Психология личности это наука изучающая: Психология личности — что это такое и что она изучает: краткое определение, что является личностными психологическими характеристиками человека

Содержание

Психология личности: основные направления и теории

Силуэт головы

Психология некоторым общепринятым понятиям и терминам дает свое пояснение, позволяющее более глубоко и тонко исследовать их, определить сущность и индивидуальные особенности.

Личность – одно из наиболее сложных, основополагающих понятий, использующихся в философии, этике, социологи, юриспруденции и даже медицине.

Содержание статьи

Что такое личность?

Психология личности дает ей определение, как сформировавшейся и являющейся относительно устойчивой системой поведения для каждого отдельно взятого индивидуума. Выстраивается такая система, прежде всего, в рамках определения степени вовлеченности в социальную среду. Основа, стержень формирования личности – это самооценка, которую выстраивает индивид, сравнивая себя с другими людьми и оценивая их.

Процессом формирования личности, а также всем, что с этим взаимосвязано, люди интересовались с самых давних времен. Мало кто знает, что изначально, термином «личность» обозначалась обыкновенная маска актера, которую тот надевал во время представления.

Объединяя многие черты и качества под термином «личность», получаем определенный набор характеристик человека, отвечающих за его мышление, поведение, согласованность и последовательность проявления определенных чувств, эмоций и т.п.

В любом случае личность проявляется в качестве исполнителя определенных функций для определенного члена общества – социальной роли. Такая роль предусматривает четко проработанную программу последовательных действий человека при проявлении тех или иных обстоятельств.

Доказано, что личность формируется, приобретается индивидом в процессе его сосуществования в обществе, развития, выполнения тех или иных действий в системе общественных взаимоотношений.

Свойства личности

Для каждого отдельного человека личность – это абсолютно уникальный, присущий только ему набор определенных черт и особенностей, посредством которых происходит формирование индивидуальности. Такая индивидуальность имеет множество способов проявления: в чертах характера, темпераменте, привычках, интересах, развитых способностях, а также стиле деятельности.

С одной стороны, личность – это результат исторического развития человечества, общества в целом, а с другой – продукт общественных преобразований.

Темперамент

Особый интерес и повышенное внимание при исследовании индивидуально-типических показателей личности представляет такое понятие, как «темперамент». В классическом понимании – это особое интегральное образование, присущее каждому отдельно взятому индивиду. Это образование позволяет сформировать и охарактеризовать основные формальные и динамические аспекты, связанные с особенностями поведения личности.

Принято считать, что основоположником учения о темпераменте личности и всех его особенностях является проживавший еще в 5 веке до нашей эры великий мыслитель Гиппократ. Он, в силу особенностей развития общества на тот момент времени, предлагал определять качества человека по соотношению четырех основных жидкостей, присутствующих в организме каждого:

  1. Кровь
  2. Желтая желчь
  3. Лимфа
  4. Черная желчь

Ученый полагал, что именно соотношение всех эти четырех составляющих в организме каждого человека, позволяет оценивать общее состояние организма.

Двести лет спустя (2 в. до н. э.) Галеном была разработана первая в истории человечества типология, разделяющая людей по темпераменту. Гален предположил, что процентное соотношение указанных выше соков, жидкостей в организме, составляет основу хорошо известным всем людям сейчас типам темперамента:

  1. Сангвиник
  2. Холерик
  3. Меланхолик
  4. Флегматик

Современные психологи, ученые и иные специалисты, не готовы предоставить обществу единое, четко сформированное мнение о том, какова сущность данной стороны психики. Не выработан единый подход и к такому важному вопросу, как роль и место, которое темперамент занимает при формировании структуры личности и ее повседневной жизнедеятельности.

Некоторые специалисты выработали свою индивидуальную концепцию, позволяющую определять темперамент человека, не опираясь только на свойства психики и вышеуказанных составляющих. Предлагается выстроить теорию на основе исследования темперамента как особого механизма, влияющего на отдельные поведенческие признаки человека и его характер в целом. Так, например, известный специалист Я. Стреляу дает определение темпераменту как «совокупности различных характеристик поведения (формальных и обладающих относительной устойчивостью), которые проявляются на поведенческом уровне в качестве высвобождающейся энергии, а также в определенных временных параметрах такого реагирования».

Принято считать, что сам по себе темперамент обуславливается сочетанием и совместно-раздельном функционировании достаточно сложных, многогранных физиологических механизмов, непосредственно влияющих на те или иные способы реагирования. Все это происходит в двух главных измерениях:

  1. Энергетический уровень, определяется силой проявившейся реакции.
  2. Временная поведенческая характеристика, указывающая на скорость действия в определенных условиях.

Темперамент является относительно устойчивой величиной с характерной особенностью оказывать воздействие на скорость и качество возникновения и прохождения психических и психомоторных явлений. Они могут протекать:

  • труднее или легче;
  • медленнее либо быстрее;
  • сильнее или слабее.

Наш ученый с мировым именем И. П. Павлов, высказывал мнение, что именно темпераменты являются основополагающими чертами, позволяющими определять индивидуальные особенности поведения людей в той или иной складывающейся обстановке. Благодаря утвердившейся теории принято считать, что всего существует четыре основных темперамента: флегматический, сангвинический, холерический и меланхолический.

Рассмотрим их основные черты. Знание основных типов темперамента позволяет подготовленным специалистам правильно подбирать, определять и соотносить возможности каждого отдельно взятого работника или служащего применительно к требованиям, которые предъявляются к данной профессии. Кроме того, умение распознавать темпераменты подчиненных, позволяет руководителю боле успешно и эффективно управлять коллективом, выбирать оптимальные формы и методы общения, добиваясь лучших результатов в работе.

Флегматик

Главная отличительная черта характера такого человека – ровное поведение, которое не меняется в зависимости от сложности, скорости развития и изменения окружающей действительности. Такой человек никогда не принимает скоропалительных решений, все тщательно и скрупулезно просчитывает. Флегматики не способны быстро переключаться с одного вида деятельности на другой и немедленно включаться в работу на новом направлении. Они малоактивны и достаточно долго проходят адаптацию, привыкая к новым, изменившимся условиям. Чтобы побудить человека с таким темпераментом к каким-либо действиям, должно произойти нечто: мощный внешний толчок, как минимум! При этом флегматики обладают такими ценными чертами характера, как терпение и высокое самообладание. Речь у данной категории людей слабовыраженная, спокойная, практически без эмоций.

Сангвиник

Людям данного типа свойственны жизнерадостность и веселый нрав. Они легко и быстро сходятся с другими людьми, а при необходимости также легко и быстро переключаются с одного вида деятельности на другой. Что не терпят сангвиники – это рутинности, однообразия в работе. Равно, как и в самой жизни. Такой человек легко и просто способен контролировать свои эмоции, а в новой обстановке он чувствует себя уверенно и комфортно. Налаживание отношений с людьми, в том числе – новыми знакомыми – проще простого! Речь у сангвиников хорошо поставлена, выражена, достаточно быстра и отчетлива. При необходимости, слова и фразы сопровождаются жестами и мимикой, достаточно убедительными и выразительными.

Холерик

Важнейшая отличительная черта, свойственная людям холерического типа темперамента – повышенная деловая активность, запредельная работоспособность. Энергия, как правило, бьет через край, заставляя окружающих восторженно (а иногда и настороженно) наблюдать за поведением такого человека.

Если потребуется, холерик будет работать в течение длительного времени, фактически «запоем», решая те или иные задачи с максимальным напряжением эмоциональных, психологических и физических усилий, не чувствуя голода и усталости. Результат – любые, самые сложные и невыполнимые задачи для людей с другим типом темперамента, решаются уверенно, достаточно быстро и на высоком качественном уровне.

Вместе с тем, достаточно часто, после такого бурного всплеска энергии и сил, наблюдается упадок, состояние депрессии. Настроение у холериков крайне неустойчивое, а психика достаточно ранимая. Порой простой, самый незначительный повод, может стать причиной изменения настроения. Характерные черты холериков – вспыльчивость и повышенное самолюбие. А еще эти люди удивительно прямолинейны. Что касается речи, узнать человека холерического темперамента поможет быстрота, скорость произношения слов, а также постоянно колеблющаяся интонация.

Меланхолик

Распознать человека меланхоличного типа темперамента несложно. Они характеризуются повышенной впечатлительностью и эмоциональностью, порой – явно излишней. Такие люди отзывчивы к проблемам других, чрезвычайно ранимы. Приспосабливание к переменам в жизни протекает достаточно медленно, пассивно, с большим трудом. То же самое касается и смены обстановки. При возникновении сложной, порой экстремальной жизненной ситуации, меланхолик быстро впадает в уныние, депрессию. Тоскливое или паническое состояние человека является преобладающим, здесь у меланхолика нет конкурентов. Но есть и выраженное преимущество, а именно: великолепно развитый рефлекс «природной осторожности». Они на интуитивном уровне чувствуют ту или иную опасность и знают, как отреагировать. Но есть и минусы в такой осторожности, а именно: повышенная стеснительность, осторожность, а еще боязливость и неумение принимать решения.

Характер

Является одним из важнейших показателей индивидуально-психологических качеств. Интересен перевод этого заимствованного слова с греческого, где оно означает «чеканку» или «отпечаток». Психологи под данным термином подразумевают наличие и совокупность ряда психических свойств индивидуально-психического плана. Эти свойства в том или ином наборе проявляются у человека (личности) в типовых условиях окружающей обстановки, а также выражаются в определенных способах поведения при возникновении подобных или близких условиях.

Формирование характера представляет собой длительный процесс, протекающий в условиях осуществления человеком активно-полезной, трудовой, общественной, а также иной деятельности. Все самые важные, основополагающие черты проявляются в отношении личности к:

  • возложенным общественным обязанностям;
  • долгу по отношению к стране, обществу, родным и близким;
  • окружающим людям;
  • самому себе.

В каждом отдельном случае происходит выработка таких важных черт характера, как добросовестное отношение к труду, своим обязанностям, настойчивость при выполнении поставленных задач и бережливое отношение к имуществу. Если обратить внимание на противоположные черты характера, то это: пассивность, расточительство, небрежность и безответственность.

То, как человек относится к труду, является основополагающим при формировании его личности и характера, в частности. Во взаимоотношениях с другими людьми вырабатывается вежливость и доброжелательность, а по отношению к самому себе – умение правильно производить самооценку, критически смотреть со стороны, отмечая не только положительные моменты, но и недостатки.

Способности (талант)

Способности – это одна из характерных черт, граней, присущих личности. Если природные данные находятся на достаточно высоком уровне, то человек может рассчитывать на определенный успех в выбранном виде деятельности. А умение использовать весь комплект способностей, позволяет решать множество проблем, вовлекая в активную трудовую деятельность окружающих.

Помимо врожденных способностей, есть еще и такие, которые человек выработал в процессе активной трудовой деятельности. Специалисты выделяют две основные группы способностей – общие и специальные. Комбинация тех и других обеспечивает максимальное приближение человека к таланту.

Мотивация

Зачастую она формируется под реализацию тех или иных человеческих потребностей. Они подразделяются на две основные группы:

  1. Базовые. В основном, это принадлежность к естественным физиологическим процессам, безопасности, любви, самоуважению.
  2. Метапотребности. Они одинаковы по силе и легко могут взаимозаменяться.

Ну а продвижение человека вверх по любому из выбранных направлений, позволяет говорить о том, что мотивация выстроена верно.

Психодинамическое направление в теории личности

Учение о личности по Фрейду

В середине 19-го столетия Фрейд взял на себя смелость сравнить центр психической жизни человека с айсбергом, у которого лишь ничтожно малая часть находится на поверхности, а все остальное скрыто в морских глубинах.

Ученый предложил интересную теорию, позволяющую рассматривать психику личности, как поле брани, на котором сошлись:

  • непримиримые силы инстинкта;
  • рассудок;
  • сознание.

В соответствии с учением Фрейда можно сказать, что не только сами поступки людей зачастую иррациональны, но и само значение и причины поведения. Все это очень редко поддается осмыслению.

Психология А. Адлера

Один из многочисленных способов, направленных на попытку расширить теорию Фрейда. Основное отличие Адлера, которое он отстаивал, заключалось в существовании бессознательного функционирования целесообразности. И это понятие отнюдь не является тождественным рациональности.

Психология К. Юнга

Аналитическая психология Юнга была построена на изучении динамических влечений, которые неосознанно влияют на поведение человека, а также на накопленный за годы жизни опыт. Психолог был убежден в том, что содержание бессознательного, это не что иное, как подавление агрессивных и сексуальных побуждений и даже больше того! Специалистом был введен термин, который получил название аналитическая психология, которая отправляла исследователей человеческих душ в глубокие корни истории.

Бихевиоральное направление в теории личности

Бихевиоризм Уотсона

Это учение стало продолжением развития философской школы периода 16 века, получившей название «Британский Эмпиризм». Суть этого направления заключается в том, что все люди получают знания и идеи эмпирически – посредством органов чувств, а также в результате полученного жизненного опыта. Изначально, человеческий разум представляет собой чистую доску, на которую постепенно наносятся те или иные отпечатки.Сторонники этого течения также полагают, что наблюдение позволяет сформировать более прочную основу для знаний, чем мышление.

Основные положения теории Скиннера

Профессор Гарвардского университета разработал теорию оперантного научения, а все теории он считал психологически умозрительными. То есть – основанными на предположении. Скинер полагал, что человеческий организм представляет собой, так называемый, «черный ящик», внутри которого находятся эмоции, мотивы, влечения и т.п. Все это объективно измерить невозможно.

Социально-когнитивное и когнитивное направление

Социально-когнитивная теория личности Альберта Бандуры

Персонология, после становления бихевиоризма выдвинула предположение о том, что поведение человека будет регулироваться сложной системой взаимодействия между различными внутренними явлениям, а также – факторами окружения. Бандура определил, что функции личности разделены в повседневности по трем основным направлениям, с учетом следующих факторов:

  • Поведенческих
  • Когнитивных
  • Средовых

Теория социального научения Джулиана Роттера

Д. Роттер последовательно продолжал учение Бандуры, активно развивая его. При описании социально-когнитивной теории была описана модель взаимной причинности поведения, где люди являются одновременно продуктом и производителем собственного окружения.

Ученый сосредоточил свое внимание на том, как люди обучаются поведению в социальном контексте. А поведение, по мнению специалиста, определяется уникальной, присущей исключительно человеку, способностью думать и предвидеть различные исходы.

Когнитивная теория личности Джорджа Келли

Основной упор Келли сделал на исследовании влияния интеллектуальных и мыслительных процессов на поведенческие изменения личности. Специалист полагал, что каждый отдельно взятый человек — это, по своей сути, исследователь, который стремится понять, осмысливать и предвидеть мир, осуществляя контроль за личными переживаниями. Все это позволяет выстроить четкую и понятную схему взаимоотношений с окружающей действительностью.

Диспозиционные теории личности

Диспозициональная теория личности Гордона Олпорта

Основа диспозиционной теории по Олпорту лежит в спектре двух основных идей. Первая заключается в наделении людей максимальным набором всевозможных предрасположенностей, в соответствии с которыми они реагируют на те или иные изменения в окружающей обстановке. Вторая идея – это утверждение в том, что нет в мире двух людей, которые могли бы в точности быть похожи один на другого. Каждому индивиду свойственны свои, персональные черты личности.

Рэймонд Кеттел: структурная теория личности

Данный специалист предложил иное, нежели Олпорт, направление изучения черт личности. Был применен статистический метод, получивший известность под названием «факторный анализ». Его сторонники полагают, что все основополагающие аспекты личности являются общими для всех людей. Это универсальный набор, на основе которого формируется в дальнейшем структура.

В результате проведенных Кеттелом исследований были изучены и раскрыты многие основные черты личности и сделан следующий вывод:

Личность – это не что иное, как способ подсказать поведение человека в конкретной ситуации.

Ганс Айзенк: теория типов личности

Данная теория базируется на трех суперчертах, которые получили название типов. Иерархическая организация предусматривает формирование следующей структуры:

  • общий уровень – это типы;
  • чуть выше – черты;
  • ниже расположены привычные реакции;
  • в самом низу находятся специфические реакции.

Гуманистическое направление в теории личности

Теория самоактуализации А. Маслоу

Такой термин, как «гуманистическая психология» был введен в обиход группой специалистов, работавших над проблемой в период 1960-х годов. Данное направление развивалось как психология третьей силы. Она предполагает трактовку человеческой природы диаметрально противоположной той, что была общепринята в самых широких кругах исследователей человеческих душ.

Сторонники Маслоу предлагают придерживаться следующих основополагающих, по их мнению, принципов:

  • Человек – существо мыслящее, свободно выбирающее способ действия.
  • Каждый индивид находится в постоянном развитии.
  • Каждый человек сам выбирает, как прожить свою жизнь.
  • Бытие каждого отдельно взятого человека уникально и неповторимо.

Гуманистическая психология К. Роджерса

Роджерс продолжил развивать теорию личности и в результате проделанной работы были сделаны соответствующие выводы:

  • Каждый человек конструктивен, его сущность реалистична и направлена на постоянное развитие.
  • Каждый человек – это позитивное, нацеленное на гармонию существо.
  • Развитие каждого человека осуществляется на основе врожденных возможностей.
  • У каждого отдельно взятого человека выражено естественное стремление к движению по направлению к независимости и социальной ответственности. Все это – на основе творчества и зрелого подхода к самой жизни!

Литература

  1. С. Н. Мельник. Психология личности — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. — 96 с.

Психология личности человека: особенности и полезные статьи

В психологической науке личность является главным объектом изучения, ей посвящен большой раздел общей психологии, именуемый «психология личности». Прикладные психологические науки также активно изучают те или иные аспекты человека.Кроме того, в современном обществе понятие личности, ее характеристики, свойства привлекают большое внимание не только профессиональных психологов, но и обычных людей.

Такое внимание людей к данному разделу вполне объяснимо, ведь каждого интересуют вопросы, связанные с тем, как общаться с другими людьми, понимать их, понимать себя, ориентироваться в обществе, состоящем из совершенно разных людей, каждый из которых является личностью со всеми присущими особенностями.

Личность представляет собой совокупность психологических, биологических и социальных свойств человека. Именно в данных аспектах каждый человек проявляет себя. Что же в первую очередь нужно знать, чтобы понимать психологическую сущность человека, а также то, в чем она проявляется главным образом?

Базовыми характеристиками любой личности являются темперамент и характер.Темперамент представляет собой набор динамических характеристик психофизиологической деятельности человека. Темперамент определяет скорость, интенсивность протекания психофизиологических процессов у человека, пластичность и устойчивость эмоционального состояния, степень общей психической активности и т.д.

Знание типологии и специфики того или иного вида темперамента необходимо для понимания специфики личности того человека, с кем он общается, вступает в переговоры, так как психофизиологические особенности определяют поведение человека не меньше, а может быть даже больше, чем разум.

Не менее важным аспектом в личностной психологии является характер, представляющий собой набор стойких, преимущественных свойств человека, определяющих его поведение и отношения с окружающими. Каждый человек в своей речи постоянно употребляет данное слово, говоря о характере того или иного человека, определяя характер как «трудный», «сложный», «покладистый», однако мало кто задумывается о научной классификации характеров, глубине изучения данного вопроса.

В психологии характер как элемент личности изучается достаточно серьезно, здесь имеются серьезные концепции, разработаны научно обоснованные классификации характеров, определены норма и патология. Причем это не просто теоретические концепции, но и четкие прикладные наработки, позволяющие выявлять патологию характера, осуществлять коррекцию, отсекать личности с патологическим характером от деятельности, связанной с повышенным риском для окружающих (например, при решении вопроса о выдачи лицензии на хранение и ношение оружия, призыве в армию и т.д.).

Для обычного человека понимание характера, умение правильно определить характер конкретного индивида, с которым он так или иначе взаимодействует, позволит грамотно выстроить конструктивные отношения с ним либо, напротив, позволит вовремя принять для себя решение о прекращении отношений с проблемным человеком.Помимо данных аспектов, в психологии личности много внимания уделяется таким характеристикам человека, как воля, способности, потребности и мотивация, а также есть еще много всего интересного и полезного.

Изучать психологию человека невероятно занимательно и полезно, ведь каждый человек ежедневно взаимодействует с немалым количеством людей. Далее Вы найдете множество статей по данной тематике, получите немало полезных знаний, которые обязательно Вам пригодятся в жизни.

Статьи по личностной психологии


  • Жизнь в одиночестве — плюсы и минусы
    Жизнь в одиночестве — плюсы и минусы

  • Стоит ли обычному человеку мечтать о неосуществимом
    Стоит ли обычному человеку мечтать о неосуществимом

  • Чем отличается умный человек от мудрого
    Чем отличается умный человек от мудрого

  • Чем личность отличается от индивида
    Чем личность отличается от индивида?

  • Чем отличается любовь ХХ и ХХІ века
    Чем отличается любовь ХХ и ХХІ века

  • Плюсы и минусы ситуации успеха
    Плюсы и минусы ситуации успеха

  • Психотерапевт и психолог: в чем разница?
    Психотерапевт и психолог: в чем разница?

  • В чем разница между любовью и влюбленностью
    В чем разница между любовью и влюбленностью

  • Почему человек плачет без причины
    Почему человек плачет без причины

  • Как стать везучим и удачливым человеком
    Что нужно, чтобы стать везучим, счастливым и удачливым человеком

  • Почему люди спиваются
    Психология алкоголика – почему люди спиваются?

  • Как выработать стрессоустойчивость
    Как выработать стрессоустойчивость

  • Как стать толстокожим
    Как стать толстокожим человеком

  • Как найти свое призвание в жизни
    Как найти свое призвание в жизни

  • Жизненные ценности человека
    Основные жизненные ценности человека

  • Как правильно расслабляться
    Как правильно расслабляться — советы психологов

  • Холерик
    Холерик — характеристика.Мужчина и женщина холерик

  • Как стать хозяином своей жизни
    Шаги, которые помогут стать хозяином своей жизни

  • Как получать удовольствие от жизни
    Как научиться получать удовольствие от жизни

  • Как побороть страх темноты
    Как побороть страх темноты

  • Стоит ли искать любовь
    Стоит ли человеку искать свою любовь

  • Как воспитать в себе чувство собственного достоинств
    Как воспитать в себе чувство собственного достоинства

  • Как стать психически сильным
    Как стать психически сильным человеком

  • Если человек хочет умереть
    Что делать если человек хочет умереть

  • Как полюбить свою работу
    Как полюбить свою работу

  • Состояние крайней безнадежности
    Состояние крайней безнадежности, чувство безысходности – как с этим бороться?

  • Как повзрослеть психологически
    Как человеку повзрослеть психологически

  • Психология богатства и бедности
    Психология богатства и бедности — основные отличия

  • Психологические причины появления прыщей
    Психологические причины появления прыщей

  • Осенняя депрессия
    Осенняя депрессия — как от нее избавиться

  • Сангвиник - характеристика
    Сангвиник — характеристика.Мужчина и женщина сангвиник

  • Как привлечь удачу в свою жизнь
    Как привлечь удачу в свою жизнь

  • Как перестать волноваться по пустякам
    Как жить настоящим и перестать волноваться по пустякам

  • Почему все бесит и раздражает
    Почему все бесит и раздражает?

  • Как бороться с ленью и апатией
    Способы борьбы с ленью и апатией — как от это избавиться

  • Как реагировать на оскорбления
    Как правильно реагировать на оскорбления

  • Гармония с самим собой
    Как обрести внутреннюю гармонию с самим собой

  • Как распределить время
    Как распределить время так, чтобы все успеть

  • Как воспитать в себе силу воли
    Как правильно воспитывать в себе силу воли — основные рекомендации

  • Самовнушение на уверенность в себе
    Самовнушение на уверенность в себе

  • Шопоголизм
    Шопоголизм: причины и как от него избавиться

  • Фантазия и воображение
    Как развить в себе фантазию и воображение — полезные советы

  • Флегматик
    Флегматик — характеристика и особенности темперамента

  • Психологические причины болезней
    Психологические причины болезней по Луизе Хей

  • Сильный характер
    Как воспитать в себе волевой и сильный характер

  • Как перестать грызть ногти на руках
    Как перестать грызть ногти на руках — основные способы

  • Собеседование на руководящую должность
    Как успешно пройти собеседование на руководящую должность

  • Как избавиться от обиды и злости
    Обида и злость: что это и как от них избавиться

  • Страх перед стоматологом
    Как побороть страх перед стоматологом

  • Минимализм
    Минимализм как стиль и образ жизни — что нужно об это знать

  • Работа мозга
    Полезные советы о том, как заставить свой мозг работать на 100 процентов

  • Меланхолик
    Меланхолик — характеристика темперамента

  • Тяжело на душе
    Что делать и как быть когда тяжело на душе

  • Как изменить жизнь к лучшему
    Как изменить жизнь к лучшему и с чего нужно начать

  • Как стать счастливым человеком
    Как стать счастливым и довольным жизнью человеком?

  • Как побороть страх смерти
    Как побороть страх смерти и перестать боятся неизбежного конца

  • Как избавиться от тревоги и беспокойства
    Как избавиться от проблемы тревоги и беспокойства

  • Как побороть страх высоты
    Как побороть страх высоты

  • Как побороть страх летать на самолете
    Страх летать на самолете: как подготовиться и побороть его

  • Как перестать думать о плохом
    Как человеку перестать думать о плохом: способы и советы

  • Душевное равновесие и спокойствие
    Как человеку обрести душевное равновесие — основные шаги

  • Как перестать быть стеснительным
    Как перестать быть стеснительным и побороть неуверенность

  • Как побороть страх вождения автомобиля
    Как побороть страх вождения автомобиля

  • Чем эмоции отличаются от чувств
    Эмоции и чувства: какими они бывают и чем отличаются

  • Как научиться уважать и ценить себя
    Как научиться уважать, любить и ценить себя таким, какой ты есть

  • Чувство вины и как от него избавиться
    Чувство вины: как простить себя избавиться и от него

  • Как оставаться спокойным в любых ситуациях
    Как оставаться спокойным в любых ситуациях

  • Психологические границы личности
    Психологические границы личности

  • Упражнения для повышения самооценки
    Упражнения для повышения самооценки

  • Во сколько нужно ложиться спать и вставать?
    Во сколько правильно нужно ложиться спать и вставать?

  • Закон притяжения и исполнения желаний
    Как работает закон притяжения и исполнения желаний

  • Как изменить свой характер в лучшую сторону
    Как поменять свой характер и измениться лучшую сторону

  • Как быстро успокоиться и не нервничать
    Советы о том, как быстро успокоиться и перестать нервничать

  • Как поднять себе настроение
    Как поднять себе настроение если все плохо

  • Энергетическй вампир
    Энергетические вампиры: как распознать и защититься

  • Cила мысли или как притянуть человека
    Cила мысли или как притянуть человека

  • Как выйти из депрессии самостоятельно
    Как самостоятельно выйти из депрессии — полезные советы

  • Зависть и жадность
    Зависть и жадность — как от них избавиться

  • Чувство вины, стыд и совесть
    Чувство вины, стыд и совесть

  • Роль денег в жизни человека
    Роль денег в жизни человека

  • Как забыть обиду и простить человека
    Как забыть обиду и простить человека

  • Образы сознания
    Образы сознания

  • Как побороть неуверенность в себе
    Как побороть неуверенность в себе и избавиться от страха

  • Карма, грех и мораль
    Общее и разное: карма, грех и мораль

  • Препятствия на пути к успеху
    Препятствия на пути к успеху — гордыня, тщеславие и унижение

  • Смысл жизни – как найти и не терять
    Смысл жизни – как найти и не терять

  • Почему появляются комплексы неполноценности и как с ними бороться
    Почему появляются комплексы неполноценности и как с ними бороться

  • Развитие самодисциплины
    Как развить самодисциплину

  • Стереотипы общества
    Стереотипы общества и их позитивные и негативные стороны

  • Что такое гордость и зачем она нужна людям
    Что такое гордость и зачем она нужна людям

  • Зона комфорта
    Что такое зона комфорта

  • Одиночество.Причины и как его преодолеть
    Одиночество — причины и как его преодолеть

  • Как себя мотивировать?
    Как мотивировать себя на то, чтобы начать что-то делать

  • Духовные цели.Как найти себя
    Духовные цели.Как найти себя

  • Осознанность: что это, и как ее обрести?
    Осознанность: что это, и как ее обрести?

  • Развитие интуиции
    Развитие интуиции и способности предчувствовать: советы и упражнения

  • Моральные идеалы как символ благополучия общества
    Моральные идеалы как символ благополучия общества

  • Что такое бессознательное подсознание человека?
    Что такое бессознательное подсознание человека?

Психология личности как наука. — Студопедия

Текст вводной лекции по психологии личности для студентов 4 курса факультета социальной работы и клинической психологии, специальности клиническая психология на 2008-2009 учебный год. преподавателя Шутовой О.И.

 

ТЕМА 1. Введение в психологию личности.

Вопросы.

  1. Психология личности как наука.
  2. Структура личности.
  3. Методы исследования личности.
  4. Классификация теорий личности
  5. Основные положения природы человека.
  6. История развития науки.

Психология личности как наука.

Современная психология имеет полипарадигмальный характер, что не позволяет нам с уверенностью сказать, какая из теорий личности «верная» или наиболее оптимальная. Скорее следует считать, что каждая из теорий задает свой вопрос к неисчерпаемому богатству бытия человеческой личности и таким образом схватывает интересующий ее аспект. Соответственно, чтобы лучше понять назначение психологии личности как дисциплины, следует для начала рассмотреть ее по составляющим чертам.

Понятие «личность» определяли по-разному. Гордон Олпорт (1949), например, приводит 50 различных определений. Он выделяет различные аспекты рассмотрения личности: теологический, философский, юридический, социологический, поведенческий и собственно психологический. Очевидно, что каждый автор в рамках разделяемой им дисциплинарной матрицы выбирает то или иное представление о личности.

Важной чертой психологического взгляда на проблему личности, в отличие от трактовки личности в других дисциплинах, помимо исследования характера, темперамента, способностей и других познавательных процессов является постулат о динамическом характере личности. Так Д.А. Леонтьев определяет личность как форму существования человека.



Исходя из вышесказанного, можно дать следующее рабочее определение личности: Личность — это уникальная динамическая система психологических и физиологических свойств человека, в которой воплощается универсальная суть индивидуума как представителя человеческого рода, реализующего свой индивидуальный жизненный путь в определенном социокультурном пространстве.

Теория есть набор условностей, созданных теоретиком. Взгляд на теорию как на «набор условностей» подчеркивает тот факт, что теории не «даны» и не предопределены природой. Теория — не нечто неизбежное или предписанное, а результат свободного выбора. Она может быть полезной или бесполезной, это определяется, тем насколько теория может продуцировать такие предсказания или проекты относительно соответствующих событий, которые при проверке подтверждают свою истинность. Она должна содержать ряд согласованных допущений, систематически соотнесенных друг с другом, и набор эмпирических определений!
Допущения
должны быть согласованы в том смысле, что они должны опираться на эмпирические события, с которыми соотносится теория. Если это теория слуховой чувствительности, допущения должны быть связаны со слуховыми процессами; если это теория восприятия, допу­щения должны касаться перцептивных процессов. Обычно природа этих допущений составляет отличительное свойство теории. Допущения должны быть четко сформулированы.
Эмпирические определения(координирующие определения) обеспечивают возможность более или менее четкого взаимодействия существующих в рамках теории терминов и понятий с эмпирическими данными. Посредством этих определений теория в определенные предписанные моменты приходит в контакт с реальностью или данными наблюдений. Правильное отношение между эмпирическим определениям заключается в том, что они должны 6ыть настолько точны, насколько позволяет состояние дел в соответствующей сфере.


Функции теории:

  1. позволяет увидеть ранее не наблюдавшиеся соответствующие эмпирические отношения. Теория должна приводить к систематическому расширению и углублению знания в интересующей нас области, интересующих феноменов. Теория есть допущение, и ее принятие или отвержение обусловлено лишь ее полезностью, но не истинностью или ложностью. Полезность в этом случае содержит два компонента — верифицируемость и широту. В идеале теория должна приводить к точным предсказаниям высокой степени обобщенности относительно рассматриваемых эмпирических событий.
  2. позволяет объединить известные эмпирические открытия в рамках логически по­следовательной и приемлемо простой системы. Теория выступает как средство организации и интеграции всего, что относится к определен­ному кругу явлений.
  3. позволяет уберечь наблюда­теля от ослепления многообразием побочных или частных явлений.

Таким образом, личность определяется через конкретные понятия, которые в рамках данной теории считаются подходящими для полного описания или понимания человеческого поведения. «Личность» — это совокупность психологических качеств, которая характеризует каждого отдельного человека. Личность является не абстракцией, а тем живым существом, которое мы можем воспринимать вовне или ощущать изнутри и которое весьма индивидуально. Теория содержит ряд связанных допущений относи­тельно соответствующих эмпирических феноменов, и эмпирические оп­ределения, позволяющие пользователю продвигаться от абстрактной теории к эмпирическому наблюдению. Соответственно, теория личности должна представлять собой набор допуще­ний относительно человеческого поведения вместе с необходимыми эм­пирическими определениями. Кроме того, есть требование относитель­ной широты теории. Она должна соотноситься с достаточно широкой сферой человеческого поведения. В сущности, теория должна быть гото­ва к рассмотрению любых поведенческих феноменов, обладающих важ­ностью для индивида.

Объект – конкретный человек, с которым мы встречаемся на улице, на работе или во время отдыха. Психология личности должна обязательно учитывать индивидуальные различия, и ее целью ее должно стать как можно более точное их определение и объяснение.

В предметную область психологии личности входят системные качества индивида, способы и мотивы поведения и развития, особенности проявления психологических свойств, протекания психических состояний и психических процессов. А также способ жизни и действования, проявляющийся в свободном и творческом определении своего места в сообществе, в самостоятельных поступках, в принятии ответственности за последствия своих социальных деяний.

Структура личности.

В большинстве самых разнообразных психологических определе­ний личность предстает как «совокупность», «сумма», «систе­ма», «организация» и т.п., т.е. как некое единство определен­ных элементов, как определенная структура. И в зарубежной психологии самых разных направлений, и в отечественной мы можем встретить множество конкретных разработок структур личности (3.Фрейд, К.Г.Юнг, Г.Олпорт, К.К.Платонов, В.С.Мерлин и др.). Вместе с тем осмысление проблемы структу­ры личности с общетеоретических позиций и последующий учёт важнейших моментов этой проблемы при построении собственной концепции встречается не так уж часто. Примерами таких разработок могут служить структуры личности, созданные К.К.Платоновым, Г.Айзенком.

Так, Платонов, проанализировав философское и психологическое понимание структуры, определяет её как взаимодействие реально существующего психического явления, взятого как целое (в частности, личности), и его подструктур, элементов и их всесторон­них связей. Чтобы описать структуру личности, как считает Пла­тонов, необходимо установить, что взято за целое, отграничить и определить его. Затем надо выяснить, что составляет элементы этой целостности, понимая под ними неразложимые в рамках данной системы и относительно автономные её части. Притом надо учесть возможно более полное число этих элементов. На следующем этапе следует вскрыть наиболее существенные и общие связи между элементами, между каждым из них и целост­ностью. Дальше выявляется необходимое и достаточное число подструктур, в которые уложатся все элементы анализируемой целостности. Подструктуры и элементы подвергаются классификации. Затем важно исследовать генетическую иерархию уровней компонентов.

Результатом такого структурного анализа явилась динамичес­кая, функциональная структура личности К.К. Платонова. Она состоит из четырех рядоположенных подструктур: 1) подструк­тура направленности и отношений личности; 2) знания, навыки, умения, привычки, т.е. опыт; 3) индивидуальные особенности от­дельных психических процессов; 4) типологические, возрастные, половые свойства личности, т.е. биопсихические. Платонов выде­ляет также подструктуры характера и способностей, как нало­женные на четыре основные подструктуры.

Важное значение для разработки проблемы структуры лич­ности в отечественной психологии имели идеи С.Л. Рубинштейна и В.Н. Мясищева, хотя конкретные структуры были созданы их последователями.

Поэтому если перефразировать С.Л.Рубинштейна, то в структуру лич­ности можно включить три подструктуры:

1) отношения и направленность как основные тенденции личности – это то, чего человек хочет;

2) способности как человеческие возможности и потенции – это то, что человек может;

3) характер как доминирующие и устойчивые тенденции использова­ния, реализации и расширения возможностей – это то, что человек есть.

Отсюда характер можно определить как «каркас», «конституцию», в переносном смысле ― «тело» личности. О том, что такое понимание является распространенным, говорят многочисленные попытки связать особенности и строение тела человека как устойчивую и заметную био­логическую характеристику с самой устойчивой и заметной личностной характеристикой — характером: известны попытки классификации ха­рактеров на основе особенностей строения тела (Э.Кречмер, У.Шелдон), понимание характера как «мышечного панциря» (В.Райх), попытки связать характер с особенностями психомоторики.

А.Г. Ковалев выделяет следующие компоненты структуры личности: направленность (система потребностей, интересов, идеалов), способности (ансамбль интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств), характер (синтез отношений и способов поведения), темперамент (система природных свойств). В.С. Мер­лин создал теорию интегральной индивидуальности, он описыва­ет две группы индивидуальных особенностей. Первая группа — «свойства индивида» — включает две подструктуры: темпера­мент и индивидуальные качественные особенности психических процессов. Вторая группа — «свойства индивидуальности» — имеет три подструктуры: 1) мотивы и отношения; 2) характер; 3) способности. Все подструктуры личности взаимосвязаны бла­годаря опосредующему звену — деятельности.

Б.Г. Ананьев использовал более широкую категорию «чело­век», включающую весь спектр частных категорий, таких, как индивид, личность, индивидуальность, субъект деятельности. Им предложена общая структура человека. Каждый из элементов этой структуры имеет свою подструктуру. Так, в структуре чело­века как индивида два уровня, и в нее включены возрастно-половые свойства, индивидуально-типические (конституциональные, нейродинамические особенности и др.), психофизиологические функции, органические потребности, задатки, темперамент. Соб­ственно личность организована не менее сложно: статус, роли, ценностные ориентации — это первичный класс личностных свойств; мотивация поведения, структура общественного поведе­ния, сознание и др. — вторичные личностные свойства.

А.В.Петровский: В структуру личности входит в первую очередь внутрииндивидная, или интроиндивидная, подсистема, образованная особенностями строения темперамента, характера, способностей человека. Эта подсистема является необходимой, но недостаточной для понимания психологии личности.

Внутри замкнутого пространства физического тела индивида его личность не может быть обнаружена. Её можно найти лишь в пространстве межиндивидных отношений. Лишь процессы межличностного взаимодействия в группе могут рассматриваться как проявления личности каждого из участников этого взаимодействия.

Интроиндивидная и интериндивидная подсистемы не исчерпывают все личностные проявления. Кроме них необходимо выделить еще одну составляющую структуры личности – метаиндивидную (надиндивидную). Процесс и результат отражения субъекта в других людях, его идеальной представленности и осуществления в них своих вкладов получил название персонализации.

Таким образом, в структуру личности входят три подсистемы (А.В. Петровский):

  • индивидуальность личности;
  • её представленность в системе межличностных отношений;
  • запечатление личности в других людях, ее «вклад» в них.

Каждый из этих компонентов органически вплетен в общую структуру личности, образуя её единство и целостность. Итак, А.В.Петровский полагает, что для понимания феномена «личность» необходимо рассматривать её в системе действительных отношений с окружающими людьми.

Развивая мысль Д.А. Леонтьева, можно выделить три иерархи­ческих уровня в функционировании личности. Во-первых, это ядро личности, представляющее собой совокупность мотивационных структур, которые задают направление «движения» личности. Ядро личности может быть описано с формальной (структурной), функ­циональной и содержательной точек зрения. Во-вторых, это перифе­рия личности, определяющая конкретный способ реализации мотивационного ядра. Периферию личности составляют личностные смыслы, черты, системы конструктов, социальные роли, в которые включен субъект, его личная история. На этом уровне обсуждения возможно проведение типологии личности. В-третьих, это уровень индивидных предпосылок существования личности, которые по существу безличны. Индивидные предпосылки (например, пол, возраст, строение и свойства нервной системы, характер нейрогуморальной регуляции и др.) сами по себе не информативны по отношению к личности, но определяют особенности взаимодействия личности с миром и с собой. Другими словами, зная лишь о возрасте человека, мы не можем сказать, что он за человек. Но, располагая сведениями о его ценностях, например любви к Родине, мы можем предполо­жить, что на поведенческом уровне молодой человек с большей ве­роятностью пойдет защищать Родину с оружием в руках, а пожилой человек останется в тылу.

Уровни функционирования личности носят соподчиненный ха­рактер. Более высокие уровни формируются на основе нижележа­щих, но по мере развития все в большей степени управляют их фун­кционированием.

Психология личности | Анатомия здоровья

Одна из крупнейших и наиболее популярных отраслей психологии – психология личности, интересует сегодня не только специалистов, но и всё большее количество простых людей.

Если психологи стремятся понять, как развивается личность, как она различается между индивидами; оценивают, диагностируют и лечат расстройства личности, то многих из нас интересует, как личность влияет на наши мысли и поведение.

Что такое личность?

Что же такое личность? Как понимание собственной личности помогает нам лучше понять свои эмоции и действия?

Psikhologiya_lichnostiЛичность – это совокупность наших уникальных качеств, которая делает нас тем, кто мы есть, влияет на всю нашу жизнь. Она включает в себя характерный образ мышления, чувств и поведения, а также охватывает настроение, установки и мнения, которые наиболее ярко выражаются во взаимодействии с другими людьми.

Понятие личности охватывает поведенческие характеристики, как врожденные, так и приобретенные, которые отличают одного человека от другого.

На то, кем мы являемся сегодня, включая нашу генетику, наше воспитание и наш жизненный опыт влияет множество факторов. Поэтому единого согласованного определения личности не существует. Её часто считают чем-то, что возникает внутри индивида и остается достаточно последовательным на протяжении всей жизни.

Понимание личности позволяет психологам предсказывать, как люди будут реагировать на определенные ситуации, и какие вещи они предпочитают и ценят.

Чтобы понять, как исследователи изучают психологию личности, важно начать с изучения некоторых наиболее влиятельных теорий личности.

Теории личности

Существует много различных теорий, объясняющих различные аспекты личности. Некоторые теории фокусируются на объяснении того, как развивается личность, в то время как другие касаются индивидуальных различий в личности.Psikhologiya_lichnosti

Термин «личность» был определен многими способами, но как психологическое понятие развились два основных значения.

Первый относится к последовательным различиям, существующим между людьми. В этом смысле изучение личности фокусируется на классификации и объяснении относительно устойчивых психологических характеристик человека.

Второе значение подчеркивает те качества, которые делают всех людей одинаковыми, и дают возможность разделить их на психологические виды. При этом цель теоретиков личности – искать среди всех людей те закономерности, которые определяют природу человека, а также факторы, влияющие на ход жизни.

Эта двойственность может помочь объяснить два направления исследований личности: с одной стороны, изучение все более специфических качеств людей, а с другой – поиск организованной совокупности психологических функций, подчеркивающих взаимодействие между психологическими характеристиками людей и окружающими их социальными и биологическими событиями.

Однако следует подчеркнуть, что ни одно определение личности не нашло всеобщего признания в этой области.

Так, психолог Гордон Олпорт был одним из первых, кто описал личность в терминах индивидуальных черт. Он предположил, что существуют различные типы черт. Общие черты – это те, которые разделяют многие люди в рамках определенной культуры. Центральные черты – это те, которые составляют индивидуальность человека.

В то время как Олпорт предположил, что существует до 4000 индивидуальных черт, психолог Рэймонд Кэттелл предположил, что их было 16. Позже психолог Ганс Айзенк еще больше сузил этот список черт и предположил, что их всего три: экстраверсия, нейротизм и психотизм.

Теория «большой пятерки» является, пожалуй, самой популярной и широко принятой теорией черт личности на сегодняшний день. Эта теория предполагает, что личность состоит из пяти широких личностных измерений: экстраверсия, приятность, добросовестность, невротизм и открытость. Каждая черта существует в определенной мере у каждого индивида.

Например, при изучении психологии личности вы можете быть высоко экстравертированным, добросовестным и приятным, имея среднее значение открытости и невротизма.

Психолог по имени Эрик Эриксон описал серию из восьми психосоциальных стадий, которые люди проходят в течение жизни. Каждый этап играет значительную роль в развитии личности и психологических навыков.

Эриксона больше интересовало, как социальные взаимодействия влияют на развитие личности. Успешное прохождение этапов ведет к развитию здоровой личности. В то время как теория Фрейда предполагала, что личность формируется и закрепляется в очень раннем возрасте, Эриксон считал, что личность продолжает развиваться и расти на протяжении всей жизни.

Как определяется личность

Для изучения и определения личности психологи разработали ряд различных личностных тестов, оценок и описей. Многие из этих тестов широко используются в различных условиях. Например, знаменитый индикатор Майерс-Бриггс (MBTI) часто используется в качестве скрининговой оценки перед трудоустройством.

Другие оценки могут быть использованы для того, чтобы помочь людям узнать больше о различных аспектах их личности или в качестве инструментов скрининга и оценки при диагностике различных типов расстройств личности.

Скорее всего, вы столкнулись с большим разнообразием тестов по психологии личности в различных формах онлайн. Многие из этих тестов направлены на то, чтобы выявить «вас – настоящего», в то время как другие явно предназначены только для развлечения.

Например, вы можете столкнуться с онлайн-викторинами, которые определяют, вы – экстравертная или интровертная личность.

Обретение лучшего понимания себя иногда может помочь вам лучше понять, почему вы так хорошо работаете с другими или почему иногда вам кажется, что вам просто нужно немного побыть одному.

Главное – помнить, что любая оценка, которую вы узнаете в интернете, вероятно, должна быть воспринята с позиции здравого смысла. Эти неформальные инструменты могут быть забавными и даже иногда могут дать представление о ваших предпочтениях и характеристиках, но только личностные тесты, проводимые обученными и квалифицированными специалистами, должны использоваться для любого вида формальной оценки или диагностики.

Расстройство личности

Психология личности не только изучает, как развивается личность, но и интересуется различными проблемами, которые могут возникнуть. Был выявлен ряд различных расстройств личности, которые могут оказывать серьезное влияние на жизнь и функционирование человека.

Под расстройством личности понимаются хронические расстройства, которые влияют на мысли, Psikhologiya_lichnostiповедение и межличностное функционирование человека.

В настоящее время известно 10 различных расстройств личности. Например, к ним относятся антисоциальное, пограничное, нарциссическое, обсессивно-компульсивное расстройство личности.

Диагноз расстройства личности часто может быть довольно неприятным, но важно помнить, что помощь доступна. Работая с профессионалами в области психического здоровья, вы можете найти способы распознать трудности, которые эти расстройства могут вызвать в вашей жизни, и изучить новые стратегии преодоления.

В зависимости от конкретного диагноза, врач может рекомендовать какую-либо форму психотерапии, обучение навыкам, медикаментозное лечение или сочетание всех трех.

Берегите своё психическое и физическое здоровье!

Что такое Психология личности? Психология личности — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Из шести миллиардов человек, живущих на планете невозможно найти даже двух похожих, несмотря на наличие некоторых сходств. Мы разнимся не только внешним видом, но и поступками, которые очень часто бывают сложными и непредсказуемыми. Ряд таких наук, как астрология, философия, теология, литература, социология делают попытки понять сложность нашего поведения, а также саму сущность человека. В какой-то степени им удалось это сделать, однако эта проблема по-прежнему актуальна, поскольку мы всё ещё можем наблюдать такие негативы человечества, как загрязнение окружающей среды, глобальное потепление, терроризм, расовые предрассудки, наркомания, нищета и прочее. Всё это является результатом поведения людей.

Качество нашей жизни можно изменить только одним способом — лучшее понимание себя, выстраивание отношений между людьми в соответствии с этим новым пониманием.

И здесь большая роль отводится психологии личности, которая изучает личность и индивидуальные процессы. Основной упор в психологии личности делается на создании картины личности, её связи с миром, жизнью, социумом, духовная природа человека и её индивидуальных различиях.

Наибольшую сложность в изучении личности представляет собой определение самого понятия личности. На сегодняшний день существует множество таких определений. Вот некоторые из них:

  • «Личность — совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях», — А.Н. Леонтьев.
  • «Личность — «живой человек из плоти и крови», вплетённый во множество отношений к миру; эпицентр «взрывных» изменений бытия; бытие, переходящее в идеальную форму», — С.Л. Рубинштейн.
  • «Личность — субъект жизни: активный, ответственный, обладающий способностью к временной регуляции жизни и разрешению жизненных противоречий», — К.А. Абульханова.
  • «Личность — общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении», — В.А. Ганзен.

Также психология личности оперирует понятиями индивид, человека, индивидуальности:

  • Человек — с одной стороны существо биологическое, животное, наделённое сознанием, обладающее речью, способностью трудиться; с другой стороны человек — существо общественное, ему необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми.
  • Индивидуальность — это личность конкретного человека как неповторимое сочетание своеобразных психических особенностей.
  • Индивид — человек как единица общества.

Психология личности изучается в следующих направлениях психологии:

  • Глубинная психология личности: психоанализ З. Фрейда, аналитическая теория личности К. Юнга, гуманистический психоанализ Э. Фромма, индивидуальная психология А. Адлера, транзактный анализ Э. Берна, эго-психоанализ Э. Эриксона.
  • Гуманистическая психология: человеко-центрированный подход К. Роджерса, гуманистическая теория личности А. Маслоу.
  • Экзистенциальная психология: экзистенциальный анализ А. Лэенге, логотерапия В. Франкла, американская школа экзистенциальной психологии.
  • Когнитивная психология: теория личностных конструктов Дж. Келли, социально-когнитивная теория личности Дж. Роттер и А. Бандуры.
  • Бихевиоральная психология: теория оперантного учения.
  • Диспозициональное направление в теории личности Г. Оппорта и структура теории черт личности Р. Кэттела.
  • Психопаталогия личности.

Каждое из этих направлений представляет нам своё видение того, что называется личностью.

Изучение человеческой природы — сложная и значимая проблема, которая охватывает огромную область для изучения. Результаты исследования психологии личности помогают качественно изменить нашу жизнь.

что является основой, основные стороны

Психологическая наука изучает разные психические явления, поэтому существуют узкоспециализированные отрасли. Так, например, психология личности изучает особенности развития познавательных способностей юношей и девушек, их индивидуальные параметры.

Люди бывают разными

Люди бывают разными

Определение психологии личности

Личностная психология изучает мужчин и женщин в контексте их взаимодействия с другими людьми. Этот раздел психологии направлен на изучение основных сторон личности. Психологи пришли к выводу, что существует 4 стороны личности: тело, душа, дух, сознание.

Дополнительная информация. В структуре индивидуальности органично сочетаются биологические, психологические и социальные основы.

Главным объектом изучения в психологии индивидуальных различий является личность. Некоторые разделы в смежных дисциплинах также направлены на изучение особенностей поведения и деятельности индивида. Такими науками являются социальная и возрастная психология, социология и педагогика.

Знание основ психологии личности помогает людям эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами, понимать себя и окружающих.

Ключевыми характеристиками индивида являются темперамент и характер. Тип темперамента основывается на совокупности динамических особенностей психофизиологической деятельности и определяет скорость протекания тех или иных психических процессов, особенности работы нервной системы. Эти характеристики индивида определяют его поведение.

От типа характера зависит то, как складываются отношения с другими людьми. Характер проявляется в общении и совместной деятельности. В психологической науке уделяется пристальное внимание проявлениям характера, на основе их изучения можно определить, к какому типу относится человек.

Интересно. Индивидуальная психология призвана изучить онтогенез развития воли, эмоций, потребностей, способностей и мотивации.

Научные подходы в психологии личности человека

В психологической науке существуют разные подходы к изучению мужчин и женщин.

Поиск личностных отличий

Поиск личностных отличий

Глубинная или психодинамическая теория личности

Эта концепция изучения психических особенностей субъекта основывается на теории бессознательного З. Фрейда. Автор убежден, что движущей силой развития являются инстинкты жизни и смерти. В структуре индивидуальности З. Фрейд выделяет 3 категории: Оно (стремление к наслаждению), Я (сознательный компонент, принимающий решения) и Сверх-Я (моральный компонент). Если Я не может уравновесить желания Оно и Сверх-Я, возникает внутренний конфликт.

Последователями этого подхода стали А. Адлер и К. Юнг. Они в качестве движущих сил развития видели желание гражданина стать лучше в глазах окружающих и жизненные силы организма.

Феноменологическая теория личности

В феноменологическом подходе главный акцент делается на самостоятельность индивида в моменты принятия значимых решений. Сторонники этой теоретической концепции полагали, что каждый сам несет ответственность за свое настроение и за результат своих действий, потому что он обладает мышлением. В качестве стимула к развитию авторы этого подхода предлагали рассматривать потребность участников общественных отношений к самоактуализации, самовыражению и самосовершенствованию.

Диспозициональная теория личности – теория черт

Диспозиционная теория формирования индивидуальности основывается на работах Г. Айзенка, Г. Олпорта и Р. Кеттэлла. Эти ученые утверждали, что от природы люди наделены определенным набором диспозиций – индивидуальных особенностей. Эти индивидуально-типологические черты определяют стиль общения, особенности реагирования людей на те или иные ситуации. Авторы составили описание различных вариантов сочетания диспозиций, в результате чего получился список типов личности.

Внимание! Согласно этой концепции, диспозиции не зависят от опыта индивида и не подлежат кардинальным изменениям. Они постоянны, целенаправленно корректировать их очень сложно.

Поведенческие теории личности

Объектом изучения в этом подходе явился жизненный опыт человека как показатель его социального развития. Разработчики этой теории были уверены в том, что становление индивидуальности не может происходить в отрыве от окружающей действительности и без взаимодействия с другими людьми. Изучая личность, исследователи производят оценку ее коммуникативных навыков, поведенческих реакций, особенностей участия в совместной деятельности.

Разное поведение

Разное поведение

Согласно философии этого подхода, человек является субъектом общественной жизни. Понятие личности как субъекта отношений в психологию ввел С.Л. Рубинштейн. Первоначальная поведенческая концепция становления персоны в дальнейшем разделилась на 2 школы:

  • Бихевиористская школа, основоположниками которой стали Дж. Уотсон и Б. Скинер. Главной мыслью в концепции этого направления стало то, что внешняя среда применительно к поведению является определяющим фактором.
  • Установочная школа, которую основали А. Бандура и Дж. Роттер. Эти ученые доказывали, что поведение человека объясняется его внутренними мотивами и установками. То, как человек общается, зависит от его восприятия ситуации и мотивов вступления в контакт с собеседником.

Когнитивные теории личности

Данное направление изучения персональной структуры основывается на объяснении действий и поступков человека с позиции познания. Многие исследователи уверены, что познавательный интерес определяет активность индивида, ведь занятие по интересам и профессию люди выбирают, руководствуясь своими предпочтениями и симпатиями к тому или иному виду деятельности.

Познавая мир, человек создает уникальные конструкты. В них отражаются интересы и склонности личности. Как правило, индивидуальными конструктами объясняется избирательность человека в общении: он легче сходится с тем партнером, чьи модели-конструкты схожи с его собственными.

Хорошие отношения с окружающими

Хорошие отношения с окружающими

Психология личности сформировалась как самостоятельная отрасль психологической науки, объектом изучения которой стали этапы становления личностных структур и особенности взаимодействия человека с окружающей средой. Сегодня теоретические положения этой науки интересны не только профессиональным психологам, но и представителям других профессий. Это обусловлено тем, что человеку нужно уметь выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми, независимо от того, в какой сфере экономической деятельности он трудится. Поэтому знание основ психологии личности будет полезным каждому для оптимизации социальных контактов и познания себя.

Видео

Психология личности — Студопедия

Психология личности — раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы. Акцент делается на попытке создать согласованную картину личности в ее взаимосвязях с миром, жизнью, социумом, изучаются динамические аспекты душевной жизни, индивидуальные различия.

Личность – одна из базовых категорий психологической науки. Традиционно в психологии в это понятие вкладываются представления о наиболее развитом уровне человеческой субъективности. В русском языке слово «личность» согласно В.И. Далю, обозначает исполнение чужой роли, притворную внешность, общественное лицо, обращенное к окружающим.

В отечественной психологии традиционно утвердились три аспекта существования человека: «индивид», «личность», «индивидуальность».

В основе понятия «индивид», согласно А.Н. Леонтьеву, лежит факт неделимости, целостности и особенности каждого человека, возникающих уже на ранних ступенях развития жизни. «Индивидом рождаются».

Обобщая многообразие взглядов на природу и механизмы личностного развития, можно выделить некоторые общие моменты: 1) личность – это особое качество или характеристика человека, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности тех общественных по своей природе отношений, в которые он включается. Если индивидом рождаются, то личностью становятся; 2) личность характеризует человека со стороны его общественных связей и отношений, т. е. взаимосвязей с другими людьми. А.Н. Леонтьев называл личность «сверхчувственным образованием», т. к. эти связи и отношения с другими людьми составляют особую реальность, недоступную непосредственному восприятию.



Следовательно, понятие личности в психологии обозначает особый способ существования человека – существование его как члена общества, как представителя определенной социальной группы; 3) сущность личности заключается в способности человека действовать свободно, самостоятельно и ответственно. Личностное поведение – это поведение по собственному свободному выбору; 4) личность – это не раз и навсегда сформированное качество, а постоянное развитие.

Индивидуальность – это высший уровень интеграции человека по отношению к индивидному и личностному уровням. Индивидуальность одновременно фиксирует своеобразие и неповторимость человека как индивида и как личности. Развитие индивидуальности – это жизненный путь человека.


Биологическое (генетически обусловленные стороны личности):

-Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память, речь).

-Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

Социальное (социально обусловленные):

-Социально обусловленные особенности (направленность (потребности, интересы) и моральные качества).

-Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).

Психические свойства личности — изменяются в результате биологического развития человека в течение всей жизни, иногда в результате заболевания. Но больше всего — под влиянием социальных условий, и прежде всего воспитания и самовоспитания.

В структуру личности человека входят три образующие, три подсистемы: 1) индивидуальность личности, 2) ее представленность в системе межличностных отношений и в других людях, 3) личность должна быть характеризуема в единстве всех трех сторон ее существования, как субъект межиндивидных, социальных по своему происхождению связей и отношений.

Источником активности личности служат ее потребности. В них человек выступает как пассивное и активное существо. С одной стороны, он всегда зависит от условий своего существования — тепла, холода, пищи, климата, времен года, биологических часов и т. п. Но, с другой стороны, человек предпринимает попытки избежать переохлаждения и перегревания, утоляет голод и жажду, регулирует активность в биологическом времени, адаптируется к увеличенным нагрузкам и т. д. Иначе говоря, человеком руководит не слепое приспособление к окружающему, он избегает того, что повредит его здоровью, разумно рискует, строит планы и достигает целей. В основе всего, что совершает личность, лежат потребности как испытываемая нужда в предметах материальной и духовной культуры.

Психолог Маслоу классифицировал виды потребностей, расположив их в восходящем порядке от биологических (Первичные – это врожденные потребности, они направлены на осуществление физиологических нужд (дыхание, пища, сон) и до духовных (Вторичных– это приобретенные, социальные (любовь, общение, дружба) и духовные надобности (самовыражение, самореализация). Эти виды потребностей взаимосвязаны. Вторичные могут появиться только при условии удовлетворения низших потребностей. Более поздняя классификация была основана на первой версии, были выделены следующие виды потребностей в психологии: Органические — кислород, вода, пища. Материальные — жилье, одежда, транспорт. Социальные- с жизненной позицией, авторитетом и потребностью в общении. Творческие — удовлетворение художественной, технической, научной деятельности. Нравственное и психическое развитие — Сюда входят все виды духовных потребностей и подразумевается рост культурно-психологической характеристики личности.

Мотив — внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека. Мотивация — динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление и поддержку.

Направленность личности в психологии определяют как систему устойчивых потребностей, интересов, идеалов, т.е. всего того, чего хочет человек.

Под самосознанием в психологии понимается процесс осознания личностью самой себя во всем многообразии индивидуальных ее особенностей, осознание своей сущности и места в системе многочисленных общественных связей.
Я-концепция — целостное представление человека о себе как о личности, биологическом организме, члене общества, работнике, профессионале и т. д.

Самооценка – ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Уровень притязаний — уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т. п.), идеальная цель его будущих действий. Чем ниже будет самооценка человека, тем ниже будет его уровень притязаний, и наоборот.

Психология личности


2

Диагностика и лечение расстройств личности требует динамического подхода

31 октября 2018 г. — Новое исследование показывает, что объединение лиц с расстройствами личности в набор характеристик следует оставить в стороне для более динамичного анализа …


16 Продолжение 66: останетесь ли вы тем же человеком через 50 лет?

Августа17, 2018 — С 16 до 66 ваша личность изменится, и со временем вы в целом станете более эмоционально устойчивым. Но не сравнивайте себя с другими; те, кто наиболее эмоционально устойчив, когда …


Согласно новому исследованию

, лучшие менеджеры хедж-фондов не психопаты и не нарциссы

19 октября 2017 г. — Когда дело доходит до финансовых инвестиций, менеджеры хедж-фондов с более высокими личностными чертами «темной триады» — психопатия, нарциссизм и макиавеллизм — работают хуже своих…


Личностные особенности пациентов с социальным тревожным расстройством

29 апреля 2020 г. — Лица с социальным тревожным расстройством заметно отличаются от других по своим личностным качествам. Эмоциональная нестабильность и интроверсия являются отличительными чертами, согласно новому …


Есть ли у вас здоровая личность? Исследователи думают, что могут сказать вам

26 ноября 2018 г. — В недавнем исследовании исследователи определили прототип здоровой личности, используя современную черту…


Не хочешь пойти в спортзал? Это может быть ваша личность

10 января 2018 г. — Эффективность режима физических упражнений может зависеть от их индивидуального типа личности, при этом более творческие люди лучше подходят для занятий на открытом воздухе …


Как выглядят мозги ваших друзей, когда они думают о вас

7 ноября 2019 г. — Если вы когда-нибудь задумывались, что происходит в мозгах ваших друзей, когда они думают о вас, новое исследование может дать ключ к разгадке.Оказывается, паттерны активности мозга, обнаруженные в вашем …


Личность и мотивация в связи с игровым расстройством в Интернете

5 сентября 2019 г. — Новое исследование, посвященное взаимосвязи между личностью, мотивацией и расстройством интернет-игр (IGD), показало, что предикторы IGD включают мужской пол, невротическую и интровертную личность …


Pokémon Go может помочь людям, которые борются за жизнь общества

Декабрь12, 2017 — Видеоигры могут иметь репутацию привлекательных интровертов, но когда дело доходит до игр с дополненной реальностью, таких как Pokémon Go, экстраверты, как правило, лучше играют. Это ключевой вывод нового …


Большинство связей между чертами личности и жизненными результатами можно воспроизвести

5 апреля 2019 г. — Исследования, показывающие связь между личностными качествами и жизненными результатами, такими как стабильность брака и профессиональные достижения, дают достаточно точную карту взаимоотношений между личностями…


.

Психология — это наука, изучающая …

а. Психические явления, возникающие в разных группах и группах в процессе общения и деятельности

г. Закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей

г. Особенности психики человека на разных этапах ее развития

г. Психические расстройства, методы их диагностики, профилактики и лечения

e.Человеческий темперамент и поведение

22 К методам психологического воздействия относятся:

а. Наблюдение

г. Эксперимент

г. Статистический анализ

г. Психологическое тестирование

e. Обсуждение

23 Метод исследования, предполагающий сравнение двух или более объектов с целью классификации и типологии, называется:

а.Комплекс

г. Сравнительный

г. Методы наблюдения

г. Долгота

e. Методика эксперимента

24 Задачи социальной психологии как науки:

а. Прогнозирование политических, экономических и других процессов развития государства на основе учета социально-психологических закономерностей и механизмов

г. Раскрытие общих закономерностей развития

г.Выявление индивидуальных отличий

г. Повышение производительности труда, эффективности трудовой деятельности

e. Диагностика характера и темперамента человека

25 Получение информации посредством голосового обмена:

а. Анкеты

г. Тестирование

г. Эксперимент

г. Разговор

e. Наблюдение

26 Настроение человека на определенное восприятие окружающей действительности а это:

а.конформизм.

г. разочарование.

г. установка

г. приспособление.

e. сенсибилизация.

27 Впервые описан темперамент:

а. Платон

г. Аристотель

г. Гиппократ

г. Павлов

e. Кретчмер

28 Кто из казахстанских ученых написал первый учебник по психологии:

а.Бухта.

г. Алтынсарин.

г. Аймауытов.

г. Муканов

e. Жарикбаев

29 К чему снится:

а. пассивный тип воображения.

г. бессознательное отражение действительности.

г. результат высокого гипноза.

г. своего рода галлюцинации.

e. вид активного воображения.

30 Непреодолимое подсознательное желание чего-то добиться:

а.воли

г. необходимость.

г. интерес.

г. инстинкт.

e. желание

Психология тестирования

Вариант 4

1 Какое свойство внимания обеспечивает возможность удерживать в поле зрения несколько объектов одновременно:

а. концентрация

г. устойчивость

г.вместимость

г. Коммутация

e. распределение

2 Проявление характера в большинстве случаев связано с:

а. феномен госпитализма

г. ускоренное развитие

г. Чувствительность

г. влияние окружающей среды

e. сенсибилизация

3 Экстрасенс это:

а. отражение окружающей действительности через деятельность мозга

г.физиологическая функция нервной системы

г. рефлекторная деятельность головного мозга

г. субстрат материи мозга

e. проявление души, познанное самонаблюдение

4 С каким свойством восприятия связано преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими:

а. структурный

г. Целостность

г.постоянство

г. избирательность

e. объективность

5 Естественная предрасположенность к любой деятельности:

а. талант

г. наклонности

г. гений

г. волевой характер

e. способность

6 Стиль межличностных отношений, основанный на беспрекословном подчинении лидеру:

а.авторитарный

г. либеральный

г. демократичный

г. опека

e. противостояние

7 Что относится к врожденным индивидуальным характеристикам личности:

а. внимательность

г. Способность

г. персонаж

г. память

e. темперамент

8 Как называется процесс, в котором окружающая реальность предстает в неправдоподобных образах, и человек это понимает:

а.галлюцинации

г. Воображение

г. адаптация

г. синестезия

e. иллюзии

9 Переход внешних воздействий на внутренние называется:

а. интерьеризация

г. экстериоризация

г. социологизация

г. Биологизация

e. производственная деятельность

10 Типовой темперамент, характеризующийся вспыльчивостью и поспешностью в действиях:

а.меланхолик

г. Сангвиник

г. холерик

г. флегматик

e. флегматик

11 Удовлетворенность результатами своей деятельности проявление:

а. эстетические чувства

г. моральные чувства

г. практические чувства

г. интеллектуальные чувства

e. эмоции

12 Процесс развития личности от рождения до смерти называется:

а.онтогенез

г. филогения

г. Эволюция

г. Разгон

e. Эмансипация

13 Как называется мыслительная операция, связанная с мысленным объединением предметов и явлений по их общим и существенным признакам:

а. синтез

г. обобщение

г. сравнение

г. анализ

e.абстракция

14 Писатель написал пьесу для театра. О какой речи может идти речь в данном случае:

а. монологический

г. диалог

г. внутренний

г. письменный

e. оральный

15 Кто первым научно обосновал физиологические основы темперамента:

а. Павлов

г. Гиппократ

г.Леонтьев

г. Ты готика

e. Небылицин

16 Символ:

а. проявление воли человека

г. этика поведения в обществе

г. личностные характеристики, проявляющиеся в активности и общении

г. определенный психологический настрой

e. врожденное природное качество

17 Когда психология формировалась как самостоятельная наука:

а.3 век нашей эры

г. 17 века.

г. 20 век.

г. 19 век.

e. перед Христом

18 Кто написал первый трактат о душе:

а. Аристотель

г. Демокрит

г. Гиппократ

г. Сократ

e. Платон

19 Самый древний метод психологического познания:

а.Эксперимент

г. Тестирование

г. анкеты

г. Социометрия

e. наблюдение

20 Кто является основоположником методологии социометрического исследования:

а. Леонтьев

г. Бине

г. Выготского

г. Морено

e. Теплов

21 Операция, заставляющая задуматься, с помощью которой человек может, исходя из отдельных деталей, получить представление о сути вещей и явления в целом:

а.анализ

г. сравнение

г. классификация

г. абстракция

e. синтез

22 Каков основной принцип познавательной деятельности:

а. Воображение

г. Мышление

г. восприятие

г. память

e. ощущения

23 Как называется процесс, при котором окружающая действительность воспринимается искаженно и человек этого не понимает:

а.галлюцинации

г. изображение

г. иллюзии

г. адаптация

e. синестезия

24 Как явление, при котором может возникнуть явление, при котором не могу вспомнить, что раньше знали:

а. Конфабуляция

г. Воспоминание

г. амнезия

г. мнемоника

e. агнозия

25 Яркий свет на сцене вызывает ощущение тепла, а в темноте — прохлады.Как называется это явление:

а. сенсибилизация

г. адаптация

г. Конфабуляция

г. синестезия

e. Воспоминание

26 Восхищение красотой природы есть проявление:

а. эстетические чувства

г. интеллектуальные чувства

г. моральные чувства

г. Практические ощущения

e.эмоции

27 Самый важный принцип, согласно которому мы ищем исходные причины, определяющие определенные психические проявления:

а. детерминизм

г. историзм

г. разработка

г. Единство сознания и деятельности

e. системный

28 Один из основателей обучающего коллектива:

а. Руссо

г.Макаренко

г. Выготского

г. Ельцинин

e. Рубинштейн

29 Прием воображения, на основе которого происходит преувеличение качеств реального объекта:

а. набирает

г. заточка

г. гиперболизация

г. агглютинация

e. схематизация

30 Стиль межличностных отношений, основанный на дискуссионном подходе при решении возникающих проблем:

а.авторитарный

г. либеральный

г. опека

г. демократичный

e. противостояние

Психология тестирования

Вариант 5

1 Бессознательный уровень психики проявляется через:

а. инстинкты

г. условные рефлексы

г. интуиция

г.интерьеризация

e. Этеризация

2 Как зовут человека, легко вступающего в контакт с окружающими его людьми:

а. интроверт

г. гетероверс

г. гиповерт

г. экстраверт

e. нормостенический

3 Как зовут человека, которому сложно вступить в процесс общения с окружающими его людьми:

а.экстраверт

г. интроверт

г. гетероверс

г. гиповерт

e. нормостенический

4 Психологический процесс, обеспечивающий целостное представление об объектах и ​​явлениях окружающего мира:

а. ощущения

г. Мышление

г. Воображение

г. восприятие

e. память

5 Психический процесс, обеспечивающий сохранение воспринимаемой информации об объектах и ​​явлениях окружающего мира:

а.память

г. Восприятие

г. Мышление

г. Воображение

e. ощущения

6 Психологический процесс, обеспечивающий создание новых образов на основе ранее воспринимаемых:

а. Воображение

г. Восприятие

г. Мышление

г. ощущения

e. память

7 Кратковременные эмоции называются:

а.заявляет

г. влияет на

г. реакция

г. эмоциональные отношения

e. неполноценные чувства

8 Невозможность сосредоточиться на исследуемом объекте обусловлена:

а. рассеянность

г. стресс

г. непроизвольное внимание

г. Пост-добровольное внимание

e. избирательность восприятия

9 Тип темперамента, отличающийся повышенной впечатлительностью и обидчивостью:

а.флегмахолик

г. холерик

г. Сангвиник

г. флегматик

e. меланхолик

10 Качество личности, позволяющее осуществлять творческую деятельность на недоступном для других уровне:

а. одаренность

г. Способность

г. Чувствительность

г. гений

e. сенсибилизация

11 Личность формируется в процессе:

а. образование

г. операция

г. обучение

г. развитие волевых качеств

e. сенсибилизация

12 Вид деятельности, в процессе которой в детстве происходит развитие окружающей действительности:

а. рабочая

г. игра

г. образовательный

г. продуктивная

e.связь

13 Автоматическое действие, созданное во время упражнения:

а. навык

г. привычка

г. воздержание

г. достижение

e. конформизм

14 Подсознательные действия, направленные на выполнение каких-то действий, ставших необходимостью:

а. достижение

г. навык

г. талант

г.привычка

e. гений

15 Зависимость восприятия от прошлого опыта:

а. апперцепция

г. восприятие

г. противоопухолевый

г. постоянство

e. объективность

16 Обращение к себе называется:

а. внешний

г. Оральный

г. эгоцентрический

г.диалогический

e. письменный

17 Способность людей сохранять и воспроизводить яркие и детализированные изображения, воспринимаемые ранее:

а. эйдетическая память

г. слуховая память

г. память

г. зрительная память

e. синестезия

18 Набор устойчивых индивидуальных характеристик личности, проявляющихся в процессе деятельности и общения с окружающими:

а.темперамент

г. Способности

г. персонаж

г. этнос

e. экстравертивность

19 Подавленное эмоциональное состояние, проявляющееся в заторможенности движений и снижении интереса к окружающему миру:

а. депрессия

г. стресс

г. амбивалентность

г. Ревность

e. апатия

20 Черта характера, проявляющаяся в стремлении удовлетворять только личные потребности:

а.эгоизм

г. амбиции

г. определение

г. каприз

e. бездушие

21 Способ адаптации к окружающей среде:

а. адаптация

г. чувствительность

г. синестезия

г. сенсибилизация

e. дальтонизм

22 Свойство мозга, заключающееся в способности отражать объективную реальность, составляет:

а.Сознание

г. Мышление

г. психика

г. отражение

e. Инстинкт

23 Мотиватор деятельности, связанной с. удовлетворение определенной потребности составляет:

а. проценты

г. целеустремленность

г. определение

г. потребность

e. мотив

24 Психические процессы включают:

а.настроение

г. темперамент

г. природа

г. стресс

e. ощущение

25 Психические состояния включают:

а. ощущение

г. темпераментный

г. настроение

г. природа

e. Воображение

26 Эмоциональное переживание человека его отношения к предметам и явлениям действительности:

а.чувства

г. эмоции

г. дружба

г. любовь

e. влюбчивость

27 Почему, когда человек слушает, он закрывает глаза:

а. синестезия

г. сенсибилизация

г. адаптация

г. связан с низким порогом чувствительности

e. связан с высоким порогом чувствительности

28 Почему человек не замечает тиканья часов в комнате:

а.адаптация

г. синестезия

г. сенсибилизация

г. связан с низким порогом чувствительности

e. связан с высоким порогом чувствительности

29 Когда человек пьет горячий чай, он кладет много сахара, после охлаждения чай кажется очень сладким:

а. сенсибилизация

г. адаптация

г. связан с низким порогом чувствительности

г.связан с высоким порогом чувствительности

e. синестезия

30 Определите, какие способности определяют успех человека в различных сферах деятельности:

а. специальный

г. общий

г. творческий

г. коммуникативный

e. организационная



: 2018-11-11; : 209 | |


:

:

:

© 2015-2020 лекции.org — -.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *