Развитие в психологии это определение: Рост и развитие — Студопедия

Содержание

Рост и развитие — Студопедия

Идея развития пришла в психологию из других областей науки. Дорога к ее научному изучению была проложена известной работой Чарльза Дар­вина «Происхождение видов путем естественного отбора…», вышедшей в свет в 1859 г. Влияние этой теории, по словам И. М. Сеченова, состояло в том, что она заставила естествоиспытателей «признать в принципе эволю­цию психических деятельностей».

Вскрытые Дарвином движущие факторы и причины развития живых организмов подтолкнули исследователей к изучению хода психического развития детей. Начало таким исследованиям положил сам Дарвин. В 1877 г. он опубликовал результаты наблюдений за развитием своего стар­шего ребенка — Додди.

Изучая его поведение, Дарвин углубил свои представления об эволюции врожденных форм человеческого общения.

Как отмечают Дж. Баттерворд и М. Харрис, эволюционная теория оказа­ла значительное влияние на формирование идей психологии развития. Главная из них состояла в том, что развитие впервые стало рассматривать­ся как постепенная адаптация ребенка к окружающей среде. Человек нако­нец был признан частью природы, что потребовало изучения сходства и различия между ним и животными. Кроме того, теория Дарвина обратила внимание на биологические основы человеческой природы, генезис челове­ческого сознания.

В 1888 г. в Германии выходит работа Прейера «Душа ребенка» — первая книга, открывшая в литературе по детству дорогу своеобразному биографи­ческому направлению,— книга, в которой автор описал тщательные наблю­дения за психофизиологическим развитием своей дочери в течение первых 3 лет.



Наиболее крупные достижения в этой области цришлись на первую треть XX в., и связаны они с именами таких зарубежных и отечественных ученых, как А. Адлер, А. Бине, Дж. Болдуин Карл и Шарлотта Бюлер, А. Гезелл, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, 3. Фрейд, С. Холл, В. Штерн, Б. Аркин, М. Я. Басов, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Б. Залкинд, А. П. Неча­ев, Г. А. Фортунатов и др.

В последующие годы свой вклад в понимание различных аспектов пси­хического развития человека внесли как отечественные ученые: Б. Г. Ана­ньев, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев,

М. И. Лисина, А. Р. Лурия, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эль-конин, так и видные представители зарубежной психологии: А. Бандура, Д. Боулби, У. Бронфенбреннер, А. Валлон, X. Вернер, Л. Кольберг, Б. Скин-нер, Э. Эриксон и др.


Однако, несмотря на значительные результаты этих исследований, еди­ного понимания психического развития не достигнуто. Вместо этого имеет­ся множество теорий, концепций и моделей развития, прямо противореча­щих друг другу. По мнению А. С. Асмолова, это говорит об отсутствии «единого логического стержня, который бы позволил рассматривать психо­логию как целостную систему знаний».

Нет и ни одной научной работы, где наряду с эмпирическими данными о ходе психического развития человека в разные возрастные периоды был бы систематически изложен весь понятийный аппарат психологии развития. Цель настоящей части книги состоит в рассмотрении основных понятий психологии развития, раскрытии его ведущих факторов, описании целей, принципов, механизмов и закономерностей, которым подчиняется процесс психического развития человека. Также будут рассмотрены основные тео­рии развития и принципы его периодизации.

БАЗОВЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Развитие — это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

Основными свойствами развития, отличающими его от всех других из­менений, являются необратимость, направленность, закономерность.

Сам процесс развития не универсален и не однороден. Это означает, что в ходе развития действуют разнонаправленные процессы: «общая линия прогрессивного развития переплетается с изменениями, которые образуют так называемые тупиковые ходы эволюции или даже направлены в сторону регресса» (Философский энциклопедический словарь. М., 1983, с. 561).

Генетическая психология — изучает проблемы возникновения и развития психических процессов, отвечая на вопрос, как происходит то или иное психическое движение, как про­исходят процессы, результатом которых является мысль.

Сравнительна  психология — изучает процессы происхождения человека как вида Homo sapiens, происхождения человеческого сознания, общее и различное в психической дея­тельности человека и животных.

Психогенетика — изучает происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, роль генотипа и среды в их формировании.

Психология развития — изучает возрастные изменения в поведении людей и закономер­ности в приобретении ими опыта и знаний в течение всей жизни. Иными словами, она со­средоточивает внимание на изучении механизмов психического развития и отвечает на воп­рос, почему так происходит.

Акмеология — изучает объективные и субъективные факторы, психологические механиз­мы и закономерности достижения человеком вершин (успеха) в своей деятельности.

В психологии проблема развития интенсивно разрабатывается в рамках генетической психологии, сравнительной психологии, психогенетики, пси­хологии развития и акмеологии.

Наряду с понятием «развитие» в психологии развития присутствуют понятия «созревание» и «рост». Долгие годы развитие трактовалось как процесс созревания. Дело в том, что сами понятия созревания и роста при­шли из биологии развития. И если рост означал количественные соматичес­кие изменения, то к созреванию относили все процессы, спонтанно проте­кающие в организме под влиянием внутренне запрограммированных и внутренне управляемых импульсов роста (Карандашев Ю. Н., 1977).

Наиболее последовательно этот подход сформулирован в спиральной те­ории созревания А. Гезелла, в рамках которой созревание рассматривалось как естественный биологический процесс и предполагалось, что возникаю­щие в ходе его проблемы со временем разрешатся сами собой. При этом А. Гезелл подчеркивал, что «приобщение индивида к культуре никогда не может пересилить влияния созревания», поскольку последнему принадле­жит решающая роль. В чем же состоит отличие этих понятий от понятия «развитие»?

СОЗРЕВАНИЕ И РОСТ

Обычно о созревании и росте говорят тогда, когда хотят подчеркнуть генетический (шире — биологический) аспект психического развития. Со­зревание — это процесс, течение которого «зависит от унаследованных осо­бенностей индивидуума»,— писал К. Коффка (КоффкаК., 1934, с. 29). Этой точки зрения придерживаются и современные психологи. В частно­сти, Г. Крайг дает следующее определение: «Процесс созревания состоит в последовательности предварительно запрограммированных изменений не только внешнего вида организма, но и его сложности, интеграции, органи­зации и функции» (Крайг Г., 2000, с. 18).

Рост — это процесс количественных изменений в ходе совершенство­вания той или иной психической функции. «Если не удается обнаружить качественных изменений — это рост»,— уточняет Д. Б. Эльконин (Эльконин Д. В., 1989).

Созревание — процесс, течение которого зависит от унаследованных особенностей индивидуума.

Процесс созревания состоит в последо­вательности предварительно запрограмми­рованных изменений не только внешнего вида организма, но и его сложности, интег­рации, организации и функций.

Рост — процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной пси­хической функции.

Развитие, созревание и рост взаимосвязаны следующим образом: созре­вание и рост — изменения количественные, служащие основой для разви­тия качественных изменений. На это указывал еще С. Л. Рубинштейн: «В окончательной своей форме организм является продуктом не самого по себе функционального созревания, а функционального развития; он функционирует, развиваясь, и развивается, функционируя» (Ру­бинштейн С. Л., 1940, с. 74).

Основными формами развития являются филогенез и онтогенез. Психи­ческое развитие в филогенезе осуществляется путем становления психичес­ких структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом.

В ходе онтогенеза происходит формирование психических структур в течение жизни данного индивида, иными словами, онтогенез — это процесс индивидуального развития человека. В последующем, говоря о развитии, мы будем подразумевать процесс индивидуального психического развития.

Области (сферы) психического развития указывают на то, что именно развивается. Многие недоразумения при определении механизма психичес­кого развития возникают из-за смешения различных областей психическо­го развития человека. Ведь каждая из них качественно отличается от дру­гой. И если все они в своем развитии подчиняются общим принципам и закономерностям, то механизмы развития каждой будут различными в силу собственного качественного своеобразия. Поэтому вслед за выделени­ем областей психического развития следует определить и их носителей.

Можно выделить следующие области развития:

— психофизическая, которая включает в себя внешние (рост и вес) и внутренние (кости, мышцы, мозг, железы, органы чувств, конституция, нейро- и психодинамика, психомоторика) изменения тела человека;

— психосоциальная, предусматривающая изменения в эмоциональной и личностной сферах. При этом следует особо указать на значение межлично­стных отношений для становления Я-концепции и самосознания личности;

— когнитивная, включающая все аспекты познавательного развития, развитие способностей, в том числе умственных.

Качественное содержание выделенных областей указывает и на их носи­телей.

Филогенез — процесс становления психических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом.

Онтогенез — процесс индивидуального развития человека.

Область (сфера) психического развития — психическое пространство, состоящее из элементов (носителей психического) определенного качества.

Психофизические свойства — свойства, характеризующие деятельность сенсорных (ощу­щение) и перцептивных (восприятие) систем человека.

Психосоциальные свойства — свойства, характеризующие деятельность эмоциональ­ной и личностной сферы человека.

Когнитивные свойства — свойства, характеризующие деятельность познавательных процессов и способностей человека.

Я-концепция — целостный образ собственного Я человека, представляющий собой отно­сительно устойчивую, в большей или меньшей степени осознаваемую систему представ­лений человека о самом себе.

Самосознание личности — совокупность представлений человека о самом себе (Я-кон­цепция) и отношение к ней (самооценка).

Индивид (человек как индивид) — человек как единичное природное существо, предста­витель Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, носитель индивидуально своеобразных, генетически обусловленных черт.

Личность (человек как личность) — в отечественной психологии это:

1) субъект социальных отношений и сознательной деятельности, носитель психосоциальных свойств человека;

2) системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

В зарубежной психологии личность, как правило, определяется на основе частных эм­пирических представлений, развиваемых в рамках той или иной теории личности.

Субъект деятельности (человек как субъект деятельности) — это индивид, личность как источник познания (субъект познания), общения (субъект общения) и преобразования действительности (субъект труда).

Структура индивида является носителем психофизических свойств чело­века. Носителем психосоциальных свойств является личность, а когни­тивных субъект деятельности. О возможности подобной «увязки» сви­детельствуют данные о составе этих макрообразований в структуре человека (Ананьев Б. Г., 1969).

По мнению Б. Г. Ананьева, индивид является носителем биологического, поскольку человек как индивид представляет собой совокупность природ­ных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляет­ся в ходе онтогенеза. В структуре индивида Б. Г. Ананьев выделял два класса свойств: первичные — возрастно-половые и индивидуально-типичес­кие (общесоматические, конституциональные, нейродинамические и била­теральные особенности), и вторичные — психофизиологические функции (сенсорные, мнемические, вербально-логические и др.) и органические по­требности), результаты взаимодействия которых представлены в темпера­менте и задатках.

1. Принцип развития в психологии

В психологии существует несколько методологических принци­пов, оказывающих большое влияние на задачи, решаемые ею, и на способы изучения духовной жизни людей. Важнейшими из них яв­ляются принципы детерминизма, системности и развития. Прин­цип развития — ведущий для той области психологической науки, которая описывает генезис психики. Однако прежде чем обратить­ся к анализу роли и способов влияния принципа развития, необхо­димо кратко остановиться на описании двух других методологи­ческих принципов и их места в психологии.

Принцип детерминизма подразумевает, что все психические яв­ления связаны по закону причинно-следственных отношений, т. е. все, что происходит в нашей душе, имеет какую-то причину, кото­рая может быть выявлена и изучена и которая объясняет, почему возникло именно то, а не иное следствие. В психологии существо­вало несколько подходов к объяснению возникающих связей.

Еще в античности ученые впервые заговорили о детерминизме, о существовании всеобщего закона, Логоса, который определяет, что должно произойти. С человеком, с природой в целом. Демокрит, который разработал развернутую концепцию детерминизма, писал, что люди выдумали идею случая, чтобы прикрыть незнание дела и неумение управлять.

Позднее, в XVII в., Декарт ввел понятие механического детер­минизма, доказывая, что все процессы в психике могут быть объяс­нены исходя из законов механики. Так появилась идея и о механи­ческой природе поведения человека, которое подчиняется закону рефлекса. Механический детерминизм просуществовал почти 200 лет. Его влияние можно увидеть и в теоретических положениях основа­теля ассоциативной психологии.

Д. Гартли, который считал, что ас­социации и в малом (психика) и в большом (поведение) кругах фор­мируются и развиваются по законам механики Ньютона. Отголос­ки механического детерминизма можно найти даже в психологии начала ХХ в., например, в теории энергетизма, которую признава­ли многие известные психологи, а также в некоторых постулатах бихевиоризма, например в идее о том, что положительное подкреп­ление усиливает реакцию, а отрицательное ослабляет.

Но еще большее влияние на развитие психологии оказал биоло­гический детерминизм, который возник с появлением теории эво­люции. В этой теории развитие психики определяется стремлением к адаптации, т. е. все, что происходит в психике, направлено на то, чтобы живое существо как можно лучше приспособилось к тем ус­ловиям, в которых оно живет. Тот же закон распространялся на психику человека, и почти все психологические направления при­нимали этот вид детерминизма за аксиому.

Последний вид детерминизма, который можно назвать психо­логическим, исходит из того, что развитие психики объясняется и направляется определенной целью. Однако в отличие от понима­ния цели в античности, когда она считалась заданной внешней по отношению к человеку силой, в данном случае цель присуща само­му содержанию души, психики конкретного живого существа и оп­ределяет его стремление к самовыражению и самореализации – в общении, познании, творческой деятельности. Психологический детерминизм также исходит из того, что среда является не просто условием, зоной обитания человека, но культурой, которая несет в себе важнейшие знания, переживания, во многом изменяющие про­цесс становления личности.

Таким образом, культура считается одним из самых значимых факторов, влияющих на развитие психи­ки, помогающих осознанию себя как носителя уникальных духов­ных ценностей и качеств, а также как члена общества. Психологи­ческий детерминизм, кроме того, предполагает, что процессы, про­исходящие в душе, могут быть направлены не только на приспо­собление к среде, но и на противостояние ей — в том случае, если среда мешает раскрытию потенциальных способностей данного человека.

Принцип системности описывает и объясняет основные виды связи между разными сторонами психики, сферами психического. Он предполагает, что отдельные психические явления внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая благода­ря этому новые свойства. Однако, как и в исследовании детерми­низма, изучение психологами этих связей и их свойств имеет дли­тельную историю.

Первые исследователи тех связей, которые существуют между психическими явлениями, рассматривали психику как сенсорную мозаику, которая состоит из нескольких элементов — ощущений, представлений и чувств. По определенным законам, прежде всего по законам ассоциаций, эти элементы связываются между собой. Такой вид связи назвали элементаризмом..

Функциональный подход, в котором психику представляли как набор отдельных функций, направленных на реализацию различных психических актов и процессов (зрения, обучения и т.д.), по­явился, так же как и биологический детерминизм, в связи с теорией эволюции. Биологические исследования показали, что существует связь морфологии и функции, в том числе и психической функции. Таким образом было доказано, что психические процессы (память, восприятие и др.) и акты поведения могут быть представлены как функциональные блоки.

В зависимости от вида детерминации эти блоки действуют по законам механики (как отдельные части слож­ной машины) или по законам биологической адаптации, связывая в единое целое организм и среду. Однако этот принцип не объяс­нял, каким образом при дефекте какой-то функции происходит ее компенсация, т. е. каким образом недостатки в работе одних отде­лов могут компенсироваться нормальной работой других (напри­мер, плохой слух — развитием тактильных или вибрационных ощу­щений).

Именно это и объясняет принцип системности, который пред­ставляет психику как сложную систему, отдельные блоки (функции) которой связаны между собой. Таким образом, системность психи­ки предполагает ее активность, так как только в этом случае воз­можна и саморегуляция, и компенсация, присущие психическому даже на низших уровнях развития психики. Системность в понима­нии психики не противоречит осознанию ее целостности, идее «хо­лизма», так как каждая психическая система (прежде всего, есте­ственно, психика человека) является уникальной и цельной.

Перейдем, наконец, к припципу развития, который утвержает, что психика постоянно изменяется, развивается, поэтому наиболее адек­ватным способом ее изучения является исследование закономерно­стей этого генезиса, его видов и стадий. Недаром к одному из наи­более распространенных психологических методов относится имен­но генетический.

Выше уже говорилось о том, что идея развития пришла в психо­логию с теорией эволюции, доказывающей, что психика изменяет­ся вместе со средой и служит для адаптации организма к ней. Анг­лийский психолог Г. Спенсер впервые выделил стадии развития пси­хики. Он изучал генезис психики, исходя из того, что психика чело­века есть высшая ступень развития, которая появилась не сразу, а постепенно, в процессе усложнения условий жизни и деятельности живых существ.

Исходная форма психической жизни — ощущение, развилось из раздражимости, а затем из простейших ощущений появились многообразные формы психики, представляющие собой взаимосвязанные уровни становления сознания и поведения. Все они являются своеобразными инструментами выживания организма, частными формами адаптации к среде.

К ним относятся:

— сознание поведение;

— ощущение рефлекс;

— чувства инстинкт;

— память навык;

— разум волевое поведение.

Говоря о роли каждого этапа, Спенсер подчеркивал главное значение разума: он лишен тех ограничений, которые присущи низшим формам психики, и потому обеспечивает наиболее адекватное приспособление индивида к среде. Эта идея о связи психики, глав­ным образом интеллекта, с адаптацией стала ведущей для психоло­гии развития в первой половине ХХ в.

Принцип развития говорит, что существует два пути развития психики — филогенетический и онтогенетический, т. е. развитие пси­хики в процессе становления человеческого рода и в процессе жиз­ни ребенка. Исследования показали, что эти два вида развития име­ют определенное соответствие между собой.

Как предположил американский психолог Г. С. Холл, это сход­ство связано с тем, что этапы развития психики зафиксированы в нервных клетках и передаются ребенку по наследству, а потому никакие изменения ни в темпе развития, ни в последовательности стадий невозможны. Теория, которая устанавливала эту жесткую связь между фило- и онтогенезом, получила название теории река­питуляции, Т.е. краткого повторения в онтогенезе основных стадий филогенетического развития.

Последующие работы доказали, что такой жесткой связи не су­ществует и развитие может ускоряться или замедляться в зависимо­сти от социальной ситуации, а некоторые стадии могут вообще про­падать. Таким образом, процесс психического развития нелинеен и зависит от социальной среды, от окружения и воспитания ребенка. В то же время невозможно игнорировать сходство, обнаруживае­мое при сравнительном анализе процессов познавательного разви­тия, становления самооценки, самосознания и т. д. У маленьких де­тей и первобытных народов.

Поэтому многие психологи (Э. Клапаред, П.П. Блонскuй и др.), изучавшие генезис психики детей, пришли к выводу о логическом соответствии, которое объяснятся тем, что логика становления пси­хики, ее саморазвертывания, одинакова при развитии человеческо­го рода и развитии отдельного человека.

Что такое Психология развития? Психология развития — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Психология развития — это раздел общей психологии, изучающий развитие психики человека на протяжении всей его жизни. В неё входят перинатальная психология, детская и юношеская психология, психология зрелого возраста и геронтология. Психология развития исследует психику и человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие

Официальным годом рождения психологии развития принято считать 1882 г. Её появление связано с выходом книги выдающегося немецкого физиолога и психолога Вильгельма Прейера «Душа ребёнка», посвящённой детской психологии. Однако официально термин «психология развития» утвердился в научном сообществе лишь в 60 — 70-е годы ХХ века.

Психология развития в России

Долгое время в нашей стране психология развития охватывала только период жизни человека от рождения до 18 лет и носила название возрастной психологии. Были описаны характеристики каждого из возрастов, основные новообразования и трудности на каждом этапе. Д.Б. Эльконин так формулирует закон периодичности: «К каждой точке своего развития ребёнок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек — человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек — предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идёт развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой». Каждый возраст характеризуется:

  • своей социальной ситуацией развития;
  • ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности;
  • возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития.

Границами возрастов служат кризисы — переломные моменты в развитии ребенка. Периодизация Д.Б. Эльконина — наиболее распространённая в отечественной психологии. При этом выделяются следующие собственно возрастные этапы формирования личности:

  • ранний детский (преддошкольный) возраст (0–3),
  • дошкольное детство (3–7),
  • младший школьный возраст (7–11),
  • средний школьный возраст (11–15),
  • старший школьный возраст (15–18).

Западный подход к психологии развития

Э. Эриксон проследил целостный жизненный путь личности, от рождения до глубокой старости. Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Но последовательность стадий развития зависит от биологического начала. Личность, созревая, проходит ряд следующих друг за другом стадий. На каждой стадии она приобретает определённое качество (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни. Кризисы присущи всем возрастным стадиям, это «поворотные пункты», моменты выбора между прогрессом и регрессом. В каждом личностном качестве, которое появляется в определённом возрасте, заключено глубинное отношение к миру и самому себе. Это отношение может быть позитивным, связанным с прогрессивным развитием личности, и негативным, вызывающим отрицательные сдвиги в развитии, его регресс. Приходится выбирать одно из двух полярных отношений — доверие или недоверие к миру, инициативу или пассивность, компетентность или неполноценность и т.д. Когда выбор сделан и закреплено соответствующее качество личности, скажем, положительное, противоположный полюс отношения продолжает скрыто существовать и может проявиться значительно позже, когда человек столкнётся с серьёзной жизненной неудачей.

Эриксон подразделяет весь жизненный цикл на восемь фаз, каждая из которых имеет свои специфические задачи и может разрешиться благоприятно или неблагоприятно для будущего развития.

  • Первая фаза — младенчество. Её главная задача — выработать у младенца бессознательное чувство «базового доверия» к внешнему миру. Основным средством этого служат родительская забота и любовь. Если «базовое доверие» не возникает, у младенца появляется чувство «базового недоверия» к миру, тревожность, которая может проявиться у взрослого в форме замкнутости, ухода в себя и т.п.
  • Во второй фазе — раннем детстве — у ребёнка формируется чувство своей автономии и личной ценности или их противоположность — стыд и сомнение. Рост самостоятельности ребёнка, начинающийся с управления своими телесными отправлениями, даёт ему возможность выбора, благодаря чему на этой стадии развития закладываются такие черты будущей личности, как чувство ответственности, уважение к дисциплине и порядку.
  • Третья фаза — игровой возраст (приблизительно от 5 до 7 лет) — формирует чувство инициативы, желание сделать что-то. Если это желание блокируется, возникает чувство вины. В этом возрасте решающее значение имеет групповая игра, общение со сверстниками, позволяющее ребёнку примерять разные роли, развивать фантазию и т.д. На этом этапе закладывается чувство справедливости, понимаемой как соответствие правилу.
  • Главное новообразование четвёртой фазы — школьного возраста — чувство, предприимчивости и эффективности, способность добиваться поставленной цели. Важнейшими ценностями становятся эффективность и компетентность. В отрицательном варианте развития у ребёнка появляется чувство неполноценности, которое первоначально возникает из сознания своей некомпетентности, неуспешности в решении каких-то конкретных задач, чаще всего связанных с учением, а затем распространяется на личность в целом. В этом возрасте закладывается отношение к труду.
  • Пятая фаза — юность — характеризуется появлением чувства своей неповторимости, индивидуальности, непохожести на других, в отрицательном же варианте возникает диффузное, расплывчатое «Я», ролевая и личностная неопредёленность. Типичная черта этой фазы развития — «ролевой мораторий» (от лат. moratorium — отсрочка): диапазон выполняемых ролей расширяется, но юноша не усваивает эти роли всерьёз и окончательно, а как бы пробует, примеряет их к себе. Эриксон подробно анализирует механизмы формирования самосознания, новое чувство времени, психосексуальные интересы, а также патогенные процессы и варианты развития юности.
  • Шестая фаза — молодость — характеризуется появлением потребности и способности к интимной психологической близости с другим человеком, включая сексуальную близость. Её альтернатива — чувство изоляции и одиночества.
  • Важнейшее приобретение седьмой фазы — взрослости — творческая деятельность и сопутствующее ей чувство продуктивности. Они проявляются не только в труде, но и в заботе о других, включая потомство, в потребности передавать свой опыт и т.д. В отрицательном варианте появляется чувство стагнации (застоя).
  • Последняя, восьмая фаза — зрелый возраст, или старость, характеризуется появлением чувства удовлетворённости, полноты жизни, исполненного долга, а в отрицательном случае — отчаянием и разочарованием. Высшая добродетель этого возраста — отрешённость и мудрость, т. е. способность смотреть на дело своих и чужих рук с определённой высоты.

Психология развития охватывает жизнь человека как непрерывный процесс изменения личности. Данный раздел психологии позволяет отследить закономерности развития личности, помочь преодолеть основные возрастные кризисы и найти нужный вектор для дальнейшего движения вперед.

БАЗОВЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ — Студопедия

Развитие — это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

Основными свойствами развития, отличающими его от всех других изменений, являются необратимость, направленность, закономерность.

Сам процесс развития не универсален и не однороден. Это означает, что в ходе развития действуют разнонаправленные процессы: «общая линия прогрессивного развития переплетается с изменениями, которые образуют так называемые тупиковые ходы эволюции или даже направлены в сторону регресса» (Философский энциклопедический словарь. М., 1983, с. 561).

Развитие — это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

Необратимость — способность к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими.

Направленность — способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития.

Закономерность — способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.

22 ■ Часть I. Обзор основных теорий развития

Генетическая психология — изучает проблемы возникновения и развития психических процессов, отвечая на вопрос, как происходит то или иное психическое движение, как происходят процессы, результатом которых является мысль.



Сравнительная психология — изучает процессы происхождения человека как вида Homo sapiens, происхождения человеческого сознания, общее и различное в психической деятельности человека и животных.

Психогенетика — изучает происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, роль генотипа и среды в их формировании.

Психология развития — изучает возрастные изменения в поведении людей и закономерности в приобретении ими опыта и знаний в течение всей жизни. Иными словами, она сосредоточивает внимание на изучении механизмов психического развития и отвечает на вопрос, почему так происходит.

Акмеология — изучает объективные и субъективные факторы, психологические механизмы и закономерности достижения человеком вершин (успеха) в своей деятельности.

_______________________________________________________________________

В психологии проблема развития интенсивно разрабатывается в рамках генетической психологии, сравнительной психологии, психогенетики, психологии развития и акмеологии.


Наряду с понятием «развитие» в психологии развития присутствуют понятия «созревание» и «рост». Долгие годы развитие трактовалось как процесс созревания. Дело в том, что сами понятия созревания и роста пришли из биологии развития. И если рост означал количественные соматические изменения, то к созреванию относили все процессы, спонтанно протекающие в организме под влиянием внутренне запрограммированных и внутренне управляемых импульсов роста (Карандашев Ю. Н., 1977).

Наиболее последовательно этот подход сформулирован в спиральной теории созревания А. Гезелла, в рамках которой созревание рассматривалось как естественный биологический процесс и предполагалось, что возникающие в ходе его проблемы со временем разрешатся сами собой. При этом А. Гезелл подчеркивал, что «приобщение индивида к культуре никогда не может пересилить влияния созревания», поскольку последнему принадлежит решающая роль. В чем же состоит отличие этих понятий от понятия «развитие»?

Высшее образование БГПУ

Лекция 1. Предмет и задачи психологии развития. Предмет, задачи и проблемы психологии развития. Понятие развития. Характеристики развития. Место психологии развития в системе психологических наук. Научные и прикладные задачи психологии развития.

1. Предмет психологии развития

Предметом психологии развития может быть только развитие. Почти все исследователи сходятся во мнении, что развитие можно определить как изменение во времени. Встает вопрос – какое изменение и чего именно изменение?  Г.Крайг отмечает, что термин развитие указывает на изменения, которые со временем происходят в строении тела, мышлении или поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды. Обычно эти изменения прогрессируют и накапливаются, приводя к усилению организации и усложнению функций. А.А.Реан определяет развитие как  процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

Основными свойствами развития, отличающими его от всех других изменений, являются необратимость, направленность, закономерность.

Сам процесс развития не универсален и не однороден. Это означает, что в ходе развития действуют разнонаправленные процессы: «общая линия прогрессивного развития переплетается с изменениями, которые образуют так называемые тупиковые ходы эволюции или даже направлены в сторону регресса» (Философский энциклопедический словарь. М., 1983, с. 561).

 Наряду с понятием «развитие» в психологии развития присутствуют понятия «созревание» и «рост». Долгие годы развитие трактовалось как процесс созревания. Дело в том, что сами понятия созревания и роста пришли из биологии развития. И если рост означал количественные соматические изменения, то к созреванию относили все процессы, спонтанно протекающие в организме под влиянием внутренне запрограммированных и внутренне управляемых импульсов роста (Карандашев Ю. Н., 1997).

1. Определение развития через понятие роста (арх.). Под ростом понимается процесс количественного изменения (накопления) внешних признаков объекта. Рост может быть только количественной характеристикой развития.

2. Определение развития через созревание (арх.). Под созреванием понимается процесс развития, заключающийся в предварительно запрограммированных изменениях роста в соответствии с генетическим планом.

3. Определение развития через совершенствование носит телеологический (цель) характер. Предполагается изначально наличие цели, в качестве которой выступает совершенная, т.е. самая лучшая форма развития.

4. Развитие как универсальное изменение. В качестве одного из критериев для определения развития выдвигается требование общности, универсальности происходящих изменений.

5. Развитие как качественное, структурное изменение связано с пониманием объекта как системы. За основу берется улучшение (или ухудшение) структуры объекта и это связывается с определением развития через совершенствование. В данном определении исключается количественная мера совершенствования и сохраняется качественная.

6. Развитие как количественно-качественное изменение. Во многих определениях существует идея связи количественных и качественных изменений.

7. Развитие как изменение, влекущее за собой новые изменения, предполагает эволюционную преемственность  в изменениях, связанных с развитием (А.Фламмер).

В зависимости от протяженности временной дистанции можно различить, по меньшей мере, четыре ряда изменений: филогенез, антропогенез, онтогенез и микрогенез.

Основными формами развития являются филогенез и онтогенез. Психическое развитие в филогенезе осуществляется путем становления психических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом.

В ходе онтогенеза происходит формирование психических структур в течение жизни данного индивида, иными словами, онтогенез — это процесс индивидуального развития человека. В последующем, говоря о развитии, мы будем подразумевать процесс индивидуального психического развития.

Деление временной дистанции на возрастные периоды имеет внешние и внутренние основания. Внешние основания: Всякое изменение происходит во времени независимо от того, является оно количественным или качественным, быстрым или медленным, микро- или макропроцессом. Время никоим образом не регламентирует ход психического развития. Однако время фиксирует все события в строго заданной последовательности, не позволяя одним событиям обгонять другие, а вторым становиться впереди первых.

Внутренние основания: Л.С.Выготский писал, что единственным основанием д

Определение и понятие развития в психологии

Для бездетного общества известно лишь одно будущее – это исчезновение, поэтому на нашей планете количество детей в общей структуре населения чуть больше, нежели взрослых. Стоит отметить, что понятие развития в психологии связано с развитием ребенка, ведь от правильного развития малыша зависит его духовная и практическая деятельность в будущем уже как состоявшегося взрослого индивида.

Понятие развития

В Декларации ООН указаны условия выживания, а также основные социальные права ребенка, такие как право на помощь, защиту, воспитание, опеку и образование. Современное мировое сообщество стало все больше обращать свое внимание не на материальные аспекты жизни маленького ребенка, а на вопросы, связанные с развитием психики человека. В такой ситуации возникает потребность обратиться к специалистам в области детской и возрастной психологии. Развитие подразумевает под собой необходимое и направленное, закономерное и качественное изменение духовной, а также материальной составляющей. Именно эти два свойства формируют определение развития и отличают его от иных происходящих изменений.

Психология рассматривает понятие развития с различных сторон и выделяет несколько подходов для определения данного понятия. Понятие развития в психологии подразумевает под собой онтогенез, то есть индивидуальное развитие организма, его физиологические и биохимические изменения. Предмет психологии развития — это особенности психического развития детей на протяжении их перехода от одного возраста к другому, а также изучение психологических особенностей детей в разном возрасте.

Что изучает психология развития

Опираясь на культурно-историческую теорию, которая была разработана и предложена отечественными психологами, именно среда, в которой обитает индивид, является источником его развития.

«Психология развития изучает борьбу противоречий, процесс обучения и собственные действия ребенка под воздействием и в результате которых протекает онтогенез».

«Зона ближайшего развития» — это определение, которое было введено Л.С. Выготским для определения различий между развитием ребенка в данный момент в отличие от его потенциально возможного развития. В основе разработки учеными новых образовательных стандартов лежала теория деятельности. До этого еще не было такого случая, чтобы Закон «Об образовании» и стандарты воспитания были настолько подвержены влиянию психологии. Зона актуального развития подразумевает под собой набор умений и знаний, которыми должен обладать ребенок, которые сформировались и развивались у ребенка без вмешательства взрослого. Если говорить о зоне ближайшего развития, то речь идет о

  • достижениях;
  • способностях;
  • успехах обучающихся.

Деятельностный подход основывается на наличии у детей умения планировать свою деятельность, делать прогнозы, предполагает формирование контроля, наличие познавательной мотивации и самоконтроля. В зоне ближайшего развития взрослые играют роль помощника, помогая сформировать нужные навыки, дабы в будущем ребенок смог выполнять определенные задания уже без помощи старших товарищей.

Зона ближайшего развития характерна для детей в дошкольном возрасте, когда существуют благоприятные условия для формирования определенного поведения и психологических свойств. Большинство ученых считает, что ограничение самостоятельности ребенка, его развития методом проб и ошибок ведет к возможной задержке его развития.

Если взрослый будет каждый раз вместо ребенка (а не совместно с ним) выполнять те или иные действия, то возможен риск того, что определенные умения и навыки не будут сформированы, а момент их наиболее благоприятного формирования будет упущен.

Видео: Психология развития (2-5 лет)

Источник http://pro.stroisami.ru/

Психология развития

Определение 1

Психология развития представляет собой отрасль психологического знания, изучающую психологические изменения личности по мере взросления; исследующую психику и изменения человеческого организма во всех возрастных периодах, на всех стадиях во всей совокупности антропологических, биологических, психологических и социальных факторов, оказывающих влияние на личностные изменения.

Научное направление возникло в 1882 году в связи с выходом книги немецкого психолога и физиолога В. Прейера «Душа ребенка», посвященной изучению детской психологии. В прошлом столетии научная область оформилась как самостоятельная область психологических знаний. В 60-х годах прошлого века в мировой науке прочно утвердился термин «психология развития», «генетическая психология».

Цель и задачи психологии развития

Определение 2

Научной целью научного знания является постижение психологических феноменов путем выявления и анализа их происхождения, выявление сходств и различий функционирования личности на протяжении всего периода жизненного пути.

Готовые работы на аналогичную тему

Выделяют следующие задачи области научного знания:

  • исследование движущих сил, механизмов, источников психического развития на протяжении жизненного пути личности;
  • периодизация личностного психического развития;
  • исследование возрастных особенностей, закономерностей протекания психических процессов;
  • установление возрастных особенностей, возможностей, закономерностей реализации определенных видов деятельности, познавательных процессов;
  • определение возрастных норм формирования и развития психических функций, выявление творческого потенциала, внутренних психологических ресурсов личности.

Предмет и объект психологии развития

Определение 3

Объектом психологии развития выступает сложная динамическая система взаимосвязанных явлений, процессов, изменяющихся в зависимости от возрастного этапа; изменяющийся в онтогенезе, развивающийся человек.

Предмет научного направления представлен следующими аспектами:

  • условия, движущие причины онтогенеза психики личности;
  • развитие психических процессов, включая когнитивные, волевые, эмоциональные и пр.;
  • особенности развития различных видов активности, деятельности;
  • особенности формирования личностных качеств;
  • возрастные периоды личностного развития, механизмы, причины перехода личности от одного возрастного этапа к другому, закономерности возникновения определенных психических новообразований на различных этапах жизненного пути;
  • индивидуальные и возрастные психологические особенности.

Функции психологии развития

Выделяют следующие функции научного направления:

  1. Дескриптивная – описание особенностей развития личности на различных возрастных периодах с позиций внешнего поведения, внутренних переживаний;
  2. Объяснение закономерностей, особенностей возрастного развития, выявление причин, факторов, условий изменений реализации поведенческих стратегий, переживаний личности в различных возрастных периодах;
  3. Прогнозирование возможных изменений, появление психических новообразований, обусловленное переходом на новую ступень возрастного развития;
  4. Коррекция психического развития, создание максимально оптимальных условий для личностного развития.

Структура психологии развития

В рамках области научного знания выделают следующие разделы:

  • психология младенца;
  • психология раннего возраста;
  • психология дошкольника;
  • психология младшего школьного возраста;
  • психология подросткового возраста;
  • психология юности, молодости;
  • психология среднего возраста;
  • геронтопсихология, психология старости.

Замечание 1

Таким образом, психология развития представляет собой область научного знания, обогащающую научное знание пониманием особенностей, закономерностей, механизмов личностного развития в онтологическом аспекте.

Психология развития — это… Что такое Психология развития?

Психология развития (Возрастная психология) — отрасль психологии, изучающая психологические изменения человека по мере взросления. Она состоит из трёх подотраслей: геронтопсихологии, детской психологии, пре- и перинатальной психологии. Исследует психику и человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие.

Психология развития возникла в 1882 году. Её появление связано с выходом книги выдающегося немецкого физиолога и психолога Вильгельма Прейера «Душа ребёнка», посвящённой детской психологии.

В 20 гг. 20 века психология развития оформилась как отрасль психологических знаний, как самостоятельная наука.

Истоки психологии развития как науки:

  1. Развитие философских теорий
  2. Открытия эволюционной биологии в 19 в.
  3. Социально-исторические изменения
  4. Развитие естественных и гуманитарных наук

60-70 гг. 20 в. — термин «психология развития» прочно утвердился в мировой науке (синоним — генетическая психология).

Предмет психологии развития и возрастной психологии:

  1. Условия и движущие причины онтогенеза человеческой психики
  2. Развитие психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых)
  3. Развитие различных видов деятельности (активности)
  4. Формирование качеств личности
  5. Возрастные и индивидуальные психологические особенности

Объект психологии развития — сложная динамическая система взаимосвязанных процессов и явлений.

Научная цель психологии развития — постижение психологических явлений путём постижения их генезиса (происхождения), поэтому она входит в область общей психологии[источник не указан 260 дней]. Это часть общей психологии, которая изучает сходство и различия психологического функционирования человека на протяжении всей его жизни[источник не указан 260 дней].

Задачи[источник не указан 1262 дня] психологии развития:

  1. Раскрытие общих закономерностей развития
  2. Установление причин перехода от одной стадии к другой
  3. Периодизация возрастных периодов
  4. Психологическая картина каждой стадии
  5. Изучение ведущих факторов развития

Функции психологии развития:

  1. Описание — описывает особенности развития человека в разные возрастные периоды с точки зрения внешнего поведения и внутренних переживаний
  2. Объяснение процесса развития — понимание причин, факторов, условий изменения в поведении и переживаний человека в разные возрастные этапы.
  3. Прогнозирование тех или иных изменений в поведении и переживаниях человека как следствие его развития
  4. Коррекция психического развития — создание оптимальных условий для управления развитием

Теории развития[1]

Примечания

См. также

Литература

Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций. М., «Айрисс-пресс», 2005 г., С.238. ISBN 5-8112-1353-0

Ссылки

Что такое психология развития? Определение и значение

Автор: Jon Jaehnig

Обновлено 3 июня 2020 г.

Медицинский обзор: Уитни Уайт, MS. CMHC, NCC., LPC

Психология развития — важная область психологии, которая стремится понять человеческое развитие на протяжении всей жизни, тем самым внося свой вклад во множество научных областей.Понимание того, что такое психология развития, почему она важна и как она применяется в современном мире, может помочь вам понять себя и своих детей, а также мир в целом.

Узнайте о психологии развития и ее применении в вашей семье

Не ждите — поговорите с лицензированным семейным терапевтом в Интернете!

Источник: pexels.com

Психология развития часто используется для объяснения проблем, с которыми человек сталкивается во взрослой жизни, связанных с опытом или отсутствием опыта, когда он был моложе.Таким образом, независимо от того, сколько вам лет, психология развития может помочь вам понять себя, в том числе то, как вы думаете и чувствуете. Эта статья предложит введение в психологию развития. Это также поможет вам при необходимости связаться со специалистами, которые помогут вам жить более счастливой и здоровой жизнью.

Определение психологии развития

Психология развития — это исследование того, как люди растут, меняются и остаются неизменными на протяжении всей своей жизни. В прошлом психология развития в основном использовалась для понимания умственного, эмоционального и когнитивного роста детей.Это потому, что самые большие изменения в людях происходят в детстве. Однако психология развития также используется для понимания развития человека на протяжении всей жизни, поскольку изменения продолжают происходить на протяжении всей взрослой жизни. Психология развития также важна для помощи людям с нарушениями развития.

Цели психологии развития

Есть три основные цели психологии развития. Они предназначены для описания, объяснения и оптимизации разработки.Описание развития требует сосредоточения внимания как на моделях изменений, так и на индивидуальных вариациях моделей. Хотя существует типичный путь развития, которым следует большинство людей, каждый человек индивидуален и имеет уникальный опыт развития. Психологи развития также должны объяснять свои выводы и применять их для оптимизации развития детей, взрослых, инвалидов и пожилых людей. Они также используют теории психологии развития для оптимизации обучения.

Теории психологии развития

Один из способов, с помощью которых психология развития оптимизирует развитие и обучение, — это теории психологии развития.В психологии развития существует множество теорий, которые иногда противоречат друг другу. Исследования продолжаются, чтобы определить лучшие методы понимания и изучения разработки.

Непрерывность по сравнению с разрывом

Аргумент «непрерывность против прерывности» касается этапов жизни, которые проходят дети и взрослые. Психологи, верящие в непрерывность, утверждают, что нормальное развитие — это постепенный и непрерывный процесс. Дети развиваются так же, как они растут.

Источник: rawpixel.com через freepik.com

Прерывистость — более частый аргумент в этой дискуссии. Психологи, которые верят в прерывность, утверждают, что изменения более резкие. Отсюда и происходит термин ступеней . Психологи, которые верят в прерывность, считают, что все проходят одни и те же стадии жизни, и биологические факторы вызывают эти стадии. Однако не все могут проходить одни и те же этапы одновременно.Люди развиваются в своем собственном темпе, и хотя могут быть нормы, каждый уникален и будет развиваться по-своему.

Природа против воспитания

Вы, наверное, слышали дебаты о природе и воспитании. Некоторые психологи считают, что природа или генетика в первую очередь определяет развитие ребенка, в то время как другие психологи считают, что воспитание или факторы окружающей среды играют более важную роль. Истина находится где-то посередине, поскольку природа и воспитание взаимодействуют на протяжении всей жизни и разделяют ответственность за человеческое развитие.В конце концов, спор идет о том, какое значение следует придавать природе, а не воспитанию.

Стабильность по сравнению с изменениями

Аргумент «стабильность против изменений» касается личности. Психологи, выступающие за стабильность, считают, что есть некоторые аспекты вашей личности, с которыми вы родились, которые не меняются со временем. Психологи, выступающие за перемены, считают, что ваше окружение, взаимодействие с семьей, жизненный опыт и другие факторы могут со временем изменить вашу личность.Например, дети, которые проводят свои первые годы в детском доме и не могут нормально развиваться в младенчестве, станут более общительными и ласковыми в стабильном семейном доме. Опять же, большинство психологов полагают, что наиболее вероятна комбинация этих двух факторов.

История психологии развития

The Industrial Revolution отвечает за область психологии развития. Когда стало очевидно, что необходима образованная рабочая сила, больше внимания стало уделяться развитию и обучению детей.Эта потребность привела к увеличению количества исследований в области психологии развития. Поскольку в западном мире произошла промышленная революция, психология развития является детищем Запада. Первоначальной целью психологии развития было определить, как дети учатся, чтобы сделать образование более эффективным и создать более сильную рабочую силу.

Развитие взрослых — это довольно новая область изучения, но она оказывается плодотворной. Люди, дожившие до старости, претерпевают множество изменений в развитии.Эта область психологии развития может быть полезна для понимания стареющего населения.

Узнайте о психологии развития и ее применении в вашей семье

Не ждите — поговорите с лицензированным семейным терапевтом в Интернете!

Источник: freepik.com

Два психолога ответственны за возникновение психологии развития. Чарльз Дарвин рано внес свой вклад в свои научные наблюдения за моделями общения своего сына. Позже, в 1882 году, немецкий психолог Вильгельм Прейер написал книгу « Разум ребенка» , основанную на своих научных наблюдениях за своей дочерью от рождения до двух лет.Эти две начальные работы стали отправной точкой для дальнейших исследований и развития других теорий. Три самых известных психолога развития — это Жан Пиаже, Лев Выготский и Джон Боулби, у всех из которых есть теории психологии развития, которые используются и дорабатываются и сегодня.

Приложения психологии развития

Теории и практики, основанные на психологии развития, имеют множество приложений. Например, психологию развития можно использовать, чтобы определить, правильно ли развивается ребенок или есть ли у него отклонения в развитии.Психология развития также используется для оптимизации учебной среды, и ее теории влияют на нашу нынешнюю систему государственных школ.

Кроме того, психологи развития работают в исследованиях, клинических учреждениях и больницах для оценки, диагностики и лечения взрослых с отклонениями в развитии. Людям с нарушениями развития, такими как аутизм, помогают овладеть навыками, которые способствуют большему благополучию и независимости. Психологи развития могут также работать с пожилыми людьми в домах престарелых, больницах, психиатрических клиниках и приютах для бездомных.Психологи могут использовать теории развития, чтобы помочь людям любого возраста понять свой жизненный этап и понять, как они могут стать счастливее и продуктивнее.

Разговор с профессионалами

Одна из главных причин, по которой люди обращаются к психологии развития, — это лучше понять своих детей. Когда вы читаете о человеческом развитии, вы можете обнаружить, что ваш ребенок не соответствует нормальным стандартам развития. Может быть много причин для несоблюдения норм развития, и может быть что-то простое, что вы можете сделать дома, чтобы изменить способ взаимодействия вашего ребенка с миром.

Один из лучших способов получить больше информации о психологии развития, особенно в том, что касается вашего ребенка, — это поговорить с лицензированным терапевтом, имеющим опыт в области психологии развития. Эти специалисты могут изучить историю и поведение вашего ребенка, поговорить с ним и выяснить, почему он может отставать в развитии.

Источник: freepik.com

Если есть основная проблема, такая как нарушение развития, эти специалисты могут помочь вам определить, подходит ли тестирование и как его запланировать.Они также могут помочь вам узнать о ресурсах вашего сообщества, которые помогут вам справиться. Часто, когда в семье возникают нарушения развития, это создает стресс для родителей и других опекунов. Ваш терапевт может помочь вам и вашему ребенку.

Как BetterHelp может помочь

Если вы беспокоитесь о развитии вашего ребенка или о том, как ваше раннее развитие все еще влияет на вас, есть терапевты, которые помогут вам в правильном направлении. Better Help предлагает недорогие и удобные варианты онлайн-терапии для вас и вашей семьи.С помощью таких сервисов, как BetterHelp, вы можете получить больше информации о психологии развития, помочь справиться с проблемами ребенка с отклонениями в развитии и обрести душевное спокойствие в мире переворотов, который не всегда идет по плану. Для получения дополнительной информации о том, как онлайн-терапия может помочь вам или кому-то из ваших близких, прочтите следующие обзоры консультантов BetterHelp от людей, которые сталкиваются с рядом жизненных проблем.

Отзывы консультанта

«Линдси провела со мной самые мрачные часы.Я думаю, что она один из лучших терапевтов, которые у меня когда-либо были. Линдси искренне прислушивается к моему опыту и подтверждает его, побуждая меня продолжать расти и искать пути, за которые я несу ответственность, и чтобы помочь мне дать язык, чтобы подтолкнуть и отстаивать себя ».

«Доктор Даутин очень добрая и замечательный слушатель. Она действительно помогла мне найти способы справиться и вырасти за короткое время. Я очень рад возможности увидеть ее в качестве пациента».

Движение вперед

Жизненные перемены могут быть трудными для всех.Однако создание по-настоящему полноценной жизни с помощью обогащающих занятий и отношений возможно — все, что вам нужно, — это правильные инструменты и небольшая помощь. Сделайте первый шаг сегодня.

,

Психология операционных определений — определение, примеры и как написать

Каждое хорошее психологическое исследование содержит рабочее определение переменных в исследовании. Оперативное определение позволяет исследователям определенным образом описать то, что они имеют в виду, когда используют определенный термин. Как правило, рабочие определения конкретны и измеримы. Такое определение переменных позволяет другим людям увидеть, обосновано ли исследование. Действительность здесь относится к тому, действительно ли исследователи измеряют то, что они намеревались измерить.

Определение: Оперативное определение — это изложение процедур, которые исследователь будет использовать для измерения определенной переменной.

В психологии нам нужны операциональные определения, чтобы мы точно знали, о чем говорят исследователи, когда они к чему-то относятся. В зависимости от контекста, в котором это слово используется, могут быть разные определения слов. Подумайте, как слова означают разные вещи для людей из разных культур. Чтобы избежать путаницы в определениях, в исследованиях мы четко объясняем, что мы имеем в виду, когда используем определенный термин.

