Психологические механизмы внимания: Внимание как психическое явление. Психологические механизмы внимания.
Внимание как психическое явление. Психологические механизмы внимания.
Ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточит своего внимания на том, что воспринимает или делает. Мы можем смотреть на какой-либо предмет и не замечать его или видеть очень плохо. Занятый своими мыслями, человек не слышит разговоров, которые ведутся рядом с ним, хотя звуки голосов доходят до его слухового аппарата. Мы можем не почувствовать боли, если наше внимание направленно на что-нибудь другое. Напротив, глубоко сосредоточившись на каком-либо предмете или деятельности, человек подмечает все детали этого предмета и действует очень продуктивно. А фиксируя свое внимание на ощущениях, мы увеличиваем свою чувствительность. Что же такое внимание ?
Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Направленность сознания – выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту.
Внимание обуславливает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и отчетливое отражение его в психике. Объект внимания оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается слабо, неотчетливо, однако направленность нашего внимания может меняться.
Внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться вне других процессов. Мы внимательно или невнимательно слушаем, смотрим, думаем, делаем. Таким образом, внимание является лишь свойством различных психических процессов.
Внимание — сосредоточение сознания на определенном объекте, обеспечивающее его избирательное и особо ясное отражение.
Непроизвольное внимание — это сосредоточение сознания на объекте в силу особенности последнего как раздражителя, т. е. этот вид внимания зависит от качеств раздражителя.
Произвольное внимание — это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности. При произвольном внимании сосредоточение происходит на том, что необходимо делать. Поэтому психологическое содержание произвольного внимания связано с постановкой цели деятельности и волевым усилием.
В послепроизволъном внимании снижается волевое напряжение, необходимое при сосредоточении в произвольном внимании. Послепроизвольное внимание — сосредоточение на объекте в силу его ценности для личности.
По способу локализации объекта внимания выделяют внешне-направленное, или перцептивное, и внутреннее внимание. Внешненаправленное внимание включено в перцептивную деятельность человека и регулирование предметной деятельности. Исследовательское отношение к миру не может быть сформировано без развития перцептивного внимания. Внутреннее внимание связано с осознанием личностью своей деятельности, своего внутреннего мира, с самосознанием.
Коллективное внимание — сосредоточение всех учеников на одном предмете.
Групповое внимание — сосредоточение внимания группами в условиях работы в коллективе.
Индивидуальное внимание — сосредоточение внимания на своем задании. Оно возникает при самостоятельном чтении, решении задач, выполнении контрольных работ. Для учителя представляет трудность переход от индивидуального внимания к коллективному, так как не все ученики справляются одновременно с заданием и у многих внимание в начале коллективной работы не переключается.
Формирование внимания в учебной деятельности — ведущая психологическая и дидактическая задача.
Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.
Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчетливости содержания, являющегося предметом деятельности человека.
Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту. За вниманием часто стоят интересы и потребности, установки и направленность человека, другие психологические характеристики личности. Это прежде всего вызывает изменение отношения к объекту, выражаемое вниманием — его сознаваемостью. На причины внимания к тому или иному объекту указывают его свойства и качества, взятые в их отношении к субъекту.
Функциями внимания являются:
-обнаружение сигнала
-бдительность
-поиск
-избирательное внимание
-распределенное внимание
Свойства внимания
-Концентрация — удержание внимания на каком-либо объекте. Такое удержание означает выделение «объекта» в качестве некоторой определённости, фигуры, из общего фона. Поскольку наличие внимания означает связь сознания с определённым объектом, его сосредоточенность на нём, с одной стороны, и ясностью и отчетливостью, данностью сознания этого объекта — с другой, постольку можно говорить о степени этой сосредоточенности, то есть о концентрации внимания, что, естественно, будет проявляться в степени ясности и отчётливости этого объекта. Поскольку уровень ясности и отчётливости определяется интенсивностью связи с объектом, или стороной деятельности, постольку концентрированность внимания будет выражать интенсивность этой связи. Таким образом, под концентрацией внимания понимают интенсивность сосредоточения сознания на объекте.
-Объём
Поскольку человек может одновременно ясно и отчетливо осознавать несколько однородных предметов, постольку можно говорить об объёме внимания. Таким образом, объём внимания — это количество однородных предметов, которые могут восприниматься одновременно и с одинаковой четкостью. По этому свойству внимание может быть либо узким, либо широким. Согласно Корневой Л.В. объем внимания колеблется от 4 — 7 объектов.
-Устойчивость
В противоположность ей лабильность — характеризуется длительностью, в течение которой сохраняется на одном уровне концентрация внимания. Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрывать в том предмете, на который оно направлено, новые стороны и связи. Внимание устойчиво там, где мы можем развернуть данное в восприятии или мышлении содержание, раскрывая в нем новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, где открываются возможности для дальнейшего развития, движения, перехода к другим сторонам, углубления в них.
-Переключаемость
Сознательное и осмысленное, преднамеренное и целенаправленное, обусловленное постановкой новой цели, изменение направления сознания с одного предмета на другой. Только на этих условиях говорят о переключаемости. Когда же эти условия не выполняются, говорят об отвлекаемости. Различают полное и неполное (завершенное и незавершенное) переключение внимания. При последнем после переключения на новую деятельность периодически происходит возврат к предыдущей, что ведёт к ошибкам и снижению темпа работы. Переключаемость внимания затруднена при его высокой концентрации, и это часто приводит к так называемым ошибкам рассеянности. Рассеянность понимается в двух планах: как неумение сколько-нибудь длительно сосредотачивать внимание (как следствие постоянной отвлекаемости) из-за избытков неглубоких интересов и как односторонне сосредоточенное сознание, когда человек не замечает то, что с его точки зрения представляется незначительным.
Переключение внимания можно пронаблюдать при помощи часов: если сосредоточить внимание на их тиканье, то оно будет то появляться, то исчезать.
Переключение то на вазу, то на лица
Переключение то на девушку, то на бабушку
Переключение то на девушку, то на череп
-Распределение
Способность выдерживать в центре внимания несколько разнородных объектов или субъектов.
Теории исходящие из разделения ресурсов внимания между объектами (Канеман) допускают специфичность некоторых ресурсов внимания модальности стимула (вербальный, зрительный, слуховой и т.п.) Осуществлять одновременное удерживание во внимании двух разных объектов возможно если объекты относятся к разным модальностям (смотреть на картину и слушать музыку).
Спелке (Spelke), Хирст (Hirst) и Найссер в ходе экспериментов по распределенному вниманию показали, что контролируемые вниманием задачи, даже если они требуют более сложных когнитивных способностей (сознание), могут быть автоматизированы и таким образом более эффективно обрабатываться вниманием одновременно.
Основные виды и механизмы внимания
По происхождению и способам осуществления специалисты выделяют такие виды внимания – непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Направленность и сосредоточенность психической деятельности в зависимости от участия воли, может носить непроизвольный или произвольный характер. Наиболее простое и генетически исходное непроизвольное внимание называют пассивным, вынужденным, потому что возникает оно независимо от целей, стоящих перед человеком. Направленность и сосредоточенность психических процессов будет носить произвольный характер, если человек знает, что ему необходимо выполнить определенную работу в соответствии с поставленной целью и принятым решением.
Непроизвольное внимание является наиболее древним видом внимания. Его возникновение связано с различными физическими, психофизиологическими и психическими причинами, которые тоже между собой тесно связаны, но их для удобства разделили на категории:
Произвольное внимание
Произвольное внимание отличается от непроизвольного внимания тем, что оно управляется сознательной целью и имеет усилия по активному её поддержанию. Выработан был этот вид внимания в результате трудовых усилий, поэтому его часто называют волевым, активным, преднамеренным.
Например, внимание человека сознательно направляется на решение заняться какой-либо деятельностью, даже если это не интересно. Произвольное внимание в каком-то смысле это подавление, борьба с непроизвольным вниманием.
Активное регулирование протекания психических процессов является основной функцией произвольного внимания, поэтому оно качественно отличается от непроизвольного внимания. Произвольное внимание возникло из непроизвольного в процессе сознательной деятельности человека. С его помощью можно менять эмоциональной состояние.
Произвольное внимание имеет социальные причины своего происхождения, оно не созревает в организме, а формируется при общении ребенка с взрослыми. Выделяя объект из среды, взрослый указывает на него и называет словом. Отвечая на этот сигнал, ребенок слово повторяет или схватывает сам предмет. Получается, что данный предмет для ребенка выделяется из внешнего поля.
Произвольное внимание тесно связано с речью, чувствами, интересами, прежним опытом человека, но влияние их косвенное.
Формирование произвольного внимания связано с формированием сознания. У 2-летнего ребенка сознание еще не сформировано, то и произвольное внимание находится в стадии развития.
Послепроизвольное внимание
Специалисты выделяют еще один вид внимания, которое носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий. Позже человек, как бы «входит» в работу, для него значимыми и интересными становятся не только результат, но и содержание, и процесс деятельности.
Такое внимание Н.Ф. Добрынин назвал послепроизвольным. Например, при решении какой-то сложной задачи, ученик решает её только потому, что её надо решить. Когда намечен правильный ход и задача становится понятной, её решение может увлечь. Произвольное внимание стало как бы непроизвольным. Послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами, что отличает его от подлинно непроизвольного внимания. Поскольку здесь нет или почти нет волевых усилий, то оно не будет сходно и с произвольным вниманием. Для послепроизвольного внимания характерна длительная сосредоточенность, напряженная умственная деятельность, высокая производительность труда.
Виды внимания показаны на схеме.
Механизмы внимания
В результате исследований советских и зарубежных ученых было получено много новых данных, которые раскрывают нейрофизиологические механизмы протекания явлений внимания. Сущность внимания заключается в селективном отборе воздействий. Согласно полученным данным это возможно на фоне общего бодрствования организма, связанного с активной мозговой деятельностью.
В состоянии бодрствования человека можно выделить целый ряд стадий. Например, постепенно глубокий сон может смениться дремотным состоянием, которое перейдет в состояние спокойного бодрствования. Это состояние называют расслабленным или сенсорным покоем. На смену расслабленному состоянию может прийти высокий уровень бодрствования – активное бодрствование или бодрствование внимания, которое переходит в состояние резкого эмоционального возбуждения, страха, беспокойства – это так называемое чрезмерное бодрствование.
При состоянии повышенного бодрствования активное избирательное внимание возможно, а вот трудности сосредоточения возникают и на фоне расслабленного и на фоне чрезмерного бодрствования. Подобные изменения бодрствования непрерывны и являются функцией уровней активности нервных процессов. Любая нервная активация выражается в усилении бодрствования, а её показателем является изменение электрической активности мозга.
В различных ориентировочных реакциях проявляется переход от спокойного бодрствования к бодрствованию внимания. Реакции эти очень сложны и связаны с активностью значительной части организма. В этот ориентировочный комплекс входят:
- Внешние движения;
- Изменение чувствительности определенных анализаторов;
- Изменение характера обмена веществ;
- Изменение сердечных, сосудистых и кожно-гальванических реакций;
- Изменение электрической активности мозга.
Физиологической основой внимания, таким образом, является общая активация деятельности мозга, но она не объясняет особенностей избирательного протекания процессов внимания.
Для выяснения физиологических основ внимания большое значение имеет принцип доминанты А.А. Ухтомского, согласно которому в мозге всегда есть доминирующий очаг возбуждения. Все возбуждения, которые идут в мозг, он привлекает к себе и доминирует над ними.
Такой очаг возникает не только в результате силы данного раздражителя, но и внутреннего состояния всей нервной системы.
В регуляции высших произвольных форм внимания, как считают многие исследователи, большую роль играют и лобные доли мозга.
Согласно современным данным, таким образом, процессы внимания связаны как с корой, так и подкорковыми образованиями, только роль их в регуляции разных форм внимания различна.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВНИМАНИЯ — Med24info.com
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВНИМАНИЯ
Теперь мы переходим к заключительному разделу третьей части нашего курса В каждом процессе ориентировки обязательно участвует момент контроля. Это очень сложный и общий процесс. Речь идет не только о контроле, но и о регулировании исполняемого нами действия Сначала мы намечаем план своего действия, потом
приступаем к исполнению этого действия. Исполнение обязательно должно регулироваться: оно контролируется и в случае нужды поправляется. Это необходимо даже на уровне машин, изготовляемых человеком, потому что машины вне человеческого общества не существуют. Но это необходимо и для организмов, потому что все такого рода системы при работе быстро изнашиваются и вследствие износа могут привести к сбою. Поэтому всякая такая система требует регуляции.
Моментами регуляции являются контроль за исполнением и в случае отклонения от заданного образца — оценка этих отклонений, наметка поправок и выполнение действий с учетом этих поправок. Наконец, более высокий уровень того же процесса заключается в том, что не только исполнение контролируется, но и сам план. Потому что если при исполнении сделано все то, что намечено, а ожидаемый результат не получен, значит, план был недостаточен. Для нас как психологов это особенно важно, потому что когда мы намечаем заранее схему полной ООД (ориентировочной основы деятельности), то для нас очень важно установить, а действительно ли она является полной. Нам может казаться, что она очень полная, а для испытуемого она оказывается недостаточно полной. Если он будет что-то делать и в конце концов выкарабкается сам или при нашей помощи, то мы ничего не узнаем.
Мы должны заставить испытуемого действовать строго по построенной схеме. Если он действительно строго ей следует, особенно в материализованной форме, полностью доступной контролю, и при этом не достигает заданного результата, тогда мы обнаруживаем свою ошибку Одна диссертация была выполнена на материалах изучения действий нормальных детей, детей с задержкой умственного развития двух степеней (легкой и тяжелой) и детей-олигофре- нов. В протоколах обследования детей, имеющих задержку умственного развития, написано, что они могут разумно проследить какой- то процесс и выполнить его правильно. Более того, они начинают запоминать то, чего раньше не запоминали. Это не простое дело — развернуть действие так, чтобы оно стало доступно испытуемому. Взрослые люди уже привыкли к такой степени сокращения действий, что им кажется странным, как другие этого не понимают. А при обучении действие лучше разворачивать на большое количество операций (отрезков), добиваясь от детей выполнения нового действия поэтапно на отдельных отрезках, а после их освоения — уже целиком.
Итак очень важно установить контроль за выполнением плана. Вы строите план и заставляете испытуемого строго следовать этому плану. Если он не достигает нужного результата, то виноват не он, а вы, так как построили недостаточную для него схему. Значит, контроль представляет собой необходимую и важнейшую часть всякого действия, даже на гораздо более низком уровне, чем уровень действия субъекта, а уж для действия, которое обеспечивается ориентировкой в окружающей обстановке, это, безусловно, необходимая вещь. Этот предельно общий компонейт ориентировочной деятельности и есть то, что мы обычно называем вниманием. И сейчас мы переходим к учению о внимании.
Внимание
Внимание — необходимое и важное условие успешной деятельности, причем не только человека, но и животных. Раньше считали, что это самое главное условие. Мы полагаем, что оно не единственное главное, но, несомненно, очень важное условие успешности, в частности, процесса обучения. Что же такое это внимание? Еще в XIX веке пытались понять суть внимания. Ведь мы видим только внешнее проявление внимания, только явление. А что скрыто за этим? Указывали, что за вниманием скрывается интерес, эмоции; говорили, что внимание совпадает с сознанием. Старые значения — например, «поле ясного сознания» — практически полностью совпадают с тем, что сегодня называется полем ясного внимания. Не было такого психологического процесса, к чему ни сводили бы внимание. В конце концов пришли к такому заключению: внимание — это не отдельная психологическая функция, а лишь характеристика любой психологической деятельности (ее направленность на свой объект и большая или меньшая сосредоточенность на своем объекте). Такое определение вы можете найти в современных отечественных учебниках. А вот в современных заграничных в связи с открытием особой системы головного мозга, от которой зависит активация деятельности, снова начали отождествлять внимание с общей активацией. Это подходит к тому, что называют сосредоточением, но тут говорят не о сосредоточенности, а об активации. Так вот, внимание там сплошь отождествляется с сознанием в целом, и в связи с тем, что сознание само зависит от активации, оно отождествляется с уровнем активации или бодрствования. Вышла недавно книга Е. Д. Хомской под названием «Мозг и активация». В этой книге внимание снова толкуется как уровень бодрствования, активации.
Но что мы выигрываем от того, что внимание отождествляется с сознанием? Все равно, что говорить о сознании в целом, о его уровнях. Мы просто заменяем слова, не раскрывая ничего нового, мы просто теряем внимание как некую специфическую особенность психической жизни. Мы тогда должны честно говорить: никакого внимания нет, а есть уровни бодрствования, активации. Можно, конечно, так говорить. Можно и нужно исследовать эти уровни активации, а все-таки внимание есть внимание. То же самое получается, если мы возьмем наше распространенное толкование, что внимание — это направленность и сосредоточенность. Опять же, какой смысл обозначать внимание как направленность и сосредоточенность для того, чтобы потом опять это внимание расшифровать подобным образом? Тогда нужно говорить, что есть сосредоточенность, изучать условия сосредоточения и т. д. Кстати сказать, юб этом говорят, но не изучают. Или говорят — направленность, ну а она-то чем вызывается? Опять же интересами, эмоциями, установками и т. д. Так и надо изучать эти вещи.
Самое печальное — это наша теоретическая беспомощность в этом вопросе. А что отсюда следует? Ведь внимание остается одним из самых главных условий успешности всякой деятельности. И там, где его недостает, мы все взываем к вниманию, наказываем за невнимательность А учитель в школе и папа дома всегда обладают средствами воздействовать на детей и наказать за невнимательность.
В конце 1972 года вышла книга Гоноболина «Внимание и его воспитание», рассчитанная на педагогов. В ней внимание трактуется как направленность и сосредоточенность. Очень много говорится о физиологических основах того, что, собственно, неизвестно, и затем даются советы по воспитанию внимания. В общем эти советы не противоречат здравому смыслу, но ничего, кроме этого, в них нет А здравый смысл хорош у себя дома, но уже на улице его недостаточно Если бы этого было достаточно, то не нужна была бы наука, а все можно было бы делать по здравому смыслу Это все равно, если бы вам сказали: очень важно быть здоровым, очень важно не отвлекаться, очень важен хороший пример, в частности родителей. Всё правильно. Но что вы с этим будете делать? Как это применить в жизни?
Между прочим, там говорится и о том, что очень важно приучить ребенка контролировать свою работу. Но говорится это между прочим, без объяснений. А ведь это сложная задача — уметь контролировать свою работу. Но там это не раскрывается. Там еще сказано: важно соблюдать порядок своих вещей. А почему? Потому что между умением найти вещь в комнате и найти ошибку в тексте есть большое внутреннее родство с точки зрения внимания. Все это не противоречит здравому смыслу, но по сути — это безответственность. Вы делаете вид, что советуете с точки зрения психолога, а на самом деле ничего толком не объясняете.
Итак, вопрос заключается в том, что следует понимать под вниманием? Если исходить из общей схемы, то дело обстоит очень просто, с одной очень важной оговоркой. Всякая деятельность, всякая отдельная единица деятельности имеет свою ориентировочную часть, исполнительную часть и, можно сказать, третье — контрольную часть, в которой повторяется и момент ориентировки, и момент исполнения, и соотнесения того и другого и т. д. Это кардинальная часть всякого действия субъекта. Но мы сделали бы большую ошибку, если бы отождествляли внимание и контроль. Зачем же называть тогда контроль вниманием? Тогда и нужно говорить именно о контроле, но не путать эти разные вещи.
Ведь не всякий контроль есть внимание Пока контроль остается внешним, предметным развернутым действием хотя бы в уме, он есть процесс контроля и сам требует внимания, которое прежде сложилось Но вот когда контроль становится, во-первых, обязательно идеальным действием, во-вторых, когда он сокращается и автоматизируется, — вот тогда он для нашего наблюдения, как внешнего, так и внутреннего, т. е. самонаблюдения, выступает как внимание. Значит, внимание есть не всякий контроль, а контроль, ставший идеальным, сокращенным, автоматизированным действием. В такой форме контроль превращается в то, что для нашего наблюдения выступает как внимание. А если мы это знаем, то можем не болтать и не давать дешевые советы относительно внимания, а планомерно воспитывать внимание там, где его не хватает
Вот такую работу мы относительно недавно выполнили, взяв для этого в качестве испытуемых детей, которые являлись выдающимися по невнимательности субъектами. Мы взяли учеников 3-го класса, потому что у них элемент невнимательности в определенных видах работы уже достиг большой, ясно выраженной степени. Он еще не распространился на другие виды деятельности, а сохранялся пока в письменных работах по русскому языку и арифметике. Это очень характерные дефекты во внимании: пропуски слогов в слове, перестановки букв, в арифметике это часто замена нужных знаков другими, неточное напиоание (даже при списывании) величин, цифр и т. д. Это очень характерная ошибка, возникающая не из-за незнания правила, а из-за невнимания.
Мы отобрали этих чемпионов по невнимательности, дали специально составленные тексты с ошибками. Ошибки эти были двоякого рода: одни — смысловые, а другие — по написанию. Пример смысловой ошибки: «Весною сняли с яблони обильный урожай яблок» (не весною — а осенью). Или: «С горы взбежал поток проворный» (не взбежал, а сбежал). Ошибки по написанию: «У Кати в тетради хорошие отлетки» (вместо — отметки).
Детям дали переписать текст и предупредили, чтобы они исправили имевшиеся в нем ошибки. Они переписали текст, исправили имевшиеся ошибки, но сделали много новых. Чтобы понять, в чем же дело, экспериментаторы дали им переписать еще раз тот же самый текст, но уже без ошибок. И сказали так: «Это тот же самый текст, только теперь в нем ошибок нет. Перепишите внимательно». Они опять сделали много ошибок. Когда начали выяснять, почему они так работают, то оказалось следующее: они схватывают лишь общий смысл фразы или отдельного слова, но не замечают частности. Они читают по смыслу. «У Кати в тетради хорошие отлетки». Ну ясно! Речь идет об отметках. Они улавливают общий смысл, они воспринимают предложение в целом, не расчленяя его, и поэтому не замечают в нем ошибок. Ну а когда сами пишут, то опять они имеют в виду смысл предложения в целом, а что в нем содержится частные ошибки, они не замечают.
Источник: Гальперин П. Я., «Лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов.» 2002
А так же в разделе «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВНИМАНИЯ »
ЛЕКЦИЯ 17. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВНИМАНИЯ — Студопедия
П.Я.Гальперин ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ
равно, если бы вам сказали: очень важно быть здоровым, очень важно не отвлекаться, очень важен хороший пример, в частности родителей. Всё правильно. Но что вы с этим будете делать? Как это применить в жизни?
Между прочим, там говорится и о том, что очень важно при- j учить ребенка контролировать свою работу. Но говорится это меж- j ду прочим, без объяснений. А ведь это сложная задача — уметь кон- J тролировать свою работу. Но там это не раскрывается. Там еще ска- | зано: важно соблюдать порядок своих вещей. А почему? Потому что j между умением найти вещь в комнате и найти ошибку в тексте есть ] большое внутреннее родство с точки зрения внимания. Все это не I противоречит здравому смыслу, но по сути — это безответствен- I ность. Вы делаете вид, что советуете с точки зрения психолога, а на 1 самом деле ничего толком не объясняете. ]
Итак, вопрос заключается в том, что следует понимать под вни- I манием? Если исходить из общей схемы, то дело обстоит очень 1 просто, с одной очень важной оговоркой. Всякая деятельность, вся- J кая отдельная единица деятельности имеет свою ориентировочную 1 часть, исполнительную часть и, можно сказать, третье — конт- I рольную часть, в которой повторяется и момент ориентировки, и ] момент исполнения, и соотнесения того и другого и т. д. Это карди- 1 нальная часть всякого действия субъекта. Но мы сделали бы боль- 1 шую ошибку, если бы отождествляли внимание и контроль. Зачем же ■ называть тогда контроль вниманием? Тогда и нужно говорить именно о контроле, но не путать эти разные вещи.
Ведь не всякий контроль есть внимание Пока контроль остается внешним, предметным развернутым действием хотя бы в уме, он есть процесс контроля и сам требует внимания, которое прежде сложилось Но вот когда контроль становится, во-первых, обязательно идеальным действием, во-вторых, когда он сокращается и авто- j матизируется, — вот тогда он для нашего наблюдения, как внешне- 1 го, так и внутреннего, т. е. самонаблюдения, выступает как внимание. I Значит, внимание есть не всякий контроль, а контроль, ставший j идеальным, сокращенным, автоматизированным действием. В такой ; форме контроль превращается в то, что для нашего наблюдения ‘ выступает как внимание. А если мы это знаем, то можем не болтать и не давать дешевые советы относительно внимания, а планомерно воспитывать внимание там, где его не хватает
ЕГТП
ЯП
Вот такую работу мы относительно недавно выполнили, взяв для этого в качестве испытуемых детей, которые являлись выдающимися по невнимательности субъектами. Мы взяли учеников 3-го класса, потому что у них элемент невнимательности в определенных видах работы уже достиг большой, ясно выраженной степени. Он еще не распространился на другие виды деятельности, а сохранялся пока в письменных работах по русскомуязыку и арифметике. Это очень характерные дефекты во внимании:пропуски слогов в слове, перестановки букв, в арифметике это частозамена нужных знаков другими, неточное написание (даже присписывании) величин, цифр и т. д. Это очень характерная ошибка,возникающая не из-за незнания правила, а из-за невнимания.
Мы отобрали этих чемпионов по невнимательности, дали специально составленные тексты с ошибками. Ошибки эти были двоякого рода: одни — смысловые, а другие — по написанию. Пример смысловой ошибки: «Весною сняли с яблони обильный урожай яблок» (не весною — а осенью). Или: «С горы взбежал поток проворный» (не взбежал, а сбежал). Ошибки по написанию: «У Кати в тетради хорошие отлетки» (вместо — отметки).
Детям дали переписать текст и предупредили, чтобы они исправили имевшиеся в нем ошибки. Они переписали текст, исправили имевшиеся ошибки, но сделали много новых. Чтобы понять, в чем же дело, экспериментаторы дали им переписать еще раз тот же самый текст, но уже без ошибок. И сказали так: «Это тот же самый текст, только теперь в нем ошибок нет. Перепишите внимательно». Они опять сделали много ошибок. Когда начали выяснять, почему они так работают, то оказалось следующее: они схватывают лишь общий смысл фразы или отдельного слова, но не замечают частности. Они читают по смыслу. «У Кати в тетради хорошие отлетки». Ну ясно! Речь идет об отметках. Они улавливают общий смысл, они воспринимают предложение в целом, не расчленяя его, и поэтому не замечают в нем ошибок. Ну а когда сами пишут, то опять они имеют в виду смысл предложения в целом, а что в нем содержится частные ошибки, они не замечают.
Физиология и нейропсихология внимания — Лидия Панькова
Если хорошо поразмыслить, то любое живое существо станет внимательнее к тому, что может грозить опасностью или неожиданностью. Затем оно оценит важность поступившей информации, и стоит ли прервать свою деятельность, и уделить внимание настораживающему явлению, прислушаться, присмотреться. Далее, оценив, либо возвращается к прерванной деятельности, либо тревожный сигнал будет передан в соответствующие мозговые центры и последует соответствующая реакция. Особенно хорошо это прослеживается на животных.
У нас нет возможности в повседневной жизни наблюдать за дикими животными, но вот домашние собаки и кошки в нашем распоряжении. Обратите внимание, как, например собака, даже глодая вкусную косточку, вдруг услышит посторонний шум, мгновенно оставляет свое приятное занятие. Она поднимает мордочку, настораживается, прислушивается, и, если не происходит ничего опасного, продолжает свое занятие. Но, вдруг раздастся стук в дверь или другой резкий звук, и она, бросив свою кость, бросится на шум, бурно реагируя громким лаем.
Внимание — физиологический многоуровневый фильтр
Получается, что внимание — это физиологический многоуровневый фильтр, который что-то пропускает, а что-то задерживает.
Вообще вопрос о физиологических основах внимания вызывал много споров. На протяжении долгого времени больше всего привлекала исследователей органическая интерпретация процессов внимания. Делались попытки представить физиологическую схему произвольного внимания, связанного с волевым усилием, возникающим в процессе припоминания.
Теории внимания
Т. Рибо предложил так называемую моторную теорию внимания, согласно которой основную роль в процессах внимания играют движения. Благодаря их избирательной и целенаправленной активизации концентрируется и усиливается внимание на предмете, а также поддерживается внимание на данном предмете в течение определенного времени.
Аналогично о физиологическом механизме внимания высказывался А. А. Ухтомский, считающий физиологической основой внимания доминантный очаг возбуждения, и представление И.П. Павлова тоже неплохо сочетается с этими представлениями.
Нервные процессы возбуждения и торможения
Психическая деятельность концентрируется в нужном направлении и одновременно отвлекается от всего остального, что достигается вследствие закона взаимной индукции нервных процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга. Очаг возбуждения в коре больших полушарий, появившийся при воздействии внешнего сигнала, вызывает торможение в других участках коры. Так создаются наилучшие условия для восприятия того, на что направлено внимание. И. П. Павлов описывал этот процесс так:
«Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидали бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью».
По мнению физиолога А.А. Ухтомского в нервной системе человека под влиянием внешних или внутренних причин появляется очаг возбуждения, который на определенное время подчиняет себе остальные участки, доминирует, господствует над ними, управляет поведением. В этом проявляется диалектика психической жизни человека, его увлеченности, вдохновения, интуиции, неожиданных открытий.
Нейропсихология внимания
Благодаря развитию нейронауки мы можем изучать процессы, происходящие в головном мозге во время его работы. На животных, например, на кошках, проводят эксперименты, вживляя им в мозг электроды, в ту часть, которую собираются исследовать, наблюдая затем за их поведением. Человеческий мозг исследуют при помощи снятия электроэнцефалограммы (ЭЭГ) мозга в разных состояниях организма (сон, бодрствование).
Но если говорить именно о физиологических механизмах активного внимания, то естественно, отбор информации возможен только при общем бодрствовании организма, связанного с активной мозговой деятельностью.
Уровни бодрствования определяются и по внешним признакам, и с помощью электроэнцефалографа (ЭЭГ), определяющего по слабым токам мозга его электроактивность. Можно выделить 5 стадий бодрствования: глубокий сон, дремотное состояние, спокойное бодрствование, активное (настороженное) бодрствование, чрезмерное бодрствование.
Самое эффективное внимание будет происходить на стадии активного и спокойного бодрствования, в то время как на других стадиях основные характеристики внимания изменяются и могут выполнять лишь какие либо отдельные функции.
Так, в состоянии дремоты может произойти реакция лишь на 1-2 раздражителя, а на другие реакции может не быть. Приведу классический пример, мать спокойно спит при любом шуме, но мгновенно проснется при малейшем движении ребенка.
Физиологические основы внимания
Физиологическими основами внимания занимались В.М Бехтерев, Л.А. Орбели, П.К. Анохин. Ведущая роль корковых механизмов в регуляции внимания установлена благодаря нейрофизиологическим исследованиям.
Установлено, что избирательное внимание основано на общем бодрствовании коры головного мозга, повышении активности ее деятельности. Оптимальный уровень возбудимости коры придает активизации внимания избирательный характер. При наличии очагов оптимального возбуждения человек постоянно к чему-либо проявляет внимание. Если же человек невнимателен в своей деятельности, значит, его внимание в это время отвлечено или направлено на что-то постороннее, не связанное с родом его деятельности.
Особенно подчеркивается важная роль лобных областей мозга в отборе информации. С помощью нейрофизиологических исследований в мозгу обнаружены особые нейроны, получившие названия «нейронов внимания». Это клетки-детекторы новизны, которые наблюдаются на всей поверхности коры головного мозга и даже во внутренних структурах.
Установлено, что в глубоких отделах мозга имеется скопление нервных клеток и волокон, идущих в различных направлениях и тесно переплетающихся между собой. Это вроде сети нервных путей, соединяющих рецепторы органов чувств с участками коры мозга.
Скопление нервных клеток, расположенное в стволовой части мозга, получило название ретикулярной формации. Нервные импульсы, идущие от этой части мозга, возникают в результате воздействия на органы чувств сильных, новых или неожиданных раздражителей, которые и возбуждают кору больших полушарий.
Мозг активизируется неспецифической системой, которая включает ретикулярную формацию, диффузную таламическую систему, гипоталамические структуры, гиппокамп и т.д.
Ретикулярная формация
При раздражении восходящей ретикулярной формации появляются быстрые электроколебания в коре головного мозга (происходит десинхронизация), растет подвижность нервных процессов, снижаются пороги чувствительности, что имеет сходство с общим состоянием внимания организма.
Благодаря ретикулярной формации, связанной с явлениями внимания, находящейся на пути нервных импульсов, касающихся практически всех познавательных процессов, человек способен настораживаться, реагировать на незначительные изменения в окружающей среде, то есть это нервное образование является механизмом, лежащим в основе возникновения ориентировочного рефлекса.
Таким образом, ретикулярная формация вместе с органами чувств обуславливает появление ориентировочного рефлекса, являющегося первичной физиологической основой внимания.
А одним из механизмов запускающих ретикулярную формацию можно считать ориентировочный рефлекс. Это врожденная реакция организма на любое изменение окружающей среды у людей и животных. Например, кто-то входит в комнату, вы, несмотря на занятость, мгновенно поворачиваетесь к двери. И. П. Павлов назвал этот рефлекс — «что такое?».
Периферические механизмы внимания
Для того чтобы объяснить избирательный характер внимания необходимо более глубоко ознакомиться со сложными процессами, происходящими в организме. Две основные группы механизмов осуществляют фильтрацию раздражений из среды — это периферические и центральные.
Периферические механизмы — это как бы настройка органов чувств. Человек, прислушиваясь, поворачивает голову в сторону звука, и соответствующая мышца натягивает барабанную перепонку, повышая при этом ее чувствительность. Если звук очень сильный, то натяжение барабанной перепонки ослабевает, и колебания хуже передаются во внутреннее ухо.
Обострению слуха в моменты наивысшего внимания также способствуют остановка или задержка дыхания. Д. Бродбент предположил, что внимание — это фильтр, производящий отбор информации как раз на входах, т.е. на периферии. По его мнению, если человеку подавать информацию одновременно в оба уха, но, однако по инструкции, он должен воспринимать ее лишь левым, то подававшаяся в правое ухо другая информация игнорируется.
Позже было показано, что периферические механизмы отбирают информацию по физическим характеристикам. У. Найсер назвал эти механизмы пред-вниманием, когда происходит сравнительно грубая обработка информации (выделение объекта из общего фона, наблюдение за неожиданными изменениями во внешнем поле).
Состояние сосредоточенности связано с повышением возбудимости и соотносится с активностью отдельных частей ретикулярной формации. Те ее отделы, которые своей деятельностью порождают общий эффект возбуждения, входят в структуры, связанные с ориентировочным рефлексом, автоматически возникающим при любых неожиданных и заметных изменениях стимулов, воздействующих на организм.
А те отделы ретикулярной формации, которые вызывают специфический эффект возбуждения, функционируют, вероятно, в рамках анатомо-физиологической системы доминанты. С ней же, скорее всего, соотносим в своем действии и избирательный механизм регуляции внимания через актуализацию потребностей, а также механизм волевого управления вниманием через кортикально-подкорковые связи.
Модель Е.Н. Соколова
Важной моделью в психологии внимания можно считать модель Е.Н. Соколова. Он использовал ЭЭГ для исследования привыкания — того момента, который наступает при неоднократном повторении стимула, после чего человек перестает на этот стимул реагировать. Паттерны возбуждения исчезали на ЭЭГ при многократном повторении стимула.
По модели Соколова, мозг — администратор, решающий противоречит или нет внешняя информация внутренней и необходимо ли возбуждение. Согласно этой модели ослабление внимания можно объяснить привыканием, и когнитивная энергия сберегается при отключении повторяющихся или непрерывных стимулах.
В результате мы можем сказать, что любой психический процесс, состояние или свойство человека специфически связаны с работой мозга и всей центральной нервной системы. Пусть к настоящему времени нам не так уж много известно о характере связей, существующих между психическими явлениями и работой отдельных участков и структур мозга, но все же, кое какая информация об этом есть.
Источник http://www.effecton.ru/145.html
Что еще почитать?
Внимание, формы внимания. Физиологические механизмы внимания — Студопедия
Внимание – это избирательная или селективная реакция организма человека на определенный вид сенсорной информации внешней среды.
Обусловлено функциями слуховой, соматовисцеральной, обонятельной, вкусовой и вестибулярной сенсорных систем.
Внимание человека не способно ориентироваться на несколько стимулов внешней среды или несколько мыслительных процессов.
Формы внимания:
1. Непроизвольное внимание
— автоматическая, рефлекторная реакция организма в ответ на действие стимулов внешней среды
— стимулы должны быть сильными/значительтными, резкими/неожиданными/новыми, иметь конкретную природу – световые, звуковые и др.
— возникает неосознанно и не требует умственных усилий
2. Произвольное внимание
— осознаваемое человеком ориентирование органов чувств на восприятии конкретного объекта или явления внеш. среды
— основной вид: зрительное произвольное внимание, кот делится на:
1. пространственное зрительное – процесс изменения зрительного внимания с одного объекта на другой
2. объект-ориентированное зрительное – направленность зрительного внимания на конкретный объект
— обусловлено предшествующем научением
— можно направлять на мыслительные процессы
Физиологические механизмы внимания
Нейронные структуры внимания представлены отделами верхних бугров четверохолмия, подушки таламуса, зрительной коры, лобного глазного поля, дополнительного глазного поля лобной коры, задней теменной коры, нижней височной и префронтальной коры.
Наиболее полное проявление избирательности/селективности внимания связано с функцией зрения. Наиб. дефицит зрительного внимания возникает при повреждении теменных долей коры.
Правая теменная область коры выполняет доминирующую функцию во внимании человека.
· Функция Среднего мозга и моста в контроле внимания
Состоит в контроле движения глаз/головы в направлении источника раздражения. Этот механизм лежит во основе обеих форм внимания. Ориентировочное движение глаз при внимании осуществляется синергичными сокращениями трех пар глазодвигательных мышц, иннервируемые 3(глазодвиг.), 4 (блоковый), 6 (отводящий) ЧМН.
На уровне моста, в стволе мозга, расположена нейронная сеть РФ, кот. регулирует много аспектов внимания:
1. генерация быстрых(саккадических) движений глаз (парамедианная РФ)
2. участвует в произвольной регуляции направления взгляда (РН вблизи ядра VI)
3. генерация горизонтального направления движения взгляда (РН моста и вблизи XII)
4. содружественное горизонтальное направление движения взгляда обоих глаз
(комплекс ядер – центр горизонтального направления движения взгляда). Аналогичная нейронная сеть – центр вертикального направления движения взгляда – в области интерстициального я. Кахала. Оба центра регулируют поворот глаз через мотонейроны ЧМН и иннер. ими мышцы.
· Функция верхних бугров четверохолмия (ВБЧ)
1. образует основной выход к ретикулярным нейронным сетям моста и ср. мозга, при участии которых возникает движение или остановка взгляда при внимании
2. зрит. сигналы от сетчатки – нейроны верхних слоев ВБЧ – аксоны к нейронам глубоких слоев ВБЧ , таламусу, стволовым ядрам. Нейроны глубоких слоев становятся высокоактивными перед началом движения глаз и головы в направлении источника раздражения, что резко активирует глазодвигательный механизм через нейроны РЯ ствола мозга при возникновении реакции внимания. Поэтому глаза способны в течении неск. млсек ориентировать на объект после раздражения сетчатки.
3. ф-ция глуб. слоев ВБЧ явл. мультимодальной при внимании, т.к. эти отделы получают сигналы от зрительной коры, слуховых, соматосенсорных релейных ядер и др. Они имеют нейронные карты (строгая топографическая организация) – строго координированные движения глаз и поворот головы.
4. работают параллельно с корковыми центрами внимания
5. под контролем лобных зрительных полей, задней теменной коры и РФ черной субстанции ствола
· Функции стриарной зрительной коры и средней теменной области (МТ)
1. проведение зрительной инфо о направлении и скорости движения стимулов в зрительном поле к структурам задней теменной коры
2. из экстрастриарной коры инфо передается в лобные и дополнительные глазные поля, которые выполняют основную функцию в планировании и выполнении ориентированных движений глаз
· функции теменной коры
1. при внимании структуры внутритеменной борозды и нижней теменной доли повышают уровень метаболической активности. Эти области вовлекаются в поддержание внимания специфической пространственной локализации или генерацию сигналов в глазодвигательной системе мозга при изменении внимания с одной локализации на другую. Это выполняется через ВБЧ.
2. зад. темен. кора реагирует строго топографически на зрительные стимулы и участвует в произвольном изменении пространственного внимания – рецептивные поля способны занимать новое положение, в зависимости от каких отделов коры получают сигнал и относительно предполагаемого движения глаз
· ф-ции лобных глазных полей
1. планирование движений глаз при изменении направления взгляда – прецентральная извилина, кот. осуществляет это через ВБЧ и РФ
2. лобные зрительные поля – торможение непроизвольных движений глаз, генерация произвольных, не связанных со зрительными стимулами движений глаз( при мышлении)
· функция дополнит. глазных полей
1. выполнение движения глаз в направлении объекта внимания
2. расп. медиальнее лобных глазных полей , вдоль межполушарной борозды на дорсомедиальной поверхности лобных долей
3. осуществляется объект-ориентированное внимание
· Функция БГ
1. активация структур ретикулярной части черной субстанции ср. мозга
2. при отсутствии зрительных стимулов нейроны черной субстанции тормозят нейроны ВБЧ – препятствуют случайному изменению направления взгляда
3. под влиянием произвольных двиг. команд из лобной коры ЧС через структуры хвостатого ядра БГ – тоническое торможение ВБЧ снижается – регулируют произвольное движение глаз в направлении объекта
· Функция дорсолатеральной обл. префронтальной коры
1. произвольный контроль различных форм поведения (ориентированное движение глаз и головы на объект)
2. произвольная задержка внимания
Физиологические механизмы внимания и ориентировочный рефлекс. — Студопедия
Внимание как психический феномен. Основные характеристики внимания.
Направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном и называется вниманием.
В свою очередь, под направленностью психической деятельности следует подразумевать ее избирательный характер, т. е. выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов, явлений или выбор определенного рода психической деятельности. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на определенный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, — надо удержать этот выбор, сохранить его.
Под сосредоточенностью прежде всего подразумевается большая или меньшая углубленность в деятельность. Очевидно, что чем сложнее задача, тем большей должна быть интенсивность и напряженность внимания, т. е. требуется большая углубленность. С другой стороны, сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. В противном случае, когда вам не удается отвлечься от постороннего, решение задачи осложняется.
Направленность связана с переходом от одного занятия к другому, а сосредоточение – с углубление в материал.
Если представить наше сознание графически, то следует нарисовать два круга: один в другом. Большой круг будет называться зоной неясного сознания, а малый круг — зоной ясного и отчетливого сознания, или зоной внимания. Таким образом, внимание обеспечивает четкость и ясность сознания, осознание смысла психической деятельности в тот или иной момент времени.
Физиологические механизмы внимания и ориентировочный рефлекс.
В целом физиологическую основу выделения отдельных раздражителей и течения процессов в определенном направлении составляет возбуждение одних нервных центров и торможение других. Воздействующий на человека раздражитель вызывает активизацию мозга.
Среди «пусковых» механизмов ретикулярной формации следует отметить ориентировочный рефлекс. Он представляет собой врожденную реакцию организма на всякое изменение окружающей среды у людей и животных.
Однако внимание не может быть объяснено лишь одним ориентировочным рефлексом. Физиологические механизмы внимания более сложны. Например, необходимы определенные механизмы, способные выделить какой-либо новый раздражитель из других постоянно действующих в данный момент. В психологической литературе обычно рассматривают две основные группы механизмов, осуществляющих фильтрацию раздражителей: периферические и центральные. К периферическим механизмам можно отнести настройку органов чувств. Центральные механизмы внимания связаны с возбуждением одних нервных центров и торможением других.
Закон индукции нервных процессов. Согласно этому закону, возбуждение, возникающее в одной области коры головного мозга, вызывает торможение в других ее областях (так называемая одновременная индукция) или сменяется торможением в данном участке мозга (последовательная индукция). Участок коры головного мозга, в котором возникает явление иррадиации, характеризуется оптимальными условиями для возбуждения, поэтому здесь легко вырабатываются дифференцировки, успешно образуются новые условные связи. Деятельность же других участков мозга связана в это время с тем, что обычно называется неосознанной, автоматической деятельностью человека.
Согласно принципу доминанты, выдвинутому А. А. Ухтомским, в мозге всегда имеется временно господствующий очаг возбуждения, обусловливающий работу нервных центров в данный момент и придающий тем самым поведению человека определенную направленность. Благодаря особенностям доминанты происходит суммирование и накапливание импульсов, поступающих в нервную систему, с одновременным подавлением активности других центров, за счет чего возбуждение еще больше усиливается. Благодаря этим свойствам доминанта является устойчивым очагом возбуждения, что, в свою очередь, позволяет объяснить нервный механизм поддержания интенсивности внимания.
Внимание | психология | Британника
Внимание , в психологии — концентрация внимания на каком-то явлении с исключением других стимулов.
Внимание — это осознание того, что здесь и сейчас, фокусным и проницательным образом. Для ранних психологов, таких как Эдвард Брэдфорд Титченер, внимание определяло содержание сознания и влияло на качество сознательного опыта. В последующие годы меньше внимания уделялось субъективному элементу сознания и больше — моделям поведения, по которым внимание могло быть распознано в других.Хотя человеческий опыт определяется тем, как люди направляют свое внимание, очевидно, что они не имеют полного контроля над этим направлением. Например, бывают случаи, когда человеку трудно сосредоточить внимание на задаче, разговоре или наборе событий. В других случаях внимание человека «захватывается» неожиданным событием, а не направляется на него добровольно.
Внимание имеет отношение к непосредственному опыту человека; это состояние текущего осознания.Конечно, в мире все время происходит бесчисленное множество событий, каждое из которых затрагивает органы чувств. В теле также происходят события, влияющие на внимание, точно так же, как есть репрезентации прошлых событий, хранящиеся в памяти, но доступные для осознания при соответствующих обстоятельствах.
Хотя можно было ожидать, что текущая осведомленность — это совокупность всех этих событий в любой данный момент, очевидно, что это не так. В этом обширном поле потенциального опыта человек сосредотачивается или уделяет внимание некоторому ограниченному подмножеству целого.Это подмножество составляет субъективное поле осведомленности. Причину этого ограничения можно определить. Контроль и координация множества входных данных и накопленного опыта, а также организация соответствующих паттернов реакции являются прерогативой мозга. Мозг имеет впечатляющие возможности обработки, но его возможности ограничены. Человек не может сознательно переживать все события и информацию, доступную одновременно. Точно так же невозможно инициировать одновременно неограниченное количество различных действий.Вопрос заключается в том, как выбрать подходящее подмножество входов, промежуточных процессов и выходов, чтобы привлечь внимание и задействовать доступные ресурсы.
Получите эксклюзивный доступ к контенту нашего 1768 First Edition с подпиской.
Подпишитесь сегодня
Внимание, таким образом, можно понимать как состояние избирательного осознавания, которое определяет степень и качество взаимодействия человека с окружающей средой. Он не обязательно находится под добровольным контролем. Некоторые факты из истории внимания и методов, с помощью которых психологи и другие специалисты пришли к его характеристике и пониманию, представлены в следующем обсуждении.
Ранние взгляды на внимание
Корни XIX века
Психологи начали изучать внимание во второй половине XIX века. До этого философы обычно рассматривали внимание в контексте апперцепции (механизма, с помощью которого новые идеи связывались с существующими идеями). Таким образом, Готфрид Вильгельм Лейбниц предположил, что потеря осознания непрерывного звука водопада иллюстрирует, как события могут перестать восприниматься (то есть представляться в сознании) без особого внимания.Он предположил, что внимание определяет, что будет воспринято, а что нет. Термин апперцепция все еще использовался в XIX веке Вильгельмом Вундтом, одним из основоположников современной психологии. Вундт, однако, был одним из первых, кто указал на различие между центральными и более общими чертами человеческого сознания. Он писал о широком поле зрения (которое он назвал Blickfeld ), внутри которого находится более ограниченный фокус внимания ( Blickpunkt ).Он предположил, что ассортимент Blickpunkt составляет около шести предметов или групп. Он также предположил, что внимание — это функция лобных долей мозга.
Одним из самых влиятельных психологов на рубеже веков был Уильям Джеймс. В своей основной работе The Principles of Psychology (1890) он говорит:
Все знают, что такое внимание. Это овладение разумом в ясной и яркой форме одним из того, что кажется несколькими одновременно возможными объектами или последовательностями мыслей.Фокусировка, концентрация сознания — вот его сущность. Это подразумевает отказ от одних вещей, чтобы эффективно справляться с другими.
Джеймс считал, что внимание заставляет людей более эффективно воспринимать, понимать, различать и запоминать и ускоряет их реакцию.
В 1906 году другой видный психолог, У.Б. Пиллсбери предложил три метода измерения внимания. Первая основывалась на тестах, которые измеряли внимание через выполнение задачи, которая, как считается, требует высокой степени внимания; во втором измерялось снижение внимания из-за снижения производительности; а третий измерял силу внимания по уровню стимула, необходимого для отвлечения человека.
По мере развития 20-го века психология и изучение поведения подвергались новым влияниям, которые имели далеко идущие последствия для представлений о внимании. Одна из таких сфер влияния возникла в работах русского физиолога Ивана Петровича Павлова, который сообщил о том, что сейчас принято называть ориентировочной реакцией. У собак и других животных это включает такие признаки внимания, как настороженные уши, повернутая голова в сторону раздражителя, повышенное мышечное напряжение и физиологические изменения, обнаруживаемые с помощью инструментов.Дальнейшее влияние оказала работа по рефлексотерапии одного из конкурентов Павлова, россиянина Владимира М. Бехтерева. Многие психологи стали рассматривать условный рефлекс (непроизвольный ответ, обусловленный вознаграждением) как основной строительный блок всего человеческого обучения.
.
10 основных защитных механизмов и почему мы их используем
Защитные механизмы — это поведение, которое люди используют, чтобы отделить себя от неприятных событий, действий или мыслей. Эти психологические стратегии могут помочь людям дистанцироваться между собой и угрозами или нежелательными чувствами, такими как чувство вины или стыда.
Идея защитных механизмов исходит из психоаналитической теории, психологической точки зрения личности, которая рассматривает личность как взаимодействие между тремя компонентами: ид, эго и супер-эго.
Впервые предложенная Зигмундом Фрейдом, эта теория развивалась с течением времени и утверждает, что поведение, как и защитные механизмы, не находится под сознательным контролем человека. Фактически, большинство людей делают их, не осознавая стратегии, которую они используют.
Защитные механизмы — нормальная, естественная часть психологического развития. Определение того, какой тип вы, ваши близкие и даже коллеги используете, может помочь вам в будущих разговорах и встречах.
Были идентифицированы десятки различных защитных механизмов.Некоторые используются чаще, чем другие.
В большинстве случаев эти психологические реакции не находятся под сознательным контролем человека. Это означает, что вы не решаете, что делать, когда вы это делаете. Вот несколько общих защитных механизмов:
1. Отрицание
Отказ — один из наиболее распространенных защитных механизмов. Это происходит, когда вы отказываетесь принимать реальность или факты. Вы блокируете внешние события или обстоятельства в своем уме, чтобы вам не приходилось иметь дело с эмоциональным воздействием. Другими словами, вы избегаете болезненных ощущений или событий.
Этот защитный механизм также является одним из самых известных. Фраза «Они отрицают» обычно понимается как означающая, что человек избегает реальности, несмотря на то, что может быть очевидным для окружающих.
2. Подавление
Неприятные мысли, болезненные воспоминания или иррациональные убеждения могут расстроить вас. Вместо того, чтобы смотреть им в глаза, вы можете неосознанно скрывать их в надежде полностью забыть о них.
Однако это не означает, что воспоминания полностью исчезают.Они могут влиять на поведение и влиять на будущие отношения. Вы просто можете не осознавать влияние этого защитного механизма.
3. Проекция
Некоторые мысли или чувства, которые вы испытываете по поводу другого человека, могут вызывать у вас дискомфорт. Если вы проецируете эти чувства, вы неправильно приписываете их другому человеку.
Например, вы можете не любить своего нового сотрудника, но вместо того, чтобы принять это, вы решаете сказать себе, что он вас не любит. Вы видите в их действиях то, что вы хотели бы сделать или сказать.
4. Перемещение
Вы направляете сильные эмоции и разочарования на человека или объект, который не чувствует угрозы. Это позволяет удовлетворить импульс реакции, но вы не рискуете серьезными последствиями.
Хорошим примером этого защитного механизма является то, что вы злитесь на своего ребенка или супруга из-за того, что у вас был плохой день на работе. Ни один из этих людей не является целью ваших сильных эмоций, но реагировать на них, вероятно, менее проблематично, чем реагировать на вашего начальника.
5. Регрессия
Некоторые люди, которые чувствуют угрозу или тревогу, могут бессознательно «сбежать» на более раннюю стадию развития.
Этот тип защитных механизмов может быть наиболее очевиден у маленьких детей. Если они испытают травму или потерю, они могут внезапно вести себя так, как будто снова помолодели. Они могут даже начать мочиться в постель или сосать большой палец.
Взрослые тоже могут регрессировать. Взрослые, которые изо всех сил пытаются справиться с событиями или поведением, могут вернуться к сну с любимой плюшевой игрушкой, переедать еду, которую они сочтут утешительной, или начать непрерывно курить или жевать карандаши или ручки.Они также могут избегать повседневных дел, потому что чувствуют себя подавляющими.
6. Рационализация
Некоторые люди могут пытаться объяснить нежелательное поведение своим собственным набором «фактов». Это позволяет вам чувствовать себя комфортно с выбором, который вы сделали, даже если на другом уровне вы знаете, что он неправильный.
Например, люди, которые могут злиться на коллег за то, что они не выполняют работу вовремя, могут игнорировать тот факт, что они обычно тоже опаздывают.
7. Сублимация
Этот тип защитного механизма считается положительной стратегией.Это потому, что люди, которые полагаются на него, предпочитают перенаправлять сильные эмоции или чувства на предмет или занятие, которые являются подходящими и безопасными.
Например, вместо того, чтобы нападать на своих сотрудников, вы предпочитаете направить свое разочарование в кикбоксинг или упражнения. Вы также можете направить или перенаправить чувства в музыку, искусство или спорт.
8. Формирование реакции
Люди, использующие этот защитный механизм, осознают, что они чувствуют, но они выбирают поведение, противоположное их инстинктам.
Человек, который так реагирует, например, может чувствовать, что ему не следует выражать отрицательные эмоции, такие как гнев или разочарование. Вместо этого они предпочитают реагировать слишком положительно.
9. Разделение
Разделение вашей жизни на независимые секторы может показаться способом защитить многие ее элементы.
Например, когда вы решаете не обсуждать вопросы личной жизни на работе, вы блокируете или разделяете этот элемент своей жизни. Это позволяет вам продолжать, не сталкиваясь с тревогами или проблемами, пока вы находитесь в такой обстановке или мышлении.
10. Интеллектуализация
Когда вы попадаете в трудную ситуацию, вы можете удалить все эмоции из своих ответов и вместо этого сосредоточиться на количественных фактах. Вы можете увидеть эту стратегию в применении, когда человек, уволенный с работы, решает проводить свои дни, создавая таблицы возможностей трудоустройства и потенциальных клиентов.
Защитные механизмы можно рассматривать как разновидность самообмана. Возможно, вы используете их, чтобы скрыть эмоциональные реакции, с которыми вы не хотите иметь дело с собой.Однако в основном это происходит на бессознательном уровне. Вы не всегда знаете, как отреагирует ваш разум или эго.
Однако это не означает, что вы не можете изменять или изменять поведение. Действительно, вы можете превратить нездоровые защитные механизмы в более устойчивые. Эти методы могут помочь:
- Найти ответственность: Друзья и члены семьи могут помочь вам распознать механизмы. Привлекая внимание к самообману, они могут помочь вам определить момент, когда вы неосознанно делаете нездоровый выбор.Это позволяет вам затем в сознательном состоянии решить, что вы действительно хотите делать.
- Изучите стратегии выживания: Терапия с экспертом в области психического здоровья, например психотерапевтом, психологом или психоаналитиком, может помочь вам распознать защитные механизмы, которые вы используете чаще всего. Затем они могут помочь вам научиться активным реакциям, чтобы делать выбор на более осознанном уровне.
Некоторые защитные механизмы считаются более «зрелыми». Это означает, что их использование может быть более устойчивым.Даже в долгосрочной перспективе они могут не нанести особого вреда вашему эмоциональному или психическому здоровью. Две такие «зрелые» стратегии — это сублимация и интеллектуализация.
Однако другие защитные механизмы еще не настолько развиты. Продолжительное их использование может привести к длительным проблемам. Фактически, они могут уберечь вас от эмоциональных проблем или тревог.
Со временем это могло произойти неожиданным образом. Например, защитные механизмы могут затруднить построение отношений.Они также могут способствовать возникновению некоторых проблем с психическим здоровьем.
Если вы чувствуете себя подавленным или грустным, не можете встать с постели или избегаете обычных повседневных дел в своей жизни или вещей и людей, которые когда-то делали вас счастливыми, подумайте о том, чтобы поговорить со специалистом по психическому здоровью. Это также признаки депрессии, и терапия может помочь.
Посредством терапии, такой как психоанализ или консультирование, вы можете лучше узнать защитные механизмы, которые вы используете чаще всего, и даже можете работать над изменением используемых вами реакций с незрелых или менее продуктивных на более зрелые, устойчивые и полезные ,
Использование более зрелых механизмов может помочь вам справиться с тревогами и ситуациями, которые обычно вызывают у вас стресс и эмоциональное давление.
Защитные механизмы нормальные и естественные. Их часто используют без каких-либо долгосрочных осложнений или проблем.
Однако у некоторых людей действительно возникают эмоциональные трудности, если они продолжают использовать эти механизмы, не справляясь с основной угрозой или тревогой. Лечение направлено на то, чтобы помочь вам решить проблемы с осознанной, а не бессознательной точки зрения.
.
Защитные механизмы: проверьте свои бессознательные методы преодоления препятствий
Защитные механизмы в психологии относятся к привычным способам борьбы с негативными эмоциями, страхом и разочарованием.
Их основная функция — сделать ваши жизненные проблемы более управляемыми. Это может включать искажение, манипуляции или даже полное отрицание реальности, чтобы уменьшить ваше беспокойство.
Здоровые люди обычно используют разные защиты в разных случаях. Тем не менее, у вас, вероятно, будет несколько «любимых» защит, и приведенный ниже тест разработан, чтобы помочь вам выяснить, что они из себя представляют.
Прочтите все заявления и отметьте все подходящие.
Что делает вас таким, какой вы есть? Пройдите ЭТОТ ТЕСТ, чтобы узнать свой тип личности.
Если вы хотите пропустить тест и просто прочитать описание всех защитных механизмов и примеров, вы можете сделать это, нажав здесь.
Я не богат и не красив, но я компенсирую это тем, что являюсь отличным другом / партнером.
Звук детского плача меня не беспокоит.
Я мечтаю делать великие дела.
Многие хотели бы быть на моем месте.
Мне нужно работать больше других, чтобы компенсировать свои недостатки.
Когда я расстроен, я обычно переедаю, употребляю алкоголь или много сплю.
Когда случается что-то ужасное, я предпочитаю думать о практической стороне вещей, а не иметь дело со своими эмоциями.
Иногда я хочу сбить другую машину, когда еду.
Люди говорят, что я очень замкнутый.
Большинство людей, которых я знаю, меня раздражают.
Не люблю людей, которые всегда стараются быть в центре внимания.
Глубоко внутри мне не нравится проводить время с семьей. Это вызывает у меня желание компенсировать это, осыпая их подарками и постоянно показывая им свою любовь.
Я часто указываю на недостатки и недостатки красивых людей.
Я всегда вижу положительную сторону вещей.
Хотя я давно разлюбил, я притворяюсь страстным и очень влюбленным.
Я думаю, что ситуация в мире намного лучше, чем думает большинство людей.
Я ненавижу людей, которые плачут и плачут, чтобы получить желаемое.
Я много кричу.
У меня плохая память на имена и / или лица.
Иногда я так злюсь, что хочу разбить и бросить вещи.
Работаю в отпуске.
Меня не беспокоит, когда я вижу кого-то залитого кровью.
Я много вру.
Меня привлекают люди, у которых есть то, чего мне не хватает.
Когда мне что-то нужно, я не могу дождаться, чтобы достать это.
Я знаю, как сохранять спокойствие, когда слышу плохие новости.
Если вы не будете осторожны, приготовьтесь к лжи.
Большинство людей меня раздражают, потому что они эгоисты.
Я изо всех сил стараюсь произвести впечатление на людей.
Иногда я не понимаю, почему делаю то, что делаю.
У меня не так много детских воспоминаний.
Я больше увлечен работой, чем отношениями с коллегами.
Члены моей семьи никогда не спорят друг с другом.
Я минимизирую контакты с людьми, которые мне нравятся, потому что боюсь, что они бросят меня или причинят мне боль в будущем.
Я не так легко привязываюсь.
Хотя я очень люблю свою супругу, но притворяюсь равнодушным.
Я не позволяю эмоциям переполнять меня.
Я всегда оптимистичен.
Я не чувствую дискомфорта, когда слышу подробные изображения чьей-то травмы или смерти.
Многие люди слишком много думают о себе, и это меня раздражает.
У меня меньше проблем, чем у других знакомых.
Я никогда не смогу придерживаться плана.
Я не могу выразить свои чувства.
Я очень люблю критиковать то, что втайне хочу.
Я предпочитаю обсуждать свои идеи и мысли, чем свои эмоции.
Когда мне кто-то интересен, я делаю вид, что не замечаю его вообще.
Я мечтаю быть в центре внимания.
Я хочу, чтобы другие говорили о моей сексуальной привлекательности.
Когда меня отвергают, у меня возникают мысли о самоубийстве.
Люблю заранее планировать каждую мелочь.
Если кто-то толкает меня в толпе, мне хочется дать отпор.
Я злюсь, когда что-то идет не так.
Я много ругаюсь.
Я импульсивен.
Несмотря на то, что в моей жизни полный беспорядок, я прилагаю много усилий, чтобы поддерживать хороший имидж и отрицаю наличие каких-либо проблем.
Меня раздражает то, что я не могу доверять окружающим меня людям.
Люди говорят, что мне не хватает эмоций.
Я злюсь, когда меня случайно толкают.
Я всегда хотел быть как кто-то другой.
У меня нет никаких предубеждений.
Я считаю, что мне абсолютно необходимо слышать комплименты.
Я никогда не плачу.
Я люблю внимание и ненавижу, когда меня игнорируют.
Люди говорят, что я слишком легко доверяю.
Обычно я не могу вспомнить свои сны.
Я не обращаю внимания на то, что меня беспокоит.
Ненавижу властных людей.
Большинство людей, которых я знаю, неискренни.
Меня многие восхищают.
Когда мне кто-то не нравится, я отношусь к нему особенно дружелюбно.
Я не могу скрыть своего разочарования, когда что-то не получается.
Большинство людей лгут, чтобы добиться успеха.
Я хочу быть готовым и всегда планировать худшее.
Однажды я был так зол, что стал ломать вещи вокруг себя и случайно поранился.
Я терплю неудачу как супруг / родитель / друг, но у меня отличная карьера.
Я часто спорю с другими.
Хотя я мечтаю о насыщенной общественной жизни, я продолжаю отталкивать людей.
Иногда я плачу от разочарования.
Я легко злюсь.
Иногда мне просто хочется проделать дыру в стене.
***
Ваши результаты будут отображаться под кнопкой «Получить результаты».
ПОЛУЧИТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ
Интерпретация и примеры.
Регрессия.
Психологический регресс — это детский способ решения проблем.Пьянство, переедание и другие формы бегства от реальности — все это примеры регресса.
Рабочий объем.
Перемещение считается невротическим механизмом, а это означает, что оно всегда негативно и может сказаться на ваших отношениях.
Когда используется смещение, ваши агрессивные импульсы направляются на неугрожающую цель, которая не имеет ничего общего с тем, что вас расстроило.
Например, вы можете начать ссору со своим супругом после тяжелого рабочего дня, или вы можете кричать на своих детей, потому что вы недовольны своим супругом.
Техника смещения отличается от сублимации .
Когда используется сублимация, ваши отрицательные эмоции трансформируются во что-то положительное. Например, если вы собираетесь на пробежку, чтобы избавиться от гнева, вы используете технику сублимации.
Отказ.
Психологическое отрицание — распространенный механизм выживания.
По сути, отрицание — это попытка уменьшить тревогу и беспокойство путем отказа принять реальность.
Женщина может отрицать наличие опухоли в груди.Человек с избыточным весом может настаивать на том, что у нее большие кости. Многие излишне оптимистичные и чрезмерно позитивные люди используют отрицание как доминирующую стратегию выживания.
Репрессии.
Психологическое подавление — это бессознательная попытка отразить негативные чувства, как будто их не существует.
Люди, использующие подавление в качестве доминирующей стратегии, не осознают своей эмоциональной ситуации и чувств.
Иногда у них вообще не будет воспоминаний о травмирующих событиях, которые, несомненно, произошли.
Подавление немного отличается от подавления . В то время как подавление — это бессознательный процесс, подавление — это сознательное блокирование импульсов и эмоций.
Интеллектуализация.
Психологическая интеллектуализация — это попытка справиться с разочарованием и тревогой, оставив свои эмоции позади и сосредоточившись на рациональном анализе неприятных событий.
Примером этого может быть пациент с серьезным заболеванием, который борется со своим беспокойством, читая все, что он может найти о своем диагнозе.
Люди, склонные к интеллектуализации, могут также использовать рационализацию , еще один механизм выживания.
Разница между интеллектуализацией и рационализацией заключается в том, что рационализация обычно включает в себя минимизацию важности неприятных событий или оправданий.
Например, если ваше собеседование не прошло успешно, у вас может возникнуть соблазн сказать, что вы все равно не были так заинтересованы.
Формирование реакции.
Формирование реакции — вероятно, самый интересный защитный механизм из всех.
По сути, формирование реакции превращает ваши настоящие чувства в их полную противоположность.
Например, вы можете так сильно любить, что чувствуете себя чрезвычайно уязвимым. Чтобы избавиться от беспокойства, вы начинаете вести себя так, как если бы вы были безразличны или даже ненавидели человека, которого любите.
Другой пример: вы ведете себя излишне дружелюбно по отношению к человеку, который вам втайне не нравится.
Ключ к формированию реакции — преувеличение и компульсивность. Излишне говорить, что формирование реакции — нездоровый способ справиться с эмоциональными проблемами.
Проекция.
Проекция — это метод преодоления трудностей, который помогает уменьшить тревогу, приписывая свое неприемлемое поведение кому-то другому.
Например, ваш (а) супруг (а) может обвинить вас в злобе и в том, что вы не позволяете ему говорить, в то время как на самом деле это ваш супруг не позволяет вам говорить.
Другой пример — когда вам кто-то не нравится без видимой причины.
Чтобы уменьшить беспокойство и оправдать свои чувства, вы начинаете думать, что это тот человек, которому вы в первую очередь не нравитесь.
В крайних случаях люди, использующие этот защитный механизм, могут казаться параноиками. Они будут проявлять крайнее недоверие к другим и строить теории заговора.
Компенсация.
Психологическая компенсация — это попытка компенсировать реальные или воображаемые недостатки в одной области, преуспев в другой области.
Например, тот, кто терпит неудачу в учебе, может компенсировать это тем, что станет отличным спортсменом, или кто-то, кто физически слаб, может компенсировать это, сосредоточившись на учебе или карьере.
Непривлекательные люди могут компенсировать это тем, что станут прекрасными любовниками или внимательными партнерами.
Компенсация может быть положительной или отрицательной. В то время как положительная компенсация помогает преодолевать трудности, отрицательная компенсация усиливает чувство неполноценности.
Если вам это понравилось, вам также может понравиться тест на осознанные стратегии преодоления, который можно найти здесь.
ОНЛАЙН-ТЕРАПИЯ, КОТОРАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО РАБОТАЕТ:
Онлайн-платформа CBT, помогающая справляться с проблемами в отношениях, тревогой, депрессией, зависимостью и т. Д.Включает профессиональное наблюдение терапевтом КПТ . Нажмите здесь что бы начать.
Похожие сообщения:
.
Изучение нейрокогнитивных механизмов, лежащих в основе внимательности
- Журналы
- Публикуйте вместе с нами
- Партнерские отношения с издательством
- О нас
- Блог
BioMed Research International
+ Журнал Меню журналаTPDFJournal NewsОбзор редакторов статей / Редакторы Consumer Research для авторов Разделы
На этой странице
Резюме Выводы Ссылки Авторские права Специальный выпуск
Физиологические эффекты психических и телесных практик
Просмотреть этот специальный выпуск
,