Произвольная память в психологии это: понятие, функции, принцип действия и методы развития памяти
Непроизвольная память и произвольная память » Битрейника
На основании разных аспектов в психологии принято разделение памяти на разные виды, в том числе – на произвольную и непроизвольную.
Произвольная и непроизвольная память – это виды, которые определяются по критерию участия воли в процессе запоминания. Так, непроизвольная память – процесс запоминания, происходящий как бы «сам собой», без постановки цели запомнить и без дополнительных усилий со стороны человека. Как правило, непроизвольное запоминание сопровождается какой-нибудь яркой эмоцией.
Произвольная память – это сознательный процесс, который предполагает для достижения результата осознанную постановку цели и приложение определённых усилий.
Непроизвольная память ребенка
В раннем детстве память является частью ощущений и восприятия. Взрослые обращаются к малышу с просьбой вспомнить название предмета, чьё-то имя, какое-то действие. Память становится частью общения и частью овладения языком.
В дошкольный период память стремительно развивается, опережая остальные способности. Активное развитие всех видов памяти, происходящее в это время, в будущем станет основой полноценного развития малыша.
В возрасте 2-3 лет ребёнок повторяет слова и рифмованные строки. До начала школьного периода у ребёнка ведущую роль играет непроизвольное запоминание, основанное на впечатлениях малыша – двигательных, слуховых, зрительных. В младшем и среднем дошкольном возрасте (3-4 года) и запоминание, и воспроизведение все еще осуществляются в основном непроизвольно, проявляясь как часть разных видов деятельности. Чем младше ребёнок, тем большую роль в запоминании играют впечатления, чувства. Для развития непроизвольной памяти важны наблюдения. Заостряя внимание ребенка на объекте или явлении, можно сформировать долговременную память.
Существуют некоторые основные закономерности непроизвольной памяти:
- Запоминается то, что является неожиданным, сильным раздражителем (крик, яркий свет, фейерверк).
- Запоминаются факторы, выделяющиеся из ожидаемого ряда: необычность предмета, контрастность цвета, прерывание или, напротив, возобновление процесса.
- Непроизвольно запоминаются те предметы или явления, которые каким-то образом близки, значимы, вызывают особый интерес, эмоцию.
- Запоминается то, над чем человек активно работает.
- Запоминается то, что важно, актуально для человека. Например, то, что связано с целью и содержанием деятельности человека.
Примерно с четырехлетнего возраста у дошкольников начинается развитие произвольной памяти. Играя, выполняя поручения взрослых, дети начинают осознанно как запоминать, так и вспоминать, и ближе к школьному возрасту непроизвольное запоминание уступает место преднамеренному вспоминанию.
Ребёнок-дошкольник ещё не умеет самостоятельно ставить себе задачи, ему необходима помощь родителей, их подбадривающие фразы вроде «давай-ка повторим ещё разок», «давай ещё разочек прочитаем». Основное развитие произвольной памяти приходится на период обучения в школе. В это время у ребёнка формируется логическая память, которая помогает работать с большими объёмами текста.
Если ребёнок проявляет желание запомнить что-то и старается найти и использовать для запоминания логические связи – это благоприятный признак формирования произвольной памяти.
Заниматься с ребёнком лучше всего в виде игры (упражнения и советы для взрослых и детей можно найти в нашей статье Упражнения для улучшения памяти. Но не менее важный момент – ежедневное общение с ребёнком. Спрашивайте его о том, как прошёл его день, что было интересного, во что играли, чем бы он хотел заниматься завтра. Так Вы помогаете ему и вспоминать, и выражать свои мысли.
Произвольная память дошкольника
Произвольная память начинает формироваться, как мы уже сказали выше, в среднем дошкольном возрасте, а первые её проявления хорошо заметны во время сюжетно-ролевых игр. Во время таких занятий ребёнок хорошо мотивирован, ведь без запоминания условий ему не выполнить взятой на себя роли.
Произвольный вид памяти формируется постепенно, на основе умственного развития малыша.
Предпосылками развития произвольной памяти дошкольника являются:
- Активность и успешное участие в играх.
- Выполнение действий, связанных с прошлым или будущим (например, когда нужно рассказать о чем-то, что было или выполнить что-то не сейчас, а несколько позже).
- Такое развитие речи, которое позволяет в том числе действовать и с воображаемыми вещами.
Сначала ребёнок учится этим предпосылкам у взрослых, а потом постепенно перенимает инициативу.
Немного подробнее остановимся на одной из важнейших предпосылок развития произвольной памяти дошкольника, каковой является игра.
В процессе игры развивается ум ребенка, приобретаются важные умения и навыки. Словесные игры, задействующие речь, одновременно развивают мышление и память; дидактические игры также улучшают память, учат следовать правилам и порядку действий.
В дидактических играх с детьми стоит обратить внимание на несколько важных моментов:
- Перед запоминанием нужно организовать восприятие ребенка, выделив признаки предмета (цвет, расположение, форму, количество).
- При запоминании нужно анализировать и сравнивать, выделять важные свойства и обобщать.
- Следует постепенно усложнять игру, например уменьшая время показа или увеличивая количество деталей.
- Нужно развивать самоконтроль, привлекая ребенка к проверке результатов запоминания и к анализу допущенных ошибок.
Процесс развития произвольного вида памяти у дошкольников включает такие важные моменты:
- Помощь взрослых, выделяющих подсказками значимые моменты: просьбы повторить, пересказать, рассказать; направление хода мыслей наводящими вопросами: «А что было дальше?». Это помогает ребёнку постепенно учиться осмысливать и связывать материал с целью запоминания.
- Выделение заданий, побуждающих вспомнить или запомнить.
- Осознание ребёнком необходимости овладения специальными способами запоминания.
Развитие произвольной памяти
Произвольная память начинает формироваться в процессе взросления ребёнка, когда он постепенно обучается действиям, помогающим лучше запоминать информацию, удерживать её в памяти в течение длительного времени и воспроизводить как можно точнее. Завершается этот процесс примерно к 14 годам.
В процессе обучения ребёнка в школе развитие произвольной памяти приобретает все большее значение: растёт объём информации, которую необходимо запомнить, не всегда её можно подать ярко и наглядно, и не всегда она совпадает со сферой заинтересованности ребёнка. Но, с другой стороны, для разностороннего развития недостаточно усваивать только то, что интересно. Кроме того, развитие произвольной памяти и её активное использование важны для общего умственного развития, в том числе для приобретения навыков, без которых не обойтись старшеклассникам и взрослым людям – логически мыслить и делать выводы.
Как помочь ребенку развить произвольную память?
- Научите ребёнка выделять главную мысль и самые важные тезисы. Попробуйте подчеркивать предложения, содержащие главную мысль; возможно, так удобнее будет визуализировать информацию в виде схем, таблиц, рисунков. Таким образом задействуются и зрительная, и образная память, что улучшает запоминание.
- Научите ребёнка без боязни работать с большим объёмом информации: делить её на смысловые блоки, находить между ними логические связи, систематизировать.
- Повторение – мать учения, но повторять тоже нужно уметь. Научите ребенка несколько раз, вдумываясь в смысл, повторять выделенную мысль (правило, формулу). После прочтения параграфа пусть ребенок перескажет его вслух – сам себе. Объясните ему, что так он справится с выполнением задания быстрее.
- Научите ребенка работать над ошибками: это залог развития важного навыка самоконтроля и одновременно улучшение запоминания.
- Используйте ассоциации, привязывая с их помощью незнакомый материал к знакомому. Это могут быть образные параллели с уже известной информацией, визуализация, стишки-подсказки (например, «каждый охотник желает знать, где сидит фазан» – в первых буквах этой известной фразы «зашифрованы» первые буквы последовательности семи основных цветов спектра в составе радуги).
- Объясняйте ребенку (особенно если тема сложна для его понимания), почему для него так важно её изучение. Понимание важности – отличный двигатель: это и стимулирует, и мотивирует.
Развитию памяти и внимания, мышления и восприятия способствуют развивающие игры онлайн.
Мы искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!
Произвольная память — это… Что такое Произвольная память?
- Произвольная память
- — психический познавательный процесс, который осуществляется под контролем сознания в виде постановки цели и использования специальных приемов, а также при наличии волевых усилий.
Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК.
Под общей редакцией А.А. Реана.
2002.
- Продуктивность
- Произвольное внимание
Смотреть что такое «Произвольная память» в других словарях:
Память эксплицитная — (англ. еxplicit – имеющий открытое выражение, маркированный) – произвольная память, память на материал, который был запечатлён или представлен в сознании благодаря произвольным усилиям … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ПАМЯТЬ — способность когнитивной системы живых существ кодировать и сохранять информацию при участии, как правило, высших когнитивных процессов. Первые попытки научного исследования человеческой П. берут свое начало с работы нем. психолога Г. Эббингаузе… … Философская энциклопедия
Память — У этого термина существуют и другие значения, см. Память (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите … Википедия
ПАМЯТЬ — психофизиол. процесс, выполняющий функции закрепления, сохранения и последующего воспроизведения прошлого опыта (в виде образов, мыслей, действий, чувств). Обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний … Российская педагогическая энциклопедия
Память декларативная — (лат. declaratio – заявление, объявление) – произвольная или эксплицитная память, благодаря которой индивид может в свободной форме рассказать о том, свидетелем чего он оказался … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Память — Способность организации и сохранения прошлого жизненного опыта, позволяющая его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. П. осуществляет связь времен – прошлого, настоящего и будущего и является важной психической… … Толковый словарь психиатрических терминов
память произвольная — П., при которой фиксируется внимание на процессе запоминания … Большой медицинский словарь
НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ ПАМЯТЬ — вид памяти, характеризующийся тем, что человек запоминает и воспроизводит, не ставя перед собой специальной цели что либо запомнить или припомнить. Противоположным понятию Н. п. является произвольная память. О ней говорят в тех случаях, когда… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Высшие психические процессы — сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению. К числу высших психических процессов относятся произвольная память, произвольное внимание, мышление, речь и др … Психология человека: словарь терминов
Световой пистолет — Zapper световой пистолет для приставки NES. Версия для США.[1] Световой пистолет указывающее устройство для … Википедия
Произвольная память
Память в жизни человека играет очень важную роль, как в работе, в учебе, так и в личной жизни. Давайте рассмотрим, что же такое память и что такое произвольная память в психологии.
Память — это вид умственной деятельности, которая предназначена сохранять, накапливать и использовать информацию для организации деятельности человека. Без нее человек не сможет мыслить и обучаться.
Виды памяти классифицируются по нескольким критериям:
- по характеру активности;
- по цели деятельности: произвольная и непроиз¬вольная память;
- по продолжительности запоминания и сохранения материала.
Произвольная память – это понятие, которое означает процесс психологии человека, который осуществляется благодаря контролю сознания, путем постановки конкретной цели и использования специальных приемов, а также при наличии волевых усилий. То есть, если человек ставит себе задание что-то запомнить, то тогда включается в работу данный вид памяти. Произвольная память предполагает наличие четкой цели что-либо запомнить, которую человек ставит и прилагает к этому собственные усилия. Наличие произвольной памяти помогает человеку в дальнейшей деятельности, умственном развитии и становлении личности. Память с произвольным доступом представляет собой цель и задачу запечат¬леть, сохранить в голове, а также в дальнейшем воспроизвести какие-то знания, навыки или факты, приобретенные в прошлом. Это наиболее продуктивный вид памяти из всех, которыми обладает человек.
Развитие произвольной памяти
Легче всего этот процесс осуществлять еще с детства и заключается он в следующем:
- Научить ребенка понимать задачу. Для этого самым эффективным способом является игра, благодаря которой перед ним стоит ясная задача запомнить и вспомнить. В ходе активного запоминания ребенок повторяет все несколько раз. Такой вид запоминания усваивается детьми и потом при постановке задачи он уже мысленно возвращается в ситуацию, когда запоминал процесс и выдает нужную информацию.
- Освоить приемы, которые направлены на получение понятной цели запомнить и воспроизвести. Здесь требуется развить прием “повторения”, так как он легче всего формируется и для его освоения не нужно ранее обучаться каким-либо действиям. Прием повторения перейдет в форму, при которой ребенок будет повторять не в течении формирования задачи, а после ее приема. Т.е он самостоятельно будет воспроизводить задание.
- Научиться контролю результатов выполнения цели, проводить самопроверку. Целью проверки является исправление допущенных ошибок и не повторению их в будущем.
Все то же самое вы можете проделать и в зрелом возрасте. Важно лишь уделить на этот процесс чуть больше времени. Развивайте вашу память и вы сможете добиться успеха во всех сферах жизни.
что это такое? Чем отличается от произвольной памяти, и что является основанием для их разделения? Особенности запоминания согласно психологии
Человеческая память настолько многогранна, что о ней трудно рассказать в двух словах. Интеллект у людей отличается от других обитателей Земли тем, что он наделен очень мощными свойствами. В первую очередь они обеспечиваются памятью. Без нее мы не можем обучаться и логически мыслить. Есть произвольная и непроизвольная память. О последней необходимо рассказать отдельно.
Характеристика
Когда регулировка определенной программы отсутствует, тогда такой процесс называется непроизвольной памятью. Просто запоминание в человеческом мозге происходит непроизвольным образом, то есть индивид не прилагает усилий к запоминанию.
Именно поэтому человек не может вспомнить абсолютно все мелочи, которые встречаются у него на пути. Субъект запоминает и забывает определенную информацию выборочно.
Произвольная и непроизвольная память выявляются по характеру участия воли личности к процессу запоминания. Они отличаются. Непроизвольная память – это процесс, который происходит «сам по себе», а именно индивид не устанавливает цель запомнить информацию и не принимает активное участие в данном этапе. Порой, чтобы включилась непроизвольная память, надо включить эмоции. Если речь идет о произвольной памяти, то здесь основанием разделения является сознательный процесс, который предполагает приложение усилий к запоминанию. В психологии принято считать, что память человека движется вперед благодаря совершенствованию средств запоминания. Натренированный интеллект – это овладение способами запоминания.
В результате многочисленных исследований был выявлен целый структурированный ряд развития памяти. Например, были определены такие направления, как возраст личности, ее зависимость от деятельности, ее степень владения способами запоминания, качество материала, который необходимо запомнить, мотивация и т. п. И если память развита, то непроизвольное запоминание нельзя считать более слабым, в отличие от произвольного. Первое в большинстве случаев даже превосходит второе.
Путем исследований также было установлено, что запоминается лучше тот материал, к которому индивид приложил максимум внимания и сознания.
Как это работает?
Непроизвольная память – это итог какого-либо действия и одновременное условие для принятия практических действий. Мы даже не подозреваем, какой процесс происходит в нашем сознании, когда о каком-либо событии говорим так: «запомнилось само по себе». И тем не менее этот процесс имеет строгую закономерность.
Исследования показали, что продуктивность непроизвольного запоминания зависит от содержания основной цели деятельности. Материал для усвоения может занимать различные места в деятельности, поэтому он также имеет различное значение. В результате он наделяется различной ориентировкой. Она требует активности тогда, когда нужно достичь результата. Значит, если идет активная умственная работа, то материал запоминается хорошо.
Однако материал может также и удаляться из памяти. Такой процесс провоцируется невозможностью актуализации информации. Он также связан с мотиваций, которая способствует ее удалению. Обычно из памяти удаляется неприемлемая информация. Например, если вам сделали больно, то ваша психика включит защиту, чтобы не травмироваться еще больше от причиненного ущерба. Так произойдет вытеснение негативных воспоминаний.
Но это не значит, что она будет полностью утеряна. Просто при такой потере действуют неосознанные процессы. Чтобы знания снова возникли в памяти, индивиду нужно понять непонятные мотивы. Именно они стимулируют удаление неприятных моментов.
Фрейд утверждал, что путешественники, побывавшие в одном и том же круизе, будут рассказывать о проделанном пути совершенно по-разному. И все это произойдет потому, что ощущения и восприятия у каждого человека свои собственные, и мотивы к запоминанию также индивидуальны.
И все это связано с тем, что содержание нашей памяти сильно взаимодействует с восприятием. Например, произошедшие события могут быть нелицеприятными, с ними могут сочетаться ужасные моменты. И, тем не менее, забыться может не именно негативная сторона, а та, что ассоциируется с негативом.
Известный психолог З. Фрейд нашел этому конкретный пример. Он рассказывает в своих трудах о том, как пообещал купить шкатулку в подарок своей близкой знакомой. Магазин, в котором продавалась вещица, стоял рядом с домом, где обитал его враг. Так вот, Фрейд забыл место, где находится магазин. И это самый красочный пример того, как ассоциативная связь влияет на забывание неприятностей.