Пример 1:

Исследователь хочет определить, связан ли возраст с зависимостью. Возможно, их гипотеза такова: с возрастом заболеваемость зависимостью будет увеличиваться. Здесь у нас есть две переменные: возраст и зависимость. Чтобы сделать исследование как можно более ясным, исследователь должен определить, как они будут измерять эти переменные. По сути, как нам измерить возраст человека и как измерить зависимость?

Переменная 1: Возраст может показаться очевидным.Вам может быть интересно, зачем нам определять возраст, если мы все знаем, что такое возраст. Однако один исследователь может решить измерять возраст в месяцах, чтобы узнать чей-то точный возраст, в то время как другой исследователь может просто измерять возраст в годах. Чтобы понять результаты исследования, нам нужно знать, как этот исследователь применил возраст. Ради этого примера допустим, что возраст определяется как возраст человека в годах.

Переменная вторая: Переменная зависимости немного сложнее возраста.Чтобы воплотить его в жизнь, исследователь должен решить, как именно измерить зависимость. Они могут сузить свое определение и сказать, что зависимость определяется как абстинентный синдром, когда человек прекращает употреблять какое-либо вещество. Или исследователи могут решить, что определение зависимости таково: если кто-то в настоящее время соответствует диагностическим критериям DSM-5 для любого расстройства, связанного с употреблением психоактивных веществ. В качестве примера предположим, что исследователь выбрал последнее.

Окончательное определение: В этом исследовании возраст определяется как возраст участника, измеряемый в годах, а заболеваемость зависимостью определяется тем, соответствует ли участник в настоящее время диагностическим критериям DSM-5 для любого расстройства, связанного с употреблением психоактивных веществ.

Пример 2

Исследователь хочет определить, существует ли связь между жаркой погодой и насильственными преступлениями. Возможно, их основная гипотеза такова: с повышением температуры будут расти и преступления с применением насилия. Здесь у нас есть две переменные: погода и насильственные преступления. Чтобы сделать это исследование точным, исследователь должен будет операционализировать переменные.

Первая переменная: Первая переменная — погода. Исследователю нужно решить, как определять погоду.Исследователи могли бы определить погоду как внешнюю температуру в градусах Фаренгейта. Но нам нужно уточнить детали, потому что в течение дня не бывает одной стабильной температуры. Таким образом, исследователи могут сказать, что погода определяется как максимальная зарегистрированная дневная температура, измеряемая в градусах Фаренгейта.

Переменная вторая: Вторая переменная — насильственные преступления. Опять же, исследователю необходимо определить, как измеряется насильственная преступность. Допустим, для этого исследования они использовали определение насильственного преступления, данное ФБР.Это определение описывает насильственное преступление как «убийство и непредумышленное убийство по неосторожности, насильственное изнасилование, грабеж и нападение при отягчающих обстоятельствах».

Однако как мы действительно узнаем, сколько насильственных преступлений было совершено в данный день? Исследователи могут включить в определение что-то вроде: количество людей, арестованных в тот день за насильственные преступления, зарегистрированное местной полицией.

Окончательное определение: Для этого исследования температура была определена как высокая зарегистрированная температура в течение дня, измеряемая в градусах Фаренгейта.Насильственное преступление определялось как количество людей, арестованных в определенный день за убийство, насильственное изнасилование, грабеж и нападение при отягчающих обстоятельствах, зарегистрированное местной полицией.

Как написать операционное определение

В последнем примере воспользуйтесь возможностью, чтобы увидеть, сможете ли вы написать четкое операционное определение для себя. Представьте, что вы создаете исследование и хотите узнать, помогает ли групповая терапия лечить социальную тревогу.

Первая переменная: Как вы собираетесь определять групповую терапию? вот некоторые вещи, которые вы, возможно, захотите учесть при создании своего рабочего определения:

  • Какой тип групповой терапии?
  • Кто ведет терапевтическую группу?
  • Как долго люди участвуют в терапевтической группе?
  • Как можно «измерить» групповую терапию?

Нет единого способа написать операционное определение для этой переменной.Вы могли бы сказать, что что-то вроде групповой терапии было определено как еженедельная группа когнитивно-поведенческой терапии, возглавляемая лицензированным MFT, проводимым в течение десяти недель. Помните, что есть много способов написать рабочее определение. Вы знаете, что написали эффективную переменную, если бы другой исследователь мог подобрать ее и создать очень похожую переменную на основе вашего определения.

Вторая переменная: Вторая переменная, которую вам нужно определить, — это «эффективное лечение социальной тревожности». Опять же, посмотрите, сможете ли вы придумать рабочее определение этой переменной.Это немного сложно, потому что вам нужно будет уточнить, что такое эффективное лечение, а также что такое социальная тревога. Вот некоторые вещи, которые следует учитывать при написании своего определения:

  • Как узнать, что лечение эффективно?
  • Как измерить эффективность лечения?
  • Кто дает надежное определение социальной тревожности?
  • Как можно измерить социальную тревожность?

Опять же, не существует единственно правильного способа написать это рабочее определение.Если кто-то другой может воссоздать исследование, используя ваше определение, это, вероятно, будет эффективным. Вот один из примеров того, как вы можете операционализировать переменную: социальная тревога была определена как удовлетворяющая критериям социальной тревожности DSM-5, а эффективность лечения определялась как уменьшение симптомов социальной тревожности в течение 10-недельного периода лечения.

Окончательное определение: Возьмите свое определение переменной один и свое определение переменной два и напишите их в ясной и сжатой форме.Это нормально, если ваше определение состоит из нескольких предложений.

Зачем нужны операционные определения

Существует ряд причин, по которым исследователям необходимы операционные определения, включая:

  • Действительность
  • Воспроизводимость
  • Обобщаемость
  • Распространение

Первая причина была упомянута ранее в сообщении, когда при чтении исследования другие должны иметь возможность оценить достоверность исследования.То есть измерили ли исследователи то, что они намеревались измерить? Если мы не знаем, как исследователи что-то измерили, очень трудно понять, было ли исследование достоверным.

Следующая причина, по которой важно иметь рабочее определение, связана с воспроизводимостью. Исследование должно быть организовано таким образом, чтобы, если бы кто-то другой захотел повторить его, он мог. Повторяя исследования и получая те же результаты, мы подтверждаем результаты. Невозможно воссоздать исследование, если мы не уверены в том, как они определяли или измеряли переменные.

Еще одна причина, по которой нам нужны операционные определения, состоит в том, чтобы мы могли понять, насколько обобщаемы результаты. В ходе исследования мы хотим знать, что результаты верны не только для небольшой выборки людей. Мы надеемся получить результаты, которые распространятся на все население. Если у нас нет рабочих определений, трудно обобщить результаты, потому что мы не знаем, на кого они обобщают.

Наконец, для распространения информации важны рабочие определения.Когда исследование завершено, оно обычно публикуется в рецензируемом журнале и может быть прочитано другими психологами, студентами или журналистами. Исследователи хотят, чтобы люди читали их исследования и применяли их выводы. Если человек, читающий статью, не понимает, о чем он говорит, потому что переменная не ясна, ему будет трудно на самом деле применить это новое знание.

,

Развитие в младенчестве и детстве

Кольберг обнаружил, что первые две стадии достигаются большинством детей, что стадии 3 и 4 достигаются детьми старшего возраста и большинством взрослых, но что стадии 6 достигаются только 20% населения.

Кэрол Гиллиган исследовала некоторые различия между нравственным развитием мужчин и женщин. Она обнаружила, что в отношении детей младшего возраста девочек больше волнует мораль, основанная на заботе, а мальчиков — мораль, основанная на справедливости.Гиллиган предположил, что это гендерное различие частично связано с отношениями детей с их матерью.

Социальное развитие. Социальное развитие начинается с рождения, когда у ребенка формируется привязанность (сильная эмоциональная связь) с основным опекуном (ами), обычно с матерью. Гарри Харлоу изучил случаев лишения привязанности на детенышах обезьян, выращенных в изоляции. Хотя их физические потребности были удовлетворены и им дали суррогатных матерей из ткани, эти обезьяны страдали серьезными патологиями поведения.Они выздоравливали, если изоляция была ограничена тремя месяцами, но более длительные периоды приводили к появлению аномальных взрослых. С этической точки зрения, исследования такого типа нельзя было проводить на людях, но были обнаружены параллели с детьми, воспитывающимися в холодной, изолированной, эмоционально лишенной среде. Считается, что эмоциональная привязанность к опекунам имеет важное значение для социального развития.

Конрад Лоренц изучал импринтинг , быстрый и относительно постоянный тип обучения, который происходит в течение ограниченного времени (так называемый критический период ) в раннем возрасте, особенно у птиц.Детские утки учатся следовать за своей матерью, если видят, как она двигается в течение первых 30 часов после их рождения. Однако, если они не видят свою мать, они могут вместо этого запечатлеть человека или даже движущийся объект и следовать за ним. Импринтинг демонстрирует, что привязанность молодого человека к родителю может произойти рано и иметь последствия на всю жизнь.

Термин гендерные стереотипы обозначает модели поведения, ожидаемые от людей в зависимости от их пола. Развитие гендерных различий является сложным.Гендерные стереотипы возникают не только из-за различий между родителями в воспитании детей каждого пола, но и из-за опыта социализации. Элеонора Маккоби заметила, что дети с совершенно разными характерами играют вместе просто потому, что они одного пола.

Развитие личности. Психологи-развивающие также изучают развитие личности у детей.

,

определение психологии по The Free Dictionary

Психология

Изучение или лечение психических заболеваний, особенно в их связи с правовыми проблемами. — психиатр, н.

одновременное наличие у одного человека положительных и отрицательных чувств по отношению к человеку, предмету и т. Д .; сосуществование смешанных чувств.

проекция собственных характеристик на другого человека. — автоморфный, прил.

теория или доктрина, согласно которой наблюдаемое поведение предоставляет единственно достоверные данные психологии.- бихевиорист, п., Прил. — бихевиористский, прил.

состояние сексуального влечения или влечения к представителям обоих полов. См. Также тело, человек. — бисексуалов, прил.

Гештальт-психология. основная заповедь о том, что психологические феномены являются результатом гештальтов, функционирующих отдельно или по отношению друг к другу, в отличие от отдельных элементов, таких как рефлексы или ощущения. — конфигурационист, н., — конфигурационный, конфигурационный, прил.

Медицина. бешеный бессонный бред, сопровождаемый дикими пугающими галлюцинациями. Также корибантиазм .

метод самопомощи при стрессовом самовнушении, введенный в Америку французским психотерапевтом Эмилем Куэ c. 1920 г. с лозунгом «Каждый день во всех отношениях я становлюсь все лучше и лучше».

врожденная способность быть ясновидящим, как в парапсихологических экспериментах.- крипт., прил.

способ мышления, направленный от реальности в сторону фантазии без знания обычных правил логики. — dereistic, прил.

состояние, характеризующееся отсутствием сочувствия или страсти. — диспатический, прил.

крайняя тревога и депрессия, сопровождающиеся навязчивой идеей. — дистимический, прил.

исследование мысленных образов.

теория и практика Зигмунда Фрейда, особенно в области неврозов, их причин и лечения. — Freudian, n., Прил.

Чрезвычайная или ненормальная чувствительность к критике. — сверхчувствительный, прил.

процесс создания гипнотического состояния или состояния гипноза. — гипногенетический, прил.

лечение болезней и недугов с помощью гипноза. — гипнотерапевт, н.

1. наука, имеющая дело с индукцией гипноза, особенно в терапевтических целях.
2. акт гипноза; гипнотизирует.
3. гипноз. — гипнотизер , н. гипнотический , прил.

состояние притупления умственной деятельности или снижение функции мысли. Также называется гипопсихоз .

гипоноя.

состояние крайнего возбуждения, характеризующееся эмоциональным расстройством, сенсорными и двигательными расстройствами, а иногда и симуляцией органических нарушений.- истерия , н. истеричный, истеричный, прил.

1. процесс возбуждения истерии.
2. Начало истерии. — истерогенный, прил.

состояние того, кто не является ребенком, ведет себя ненормально по-детски. — инфантильность, н. инфантилистический, прил.

убеждение, что психология должна быть выведена из интроспективных данных.- интроспекционист, н. интроспективный, прил.

психотерапия, которая пытается найти для пациента цель и смысл его собственной жизни как человеческого существа и не подчеркивает медицинский аспект психического здоровья.

1. спекуляция, систематически имеющая дело с концепциями, выходящими за нынешние пределы психологии как эмпирической науки.
2. концепция психоаналитической теории психических процессов, включающая причинные отношения, структурное размещение и функциональную ценность.- метапсихологический, прил.

речь психотика, содержащая новые комбинации слов, неизвестные слушателю. Также речь.

— любое из множества психических или психических расстройств, проявляющееся рядом психических или физических симптомов, таких как тревога, фобии, компульсии и тики. — невротик, п., Прил.

невротическое состояние; психоневроз.

процесс исправления телесных или психических искажений. — ортопедические, прил.

1. — проникновение во все виды поведения и переживания, связанные с сексуальными эмоциями.
2. теория, которая рассматривает все желания и интересы как производные от полового инстинкта. Также пансексуальность. — пансексуалист, н.

расстройство мышления, характеризующееся несоответствующими ответами на вопросы и иллюзорной или бредовой речью. — паралогический, прил.

процесс, при котором человеку не удается выполнить свое намерение, например, из-за неправильного расположения объектов, который считается результатом конфликта между бессознательным и сознательным намерением.

раздел психологии, изучающий такие психические явления, как телепатия, ясновидение, экстрасенсорное восприятие и тому подобное. — парапсихологический, прил.

раздел психологии, связанный с описанием и сравнением. — френографический, прил.

психическая или психическая боль.

метод, разработанный Фрейдом и другими для лечения неврозов и некоторых других психических расстройств. — психоаналитик, н. психоаналитический, психоаналитический, прил.

изучение отношений или взаимоотношений между телом и разумом, особенно в нервной системе. — психобиолог, н. психобиологический, психобиологический, прил.

1. наука или искусство проведения оценки личности.
2. диагноз психического расстройства. — врач-психодиагностика, н. психодиагностика, прил.

систематическое изучение личности с точки зрения прошлого и настоящего опыта относительно мотивации. — психодинамический, прил.

теория развития ума. — психогонический, психогонический, прил.

приступ психической инертности и безнадежности после периода приподнятого настроения, особенно у людей, страдающих неврозами. — психолептический, прил.

теория, которая подчеркивает психологические концепции в других областях, помимо психологии, таких как философия и история.

наука, изучающая разум и психические процессы, чувства и желания. — психолог, н. психологический, психологический, прил.

измерение умственных способностей, способностей и процессов. — психометрист, н. психометрический, прил.

Медицина. наука о болезнях разума. — психопатолог, психопат, н. психопатология, психопатология, прил.

психическое расстройство. — психопат, н. психопатический, прил.

исследование препаратов, влияющих на эмоциональные и психические состояния. — психофармакологический, психофармакологический, прил.

ненормальный страх ума.

раздел психологии, изучающий взаимосвязь между физическими стимулами и возникающими в результате ощущениями и психическими состояниями. — психофизик, н. психофизические, психофизические, прил.

1. исследование обстоятельств, при которых происходят психические процессы.
2. теория, согласно которой сознательные состояния состоят из элементов, способных разделяться и соединяться без потери сущностной идентичности.- психостатический, психостатический, прил.

наука или метод лечения психологических аномалий и расстройств с помощью психологических методов, особенно с помощью психоанализа, групповой терапии или консультаций. — психотерапевт, н. психотерапевтический, прил.

психическое состояние, отмеченное детским или инфантильным поведением. — ребячливость, н.

научное исследование психологических реакций.- реактолог, н. реактологический, прил.

изучение поведения и его интерпретация в соответствии с концепцией, которая рассматривает поведение как комбинацию простых и сложных рефлексов. — рефлексотерапевт, н. рефлексотерапия, прил.

легкая форма шизофрении, характеризующаяся синдромом отмены, инверсии и т. Д. — schizothyme, n. шизотимия, прил.

аномально быстрая умственная активность.

общение между умами некоторыми нетехнологическими средствами, кроме чувственного восприятия. — телепат, н. телепатический, прил.

психологический феномен идентичности человека с противоположным полом, иногда вплоть до операции по смене пола. — транссексуал, н., Прил.

1. любое ненормальное состояние, патологическое или психологическое, вызванное раной или травмой, физической или психологической.
2. травма, рана или сама травма. — травматических, прил.

форма безумия или психического расстройства, при которой больной воображает себя животным. — зоантропных, прил.

форма галлюцинации, в которой больной воображает, что видит животных. Также называется зооскопия .

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.