Психология развития определение: Урок 5. Психология развития и возрастная психология

Содержание

Что такое Психология развития? Психология развития — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Психология развития — это раздел общей психологии, изучающий развитие психики человека на протяжении всей его жизни. В неё входят перинатальная психология, детская и юношеская психология, психология зрелого возраста и геронтология. Психология развития исследует психику и человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие

Официальным годом рождения психологии развития принято считать 1882 г. Её появление связано с выходом книги выдающегося немецкого физиолога и психолога Вильгельма Прейера «Душа ребёнка», посвящённой детской психологии. Однако официально термин «психология развития» утвердился в научном сообществе лишь в 60 — 70-е годы ХХ века.

Психология развития в России

Долгое время в нашей стране психология развития охватывала только период жизни человека от рождения до 18 лет и носила название возрастной психологии. Были описаны характеристики каждого из возрастов, основные новообразования и трудности на каждом этапе. Д.Б. Эльконин так формулирует закон периодичности: «К каждой точке своего развития ребёнок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек — человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек — предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идёт развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой». Каждый возраст характеризуется:

  • своей социальной ситуацией развития;
  • ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности;
  • возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития.

Границами возрастов служат кризисы — переломные моменты в развитии ребенка. Периодизация Д.Б. Эльконина — наиболее распространённая в отечественной психологии. При этом выделяются следующие собственно возрастные этапы формирования личности:

  • ранний детский (преддошкольный) возраст (0–3),
  • дошкольное детство (3–7),
  • младший школьный возраст (7–11),
  • средний школьный возраст (11–15),
  • старший школьный возраст (15–18).

Западный подход к психологии развития

Э. Эриксон проследил целостный жизненный путь личности, от рождения до глубокой старости. Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Но последовательность стадий развития зависит от биологического начала. Личность, созревая, проходит ряд следующих друг за другом стадий. На каждой стадии она приобретает определённое качество (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни. Кризисы присущи всем возрастным стадиям, это «поворотные пункты», моменты выбора между прогрессом и регрессом. В каждом личностном качестве, которое появляется в определённом возрасте, заключено глубинное отношение к миру и самому себе. Это отношение может быть позитивным, связанным с прогрессивным развитием личности, и негативным, вызывающим отрицательные сдвиги в развитии, его регресс. Приходится выбирать одно из двух полярных отношений — доверие или недоверие к миру, инициативу или пассивность, компетентность или неполноценность и т.д. Когда выбор сделан и закреплено соответствующее качество личности, скажем, положительное, противоположный полюс отношения продолжает скрыто существовать и может проявиться значительно позже, когда человек столкнётся с серьёзной жизненной неудачей.

Эриксон подразделяет весь жизненный цикл на восемь фаз, каждая из которых имеет свои специфические задачи и может разрешиться благоприятно или неблагоприятно для будущего развития.

  • Первая фаза — младенчество. Её главная задача — выработать у младенца бессознательное чувство «базового доверия» к внешнему миру. Основным средством этого служат родительская забота и любовь. Если «базовое доверие» не возникает, у младенца появляется чувство «базового недоверия» к миру, тревожность, которая может проявиться у взрослого в форме замкнутости, ухода в себя и т.п.
  • Во второй фазе — раннем детстве — у ребёнка формируется чувство своей автономии и личной ценности или их противоположность — стыд и сомнение. Рост самостоятельности ребёнка, начинающийся с управления своими телесными отправлениями, даёт ему возможность выбора, благодаря чему на этой стадии развития закладываются такие черты будущей личности, как чувство ответственности, уважение к дисциплине и порядку.
  • Третья фаза — игровой возраст (приблизительно от 5 до 7 лет) — формирует чувство инициативы, желание сделать что-то. Если это желание блокируется, возникает чувство вины. В этом возрасте решающее значение имеет групповая игра, общение со сверстниками, позволяющее ребёнку примерять разные роли, развивать фантазию и т.д. На этом этапе закладывается чувство справедливости, понимаемой как соответствие правилу.
  • Главное новообразование четвёртой фазы — школьного возраста — чувство, предприимчивости и эффективности, способность добиваться поставленной цели. Важнейшими ценностями становятся эффективность и компетентность. В отрицательном варианте развития у ребёнка появляется чувство неполноценности, которое первоначально возникает из сознания своей некомпетентности, неуспешности в решении каких-то конкретных задач, чаще всего связанных с учением, а затем распространяется на личность в целом. В этом возрасте закладывается отношение к труду.
  • Пятая фаза — юность — характеризуется появлением чувства своей неповторимости, индивидуальности, непохожести на других, в отрицательном же варианте возникает диффузное, расплывчатое «Я», ролевая и личностная неопредёленность. Типичная черта этой фазы развития — «ролевой мораторий» (от лат. moratorium — отсрочка): диапазон выполняемых ролей расширяется, но юноша не усваивает эти роли всерьёз и окончательно, а как бы пробует, примеряет их к себе. Эриксон подробно анализирует механизмы формирования самосознания, новое чувство времени, психосексуальные интересы, а также патогенные процессы и варианты развития юности.
  • Шестая фаза — молодость — характеризуется появлением потребности и способности к интимной психологической близости с другим человеком, включая сексуальную близость. Её альтернатива — чувство изоляции и одиночества.
  • Важнейшее приобретение седьмой фазы — взрослости — творческая деятельность и сопутствующее ей чувство продуктивности. Они проявляются не только в труде, но и в заботе о других, включая потомство, в потребности передавать свой опыт и т.д. В отрицательном варианте появляется чувство стагнации (застоя).
  • Последняя, восьмая фаза — зрелый возраст, или старость, характеризуется появлением чувства удовлетворённости, полноты жизни, исполненного долга, а в отрицательном случае — отчаянием и разочарованием. Высшая добродетель этого возраста — отрешённость и мудрость, т. е. способность смотреть на дело своих и чужих рук с определённой высоты.

Психология развития охватывает жизнь человека как непрерывный процесс изменения личности. Данный раздел психологии позволяет отследить закономерности развития личности, помочь преодолеть основные возрастные кризисы и найти нужный вектор для дальнейшего движения вперед.

Психология развития — это… Что такое Психология развития?

Психология развития (Возрастная психология) — отрасль психологии, изучающая психологические изменения человека по мере взросления. Она состоит из трёх подотраслей: геронтопсихологии, детской психологии, пре- и перинатальной психологии. Исследует психику и человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие.

Психология развития возникла в 1882 году. Её появление связано с выходом книги выдающегося немецкого физиолога и психолога Вильгельма Прейера «Душа ребёнка», посвящённой детской психологии.

В 20 гг. 20 века психология развития оформилась как отрасль психологических знаний, как самостоятельная наука.

Истоки психологии развития как науки:

  1. Развитие философских теорий
  2. Открытия эволюционной биологии в 19 в.
  3. Социально-исторические изменения
  4. Развитие естественных и гуманитарных наук

60-70 гг. 20 в. — термин «психология развития» прочно утвердился в мировой науке (синоним — генетическая психология).

Предмет психологии развития и возрастной психологии:

  1. Условия и движущие причины онтогенеза человеческой психики
  2. Развитие психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых)
  3. Развитие различных видов деятельности (активности)
  4. Формирование качеств личности
  5. Возрастные и индивидуальные психологические особенности

Объект психологии развития — сложная динамическая система взаимосвязанных процессов и явлений.

Научная цель психологии развития — постижение психологических явлений путём постижения их генезиса (происхождения), поэтому она входит в область общей психологии[источник не указан 260 дней]. Это часть общей психологии, которая изучает сходство и различия психологического функционирования человека на протяжении всей его жизни[источник не указан 260 дней].

Задачи[источник не указан 1262 дня] психологии развития:

  1. Раскрытие общих закономерностей развития
  2. Установление причин перехода от одной стадии к другой
  3. Периодизация возрастных периодов
  4. Психологическая картина каждой стадии
  5. Изучение ведущих факторов развития

Функции психологии развития:

  1. Описание — описывает особенности развития человека в разные возрастные периоды с точки зрения внешнего поведения и внутренних переживаний
  2. Объяснение процесса развития — понимание причин, факторов, условий изменения в поведении и переживаний человека в разные возрастные этапы.
  3. Прогнозирование тех или иных изменений в поведении и переживаниях человека как следствие его развития
  4. Коррекция психического развития — создание оптимальных условий для управления развитием

Теории развития[1]

Примечания

См. также

Литература

Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций. М., «Айрисс-пресс», 2005 г., С.238. ISBN 5-8112-1353-0

Ссылки

Психология развития

Определение 1

Психология развития представляет собой отрасль психологического знания, изучающую психологические изменения личности по мере взросления; исследующую психику и изменения человеческого организма во всех возрастных периодах, на всех стадиях во всей совокупности антропологических, биологических, психологических и социальных факторов, оказывающих влияние на личностные изменения.

Научное направление возникло в 1882 году в связи с выходом книги немецкого психолога и физиолога В. Прейера «Душа ребенка», посвященной изучению детской психологии. В прошлом столетии научная область оформилась как самостоятельная область психологических знаний. В 60-х годах прошлого века в мировой науке прочно утвердился термин «психология развития», «генетическая психология».

Цель и задачи психологии развития

Определение 2

Научной целью научного знания является постижение психологических феноменов путем выявления и анализа их происхождения, выявление сходств и различий функционирования личности на протяжении всего периода жизненного пути.

Готовые работы на аналогичную тему

Выделяют следующие задачи области научного знания:

  • исследование движущих сил, механизмов, источников психического развития на протяжении жизненного пути личности;
  • периодизация личностного психического развития;
  • исследование возрастных особенностей, закономерностей протекания психических процессов;
  • установление возрастных особенностей, возможностей, закономерностей реализации определенных видов деятельности, познавательных процессов;
  • определение возрастных норм формирования и развития психических функций, выявление творческого потенциала, внутренних психологических ресурсов личности.

Предмет и объект психологии развития

Определение 3

Объектом психологии развития выступает сложная динамическая система взаимосвязанных явлений, процессов, изменяющихся в зависимости от возрастного этапа; изменяющийся в онтогенезе, развивающийся человек.

Предмет научного направления представлен следующими аспектами:

  • условия, движущие причины онтогенеза психики личности;
  • развитие психических процессов, включая когнитивные, волевые, эмоциональные и пр.;
  • особенности развития различных видов активности, деятельности;
  • особенности формирования личностных качеств;
  • возрастные периоды личностного развития, механизмы, причины перехода личности от одного возрастного этапа к другому, закономерности возникновения определенных психических новообразований на различных этапах жизненного пути;
  • индивидуальные и возрастные психологические особенности.

Функции психологии развития

Выделяют следующие функции научного направления:

  1. Дескриптивная – описание особенностей развития личности на различных возрастных периодах с позиций внешнего поведения, внутренних переживаний;
  2. Объяснение закономерностей, особенностей возрастного развития, выявление причин, факторов, условий изменений реализации поведенческих стратегий, переживаний личности в различных возрастных периодах;
  3. Прогнозирование возможных изменений, появление психических новообразований, обусловленное переходом на новую ступень возрастного развития;
  4. Коррекция психического развития, создание максимально оптимальных условий для личностного развития.

Структура психологии развития

В рамках области научного знания выделают следующие разделы:

  • психология младенца;
  • психология раннего возраста;
  • психология дошкольника;
  • психология младшего школьного возраста;
  • психология подросткового возраста;
  • психология юности, молодости;
  • психология среднего возраста;
  • геронтопсихология, психология старости.

Замечание 1

Таким образом, психология развития представляет собой область научного знания, обогащающую научное знание пониманием особенностей, закономерностей, механизмов личностного развития в онтологическом аспекте.

Психология развития — что изучает, принципы развития в психологии

Психология развития появилась в 1882 году. Считают, что это связано с выходом книги известного немецкого биолога и психолога В. Т. Прейера «Душа ребенка», в которой он описывал ежедневные наблюдения за развитием органов чувств, воли, языка и моторики собственного сына.психология развития

Психология развития осуществляет исследования психологических изменений человеческой личности на протяжении всех этапов существования. При этом учитываются антропологические, биологические, социологические и психологические причины, способствующие формированию или усовершенствованию психических процессов.

Никто не способен предсказать, каким образом будет развиваться психика конкретного человека, так как она построена на системе взаимоотношений с внешним миром и различных ценностных ориентирах.

При этом немалое влияние оказывает и отношение человека и его родителей к унаследованным особенностям. Ближайшее окружение может сильно повлиять на развитие, однако некоторый след может оставить и школа.

Психология развития и ее основные задачи

задачи психологии развитияОбъектом этого научного направления является человек, рассматриваемый во всех фазах своего психосоциального взросления. Исследователи выявляют все изменения в психической деятельности людей, связанных с возрастом, определяют наличие закономерностей и объясняют процессы, благодаря которым человек способен обучаться, приобретать опыт и знания.

Психология развития изучает разноуровневые и разнонаправленные процессы развития психики, их филогенез и онтогенез, а также особенности и закономерности возрастной динамики.

Причем современная наука уделяет больше внимания динамике процессов психической деятельности взрослых, а также проблемам старения человека, решает задачи, стоящие перед данным научным направлением:

  • целенаправленно раскрывать закономерности психического развития индивида;
  • выявлять причины, способствующие переходу с одного уровня на другой;
  • анализировать особенности возрастных периодов;
  • разработать психологическую картину, соответствующую каждому из периодов;
  • исследовать основные факторы развития личности.

Для психологии развития характерны также и другие функции:

  • прогнозирующая — предполагает возможность изменений в поведенческой деятельности и выражениях эмоций у человека;
  • описательная — дает развернутую характеристику особенностям развития человека в какой-либо отдельный период жизни, рассматривает внешние проявления чувств и внутренние ;
  • корректирующая — способствует созданию подходящих условий для управления развитием индивида;
  • объяснительная — разъясняет изменения, происходящие в психике человека и причины, которые их вызывают.развитие личности

К основным задачам психологии развития также относят клиническую диагностику. Раскрытые наукой закономерности становятся достоянием практических специалистов, которые используют их в своей работе наряду с достижениями в других направлениях — медицине, биологии, социологии.

Принцип развития в психологии человека

принцип развития в психологииБолее всего принцип развития актуален в исследовании психических процессов у взрослого человека. Особенно при выполнении генетического анализа. Требуется выявить все микроэтапы, которые проходят во время психических процессов, чтобы активизировать их функциональность. Принцип развития в мыслительной деятельности человека учитывает динамику на операциональном, смысловом и целевом уровнях, обусловливающую роль возможных предвосхищений.

Также, согласно принципу развития, человеческая психика имеет два пути: филогенетический и онтогенетический. В первом случае учитывается становление психики по мере распространения человеческого вида. А во втором имеется ввиду психика отдельного человека.

Психология развития изучает особенности человеческой психики

психология развития человекаПсихология развития делает основной упор на изучении объективных закономерностей в возрастных изменениях, связанных с психологическими процессами. Исследователи стараются принимать во внимания возможные проявления психики, описать, спрогнозировать и попытаться скорректировать их.

В качестве области исследования выступает психическое развитие человека, представленное за всю его жизнь. При этом в учет берется даже его поведение и все переживания. Немалый пласт информации в итоге остается лишь на описательном уровне.

Психологией развития может быть дан ответ на вопрос о развитии личности, чтобы понять, какие факторы способны определять поведение человека с его внутренними переживаниями.

Также должны быть установлены причинно-следственные связи. Они могут быть как одинарными, так и множественными.

Видео-лекция по психологии развития

Глоссарий — Психология развития

А

Адаптация — заимствованное из биологии
представление о процессе развития (в частности, психического) как все
более совершенном уравновешивании организма со средой.
Аффективный ребенок — ребенок, демонстрирующий аффективное
поведение в результате наличия у него отрицательных аффективных
переживаний.

Б

Близнецы — два или более ребенка, родившиеся от одной многоплодной беременности. Наиболее часто рождаются двойни.
Близнецовый метод — один из наиболее
информативных методов психогенетики, основанный на сопоставлении
внутрипарного сходства генетически идентичных монозиготных и
неидентичных дизиготных близнецов.

В

Возраст (в психологии) — категория, служащая
для обозначения относительно ограниченных временных характеристик
индивидуального развития.
Возрастная группа — одна из разновидностей условной большой группы людей, объединяемых по признаку возраста.
Возрастные особенности (в психологии) —
качественно специфические свойства личности индивида, его психики,
закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития
человека.
Воспитание

(психологический аспект) — 1) в широком
смысле — процесс социализации индивида, становления и развития его как
личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под
влиянием природной, социальной и культурной среды, в т.ч. специально
организованной целенаправленной деятельности родителей и педагогов- 2)
обретение индивидом общественно признанных и одобряемых данным
сообществом социальных ценностей, нравственных и правовых норм, качеств
личности и образцов поведения в процессах образования.

Г

Генезис

— происхождение, возникновение, (за)рождение.

Генетика поведения

— область знания, исследующ

Высшее образование БГПУ

Лекция 1. Предмет и задачи психологии развития. Предмет, задачи и проблемы психологии развития. Понятие развития. Характеристики развития. Место психологии развития в системе психологических наук. Научные и прикладные задачи психологии развития.

1. Предмет психологии развития

Предметом психологии развития может быть только развитие. Почти все исследователи сходятся во мнении, что развитие можно определить как изменение во времени. Встает вопрос – какое изменение и чего именно изменение?  Г.Крайг отмечает, что термин развитие указывает на изменения, которые со временем происходят в строении тела, мышлении или поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды. Обычно эти изменения прогрессируют и накапливаются, приводя к усилению организации и усложнению функций. А.А.Реан определяет развитие как  процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

Основными свойствами развития, отличающими его от всех других изменений, являются необратимость, направленность, закономерность.

Сам процесс развития не универсален и не однороден. Это означает, что в ходе развития действуют разнонаправленные процессы: «общая линия прогрессивного развития переплетается с изменениями, которые образуют так называемые тупиковые ходы эволюции или даже направлены в сторону регресса» (Философский энциклопедический словарь. М., 1983, с. 561).

 Наряду с понятием «развитие» в психологии развития присутствуют понятия «созревание» и «рост». Долгие годы развитие трактовалось как процесс созревания. Дело в том, что сами понятия созревания и роста пришли из биологии развития. И если рост означал количественные соматические изменения, то к созреванию относили все процессы, спонтанно протекающие в организме под влиянием внутренне запрограммированных и внутренне управляемых импульсов роста (Карандашев Ю. Н., 1997).

1. Определение развития через понятие роста (арх.). Под ростом понимается процесс количественного изменения (накопления) внешних признаков объекта. Рост может быть только количественной характеристикой развития.

2. Определение развития через созревание (арх.). Под созреванием понимается процесс развития, заключающийся в предварительно запрограммированных изменениях роста в соответствии с генетическим планом.

3. Определение развития через совершенствование носит телеологический (цель) характер. Предполагается изначально наличие цели, в качестве которой выступает совершенная, т.е. самая лучшая форма развития.

4. Развитие как универсальное изменение. В качестве одного из критериев для определения развития выдвигается требование общности, универсальности происходящих изменений.

5. Развитие как качественное, структурное изменение связано с пониманием объекта как системы. За основу берется улучшение (или ухудшение) структуры объекта и это связывается с определением развития через совершенствование. В данном определении исключается количественная мера совершенствования и сохраняется качественная.

6. Развитие как количественно-качественное изменение. Во многих определениях существует идея связи количественных и качественных изменений.

7. Развитие как изменение, влекущее за собой новые изменения, предполагает эволюционную преемственность  в изменениях, связанных с развитием (А.Фламмер).

В зависимости от протяженности временной дистанции можно различить, по меньшей мере, четыре ряда изменений: филогенез, антропогенез, онтогенез и микрогенез.

Основными формами развития являются филогенез и онтогенез. Психическое развитие в филогенезе осуществляется путем становления психических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом.

В ходе онтогенеза происходит формирование психических структур в течение жизни данного индивида, иными словами, онтогенез — это процесс индивидуального развития человека. В последующем, говоря о развитии, мы будем подразумевать процесс индивидуального психического развития.

Деление временной дистанции на возрастные периоды имеет внешние и внутренние основания. Внешние основания: Всякое изменение происходит во времени независимо от того, является оно количественным или качественным, быстрым или медленным, микро- или макропроцессом. Время никоим образом не регламентирует ход психического развития. Однако время фиксирует все события в строго заданной последовательности, не позволяя одним событиям обгонять другие, а вторым становиться впереди первых.

Внутренние основания: Л.С.Выготский писал, что единственным основанием д

Рост и развитие — Студопедия

Идея развития пришла в психологию из других областей науки. Дорога к ее научному изучению была проложена известной работой Чарльза Дар­вина «Происхождение видов путем естественного отбора…», вышедшей в свет в 1859 г. Влияние этой теории, по словам И. М. Сеченова, состояло в том, что она заставила естествоиспытателей «признать в принципе эволю­цию психических деятельностей».

Вскрытые Дарвином движущие факторы и причины развития живых организмов подтолкнули исследователей к изучению хода психического развития детей. Начало таким исследованиям положил сам Дарвин. В 1877 г. он опубликовал результаты наблюдений за развитием своего стар­шего ребенка — Додди.

Изучая его поведение, Дарвин углубил свои представления об эволюции врожденных форм человеческого общения.

Как отмечают Дж. Баттерворд и М. Харрис, эволюционная теория оказа­ла значительное влияние на формирование идей психологии развития. Главная из них состояла в том, что развитие впервые стало рассматривать­ся как постепенная адаптация ребенка к окружающей среде. Человек нако­нец был признан частью природы, что потребовало изучения сходства и различия между ним и животными. Кроме того, теория Дарвина обратила внимание на биологические основы человеческой природы, генезис челове­ческого сознания.

В 1888 г. в Германии выходит работа Прейера «Душа ребенка» — первая книга, открывшая в литературе по детству дорогу своеобразному биографи­ческому направлению,— книга, в которой автор описал тщательные наблю­дения за психофизиологическим развитием своей дочери в течение первых 3 лет.



Наиболее крупные достижения в этой области цришлись на первую треть XX в., и связаны они с именами таких зарубежных и отечественных ученых, как А. Адлер, А. Бине, Дж. Болдуин Карл и Шарлотта Бюлер, А. Гезелл, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, 3. Фрейд, С. Холл, В. Штерн, Б. Аркин, М. Я. Басов, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Б. Залкинд, А. П. Неча­ев, Г. А. Фортунатов и др.

В последующие годы свой вклад в понимание различных аспектов пси­хического развития человека внесли как отечественные ученые: Б. Г. Ана­ньев, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев,

М. И. Лисина, А. Р. Лурия, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эль-конин, так и видные представители зарубежной психологии: А. Бандура, Д. Боулби, У. Бронфенбреннер, А. Валлон, X. Вернер, Л. Кольберг, Б. Скин-нер, Э. Эриксон и др.

Однако, несмотря на значительные результаты этих исследований, еди­ного понимания психического развития не достигнуто. Вместо этого имеет­ся множество теорий, концепций и моделей развития, прямо противореча­щих друг другу. По мнению А. С. Асмолова, это говорит об отсутствии «единого логического стержня, который бы позволил рассматривать психо­логию как целостную систему знаний».

Нет и ни одной научной работы, где наряду с эмпирическими данными о ходе психического развития человека в разные возрастные периоды был бы систематически изложен весь понятийный аппарат психологии развития. Цель настоящей части книги состоит в рассмотрении основных понятий психологии развития, раскрытии его ведущих факторов, описании целей, принципов, механизмов и закономерностей, которым подчиняется процесс психического развития человека. Также будут рассмотрены основные тео­рии развития и принципы его периодизации.

БАЗОВЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Развитие — это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

Основными свойствами развития, отличающими его от всех других из­менений, являются необратимость, направленность, закономерность.

Сам процесс развития не универсален и не однороден. Это означает, что в ходе развития действуют разнонаправленные процессы: «общая линия прогрессивного развития переплетается с изменениями, которые образуют так называемые тупиковые ходы эволюции или даже направлены в сторону регресса» (Философский энциклопедический словарь. М., 1983, с. 561).

Генетическая психология — изучает проблемы возникновения и развития психических процессов, отвечая на вопрос, как происходит то или иное психическое движение, как про­исходят процессы, результатом которых является мысль.

Сравнительна  психология — изучает процессы происхождения человека как вида Homo sapiens, происхождения человеческого сознания, общее и различное в психической дея­тельности человека и животных.

Психогенетика — изучает происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, роль генотипа и среды в их формировании.

Психология развития — изучает возрастные изменения в поведении людей и закономер­ности в приобретении ими опыта и знаний в течение всей жизни. Иными словами, она со­средоточивает внимание на изучении механизмов психического развития и отвечает на воп­рос, почему так происходит.

Акмеология — изучает объективные и субъективные факторы, психологические механиз­мы и закономерности достижения человеком вершин (успеха) в своей деятельности.

В психологии проблема развития интенсивно разрабатывается в рамках генетической психологии, сравнительной психологии, психогенетики, пси­хологии развития и акмеологии.

Наряду с понятием «развитие» в психологии развития присутствуют понятия «созревание» и «рост». Долгие годы развитие трактовалось как процесс созревания. Дело в том, что сами понятия созревания и роста при­шли из биологии развития. И если рост означал количественные соматичес­кие изменения, то к созреванию относили все процессы, спонтанно проте­кающие в организме под влиянием внутренне запрограммированных и внутренне управляемых импульсов роста (Карандашев Ю. Н., 1977).

Наиболее последовательно этот подход сформулирован в спиральной те­ории созревания А. Гезелла, в рамках которой созревание рассматривалось как естественный биологический процесс и предполагалось, что возникаю­щие в ходе его проблемы со временем разрешатся сами собой. При этом А. Гезелл подчеркивал, что «приобщение индивида к культуре никогда не может пересилить влияния созревания», поскольку последнему принадле­жит решающая роль. В чем же состоит отличие этих понятий от понятия «развитие»?

СОЗРЕВАНИЕ И РОСТ

Обычно о созревании и росте говорят тогда, когда хотят подчеркнуть генетический (шире — биологический) аспект психического развития. Со­зревание — это процесс, течение которого «зависит от унаследованных осо­бенностей индивидуума»,— писал К. Коффка (КоффкаК., 1934, с. 29). Этой точки зрения придерживаются и современные психологи. В частно­сти, Г. Крайг дает следующее определение: «Процесс созревания состоит в последовательности предварительно запрограммированных изменений не только внешнего вида организма, но и его сложности, интеграции, органи­зации и функции» (Крайг Г., 2000, с. 18).

Рост — это процесс количественных изменений в ходе совершенство­вания той или иной психической функции. «Если не удается обнаружить качественных изменений — это рост»,— уточняет Д. Б. Эльконин (Эльконин Д. В., 1989).

Созревание — процесс, течение которого зависит от унаследованных особенностей индивидуума.

Процесс созревания состоит в последо­вательности предварительно запрограмми­рованных изменений не только внешнего вида организма, но и его сложности, интег­рации, организации и функций.

Рост — процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной пси­хической функции.

Развитие, созревание и рост взаимосвязаны следующим образом: созре­вание и рост — изменения количественные, служащие основой для разви­тия качественных изменений. На это указывал еще С. Л. Рубинштейн: «В окончательной своей форме организм является продуктом не самого по себе функционального созревания, а функционального развития; он функционирует, развиваясь, и развивается, функционируя» (Ру­бинштейн С. Л., 1940, с. 74).

Основными формами развития являются филогенез и онтогенез. Психи­ческое развитие в филогенезе осуществляется путем становления психичес­ких структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом.

В ходе онтогенеза происходит формирование психических структур в течение жизни данного индивида, иными словами, онтогенез — это процесс индивидуального развития человека. В последующем, говоря о развитии, мы будем подразумевать процесс индивидуального психического развития.

Области (сферы) психического развития указывают на то, что именно развивается. Многие недоразумения при определении механизма психичес­кого развития возникают из-за смешения различных областей психическо­го развития человека. Ведь каждая из них качественно отличается от дру­гой. И если все они в своем развитии подчиняются общим принципам и закономерностям, то механизмы развития каждой будут различными в силу собственного качественного своеобразия. Поэтому вслед за выделени­ем областей психического развития следует определить и их носителей.

Можно выделить следующие области развития:

— психофизическая, которая включает в себя внешние (рост и вес) и внутренние (кости, мышцы, мозг, железы, органы чувств, конституция, нейро- и психодинамика, психомоторика) изменения тела человека;

— психосоциальная, предусматривающая изменения в эмоциональной и личностной сферах. При этом следует особо указать на значение межлично­стных отношений для становления Я-концепции и самосознания личности;

— когнитивная, включающая все аспекты познавательного развития, развитие способностей, в том числе умственных.

Качественное содержание выделенных областей указывает и на их носи­телей.

Филогенез — процесс становления психических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом.

Онтогенез — процесс индивидуального развития человека.

Область (сфера) психического развития — психическое пространство, состоящее из элементов (носителей психического) определенного качества.

Психофизические свойства — свойства, характеризующие деятельность сенсорных (ощу­щение) и перцептивных (восприятие) систем человека.

Психосоциальные свойства — свойства, характеризующие деятельность эмоциональ­ной и личностной сферы человека.

Когнитивные свойства — свойства, характеризующие деятельность познавательных процессов и способностей человека.

Я-концепция — целостный образ собственного Я человека, представляющий собой отно­сительно устойчивую, в большей или меньшей степени осознаваемую систему представ­лений человека о самом себе.

Самосознание личности — совокупность представлений человека о самом себе (Я-кон­цепция) и отношение к ней (самооценка).

Индивид (человек как индивид) — человек как единичное природное существо, предста­витель Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, носитель индивидуально своеобразных, генетически обусловленных черт.

Личность (человек как личность) — в отечественной психологии это:

1) субъект социальных отношений и сознательной деятельности, носитель психосоциальных свойств человека;

2) системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

В зарубежной психологии личность, как правило, определяется на основе частных эм­пирических представлений, развиваемых в рамках той или иной теории личности.

Субъект деятельности (человек как субъект деятельности) — это индивид, личность как источник познания (субъект познания), общения (субъект общения) и преобразования действительности (субъект труда).

Структура индивида является носителем психофизических свойств чело­века. Носителем психосоциальных свойств является личность, а когни­тивных субъект деятельности. О возможности подобной «увязки» сви­детельствуют данные о составе этих макрообразований в структуре человека (Ананьев Б. Г., 1969).

По мнению Б. Г. Ананьева, индивид является носителем биологического, поскольку человек как индивид представляет собой совокупность природ­ных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляет­ся в ходе онтогенеза. В структуре индивида Б. Г. Ананьев выделял два класса свойств: первичные — возрастно-половые и индивидуально-типичес­кие (общесоматические, конституциональные, нейродинамические и била­теральные особенности), и вторичные — психофизиологические функции (сенсорные, мнемические, вербально-логические и др.) и органические по­требности), результаты взаимодействия которых представлены в темпера­менте и задатках.

1. Принцип развития в психологии

В психологии существует несколько методологических принци­пов, оказывающих большое влияние на задачи, решаемые ею, и на способы изучения духовной жизни людей. Важнейшими из них яв­ляются принципы детерминизма, системности и развития. Прин­цип развития — ведущий для той области психологической науки, которая описывает генезис психики. Однако прежде чем обратить­ся к анализу роли и способов влияния принципа развития, необхо­димо кратко остановиться на описании двух других методологи­ческих принципов и их места в психологии.

Принцип детерминизма подразумевает, что все психические яв­ления связаны по закону причинно-следственных отношений, т. е. все, что происходит в нашей душе, имеет какую-то причину, кото­рая может быть выявлена и изучена и которая объясняет, почему возникло именно то, а не иное следствие. В психологии существо­вало несколько подходов к объяснению возникающих связей.

Еще в античности ученые впервые заговорили о детерминизме, о существовании всеобщего закона, Логоса, который определяет, что должно произойти. С человеком, с природой в целом. Демокрит, который разработал развернутую концепцию детерминизма, писал, что люди выдумали идею случая, чтобы прикрыть незнание дела и неумение управлять.

Позднее, в XVII в., Декарт ввел понятие механического детер­минизма, доказывая, что все процессы в психике могут быть объяс­нены исходя из законов механики. Так появилась идея и о механи­ческой природе поведения человека, которое подчиняется закону рефлекса. Механический детерминизм просуществовал почти 200 лет. Его влияние можно увидеть и в теоретических положениях основа­теля ассоциативной психологии.

Д. Гартли, который считал, что ас­социации и в малом (психика) и в большом (поведение) кругах фор­мируются и развиваются по законам механики Ньютона. Отголос­ки механического детерминизма можно найти даже в психологии начала ХХ в., например, в теории энергетизма, которую признава­ли многие известные психологи, а также в некоторых постулатах бихевиоризма, например в идее о том, что положительное подкреп­ление усиливает реакцию, а отрицательное ослабляет.

Но еще большее влияние на развитие психологии оказал биоло­гический детерминизм, который возник с появлением теории эво­люции. В этой теории развитие психики определяется стремлением к адаптации, т. е. все, что происходит в психике, направлено на то, чтобы живое существо как можно лучше приспособилось к тем ус­ловиям, в которых оно живет. Тот же закон распространялся на психику человека, и почти все психологические направления при­нимали этот вид детерминизма за аксиому.

Последний вид детерминизма, который можно назвать психо­логическим, исходит из того, что развитие психики объясняется и направляется определенной целью. Однако в отличие от понима­ния цели в античности, когда она считалась заданной внешней по отношению к человеку силой, в данном случае цель присуща само­му содержанию души, психики конкретного живого существа и оп­ределяет его стремление к самовыражению и самореализации – в общении, познании, творческой деятельности. Психологический детерминизм также исходит из того, что среда является не просто условием, зоной обитания человека, но культурой, которая несет в себе важнейшие знания, переживания, во многом изменяющие про­цесс становления личности.

Таким образом, культура считается одним из самых значимых факторов, влияющих на развитие психи­ки, помогающих осознанию себя как носителя уникальных духов­ных ценностей и качеств, а также как члена общества. Психологи­ческий детерминизм, кроме того, предполагает, что процессы, про­исходящие в душе, могут быть направлены не только на приспо­собление к среде, но и на противостояние ей — в том случае, если среда мешает раскрытию потенциальных способностей данного человека.

Принцип системности описывает и объясняет основные виды связи между разными сторонами психики, сферами психического. Он предполагает, что отдельные психические явления внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая благода­ря этому новые свойства. Однако, как и в исследовании детерми­низма, изучение психологами этих связей и их свойств имеет дли­тельную историю.

Первые исследователи тех связей, которые существуют между психическими явлениями, рассматривали психику как сенсорную мозаику, которая состоит из нескольких элементов — ощущений, представлений и чувств. По определенным законам, прежде всего по законам ассоциаций, эти элементы связываются между собой. Такой вид связи назвали элементаризмом..

Функциональный подход, в котором психику представляли как набор отдельных функций, направленных на реализацию различных психических актов и процессов (зрения, обучения и т.д.), по­явился, так же как и биологический детерминизм, в связи с теорией эволюции. Биологические исследования показали, что существует связь морфологии и функции, в том числе и психической функции. Таким образом было доказано, что психические процессы (память, восприятие и др.) и акты поведения могут быть представлены как функциональные блоки.

В зависимости от вида детерминации эти блоки действуют по законам механики (как отдельные части слож­ной машины) или по законам биологической адаптации, связывая в единое целое организм и среду. Однако этот принцип не объяс­нял, каким образом при дефекте какой-то функции происходит ее компенсация, т. е. каким образом недостатки в работе одних отде­лов могут компенсироваться нормальной работой других (напри­мер, плохой слух — развитием тактильных или вибрационных ощу­щений).

Именно это и объясняет принцип системности, который пред­ставляет психику как сложную систему, отдельные блоки (функции) которой связаны между собой. Таким образом, системность психи­ки предполагает ее активность, так как только в этом случае воз­можна и саморегуляция, и компенсация, присущие психическому даже на низших уровнях развития психики. Системность в понима­нии психики не противоречит осознанию ее целостности, идее «хо­лизма», так как каждая психическая система (прежде всего, есте­ственно, психика человека) является уникальной и цельной.

Перейдем, наконец, к припципу развития, который утвержает, что психика постоянно изменяется, развивается, поэтому наиболее адек­ватным способом ее изучения является исследование закономерно­стей этого генезиса, его видов и стадий. Недаром к одному из наи­более распространенных психологических методов относится имен­но генетический.

Выше уже говорилось о том, что идея развития пришла в психо­логию с теорией эволюции, доказывающей, что психика изменяет­ся вместе со средой и служит для адаптации организма к ней. Анг­лийский психолог Г. Спенсер впервые выделил стадии развития пси­хики. Он изучал генезис психики, исходя из того, что психика чело­века есть высшая ступень развития, которая появилась не сразу, а постепенно, в процессе усложнения условий жизни и деятельности живых существ.

Исходная форма психической жизни — ощущение, развилось из раздражимости, а затем из простейших ощущений появились многообразные формы психики, представляющие собой взаимосвязанные уровни становления сознания и поведения. Все они являются своеобразными инструментами выживания организма, частными формами адаптации к среде.

К ним относятся:

— сознание поведение;

— ощущение рефлекс;

— чувства инстинкт;

— память навык;

— разум волевое поведение.

Говоря о роли каждого этапа, Спенсер подчеркивал главное значение разума: он лишен тех ограничений, которые присущи низшим формам психики, и потому обеспечивает наиболее адекватное приспособление индивида к среде. Эта идея о связи психики, глав­ным образом интеллекта, с адаптацией стала ведущей для психоло­гии развития в первой половине ХХ в.

Принцип развития говорит, что существует два пути развития психики — филогенетический и онтогенетический, т. е. развитие пси­хики в процессе становления человеческого рода и в процессе жиз­ни ребенка. Исследования показали, что эти два вида развития име­ют определенное соответствие между собой.

Как предположил американский психолог Г. С. Холл, это сход­ство связано с тем, что этапы развития психики зафиксированы в нервных клетках и передаются ребенку по наследству, а потому никакие изменения ни в темпе развития, ни в последовательности стадий невозможны. Теория, которая устанавливала эту жесткую связь между фило- и онтогенезом, получила название теории река­питуляции, Т.е. краткого повторения в онтогенезе основных стадий филогенетического развития.

Последующие работы доказали, что такой жесткой связи не су­ществует и развитие может ускоряться или замедляться в зависимо­сти от социальной ситуации, а некоторые стадии могут вообще про­падать. Таким образом, процесс психического развития нелинеен и зависит от социальной среды, от окружения и воспитания ребенка. В то же время невозможно игнорировать сходство, обнаруживае­мое при сравнительном анализе процессов познавательного разви­тия, становления самооценки, самосознания и т. д. У маленьких де­тей и первобытных народов.

Поэтому многие психологи (Э. Клапаред, П.П. Блонскuй и др.), изучавшие генезис психики детей, пришли к выводу о логическом соответствии, которое объяснятся тем, что логика становления пси­хики, ее саморазвертывания, одинакова при развитии человеческо­го рода и развитии отдельного человека.

Что такое психология развития? Определение и значение

Автор: Jon Jaehnig

Обновлено 3 июня 2020 г.

Медицинский обзор: Уитни Уайт, MS. CMHC, NCC., LPC

Психология развития — важная область психологии, которая стремится понять человеческое развитие на протяжении всей жизни, тем самым внося свой вклад во множество научных областей.Понимание того, что такое психология развития, почему она важна и как она применяется в современном мире, может помочь вам понять себя и своих детей, а также мир в целом.

Узнайте о психологии развития и ее применении в вашей семье

Не ждите — поговорите с лицензированным семейным терапевтом в Интернете!

Источник: pexels.com

Психология развития часто используется для объяснения проблем, с которыми человек сталкивается во взрослой жизни, связанных с опытом или отсутствием опыта, когда он был моложе.Таким образом, независимо от того, сколько вам лет, психология развития может помочь вам понять себя, в том числе то, как вы думаете и чувствуете. Эта статья предложит введение в психологию развития. Это также поможет вам при необходимости связаться со специалистами, которые помогут вам жить более счастливой и здоровой жизнью.

Определение психологии развития

Психология развития — это исследование того, как люди растут, меняются и остаются неизменными на протяжении всей своей жизни. В прошлом психология развития в основном использовалась для понимания умственного, эмоционального и когнитивного роста детей.Это потому, что самые большие изменения в людях происходят в детстве. Однако психология развития также используется для понимания развития человека на протяжении всей жизни, поскольку изменения продолжают происходить на протяжении всей взрослой жизни. Психология развития также важна для помощи людям с нарушениями развития.

Цели психологии развития

Есть три основные цели психологии развития. Они предназначены для описания, объяснения и оптимизации разработки.Описание развития требует сосредоточения внимания как на моделях изменений, так и на индивидуальных вариациях моделей. Хотя существует типичный путь развития, которым следует большинство людей, каждый человек индивидуален и имеет уникальный опыт развития. Психологи развития также должны объяснять свои выводы и применять их для оптимизации развития детей, взрослых, инвалидов и пожилых людей. Они также используют теории психологии развития для оптимизации обучения.

Теории психологии развития

Один из способов, которым психология развития оптимизирует развитие и обучение, — это теории психологии развития.В психологии развития существует множество теорий, которые иногда противоречат друг другу. Исследования продолжаются, чтобы определить лучшие методы понимания и изучения разработки.

Непрерывность по сравнению с разрывом

Аргумент «непрерывность или прерывность» касается этапов жизни, которые проходят дети и взрослые. Психологи, верящие в непрерывность, утверждают, что нормальное развитие — это постепенный и непрерывный процесс. Дети развиваются примерно так же, как они растут.

Источник: rawpixel.com через freepik.com

Непрерывность — более частый аргумент в этой дискуссии. Психологи, которые верят в прерывность, утверждают, что изменения бывают более резкими. Отсюда и происходит термин ступеней . Психологи, которые верят в прерывность, считают, что все проходят одни и те же стадии жизни, и биологические факторы вызывают эти стадии. Однако не все могут проходить одни и те же этапы одновременно.Люди развиваются в своем собственном темпе, и хотя могут быть нормы, каждый уникален и будет развиваться по-своему.

Природа против воспитания

Вы, наверное, слышали дебаты о природе и воспитании. Некоторые психологи считают, что природа или генетика в первую очередь определяет развитие ребенка, в то время как другие психологи считают, что воспитание или факторы окружающей среды играют более важную роль. Истина находится где-то посередине, поскольку природа и воспитание взаимодействуют на протяжении всей жизни и разделяют ответственность за человеческое развитие.В конце концов, спор идет о том, какое значение следует придавать природе, а не воспитанию.

Стабильность по сравнению с изменением

Аргумент «стабильность против изменений» касается личности. Психологи, выступающие за стабильность, считают, что некоторые аспекты вашей личности, с которыми вы родились, не меняются со временем. Психологи, выступающие за изменения, считают, что ваше окружение, взаимодействие с семьей, жизненный опыт и другие факторы могут со временем изменить вашу личность.Например, дети, которые проводят свои первые годы в детском доме и не могут нормально развиваться в младенчестве, станут более общительными и ласковыми в стабильном семейном доме. Опять же, большинство психологов считают, что наиболее вероятна комбинация этих двух факторов.

История психологии развития

The Industrial Revolution отвечает за область психологии развития. Когда стало очевидно, что необходима образованная рабочая сила, больше внимания стало уделяться развитию и обучению детей.Эта необходимость привела к расширению исследований в области психологии развития. Поскольку в западном мире произошла промышленная революция, психология развития является детищем Запада. Первоначальной целью психологии развития было определить, как дети учатся, сделать образование более эффективным и создать более сильную рабочую силу.

Развитие взрослых — довольно новая область изучения, но она оказывается плодотворной. Люди, дожившие до старости, претерпевают множество изменений в развитии.Эта область психологии развития может быть полезна для понимания стареющего населения.

Узнайте о психологии развития и ее применении в вашей семье

Не ждите — поговорите с лицензированным семейным терапевтом в Интернете!

Источник: freepik.com

Два психолога ответственны за возникновение психологии развития. Чарльз Дарвин рано внес свой вклад в свои научные наблюдения за моделями общения своего сына. Позже, в 1882 году, немецкий психолог Вильгельм Прейер написал книгу « Разум ребенка» , основанную на своих научных наблюдениях за своей дочерью от рождения до двух лет.Эти две начальные работы стали отправной точкой для дальнейших исследований и развития других теорий. Три самых известных психолога развития — это Жан Пиаже, Лев Выготский и Джон Боулби, у всех из которых есть теории психологии развития, которые используются и дорабатываются и сегодня.

Приложения психологии развития

Теории и практики, основанные на психологии развития, имеют множество приложений. Например, с помощью психологии развития можно определить, правильно ли развивается ребенок или есть ли у него отклонения в развитии.Психология развития также используется для оптимизации учебной среды, и ее теории влияют на нашу нынешнюю систему государственных школ.

Кроме того, психологи развития работают в исследовательских центрах, клинических учреждениях и больницах для оценки, диагностики и лечения взрослых с нарушениями развития. Людям с нарушениями развития, такими как аутизм, помогают овладеть навыками, которые способствуют большему благополучию и независимости. Психологи развития могут также работать с пожилыми людьми в домах престарелых, больницах, психиатрических клиниках и приютах для бездомных.Психологи могут использовать теории развития, чтобы помочь людям любого возраста понять свой жизненный этап и понять, как они могут стать счастливее и продуктивнее.

Разговор с профессионалами

Одна из главных причин, по которой люди обращаются к психологии развития, — это лучше понять своих детей. Когда вы читаете о человеческом развитии, вы можете обнаружить, что ваш ребенок не соответствует нормальным стандартам развития. Может быть много причин для несоблюдения норм развития, и может быть что-то простое, что вы можете сделать дома, чтобы изменить способ взаимодействия вашего ребенка с миром.

Один из лучших способов получить больше информации о психологии развития, особенно в том, что касается вашего ребенка, — это поговорить с лицензированным терапевтом, имеющим опыт в области психологии развития. Эти специалисты могут изучить историю и поведение вашего ребенка, поговорить с ним и выяснить, почему он может отставать в развитии.

Источник: freepik.com

Если есть основная проблема, такая как нарушение развития, эти специалисты могут помочь вам определить, подходит ли тестирование и как его запланировать.Они также могут помочь вам узнать о ресурсах вашего сообщества, которые помогут вам справиться. Часто, когда в семье возникают нарушения развития, это создает стресс для родителей и других опекунов. Ваш терапевт может помочь вам и вашему ребенку.

Как BetterHelp может помочь

Если вы беспокоитесь о развитии вашего ребенка или о том, как ваше раннее развитие все еще влияет на вас, есть психотерапевты, которые помогут вам в правильном направлении. Better Help предлагает недорогие и удобные варианты онлайн-терапии для вас и вашей семьи.С помощью таких сервисов, как BetterHelp, вы можете получить больше информации о психологии развития, помочь справиться с проблемами ребенка с отклонениями в развитии и обрести душевное спокойствие в мире переворотов, который не всегда идет по плану. Для получения дополнительной информации о том, как онлайн-терапия может помочь вам или кому-то из ваших близких, прочтите следующие обзоры консультантов BetterHelp от людей, которые сталкиваются с рядом жизненных проблем.

Отзывы консультанта

«Линдси провела со мной самые мрачные часы.Я думаю, что она один из лучших терапевтов, которые у меня когда-либо были. Линдси искренне прислушивается к моему опыту и оценивает его, призывая меня продолжать расти и искать пути, за которые я несу ответственность, и чтобы помочь мне дать язык, чтобы подтолкнуть и отстаивать себя ».

«Доктор Даутин очень добрая и замечательный слушатель. Она действительно помогла мне найти способы справиться и вырасти за короткое время. Я очень рад возможности увидеть ее в качестве пациента».

Движение вперед

Жизненные перемены могут быть трудными для всех.Однако создание по-настоящему полноценной жизни с помощью обогащающих занятий и отношений возможно — все, что вам нужно, — это правильные инструменты и небольшая помощь. Сделайте первый шаг сегодня.

,

Психология развития — Мир психологов

Психология развития

Психология развития — это раздел психологии, который пытается объяснить развитие человека с течением времени, как в микро-смысле, когда они развиваются от младенцев до зрелых взрослых, так и в макро-смысле, поскольку сама культура развивается на протяжении многих лет и десятилетий. ,

Следует отметить, что сложно делать широкие заявления о психологии развития, потому что это фактически обобщающий термин, используемый для описания ряда дисциплин, направленных на достижение одной и той же цели.Однако эти дисциплины часто весьма разнообразны и могут показаться довольно непохожими друг на друга во всех отношениях, за исключением их общей цели.

В таком случае хорошее понимание психологии развития должно учитывать обзор различных уникальных дисциплин, составляющих отрасль в целом.

Теория сцены Пиаже

Жан Пиаже — одна из выдающихся фигур в области психологии развития. Ему приписывают то, что он первым разработал «теорию стадии» и доказал, что все люди развиваются по схожему пути, проходя через узнаваемые «стадии», каждая с определенными характеристиками и психосоциальными целями, которые должны быть достигнуты, если кто-то хочет переход к следующему.

Одним из наиболее интересных аспектов теории сцены является ее положение о том, что дети учатся, конструируя знания посредством опыта, в отличие от того, что они напрямую передаются окружающей средой или являются врожденными и инстинктивными. Благодаря этому теория Пиаже нашла широкую поддержку со стороны тех, кто считает, что она способствует успешному педагогическому подходу. Действительно, многие начальные школы и дошкольные учреждения по всей стране придерживаются теории Пиаже и применяют ее на практике в своих учебных программах.

Эксперименты, проведенные Пиаже, помогают подтвердить его точку зрения и установить определенную ответственность со стороны взрослых в руководстве обучением развивающихся детей (в отличие, например, от подхода Ватсона). Эти эксперименты обычно включали использование Сократовских вопросов, чтобы побудить детей к более глубокому пониманию своих действий. Как известно, он расположил конфеты в две строки; длинная линия с меньшим количеством частей и короткая линия с большим количеством частей. Когда дети говорили, что в более длинной линии было «больше», потому что она больше, использовались вопросы Сократа, чтобы направить их назад через процесс принятия решений, после чего они смогли применить это рассуждение к другим ситуациям. 1

Лев Выготский и социальный контекст

Другой исследователь психологии развития, Лев Выготский, также считал, что взрослые несут ответственность за помощь в развитии детей. Однако вместо прямого дидактического подхода он предпочитал, чтобы взрослые вмешивались в развитие только на критических стадиях, известных как «зоны ближайшего развития», когда ребенок приближается к переходу от одной стадии развития к другой.

Важно отметить, что Выготский продолжил расширять эту теорию, чтобы охватить более широкую перспективу общества в целом.Подобно тому, как Пиаже считал, что обучение и развитие передаются от взрослого к ребенку, Выготский утверждал, что развитие начинается на социальном уровне и со временем переходит на индивидуальный уровень. Другими словами, преобладающая культура, в которой родился человек, оказывает глубокое влияние на его ценности и, следовательно, на его развитие. Утвержденный таким образом, он продолжил утверждать, что сама культура должна играть в личном развитии.

Выготский впервые высказал эти взгляды в эссе 1929 года под названием «Проблема культурного развития ребенка», в котором он изложил свои экспериментальные методы.По большей части эти эксперименты были сосредоточены на целенаправленном поведении, например, когда ребенок учится пинать мобильный телефон, чтобы заставить его вращаться. Подразумевалось, что стимулы и среда, выдвигаемые культурой, будут определять возможности, которые у ребенка есть для приобретения навыков, и способы включения этих навыков в общую иерархию ценностей. Если рассматривать с широкой точки зрения, последствия могут быть ошеломляющими: подумайте, насколько, например, ребенок, выросший в бедности, может отличаться от ребенка, воспитанного в изолированном богатстве и роскоши. 2

Теория социального обучения Бандуры

Альберт Бандура — один из самых последних исследователей, добившихся прогресса в области психологии развития. Первоначально сочувствуя убеждениям бихевиористов, Бандура несколько отошел от своих ранних убеждений после серии экспериментов, получивших известное название «эксперименты с куклой Бобо». «Кукла Бобо» — это надувная игрушка, предназначенная для самостоятельного подъема с отягощениями после падения.После просмотра видео, на котором коллега жестоко нападает на такую ​​куклу, выяснилось, что дети очень восприимчивы к повторению такого поведения, даже без обещания вознаграждения или угрозы отрицательного подкрепления. Казалось, что это, по крайней мере, немного расходится с утверждениями бихевиоризма о том, что обусловленность отвечает почти за все наблюдаемое поведение.

Так что именно здесь происходило? В конечном итоге Бандура разработал теорию, согласно которой развитие происходит в процессе «социального обучения», при котором поведение наблюдается, сохраняется и в конечном итоге воспроизводится детьми после наблюдения за поведением взрослых.Эта теория социального обучения оказала большое влияние на западное общество до такой степени, что большинство людей теперь чувствуют, что наблюдаемое поведение оказывает глубокое влияние на развитие ребенка. Посмотрите, например, на систему рейтинга, которая не позволяет детям получать доступ к фильмам или видеоиграм с чрезмерным насилием.

Бандура и более поздние последователи также пытались применить теорию социального обучения к сфере ненормальной психологии как способ объяснения преступного поведения. Они объяснили девиантность как усвоенное поведение, которое данный девиант выполняет в надежде, что каким-то образом сможет избежать боли или унижения.Утверждается, что почти во всех случаях девиантное поведение развивается как стратегия избегания после того, как кто-то переживает травмирующий опыт, связанный с болью или унижением. Они подтвердили эти утверждения глубоким анализом американских серийных убийц, который оказался весьма убедительным. 3

Оценка
  • Психология развития — это общий термин, который относится к изучению того, как люди развиваются с течением времени как индивидуально, так и с точки зрения общества в целом.
  • Поскольку не существует единой теории, которая бы на 100% объясняла человеческое развитие, эту ветвь лучше всего понять, рассматривая различные теории, каждая из которых пытается решить основной вопрос.
  • «Теория стадии» Жана Пиаже утверждает, что все люди проходят общее развитие через стадии с определенными началом и концом, и что взрослые обязаны помогать детям в продвижении через эти стадии с помощью таких инструментов, как сократовский опрос.
  • Лев Выготский расширил сценическую теорию Пиаже, предложив, что культура сама по себе является генератором человеческого развития и что дети развиваются по-разному в разных культурах именно поэтому. Таким образом, взрослые должны не только помогать детям в их развитии, но и обеспечивать сохранение культуры ответственности и поддержки.
  • Альберт Бандура разработал свою теорию развития социального обучения после того, как обнаружил, что дети имитируют определенное поведение независимо от награды или наказания.Это привело к широко распространенному мнению о том, что ранние травмы могут привести к аберрантному девиантному поведению в более позднем возрасте.

Список литературы
  1. Пиаже, Дж. Память и интеллект. Лондон: Рутледж и Кеган Пол, 1973.
  2. Выготский Л. «Проблема культурного развития ребенка». 1929.
  3. Хейл, Роберт. «Применение теории обучения к серийным убийствам». Американский журнал уголовного правосудия 17: 2 37-45, 1993.

.

Что такое психология развития? — Изучите психологию

What is developmental psychology?
(Последнее обновление: 5 марта 2019 г.)

Как люди растут и меняются в течение жизни? Это один из многих вопросов, на которые пытается ответить психология развития . Развитие — это гораздо больше, чем просто физические изменения, которые происходят в течение жизни. Это также связано с когнитивными, социальными и эмоциональными изменениями, которые происходят в разном возрасте.

Психология развития: тогда и сейчас

Возможно, вы удивитесь, узнав, что когда-то развитие ребенка не было предметом особого внимания.На протяжении большей части истории человечества дети просто рассматривались как миниатюрные копии взрослых. Только после промышленной революции исследователи начали признавать и исследовать детство как уникальный, особый и важный период жизни.

Возможно, неудивительно, что некоторые из основных теорий развития сосредоточены на развитии, которое происходит в детстве. В конце концов, это время, когда изменения в развитии происходят наиболее быстро.

Ранние исследования развития ребенка начались в конце 1800-х годов с работ естествоиспытателя Чарльза Дарвина и физиолога Вильгельма Прейера.Только в 20-м веке, благодаря работам знаменитого психолога Жана Пиаже, всерьез начались сосредоточенные исследования теорий развития ребенка. Среди других исследователей, внесших большой вклад в исследования в этот период, были Джин Боулби, Лев Выготский и Эрик Эриксон.

Цели психологии развития

Как и другие области психологии, цели психологии развития заключаются не только в описании того, как происходит развитие, но также в объяснении, прогнозировании и даже контроле за ходом развития.Лучше понимая множество факторов, влияющих на нормативное развитие, психологи могут рекомендовать стратегии, подходы и вмешательства, которые приводят к лучшим результатам и более здоровым и счастливым детям.

Нормальный Vs. Аномальное развитие

Психология развития стремится понять как нормальное, так и ненормальное развитие. Чтобы описать развитие, исследователи должны отметить как наблюдаемые нормативные модели (то есть, как развивается большинство детей), так и индивидуальные различия, которые могут иметь место (т.е. возможные варианты).

Природа против. Воспитание

Объяснение развития часто включает определение того, какое влияние оказывают природа и воспитание. Споры о природе и воспитании — это классический психологический вопрос, который сосредотачивается на том, играет ли генетика или окружающая среда большую роль в различных аспектах человеческого развития и поведения.

В прошлом нативисты утверждали, что развитие почти полностью контролируется генетической наследственностью.Из-за нашей общей ДНК определенные аспекты развития имеют тенденцию следовать довольно предсказуемой схеме с точки зрения времени и результата. Например, начало полового созревания происходит примерно в том же возрасте.

Однако, как вы уже могли догадаться, факторы окружающей среды также могут играть роль в развитии. Хотя эмпирики могли утверждать, что развитие было в значительной степени результатом влияния окружающей среды, сегодня эксперты признают, что природа и воспитание играют важную роль, и что взаимодействие между этими двумя силами также важно.В случае полового созревания генетика играет важную роль в определении того, когда оно начинается, но факторы окружающей среды, такие как получение адекватного питания, также имеют решающее значение.

Прогнозирование

Прогнозирование событий развития позволяет родителям, учителям, психологам и работникам здравоохранения предугадывать потребности детей и реагировать соответствующим образом. Это касается и более поздних этапов жизни. Взрослые осознают, что они могут столкнуться с определенными проблемами со здоровьем в результате процесса старения, что позволяет им сегодня вносить изменения в образ жизни и поведение, которые окажут влияние на здоровье и развитие в будущем.

Внесение положительных изменений

Наконец, психология развития позволяет экспертам влиять на жизнь детей, взрослых и пожилых людей. Понимание проблем развития, с которыми люди сталкиваются на разных этапах жизни, позволяет разрабатывать образовательные программы, инициативы в области общественного здравоохранения и целевые вмешательства, направленные на максимальное улучшение самочувствия и преодоление потенциальных проблем.

Например, психологи развития обнаружили, что социальные связи важны для когнитивного и психического здоровья в более поздние годы жизни.В результате сообщества могут поощрять такую ​​социальную активность, создавая центры для пожилых людей, где пожилые люди могут найти связи и сети социальной поддержки.

Важные теории психологии развития

Современное исследование психологии развития появилось в истории лишь относительно недавно, чтобы рассмотреть различные аспекты того, как люди меняются и растут с течением времени. Некоторые из этих теорий сосредотачиваются на том, как развивается личность, в то время как другие сосредотачиваются на когнитивных изменениях, которые происходят в течение детства.

Теория психологии развития Фрейда

Теория психосексуального развития Фрейда была ранней теорией, которая фокусировалась на том, как личность развивается в раннем детстве. Зигмунд Фрейд считал, что психосексуальная энергия сосредотачивается на различных эрогенных зонах на разных этапах развития. Он также предположил, что неспособность успешно справиться с первичным кризисом на каждой стадии может привести к психологической фиксации на этом этапе развития.

Теория психологии развития Эриксона

Теория психосоциального развития Эриксона была похожа на теорию Фрейда в том, что она разбивала развитие на стадии и включала в себя определенный тип кризиса развития на каждой стадии.Однако теория Эриксона отличалась тем, что рассматривала развитие на протяжении всего жизненного цикла, от рождения до смерти.

Теория психологии развития Пиаже

Теория когнитивного развития Пиаже предполагает, что существуют фундаментальные различия в том, как думают дети и как думают взрослые. Пиаже разделил это развитие на четыре отдельных этапа, которые обычно происходят на разных этапах развития. Самый ранний этап сосредоточен на познании себя и мира, в то время как более поздние этапы основываются на этом знании, поскольку дети получают все более сложное понимание себя, других и мира вокруг них.

Теория психологии развития Боулби

Теория привязанности Боулби предполагает, что дети рождаются предрасположенными к формированию привязанностей, которые помогают в их защите, выживании, воспитании и развитии. Ранние модели привязанности к опекунам могут повлиять на то, как дети чувствуют себя с возрастом. Те, кто в детстве может сформировать надежную привязанность, как правило, вырастают счастливее и здоровее во взрослом возрасте.

Теория психологии развития Выготского

Социокультурная теория Выготского подчеркивала важность социальных влияний и культуры для когнитивного развития детей.В то время как другие теории, такие как теория Пиаже, предполагают, что существуют универсальные стадии развития, подход Выготского предполагает, что то, как дети учатся, зависит от культуры их воспитания.

Некоторые из основных дискуссий в психологии развития

На протяжении всей истории психологии развития был ряд важных дискуссий и проблем.

Некоторые из основных вопросов, которые задают психологи и исследователи, касаются относительного вклада генетики по сравнению с окружающей средой, процессов, посредством которых происходит развитие, и общей важности ранних переживаний по сравнению с более поздними событиями.

Как упоминалось ранее, классическим вопросом в исследованиях детского развития является дискуссия «природа против воспитания». Иногда его называют дебатами о нативизме и эмпиризме, он сосредоточен на вопросе о том, играет ли генетическая наследственность большую роль в влиянии на развитие и поведение, или окружающая среда оказывает более сильное влияние?

Сегодня большинство психологов признают, что оба элемента играют важную роль, но споры продолжаются по многим вопросам развития, затрагивающим самые разные темы, от академических способностей до сексуальной ориентации.

Практическое применение психологии развития

Психология развития также играет важную роль в формировании подхода психологов, педагогов и медицинских работников к различным проблемам реального мира. Психология развития может улучшить жизнь детей и семей, рассматривая проблемы, влияющие на социальные проблемы, проблемы воспитания детей, образовательную практику, а также физическое и психическое здоровье.

Психология развития и воспитание детей

Исследования человеческого развития внесли большой вклад в наше понимание родительских подходов, которые приводят к наиболее успешным результатам для детей.

Например, психолог Дайана Баумринд предположила, что существуют некоторые важные аспекты воспитания, отмеченные дисциплинарными подходами, теплотой, стилями общения и родительскими ожиданиями. Сегодня исследователи часто выделяют четыре различных стиля воспитания, которые характеризуются тем, как родители взаимодействуют и воспитывают своих детей. Это авторитетный стиль, характеризующийся высокими ожиданиями, сильным общением, теплотой и широкой поддержкой, который, по мнению экспертов, является лучшим подходом к воспитанию детей.Дети, воспитанные такими родителями, как правило, более счастливы, демонстрируют лучшую саморегуляцию и обладают более сильными социальными навыками.

Психология развития и образование

Психология развития предоставила обширные данные о когнитивном росте детей, которые оказали явное влияние на учебные практики и стратегии. Теории конструктивизма, например, помогают учителям и педагогам лучше понять, как дети активно создают смысл окружающего мира.

Психология развития и здравоохранение

Лица, работающие в сфере здравоохранения, как правило, должны пройти по крайней мере один курс психологии развития в рамках своего образования. Благодаря лучшему пониманию основ человеческого развития поставщики медицинских услуг могут быть лучше оснащены для оказания помощи своим пациентам и улучшения показателей здоровья.

Неонатальные медсестры, например, могут использовать свои знания о здоровье и безопасности младенцев для обучения молодых родителей тому, как лучше всего заботиться о своих новорожденных.Те, кто работает с пожилыми пациентами, способны сопереживать психологическим и физическим проблемам своих пациентов и предоставлять услуги, которые способствуют наилучшему возможному паллиативному уходу, поскольку эти люди сталкиваются с серьезными проблемами со здоровьем.

Последние мысли

Психология развития — это не просто тема, волнующая психологов и исследователей, это тема, которая затрагивает многие другие области, от образования до здравоохранения. Узнавая больше о том, как растут дети и как стареют взрослые, мы можем лучше понять людей и проблемы, с которыми они сталкиваются на всех этапах жизни.

Список литературы

Баумринд Д. (1967). Практика ухода за детьми предшествует трем образцам дошкольного поведения. Монографии по генетической психологии, 75 (1), 43-88.

Эриксон, Э. (1963). Детство и общество. (2-е изд.). Нью-Йорк: Нортон.

Выготский, Л.С. (1978). Разум в обществе. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.

Изображение: Skitter Photo / https://stocksnap.io/photo/FF29114102

,

Что такое психология развития? | Что такое психология?

Психология развития — это научное исследование возрастных изменений, которые происходят в течение жизни человека. Хотя теоретики раннего развития в основном интересовались детьми, в настоящее время фокус этой области расширился и теперь включает изменения на протяжении всей продолжительности жизни человека от зачатия до смерти. Психологи развития изучают различные области развития, включая физические, эмоциональные, когнитивные, моральные, личностные и социальные изменения.Хотя теоретически эти области можно рассматривать как отдельные, все они влияют и находятся под влиянием друг друга. Поэтому психологи по развитию исследуют способы взаимодействия этих областей развития, что приводит к более сложным моделям изменений. Например, физическое развитие в подростковом возрасте может привести к эмоциональным изменениям (например, к снижению или повышению уверенности в себе), что, в свою очередь, может повлиять на характер социального взаимодействия.

[showmyads] Психологи развития стремятся не только описать качественных и количественных изменений, которые происходят по мере роста и старения человека, но также объяснить лежащие в основе механизмы, с помощью которых эти изменения происходят.Обе эти цели достигаются посредством научных исследований в различных возрастных и культурных группах. В результате такого исследования были собраны обширные данные, показывающие диапазон поведения, типичного для определенного возраста. Эта совокупность знаний обеспечивает научный стандарт, с которым можно сравнивать индивидуальное поведение, чтобы определить, развивается ли ребенок с типичной скоростью детей того же возраста, отстает ли он / она или находится на более высоком уровне развития. Исследования в области психологии развития также помогают выявить факторы, которые способствуют, а также препятствуют оптимальному развитию — ценная информация, которая может применяться во многих ситуациях как в этой области, так и за ее пределами.

Есть несколько важных вопросов, которые лежат в основе психологии развития с момента ее появления. К ним относятся вопросы, касающиеся:

1. Природа или воспитание. Являются ли изменения в развитии результатом врожденных характеристик (природа) или влияния окружающей среды (воспитание)?

2. Непрерывность или прерывность. Является ли человеческое развитие постепенным и непрерывным процессом, в котором люди опираются на ранее приобретенные знания и навыки, или это прерывистый процесс, включающий серию дискретных этапов, на которых внезапно возникают новые знания и модели поведения?

3.Стабильность против изменений. По мере развития людей их характеристики остаются стабильными с течением времени или они меняются? Например, если в детстве человек был очень разговорчив и общителен, сохранится ли эта черта во взрослой жизни?

4. Ранний и более поздний жизненный опыт — оказывает ли ранний детский опыт наибольшее влияние на развитие или более поздние жизненные события не менее важны?

Несколько влиятельных теоретиков помогли сформировать область психологии развития своим значительным теоретическим вкладом.К ним относятся Жан Пиаже и Лев Выготский, которые предложили ценные теории когнитивного развития; Зигмунд Фрейд, Эрик Эриксон и Джон Б. Уотсон, предложившие детальные теории развития личности; и Лоуренс Кольберг, чьи новаторские работы по моральному развитию продолжают влиять на современные концепции морали.

Фото любезно предоставлено photostock / FreeDigitalPhotos.net

Статьи по теме

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *