Проблема смысла жизни человека в философии: Проблема смысла жизни человека — Студопедия

Содержание

Проблема смысла жизни человека — Студопедия

Важным аспектом философской антропологии является размышление о смысле жизни человека. Проблема смысла жизни возникает в ответ на размышления о смертности человека. Существуют различные трактовки смысла жизни. Религиозная философия определяет смысл жизни человека как путь к Богу. Смысл жизни заключается в служении Богу, путь земного совершенствования представляет собой средства вечной жизни в потустороннем мире. Земная жизнь, с этой точки зрения, испытание для жизни вечной. Цель жизни человек — спасение его души.

Смысл жизни, как его трактует философия, не связан с жизнь в потустороннем мире. Смысл жизни понимается на пути познания мира, на пути активного деятельностного к нему отношения. В философии сформировались следующие концепции, обосновывающие смысл жизни:

1) Гедонизм. Гедонизм — (от греч. hdouh — наслаждение). Этическое учение, согласно которому наслаждение является высшим благом в жизни человека. Наслаждение – движущее начало жизни человека. Стремление к наслаждению заложено в природе человека. Последовательное рассмотрение гедонизм получил у Эпикура.

2) Аскетизм. Аскетизм — (от греч.aschthz — упражняющийся в чем-либо, отшельник, монах). Религиозный принцип, направленный на подавление чувственных желаний человека. Аскетизм присущ некоторым философским школам (киникам) и религиям. Аскетизм представляет собой одну из форм практики исповедания той или иной религии. Цель аскетизма — свобода от материальных потребностей и ценностей, развитие сверхъестественных способностей.



3) Эвдемонизм. Эвдемонизм – ( от греч. eudaimonia — счастье, блаженство). Учение сформированное в античной философии, согласно которому счастье представляет собой высшую цель жизни человека. В отличии от гедонизма, в эвдемонизме счастье достигается в результате преодоления чувственных наслаждений. Человек должен отрешиться от привязанности к внешнему миру, вести борьбу со своими страстями. Одним из проявление эвдемонизма является стоицизм. Человек покоряясь судьбе обретает истинную свободу. Для человека имеет значение внешние обстоятельства жизни, которые человек должен принимать как данность.

4) Прагматизм. Смысл жизни заключен в активном, деятельном отношении человека к окружающему миру. В прагматизме как философии действия утверждается, что цель жизни — в достижении успеха. Представители прагматизма (Джемс, Дьюи) делают акцент на практической жизни и волевом начале. Познание человеком окружающего мира должно быть направлено на «урегулирование ситуации», на реальную действительность в которой живет человек.


5) Перфекционализм. Согласно перфекционализму — совершенствование, это та цель, к которой должен стремиться человек. Он должен развивать присущие ему способности и таланты. Совершенствование человека – смысл человеческой истории.

6) Гуманизм. Представители гуманизма (Э. Роттердамский, М. Монтень, Петрарка, Ж.-П. Сартр) утверждают, что человек — высшая ценность. Гуманисты на первое место ставят достоинство и права человека. Ренессансные гуманисты полагали, что человека нужно изучать таким каков он есть.

Смысл жизни — понятие, отражающее положительную ценность жизни. Отечественный философ Е.Н. Трубецкой писал: «Речь идет не о том, может ли жизнь (какова бы ни была ее ценность) быть выражена в терминах общезначимой мысли, а том — стоит ли жить, обладает ли жизнь положительной ценностью, притом ценностью всеобщей и безусловной, ценностью, обязательной для каждого».1 Для того, чтобы разобраться в понимании смысла жизни, необходимо рассмотреть сознание человека. Смыл жизни есть некий сверхпсихологический смысл. Это — стремление соотносить свои поступки с поступками других людей, с общественными ценностями. Человек, расценивая свои переживания, соотносит свои действия с высшими ценностями, с каким-либо авторитетом. Человек должен пытаться объяснить себе и другим, с какой целью, для чего он живет.

Человек обладает свободой выбора. Однако, свободу нельзя соотносить с произволом, со своеволием. Свобода выбора человека как личности связана с осознанием ответственности. Человек должен отвечать с найденный и реализованный им смысл жизни, поскольку его осуществление затрагивает жизнь других людей. Ответственность за реализацию своего предназначения человек осознает только в связи с признанием существования другого человека.

В истории философии можно выделить несколько ведущих положений, раскрывающих суть смысла жизни:

1. Смысл жизни трансцендентен самой жизни. Это означает, что смысл жизни находится за пределами жизни. Человеческая жизнь приобретает смысл,, если человек живет ради других людей, служит интересам семьи, нации, общества. Человек воплощает себя в своих потомках, передает им результаты своей деятельности.

2. Смысл жизни творит сам человек. Это положение развивает в своей философии Эпикур. Он утверждает, что человек должен наслаждаться своей жизнью, получать от жизни удовольствие. Значение позиции Эпикура в том, что поиск смысла жизни, Эпикур ведет с учетом, ценности жизни как таковой. Жизнь — ценность, человек должен с благодарностью принимать этот дар. Жизнь любого человека является неповторимой и уникальной.

На каждый этапе развития культуры формируется своя позиция в решении вопроса о смысле жизни. Особенно остро вопрос о смысле жизни звучит в эпохи кризисов, в переходные эпохи. Возникает осознание того, что не существует заранее заданного образца смысла жизни, который указывал бы человеку верную тенденции самореализации.

Человек должен развивать свои способности посредством творческой деятельности. Творчество должно получить признание со стороны общества. При этом, творческая деятельность должна приносить личностное удовлетворение. В вопросе о творчестве возникает некий парадокс. Каким содержанием должен быть наполнен смысл жизни, если человек понимает, что он смертен? С конца CC века в философии формируются такие течения как философия жизни, экзистенциализм, которые рассматривают вопросы о ничтожности человека перед смертью, о предопределенности человеческой жизни и деятельности.

Человек как биологическое существо смертен. Как и все органическое, человек наделен жизнью, которая рано или поздно заканчивается, и переходит в другое состояние — небытие, смерть. Человек — лишь часть жизни Вселенной. Человек имеет временные законы жизни, обусловленные его органической природой. В античной философии ставится вопрос о смерти и бессмертии души. Смерть рассматривается как переход в новое состояние, как освобождение души из темницы тела. Древнегреческий философ Эпикур полагал, что смерть, это такое естественное состояние человека, которое не нужно отвергать, и не нужно бояться. Эпикур утверждал: «Самое страшное из всех зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует; а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем».1 Эпикур, указывал, что сознание человека и смерть – явления разного порядка, они несопоставимы.

Традиционные религии: иудаизм, христианство, ислам утверждают, что человек бессмертен. Путь духовного совершенствования позволяет человеку преодолеть, победить смерть. В христианстве человек наделен способностью к воскрешению. Достигнув высокого духовного развития, человек способен выйти за пределы природно-космического бытия. Смерть — начало новой жизни. В Исламе умершие должны воскреснуть. Они предстанут перед судом Аллаха, который знает обо всем содеянном каждым человеком. Он вынесет каждому приговор по его делам и заслугам. Праведники попадут в рай, а грешники — в ад.

Атеизм отрицает идею бессмертия. Жизнь человека конечна, «загробной жизни» не существует. Для того, что жизнедеятельность человека не потеряла своего значения, в атеизме формируется концепция личности, которая включает в себя следующее:

1) человек — часть космоса, которая не исчезает бесследно. Человек после смерти входит в вечный круговорот жизни, он сохраняет свое бессмертие;

2) человек — человек не только часть общества, но и часть человечества. Человек оставляет свой вклад для жизни будущих поколений.

Человек несет в себе стремление внести свой вклад в улучшение жизни будущих поколений. Согласно идеям русского космизма о «патрофикации» (Н. Федоров), на основе регуляции природы благодаря развитию науки, возможно воссоздание всех ранее живших людей. По мысли К. Циолковского, в основе материи находится бессмертное элементарное существо – атом. С помощью атома материя претерпевает превращения. Таким образом, космос — живое вещество (существом). В нем человек наделен бессмертными одухотворенными атомами. Согласно В. Вернадскому развитие ноосферы, как «сферы разума» позволяет человеку познать космос, открыть законы жизни и обретения бессмертия.

Подведем итоги

1. Проблема человека относится к числу важнейших проблем философии. Проблема человека разрабатывается философской антропологией. Философская антропология отвечает на вопрос: какова сущность человека, каков смысл его жизни.

2. Человек одновременно включен в сферу биологического и социального. Человек — часть природы. С этой точки зрения, человек принадлежит к высшим млекопитающим, представляя вид Homo sapiens. Отличительная черта биологической составляющей в человеке, в том что человек существует в сфере социального. Жизнедеятельность человека непосредственным образом связана с другими людьми. Жизнедеятельность человека неразрывна связана с обществом, историей, культурой.

3. Человек — субъект культурно-исторического процесса. Овладевая окружающим миром, человек производит орудия труда и инструменты. Деятельность — сущностная характеристика человека. Деятельность представляет собой форму человеческой активности, направленной на преобразование окружающего мира. Человек творит окружающий мир.

4. Человек соотносит свою деятельность, поступки с системой общественных ценностей. Возникает вопрос оправдания своей деятельности, соизмерение ее с деятельностью другого человека. Человек задается вопросом о смысле жизни, осознавая его как соотношение свободы и необходимости.

 

Проблема смысла жизни в философии

Определение 1

Смысл жизни – это представление о некоторой цели, которую имеет жизнь каждого человеческого существа.

Трансформация представлений о смысле жизни

Представление о смысле жизни тесно связано с представлением человека о самой жизни, ее месте в бытии, а также с отношением к смерти, как к значимой вехе или итогу человеческой жизнедеятельности. Можно выделить два основных подхода к проблеме жизни и смерти – объективистский и субъективистский.

Объективистский подход складывается еще в мифологическом мировоззрении. Его основной принцип заключается в том, что жизнь и смерть являют собой взаимосвязанные и естественные процессы, которым подчиняются все живые существа. При этом смерть не является концом или катастрофой, в зависимости от специфики мифа, в который разделяет личность смерть может являться лишь звеном в цепочке бесконечных перерождений человеческой души (большинство традиционных религий), смерть может выступать процесс освобождения человеческого духа, вознесения его к богу (авраамические религии).

Готовые работы на аналогичную тему

В рамках объективистского подхода вопрос смысла жизни как бы снимается, человек не личность, но лишь один из многих, что проходит жизненный путь предначертанный ему заранее (богом, судьбой, природой), его цель – прожить свою жизнь и умереть, соблюдая определенные, соответствующие мифу этические положения. Жизнь сама по себе не представляется чем-то исключительным, она рядовое событие, человек лишь один из многих.

Субъективистский подход отражает полярную позицию. Он зарождается вместе с появлением этической философии, попытками критического осмысления жизни человека, способности влиять на свою судьбу, формулировать нравственные ориентиры. Своего расцвета субъективистский подход достигает в гуманистической философии. Согласно ему жизнь каждого человека есть величайшая ценность, а смерть в свою очередь величайшая трагедия. Человеческая жизнь должна всячески охраняться и безусловно она должна быть счастливой и полноценной.

Именно в рамках субъективистской позиции проблема смысла жизни встает в полный рост. Ведь центральным событием жизни человека становится сама жизнь, ее индивидуальный, неповторимый характер, рост, развитие и реализация личностного потенциала. И вместе с тем, данный подход не способен дать единое, универсальное решение вопроса о смысле жизни.

Основные подходы к пониманию смысла жизни

Попытки поиска смысла жизни осуществлялись в самых разнообразных философских школах начиная с античности и до наших дней. К числу основных можно отнести:

  • гедонизм,
  • аскетизм,
  • эвдемонизм,
  • прагматизм,
  • гуманизм,
  • экзистенциализм.

Гедонистические воззрения сформировались еще в античной философии, у эпикурейцев. Гедонисты находили смысл жизни в наслаждениях, прежде всего интеллектуальных и чувственных. Они полагали что человек может испытывать лишь два переживания – удовольствие и неудовольствие, а потому должен стремится к первому и избегать второго.

Аскетизм, также как гедонизм и эвдемонизм относится к античный этических учениям, сформировавшимся на основании переосмысления представлений о Благе заложенных еще Сократом. Принципы аскетизма развалились в школе Киников и заключались в стремлении человека освободиться от всего, что мешает обрести ему подлинную свободу – т.е. от имущества, страстей, желаний, условностей общества и т.д.

Эвдемонизм разрабатывался стоиками. Они полагали что смысл человеческой жизни заключается в достижении счастья, однако находили его не в удовольствии, а в спокойствии. Человек должен сохранять невозмутимость духа и принимать то, что дает ему судьба – в этом наивысшее благо.

Прагматизм складывается в американской философии и понимает благо как практическую пользу. Смысл человеческой жизни в таком случае заключается в наибольшей эффективности, полезности как для себя, так и для общества.

Гуманизм видит главную ценность жизни человека в самом человеке, раскрытии его потенциала, самоактуализациии.

Экзистенциальная философия складывается в начале двадцатого века на основании отрицания рационального видения мира. Экзистенциальные философы понимают мир как хаотическое и иррациональное место, в котором у человека не может быть предназначения, поскольку он изначально предоставлен лишь самому себе. Смысла жизни не существует и в этом есть величайшая ценность и свобода человеческой жизни.

Типы «самовосприятия» человека по Шелеру

Концептуальная попытка обобщить различные стратегии людей по поиску смысла жизни и самоидентификацией с той или иной системой смысловых координат была сделана немецким философом М. Шелером. Всего он выделил пять основным типов личностного самовосприятия:

  • человек религиозный;
  • человек разумный;
  • человек работающий;
  • человек деградирующий;
  • человек как личность.

Первый тип является достаточно традиционным, в нем человек рассматривает собственную жизнь и ее смысл через призму религиозных догматов. Как правило, это приводит к тому, что главной целью и ценностью жизни становится духовный рост, совершенствование человеческой души, для приближения к богу, «очищения» от неких врожденных грехов. На практике подобное совершенствование заключается в неукоснительном соблюдении этических требований конкретной религиозной общины или организации, верность и вера в ее догмы, а также подчинение авторитету ее служителей.

Второй тип связан с представлением о том, что сам человек есть воплощение божественного начала – он венец эволюции, царь природы, проявление высших сил на земле. Человек видит свою задачу во всестороннем развитии и реализации себя, воплощении собственных желаний и потенций.

Третий тип предполагает, что человек не уникален, он смог занять доминирующее положение в природе и мире не благодаря некому предначертанию в виде божественного начал или разума, но лишь благодаря труду, пути постепенной работы над собой и над миром, в основе которой лежит стремление к удовлетворению заложенных природой влечений – к размножению, власти или пропитанию.

Четвертый тип находится в оппозиции к предыдущим. Если с позиции религии, гуманизма и прагматизма человек находится в процессе положительного роста, развития, совершенствования, то данный тип предполагает, что человек напротив отдаляется от наиболее естественного и совершенного способа существования, определяемого традициями, мифом, единством с природой, в сторону искусственной среды обитания образованной научно-техническим прогрессом, которая лишь негативно влияет на человечество. Смысл жизни в свою очередь заключается в возвращении к корням.

Наконец пятый тип человеческой самоориентации заключается в признании позиции, что личность в жизни не детерминирована ничем – ни религией, ни разумом, ни пользой, ни традицией. Человек возник в природе в результате случайности, мутации и естественного отбора, а потому полностью свободен распоряжаться собственной жизнью.

Проблема смысла жизни

Смысл жизни в различных философско-мировоззренческих подходах

Проблема смысла жизни появилась с того самого момента, как человек осознал себя, понял свое субъективное существование. Уже в период античности философы пытались найти ответ о смысле человеческой жизни. С точки зрения Сократа смысл жизни связан с переживанием счастья, которое возможно, если человек ведет добродетельную жизнь, уважительно относится к законам своего государства, поступает согласно нравственным заповедям. Аристотель считал, что смысл заключается в достижении человеческой добродетельности и ответственной гражданской позиции. Эпикур, напротив, связывал смысл жизни с личным покоем, блаженством, собственным счастьем. В соответствии со своей философией, смысл жизни для Диогена находился в внутренней свободе и призрении к материальному богатству.

В период средневековья, когда всецело властвует религия, смещаются акценты в рассмотрении смысла жизни. Вместо дуализма приходит монистический принцип, согласно которому есть только одно абсолютное начало – Бог. Он недоступен для понимания, н открывает себя только в священных текстах. Приблизиться к нему можно только путем веры. Человеку свойственна же двойственность. С одной стороны, он греховен, низкая часть его души всегда побуждает человека следовать своим страстям. С другой стороны, он создан по подобию бога. Так появляется идея о «внутреннем» человеке, который обращен к богу, но он сам скрыт от самосознания человека.

Готовые работы на аналогичную тему

С изменением философских концепций меняется и подход к смыслу жизни. Шопенгауэр считал жизнь человека проявлением некой мировой воли. Человеку только кажется, что он поступает в соответствии с им самим принятым решением, в то время как им руководит чужая воля. Эта мировая воля абсолютно безразлична к людям, она бессознательна, поэтому человек брошен на ее произвол и вынужден терпеть многочисленные невзгоды. Жизнь в таком понимании – это ад, в котором глупец гонится за наслаждением и приходит к разочарованию, мудрец же, осознавая неизбежность бед, обуздывает свои желания.