Человек, намеревающийся выполнить действие и осознающий, что он обязан воплотить задуманное действие, будет стремиться к этому, несмотря на прошествие некоторого времени. Однако этот же индивид может передумать что-нибудь делать. Произойдет такое в результате осознания будущих действий, и тогда возникнет вопрос: «А надо ли это делать?». После чего желание начнет исчезать из памяти. И произойдет это тогда, когда столкнутся чувства – долга и внутреннего отрицания предстоящей деятельности.
Функции
Если говорить о памяти в целом, то можно сказать, что это познавательный процесс, который включает запоминание, забывание и даже сновидения. Иногда мы наблюдаем факты непроизвольного запоминания тогда, когда движение, связанное с чем-либо, резко обрывается. Например, внезапно выключается свет или все данные на компьютере закрываются. Однако мы непроизвольно запоминаем информацию, которая была прочитана или написана перед самым выключением. Когда гаджет снова включается, то мы можем определить, на каком именно месте был прерван процесс.
Потребности любого индивида вызывают впоследствии определенные действия. Если желания остаются, то деятельность будет доведена до конца. Когда это происходит, то индивид больше не испытывает стремления к каким-либо действиям. Ситуация разряжается. Например, человек захотел выпить стакан воды. Это желание побуждает его пройти на кухню и выполнить задуманное. Внезапно раздается звонок, и человек ненадолго вынужден прервать свои действия. Поговорив по телефону, он пройдет на кухню, нальет в стакан воду и выпьет.
В этом процессе напрямую будет задействована непроизвольная память. Несмотря на внезапный звонок, тенденция к выполнению действия была сохранена. А значит, и действие, пока оно не будет выполнено, останется в памяти индивида. Итак, можно сказать, что потребностное напряжение воздействует на память человека. Содержание непроизвольной памяти и ее функции связаны с деятельностью и отражают ее в полной мере. Поэтому здесь исключены ошибочные действия. Благодаря вышеперечисленным функциям непроизвольного запоминания человек может не только начать какое-либо дело, но и закончить его. Итак, непроизвольное запоминание происходит безо всяких усилий, «на автомате».
Данный вид определяет сильные и необычные сигналы внешней и внутренней среды, которые вызывают у человека определенные чувства или интерес.
Способы развития
Непроизвольную память необходимо развивать всем без исключения. Это существенно поможет в жизни, поэтому выполняйте следующие рекомендации. Они служат примером развития памяти, а также помогают расширить интеллект.
- Нужно выполнять заучивание наизусть. Это является самой главной техникой.
- Производный вариант от заучивания наизусть – это пересказ.
- Перенос опыта или экстраполяция. Здесь выводы распространяются с одной части на другую, а также выявляются закономерности в изучаемом предмете. Когда человек научится переносить опыт, он научится выстраивать аналитические цепочки.
- Ассоциации вызывают чувства, и материал так лучше запоминается.
Еще необходимо применять следующие факторы, которые также позволят улучшить память.
- Развиваем уверенность в себе. Когда вы испытываете это чувство, у вас гармоничное психологическое состояние и физиологическое благополучие. Клетки головного мозга начинают работать с удвоенной силой.
- Стремление к положительным эмоциям активирует пассивные клетки мозга.
- Всепоглощающая заинтересованность дает возможность к быстрому запоминанию.
- Исключению помех способствует концентрации внимания.
- Учитесь преобразовывать материал. Когда материал для запоминания выглядит монотонным, то мозг начинает ставить препятствия к его восприятию. А если сделать его не занудным, а интересным, то дело пойдет иначе. Чтобы добиться цели, сочините небольшой рассказ. Так легко усвоить любую информацию.
- Поставьте цель – обязательно усвоить информацию. Если вы будете многократно повторять одно и то же, вы все равно ничего не сможете запомнить, если не поставили цель.
В завершение необходимо привести пример наиболее подходящего приема непроизвольного запоминания. Знайте, что под воздействием сильных эмоций включается очень сильный процесс непроизвольного запоминания.
Поэтому используем данный фактор и подбираем такие источники знаний, которые могут нас шокировать. Так в голове отложится большая часть информации. Например, если вы хотите усвоить исторические данные, то найдите самые интересные моменты, которые будут во всех «красках» описывать события, произошедшие в прошлом.
Также для развития памяти можно использовать таблицы Шульте. Классическая таблица выглядит как квадрат, состоящий из 5 строк и 5 столбцов. В ячейках расположены в произвольном порядке числа от 1 до 25. Сначала нужно освоить матрицы 5х5, а затем переходить к более сложным заданиям. Для этого есть большая таблица 9х9.
Виды памяти человека в психологии: их характеристика и свойства
Ничего не проходит бесследно для человека: переживания, впечатления, события оставляют отпечаток, который хранится долгое время и при желании снова воспроизводиться. Память человека составляет основу его личности. Пережитое в прошлом, выработанный навык, то, чему научились – и есть человек. Способность получать, хранить и воспроизводить полученный опыт делает человека человеком.
Несмотря на существенный прорыв науки в области изучения мозга, вопрос о том, какие его участки управляют механизмами запоминания, остается открытым. Специалисты до сих пор пытаются объяснить отсутствие области, которая отвечает за нее.
Тем не менее ученым удалось подробно описать, какие механизмы лежат в основе функционирования памяти. Сегодня виды памяти и их характеристика не отличаются значительными расхождениями в трактовке.
Произвольная и непроизвольная память
Основанием для этого разделения выступает характер цели деятельности. Так, произвольная память соотносится с сознательным волевым усилием, когда запоминание становится целенаправленным.
Непроизвольное запоминание пассивно, тесно связано с интересами, работой человека. Оно наглядно демонстрирует такое свойство памяти, как избирательность. Так, очевидцы одного события при пересказе часто расходятся в деталях и даже последовательности произошедшего. Для иллюстрации вспомним «Убийство на улице Морг» Эдгара По, в котором свидетели дают различные показания, даже противоречащие друг другу.
В 1927 г. психолог Блюма Вульфовна Зейгарник впервые описала еще одно любопытное свойство памяти, которое позднее стало «эффектом Зейгарник»: более значимыми для памяти человека оказываются незавершенные действия, события, которые не получили естественного разрешения. Естественное напряжение, возникающее от невыполненных задач, является природным механизмом, который стимулирует нас завершать каждое дело.
Память и ее виды по психической активности
Классификация запоминания в зависимости от психической активности носит условный характер: на практике процессы вычленяются тяжело из-за постоянного взаимодействия. Это разделение связано с теми рецепторами и анализаторами, которые участвуют как в восприятии, так и в обработке информации.
Образная
Образная память — память о представлениях. Под представлениями понимаются не только «картины» жизни, но также запахи, вкусы и звуки. Поэтому выделяют осязательную, зрительную, слуховую, обонятельную и вкусовую память.
Часто хранимая в образах информация расходится с оригиналом.
Слуховая и зрительная память хорошо развиты у среднестатистического человека, поскольку именно они играют главную роль в его жизни. Обонятельная, вкусовая, осязательная память часто развиты у людей, чьи профессии тесно связаны с перечисленными видами.
Двигательная
Сначала у ребенка появляется двигательная память — уже в первый месяц. Благодаря ей мы запоминаем и воспроизводим движения и их системы. Без двигательной памяти невозможно формирование многих практических и трудовых навыков, среди которых письмо или ходьба. Двигательные условные рефлексы ребенка по мере развития постепенно перерастают в двигательную память, которая начинает носить сознательный характер.
Эмоциональная
Эмоциональная память – память о чувствах, в психологии называют самым прочным хранилищем информации. Пережитые чувства запоминаются человеком, становятся основой для будущих поступков и в виде анализаторов либо побуждают его, либо удерживают от действия, которое в прошлом связано с негативным переживанием. В сравнении с другими эмоциональная память оказывает наибольшее воздействие на личность.
Словесно-логическая
Словесно-логическая память, семантическая – запоминание наших мыслей, их воплощение в языковую форму. Название отражает ее сущность, поскольку возникновение размышлений, идей невозможно без речи.
В психологии в зависимости от участия мышления словесно-психологическую память разделяют на логическую и механическую. Эти два подвида выделяются наличием или отсутствием осмысления при изучении информации. При механическом запоминании материала студент на экзамене может легко воспроизвести «порядок слов» из учебника. Однако просьба объяснить «своими» словами вызовет определенные трудности, если при чтении материала не было осмысления, не участвовало логическое запоминание.
Детям легче дается «зазубривание», взрослые же обладают преимуществом в схватывании смысла. Малыши не умеют вычленять главные, наиболее значимые части информации и их внимание в большей степени сконцентрировано на деталях.
Виды памяти по длительности хранения
В зависимости от продолжительности хранения полученной информации выделяются следующие виды.
Сенсорная самая короткая по времени хранения, но она помогает человеку непрерывно и целостно воспринимать быстроизменяющиеся явления. Она носит характер мгновенного чувственного отпечатка (наиболее точное представление образа), после образов, которые существуют до 0,25 секунды.
Период кратковременной памяти равен 20-30 секундам. Этот процесс заключается в быстром запоминании образа с последующим немедленным воспроизведением. В поле кратковременной памяти находится от 5 до 9 объектов (слов, цифр, символов, прочее).
Под оперативной памятью понимается совокупность процессов запоминания, которые требуются для выполнения конкретной задачи в настоящий момент. По завершении этого актуального действия происходит забывание информации. Срок хранения зависит от длительности выполнения задачи и составляет от 2-3 минут до нескольких дней. Например, официант удерживает в голове выполняемые заказы, а после завершения забывает о них.
Долговременная память – сложная и важная система, а сохраняемые образы при необходимости воспроизводятся неоднократно до конца жизни. Объем нейронов в мозге человека ограничен, общее число составляет около 10 млрд. Один нейрон способен удерживать значительное количество информации. Отсюда возникает парадокс: при фактической ограниченности памяти на самом деле ее объем безграничен. Хотя повторное воспроизведение информации связано с трудностями из-за огромного объема хранения, оно происходит сравнительно быстро. Образы попадают в долговременную память, только пройдя через кратковременную. Без повторения информация стирается.
Автор статьи: Лаухина Екатерина
Непроизвольная память
Определение 1
Непроизвольная память — это процесс запоминания, который не имеет определенной цели и происходит без приложения волевых усилий.
Особенности и виды памяти
Память может быть произвольной и непроизвольной, кратковременной и долговременной. Произвольная память имеет место в той ситуации, когда восприятие и запоминание определенной информации происходит под влиянием воли человека, то есть он заставляет себя запоминать.
Непроизвольная память отличается от произвольной памяти тем, что в ее русле индивид запоминает сведения автоматически, он не прикладывает для этого никаких усилий. События, которые непроизвольно отложились в памяти, чаще всего воспроизводятся значительно лучше.
Человек запоминает в основном то, что называется «отвлекающими» или «раздражающими» моментами. Например, человек легко может вспомнить, как долго простоял в пробке по пути на работу. Часто бывают случаи, когда с первого прослушивания человек запоминает строчки из новой песни, которые потом непроизвольно напевает весь день.
Готовые работы на аналогичную тему
Произвольная память в отличие от непроизвольной памяти требует от человека приложения усилий. Ее эффективность будет зависеть от целей запоминания и приемов заучивания.
Наверное, любой из нас сталкивался с экзаменационной горячкой, когда в последнюю ночь осуществляются попытки выучить весь материал за год. В этом случае массивы информации, загружаемые в мозг, огромны. На следующий день информация неожиданно всплывает, и студент получает заслуженную оценку. Феномен заключается в том, что после того, как экзамен прошел, судорожно заученные тексты также исчезли из памяти.
В соответствии с тем, каким образом происходит заучивание информации, человек и будет ее воспроизводить. Существует большое количество способов заучивания, которые можно использовать в различных ситуациях.
Память классифицируется на кратковременную и долговременную. Это обусловлено тем, что любая воспринятая людьми информация остается в памяти на определенное время. Непроизвольная память также может быть кратковременной. Есть даже мгновенная память, при которой информация удерживается только секунды. Она воспринимается органами чувств и не обрабатывается сознательно, поэтому быстро исчезает.
Наиболее ярким примером непроизвольной кратковременной памяти может быть случайный взгляд на часы. У каждого человека бывали такие ситуации. Вроде только взглянешь на циферблат, отметив для себя время, как подходит кто-то и задаст вопрос: «Который час?» Но информация уже стерлась из памяти, поэтому приходится снова смотреть на часы.
После принятия мгновенной информации, мозг выбирает: передать ее в кратковременную или уничтожить без следа. Если полученные сведения «необходимы» высшим отделам головного мозга, то они задержатся в памяти дольше.
Долговременная память способна хранить информацию на протяжении практически неограниченного времени. Из кратковременной памяти в долговременную память сведения переходят с помощью усилия воли (например, путем «зубрежки»), а также с помощью неоднократного повторения (здесь нет волевого усилия, но материал, который повторяется несколько раз, запоминается легче).
Причины непроизвольного запоминания
Можно наблюдать закономерности непроизвольного запоминания в ситуациях, когда деятельность человека неожиданно для него прерывается. Если он поглощён решением определенной задачи, то при прерывании более вероятно, что данная деятельность будет запоминаться непроизвольно.
Любые действия должны быть вызваны соответствующей потребностью индивида. Действие человека вызывается определенным напряжением. По этой причине он стремится довести до конца действие, вызывающее это напряжение, соответствующее некоторой потребности (квазипотребности). При завершении действия, происходит разрядка напряжения, а человек перестаёт стремиться к выполнению действий. Тем не менее, если действие не выполнено и напряжение не разрядилось, то сохраняется тенденция выполнять действие. Это ведет к тому, что действие должно остаться в памяти. Таким образом, тенденция и представляет собой один из механизмов памяти, который создает препятствия для забывания действия.
Непроизвольная память в детском возрасте
В раннем детстве память представляет собой часть ощущений и восприятия. Взрослый обращается к ребенку с просьбой вспомнить название предмета, определенное имя или действие. В этом случае память может стать элементом общения и составной частью овладения языком.
В дошкольный период происходит стремительное развитие памяти с опережением остальных способностей. Активное развиваются все виды памяти, что в будущем становится основой полноценного развития личности.
Замечание 1
В возрасте от двух до трех лет дети повторяют слова и рифмованные строки. До наступления школьного периода у них ведущую роль играет непроизвольное запоминание, которое имеет в основе впечатления малыша (двигательные, слуховые, зрительные).
В период младшего и среднего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет) запоминание и воспроизведение все еще непроизвольны. Они проявляются в качестве разных видов деятельности. Чем младше дети, тем большее значение в запоминании играют чувства и впечатления. Для развития непроизвольной памяти важными считаются наблюдения. Если заострять внимание малыша на объекте или явлении, то происходит постепенное формирование долговременной памяти.
Можно выделить несколько основных закономерностей, присущих для непроизвольной памяти:
- Запоминание того, что произошло неожиданно и является сильным раздражителем (например, фейерверк, крик, яркий свет).
- Запоминание факторов, которые выделяются из ожидаемого ряда, включая, например, необычность предмета, контрастные цвета, прерывание или возобновление процесса.
- Непроизвольное запоминание тех предметов или явлений, которые определенным образом близки, значимы, вызывают эмоции или особый интерес.
- Быстрое запоминание того, над чем индивид активно работает.
- Запоминание того, что важно, актуально (например, того, что имеет отношение к цели и содержанию деятельности человека).
Непроизвольная память — это… Что такое Непроизвольная память?
Непроизво́льная па́мять – память, которая не регулируется определённой программой и целью. Запоминание происходит без волевых усилий со стороны субъекта, и субъект не применяет какие-либо опосредованные механизмы и техники запоминания. Человек непроизвольно запоминает, а, тем более, может воспроизвести далеко не всё подряд, что с ним происходит, а только какие-то отдельные части. Существуют причины для того, чтобы запоминать одну информацию и не запоминать другую. Забывание определённой информации, запомненной в результате проявления непроизвольной памяти, также носит выборочный характер.
Причины непроизвольного запоминания
Непроизвольное запоминание и квазипотребность
Мы можем наблюдать закономерности непроизвольного запоминания, когда наша деятельность неожиданно для нас прерывается. Если человек поглощён решением какой-то задачи, то при прерывании его деятельности существует большая вероятность, что эта деятельность будет непроизвольно запомнена, причём лучше, чем та деятельность, которая была завершена. Любое действие должно быть вызвано определённой потребностью человека. Действие человека вызывается некоторым напряжением, и человек стремится это действие довести до конца. Такое напряжение соответствует актуализации некоторой потребности (квазипотребности). Когда человек завершает действие, напряжение разряжается, и человек перестаёт стремиться к выполнению действия. Однако, если действие не выполнено и напряжение не разряжено, то сохраняется тенденция к выполнению действия. А если тенденция сохраняется, значит, действие должно оставаться в памяти человека. Очевидно, тенденция в каком-то смысле и является одним из механизмов памяти. Именно она и препятствует забыванию действия. Таким образом, потребностное напряжение влияет на работу памяти. Этот феномен исследован Б. В. Зейгарник и Г. В. Биренбаум в рамках теоретического направления школы К. Левина.
Непроизвольное запоминание и деятельность
Непроизвольное запоминание не определяется лишь только стимулами, воздействующими на органы чувств. Непроизвольное запоминание не есть простое запечатление действительности. Непроизвольное запоминание связано с мотивацией, с деятельностью. Содержание памяти отражает деятельность, которую человек выполнял. Это подтверждается экспериментальными исследованиями П. И. Зинченко и А. А. Смирнова. П. И. Зинченко проводил следующие эксперименты . Испытуемым предлагались 15 карточек с изображением предмета. 12 карточек можно было объединить в 4 группы. 3 карточки были различного содержания. Помимо этого, на каждой из карточек было написано какое-то число. Все числа различались. Было проведено два опыта. В первом опыте испытуемые выполняли определённую деятельность по классификации предметов, изображённых на картинках. После выполнения деятельности их просили назвать предметы и числа. Во втором опыте испытуемые наоборот, выполняли деятельность по расстановке в правильном порядке с числами. При назывании предметов и чисел было видно, что непроизвольно запоминались лучше те объекты, на которые была направлена деятельность. Ещё одно исследование было проведено А. А. Смирновым. Он просил испытуемых рассказать о том, как они добирались на работу. Испытуемые должны были рассказать это как можно более точно с указанием мельчайших подробностей. Оказалось, что испытуемые указывали в основном ту информацию, которая относилась к деятельности, связанной с прибытием вовремя на рабочее место. Испытуемые указывали в своих отчётах чаще всего свои действия по достижению цели и то, что мешало им её достичь. В этом эксперименте было показано, что «важнейшим условием, определившим собой запоминание…, явилось основное русло деятельности испытуемых, … и те мотивы, которыми они руководствовались в своей деятельности».[1]
Забывание впечатлений и намерений
Некоторая информация может вытесняться из непроизвольной памяти. Вытеснение провоцирует невозможность актуализировать в сознании эту информацию. Вытеснение связано с мотивацией избегания неприятного. Вытесняться может сама неприятная информация, но может и та, которая ассоциируется с ней. Причём вытеснение не означает полной потери информации. При таком забывании участвует бессознательное, поэтому чтобы вспомнить информацию, необходимо осознать неосознаваемые мотивы, которые стимулируют её вытеснение.
Как пишет З. Фрейд , содержания памяти двух человек, проделавших вместе путешествие, которые обмениваются после воспоминаниями, существенно различаются. Условия для каждого из путешественников равны, однако сами путешественники – разные люди, следовательно, некоторые закономерности непроизвольной памяти могут быть обнаружены при изучении связи её с личностью человека и его мотивацией. Ещё одни случай, когда проявляются закономерности непроизвольной памяти – забывание впечатлений и намерений. Касательно забывания намерений Фрейд писал, что «… при забывании намерений происходит известный выбор наличных впечатлений, и отдельных элементов каждого впечатления или переживания»[2]. По мнению Фрейда, этот выбор определяется наличием определённой мотивации, в частности в основе случаев, им описанных, лежит мотив неохоты. Неохота что-либо делать вызывает забывание намерения. Неохота появляется из-за нежелания испытывать неприятные ощущения. Это относится не только к забыванию намерений. Фрейд пишет относительно забывания впечатлений и знаний: «…многое забывается по причинам, лежащим в нём самом, там, где это невозможно, тенденция отпора передвигает свою цель и устраняет из нашей памяти хотя бы нечто иное, не столь важное, но находящееся в ассоциативной связи с тем, что собственно и вызвало отпор»[3].
Содержание памяти тесно связано с мотивацией. Какая-то информация может быть крайне неприятна для нас, с ней могут быть связаны неприятные или даже травмирующие переживания. Интересный факт, что забываться может не сама неприятная информация, но та информация, которая находится с ней в ассоциативной связи. Фрейд приводит пример того, как он обещал купить шкатулку для одной женщины, но не мог вспомнить, где находится магазин . Оказалось, что магазин находился недалеко от места, где жили люди, с которыми Фрейд имел плохие отношения. В этом примере мы видим, что забывание коснулось не самόй неприятной информации, но той, которая с ней ассоциируется. Ассоциация в данном случае была вызвана пространственной близостью. Забывание намерения может происходить в силу того, что сталкиваются два мотива. Когда человек намеревается что-то сделать, он приходит к осознанию того, что он через некоторое время должен что-то сделать. Человек может не одобрять того, что он вознамерился сделать, даже сам того не осознавая. Происходит столкновение ощущения того, что человек должен что-то сделать и внутренней оценки этой деятельности. Тогда намерение может забываться и происходить это будет, скорее всего, именно тогда, когда есть время для его реализации. Надо отметить, что намерения могут забываться не только в случае прямого столкновения ощущения чувства долга и отрицательной оценки предстоящей деятельности, но и в результате наличия ассоциативной связи между намерением и чем-либо значимым и неприятным, не относящимся к данному намерению.
Примечания
- ↑ Смирнов А. А. Произвольное и непроизвольное запоминание // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000, с. 485.
- ↑ Фрейд З. Забывание впечатлений и намерений // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000, с. 134.
- ↑ Фрейд З. Забывание впечатлений и намерений // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000, с. 141.
Литература
- Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание и деятельность // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000.
- Смирнов А. А. Произвольное и непроизвольное запоминание // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000.
- Фрейд З. Забывание впечатлений и намерений // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000.
Типы и типы памяти
Типы и типы памяти
Человеческая память связана с разными системами организма, разными анализаторами и включена в различные виды деятельности. С учетом всех этих факторов существует сложная классификация типов и типов памяти по разным причинам.
• Чувствительная, кратковременная и долговременная память выделяется на время хранения информации.
Сенсорная , или мгновенная , память реализована на уровне рецептора и сохраняет физические характеристики стимулов от 0.От 25 до 2 секунд. Необходимым условием перевода информации из сенсорной памяти в краткосрочную является нацеленность на нее внимания испытуемого. Если информация не оценивается как значимая, следы стираются.
Кратковременная память различает хранение информации до 30 секунд. Информация поступает в кратковременную память из сенсорной или долговременной памяти в виде воспоминаний о чем-либо. Эта информация обрабатывается и интерпретируется мозгом, после чего принимается решение стереть след или передать его в долговременную память.В кратковременной памяти может храниться ограниченное количество элементов, т.е. E. он имеет определенную емкость или объем.
Объем краткосрочной памяти — это способность одновременно хранить определенное количество разрозненных фрагментов информации.
Американский психолог Дж. А. Миллер измерил объем памяти с помощью различных стимулирующих материалов. Оказалось, что объем памяти составляет 7 ± 2 элемента вне зависимости от характера материала памяти. Это могут быть цифры, буквы или названия предметов.Миллер назвал число 7 «волшебным», сравнив его со многими сторонами жизни человека и особенностями его психики: семью чудесами света, семью смертными грехами, семью днями недели.
Если вам нужно хранить информацию в течение короткого времени, которая включает более семи элементов, человек сознательно или автоматически группирует элементы так, чтобы количество групп не превышало семи.
Кратковременная память как ее подвид также включает RAM . Время хранения информации в ней определяется конкретной задачей, операцией операции и может быть несколько больше, чем в кратковременной памяти.Таким образом, человек-оператор сохраняет информацию, поступающую с панели управления, прежде чем принять соответствующее решение, а затем забывает его.
Долговременная память характеризуется практически неограниченным временем хранения материала и неограниченным объемом. В нем хранятся все знания, полученные человеком, сформированные навыки и умения, разнообразные впечатления, все, что составляет прошлый опыт. Не вся информация, хранящаяся в долговременной памяти, доступна для воспроизведения. Его доступность определяется условиями запоминания материала, его значимостью для учебного предмета, структурой ассоциативных связей, организацией процессов воспроизведения.
Запоминание может осуществляться в ходе различных действий для достижения разных целей. В соответствии с характером цели существует непроизвольных и произвольных запоминаний. Непроизвольное запоминание происходит без особой цели запоминания. Человек может заниматься какой-то деятельностью: читать, строить дом, играть в шахматы или просто гулять, совершенно не задумываясь о том, чтобы что-то вспомнить, тем не менее, он запоминает определенную информацию.В других случаях человек сознательно, намеренно ставит цель запомнить что-то, например, учебный материал, текст доклада и т. Д. Эта цель называется мнемика (от греч. Мнема — память), а запоминание — произвольное.
Произвольное запоминание — это специфическая человеческая форма памяти, в которой запоминание отводится специальной мнемонической деятельности. Для его реализации человеку нужно приложить усилия.
Пример
В психологии накоплен большой экспериментальный материал относительно условий успешного запоминания.Советский психолог А.А. Смирнов (1894-1980) изучал факторы, влияющие на непроизвольное запоминание. Его интересовало, что его сотрудники вспоминают по дороге из дома на работу. О таком опросе заранее никого не предупреждали. Обобщая полученные данные, Смирнов пришел к выводу, что для него значимы новые, необычные, яркие события, так или иначе связанные с человеческими интересами.
В опытах П.И. Зинченко (1903-1969) испытуемым предлагалось 15 карточек с изображением предмета и написанными на них числами.Если испытуемым предлагалось разделить карточки на группы по содержанию изображений, они запоминали предметы и почти не запоминали фигуры. Если задача требовала от них работы с числами, они запоминали числа, а не предметы. Таким образом, было показано, что непроизвольно человек лучше запоминает то, что связано с целями и содержанием его деятельности.
Людям часто приходится беспорядочно запоминать тот или иной материал. Актеру необходимо запомнить текст роли, адвокату — соответствующие статьи уголовного или гражданского кодекса.Без запоминания невозможно обучение. Но у некоторых людей произвольное запоминание вызывает затруднения. Потратив много времени на запоминание материала, они не могут воспроизвести его в нужный момент.
А. Н. Леонтьев писал: «Чтобы видеть, надо смотреть, чтобы слышать, нужно слушать, а чтобы помнить, нужно помнить».
Приемы, улучшающие случайное запоминание делятся на две группы. Первые основаны на выявлении внутренних ссылок, существующих в наиболее запоминающемся материале.Они связаны с его пониманием и логическим анализом.
Пример
А.А. Смирнов показал, что понимание и понимание материала, выделение основной идеи, разделение на смысловые части, в том числе в структуре ассоциаций, повышают продуктивность произвольного запоминания.
Вторая группа техник основана на применении искусственных связей с материалом или мнемонических техник, например, группирование или «метод посредничества».
Пример
Итак, телефон 836-12-83 легче запомнить, представив его как 83-612-83. Метод посредников часто используется студентами для запоминания сложного материала. Например, число i = 3,1416 … запоминается с помощью фразы «Что я знаю о кругах» (но количество букв в каждом слове). Понимание материала и применение мнемотехнических приемов может сделать Процесс запоминания управляем и значительно расширяет возможности человеческой памяти.
• Л.С. Выготский разделил все психические процессы на два типа: естественные, и культурные. Естественные процессы проходят без использования специальных средств. Использование различных средств свойственно только человеку и характеризует опосредованные процессы. По этому критерию выделяются прямых и опосредованная память . С древних времен и до наших дней люди использовали в качестве средства запоминания узелки на память, насечки, заметки, позднее письмо и другие внешние средства.Овладение речью позволило превратить внешние средства запоминания во внутренние. В качестве внутреннего средства люди стали использовать логические операции.
Логическое запоминание осуществляется путем установления смысловых связей нового материала с уже известным материалом.
Если у человека нет внутренних средств для запоминания материала, он запомнит его механически.
Механическое запоминание достигается только путем многократного повторения, что отражено в поговорке «повторение — мать обучения».«
Повторение — важный и эффективный способ запоминания, но только если он основан на понимании и семантической обработке повторяемого материала.
Пример
Например, школьнику очень сложно запомнить и воспроизвести определение сложной научной концепции. Если он понял суть описываемого им процесса или явления, соотнесенного с его личным опытом, по сравнению с другими процессами, т.е.е. осмыслил запоминающийся материал, результат запоминания будет намного лучше.
Ф. Эббингауз, используя свой метод «бессмысленных слогов», показал, что объем памяти при запоминании бессмысленного материала в несколько раз меньше осмысленного. Иногда человеку приходится что-то запоминать механически. Это могут быть отдельные фрагменты учебного материала, например таблица умножения, но в основе обучения лежит содержательное логическое запоминание.
• Другая классификация типов памяти основана на различиях в характере хранимого материала.Это могут быть образы, слова, движения или эмоции. Соответственно выделяются образная, вербальная, двигательная и эмоциональная память.
В образной памяти сохранились следы ощущений и восприятий. Мы запоминаем цвет травы, пение птиц, музыкальные мелодии, запах роз и многие другие впечатления, а также сложные образы восприятия: произведения живописи, музыку, парфюмерные ароматы. В свою очередь образная память делится на отдельные типы по ведущему анализатору: зрительная , слуховая, тактильная, вкусовая и обонятельная .
Вербальная память — это основа для усвоения человеком родного и иностранного языков, а также всего объема знаний, полученных в процессе обучения. Через моторную память формируются моторные навыки, навыки и значительная часть привычек.
Память двигателя очень сильна. Если ребенок научился плавать или кататься на велосипеде в раннем детстве, а потом этого не делал, то даже после 30 и более лет навыки сохраняются.
,
Психология памяти: роль познания и эмоций
Психология памяти — исследования
Изучение памяти в психологии охватывает как познавательные способности, так и эмоции, в основе которых лежит влияние эмоций. Развитие современных и объективных методов психологического исследования возродило интерес к человеческим эмоциям, которые когда-то Дарвин отверг как «детские реакции» , и область, которая была отвергнута бихевиористами из-за ее ненаблюдаемой природы.
Широко признано, что эмоции действительно влияют на когнитивные процессы памяти, и было проведено много исследований для дальнейшего изучения этого вопроса.Особый интерес представляет то, как именно эмоции влияют на работу и способности наших воспоминаний.
Настроение и память
Память можно рассматривать как фрагментированный поэтапный процесс, где кодирование является первым этапом процесса, а поиск — последним
Конгруэнтная память настроения (MCM) — это концепция, предложенная Гордоном Бауэром, одним из ключевых исследователей 1970-х годов.
Считается, что
MCM возникает, когда стимул, кодируемый человеком, совпадает с состоянием настроения человека, выполняющего кодирование.Например, человек читает трагическую историю любви в подавленном настроении.
Вторая концепция — Память, зависимая от настроения (MDM) . В MDM считается, что память на конкретный стимул намного лучше, если существует соответствие между состоянием настроения во время переживания стимула и состоянием настроения при попытке вспомнить стимул. Например, если вы попытаетесь вспомнить, что было сказано в горячем споре, когда человек снова рассердится, он запомнит детали намного лучше.
Важно подчеркнуть разницу между MCM и MDM:
- Конгруэнтная память настроения (MCM) — может возникнуть только в том случае, если есть соответствие между запоминаемым эмоциональным стимулом и настроением человека во время вспоминания. Существует соответствие между состоянием настроения при кодировании и кодируемым стимулом.
- Память, зависимая от настроения (MDM) — сосредоточена исключительно на влиянии настроения на воспоминания.Не имеет отношения к отозванному материалу. Существует соответствие между состоянием настроения при кодировании и состоянием настроения при поиске.
Психология памяти
МСМ — это хорошо известный и общепринятый феномен в области изучения памяти. С другой стороны, MDM, возможно, является более интригующим явлением, поскольку кажется менее надежным, и его труднее производить и измерять.
Бауэр (1981) провел ряд экспериментов, чтобы попытаться воссоздать MDM в лабораторных условиях.Он использовал эмоции счастья и печали из-за их явной самобытности и гипнотическое внушение как метод наведения настроения у своих участников.
В ранних исследованиях участников просили прочитать список слов в состояниях, вызванных их настроением. Затем их проверяли на способность вспомнить этот список слов через 10 минут, находясь либо в том же настроении, что и в первый раз, либо в противоположном.
Результаты показали, что MDM отсутствует. Был сделан вывод, что это произошло из-за того, что был представлен только один список слов.Бауэр утверждал, что только один список слов был настолько отличительным, что участники могли извлекать его из памяти, несмотря на то, что находились в измененном состоянии настроения.
Кроме того, он утверждал, что общий стимул, который можно легко спутать с другим или детали которого могут быть потеряны с течением времени, например простой список слов, является требованием для возникновения MDM.
В дальнейших экспериментах Бауэр использовал два списка слов для проверки этой теории в тех же условиях и действительно произвел эффект MDM.
Это повторило результаты со студентами-добровольцами в Teasdale and Fogarty (1979) и более ранних клинических исследованиях с депрессивными пациентами (см. Lloyd and Lishman, 1975 и Weingartner and Murphy, 1973) .
Их согласие с присутствием MDM подтверждает его существование, и исследования Бауэра усиливают это свидетельство, предполагая, что эмоции могут не сильно влиять на память на особые стимулы. Вот почему эффект можно увидеть только при определенных условиях.
Депрессия и эмоции
Изучение пациентов, страдающих депрессией, занимало видное место в большинстве исследований эмоций и памяти.
Клинические отчеты и лабораторные данные свидетельствуют о том, что люди, страдающие депрессией, менее эффективны в обучении (Beck, 1988) .
Было обнаружено, что пациенты с клинической депрессией сообщают о постоянном плохом настроении, и что у всех пациентов наблюдается эффект MCM. В частности, они показывают смещение к отрицательному материалу (Резерфорд, 2005) .
Более того, эффект MCM оказывается более мощным, когда негативная природа материала сильнее, чем их настроение, и когда пациенты сознательно осознают связь между материалом и своим настроением.
Возможно, самым убедительным доказательством того, насколько сильными могут быть эмоции, являются предположения о том, что MCM может способствовать поддержанию кого-то в депрессивном настроении и появлению признаков депрессии.
Эта идея была разработана Тисдейлом в 1988 году, который сравнил узор с вращающимся кругом; Пациенты с депрессией смотрят на мир негативно и поэтому сосредотачиваются на своих негативных воспоминаниях.Это, в свою очередь, увеличивает их текущее подавленное настроение и повторяет цикл. Тисдейл предположил, что если этот цикл можно нарушить, это может помочь поднять настроение и облегчить депрессию пациента.
Это захватывающая идея, которая вызвала волну исследований возможностей такого вмешательства. Более того, он дает представление о том, в какой степени эмоции могут влиять на познавательный процесс, такой как память.
Теория семантической сети — взаимодействие эмоций
В попытке объяснить эффекты MCM и MDM в исследовании эмоций и памяти Бауэр разработал теорию семантической сети .Эта теория предполагает, что эмоции представлены как узлы, которые связаны друг с другом и производят такие результаты, как поведение.
Активация узлов может происходить из-за внутренних и внешних стимулов и распространяется по сети через связи между устройствами. Бауэр утверждает, что некоторые соединения являются тормозящими, что означает, что активация одного может подавить любую активацию другого.
Согласно Бауэру, теория семантической сети может объяснить, как организованы и функционируют эмоции и эффекты памяти, такие как MDM.
В случае его лабораторных исследований Теория семантической сети будет означать, что, когда список слов изучается участником, создаются связи между соответствующим узлом эмоции и представлениями в памяти элементов списка слов.
Из-за активации в сети, проходящей каскадом через различные межсоединения, участник получит помощь в вспоминании списка слов из-за такой активации из соответствующего узла эмоций.
Это также может объяснить, почему, если участники находятся в другом настроении во время припоминания, им труднее вспоминать.Во время отзыва не будет ассоциативной связи, чтобы активировать эмоциональный узел и помочь памяти. Кроме того, может иметь место ингибирование представления памяти из другого узла эмоции, дополнительно усложняя процесс.
Более глубокое рассмотрение процессов памяти дает ценную информацию о полезности теории семантической сети Бауэра .
Многие исследования показали, что памяти очень полезна организация стимула на стадии кодирования, например, категоризация стимула на основе их общих свойств (см. Deese 1959 и Tulving 1962) .
Разумно предположить, что таким общим свойством может быть эмоция или группа эмоций, связанных с таким стимулом.
Гипотеза специфичности кодирования в эмоциях и памяти
Теории, возникающие на основе исследований памяти, выделяют интересные моменты при рассмотрении эмоций и памяти. Гипотеза специфичности кодирования была представлена Тулвингом и Ослером (1968) в связи с изучением роли сигналов в памяти и припоминании.
В своих исследованиях участникам были представлены целевые слова, написанные заглавными буквами, и среди этих слов было либо ни одного, либо одно или два слабо связанных слова , написанные строчными буквами. Участникам сообщили, что слова в нижнем регистре могут помочь им запомнить слова, написанные заглавными буквами.
Результаты показали, что один слабый помощник помог участнику вспомнить целевое слово, пока слабый помощник был представлен во время изучения .
Такие результаты предполагают, что этап кодирования памяти очень важен, и сигналы или стимулы, представленные на этом этапе, могут иметь большое влияние на более позднем этапе поиска.
Эти результаты повторяют предложения Бауэра в его Semantic Network Theory . Если применить эту теорию к эмоциям и памяти, можно сказать, что эмоция, испытываемая на стадии кодирования испытываемых стимулов, может быть связующим звеном, необходимым для помощи в запоминании таких стимулов на стадии извлечения.
Это пример MCM, который подчеркивает в терминах памяти важность ассоциированных ссылок, созданных при кодировании. Если такая ассоциативная связь была эмоцией, вполне правдоподобно предположить, что, когда та же самая эмоция ощущается снова, стимулы, ведущие к кодированию, лучше запоминаются.
Влияние эмоций на познание и память
Такие данные, полученные при изучении памяти, придают глубину дискуссии о влиянии эмоций на когнитивные процессы.
Ясно, что в случае памяти эмоции — очень мощный инструмент. Конгруэнтная память с настроением (MCM) и Память, зависимая от настроения (MDM) — это эффекты, которые потенциально показывают силу эмоций над памятью и размер их роли в памяти.
MDM оказался более сложным в том смысле, что для его возникновения стимулы должны обладать некоторыми отличительными качествами. Однако его присутствие было обнаружено в многочисленных лабораторных и клинических исследованиях, предполагающих, что по мере продолжения исследований его существование может стать таким же признанным, как MCM.
Теория семантической сети Бауэра отражает результаты исследований Тульвинга и Ослера, посвященные репликам памяти, и в совокупности они обеспечивают прочную и стабильную основу для мощной роли эмоций и их влияния на когнитивные процессы памяти.
,
Исследование человеческой памяти
Исследование памяти человека восходит к прошлому, по крайней мере, 2000 лет назад, к ранним попыткам Аристотеля понять память в его трактате «О душе» . В этом он сравнил человеческий разум с чистым листом , где d предположил, что все люди рождаются свободными от каких-либо знаний и являются просто суммой своего опыта. Аристотель сравнивал память с оттисками воском, что иногда называют «метафорой хранилища» , теорией памяти, господствовавшей на протяжении многих веков.
??? Вы знали ??? |
Сторонники тезиса «tabula rasa» (чистый лист) отдают предпочтение воспитательной стороне природы по сравнению с дебатами о воспитании , когда речь идет об аспектах личности, интеллекта, социального и эмоционального поведения. Идея сначала всплыла в трактате Аристотеля , но затем бездействовала более тысячи лет, пока не была развита персидским философом 11 века Авиценной , а затем классическим изложением теории Джона Локка в 17 веке. Century. |
В древности считалось, что существует два вида памяти: «естественная память» (врожденная память, которую каждый использует каждый день) и «искусственная память» (обученная через изучение и практика разнообразных мнемонических техник (), результатом которых является умение запоминать, которое совершенно необычно или невозможно осуществить, используя только естественную память).Римские риторы, такие как Цицерон и Квинтиллиан , расширили искусство памяти или метод локусов (метод, который часто сначала приписывают Симониду Креосу или пифагорейцам), и их идеи были переданы до средневековые схоласты и более поздние ученые эпохи Возрождения, такие как Маттео Риччи и Джордано Бруно .
Английский философ 18 века Дэвид Хартли был первым, кто выдвинул гипотезу о том, что воспоминания кодируются через скрытые движения нервной системы, хотя его физическая теория этого процесса была в лучшем случае рудиментарной. Уильям Джеймс в Америке и Вильгельм Вундт в Германии, оба считаются одними из отцов-основателей современной психологии, оба провели некоторые ранние фундаментальные исследования того, как функционирует человеческая память в 1870-х и 1880-х годах (Джеймс выдвинул гипотезу о нейронной системе). пластичность за много лет до того, как она была продемонстрирована). В 1881 году Теодюль-Арман Рибо предложил то, что стало известно как Закон Рибо , который гласит, что амнезия имеет временной градиент: недавние воспоминания с большей вероятностью будут потеряны, чем более отдаленные воспоминания (хотя на практике это действительно так. не всегда так).
Однако только в середине 1880-х годов молодой немецкий философ Герман Эббингауз разработал первый научный подход к изучению памяти. Он проводил эксперименты, используя списки бессмысленных слогов, а затем ассоциировал их со значимыми словами, а также некоторые из своих выводов из этой работы (например, концепции кривой обучения и кривой забывания, а также его классификацию трех различных типов памяти: сенсорной , краткосрочные и долгосрочные) актуальны и по сей день.
Немецкий биолог-эволюционист Ричард Семон впервые предложил в 1904 году идею о том, что опыт оставляет физический след, который он назвал инграммой, в определенных сетях нейронов в мозге. Британский психолог сэр Фредерик Бартлетт считается одним из отцов-основателей когнитивной психологии, и его исследования в 1930-х годах, посвященные воспоминаниям историй, сильно повлияли на более поздние идеи о том, как мозг хранит воспоминания.
??? Вы знали ??? |
Флэшбэки — это непроизвольные (и часто повторяющиеся) воспоминания, в которых у человека происходит внезапное мощное повторное переживание прошлого воспоминания, иногда настолько интенсивное, что человек «заново переживает» опыт, не в состоянии полностью осознайте это как воспоминание, а не как то, что действительно происходит. Такие непроизвольные воспоминания часто связаны с травмирующими событиями или сильно заряженными эмоциональными событиями и часто возникают во время сильного стресса или отсутствия пищи, хотя точные причины и механизмы не ясны. |
С развитием технологий в 1940-х годах появилась область нейропсихологии, а вместе с ней и биологическая основа для теорий кодирования. Карл Лэшли посвятил 25 лет своей жизни исследованиям крыс в лабиринтах, систематически пытаясь определить, где в мозгу образуются следы или инграммы памяти, но в 1950 году пришел к выводу, что воспоминания вообще не локализуются в одной части мозга. , но широко распространены в коре головного мозга, и что, если некоторые части мозга повреждены, другие части мозга могут взять на себя роль поврежденной части.Работа канадского нейрохирурга Уайлдера Пенфилда по стимуляции мозга электрическими зондами в 1940-х и 1950-х годах, первоначально в поисках причин эпилепсии, позволила ему создать карты сенсорной и моторной коры мозга, которые являются используется до сих пор, практически без изменений. Он также смог вызвать воспоминания или воспоминаний (о некоторых из которых пациенты не могли вспомнить сознательно), исследуя части височной доли мозга.
Еще в 1949 году другой канадец, Дональд Хебб, интуитивно догадался, что «нейроны, которые срабатывают вместе, соединяются вместе», подразумевая, что кодирование воспоминаний происходит, когда связи между нейронами устанавливаются посредством многократного использования.Эта теоретическая идея, которую иногда называют правилом Хебба, была поддержана открытием механики консолидации памяти, долгосрочной потенциации и нейронной пластичности в 1970-х годах и остается господствующей теорией сегодня. Работа Эрика Кандела о морских слизняках (чей мозг относительно прост и содержит относительно большие и легко наблюдаемые отдельные нервные клетки) была особенно важна для экспериментальной демонстрации правила Хебба и выявления молекулярных изменений во время обучения и вовлеченных нейротрансмиттеров.
По мере развития компьютерных технологий в 1950-х и 1960-х годах стали очевидными параллели между компьютерными и мозговыми процессами, что привело к прогрессу в понимании процессов кодирования, хранения и извлечения памяти. Однако компьютерная метафора — это, по сути, просто более сложная версия более раннего представления о памяти, основанного на довольно упрощенном и вводящем в заблуждение предположении, что память — это всего лишь простая копия первоначального опыта.
??? Вы знали ??? |
Мозг в целом и память в частности имеют ярко выраженный отрицательный уклон .Он уделяет больше внимания и выделяет неприятных переживаний . Мозг обычно обнаруживает отрицательную информацию быстрее, чем положительную, и гиппокамп специально отмечает отрицательные события, чтобы вдвойне убедиться, что такие события сохраняются в памяти. Негативные переживания оставляют в памяти неизгладимый след, даже когда предпринимаются попытки «отучиться» от них. Вероятно, это эволюционная адаптация, учитывая, что лучше ошибиться на стороне caution и проигнорировать несколько приятных переживаний, чем пропустить негативное и, возможно, опасное событие. |
Изменение в общем изучении памяти в 1950-х и 1960-х годах стало известно как «когнитивная революция» и привело к появлению нескольких новых теорий о том, как рассматривать память, и к появлению влиятельных книг Джорджа Миллер, Юджин Галантер, Карл Прибрам, Джордж Сперлинг и Ульрик Нейссер. В 1956 году Джордж Миллер опубликовал свою влиятельную статью о кратковременной памяти и свою оценку того, что наша кратковременная память ограничена тем, что он назвал «магическим числом семь плюс-минус два».
В 1968 году Ричард Аткинсон и Ричард Шиффрин впервые описали свою модальную, или мульти-хранилище, модель памяти, состоящую из сенсорной памяти, краткосрочной памяти и долговременной памяти, которая стала самой популярной моделью для изучения. память на долгие годы. Фергус Крейк и Роберт Локхарт предложили альтернативную модель, известную как модель уровней обработки, в 1972 году. В 1974 году Алан Баддели и Грэм Хитч предложили свою модель рабочей памяти, которая состоит из центрального исполнительного устройства, визуально-пространственного блокнота и фонологической петли. как метод кодирования.
В 1970-е годы появились первые работы Элизабет Лофтус, которая провела свое важное исследование эффекта дезинформации, искажений памяти и природы ложных воспоминаний. Новаторские исследования человеческой памяти, проведенные Энделем Тулвингом начиная с 1970-х годов, также оказали большое влияние. Он был первым, кто предложил два различных вида долговременной памяти, эпизодическую и семантическую, в 1972 году, а также разработал принцип специфичности кодирования в 1983 году.
В 1980-х и 1990-х годах было разработано несколько формальных моделей памяти.
разработана, которая может быть запущена как компьютерное моделирование, в том числе модель Search of Associative Memory (SAM) , предложенная Джеромом Рэйджмейкером и Ричардом Шиффрином в 1981 году, модель Parallel Distributed Processing (PDP) Джеймса Макклелланда, Дэвида Румелхарта и Джеффри Хинтона. в 1986 году и различные версии модели Adaptive Control of Thought (ACT) , разработанной Джоном Андерсоном в 1993 году.
В настоящее время изучение человеческой памяти считается частью дисциплин когнитивной психологии и нейробиологии , а также междисциплинарной связи между ними, известной как когнитивной нейробиологии . Вы можете посетить https://www.advancedwriters.com/custom-research-paper/, если вам нужна помощь экспертов в исследовательской работе.
,
Синдром ложной памяти | психология
Синдром ложной памяти , также называемый восстановленной памятью, псевдопамятью, и искажением памяти , переживание, обычно в контексте психотерапии взрослых, как бы вспоминать события, которые никогда не происходили. Эти псевдо-воспоминания часто довольно яркие и эмоционально заряженные, особенно те, которые представляют собой акты жестокого обращения или насилия, совершенные в отношении субъекта в детстве.
Британская викторина
Медицинские термины и викторина для первопроходцев
Кто был соучредителем современной неврологии, оказавшим большое влияние на студента по имени Зигмунд Фрейд?
Не совсем понятно, как возникают псевдо-воспоминания, но считается, что определенные терапевтические практики могут усилить и стимулировать их создание.Например, некоторые терапевты используют гипноз или техники «управляемых образов» на клиентах, которые, кажется, страдают от подавления воспоминаний об эмоционально тревожных событиях, часто переживаемых в детстве. Поощренные визуализировать эпизоды насилия или жестокого обращения во время терапии, клиенты могут впоследствии испытывать трудности с отделением этих воображаемых событий от реальности. Исследователи обнаружили, что люди, которые «восстанавливают» псевдо-воспоминания травмы, часто более поддаются внушению и более склонны к диссоциации, то есть к чувству отделенности от своего реального опыта, чем большинство других людей.
Вопросы о подлинности воспоминаний, восстановленных в ходе терапии, вызвали дискуссии между различными академическими, юридическими и медицинскими специалистами. Поскольку предполагаемые воспоминания клиента часто связаны с событиями, которые предположительно произошли много лет назад и в частном порядке, их часто трудно или невозможно подтвердить.
В ответ на споры, возникшие в середине 1990-х годов вокруг восстановления памяти и сообщений о жестоком обращении, в 1995 году Американская психологическая ассоциация (APA) рекомендовала тем, кто обращается за психотерапией, быть осторожными с терапевтами, которые немедленно принимают или отвергают объяснения жестокого обращения в детстве.Организация также заявила, что жестокое обращение в детстве не связано с каким-либо конкретным набором симптомов во взрослом возрасте. ( См. Также психогенная амнезия при нарушении памяти; памяти.)
Получите эксклюзивный доступ к контенту нашего 1768 First Edition с подпиской.
Подпишитесь сегодня
,