Психологические школы бихевиоризм: Бихевиоризм в психологии — теория, направления, представители
1.3 Психологические школы: бихевиоризм.
В самом
начале XX века возникло мощное направление,
утвердившее в качестве предмета
психологии поведение как совокупность
реакций организма, обусловленную
общением со стимулами среды, к которой
он адаптируется. Кредо этого направления
запечатлел термин поведение (англ.
‘бихевиор’), а само оно было
названо бихевиоризмом.
Его ‘отцом’ принято считать Джона
Уотсона (1878-1958),
статья которого ‘Психология, каковой
ее видит бихевиорист’ (1913) стала манифестом
новой школы. Уотсон требовал ‘выбросить
за борт’ как пережиток алхимии и астрологии
все понятия субъективной психологии
сознания и перевести их на язык объективно
наблюдаемых реакций живых существ на
раздражители.
Анализ
поведения должен носить строго объективный
характер и ограничиваться внешне
наблюдаемыми реакциями. Все, что не
поддается объективной регистрации, не
подлежит изучению, т. е. мысли, сознание
человека нельзя рассматривать, потому
что их нельзя измерять. Происходящее
внутри человека изучить невозможно,
следовательно, личность выступает как
«черный ящик». Объективны лишь внешние
действия человека и те стимулы, ситуации,
которые они обусловливают. И задача
психологии заключается в том, чтобы по
реакции определять вероятный стимул,
а по стимулу предсказывать определенную
реакцию.
Личность,
с точки зрения бихевиористов, не что
иное, как совокупность поведенческих
реакций, присущих данному человеку.
Формула «стимул—реакция» (S—R) являлась
ведущей в бихевиоризме. Закон
эффекта Торндайка уточняет:
связь между S и R усиливается,
если есть подкрепление. Оно бывает
положительным (похвала, получение
желаемого результата, материальное
вознаграждение и т. п.) либо отрицательным
(боль, наказание, неудача, критическое
замечание и т. п.). Поведение человека
вытекает чаще всего из ожидания
положительного подкрепления, но иногда
преобладает стремление избежать
отрицательного подкрепления, т. е.
наказания, боли и пр.
Таким
образом, с позиции бихевиоризма, личность
— все то, чем обладает индивид, его
расположенность к тому или иному
реагированию: навыки, сознательно
регулируемые инстинкты, социализованные
эмоции, а также пластичность, помогающая
образовывать новые навыки, и способность
их удержать и сохранить, чтобы
приспособиться к среде. Это значит, что
личность — организованная и относительно
устойчивая система навыков. Последние
составляют основу относительно
устойчивого поведения, они приспособлены
к жизненным ситуациям, чье изменение
ведет к формированию новых навыков.
Человека
бихевиористы понимают как реагирующее,
действующее, обучающееся существо,
запрограммированное на те или иные
реакции, действия, поведение. Изменяя
стимулы и подкрепления, можно
программировать его на требуемое
поведение,
1.7 Психологические школы: когнитивная психология.
Это
направление в психологии, изучающее
процессы познания (лат. cognitio – познание),
работу памяти и роль познания в мотивации
и поведении, в наибольшей степени
подорвало позиции бихевиоризма. К 1930
психологи, работавшие в традиции
когнитивизма Э.Толмена, убедительно
показали, что психика существует и у
животных. В одном из экспериментов было
выявлено, что крысы в лабиринте действуют
на основе «когнитивных карт», т.е.
психических образов знакомой им структуры
лабиринта, а не просто двигательного
обусловливания. Аналогичные эксперименты
продемонстрировали, что бихевиоризм
Уотсона рисует чрезвычайно упрощенную
картину, так как на самом деле значительную
часть деятельности составляет то, что
происходит внутри организма. Для описания
таких внутренних феноменов и процессов
необихевиористы начали использовать
понятие «промежуточных переменных»
(см. ниже раздел Теория научения).
Серьезным достижением когнитивизма
стала гипотеза об избирательной
готовности, суть которой в следующем:
у животных могут возникать только те
поведенческие реакции, к которым оно
психологически подготовлено и которые
соответствуют уровню его психической
организации. Другими словами, речь идет
о значении «видоспецифичных» свойств
в формировании поведения. С позиций
данного принципа становится очевидной
концепция Уотсона о безграничных
возможностях бихевиоризма – ни одному
экспериментатору не удалось, например,
научить свиней бросать монетки в копилку,
поскольку естественное поведение этих
животных состоит в том, что они роют и
разбрасывают, а не подбирают и складывают.
Зарубежные психологические школы ХХ века
В первой половине XX в. в Европе и США формируется ряд самостоятельных психологических школ, отличающихся друг от друга различным пониманием предмета психологии, методов исследования и системы основных психологических понятий. В Европе это были фрейдизм, гештальтпсихология и Вюрцбургская школа, в США — бихевиоризм и школа Курта Левина.
Зигмунд Фрейд(1856 -1939. Широко применяя во врачебной практике метод свободных ассоциаций, прослеживая ход мыслей пациентов, Фрейд обнаружил личностное содержание этих ассоциаций, скрытое от самих пациентов. Подсознательные ассоциации указывали на устойчивые мотивационные установки личности, психические травмы, перенесенные личностью. Свой метод и учение в целом 3. Фрейд назвал психоанализом («Толкование сновидений», 1900).
Фрейд выступил против отождествления личности только с ее сознанием. Он пришел к выводу, что психическая жизнь человека имеет различные взаимосвязанные уровни. В структуре личности он выделил три сферы: бессознательную, предсознательную и сознательную.
3. Фрейд открыл человечеству огромный мир, лежащий за пределами его сознания. Идеи Фрейда нашли многочисленных приверженцев. Возникли различные направления фрейдизма и неофрейдизма. Концепция Фрейда существенно повлияла на развитие мировой культуры — социологии, этнографии, искусства, медицины и др.
3. Фрейд ввел в психологию ряд новых категорий: бессознательная мотивация, защитные психологические механизмы, роль детских психотравм в поведении взрослого, структура личности, психическая организация личности, конфликтность личности и др. Заслуга Фрейда состоит также в соединении психологической теории с психотерапевтической практикой.
Поставив вопрос о естественной природе человека, Фрейд, однако, абсолютизировал эту его природу и недооценил социальную сущность человека. Ближайшие сотрудники 3. Фрейда К.Г. Юнги А. Адлер впоследствии разошлись с ним в трактовке этой проблемы.
В 1912 г. во Франкфурте-на-Майне под руководством Макса Вертгеймера (1880 — 1943) возникла новая психологическая школа — гештальтпсихология (от нем. Gestalt— форма, структура). В нее входили известные психологи Вольфганг Келер (1887 — 1967) и Курт Коффка, (1886 — 1941).
В опытах Вертгеймера по восприятию было установлено, что в составе сознания существуют целостные образования (гештальты), неразложимые на сенсорные первоэлементы. Психические образы — не комплексы ощущений, они вписываются в изначально сформированные психические структуры. Под влиянием концепции, выдвинутой в свое время Брентано, Вертгеймер стал приверженцем деятельной сущности сознания: сознание активно — оно строит свои образы внешнего мира, опираясь на некоторые изначально имеющиеся структуры — гештальты.
Прогрессивное значение гештальтпсихологии состояло в преодолении ею «атомизма» в психологии — представления о том, что образы сознания строятся из кирпичиков ощущений.
В исследованиях гештальтпсихологов было открыто множество феноменов зрительного восприятия: взаимодействие фигуры и фона, целостность и структурность восприятия, апперцепция, прегнантность — стремление восприятия к «хорошей» форме (простой и упорядоченной), константность восприятия (постоянство образа предмета, несмотря на изменение условий его восприятия), феномен «близости» (тенденция к заполнению пробелов между смежными элементами воспринимаемой фигуры). Многие явления психологии мышления гештальтисты также пытались объяснить в контексте вышеуказанных закономерностей.
Адаптивные формы поведения гештальтисты объясняли универсальным понятием «инсайт» (от англ. insight — озарение, усмотрение) — внезапным схватыванием отношений при решении проблемных задач.
Исследования гештальт-психологов показали, что психику человека нельзя объяснить только внешней детерминацией. Существуют и изначально сформированные в ней структуры, которые могут модифицировать внешние воздействия. Так, последовательно предъявляемые статические стимулы могут создать эффект движения (фи-феномен).
В 1915 г. ученик Вундта Освольд Кюльпе (1862 — 1915) основал в Вюрцбурге (Бавария) Вюрцбургскую психологическую школу, изучавшую высшие психические процессы — мышление и волю. Объектом научного анализа стало выполнение интеллектуальных заданий, проблемное мышление.
В ходе экспериментов, совмещенных с самонаблюдением, в Вюрцбургской школе было установлено, что мышление как психический процесс не сводится ни к законам логики, ни к законам образования ассоциаций. Сами ассоциации отбираются в мышлении в соответствии с установкой, возникающей в зависимости от принятой субъектом задачи.
Вюрцбургская школа установила наличие несенсорных (безобразных) компонентов мышления — умственных действий и несенсорных системообразующих компонентов сознания — значений и смыслов.
В это время в среде американских психологов под воздействием философии прагматизма возникает психологическая школа бихевиоризма, полностью отказавшаяся от понятия «сознание». Бихевиоризм (от англ. behaviour— поведение) признавал в качестве единственного объекта психологического изучения поведение, поведенческие реакции. Сознание как явление, не поддающееся наблюдению, было исключено из сферы бихевиористской психологии. Изучалось лишь внешне проявляющееся поведение.
Основателями бихевиоризма были Джон Бродес Уотсон (1878 — 1958) и Эдуард Торндайк (1874 — 1949). Термин «бихевиоризм» был введен в научный обиход в 1913 г. Уотсоном. Но идейно бихевиоризм был подготовлен Торндайком. Использовав в опытах над животными «проблемный ящик» (лабиринт), он получил обширный экспериментальный материал по проблеме научения животных («Интеллект животных». 1898).
Достижением бихевиоризма была разработка экспериментальных методик, основанных на контроле внешних воздействий и реакций организма на эти воздействия. Сложное поведение животных и человека бихевиоризм рассматривал как совокупность двигательных реакций (R) в ответ на внешние воздействия — стимулы (S). S-> R— такова формула бихевиоризма.
Согласно бихевиоризму, человек при рождении имеет определенное количество врожденных схем поведения, на которые надстраиваются более сложные формы — «регуляторы поведения». Удачные реакции закрепляются и в будущем имеют тенденцию к воспроизведению («закон эффекта»).- Закрепление реакций происходит по «закону упражнений» — в результате многократного повторения они автоматизируются.
В рамках бихевиоризма были установлены многие закономерности выработки навыков. Однако в целом категориальная система бихевиоризма осталась крайне ограниченной. Бихевиоризм игнорировал важнейшие психические компоненты действия — мотивацию и психические образы действия как ориентировочную основу его реализации. Из психологии поведения людей полностью исключался социальный фактор. Мозг животного и человека рассматривался бихевиористами как «черный ящик».
В начале XX в. технический прогресс актуализировал проблему психологических основ эффективной производственной деятельности, торговли, рекламного дела — менеджмента и маркетинга, как потом стала называться вся сфера производства и обмена.
Еще в 80-х гг. XIX в. американский инженер Ф.У. Тейлор (1856 — 1915) разработал систему мер рационализации труда. Все рациональные приемы организации труда Тейлор обосновал своими эмпирическими психологическими представлениями. Это резко повысило престиж психологических знаний в среде организаторов производства, вызвало интерес общества к проблеме нервно-психического потенциала работников в различных сферах производства.
Делаются попытки определить оптимальную продолжительность и структуру рабочего времени, исследуется проблема утомляемости, разрабатываются методы анализа профессий (профессиограммы) и профессиональной пригодности.
В 30 — 60-х гг. XX в. в зарубежной психологии интенсивно разрабатываются различные направления психоанализа. Одно из этих направлений возглавил Карл Густав Юнг (1875 — 1961) — швейцарский психиатр и психолог, основатель аналитической психологии.
Юнг выступил против постулата Фрейда об определяющей роли сексуальных влечений в психической регуляции жизнедеятельности индивида. Он разработал учение о двух видах бессознательного — личном и коллективном бессознательном. Личное бессознательное (вытесненные побуждения, забытые, травмировавшие впечатления) формируется в жизни
индивида. Коллективное бессознательное — сверхличное бессознательное, древнейшая (архаичная) психика, сформированная в процессе исторического развития человечества. Форма проявления коллективного бессознательного — инстинкты и архетипы — различные верования, мифы, предрассудки, архетипические образы и символы.
Основанием для введения понятия «архетипы» послужила психиатрическая практика Юнга. Он обнаружил некоторое общее содержание в фантазиях больных и одинаковую последовательность в их чередовании. Психическое развитие индивида Юнг рассматривает как процесс, детерминируемый изнутри и направленный на раскрытие того, что изначально заложено в бессознательной сфере индивида.
К.Г. Юнг выступил с концепцией глубинной психологии: «Безмерно древнее психическое начало образует основу нашего разума точно так же, как строение нашего тела восходит к общей анатомической структуре
млекопитающих
К.Г. Юнг выделил два типа личности — экстравертированный и интровертиррванный (от лат. extra— вне и intro — внутрь).
Другим направлением классического психоанализа стало учение Альфреда Адлера (1870 — 1937) — австрийского психолога, создателя индивидуальной психологии: концепции внутреннего единства психической организации личности, обусловленного ее стремлением к успеху, самореализации, социальной идентификации.
Осознавая свои дефекты, личность стремится, по Адлеру, возместить их, прибегая к гиперкомпенсации. Все это и образует «психические комплексы» индивида, сферу его подсознания, стиль жизнедеятельности.
Развивающийся, у личности «комплекс неполноценности» (термин введен Адлером) может быть причиной невроза. Адлер, в отличие от Фрейда, связал подсознание не с сексуальными, а с социальными факторами. Патологию личности Адлер объяснял ее неспособностью к социальной кооперации.
Наряду с рассмотренными направлениями классического психоанализа в 30-х гг. возникает широкое направление неофрейдизма.
Наиболее крупным представителем неофрейдизма является Эрих Фромм (1900 — 1980) — немецко-американский психолог, основатель гуманистической психологии. Трагизм человеческого рода Фромм усматривает в его освобожденности от инстинктивной предопределенности поведения.
Фромм отверг постулат Фрейда об изначальной порочности человеческой природы. Он показал, что экономические, идеологические и психологические факторы находятся во взаимодействии. На изменения условий жизни человек реагирует не сексуальными рефлексами, а изменением самого себя.
Фромм выступил как гуманизатор психологии; придал ей социокультурную концептуальность. Человек, по Фромму, является пленником не инстинктивных побуждений, а созданных им политических институтов и идеологем. Сам по себе человек не является ни плохим, ни хорошим. Он открыт для самосозидания в любом направлении.
В середине XX в. формируется школа необихевиоризма. Один из лидеров необихевиоризма Эдуард Чейс Толмен (1886 — 1959) предпринял попытку соединить идеи бихевиоризма с идеями гештальтпсихологии и фрейдизма, введя встрогий бихевиоризм Уотсона понятие внутренних переменных — мотив, цель, построение и проверка гипотез.
Рассматривая не отдельные поведенческие реакции, а целостный поведенческий акт, преодолевая механистический взгляд строгого бихевиоризма на формирование навыков, Толмен выделил познавательный компонент научения. Он установил, что научение может происходить и без подкрепления (скрытое научение). Большую известность приобрело исследование Э.Ч. Толмена «Целевое поведение у животных и человека» (1932).
Концепция Толмена о внутренних переменных была поддержана иразвита Кларком Леонардом Халлом (1884 — 1952), экспериментально исследовавшим формирование понятий и навыков («Система поведения»1952). Выступая как лидер американской психологии 30 — 50-х гг., Халл пытался создать новую психологическую систему, интегрированную с нейрофизиологией.
В развитии общей теории регуляции человеческого поведения значительную роль сыграла теория «поля» немецкого психолога, эмигрировавшего в США, Курта Левина (1890 — 1947). Будучи руководителем центра по изучению групповой динамики при Массачусетском технологическом институте и контактируя с Винером, разрабатывавшим в то время в том же институте основы кибернетики, К. Левин исследовал проблему групповой динамики.
Используя физическое понятие «поле», Левин ввел понятие психологического пространства. Жизненное пространство индивида Левин рассматривал как некое целостное поле, внутри которого возникают и взаимодействуют психологические силы — стремления, уровни притязаний, лидерские проявления, конфликты.
Крупнейшим исследователем развития психики в онтогенезе (индивидуальном развитии) стал швейцарский психолог Жан Пиаже (1896 -1980), основатель генетической психологической школы.
Развитие психики ребенка Пиаже рассматривал как процесс внутренней трансформации совершаемых им внешних действий (как процесс интериоризации). Концепция интериоризации — перехода внешних предметных действий во внутренние умственные действия — стала фундаментальной теоретической концепцией современной психологии. Созданная Жаном Пиаже Женевская школа психологии стала крупнейшим мировым центром исследования психического развития человека.
В историю психологии Пиаже вошел как создатель операциональной концепции интеллекта.
Пиаже дал периодизацию стадий формирования интеллекта: стадия сенсомоторного интеллекта, стадия конкретных операций и стадия формальных операций. Ж. Пиаже первым понял и изучил «загадки» детского ума.
Начиная с 30-х гг. в американской психологии развивается теория интеракционизма (от англ. interaction— взаимодействие). Эта теория основывается на концепции американского психолога и социолога Джорджа Герберта Мида (1863 — 1934), который вслед за известными американскими прагматистами Джеймсом и Дьюи считал, что сознание имеет инструментальную природу — является средством приспособления индивида к среде.
Личность согласно интеракционизму формируется в социальном взаимодействии. Решающее значение имеют при этом принятие личностью социальной роли, формирование у нее социально-рефлексивного «Я», ее способности стать объектом для себя самой, перерастание социального контроля во внутренний самоконтроль.
Эта концепция оказала основное влияние на развитие современной социальной психологии (Дж. Мид «Сознание, личность и общество». Чикаго, 1934). Теория интеракционизма стала наиболее распространенной в американской психологии.
Широкое распространение получили и различные теории личности. Наиболее крупными представителями структурных теорий личности являются Г. Олпорт, К. Роджерс, Д. Кеттелл, Г. Айзенк.
Гордон Уиллард Олпорт (1897 — 1967), американский психолог, один из основоположников современного системного подхода к изучению психологии личности, считал, что у любой личности имеется устойчивый набор черт. (Его теория и называется «теорией черт личности».) Олпорт исследовал иерархию ценностных ориентации личности и произвея типологизацию личности по этому основанию («Личность: психологическая интерпретация», 1938).
Другой американский психолог Карл Рэнсом Роджерс (1902 — 1987), один из лидеров так называемой гуманистической психологии, считал, что ядром личности является ее Я-концепция. Формируясь в социальной среде, эта Я-концепция и является основным интегративным механизмом саморегуляции личности.
В XX в. в изучении психологии личности начинается широкое использование экспериментально-математических методов. Американский психолог Джеймс Маккин Кеттелл (1860 — 1944) выступил зачинателем тестелогического движения в психологии.
Кеттел (Cattell) Реймонд Бернард 1905-1998 — впервые применил в психологическом исследовании личности сложный метод современной статистики — факторный анализ, сводящий к минимуму множество различных показателей и оценок личности (16факторн.).
Методы математического анализа результатов наблюдений и опросов, документальных данных были разработаны также Г. Айзенком. Его концепция черт личности связана с ее двумя взаимосвязанными базовыми качествами: 1) экстраверсия и интроверсия; 2) стабильность — нестабильность (невротизм, тревожность). .
Современные направления зарубежной психологии
В зарубежной психологии в настоящее время широко исследуются проблемы стратегии жизни, влияние критических обстоятельств жизни человека на его поведение. Значительное внимание уделяется представленности в сознании индивида не только внешнего мира, но и его собственной жизни. Широкое распространение получает психобиографический метод исследования личности.
Одним из основных направлений современной зарубежной психологии становится когнитивная (от лат. cognitio — познание) психология, которая в противовес бихевиоризму постулирует знание как основу поведения. В рамках когнитивной психологии исследуются закономерности познавательной деятельности (Джером Сеймур Брунер), психология индивидуальных различий (М. Айзек), психология личности (Дж. Келли).
В связи с развитием кибернетики и актуализацией проблемы управления сложными системами возникает повышенный интерес к структуре человеческого поведения (Д. Карнеги, Т.Харрис, Р.Фишер….).
В современной зарубежной социальной психологии значительное внимание уделяется психологии межличностного взаимодействия (интеракции), поведению человека в социальной организации, психологии организации жизненной среды человека, психологии менеджмента, маркетинга и социального управления. Интенсивно развиваются исследования в области психофизиологии.
Статья на тему: Бихевиоризм — как педагогическая концепция
Доклад на педагогический совет подготовленный Шоноевым Т.И.
«Бихевиоризм – как педагогическая концепция»
Бихевиоризм – это направление в психологии получившее развитие в 30-е годы 20 столетия. Главным объектом изучения бихевиоризма стало поведение человека. Это направление сразу же стало оппонирующей концепцией парадигмальной на тот период интроспективному методу изучения психических поведенческих реакций, и даже признавалось адептами интроспекции инфернальным явлением с его экстраполяциями в область зоологического, животного начала. Все психические явления сводятся к реакциям организма, преимущественно двигательным: мышление отождествляется с речедвигательными актами, эмоции — с изменениями внутри организма (адреналин). За единицу поведения принимается связь стимула и реакции. Законы поведения, согласно Б., фиксируют отношения между тем, что происходит на «входе» (стимул) и «выходе» (двигательный ответ) системы организма. Процессы внутри этой системы (как психические, так и физиологические) Б., следуя позитивистской методологии, считает не поддающимися научному анализу, поскольку они недоступны прямому наблюдению. Основной метод Б. — наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия окружающей среды с целью выявления доступных математическому описанию корреляций между этими переменными. Подавляющую часть экспериментов сторонники Б. провели на животных (преимущественно на белых крысах), перенеся затем установленные на этом уровне закономерности на человека. Активность организма и роль его психической организации в преобразовании среды, как и социальная природа человека, игнорируются. Идеи Б. оказали влияние на лингвистику, антропологию, социологию, семиотику и стали одним из истоков кибернетики. Бихевиористы внесли существенный вклад в разработку эмпирических и математических методов изучения поведения, в постановку ряда психологических проблем, в особенности касающихся научения — приобретения организмом новых форм поведения. Основное значение Б. для развития категориального аппарата психологии (см. категоризация) заключается в разработке категории действия. Б. расширил область психологии, включив в нее также внешние, телесные реакции. Вместе с тем вследствие методологических изъянов исходной концепции Б. уже в 20-х гг. ХХ в. начался ее распад на ряд направлений, сочетающих основную доктрину с элементами других теорий (в частности, гештальтпсихологии, а затем психоанализа). Возник необихевиоризм. В настоящее время лишь немногие из американских психологов (наиболее последовательно и непримиримо — Б. Скиннер и его школа) продолжают защищать постулаты ортодоксального Б.
Один из прикладных аспектов поведенческой психологии все мы постоянно испытываем на себе, подвергаясь неустанному и, надо признать, весьма эффективному воздействию рекламы. Как известно, основоположник бихевиоризма Уотсон, лишившийся вследствие скандального развода всех академических должностей, нашел себя в рекламном бизнесе и немало в нем преуспел. Сегодня герои рекламных роликов, склоняющие нас к покупке того или иного товара, — это фактически солдаты армии Уотсона, стимулирующие согласно его заветам наши покупательские реакции. Можно сколько угодно ругать тупую назойливую рекламу, но ее создатели не вкладывали бы в нее бешеные деньги, будь она бесполезна.
Но самое широкое применение идеи бихевиоризма нашли в педагогической практике. Во всем мире в практику воспитания и образования вошла рабочая схема формирования человека, основанная на «впечатывании» (термин Торндайка) связей между стимулами и реакциями, что реально означает выработку «правильных» реакций и устранение «неправильных». При этом процесс социализации и собственно научения трактуется как опробование различных подходов, пока не будет найден правильный вариант реакции, а затем ее тренировка до тех пор, пока она окончательно не закрепится. Особое значение в этой связи приобрела идея позитивного и негативного подкрепления той или иной реакции в качестве необходимого фактора формирования поведения. В конце концов, что есть школьная отметка, как не форма подкрепления? Правда, педагоги гуманистической ориентации гневно клеймят школьную отметку и призывают от нее отказаться в пользу исключительного поощрения реальных достижений. Но насколько это противоречит идеям бихевиоризма? Создается впечатление, что с работами бихевиористов мало кто из их критиков по-настоящему знаком. А вот, например, строки из Скиннера: «Наиболее эффективным способом контроля над поведением является награда. Наказание информирует о том, чего не надо делать, но не сообщает о том, что нужно делать. Наказание является основным препятствием научению. Наказуемые формы поведения не исчезают; они почти всегда возвращаются замаскированными или сопровождаемыми другими формами поведения. Эти новые формы помогают избежать дальнейшего наказания или являются ответом на наказание. Тюрьма — прекрасная модель, демонстрирующая неэффективность наказания. Если заключенный ничему не научился, то нет никакой гарантии, что в той же среде с теми же соблазнами он будет вести себя по-другому.
Кроме того, наказание поощряет наказывающего. Учитель, пугая ученика плохой отметкой, добивается того, что он становится внимательнее. А для учителя это положительное подкрепление. И он все чаще прибегает к наказанию, пока не возникнет бунт.
В конечном итоге наказание не удовлетворяет наказывающего и не приносит пользы наказываемому».
Если опустить формулировку «контроль за поведением», то даже не верится, что эти слова принадлежат «без пяти минут фашисту», которого вот уже полвека отчаянно поносят полчища гуманистически настроенных психологов, педагогов и публицистов. По сути дела, весь пафос их критики сводится к тому, что с помощью бихевиоральных методов можно вершить всяческие издевательства над людьми (примеров предостаточно). Вообще-то и скальпелем можно зарезать. Что ж — откажемся от хирургии?
Всей историей своего развития бихевиоризм продемонстрировал — значение этого научного направления и его историческая судьба сродни тем, что характерны для любой психологической школы. В свое время его рождение отвечало насущным требованиям науки и практики, всей общественной жизни, явилось позитивным шагом в развитии науки, поскольку позволило отвергнуть отжившие и малопродуктивные представления прошлого.
Однако притязания бихевиористов оказались слишком преувеличенными (разве не то же самое можно сказать про любую школу?). Попытки свести все многообразие психических явлений к поведенческим реакциям в ряде случаев, действительно, производят впечатление примитивизации. Да и аналогии с поведением животных, в известных пределах — бесспорные, за этими пределами начинают звучать абсурдом.
Бихевиоризм берется объяснить наше поведение и способствовать его формированию в наилучшем направлении. Кое в чем это удается блестяще, кое в чем — более или менее правдоподобно и успешно, однако исчерпывающего объяснения и безупречного практического инструментария он дать не в состоянии. Только вряд ли это может служить поводом для упреков — ведь никто из психологов, к какой бы школе он ни принадлежал, такого успеха пока не добился.
Вопрос 5. Психологические учения (бихевиоризм, гештальтизм, психоанализ, гуманистическая психология, когнитивизм.
Бихевиоризм то
английского
слова behavior, что означает поведение.
Бихевиоризм зарубежная психология
возникла в начале 20 века отрицающие
сознание, как предмет научного
исследования и сводящие психику к
различным формам поведения. Бихевиористы
опирались на исследования Павлова и
Торндайка (они проводили опыты на
животных).
Лидером этого
направления был Джон Уотсон. Под
поведением им понималась объективно
наблюдаемая система реакций организма
на внешние и внутренние стимулы. Уотсон
доказывал, что поведение представляет
собой единственный объект, доступный
изучению, а потому психология должна
исключить сознание из своего предмета,
оставив в нем только поведение. Отсюда
и главная формула Уотсона, воспринятая
бихевиоризмом: стимул-реакция (S R).
Впоследствии
длругой бихевирист Толмен возражал
против того, чтобы ограничиваться в
анализе поведения только формулой
стимул реакция и игнорировать факторы,
которые играют незаменимую роль в
промежутке между ними. Эти факторы он
и назвал промежуточными переменными.
Таким образом, схема Уотсона S R была
переделана в S O R, где О внутренняя
переменная (напримет мотивация).
Гештальтпсихологическое
направление
в психологии возникло в начале 20-х годов
в Германии. Его создание связано с
именами: М.Вертгеймера, В. Келера, К
Коффки и К.Левина заложивших методологию
этой школы. Гештальтпсихология
исследовала целостные структуры
(восприятие), из которых состоит
психическое поле, разрабатывая новые
экспериментальные методы.
Главная идея этой
школы состояла в том, что в основе
психики лежат не отдельные элементы
сознания, но целостные фигуры гештальты,
свойства которых не являются суммой
свойств их частей. Идеи, развиваемые
гештальтпсихологами, основывались на
экспериментальном исследовании
познавательных процессов. Необходимо
подчеркнуть, что эта школа одна из
первых обратила существенное внимание
на разработку новых, объективных
экспериментальных методов исследования
психики. Кроме того, это была первая и
единственная школа, которая начала
строго экспериментальное изучение
структуры и качеств личности.
Одним
из наиболее важных для развития
современной психологии направлений
является психоанализ.
Психоанализ создан в конце XIX века
австрийским учёным З. Фрейдом. Фрейд
впервые отметил, что психика чел
структурна и состоит из Эго («Я»),Суперэго
(«Сверх-Я»),Ид («Оно»)). Эго
– это Я человека, наше
сознание. Суперэго
(«Сверх-Я»), так обычно называют моральные
установки человека. Представление
человека о том, что в этом обществе он
должен делать, а что — нет..
Ид («Оно»)
– это бессознательное. Фрейд выделил
2 ведущих инстинкта, регулирующих
поведение: сексуальный (или либидо).
Второй инстинкт – смерти. Психоанализом
занимались:
Австрийский психолог Альфред
Адлер Индивидуальная
психология. Его центральной идеей
является идея о бессознательном
стремлении человека к совершенству;.
Швейцарский психолог и философ
Карл-Густав
Юнг
(1875 1961). Основа теории Юнга учение о
коллективном бессознательном,
существующем в душевной жизни наряду
с личным бессознательным и сознанием
и во взаимодействии с ними.
Карен Хорни,
создатель теории, называемой
Культурно-философская психопатология,
полагала исходным моментом в развитии
личности так называемую основную
тревогу бессознательное переживание
враждебности мира по отношению к
человеку.
Крупнейший
специалист в области возрастного
развития Эрик Эриксон главную роль в
формировании личности отвел человеческому
Я, которое не просто служит Оно (как
утверждал Фрейд), но отвечает за главное
психическое здоровье личности, ее
идентичность.
Для Эрика Фромма
главная проблема обретения личностью
психологической свободы, истинной
жизни в условиях общества, старающегося
эту свободу подавить, Концепция Фромма
называется Гуманистический психоанализ.
Гуманистическая
психология.
Сформировалась в 1950-1960-е гг., предметом
изучения кот явл уникальная, целостная
неповторимая личность, осознающий свое
назначение в жизни чел. Основатели:
Маслоу и Роджерс. Сторонники считают,
что каждый чел больше всего хочет
самоактуализироваться, но не каждый
это умеет. Поэтому задача общества
создать соц условия, в кот каждый чел
мог бы раскрыть свои возможности. В
гуманистической психологии в качестве
основных предметов анализа выступают:
высшие ценности, самоактуализация
личности, творчество, любовь, свобода,
ответственность, автономия, психическое
здоровье, межличностное общение.Поэтому
только стремление к развитию, личностному
росту, т.е. к самоактуализации, есть
основа развития человека и общества.
Маслоу считал,
что самое ценное в психике ее самость,он
выделил несколько категорий
потребностей:Физиологические
потребности
(в пище, воде, сне)
Потребность в
безопасности
(стабильности, порядке)
Потребность в
любви и принадлежности
(в семье, дружбе)
Потребность в
уважении
(самоуважении, признании)
Потребность в
самоактуализации
(развитии способностей) .Вклад
в психологию
— гуманистическая психология выступает
против построения психологии по образцу
естественных наук и доказывает что
человек,даже будучи обьектом
исследования,должен изучаться как
активный субьект,оценивающий
эксперериментальную ситуацию и
выбирающий способ поведения.
Когнитивная
психология
Когнито (знание).
Работы Пиаже и
Брунера во многом способствовали
появлению нового направления, появившегося
в 60-е годы когнитивной психологии.
Ученые этого
наравление пытаются объяснить как
интеллект или мышление помогают человеку
адаптироваться в мире, решать проблемы.
А также занимаются тем как развивать
интеллект.
Основатель
генетической психологии швейцарский
психолог Ж.Пиаже является одним из
наиболее известных ученых, чьи работы
составили важный этап в развитии
психологии. Он разработал новый метод,
который собирался применить для изучения
мышления детей. Этот метод получил
название метода клинической беседы.
Пиаже открыл
такие особенности детского мышления
как эгоцентризм (неумения встать на
чужую точку зрения), синкретизм
(нерасчлененность детского мышления),
трансдукция (переход от частного к
частному, минуя общее), артифициализм
(искусственность, созданность мира),
анимизм (одушевленность), нечувствительность
к противоречиям.
Открытие
новых закономерностей познавательного
развития детей связано с именем
американского психолога Д.С.Брунера.
В своих исследованиях Брунер впервые
начал изучение того, каким образом
потребности и ценностные ориентации
влияют на процесс восприятия.
Д.Миллер
(1920) создал первый научный Центр
Когнитивной Психологии и начал
разрабатывать новые методы изучения
познавательных процессов. У.Найссер
выпустил в 1967 г. книгу Когнитивная
психология, в которой изложил основные
положения этого направления.
57 БИХЕВИОРИЗМ. История психологии. Шпаргалка
Основателем бихевиоризма (от англ. behaviour – «поведение») является Джон Уотсон (1878–1958), опубликовавший статью «Психология с точки зрения бихевиориста». По его мнению, достойно исследования не сознание, а поведение. Дж. Уотсон в отличие от ученых, полагающих главным в поведении метод интроспекции, предложил изучать внешние проявления, которые видимы без специальных приспособлений.
Дж. Уотсон предложил регистрировать зримые проявления в поведении человека, которые рождаются внешними влияниями сознательно. Согласно формуле «Sh» R» (стимул-реакция) ответные реакции субъекта могут быть генетическими (наследственными) и приобретенными. Под наследственными имелись в виду рефлексы, физиологические реакции и простые эмоции; приобретенные – это привычки личности, его поведение, степень развития когнитивных процессов, усложненные чувства. Механизм исследования протекает по следующей схеме: под влиянием абсолютного стимула появляется наследственная реакция, которая находится в непосредственной связи с новыми условными стимулами.
Дж. Уотсон проводил эксперимент: в качестве безусловного стимула выступал резкий звук (или другое внешнее воздействие), которое вызывало у маленького ребенка страх, в сочетании сус-ловным стимулом в виде кролика. Через некоторое время было замечено, что даже простой показ кролика ребенку вызывал у него возникновение чувства страха.
Бихевиоризм возник на основе двух направлений: позитивизма и прагматизма, согласно которым исследование должно строиться только на объективных фактах, знание о человеке должно быть достаточно полным.
К концу 1920-х – началу 1930-х гг. появилось такое направление бихевиоризма, как необихевиоризм. Оно обусловливалось тем, что между стимулом и реакцией существуют так называемые промежуточные переменные.
Первые исследования бихевиористы проводили на животных. И лишь тогда, когда с уверенностью можно было говорить о достаточно глубоких познаниях в области поведенческих реакций, предметом исследования выступил человек.
По мнению ученых, поведение человека можно было формировать под воздействием заведомо подготовленных внешних стимулов. Но бихевио-ристы не учитывали того, что поведение и вся деятельность человека обусловливается определенными мотивами и целями. Бихевиоризм возник на основе исследований Э. Торндайка, работ И. П. Павлова и В. М. Бехтерева.
Предметом бихевиоризма является поведение человека со всеми его врожденными и приобретенными составляющими.
Дж. Уотсон выделял 4 типа возникающих учеловека реакций: наружные приобретенные и наружные наследственные, внутренние приобретенные и внутренние наследственные. Бихеви-ористическое учение оказалось далеким от идеала, так как в нем предъявлялись слишком большие требования к строгости и объективности.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
25 Основные направления в психологической науке и практике в XX-XXI вв. (психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология и др.)
Бихевиоризм.
behavior — поведение. Его разрабатывали
американские психологи Эдуард Ли
Торндайк, Джон Уотсон и др. На развитие
бихевиоризма громадное влияние оказало
учение русских ученых Ивана Петровича
Павлова и Владимира Михайловича Бехтерева
о природе рефлексов.
Бихевиористы
считали, что сознание человека, его
мысли, чувства, переживания — слишком
субъективны и не могут быть зарегистрированы
объективными средствами, потому они не
подлежат исследованию. Изучать можно
лишь то, что можно точно наблюдать в
поведении и фиксировать. Основная схема
поведения была описана бихевиористами
в символах «S-R: стимул — реакция». Реакция
также может быть простой (например,
отдергивание руки от огня) и сложной
(например, прием пищи, написание текста,
игра, речь). Такой подход исключал
принципиальную разницу между психологией
животных и человека, данные, полученные
на животных, непосредственно переносятся
на человека.
В
дальнейшем исследователи признали, что
между стимулом и реакцией у человека
имеется промежуточный механизм —
познавательные процессы: мышление,
память, воображение. Эти идеи легли в
основу необихевиоризма, основными
представителями которого являются
Эдуард Толмен, Беррес Фредерик Скиннер
и др.
Центральными
для психологии бихевиоризма и
необихевиоризма на протяжении всей его
истории были вопросы научения, т.е. того,
каков процесс приобретения индивидуального
опыта и каковы условия достижения
наилучших результатов. Одно из современных
течений бихевиоризма так и называется
— теория социального научения. Его
основатель Альберт Бандура считает,
что научение у человека может происходить
двумя основными путями: 1) прямым;
непосредственным подкреплением; 2) когда
он наблюдает за поведением других людей
и того, к чему может вести такое поведение.
Во
многом благодаря бихевиоризму психология
стала объективной наукой, использующей
точные методы выявления и измерения
изучаемых явлений. Критика бихевиоризма
связана с механистическим взглядом его
представителей на человеческую психику,
игнорированием собственно психических
явлений — воли, эмоций, потребностей
человека, его активности и вытекающими
отсюда представлениями о жесткой
детерминированности, обусловленности
поведения и развития человека внешними
обстоятельствами.
Психоанализ.
Основателем этого направления стал
австрийский психиатр и психолог Зигмунд
Фрейд. Он был врачом, и первоначально
психоанализ возник как метод лечения
неврозов. Фрейд обратил внимание, что
невротические болезни взрослых часто
вызваны психическими травмами, полученными
в детском возрасте и связанными с
реальными или воображаемыми сексуальными
домогательствами со стороны близких
взрослых противоположного пола (например,
отца, брата, дяди). Причем травмирующие
воспоминания изгоняются, вытесняются
из сознания, происходит это без какого-либо
участия сознания человека, бессознательно.
Фрейд заметил, что симптомы заболеваний
исчезают, когда пациент отреагирует
это воспоминание, т.е. вспомнит и как бы
вновь переживет травмирующее событие.
Обращение к детскому опыту для понимания
переживаний взрослого человека было
важнейшим открытием Фрейда. Наиболее
эффективным оказался изобретенный
Фрейдом метод свободных ассоциаций.
При использовании этого метода пациент
лежит на кушетке, а врач побуждает
говорить все, что тому придет в голову.
В дальнейшем к нему присоединилось
также толкование сновидений. Влияние
бессознательного проявляется и в
творчестве человека.
Фрейд
выделял две основные мотивационные
силы, направляющие всю жизнь человеческого
организма. Это инстинкты жизни (либидо)
и инстинкты смерти, которые постоянно
находятся в противоборстве. К первому
относится сексуальность (или более
широко — эрос). Ко второму — деструктивные,
разрушительные силы, которые могут быть
направлены вовне (агрессия, ненависть)
и внутрь себя (мазохизм, самоубийство).
Психика,
с точки зрения Фрейда, состоит из трех
частей: ид, эго и супер-эго, или Оно, Я и
сверх-Я. «Ид», или «Оно», — наиболее
примитивная и недоступная сознанию
часть психической жизни. Именно здесь
находятся инстинкты. В отличие от ид
эго, или «Я», руководствуется принципом
реальности, служа своеобразным посредником
между ид и внешним миром. Эго сдерживает
импульсы, идущие от ид, находит косвенные,
окольные пути их удовлетворения.
Супер-эго, или сверх-Я развивается из
эго в процессе усвоения ребенком тех
норм поведения и ценностей, которые
воспитывают у него родители. Три основные
функции супер-эго — нравственное сознание,
формирование идеалов и самонаблюдение.
Критика
идей Фрейда связана прежде всего с его
переоценкой роли сексуальности в
развитии психики и придания решающего
значения ранним детским переживаниям.
На это указывали уже его ближайшие
последователи. Так, Карл Густав Юнг
расходился с Фрейдом в понимании сущности
либидо. Он считал, что оно характеризует
жизненную энергию в целом, в которой
сексуальные импульсы составляют лишь
часть. Юнг считал, что, помимо «личного
бессознательного», описанного Фрейдом,
существует и «коллективное бессознательное»
(часть психики, содержащая опыт
человечества). Оно существует в виде
особых образований — архетипов, которые
проявляются в мифах и сказках, общие
темы которых проявляются у разных
народов.
Одним
из важнейших открытий Юнга является
выделение психологических типов людей:
экстравертов — направленных вовне и
интровертов — направленных в себя.
Другой
последователь Фрейда, Альфред Адлер,
утверждал, что ребенок рождается на
свет с определенным чувством неполноценности
и неуверенности в себе, что обусловлено
его беспомощностью и зависимостью от
окружения. Это чувство является движущей
силой и порождает стремление к
превосходству, т.е. к самоутверждению.
Важнейшим
ответвлением психоанализа является
неофрейдизм. Неофрейдисты отрицали
исключительную роль сексуальных факторов
в развитии, придавая существенное
значение социальным факторам: особенностям
общения ребенка со взрослыми, прежде
всего в первые годы жизни (Карен Хорни,
Гарри Стэк Салливен), характеристикам
социальной среды, ее ценностям (Эрих
Фромм). Среди психоаналитиков, занимавшихся
проблемами развития, особая роль
принадлежит американскому психологу
Эрику Эриксону. Он разработал оригинальную
концепцию развития личности человека
от рождения до смерти. С точки зрения
Эриксона, в основе этого процесса —
обретение идентичности, т.е. представления
о собственной полноценности, тождественности
самому себе во времени, способности
управлять своим «Я» в различных ситуациях,
чувствовать себя способным к решению
тех задач, которые ставит перед ним
жизнь.
Психоанализ
бурно развивался и развивается. Он не
только оказал влияние на множество
направлений современной психологии,
чрезвычайно велико его воздействие на
философию, культуру, искусство,
общественное сознание нашего времени.
^
Гуманистическая психология (humanus –
человечный) возникла в 60-е годы нашего
столетия в американской психологии.
Это направление основано на оптимистическом
подходе к пониманию природы человека:
вере в творческие возможности, творческие
силы каждого человека, в то, что он
способен сознательно выбирать свою
судьбу и строить свою жизнь. Наиболее
известными представителями этого
направления являются Карл Роджерс и
Абрахам Маслоу. Основными положениями
теории являются утверждения о том, что
человек целостен; ценны не только общие,
но и индивидуальные случаи; главной
психологической реальностью являются
переживания человека; человек открыт
к самореализации; человек не детерминирован
только внешними ситуациями.
В
теории личности Абрахама Маслоу одно
из центральных мест занимает проблема
мотивации и самоактуализации. Мотивация
как движущая сила развития личности
рассматривалась им в качестве тенденции,
ведущей к росту, развитию, самоактуализации
личности, т.е. к желанию, которое
определялось Маслоу как врожденное
стремление человека быть тем, кем он
может быть. Условием осуществления
самоактуализации является удовлетворение
всех других (базовых) потребностей
индивида: физиологических потребностей,
потребностей в безопасности и защите,
любви и уважении.
Карл
Роджерс выделил отдельную структру в
личности – «Я-концепцию», это то, что
воспринимается индивидом как «Я»
или то, что человек имеет в виду, когда
говорит «Я» или «мне». Основанием
невроза служит рассогласование,
неконгруэнтность истинного содержания
личности (опыта) и его «Я-концепции»,
самости.
Роджерс
в процессе психотерапевтической работы
стремился к тому, чтобы помочь человеку
максимально раскрыться, реализоваться.
Эти приемы получили название
«клиент-центрированный» психотерапии.
Основными условиями личностно-центрированного
подхода являются — эмпатия, конгруэнтность
и безусловное положительное принятие
клиента. Эмпатия — ощущение внутреннего
мира клиента как своего собственного,
но при сохранении качества «как
будто». Конгруэнтность – это быть
самим собой, соответствие между
Я-концепцией и опытом. Основной целью
личностно-центрированной психотерапии
является достижение человеком состояния
полностью функционирующей личности,
которое выражается посредством развития
таких качеств, как открытость переживаниям
и опыту, рациональность и отсутствие
стремления к самообороне, вовлечение
в экзистенциальный процесс жизни, взятие
на себя ответственности, творческое
отношение к жизни, принятие других людей
как уникальных личностей, высокая
самооценка, открытое и свободное
реагирование на основе непосредственного
переживания событий.
Одним
из важнейших направлений отечественной
психологии явилась разработанная
Алексеем Николаевичем Леонтьевым теория
деятельности. Деятельность рассматривалась
Леонтьевым как активное взаимодействие
с окружающей действительностью,
выражающее отношение человека к миру
и способствующее удовлетворению его
потребностей. Психическое развитие
человека во многом составляет процесс
развития его деятельности.
Леонтьевым
разработана теория ведущей деятельности
как такой, которая становится центральной,
основной на различных этапах развития
и оказывает наибольшее влияние на
формирование сознания, личности ребенка
на этом этапе. Такой деятельностью для
дошкольников является игра, а для младших
школьников — учение.
В
русле этого направления работали такие
отечественные психологи, как П.Я.
Гальперин, А.Р.Лурия, Д.Б. Эльконин и др.
Сегрей
Леонидович Рубинштейн сформулировал
принцип единства сознания и деятельности.
Деятельность для Рубинштейна — это
прежде всего труд по преобразованию
окружающего мира. В труде человек создает
всю «очеловеченную» среду, культуру,
свою собственную психику, изменяет и
окружающий мир, и самого себя. Тем самым
для изучения сознания необходимо не
описывать те или иные его стороны,
доступные лишь самосозерцанию, а
анализировать, как в процессе конкретной
деятельности происходят изменения в
объектах. Этот метод психологического
исследования Рубинштейн назвал методом
единства воздействия и изучения.
Рубинштейн
дал свой ответ и на вопрос о том, что
определяет психические явления — влияние
среды или внутренние факторы. Он возражал
против абсолютизации роли среды, которая
была в то время едва ли не господствующей
идеологической установкой, охватывавшей
не только психологию, но и все естественные
науки. В противовес этому он выдвинул
принцип, согласно которому внешние
причины воздействуют на объект, в том
числе и человеческую психику, через
внутренние условия.
23) Бихевиоризм как наука о поведении.
Бихевиоризм —
направление в психологии человека
и животных, буквально — наука о
поведении. Это направление в психологии,
определявшее облик американской
психологии в начале 20-го века, радикально
преобразовавшее всю систему представлений
о психике. Его кредо выражала формула,
согласно которой предметом психологии
является поведение, а не сознание.
Поскольку тогда было принято ставить
знак равенства между психикой и сознанием
(психическими считались процессы,
которые начинаются и заканчиваются в
сознании), возникла версия, будто,
устраняя сознание, бихевиоризм тем
самым ликвидирует психику. Основателем
данного направления в психологии был
американский психолог Джон
Уотсон.
Методы:
Бихевиористами
применялось два основных методологических
подхода для исследования поведения:
наблюдение в лабораторных, искусственно
создаваемых и управляемых условиях, и
наблюдение в естественной среде обитания.
Развитие:
Бихевиоризм
положил начало возникновению и развитию
различных психологических и
психотерапевтических школ, таких,
как необихевиоризм, когнитивная
психология
(наука, изучающая познавательные процессы
человеческого сознания), поведенческая
терапия, рационально-эмоционально-поведенческая
терапия.
Существует множество практических
приложений бихевиористской психологической
теории, в том числе и в далёких от
психологии областях.
Сейчас
подобные исследования продолжает наука
о поведении животных и человека — этология,
использующая другие методы (например,
этология гораздо меньшее значение
придаёт рефлексам, считая врождённое
поведение более важным для изучения).
Уотсон:
поведение – это система реакция. (
Реакция – новое понятие, введенное
бихевиоризмом).
24) Типы реакций по Уотсону:
1)
врожденные
– поведенческие акты, наблюдаемые у
новорожденных детей: чихание, икание,
сосание, улыбка, плач, движение туловища
и т.д.
2)
приобретенные
Врожденные
р-ции Уотсон описал без труда, т.к.
достаточно понаблюдать за поведением
новорожденных. Описание законов
приобретением врожденных реакций шло
труднее. Он обратился к работам Павлова
и Бехтерева, где описаны механизмы
возникновения условных рефлексов.
Уотсон принимает концепцию условных
рефлексов как естественнонаучную базу
своей теории: все новые реакции
приобретаются путем обусловливания.
25) Инструментальное или оперантное обусловливание в бихевеоризме.
Другое
достижение бихевиоризма – изучение
особого типа условных реакций –
инструментальных или определенных.
Инструментальное или оперантное
обусловливание – если подкреплять
действие индивида, то оно фиксируется
и воспроизводится с большей легкостью.
Бихевиористы:
классическое (т.е. павловское) и оперантное
обусловливание – универсальный механизм
научения, общий для животного и человека.
Процесс научения, представлялся как
автоматический, не требующий активности
человека. Достаточно использовать 1
подкрепление, что бы «закрепить» в
нервной системе успешные реакции
независимо от воли или желаний человека.
С
помощью S
и подкрепления можно «лепить» любое
поведение человека, «манипулировать»
им. Поведение жестко «детерминировано»
и зависит от внешних обстоятельств и
прошлого опыта.
Таким
образом, игнорировалось существование
сознания, т.е. внутреннего психического
мира человека, что лишено здравого
смысла. Позже это поняли и бихевиористы.
С конца 60-ы гг. даже на родине бихевиоризма,
в Америке, вернулись к изучению сознания
– высшей формы психического отражения
объективной действительности.
Объясните различия и сходства между различными психологическими школами или
Эссе, в котором обсуждаются различия и сходства в психологии. Одинаковая тема экзамена используется каждый семестр.
Комментарии
- Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.
Предварительный текст
Объясните различия и сходства между различными психологическими школами
мысли или перспективы, включая текущую точку зрения на относительное влияние
наследственность и окружающая среда на поведение человека.Хотя различные психологические школы спорят о том,
используется в качестве руководящей теории для объяснения человеческого поведения, некоторые психологи склонны придерживаться
к определенной школе мысли и отвергать другие. Но почти все психологи считают каждую
как подход к пониманию разума. Вот несколько основных школ психологии:
Биологическая перспектива — психологическая модель, лежащая в основе этой школы мысли в психологии.
изучает роль биологического функционирования в формировании поведения, тем самым провозглашая сферу
биологическая перспектива.Психодинамическая перспектива — Зигмунд Фрейд был основателем психодинамического подхода. это
Психологическая модель считает, что человеческое поведение контролируется внутренними силами, над которыми
у человека мало силы и мало осведомленности. Эта школа психологии делает упор на влиянии бессознательного на поведение.
Когнитивная перспектива. Эта школа психологии основана на представлении о том, что поведение
контролируется тем, как мы знаем, понимаем и отражаем мир.Эта отрасль психологии
изучает умственные процессы, в том числе то, как люди думают, узнают, запоминают и учатся.
Поведенческая перспектива. Эта модель считает, что внешнее окружение и окружающая среда
Причины — главный фактор в формировании поведения человека. Бихевиоризм стал основным
психологическая школа в 1950-х годах.
Гуманистическая перспектива — в соответствии с этой школой психологии люди имеют полный контроль
за свою жизнь и несут полную ответственность за формирование своих мыслей, идей, поведения и отношения.Эта точка зрения возникла как ответ на психоанализ и бихевиоризм.
Гештальт-перспектива — этот подход к психологии берет свое начало в Германии и Австрии во времена
конец 19 века. Согласно гештальт-мыслителям, целое намного больше и лучше.
чем сумма его частей, и нужно смотреть на весь опыт, а не на то, что
мысли и поведение до их мельчайших единиц.
Часто бывает сложно разделить относительное влияние наследственности и окружающей среды на человека.
характеристики.Люди со схожим генетическим составом (например, братья и сестры, родители и
их дети) также обычно живут в аналогичных условиях. Итак, когда люди видят связи в
IQ среди членов одной семьи, трудно понять, вызваны ли эти сходства
генам или окружающей среде, которую разделяют члены семьи. Тем не менее существенный
количество исследований говорит людям, что и наследственность, и окружающая среда влияют на интеллект.
Подробно опишите функционирование нервной системы, включая отделы нервной системы и их функции, основные структуры мозга и их функции,
типы и части нейрона, процесс нейротрансмиссии, роль и функции
основные нейротрансмиттеры.Нервная система — это сложная сеть нервов и клеток, передающих сообщения к и от
головной и спинной мозг к различным частям тела. Нервная система включает в себя как
Центральная нервная система и периферическая нервная система. Центральная нервная система состоит из
головного и спинного мозга, а периферическая нервная система состоит из соматической и
Автономная нервная система.
Спинной мозг имеет длину около 43 см у взрослых женщин и 45 см у взрослых мужчин, а вес
примерно 35-40 грамм.Он находится внутри позвоночного столба, совокупности костей (позвоночника). В
мозговые оболочки — это три слоя или мембраны, которые покрывают головной и спинной мозг. Самый дальний
слой твердой мозговой оболочки. Средний слой — паутинная оболочка, а самый внутренний — мягкая оболочка.
матер. Мозговые оболочки обеспечивают защиту головного и спинного мозга, выступая в качестве барьера.
против бактерий и других микроорганизмов. Цереброспинальная жидкость (ЦСЖ) циркулирует вокруг
головной и спинной мозг. Он защищает и питает головной и спинной мозг.Нейрон — основная единица нервной системы. Это специализированная проводящая ячейка, которая принимает
и передает электрохимические нервные импульсы. Типичный нейрон имеет клеточное тело и длинные руки.
которые проводят импульсы от одной части тела к другой части тела.
Есть три разные части нейрона:
1.) Тело клетки похоже на любую другую клетку с ядром или центром управления.
2) Дендриты — это сильно разветвленные толстые отростки, похожие на кабели. Исключение составляет
сенсорный нейрон, который имеет один длинный дендрит вместо множества дендритов.Моторные нейроны имеют
множественные толстые дендриты. Функция дендрита — переносить нервный импульс в тело клетки.
3.) Аксон — это длинный тонкий отросток, который передает импульсы от тела клетки к другому нейрону.
или ткани. Обычно на нейрон приходится только один аксон.
Нейроны в организме можно классифицировать по структуре и функциям. По структуре
нейроны могут быть мультиполярными нейронами, биполярными нейронами и униполярными нейронами:
1.) Мультиполярные нейроны имеют один аксон и несколько дендритов. Это обычное дело в мозгу
и спинной мозг
2.) Биполярные нейроны имеют один аксон и один дендрит. Они видны на сетчатке глаза,
внутреннее ухо и обонятельная (обонятельная) область.
3.) У униполярных нейронов есть один отросток, отходящий от тела клетки. Один процесс разделяет
одна часть действует как аксон, а другая — как дендрит. Они видны в
спинной мозг.
Периферическая нервная система состоит из двух частей:
Соматическая нервная система. Соматическая нервная система состоит из периферических нервных волокон, которые
собирать сенсорную информацию или ощущения от периферических или удаленных органов (находящихся вдали от
мозг как конечности) и переносят их в центральную нервную систему.Они также состоят из двигательных нервных волокон, которые выходят из мозга и принимают сообщения для
движение и необходимое действие на скелетные мышцы. Например, при прикосновении к горячему предмету
сенсорные нервы передают информацию о тепле в мозг, который, в свою очередь, через мотор
нервы, приказывает мышцам руки немедленно убрать его.
Весь процесс занимает меньше секунды. Тело клетки нейрона, несущего
информация часто находится в головном или спинном мозге и проецируется непосредственно на скелетные мышцы.Вегетативная нервная система. Другая часть нервной системы — это вегетативная нервная система.
Система. Он состоит из трех частей:
1.) Симпатическая нервная система.
2) Парасимпатическая нервная система
3.) Кишечная нервная система.
Эта нервная система контролирует нервы внутренних органов тела, на которых
нет сознательного контроля. Это включает сердцебиение, пищеварение, дыхание (кроме осознанного дыхания) и т. Д.
.
Психология | |
---|---|
| |
Базовая психология |
|
Прикладная психология |
|
Методики |
|
Психологи |
|
Списки |
|
|
.
Психология | |
---|---|
| |
Базовая психология |
|
Прикладная психология |
|
Методики |
|
Психологи |
|
Списки |
|
|
.