Процессы социализации и их суть: Материал: Сущность процесса социализации личности. Стадии, факторы и институты социализации
Материал: Сущность процесса социализации личности. Стадии, факторы и институты социализации
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
1 Личность в системе общественных отношений 5
2 Сущность социализации личности 6
3 Факторы социализации 8
4 Стадии социализации 9
5 Институты социализации 12
6 Средства и механизмы социализации 16
Заключение 20
Список использованных источников 21
3
ВВЕДЕНИЕ
Процесс социализации играет важную роль в жизни каждой личности. На данном этапе человек становится полноценной личностью, для нормального функционирования в обществе.
Родившись, ребенок лишь биологическое существо. Уже с самого раннего детства родители закладывают в ребенке самые важные и необходимые качества, формируют характер, установки, ценности, шаблоны поведения, цели, ответственность и т.д. Данный процесс является социализацией.
- процессе социализации индивид становится личностью. Этот процесс протекает на протяжении всей жизни индивида.
Личность и общество находится в постоянном взаимодействии друг с другом. Общество передает социально-исторический опыт, опыт, установленные нормы, а личность это усваивает.
Объектом исследования является – личность как социальное существо.
Предметом работы является – социализация личности, стадии, факторы.
Целью работы является – рассмотреть сущность социализации личности, ее стадии, форм и институты социализации.
Задачи:
- Рассмотреть понятие «личность» в общественных отношениях;
- Изучить сущность социализации личности;
- Рассмотреть стадии, формы, институты социализации личности.
4
1 ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ
ОТНОШЕНИЯХ
Человек — существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как начинает говорить. Будучи частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Социализация — процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.
Личность – понятие многогранное. Оно входит в категориальный аппарат многих гуманитарных дисциплин, широко распространено в литературных и обыденных языках. «Личность» – это я.
- очки зрения многих авторов, человек как личность существует в пространстве социальных отношений, проявляется через различные формы социального поведения. Человек как личность может быть описан и понят с помощью специфических понятий, как роль, позиция, а также ценностные ориентации, личные выборы, самостоятельность и ответственность, личное слово, кодекс чести, достоинство личности.
Все разнообразие социального бытия человека, бытия в качестве субъекта социальных отношений, традиционных отношений, традиционно сводится к двум понятиям: социализация и социальной установки.
Материал: Сущность процесса социализации личности. Стадии, факторы и институты социализации
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
1 Личность в системе общественных отношений 5
2 Сущность социализации личности 6
3 Факторы социализации 8
4 Стадии социализации 9
5 Институты социализации 12
6 Средства и механизмы социализации 16
Заключение 20
Список использованных источников 21
3
ВВЕДЕНИЕ
Процесс социализации играет важную роль в жизни каждой личности. На данном этапе человек становится полноценной личностью, для нормального функционирования в обществе.
Родившись, ребенок лишь биологическое существо. Уже с самого раннего детства родители закладывают в ребенке самые важные и необходимые качества, формируют характер, установки, ценности, шаблоны поведения, цели, ответственность и т.д. Данный процесс является социализацией.
- процессе социализации индивид становится личностью. Этот процесс протекает на протяжении всей жизни индивида.
Личность и общество находится в постоянном взаимодействии друг с другом. Общество передает социально-исторический опыт, опыт, установленные нормы, а личность это усваивает.
Объектом исследования является – личность как социальное существо.
Предметом работы является – социализация личности, стадии, факторы.
Целью работы является – рассмотреть сущность социализации личности, ее стадии, форм и институты социализации.
Задачи:
- Рассмотреть понятие «личность» в общественных отношениях;
- Изучить сущность социализации личности;
- Рассмотреть стадии, формы, институты социализации личности.
4
1 ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ
ОТНОШЕНИЯХ
Человек — существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как начинает говорить. Будучи частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Социализация — процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.
Личность – понятие многогранное. Оно входит в категориальный аппарат многих гуманитарных дисциплин, широко распространено в литературных и обыденных языках. «Личность» – это я.
- очки зрения многих авторов, человек как личность существует в пространстве социальных отношений, проявляется через различные формы социального поведения. Человек как личность может быть описан и понят с помощью специфических понятий, как роль, позиция, а также ценностные ориентации, личные выборы, самостоятельность и ответственность, личное слово, кодекс чести, достоинство личности.
Все разнообразие социального бытия человека, бытия в качестве субъекта социальных о
Сущность и признаки социализации
Сущность социализации
Социализация – важнейший вид социального взаимодействия, в результате которого происходит формирование индивида как полноценного и полноправного члена общества.
Термин «социализация» ввели в кон. XIX века социолог Ф. Гиддингс и психолог Г. Тард, этим понятием они обозначили процесс формирования личности и развития социальной природы человека под воздействием социальной среды.
Замечание 1
Социализация в широком смысле – это определение происхождения и развития родовой природы человека, т.е. филогенез – исторический процесс развития человечества.
Социализация в узком смысле – это процесс освоения культурных норм и социальных ролей, протекающий на протяжении всей жизни человека.
Это процесс внедрения человека в общество, усвоение ценностей и норм этого общества, овладение им навыками общественного поведения.
С одной стороны, в процессе социализации реализуются природные задатки, заложенные в человеке, а с другой стороны — при участии социума происходит трансформация этих задатков через образование, воспитание, приобщение индивида к культуре в социально значимые качества личности.
Готовые работы на аналогичную тему
Становление личности в процессе социализации протекает под воздействием институтов и агентов социализации. В процессе этого взаимодействия срабатывают социальные механизмы имитации и идентификации, индивидуального и социального контроля. На них воздействуют национальные, социальные, моральные, профессиональные, расовые различия людей.
Агентами социализации являются люди, которые обучают культурным нормам и способствуют усвоению социальных ролей (родители, родственники, воспитатели, сверстники, учителя, лидеры молодежных группировок и т.д.). Институты социализации – это учреждения, направляющие процесс социализации и воздействующие на него (школа, вузы, государство, предприятия, армия, партии, церковь, суды, телевидение и т.д.).
Роль социальных институтов в процессе социализации:
- обеспечение гармоничного вхождения человека в социальную среду;
- освоение социальных ролей;
- выработка собственных ценностей и ориентаций.
Социализацию можно рассматривать как интернализацию социальных норм. Эти нормы становятся обязательными для человека потому, что он сам их для себя устанавливает, они становятся частью собственной индивидуальности Благодаря этому человек ощущает внутреннюю потребность в адаптации к социальной среде.
В ходе социализации на основе освоения социальных ролей осуществляется взаимодействие между людьми. Благодаря усвоению новыми членами общества сложившихся норм, ценностей и моделей поведения сохраняется общество.
Этапы социализации
Процесс социализации начинается с первого года жизни.
В процессе социализации выделяют следующие виды социализации:
- Первичная, или ранняя социализация, охватывающая период детства (от рождения до формирования зрелой личности). Характеризуется приобретением общекультурных знаний, усвоением начальных представлений о характере взаимоотношений между людьми и о мире в целом. Особый этап первичной социализации – подростковый возраст, во время которого способности и возможности ребенка в значительной степени превышают предписанные рамки поведения и правила.
- Вторичная социализация, или ресоциализацию, включающая период перестройки к новым социальным условиям уже зрелой личности. Включает профессиональную социализацию, связанную с овладением специальными знаниями, приобщением к определенной субкультуре, расширение диапазона социальных ролей и социальных контактов личности. Пенсионный возраст или потеря работоспособности характеризуются изменениями образа жизни вследствие исключения из среды производства.
Замечание 2
Долгое время считалось, что индивид проходит только первичную социализацию, в раннем и юношеском возрасте. Однако вторичная социализация неизбежна, что обусловлено следующими обстоятельствами.
Изменения в социальной структуре общества, способствующие ориентации на определенный достигаемый статус личности. Успешный в профессиональной деятельности человек продвигаясь по служебной лестнице вверх переходит на новую социальную ступень. Это требует овладения новыми знаниями, навыками, т.е. в структуре личности происходят определенные изменения.
Развитие общества при экстремальных условиях, в периоды резких политических и социально-экономических потрясений, социальная структура в корне меняется. Вторичная социализация становится не просто способом овладения новой профессией. Это усвоение новой идеологии, переход на новую социальную ступень, принятие новых политических установок, правил экономической игры.
Процессы социализации касаются всего образа жизни человека. На протяжении жизни изменяются вида деятельности социализации: игра, учеба в школе, обучение в высших учебных заведениях, армия, выбор жизненного пути, общественная работа, трудовая деятельность, передача опыта молодым и т.д. Возможности выбора поведения с возрастом расширяются.
Признаки социализации
В процессе социализации человек как воспринимает социальный опыт, так и овладевает им, активно преобразуя в собственные позиции, ориентации, ценности, установки, в собственное видение общественных отношений. Личность субъективно включается в исполнение разных ролевых функций, в различные социальные связи, преобразуя себя и окружающий мир.
Социальный опыт включает некоторые основные составляющие: правила, нормы, ценности, отношений и др. социальной среды; культура производственной, общественной и др. видов деятельности. Об удачной социализации можно судить по ее признакам.
Признаки социализации личности:
- адаптируемость личности к социальным условиям;
- усвоение основных ценностей, установок, социальных и культурных норм, стереотипов, мировоззрения, образцов поведения;
- морально-нравственное самоопределение, образ жизни и типичное поведение личности, ориентация на гуманистические ценности;
- развитие личностных качеств (независимость личности, уверенность, самостоятельность;
- социальная идентичность;
- развитие самосознания, интеллектуальная зрелость, способность к анализу, оценке, рефлексии.
Сущность процесса социализации
Множественность факторов социализации
лучше всего анализировать, основываясь
на ключевых положениях социологических
теорий личности К.Маркса (социально-исторический
детерминизм), Ч.Кули (теория «зеркального
я»), Дж.Г.Мида (символический интеракционизм),
З.Фрейда (психоанализ), Ж.Пиаже
(когнитивистская теория личности),
Т.Парсонса (статусно-ролевая теория
личности).Процесс усвоения
личностных качеств человеком на разных
этапах его физического существования
определяется в социологии понятием
«социализация».
Социализация — это
сложный процесс включения человека в
социальную практику, приобретения им
социальных качеств, черт, усвоения
общественного опыта и реализации
собственной сущности посредством
выполнения определенной роли в
практической деятельности. Лишь в
различных видах деятельности —
экономической, общественно-политической,
управленческой, культурной, педагогической
и т.д., выполняя определенную социальную
роль, человек формируется как творец
материальных и духовных благ, активный
субъект социального отношения —
познавательного, ценностно-ориентационного,
практического, коммуникативного и др.
Его социальная активность при этом
рассматривается как социальное качество,
а ее реализация в социальной практике
— как функция. Вне включенности человека
в тот или иной вид деятельности, совместной
с другими людьми, процесс социализации,
формирования личности невозможен.
Являясь по своей природе общественным
существом, суть которого состоит в
совокупности всех общественных отношений,
человек таковым не рождается. В процессе
развития, поднимаясь до уровня социальности
и овладевая ее различными формами,
индивид становится человеческим
существом. Но, поскольку социальность
— не что иное, как формы общественного
сознания и деятельности, социального
опыта и культуры, постольку в овладении
ими и состоит сущность процесса
становления личности. Основное содержание
этого процесса, с одной стороны, — передача
обществом социально-исторического
опыта, культуры, правил и норм поведения,
ценностных ориентации, а с другой — их
усвоение индивидом. Овладение социальным
опытом и культурой осуществляется как
естественноисторическая необходимость:
общество функционирует посредством
передачи новым поколениям исторического
опыта (воспроизводить себя), а индивид
существует как человеческое существо,
как личность только благодаря усвоению
определенных форм социальности.
Процесс социализации в социологии
рассматривается с двух сторон: как
процесс постепенного раскрытия заложенных
в индивиде природных качеств и как
результат внешнего воздействия среды,
целенаправленного и ненаправленного
воспитания. Такой подход позволяет
раскрыть структуру процесса социализации,
его объективные условия и субъективные
факторы, механизмы, определить сферы
жизнедеятельности, в которых и посредством
которых человек становится личностью,
объективирует себя в созданных им вещах,
духовных ценностях.
Процесс социализации предстает как
двуединый процесс интериоризации и
экстериоризации. Под интериоризациейпонимается переход внешних по своей
форме процессов во внутренние процессы
сознания, при котором они претерпевают
соответствующую трансформацию —
обобщаются, вербализуются, становятся
способными к дальнейшему развитию; подэкстериоризацией— объективация
внутреннего мира человека в его
практической деятельности. Важнейшими
его элементами являются: социальная
среда с ее многообразными сферами;
человек как деятель с его природными
задатками, его предметная деятельность
с ее механизмами; круги общения человека,
выраженные в структуре его социальных
ролей, содержание, структура, направленность
его сознания; субъект социализации с
его механизмами идеологического,
педагогического, нравственного,
эстетического и других видов воздействия
на мышление и поведение социализирующегося
человека. Каждый из этих элементов
выступает в качестве системного
образования, взаимодействует с другими
элементами, нередко определяя их
конкретный набор. Образуются системы
механизмов интериоризации и экстериоризации
человека, которые в совокупности и
обеспечивают процесс его персонификации,
определяют его социальный модус
(потребности, интересы, убеждения,
оценочные критерии, стремления, образ
социального поведения, образ жизни).
Для социологии первостепенное значение
приобретает изучение закономерностей
взаимодействия составных элементов
процесса социализации, процессов
интериоризации и экстериоризации, их
механизмов в различных социальных
условиях, в различные периоды жизни и
деятельности человека.
Социальная среда с ее многочисленными
сферами является объективным основанием
социализации и в то же время основным
системообразующим элементом этого
процесса. Поэтому взаимодействие
человека с социальной средой находится
в центре внимания теоретической и
прикладной социологии. При анализе
этого взаимодействия используют два
подхода: интраиндивидуальный, когда
исследуется индивид с его особенностями,
и интериндивидуальный, когда упор
делается на изучение межличностных
связей, закономерностей, социальных
взаимодействий личности.
Типология объективных сфер социализации
может иметь различные основания. Так,
если за основу взять социальную структуру
общества, то в центре внимания окажутся
семья, различного типа коллективы,
народности, нации, классы, социальные
прослойки, общество в целом как
совокупность социальных образований.
За основу можно принять главные сферы
функционирования общества: материальное
производство, духовную жизнь, общественное
управление, коммуникации и др. Каждая
из них имеет свои особенности, предполагает
использование только ей присущих
механизмов социализирующего воздействия.
При анализе роли основных сфер общественной
системы в социализации важное значение
приобретает их рассмотрение на
микроуровне, т.е. в непосредственно
окружающей человека среде, где он живет,
работает, учится. Именно микросфера,
представляющая соединение общего,
особенного и единичного, содержит
факторы, условия формирования неповторимого
индивидуального своеобразия личности.
Объективные факторы социализации могут
типологизироваться и на основе
организационных механизмов воздействия
на человека, к числу которых относят
информационно-образовательные,
стимуляционные, регулятивно-контролирующие,
организационно-регулирующие и др.,
функционирующие в каждой из сфер
социальной жизни.
К информационно-образовательному
механизму относят народное образование,
профессиональное обучение, массовую
пропаганду, идеологическое просвещение,
т.е. организованную и специализированную
деятельность по распространению и
усвоению определенной социальной
информации.
Система форм, средств и методов
материального и морального стимулирования
работника составляет стимуляционный
механизм социализации. С его помощью
раскрываются потенциальные возможности
и творческие силы человека.
В качестве регулятивно-контролирующего
механизма социализации выступает
система социальных эталонов. Реализация
любого социального контроля предполагает
некоторый эталон-ориентир, масштаб,
меру. Эталоны — различные виды предписаний,
норм, оценочных критериев, образцов,
стереотипов мышления и поведения (нравы,
обычаи, традиции) и т.д. Они определяют
меру различных видов контрольно-регулирующего
воздействия — предупредительного,
предписывающего, оценочного и т.д.
Различают деонтическиеинедеонтическиеэталоны.Деонтическиеэталоныопределяют обязанности личности в
отношении общества, класса, коллектива
и носят императивный характер, предписывают
должное поведение.Недеонтические
эталоны, не предписывая поведения,
стимулируют к подражанию. К их числу
относят различные жизненные и
художественные образцы, духовные и
материальные ценности.
Система социальных статусов, ролей и
функций личности является
организационно-регулирующим механизмом
социализации, придающим социализирующему
воздействию определенные организационные
формы — соответствующие права, обязанности
и полномочия человека в обществе,
коллективе в зависимости от его
общественного положения, исполняемых
функций и способностей. Этот механизм
направлен на формирование у личности
социального опыта поведения.
Все эти механизмы социализации
диалектически взаимодействуют, образуя
единый комплекс внешних воздействий
на поведение и мышление человека.
Специфика социализации как формирующего
механизма состоит в том, что усвоенные
личностью внешние социальные воздействия
приобретают личностный смысл и значение.
В ходе взаимодействия личности со средой
образуются субъективные феномены
социализации. Они находят синтезированное
выражение в таких личностных системах,
как социальные потребности и интересы,
социальные ориентации и позиции,
стратегическая организация поведения,
социальная активность. Первые две
системы принято называть мотивирующими,
третью —организующей, четвертую
—реализующей.
Социальные потребности и интересы
образуют основу социальной активности
личности. Потребности выражают ее особое
состояние, а интересы — избирательное
отношение к материальным и духовным
потребностям и к процессу их удовлетворения.
Они осознаются человеком, превращаются
в его идеальные стремления, определяют
направления, избирательный характер и
мотивирующее значение его социальной
ориентации, деятельности.
Социальные ориентации и позиции—
совокупность целей, установок и ценностных
критериев личности, объективирующихся
в соответствующих стереотипах социального
поведения. Позиция выражает внутреннее
отношение человека к своему положению
в обществе, к внешнему миру, придает
ориентации объективный характер,
субъективную мотивированность и
личностный смысл. Она определяет
нравственно-идеологический аспект
социальной ориентации человека, характер
и содержание программы его социальных
действий и соответствующие способы их
реализации, оценки. Особое место в
системе социальных ориентации и позиций
занимает установка. Она придает ориентации
человека личностный смысл, играет роль
психологического и идеологического
механизма активного отношения человека
к социальным нормам, ролям и ценностям.
Система внутренней стратегической
организации поведения представляет
собой совокупность средств приведения
в действие мотивирующих систем
социализации, является промежуточным
звеном между потребностями, интересами,
ориентациями и позициями личности с
одной стороны, и ее социальной активностью
с другой. Она осуществляет переход от
побудительной к исполнительной регуляции
процесса социализации.
Социализация, как любой другой социальный
процесс, характеризуется периодичностью
и стадийностью протекания. В отечественной
социологической литературе в социализации
выделяют три периода:дотрудовой,
трудовой, послетрудовой; ичетыре
стадии:ранняя(от рождения
до поступления в школу),обучение(с момента поступления в школу до
окончания очных форм общего и специального
образования),социальная зрелость(основная, охватывающая период активной
трудовой и общественно-политической
деятельности),завершение жизненного
цикла(с момента прекращения
постоянной трудовой деятельности в
рамках официальной организации).
Разделение на определенные периоды и
стадии позволяет изучать специфику и
особенности социализации ребенка,
молодежи, людей зрелого и пенсионного
возраста. На каждой стадии социализации
в действие вступают определенные группы
социальных институтов: институты
первоначального развития природных и
социальных свойств, институты обучения
и образования, институты трудовой,
политической, культурной, познавательной
и общественной деятельности, институты
социального обеспечения и т.д. Система
социальной активности, охватывающая
деятельность и поведение человека,
объективирует человека в создаваемых
им духовных и материальных ценностях,
является заключительным звеном его
социализации, показателем его социальной
зрелости. Социологический анализ
личности немыслим без характеристики
ее места и роли в материальном и духовном
производстве, в общественных отношениях
и выполняемых обязанностях. Лишь
посредством глубокого анализа различных
сочетаний объективных условий и
субъективных факторов можно определить
степень социализации личности, уровень
ее зрелости и развития.2
Изучая тему «Общество и личность»,
студенты должны усвоить содержание
понятий «индивид», «человек», «личность»,
обратив особое внимание на их общие и
особенные характеристики. В структуре
личности следует выделять взаимодействие
разных элементов: социально-обусловленных
качеств, психологических характеристик,
биологических качеств и индивидуальных
особенностей личности, а также уметь
анализировать их динамику в ходе
социализации личности. Процесс
социализации надо рассматривать в
единстве его двух основных компонентов
– адаптации (унификации) и интериоризации
(индивидуализации).
Социализация: теоретические основы, понятие, сущность
В статье рассмотрены основные теории социализации таких ученых, как Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Ч. Кули, Дж. Мида, У. Томаса и Ф. Знанецкого, Э. Эриксона. Дано определение понятия социализации, раскрыты основные моменты сущности этого процесса.
Ключевые слова: социализация, личность, воспитание
In this article it was exposed the basic theory of socialization of scientists such as, E.Durkgame, T.Parsons, Ch. Kuli, J. Mid, W. Tomas, and F.Znanesckii, E.Erikson. It was given the definition of concept of socialization, essence of this process it was exposed the basic moments of.
Key words: socialization, personality, upbringing
Образование — это единство трех взаимосвязанных процессов.
Первый — воспитание, то есть усвоение индивидом ценностей, принятых в обществе.
Второй — обучение, то есть усвоение знаний, умений и навыков, позволяющих индивиду овладевать определенными ценностями.
Третий — социализация, то есть усвоение прав и обязанностей, связанных со статусом гражданина.
Теории социализации имеют довольно длительную историю становления и развития. Наибольшую известность получили теории Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Ч. Кули, Дж. Мида, У. Томаса и Ф. Знанецкого, Э. Эриксона и др.
Э. Дюркгейм, рассматривая процесс социализации, полагал, что активное начало в нем принадлежит обществу, и именно оно является субъектом социализации.
Взгляды Дюркгейма во многом стали основанием разработанной Парсонсом развернутой социологической теории функционирования общества. Он определял социализацию как «интернализацию культуры общества, в котором ребенок родился», как «освоение реквизита ориентаций для удовлетворительного функционирования в роли». Универсальная задача социализации — сформировать у вступающих в общество «новичков», как минимум, чувство лояльности и, как максимум, чувство преданности по отношению к системе. Согласно его взглядам, человек «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими».
Ч. Кули, автор теории «зеркального Я» и теории малых групп, считал, что индивидуальное Я приобретает социальное качество в коммуникациях, в межличностном общении внутри первичной группы (семьи, группы сверстников, соседской группы), т. е. в процессе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов [1].
Дополняющей и развивающей теорию «зеркального я» стала концепция «обобщенного другого», разработанная Дж. Мидом. «Обобщенный другой» обозначает у Мида анонимных «людей», «народ», «общество» как абстрактное лицо — сеть институтов (семья, религия, образование), государство. Формирование в сознании «обобщенного другого» — решающая фаза социализации. По мнению Мида, сознательное «я» вырастает в социальном процессе.
Из практики психоанализа возникла теория развития личности Э. Эриксона. По его мнению, основы человеческого «я» коренятся в социальной организации общества. Каждой стадии развития личности отвечают свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им.
У. Томас и Ф. Знанецкий выдвинули положение о том, что социальные явления и процессы необходимо рассматривать как результат сознательной деятельности людей, что, изучая те или иные социальные ситуации, необходимо учитывать не только социальные обстоятельства, но и точку зрения индивидов, включенных в эти ситуации. [1]
Очевидно, что наиболее важной для индивида обычно является первичная социализация, поскольку вторичная социализация является производной первичной. Каждый индивид рождается в объективной социальной структуре, в рамках которой он встречает значимых других, ответственных за его социализацию. Ребенок принимает роли и установки значимых других, т. е. усваивает их и делает своими собственными. В процессе социализации индивиды также играют активную роль в изменении своего окружения.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат. solialis — общественный) — процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Под социализацией следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений. Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются жить совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом. Социализация предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Социализация включает познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической индивидуальной и групповой работы. Понятие «социализация» касается качеств, которые индивид приобретает в процессе социализации, и психологических механизмов, посредством которых достигаются желаемые изменения. Определяющее значение для процессов социализации имеет общественное воспитание.
В качестве источников социализации индивида выступают: передача культуры через семейный и другие социальные институты, и прежде всего через систему образования, обучения и воспитания; взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности; первичный опыт, связанный с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения; процессы саморегуляции, соотносимые с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль.
Система саморегуляции формируется и развивается и процессе интериоризации социальных установок и ценностей. Процесс социализации можно охарактеризовать как постепенное расширение по мере приобретения индивидом социального опыта сферы его общения и деятельности, как процесс развития саморегуляции и становления самосознания и активной жизненной позиции.
В качестве институтов социализации рассматриваются семья, дошкольные учреждения, школа, трудовые и другие коллективы. Особая роль в социализации индивида отводится развитию и умножению его контактов с другими людьми и в условиях общественно значимой совместной деятельности. Через посредство этих контактов индивид начинает правильно воспринимать и оценивать себя и других. В процессе социализации человек обогащается общественным опытом и индивидуализируется, становится личностью, приобретает возможность и способность быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий, в деятельности осуществляя значимые преобразования мотивационной сферы других людей, оказывать влияние на социализацию других людей.
Социализация охватывает все процессы приобщения детей к культуре, к гуманитарным и общечеловеческим ценностям, обучению и воспитанию, с помощью которых ребенок приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. От процесса социализации во многом зависит социальное поведение личности. «Социализация, как известно, это воспитание человека в обществе, приобретение им норм поведения и ценностей данного общества» [2].
Понятие «социализация» не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания [3].
Итак, социализация — процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей. Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и других коллективах. В процессе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований как личность и самосознание. В рамках этого процесса осуществляется усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля. Социальные нормы при этом усваиваются как сознательно, так и стихийно. Совокупность социальных норм формирует и опосредует социальный характер членов данного общества. Важнейшими элементами социализации являются: социальная среда с ее многообразными сферами, человек как деятель с его природными задатками, его предметная деятельность, круг общения человека, выраженный в структуре его социальных ролей, содержание, структура и направленность его сознания.
Если в процессе воспитания и образования социальные нормы не усвоены личностью, то это приводит к возникновению антисоциального поведения, или по другому, отклоняющемуся поведению от принятых в обществе норм. Примером такого поведения являются преступность, наркомания, алкоголизм, проституция и т. д. [4, с. 68–72].
Литература:
- Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.
- Щетинина Е. В. Влияние образования на социальное поведение // Гуманитарные проблемы современности: науч. труды молодых ученых. — Б., 2002. — С. 392–396.
- Котова И. Б., Шиянова Е. Н. Социализация и воспитание. — Ростов-на-Дону, 1997.
- Алешкина Ю. Ю. Влияние социализации на социальные и нравственные установки современного молодого поколения // Гуманитарные проблемы современности: науч. труды молодых ученых. — Б., 2002. — С. 68–72.
Основные термины (генерируются автоматически): процесс социализации, социализация, индивид, воспитание, норма, общество, процесс, процесс общения, процесс социализации человек, роль.
1.2 Процесс социализации личности
Основной путь
формирования личности человека
заключается в том, что на разных ступенях
своего развития он усваивает развернутый
перед ним мир человеческой культуры,
воплощенный в предметах производственной,
и иной деятельности людей, в разнообразных
формах их социального общения. Это и
называется социализацией
личности, то
есть ее развитием в процессе усвоения
ею накопленного человечеством
социального опыта, воплощенного в
различных проявлениях культуры, и
цивилизации.
Таким образом, в
процессе социализации, заложенные в
человеке психобиологические способности,
не просто реализуются, а транслируются
в социально-значимые свойства человеческой
личности посредством воспитания,
образования, приобщения индивида к
культуре и при самом активном его
участии.
На основе этого
усвоения в ходе социализации происходит
формирование социальных качеств,
свойств, деяний, умений, благодаря
которым человек становится дееспособным
участником социального взаимодействия,
полноправным и активным членом общества.
Процесс социализации непрерывен и
продолжается в течение всей жизни
человека.
Человек – существо
социальное. Однако ни один человек не
рождается готовым членом общества.
Интеграция индивида в общество –
длительный и сложный процесс. Он включает
в себя усвоение социальных норм и
ценностей, а также процесс освоения
ролей.
Социализация идет
по двум взаимно переплетающихся
направлениям. С одной стороны, включается
в систему социальных отношении, индивид
усваивает культурный опыт своего
общества, его ценности и нормы. В данном
случае он является объектом общественного
воздействия. С другой стороны,
социализируясь, человек все шире и
активнее участвует в делах общества и
дальнейшем развитии его культуры. Здесь
он выступает уже как субъект социальных
отношении
[5, с. 174].
2. Стадии, способы и средства социализации личности
2.1. Стадии процесса социализации
Выделяют следующие
стадии социализации:
Первичная
социализация
или
стадия адаптации (от рождения
до подросткового периода ребенок
усваивает социальный
опыт
некритически,
адаптируется,
приспосабливается,
подражает).Стадия
индивидуализации
(появляется
желание выделить
себя среди других, критическое отношение
к общественным
нормам поведения). В подростковом
возрасте стадия
индивидуализации, самоопределения
«мир и я» характеризуется
как промежуточная социализация, т. к.
все еще неустойчиво
в мировоззрении и характере подростка.
Юношеский
возраст (18-25 лет) характеризуется как
устойчиво
концептуальная
социализация,
когда
вырабатываются
устойчивые свойства личности.
3.
Стадия
интеграции
(появляется
желание найти свое место
в обществе, «вписаться» в общество).
Интеграция проходит
благополучно, если свойства человека
принимаются группой,
обществом. Если не принимаются, возможны
следующие
исходы:
сохранение
своей непохожести и появление агрессивных
взаимодействий
(взаимоотношений) с людьми и обществом;изменение себя,
«стать как все»;конформизм, внешнее
соглашательство, адаптация.
4. Трудовая
стадия
социализации
охватывает весь период зрелости
человека, весь период его трудовой
деятельности, когда
человек не только усваивает социальный
опыт, но и воспроизводит
его за счет активного воздействия
человека на среду через свою деятельность.
Послетрудовая
стадия
социализации
рассматривает пожилой
возраст как возраст, вносящий существенный
вклад в воспроизводство
социального опыта, в процесс передачи
его новым поколениям [1, с. 219].
Процесс социализации
достигает определенной степени
завершенности при достижении личностью
социальной зрелости, т.е. обретении ею
интегрального социального статуса.
Социальная зрелость
личности – это, прежде всего ее
определенное психическое состояние,
соответствующий уровень развития ее
чувств и мышления, а также ее способность
к социально-полезным видам деятельности,
способность нести ответственность за
свои дела. Одни люди достигают социальной
зрелости в относительно раннем возрасте
благодаря своим широким познаниям и
активному включению в различные виды
деятельности. Другие намного позже.
Третьи и в позднем возрасте проявляют
социальную незрелость. Достижение
социальной незрелости отнюдь не означает
приостановку ее развития, которое
продолжается всю жизнь. Расширяются и
углубляются ее разнообразные знания и
опыт, совершенствуются способности,
навыки и умения к различным видам
деятельности, развиваются ее моральные
и эстетические качества, ее индивидуальность.
С точки зрения
общества социализация предстает как
совокупность агентов и институтов,
формирующих, направляющих, стимулирующих
или ограничивающих становление личности.
Агенты социализации
– это конкретные люди, ответственные
за обучение культурным нормам и освоению
социальных ролей [4, с. 86].
Поскольку
социализация подразделяется на первичную
и вторичную, постольку агенты и
социализации делятся на первичные и
вторичные.
Агенты первичной
социализации – родители, браться,
сестра, другие родственники, друзья
семьи, сверстники, учителя. Каждый агент
первичной социализации выполняет
множество функций (отец — опекун,
администратор, воспитатель, учитель,
друг). Агенты вторичной социализации
влияют в узком направлении, они выполняют
одну — две функции. Школа дает знания,
предприятие — средства существования,
церковь — духовное общение и т. п.
Агенты
вторичной социализации —
представители администрации
школы, университета, предприятия, армии,
полиции, церкви, государства, сотрудники
телевидения, радио, печати, партий, суда
и т.д. Термин «вторичная» описывает тех,
кто стоит во втором эшелоне влияния,
оказывает менее важное влияние на
человека. Когда о семье говорят обобщенно,
то ее называют институтом социализации,
но первичным (как и школу). А когда
подразумевают конкретно членов семьи
и родственников, тогда употребляют
понятие «агенты».
Первичная
социализация – сфера межличностных
отношения, а вторичная сфера социальных
отношений. Первичная социализация
наиболее интенсивно происходит в первой
половине жизни, хотя по убывающей она
сохраняется и во второй.
Напротив, вторичная
социализация охватывает вторую половину
жизни человека, когда повзрослевший,
он сталкивается с формальными организациями
и учреждениями, называемыми институтами
вторичной социализации. Как правило,
со вторичной социализацией связаны
процессы десоциализации и ресоциализации.
Десоциализация означает отказ личности
от ранее усвоенных норм, ценностей,
принятых ролей. Ресоциализация сводится
к усвоению новых правил и норм взамен
утраченных старых.
Функции агентов
первичной социализации взаимозаменяемы,
а вторичной нет. Объясняется это тем,
что первые универсальны, а вторые
специализированы. Различие между двумя
типами агентов социализации состоит
также в том, что агенты вторичной
социализации получают деньги за то, что
выполняют свою роль, а агенты первичной
социализации не получают.
У младенцев
складываются более или менее тесные
отношения со взрослыми, которые о них
заботятся, – это родители, братья и
сестры, родственники, приходящие няни,
друзья семьи. Эти люди становятся
основными агентами социализации в жизни
ребенка.
В возрасте от 3 до
8 лет на ребенка оказывают влиянии
дополнительные агенты социализации:
учителя, воспитатели в летних лагерях,
врачи, новые приходящие няни. В это время
не только растет количество агентов
социализации, но и меняется программа
их действий. Всё больший упор делается
на овладение мыслительными и познавательными
навыками; ребенок учится употреблять
буквы и числа, осваивает сложные системы
правил. Когда дети достигают зрелости,
главными агентами социализации могут
стать для них не родители, а сверстники.
3. Назовите и раскройте основные этапы социализации личности.
Существуют
различные подходы к определению этапов
социализации личности. Проблема
последовательности процесса социального
становления человека рассматривается
в 2-х аспектах: как долго длится процесс
социализации личности и на какие периоды
он подразделяется.
По
мнению некоторых авторов, процесс
социализации личности ограничивается
временем, необходимым для первичной
устойчивой интериоризации комплекса
норм, ролей и выработки устойчивой
системы социальных ориентаций, установок
и т.д., то есть временем, необходимым для
формирования индивида как личности.
Таким образом, этот процесс начинается
с момента рождения ребенка и заканчивается
где-то к 23 — 25 годам.
Данная
точка зрения была подвергнута справедливой
критике, как в социально-психологической,
так и в философской литературе и
всесторонне обосновано более правильное
решение данного аспекта проблемы:
социализация личности — процесс, длящийся
на протяжении всей жизни человека.
Следует отметить, что в настоящее время
преодолен взгляд на социализацию
личности как на процесс, охватывающий
лишь отдельный период в жизни человека.
Что
касается второго аспекта проблемы — на
какие периоды подразделяется процесс
социального становления человека, то
в социально-философской литературе нет
однозначного решения. Так, представители
одной точки зрения выделяют 3 основных
этапа социализации личности:
1)
первичная социализация или социализация
ребенка;
2)
маргинальная (промежуточная) или
псевдоустойчивая социализация —
социализация подростка;
3)
устойчивая, т.е. концептуальная, целостная
социализация, которая знаменует собой
переход от юношества к взрослости.
Сторонники
другой точки зрения к вышеперечисленным
этапам социализации личности предлагают
добавить следующие: социализацию зрелого
индивида как активного трудоспособного
члена общества и социализацию пожилого
человека (переход его на положение
третьего поколения в семье, в обществе,
выход на пенсию). Таким образом, количество
этапов социализации доводится до 5.
Сторонники
менее дифференцированной классификации
этапов социализации личности выделяют
этапы ранней социализации, обучения,
социальной зрелости и завершения
жизненного цикла. Все перечисленные
этапы связываются с определенными
временными отрезками человеческой
жизни. Так, этап ранней социализации
охватывает период от рождения до
поступления в школу, этап обучения — с
момента поступления в школу до окончания
очных форм общего и профессионального
обучения, социальная зрелость охватывает
период трудовой активности, завершение
жизненного цикла — с момента прекращения
трудовой деятельности в рамках официальной
организации.
Данному
подходу очень близка точка зрения Э.А.
Домбровского, который выделяет
подготовительный этап жизни человека.
На данном этапе он выделяет стадию
ранней социализации и стадию обучения.
Первая стадия протекает в дошкольные
годы, включая следующие социальные
институты: семья, ясли, детский сад.
Вторая начинается с приходом ребенка
в школу. Эта стадия охватывает различные
возрастные периоды: детство, подростковый,
юношеский, но в социальном отношении
характеризуется единством основного
вида деятельности — учебы. Далее наступает
следующий этап социализации, связанный
со смещением в видах деятельности.
Основным становится труд. Соответственно
выделяется стадия социальной зрелости
и стадия завершения жизненного цикла.
Следует
отметить, что все вышеупомянутые подходы,
к определению этапов и стадий социализации
личности связаны с онтогенетическим
развитием человека, с определенными
возрастными периодами его жизнедеятельности
(детство, отрочество, юность, зрелость
и т.д.), вследствие чего происходит
подмена социальных параметров в
определении стадий и этапов социального
становления человека органическими
признаками или признаками его
биологического созревания.
Понимая
недостаточную обоснованность, «слабость»
периодизации процесса социального
становления человека на основании
возрастных изменений индивида, ряд
авторов пытается найти и обосновать
другие критерии. Так, например, Л.А.
Антипов предлагает осуществлять
периодизацию данного процесса в
зависимости от того, какой из социальных
институтов является в тот или иной
момент формирования личности доминирующим
— социализация школьника, студента и
т.д.
Интересный
подход к обоснованию последовательности
и периодизации процесса социализации
человека был предложен чешским
исследователем А.Ю. Юровским. Он различает
в процессе социализации человека три
основных этапа, каждый из которых
изучается определенной гуманитарной
дисциплиной: социологией, социальной
психологией, общей психологией. Первый
этап связан с процессом освоения
человеком социальных отношений и норм.
Он реализуется по мере вхождения человека
в первичные социальные группы: семью;
группу, в которой происходят игры; школу
и т.д. Второй этап характеризуется
межличностными связями (положение в
группе, групповые роли и т.д.). Третий
этап связан с процессом духовного
обогащения личности, развитием его
особенностей и индивидуального опыта,
на основе социального опыта и всей
системы социальных условий и отношений.
Анализируя
данную точку зрения, Б.Д. Парыгин
совершенно справедливо отмечает, что
попытка расчленить во времени процесс
вхождения человека в социальную
структуру, систему межличностных
отношений, с одной стороны, и процесс
внутреннего обогащения развития и
самоутверждения личности, с другой, не
представляется достаточно обоснованной.
В действительности все эти процессы
происходят более или менее единовременно,
ибо представляют собой не отдельные
существующие друг от друга явления, а
лишь различные стороны одного и того
же процесса социализации человека.
Представляется,
что основания для выделения этапов
социализации личности должны заключаться
не только в отдельном индивиде, в его
возрастных изменениях, и даже не во вне,
не в обществе, а в деятельности, так как
человек становится личностью, приобретает
социальные качества только в процессе
предметно-практической деятельности.
Наиболее четко данный подход выражен
в позиции А.Я. Кузнецовой, которая
считает, что каждый этап социализации
личности характеризуется определенным
видом деятельности, который и является
главным образующим фактором всех
личностных характеристик.
Содержание
этапов социализации является исторически
конкретным, их значение и удельный вес
изменяются в зависимости от уровня
социально-экономического развития
общества. Например: детство как один из
этапов онтогенетического развития —
результат исторического развития. Д.Г.
Эльконин утверждает, что детство связано
с уровнем развития производительных
сил. В первобытном обществе дети не
составляли относительно отдельной
группы, поскольку простота общественного
производства позволяла им прямо
включаться в этот процесс в качестве
полноправных его участников. В обществе,
находящемся на низкой ступени развития,
дети быстро становятся самостоятельными
(многочисленные примеры можно найти в
художественной и публицистической
литературе). Таким образом, ведущая
деятельность определяет этап
онтогенетического развития индивида.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ВКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, Сущность и специфика социализации, инкультурации и культурной передачи
СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ВКЛЮЧЕНИЕ
В результате изучения главы студент должен:
• знать специфику ведущих теоретических концепций социализации и инкультурации личности, сформированных в социальной антропологии, систему методов научного познания процессов социализации и инкультурации, категориальный аппарат исследования социализации и инкультурации. ;
• уметь использовать современные методы научного познания для изучения процессов социализации и инкультурации;
• собственных навыков приобретение, пополнение и реализация знаний в области антропологии детства, использование методов и понятийного аппарата в области социализации и инкультурации для решения учебно-теоретических задач.
Сущность и специфика социализации, инкультурации и культурной трансляции
Процесс формирования личности человека тесно связан с процессом усвоения культуры его социального окружения. Активный и знающий человек не способен строить свою деятельность без опоры на элементы такой культуры; А главными для человека являются социальные ценности и нормы, как ориентиры его жизненных устремлений.
Возникает вопросов антрополога:
Как и как человек получает возможность свободно ориентироваться в своей среде?
— как ему дошло до использования разработанных до него культурных объектов, для обмена результатами физического и умственного труда?
— как у человека появляется способность устанавливать взаимопонимание с другими людьми, без чего социальное взаимодействие вообще невозможно?
Ответы на эти вопросы напрямую связаны с пониманием феномена социализации.Истоки теории социализации заложены в работах Дж. Тарда, описывающих процесс усвоения индивидом ценностей и социальных норм через социальное взаимодействие. Согласно Тардусу, основным принципом процесса социализации является подражание. В частности, благодаря этому качеству ребенок изучает язык. Подражание составляет основу обучения и предоставляет возможности для передачи культурных традиций от поколения к поколению.
Типичная социальная установка G.Тард узнал позицию «учитель-ученик». Современные концепции социализации стремятся преодолеть такой узкий подход. Классики социологической науки, в частности Т. Парсонс, рассматривают социализацию как процесс, в ходе которого формируются такие черты личности, которые реализуются в ролевой структуре общества. Изучение социальных ролей происходит в форме симуляции.
В современном гуманитарном знании разработано значительное количество теорий социализации, каждая из которых пытается интерпретировать этот процесс по-своему.Существуют такие направления антропологии, для которых социализация и инкультурация являются основным предметом исследования, в частности, антропология (этнография) детства, направление «Культура и личность», кросс-культурная психология и др. Работы представителей этих направлений часто оказываются похожими не только по объекту, но и по методам исследования.
В частности, современные кросс-культурные исследования социализации детей условно можно разделить на несколько групп.
• Изучение процесса социализации, его средств, методов, а также конкретных способов познания детьми культуры своего народа.
• Исследование связи между воспитанием детей и другими аспектами жизни конкретного общества.
• Сравнение непосредственных результатов социализации, как ответ на вопрос: чем отличаются дети, выросшие в разных культурах, каковы их ценности, идеалы, стереотипы поведения.
Специальная задача для направления «Культура и личность» — это изучение отдаленных результатов социализации . В данном случае внимание исследователей направлено на установление взаимосвязи между методами воспитания детей, с одной стороны, и характером взрослого человека, его образом жизни в той или иной культуре.
Понятие социализации трактуется в литературе по-разному. Заслуживает внимания предложенный отечественным исследователем А.В. Мудрик предметно-предметный подход к его пониманию.Если в рамках субъектно-объектного подхода общество понимается как субъект, а индивид как объект социализации, то А. В. Мудрик трактует социализацию как «развитие и самоизменение личности в процессе усвоения и воспроизводства культуры, которая происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направленными и целенаправленно созданными условиями жизни на всех возрастных этапах.Суть социализации состоит в сочетании адаптации и изоляции человека в условиях конкретного общества.
Достоинства такого понимания легко увидеть: здесь и те, кто социализируется, и те, кто социализируется, рассматриваются как активные социальные акторы, а сам процесс социализации рассматривается не как простое воздействие на объект, а как активное взаимодействие. предметов.
>
И.В. Лесков обращает внимание на важные составляющие структуры социализации, указывая на то, что «сущность социализации состоит в сочетании адаптации (социальной адаптации), изоляции личности (индивидуализации) и интеграции (интеграции) в условиях конкретного общества». .
В рамках социокультурной антропологии сложились специфические подходы к пониманию социализации.
.
PPT — ОБЩЕСТВО И СОЦИАЛЬНЫЙ КЛАСС Процесс социализации Социальные процессы и семья Презентация в PowerPoint
ОБЩЕСТВО И СОЦИАЛЬНЫЙ КЛАСС • Процесс социализации • Социальные процессы и семья • Семейные структуры и функции • Выбор партнера • Развод
ТЕОРИИ О ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ • ЗИГМУНД ФРЕЙД http://www.youtube.com/watch?v=NCXynjpFaKU • Считал, что социализация сосредоточена на подсознании человека • Он чувствовал, что личность состоит из трех частей • Идентификация • Основные побуждения человека, которые бессознательны и требуют немедленного внимания. • ЭГО. • Сознательные усилия человека по уравновешиванию врожденных стремлений к удовольствию с требованиями общества. • СУПЕРЕГО. • Культурные ценности и нормы, усвоенные обществом.
ТЕОРИИ О СОЦИАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕСС ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ • ДЖОРДЖ МИД http: // www.youtube.com/watch?v=AWCt5zI43Ko • Ощущаемая социализация происходила в три этапа • ЭТАП ПЕРВЫЙ • Дети наблюдают за поведением других и подражают им • ЭТАП ВТОРОЙ • Дети подражают поведению взрослых, когда они притворяются учителем, врачом, пожарный • ТРЕТИЙ ЭТАП • К 10 годам дети вступают в этап игры, на котором они понимают правила и различные роли в команде.
ТЕОРИИ О ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ • АГЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ • Конкретные лица, группы и учреждения которые обеспечивают ситуации, в которых может происходить социализация • ЛОУРЕНС КОЛЬБЕРГ http: // www.youtube.com/watch?v=zgjuS6O7ji8 • Теория когнитивного развития социализации • Он чувствовал, что детям необходимо овладеть навыками, необходимыми для того, чтобы справляться с окружающим миром • По мере того, как они изучали и становились частью группы, они искали опыт, который поможет им понять, как люди ведут себя и взаимодействуют друг с другом
ФУНКЦИИ СЕМЬИ • http://www.youtube.com/watch?v=nOng7C5rRhU СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И СЕМЬЯ • Социологи перечисляют четыре основные функции семьи: • Регулирование сексуальной активности • Во всех обществах есть правила, касающиеся сексуальной активности • Репродукция • Обществам необходимо заменять членов, которые умирают или уезжают • Социализация • Большинство согласны с тем, что семья является первым агентом социализации • Экономическая и эмоциональная безопасность • Семья это основная экономическая единица общества и наша основная эмоциональная поддержка
СТРУКТУРА СЕМЬИ • http: // www.youtube.com/watch?v=ZUqkJFBkW_c СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И СЕМЬЯ • ЯДЕРНАЯ СЕМЬЯ • Состоит из взрослой гетеросексуальной пары и их детей-иждивенцев • РАСШИРЕННЫЕ СЕМЬИ • Включает нуклеарную семью и кровных родственников, живущих вместе • ВЕРТИКАЛЬНЫЕ СЕМЬИ • включает бабушек и дедушек, а также родителей и дети • ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ СЕМЬИ • Включает некоторых представителей того же поколения, что и родители, живущие вместе • http://www.youtube.com/watch?v=POofYM4ZiKg http://www.youtube.com/watch?v=9RMVIO4nmPc
БРАК И СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И СЕМЬЯ • БРАК И ОБЩЕСТВО • Во всех обществах существует какая-то семейная организация, но точная природа этой организации варьируется от общества к обществу, иногда даже внутри одного общества • БРАЧНЫЕ ПАРТНЕРЫ • Моногамия • Брак одного мужчины с одной женщиной • Полигамия http: // www.youtube.com/watch?v=ANXeiyGx7To • Брак с несколькими партнерами http://www.youtube.com/watch?v=0gyKWYb_OXw • Многоженство • Мужчине разрешается жениться на нескольких женщинах одновременно http: // www .youtube.com / watch? v = Fk8inFlY7Rs & playnext = 1 & list = PL11BD146E57233BDF & feature = results_video • Полянандриhttp: //www.youtube.com/watch? v = d4yjrDSvze0 • Женщине разрешено выходить замуж одновременно за более чем одного человека
БРАК И СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И СЕМЬЯ • ЖИЛЫЕ МАТЕРИАЛЫ • НЕОЛОКАЛЬНЫЙ • В современных индустриальных обществах супружеские пары чаще всего имеют право свободно создавать свое собственное местожительство отдельно от обеих групп родителей • ПАТРИЛОКАЛЬНОСТЬ • Где пара проживают с родителями мужа или рядом с ними • МАТРИЛОКАЛЬНОСТЬ • Если пара живет с родителями жены или рядом с ними
БРАК И СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И СЕМЬЯ • Выбор супруга • РОМАНТИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ • Эмоциональные и физические лица Влечет друг к другу • ЗАГОВОРНЫЙ БРАКhttp: // www.youtube.com/watch?v=kaNHO1mvCiE • Брак, устроенный другими людьми, обычно вашими родителями • http://www.youtube.com/watch?v=VUvrCaesLDs • ЭНДОМГАМИЯ • Брак с человеком, имеющим ваш социальный статус • ЭКЗОГАМИЯ • Брак вне общества категория • ГОМОГАМИЯ • Брак внутри своей расовой группы • http://www.youtube.com/watch?v=q52MVJI_njA
ТЕОРИИ ВЫБОРА СПАСИБО • http://www.youtube.com/watch?v = BvjF5RyoKzI СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И СЕМЬЯ • РОДИТЕЛЬСКИЙ ОБРАЗ • Люди руководствуются представлением, которое они придерживаются своих родителей, особенно родителя противоположного пола • РОЛЬНАЯ ТЕОРИЯ • Основываясь на ролевых ожиданиях, мужчина, который считает, что место женщины — в доме вряд ли выйду замуж за профессиональную женщину • ЦЕННОСТИ • Партнеров обычно выбирают на основе схожих ценностей • ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ • Считает, что военное удовлетворение происходит, когда потребности мужа и жены дополняют друг друга, а не схожи • ТЕОРИЯ ФИЛЬТРА • Факторы как религия и общество l класс сужает поле, тогда другие факторы еще больше сужают поле, например, курение или развод
РАЗВОД • http: // www.youtube.com/watch?v=c-1ZJOAkX3o СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И СЕМЬЯ • В некоторых обществах развод безболезнен • По мере изменения отношения снижается социальная стигма, что способствует увеличению количества разводов • Смена ролей мужей и жен с повышенным финансовым давлением, требующим двойного дохода, также увеличился стресс в отношениях. • Развод, который позволяет супругу оставить партнера, проявляющего девиантное поведение, может быть положительным
РАЗВОД И ИЗМЕНЕНИЕ СЕМЬИ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И СЕМЬЯ • ГОДОВОЕ КОЛИЧЕСТВО РАЗВОДЫ В КАНАДЕ • 71,00 • БРАКИ, КОТОРЫЕ НЕ ОТВЕЧАЮТ 50-ЛЕТИЮ СВАДЬБЫ • 43% • НАИБОЛЬШИЕ И САМЫЕ НИЗКИЕ БРАЧНЫЕ СТАВКИ В КАНАДЕ • Ньюфаундленд — 55%, Квебек — 38% • ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ДЛЯ РАЗВОДА (Статистическая статистика Канады) • Отношения » выдохся »/ разлюбить • Нарушение общения • Необоснованное поведение • Неверность • Кризис среднего возраста • Финансовые проблемы • Физическое, психологическое или эмоциональное насилие
90 074
РАЗВОД И ИЗМЕНЕНИЕ СЕМЬИ • http: // www.Разделение .ca/pdfs/divorcefacts.pdf СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И СЕМЬЯ • ПРОЦЕНТ РАЗВОДОВ, КОТОРЫЕ ПОДХОДЯТ К СУДЕБНОМУ РАЗВОДУ • 1-5% • НАИБОЛЬШИЙ МЕСЯЦ ДЛЯ РАЗВОДА • Январь, результат нежелания портить каникулы детям, новогодние решения • ПРОЦЕНТ РАЗВОДОВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ЖЕНЩИНАМИ • 66% • Доля семей с одним родителем, возглавляемых женщинами, находящимися в бедности • 52% • Доля разводимых женщин, ставших жертвами жестокого обращения • 50%
РАЗДЕЛ // www.youtube.com/watch?v=SnNFW3IIvcc СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И СЕМЬЯ • ОЦЕНКА ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ РАЗВОДОМ В КАНАДЕ • 35% • ПРОБЛЕМЫ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ ДЕТИ РАЗВЕДЕННЫХ ПАР • Больше людей употребляют алкоголь и марихуану • Больше проблем с употреблением алкоголя и марихуаной • Дети реже вступают в брак и с большей вероятностью разводятся • СТАВКИ ВЫПЛАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАЗВЕДЕННЫХ ПАР • В 2–3 раза больше детей, состоящих в браке • ТРЕВОГА, ДЕПРЕССИЯ И ПРОБЛЕМЫ САМОПРОВЕРКИ ДЕТЕЙ РАЗВОДНЫХ ДЕТЕЙ • В два раза больше детей, состоящих в браке • http: // www.youtube.com/watch?v=dB3chibPz8Y
ИЗМЕНЕНИЕ СЕМЬИ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И СЕМЬЯ • Влияние развода на студентов • http://www.youtube.com/watch?v=yzmiSjycGm0 • Невидимые мамы: Матери-одиночки и детская бедность в Канаде • http://www.youtube.com/watch?v=owyPWAja70Q • Межрасовые семьи меняют Америку • http://www.youtube.com/watch?v=Pa3Ospkeyng • Влияние развода на Мужчины • http://www.youtube.com/watch?v=Nm12hCrKVps • Меняющееся лицо канадской семьи • http: // www.youtube.com/watch?v=ugpYlgBQSGQ
.
Социализация | authorSTREAM
социализация:
социализация
PowerPoint Presentation:
Определение Процесс, с помощью которого люди приобретают знания, язык, социальные навыки и ценности, чтобы соответствовать нормам и ролям, необходимым для интеграции в группу или сообщество. Это комбинация правил, установленных самими (потому что человек хочет подчиняться) и правил, навязанных извне, а также ожиданий других.
PowerPoint Presentation:
Чему нас учит социализация? Языковая культура (нормы, ценности, верования и т. Д.) Понимание других Понимание самих себя как социального существа или «социального я» Возникновение «социального я»
PowerPoint Presentation:
Типы социализации Первичная социализация Первая социализация и индивидуум проходят в детстве, через которые он становится членом общества. Первичная социализация обычно происходит на очень ранних этапах детства. На этот раз не столько продвигает индивидуальную абстрактную мысль, сколько дает просто место в обществе.
PowerPoint Presentation:
Вторичная социализация Процесс изучения того, что является правильным поведением в качестве члена меньшей группы в рамках большего общества. Обычно это связано с подростками и взрослыми и включает в себя меньшие изменения, чем те, которые происходят при первичной социализации, такие как переход в новую профессию или переезд в новую среду или общество.
PowerPoint Presentation:
Предвосхищающая социализация Процессы социализации, в которых человек «репетирует» будущие должности, занятия и социальные отношения.Взаимная социализация Когда дети социализируют родителей, как родители социализируют детей. Ресоциализация Процесс отказа от старых норм, ролей и ценностей и освоения новых, необходимых в новой социальной среде.
PowerPoint Presentation:
Всего учреждение Место, где люди изолированы от остального общества на определенный период времени и их жизнь почти полностью контролируется должностными лицами, управляющими учреждением.
PowerPoint Presentation:
Важность социализации Социализация жизненно важна для культуры Именно через процесс социализации каждое общество передает свою культуру последующим поколениям.В рамках этого непрерывного процесса каждое поколение приобретает элементы культуры своего общества — его знания, символы, ценности, нормы, убеждения и т. Д.
PowerPoint Presentation:
Социализация жизненно важна для развития личности Обучение каждого ребенка, полученного в процессе социализации сильно влияет на его личность. У младенцев развиваются социальные привязанности, когда они учатся сочувствовать другим и видят, что другие заботятся о них.
PowerPoint Presentation:
Социализация жизненно важна для дифференциации ролей по полу. Социализация обеспечивает каждому человеку ожидаемую роль, которую он или она должны играть в обществе в соответствии с их полом.
PowerPoint Presentation:
Агентства социализации Учреждение или группа, которые готовят человека к социальной жизни и обществу. Семья Самый важный фактор социализации, потому что она находится в центре жизни детей. Удовлетворяет основные потребности и учит детей навыкам, культурным ценностям и отношению к себе и другим.
PowerPoint Presentation:
Передает детям социальное положение (помещает их в общество с точки зрения расы, этнической принадлежности, религии и класса).Приводит детей к гендерным ролям. Школа Расширяет социальный мир детей, включая людей с социальным происхождением, отличным от их собственного. Формальное школьное образование учит детей широкому кругу знаний и навыков.
PowerPoint Presentation:
Школа — это первый опыт ребенка в бюрократии. Приводит детей к гендерным ролям. Группа сверстников дает молодым людям опыт самостоятельного развития социальных отношений и самоидентификации вдали от семьи.Предоставляет возможность обсудить интересы, не разделяемые взрослыми.
Презентация PowerPoint:
Обеспечивает чувство принадлежности, которое облегчает тревогу разрыва с семьей. СМИ распространяют информацию в массовом масштабе и служат для связи людей. Влияет на наше отношение и поведение с помощью изображений и сообщений, которые он передает. Отражает модели неравенства нашего общества и редко бросает вызов статус-кво. Отражает ценности доминирующей культуры.
PowerPoint Presentation:
Рабочее место Это место, где происходит формальная социализация. Церковь, с которой знакомится человек, безусловно, повлияет на его бытие. Соседство Это место, где ребенок знакомится с реалиями жизни и узнает определенные наборы ценностей и убеждений от других людей.
.