему и регулируя свою жизнедеятельность в соответствии с его изменениями.
На нашей планете живые организмы освоили четыре основные среды обитания, сильно различающиеся по специфике условий. Приспособления организмов к среде носят название адаптаций. Способность к адаптациям — одно из основных свойств жизни вообще, так как обеспечивает самую возможность существования, возможность организмов выживать и размножаться.
Отдельные свойства или элементы среды носят название экологических факторов. Факторы среды многообразны. Они могут быть необходимы или, наоборот, вредны для живых существ, способствовать или препятствовать выживанию и размножению. Экологические факторы имеют разную природу и специфику действия. Экологические факторы делятся на абиотические (все свойства неживой природы, которые прямо или косвенно влияют на живые организмы) и биотические (это формы воздействия живых существ друг на друга).
Человек и окружающая его среда (природная, производственная, городская, бытовая и другие) в процессе жизнедеятельности постоянно взаимодействуют друг с другом. При этом жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации. Человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в условиях, когда потоки энергии, вещества и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека и\или природную среду. В естественных условиях такие воздействия наблюдаются при изменении климата и стихийных явлениях.
В условиях техносферы негативные воздействия обусловлены ее элементами (машины, сооружения и тому подобное) и действиями человека. Изменяя величину любого потока от минимально значимой до максимально возможной, можно пройти ряд характерных состояний взаимодействия в системе «человек — среда обитания»: комфортное (оптимальное), допустимое (приводящее к дискомфорту без негативного влияния на здоровье человека), опасное (вызывающее при длительном воздействии деградацию природной среды) и чрезвычайно опасное (летальны исход и разрушение природной среды).
Из четырех характерных состояний взаимодействия человека со средой обитания лишь первые два (комфортное и допустимое) соответствуют позитивным условиям повседневной жизнедеятельности, а два других (опасное и чрезвычайно опасное) — недопустимы для процессов жизнедеятельности человека, сохранения и развития природной среды и социальной среды.

1.Природная и социальная среда.

Древние философы
исходили из понятия о человеке как о
«микрокосмосе» в окружающей среде —
«макрокосмосе». Далее пришло понимание
влияния общественных факторов на жизнь
человека. Нарушение баланса между ними
стало одной из первых теорий
здоровья-болезни. Человек существует
одновременно в 2 средах — социальной и
биологической, и при понимании здоровья
и болезни нельзя руководствоваться
только какой-то одной из этих характеристик,
придавая ей главенствующую роль.

2. Задачи пропаганды зож. Роль санитарного просвещения.

ЗОЖ — это совокупность
типологических моделей поведения,
вормирующихся в конкретных макро- и
микро условиях в непрерывном единстве
в рамках концепции качества жизни. ЗОЖ
— гигиеническое поведение, подкрепленное
научно обоснованных санитарно-гигиенических
нормативах. Формирование ЗОЖ складывается
из 2 групп факторов: развитие факторов
здоровья (активного образа жизни,
правильного питания и т.д.) и преодоление
факторов риска (борьба с вредными
привычками, гиподинамией и т.д.).
Формирование ЗОЖ является основой
первичной профилактики как преодоление
факторов риска: создание здоровых
условий труда, активные занятия спортом,
формирование межличностных отношений,
бережное отношение к окружающей среде,
сознательное участие в проф.мероприятих.
Пропагандой ЗОЖ должны заниматься все
учреждения здравоохранения. Санитарное
просвещение — комплекс сан-гиг. мероприятий,
направленных на повышение урочня
санитарно-гигиенической культуры
населения. Пропаганда должна
акцентироваться не на санитарном
просвещении, а на активном внедрении в
жизнь правил и норм поведения. Задачи
пропаганды ЗОЖ: создание информационной
системы, санитарно-гигиеническое
воспитание, пропаганда вредных привычек,
привлечение к занятиям спортом.

3. Здоровье и болезнь. Современные теории.

Здоровье-состояние
полного духовного, физического,
социального благополучия, социальной
и экономической продуктивности индивида.
Болезнь-нарушение любого из этих
параметров. Для объяснения здоровья
предложены несколько групп теорий:

  1. Теория факторов
    — объясняет состояние здоровья
    совокупностью множества факторов
    (социальных, биологических, экономических,
    медицинских и т.д.). Состояние болезни
    — это негативное влияние тех же факторов,
    которые вызывают также нищету, бедность.
    Создается «порочный круг»-чтобы
    ликвидировтаь бедность, необходимо
    повышение уровня здоровья. Однако для
    понимания здоровья важны не только
    очевидные факты. Необходимо также
    выделять основные причинные факторы,
    влияющие на ту или иную категорию.

  2. Теория «болезней
    цивилизации» — объясняет состояние
    болезни бурным развитием цивилизации
    с ее негативным влиянием на здоровье.
    Возникает дисгармония рнитмов человека.
    дезадаптация. Поскольку остановить
    прост прогресса невозможно, то наступает
    истощение потенциалов общественного
    здоровья, противостоять которому могут
    только сильные личности. Но нельзя
    рассамтривать условия здоровья и
    болезни как единые и универсальные для
    всех.

  3. Теория
    «социал-дарвинизма» — автор Г.Спенсер
    распределил законы Дарвина относительно
    живой природы на общество (правящая
    элита — мозг, рабочие — мышцы и т.д.). За
    выживание в современном мире идет
    конкурентная борьба. Воспроизводство
    населения рассматривается как закон
    о генезисе и индивидуации: чем больше
    сил затрачивается на генезис (размножение
    и сохранение вида), тем меньше ее остается
    на индивидуацию. Такой чисто биологический
    подход не в состоянии объяснить болезнь
    и здоровье без участия социальных
    факторов.

  4. Теория Фрейдизма
    — психическая деятельность человека
    определяет его судьбу, здоровье и
    болезнь. Психическая деятельность
    составляется из 3 уровней: бессознательного
    (оно), сознательного (я) и сферы контроля
    (супер-я). Конфликт между этими сферами
    (бессознательным и сознательным),
    возникший в процессе развития цивилизации,
    и приводит к возникновению болезни.
    Минус теории в том, что болезнь также
    нельзя объяснить только нарушением
    психических факторов.

Социальная и природная среда человека



  • ГДЗ
  • 1 Класс

    • Окружающий мир
  • 2 Класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Литература
    • Окружающий мир
  • 3 Класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Окружающий мир
  • 4 Класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Окружающий мир
  • 5 Класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
    • Человек и мир
    • Технология
    • Естествознание
  • 6 Класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
    • Технология
  • 7 Класс

    • Английский язык
    • Русский язык
    • Алгебра
    • Геометрия
    • Физика

Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Биология 9 класс Сапин



  • ГДЗ
  • 1 Класс

    • Окружающий мир
  • 2 Класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Литература
    • Окружающий мир
  • 3 Класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Окружающий мир
  • 4 Класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Окружающий мир
  • 5 Класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
    • Человек и мир
    • Технология
    • Естествознание
  • 6 Класс

    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
    • Технология
  • 7 Класс

      Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.

      Человек, будучи живым существом, подчиняется всем биологическим закономерностям, характерным для живой природы. В то же время, живя в обществе, человеческая личность испытывает на себе его влияние. Развитие человека подчиняется и законам биологической эволюции, и законам социальных, общественно-исторических условий жизни. Показательно, что в известных случаях, когда маленькие дети воспитывались дикими животными, они оказывались в дальнейшем неспособными к овладению членораздельной речью и характерному для человека словесному мышлению.

      В настоящее время, благодаря развитию здравоохранения отмечается снижение влияния на человека биологических закономерностей, в первую очередь естественного отбора под влиянием среды. Тем не менее, важна адаптация человека к окружающей природной среде, особенностями которой в последнее время стали загрязнение атмосферы, пищи и воды химическими веществами, растущий радиационный фон в результате строительства атомных электростанций и аварий с выбросом радиоактивных веществ в окружающую среду.

      Социальная среда предъявляет свои требования. Здесь можно назвать такие необходимые сегодня для человека качества, как способность жить в условиях перенаселенности в результате урбанизации (рост числа городского населения), устойчивость к стрессам. В тех странах, где слабо развито социальное обеспечение беднейших слоев населения, в том числе в РФ, преимущество дает стремление к доминированию, позволяя занимать более материально обеспеченное положение.

      Важными качествами являются способность овладевать новыми профессиями и своевременно отказываться от устаревших взглядов и представлений (не жить вчерашним днем), что связано с таким свойством нервной системы, как подвижность.

      Нужно учитывать, что успешность сегодня не приводит к увеличению рождаемости. Высокая рождаемость характерна для населения стран с низким уровнем жизни.

      2. Царство бактерий, особенности строения и жизнедеятельности. Бактериальные заболевания, их профилактика.

      Организмы, не имеющие оформленного ядра, выделяют в особое царство. К ним относят бактерий и цианобактерий (их также называют цианеи, сине-зеленые водоросли). Клетки бактерий меньше по размеру, чем клетки эукариот (ядерных организмов). Характерной особенностью клеток прокариот (доядерных) является отсутствие мембранных органоидов: ЭПС, митохондрий, пластид, вакуолей. Все процессы, протекающие на мембранах, упрокариот проходят на складках наружной мембраны. Единственная хромосома бактерий имеет форму кольца и располагается непосредственно в цитоплазме.


      Клетки могут иметь форму шара (кокки), палочек (бациллы), запятой (вибрионы), спирали (спирохеты), зачастую снабжены жгутиками, служащими для передвижения. (Если клетки соединены по две, их называют диплококки, цепочкой — стрептококки, гроздью — стафилококки). Клетки бактерий не способны менять форму, за исключением спирохет. Снаружи может располагаться слизистая капсула, во много раз превышающая размеры самой клетки.

      Бактерии способны переносить неблагоприятные условия, образуя споры. Устойчивость спор некоторых бактерий поражает воображение. Так, споры бактерии, вызывающей ботулизм, переносят длительное кипячение, поэтому гарантию их уничтожения при консервировании дает только обработка в заводских условиях при повышенном давлении (температура кипения воды повышается). Споры сибирской язвы в почве сохраняют жизнеспособность сотни лет, поэтому скотомогильники представляют серьезную угрозу в случае их размывания водой или земляных работ.

      По способу питания большинство бактерий гетеротрофы, лишь немногие хемосинтезирующие бактерии питаются автотрофно, используя энергию, выделяющуюся при окислении химических элементов (серы, железа). Цианобактерии осуществляют фотосинтез.

      Среди гетеротрофов имеются сапрофиты, использующие органические вещества или мертвые организмы, и паразиты, развивающиеся в клетках живых организмов. Часть бактерий может развиваться только при отсутствии кислорода — анаэробы (ботулизм), другим кислород необходим.

      С помощью сапрофитных бактерий происходит квашение капусты и силосование кормов, сквашивание молока, спиртовое брожение и образование уксуса. Кишечная палочка, обитающая в кишечнике человека, сдерживает размножение нежелательной микрофлоры. Кроме того, кишечная палочка используется как индикатор загрязнений при проведении санитарно-эпидемиологических исследований.


      Многие паразитические бактерии являются возбудителями заболеваний человека и животных. Холерный вибрион вызывает тяжелое желудочно-кишечное заболевание — холеру, приводящее к обезвоживанию организма, при отсутствии надлежащего лечения зачастую со смертельным исходом. Заражение происходит чаще через воду или фрукты. Для предотвращения заражения необходимо обязательное кипячение питьевой воды, тщательное мытье овощей и фруктов (в случае опасности заражения, с окачиванием кипятком), мытье рук, качественное мытье посуды, борьба с мухами.

      Особую опасность представляет туберкулез, вызываемый палочкой Коха, т.к. за последние годы появились разновидности, устойчивые к антибиотикам. Туберкулез поражает чаще легкие (старое название — чахотка). Туберкулез передается воздушно-капельным путем, но более опасно пользование посудой после лиц, больных туберкулезом. Заболевание может не развиваться в течение многих лет, сдерживаемое иммунитетом. Но при недоедании, систематическом переутомлении, проживании в сыром помещении возникает кровохаркание, затем следует распад легочной ткани. Профилактика туберкулеза: обеспечить доступ в помещения солнечного света, не допускать чрезмерной влажности воздуха; занятия на свежем воздухе физическим трудом и физкультурой, достаточное питание, соблюдение режима труда и отдыха, не допускать длительных нервных стрессов, состояния отчаяния. Посуда больных туберкулезом моется и хранится отдельно.

      Бледная спирохета является возбудителем сифилиса — венерического заболевания, передающегося половым путем, но нередко и бытовое заражение. Сифилис может развиваться в течение ряда лет, приводя к поражениям кожи, нервной системы, скелета (характерный провалившийся нос на поздних стадиях). Бледная спирохета сохраняется во влажной среде, например на влажных простынях, полотенцах. Профилактика: категорический отказ от случайных половых связей, не пользоваться чужой немытой посудой и предметами личной гигиены, не спать на чужом постельном белье.

      Экологические и социальные стандарты (ESS)

      ESS1 Оценка и управление экологическими и социальными рисками и воздействиями определяет обязанности Заемщика по оценке, управлению и мониторингу экологических и социальных рисков и воздействий, связанных с каждым этапом проекта, поддерживаемого Банком через финансирование инвестиционных проектов (IPF), в для достижения экологических и социальных результатов, соответствующих Экологическим и социальным стандартам (ESS).

      Прочтите полный ESS1: Оценка и управление экологическими и социальными рисками и воздействиями

      Связано:
      — Руководство ESS1 (PDF)
      — Ресурсы ESF

      ESS2 Условия труда и труда признает важность создание рабочих мест и получение доходов в целях сокращения бедности и инклюзивного экономического роста.Заемщики могут способствовать установлению прочных взаимоотношений между работниками и руководством и повышать выгоды от реализации проекта, справедливо относясь к работникам проекта и обеспечивая безопасные и здоровые условия труда.

      Прочтите полный ESS2: Труд и условия труда

      Ресурсы:
      — Руководство ESS2 (PDF)
      — Ресурсы ESF

      ESS3 Эффективность использования ресурсов и предотвращение загрязнения и управление часто признает, что экономическая активность и урбанизация вызывают загрязнение воздуха, воды и земли и потребляют ограниченные ресурсы, которые могут угрожать людям, экосистемным услугам и окружающей среде на местном, региональном и глобальном уровнях.Этот ESS устанавливает требования для решения проблем эффективности использования ресурсов, предотвращения и управления загрязнением на протяжении всего жизненного цикла проекта.

      Прочтите полный ESS3: Эффективность использования ресурсов, предотвращение и управление загрязнением.

      Ресурсы:
      — Руководство ESS3 (PDF)
      — Ресурсы ESF

      ESS4: Здоровье и безопасность сообщества рассматривает риски для здоровья, безопасности и защиты, а также их влияние на сообщества, затронутые проектом, и соответствующую ответственность Заемщиков, чтобы избежать или минимизировать такие риски и воздействия, уделяя особое внимание людям, которые в силу своих конкретных обстоятельств могут быть уязвимы.

      Прочтите полный ESS4: Здоровье и безопасность населения

      Ресурсы:
      — Руководство ESS4 ( PDF)
      — Ресурсы ESF

      ESS5: Приобретение земли, ограничения землепользования и вынужденное переселение — следует избегать принудительного переселения. Там, где принудительное переселение неизбежно, оно будет сведено к минимуму, и будут тщательно спланированы и реализованы соответствующие меры по смягчению неблагоприятного воздействия на перемещенных лиц (и на принимающие общины, принимающие перемещенных лиц).

      Прочитать полный ESS5: Приобретение земли, ограничения землепользования и принудительное переселение

      Ресурсы:
      — Руководство ESS5 (PDF)
      — Ресурсы ESF

      ESS6: Сохранение биоразнообразия и устойчивое управление живыми природными ресурсами признает, что защита и сохранение биоразнообразия и устойчивое управление живыми природными ресурсами имеют основополагающее значение для устойчивого развития и признают важность поддержания основных экологических функций местообитаний, включая леса, и поддерживаемого ими биоразнообразия.ESS6 также рассматривает устойчивое управление первичным производством и сбором живых природных ресурсов и признает необходимость учитывать средства к существованию сторон, затронутых проектом, включая коренные народы, чей доступ или использование биоразнообразия или живых природных ресурсов может зависеть от проект.

      Прочитать полный ESS6: Сохранение биоразнообразия и устойчивое управление живыми природными ресурсами

      Ресурсы:
      — Руководство ESS6 (PDF)
      — Ресурсы ESF

      ESS7: Коренные народы / традиционные местные сообщества Африки к югу от Сахары, исторически недостаточно обслуживаемые гарантирует, что процесс развития способствует полному уважению прав человека, достоинства, чаяний, самобытности, культуры и средств к существованию, основанных на природных ресурсах, коренных народов / традиционных местных общин Африки к югу от Сахары, исторически недостаточно обслуживаемых.ESS7 также предназначена для избежания неблагоприятных воздействий проектов на коренные народы / традиционные местные общины африканских стран к югу от Сахары, исторически недостаточно обслуживаемые, или, когда избежать невозможно, для минимизации, смягчения и / или компенсации таких воздействий.

      Читать полностью & n

      .

      Социальные изменения и окружающая среда

      Социальные изменения Трансформация культуры (особенно норм и ценностей), поведения, социальных институтов и социальной структуры с течением времени. относится к трансформации культуры, поведения, социальных институтов и социальной структуры с течением времени. Из главы 5 «Социальная структура и социальное взаимодействие» мы знакомы с основными типами общества: охотничьим и собирательным, садоводческим и пастушеским, сельскохозяйственным, промышленным и постиндустриальным. Глядя на все эти общества, мы увидели, как они различаются по таким параметрам, как размер, технология, экономика, неравенство и гендерные роли.Короче говоря, мы увидели некоторые способы, которыми общества меняются с течением времени. Другими словами, мы увидели некоторые способы изменения общества по мере того, как оно становится более современным. Следовательно, чтобы понять социальные изменения, нам нужно начать понимать, что означает для общества стать более современным. Мы кратко рассмотрели это в главе 5 «Социальная структура и социальное взаимодействие» и подробно остановимся на этом здесь.

      Модернизация

      Модернизация Процесс и влияние становления более современным.относится к процессу и влиянию становления более современным. Более конкретно, это относится к постепенному переходу от обществ охотников и собирателей к постмодернистским обществам, как указано в главе 5 «Социальная структура и социальное взаимодействие», и, возможно, особенно к изменениям, принесенным промышленной революцией 19 века.

      Термины современный и модернизация имеют положительный смысл; звучит хорошо — модернизироваться и быть современным. Модернизация подразумевает, что прогресс был и продолжается, и кто не желает прогресса? Однако у модернизации есть и обратная сторона, как мы увидим в этом разделе и в более позднем обсуждении окружающей среды.

      Связанная проблема с терминами и концепциями модерна и модернизации состоит в том, что многие люди думают о западных странах, когда рассматривают самые современные нации в мире сегодня. Это означает, что западное общество является идеалом, к которому должны стремиться другие общества. Хотя в западных обществах есть много хороших вещей, важно избегать этноцентризма, предполагающего, что западные общества лучше, потому что они более современные. Фактически, одна из причин, по которой многие люди на Ближнем Востоке и в других местах не любят Соединенные Штаты, заключается в том, что они возмущаются «вестернизацией» своих обществ из-за влияния Соединенных Штатов и других богатых западных стран.Когда они видят логотипы Coca-Cola и Pepsi и золотые арки McDonald’s в своих странах, они опасаются западного влияния и утраты своих собственных верований и традиций.

      Несмотря на эти предостережения, со временем общества, мягко говоря, стали намного современнее. Таким образом, мы не можем полностью понять общество и социальную жизнь без понимания того, как общества изменились по мере того, как они стали более современными. Неудивительно, что социологи признали важность модернизации с тех пор, как в XIX веке зародилась социология, и большая часть работы основателей социологии — Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера, Карла Маркса и других — была сосредоточена на том, как и почему общества изменились по мере того, как стали более современными.

      Мы можем опираться на их усилия и связанные с ними работы более поздних социологов и антропологов, чтобы развить идею о различиях, которые модернизация внесла в общество и отдельных людей. Некоторые аспекты и эффекты модернизации кажутся очевидными (Nolan & Lenski, 2009).

      Во-первых, по мере развития общества они становятся намного больше и становятся более гетерогенными . Это означает, что люди больше отличаются друг от друга, чем когда общества были намного меньше, а также означает, что они обычно не могут знать друг друга почти так же хорошо.Таким образом, более крупные и современные общества обычно имеют более слабые социальные связи и более слабое чувство общности, чем маленькие общества, и уделяют больше внимания потребностям человека.

      По мере того, как общества становятся более современными, они начинают по-разному отличаться от немодернистских обществ. В частности, они становятся больше и разнороднее, они теряют свой традиционный образ мышления и обретают индивидуальную свободу и автономию.

      Мы можем начать понимать разницу между меньшими и большими обществами, если сопоставим небольшой колледж с 1200 студентами и большой университет с 40 000 студентов.Возможно, вы имели в виду этот контраст, когда поступали в колледж и предпочитали маленькое или большое учебное заведение. В небольшом колледже классы могут в среднем не более 20 студентов; эти студенты хорошо узнают друг друга и часто много общаются с профессором. В большом университете классы могут вместить 600 студентов и более, и все более безлично. У крупных университетов есть много преимуществ, но они, вероятно, не обладают таким сильным чувством общности, как в небольших колледжах.

      Второй аспект модернизации — это потеря традиционного мышления. Это позволяет обществу быть более творческим и отказаться от старых способов, которые больше не подходят. Однако это также означает ослабление или даже прекращение традиций, которые помогли определить общество и придать ему чувство идентичности.

      Третий аспект модернизации — рост индивидуальной свободы и автономии. По мере того, как общества растут, становятся более безличными и теряют свои традиции и чувство общности, их нормы становятся слабее, и люди, таким образом, становятся более свободными в мышлении и поведении по-новому.Хотя большинство из нас приветствовало бы этот рост личной свободы, это также означает, как давно признал Эмиль Дюркгейм (1895/1962), что люди чувствуют себя свободнее, когда отклоняются от норм общества на и, таким образом, совершают отклонения. По словам Дюркгейма, если мы хотим общество, в котором ценится индивидуальная свобода, мы автоматически должны иметь общество с отклонениями.

      Модернизация — это хорошо или плохо? Это упрощенный вопрос об очень сложной концепции, но быстрый ответ заключается в том, что это и хорошо, и плохо.Мы видим подтверждение обоих ответов во взглядах социологов Фердинанда Тонниса, Вебера и Дюркгейма. Как обсуждалось в главе 5 «Социальная структура и социальное взаимодействие», Тоннис (1887/1963) сказал, что модернизация означает переход от Gemeinschaft (небольшие общества с сильными социальными связями) к Gesellschaft (большие общества с более слабыми социальными связями и более безличными). социальные отношения). Тоннис сетовал на потерю тесных социальных связей и сильного чувства общности в результате модернизации, и он опасался, что чувство отсутствия корней начинает заменять чувство стабильности и устойчивости, характерное для маленьких, старых обществ.

      Вебер (1921/1978) тоже заботился о модернизации. Он считал, что отличительными чертами модернизации являются рационализация, потеря традиций и рост безличной бюрократии. Он отчаялся из-за безличности рационального мышления и бюрократизации, так как считал это бесчеловечным влиянием.

      Дюркгейм (1893/1933) относился к модернизации менее негативно. Он определенно ценил социальные связи и чувство общности, которые он называл механической солидарностью. Концепция Эмиля Дюркгейма о типе социальных связей и чувства общности в небольших традиционных обществах, возникающих в результате их однородности., характерная для небольших традиционных обществ. Однако он также считал, что эти общества подавляют индивидуальную свободу и что социальная солидарность все еще существует в современных обществах. Эта солидарность, которую он назвал органической солидарностью, концепция Эмиля Дюркгейма о типе социальных связей и чувства общности в больших современных обществах, возникающих в результате разделения труда и взаимозависимости ролей, проистекает из разделения труда, в котором каждый должен зависеть от всем остальным выполнять свою работу.Эта взаимозависимость и ролей, как сказал Дюркгейм, создают солидарность, которая сохраняет большую часть связей и чувства общности, присущих досовременным обществам.

      Мы уже прокомментировали важные общепризнанные преимущества модернизации: модернизация способствует творчеству, индивидуальной свободе и автономии. Эти события, в свою очередь, обычно означают, что общество становится более терпимым к убеждениям и поведению, которые раньше оно не одобряло и даже осуждало.Таким образом, современные общества обычно отличаются большей терпимостью, чем старые общества. Многие люди, в том числе и большинство социологов, считают большую терпимость хорошим делом, но другие считают это плохим, потому что они отдают предпочтение традиционным верованиям и поведению.

      Помимо этих абстрактных концепций социальных связей, чувства общности и толерантности, современные общества, безусловно, являются силой как для хорошего, так и для плохого в других отношениях. Они сделали научные открытия, которые спасли жизни, увеличили продолжительность жизни и сделали человеческое существование намного проще, чем можно было вообразить в далеком прошлом и даже в недавнем прошлом.Но они также загрязняют окружающую среду, участвуют в войнах, унесших жизни десятков миллионов человек, и создают ядерные арсеналы, которые даже после окончания холодной войны все еще угрожают планете. Таким образом, модернизация — это палка о двух концах. Это дало нам слишком много преимуществ, чтобы их можно было сосчитать, но также сделало человеческое существование очень опасным.

      Социологические перспективы социальных изменений

      Социологические перспективы социальных изменений делятся на функционалистский и конфликтный подходы.Как обычно, обе точки зрения вместе предлагают более полное понимание социальных изменений, чем каждая точка зрения сама по себе (Vago, 2004). Таблица 20.1 «Теоретический снимок» резюмирует их основные предположения.

      Таблица 20.1 Теоретический снимок

      Теоретическая перспектива Основные допущения
      Функционализм Общество находится в естественном состоянии равновесия.Постепенные изменения необходимы и желательны и обычно связаны с такими факторами, как рост населения, технический прогресс и взаимодействие с другими обществами, которые приносят новые способы мышления и действий. Однако внезапные социальные изменения нежелательны, поскольку нарушают это равновесие. Чтобы этого не произошло, другие части общества должны внести соответствующие коррективы, если одна часть общества видит слишком внезапные изменения.
      Теория конфликта Поскольку статус-кво характеризуется социальным неравенством и другими проблемами, внезапные социальные изменения в форме протеста или революции желательны и необходимы для уменьшения или устранения социального неравенства и решения других социальных проблем.

      Понимание функционализма

      Функционалистское понимание социальных изменений основано на идеях, разработанных социологами разных поколений. Ранние социологи сравнивали изменения в обществе с изменениями в биологических организмах. Взяв за основу работы Чарльза Дарвина, они сказали, что общества эволюционировали так же, как и организмы, от крошечных простых форм до гораздо более крупных и сложных структур.Когда общество маленькое и простое, нужно выполнять несколько ролей, и каждый может выполнять все эти роли. По мере роста и развития общества появляется много новых ролей, и не у всех есть время или навыки для выполнения каждой роли. Таким образом, люди начинают специализироваться на своих ролях, и начинается разделение труда . Как отмечалось ранее, социологи, такие как Дюркгейм и Тоннис, оспаривали значение этого процесса для социальных связей и чувства общности, и эти основные дебаты продолжаются и сегодня.

      Несколько десятилетий назад Талкотт Парсонс (1966), ведущий деятель XX века в теории функционализма, представил модель равновесия Функционалистский взгляд Талкотта Парсонса на то, что равновесие общества нарушается внезапными социальными изменениями. социальных изменений. Парсонс сказал, что общество всегда находится в естественном состоянии равновесия, определяемом как состояние равного баланса между противостоящими силами. Постепенные изменения необходимы и желательны, и обычно они проистекают из таких факторов, как рост населения, технический прогресс и взаимодействие с другими обществами, которые приносят новые способы мышления и действий.Однако любое внезапное социальное изменение нарушает это равновесие. Чтобы этого не произошло, другие части общества должны внести соответствующие коррективы, если одна часть общества видит слишком внезапные изменения.

      Функционалистская теория предполагает, что внезапные социальные изменения, как в изображенном здесь протесте, крайне нежелательны, тогда как теория конфликта предполагает, что внезапные социальные изменения могут быть необходимы для исправления неравенства и других недостатков статус-кво.

      Функционалистская точка зрения подвергалась критике по нескольким причинам.Эта точка зрения обычно предполагает, что переход от простого общества к сложному был очень позитивным, хотя на самом деле, как мы видели, это изменение также оказалось дорогостоящим во многих отношениях. Это вполне могло ослабить социальные связи и определенно поставило под угрозу человеческое существование. Функционалистская теория также предполагает, что внезапные социальные изменения крайне нежелательны, хотя на самом деле такие изменения могут быть необходимы для исправления неравенства и других недостатков статус-кво.

      Теория конфликтов

      В то время как функциональная теория предполагает, что статус-кво в целом является хорошим, а внезапные социальные изменения нежелательны, теория конфликта предполагает, что статус-кво в целом плохой.Таким образом, он рассматривает внезапные социальные изменения в форме протеста или революции как желательные и необходимые для уменьшения или устранения социального неравенства и решения других социальных проблем. Еще одно различие между этими двумя подходами касается индустриализации, которую функциональная теория рассматривает как позитивное событие, сделавшее возможным современное общество. Напротив, теория конфликта, следуя взглядам Карла Маркса, утверждает, что индустриализация эксплуатирует рабочих и, таким образом, усиливает социальное неравенство.

      Есть еще одно различие между этими двумя подходами. Социологи-функционалисты рассматривают социальные изменения как результат определенных природных сил, которые мы вскоре обсудим.В этом смысле социальные изменения незапланированы, даже если они все равно происходят. Однако теоретики конфликта признают, что социальные изменения часто являются результатом усилий социальных движений, направленных на фундаментальные изменения в социальной, экономической и политической системах. В его понимании социальные изменения являются более «запланированными» или, по крайней мере, преднамеренными, чем признает функциональная теория.

      Критики теории конфликта говорят, что она преувеличивает масштабы социального неравенства и иногда чрезмерно подчеркивает экономический конфликт, игнорируя конфликты, коренящиеся в расе / этнической принадлежности, поле, религии и других источниках.Его марксистская версия также ошибалась, предсказывая, что капиталистические общества неизбежно претерпят социалистически-коммунистическую революцию.

      Основные выводы

      • По мере того, как общества становятся более современными, они становятся больше и разнороднее. Традиционные способы мышления приходят в упадок, а личная свобода и автономия возрастают.
      • Функционалистская теория отдает предпочтение медленным, постепенным социальным изменениям, в то время как теория конфликтов поддерживает быстрые, далеко идущие социальные изменения, направленные на исправление того, что она считает социальным неравенством и другими проблемами статус-кво.

      Для вашего обзора

      1. Если бы вам пришлось делать это снова, вы бы поступили в большой университет, маленький колледж или что-то среднее? Зачем? Как ваш ответ соотносится с некоторыми различиями между меньшими традиционными обществами и более крупными современными обществами?
      2. Когда вы думаете о сегодняшнем обществе и социальных изменениях, предпочитаете ли вы функционалистский или конфликтный взгляд на необходимые социальные изменения? Поясните свой ответ.

      .

      Население и окружающая среда: глобальный вызов

      Наше растущее население

      Мы, люди, замечательные существа. Начав свою скромную жизнь в маленьких уголках Африки, мы развивались на протяжении тысячелетий, чтобы колонизировать почти все уголки нашей планеты. Мы умны, гибки и легко приспосабливаемся — возможно, немного тоже адаптируемся.

      В 2015 году население мира составляет более 7 человек.3 миллиарда человек. Это более семи миллиардов трехсот миллионов тел, которых нужно кормить, одевать, согревать и, в идеале, лелеять и воспитывать. Более 7,3 миллиарда человек, занятые потреблением ресурсов, также производят огромное количество отходов, и наше число продолжает расти. По оценкам Организации Объединенных Наций, к 2050 году численность населения мира достигнет 9,2 миллиарда человек.

      На протяжении большей части нашего существования человеческое население росло очень медленно, сдерживаясь болезнями, колебаниями климата и другими социальными факторами.До 1804 года мы достигли 1 миллиарда человек. С тех пор постоянное улучшение питания, медицины и технологий привело к быстрому увеличению нашего населения.

      Human population has skyrocketed over the last few hundred years. In 1500 there were 425 million humans; in 2000, there were 6 billion; and today, in 2015, 7.3 billion. За последние несколько сотен лет человеческое население росло по экспоненте. Источник данных: Наш мир в данных.

      Воздействие такого большого количества людей на окружающую среду принимает две основные формы:

      • потребление ресурсов, таких как земля, еда, вода, воздух, ископаемое топливо и минералы
      • отходы в результате потребления, такие как загрязнители воздуха и воды, токсичные материалы и парниковые газы

      Больше, чем просто цифры

      Многие люди обеспокоены тем, что неконтролируемый рост населения в конечном итоге приведет к экологической катастрофе.Это понятный страх, и беглый взгляд на косвенные свидетельства определенно показывает, что по мере роста нашего населения здоровье нашей окружающей среды ухудшалось. Влияние стольких людей на планету привело к тому, что некоторые ученые придумали новый термин для описания нашего времени — эпоху антропоцена. В отличие от предыдущих геологических эпох, когда различные геологические и климатические процессы определяли периоды времени, предлагаемый антропеценовый период назван в честь доминирующего влияния человека и его деятельности на окружающую среду.По сути, люди — новая глобальная геофизическая сила.

      A group of people watching a fountain beneath skyscrapers in Dubai Мы, люди, расселились по всем континентам и внесли огромные изменения в ландшафты, экосистемы, атмосферу — все. Источник изображения: Ричард Шнайдер / Flickr.

      Однако, хотя численность населения является частью проблемы, проблема больше и сложнее, чем просто подсчет трупов.

      Здесь играет роль множество факторов. По сути, это то, что происходит внутри этих групп населения — их распределение (плотность, модели миграции и урбанизация), их состав (возраст, пол и уровень дохода) и, что наиболее важно, их модели потребления — которые равны, если не равны большее значение, чем просто числа.

      • Формула деградации окружающей среды?

        Уравнение IPAT, впервые разработанное в 1970-х годах, представляет собой способ определения ухудшения состояния окружающей среды на основе множества факторов. В самом простом виде он описывает, как влияние человека на окружающую среду (I) является результатом мультипликативного вклада населения (P), изобилия (A) и технологий (T).

        I = P x A x T

        Воздействие на окружающую среду (I) можно рассматривать с точки зрения истощения ресурсов и накопления отходов; население (P) относится к размеру человеческой популяции; достаток (A) относится к уровням потребления этим населением; а технология (T) относится к процессам, используемым для получения ресурсов и преобразования их в полезные товары и отходы.

        Помимо доведения связи между населением и окружающей средой до более широкой аудитории, уравнение IPAT побудило людей увидеть, что экологические проблемы вызваны множеством факторов, которые в совокупности производят комплексный эффект. Что еще более важно, это показало, что предположение о простой мультипликативной связи между основными факторами обычно не выполняется — например, удвоение численности населения не обязательно ведет к удвоению воздействия на окружающую среду. Верно и обратное: снижение технологического фактора на 50 процентов не обязательно приведет к уменьшению воздействия на окружающую среду с такой же точностью.

        Уравнение IPAT не идеально, но оно помогает продемонстрировать, что численность населения — не единственный (или обязательно самый важный) фактор, связанный с ущербом окружающей среде.

      Сосредоточение внимания исключительно на численности населения скрывает многогранные отношения между нами, людьми и окружающей средой, и позволяет нам возлагать вину на других, например, в развивающихся странах, вместо того, чтобы смотреть на то, как наше собственное поведение может негативно повлиять на планету.

      Давайте подробнее рассмотрим проблемы.

      Численность населения

      чел.

      Неудивительно, что по мере того, как население мира продолжает расти, ограничения основных глобальных ресурсов, таких как питьевая вода, плодородные земли, леса и рыболовство, становятся все более очевидными. Не нужно быть гением математики, чтобы понять, что в целом больше людей используют больше ресурсов и создают больше отходов.

      Но сколько людей это слишком много? Сколько из нас реально может поддержать Земля?

      Под влиянием работ Томаса Мальтуса, ‘
      грузоподъемность

      ‘можно определить как максимальный размер популяции, которую среда может поддерживать бесконечно.

      Споры о фактической способности Земли поддерживать человека ведутся сотни лет назад. Диапазон оценок огромен: от 500 миллионов человек до более чем одного триллиона. Ученые расходятся во мнениях не только по поводу окончательного числа, но, что более важно, относительно наилучшего и наиболее точного способа определения этого числа — отсюда огромная изменчивость.

      A group of people watching a fountain beneath skyscrapers in Dubai По оценкам большинства исследований, вместимость Земли составляет 8 миллиардов человек или меньше. Источник данных: Глобальная служба экологических предупреждений ЮНЕП / Одна планета, сколько людей? (PDF)

      Как такое может быть? Независимо от того, 500 миллионов у нас человек или один триллион, у нас все еще есть только одна планета с ограниченным уровнем ресурсов.Ответ сводится к потреблению ресурсов. Люди во всем мире по-разному и неравномерно потребляют ресурсы. Средний американец среднего класса потребляет в 3,3 раза больше
      прожиточный минимум

      еды и почти в 250 раз больше прожиточного минимума чистой воды. Так что, если бы все на Земле жили как американцы среднего класса, то планета могла бы иметь емкость около 2 миллиардов. Однако, если бы люди потребляли только то, что им действительно нужно, Земля потенциально могла бы поддерживать гораздо более высокую цифру.

      Но мы должны учитывать не только количество, но и качество — Земля могла бы теоретически поддерживать более одного триллиона человек, но каким будет их качество жизни? Будут ли они экономить на минимуме выделенных ресурсов или у них будет возможность вести приятную и полноценную жизнь?

      Что еще более важно, могут ли эти триллионы людей сотрудничать в необходимом масштабе или некоторые группы могут стремиться использовать непропорционально большую долю ресурсов? Если да, то могут ли другие группы бороться с этим неравенством, в том числе с помощью насилия?

      Это вопросы, на которые еще предстоит ответить.

      Распределение населения

      Распространение населения по Земле влияет на окружающую среду. В развивающихся странах, как правило, выше рождаемость из-за бедности и меньшего доступа к планированию семьи и образованию, в то время как в развитых странах рождаемость ниже. В 2015 году 80 процентов населения мира проживало в менее развитых странах. Эти быстрорастущие группы населения могут оказывать давление на местную среду.

      Во всем мире почти во всех странах люди также становятся все более урбанизированными.В 1960 году в городах проживало менее одной трети населения мира. К 2014 году этот показатель составлял 54 процента, а к 2050 году прогнозируется рост до 66 процентов.

      Хотя многие энтузиасты централизации и урбанизации утверждают, что это позволяет использовать ресурсы более эффективно, в развивающихся странах это массовое движение людей, направляющихся в города в поисках работы и возможностей, часто опережает темпы развития, что приводит к возникновению трущоб, бедных ( если есть) экологическое регулирование и более высокие уровни централизованного загрязнения.Даже в dev

      .

      4 Человеческие последствия и ответные меры | Глобальное изменение окружающей среды: понимание человеческого фактора

      потенциальных затрат; те, кто твердо верит в способность человеческой изобретательности решать жизненные проблемы, выстраиваются в линию против тех, кто боится того, что поставлено на карту; те, кому выгоден исход, выстраиваются против тех, кто проигрывает. Столкнувшись с выбором, одни предпочитают международные решения глобальным проблемам, другие считают национальные действия более осуществимыми; одни выступают за рыночную адаптацию, другие — за действия сообщества вне рынка и государства; одних привлекают масштабные технологические решения, другие видят в них лекарства, которые могут быть хуже самой болезни.Короче говоря, дискуссии касаются не только функционирования человеческих и экологических систем, но и политических и экономических интересов, противоречивых ценностей и верований, различных предположений о будущем и различных суждений об устойчивости перед лицом неожиданностей.

      Исследования конфликтов Исследования экологических и технологических конфликтов являются важной частью социальных исследований конфликтов (например, Nelkin, 1979; Mazur, 1981; Freudenburg and Rosa, 1984; Jasper, 1988; Clarke, 1989).Проблемы глобального изменения окружающей среды обладают всеми чертами, характерными для самых сложных технологических противоречий: осознание человеческого влияния на опасности, серьезные возможности наихудшего случая, возможность широко распространенных и непреднамеренных побочных эффектов, отсроченные эффекты, которые нелегко отнести к конкретным причинам, и отсутствие индивидуального контроля над воздействием (Национальный исследовательский совет, 1989b: 57-62).

      Социальные науки могут помочь пролить свет на природу экологических противоречий и оценить способы их разрешения.Социологи, заинтересованные в экологической политике, изучали условия, формирующие и способствующие разрешению экологических споров, а также роль научных, правительственных и средств массовой информации в процессе принятия решений (например, Dietz and Rycroft, 1987; Gould et al., 1988; Jasanoff, 1990; Nelkin, 1979, 1988; Национальный исследовательский совет, 1989b). Некоторые начали рассматривать различные способы, которыми изменение окружающей среды может привести к конфликтам с потенциалом насилия (например, Homer-Dixon, 1990).

      Социологи, специализирующиеся на конфликтах, разработали обобщения, которые можно было бы более тщательно применить к экологическим конфликтам. Например, конфликты могут быть основаны главным образом на идеологии, интересах или понимании (Aubert, 1963; Glenn et al., 1970; Rapoport, 1960, 1964; Hammond, 1965; von Winterfeldt and Edwards, 1984; Syme and Eaton, 1989). , и разные типы конфликтов имеют тенденцию уступать место разным тактикам разрешения (например, Druckman and Zechmeister, 1973; Druckman et al., 1977). Определение среды-

      .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *