Равнодушие это грех: Анатомия равнодушия и чёрствости | Православная Жизнь

Анатомия равнодушия и чёрствости | Православная Жизнь

сайт Горловской и Славянской епархии

Что может объединить антихриста и барона Мюнхаузена, немецкого проповедника-антифашиста и Данте? Чем плоха сковородка вместо цветов? О чём напоминают грязные подсвечники? Читайте интервью протоиерея Владимира Шутова, настоятеля храма святых Царственных мучеников с. Александро-Калиново, — узнаете!

Первое, что пришло в голову, когда я стал размышлять над темой равнодушия, это слова из Откровения Иоанна Богослова: «знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3:15-16). Это упадок такой степени, когда дальше уже невозможно. Равнодушие — состояние страшное. Мы думаем: убил человек человека — это грех, страшно. Ограбил — грех, страшно. Предал — то же. А равнодушие — что в нём такого? Однако так только кажется.

У польского писателя Бруно Ясенского есть незаконченный роман «Заговор равнодушных». Он начинается словами американского поэта Ричарда Эберхарта: «Не бойся врагов — в худшем случае они могут тебя убить, не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство». Получается, что если где-то совершилось убийство, перед этим имело место равнодушие большого числа людей.

Содержание

Давний недуг человечества

Вспомним Священное Писание, где говорится о страданиях Спасителя. Его сутки пытали, потом вели через весь город, прибивали ко кресту. В это время основная часть людей что делала? Они, по словам апостола, стояли и смотрели. Убийство Богочеловека произошло по воле тысячи равнодушных людей. Облечённых властью, как Пилат, простых исполнителей, как солдаты, и всех тех, кто стоял и ничего не делал. А ведь среди них были те, кто ел еду, которую Господь им раздавал, и те, чьих родственников Он исцелял. В итоге они остались равнодушными. Потому за каждым зверским преступлением стоит равнодушие — паралич души, как называл его Чехов. В наше время, время распространения этого греха, верующие люди ни в коем случае не должны быть равнодушными.

Данте в «Божественной комедии» так изображает участь равнодушных:

То горестный удел
Тех жалких душ, что прожили, не зная
Ни славы, ни позора смертных дел.
И с ними ангелов дурная стая,
Что, не восстав, была и не верна
Всевышнему, средину соблюдая.
Их свергло небо, не терпя пятна;
И пропасть Ада их не принимает,
Иначе возгордилась бы вина.

Эти строки — пример того, что равнодушие — грех, присущий человечеству на протяжении всей истории его существования. О том же писал Лермонтов в стихотворении «Дума»:

К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны,
И перед властию — презренные рабы.

Бездушность лежит в основании всех больших бед и несчастий. Нам нельзя быть такими. Святые попали в Царствие Небесное потому, что не были равнодушными — к тому злу, что видели вокруг, к нравственным порокам. Таким был, к примеру, Иоанн Креститель: рядом с ним было много достойных людей, но никто не сказал Ироду правду, не посмел обличить его.

В чём и где проявляется равнодушие?

Равнодушие может быть направлено на себя, когда человеку всё равно, какой у него образ жизни, как он выглядит, ведёт себя и что говорит. Его не заботит вопрос спасения, смысла жизни.

Равнодушие может ярко проявляться в семье, когда людям совершенно не интересно, чем живут их близкие. Потом эти люди выходят в общество и заражают его своим отношением ко всему. В результате формируется социум, где не уступают место беременной женщине или старику. Мне порой кажется, что даже если кого-то начнут убивать, эти люди будут так же равнодушно смотреть в сторону, разве что сделают погромче звук на своих телефонах.

Равнодушие наполняет наши храмы. Может быть, я жёстко отношусь к тому, что вижу… Люди спрашивают: «Батюшка, когда можно покидать храм?» Отвечаю, что после отпуста священника, когда закрываются царские врата. И вот эти благочестивые люди чуть ли не соревнование устраивают, кто первый из храма убежит. Им не важно, что в храме грязно, что подсвечники в воске, что скоро будет богослужение, к которому надо всё подготовить. Меня это пугает. Неравнодушный поинтересуется, откуда берутся в храме тепло, просфоры, свет, чистота внутри и снаружи. Большинству это не нужно, потому что у нас потребительское отношение к Церкви и Богу.

Хуже ненависти

Господь тысячи лет назад обличал такое отношение: «Один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?» (Лк. 10:25-29). Законник начинает мерить людей категориями, а ведь любовь не знает категорий, она любит всех. Святитель Игнатий (Брянчанинов) учит нас: «И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажу почтение, как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтоб тебе не иметь недостатка в любви».

Господь рассказывает законнику притчу о добром самарянине. Какой вывод можно сделать из неё? Равнодушие — это противоположная сторона любви. Это хуже, чем ненависть. Ненависть — это открытое противостояние любви, а равнодушие — скрытое противление ей. Человек не хочет любить никого, ни ближнего, ни Бога, ни даже себя, потому что тогда он бы занимался собой, своей душой.

Святые отцы о равнодушии:

«Бог, Который есть Любовь, не простит нам равнодушия по отношению к ближним» (прп. Паисий Святогорец).

«Кто при любви своей равнодушен к недостаткам любимого, тот ненавидит его, сам того не сознавая» (прп. Ефрем Сирин).

«Кто смотрит на зло без отвращения, тот скоро станет смотреть на него с удовольствием» (свт. Василий Великий).

«Если мы не будем к добродетели стремиться с любовью и охотой и к пороку не будем питать великой ненависти, то не в состоянии будем ни избежать вреда от этого, ни достигнуть той» (свт. Иоанн Златоуст).

«Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь её иметь, то делай дела любви, хотя бы сначала и без любви. Господь увидит твоё желание и старание и вложит в сердце твоё любовь» (прп. Амвросий Оптинский).

Как приблизить приход антихриста?

В Священном Писании говорится, что главной причиной прихода в мир антихриста будет человеческое равнодушие, потому что от множества беззаконий охладеет любовь. Беззакония творятся именно потому, что люди равнодушны. Каждый человек, проходящий мимо чужого горя, каждый, кто не мыслит о том, чтобы принести миру что-то доброе, способствует приходу антихриста.

Помните, барона Мюнхаузена считали безумным, потому что у него в ежедневном расписании значилось «совершить подвиг»? Человек хотел каждый день проявлять неравнодушие, а окружающие считали это ненормальностью. Если бы мы, православные, каждый день вставали и себе говорили: «Сегодня я совершу подвиг», — как было бы хорошо! Пусть таким подвигом будет молитва, например. Я вырву себя из объятий сна на пятнадцать минут раньше и уделю их Господу Богу. Пусть моя молитва будет основой этому дню. Потом я поеду на работу и уступлю место старику, женщине, ребёнку или попрошу об этом тех, кто сидит, и так далее. А когда закончу день, подойду к иконе и расскажу Господу о том, что сделал. Ведь Он сотворил меня для того, чтобы мир благодаря мне становился лучше. Если я ничего не сделал, проявил равнодушие, то зачем я нужен? Очень важно пересмотреть свою жизнь и начать бороться с равнодушием.

Чёрствость: равнодушие или черта характера?

Чёрствость — это синоним равнодушия. В Ветхом Завете сказано: «возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное» (Иез. 11:19). Если ты понимаешь, что у тебя каменное сердце, то попроси Господа изменить его, если же коснеешь в этом грехе, то ты равнодушен к себе и спасению своей души. Почему ты не просишь Господа о помощи? Апостол говорит: «Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4:2-3).

Почему мы не просим, если можем просить? Если осознаём склонность к какому-то греху, просить необходимо! «Господи, убереги меня от этого, я не могу сам справиться! Сделай что-нибудь, помоги мне!» Как жаль, что люди этого не понимают. Если человек осознаёт свою чёрствость, он должен что-то с этим делать, а не коснеть в своей броне. Закрыться от всего мира и говорить, что у вас такой характер — это какое-то отчаянное состояние.

Новые названия старых болезней

Сейчас придумали много слов, которые как будто оправдывают чёрствость и равнодушие. «Я индифферентен», «я нейтрален» — предполагается, что это не равнодушие, а что-то другое. В этой связи мне вспоминается Мартин Нимёллер, протестанстский богослов и пастор. Сначала он поддерживал нацистов, антикоммунистическое движение, приход к власти Гитлера. Потом разочаровался в фашистской идеологии, стал лидером Исповедующей церкви. Ещё позже его арестовали и отправили в концлагерь.

После окончания войны он написал слова, облетевшие весь мир: «Когда нацисты хватали коммунистов, я молчал: я не был коммунистом. Когда они сажали социал-демократов, я молчал: я не был социал-демократом. Когда они хватали профсоюзных активистов, я молчал: я не был членом профсоюза. Когда они пришли за мной — уже некому было заступиться за меня». Он понял, что нельзя быть равнодушным. Политика «моя хата с краю», «я нейтрален» — губительна. Что значит нейтрален? Для тебя добро и зло равнозначны? А если взять религиозные аспекты, получается, что человек нейтрален и к Богу, и к Его противнику? Тогда куда ты попадёшь — в рай или ад? Думаю, в ад нейтральному человеку попасть совсем не хочется.

Почва многих грехов

Равнодушие рождает самые страшные преступления. Вспомним деяния апостолов. Когда Ирод погубил первого патриарха Иерусалимского, апостола Иакова, его подданные ничего не сделали. Ироду это понравилось, и начались первые гонения на христиан. Если провести параллель с тем, что сейчас происходит в нашей Церкви, то можно заметить, что всё происходит с молчаливого согласия множества наших сограждан. Они закрывают глаза на то, что делают с верующими людьми, их это не касается. Для кого-то это далеко: «Вот придёт ко мне — тогда буду думать, как быть». Для другого это не важно, потому что его проблемы христиан не волнуют, он не христианин.

Всем людям, независимо от их вероисповедания, надо понимать, где добро и где зло. Как учит апостол: чувства должны быть «навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5:14). Надо руководствоваться не своими сиюминутными принципами, а категориями вечности. Тот, кто так живёт, не может быть равнодушен. Даже маленькие, локальные проявления горя, несправедливости для нас важны и серьёзны. Иначе получается так: все мы хотим, чтобы наши друзья и знакомые были добрыми людьми, а сами не хотим такими быть. Мы ищем грех вокруг, а он лежит в другой плоскости: в нас.

Грех равнодушия — очень тяжёлый. Он лежит в основе очень многих грехов. Например, казалось бы: какое отношение он имеет к чревоугодию, но оказывается, что чревоугодник сначала стал равнодушен к себе, а потом уже начал есть что попало или без ограничений. Так же и убийца: он сначала стал равнодушен к ценности жизни другого человека, его страданиям. С другой стороны, если мы посмотрим на жизнь этого убийцы, наверняка окажется, что его окружали равнодушные люди. Он холоден к страданию других, потому что к нему был безразличны в детстве, юности.

Сковородка против цветов

Одно из проявлений равнодушия — отсутствие внимания друг к другу. Мы можем жить в одной семье, но не замечать нужд друг друга, а ведь то, чего мы не замечаем, может быть очень важно для нашего близкого человека. Например, жена хочет, чтобы я подарил ей цветы, а я говорю: ну зачем они тебе, давай я лучше подарю тебе сковородку! Она полезнее. Я покупаю сковородку, она улыбается, принимает мой подарок, но ей хочется цветы. Это тоже равнодушие, потому что ты не проявляешь внимания к нуждам человека, его желаниям. Ты меряешь его по себе. Мне цветы не нужны, я за сковородку. Это кажется мелочью, но ни к чему хорошему не приводит. А потом в такой семье рождаются дети.

Недавно я присутствовал на заседании комиссии по предотвращению насилия в семье и обществе. Обсуждали проблему: один мальчик в детском саду ведёт себя очень агрессивно, а ещё выяснилось, что он постоянно хочет спать. Стали расспрашивать родителей. Они говорят: «А что вы хотите, мы приходим с работы уставшие, в восемь часов ложимся спать, а он до трёх ночи смотрит кино в интернете». Мальчику пять-шесть лет. Родители считают, что в этой ситуации нет ничего плохого: они ведь работают для того, чтобы его обеспечить, чтобы у него всё было. То, что он до трёх ночи смотрит неконтролируемую информацию, для них нормально. Кто знает, что видел этот ребёнок? Можно ли удивляться, если со временем из него вырастет асоциальный человек? Чего хотеть от молодых, если они растут в равнодушных семьях?

Не знаю, как вывести людей из летаргического сна равнодушия. Оно повсюду, даже в мелочах. Нечищеная обувь, неопрятная одежда, небрежность — это всё формируется равнодушием.

Равнодушный не может быть счастливым

Мне, прежде всего, хотелось бы, чтобы человек не отмахивался от этой проблемы, покопался в себе, заглянул в душу поглубже. Мы все заражены равнодушием, и я в том числе. Оно касается каждого из нас, мы встречаемся с ним ежедневно. Надо для начала в своей семье определить: что мы можем сделать, чтобы улучшить жизнь близких? Например, это могут быть хорошие добрые слова, с которых начнётся их день. Это очень простые вещи, но как же они важны! Не надо ждать, когда к нам будут проявлять внимание, будем сами стараться дарить его. Пусть вам несколько лет не будут отвечать на наши «доброе утро» и «как дела», но оттого, что вы это делаете, вам же будет лучше. Постепенно и люди вокруг вас изменятся.

Надо подумать, что можно сделать для своего прихода. Мы пришли на всё готовое в храме, ушли, не думая, кто создал всё, что нас окружает. Правильно ли это? Сейчас есть угроза того, что мы можем лишиться наших храмов. Думаю, это не случайно: большинству людей храмы, к сожалению, не нужны — за исключением небольшой группы людей, которые в них трудятся.

Не хотите равнодушия вокруг — сами не будьте равнодушными! Тогда обретёте земное счастье и спасёте свою душу. Если ты несчастлив, значит, равнодушен. Равнодушный не может быть счастливым. Счастлив тот, кто видит чужую боль и помогает, кто прощает обиды, сеет добро. Желаю всем понять это — и не оставить равнодушию ни единого шанса.

Записала Екатерина Щербакова

О РАВНОДУШИИ: ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА — Православный журнал «Фома»

Здесь предлагается еще один аспект темы равнодушия. Дело в том, что довольно часто люди принимают за равнодушие то, что равнодушием вовсе не является. А почему? — Да из-за собственного равнодушия! Очень хочется человеческого участия — но в той и только в той форме, которую ты сам разработал и спроектировал; иное не принимаем, потому что равнодушны к другим, и нам вовсе не интересны их свойства и намерения.

Говорят, что язык — это исповедь народа. Наблюдая за изменениями в языке, можно многое сказать о том, как меняется лик самого носителя и хранителя языка, чтó для людей важно и как идеи и нравственные оценки, самоочевидные для одного времени, меняются с приходом других поколений. Любопытно иногда наблюдать, какие чувства и ассоциации будит в нашем современнике то или иное слово. Эти наблюдения весьма полезны не только для филолога и историка, но и для простого носителя языка, который периодически задает себе вопрос: принадлежу ли я еще к тому народу, языком которого пользуюсь?

У слова равнодушие есть много значений, но в наше время чаще других улавливается и используется только одно, негативное, которое еще передается такими словами, как безучастность и безразличие. Кроме того, когда мы говорим, что кто-то к кому-то равнодушен, в большинстве случаев это еще и оценочное суждение: человеку, уличенному в равнодушии, выносится порицание за его холодность и безучастность самим применением к его поступку этого слова. Например, невнимательный сын равнодушен к бедам престарелой матери — публика понимающе и брезгливо качает головой.

Но справедливости ради надо заметить, что, например, в аскетической литературе словом равнодушие передавалось значение древнего философского термина «атараксия», то есть невозмутимость, спокойствие духа. Это был «технический» термин в смысле техники философии как способа жить, — не напрасно же древних монахов называли истинными философами. Подвижник оставался равнодушным к соблазнам мира, его душа оставалась невозмутимой и невосприимчивой к мирской суете, следовательно, как это ни неожиданно для нас прозвучит, словом равнодушие обозначали одну из христианских добродетелей. В самом деле, подумаешь — ведь равнодушие обозначает еще и отсутствие предвзятого отношения к людям, не допускает ни срыва в (необъяснимую) антипатию, ни отклонения в (недолжную) симпатию…

Употребляется это слово также и в нравственно нейтральном смысле. Я равнодушен к футболу. — Это хорошо или плохо? Или: я равнодушен к сладкому. В детстве клал в чай 5-6 ложек сахару, к 20-ти годам — 2 ложки, а к 30-ти — ни одной. Правда, в последнее время опять кладу две: наверное, впадаю в детство. И хотя в этом факте моей биографии самом по себе нет ничего безнравственного или, наоборот, добродетельного, я употребляю слово равнодушие и равнодушно попиваю сладкий чай.

Но стоит нам сейчас заговорить о равнодушии, вынести это слово на первую страницу газеты, у подавляющего числа слушателей и читателей это речение отзовется в определенных слоях их житейского опыта. Дайте угадать: 90 % вздохнет о неразделенной любви и 95 % — о человеческом безразличии и холодности, помянув соседям, друзьям и родственникам свое одиночество. Простите мне этот сарказм, но жизнь слишком сложна, пугающе сложна, и людям свойственно ее упрощать, воздвигая любимые идолы: любви, дружбы, понимания, честности, справедливости. Но идолы на то и идолы, чтобы требовать крови. Мне приходилось много раз видеть, как в жертву этим людьми воздвигнутым идолам приносили живых людей. Сколько гадости способны сделать люди из любви к истине и справедливости! И вот смещение акцентов в употреблении слова равнодушие, то, что другие значения этого слова как бы отмирают, — это знак, что в обществе появился новый идолопоклоннический культ. Считается приличным плакаться в жилетку и обвинять окружающих в безразличии, но все эти слезоточения чаще всего суть последствия эгоизма, жестокости и неблагодарности. Мы разбаловались, мы стали пресыщенными теми благами, в которых купаемся. Я вовсе не хочу сказать, что мир стал добрее и безразличия к людям стало меньше. Мы христиане, и как никто другой знаем, что мир лежит во зле, и все мы — твари порченые.

У преподобного Исаака Сирина есть такие слова: «Не говори, что Бог справедлив, ибо в справедливости есть примесь зла. Бог несправедлив к нам, поэтому Он Бог Любви». Обостренное чувство справедливости — это часть мировоззренческого наследия советской эпохи. Это чувство есть в каждом из нас, мы его получили от бабушек и матерей. Хорошее, надо сказать, чувство, но всякая добродетель, доведенная до крайности, становится пороком. Воздвигая знамя этой всеядной справедливости, лучше сказать, служа идолу справедливости, люди разрушают семьи, мучают своих детей, воюют с государством. Я до сих пор не сажусь в троллейбусах, с детства у меня такой комплекс — вот до чего довели меня справедливые старики. Но это уже другая история.

Странное и пугающее пророчество о признаке последних времен есть в Евангелии: по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь (Мф 24:12). Подумайте только: люди грешат и через это лишают себя способности любить, становятся бессильными в добре. У человека порой, бывает, нет сил любить даже самого себя, и часто ненависть к другому есть только следствие ненависти к себе. Сила любить оскудевает по мере погружения человека в грех. Разве это для нас открытие? Внимание к себе разве не говорит нам о том же? Но мы должны помнить эту Евангельскую истину, потому что она приобщает нас к подлинной христианской мудрости, к мудрости любви и снисхождения к ближним. Мы ждем от людей участия и сострадания в своих скорбях и радостях, и часто эти ожидания напрасны. Вместо сочувствия — равнодушие, даже от близких, даже от друзей. И от этого бывает так горько, что теряешь веру в человека. Такое состояние разочарованности в людях воспринимается в нашем обществе как нечто благородное и требующее понимания. Но, как это ни странно прозвучит, с Евангельской точки зрения это просто ребячество, инфантильный бред. Христианину должно быть стыдно предаваться таким сантиментам. Господь призывает нас быть мудрыми. А что являет подлинную мудрость в опыте христианина? Мера мудрости — мера снисходительности и благодарности. Любить — тяжкий труд, который не всем по силам. И если мы честны сами с собой и знаем, как трудно дается нам всякое добро, мы будем снисходительны к неспособности другого быть постоянным в добре и сочувствии и благодарны за те крохи добра и любви, может быть, малые, которые люди дарят нам. Все мы поражены грехом, в каждом живет недреманное семя тли, отравляющее наши мысли и чувства. Поэтому люди заслуживают снисходительности и понимания даже в своем равнодушии. Может быть, так я оправдываю грех? Ничуть: зло остается злом, и вещи следует называть их именами. Только даже порок требует правильного отношения. Не советского, а христианского. Но, как говорила моя бабушка, добра гораздо больше, чем нам кажется, просто его не видят. Надо только зрение свое сделать благодарным, способным замечать труд любви другого человека. Наш эгоизм, зацикленность на себе несчастном делает нас невосприимчивыми к той любви, которой нас дарят ближние. Вот с этим личным равнодушием и неспособностью видеть добро и любовь в людях следует бороться, учась быть благодарным и снисходительным, учась христианской мудрости.

Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви


   Часто люди называют равнодушие нейтральностью, чтобы звучало более прилично. Однако от этого смысл равнодушия не меняется. Равнодушие остаётся равнодушием.

   II. БИБЛЕЙСКИЕ ПРИМЕРЫ РАВНОДУШИЯ

   1. Притча о Добром Самарянине: Лука 10:30-35 «Иисус сказал: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же».

   Эта история иллюстрирует равнодушие, проявленное священником и левитом по отношению к ограбленному и израненному человеку.

   2. Обращение к Лаодикийской Церкви: Откровение 3:14-18 «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть».

   Равнодушие здесь описано как состояние «теплоты»: «ни холоден, ни горяч».

   Как же Бог относится к равнодушию? Оба рассмотренных нами отрывков показывают негативное отношение Господа к равнодушию. В притче о добром самарянине Иисус учит людей поступать так же милостиво, как поступил с пострадавшим добрый самарянин. Что же касается второго отрывка, то отношение Господа к равнодушию подчёркивается в 16-м стихе: «Но, как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих».

   III. РАВНОДУШИЕ ПОД МИКРОСКОПОМ

    1. Разновидности  равнодушия.

Равнодушие – болезнь нашего времени — Христианская газета

«Худшее преступление, которое мы можем совершить по отношению к людям, – это не ненавидеть их, а относиться
к ним равнодушно; в этом – суть бесчеловечности»
Бернард Шоу

«Моя хата — с краю, ничего не знаю»; «Наше дело — сторона»; «Хоть трава не расти»; «Своя рубаха ближе к телу»… Такие поговорки сохранились со времен Киевской Руси, показывая, что равнодушие — очень древняя болезнь.

Русский писатель и драматург А.П. Чехов как-то сказал, что равнодушие — это паралич души и преждевременная смерть. Действительно, по миру ходят миллионы людей, которые, казалось бы, живые, но в то же время – мертвые. Мертвые по отношению к другим.

По причине равнодушия гибнут люди на улицах, оставаясь сутками лежать на обочинах дорог и на тротуарах. Эти люди могут быть не алкоголиками, не наркоманами, а просто теми, кому стало плохо. Случай, который произошел с актрисой Натальей Негода, всколыхнул общество. Вот что пишет актриса: «В аптеке я упала в обморок. Очнулась от того, что меня трясли за плечо: «Женщина, вставайте! Мы закрываемся». На протяжении всего дня никто не попытался помочь лежащей на полу аптеки Наталье, даже сам аптекарь-медик.

Делается страшно оттого, что всем все равно. Молодым все равно, потому что их так воспитали, взрослым — потому что хлебнули горя и стали апатичными. Многим всё — всё равно.

В основе равнодушия лежит, прежде всего, эгоизм. Но причиной равнодушия может стать также сребролюбие, гордость, карьеризм, чрезмерная любовь к наслаждениям, корысть, отсутствие любви.

Равнодушие хуже ненависти

Еще Бернард Шоу писал, что худшее преступление, которое мы можем совершить по отношению к людям, — это не ненавидеть их, а относиться к ним равнодушно. Если человек испытывает ненависть, то тот, кого он ненавидит, существует для него, то есть еще не все потеряно. Еще можно выяснить отношения, попытаться понять, как и что исправить, как повлиять на ситуацию.

Равнодушие к Богу

Можно быть равнодушным не только к людям, но и к Богу. Быть равнодушным – значит относиться к Богу так, словно Его нет.

Такие люди в Библии названы безумцами: «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» (Пс. 13:1). Однако Бог никогда не станет равнодушным к Своему творению. Он будет раз за разом стучаться в его сердце, давать много шансов, чтобы человек задумался о Творце и своем спасении.

Ведь нерадение о своем духовном состоянии может привести к печальным последствиям.Если человек не просвещает свой разум словом Божьим, не трудится над своим духовным возрастанием, он все больше погружается в пучину грехов, даже не осознавая этого. И именно поэтому в Библии сказано: «Хранящий заповедь хранит душу свою, а не радящий о путях своих – погибнет» (Пр. 19:16).

Работа над собой

Для того чтобы искоренить в себе равнодушие, надо знать и исполнять Золотое правило Библии: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Хотелось бы вам остаться незамеченным на улице, когда вам неожиданно станет плохо? Или быть оставленным друзьями в трудную минуту? Следует чаще задумываться о том, что на месте другого можешь оказаться ты сам. Если мы хотим видеть вокруг себя неравнодушных людей, то сами должны любить делом. Если еще не способны любить делом, то нужно любить людей хотя бы словом: говорить друг другу добрые слова. У человека должно быть правило в общении, выраженное такими словами: «мне радостно радовать». Ведь, с каким чувством ты принимаешь участие в делах других людей, такое же чувство порождаешь в ответ. Делайте, что нужно и положено делать, и плюс еще чуть-чуть.

Нет ситуаций в жизни, в которых никак нельзя помочь человеку. Равнодушие — только отговорка для бездельников. Если в человеке есть сопереживание, то ему Бог даст совет, как помочь другому.

Равнодушные не войдут в Царство Небесное

Божья любовь отдала самое лучшее, что было на небе, за самое худшее, что было на земле. Иисус Христос умирал на кресте за грехи людей, а вокруг стояли равнодушные люди и просто смотрели на Его мучения. И сейчас многие так же реагируют на Его жертву. Вот почему равнодушные к Богу люди не войдут в Царство Небесное.

Равнодушный человек не получит спасение, потому что равнодушен к своему духовному состоянию и к Благой вести о спасении. Он также не может служить людям, жертвовать своими наслаждениями, любить, верить, сострадать. То есть своим равнодушием он нарушает Божьи заповеди.

И, напротив, неравнодушные к Богу люди сами возрастают духовно и распространяют Царствие Божие. Оно живет и движется любовью человека, постоянно готового пожертвовать своим удобством, счастьем, возможностями, только бы другим было хорошо.

Чтобы следовать библейской заповеди: «Не о себе только каждый заботься» (Флп. 2:4), надо задуматься о том, сколько раз мы задаем вопросы окружающим: «Чем могу помочь?»; «В чем нуждаешься?» Следуем ли мы примеру Иисуса Христа, Который помогал нуждающимся словом и делом?

Если человек осознает, как следовало бы поступить правильно, и не поступает так, то он грешит. Библия подчеркивает: «Кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак. 4:17).

Пусть все, чтущие Бога, во всем уподобляясь Господу, будут людьми неравнодушными, использующими любую возможность послужить окружающим словом и делом.

Подготовил Алексей Перельман


Мудро сказано

Величайший грех человека – это не ненависть, а равнодушие к своим братьям.

Мать Тереза

Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь звания человека.

М. Саади

Наука изобрела лекарство от большинства наших болезней, но так и не нашла средства от самой ужасной из них – равнодушия.

Хелен Келлер

Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство.

Эберхард

Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека.

М. Горький

Нравственное уродство – равнодушие к плохим поступкам и словам.

Теофраст

Равнодушие всегда было величайшим врагом нравственности.

Альберт Швейцер

Равнодушие к духовной жизни: кто виноват и что делать?

Сайт Горловской и Славянской епархии

Молиться не хочется. Совсем. И в храме всё одно и то же, сколько можно?! Откуда бралась радость молитвы раньше, когда вычитать лишний акафист или выстоять литургию с молебном и панихидой было делом простым и вдохновляющим? Почему теперь всё не так? Куда идти и что делать?

Священник Александр Хворост, настоятель Александро-Невского храма Дружковки, отвечает тем, кто переживает кризис духовной жизни.

Кто виноват?

Равнодушие в духовной жизни — явление тревожное, и если человек заметил у себя такое состояние, надо срочно принимать меры. Самостоятельно с ним справиться очень сложно. Однозначно, само собой всё как раньше не станет.

К сожалению, это явление встречается часто. Мы живём во время, когда верующие часто не имеют грамотного духовного руководства. Это влечёт за собой неизбежные ошибки в духовной жизни, которые приводят к апатичному, безразличному состоянию. У человека опускаются руки, он разочаровывается в Церкви и вере — это прямые следствия таких ошибок.

Причины такого состояния — отдельная тема, мы её ещё коснёмся. Замечу только, что они сугубо индивидуальны. А пока сосредоточимся на том, что делать, если вы обнаружили, что становитесь равнодушными в своей духовной жизни.

Что делать?

Прежде всего, нужно разбираться, что случилось, куда делись энтузиазм и воодушевление. Надо анализировать, с чем мы столкнулись, что неприятно удивило или насторожило. Без такого анализа нельзя понять причины охлаждения к вере.

1. Обсудить

Далее — стоит обсудить эту проблему. Прежде всего, конечно, с верующими людьми: священником, духовным наставником, воцерковлёнными друзьями, родственниками, православным психологом. Для чего это нужно? Порой мы не замечаем каких-то важных моментов своей жизни, а со стороны они могут быть видны. Обязательно надо попросить, чтобы о нас помолились. Мы все объединены Христом, нашей верой, традициями, церковной общиной, священноначалием, и живём не сами по себе, но составляем некое целое. Поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы решать проблемы вместе с теми, кто, возможно, с ними уже сталкивался и преодолел.

2. Переосмыслить

Следующий шаг — начать переосмысливать всё то, с чем мы имеем дело в духовной жизни. Нашу веру, церковные праздники, таинства и так далее. Вера и духовная жизнь — это процесс, а не какое-то статическое состояние. Они динамически развиваются, движутся. Как горение не может происходить статически — так же и с нашей духовной жизнью. У многих людей апатия и равнодушие приходят только потому, что они перестали «обновлять» свою веру, интересоваться ей. Считают, что воцерковились, всё узнали, поняли, со всем соприкоснулись и исчерпали то, что им может дать Церковь. Это неверно. Автомобиль, который разогнали, а потом выключили мотор, какое-то время покатится, а потом остановится. Кто в этом виноват? — тот, кто выключил мотор. Надо было двигаться дальше. Так же и в духовной жизни.

Как можно переосмыслить свою веру? По-разному. Есть смысл поменять обстановку: съездить в паломничество, пойти на послушание в монастырь, пожить там какое-то время, чтобы больше времени посвятить молитве. Можно отправиться на выходные в какую-нибудь деревенскую церковь, посмотреть, как там люди живут, чему радуются. Порой очень важно в ином свете увидеть то, чем мы живём.

Верующий может более глубоко изучить всё, с чем сталкивается в Церкви — это и богослужение, и таинства, — заняться самообразованием. Литературы и сайтов сейчас много, так что найти нужные источники не составит труда. Стоит осмысленно прочитать Евангелие, вникнуть в него. Это тоже очень интересно. А история Церкви? Ей две тысячи лет, больше тысячелетия назад крещена Русь. Всё это непросто и чрезвычайно интересно, потому что очень самоотверженными и глубоко верующими людьми распространялась наша вера, разносилась весть о воскресшем Христе.

3. Скорректировать молитву

Следующий этап — наше молитвенное правило. Порой человек может брать на себя непосильный объём молитв. Многие считают, что чем больше читать, тем лучше. Молитва — это тяжёлый труд, и тоже нужно подумать: а может, стоит изменить объём и качество молитв? Читать меньше, но регулярно и осмысленно, вдумываясь в каждое слово. Это тоже помогает быть ближе к Богу.

Хуго Симберг. Раненый ангел. 1903 г.

4. Заняться волонтёрством

Человек может заняться волонтёрством. Сейчас это популярно и активно поддерживается в разных сферах. Можно помогать больным при больницах или одиноким людям. Такое служение очень важно. Мы не можем любить Бога, если не любим ближнего. Любовь к Богу начинается через любовь к ближнему. Можно потрудиться в храме: что-то помыть, сделать своими руками. Это тоже помогает. Когда мы что-то бескорыстно жертвуем, это привносит радость в жизнь. Порой не нужно ничего придумывать: можно просто прийти и наколоть дров для церкви, но это нужный труд и большой вклад, особенно для развивающегося прихода.

5. Участвовать в таинствах

Конечно, нельзя забывать о таинствах исповеди и причастия. Но я бы рекомендовал прибегнуть к ним более вдумчиво: ещё раз осознать, что перед нами — Тело и Кровь Христовы, что ради нас и таких, как мы, Господь взошёл на Крест.

Подытожу: в случаях появления равнодушия духовную жизнь нужно активизировать. Подбросить дров в её угасающий огонь, и тогда она запылает с новой силой.

6. Быть честным с собой

Состояние, о котором мы говорим, ненормально, но оно неизбежно. Мы ведь, как правило, слабые и часто невежественные, и поэтому должны периодически переживать кризисы веры, чтобы осознать свою немощь и обратиться ко Христу. Ведь только Он может помочь наполнить всё смыслом и оживить. Но прежде нужно честно взглянуть на своё духовное состояние, осознать кризис. Тогда, преодолев его, мы будем жить полноценнее и осознаннее. Кризисный период — это явление и плохое, и хорошее, потому что после него, если мы всё правильно осознаем, начинается обновлённая духовная жизнь.

Господь удивительнейшим образом устроил наш мир. Человек нуждается и в постоянстве, и в обновлении. Бог сочетал это в повторении различных циклов нашей жизни: день и ночь, времена года, церковные праздники. У нас есть возможность осмыслять снова и снова и Пасху, и Рождество, и периоды постов. Мы делаем это регулярно, чтобы более глубоко понять смысл. Движемся вперёд, но всё время возвращаемся к тому, что было — на другом качественном уровне. За это нужно быть всегда благодарными Богу.

 

Так кто же всё-таки виноват?

Учитывая перечисленное, можем вывести причины, которые приводят к равнодушию в духовной жизни. Человек может «перемолиться». Может не иметь необходимых знаний о своей вере. Кризис может быть следствием каких-то проблем характера — неусидчивости или лени — или отсутствия у верующего поддержки в своей вере.

Уникальность Церкви в том, что она принимает всех. Каждому в ней найдётся дело. Коммуникабельный человек найдёт возможность заниматься организаторской работой, замкнутый — нести послушания, не требующие общения. Кому-то, может быть, нужно идти дальше в своём духовном росте, и становиться священником или церковным старостой. Ведь равнодушие может проистекать и от того, что человек зарывает в землю свои таланты.

Ещё мы можем стать равнодушными, когда видим, что церковные люди не оправдывают наших ожиданий. Священника или прихожан хотим видеть чуть ли не святыми. Поначалу они нам такими и кажутся, но потом проступают какие-то недостатки, и это приводит к разочарованию. В этом случае нужно осознать, что человеческое несовершенство присуще всем. Надо учиться относиться к недостаткам ближних так же, как мы относимся к своим. Себе ведь мы всё прощаем, значит, и другим нужно прощать. Да, у всех есть недостатки, но со Христом мы можем стать лучше. Давайте не будем требовать от людей больше того, что они могут дать, и постараемся пристально смотреть не за другими, а за собой.

Главное — всё делать осмысленно. Одна из бед нашей Церкви — это обрядоверие. Многие верующие знают православие очень поверхностно. Если мы будем так жить, то далеко не уедем. А если будем делать всё осознанно, то это принесёт богатые плоды. В ХХI веке мы не имеем права быть невежественными. Нужно развиваться, идти вперёд, к Богу, и помнить, что без Него всё у нас будет печально и бесперспективно.

Записала Екатерина Щербакова

Сайт Горловской и Славянской епархии

Равнодушие | Bogoslovie

Ни для кого не секрет, что мы живем в индифферентном мире. Зачастую, мировоззрение современного человека сводится к фразе «моя хата с краю».

В свое время замечательный драматург и писатель Антон Павлович Чехов сказал, что «равнодушие – это паралич души и преждевременная смерть». Как видно, проблема человеческого равнодушия не нова – во все времена люди были подвержены пагубному влиянию этого явления.

На страницах Нового Завета, в Евангелии от Луки, мы читаем об ужасной казни – распятии Иисуса Христа.

 «И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! Прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. И стоял народ, и смотрел».
Евангелие От Луки 23:33-35 (а)

 

После страшных пыток, плевков, бичевания Сын Божий прибит ко кресту. А что же люди? Лука очень точно подметил реакцию народа на происходящее:  «и стоял народ, и смотрел». Все дело в том, что толпа зевак времен Христа была одержима одним из ужасных пороков человечества – всеобщим равнодушием.

Равнодушие…Что это за явление? Равнодушие – это отсутствие внимания людей друг к другу, это состояние человека, при котором он не проявляет ни малейшего интереса к происходящему. Синонимами к слову «равнодушие» являются апатия, безразличие, чёрствость, безучастность, индифферентность, пассивность, бездушие.

Кто не слышал таких поговорок как: «Наше дело – сторона», «После нас хоть потоп», « Я не море, меня не волнует», «Ни во что я не вникаю, тяжела мне роль такая», «Своя рубашка ближе к телу»? И даже заменив слово «равнодушие» более мягким выражением «нейтральное отношение», мы не изменим самой его сути – равнодушие всегда останется равнодушием.

Редакция известной газеты «Комсомольская правда» после распада Советского союза и расформирования комсомола, решила поменять название своей газеты. В связи с этим был проведен опрос населения о целесообразности такого предложения. В результате – всего лишь 2 % респондентов высказалось за необходимость замены названия газеты, 2% озвучили противоположное мнение, но 96 % опрашиваемых просто заявили, что им все равно.

На сегодняшний день людей, живущих равнодушно, с внутренней пустотой и бездушием, огромное множество. Им нет никакого дела до того, что их окружает. Поэт современности Александр Гаврюшкин в своем произведении «Пустота», задался интересным вопросом:

Человеку страшна пустота?
Да, страшна, ведь никто не поможет:
Если жизнь его явно не та,
По-другому её он не сложит.

Только хуже всего пустота,
Когда пусто в душе человека.
Не поселится там теплота!
Это бич двадцать первого века.

Словно зомби, бредут по Земле
Эти люди с пустыми глазами.
В их бездушности кроются все
Наши беды и плач со слезами…

Мрачная картина нашего общества вызывает боль в душе. Но куда нестерпимо больнее сталкиваться с проблемой равнодушия в христианской среде!

Первое – это равнодушие к ближним. Следуя христианской терминологии, верующие называют друг друга братьями и сестрами, но если присмотреться к взаимоотношениям людей в церкви, то порой родственными их уж точно не назовешь.

В Библии мы читаем: «Не о себе только каждый заботься» (Фил. 2:4).  Как часто мы слышим в свой адрес такие вопросы: в чем ты нуждаешься? чем я могу тебе помочь?  А мы сами часто ли задаем такие вопросы другим? Обращаем ли внимание на нужды других? Следуем ли мы примеру Иисуса Христа, образом жизни Которого была помощь людям, испытывающим различные трудности?

В послании Иакова 4:7 написано: «Кто разумеет делать добро и не делает, тому грех».

Бездействие, когда существует возможность реальной помощи и поддержки – это не то, чему учил Христос. Быть безучастными к нуждам других, знать о проблемах ближних и не реагировать на них – грех. К сожалению, многих последователей Христа больше интересует собственное благополучие, чем души возлюбленных Богом людей.

Стоять в стороне, пассивно наблюдая за жизнью братьев и сестер – грех! Священное Писание настойчиво призывает: «В нуждах святых принимайте участие» Рим. 12:13. Кто такие эти святые? Ангелы!? Нет! Это наши братья и сестры в церкви. Пусть Бог поможет нам замечать из нужды и проявлять посильное участие в решении проблем наших ближних!

Вторая область равнодушия – это равнодушие к Богу и Его слову. С того момента, как Иисус Христос страдал на Голгофском кресте, а народ безучастно стоял и смотрел, мало что изменилось. Сегодня люди так же реагируют на Сына Творца Вселенной.

Недавно я разговаривал с человеком, категорично настроенным против Бога, церкви и христианства и был поражен греховной извращенности человеческого ума. На мое утверждение: что «Христос умер за тебя», он мне ответил: «а я не просил Его умирать за меня», и, вдобавок ко всему, он заявил: «тем, кто ненавидит Бога, смерть Христа ничего не дает».

С присущей мне любовью и терпением, я ответил: «Во-первых, смерть Христа всем дает право выбора между жизнью и смертью, между раем и адом, между Богом и дьяволом. Не зависимо от изначального отношения человека к Богу, через смерть Иисуса Христа, спасение стало возможным каждому. Во-вторых, даже если ты и не просил умирать Христа за тебя, всей своей жизнью, всем своим поведением, ты просто «вынудил» Бога отдать Своего Единственного Сына».

Божья любовь отдала самое лучше, что было на небе, за самое худшее, что было на земле. Разве великий подвиг Иисуса Христа, Его страдания, Его смерть, не побуждают нас трудится для Него, посвятив Ему свою жизнь без остатка?

Господь желает, чтобы мы как христиане имели четкую позицию и в вопросах веры, и в жизненно важных вопросах. Жизнь по принципу «какая разница?» не приемлема для дитя Божьего. Бог не терпит половинчатости. Пусть наше следование за Господом будет очевидным для других!

Отвечая на вопрос учеников о признаках последнего времени, Иисус Христос очень емко подметил: «… по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь». (Матф. 24: 12). Охлаждение любви и есть человеческое равнодушие. Но все же в словах пророка Даниила о последнем времени видна надежда для людей верующих. Он констатирует тот факт, что «…люди, чтущие своего Бога, усилятся и будут действовать» (Дан. 11:32).

Мое пожелание тебе, дорогой читатель, не бездействуй, а проявляй инициативу в служении Господу! Пусть время, о котором писал пророк Даниил, станет реальным в жизни современных христиан! Пусть мы будем именно теми людьми, которые чтят своего Бога, усиливаются и действуют, потому что безучастная жизнь, жизнь равнодушия – это трагедия души и преждевременная смерть!

«Как вы понимаете выражение: Самый большой грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие

Грех, буддизм, самоубийство. Грех связан с дуккха. Буддизм — сансара, нирвана, учение. Всё кроме нирваны это сансара, а значит содержит дуккха (нежелательное, ведущее к страданию). Самоубийство в буддийской философии? А кто кого убивает? Ответ на этот вопрос совпадает с реальностью ответа на ожидания существа-самоубийцы. Иное дело, почему запрещены спокойные надёжные способы самоубийства? Под самоубийством подразумевается окончательное прекращение существования самоидентифицирующейся телесной оболочки в направлении будущего времени. Смена документов, окружения, памяти и личности телесной оболочкой это самоубийство? А наоборот это самоубийство? Вхожу «в режим будды».

Можешь жить — живи. Не можешь жить — не живи. Не можешь жить, а живёшь? Значит, ищи путь в нирвану. Думаешь, что этот путь самоубийство? Можешь убить себя — убей себя. Не можешь убить себя — не делай то, чего не можешь. Не можешь, но надо? Научись. Умеешь, но не имеешь возможности? Ищи возможности. Не можешь найти возможности? Пойми почему не можешь найти возможности. Постигнув в совершенстве Четыре Благородные Истины, становишься бодхисатвой? Отказывайся от обетов и становись буддой. Не можешь отказаться от обетов избавления всех живых существ от страдания? Жди завершения кальпы времени.

Вышел из режима «будды».

В общем, в глобальном измерении «самоубийство» это полная чепуха. Так же больно и безысходно как четырёхлетнему малышу потерять любимую игрушку — для малыша это жуткая трагедия, а для взрослого… зависит от взрослого. Мой взрослый «подарит» мне «новую игрушку». Другое дело, что я как всякий малолетний дебил охренел от щедрости «будды сострадания», в растерянности рассыпал все дхармы, стал «этим взрослым», попал под огненный дождь, и не знаю, где переждать кальпу времени так, чтоб малолетний дебил не ревел ещё горше от того, что не все рассыпанные дхармы успели собрать, потому что объяснить ему, что дхармы на самом деле не рассыпались в могиле гниения, не могу по причине того, что я чукча, а малыш негр, но он видит меня чашкой воды, а я его вижу мухой, поэтому нам неудобно общаться на языке майя.

Прямой ответ на вопрос. В посмертном опыте такое существо ждёт то, что зависит от желания существа-самоубийцы сохранять личность-сознание или не сохранять, подкреплённого духовной возможностью.

Для лемминга-скалопада перерождение в белку-летягу это достижение, а для разведчика-провальца совсем другие расклады. Для бодхисатвы-мусорщика самоубийство может быть сжиганием чумной одежды, а для бодхисатвы-скупердяя самоубийство может быть транжирством хорошей вещи с помойки.

PPT — Преодоление греха безразличия Презентация PowerPoint, скачать бесплатно
  • Преодоление греха безразличия

  • Что такое «безразличие»? безразлично: 1 не имеет пристрастий или предпочтений или не проявляет их; нейтральный 2, имеющий или не проявляющий интереса, беспокойства или чувства; незаинтересованный, безразличный или невозмутимый. безразличие: отсутствие заботы, интереса или чувства; словарь апатии Вебстера

  • Безразличие противоположно тому, что Бог ожидает от нас.

  • Безразличие противоположно тому, что Бог ожидает от нас. «Я призываю сегодня небо и землю в качестве свидетелей против вас, которых Я поставил перед вами жизнью и смертью, благословением и проклятием; поэтому выбирай жизнь, чтобы и ты, и твои потомки могли жить ». Второзаконие 30:19

  • Безразличие противоположно тому, что Бог ожидает от нас. «И если вам кажется плохим служить Господу, выберите для себя в этот день, кому вы будете служить, будь то боги, которым служили ваши отцы, которые находились на другом берегу реки, или боги аморитов, в которых земля ты живешь.Но что касается меня и моего дома, мы будем служить Господу ». Иисус Навин 24:15

  • Безразличие противоположно тому, что Бог ожидает от нас. «И пришел Илия ко всем людям и сказал:« Как долго вы будете колебаться между двумя мнениями? Если Господь есть Бог, следуй за Ним; но если Ваал, следуй за ним. Но люди не ответили ему ни слова. 1 Царств 18:21

  • Безразличие противоположно тому, что Бог ожидает от нас. «Я знаю твои дела, что тебе не холодно и не жарко.Я бы хотел, чтобы тебе было холодно или жарко. Итак, потому что вы теплые, и ни холодные, ни горячие, Я извергну вас из Моих уст ». Откровение 3: 15-16

  • Безразличие противоположно тому, что Бог ожидает от нас. «Тот, кто не со Мной, против Меня, и тот, кто не собирается со Мной, рассеивается за границей». От Матфея 12:30

  • Безразличие — это грех • Иисус велел равнодушным и теплым лаодикийцам «покаяться» (Откр. 3:19). • Он был готов «вырвать» их изо рта (ст.16). • Необходимость покаяться и угроза потерять общение со Христом указывают на то, что они были в грехе.

  • Последствия безразличия • Отвращает Бога — Откр. 3:16 • Отговаривает верных братьев — Прит. 10:26 • Божий «дом» заброшен — Хаг. 1: 4-11 • Нуждающимся пренебрегают — Марка 14: 7; Галлон 6:10; Джеймс 1:27; Еккл. 4: 1; Является. 57: 1, Пс. 142: 4 • Мы потеряем наши души — Пс. 28: 5; Прит. 19:16; Соф. 1: 12-13; Евр. 2: 3; Фил. 2:12

  • Как преодолеть безразличие • Любовь — 1 Кор.13: 4-7 • Рвение — Откр. 3:19; ПЗУ. 12:11; Евр. 6: 11-12, 10: 24-25; 2 Кор. 9: 2 • впусти Христа в наше сердце — Откр. 3:20 • отдай себя — 2 Кор. 8: 5 • Молитесь

  • .

    безразличия — WordReference Dicţionar englez-român

    WordReference Англо-румынский словарь © 2020:

    Traduceri Principale
    безразличие n существительное : Относится к человеку, месту, предмету, качеству и т. Д. (отсутствие заботы) indiferență s.f. вещественных женщин : Desemnează ființe de sex feminin sau obiecte de parte femeiască: femeie , cas , plajă .
    Ваше безразличие к нашему финансовому положению можно было ожидать.
    безразличие n существительное : Относится к человеку, месту, предмету, качеству и т. Д. (апатия, отсутствие интереса) indiferență s.f. вещественных женщин : Desemnează ființe de sex feminin sau obiecte de parte femeiască: femeie , cas , plajă .
    Чувство безразличия в комнате мешало читать лекции.
    безразличие n существительное : Относится к человеку, месту, предмету, качеству и т. Д. (посредственное качество) indiferență s.f. вещественных женщин : Desemnează ființe de sex feminin sau obiecte de parte femeiască: femeie , cas , plajă .
    Безразличие сервиса заставило нас не хотеть есть там снова.

    Англо-румынский словарь WordReference © 2020:

    Формировать:
    безразличие к [sth / sb] n существительное : Относится к человеку, месту, предмету, качеству и т. Д. (отсутствие интереса или беспокойства) indiferență față de s.f. вещественных женщин : Desemnează ființe de sex feminin sau obiecte de parte femeiască: femeie , cas , plajă .
    Твое равнодушие к моим чувствам причиняет мне много несчастий.
    вопрос безразличия n существительное : Относится к человеку, месту, вещи, качеству и т. Д. ([sth] незначительно) lipsă de importanță s.f. вещественных женщин : Desemnează ființe de sex feminin sau obiecte de parte femeiască: femeie , cas , plajă .
    Роджер упомянул, что у него нет религии и что это безразлично для него.

    безразлично ‘ găsit și în aceste intrări:

    и descrierea in limba engleză:

    Романа:

    ,

    безразличия — англо-французский словарь WordReference.com

    Англо-французский словарь WordReference © 2020:

    Принципы traductions
    безразличие n существительное : Относится к человеку, месту, предмету, качеству и т. Д. (без беспокойства) безразлично и ном. Ном. : артикулы артикулов «la», «l» « (отклоняется от нормы), » un «. Пример: fille — nf> On dira « la fille» ou « и fille». Avec un nom féminin, l’adjectif s’accorde. В целом, на ajoute un «e» à l’adjectif. Например, на dira «unne petit e fille».
    Ваше безразличие к нашему финансовому положению можно было ожидать.
    Количество посещений — безразличное количество — без проблем — финансы.
    безразличие n существительное : Относится к человеку, месту, предмету, качеству и т. Д. (апатия, отсутствие интереса) manque d’intérêt нм номинант masculin : s’utilise avec лесные статьи «le», «l» « (devant une voyelle ou un h muet), » un «. Пример: гарсон — нм> On dira « le garçon» ou « un garçon».
    Чувство равнодушия в комнате мешало читать лекции.
    Трудные отношения с капитаном и манекенщицей.
    безразличия n существительное : Относится к человеку, месту, предмету, качеству и т. Д. (посредственное качество) médiocrité nf номенклатура féminin : использование статей , «l» (devant une voyelle ou un h muet), «une» . Пример: fille — nf> On dira « la fille» ou « и fille». Avec un nom féminin, l’adjectif s’accorde. В целом, на ajoute un «e» à l’adjectif. Например, на dira «unne petit e fille».
    Безразличие обслуживания заставило нас не хотеть есть там снова.
    Ресторанный ресторан, обслуживающий все новые и новые рестораны.

    Англо-французский словарь WordReference © 2020:

    Commes compesées
    безразличие к [sth / sb] n существительное : Относится к человеку, месту, вещи, качеству и т. Д. (отсутствие интереса или беспокойства) безразличия включает nf + prép
    Ваше равнодушие к моим чувствам вызывает у меня много несчастий.
    вопрос безразличия n существительное : Относится к человеку, месту, вещи, качеству и т. Д. ([sth] незначительный) выбрал insignifiante nf nom féminin : s’utilise avec les статьи «la», «l ‘» (devant une voyelle ou un h muet), «une» . Пример: fille — nf> On dira « la fille» ou « и fille». Avec un nom féminin, l’adjectif s’accorde. В целом, на ajoute un «e» à l’adjectif. Например, на dira «unne petit e fille».
    Роджер упомянул, что у него нет религии, и что это безразлично для него.
    Роджер упомянул о религии и о религии и выбрал несущественное для себя.

    ‘Безразличие ‘ Вступление в профсоюзы:

    Dans la description angleise:

    Français:

    безразличия — قاموس WordReference.com إنجليزي

    WordReference Англо-арабский словарь © 2020:

    ترجمات رئيسية
    безразличие n существительное : Относится к человеку, месту, предмету, качеству и т. Д. (отсутствие заботы) لا مبالاة
    Ваше безразличие к нашему финансовому положению можно было ожидать.
    безразличие n существительное : Относится к человеку, месту, вещи, качеству и т. Д. (апатия, отсутствие интереса) عدم أهمية
    900تور الشعور
    Чувство безразличия в комнате затрудняло чтение лекций.
    безразличие n существительное : относится к человеку, месту, вещи, качеству и т. Д. (посредственное качество) جودة متوسطة
    Безразличие обслуживания заставило нас не хотеть есть там снова.

    WordReference Англо-арабский словарь © 2020:

    صيغ مركبة:
    безразличие к n существительное : Относится к человеку, месту, предмету, качеству и т. Д. (отсутствие интереса или беспокойства) عدم اكتراث بـ
    Твое равнодушие к моим чувствам причиняет мне много несчастий.
    вопрос безразличия n существительное : Относится к человеку, месту, вещи, качеству и т. Д. ([sth] незначительно) مسألة تافهة
    Роджер упомянул, что у него нет религии и что это безразлично для него.

    تمّ العثور على ‘ безразличие ‘ في هذه المداخل أيضًا:

    في الوصف بالإنجليزية:

    ,

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *