Процесс целеполагания подразумевает: Технология целеполагания в управлении и планировании: что подразумевает процесс
Технология целеполагания в управлении и планировании: что подразумевает процесс
- Старт бизнеса
- Профориентация
- Целеполагание
- Будущее
- Развитие бизнеса
- Управление
- Финансы
- Кадры
- Юриспруденция
- Продажи
- Привлечение клиентов
- Тендеры
- Лидогенерация
- Лендинги
- Контекстная реклама
- Социальные сети
- Инстаграм
- Реклама
- Деловой мир
- Кейсы
- Тесты
- Старт бизнеса
- Профориентация
- Целеполагание
- Будущее
- Развитие бизнеса
- Управление
- Финансы
- Кадры
- Юриспруденция
- Продажи
- Привлечение клиентов
- Тендеры
- Лидогенерация
- Лендинги
- Контекстная реклама
- Социальные сети
- Инстаграм
- Реклама
- Деловой мир
- Кейсы
- Тесты
- Супер
- Интересно
- Любопытно
- Скучно
- Плохо
- Популярное
- Лучшее
- В тренде
Рубрики
- Профориентация
- Целеполагание
- Будущее
- Управление
- Финансы
- Кадры
- Юриспруденция
- Продажи
- Лидогенерация
- Лендинги
- Контекстная реклама
- Социальные сети
- Инстаграм
- Реклама
- Тендеры
- Кейсы
это что такое? Целеполагание в педагогике :: BusinessMan.ru
Правильно поставить перед собой цель – непростая задача. Целеполагание — это целый раздел в науке, который следует внимательно изучить, прежде чем приступать к самому процессу. Неправильно подойдя к постановке задач, в любом виде деятельности можно заранее обречь себя на провал.
В статье основное внимание мы уделим такому разделу, как педагогическое целеполагание. Ведь именно учитель чаще всего сталкивается с постановкой целей на занятиях, и от того, как он это делает, зависит успех образовательного процесса в целом.
Общее понятие о целеполагании
Целеполагание — это основа не только педагогики, но и любой деятельности. Это процесс, когда выбирается некая задача, и продумывается путь и метод следования к ее выполнению. Обязательно учитываются и все необходимые факторы, которые сопровождают человека, пока он движется в нужном направлении.
В педагогической деятельности целеполагание — это такой же процесс, только, в отличие от бизнеса, например, задача ставится образовательная. Говоря о целях, нужно понимать, что они могут иметь разный характер, то есть отталкиваться от масштаба. В зависимости от этого нам известны следующие цели:
- государственного масштаба;
- отдельной структуры или отдельного этапа в образовании;
- воспитания для разных возрастных категорий;
- при изучении разных дисциплин;
- возникающие по ходу обучения и ставящиеся непосредственно перед изучением темы и т. д.
Как мы видим, задачи могут быть разными не только по формулировке, но и по подходу.
Функции целеполагания
Мы уже поняли, что постановка задач — это важный этап в достижении успеха в любой сфере. Так, названный подход в управлении имеет не меньшую степень важности, чем целеполагание в педагогике.
Найти точное определение функций этого процесса сложно, так как существует много разных формулировок. Но все сходятся в едином мнении — основой работы любой компании является постановка цели. Но сама по себе она не может работать самостоятельно без выяснения более мелких управленческих задач.
Следовательно, следующей можно назвать планировочную функцию. А по тому, какую роль цель играет в управлении, можно выделить и управленческую. Последняя сопровождает руководителя на протяжении всей деятельности и приводит к успеху.
Существуют разные взгляды на определение, имеет целеполагание основывающую или организационную функцию. Тут можно сказать, что отчасти верно и то, и другое. Ведь задачи определяются как в начале деятельности, так и на ее протяжении вплоть до их выполнения в целом. Так что нельзя разделять этот процесс на разные функциональные сферы. Они переплетаются и следуют за нами на всех этапах работы или учебы.
Цель и целеполагание
Но вернемся все же конкретно к педагогике. Именно эта сфера интересует нас сегодня больше всего. Для педагога важно знать, что, ставя задачу, он должен учитывать следующие этапы целеполагания:
- Педагог внимательно анализирует результаты деятельности, которая совершалась ранее.
- Проводится диагностирование всего процесса воспитания и обучения.
- Моделируются задачи, которые педагог считает целесообразными для данной деятельности.
- Проводится комплексное целеполагание, с учетом всех требований коллектива и заведения.
- В зависимости от всех факторов, вносятся исправления в первоначальный вариант, выводятся более точные формулировки.
- Составляется программа конкретных действий.
Выдержав все эти этапы, педагог может смело приступать к деятельности, ожидая положительных результатов.
Глобальные цели
Ставя задачу, учитель должен брать во внимание не только личные, но и глобальные обстоятельства. Планирование и целеполагание — это процессы неразрывные, и когда мы определяемся в своих намерениях, то одновременно планируем и путь к их достижению.
Глобальная цель в воспитательном процессе — создать личность со всесторонним развитием. Еще в древности ученые вывели эту идеальную формулировку. Такая личность должна уметь развивать все свои достоинства и положительные качества, чтобы выжить в мире, который быстро менялся и требовал от человека все больших умений и навыков. По мере того как менялся мир, менялась и формулировка глобальной цели. На данном этапе упор делается на творческие способности личности и пользу, которую она может принести для общества.
Исторические цели
Этот масштаб цели более узкий и относится к конкретному этапу в развитии общества. Здесь учитываются особенности исторических событий на данный момент, важность тех или иных качеств на конкретном этапе развития государства. Именно тут учитываются такие факторы воспитания:
- духовный аспект;
- развитие чувства ответственности перед государством;
- правовой аспект;
- культурное саморазвитие,
- толерантное отношение к окружающим;
- умение адаптироваться как внутри любого общества, так и на трудовом поприще.
Все эти аспекты выражаются в целеполагании, но делается это уже с учетом конкретной обстановки и деятельности.
Индивидуальные цели
Целеполагание на уроке — это уже более узкое рассмотрение процесса. Индивидуальный подход выражает те потребности, которые свойственны отдельным людям и разным дисциплинам и темам. Учитывая все факторы (включая семейные обстоятельства детей), а также анализируя возможности всех участников деятельности, педагог ставит уже конкретные цели. Подход тут тоже может быть разным:
- свободный стиль — цели ставятся совместно, после обсуждения и утверждения всеми;
- жесткий стиль — цель ставится конкретно педагогом перед учениками, заранее определенная и спланированная;
- интегрированный стиль — цель определяет педагог самостоятельно, а пути реализации и методы решения обсуждаются вместе с учащимися.
Какой стиль выбрать, зависит от ситуации, возрастной категории учеников и их возможностей, а также от специфики дисциплины.
Важные факторы
Процесс целеполагания подвергается влиянию многих факторов, которые важно учитывать. Если оставить без внимания какой-то из них, то есть шанс не получить желаемых результатов. Итак, педагогу при постановке задач необходимо:
- учитывать индивидуальные требования ребенка, учителя, школы или другого учебного заведения, окружающего общества и социума, в котором проживают участники процесса;
- изучить особенности экономического развития в данный момент, а также все обстоятельства, существующие внутри учреждения;
- проанализировать возрастной фактор учеников, их возможности, а также атмосферу внутри коллектива.
Всегда нужно помнить главное: исходить нужно от малого к большему. То есть главным в процессе является индивидуум, личность.
Компоненты целеполагания
Сделав анализ всего, что касается постановок целей, можно сделать определенный вывод по поводу компонентов этого процесса. Главными и основными компонентами целеполагания являются следующие:
- Первоначальное обоснование, а за этим и последующая непосредственная постановка задачи.
- Определение методов, с помощью которых она будет достигаться и выполняться.
- Преждевременный прогноз результатов, которые педагог ожидает получить.
Как ни крути, но эти три компонента должны обязательно выполняться, так как человек должен отчетливо видеть не только цель, но и каким образом он достигает результата, и что получит, когда достигнет его. Данное очень важно и считается основополагающим в этой сфере деятельности. Это своего рода мотивация и для педагога, и для учеников.
Требования к целеполаганию
Как вы уже поняли, действие целеполагания включает в себя много разнообразных факторов. Весь процесс обучения состоит из постоянной постановки задач. Одна задача достигается, ставится другая, и так происходит все время, пока длится обучающий процесс. И все это происходит в тесной взаимосвязи ученического коллектива, педагогов и школы. А чтобы оно было успешным, нужно знать, что целеполагание должно производиться с учетом определенных требований:
- Диагностика возможностей, это значит, что педагог должен устанавливать цели только после тщательного изучения всех составляющих и необходимых факторов.
- Реальные цели, то есть постановка таких задач, которые реально достичь в конкретной деятельности с конкретными людьми. В последнее время этому уделяется много внимания, индивидуальный подход в обучении играет как раз эту роль – учитывать возможности каждого участника. Можно поставить одной группе учеников задачу, которая для них реальна, а в то же время для других детей она будет слишком тяжела, то есть нужно подходить к этому дифференцированно.
- Цели должны быть преемственны, что значит постоянную взаимосвязь разных путей и задач в процессе обучения и воспитания. Нельзя ставить противоречащие варианты на одном и том же этапе, это не приведет к успеху. Также если поставлена большая цель, то нужно разделить ее на подцели и каждый раз мотивировать учащихся в преодолении очередного этапа.
- Задачи должны быть понятны и озвучены каждому участнику процесса, их нужно идентифицировать каждый раз, когда они меняются.
- Обязательно анализировать результат (положительный или отрицательный), но это необходимо делать для того, чтобы правильно планировать деятельность в будущем.
Все перечисленные требования не являются чем-то особенным или новым и хорошо известны каждому педагогу. Важно, чтобы о них не только помнили, но и учитывали их при постановке.
Целеполагание схематично
Для того чтобы правильно понять и запомнить, что целеполагание — это многофакторный процесс, представим вам схему, в которой мы постарались тезисно изобразить все потребности, а также факторы и условия, которые оказывают влияние на них в воспитании и обучении.
ПОТРЕБНОСТИ | ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ | ФАКТОРЫ, УСЛОВИЯ |
Ребенок | Социально-экономические условия | |
Родители | ||
Педагоги | Условия образовательного учреждения | |
Образовательная структура | Индивидуальные особенности учеников и возрастная категория | |
Социальное окружение | Уровень умственного и физического развития учащихся | |
Общество |
Вывод
В конце подведем итоги всего, что мы обсудили в статье. Итак, целеполагание — это неотъемлемая часть образовательного процесса. Для того чтобы он стал успешным, педагогу нужно не просто слепо ставить задачи и выполнять их, несмотря ни на что. Необходимо учитывать все составляющие, условия, факторы, а также индивидуальные особенности учащихся.
В зависимости от исторических событий, этапа развития общества, экономических условий выстраивается цепочка больших, мелких и промежуточных целей. Для того чтобы всегда правильно совершать целеполагание, педагогу нужно регулярно заниматься самоанализом, совершенствовать свои педагогические умения и навыки, а также тесно взаимодействовать как с ученическим коллективом, так и с образовательной структурой в целом.
И последнее, для успеха во всем этом процессе нужен исключительно комплексный подход, а при диагностике необходимо учитывать не только действия учеников, но и свои возможности.
Статья: ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ | Социальная сеть работников образования
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Выяснить цель воспитания и доказать способы достижения этой цели есть, во всяком случае, дело науки…
В. М. Бехтерев
Целеполагание в педагогике – это сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности, вид духовной активности, опирающийся на знание об объекте деятельности и методику применения средств. В педагогической литературе целеполагание характеризуется как трёхкомпонентное образование, включающее:
- обоснование и выдвижение целей;
- определение путей их достижения;
- проектирование ожидаемого результата.
Генеральные, общие задачи или задачи курса формулируются в учебной программе, государственном образовательном стандарте, то частные цели и задачи, в том числе для конкретного вида деятельности (учебной, образовательной, просветительской, воспитательной) конструируются и корректируются педагогом, воспитателем (родителем) с привлечением обучающегося, воспитанника (ребенка).
Выделяются: глобальная или идеальная цель, конкретно-историческая цель деятельности педагога, воспитателя (родителя) в конкретных условиях педагогического процесса, личная цель.
Глобальной (идеальной) целью воспитания является воспитание всесторонне гармонично развитой личности. Эта цель была сформулирована в трудах выдающихся мыслителей прошлого (Аристотель, Конфуций и др.). Научное обоснование этой цели было сделано в XIX веке. Необходимость всестороннего развития личности обусловлена высоким уровнем требований социально-экономического развития к личностным качествам, а также потребностью самого человека в развитии своих задатков с целью выживания в условиях борьбы за существование в быстро меняющемся мире.
В истории педагогики и образования выделялись разные подходы к определению сущности данной цели. В настоящее время она ориентирует на всестороннее развитие задатков и способностей ребенка, раскрытие его творческих возможностей, формирование общественно и личностно значимых качеств.
Конкретно-историческая цель – это цель, сформулированная с учетом особенностей конкретного исторического этапа развития общества. В настоящее время она направлена на формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Целеполагание не первично в организации человеческой деятельности.
Первичность цели — это лишь одна из точек зрения, а не абсолютная истина.
В XX веке учение о цели считалось идеалистическим учением и критиковалось, философы марксизма больше интересовались классовыми интересами, а не целями. Но были и иные точки зрения, которые подтверждают свою актуальность в современное время.
Целеполагание можно рассматривать как непрерывный процесс. Неотождествленность цели и реально достигнутому результату становятся основой для переосмысления, возвращения к тому, что было, поиска нереализованных возможностей с позиции итога и перспектив развития педагогического процесса. Это ведет к постоянному и бесконечному целеполаганию. Надо отметить, что учение о цели настолько масштабно, что породило много развитых и совершенных философских систем, но не одна из этих систем не решила вопрос о цели и о целесообразности окончательно.
Целеполагание является идеальным мысленным предвосхищением результата какой-либо деятельности, главным мотивационным компонентом для человека. С одной стороны, цель имеет черты несбыточного, нереального — идеализированного результата, к которому возможно только стремится, с другой — цель может быть чем-то весьма реальным, достигаемым и планируемым. В педагогике под целью воспитания следует понимать заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовки подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы.
Вообще, равновесие на оси «человек-общество» на уровне целей достигается корректировкой в соответствии с динамикой развития общества. Общество в своем развитии постоянно как бы «обгоняет» воспитание и образование, подталкивает их к научному переосмыслению, а затем и к реформированию. Задача педагогической деятельности на каждом этапе – установление соответствия воспитания уровню развития общества по всем основным и надстрочным направлениям и параметрам, когда цели, содержание, методы и формы педагогической деятельности зависят не только от потребностей, но и от возможностей общества, от условий, в которых протекает этот процесс.
Во все времена проблема постановки цели воспитания является актуальной, она очень зависима от государственной и национальной принадлежности, она показатель общественного благоустройства.
Януш Корчак в книге «Как любить ребенка» писал: «Ребенок — папирус, убористо заполненный мелкими иероглифами, ты сумеешь прочесть лишь часть их, некоторые же тебе удастся стереть либо вычеркнуть и наполнить своим содержанием. Страшный закон. Нет, прекрасный. В каждом твоем ребенке он кует первое звено в бессмертной
цепи поколений». Какой глубокий смысл в словах, какое содержание — философия взращивания и воспитания, философия образования. Не все мы можем постигнуть в этом мире, не всего можем достигнуть, проживая свой путь, но главное наше предназначение – дети, наша ноша, наше настоящее, наше будущее.
К. Д. Ушинский говорил о воспитании, как о целенаправленном педагогическом процессе «управления личностью», цель которого – подготовить человека к жизни и активной трудовой деятельности, умеющего сочетать свои интересы с интересами общества, своего народа и всего человечества. Константин Дмитриевич подчеркивал важность целеполагания в педагогике («О пользе педагогической литературы», «Опыт педагогической антропологии», «Проект учительской семинарии», «Родное слово»).
Жизнь все настойчивее ставит задачу пересмотра характера взаимодействия педагога с детьми в педагогическом процессе.
Сегодня педагогами называют людей, имеющих соответствующую подготовку и профессионально занимающихся педагогической деятельностью, то есть вопросами воспитания, обучения и образования. И, соответственно, цель сегодняшнего педагога резко отлична от цели «детоводителя».
Любая из сфер бытия человека подвержена сегодня существенным трансформациям. Радикальные изменения претерпевает и сфера мышления, и, прежде всего, основания и содержания образования. Адекватное решение жизненно важных вопросов во многом зависит от того, в какой мере и на какой социальной основе люди смогут обеспечить управление общественной жизнью, какими ценностными и, в частности, целевыми критериями будет руководствоваться человечество. Все это делает актуальным изучение критериев выбора социальных целей, оценки эффективности человеческой деятельности и в связи с этим — философский анализ сущности целеполагания и деятельности человека вообще, и, прежде всего, в сфере образования. Все эти процессы сопровождаются многообразными инновациями в сфере теории и практики образования, порождая тем самым необходимость общего анализа и сопоставления различных, а зачастую и противоположных по своим глубинным философским основаниям методологических установок, используемых в решении проблем и задач современного образования.
На выработку целей воспитания влияют следующие факторы:
- потребности детей, родителей, педагогов, образовательного учреждения, социального окружения, общества в целом;
- социально-экономические условия и условия образовательной организации;
- особенности детского коллектива, индивидуальные и возрастные особенности обучающихся.
Источниками целеполагания всегда являются: педагогический запрос общества – родитель-ребенок-педагог.
В истории педагогики были разные подходы и всегда будут разные подходы к определению сущности данной цели. В настоящее время она ориентирует на всестороннее развитие задатков ребенка, раскрытие его творческих возможностей, формирование общественно и личностно значимых качеств. В настоящее время она направлена на формирование гражданской ответственности и правового самосознания; духовности и культуры; инициативности, самостоятельности; толерантности; способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Личная (индивидуальная) цель отражает потребности каждой отдельной личности в саморазвитии. Ориентируясь на педагогические запросы общества, потребности ребенка и его родителей, собственные возможности, педагог организует целеполагание.
Цель деятельности воспитателя (родителя) конкретизирует обозначенные цели с учетом особенностей воспитанника (ребенка), личного опыта и возможностей конкретной образовательной организации (семьи).
Личная (индивидуальная) цель отражает потребности каждой отдельной личности в саморазвитии.
Ориентируясь на педагогические запросы общества, потребности ребенка и его родителей, собственные возможности, педагог организует целеполагание.
Выделяют свободное, жесткое и интегрированное целеполагание.
- При свободном целеполагании организуется совместное (педагог и воспитанники) конструирование, определение целей воспитания.
- При жестком – цели и программа действий задается школьникам самим педагогом.
- При интегрированном целеполагании цели могут быть заданы извне педагогом, а программа действий по их достижению определяется совместно.
Педагогическое целеполагание включает следующие этапы:
1) диагностика учебно-воспитательного процесса и анализ его результатов;
2) проектирование педагогом воспитательных целей и задач;
3) организация коллективного целеполагания;
4) уточнение целей и задач, внесение корректив, составление программы педагогических действий.
Целеполагание предполагает выделение перспективных и промежуточных целей (А.С.Макаренко определял эти цели как близкие,
средние и дальние перспективы), а также постановку конкретных воспитательных задач как путей их достижения. Для того чтобы учебно-воспитательные цели достаточно полно отражали специфику педагогического процесса, в их формулировке должны в явном виде отображаться деятельность педагога как организатора деятельности обучающихся, деятельность самих обучающихся и тот объект, на который направлена деятельность обучающихся.
Планирование можно рассматривать как систему мероприятий по достижению заранее поставленной цели, оно основано на достоверных знаниях о возможных будущих ситуациях и событиях, о способах и методах соединения цели со средствами. Соотношение между целеполаганием и планированием имеет диалектический характер. Целеполагание предшествует планированию, оно задает направленность и общий характер планирования, планирование конкретизирует и уточняет целеполагание с учетом объективных условий.
На начальных этапах планировании важно:
- сконцентрировать внимание на действительно значимых моментах;
- самоопределиться с собственными целями;
- определить направления, по которым следует двигаться, и совершаемые при этом действия;
- исключить сомнения и тревогу;
- повысить уровень мотивации на успешное достижение цели;
- определить действия, которые необходимо выполнить для достижения результата;
- эффективно применять имеющиеся навыки и ресурсы;
- обрести уверенность в правильности собственных действий.
На практике правильная постановка цели зачастую является довольно трудной задачей не только для ребенка, но для родителя, педагога. Любая деятельность может быть обречена на провал, если неверно поставлены задачи для достижения результата.
Рекомендации.
- При мотивировании ребенка к правильному целеполаганию необходимо привести примеру успешных людей, которые достигли хороших результатов в своей деятельности, потому, что умели правильно ставить цели.
- Ребенок, родитель, педагог должен быть объективен в оценке собственных человеческих ресурсов, которыми он обладает для достижения поставленной цели.
- Родитель, ребенок, педагог всегда могут получить профессиональную психолого-педагогическую помощь в понимании себя, осознании собственных ресурсов, вариативности своего развития и компенсационных возможностях.
- При целеполагании родителя, ребенка и педагога стремление к гармонии, позитивной и обоюдно важной деятельности является залогом успешной
- реализации поставленной цели. Важно учитывать, что ценностно-потребностная сфера личности представляет собой систему формальных
общественных ценностей, наполненную индивидуальными потребностями. Личность комфортно чувствует себя в данном социуме, если ее индивидуальная потребностная структура бесконфликтно встраивается в систему «общественных ценностей», в противном случае вероятно возникновение внутриличностного конфликта.
- Задача родителей заключается в том, чтобы через внутрисемейное взаимодействие, в первую очередь детско-родительские отношения, влиять на формирование ценностно-потребностной сферы личности с младшего возраста ребенка, когда он еще не имеет самостоятельной среды жизни, не приобрел отдельного самостоятельного образа жизни и деятельности. Это поможет научить ребенка ставить перед собой цели и достигать их.
Истинный показатель цивилизации — не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитываемого страной.
Ральф Уолдо Эмерсон
С. Е. Афанасьева, социальный педагог
Целеполагание — e-xecutive.ru
Что такое целеполагание?
Целеполагание – это определение и установка целей, в какой-либо деятельности. В менеджменте – один из важных этапов стратегического бизнес-планирования. Термин на английском языке: targeting. Цель – это четкое представление о требуемом результате. Правильно поставленная цель задает критерии для ее идентификации, то есть дает возможность обоснованно ответить на вопрос – достигнута цель или нет. Различают краткосрочные и долгосрочные цели, цели компании во внешней (продукция, клиенты, конкуренты) и во внутренней среде, связанные с производством, персоналом. Исходными пунктами для постановки той или иной цели могут выступать Миссия, Видение, ценности компании, принцип отношений с конкурентами, проблемы компании, потребности компании.
Определение видения и миссии компании предшествуют целеполаганию. Но отправной точкой в постановке целей является положение компании. Положение здесь и сейчас — для краткосрочных целей. Положение в будущем — для долгосрочных целей — которое не следует путать с видением и миссией. Анализ положения компании соединяет в одно целое представления о внутренних и внешних возможностях, учитывая их ограничения.
Принцип построения
Для построения целей в менеджменте используется известный принцип из общественных наук – так называемое дерево целей, схожее с пирамидой потребностей Маслоу. Вершина в данном случае – это общая цель компании. Формирование следующих уровней складывается таким образом, чтобы обеспечить достижение целей более высокого уровня. Каждый такой уровень пирамиды-дерева описывает не способ достижения цели, а конкретный конечный результат, выраженный каким-либо показателем. В любом случае, иерархия целей напрямую связана со структурой предприятия и с ее особенностями.
Также применяется методика ССП (Сбалансированная система показателей) Каплана – Нортона. Ее используют как мелкие предприятия, некоммерческие организации, так и целые города.
Пример успешной многолетней реализации метода ССП – город Шарлотт в штате Севеная Каролина (США)
В начале проекта стратегии здесь указаны цели, которые город Шарлот намерен достич:
— быть самым безопасным большим городом Америки
— самым процветающим городом для каждого его жителя
— стать городом впечатляющих небоскребов
— первым городом, интегрирующим использование пространства и альтернативы транспорту
— быть эко-городом.
Методы оценки эффективности
Правильность поставленных целей в проектном менеджменте проверяют методами SMART (Specific Measurable Accepted Realistic Timely) и ССП-BSC (сбалансированная система показателей — Balanced Scorecard).
SMART – критерий точного определения целей в процессе целеполагания.
S Определенный. Цели должны быть точно определены, описаны.
M Измеримые. Цели должны поддаваться оценке (Критерии оценки целей).
A Принятие. Цели должны быть приняты теми, кто эти цели должен достигать (достижимость, привлекательность, взыскательность).
R Реализуемость. Цели должны быть достижимы (Варианты в английском языке: Result-oriented – ориентированные на результат, а не на усилия; Real – реальны, достижимы; Relevant – релевантные, адекватные текущим внешним и внутренним условиям).
T Ограниченность во времени. Цели должны относиться к конкретным временным рамкам (должен быть составлен план, когда, какая цель должна быть реализована).
ССП-BSC-концепция переноса и декомпозиции стратегических целей для планирования операционной деятельности и контроль их достижения, механизм взаимосвязи стратегических замыслов и решений с ежедневными задачами, способ направить деятельность всей компании на их достижение. BSC разработана на основе выводов исследования, проведенного в начале 1990-х годов профессором Harvard Business School Робертом Капланом (Dr. Robert S. Kaplan) и президентом консалтинговой фирмы Renaissance Solutions Дэвидом Нортоном (David P. Norton). На уровне бизнес-процессов контроль стратегической деятельности осуществляется через так называемые ключевые показатели эффективности (КПЭ), в английском варианте – Key Performance Indicator (KPI). KPI являются, по сути, измерителями достижимости целей, а также характеристиками эффективности бизнес-процессов и работы каждого отдельного сотрудника. В этом контексте ССП является инструментом не только стратегического, но и оперативного управления. Методология BSC позволяет перевести стратегию на уровень операциональной деятельности компании. Правильное применение методологии позволяет решить следующие задачи:
1. Установление конкретных параметров стратегических целей: стратегических показателей с их численными значениями – KPI (key performance indicators), причинно-следственных связей между целями, связей между стратегическими показателями, сроков достижения стратегических целей;
2. Распределение между должностными лицами компании ответственности за достижение стратегических целей;
3. Определение инструментов достижения стратегических целей.
Однако полновесное применение методологии требует существенных ресурсов. Разработка системы BSC при наличии в компании специализированного подразделения может занять более двух месяцев. При этом требуется серьезный контроль качества результатов. Трудоемкость и сложность разработки часто отталкивает руководство компаний от применения методологии BSC.
Когда менеджер решает, какие сферы должны охватывать цели, он не должен ограничиваться одной сферой, а направлять их сразу на несколько. Независимо от специфики сферы, для которой менеджер ставит цель, необходимо учитывать:
1. Цели затрагивают верхушку организации. Если высшее руководство не имеет ясных целей, нижние уровни организации теряют направление, и люди на этих уровнях могут предположить, что постановка целей сама по себе не важна.
2. Цели имеют ясную формулировку и все члены организации знакомы с ними. Подчиненные часто не имеют достаточного представления о целях, и это ведет к тому, что миссия, которая наполняет работу смыслом и значением, становится второстепенной. Менеджеры должны систематически напоминать людям ключевые цели организации, задавая вопросы: «Для чего мы работаем? Что является целью этой организации? На чем она фокусирует свое внимание?»
3. Каждый человек, рабочая группа или единица в организации имеют, по меньшей мере, одну ясную, понятную и регулярно контролируемую цель.
Не назначайте кому-либо больше, чем 6-9 целей одновременно. Перегрузка подчиненных слишком большим количеством целей рассеивает их усилия и подрывает их эффективность.
Мотивация в целеполагании
Люди всегда лучше мотивированы, когда они понимают свою роль в достижении значимых результатов». Поэтому ясное понимание миссии и смысла деятельности организации, ясный вектор стратегического развития (видение, намерения, приоритеты), понятная визуализация стратегии организации и ее бизнес-единиц, общий язык общения, а также своего вклада в общее дело являются вдохновляющим фактором. Но также не надо забывать о материальном и нематериальном поощрении, связанном с достижением поставленных целей.
Ссылки
- А у Вашего бизнеса есть стратегическая карта?
- Все идет по плану
- Строим стратегическую карту бизнеса
- Подход к построению эффективного управления
Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь
Целеполагание.Как правильно ставить цели.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ НА УРОКЕ
Автор-составитель: Авдеева С.А., методист отдела образования
Целеполагание на уроке
Цель обучения — это системообразующий компонент процесса обучения, от поставленной цели зависит выбор остальных компонентов процесса, их согласование между собой, установление таких связей, которые обеспечивают целостность и оптимальность самого процесса и его результатов.
В научной литературе наиболее распространены следующие понятия целей:
1) предвосхищаемый результат деятельности;
2) предметная проекция будущего;
3) субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека.
Под целью в образовании следует понимать предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен быть реальным, конкретным.
Целеполагание является проблемой современного урока.
В чем суть проблемы?
Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела идет подмена целей урока средствами их достижения. Приведем пример: на уроке географии, посвященном «Великим географическим открытиям», учитель показал целый фейерверк педагогических приемов, все дети были вовлечены в работу, урок хорошо оснащен наглядностью. Вот только осталось неясным: а какой вывод сделали о значении открытий ученики?
Формальный подход при постановке цели. Расплывчатость и неопределенность спроектированных учителем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками.
Завышение цели. По масштабу цели можно разделить на локальные и глобальные. Традиционно на уроке ставится глобальная цель, т.е. цель которую невозможно достичь за один урок. Стратегические, глобальные цели образования изложены в законе РФ «Об образовании», в Национальной доктрине образования, в Концепции модернизации российского образования и других документах. Они диктуются требованиями общества, государства, Глобальные цели — это ориентиры человеческой деятельности. Например, «интеллектуальное развитие учащихся», «овладение знаниями, необходимыми для практической деятельности». Если цель связана с конкретным уроком — это локальная цель. Диагностичность цели означает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли эта цель.
Постановка собственной цели учителя. Учащиеся цель не ставят, поэтому им может быть на уроке не интересно.
В педагогике целеполагание — это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.
Цель — это то, к чему стремятся, что надо осуществить. На уроке ставятся обучающая (образовательная), воспитывающая и развивающая цели.
Цели должны быть:
Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.
Конкретные.
Понятные.
Осознанные.
Описывающие желаемый результат.
Реальные.
Побудительные (побуждать к действию).
Точные.
Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать», « понять».
Модель выпускника задает ведущие функции обучения, отражающиеся в его целях: обучающую; развивающую; воспитывающую.
Обучающая функция заключается в формировании общей, предметной и надпредметной компетентности обучающегося на основе усвоения им в процессе обучения системы научных знаний, умений и навыков. Система знаний формируется по каждой дидактической единице учебного материала в соответствии с требованиями стандарта образования к уровню подготовки обучающегося.
Развивающая функция обучения проявляется в его направленности на развитие интеллектуальной, эмоциональной и физической сферы личности обучающегося в процессе познания, решения учебных задач, управления своей учебной деятельностью (в целеполагании, рефлексии). Особенностью реализации развивающей функции становится постановка и решение в процессе обучения специальным дисциплинам развивающих задач, ориентации на учебную деятельность обучающихся, организация учебной деятельности на основе наиболее эффективных, с точки зрения их интеллектуальной и творческой эффективности теории и технологии: теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперина), проблемного обучения (А.Н. Матюшкина, М.И. Махмутов), теории учебной деятельности и развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин).
Воспитывающая функция заключается в реализации воспитательного потенциала процесса обучения, направленного на социализацию и профессионализацию личности специалиста, становление его как носителя общей и профессиональной культуры. Воспитанность человека определяется, прежде всего, системой его отношений к миру и к самому себе, проявляющихся в ценностных ориентациях, установках, взглядах, мировоззрениях, а следовательно, в потребностях и интересах, целях и мотивах деятельности. Таким образом, воспитательная функция обучения обеспечивает формирование надпредметных качеств.
Вышеназванные функции обучения находят отражение в постановке преподавателем триединой цели обучения: дидактической, развивающей и воспитывающей. Все три цели обеспечивают реализацию образовательной цели обучения.
Обучающие цели
урока включают в себя овладение учащимися системой знаний, практическими умениями и навыками
В обучающей цели необходимо формировать цели соответствующие всем этапам урока:
Этап изучения нового материала:
«Изучить…» 1 урок;
«Объяснить …»;
«Дать понятие о …» 2 урок;
«Ознакомить…»;
«Формировать…».
Этап совершенствования и закрепления ЗУН:
«Закрепить знания (умения) учащихся …»;
«Усовершенствовать умения …. Знания, навыки…»;
«Формировать навыки учащихся…»;
«Расширить знания учащихся…»;
«Углубить знания учащихся…».
Этап повторения и обобщения учебного материала:
«Повторить …»;
«Обобщить…»;
«Систематизировать знания, умения…», «Привести в систему…».
Этап контроля:
«Проверить..»;
«Оценить..».
Обучающая цель должна указывать на каком уровне усвоения формируются ЗУН.
Эта цель предполагает формирование и развитие у учащихся интеллектуальной и индивидуальной сферы личности. Содержание учебного материала в эту цель попадать не должно. При формулировке цели нельзя использовать глаголы совершенного вида (что сделать?) Для постановки обучающих целей рекомендуется использовать глаголы, указывающие на действие с определенным результатом:
«выбрать»,
«назвать»,
«дать определение»,
«проиллюстрировать»,
«написать»,
«перечислить»,
«выполнить»,
«систематизировать»…
Формулировка развивающей цели:
Приведем пример: урок истории по теме «Реформы Петра I». Учитель поставил цели:
1.Разъяснить учащимся, что реформы Петра I привели к укреплению царской власти.
2.Раскрыть прогрессивный характер петровских преобразований.
3.Формировать оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений определенного исторического периода.
Эти цели учитель поставил для себя, а не для учащихся. Они описывают процесс урока. Совершенно не ясно, как он будет достигать результата.
Вместо этого учебные цели должны звучать так:
1.Выберите государственные реформы, проведенные Петром I.
2.Сгруппируйте обычаи, выделив существовавшие до Петра I и введенные им.
3.Укажите не менее 6 признаков, характеризующих реформы Петра I.
Названные цели измеряемы, конкретны и понятны.
На каждом уроке должна быть поставлена и воспитывающая цель.
Воспитывающие цели
способствуют: воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу учения; формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретению опыта адекватного поведения в любом обществе.
Воспитательная работа на уроке должна планироваться самым тщательным образом. Формулировка воспитательных целей должна быть также конкретной. Могут быть использованы следующие формулировки при постановке воспитательной цели:
вызвать интерес,
пробудить любознательность,
пробудить интерес к самостоятельному решению задач,
побудить учащихся к активности,
выразить свое отношение…
прививать, укреплять… навыки.
Эта цель предполагает формирование у учащихся социально – психологических и морально – нравственных качеств личности:
— воспитывать мировоззрение учащихся;
— — воспитывать коллективизм, дружбу и готовность к социальному общению;
— воспитывать дисциплинированность добросовестность, ответственность, инициативность, нормы и правила поведения в учебном заведении;
— воспитывать морально – нравственные качества;
— формировать у учащихся экологическую культуру, экономическую культуру, эстетическую культуру, физическую, патриотическую культуру.
На уроке должна быть поставлена и развивающая цель.
Развивающие цели содействуют: формированию общеучебных и специальных умений; совершенствованию мыслительных операций; развитию эмоциональной сферы, монологической речи учащихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры; осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом — становлению и развитию личности.
Например:
учить сравнивать,
учить выделять главное,
учить строить аналоги,
развивать глазомер,
развивать мелкую моторику рук,
развивать умение ориентироваться на местности.
Развитие рациональных приемов мышления
-развивать умение учащихся анализировать; развивать умение учащихся сравнивать; систематизировать, классифицировать, обобщать, устанавливать причину следственной связи, абстрагировать (составлять технологическую карту), делать выводы.
Развитие различных видов мышления
-развивать логическое мышление учащихся, образное мышление, творческое мышление, техническое, технологическое, теоретическое, художественное, абстрактное.
Развитие конкурентоспособности личности, формирование качеств конкурентоспособности
— развивать интерес к предмету, умение работать с учебной (справочной) литературой, навыки ведения конспекта, умение вести рабочую тетрадь, стремление к самосовершенствованию.
Развитие познавательных процессов
— развивать внимание учащихся, воображение, восприятие, память, речь.
В цели необходимо проектировать деятельность учителя и учащихся.
Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.
Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.
Цели должны быть достаточно напряженными, достижимыми, осознанными учащимися, перспективными и гибкими, то есть реагирующими на изменившиеся условия и возможности их достижения. Но это не является гарантией высокой результативности урока. Необходимо еще определить, как и с помощью чего они будут реализованы.
Даже самая совершенная система целей обучения мало поможет практике, если учитель не будет иметь правильного представления о путях достижения этих целей через деятельность учащихся, последовательность выполнения ими отдельных действий.
Умение согласования целей субъектов деятельности (учителя и ученика) является одним из критериев педагогического мастерства. При этом важно обеспечить ее понимание и принятие учащимися как собственной, значимой для себя. Традиционно учитель в начале урока называл его тему и четко проговаривал цель, что сразу предполагало субъектно-объектные отношения, при которых цель – прежде всего получение знаний.
Современная педагогика требует умения осознавать и другие цели. Для этого необходимо учить детей выделять главное, то есть выбору целей обучения. Что же можно сделать, чтобы цель стала осознанной?
Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель. Все приемы целеполагания классифицирую на:
1. Визуальные:
Тема-вопрос
Работа над понятием
Ситуация яркого пятна
Исключение
Домысливание
Проблемная ситуация
Группировка.
2. Аудиальные:
Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью приемов целеполагания.
Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.
Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание.
Обязательными условиями использования перечисленных приемов является:
– учет уровня знаний и опыта детей,
– доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
– толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,
– вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.
Некоторые приемы целеполагания
Тема-вопрос
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъек-субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.
Например, для темы урока «Как изменяются имена прилагательные?» построили план действий:
Повторить знания об имени прилагательном.
2. Определить, с какими частями речи сочетается.
3. Изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными.
4. Определить закономерность изменений, сделать вывод.
Это сформулированы конкретные учебные цели.
Работа над понятием
Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в «Толковом словаре». Например, тема урока » Спряжение глаголов». Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков «Словосочетание», «Прямоугольник».
Подводящий диалог
На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.
Ситуация Яркого пятна
Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.
Например, тема урока в 1 классе «Число и цифра 6».
Группировка
Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: «Почему имеют такие признаки?» будет задачей урока.
Например: тему урока «Мягкий знак в именах существительных после шипящих» можно рассмотреть на классификации слов: луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь. Урок математики в 1 классе по теме «Двузначные числа» можно начать с предложения: «Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9.
Исключение
Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.
Первый вид. Повторяется основа приема «Яркое пятно», но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.
Например, тема урока «Дикие животные».
Второй вид. Задаю детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее.
Например, Окружающий мир в 1классе по теме урока «Насекомые».
– Прослушайте и запомните ряд слов: «Собака, ласточка, медведь, корова, воробей, заяц, бабочка, кошка».
– Что общего во всех словах? (Названия животных)
– Кто лишний в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.
Домысливание
1. Предлагается тема урока и слова «помощники»:
Повторим
Изучим
Узнаем
Проверим
С помощью слов «помощников» дети формулируют цели урока.
2.На урок русского языка по теме «Будущее время глаголов» предлагаю детям ряды слов:
Играть – играл – играю –…
Читать – читал – читаю –…
3. Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания. Для урока математика по теме «Порядок арифметических действий в выражениях со скобками» предлагаю детям ряд выражений и ставлю вопрос: «Что объединяет все выражения? Как провести вычисление?».
(63 + 7)/10
24/(16 – 4 * 2)
(42 – 12 + 5)/7
8 * (7 – 2 * 3)
Проблемная ситуация (по М.И.Махмутову).
Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:
– Самостоятельное решение
– Коллективная проверка результатов
– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
– Постановка цели урока.
Например, на урок математика по теме «Деление на двузначное число» для самостоятельной работы предлагаю ряд выражений:
12 * 6 14 * 3
32 : 16 3 * 16
15 * 4 50 : 10
70 : 7 81 : 27
Проблема предыдущего урока
В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.
Например, на уроках русского языка и литературы можно употребить множество приемов целеполагания, которые подсказаны методической литературой (вставить буквы, слова, знаки; найти ключевые слова, ошибки; собрать текст, восстановить; составить собственный текст, привести примеры, составить план, алгоритм и т.д.). Вот некоторые из таких приемов целеполагания.
«На запоминание и воспроизведение»
— Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей.
— Отсроченная отгадка. Используя работу над изучением этимологии слова, «говорящих фамилий», можно применять этот прием. В конце одного из уроков по числительному можно задать вопрос: «Какое числительное буквально значит «тысячища»? «нце одного из уроков по числительному можно задать вопроси слова, «вится удивительным. как удивительное. тодической литерату» Следующий урок нужно начать с ответа на этот вопрос.
«На понимание и синтез»
—Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. На уроках литературы фантастическая добавка актуальна в таких заданиях: написать письмо литературному герою; сочинить письмо одного литературного героя к другому; представить, что встретились с героями перед дуэлью; рассказать от лица Лизы о судьбе Софьи Фамусовой.
«На понимание и применение»
— Лови ошибку! Этот прием позволяет учителю проверить знание деталей литературного произведения, литературоведческих терминов, а ребенку осознать важность внимания.
— Практичность теории. Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам. Например, ситуация: с вопросом «чье имя носит улица?» к учащимся обратились иностранцы. Так в пятом-шестом классе можно начать разговор о жизни и творчестве писателя.
Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.
Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.
Источники информации
1.Технология целеполагания урока. Г.О.Аствацатуров. Волгоград, издательство «Учитель», 2008.
2. Подходы к целеполаганию на уроке информатики. http://www.eidos.ru.
3.Формирование навыка целеполагания. http://www.gimnazy161.ru.
4.Каким должен быть современный урок. http://www.it-n.ru.
5.Активизация мыслеречевой деятельности деятельности учащихся на этапе урока «Постановка учебной задачи». http://www.festival.1september.ru.
6.Целеполагание при проектировании урока. http://nmc,nevarono.ru.
Процесс постановки целей | 5 проверенных и проверенных шагов с шаблонами
Насколько вы взволнованы, когда ставите цели на новый год? Если бы только это волнение длилось достаточно долго, чтобы подтолкнуть вас к достижению этой цели — хотя бы раз!
Может быть, цели, которые вы ставите, часто слишком общие или нереалистичные. Возможно, вы поняли, что это не та цель, которую вам следовало отдавать в первую очередь.
Что ж, хорошая новость в том, что есть способ преодолеть все эти проблемы и поставить цель, которую вы на самом деле будете выполнять до конца.
В этом посте мы шаг за шагом проведем вас через правильный процесс постановки целей. Таблицы и шаблоны для постановки целей находятся внизу сообщения, и вы можете использовать их сразу же, чтобы начать планировать свои цели.
Что такое постановка целей и почему это важно?
Будь то в личной или на работе, «цели» — это слово, которое мы часто слышим. Но что это такое? Давайте сделаем паузу и посмотрим.
Гол — это желаемый результат.А постановка цели — это процесс определения желаемого результата и планирования того, как его достичь в установленные сроки. Или, проще говоря, постановка целей — это планирование на будущее.
Есть 3 типа целей, и цели, которые вы ставите, могут принадлежать одной или двум из этих категорий.
- Цели по времени — краткосрочные цели, для достижения которых требуется меньше времени, и долгосрочные цели, которые требуют значительно больше времени, попадают в эту категорию.
- Целенаправленные цели — этот тип целей обычно является долгосрочным и включает в себя достижения, изменяющие жизнь, и необходимость изменить различные области жизни.Например, открытие собственного дела. Это может потребовать от вас найти соответствующие деньги, научиться управлять бизнесом и так далее.
- Тематические цели — этот тип целей относится к определенной области вашей жизни. Это может быть связано с каким-либо аспектом вашей карьеры, финансов или личной жизни. Например, накопить достаточно денег, чтобы купить новый дом.
Цели полезны для определения направления того, что вы делаете. Это помогает вам определить, что вам нужно сделать для достижения вашей цели.
Более того, это помогает вам правильно организовать свое время и ресурсы. В контексте команды это играет важную роль в том, чтобы держать всех на одной странице.
И тот, кто действительно следует процессу постановки целей, будет более мотивирован и привержен достижению своих целей, чем тот, кто этого не делает.
Процесс постановки целей
Часто мы отказываемся от наших целей, прежде чем достигнем финиша. Если мы действительно сделаем все возможное, чтобы следовать правильному процессу постановки целей, мы действительно можем повысить наши шансы на достижение нашей цели.
Мы перечислили ниже шаги, которые вам необходимо предпринять, и вы поймете, что на самом деле это не займет много времени.
Шаг 1. Запишите свои цели
Не кажется ли это лишним шагом? В конце концов, зачем вам это записывать, если вы можете просто запомнить.
Вопреки тому, что вы думаете, запись ваших целей дает вам нечто осязаемое, что-то, на что можно сесть, посмотреть и определить, действительно ли это стоит вашего времени.
Записывая свои цели, подумайте о том, чего вы действительно хотите достичь и почему вы хотите этого достичь.И также установите сроки завершения и оценки.
Этот шаг поможет вам расставить приоритеты для ваших целей. По мере того, как вы их записываете, у вас будет возможность оценить, какая цель более важна, а какая может подождать, и спланировать соответственно.
Шаг 2. Примените SMART
Теперь, когда вы выбрали цель, которую хотите преследовать, пора убедиться, что она соответствует критериям SMART. Убедитесь, что это так,
Конкретный — Ваша цель должна быть четкой с четко определенными границами.Он не должен быть расплывчатым или общим. Например, цель «Я хочу сэкономить 100 долларов до конца этого месяца» более конкретна, чем «Я хочу сэкономить деньги».
Измеримый — Как вы оцениваете свой успех после достижения своей цели? Добавляйте измеримые элементы, такие как даты, суммы, проценты и т. Д., Когда вы определяете свою цель.
достижимо — Есть ли у вас опыт, деньги, время или ресурсы для достижения этой цели? Важно убедиться, что поставленная вами цель действительно достижима и не слишком далеко от вас.Но это не значит, что вы должны ставить цели, которых легко достичь. Установление сложных (но реалистичных) целей на самом деле сохранит вашу мотивацию и приверженность.
Релевантно — Согласуется ли эта цель с остальным? С вашей карьерой? Ваша личная жизнь? Вам нужно остановиться и подумать, сможете ли вы в конце концов извлечь из этого что-то полезное.
Зависит от времени — Ваши цели должны иметь сроки и быть реалистичными.Это создаст срочность и зарядит вас энергией для выполнения работы, не откладывая на потом.
Шаблон цели SMART (щелкните шаблон, чтобы отредактировать его в Интернете)
Шаг 3. Определите препятствия
Могут быть препятствия, которые могут сдерживать вас на пути. Может быть, вам не хватает опыта и знаний в определенной области, а может и нет денег. При распределении времени и планировании задач, которые вам необходимо выполнить, важно понять, как преодолеть эти проблемы.
Шаг 4: Создайте план действий
Кажется, шагов слишком много? Не волнуйтесь, вы почти готовы приступить к работе над своей целью — вскоре после создания плана действий.
Здесь вы определяете шаги, которые необходимо предпринять для достижения своей цели. Разве не стало бы легче, если бы вы точно знали, что делать?
Если вы поставили более сложную цель, вы можете разбить ее на более мелкие шаги и установить этапы, чтобы сделать ее более управляемой.
Используя план действий, вы можете видеть, что вам нужно делать каждый день, неделю или месяц до истечения срока. И не забудьте указать шаги, которые вам нужно предпринять, чтобы преодолеть препятствия, особенно если они требуют времени.
Шаблон плана действий для постановки целей (щелкните шаблон, чтобы отредактировать его в Интернете)
Шаг 5: Продолжайте следить за своим прогрессом
Не забывайте оценивать, как вы продвигаетесь к своей цели с течением времени. Вы отстаете или идете по графику? Если вы отстаете, обязательно пересмотрите свой план действий и добавьте необходимые шаги, чтобы наверстать упущенное.
Рабочий лист и шаблоны для постановки целей
Готовы ставить перед собой цели? Вот несколько полезных шаблонов для запуска вашего процесса. Просто щелкните шаблон, чтобы открыть его в редакторе Creately. Внесите необходимые изменения и загрузите их в формате PNG, SVG или JPEG. Или вы можете просто поделиться им с другими через безопасную ссылку для обмена файлами.
Рабочий лист постановки целей
Шаблон рабочего листа для постановки целей (Нажмите на шаблон, чтобы отредактировать его в Интернете)
Шаблон для постановки целей
Шаблон постановки целей (Щелкните шаблон, чтобы отредактировать его в Интернете)
Каков ваш процесс постановки целей?
Возможно, у вас уже есть процесс постановки целей, которым вы дорожите.Как вы думаете, вы можете улучшить его с помощью этих шагов? Поделитесь с нами своим мнением в разделе комментариев ниже.
,
6. Теория постановки целей — Психология 484: отношение к работе и мотивация работы
- Перейти к содержанию
- Перейти к панировке
- Перейти к меню заголовка
- Перейти к меню действий
- Перейти к быстрому поиску
пространства
люди
Быстрый поиск
Помогите
Онлайн помощь
Горячие клавиши
Feed Builder
Доступные гаджеты
О Confluence
Авторизоваться
PSYCH 484: Отношение к работе и мотивация работы
- страниц
- Блог
Ярлыки пространства
- Общие ссылки
- Списки файлов
Дочерние страницы
- Отношение к работе и мотивация к работе Главная — Kayla 002 Weaver (FA16 002 Weaver )
- 6.Теория постановки целей
- Пример из практики Осень 2016
- Пример из практики, осень 2011
- Пример постановки цели, осень 2012
- Пример из практики осени 2013
- Пример из практики осень 2014
- Команда осени 2015 1
- Пример постановки целей Исследование
- SP2013; Sec001; Группа 1 — Примеры использования Теории постановки целей
- Пример постановки целей, весна 2012 г.
- Весна 2014 г. Группа 1 — Пример из практики постановки целей
- Весна 2015 г. — Пример использования теории постановки целей
- Весна 2016: Теория постановки целей
- SU14 Команда 1 Теория целей
- Лето 2012 г. Пример постановки целей
- Пример лета 2013 г.
Еще 12 дочерних страниц
Имя
Логотип Сброс на логотип по умолчанию SaveCancel
Просмотр страниц
Инструменты ConfigureSpace
- инструменты
А т прицепы (14)
История страницы
ограничения
Информация о странице
Ссылка на эту страницу…
Просмотреть в иерархии
Просмотреть источник
Просмотр XML-кода каркаса
Экспорт в PDF
Экспорт в Word
.
Постановка целей
На этой странице вы узнаете все необходимое для постановки целей .
Что такое постановка целей?
Как вы думаете, где бы вы хотели быть через три года? Вы уверены в том, что ваша основная цель работает прямо сейчас? У вас есть четкое представление о том, чего вы собираетесь достичь к концу недели?
Если вы хотите добиться успеха в жизни, вы должны ставить правильные цели и понимать силу мотивации.При отсутствии четких целей вам будет не хватать направления и сосредоточенности. Постановка цели позволяет вам лучше контролировать направление вашей жизни; кроме того, он дает вам полезный критерий для определения того, насколько вы успешны.
Постановка целей — это четко определенный процесс, который включает в себя тщательное решение, чего вы собираетесь достичь, и разработку четкого плана достижения желаемых результатов. Настоящая проблема в большинстве случаев состоит не в том, чтобы понять, хотите ли вы достичь результата; скорее, это ваша готовность принять различные жертвы, необходимые для достижения вашей цели.Вы будете довольны образом жизни, который сопровождает новый квест? Готовы ли вы смириться с уродливыми и скучными процессами, которые предшествуют гламурному и захватывающему результату?
Прежде чем думать о их достижении, вы должны знать, как ставить перед собой цели в первую очередь. Недостаточно просто сказать, что вы чего-то хотите, и просто ожидать, что это произойдет. Процесс постановки целей начинается с тщательного обдумывания того, чего именно вы хотите достичь, и часто заканчивается большим количеством настойчивых усилий, чтобы действительно их достичь.Между ними есть ряд четко определенных шагов, которые обычно выходят за рамки конкретных деталей индивидуальной цели. Знание этих различных шагов поможет вам сформулировать цели, которых вы можете достичь, особенно если вы хотите знать, как получить мотивацию.
Выполните 4 шага, описанных ниже, чтобы установить свои жизненные цели.
1. Обдумайте свои жизненные цели
Лучше всего найти тихое место и провести мозговой штурм в течение десяти-пятнадцати минут. Если вы наткнулись на контрольно-пропускной пункт, прогуляйтесь или примите душ.Подумайте о вещах, которые важны для вас, или подумайте о нескольких вещах, которые были у вас на уме в последнее время. Вы можете ставить цели в разных сферах своей жизни, таких как карьера, друзья, семья, развлечения, учеба, путешествия, духовность, деньги и здоровье. Вот несколько идей, которые заставят вас задуматься. Составьте список всего, что приходит вам в голову.
2. Ставьте жизненные цели
Внимательно посмотрите на то, что вы записали во время мозгового штурма, и сузьте свой список до тех вещей, без которых вы не можете жить; это ваши цели.Затем проясните каждую цель, используя четко определенный результат и конкретную цель.
3. Разработайте план
Когда вы определились со своими целями, вашим следующим шагом будет разработка эффективного плана их достижения. Это должен быть пошаговый план действий, который поможет вам достичь этого. Ваши цели будут казаться менее пугающими или отталкивающими, если вы сконцентрируетесь на более доступных и небольших шагах, которые вам нужно предпринять.
4. Важность достижения целей в жизни
Жизненно важно понимать важность наличия целей в жизни, потому что они имеют решающее значение, если вы хотите достичь в жизни удивительных результатов.Вот несколько основных причин, по которым важно ставить цели в жизни:
целей двигают вперед
Если у вас есть письменная цель с установленным сроком, она предлагает вам над чем работать и что планировать. Записанная цель — это проявление вашего внутреннего желания или желаний и действует как напоминание о том, что вам есть над чем работать.
Есть знакомый паттерн, связанный с постановкой целей и работой над ними; вы часто замечаете что-то, взволнованы, стремитесь достичь этого и много работаете, но затем уровень вашей мотивации начинает снижаться.Однако наличие целей позволяет вам концентрироваться и визуализировать, что помогает вам соединиться с внутренними желаниями. Это, в свою очередь, дает вам мотивацию и вдохновение, необходимые для работы и сосредоточения в периоды, когда ваша приверженность или сосредоточенность могут начать ослабевать.
Цели превращают сложные задачи в управляемые действия
Как и у большинства людей, у вас могут быть огромные мечты, которые могут показаться недостижимыми. Легко и естественно почувствовать себя немного разочарованным, если вы хотите взобраться на гигантскую и, казалось бы, непреодолимую гору.
Однако правильная постановка целей поможет вам разбить огромные и устрашающие устремления на более достижимые и меньшие ступеньки. Планирование и работа над меньшими целями значительно упрощают разработку четкого плана действий, над которым вы можете немедленно приступить к работе. Кроме того, исследования показывают, что достижение меньших вех может обеспечить большее удовлетворение и мотивацию.
Цели делают вас ответственными
Если вы запишете ясные и точные цели и установите график их достижения, вы сможете пересмотреть свой путь в случае неудачи.Когда речь заходит о целях, которые вы поставили шесть месяцев, один год или даже пять лет назад, часто возникает что-то унизительное, и часто вы понимаете, что не достигли того, чего должны были сделать.
Это показатель того, что то, что вы пробовали, не сработало, и что вам нужно внести серьезные изменения, чтобы выполнить все, что вы поставили перед собой.
Цели помогают поверить в себя
Постановка жизненных целей — отличное средство для подпитки ваших амбиций. Речь идет не только о разработке плана для себя и привлечении к ответственности; Цели также дают вам необходимое вдохновение и веру в себя, чтобы стремиться к тому, что вы когда-то считали невозможным, и достигать его.
Если вы не замечаете, что делаете постепенный прогресс, ваши стремления и мечты — всего лишь смутные представления, которые витают в ваших мыслях
,
методов постановки целей | Малый бизнес
Постановка целей жизненно важна для ведения эффективного бизнеса. Поскольку 50 процентов малых предприятий терпят неудачу в течение первых пяти лет, очевидно, что многие новые владельцы бизнеса не ставят перед собой правильных целей, чтобы отслеживать свой первоначальный прогресс и выжить. Постановка целей помогает достичь финансовых целей, а также управлять ожиданиями роста. Правильные цели мотивируют сотрудников работать на вас усерднее и дадут неоценимую информацию о том, находятся ли клиенты на одной странице или нет.Бизнес-цели могут быть связаны с организацией, производительностью, экологической устойчивостью, рабочей средой, чистой прибылью, профессиональным развитием или маркетингом.
Методы постановки целей
Ставьте цели, которые являются «SMART» — конкретными, измеримыми, достижимыми, актуальными и своевременными. Конкретная цель будет звучать так: «Мы хотим заработать дополнительно 100 000 долларов в этом году», а не менее конкретная «Я хочу более высокую прибыль». Измеримая цель измеряется количеством или качеством, поэтому вы знаете, когда вы ее достигли.Достижимая цель реалистична по своей природе. У соответствующей цели есть эмоциональная связь, которая помогает с мотивацией, а у срочной цели есть крайний срок.
Ставить «ЖЕСТКИЕ» цели. По словам Марка Мерфи, автора книги «Сотни процентов: призовите своих сотрудников сделать все, и они дадут вам еще больше», лучшие цели — искренние, вдохновляющие, обязательные и трудные. Он говорит, что вы должны побуждать своих сотрудников «служить чему-то большему, чем они сами» в стиле Джона Ф. Кеннеди.ТРУДНЫЕ цели достаточно сложны, чтобы проверить возможности каждого, а также привести к личным достижениям.
Вовлекайте руководство и сотрудников в процесс постановки целей, чтобы они были более привержены достижению целей. Например, каждый менеджер должен выбрать цель из следующих категорий: обычные рабочие цели, такие как эффективная работа, меры контроля качества и расширение производства; цели решения проблем, ориентированные на конкретные проблемы; инновационные цели по созданию более совершенных продуктов или услуг; и цели развития, сфокусированные на приобретении навыков и предоставлении лучших возможностей личностного роста для сотрудников.Вы будете удивлены, какие новые возможности открываются перед вашими коллегами, когда вы просите их о помощи.
Запишите это и разложите по буквам. Раздавайте ежедневные памятки, чтобы все начали день с одной и той же страницы, имея в виду одни и те же краткосрочные и долгосрочные цели. В нем вы можете персонализировать цели для каждого члена команды или каждого отдела, чтобы разъяснить, что ожидается от людей. Вы можете обновлять прогресс, обсуждать лучших достижений, упоминать, когда будет следующая встреча, опубликовать мотивационную цитату или просто перечислить свои ожидания на день.
Отметьте свой прогресс. Самая приятная часть постановки целей — это наблюдение за успешным достижением краткосрочных целей и вычеркивание задач из вашего основного списка. Ежеквартальный отчет о проделанной работе показывает, на правильном ли вы пути. Например, если вы хотите сократить сверхурочную работу на 50 процентов, а к первому кварталу у вас будет только 15 процентов, вам нужно будет внести некоторые коррективы, чтобы восполнить утраченные позиции. Спросите себя: недостижимы ли наши цели? Мы упускаем из виду очевидные ограничения? Есть ли люди, которые не ставят перед этой целью все свои силы? Запишите все изменения как новые цели производительности.
.