Психика и сознание в психологии кратко: Психика и сознание — Студопедия

Психика и сознание — Психологос

Если понимать психику широко, как все пространство нашего внутреннего мира, то и сознание тогда понимается в самом широком смысле — как высшая форма психики, а именно: все те психические процессы (внутренние информационные процессы), в которых человек может дать себе отчет. Сознание в широком понимании — процесс ориентировки во внешнем мире и управления собой, в котором человек может дать себе отчет.

Однако и психика, и сознание часто понимают более узко, и тогда, если воспользоваться метафорой прожектора, то прожектор психики направлен вовне и освещает внешний мир. Прожектор сознания направлен внутрь и освещает внутренний мир: мы получаем возможность давать себе отчет в том, что происходит с нами и у нас в душе. См.→

Говоря о сознании, важно различать сознание как процесс и сознание как результат.

Сознание как процесс — энергия (сила), освещающая внутренний мир человека и делающая управление психическими процессами явным и контролируемым. Энергия, несущая свет, силу и контроль.

Осознанное — освещенное светом сознания. Осознанное движение руки — движение руки, которое мы отслеживаем в деталях, не импульсивное, а управляемое движение. Осознанное возражение — не то, которое вылетело случайно, незамеченное, а то, на которое мы посмотрели, как-то оценили и которое, как возражение, допустили.

Неосознанное — то, что в человеке или с человеком происходит само собой, естественно, безотчетно: без сознательного контроля и не требующее дополнительных сознательных усилий.

Сознание как результат — это внутренний мир человека, но не замкнутый, а открытый внешним воздействиям. Сознание — доступная для внутреннего видения, понимания и управления область психического (внутреннего мира). Подсознание — менее доступная область. Бессознательное — недоступная область. Смотри Сознание, Подсознание, Бессознательное

Клуб distant-nik

Сентябрь 2020

Чем отличается психика от сознания

В некоторых науках понятия «психика» и «сознание» являются фундаментальными. В каждое из них вкладывается свой смысл. Попытаемся раскрыть названные термины и выясним, чем отличается психика от сознания.

  • Определение
  • Сравнение

Определение

Психика – это принадлежащее некоторым живым существам, в частности человеку и животным, свойство особым образом отражать действительность.

Сознание – сложное проявление деятельности мозга, наблюдаемое на высшем уровне психического развития.

к содержанию ↑

Сравнение

Основой для существования того и другого качества выступает нервная деятельность. А отличие психики от сознания заключается в том, что именно первое из двух понятий является базовым.

Психика есть у людей и существ, находящихся на ступеньку ниже по своему развитию, – животных. Она представляет собой функцию мозга и выступает как своеобразный инструмент, помогающий приспосабливаться к окружающей среде и выживать. Процессы, протекающие в психике, могут быть элементарными и очень сложными.

Совокупность высших проявлений подобной деятельности образует сознание. На таком уровне функционирует только мозг человека, но не животных. Последние способны оперировать исключительно наглядным мышлением, действующим на основе предметного восприятия. Это характерно даже для таких «умных» существ, как обезьяны, дельфины или собаки.

В то же время возможности сознания, присущего человеку, не ограничиваются лишь формированием образов. Здесь великую роль играет речь. Она позволяет выполнять важные абстрактно-логические операции и овладевать новыми знаниями, которые могут передаваться даже через поколения. Людям свойственно планировать и ставить цели. Кроме того, они склонны к оценке собственного поведения и самоконтролю.

Даже сами психические процессы люди, обладая сознанием, способны в некоторой степени контролировать. Это происходит, когда мы, например, заставляем себя запомнить стихотворение или специально концентрируем внимание на чем-то. Животные с их простейшей психикой делать этого не могут. Сознание человека исторически сложилось и существует совместно с его общественно-трудовой деятельностью.

В чем разница между психикой и сознанием? В том, что последнее, несмотря на свою сложность и многогранность, является лишь частью системы. Во всей психической деятельности происходит много неосознанного и еще не до конца изученного.

Общая психология. Лекция 1. (Конспект лекций по общей психологии)

второе высшее образование «психология»  в формате MBA
предмет: Общая психология
Конспект лекций (2011)

Читает: Пальм Галина Аркадьевна
Лекция №1 (1-2)

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Структура курса

РАЗДЕЛ I.ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮРАЗДЕЛ ІІ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ВНУТРЕННЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЕРАЗДЕЛ ІІІ. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ

РАЗДЕЛ ІV. РЕЧЕ-МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Раздел І. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Тема 1. Развитие взглядов на предмет в истории психологии

1.1. Донаучная психология как учение о душе.
1.2. Психология – наука о сознании.
1.3. Поведение как предмет психологии.
1.4. Психика как отражение.

Литература по данному разделу:
Общее представление о психологии как науке. Гиппенрейтер Ю.Б.
Представления древних философов о душе. Психология сознания. Гиппенрейтер Ю.Б.
Метод интроспекции и проблема самонаблюдения. Гиппенрейтер Ю.Б.
Психология как наука о поведении. Гиппенрейтер Ю.Б.
Предмет психологии, ее задачи и методы. Часть 1. Немов Р.С.
Предмет психологии, ее задачи и методы. Часть 2. Немов Р.С.
Характеристика психических явлений. Рубинштейн С. Л.

1.1. Донаучная психология как учение о душе

Psyche — душа, logos -учение (гр),т.е. психология — наука о душе.

* С появлением человека начинают накапливаться жизненные психологические знания.
* До последней четверти 19 в. донаучная психология как учение о душе развивается в рамках философии.
* В 1879г. в г.Лейпциг Вильгельм Вундт создает первую экспериментальную психологическую лабораторию — возникает научная психология как учение о сознании.
* В 1913 г. в США выходит книга Дж.Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста» — возникает бихевиоризм как психологическая наука о поведении. 
* Утверждение в науке материалистических взглядов в ХХ ст. приводит к пониманию психики как отражения, а психология становится наукой о фактах, закономерностях и механизмах психического отражения.

Этапы развития взглядов на предмет в истории психологии:
Донаучная/философская психология: душа
Интроспективная психология: сознание
Гештальтпсихология: целостные структуры сознания и психики
Описательная психология: духовная деятельность человека
Бихевиоризм: поведение
Психоанализ: бессознательное
Гуманистическая психология: личность
Когнитивная психология: познавательные структуры и процессы 

Впервые термин “психология” появился в 1732–1734 гг. в работах немецкого философа Христиана Вольфа, который позаимствовал термин “психе” из древних мифов. В греческой мифологии «психе» — это олицетворение души, дыхание. Психе отождествлялось с тем или иным живым существом, с отдельными функциями организма и его частями. Дыхание человека приравнивалось к порыву, ветру, вихрю. Богиню Психею изображали в виде бабочки или девушки с крыльями. Апулей создал поэтическую сказку о путешествиях человеческой души, которая желает слиться с любовью. Амур (Эрот), сын Зевса и Афродиты, полюбил земную женщину — Психею. Но Психея нарушила запрет никогда не видеть лица своего загадочного любимого. Ночью она зажгла свечу и увидела юного бога, но капля гарячего масла упала ему на кожу, и он исчез. Чтобы вернуть к себе любимого, Психея была вынуждена пройти много испытаний, которые создавала для нее Афродита, даже спуститься в ад за живой водой. Амур обратился за помощью к отцу. Зевс подарил Психее бессмертие, и влюбленные были объединены вместе навсегда. Этот миф стал классическим примером высокой любви, реализации человеческой души. Поэтому Психея — смертная, которая получила бессмертие, стала символом души, которая ищет свой идеал.   

Древнегреческие философы решали вопрос о душе в зависимости от того, чему отдавалось предпочтение: материализму или идеализму. Сущность разногласий можно выразить формулами:
а) 1+1=1 (душа и тело едины, монизм)
б) 1+1-2 (душа и тело — две разные сущности, дуализм)

Демокрит (5 в.до н.э.) разрабатывал материалистическое учение о душе. Он считал, что душа материальна, и состоит из наиболее мелких, круглых, гладких, необычайно подвижных а

Психология сознания — Психологос

Предмет: Осознаваемые явления (ощущения, представления, чувствования, идеи) и акты

Представители: Вильгельм Вундт, Уильям Джеймс, Франц Брентано, Эдуард Бредфорд Титченер

Психология сознания не представляла собой целостного подхода. Скорее она являлась конгломератом нескольких парадигм исследования, объединенных общим предметом и согласием во взгляде на психологию как на науку о «непосредственном опыте» (В.Вундт).

Функциональная психология сознания

Представители: Уильям Джеймс

Функциональная психология (англ. functional psychology) — направление в психологии США конца XIX — нач. XX в., объявившее предметом психологического исследования функции психических процессов, сознания в поведении, в приспособлении (адаптации) к среде, к практическим ситуациям.

Джеймс использовал метафору «поток сознания» которая фиксировала динамичность психических явлений. Соответственно и аналитическая интроспекция теряла эвристическую ценность: если остановить поток сознания, что имело в акте аналитической интроспекции, он терял свои свойства, превращался в мертвый «срез» реальности психической жизни. Цель психологии Джеймс полагал в изучении приспособительной функции сознания. Сознание по Джеймсу – это жизненно важная функция человека, живущего в сложной среде. Джеймс ввел «личностное» измерение сознания, считая, что сознательный опыт всегда переживается как «мой», как «принадлежащий мне».

Психология сознания заложила основы научной психологии как самостоятельной дисциплины. Неправомерно сужая класс психических явлений, ограничивая их только сознательным опытом, психология сознания тем не менее сформулировала многие законы функционирования психики, не опровергнутые и поныне.

Джеймсу сознание представлялось приспособительным актом, созданным природой для выживания в меняющихся условиях. Сознание, по У. Джеймсу, не плоскостная картинка, а некоторый изменчивый, непрерывный поток функциональных актов, остановить который можно только исходя из законов кратковременной памяти.

Поток обладает характеристикой ограниченности. Есть еще важное свойство потока — выбор объектов, на который он направляется, селективность. Селективное свойство сознания и внимание по Джеймсу это одно и тоже. То есть внимание это непрерывный, изменчивый, сугубо индивидуальный и избирательный поток. Физиологическими условиями внимания являются:

1. Возбуждение коркового (идеационного) центра путем внешнего чувственного раздражения формирует так называемую преперцепцию (антиципацию объекта внимания), что и является вниманием. Преперцепция (создание образа) является половиной перцепции (восприятия) искомого объекта. То есть, проще говоря, мы видим лишь те объекты, которые перцептируем.

2. Орган чувств должен быть приспособлен к наиболее отчетливому восприятию внешнего впечатления (посредством приспособления соответствующего мышечного аппарата). В случае приспособительных движений появляется органическое чувство напряжения внимания, которое рассматривается нами обыкновенно как чувство собственной активности. Поэтому всякий объект, способный возбудить нашу чувствительность вызывает приспособление органов чувств и, следовательно, чувство активности, и возрастание ясности этого объекта в сознании.

Механизмы внимания по Джеймсу зависят от степени произвольности внимания. Непроизвольное внимание предполагает настройку органов чувств, сенсибилизацию, изменение системы кровообращение и т.д., то есть то, что имеет приспособительное к раздражителю значение для достижения его большей отчетливости. В случае произвольного внимания речь идет об идеационном центре, который формирует состояние готовности по отношению к среде, состояние преперцепции, ожидание нахождения и выбора слабого сигнала в условиях решения задачи.

Структурная психология сознания

Структурная психология (англ. structural psychology) термин, введенный Э. Титченером для обозначения своей психологии, противопоставлявшейся им функциональной психологии.

Представители: Вильгельм Вундт, Эдуард Бредфорд Титченер

Основными ее авторами являются Вильгельм Вундт (1832-1920) и Эдуард Бредфорд Титченер (1867-1927).

Методом структурной психологии служит аналитическая интроспекция — описание переживаний в категориях элементов сознания.

Основной задачей психологии (по В.Вундту) является разложение непосредственного опыта сознания на элементы, выделение связей элементов друг с другом и определение законов этих связей. Элементы сознания – это ощущения, представления и чувствования.

Описание всех видов чувствований, в свою очередь, укладывается в трехмерное пространство, которое состоит из координатных осей:

  • удовольствия – неудовольствия;
  • напряжения – разрядки;
  • возбуждения – успокоения.

Основными процессами психики, результатом творческого синтеза которых и выступает сознание, являются процессы:

  • процесс непосредственного отражения объективной действительности органами чувств (перцепции)
  • активного процесса, с помощью которого сознание реализует свой потенциал к самоорганизации на качественно ином, чем простая сумма его элементов, уровне и приводит к образованию осмысленных и упорядоченных совокупностей психических элементов (апперцепции).

Одновременно со структурной психологией Вундта развивалась теория актов сознания Франца Брентано (1838-1917). Главным предметом в ней было не содержание и структура сознания, а активность сознания. Брентано также пытался найти единицы психики, но обнаруживал их в элементарных психических актах. Свой фундаментальный труд «Психология с эмпирической точки зрения» Брентано выпустил в свет в 1874г.

Под влиянием Вундта и Брентано в рамках психологии сознания возникло оригинальное направление – вюрцбургская школа, представители которой сконцентрировались на проблеме мышления.

Клуб distant-nik

Сентябрь 2020

Как трактуется психика и сознание теорией отражения? — Студопедия

Наиболее обоснованной в философском и естественнонаучном отношении остается все-таки трактовка психики и сознания на базе ставшей уже классической теории отражения, конкретизированной кибернетикой, теорией информации, синергетикой, добросовестными физиологическими, психологическими, генетическими и другими разделами современного естествознания. В рамках этой теории сознание не отрывается от материи и ее движения и вместе с тем не отождествляется с ними, а понимается как высшая форма отражения – особого всеобщего свойства материи. Сознание является отражением материи (ее движения, пространства, времени и всех других ее свойств) как по содержанию, так и по способу своего существования.

Мысль, что не чувствительность, не ощущение, а именно отражение (не тождественное, а лишь аналогичное ощущению) является всеобщим свойством материи, ее новым атрибутом, имеющим способность к развитию не только к количественному, но и к качественным преобразованиям своих форм проявления при переходе от неорганической природы к жизни и далее от животных к человеку.

Итак, что же такое отражение? Труднее всего определить его в общей форме и вычленить его из состава конкретных взаимодействий в неживой природе. Сначала неизбежно было отождествление отражения с той частью взаимодействия, которая представляет физико-механическое или химическое отреагирование, ответное действие (противодействие) на исходное внешнее воздействие на данную систему. Но такой подход не добавляет ничего нового к уже установленным закономерностям механики, физики и химии (типа равенства действия и противодействия в механике, угла падения и угла отражения луча света в оптике и т.п.).



Отражение – не все взаимодействие систем в целом, а свойство или способность взаимодействующих объектов, систем воспроизводить в изменении своего состояния особенности друг друга. Обозначив одну систему отражающей, а другую – отражаемой, можно сформулировать так: отражение есть воспроизведение в состоянии отражающей системы особенностей отражаемой системы.

В основе отражения как всеобщего свойства материальных взаимодействий лежит их причинно-следственный характер, обусловленность явлений-следствий вызвавшими их явлениями-причинами, т.е. закономерное соответствие следствий причинам. Именно это и позволяет одним системам воспроизводить в себе особенности других систем.


Отражение, изучаемое в механике, оптике и т.п. можно охарактеризовать как вещественно-энергетическое. Главные законы здесь – законы сохранения массы и энергии. А отражение, изучаемое гносеологией, кибернетикой, теорией информации может быть названо информационным отражением. Можно также сказать, что информация как образ, копия в закодированном, трансформированном, преобразованном виде отражаемого объекта есть содержание отражения. Поэтому информация является общим атрибутом и всякого взаимодействия и всякого отражения.

Простейшей формой биологического отражения является раздражимость. На более высоком уровне эволюции живых организмов раздражимость переходит в качественно новое свойство – чувствительность, т.е. способность отражать отдельные свойства вещей в виде ощущений. Если раздражимость присуща и растениям, то ощущения – форма отражения, свойственная животным. Далее у животных возникают восприятия и представления.

Ощущения, восприятия и представления это формы отражения, объединяемые понятием психика, это формы психического отражения материи. Материальной основой психики выступает изучаемое в физиологии функционирование нервной системы, органов чувств, спинного и головного мозга, которые в своей совокупности извлекают из окружающей среды (и из самого организма) информацию, обрабатывают ее и в соответствии с нею управляют поведением организма.

Психика, психическое отражение – это активное, динамичное внутреннее состояние живого существа, опосредующее и определяющее его ответ на предыдущие воздействия на него. И принципиальная направленность эволюции живого мира состоит в увеличении роли этой внутренней настройки. Частным результатом этого является возможность увеличения временных и пространственных зазоров между исходным действием на организм и его ответом на него.

Разветвленная система условных и безусловных рефлексов обеспечивает весьма сложные формы поведения животных, способность их отыскивать обходные пути достижения цели, использовать различные предметы в качестве орудий и т.д. Все это показывает, что сознание человека имеет свои биологические предпосылки, что между человеком и животными предками нет непреодолимой пропасти, а имеется естественный процесс развития форм отражения.

Психика свойственна животным и человеку. Понятие же сознания означает высшую форму отражения, существующую только у человека. Сердцевиной сознания является логическое мышление,которое определяется как обобщение и опосредованное отражение действительности в абстрактных понятиях. Органом мышления является высокоразвитый человеческий мозг, а субъектом – сам человек, включенный в систему общественного труда и общественных отношений с другими людьми. К материальной основе мышления относится и язык (речь). Если клеточной, элементарной единицей мышления выступает понятие, то в языке роль такой клеточки выполняет слово – материальная форма, материальный носитель понятия.

Абстрактное, понятийное мышление и словесный язык качественно отличают человеческое сознание от психики и сигнального общения животных. Человеческое сознание и язык так же отличаются от психики и средств общения животных, как отличается труд человека от приспособительной деятельности животных.

Предмет и структура общей и юридической психологии. Общее понятие о психике. Сознание, психика человека как высший этап развития психики.

ТЕМА № 1: ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ И ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Психология — наука об общих психических закономерностях взаимодействия человека со средой.

Психология изучает общие закономерности психических, процессов и своеобразие их протекания в зависимости от условий деятельности и от индивидуально-типологических особенностей человека.

Юридическая психология —изучает проявление и использование психических закономерностей, психологических знаний в сфере права и юридической деятельности. Юридическая психология исследует проблемы повешения эффективности правотворчества, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности на основе учета психологических факторов.

Предметом юридической психологии являются различные явления психики, индивидуально-психологические особенности личности участников правоотношений, вовлеченных в сферу правоприменительной деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности, воздействующей на психику и поведение участвующих в ней людей.

Методы психологии:

1) естественный и лабораторный эксперимент;

2) наблюдение;

3) исследование продуктов деятельности человека;

4) метод тестов и анкетирования.

Для исследования той или иной психологической проблемы используется соответствующая система приемов и правил исследования — методика конкретного исследования (выдвижение гипотезы, выбор экспериментального приема и соответствующего материала, выделение контрольных и экспериментальных групп испытуемых, определение содержания серий эксперимента, статистическая и теоретическая обработка экспериментального материала и т.п.).



Основные теоретические принципы психологии:

1) признание детерминированности психических явлений материальной действительностью;

2) генетический подход к психическим явлениям, исследование их в развитии;

3) изучение психики человека во взаимосвязи биологических и социальных факторов;

4) признание неразрывной взаимосвязи психики и деятельности.

Структура юридической психологиипредставляет собой круг исследуемых ею проблем. которые определяются самой логикой правового регулирования.

Юридическая психология имеет собственную систему категорий. Она состоит из ряда разделов, каждый из которых имеет соответствующую подструктуру.


1. Методологические основы юридической психологии:

• предмет, методы и задачи юридической психологии;

• историческое развитие юридической психологии;

• структура, юридической психологии.

2. Правовая психология:

• право как фактор социальной регуляции поведения, психо­логические аспекты эффективного правотворчества;

• правовая социализация личности, особенности психологиче­ского отражения правозначимых явлений, психология правопони- мания и правосознания;

• психология правоисполнительного поведения.

3. Криминальная психология:

• проблема роли психологических факторов в детерминации преступного поведения; роль биологических и социальных факторов в криминализации личности;

• понятие личности преступника, психологические типы преступников;

• психология совершения преступного деяния;

• психология рецидивной и подростковой преступности;

• психология групповой и организованной преступности;

• психология вины и ответственности.

4. Психология уголовного судопроизводства.

Психология предварительного следствия.

• психология личности следователя и других участников уголовного процесса;

• психология следственной деятельности;

• познавательно-удостоверительная деятельность следователя;

• психология деятельности следователя в информационно-дефицитных исходных ситуациях, информационное моделирование в следственно-поисковой деятельности;

• психология коммуникативной деятельности следователя;

• психология следственных действий в системе расследования; судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе.

Психология судебного разбирательства:

• психологические особенности судебной деятельности;

• психология подготовки и планирования судебного разбирательства;

• психология особенности судебного следствия и его участников, психология допроса в судебном следствии;

• психология судебных прений;

• психология деятельности прокурора, речь прокурора в уголовном суде;

• психология деятельности адвоката (защитника), речь адвоката;

• психология подсудимого;

• психология принятия судебных решений.

• 5. Психология исправительной деятельности.

• 6. Психология гражданского правового регулирования:

— психология гражданских правоотношений;

— позиция сторон гражданского процесса и их коммуникативная активность;

— психологические аспекты подготовкиф гражданских дел к судебному разбирательству;

— психологические особенности организации судебного рассмотрения гражданских дел;

— судебная речь в гражданском суде;

— психология деятельности адвоката в гражданском судопроизводстве, речь адвоката в суде;

— психология деятельности прокурора в гражданском процессе, речь прокурора в гражданском суде;

— когнитивная (познавательная) и удостоверительная деятельность гражданского суда;

— судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве;

— психология принятия судебных решений.

• 7. Психологические аспекты организации деятельности юридических организаций.

Специализированные учреждения юридического профиля — МВД, ФСБ, Федеральной таможенной службы, учреждения исполнения уголовного наказания и другие — имеют свою специфику, которая исследуется специальной отраслью психологии — организационной психологией.

Общетеоретической основой юридической психологии наряду с правоведческими дисциплинами являются основы общей и социальной психологии

Психологическая сущность сознания, его происхождение, структура и развитие

Сознание — это одна из форм, в которой объективная действительность отражается в психике человека. Согласно культурно-историческому подходу, характерной особенностью сознания является то, что промежуточным звеном между объективной реальностью и сознанием являются элементы общественно-исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира.

Психология сознания Элементы сознания – это ощущения, представления, чувствования.

Сознание — это результат творческого синтеза основных процессов психики: процесс непосредственного отражения объективной действительности органами чувств (перцепции) активного процесса, с помощью которого сознание реализует свой потенциал к самоорганизации на качественно ином, чем простая сумма его элементов, уровне и приводит к образованию осмысленных и упорядоченных совокупностей психических элементов (апперцепции).

Структуралисты В. Вундт и структуралисты искали природу сознания в самом сознании: они пытались разложить его на элементы и построить «химию души» — нечто вроде Периодической системы элементов для сознания. Однако выяснилось, что однозначное решение этой задачи невозможно — прежде всего потому, что выделение элементов сознания зависит от исходной позиции носителей сознания, пытающихся анализировать его содержание. Но даже если бы удалось преодолеть подобные методические трудности, все равно оставалось неясным: как же в сознании образуется новое знание — неужели просто новой комбинацией стандартных элементов? Функционалисты Сознание по Джеймсу – это жизненно важная функция человека, живущего в сложной среде. Джеймс ввел «личностное» измерение сознания, считая, что сознательный опыт всегда переживается как «мой», как «принадлежащий мне». У. Джеймс и функционалисты выводили природу сознания из биологических потребностей организма: сознание нужно, потому что оно полезно, потому что оно решает биологически важные задачи. Им возражали, что без контроля сознания организм иногда действует быстрее и точнее и в целом лучше решает задачи адаптации. При этом У. Джеймс понимал ограниченность возможностей сознания: «Сознание — это маленький остров посреди великого океана возможностей человеческой психики». Он же в итоге пришел к выводу, что сознание — не существующая в реальности фикция.



Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда. И первичным актом сознания является акт идентификации с символами культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком. За вычленением смысла, символа и идентификацией с ним следует выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения.


В структуру сознания входят ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:

1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.

2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.

3. Отношения человеку к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).

4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).

5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).

6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).

Сознание и психика — Docsity

Слово «ум» относится к умственным способностям человека, воле, интеллекту, остроумию, силе
суждение, способность к размышлению, разделение, опыт, образование, способность открывать
согласованности и коммуникативные аспекты человеческого существа, такие как язык. В основном ум
и психика работают вместе. Психея доступна для разума, а разум может раскрыть
искажения реальности, к которым приспособилась психика. Очень редко психика бывает в плохом состоянии.
здоровая психика знает страх, но не позволяет страху контролировать его.

Психика и сознание
На первый взгляд кажется парадоксальным, что психика сконструирована таким образом, чтобы

искаженных образов реальности, но только в этих условиях сознание необходимо, чтобы
развиваться. Растущее сознание способно обнаруживать несоответствия между воспоминаниями и
реальность и способна исправлять искажения реальности с помощью разума.В этом
Уважение к психике — это самый ценный вспомогательный элемент для развития сознания.

Горизонтальный и вертикальный промежуточный
Будучи нефизическим накопительным органом, зависящим от снабжения организма физическими веществами.

(впечатления от мира, в котором мы живем), психика является связующим звеном между физическим
(тело) и духовные аспекты (разум, душа) человека, а также мост между
отдельные тела всех людей, живущих одновременно.

Термин «нематериальный орган» используется для обозначения этих двух частей психики: «нематериальный орган».
материал »относится к тому факту, что психика не видна, в то время как« орган »обозначает то, что
неотделимо от тела. Следовательно, нематериальное качество релятивизирует идею органа.
поскольку он не находится в организме, несмотря на то, что его эффекты сильно влияют на
физичность.

Сознание
Термин сознание имеет давнюю историю в психологии.Тема, пожалуй, одна из

более сложных для дисциплины, как показывает ее история. Вильгельм Вундт (1832–1920)
основание первой психологической лаборатории в 1879 году ознаменовало его попытку идентифицировать и
классифицировать элементы сознательного опыта, используя метод, известный как интроспекция , или
исследование собственного психического состояния. Ученик Вундта, Эдвард Брэдфорд Титченер (1867–1867).
1927), привнес в Соединенные Штаты подход Вундта и инициировал перспективу, известную как
структурализм .Другой ранний психолог Уильям Джеймс (1842–1910) также проявил интерес к
сознание. Он написал о потоке сознания и описал его как непрерывный,
изменяющийся и имеющий глубину. В отличие от Вундта и Титченера, Джеймс не делал упор на
анализируя и сводя сознательный опыт к предполагаемым элементам. Ему, пытаясь
разделение этого потока исказило бы единство сознательного опыта.

Несмотря на тесную связь между сознанием и основанием дисциплины,
тема сознания на некоторое время впала бы в немилость.Развитие
поведенческое движение, возглавляемое Джоном Б. Уотсоном (1878–1958), сосредоточено на наблюдаемом поведении;
не допускалось ненаучного обсуждения того, что нельзя было наблюдать —
сознательный опыт. В 1913 году Уотсон писал: «Психология, с точки зрения бихевиористов, представляет собой чисто
объективная экспериментальная отрасль естествознания. Его теоретическая цель — предсказание и контроль
поведения. Самоанализ не составляет существенной части его методов ». Таким образом, изучение
сознание было если и не запрещено, то, безусловно, на несколько десятилетий отодвинуто на задний план.

Тем не менее, развитие техники и оборудования для мониторинга позволило
проводить более сложные исследования, чем Вундт или Титченер когда-либо считали возможным.
Например, в 1929 году Ханс Бергер разработал электроэнцефалограф (ЭЭГ), который
контролирует и записывает активность мозга с помощью электродов, безболезненно прикрепленных к черепу.
Распространенное мнение, что ЭЭГ обеспечивает электрическую стимуляцию мозга, является мифом. Мозг
электрические сигналы усиливаются и распечатываются, производя запись мозговых волн.Несколько
обычно наблюдаемые мозговые волны — это альфа, бета, тета, и дельта (подробнее о мозговых волнах позже в
эта глава).

Хотя ЭЭГ была большим достижением, у нее есть несколько ограничений. Например,
хотя мозговые волны являются свидетельством активности, происходящей в головном мозге, эта информация

2

.

Основные теории психоанализа Зигмунда Фрейда: краткое изложение

Harley Therapy™ Blog Harley Therapy™ Blog

Harley Therapy™ Blog Harley Therapy™ Blog

  • Терапевтические услуги
  • Биография терапевта
  • О нас
  • Темы