Много внимания смыслу жизни уделили экзистенциалисты. С точки зрения многих представителей этого течения, жизнь человека представляет собой абсурд, которые не имеет никаких внешних целей, ориентиров, а потому в ней нет и смысла. Создать смысл жизни может лишь сам человек, формируя для себя свои собственные ценности, наполняя красками равнодушную реальность. Хайдеггер писал о «вброшенности» человека в существование. Сартр указывал, что «существование приходит до сущности», т.е. человек сначала существует, потом начинает «чувствовать себя в этом мире», а затем определяет себя. Бога нет, как и нет никакой предопределенности человеческой природы. «Жизнь до того, как мы ее проживем, — ничто, но это от нас зависит придать ей смысл».

Философия смысла жизни

Определение 1

Смысл жизни – одна из ключевых проблем, в которую входит определение своего места в мире и природе, определение жизненных целей и своего предназначения, решение вопросов, связанных как с биологической, так и социальной природой человека.

Часто вопрос о смысле жизни поднимается на волне оценки прожитых лет, когда требуется произвести субъективную оценку прошедшей жизни и соотнести ее с теми целями, которые стояли в самом начале. Однако и молодые люди в начале своего пути также часто задаются этим вопросом, хотя их вектор и направлен вперед.

Смысл жизни – это вечный вопрос. Осознание конечности бытия и смерти заставляет человека анализировать свой жизненный путь, желая выделить в нем красную нить смысла, что все было не зря. За время существования человечества высказывались самые разные идеи о смысле человеческой жизни:

  • смысл жизни отсутствует;
  • смысл человеческой жизни лежит за гранью его понимания, не доступен ему;
  • абсолютного смысла нет, есть только здесь, реальное и земное, к нему и надо стремиться;
  • смысл жизни в личном правильном счастье: построить дом, вырастить детей и т.д.;
  • смысл жизни как приготовление к правильному посмертному существованию души.

Религиозные концепции уверяют, что смысл человеческой жизни не доступен для познания, лежит за пределами повседневности. В то время как светские философы настаивают, что жить здесь и сейчас – вот она та единственная реальность, которая есть. Однако справедливо лишь то, что смысл жизни не дается как готовый ответ, он индивидуален, чужой опыт не имеет в данном вопросе никакого значения.

Замечание 1

Смысл жизни невозможно обрести, его можно лишь найти, выделить из окружающей реальности. В этом поможет умение правильно расставлять приоритеты, ставить цели истинные, а не ложные, выбирать тот жизненный путь, который ведет к развитию личности, а не к ее деградации.

Смысл жизни и современное общество

Общество современного типа нацелено на накопление материального богатства, именно его количество связывается с человеческим счастьем, полнотой бытия. В обществе потребления материальные вещи носят статусно-престижный характер. В то же время нарастает «экзистенциальный вакуум», когда несмотря на количество материальных благ, человек не может выделить свой смысл жизни, ощущает пустоту в душе. Общество потребления контролирует каждый шаг, каждый выбор человека, заставляя его поступать так, как велит мода, реклама, кумиры и т.д. Общество находится в том числе под прямым эффектом манипулирования, что ведет к формированию у человека примитивных потребностей, стандартизации мнений и вкусов, проведения досуга, организации жизни в целом. Это делает жизнь человека безликой, стандартизированной, ведя к ее обесцениванию.

Современное общество формирует новый взгляд на человека как на гиперактивного и успешного, выживающего в условиях дикой конкуренции, с приклеенной улыбкой к лицу. Он обладает престижными вещами (дорогой одеждой, техникой и т.д.), которые ему надо постоянно обновлять для поддержания своего статуса. При этом давно подмечено – при таком отношении вырабатывается безразличие к тому, что окружает человека, к тем самым вещам. Человеку все меньше хватает времени, он постоянно мчится, стараясь все успеть.

Сосредоточившись на материальных вещах, на удовлетворении низших потребностей, человек в рамках современного «общества изобилия» утрачивает смысл жизни. Это ведет к тому, что нарастает чувство абсурдности происходящего, увеличивается количество переживаемых депрессий, как в целом увеличивается количество психических заболеваний. Потеря смысла жизни ведет к равнодушию человека как к другим людям, так и к обществу в целом. Исчезает сопричастность с другими. Как указывал психолог Э. Фромм, человек в современном обществе нацелен на установку «иметь», вместо того, чтобы «быть».

Смысл жизни как философская проблема — Студопедия

Проблема смысла жизни это одна из центральных проблем любого мировоззрения. Можно сказать, что это исходная проблема, поскольку в конечном итоге решение всех прочих, и теоретических, и практических, вопросов зависит от исходного понимания человеком того, зачем, для чего он живет.

Поиск смысла жизни – одна из сложных задач, стоящих перед личностью. Каждый нормальный человек рано или поздно задается вопросом о жизни и смерти, конечности индивидуального существования. Человек, осознавая конечность своего земного существования и задаваясь вопросом о смысле жизни, начинает вырабатывать собственное отношение к жизни и смерти. Эта тема занимает центральное место во всей культуре человечества, в мировой литературе, философии и религии.

Так вопрос о смысле жизни был поднят еще в античности:

Эпикурейцы утверждали что он – в свободе от телесных и душевных страданий;

Стоики – в спокойном и безропотном перенесении всего, что выпадает на долю человека;

Киники — в свободе от общественных норм и ценностей;

Скептики – в душевном спокойствии, обеспеченном уходом от суждений.

Проблема смысла жизни как центральная для философии была осознана в ХХ веке. Французский философ А. Камю пишет: «Есть только один фундаментальный вопрос философии. Это вопрос о том, стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой. Все остальное – имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями – второстепенно».



Очевидно, предметное обращение философов к этой проблеме, связано с актуализацией её на индивидуальном мировоззренческом уровне. Дело в том, что ХХ век, кроме мировых войн, и изобретения оружия массового поражения, заставляющих по-новому подойти к оценке индивидуальной человеческой жизни, принес и другие факторы, выдвинувшие этот вопрос на уровень философского обсуждения:

— смену мировоззренческих парадигм,

— изменение состава и структуры ценностей,

— потерю традиций.

Мыслители ХХ века – философы и психологи, отметили ужасный и парадоксальный факт: в развитых странах Запада статистика смертности такова, что количества самоубийств превышает количество насильственных смертей. В нашей стране, начиная с 70-х годов ХХ века такое превышение составляет примерно два раза. В Австралии и Швеции, в конце ХХ века это соотношение достигало четырех раз.


Американский психоаналитик и философ В. Франкл предложил такое понятие как «экзистенциальная фрустрация». Им он обозначил состояние человека, вызванное потерей смысла жизни, когда человек ощущает непреодолимое препятствие для жизни. Другими словами – человек не может больше жить, потому что не знает зачем.

Особенностью вопроса о смысле жизни является то, что решен он, может быть только индивидуально. Смысл нельзя дать, или навязать, его можно только найти, определить для себя. Однозначное, нормативное определения смысла жизни предлагает только религия. Это связано с тем, о чем мы говорили выше – если человек создан Богом, то, очевидно, он создан для чего-то, вот это что-то, и является его предназначением, т.е. смыслом – тем для чего он живет. Философия не может однозначно решить этот вопрос. На индивидуальном, мировоззренческом уровне она может помочь человеку ответить на него, или осознать тот факт, что этот ответ необходимо искать.

Обращаясь к проблеме смысла жизни, философия, во-первых, анализирует ее сущность, во-вторых, рассматривает варианты её решений.

Что же такое смысл жизни? С философской точки зрения, смысл жизни – это личностная характеристика отношения к жизни, включающая в себя как непосредственное бытие индивида, так и его деятельное включение в социальную жизнь, соотнесенное с системой ценностей и детерминированное внутренней личной мотивацией поступков. Смысл жизни – личностное осознание своего места в мире, свободное целеполагание личностью своей деятельности. Человек единственное живое существо в мире, которое способно к саморефлексии. Рано или поздно он осознает свою конечность, смертность, и перед ним неизбежно встает вопрос: зачем я живу? Это и есть вопрос о смысле жизни.

При этом понятие смысл жизни следует отличать от цели жизни. Цель жизни – это то, ради чего живет человек, или некая деятельность, достижение чего-то. Например, жизнь ради накопления денег, ради того, чтобы вырастить детей, ради того, чтобы повысить свой социальный статус, получить образование и т.п. Если смысл жизни толковать через ее цели, то проблема смысла жизни сведется к рассмотрению системы целей, их иерархии, субординации и координации, т. е. практически к ряду задач, уходящему в бесконечность. Таким образом, вопрос о целях жизни, является аспектом вопроса о смысле. Но через цели, смысл жизни не может быть определен.

Существуют бесконечное множество ответов на вопрос о смысле жизни, но, обобщив их, философия рассматривает несколько типов ответов.

Зачем человек живет? В чем смысл жизни?
Человеческая жизнь не имеет смысла Человеческая жизнь имеет смысл
Смысла в человеческой жизни нет, и не может быть. Объективного смысла в жизни нет, но он может быть создан самим человеком. Смысл жизни находится в самой земной жизни. Смысл жизни находится вне самой жизни.
Обоснование. Основоположник американского прагматизма В. Джемс писал: «Мы в мире – как собаки и кошки в наших библиотеках, смысл неясен». Обоснование. По мнению французского экзистенциалиста А. Камю, вопрос о поисках смысла жизни вообще неверно поставлен, ибо такового нет и быть не может. Жизнь по своей сути абсурдна. Это не значит, что нужно отбросить все проекты и жизненные планы, но необходимо помнить об условности этих планов. Надо принимать жизнь такой, какая она есть, и не отчаиваться не находя в ней смысла. 1. Вариант. Смысл жизни заключается в самом факте наличия жизни; человек живет, чтобы жить. 2. Вариант. Смысл жизни заключается в самосовершенствовании. 3. Вариант. Смысл жизни реализуется в служении высшим идеям, целям, другим людям, преодолении человеком своего эгоизма (альтруизм). 4. Вариант. Смысл жизни в творчестве, самореализации, раскрытии заложенных в человеке способностей. 5. Вариант. Смысл жизни в преодолении факторов, мешающих жизни: болезни, социальной несправедливости и т.д. 6. Вариант. Смысл жизни в общении с другими людьми, узнавании нового, взаимопомощи. 1. Вариант. С позиции религиозного истолкования жизни единственное, что делает жизнь осмысленной, есть действенное соучастие в деле Божественного творчества. Бог сотворил человека по своему образу и подобию. И мы своей жизнью должны проявить Его, служить Богу. 2. Вариант. С другой позиции человек живет во имя светлого будущего, во имя переустройства мира на началах добра и справедливости. Примером тому может служить коммунистическая идея, во имя воплощения которой жили и умирали миллионы людей.

В чём смысл жизни? У философов есть ответ

Над этим вопросом люди размышляли тысячелетиями. Но вопреки общему мнению, ответ на этот вопрос есть, просто он не один. Философы разных поколений доказывали истину своего предположения о смысле жизни, и у их взглядов всегда находились поклонники. Мы предлагаем рассмотреть наиболее распространённые теории о смысле нашего существования.

Счастье

По мнению Аристотеля, смысл любого существования — это стремление к счастью. По своей природе счастье — чувство мимолётное. Его эффект быстро наступает и быстро исчезает, оставляя нам лишь воспоминания. И вся наша деятельность, исходя из работ древнегреческого философа, направлена на достижение счастья.

Аристотель был философом с большой буквы, и его изречения находили отзыв во многих сердцах даже после его смерти. Он также полагал, что наша жизнь должна быть упорядочена, каждое действие должно иметь конкретную цель, мы должны знать, к чему стремимся. Если же ты просто «плывёшь по течению», то в твоем существовании нет смысла.

Как Аристотель сформировал мир, в котором мы живем

При этом любой физический труд — это всего лишь способ продлить свою жизнь, заработав на неё. В работе, по мнению Аристотеля, нет ничего, что может дать счастье. А вот творческая деятельность, наоборот, может воплотить твои мечты в реальность и дать раскрыться твоему потенциалу.

Смысла нет

Если оптимистичный взгляд Аристотеля тебе не подходит, то рассмотрим мнение его коллеги — Жан-Поля Сартра. Он был убеждённым приверженцем атеистического экзистенциализма и считал, что всё рождается, существует и умирает без причины.

Человек, как существо разумное, обречён всю свою жизнь переживать бесчисленные события и пытаться их объяснить. Если животные опираются только на инстинкты, то люди, в отличие от них, могут делать выбор осознанно. Но при этом реальность, в которой мы проживаем, будет существовать и без нас, и она не зависит от нашего мнения или взглядов.

По мнению Жан-Поля Сартра, все ответы на вопрос о смысле жизни — иллюзия. Не существует истинно верного ответа — каждый из них лишь неподтверждённая теория. Человек живёт в рамках своих собственных убеждений, которые никак не влияют на нашу действительность.

Удовольствие

По мнению древнегреческого философа Эпикура, целью нашего существования является стремление к удовольствию. Если человек получил то, что желал, и это принесло ему удовольствие, то он счастлив, а когда удовольствие пропало — он стремится к следующему. Познав удовольствие, мы инстинктивно стремимся к нему, и любой наш выбор будет опираться на приятные воспоминания.

Но «период наслаждения» — это не наркотический трип или алкогольное опьянение и подобные им телесные наслаждения, а время, проведённое без страданий. Так Эпикур полагал, что смысл жизни — в радости мелочам. Если ты не болеешь, сыт и имеешь крышу над головой, то ты счастливый человек.

8 советов, как перестать всё планировать и начать жить в своё удовольствие

Первопричиной стремления к удовольствию философ считал наличие некомфортной ситуации или страдания. Если человек всем доволен, то ему нет смысла менять свою жизнь. При этом Эпикур полагал, что не только телесные страдания толкают человека на деяния, но и душевные переживания заставляют кардинально менять свою жизнь.

Свобода и независимость

По мнению Диогена, нет ничего более важного в жизни, чем свобода. При этом под свободой он понимал полную независимость от людей и государства. Себя он называл гражданином мира и презирал многие общественные устои. Исходя из его учений, главное — это достижение полной самостоятельности через тренировку тела и духа.

Если окружающий мир невозможно изменить, то просто абстрагируйся от него и живи своей жизнью. Именно это и делал Диоген: он жил на улице, учил жизни любого, кто его попросит, и был счастлив. Для своих современников он стал примером истиной свободы, так как не нуждался в большинстве человеческих благ.

Выгода

Если целью своей жизни поставить выгоду, то твоё развитие никогда не остановится. Ты будешь стремиться только к лучшему и станешь счастливым. Этот подход в философии называется прагматизмом. Для его приверженцев нет ничего важнее, чем достижение успеха любыми способами, вне зависимости от того, какую цену придётся заплатить.

При этом, в отличие от ранее рассмотренных теорий, прагматики предпочитают словам действия. По их мнению, пустыми размышлениями ты ничего не добьёшься. Основателем такого подхода был Чарльз Пирс. Он создал максиму прагматизма — советы о том, как нужно принимать решения, чтобы достичь наибольшей выгоды.

3 восточных философии для тех, у кого не получается жить нормально

47. Смысл жизни человека как проблема философии.

Смысл
жизни, смысл бытия
 —
философская и духовная проблема, имеющая
отношение к определению конечной цели
существования, предназначения
человечества, человека как биологического
вида, одно из основных мировоззренческих
понятий, имеющее огромное значение для
становления духовно-нравственного
облика личности.

Само
понятие смысл жизни появилось в 19 веке,
до этого было понятие высшего блага.
Вопрос о смысле жизни — одна из
традиционных проблем философии, теологии
и художественной литературы, где она
рассматривается преимущественно с
точки зрения определения, в чём состоит
наиболее достойный человека смысл
жизни.
Представления
о смысле жизни складываются в процессе
деятельности людей и зависят от их
социального положения, содержания
решаемых проблем, образа жизни,
миропонимания, конкретной исторической
ситуации. В благоприятных условиях
человек может видеть смысл своей жизни
в достижении счастья и благополучия;
во враждебной среде существования,
жизнь может утратить для него свою
ценность и смысл.

Философское
видение проблемы:

Понятие
смысла жизни наличествует в любой
развитой мировоззренческой системе,
оправдывая и истолковывая свойственные
этой системе моральные нормы и ценности,
демонстрируя цели, оправдывающие
предписываемую ими деятельность.
Социальное
положение индивидов, групп, классов, их
потребности и интересы, стремления и
ожидания, принципы и нормы поведения
определяют содержание массовых
представлений о смысле жизни, которые
при каждом общественном строе имеют
специфический характер, хотя и обнаруживают
известные моменты повторяемости.

Древнегреческий
философ Аристотель,
например, полагал, что целью всех
человеческих поступков является счастье,
которое состоит в осуществлении сущности
человека. Для человека, сущность
которого — душа, счастье состоит в
мышлении и познании. 

Эпикур
и его последователи провозглашали целью
человеческой жизни получение удовольствия
(гедонизм), понимаемого не только как
чувственное наслаждение, но и как
избавление от физической боли, душевного
беспокойства, страданий, страха смерти. 

Киники
(Антисфен, Диоген Синопский) —
представители одной из сократических
школ греческой философии — считали
конечной целью устремлений человека
добродетель (счастье). По их учению,
добродетель состоит в умении
довольствоваться малым и избегать зла.
Это умение делает человека независимым.
Человек должен стать независимым от
внешнего мира, который непостоянен и
неподвластен ему, и стремиться к
внутреннему покою. В то же время,
независимость человека, к которой
призывали киники, означала крайний
индивидуализм, отрицание культуры,
искусства, семьи, государства, имущества,
науки и общественных установлений.

Согласно
учению стоиков,
целью человеческих устремлений должна
быть нравственность, невозможная без
истинного познания. Душа человека
бессмертна, а добродетель состоит в
жизни человека в согласии с природой и
мировым разумом (логосом). Жизненный
идеал стоиков — невозмутимость и
спокойствие по отношению к внешним и
внутренним раздражающим факторам.

До
эпохи возрождения смысл жизни
гарантировался человеку извне, с
Возрождения человек сам определяет
смысл своего существования
Немецкий
философ XIX века Артур
Шопенгауэр

определил жизнь человека как проявление
некой мировой воли: людям кажется, что
они поступают по собственному желанию,
но на самом деле ими движет чужая воля.
Будучи бессознательной, мировая воля
абсолютно безразлична к своим творениям —
людям, которые брошены ею на произвол
случайно складывающихся обстоятельств.
Согласно Шопенгауэру, жизнь — это
ад, в котором глупец гонится за
наслаждениями и приходит к разочарованию,
а мудрец, наоборот, старается избегать
бед через самоограничение — мудро
живущий человек осознаёт неизбежность
бедствий, а потому обуздывает свои
страсти и ставит предел своим желаниям. 

Проблеме
выбора смысла жизни, в частности,
посвящены работы философов-экзистенциалистов
XX века 
Альбера Камю («Миф о Сизифе»), Жан-Поль
Сартра («Тошнота»), Мартина Хайдеггера
(«Разговор на проселочной дороге»),
Карла Ясперса («Смысл и назначение
истории»).

Предтеча
экзистенциализма, датский философ XIX
века Сёрен
Обю Киркегор

утверждал, что жизнь полна абсурда и
человек должен создавать свои собственные
ценности в равнодушном мире.

Согласно
философу Мартину
Хайдеггеру
,
люди были «вброшены» в существование.
Экзистенциалисты рассматривают состояние
«вброшенности» в существование
(existence) до и в контексте любых других
концепций или идей, которыми люди
обладают, или определений самих себя,
которые они создают.

Как
сказал Жан-Поль
Сартр
,
«существование приходит до сущности»,
«человек прежде всего существует,
наталкивается на себя, чувствует себя
в мире, а затем определяет себя. Нет
никакой человеческой природы, поскольку
нет никакого Бога, чтобы иметь её
замысел» — следовательно, нет никакой
предопределённой человеческой природы
или первичной оценки кроме той, что
человек привносит в мир; люди могут быть
оценены или определены по их действиям
и выборам — «жизнь до того, как мы её
проживём, — ничто, но это от вас
зависит придать ей смысл».
Говоря
о смысле человеческой жизни и смерти,
Сартр писал: «Если мы должны умереть,
то наша жизнь не имеет смысла, ибо её
проблемы остаются нерешёнными и остаётся
неопределённым само значение проблем…
Всё сущее рождено без причины, продолжается
в слабости и умирает случайно… Абсурдно,
что мы родились, абсурдно, что умрём».

Фридрих
Ницше

характеризовал нигилизм как опорожнение
мира и особенно человеческого существования
от смысла, цели, постижимой истины или
существенной ценности. Термин «нигилизм»
происходит от лат. «nihil», что означает
«ничего». Ницше описывал христианство
как нигилистическую религию, поскольку
она удаляет смысл из земной жизни,
концентрируясь взамен на предполагаемой
потусторонней жизни. Он также видел
нигилизм как естественный результат
идеи «смерти Бога» и настойчиво утверждал,
что эта идея была тем, что должно быть
преодолено, возвращая смысл на Землю.
Ф.Ницше также считал, что смыслом жизни
является подготовка Земли к появлению
сверхчеловека: «Человек — это канат,
натянутый между обезьяной и
сверхчеловеком», — что имеет
определенные общие черты с мнением
трансгуманистов о постчеловеке, человеке
будущего.
Мартин
Хайдеггер

описывал нигилизм как состояние в
котором «…нет никакого бытия как
такового…», и утверждал, что нигилизм
покоился на превращении бытия в простое
значение.

Что
касается смысла жизни, Людвиг
Витгенштейн

и другие логические позитивисты скажут:
выраженный через язык, вопрос бессмысленен.
Потому что «смысл X» это элементарное
выражение (term), которое «в» жизни
обозначает что-то относительно последствий
X, или важности X, или что-то, что должно
быть сообщено об X. и т. д.. Поэтому
когда «жизнь» используется как «X» в
выражении «смысл X», утверждение
становится рекурсивным и, следовательно,
бессмысленным.
Другими
словами, вещи в личной жизни могут иметь
смысл (важность), но сама жизнь не имеет
никакого смысла отличного от этих вещей.
В этом контексте говорится, что чья-то
персональная жизнь имеет смысл (важна
для самой себя или других) в форме
событий, случающихся на протяжении всей
этой жизни, и результатов этой жизни в
терминах достижений, наследства, семьи
и т. д.. Но говорить, что сама жизнь
имеет смысл — это неправильно
употреблять язык, так как любое замечание
о важности или значении уместно только
«в» жизни (для тех кто живёт её), делает
утверждение ошибочным. 

Философы-прагматики
полагают, что вместо поисков истины о
жизни мы должны искать полезное понимание
жизни. Уильям
Джеймс
утверждал, что истина может быть создана,
но не найдена. Таким образом, смысл
жизни — это вера в цель жизни, которая
не противоречит чьему-либо опыту
содержательной жизни. Грубо говоря, это
могло бы звучать как: «Смыслом жизни
являются те цели, которые заставляют
вас ценить её». Для прагматика смысл
жизни, вашей жизни, может быть открыт
только через опыт.

На
практике это означает, что для прагматиков
теоретические требования должны быть
завязаны на практику верификации, то
есть необходимо уметь делать предсказания
и проверять их — и что, в конце концов,
потребности человечества должны
направлять человеческие исследования.

Религия.

Согласно
учению Будды,
доминирующим, неотъемлемым свойством
жизни каждого живого существа является
страдание (дукха), а смысл и высшая цель
жизни состоит в прекращении страдания.

Смысл
жизни мусульманина
состоит в том, чтобы поклоняться
Всевышнему: «Я ведь создал джиннов и
людей только, чтобы они Мне поклонялись»

Христианство
смысл человеческой жизни заключается
в уподоблении Богу, назначение — в
наследовании вечной блаженной жизни с
Богом, цель — в познании Бога

В
рамках иудейской
философии представлены различные
варианты осмысления жизни: 1) познание
Бога; 2) любовь к Богу; 3) праведная жизнь,
соблюдение заповедей

Проблема смысла жизни человека в философии. — Студопедия

Смысл жизни:

— философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида.

— субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире.

Само понятие «смысл жизни» появилось в 19 веке, до этого было понятие высшего блага.

Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации.

Социальное положение индивидов, групп, классов, их потребности и интересы, определяют содержание массовых представлений о смысле жизни, которые при каждом общественном строе имеют специфический характер.

Аристотель: цель всех человеческих поступков — счастье, которое состоит в мышлении и познании.

Эпикур и его последователи: цель человеческой жизни — получение удовольствия, понимаемого не только как чувственное наслаждение, но и как избавление от физической боли, душевного беспокойства, страданий, страха смерти.

Киники (Диоген Синопский) —конечная цель устремлений человека — добродетель — умение довольствоваться малым и избегать зла. Это умение делает человека независимым.

С Возрождения человек сам определяет смысл своего существования.

Ф.Ницше считал, что смысл жизни — подготовка Земли к появлению сверхчеловека.



Трансгуманизм выдвигает гипотезу, что человек должен искать улучшения человеческой расы как целого. Трансгуманисты считали, что человек также должен активно совершенствовать тело, используя технологии, для того чтобы преодолеть все биологические ограничения. Таким образом, основная цель трансгуманизма — это развитие человека в так называемого «постчеловека», наследника человека разумного.

Культура как общественное явление.

Культура — это способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Культура возникает вместе с обществом, она является социальным феноменом. Культура и общество не могут существовать друг без друга. Это внебиологические формы совместной жизнедеятельности людей.


1) По характеру

-общая культура

-культура профессиональных

2) по содержанию (влиянию на человека):

-прогрессивная

-реакционная

3) по видам деятельности

-материальная

1.Культура материального производства:

а)культура труда, технологии,

б)культура производственно-технического знания и навыков.

2. Материальная культура быта (культура питания, среды обитания, обычаев, обрядов).

3. Материальная культура физического развития человека.

-духовная

1.познавательная

2. нравственная, эстетическая, политическая, правовая, религиозная.

 

Функции культуры:

1. Человекотворческая. Формирование человека как личности.

2. Социальной наследственности (информационная): память общества, отбор и закрепление опыта.

3.Регулятивная: регулирование человеческих отношений.

4.Ценностная: формирование системы ценностей.

5.Познавательная: знаково-символическая и самопознание и самосознание народа.

6. Коммуникативная: культура не существует вне общества, она формируется через общение.

Философия, религия и смысл жизни

С помощью электронного подарка вы можете мгновенно отправить отличный курс другу или любимому человеку по электронной почте. Все просто:

  1. Найдите курс, который вы хотели бы сделать электронным подарком.
  2. В разделе «Выберите формат» нажмите «Загрузка видео» или «Загрузка аудио».
  3. Нажмите «Отправить электронный подарок»
  4. Заполните детали на следующей странице. Вам понадобится адрес электронной почты вашего друга или члена семьи.
  5. Продолжите процесс оформления заказа как обычно.

После того, как вы оплатите заказ, ваш друг или близкий получит электронное письмо, в котором сообщается, что на сайте TheGreatCourses.com их ждет подарок. Этот подарок будет добавлен в их мою цифровую библиотеку, когда они войдут в систему и нажмут, чтобы использовать его.

Зачем нужно указывать электронную почту получателя?

Мы отправим этому человеку электронное письмо, чтобы уведомить его о вашем подарке.

Если они уже являются покупателями, они смогут добавить подарок в свою электронную библиотеку и мобильные приложения.

Если они еще не являются клиентами, мы поможем им создать новую учетную запись, чтобы они могли наслаждаться своим курсом в своей цифровой библиотеке или через наши бесплатные мобильные приложения.

Как мой друг или член семьи узнают, что у них есть подарок?

Они получат электронное письмо от The Great Courses с уведомлением о вашем электронном подарке. Письмо направит их на сайт TheGreatCourses.com.

Что делать, если мой друг или член семьи не получает электронное письмо?

Если уведомление по электронной почте отсутствует, сначала проверьте папку со спамом.В зависимости от вашего почтового провайдера, он мог быть ошибочно отмечен как спам. Если он не найден, напишите в службу поддержки клиентов по адресу ([email protected]) или позвоните по телефону 1-800-832-2412 для получения помощи.

Как я узнаю, что они получили мой электронный подарок?

Когда получатель нажимает на свой адрес электронной почты и выкупает свой электронный подарок, вы автоматически получаете уведомление по электронной почте.

Я не хочу отправлять загрузки. Как подарить DVD или CD?

eGifting распространяется только на цифровые продукты.Чтобы купить версию курса на DVD или CD и отправить ее другу, позвоните в службу поддержки клиентов по телефону 1-800-832-2412 для получения помощи.

Ой! Получатель уже владеет подаренным мной курсом. Что теперь?

Великие умы думают одинаково! Мы можем обменять курс eGifted на другой курс равной стоимости. Для получения помощи позвоните в службу поддержки клиентов по телефону 1-800-832-2412.

Могу ли я выбрать дату в будущем для отправки электронного подарка?

Извините, эта функция пока недоступна.Мы работаем над его добавлением в будущем.

Что делать, если электронная почта, связанная с eGift, не относится к моей обычной учетной записи Great Course?

Напишите в службу поддержки клиентов по адресу ([email protected]) или позвоните в нашу службу поддержки по телефону 1-800-832-2412 для получения помощи. У них есть возможность обновить адрес электронной почты.

Почему мне нужно создавать учетную запись при покупке подарка кому-то?

Это сделано по двум причинам. Во-первых, вы можете отслеживать покупку заказа в разделе «История заказов», а также позволить нашей команде обслуживания клиентов отслеживать вашу покупку и человека, который ее получил, если возникнет такая необходимость.

Могу ли я вернуть или обменять подарок после покупки?

Поскольку подарок отправляется немедленно, лицо, сделавшее подарок, не может его вернуть или обменять. Получатель может обменять подарок на другой курс равной или меньшей стоимости или оплатить разницу на более дорогой предмет

,

ПЯТЬ ПРОБЛЕМ В ФИЛОСОФИИ РАЗУМА


1 Введение

Основываясь на двух физических постулатах, я подхожу и надеюсь разрешить пять фундаментальных проблем философии разума, которые преследовали нас сотни лет. Оба постулата в принципе проверяемы. Если разум зависит от конкретной физики системы разум-мозг, разум отчасти является делом физиков.

С тех пор как Декарт наделил западный разум res cogitans и res extensa, казалось бы, непреодолимые философские и научные вопросы, поставленные его дуализмом, преследовали нас.Действительно, можно простить дружественного наблюдателя последних 350 лет философии разума, что он сказал, что res cogitans и res extensa, несмотря на все наши усилия с дуализмом, материализмом, идеализмом, а теперь и теорией идентичности разума и мозга, удерживают нас залив. Я говорю «в страхе», потому что ясно, что нет согласия в том, что мы решили огромные проблемы сознания и разума (1, 2, 3, 4).

В настоящем эссе я предлагаю открыть новую почву, которая, я надеюсь, поможет решить пять фундаментальных проблем философии разума и эволюции сознания: 1) Как разум действует на материю? 2) Если нет, то разве разум — всего лишь эпифеномен? 3) откуда свобода воли перед лицом замыкания причин в мозгу? Более того, я надеюсь проникнуть в основную четвертую проблему: 4) Отсюда ответственная свобода воли.Но есть еще одна проблема, которую я хочу обсудить: 5) В чем заключается эволюционная полезность или избирательное преимущество сознания? И 6) есть ли какая-нибудь надежда, что мои попытки с 1 по 5 могут пролить свет на «сложную проблему» опыта сознания, квалиа? Ответ на этот последний вопрос пока появляется: «Нет».

Все вышеперечисленные вопросы хорошо знакомы и являются предметом огромных усилий философов (1, 2, 3), нейробиологов (5,6), физиков (7) и других. Я предлагаю сформулировать каждую из этих проблем, а затем обратиться к ним с помощью двух физических гипотез. Во-первых, разум — это квантовая когерентно-обратимая система декодирования-перекодирования в мозге.Таким образом, следуя Р. Пенроузу (8), я считаю, что сознание — это проблема, по крайней мере частично, лежащей в его основе физической основы. Хотя аргументы, которые я выдвигаю, резко отличаются от аргументов Пенроуза, и хотя он подвергался резкой критике за предположение о связи квантового сознания, он проявил смелость и много сделал для узаконивания слова «С» в серьезных научных дискуссиях. С этой точки зрения я резко отличаюсь от тех, кто надеется на появление сознания в вычислительном уме (3), состоящем из чипов, нейронов или ведер с водой.

Вторая физическая гипотеза радикальна с научной и философской точек зрения. Знаменитый принцип Тьюринга-Черча-Дойча, TCD (9, Bassett 2009 P.C.), утверждает, что любую физическую машину можно смоделировать с произвольной точностью на универсальной машине Тьюринга. Этот тезис глубоко связан с редукционизмом и давним убеждением, начиная с Декарта, Ньютона, Эйнштейна, Шредингера и Вайнберга (10), что в основе физики лежит « окончательная теория всего », которая объясняет все, что происходит в Вселенная логическим следствием.Как мы увидим, этот взгляд происходит из анализа Аристотеля научного объяснения как дедукции: все люди смертны, Сократ — человек, таким образом,

.

Проблема других умов | философия

Проблема других умов , в философии проблема оправдания здравого смысла веры в то, что другие, помимо вас самих, обладают разумом и способны мыслить или чувствовать в некоторой степени так же, как и вы сами. Проблема обсуждалась как в аналитической (англо-американской), так и в континентальной философской традиции, и с 20 века она стала предметом споров в эпистемологии, логике и философии разума.

Подробнее по этой теме

философия разума: пробелы в объяснении

… современная версия традиционной проблемы других умов, проблема определения причин, по которым кто-либо может поверить …

Традиционное философское оправдание веры в другие умы — это аргумент по аналогии, который, как убедительно заявил эмпирик 19-го века Джон Стюарт Милль, утверждает, что, поскольку тело и внешнее поведение человека наблюдаемо похожи на тела и поведение с другой стороны, один оправдывается по аналогии, полагая, что у других есть чувства, подобные его собственным, а не просто тела и поведение автоматов.

Этот аргумент неоднократно подвергался критике с 1940-х годов, хотя некоторые философы продолжают отстаивать определенные его формы. Норман Малкольм, американский ученик Людвига Витгенштейна, утверждал, что этот аргумент либо излишен, либо его заключение непонятно для человека, который его сделает, потому что для того, чтобы знать, что означает вывод «эта человеческая фигура имеет мысли и чувства», нужно должен знать, какие критерии используются при правильном или неправильном утверждении, что у кого-то есть мысли или чувства, — а знание этих критериев сделало бы аргумент по аналогии ненужным.Защитники аргумента, однако, утверждали, что, поскольку и человек, приводящий аргумент, и другие люди описывают внутренние чувства сходным образом и, по-видимому, понимают друг друга, ссылка на общий язык оправдывает аргумент на основе аналогии лучше, чем наблюдение сходства тел. и внешнее поведение.

Еще одно возражение против этого аргумента состоит в том, что он, кажется, предполагает, что на самом деле человек знает, что значит испытывать чувства, просто путем самоанализа. Это предположение было опровергнуто последователями Витгенштейна, которые думают, что оно ведет к возможности «частного языка» для описания собственных ощущений, — возможность, которую Витгенштейн отвергал по разным причинам.Такие философы утверждают, что человек просто не знает, какие собственные чувства соответствуют аргументу, пока он не научится на опыте других, как описать такие чувства подходящим языком. Некоторые философы, однако, думали, что эта ситуация приводит к выводу, что человек может ошибаться, говоря: «У меня болит зуб», точно так же, как можно ошибаться, говоря: «У Джона болит зуб». Этот тезис неприемлем для многих, кто считает, что искренние утверждения в настоящем времени от первого лица об ощущениях не могут быть ложными, т. Е.е., они «неисправимы».

Получите эксклюзивный доступ к контенту нашего 1768 First Edition с подпиской.
Подпишитесь сегодня

Обсуждение таких проблем, как правило, быстро приводит к затруднениям в предоставлении адекватного анализа утверждений о собственных ощущениях. Подход к проблеме других умов в рамках экзистенциализма проиллюстрирован в длинной главе Жана-Поля Сартра в книге L’Être et le néant (1943; Бытие и ничто, ).

.

Человек как биосоциальный

Современная наука рассматривает человека на основе
два разных измерения его существования: биологическое и
социальная. Люди появились на Земле в результате
долгий процесс развития. Как биологические существа, они
все еще сохраняют тесную генетическую связь с животным
Мир. Организм человека имеет много общего с
высшие животные.

Человек опередил млекопитающих благодаря интенсивному развитию
и дифференциация коры головного мозга.
характерные анатомо-физиологические особенности
у человека прямая осанка, свободные верхние конечности, адаптированные
для использования и изготовления инструментов, а также передового развития
средства связи. Необходимость поддерживать баланс в
прямая осанка вызывала определенное искривление позвоночного столба
и смещение общего центра тяжести.

Поскольку верхние конечности больше не использовались для тела
опора и ходьба, скелет нижних конечностей
стали сильнее и их мускулы развились, ступни стали
арочные, чтобы действовать как пружины.Все системы внутреннего
органы приспособились к прямой позе, средства
доставка крови от нижних конечностей к сердцу и
мозг стал более сложным. Диафрагма сместилась
из вертикального в горизонтальное положение мышцы
брюшная полость стала играть гораздо большую роль в акте
дыхание. На определенном уровне антропогенеза, под
влияние трудовой деятельности и общения, биологические
развитие стало, по сути, историческим развитием
мент социальных систем.

Человек также является естественным существом и, как таковой,
наделен естественными жизненными силами, которые принимают форму
унаследованные качества. Рождение дает человеку естественное существование.
физическое лицо. Хотя он приходит в мир с
недостаточно сформированные анатомо-физиологические системы,
они генетически запрограммированы как уникальные человеческие. Новорожденный
ребенок — это не «tabula rasa» (чистый лист), на котором
окружающая среда рисует свои причудливые духовные узоры. Наследственность
обучает ребенка не только инстинктам.Он с самого начала
начинающий обладатель особого умения, умения
имитируют взрослых, их действия, шумы
Они делают. Ему присуще любопытство, способность получать удовольствие
яркие предметы. Он способен расстроиться, разочароваться,
испытывать страх и радость. Его улыбка врожденная, и это может быть
наблюдается даже у недоношенных детей. Улыбка — это
привилегия человека. И эти чисто человеческие врожденные потенциалы
на протяжении всей его последующей жизни в
общество.Многие особенности даже человеческого
физиологический макияж (круглая форма головы,
сложная структура рук, форма губ
и вся структура лица, прямая осанка и т. д.)
продукты общественного образа жизни, результат взаимодействия
с другими людьми.

Подводя итог, можно сказать, что человек представляет собой целостное единство биологического,
организменное и личное, естественное и социальное,
унаследованное и то, что он приобретает в течение своей жизни. развивающийся
как исторически, так и в ходе индивидуального развития
как социальное существо, человек не «отказывается» от
многообразный биотический поток.Физиологический ритм крови
кровообращение, питание, дыхание, половая жизнь, ритмичный
вихри энергетических и информационных процессов в
организм, рождение, зрелость и смерть, фазы индивидуального
бытие — детство, юность, мятежная юность,
молодость, зрелость, преклонный возраст, старость, дряхлость и
полный упадок — все это и многое другое генетически
запрограммировано. Люди — высшая точка великого
биологическая система, самая последняя из появившихся во времени и наиболее
сложный.

Три формы определения — биотропная,
космотропные и социотропные — действуют в человеческом
бытия. Они охватывают всю историю человечества, региональные
и национальные традиции, влияние определенных социальных
группа микрокусловий, великая сила биологического
наследственность. Правильность и чистота наследственности поддерживается
специфический материальный субстрат, аппарат генов,
который на протяжении миллионов лет тщательно охранял человеческое расовое
сущность как высший биологический вид.Если шимпанзе
были помещены с рождения в идеальные условия и окружены
одаренных учителей, он все равно не превратится из обезьяны в
человек. Наследственность создает непроходимую пропасть между обезьяной и человеком.

Генетически закодированные способности ребенка — это продукт
долгого процесса эволюции, но даже такой очевидно
простые и, казалось бы, врожденные способности, как способность
различать обычные звуки речи и музыкальные тоны
формируется только в процессе живого овладения
исторически сформированные формы языка и музыки.Способность
мыслить как человеческое существо не просто появляется и созревает в
процесс индивидуального развития ребенка; это
формируется жизнью в обществе. На момент рождения ребенок
только кандидат, он не может стать полноправным членом
человеческой расы, если она изолирована. Он должен научиться становиться человеком
через общение, через знакомство с миром
людей, общества, которое регулирует, направляет и наполняет его
поведение с социальным смыслом.

У каждого человека удивительно послушные пальцы; он может взять
кисть и цвета и начинаем рисовать, но это не
сделать из него художника.То же и с сознанием,
что не является нашим естественным правом по рождению. Сознательный умственный
явления, присущие человеку, формируются в течение жизни образованием,
обучение, активное овладение мировой культурой, языком и
миросозерцание. Таким образом, социальный принцип пронизывает все
личности и определяет сущностную структуру человека и
механизмы его психики, сознания и режима
поведение.

Для различных познавательных или практических целей мы можем подчеркнуть:
биологические или социальные аспекты человека, но мы всегда должны
помните об их сущностном единстве.

За последнее десятилетие мировая наука много посвятила
внимание к проблеме взаимоотношений между
биологическое и социальное в человеке. Парадоксально, но это
социальные условия жизни современного человека, которые так остро
поставил перед нами проблему своего
натуральный
происхождение: социальное как бы
«выделили» на первый план биологическое, иногда вплоть до
вульгаризация, например, утверждение, что природа наделила
человек с «тремя мозгами», который, несмотря на их полностью
разные структуры должны работать вместе и поддерживать
контакт.Согласно этой точке зрения, самый старый из наших мозгов
рептилоид, второй унаследован от низших млекопитающих,
и третий — достижение высших млекопитающих. это
это тот, кто превратил живое существо в человека. Так,
образно говоря, когда врач приглашает своего пациента в
лечь на диван, он одновременно имеет дело с человеком
существо, лошадь и крокодил. Такие взгляды проистекают из
представление о неизменности биологической сущности человека.
концепция социобиологизма также
завоевал некоторое признание в западной науке, вероятно, благодаря
поразительные успехи биологических исследований за последние десятилетия,
особенно в области генетики, нейрофизиологии,
этология и др.

На вопрос, полагается ли человек на «гены или общество»? мы
часто получают ответ, что важнее всего гены.

Некоторые мыслители представляют себе биологическую судьбу человека в
чрезвычайно оптимистичный и красочный свет. Они верят что
существующая система наследственности полностью отражает результаты
его появление как уникального биологического вида. это
значение настолько велико, что фактически может служить
неограниченный период, на все обозримое будущее, и это
драгоценная наследственная основа человечества должна быть сохранена от
любые вредные внешние воздействия.

Другие утверждают, что человек как биологический вид
уже находится на пути к исчезновению. Благодаря созданию
собственное окружение и успехи медицины, человек
отклонился от строгой дисциплины естественного отбора и
таким образом обременял себя повышенным давлением от накопленных
мутации.

Третья школа мысли работает на предположении, что
человек как биологически молодой вид несет слишком много
гены животных в его наследственности. Социальная среда, в которой
он живёт создан не историей человечества, а
деятельность только своей элиты.

Последние две из этих доктрин основаны на идее, что
генетическая природа человека в целом требует некоторой корректировки или
исправление, что ближайшее будущее угрожает человечеству
разрушение через биологические факторы, и что в этих
обусловливает только генетику, принимая эволюцию в собственное
руки, может предотвратить эту серьезную угрозу.

На гребне этих идей возникает несколько
разработанная форма евгеники, которая императивно заявляет, что
хотим мы того или нет, наука должна сознательно контролировать
воспроизводство человеческой расы и ввести какой-то
частичный отбор во благо человечества.Некоторые
Западные ученые предполагают, что сперма «лучших»
образцы человеческого рода «должны использоваться для этого
цель. Его следует поместить в глубокую заморозку на длительное время, чтобы
позволяют объективно оценить истинную ценность
заинтересованные лица. Сохраненная таким образом сперма может быть использована.
для вязки.
жена и донор будут
биологические родители, в то время как
муж (считается неполноценным
донору) остается только «усыновление»
родитель ». Упражнения по« генной инженерии »даже идут как
можно предположить, что это «приемная мать», и в этом случае
ни
мать и
отец действительно биологический родитель.Четный
если игнорировать чисто генетические последствия таких
выбора, человек сталкивается с множеством моральных и
психологические вопросы. Кто обладает генотипами с
желаемые особенности? Кто должен или мог решить вопрос о
что именно желательно? Кто бы посмел и чем
правильно, чтобы предотвратить большинство
мужчины и
женщины производят
потомство, а ограничить эту деятельность элитной группой? Кому
может ли общество доверить такое ответственное решение? Что мы собираемся делать
о неисправимом желании увековечить себя в своем
дети? Это гипертрофия генетических факторов и
возможности проистекают из преуменьшения социальных
принцип в человеке.Человек — естественное существо, но
человек естественный существо. Природа дает
человек меньше, чем требует от него жизнь в обществе. жизнь
и развитие общества может продолжаться только через
биологическая форма человеческого существования, и человеческая биология может
развивать свою генетическую программу только в контексте
социальная реальность. По своему происхождению биологический закон социально
кондиционер. Только при пеленании в «вату»
социальная забота может ребенок — самый беспомощный из всех молодых
животные — реализовать программу видов, имплантированную им
природа.

Животное рождается с мехом или перьями, одето в
природа. Но ребенок рождается голым и должен быть одет в
общество. Он должен научиться быть человеком. И это происходит в
постоянное общение со взрослыми, при жизни
приобретение культуры.

Показано влияние социального на биологическое.
увеличением продолжительности жизни примерно с 18 лет в
каменный век между 64 и 74 годами в наше время. Активный
период жизни также увеличился, особенно психических
деятельность.Наступление старости отступило, период
детство удлинилось, а половая зрелость
ускоряются. Явление ускорения рассматривается как
эпохальный сдвиг, одно из самых значительных явлений в
современная биология, с серьезными медицинскими, педагогическими и
другие социальные последствия.

Что регулирует отношения полов? Почему один
найти следующее стабильное соотношение в человеческой популяции: 103
мальчики до 100
девушки? В послевоенные годы, после потери стольких
самцов, рождаемость
мальчиков увеличивается.

Жизнь показывает, что на границе между биологическим и
социальное давление конфликта иногда достигает
интенсивность. Довольно часто это вызывает сдвиги и сбои.
количество болезней угрожающе растет, особенно
сердечно-сосудистой, онкологической и нервно-психиатрической
типы.

Физическое время течет плавно, но социально-биологическое время
постоянно ускоряется. Каждый час и каждую минуту
физическое время все больше и больше наполняется
социально-психологическое содержание жизни.Поток современного
жизнь подобна бурному горному ручью, она несёт нас
опасная скорость. Психофизиологические способности человека не могут
всегда идти в ногу. Все стараются жить быстрее, поэтому
чтобы не отставать от общего информационного фронта, чтобы не отставать
с ускоренным развитием культуры. За последние 10 или
15 лет объем научной информации, открытий
и изобретений, опередил все ранее достигнутые
в истории человечества. Органы чувств и человеческий мозг
яростно и беспрерывно бомбардируемые всевозможными
Информация.

Обсуждая биологические факторы, не следует их снижать.
к генетическому. Больше внимания следует уделять
физиологические и онтогенетические аспекты развития,
особенно тем, которые вызывают патологический эффект, так как
это то, что изменяет биологию человека, который
также начинает воспринимать даже социальные факторы в довольно
по-другому. Диалектика не просто ставит социальные и
биологические факторы на равных и приписывают
сущность человека к формуле биотропно-социотропного
решимость, одобренная некоторыми учеными.Он подчеркивает
доминирующая роль социальных факторов. И диалектика
принять принципы вульгарного социологизма, игнорирующего
значение биологического принципа в человеке.

Как высшее разумное существо, человек является средоточием
все формы движения материи. Они представлены в нем
иерархически, и высший, в конечном итоге, руководящий и
регулирующий фактор — социальный, к которому относятся все другие формы
подчиненный. Другими словами, человек воплощает и суммирует
вверх, так сказать, все развитие Вселенной.

Хотя он и высок во вселенской иерархии, человек,
когда он становится объектом научных исследований, препарируется
на маленькие и даже мельчайшие частицы, каждая из которых,
зубы, желудок, кишечник и т. д.
исследованы и рассматриваются отдельно. Это результат
прогрессивная дифференциация научных знаний, которая
позволяет глубже проникнуть в тонкости человеческого
структурная организация. Без этого было бы невозможно
для продвижения науки.Но в ходе такой дифференциации
научная мысль имеет тенденцию упускать из виду реальное и высшее
целостность человека, хотя его нельзя полностью понять или
лечить без учёта всего. Итак, есть
потребность в обратном процессе познания, а именно под
положение человека как высшей унитарной системы.

Главное — преодолеть очевидное и вопиющее.
увлечение аналитическим методом и достижение
синтетический, комплексный подход, концентрирующий интеллектуальный
усилия в различных областях по проблеме человека как
целое.Такое «короткое замыкание» наук могло
произвести вспышку, которая загорится и поможет идентифицировать новые
проблемы.

Независимость каждой отдельной науки является важным
факт, но он должен быть относительным и не должен развиваться
автономность. Автономия наук, изучающих человека, — это
знак того, что они потеряли целостность знания, что так
необходимо для понимания сути дела, и
к эффективному лечению или обучению. При обсуждении
разобщенность человека нужно прежде всего осознать, что он
делится научным скальпелем на две части: одна половина
изучает естественные науки (биология, физиология,
биохимия, биофизика и др.), а другой —
область социальных наук, а также медицины, которая
занимает промежуточное положение и, казалось бы,
всеохватывающее.

Жизнь требует, чтобы мы сочетали оба этих метода обучения.
человечество. Естественнонаучные методы часто игнорируются или
уделять слишком мало внимания социальным аспектам и
следовательно, социальные методы познания. С другой
стороны, социальные науки часто упускают естественный принцип в
человека и, следовательно, естественнонаучные методы
познание.Результат в ущерб обеим сторонам и
отрицательные последствия особенно очевидны в практике
исцеление и образование. Нам нужен комплексный комплексный
изучение человека как основа творческого сотрудничества
естествознания и социальных наук, философии и
все другие фундаментальные и прикладные науки, которые в некоторых
так или иначе изучают человечество.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *