Психологический кризис: «Что такое психологический кризис?» – Яндекс.Кью
Психологические кризисы | Медицинский центр Помощь
Психологические кризисы на пути развития личности
Жизнь человека полна различных событий. Все они непременно влияют на формирование его личности. Каждое пережитое впечатление и эмоция, каждое испытание и вид деятельности делают человека именно таким, каким он есть.
Нет одинаковых личностей. Каждый имеет свою индивидуальность, неповторимость. Удивительно, но, два человека, помещенные, казалось бы, в одни и те же условия, развиваются совершенно по-разному. Всему виной совокупность особых факторов влияния.
Часто человек может испытывать серьезные затруднения на пути преодоления кризиса. Психологи – это те профессионалы, которые помогут раскрыть внутренний потенциал и извлечь из каждого этапа жизни ценный опыт, позволяющий самосовершенствоваться.
Психологические кризисы как этапы развития личности
Как бы не звучало неприятно словосочетание «психологический кризис», этот феномен имеет очень важное значение в жизни человека. Именно под их влиянием происходит развитие личности, меняются ее определенные черты и убеждения. На каждом жизненном этапе человека поджидает психологический кризис, который имеет общие черты у всех, но переживается каждым абсолютно по-разному.
Можно выделить такие основные психологические кризисы личности, оказывающих наиболее серьезное влияние:
1. Кризис «укрепления корней» – от 3 до 7 лет. В процессе активного познания мира ребенок получает ценный опыт: доброжелателен ли или враждебен окружающий мир. На основании этого опыта формируется его отношение к окружающей действительности, самооценка, познавательная активность.
2. Кризис подросткового возраста – приблизительно от 10 до 16 лет. «Уже не ребенок, но еще не взрослый» определяет меры собственной независимости, оценивает свой социальный статус и границы своего Я среди других. Большое значение имеет мнение сверстников. Оно во многом является определяющим в формировании личности. Подросток старается подстроиться под свой социум и это понятно почему: он просто пытается отыскать свое место в коллективе.
3. Кризис самоидентификации – 18 до 22 лет. Под влиянием постоянно возникающих перед собой вопросов («Чем я хочу заниматься в жизни?», «Правильным ли будет мой выбор?», «Смогу ли я достичь успеха?») личность оценивает свою роль и предназначение.
4. Кризис 30 лет. У личности могут возникать стремления что-то изменить в своей жизни. Потенциала и активности для этого в таком возрасте еще достаточно.
5. Кризис середины жизни. Это период анализа и оценки своей жизни, себя, своих достижений. Человек осознает, что приближается старость, тело претерпевает физиологические изменения, и это может вызывать естественный страх того, что можно не успеть совершить все задуманное.
6. Кризис старения и смерти.
Далеко не всегда человек может пройти каждый из кризисов с положительным результатом для его личности. «Застревание» на каждом из них приносит немало нежелательных последствий. Профессиональный психолог, работающий с такой проблематикой, знает, как помочь таким людям преодолеть кризисы личностного развития. Для этого используются разные методы и техники.
Кризис в психологии
Понятие кризиса в психологии
Определение 1
Психологический кризис представляет собой переломный момент в жизни человека, качественный переход из одного состояния в другое, граница между новым и старым опытом.
Он имеет два основных вида детерминации:
- внутреннюю,
- внешнюю.
Внутренняя детерминация обусловлена внутренними постепенными изменениями, приводящими к качественному прыжку. Она связана с изменениями в человеческой личности, при которых формируется представление о себе как носителе новых психологических ролей и потребность превратиться в субъекта новой роли объективные условия для которой, еще не сформировались. Когда новая жизненная роль не реализуется в ролевом поведении, это становиться причиной важного жизненного кризиса, который может иметь достаточно серьезные последствия.
Помощь со студенческой работой на тему
Кризис в психологии
Внешняя детерминация представлена изменениями определенных обстоятельств жизни человека, при которых существующие жизненные роли не соответствуют социальным ролевым ожиданиям. Ситуации, при которых возникает необходимость замены не отживших жизненных ролей, также может стать причиной жизненного кризиса, заключающегося в трудностях формирования новых жизненных ролей.
Типы жизненных кризисов
В зависимости от характера и содержания психологических проблем и жизненных обстоятельств, послуживших причиной кризисной ситуации, а также личностных ролей, возникающих, развивающихся и исчезающих, выделяются типы жизненных кризисов:
- кризисы становления личности;
- кризисы здоровья;
- терминальные кризисы;
- кризис значащих отношений;
- кризис личностной автономии;
- кризис самореализации;
- кризис жизненных ошибок.
Наиболее распространенными кризисами становления являются нормативные возрастные кризисы, которые необходимы для нормального процесса личностного становления. Возрастным кризисам присущи значительные качественные изменения в психологии человека. Данные изменения сопровождаются всегда изменением ролей, так как определенная деятельность предусматривает соответствующую ей личностную роль человека. Кризис становления личности характерны не только для периодов детства, отрочества, юности. Кризисы становления у взрослых людей могут сопровождаться знаковыми жизненными событиями: сменой профессии, уходом из семьи, переездом.
Человек может переживать серьезный кризис по причине потери здоровья, получения увечья или другими проблемами, коренным образом изменяющих жизнь. Яркими фрустрирующими кризисными факторами являются потеря важных социальных и жизненных функций в связи с изменением здоровья, отказ от жизненных планов в связи с невозможностью их воплощения.
Достаточно серьезными являются кризисы, связанные с терминальными человеческими ценностями, например, с возможным или неминуемым концом жизни.
Важной для жизни является сфера взаимоотношений человека с окружающими и значительные изменения в структуре данных взаимоотношений зачастую сопровождаются изменениями межличностных ролей и кризисами. Причинами кризисов подобного типа могут выступать: вынужденная разлука, смерть близкого человека, измена, развод. К кризису может привести появление новых межличностных ролей, например, рождение ребенка.
Причиной кризиса личностной автономии могут служить обстоятельства, которые связаны с потерей или ограничением свободы или личностной автономии. Кризис личностной автономии является разновидностью кризиса значащих отношений. Но кризис значащих отношений заключается в потере межличностных значащих ролей, а кризис личностной автономии связан с попаданием в нежелательную новую межличностную роль.
Жизненный кризис может также наступить вследствие обстоятельств, которые связаны с невозможностью нормальной самореализации человека, в частности, потери работы, выхода на пенсию, утраты значащей социальной роли, осознания ошибочности выбранного жизненного пути.
Кризис жизненных ошибок развивается вследствие каких-либо фатальных поступков, потери ценных вещей, кризиса греха. Кризис жизненных ошибок может быть и следствием неосуществленных поступков.
Проявление кризиса
Замечание 1
Кризисное состояние сопровождается яркими отрицательными эмоциями: волнением, ощущением неопределенности, тревогой, переживанием собственной беспомощности, одинокости, никчемности, безнадежности, пессимистической оценкой себя, текущей ситуации и будущего, затруднениями в планировании своих дальнейших действий.
В кризисном состоянии, с позиции психофизиологии, происходят изменения в мышлении, познавательных процессах, наблюдается снижение внимания и способности усвоения информации. Отмечаются также соматовегетативные нарушения: человек дышит, всхлипывая, постоянно вздыхает, ощущает физическую слабость, истощение и разбитость.
Напряженность и тревога, вызванные ситуацией кризиса, приводят к снижению глубины и адекватности понимания других людей. Человек преувеличивает экстренность критической ситуации, ему кажется, что для принятия необходимого решения у него меньше времени, чем в реальности. У людей, находящихся в состоянии кризиса, имеют место нарушения личной идентификации. Они теряют уверенность в своей способности перенести отрицательные эмоции.
Травматические кризисы | Suomen Mielenterveysseura
Травматический кризис – следствие непредвиденного, застающего врасплох, ошеломляющего события. Переживаемый сильный шок моментально отнимает все силы. Травматический кризис – реакция на ситуацию, в которой подвергается опасности жизнь человека или ее жизненно важные составляющие.
Кризис может носить травматический характер в силу многих причин. Например, смерть близкого человека, самоубийство в ближайшем окружении, тяжелая болезнь или потеря трудоспособности, увольнение с работы или пережитое насилие могут привести к психической травме. Также возникновению травматического кризиса могут способствовать масштабные несчастные случаи и катастрофы.
Переживание и преодоление травматического кризиса — часто очень болезненный процесс, требующий больших усилий. Тем не менее, каждый человек обладает способностями справляться с кризисами. Читать далее о способах преодоления и восстановления. За помощью в преодолении кризиса следует обращаться, к примеру, в районные кризисные центры, служебные поликлиники или муниципальные социальные или кризисные службы.
События, которые могут спровоцировать кризис
Кризис могут спровоцировать различные события и жизненные ситуации. Ниже перечислены некоторые наиболее типичные причины кризисов:
- Смерть близкого человека
- Самоубийство
- Тяжелая болезнь, своя собственная или близкого человека
- Утеря самостоятельности или самоуправления вследствие, например, травмы
- Злоупотребление алкоголем или тюремное заключение, вызывающие стыд или причиняющие неудобство окружающим
- Безработица
- Финансовые проблемы
- Несчастные случаи, например, автокатастрофа или пожар
- Природная катастрофа или крупный несчастный случай
- Насилие; например, насилие в семье, сексуальное или уличное насилие
- Разбой, грабеж или нападение
- Ощущение угрозы, например, страх возможного насилия
- Так называемые «едва не» -ситуации, угрожавшие жизни или здоровью личным или кого-то из близких
- Проблемы, связанные с рождением детей: бездетность, выкидыш, болезнь или увечье ребенка
- Проблемы межличностных отношений, например, развод или измена
- Эмиграция в другую страну или переезд в другой город, область
Фаза шока
Фаза шока начинается непосредственно сразу после травмирующего события. Переживая шок, человек еще не способен осознать вызвавшую кризис ситуацию и может даже отрицать происходящее. Некоторые в ситуации шока могут быть парализованы полностью, некоторые действуют механически, отключая эмоциональные переживания. У некоторых людей реакция на шок может проявиться в виде сильного возбуждения, они могут, например, орать в полный голос или истерично рыдать. Также могут чередоваться подавленность и беспокойство. Проявляемые во время шока реакции, например, кажущаяся бесчувственность, могут привести в замешательство близких и даже вызывать осуждение.
Во время шока могут наблюдаться
- отрицание происходящего,
- отключение эмоций,
- ощущение нереальности и чуждости происходящего,
- крик, плач, паника
Шоковые реакции могут показаться пугающими и странными. Тем не менее, они играют важную роль психологической защиты: слишком сильное потрясение невозможно осознать за короткое время, и шоковая фаза дает возможность постигнуть происходящее. Человек, находящийся в шоке, обычно нуждается в конкретной поддержке и понимании того, что окружающие люди владеют ситуацией. С переживающим шок человеком следует спокойно поговорить о происшедшем. Необходимо учитывать, что обсуждаемые события с трудом доходят до сознания находящегося в шоке, и поэтому говорить следует спокойно, четко и понятно, т.к. способность воспринимать информацию у переживающего шок ослаблена.
Фаза реакции
Вслед за шоком наступает фаза реакции, во время которой человек начинает мало-помалу осознавать трагическое событие, пытается понять, что же произошло и каково значение случившегося. В начале фазы реакции у многих людей возникают странные и неожиданные чувства, например, что умерший человек находится где-то поблизости или откуда-то слышится его голос. Сознание человека еще пытается отвергнуть происшедшее, и странные ощущения являются частью этого процесса.
Переживающий фазу реакции человек нуждается в слушателе, а также в конкретных инструкциях и поддержке по организации своей деятельности. На данном этапе кризиса начинается осознание происходящего, и человек балансирует между защитой от невыносимых переживаний и началом их осознания. На фазе реакции вызвавшее кризис событие часто повторяется картинами, возникающими в памяти и во сне. Происшедшее может очень живо вдруг вернуться в сознании, например, вслед за каким-нибудь запахом или звуком, или в беседе с каким-нибудь человеком. Случившееся событие может поначалу представляться в виде ночных кошмаров, но позже сны становятся более разнообразными.
На фазе реакции переживаемые эмоции довольно часто носят однообразный характер, их обычно описывают до удивления одинаковыми фразами: «думаю, что схожу с ума», «голова не выдерживает», «выдержу ли я это?», «жизнь похожа на крутую гору», «неужели, это страдание будет вечным?».
На фазе реакции могут наблюдаться
- страх и подавленность,
- самообвинение и необходимость найти виновных,
- бессонница и отсутствие аппетита,
- озноб, плохое самочувствие и другие физические симптомы
Переживающий фазу реакции человек обычно нуждается в возможности быть услышанным. Потребность говорить о пережитом возникает снова и снова, что может восприниматься близкими очень тяжело и отнимать у них все силы. Окружающим следует помнить, что беседа играет важное значение в восстановлении: обсуждение дает возможность понять происшедшее; с чувствами легче справиться, когда их можно выразить словами, можно разделить переживания и получить поддержку от испытавших похожее, в разговоре собственное поведение становится более понятным. К тому же обсуждение дает возможность взглянуть на ситуацию с разных сторон и осознать ее значение.
Фаза осознания
На фазе осознания вызвавшее кризис событие начинает реально осознаваться. Случившееся больше не отрицается, а осознается как реальные изменение и потеря. Человек уже готов воспринять все аспекты происшедшего и свою изменившуюся ситуацию.
На фазе осознания могут наблюдаться
- проблемы памяти и трудности концентрации внимания,
- раздражительность,
- уклонение от социального общения
На фазе осознания человек осознает вызванные кризисом изменения, начинается переоценка собственных самоидентификации, убеждений и верований. Человек начинает задумываться о других, не касающихся происшедшего событиях, делах, но еще не способен думать о будущем, хотя уже готов идти ему навстречу.
На фазе осознания потерявший близкого человек готов к преодолению своей скорби. (Читать далее о травматической скорби и ее преодолении)
Фаза восстановления
На фазе восстановления все случившееся начинает потихоньку осознаваться как часть жизни и жизненного опыта. С происшедшим становится возможным жить дальше, оно перестает занимать все мысли. Иногда, конечно, может возникать печаль, но в жизни появляется место радости, человек способен планировать будущее, вера в жизнь возвращается.
Происшедшее занимает свое важное место в жизненной истории, но перестает доминировать в мире чувств и мыслей. Пережитое более не угрожает психическому здоровью человека, напротив, делает его сильнее. Однако течение кризиса не прямолинейно, например, напоминающие о происшедшем события могут вновь вызывать тяжелые чувства, подавленность и другие симптомы.
Многие люди, пережившие действительно тяжелый кризис, рассказывают о происшедших изменениях, о том, что открыли в себе такой запас сил, о котором они и не подозревали. Последующая за кризисом жизнь может казаться более уязвимой, но еще более ценной, чем ранее.
В случае, если вызвавшее кризис событие исключительно тяжело для психики или если человек и помимо трагичных событий легко психически раним, восстановление может быть сложным и трудным. Иногда необходимо перестроить всю жизнь заново, а на это требуется время.
Для посттравматической работы характерно избегание разговоров о том, что произошло с момента шока, и вещей, напоминающих о случившемся. С другой стороны, ужасные воспоминания возникают в сознании невольно и неожиданно. Часто осмысление случившегося требует помощи стороннего специалиста.
Когда кто-то из окружающих переживает шокирующие события, у него может возникнуть потребность говорить о пережитом снова и снова. Уже только тем, что побудете рядом и выслушаете, вы поможете ему воспринять происходящее. Можно спросить у человека, что он чувствует. Следует избегать давать готовые ответы, а только предоставить ему возможность рассказать о его чувствах. Значение подобной беседы заключается в том, что переживающий кризис человек хочет осмыслить происходящее и разделить свои чувства с кем-то другим.
Важнее всего решиться предложить свою помощь находящемуся в кризисе человеку. Слишком часто близкие люди не имеют мужества общаться с переживающим кризис, например, потому, что они боятся сказать что-нибудь неправильное. Неподходящим образом сказанные слова поддержки приводят к переживанию одиночества и ощущения потери близких именно тогда, когда они необходимы.
Многие, переживающие кризис, подчеркивают ценность предельно конкретной помощи, оказываемой близкими. Когда сам не в силах сходить даже в магазин, совместное с другом приготовление еды приносит радость. Занимаясь конкретными делами, например, уборкой или приготовлением пищи, можно одновременно разговаривать о сложных вещах.
Вы можете поддержать находящегося в кризисе человека
- тем, что выслушаете
- тем, что побудете рядом
- тем, что поможете по быту
- тем, что поддержите надежду
- тем, что покажете, что у вас есть для него время сейчас и в будущем
- тем, что при необходимости поможете обратиться за профессиональной помощью
Вызванные шокирующим событием сильные реакции и симптомы, а также ощущение того, что все путается или вы сходите с ума, могут внушать страх. Тем не менее, эти чувства обычны и даже, можно сказать, нормальны.
Важно помнить, что способы преодоления кризиса индивидуальны, но при этом многие люди на каком-либо этапе нуждаются в поддержке окружающих. Доказано, что возможность обсудить происшедшее чрезвычайно важна в процессе восстановления.
В ситуациях, когда кризис затрагивает всю семью, чрезвычайно важно, чтобы все члены семьи смогли бы при желании поделиться своими чувствами, рассказать о страхах и трудностях. Если трудных тем хотят избежать, последствия этого замалчивания могут оказывать отрицательное влияние на семью еще многие годы спустя.
Пережитое кем-либо из членов или всей семьей трагическое событие может сплотить семью. Если члены семьи стараются поддержать друг друга и дать друг другу возможность разделить переживания, они могут почувствовать еще большую близость между собой. Вызвашее кризис событие может стать частью семейной истории и укрепить внутрисемейные связи.
Каждая семья обладает своими индивидуальными достоинствами и ресурсами, которые помогают преодолеть кризис. У одной семьи может быть, к примеру, много друзей и родственников, которые оказывают поддержку со своей стороны. В какой-нибудь другой семье ее члены имеют мужество обсуждать все проблемы, искать выходы из них и способы преодоления. Иногда дети находят способы поддержать свое состояние вне дома, например, приносящие радость увлечения или других взрослых, которым они доверяют, помимо родителей.
Для того чтобы справиться с последствиями трагического события, при необходимости следует обращаться за профессиональной помощью, например, в кризисный центр, служебную или районную поликлинику. Чрезвычайно важно обращение за профессиональной помощью в случаях, если вы заметите у себя или у близкого следующие симптомы или явления:
- Ночной сон приобрел прерывистый характер или наблюдаются трудности засыпания
- Пропало желание жить
- Отказ от общения с друзьями
- Длительные снижение способности концентрации внимания и расстройства памяти
- Увеличение употребления алкоголя или других наркотических веществ
- Затянувшиеся депрессия, тревожность и напряженность
- Плохое самочувствие, боли в груди, другие физические симптомы, у которых нет явных причин
- Нет никого, с кем можно было бы поговорить о случившемся
Помощь в Кризисном центре:
- кризисный телефон
- кризисный прием
- курсы и группы
- человек поддержки
- дежурная служба для жертв преступлений
Кризис – это не страшно. Психолог рассказывает, почему не стоит бояться переживать кризисы
Подростковый, личностный, профессиональный – в жизни каждого человека происходит множество кризисов. Это этапы, которых не избежать. Но стоит ли их так бояться? О положительных последствиях кризисов рассказывает психолог Семейного центра «Планета Семьи» Альфия Тангалычева.
— Альфия, под кризисами мы обычно понимаем что-то плохое, разрушительное. Так ли это на самом деле?
— Не совсем. На самом деле кризисы нам нужны и даже необходимы. Любой кризис имеет свои плюсы. Практически всегда это переход на новый уровень, развитие.
— То есть, кризис – это некий переломный момент в жизни?
— Да, это переломный момент перед новым этапом в жизни человека, который рано или поздно наступает. Старые методы и решения уже не действуют, а новые еще не выработаны, поэтому часто приходится поступать почти на ощупь.
— С какими кризисами приходится сталкиваться людям?
— Все живое в той или иной степени стремится к развитию. Никто не может остановить, законсервировать свою жизнь. Происходят семейные, возрастные, социальные изменения, которые невозможно распланировать. Жизнь движется, и человеку постоянно приходится переживать кризисы. Это как некие точки переосмысления.
— Что вы посоветуете людям, столкнувшимся с личностным кризисом?
— Необходимо начать менять себя, пробовать новые решения, поступки. Чтобы почувствовать «почву под ногами», можно начинать с простых упражнений: например, писать списки своих желаний «я хочу…». Или сделать упражнение «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем»: описать или нарисовать три картинки и посмотреть, что изменилось, что хотелось бы изменить, что хорошего в настоящем надо оставить. Это поможет вырабатывать новое направление в жизни, чувствовать себя увереннее.
— Вы можете привести пример положительных последствий кризисов из личной практики?
— Например, кризис подросткового возраста. Ему присущи агрессия, закомплексованность, чувство взрослости. Но пережив этот этап, подросток становится увереннее, самостоятельнее, ответственнее. Так, однажды ко мне обратилась бабушка, которая воспитывает внучку. Она жаловалась на плохое поведение пятнадцатилетней Лизы. Женщина говорила, что внучка отдалилась от нее, стала закрытой и агрессивной.
— Как вы нашли подход к Лизе?
— Я применяла разные техники психологической помощи. Например, я посоветовала Лизе делать упражнение «Любимое дело»: ежедневно по несколько минут заниматься любимым делом, только для себя, постепенно наращивая время. Упражнение помогло девочке в формировании самоценности.
— Как можно распознать кризисное состояние?
— Оно насыщенно самыми разнообразными эмоциями и переживаниями: подавленность, страх, чувство вины, обида, злоба, беспомощность, агрессия, апатия, чувства стыда и растерянности, повышенная раздражительность.
— Какие услуги психологов можно получить в столичных семейных центрах?
— Психолог проводит индивидуальные и групповые консультации, тренинги, беседы. Консультирование обычно проходит в два этапа. На первом собираются основные данные о семье. При повторном консультировании специалист определяет план дальнейшей работы. Родителям даются рекомендации, учат общаться с ребенком и вместе преодолевать трудности.
Справка:
Семейный центр «Планета Семьи» находится по адресу: Каширское шоссе, д. 8, к. 2.
Телефон для связи: 8 (499) 613-06-05.
Метки: «Планета Семьи», кризис, психология, семейный центр
Кризис пожилого возраста | Преодоление
Жизнь – это череда вех, сменяющих одна другую. Рождение, детство, юность, молодость, зрелось и, наконец, старость. Если в начале пути мы с нетерпением ждем перемен, взросления, то чем старше становимся, тем меньше хотим меняться. Старость – это не только период отдыха, возможность заняться любимыми делами, но и болезни, отчужденность. Именно этими факторами объясняется кризис пожилого возраста.
Определение и причины
По определению «кризис» – момент перемен, не позволяющий двигаться дальше, требующий переосмысливания ситуации, принятия новых решений. Применение этого понятия к старости указывает на необходимость изменить линию жизни, поломать существующие устои. Для кого-то это не составит особого труда, а кому-то сложно принять сегодняшний статус, сложить жизненный «пазл» и двигаться дальше.
Среди причин наступления психологического кризиса пожилого возраста выделяют:
- изменение жизненных приоритетов, отсутствие четкого ритма – уже нет необходимости каждый день отправляться на работу. Активная интеллектуальная и физическая деятельность сменяется бездействием;
- необходимость переосмыслить прожитые годы, найти новые, жизнеутверждающие цели;
- ухудшение здоровья;
- сужение круга общения, потеря друзей;
- дискомфорт от пребывания в замкнутом пространстве, одиночество;
- снижение физических сил, беспомощность, осознание своей зависимости от окружения.
На общее психическое состояние также значительно воздействует потеря родителей, отстранение детей (синдром «опустошения гнезда»). С выходом на пенсию у людей часто появляются финансовые трудности, которые также накладывают отпечаток на эмоциональное состояние. Ведь теперь приходится более тщательно планировать бюджет.
Явные психологические проявления
Переход от среднего возраста к старости сопровождается изменением социального статуса, личностных отношений. Именно в этот период человек начинает осознавать, что большая часть жизни позади и требуется подводить первые итоги. Эти перемены могут привести к развитию социально-психологических проблем, одна из которых – драма невостребованности. Ее причиной становится чувство нереализованности, ненужности.
Драма невостребованности развивается на фоне неспособности реализовать свои возможности, творческий, интеллектуальный потенциал. Ощущение собственной ненужности, принижение имеющихся достижений подогревается несоответствием менталитета молодежи и престарелых людей. Чтобы смягчить или преодолеть драму, важно помочь престарелому человеку сохранить чувство своей нужности, гарантирующее определенную стабильность, ощущение светлых перспектив. Так ему легче смириться с существующими реалиями, достичь гармонии в статусе пенсионера.
Другая значимая проблема – одиночество. В социальном смысле оно проявляется отдельным проживанием от детей и их семей. Также в этот период теряются многие дружеские связи с ровесниками. У этой проблемы имеется и психологическая сторона. Ухудшение здоровья, изменение социального положения приводит к самоизоляции или непринятия со стороны окружающих. Чувство покинутости усугубляется двойственностью ситуации. С одной стороны человек стремится отгородиться от реалий, защитить свой существующий стабильный мирок, с другой – осознает растущий разрыв с окружением, боится одинокой старости.
Не менее остро стоит проблема ограничения жизнедеятельности. Она обусловлена частичной или полной потерей возможности или способности к:
- самообслуживанию и самоконтролю;
- общению;
- передвижению и ориентированию;
- трудовой деятельности.
Эта проблема напрямую зависит от финансовой состоятельности. Многие люди озабоченны размером пенсии, ростом цен, удорожанием лечения существующих заболеваний и снижением платежеспособности. Учитывая это, приоритетно улучшение социальной поддержки малообеспеченых слоев общества.
Основные этапы развития
У каждого кризис протекает по-разному. У деятельных, уверенных в себе личностей он практически не проявляется. Неуверенные в себе – полностью ощущают его остроту. Если вовремя не повлиять на ситуацию, то велика вероятность развития апатии и лени у пожилого человека, которые способны перерасти в депрессию.
Важно отметить, что в преклонном возрасте каждый переживает 3 подкризиса:
- переоценка собственного «Я» – из опытного квалифицированного работника, профессионала человек превращается в никому не нужного старика. При этом жизнь должна продолжаться. Это начальный этап;
- осознание ухудшения здоровья, собственной немощности – признание действительности приводит к снижению психологической нагрузки. Непринятие этого факта обуславливает усиление регрессивных процессов;
- анализ ситуации и принятие неизбежности процессов – только взвешенные трезвые решения, осознание сложившихся обстоятельств, поиск адекватной замены трудовой деятельности позволяют побороть внутренних «демонов».
В золотом возрасте переломный момент сопровождается острым психосоциальным конфликтом. Ведь это пора вступления в последнюю жизненную фазу. Переосмысливание себя в социуме может пройти незаметно или вызвать серьезные проблемы с психическим здоровьем. Именно поэтому результатом кризиса может являться депрессия у пожилых.
В зависимости от способности к адаптации американский психолог Э. Эриксон различал 3 типа старости:
- психопатологическая – бывает у людей, страдающих депрессиями, ипохондрией. Они боятся своих прожитых лет, не желают его принимать, доставляют массу неприятностей себе и окружающим;
- несчастливая – люди с хроническими недугами тяжело переносят свое состояние. Они обидчивы, капризны, некоторые задумываются о суициде;
- счастливая – у людей, которые легко преодолели психологический и эмоциональный барьер, нашли смысл жизни, интересные занятия и не боятся завтрашнего дня.
Кризис пожилого возраста у женщин и мужчин и женщин проходит по-разному. Причем отличаются не только особенности, но и временные рамки. Обобщенные данные Европейского бюро ВОЗ женщин к пожилым относят уже в 55 лет, мужчина достигает этого статуса к 61 году. А вот старость для обоих полов уравнивается и начинается с 75 лет. С 90 – говорят о долгожительстве.
Также различия связаны с ролью, которая отводится представителям каждого пола. Так, женщине, в первую очередь, отводится роль матери, хранительнице очага и продолжательнице рода. От нее не ждут больших свершений. Мужчины же – добытчики. Для них приоритетна работа, карьерные повышения и признания в работе. Именно поэтому выход на пенсию, лишение возможности доказывать свою нужность на этом поприще болезненно. Это усугубляет кризис пожилого возраста у мужчин.
Отличается у полов и отношение к одиночеству. Женщины гибче, легче приспосабливаются к обстоятельствам. Они посвящают себя заботе о муже, детях и внуках или находят подружек-собеседниц. Большинство представителей сильной части человечества углубляются в философские изыскания: выполнил ли я свое предназначение, можно ли было сделать что-то по-другому и др. Поэтому у них симптомы кризиса более выражены.
Как бороться с проблемами
Учитывая особенности кризиса пожилого возраста, важно создать для близкого комфортные условия, помочь ему найти себя в новом статусе. Возможность и далее делиться своими знаниями и умениями позволяет повысить самооценку, ощущать надежную «почву под ногами», уверенно смотреть в будущее.
Психологи, работающие со стариками, предлагают опираться на 5 принципов, которые помогут преодолеть кризисные проявления:
- Золотая пора – не повод разрывать дружеские и родственные связи. Не отстраняйтесь от общения.
- Не замыкайтесь в себе. Делитесь своими знаниями, мыслями, чувствами.
- Оглянитесь вокруг. В мире столько нового и интересного. Найдите себе очередное интересное хобби, запланируйте поездку, сделайте что-то значимое.
- Научитесь не только помогать, но и с благодарностью принимать заботу и опеку.
- Проявлять свое недовольство и раздражительность – не великое умение. Ищите позитив и делитесь ним с окружающими.
К сожалению, преодолеть последний возрастной кризис в одиночку многим не под силу. Им на помощь приходят социальные службы. Все больше разрабатывается программ для социальной адаптации стариков. Они направлены на привлечение пенсионеров к различным инициативам:
- благоустройству придомовых и парковых зон;
- оказание помощи нуждающимся;
- наставничество над молодежью и др.
Также открываются кружки, курсы, где престарелые могут реализовать свои творческие навыки, общаться, получить новые знания, повысить компьютерную грамотность и т. д.
Старение — естественный процесс, который не остановить и не обратить. С ним связано не только ухудшение физической форм, но и преодоление психологического барьера. Ведь приходится перестраиваться, находить смысл существования без любимой работы, менять устоявшиеся правила. Чтобы перебороть себя и отпустить прошлое, начать следующий этап с чистого листа, не всегда хватает собственных сил и требуется поддержка родных, специальных служб.
Идеальный шторм: Как пережить психологический кризис
Актуальность проекта
В 2020 году человечество столкнулось с мировым кризисом, вызванным пандемией COVID-19. Главной характеристикой этого кризиса на психологическом уровне оказалось расхождение между ожиданиями и жизненными целями людей и действительностью их существования в условиях карантина, ограничительных мер и самоизоляции, а также экономического кризиса, который начался весной 2020 года и во многих странах до сих пор не закончился.
Оценка кризисной ситуации бывает окрашена, как правило, в отрицательные, эмоционально-тягостные тона. Для тех, кто сильно пострадал, кризис может стать периодом тяжелой депрессии.
Успешное разрешение любого кризиса включает обычно проработку ущерба, а также переформулировку ценностей и планов в рамках более реалистичной и сдержанной точки зрения и осознание ограничений каждого человека.
Таким образом, проблема проекта может быть сформулирована следующим образом: в кризисе люди пересматривают свои цели, горюют о потерях и размышляют о том, что будет с ними дальше. Поскольку такой опыт для человечества довольно необычен, то многим для выхода из кризиса оказалась необходима психологическая и информационная помощь, которую и обеспечивает данный проект.
Основное содержание работы
Задачи проекта определяют его логику и внутреннюю структуру. Книга состоит из введения, десяти последовательных глав, заключения, списка использованной литературы и 27 практических заданий. Большая часть материала в книге сосредоточена вокруг трёх осей: структура, баланс и проживание. В кризисе это важно. Важно получить доступ к тому, что происходит, и как-то это назвать; важно навести опорный каркас, платформу — и встать на неё; важно всё это сбалансировать, переосмыслить, чтобы выйти из кризиса с чем-то новым.
Каждая теоретическая заметка посвящена определённому важному этапу в проживании кризиса. Заметки идут последовательно, чтобы помочь читателю пройти все этапы, ничего не забыть, ничего не упустить, всему уделить время. Также в книге есть комментарии и отклики реальных людей, которые уже опробовали на себе эти методики и согласились поделиться своими историями. Это сделано не просто так. В кризисе важно и ценно понимать, что у других происходят похожие процессы, что читатель не одинок в своих переживаниях, он не самый проблемный человек в мире. У всех примерно одно и то же, перед лицом кризиса все равны.
Результаты, выводы
Рассмотрены особенности проживания кризисов на материале глобального кризиса, вызванного пандемией COVID-19 в 2020 году. Предоставлены необходимые теоретические материалы и практические методики, ассистирующие в процессе прохождения через различные этапы кризиса. Даны рекомендации по проживанию кризисных моментов. Практическая значимость проекта заключается в возможности применения теоретического и практического материала книги во время любых кризисов, потерь, утрат, как специалистами сферы душевного здоровья, так и неспециалистами.
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
ЕРБ ВОЗ | Психическое здоровье и психологическая выносливость во время пандемии COVID-19
На фоне стремительного распространения пандемии коронавирусного заболевания (COVID-19) на все большее число стран мира у широких масс населения возникает чувство тревоги, страха и стресса, что является вполне естественной и нормальной реакцией на постоянно меняющуюся и непредсказуемую ситуацию, в которой мы все оказались.
«Сейчас каждый из нас вынужден, как умеет, преодолевать стрессовую ситуацию, вызванную теми стремительными переменами, которые произошли в нашей жизни. К счастью, мы, люди, обладаем огромным запасом сил, а также способностью к сотрудничеству. И именно на этих своих качествах нам – как индивидам, членам семьи, членам общества, друзьям и коллегам – нужно постараться сосредоточить свое внимание в эти дни, чтобы наиболее эффективным образом противостоять нынешнему кризису», – говорит д-р Hans Henri P. Kluge, директор Европейского регионального бюро ВОЗ.
ВОЗ серьезно обеспокоена тем воздействием, которое нынешний кризис оказывает на душевное состояние людей, и совместно с компетентными национальными органами внимательно отслеживает данную ситуацию, одновременно предоставляя информацию и рекомендации правительствам стран и широкой общественности.
На пресс-брифинге, проведенном 26 марта, д-р Kluge, вместе с д-ром Aiysha Malik, техническим специалистом Департамента по вопросам психического здоровья и злоупотребления психоактивными веществами, штаб-квартира ВОЗ, и д-ром Dorit Nitzan, врио директора, Чрезвычайные ситуации, ЕРБ ВОЗ, ответил на вопросы журналистов, касавшиеся темы психического здоровья в контексте COVID-19, а также поделился информацией об имеющихся инструментах, методах и мероприятиях, направленных на улучшение душевного состояния людей.
«Последствия COVID-19, в том числе меры социального дистанцирования, нарушили привычный уклад нашей жизни, и на этом фоне нам важно чаще общаться друг с другом по телефону и по видеосвязи, проявлять больше заботы и чуткости к нашим близким, осознавая, что у каждого человека есть свои уникальные психологические потребности. Тревогу и страхи нельзя игнорировать. Каждый из нас, наши сообщества и наши государства должны научиться лучше понимать психологическое состояние людей и делать все для того, чтобы улучшить его», – отметил д-р Hans Kluge.
Многие вопросы представителей прессы касались здоровья конкретных групп населения, в том числе детей и лиц старшего возраста.
Как кризис с COVID-19 может сказаться на душевном состоянии детей?
Эта ситуация действительно является беспрецедентной для всех нас, в особенности для детей, чья повседневная жизнь подверглась резким и существенным изменениям. Дети, скорее всего, испытывают беспокойство, тревогу и страх, при этом их могут пугать те же вещи, что и взрослых людей. Так, они могут бояться за собственную жизнь и жизнь своих родных; их также может пугать неясная перспектива лечения в стационаре. Когда в рамках необходимых карантинных мероприятий закрываются школы, жизнь детей становится менее упорядоченной и лишенной тех стимулов, которые дает им школьная среда; теперь у них будет меньше возможностей проводить время со своими друзьями и получать ту социальную поддержку, которая так необходима им для поддержания душевного благополучия.
Постоянно находясь дома, некоторые дети могут подвергаться повышенному риску жестокого физического или психологического обращения или стать жертвами такого обращения; если у них в семье сложилась небезопасная обстановка, они также могут стать свидетелями межличностного насилия. Эта проблема вызывает серьезную озабоченность.
Хотя дети в целом весьма восприимчивы к переменам, маленьким детям может быть довольно трудно понять те перемены, которые произошли в последнее время; на этом фоне как у маленьких, так и у взрослых детей могут отмечаться вспышки раздражительности и гнева. Дети могут хотеть быть ближе к своим родителям и больше требовать от них, при этом некоторые родители или опекуны могут, в свою очередь, находиться под чрезмерным психологическим давлением.
Простой способ решить такого рода проблемы – это относиться к детям и подросткам с вниманием и любовью, которые так необходимы им для преодоления возникающих у них страхов; кроме того, мы должны быть честными в отношениях с ними и должны понятными для них словами объяснять им, что происходит, даже если они еще совсем маленькие. Дети очень восприимчивы к происходящему вокруг и в своей реакции на возникающие трудности будут во всем подражать своим родителям или опекунам. Родителям также необходима поддержка в работе с их собственными стрессогенными факторами, чтобы они могли стать образцом для подражания для своих детей. Помогая детям находить способы для самовыражения через творчество и по возможности привнося в их повседневную жизнь определенный распорядок за счет соблюдения установленного режима дня, в особенности если они больше не посещают школу, мы помогаем им справиться с данной ситуацией.
Странам необходимо обеспечить доступность услуг по охране психического здоровья и психосоциальной поддержке, при этом службы защиты детей должны адаптироваться к новым обстоятельствам, чтобы гарантировать доступность соответствующей помощи для нуждающихся в ней детей и семей.
Как кризис с COVID-19 сказывается на психологическом состоянии пожилых людей?
Что касается лиц старшего возраста и людей с хроническими заболеваниями, которые, по имеющимся данным, более уязвимы перед COVID-19, то одно лишь осознание своей особой уязвимости может стать для них источником повышенной тревоги и страха. К числу психологических последствий для этих групп населения относятся возникновение чувства тревоги и стресса или проявления гнева. Эти последствия могут особенно тяжело переноситься лицами старшего возраста, которые страдают от снижения когнитивных функций или деменции. При этом некоторые пожилые люди уже давно могут находиться в социальной изоляции и испытывать одиночество, и это может еще больше ухудшить их душевное состояние.
Но есть и положительный момент: существует много методов, при помощи которых люди старшего возраста (самостоятельно или при поддержке лиц, осуществляющих уход за ними) могут защитить свое психическое здоровье в это трудное время. В их число входят и те многочисленные методы, которые мы настоятельно рекомендуем всем группам населения, например: поддержание физической активности, строгое соблюдение режима дня и включение в него новых занятий, а также участие в тех видах деятельности, которые позволяют человеку испытывать чувство удовлетворения достигнутым результатом. Поддержание социальных связей также имеет большое значение. Некоторые пожилые люди умеют пользоваться электронными устройствами и приложениями, другим же может понадобиться помощь в их использовании. Мы также хотим еще раз подчеркнуть необходимость обеспечения непрерывной доступности услуг по охране психического здоровья, психосоциальной поддержке и других важных услуг для данной возрастной группы во время нынешнего кризиса.
Влияние эпидемии COVID-19 на лиц старшего возраста станет главной темой следующего брифинга, который состоится в четверг, 2 апреля, в 11:00 по центральноевропейскому времени; прямая трансляция брифинга будет вестись на странице ЕРБ ВОЗ в Фейсбуке и на канале YouTube.
типов и причин психологических кризисов
С точки зрения психического здоровья, кризис не обязательно относится к травмирующей ситуации или событию, но к реакции человека на событие. Один человек может быть глубоко затронут событием, в то время как другой человек практически не страдает от негативных последствий. Китайское слово «кризис» прекрасно описывает компоненты кризиса. Слово «кризис» в китайском языке образовано иероглифами опасность и возможность .
Кризис представляет собой препятствие, травму или угрозу, но он также предлагает возможность для роста или упадка.
Различные определения кризиса
Как разные эксперты определяют кризис? Существует ряд различных подходов и определений. Многие сосредотачиваются на том, как человек обращается с событием, а не на самом событии.
- «Люди находятся в состоянии кризиса, когда они сталкиваются с препятствием на пути к важным жизненным целям — и препятствием, которое на время становится непреодолимым при использовании обычных методов решения проблем.»(Каплан, 1961)
- «… нарушение равновесия из-за провала традиционного подхода к решению проблем, что приводит к дезорганизации, безнадежности, печали, замешательству и панике». (Лиллибридж и Клюккен, 1978)
- «… кризис — это восприятие или переживание события или ситуации как недопустимой трудности, которая превышает текущие ресурсы и механизмы преодоления человека». (Джеймс и Гиллиланд, 2001)
Типы кризисов
Мы часто думаем о кризисе как о внезапной неожиданной катастрофе, такой как автомобильная авария, стихийное бедствие или другое катастрофическое событие.Однако кризисы могут существенно различаться по типу и серьезности.
Вот несколько различных типов кризисов:
- Кризисы развития : они возникают как часть процесса роста и развития в различные периоды жизни. Иногда кризис — это предсказуемая часть жизненного цикла, например кризисы, описанные Эриксоном на этапах психосоциального развития.
- Экзистенциальные кризисы : Внутренние конфликты связаны с такими вещами, как цель жизни, направление и духовность.Кризис среднего возраста — один из примеров кризиса, который часто коренится в экзистенциальной тревоге.
- Ситуационные кризисы : Эти внезапные и неожиданные кризисы включают аварии и стихийные бедствия. Попасть в автомобильную аварию, пострадать от наводнения или землетрясения или стать жертвой преступления — это всего лишь несколько типов ситуационных кризисов.
Иногда кризис может быть довольно очевидным, например, человек теряет работу, разводится или попадает в аварию.В других случаях личный кризис может быть менее очевидным, но все же может привести к резким изменениям в поведении и настроении.
Признаки кризиса
Общие признаки кризиса психического здоровья включают:
- Изменение веса
- Снижение успеваемости в школе или на работе
- Резкое изменение сна
- Пренебрежение личной гигиеной
- Резкие перепады настроения
- Прекращение обычной деятельности
Что делать во время кризиса
Если вы справляетесь с кризисом, эмоциональным или ситуативным, есть вещи, которые вы можете сделать, чтобы обеспечить свое психологическое и физическое благополучие в это трудное время вашей жизни.
Расставьте приоритеты по времени
Сосредоточьтесь на том, что важно в данный момент. Это может означать выход из небезопасной ситуации или просто сосредоточение внимания на основах, чтобы вы могли прожить каждый день. Избегайте слишком многого и сберегите свою энергию, чтобы вы могли справиться с проблемой, с которой столкнулись.
Найти справку и поддержку
Во время кризиса важно опираться на друзей, семью и близких, но вам также следует обратиться за профессиональной помощью, если она вам нужна.Поговорите со своим врачом о том, с чем вы имеете дело.
Ваш врач может помочь или направить вас к ресурсам в сообществе, или они могут порекомендовать специалиста по психическому здоровью, который может помочь. Ресурсы сообщества, такие как кризисные центры и группы поддержки, также могут оказать помощь.
Уход за собой
Ищите способы уменьшить стресс, будь то просьба к другим людям разделить ваше бремя или использование методов управления стрессом, таких как медитация или глубокое дыхание.Практикуйте хороший уход за собой, придерживайтесь здоровой диеты и старайтесь высыпаться каждую ночь.
Помогая другим справиться с кризисом
Если ваш друг или любимый человек переживает эмоциональный или ситуативный кризис, вы можете предложить практическую и психологическую поддержку.
Будьте хорошим слушателем
Поддерживать и выслушивать мысли, страхи, горе или беспокойство друга очень важно. Сосредоточьтесь на поддержке и поощрении, не предлагая упрощенных решений, которые могут показаться осуждающими или даже покровительственными.Позвольте другу рассказать вам, что он чувствует, и дайте ему понять, что вы рядом с ним.
Помощь с практическими потребностями
Инструментальная поддержка может иметь решающее значение во время кризиса. Помощь в повседневных делах, таких как работа по дому, покупка продуктов, приготовление пищи или выполнение других дел, может помочь снять бремя с вашего друга, пока он справляется с кризисом.
Поощрение профессиональной поддержки
Если ваш друг или близкий испытывает трудности, посоветуйте им обратиться к специалисту по психическому здоровью за дополнительной поддержкой и советом.Вы можете помочь им найти психотерапевта или даже предложить отвезти их на прием.
Краткосрочное кризисное консультирование может быть полезно, когда человек справляется с чем-то тяжелым или травмирующим. Целью кризисного консультирования является определение текущего статуса человека, столкнувшегося с кризисом. Хроническое воздействие стресса или травмы может привести к психическому заболеванию. Консультанты по кризисным ситуациям обладают навыками и знаниями, которые могут помочь клиентам справиться с текущими стрессовыми факторами и травмами.
Кризисное консультирование не предназначено для предоставления психотерапии, а вместо этого предлагает краткосрочное вмешательство, чтобы помочь клиентам получить помощь, поддержку, ресурсы и стабилизацию.
Как помочь при эмоциональном кризисе
По данным Национального института психического здоровья, расстройства психического здоровья распространены в Соединенных Штатах, от которых ежегодно страдают десятки миллионов американцев. Однако только небольшая часть этих людей получает лечение. Без лечения психические расстройства могут достичь критической точки.
Некоторые примеры кризисов психического здоровья включают депрессию, травмы, расстройства пищевого поведения, злоупотребление алкоголем или психоактивными веществами, членовредительство и суицидальные мысли. Если вы подозреваете, что ваш друг или член семьи переживает эмоциональный кризис, ваша помощь может иметь значение.
В поисках знаков
Один из самых распространенных признаков эмоционального кризиса — это явное и резкое изменение поведения. Некоторые примеры включают:
- Пренебрежение личной гигиеной.
- Резкое изменение привычек сна, например, более частый или плохой сон.
- Увеличение или уменьшение веса.
- Снижение успеваемости на работе или в школе.
- Выраженные изменения настроения, такие как раздражительность, гнев, беспокойство или грусть.
- Отказ от рутинной деятельности и отношений.
Иногда эти изменения происходят внезапно и очевидно. Такие события, как стихийное бедствие или потеря работы, могут быстро вызвать кризис.Однако часто изменения в поведении происходят постепенно. Если что-то не так с вашим любимым человеком, вспомните последние несколько недель или месяцев, чтобы рассмотреть признаки перемен.
Не ждите, чтобы озвучить свои опасения. Всегда лучше вмешаться пораньше, прежде чем эмоциональный стресс любимого человека станет чрезвычайной ситуацией. Если вы чувствуете, что что-то не так, вы, вероятно, правы.
Прислушаться
Если вы подозреваете, что ваш любимый человек переживает кризис психического здоровья, обращение к вам — это первый шаг к оказанию помощи, в которой он нуждается, чтобы выздороветь.Сядьте и поговорите в тоне поддержки, без осуждения. Вы можете начать разговор с обычного приглашения: «Давай поговорим. В последнее время ты не похож на себя. Что-то происходит?»
Сохраняйте спокойствие и больше слушайте, чем говорите. Покажите любимому человеку, что вам можно доверять, если он выслушает и поддержит вас, не осуждая его. Обсуждая свои опасения, придерживайтесь фактов, старайтесь не обвинять и не критиковать.
Обратиться за профессиональной помощью
Обращение к вам может помочь вашему другу или члену семьи справиться с эмоциональным кризисом.Но профессиональная помощь — лучший способ полностью решить проблему психического здоровья и взять ее под контроль. Вы можете объяснить, что психологи проходят специальную подготовку, которая делает их экспертами в понимании и лечении сложных эмоциональных и поведенческих проблем. Это обучение особенно важно, когда эмоциональное расстройство достигло критического уровня.
Психологи используют научно проверенные методы, выходящие за рамки разговора и слушания. Они могут научить своих клиентов инструментам и навыкам для решения проблем, управления стрессом и работы для достижения целей.
Чтобы помочь своему близкому найти психолога, с которым можно поговорить, вы можете посоветовать своему близкому поговорить с его или ее основным лечащим врачом о доступных ресурсах психического здоровья в вашем районе. Если на вашем рабочем месте действует программа помощи сотрудникам (EAP), это может быть полезным ресурсом и справочной службой. Вы также можете найти психолога в вашем районе с помощью службы поиска психологов APA.
Обеспокоенность самоубийством или причинением себе вреда или угрозой причинения вреда другим людям
Нет эмоционального кризиса более неотложного, чем суицидальные мысли и поведение или угрозы причинить кому-либо вред.Если вы подозреваете, что любимый человек подумывает о самоповреждении или самоубийстве, не ждите, чтобы вмешаться.
Это сложная тема для обсуждения, но обсуждение самоубийства никому не придет в голову. На самом деле, когда человек на короткое время задумывался о самоубийстве, это не является ненормальным. Это становится ненормальным, когда кто-то начинает рассматривать самоубийство как единственное решение своих проблем.
Если вы обнаруживаете или подозреваете, что ваш любимый зацикливается на мыслях о самоповреждении или разрабатывает план, это чрезвычайная ситуация.Если возможно, отвезите его или ее в отделение неотложной помощи. Медицинский персонал в отделении неотложной помощи может помочь вам справиться с кризисом и обезопасить вашего близкого.
Если вы думаете, что кто-то склонен к суициду или причинит кому-то вред, не оставляйте его или ее в покое. Если он или она не обратится за помощью или не позвонит в службу 911, исключите доступ к огнестрельному оружию или другим потенциальным инструментам для причинения вреда себе или другим, включая неконтролируемый доступ к лекарствам.
Национальная линия помощи по предотвращению самоубийств также является ценным ресурсом.Если вы обеспокоены психическим состоянием или личной безопасностью близкого человека и не можете отвезти его или ее в отделение неотложной помощи, вы можете поговорить с квалифицированным консультантом, позвонив по телефону 1-800-273-TALK.
Если вы беспокоитесь о любимом человеке, не откладывайте это. Вы можете изменить ситуацию, помогая своему другу или члену семьи вернуться на правильный путь психического здоровья.
Поиск местных ресурсов по охране психического здоровья во время кризиса COVID-19
Новый коронавирус серьезно нарушает нашу жизнь.Это нарушение, в сочетании с угрозой заражения этим потенциально смертельным вирусом, приводит к тому, что многие люди испытывают беспокойство, стресс и депрессию.
Дата создания: 6 апреля 2020 г.
Читать 3 мин
Комментарий:
Важно знать, что помощь доступна.
Если у вас или у вашего близкого есть мысли о самоубийстве, позвоните в Национальную линию помощи по предотвращению самоубийств по телефону (800) 273-8255 или наберите 911.
Также полезно обратиться к вашей регулярной системе поддержки семьи и друзей. Если вы физически отрезаны от обычных контактов, подумайте об использовании онлайн-форума, чтобы увидеться и поговорить друг с другом.
Если вы не находитесь в непосредственной критической ситуации, но испытываете проблемы с психическим здоровьем и ваши обычные стратегии выживания больше не работают, подумайте о том, чтобы обратиться за помощью к психологу или другому лицензированному поставщику услуг в области психического здоровья. Способы найти этих профессионалов включают:
- Если у вас есть медицинская страховка, попросите у оператора связи список поставщиков, покрываемых страховкой в вашем районе.
- Ваш лечащий врач может дать рекомендации.
- Ваша государственная психологическая ассоциация может иметь психолога или может направить вас к практикующим в вашем районе.
- Если у вас нет медицинской страховки или ваш полис не предусматривает адекватного покрытия, обратитесь в местный департамент здравоохранения, чтобы узнать, есть ли у вас направления. Обратите внимание, что если у вас есть частная или государственная медицинская страховка, ваш план может быть обязан в соответствии с федеральным законом предлагать страхование психического здоровья, равное вашему страхованию физического здоровья.Для получения дополнительной информации о паритете психического здоровья и шагах, которые вы можете предпринять, если считаете, что вам отказывают в соответствующей страховке психического здоровья, см. Наше руководство по обеспечению паритета потребителей.
- Вы можете иметь возможность связаться с поставщиком психиатрических услуг с помощью телемедицины (например, по телефону или посредством видеоконференцсвязи), в зависимости от того, где вы живете и предлагает ли это поставщик. Кроме того, приложения для смартфонов могут быть полезны, если вы чувствуете стресс, тревогу или депрессию. Ищите приложения, основанные на научных данных.APA не поддерживает определенные приложения, но работает с PsyberGuide, некоммерческим проектом, который оценивает технологии на предмет научной строгости.
Другие группы, которые могут помочь вам найти ближайших к вам специалистов в области психического здоровья и ресурсы:
Управление наркологической службы и психиатрической помощи
САМХСА, филиал У.S. Министерство здравоохранения и социальных служб имеет круглосуточную телефонную линию помощи для людей, имеющих проблемы с психическим здоровьем. Специалисты SAMHSA могут предоставить вам ресурсы и имена специалистов в области психического здоровья в вашем районе.
- Горячая линия: (800) 662-HELP (4357)
Национальный альянс по психическим заболеваниям
НАМИ — это национальная организация по охране психического здоровья, которая предлагает бесплатную горячую линию с обученными специалистами, которые могут предоставить информацию, ресурсы и направления тем, кто нуждается в психиатрической помощи.Организация обязуется отвечать на звонки в течение 48 часов с момента их получения.
Американская академия детской и подростковой психиатрии
Посвященный психическому благополучию детей и подростков, AACAP предоставляет полезные ресурсы для работы с вашими детьми и подростками во время этого кризиса. Он также предоставляет инструмент для поиска местных поставщиков услуг, которые могут работать с этим населением.
Американская академия педиатрии
Веб-сайт для родителей
AAP предлагает советы о том, как заботиться о своей семье и себе во время пандемии коронавируса, в том числе советы по обучению детей в школе, пока вы работаете из дома.Сайт на английском и испанском языках.
Центры США по контролю и профилактике заболеваний
CDC — это государственное агентство, которое находится в авангарде борьбы с COVID-19. Агентство предоставляет научную информацию о вирусе, а также дает советы о том, как избежать заражения. Он также предлагает ресурсы, которые помогут справиться с последствиями пандемии для психического здоровья.
United Way
United Way поддерживает 211, бесплатную и конфиденциальную службу, которая помогает людям по всей Северной Америке находить местные ресурсы 24 часа в сутки, семь дней в неделю.Эти ресурсы включают в себя ряд услуг, в том числе помощь в поиске местной психиатрической помощи, поиск еды, оплату жилья, доступ к бесплатным услугам по уходу за детьми или другим важным услугам.
Американская психологическая ассоциация. (2020, 6 апреля). Поиск местных ресурсов по охране психического здоровья во время кризиса COVID-19. http: // www.apa.org/topics/covid-19/local-mental-health
Чем могут помочь психологи: информационный бюллетень, серия
Информационные бюллетени включают загружаемую версию для распечатки и распространения через кабинеты психологов или общественные образовательные мероприятия.
Дата создания: 31 октября 2019 г.
<1 мин на чтение
Комментарий:
Многие люди не часто осознают весь спектр проблем, связанных с поведенческим здоровьем, которым обучены лечить психологи.Новая серия информационных бюллетеней Американской психологической ассоциации (APA) «Как психологи могут помочь» дает представление о том, как психологи могут помочь пациентам справиться с рядом хронических заболеваний.
Хорошая жизнь с деменцией
Психологи работают над оценкой, диагностикой, лечением и поддержкой людей с деменцией и облегчением бремени их семей.
Американская психологическая ассоциация. (2019, 31 октября). Чем могут помочь психологи: серия информационных бюллетеней. http://www.apa.org/topics/psychotherapy/help-fact-sheets
Типы кризисов
Сексуальные домогательства связаны с нежелательными сексуальными домогательствами, просьбами о сексуальных услугах и другими словесными или физическими контактами; обычно это происходит в контексте отношений неравной власти, ранга или статуса.Не имеет значения, что человек не имел намерения беспокоить. Важен эффект, который он оказывает на других. Если такое поведение мешает успеваемости учащегося или создает запугивающую, враждебную или оскорбительную учебную среду, это считается сексуальным домогательством.
Сексуальные домогательства обычно не единичный разовый случай, а повторяющийся образец поведения, который может включать:
- Комментарии о теле или одежде.
- Вопросы о сексуальном поведении.
- Унизительные упоминания о своем поле.
- Шутки сексуального характера.
- Беседы, наполненные намеками и двусмысленностями.
- Показ изображений или предметов сексуального характера.
- Неоднократные невзаимные требования свиданий или секса.
Сексуальное домогательство является незаконным в соответствии с разделом VII Закона о гражданских правах 1964 года и разделом IX Закона об образовании 1972 года. Обычная реакция студентов, подвергшихся преследованию, заключается в том, чтобы сомневаться в своем восприятии, задаваясь вопросом, не было ли это шуткой. это действительно произошло, или, если так или иначе, они сами навлекли это на себя.Учащийся может начать меньше заниматься в классе, избегать занятий или бросать занятия или даже менять специальность.
DO:
- Внимательно слушайте ученика, подтверждая его / ее опыт.
- Отделите личные предубеждения от вашей профессиональной роли — сохраняйте объективность.
- Сообщите об этой ситуации в Управление по правам, обязанностям и защите студентов. (718) 482-5180
- Посоветуйте студенту вести дневник или найти свидетеля.
- Помогите студенту получить неформальный совет через заведующего кафедрой, руководителя или советника.
НЕ:
- Ничего не делать. Отсутствие действий сводит на нет и без того шаткое восприятие студента и ставит колледж в уязвимое положение, если такое поведение будет продолжаться.
- Чрезмерная реакция.
Вмешательство в психологический кризис для членов семьи пациентов в вегетативном состоянии
Цели:
Члены семей пациентов в вегетативном состоянии имеют относительно высокий уровень тревожности и дистресса.Важно осознавать проблемы, с которыми сталкивается эта группа людей, и применять психологические вмешательства, чтобы помочь им. Это предварительное исследование описывает психологический стресс, который испытывают члены семьи пациентов в вегетативном состоянии. Мы обсуждаем эффективность психологического кризисного вмешательства, направленного на эту группу населения, и предлагаем предложения для будущей клинической работы.
Методы:
Всего в исследование были включены 107 членов семей пациентов в вегетативном состоянии.Вмешательство включало четыре этапа: получение фактов о каждой семье, обмен их первыми мыслями о событии, оценка их эмоциональных реакций и развитие их способностей к преодолению трудностей. Контрольный список симптомов-90 использовался для оценки психологического дистресса участников на исходном уровне и через месяц после психологического вмешательства. Были проанализированы различия между оценками Контрольного списка симптомов-90 на исходном уровне и при последующих оценках.
Результаты:
Все участники исследования имели значительно более высокие баллы по факторам в контрольном списке симптомов-90, чем национальные нормы на исходном уровне.На исходном уровне значимых различий между группой вмешательства и контрольной группой не было. Большинство показателей Контрольного списка симптомов-90 при контрольной оценке через один месяц были значительно ниже, чем на исходном уровне для обеих групп; однако группа вмешательства улучшилась значительно больше, чем контрольная группа, по большинству подшкал, включая соматизацию, обсессивно-компульсивное поведение, депрессию и тревогу.
Вывод:
Результаты этого исследования показывают, что четырехэтапный метод вмешательства эффективно улучшает психическое здоровье членов семьи, получивших это лечение, и уменьшает психологические симптомы соматизации, обсессивно-компульсивного поведения, депрессии и тревоги.
Вмешательство в психологический кризис в период вспышки новой коронавирусной пневмонии из опыта Шанхая
Psychiatry Res. 2020 Apr; 286: 112903.
, a, # , a, # , b, ⁎ , a, ⁎ , c , a , a a, ⁎
Xixi Jiang
a Шанхайский центр психического здоровья Чаннин (филиал Восточно-Китайского педагогического университета), Шанхай 200335, Китай
Lili Deng
a Шанхайский центр психического здоровья Чаннин (филиал Восточно-китайский педагогический университет), Шанхай 200335, Китай
Юньчэн Чжу
b Шанхайский центр психического здоровья, Шанхайский медицинский университет Цзяо Тонг, Шанхай 200030, Китай
Хайфэн Цзи
a Шанхайский центр психического здоровья Чаннин (Филиал Восточно-Китайского педагогического университета), Шанхай, 200335, Китай
Lily Tao
c Ключевая лаборатория функциональной геномики мозга (MOE & STCSM), Shanghai Changning-ECNU Центр психического здоровья, Институт когнитивной неврологии, Школа психологии и когнитивных наук Восточно-Китайского педагогического университета, Шанхай, 200062, Китай.
Ли Лю
a Шанхайский центр психического здоровья Чаннин (филиал Восточно-Китайского педагогического университета), Шанхай 200335, Китай
Даолян Ян
a Шанхайский центр психического здоровья Чаннин (филиал Восточно-Китайского педагогического университета), Шанхай 200335, Китай
Weidong Ji
a Шанхайский центр психического здоровья Чаннин (филиал Восточно-Китайского педагогического университета), Шанхай 200335, Китай
a Шанхайский центр психического здоровья Чаннин (филиал Восточно-Китайского педагогического университета), Шанхай 200335, Китай
b Шанхайский центр психического здоровья, Школа медицины Шанхайского университета Цзяо Тонг, Шанхай 200030, Китай
c Ключевая лаборатория функциональной геномики мозга (MOE & STCSM), Шанхайский центр психического здоровья Changning-ECNU , Институт когнитивной нейробиологии, Школа психологии и когнитивных наук Восточно-Китайского педагогического университета, Шан hai 200062, Китай.
⁎ Корреспондент авторов.
# Эти авторы внесли равный вклад в данную работу.
Поступило 25.02.2020 г .; Пересмотрено: 27 февраля 2020 г .; Принято 2020 фев 27.
Copyright © 2020 Elsevier B.V. Все права защищены.
С января 2020 года компания Elsevier создала ресурсный центр COVID-19 с бесплатной информацией на английском и китайском языках о новом коронавирусе COVID-19. Ресурсный центр COVID-19 размещен на сайте публичных новостей и информации компании Elsevier Connect.Elsevier настоящим разрешает сделать все свои исследования, связанные с COVID-19, которые доступны в ресурсном центре COVID-19, включая этот исследовательский контент, немедленно доступными в PubMed Central и других финансируемых государством репозиториях, таких как база данных COVID ВОЗ с правами на неограниченное исследование, повторное использование и анализ в любой форме и любыми средствами с указанием первоисточника. Эти разрешения предоставляются Elsevier бесплатно до тех пор, пока ресурсный центр COVID-19 остается активным.
Эта статья цитируется в других статьях в PMC.
Abstract
С середины декабря 2019 года передача новой коронавирусной пневмонии (НКП) от человека к человеку произошла среди тесных контактов. В то же время больше внимания следует уделять вмешательству в психологический кризис (ЧКВ) среди пострадавших групп населения для своевременного предотвращения неоценимого ущерба от вторичного психологического кризиса. ЧКВ было инициировано через удаленные (телефон и Интернет) и на месте медицинские услуги, чтобы помочь медицинским работникам, пациентам и другим лицам, пострадавшим, преодолеть любые психологические трудности.В этом документе описывается опыт, основанный на работе Шанхайской медицинской бригады.
Ключевые слова: Новая коронавирусная пневмония, Кризисное вмешательство
Введение
Вспышка новой коронавирусной пневмонии (NCP, также называемой COVID-19) с января 2020 года представляет собой внезапный кризис общественного здравоохранения, который распространился из города Ухань, Китай, для всей страны в течение месяца, представляет серьезную угрозу для жизни. В нынешней эпидемической ситуации психиатрические учреждения уже внедрили защитные требования от инфекционных заболеваний, основанные на пятом издании « Плана диагностики и лечения новой коронавирусной пневмонии ».В период вспышки НКП экстренно необходимо вмешательство психологического кризиса (ЧКВ) для всех пострадавших, включая пациентов, медицинский персонал, близких людей, людей в пострадавших районах, а также широкую общественность ( Zhu et al., 2020 ) .
В последние годы в Китае произошел ряд чрезвычайных ситуаций, таких как тяжелый острый респираторный синдром (SARS) в 2003 году ( Lau et al., 2006 ), стихийное бедствие в результате землетрясения в Вэньчуань в 2008 году ( Chen et al., 2020 ), а также инфицирование вирусом птичьего гриппа A (H7N9) человека в 2013 году ( Jiang et al., 2019 ). Исходя из прошлого опыта, большое количество людей будет страдать от психических расстройств вскоре после этих неожиданных событий. Среди них наиболее распространенным заболеванием является посттравматическое стрессовое расстройство ( Mak et al., 2010 ). Если медицинская помощь откладывается, пострадавшие могут понести неоценимый ущерб, вызванный психологическим кризисом.
Руководящие принципы
На основе « Руководства по горячей линии психологической помощи во время профилактики новой коронавирусной пневмонии и борьбы с ней », выпущенного Совместным механизмом профилактики и контроля Государственного совета для эпидемии НКП, психиатрами в психиатрических больницах и психологических отделениях в основном больницы несут основную ответственность за оказание психологической помощи в ответ на вспышку ( Китайское общество психиатрии, 2020 ).
Основной принцип психологической помощи во время вспышки НКП заключается в том, чтобы включить ЧКВ в общее развертывание мер по профилактике и контролю эпидемии. Основная предпосылка ЧКВ — свести к минимуму психологический ущерб и предоставить своевременную помощь в предотвращении и контроле эпидемии. При условии строгой профилактики инфекций НКП среди медицинского персонала, выполнение ЧКВ должно соответствовать строгим руководящим принципам, чтобы минимизировать риск инфекций среди психиатров и психологов, а также снизить их подверженность стрессу и травмам.
Организация и развертывание
Текущими усилиями по ЧКВ управляет правительство каждой провинции, автономного региона или муниципалитета в ответ на совместные усилия по профилактике и контролю эпидемии НКП с организационными и финансовыми гарантиями. Эта работа была инициирована Китайским обществом психиатрии с группой экспертов, созданной для организации мероприятий по вмешательству и предоставления технических рекомендаций ( Китайское общество психиатрии, 2020, ). Управление усилиями по ЧКВ осуществляется в рамках единой координации между Министерством здравоохранения и Административным департаментом здравоохранения в Шанхае, поскольку самый мощный медицинский ресурс зарезервирован в Шанхае.
Шанхайская медицинская бригада, направленная в Ухань, является основным компонентом национальной группы медицинского реагирования. 28 января первые четыре психиатра были отправлены в Ухань после трехдневного обучения навыкам работы с национальными больницами. Группа создала отделение ЧКВ в больнице Тонгрен Уханьского университета и разработала график работы для оказания помощи. Из-за того, что эпидемия затронула разные группы населения в разной степени, психиатры определили группы высокого риска, на которых следует сосредоточить свои усилия, чтобы предотвратить экстремальные явления, такие как самоубийства и импульсивное поведение.Они обозначили признаки психологического кризиса и предложили возможные методы, своевременно отчитавшись перед ведущей группой по совместной профилактике и контролю эпидемической ситуации. Таким образом, 21 февраля девятая партия Шанхайской медицинской бригады была отправлена с 50 психологами в качестве второй группы для оказания поддержки в области психического здоровья.
Вызовы и стратегии
В нынешней эпидемической ситуации служба личного психологического консультирования требует высоких стандартов изоляции на месте для минимизации риска.В настоящее время эта услуга доступна только для не инфицированного медперсонала на передовой. Однако инфицированные люди могут столкнуться с более серьезным психологическим кризисом и вторичной травмой после стихийного бедствия ( Peng et al., 2010 ). Поэтому для обеспечения постоянного предоставления услуг в области психического здоровья и снижения риска перекрестных инфекций правительство Китая разрабатывает и внедряет сеть удаленных консультаций, где консультации по телефону или через Интернет могут проводиться в безопасных условиях (см.
).Муниципальное правительство Шанхая также использовало сторонние онлайн-платформы для предоставления консультаций и рецептов. Пациентам, которым требуется лечение на месте или госпитализация, рекомендуется выбрать специализированное учреждение рядом с домом.
Психологи объединяются, чтобы помочь медицинским работникам первой линии в городской больнице № 3 Ухань, (A) на месте и (B) в удаленных консультациях. [Фото / информационное агентство Синьхуа].
Для повышения эффективности и оптимального использования ограниченных медицинских ресурсов важно на начальном этапе определить ключевые целевые группы и соответствующим образом расставить приоритеты.Руководящие принципы делят население, затронутое НКП, на 4 уровня (см.
) и требуют, чтобы в центре внимания ЧКВ находилась популяция первого уровня ( Китайское общество психиатрии, 2020, ) ( Ma et al., 2020, ). После этого психиатры и психологи могут более своевременно проводить оценку психологического состояния целевых лиц. Текущие усилия по ЧКВ предоставляют услуги на местах для групп населения первого и второго уровня, а также круглосуточную удаленную (по телефону и через Интернет) психологическую поддержку в режиме реального времени для групп населения третьего и четвертого уровней.
Таблица 1
Популяции, затронутые НЦП, разделены на 4 уровня.
Уровень | Население |
---|---|
1 | Пациенты с тяжелыми симптомами НЦП, непосредственный медицинский персонал, исследователи CDC или административный персонал |
2 | Пациенты с легкими симптомами НЦП близкие контакты, подозреваемые пациенты или пациенты с лихорадкой, которые обращаются в больницу для лечения |
3 | Люди, относящиеся к группе населения первого и второго уровня, такие как члены семьи, коллеги или друзья; спасатели, такие как командиры, административный персонал или волонтеры |
4 | Люди в пострадавших районах, уязвимые группы или население в целом |
Дальнейшие перспективы
Двусторонний подход (локальный и удаленный), описанный выше необходимо осуществлять эффективные усилия по ЧКВ, одновременно минимизируя риски перекрестных инфекций в эпидемической ситуации.Однако у дистанционных консультаций есть существенные недостатки, поскольку в них отсутствуют данные истории болезни, психометрические данные, язык тела и эффективное последующее наблюдение. Таким образом, удаленные психологические консультации не могут заменить личные услуги на месте. Настоящая договоренность должна использоваться только в качестве временной аварийной резервной копии в исключительных обстоятельствах, таких как текущая вспышка NCP.
Заявление об участии
XJ написал статью вместе с LD.YZ, HJ, LL и DY сотрудничали в написании и редактировании рукописи. LT отполировал английский язык. WJ вычитал рукопись. Все авторы внесли свой вклад в рецензирование окончательной версии рукописи.
Источники финансирования
Эта работа была поддержана Исследовательским проектом Комиссии по науке и технологиям района Чаннин муниципалитета Шанхай, Китай (CNKW2018Y23), Исследовательским проектом Комиссии здравоохранения и планирования семьи округа Чаннин муниципалитета Шанхай, Китай (20164Y013), проект «Улучшение потенциала и обучения молодых медсестер в округе» муниципалитета Шанхай, Китай (20184Q013), и проект группы инновационных исследований Шанхайского меняющегося района.
Декларация о конкурирующих интересах
У авторов нет конфликта интересов.
Благодарности
Мы благодарим всех членов Шанхайской медицинской бригады, отправленной в Ухань.
Приложение. Дополнительные материалы
Ссылки
- Chen XY, Chen J., Shi X., Jiang M., Li Y., Zhou Y., Ran M., Lai Y., Wang T., Fan F., Liu X. , Чан CLW Траектории материнских симптомов посттравматического стрессового расстройства позволяют прогнозировать долгосрочное психическое здоровье детей после землетрясения в Вэньчуань в Китае: последующее 10-летнее исследование.J. Affect. Disord. 2020; 266: 201–206. DOI: 10.1016 / j.jad.2020.01.084. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Консенсус экспертов Китайского общества психиатрии в отношении управления путями и стратегиями выживания пациентов с психическими расстройствами во время профилактики и борьбы с серьезными и вспышками инфекционных заболеваний (новая коронавирусная пневмония) Chin. J. Психиатрия. 2020; 53: E002. DOI: 10.3760 / cma.j.cn113661-20200219-00039. [CrossRef] [Google Scholar]
- Цзян В., Хоу Г., Ли Дж., Пэн К., Ван С., Лю С., Чжуан К., Чен Дж., Лю Х. Распространенность вирусов птичьего гриппа подтипа H7N9 у домашней птицы в Китае, 2013-2018 гг. Трансграничный. Emerg. Дис. 2019; 66 (4): 1758–1761. DOI: 10.1111 / tbed.13183. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Лау Дж. Т., Ян Х., Цуй Х. Ю., Панг Э., Винг Ю. К. Положительное воздействие эпидемии атипичной пневмонии на психическое здоровье населения в Гонконге и их ассоциации с другими негативными воздействиями. J. Infect. 2006. 53 (2): 114–124. DOI: 10.1016 / j.jinf.2005.10.019. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
- Ма Н., Ма Х., Ли Л. Чтение и анализ руководящих принципов экстренного психологического кризисного вмешательства при новой коронавирусной пневмонии. Подбородок. J. Психиатрия. 2020; 53: E001. DOI: 10.3760 / cma.j.issn.1006-7884.2020.0001. [CrossRef] [Google Scholar]
- Мак И.