Развивать речь: Как научиться красиво говорить и излагать свои мысли: 3 совета

Содержание

Как развить речь: эффективные упражнения и методики

Кратко о том, как развить речь

Умение красиво и связно говорить прививается человеку с детства. Но иногда случается, что во взрослом возрасте речевые проблемы дают о себе знать. А между тем, поставленная речь нужна во всех сферах жизни: на работе, в межличностных отношениях, во время похода в магазин, кино, театр, салон красоты и в других бытовых ситуациях. От нашего умения говорить зависит отношение к нам. Итак, как развить речь и научиться говорить красиво?

Врачебная сторона вопроса

Такие речевые дефекты, как картавость или шепелявость могут быть связаны с врожденными заболеваниями. И эти недостатки – первое, что нужно устранить, чтобы развивать речь. Поэтому прежде чем интересоваться, как развить красивую речь, нужно посетить врача-логопеда для устранения возможных дефектов. На нашем сайте вы можете узнать ответы на вопросы — как перестать шепелявить и как перестать картавить более подробно.

как развить речь

Иногда пациенту назначается хирургическая операция, после которой человек сможет пользоваться своей речью с максимальной эффективностью. После устранения всех физических препятствий уже можно задуматься, как улучшить речь и сделать ее разнообразной и увлекательной.

Упражнения и методики

как развить речь

Для взрослого человека важно красиво и связно говорить. И чтобы выработать это умение, улучшить свою речь, нужно постоянно работать над собой. В постижении навыка помогут следующие упражнения:

  1. Расширяем словарный запас. Выберите небольшой прозаический текст, который придется вам по душе. Вооружитесь словарем русского языка и словарем синонимов. Ваша задача – заменять слова в тексте синонимами. Можно вместо слов подбирать словосочетания, крылатые фразы. Сначала попробуйте заменять только прилагательные, со временем переходите и на другие части речи.
  2. Чтобы развить логику и сообразительность, поработайте с ключевыми словами. Для этого выберите небольшой текст и не глядя укажите пальцем на какое-то слово в нем. Это может быть абсолютно любая часть речи, которая несет смысловую нагрузку. Таким способом определите для себя 5 ключевых слов. Включите воображение и логику и придумайте историю или рассказ по ключевым словам. На более позднем сроке обучения можно выбирать больше ключевых слов.
  3. Чтобы развить уверенную речь и придать ей правильную эмоциональную окраску, поработайте с текстом из предыдущего упражнения. Встаньте перед зеркалом. Прочтите ваш текст без эмоций. Потом придайте ему эмоциональную окраску, какая кажется вам уместной. При этом наблюдайте за вашим выражением лица. Уместно ли оно, если бы вы рассказывали текст кому-то? Работайте с несколькими эмоциями. Прочтите историю с радостью, грустью, стеснением, разочарованием и другими чувствами, какие сможете вспомнить.
  4. Воспользуйтесь диктофоном. Вам нужно записать свой голос четырежды. Первые два раза вы должны прочитать стихотворение и прозаическое произведение с выражением. Третий и четвертый раз читать нельзя, нужно рассказывать те же произведения наизусть. Оцените свою речь по двум критериям: нравится ли она вам и понравилась ли бы окружающим. Вы должны рассказывать по памяти также уверенно и с тем же выражением, как и читая. Работайте с этим упражнением, пока речь не покажется вам идеальной. Если вы испытываете проблемы с запоминанием стихотворение, то читайте нашу статью — как выучить стих быстро и легко наизусть.
  5. Это упражнение эффективно поставит речь взрослому человеку. Но для его выполнения вам понадобится напарник. Как в одном из предыдущих упражнений, выберите из любимого текста 10 ключевых слов . По этим словам вам предстоит вести диалог с собеседником. Задание считается выполненным, если реплики взрослых людей не натянуты, разговор идет легко и непринужденно, у обоих партнеров получается связно и красиво говорить. Вы должны прочувствовать, что разговор вам интересен.

Это советы о том, как сделать речь красивой и научиться поддерживать любой разговор. Чтобы эти упражнения приносили еще больший эффект и легко выполнялись желательно перед ними предварительно произвести действия для разминки мышц языка, лица и постановки дыхания. В этом нам помогут упражнения на дикцию для сценической речи. Ниже также описаны очень эффективные занятия.

Ставим сценическую речь

Часто поставить речь взрослому человеку сложно из-за слабых мышц языка. Чтобы устранить эту проблему, нужно выполнять упражнения до тех пор, пока корень языка не почувствует усталость. Соответственно мышцы будут укрепляться.

  • Представьте, что вы держите во рту кусочек любимого фрукта или ягоду. Начинайте языком силой вдавливать лакомство в небо. Представляйте при этом, какой вы испытываете вкус.
  • Плотно сомкните губы. Облизывайте языком зубы с внешней стороны, пока не почувствуете усталость.
  • Откройте рот, высуньте язык. Начинайте постепенно слегка покусывать его зубами по всей длине. Делайте так около минуты.

как развить речь и научиться говорить красиво

Следующие упражнения для развития речи у взрослых людей направлены на разминку мышц лица:

  • Вытяните губы трубочкой, затем сразу улыбнитесь как можно шире. Сделайте 10-15 повторений.
  • Вытяните губы трубочкой и вращайте ими сначала по часовой, потом – против часовой стрелки. Сделайте 15-20 повторений в каждую сторону.
  • Мысленно разделите лицо на 2 половины, проведя вертикальную линию. Сначала старайтесь двигать мышцами одной части лица, пока она полностью не устанет. Затем переходите ко второй половине.

Теперь вы должны понять, как правильно дышать. Для этого встаньте ровно, положите руку на живот. Медленно вдыхайте воздух. Живот должен при этом выпячиваться. Если вы дышите грудью, живот будет оставаться на месте. Вам необходимо научиться дышать с помощью диафрагмы, и живот при этом обязательно должен двигаться.

Впредь, когда будете развивать речь с помощью упражнений, всегда следите, чтобы ваше дыхание было правильным.

Скороговорки как помощь оратору

Как улучшить речь без дикции? Ни один актер или оратор еще не смог этого сделать. Поэтому нужно поработать над дикцией. Для этого подойдет чтение или произношение наизусть скороговорок. Подойдут любые скороговорки, которые вы сможете найти, можете использовать популярную скороговорку «жили были три китайца». Вот также для примера одна из самых сложных:

«На мели мы лениво налима ловили
И меняли налима мы вам на линя.
Не меня о любви ли вы мило молили
И в туманы Лимана манили меня.»

Желательно заучивать скороговорки наизусть, чтобы была возможность практиковаться в любое время суток и в любом месте.

Советы специалистов

как улучшить речь

Распознать грамотную речь очень легко. Она уверенная, но не громкая, ее хочется слушать и во всем соглашаться с оратором. Как обогатить свою речь, подскажут специалисты:

  1. Избавляемся от слов-паразитов. Выпишите их на листочек и оцените ваши слабые места. В повседневном общении с людьми старайтесь избегать их произношения. Излишнее их употребление отталкивает слушателей. Слова паразиты употребляются из-за скудности речи.
  2. Развитие речи предполагает чтение книг вслух. Это не только развивает память, но и откладывает в подсознании информацию о том, какой должна быть речь у грамотного и образованного человека.
  3. Вопрос о том, как развить свою речь, неактуален, если человек по своей натуре зажат и закомплексован. От этого нужно избавиться в первую очередь. Если человеку не под силу сделать это самостоятельно, поможет квалифицированный психолог.

Мы поговорили о том, как развить грамотную речь. Будьте уверены в себе, тренируйтесь самостоятельно, сколько сможете, и уже через месяц вы начнете пожинать плоды своих усилий. Развивать свою речь и учиться ораторскому мастерству не только приятно, но и необходимо для повседневной жизни.

Маленький оратор. Как развивать речь ребенка? Как развить разговорную речь

Содержание:

В современном мире красивая и грамотная речь является залогом успеха. Правильная речь помогает ребенку свободно общаться с окружающими, успешно учиться и быть уверенным в себе. Как научить ребенка выражать свои мысли?

С чего начать занятия

Механизм формирования речи у ребенка запускается с самого первого дня жизни. Чтобы этот процесс протекал быстро и гладко, нам, взрослым, необходимо стать самыми активными его участниками. Это долгосрочное вложение наших сил и эмоций окупится с лихвой уже через три-четыре года, когда мы получим интересного собеседника со своим нестандартным мышлением и суждениями. Развитие речи у детей — это ежедневная работа малыша и родителей. Давайте рассмотрим этапы развития речи у ребенка.

Малыш, ну скажи что-нибудь!С чего же начать? Родители являются речевым образцом для ребенка. Вот почему так важно тщательно следить не только за тем, что вы говорите, но и как вы говорите. С самых первых дней стимулируйте речь малыша: говорите с ребенком как можно больше — произносите слова четко, медленно, но эмоционально. Озвучивайте все, что вы делаете, при этом старайтесь не ограничиваться только бытовой речью. Читайте потешки, стихотворения — все то, что ритмично и хорошо ложится на слух. Вместе рассматривайте, точнее, изучайте картинки в полюбившейся малышу книжке, задавайте вопросы. Сначала он будет только показывать то, что вы просите, а затем и пытаться повторить за вами. Играйте вместе с ребенком в игрушки, в театр. Давайте ему образец выстраивания диалогов, ситуаций, и постепенно ребенок ответит вам, а затем и сам будет придумывать условия игры.

Речь — это сама жизнь, поэтому не замыкайте обучение в рамках печатной продукции и интерактивных игрушек. Окружающий мир, природа вдохновят вашего малыша на новые словесные открытия, разовьют фантазию и пробудят воображение. На прогулках старайтесь обращать внимание на такие детали, как свернувшийся сухой лист, похожий на трубочку, который может стать подзорной трубой или капельку росы, которая вполне может стать самым настоящим морем для муравьев. Летом стройте замки из песка с извилистыми ходами, запускайте совместно бумажные самолеты, выкладывайте на песке рисунки из природного материала. Осенью собирайте букеты листьев (заодно выучите названия деревьев, оттенки цветов), желуди, семена клена, которые потом пойдут на поделки. Зимой лепите снеговиков и раскрашивайте их красками, принесите домой сосульку — пусть она растает в тазике. Весной пускайте кораблики в ручьях, покажите малышу капель, прислушайтесь к чириканью воробьев. Все эти действия укладываются в режимные моменты ребенка и не требуют специальных затрат. Но вот если упустить время, предоставить малыша самому себе, то ближе к школе придется наверстывать упущенное семимильными шагами и то, что так естественно закладывалось в детстве, придется впихивать большими порциями. А от такого информационного переедания, сами знаете, что бывает: усталость, нервозность, нежелание учиться.

К сожалению, далеко не у каждого родителя есть время и возможность заниматься со своим ребенком системно. На помощь могут придти специалисты-педагоги, — в том числе детские логопеды в детских развивающих центрах. Чаще всего программы в них направлены на то, чтобы ребенок развивался гармонично, получая и усваивая информацию в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Как продолжить обучение ребенка

Что же происходит дальше? А дальше мы учим ребенка пользоваться тем, что он накопил, то есть правильно и складно выражать свои мысли — объяснять, доказывать, выстраивать логику повествования и сочинять. Это уже более сложный процесс, выходящий за рамки бытовой речи и имеющий отношение к словесному творчеству. Здесь берут свои истоки будущие сочинения.

Начнем данный этап с азов — умения составить небольшой рассказ о любом живом и неживом объекте или предмете. В будущем подобного рода информация пригодится вашему первокласснику для подготовки докладов: ведь очень часто именно неумение правильно распорядиться большим объемом информации приводит к тому, что ребенок затрудняется начать повествование, составить рассказ по картинке. Этот процесс сравним с вопросом из взрослой жизни: «Как дела?», когда можно долго и разнообразно говорить на предложенную тему, но большинство ограничивается ответом: «Нормально». Воспользуемся схемами — этими универсальными картами, которые являются четкими пошаговыми инструкциями и не дают сбиться с верного пути словотворчества, в тоже время, избавляя от повторов и запинок в речи.


Что же представляет собой схема рассказа?
Кто → К какой группе относится → Описание → Где живет → Чем питается → Какую пользу приносит → Особенности

Малыш, ну скажи что-нибудь!Например, вот какой рассказ о собаке можно составить по данной схеме:

«Собака — это домашнее животное. Внешний облик собаки зависит от породы. Таксы — маленькие, с длинным телом, вытянутой мордой и длинным хвостом. Лапы у них короткие. Эти собаки предназначены для охоты на лис в узких норах. Боксеры имеют приплюснутую морду, широкую грудь, крепкие лапы — это бойцовская порода. В деревнях собаки живут на улице в конуре. В городах собак держат в квартирах. Они питаются мясом, специальным кормом. Издавна собака была другом и незаменимым помощником человека. Она помогала ему сторожить дом, пасти овец, охотиться на волков, лис, птиц, спасала человека и на воде, и в горах. Есть специальные собаки-поводыри для слепых».


Подобная схема действует и для неживых предметов.
Что → К какой группе относится → Части → Из чего сделан → Для чего нужен

После того, как ребенок научился составлять рассказы-описания, можно переходить к следующему этапу — обучению составления рассказов по серии картинок. Здесь важно умение выстроить логическую цепочку: разложить картинки в правильном порядке, ведь все наши действия в обычной жизни совершаются по неким схемам.

Важно донести до ребенка, что картинки и происходящие на них события — это не абстрактные истории, а то, что окружает малыша в повседневной жизни. Пусть ребенок отождествит себя с главным героем. Расскажет, что бы он почувствовал, сказал и сделал на месте персонажа. Пусть даст свое имя и имена своих друзей нарисованным детям.

Пусть малыш расскажет правила игры в прятки, салочки, что нужно сделать, чтобы почистить зубы, вскипятить воду в чайнике или спуститься на первый этаж.

Очень важно расширять кругозор ребенка, рассказывать обо всем, что его окружает — это в значительной степени поможет обогатить словарный запас вашего малыша и быстрее развить полноценную грамотную речь. Старайтесь бывать с вашим ребенком в разных местах, перепробовать как можно больше разных дел, поиграть в самые разные игры. Например, если малыш ни разу не был на рыбалке, он не сможет сочинить рассказ о веселых приключениях мальчишек-рыболовов на речке, так как здесь действуют свои законы, своя терминология.

Малыш, ну скажи что-нибудь!Затем мы учим ребенка составлять рассказы по картинке. Подключим воображение и превратим одну картинку в серию из трех, мысленно представив начало, а потом и концовку нашего рассказа.

И последний этап — наиболее сложный — это умение составить рассказ-описание природы по картинке. На первый взгляд, здесь нет ни действия, ни героев, только один лес. Но, закрыв глаза и шагнув из реальности в самую чащу воображаемого леса, обнаруживаешь, что жизнь здесь бьет ключом. Чтобы не заблудиться в этой чаще, на помощь нам придет, опять же, схема-описание примет времен года.


День и Ночь → Погода → Растительный мир → Мир птиц, зверей, насекомых.

Вот пример рассказа об осени, составленного по данной схеме:

«Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее. В начале осени стоят погожие дни. Это время называют „бабье лето“. Но потом небо хмурится, затягивается тучами и целыми днями моросит нудный дождик. Дует пронзительный холодный ветер. Деревья наряжаются в расписные одежки — желтые, красные, оранжевые, пурпурные. Дунет ветер — и посыплется с деревьев разноцветный дождь из листьев. Осень — пора листопада. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Животные готовятся впасть в спячку, нагуливают жирок, делают запасы еды на зиму. Белки, зайцы меняют свои летние шубки на зимние».

И напоследок — общение с ребенком

Малыш, ну скажи что-нибудь!В дошкольном возрасте естественная среда обитания ребенка — это игра, поэтому превратите учебу в игру. Занимайтесь, то есть общайтесь на прогулке, по дороге в сад, магазин. Не сидите дома за столом, как в школе: просто дайте ребенку полистать книгу, и то задание, которое его заинтересует, выполните вместе. Если ваш ребенок мотивирован на учебу, то, наоборот, можно поиграть с ним в школу. В любом случае, руководствуйтесь индивидуальными особенностями вашего ребенка, найдите к нему подход, и он ответит вам заинтересованностью, восприимчивостью и понятливостью.

Внимательно выслушивайте ребенка, не перебивайте и не торопите его, не ругайте и не сравнивайте с другими. Занимайтесь в то время, когда у ребенка хорошее настроение, когда он выспался и не голоден.

Русский язык, как и любой другой, требует регулярности, поэтому лучше заниматься каждый день по 15-20 минут, чем один раз в неделю по часу. Когда наши дети, начинают изучать иностранный язык — мы понимаем, что только регулярные занятия могу гарантировать результат и эффективность, изучение русского языка и развитие речи также не является исключением и требует системного подхода.

Уже с малых лет необходимо приучать ребенка говорить не только на языке быта, но использовать в своей речи все богатство русского языка. Общение — одна из основных потребностей человека, и ваш малыш нуждается в нем как никто другой. У каждого есть возможность творить, и мы можем это делать ежеминутно, создавая маленькие словесные шедевры. Язык не только одно из важнейших средств коммуникации, но и живой материал, имеющий свой цвет, форму и вкус. Нам предстоит открыть это детям, научив их творить в рамках определенных законов. Это долгий путь, и от нас, взрослых, зависит, будет ли им узкая блуждающая тропинка или широкая дорога на пути к новым знаниям, открытиям и свободному общению.

Советуем почитать:

  • Т.Ю. Бардышева, Т.А. Чохонелидзе «Пересказы и рассказы».
  • Т.А. Ткаченко «Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша».

Статья действительно хорошая.
Но — скажу сразу — я -пед, не _лого_пед. Но речевыми проблемами своих детей пришлось заняться плотно, конкретно и э-э-э массированно.
Т.к. старший уже взрослый — а у него была куча речевых диагнозов — и, по сути, все выправили и он вообще в учебе и развитии показал вполне хороший результат, я посмею покритиковать: идея приучния маленького ребенка к схемам — крайне порочна.
Да, есть шанс получить в младшей школе отличника. Может быть это почетное звание продержится до средней и даже до старшей школы. И что?
В одной из лучших московских школ (собственно, что скрывать? — в 2007 *-)) существует методика, направленная на исправление «схематичной», «школярской» системы мышления — то есть избавления от последствий дрессуры, о которой нам рассказывают в этой статье. К сожалению, в этой школе нет начальных классов и учить ребенка мыслить не схемами начинают только лет в 11… Скажу честно — методика помогает далеко не всем *-(

2012-04-28, Mary-Lea

Ребенок он как маленькая копия, он всегда старается повторить за вами, вы родитель — вы авторитет…
В статье замечательно все рассказано.
Но не забывайте что бы ребенок слушал сказки.
В интернете достаточно много сайтов детскими аудиокнигами, попробуйте зайти и скачать.
Потом ставьте на компьютере или запишите на диск и пусть ребенок слушает.
Правильно произнесенные слова в той же сказке… дадут возможность привыкать к правильно поставленной речи. И родной язык будет нравится ребенку. Потому что песни, сказки, рассказы… его уведут в другой мир… Да и глаза будут напрягаться меньше чем при сидении перед телевизором.
Попробуйте. Да и просите малыша рассказать что он слышал…
Выйдете из помещения на 5 минут… и … пусть он восстановит вам ход событий пока вас не было…и сравните с тем что на диске…вот и работа над ошибками…
УДАЧИ ВАМ.
[ссылка-1]
2012-04-29, СНЕЖНАЯ

Конечно, подобные упражнения стоит делать с ребенком, чтобы он быстрей заговорил. В частности ориентироваться на развитие мелкой моторики. У меня доченька тоже долго не разговаривала … упражнения не помогали,я не могла найти себе место…Потом кума подарила нам Машу повторюшку и буквально через неделю доченька стала болтать)). Поэтому, стоит попробовать купить интерактивную игрушку. Есть поющие и разговаривающие мягкие хомячки, коты или кошки, собаки, не обязательно Машу покупать. Работает до сих пор (только батарейки «летят»), кому интересно, снизу коммента оставлю ссылку на «нашу Машу)». Удачи и помните — каждый ребенок развивается индивидуально и не действует никакая статистика (когда исключены всевозможные отклонения и болезни)

2015-03-16, Шум Ира

Не знаю, как это объяснить, но мой старший ребенок вообще не умел рассказывать по картинкам, не понимал очередность.. сколько я ни билась — результата не было…
А ведь он был очень развитым ребенком, говорил чисто с полутора лет, большой словарный запас, легко и быстро научился читать и считать и вообще соображал хорошо, сейчас тоже все в полном порядке…
Короче, мой вывод, что ни о чем это умение не говорит.. Просто кто-то видит эти картинки и умеет складывать в истории, кто-то нет. Допускаю также, что это полезно:) Но и неумение — не фатально:)

2012-04-28, Iriska

Ага, Ир, и не то еще бывает *-)
Мой нынче весь такой удачный старший в детском саду или младшей школе мигом становился в тупик, если надо было «придумать 5 предложений, скажем, с использованием предога «в»». То есть связный рассказ на полчаса или письменно на три страницы — легко. А 5 не связанных между собой примеров — ффсе, кранты, завис *-)

2012-04-29, Mary-Lea

Почитать? Не знаю даже — по автору не нашла, может название есть какое-то?… Вообще-то вряд ли, они скорее всего ничего нигде не оформляли.
Автор — [ссылка-1], но скорее всего не он один, там команда единомышленников и не только математиков…
2012-04-28, Mary-Lea

Не подскажешь, можно что-то об этой методике почитать?
Я в принципе ничего против схем не имею, но лишь в том случае если есть навыки оценки, корректировки и разработки новых схем. Если тупо все время по одной — действительно плохо.

2012-04-28, ЛюбимицаКлаппа


Всего 10 отзывов Прочитать все отзывы.

Развитие речи у детей дошкольного возраста

Развитие речи у детей – сложный процесс, на который влияет множество факторов. В России 60% детей к 7 годам не могут связно и четко излагать свои мысли, что негативно сказывается на адаптации в коллективе и школьной успеваемости. В большинстве случаев родители могут самостоятельно помочь ребенку развить и обогатить речь, не обращаясь за помощью к логопедам и другим специалистам.

развитие речи у детей

развитие речи у детей

Развитие речи у детей – важный процесс как для малышей, так и для их мам.

Причины задержки и нарушения речи

На развитие речи влияют разные факторы: физиологические, психологические, социальные.

Родители не разговаривают с ребенком

С самого рождения важно говорить с ребенком, описывать окружающий мир, петь песни и читать стихи. Проблема 21 века в том, что чаще родители не общаются с ребенком, а дают ему в руки телефон или планшет. Ребенок сидит тихо и не мешает окружающим. Однако заговорит он позже, чем его сверстники, которые игрались с обычными, а не цифровыми игрушками.

    Гиперопека родителей и лень ребенка

    Некоторые родители сильно опекают ребенка и не дают ему возможность заговорить самому. Они понимают ребенка с полувзгляда и удовлетворяют его потребности до того, как он их озвучит. Ребенок обходится языком жестов и гримасами, у него нет нужды выражать потребности словами, поэтому он ленится говорить.

      Индивидуальное развитие ребенка

      Все дети разные, и у всех разные темпы и способности к обучению. Дети, у которых раннее развитие, разговаривают предложениями уже в год, но таких единицы. Есть и другая крайность нормы: дети, начинающие говорить в 3-4 года. В этой ситуации следует обратить внимание на родителей, поскольку генетика имеет значение. Если родители тоже заговорили поздно, то нет поводов для беспокойства.

        Стрессы

        К сожалению, не все дети растут в благоприятной среде. Ссоры родителей, крики и необоснованная критика не способствуют тому, чтобы ребенок заговорил. Они приводят к задержке психического и речевого развития, заиканию.

          Заболевания

          Существуют ситуации, в которых методики по развитию речи не работают, поскольку некоторые дети физически не способны хорошо говорить или говорить вообще. Это связано с состоянием здоровья ребенка. Врожденная глухота, аномальный речевой аппарат, неправильный прикус, задержка интеллектуального развития требуют лечения.

          Не только эти причины могут быть источником проблем. Дефицит внимания к ребенку тоже приводит к нарушениям речи. Поэтому стоит помнить, что первые 3 года развития ребёнка самые важные в формировании речи. Исправить проблему намного сложнее, чем предупредить.

          раннее развитие

          раннее развитие

          Дети с ранним развитием могут уже в 2 года хорошо говорить, но таких единицы. Но если ребенок к этому возрасту не говорит вообще, то его следует показать специалистам.

          Куда обращаться, если заметили нарушения в развитии  речи ребёнка? 

          Эффективность решения проблемы зависит от того, насколько рано ее заметили, и стали ей заниматься. Чтобы вовремя насторожиться, следует знать, какие речевые проявления соответствуют возрасту Вашего ребёнка:

          • 1,5 – 3 месяца: малыш добавляет эмоции в крики. Крики удовольствия и неудовольствия различимы;
          • 4 – 5 месяцев: ребенок гулит, осваивает гласные и согласные звуки, простые слоги
          • 8 месяцев – 1 год 4 месяца: лепетание. Ребёнок говорит простые слова из 2-3 слогов и имитирует звуки животных. Понимает речь и реагирует на слова больше, чем на ситуацию;
          • 1 год 6 месяцев – 2 года 2 месяца: малыш составляет фразы из двух слов. Для этого возраста нормально искажать и путать звуки;
          • 1 год 9 месяцев — 2 года 6 месяцев: активное пополнение словарного запаса, ребёнок спрашивает названия предметов;
          • 2 года 4 месяца — 3 года 6 месяцев: малыш изменяет грамматические формы слов: падежи, числа, рода;
          • 2 года 6 месяцев – 3 года 5 месяцев: ребёнок придумывает новые, несуществующие слова, соблюдая правила родного языка;
          • 2 года 8 месяцев – 3 года 6 месяцев: ребёнок проговаривает свои действия.

          В идеале ребёнок развивается согласно этой схеме. Незначительные отклонения допустимы, но есть признаки, при появлении которых следует обратиться к специалисту. Если к 2 годам ребёнок не говорит, то следует показать его оториноларингологу, детскому стоматологу и неврологу. Врачи должны исключить проблемы со слухом, аномалии речевого аппарата и неврологические нарушения.

          Дети с проблемами слуха делятся на 2 категории — слабослышащие и глухие:

          1. При глухоте дети не способны пополнять словарный запас.
          2. У слабослышащих более благоприятный прогноз.

          Существует возможность улучшить слух с помощью слухового аппарата, благодаря чему слабослышащие дети быстро догоняют в развитии сверстников.

          Аномалии речевого аппарата – расщелины мягкого и твёрдого неба, неправильный прикус, короткая уздечка языка. Расщелины выявляются после родов и незамедлительно подлежат хирургическому лечению. Оставшиеся две патологии выявить сложнее. Неправильный прикус мешает правильно расположить язык, а короткая уздечка причиняет боль и дискомфорт при попытке заговорить. Иногда уздечка достаточно длинная, чтобы говорить, но недостаточно, чтобы чётко выговаривать все звуки, в особенности звук [р].

          До обращения к логопеду пройдите комплексное обследование у врачей. Не все логопеды достаточно компетентны, чтобы сразу распознать патологию. Занятия в таком случае будут зря выброшенными на ветер временем и деньгами.

          Консультация у невролога обязательна, доктор выявляет задержку интеллектуального развития и возможные сопутствующие заболевания нервной системы.

          Если, согласно заключению врачей, ребенок здоров, однако его речь не соответствует возрасту, то следующий шаг – посещение логопеда. Это специалист, исправляющий речевые нарушения. Перед поступлением в детский сад и школу посещение логопеда обязательно. Однако, если есть желание или необходимость, можно посетить его раньше.

          Нужно быть готовым, что результаты обследований и консультаций могут вас обескуражить. Не стоит отчаиваться: покажите ребенка еще нескольким специалистам данного профиля. Если они будут сходиться во мнениях, то начинайте работу с ребенком как можно раньше, поскольку от этого зависит эффективность лечения.

          Развитие понимания речи 

          методика

          методика

          Методика «развития понимания речи» хороша тем, что работать по ней можно без логопеда.

          Специалисты делят речь на:

          1. Активную – то, что человек говорит.
          2. Пассивную – то, что человек понимает, но не употребляет в собственной речи либо употребляет крайне редко.

          Развитию пассивной речи малыша необходимо уделять особое внимание: именно она является фундаментом для развития речи в дальнейшем, поскольку обогащает словарный запас.

          Главный инструмент – создание речевой среды. Этот способ подходит детям младшего возраста. Для ее создания используются несложные в исполнении приемы. Один из них – постоянный разговор с ребенком. С ним надо много говорить, проговаривать бытовые ситуации, эмоционально комментировать игры с игрушками и картинками. Задавать ребенку вопросы, выжидать паузу и самому отвечать на вопрос. Так ребенок пополняет словарный запас новыми словами и фразами.

          Обучение ребенка пониманию словесной инструкции происходит за счет увеличения количества слов в инструкции и введения различных признаков предмета: “Принеси красную чашку”. Правильное выполнение инструкций следует поощрять морально и материально, например, похвалить и дать конфету.

          Развитие активной речи

          Данная методика стимулирует речевое подражание за счет использования на занятиях ритмических текстов. Чтобы речь малыша развивалась своевременно, придется потрудиться, уделяя время ежедневным упражнениям. Эти упражнения включают в себя потешки, стишки, песенки, игры с рифмованными загадками.

          Помимо занятий следует соблюдать еще несколько рекомендаций:

          1. От жеста к слову: все обращения ребенка переводить в речевое общение.
          2. Не предугадывать желания: даже если понимаете, на что малыш указывает жестами, не выполняйте сразу просьбу, а предложите ребенку сказать, что ему нужно: «Скажи, что тебе нужно?».
          3. Задавать вопросы: если ребенок смотрит на полку с игрушками и показывает, что хочет одну из них, можно спросить его, какую именно: «Ты хочешь мишку или кораблик?» Малыш постарается выразить свою просьбу конкретнее при помощи речи.
          4. Предлагать ребенку исправить ошибку: полезно делать глупые ошибки, давая возможность малышу их исправить. Например, показывать ребенку куклу и спрашивать: «Это машинка? Нет? Правильно, это кукла!».
          5. Все эти рекомендации побуждают малыша к активному диалогу, используйте любую возможность для развития речи ребенка.

          Сразу выяснить характер и степень нарушения у маленьких детей непросто. Однако если проводить с детьми работы по развитию речи, то они наверстывают упущенное и догоняют сверстников. Даже если у некоторых трудности сохраняются на протяжении нескольких лет. В этом случае следует уделять больше времени работе над речью ребенка и не опускать руки. Ваши усилия не будут напрасны.

          Читайте далее: развитие памяти у детей

          Как развивать правильную речь ребенка в 1-2 года: упражнения

          фото речьРечь годовалого малыша быстро пополняется новыми словами и целыми фразами и активизируется к двум годам. Именно в период 1-2 лет она становится для ребенка базовым средством общения. То, какой она будет, зависит от подготовительных работ, которыми родители занимались с младенцем до года. А для развития правильной речи рекомендуется использовать специальные упражнения.

          Нормы речевого развития у малышей от 1 до 2 лет

          1. В норме малыш в возрасте одного года должен освоить такие речевые навыки:
            Он должен уметь повторять открытые слоги (те, что заканчиваются на гласный звук). К примеру, годовалый малыш может еще не уметь говорить слово «нет», но может воспроизвести его как «нэ». Также он произносит «да», «ту» и так далее.
          2. Малыш уже выражает свои эмоции через интонацию.
          3. Ребенок может повторять слоги и звуки, произносимые животными: «мяу», «ав-ав», «му-му».
          4. Он воспринимает на слух названия определенных предметов, понимает, о чем говорят взрослые, и может указать на них.

          ВАЖНО! Большое значение имеет не только то, что и как говорят малыши в возрасте от одного до двух лет, но также и то, могут ли они запомнить, как называется и для чего предназначен тот или иной предмет.

          Ко второму году жизни в норме малыш умеет отвечать на обычные вопросы, может выполнить простые поручения, повторить несложные слова и фразы. Он может выговорить все гласные звуки и большую часть согласных. К двум годам ребенок умеет строить предложения, включающие в себя 3-4 слова. Малыш слушает стишки, сказки, потешки, старается запомнить какие-то их части.

          ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если что-то из перечисленного у малыша не получается, внимательно понаблюдайте за ним. Возможно, у ребенка небольшая задержка развития речи. Это не страшно и поддается корректировке, например, с помощью логопедического массажа. Уже с двух лет малыш может заниматься с логопедом, дефектологом или психологом.

          Упражнения для развития правильной речи у детей от 1 до 2 лет

          Прежде чем начинать развивать речь малыша, родителям нужно учесть следующие правила:

          • Упражнения необходимо подбирать с учетом возрастных особенностей ребенка, а также его индивидуальному психическому развитию. Так, один малыш в 1 год и 11 месяцев может не мочь делать то, что отлично дается другому в полтора года. Старайтесь избегать чрезмерно сложных игр и упражнений, так как малыш потеряет интерес, и обучать его в дальнейшем будет сложнее.
          • Важно учитывать зоны ближайшего развития. Сначала малыш должен начать произносить открытые и закрытые слоги, потом нужно учить с ним одно- и двуслоговые слога. Только после того как он сможет обозначать определенное действие или предмет словами, можно будет переходить к фразам.
          • Примите во внимание психические особенности малышей в возрасте от 1 до 2 лет. Для них вполне нормально неустойчивое внимание до десяти минут. В этом возрасте в мозгу лишь формируются нейронные связи, и перегрузка может только навредить, вызвав головную боль и плач или вовсе отвращение к развивающим урокам. Оптимальная длительность занятия – 5-10 минут.

          Ежедневно уделяя время простым упражнениям, вы поможете малышу лучше развить речевые навыки. Для детей в возрасте 1-2 года подойдут следующие приемы:

          1. Научите малыша выражать эмоции через звуки: «ох» и «вау» при восторге и удивлении, «эх» при разочаровании и так далее. Благодаря этому он начинает интуитивно поднимать, для чего предназначена речь.
          2. Пойте вместе с ребенком либо учите его регулировать высоту голоса иными способами. Если он умеет хорошо подражать, можете просто перекликиваться с ним звуками, регулярно повышая высоту голоса. Так он поймет смысл игры. Кстати, это упражнение можно использовать при игре в прятки, или же находясь в разных комнатах с ребенком.
          3. Произносите названия предметов, если они находятся в поле зрения малыша. В возрасте до 2-3 лет они понимают, о чем вы говорите, если видят это (наглядно-действенное мышление). При кормлении говорите о ложке, тарелке, называйте другие находящиеся рядом с ребенком предметы. То же самое делайте при купании, укладывании ребенка спать и других регулярных процессах.
          4. Предлагайте ребенку подуть на одуванчик, игрушечную крутилку, давайте ему пить через трубочку. Это способствует развитию артикуляционного аппарата. Учтите, что питье через соску и трубочку – это разные вещи. При использовании соски ребенок не задействует губы и щеки. Питье через трубочку намного сложнее, так как малыш должен втягивать жидкость сам. Поэтому некоторые специалисты отмечают, что детки на грудном вскармливании начинают говорить раньше. Мышцы их щек и губ подготовлены лучше, отточек навык прикладывать язык к небу.
          5. Давайте малышу для игры предметы, имеющие разную фактуру: крупы в сухом и мокром виде, слегка влажные мягкие игрушки, сыпучие материалы. Важно, чтобы он играл с ними под вашим присмотром.
          6. Пусть малыш часто играет со старшими детками. Наблюдайте за их общением между собой. Годовалый малыш слабо выражает что-то понятное, а вот трехлетний ребенок говорит уже намного лучше. Под его влиянием первый также будет стараться объясниться. Предложите деткам игры, в которых они могут взаимодействовать: построить вместе пирамиду, катать машинку по очереди и так далее.

          Также существует ряд специальных логопедических разработок, помогающим деткам в возрасте 1- лет быстрее развить речь. Вот некоторые их примеры:

          1. Для малышей в возрасте от года до года и трех месяцев отлично подходят игрушки в виде животных. В процессе игры предложите покормить зверушку, но перед этим она должна будет попросить об этом – «мяу-мяу», «ав-ав» и так далее. Ребенок должен активно подражать, повторяя звуки и слоги.
          2. В возрасте от года и трех месяцев до полутора лет можно играть в катание машин, строительство башенок, загрузку кузова. Вместе с ребенком называйте предметы и действия, чтобы малыш умел отличать названия от процессов.
          3. От полутора до двух лет необходимо работать над расширением словарного запаса ребенка. Объясняйте ему название предмета на картинке и просите найти аналогичный в помещении либо среди игрушек.

          Регулярно играя с малышом и делая с ним простые и интересные упражнения. Важно проявлять терпение и ответственно относиться с попыткам малыша и ошибкам, которые он совершает.

          Отложенная речь или развитие языка

          Задержка развития речи или языка

          Вашему сыну 2 года, и он все еще не разговаривает. Он говорит несколько слов, но по сравнению со своими сверстниками кажется, что он сильно отстает. Вы помните, что его сестра могла составлять целые предложения в одном возрасте. Надеясь, что он вас догонит, вы откладываете обращение за профессиональной консультацией. Некоторые дети рано ходят, а некоторые — рано говорят, говорите вы себе. Не о чем беспокоиться…

          Этот сценарий распространен среди родителей детей, которые медленно говорят.Если они не наблюдают другие области «медлительности» в раннем развитии, родители могут не решиться обратиться за советом. Некоторые могут оправдать отсутствие разговора, убеждая себя, что «он перерастет это» или «ее просто больше интересуют физические вещи».

          Знание того, что «нормально», а что нет в речевом и языковом развитии, может помочь вам понять, стоит ли вам беспокоиться или ваш ребенок идет по расписанию.

          Нормальная речь и развитие языка

          Важно обсуждать с врачом раннее развитие речи и языка, а также другие проблемы, связанные с развитием, при каждом обычном осмотре ребенка.Может быть трудно сказать, является ли ребенок незрелым в своих способностях к общению или у него есть проблема, требующая профессионального внимания.

          Эти нормы развития могут дать ключ к разгадке:

          до 12 месяцев

          Для детей этого возраста важно, чтобы их наблюдали за признаками того, что они используют свой голос для связи с окружающей их средой. Воркование и лепет — это ранние стадии развития речи. Когда младенцы становятся старше (часто около 9 месяцев), они начинают связывать звуки вместе, включать разные тона речи и произносить такие слова, как «мама» и «дада» (не понимая, что эти слова означают).

          Младенцы младше 12 месяцев также должны внимательно относиться к звукам и начинать узнавать названия обычных предметов (бутылочка, бинки и т. Д.). Младенцы, которые внимательно смотрят, но не реагируют на звук, могут проявлять признаки потери слуха.

          От 12 до 15 месяцев

          Дети этого возраста должны иметь широкий спектр речевых звуков во время лепета (например, p, b, m, d или n), начать имитировать и приближать звуки и слова, смоделированные членами семьи, и обычно произносить одно или несколько слов ( не считая «мама» и «дада») спонтанно.Существительные обычно идут на первом месте, например, «ребенок» и «мяч». Ваш ребенок также должен уметь понимать и выполнять простые одношаговые инструкции («Пожалуйста, дайте мне игрушку» и т. Д.).

          С 18 до 24 месяцев

          Несмотря на большую вариативность, большинство малышей произносят около 20 слов к 18 месяцам и 50 или более слов к тому времени, когда им исполняется 2 года. К 2 годам дети начинают складывать из двух слов простые предложения, такие как « ребенок плачет »или« Большой папа ». Двухлетний ребенок должен уметь распознавать обычные предметы (лично и на фотографиях), указывать на глаза, уши или нос, когда его просят, и выполнять двухэтапные команды («Пожалуйста, возьмите игрушку и отдайте ее мне. ,» например).

          От 2 до 3 лет

          Родители часто видят огромные успехи в речи своего ребенка. Словарный запас вашего малыша должен увеличиться (до слишком большого количества слов, чтобы сосчитать), и он или она должны регулярно объединять три или более слов в предложения.

          Понимание тоже должно возрасти — к 3 годам ребенок должен начать понимать, что значит «положить на стол» или «положить под кровать». Ваш ребенок также должен начать распознавать цвета и понимать описательные концепции (например, большой или маленький).

          Разница между речью и языком

          Речь и язык часто путают, но между ними есть различие:

          • Речь — это словесное выражение языка, включающее артикуляцию, то есть способ образования звуков и слов.
          • Язык намного шире и относится ко всей системе выражения и получения информации значимым образом. Это понимание и понимание посредством общения — устного, невербального и письменного.

          Хотя проблемы речи и языка различаются, они часто пересекаются. Ребенок с языковыми проблемами может хорошо произносить слова, но не может соединить вместе более двух слов. Речь другого ребенка может быть трудной для понимания, но он или она может использовать слова и фразы, чтобы выразить мысли. Другой ребенок может хорошо говорить, но ему трудно следовать указаниям.

          Предупреждающие признаки возможной проблемы

          Если вас беспокоит речь и языковое развитие вашего ребенка, есть на что обратить внимание.Особую озабоченность вызывает младенец, который не реагирует на звук или не издает вокал.

          В возрасте от 12 до 24 месяцев причины для беспокойства включают ребенка, который:

          • не использует жесты, такие как указание пальцем или машет рукой до свидания, до 12 месяцев
          • предпочитает жесты вокализации для общения в 18 месяцев
          • не может имитировать звуки к 18 месяцам
          • не понимает простых словесных запросов

          Обратитесь за консультацией, если ребенок старше 2 лет:

          • может только имитировать речь или действия и не воспроизводит слова или фразы спонтанно
          • многократно произносит только определенные звуки или слова и не может использовать устную речь для общения, превышающего его или ее непосредственные потребности
          • не могу следовать простым указаниям
          • имеет необычный тон голоса (например, скрипучий или носовой звук)
          • труднее понять, чем ожидалось для его или ее возраста.Родители и опекуны должны понимать примерно половину речи ребенка в 2 года и примерно три четверти в 3 года. К 4 годам ребенка должны понимать в основном даже люди, которые его не знают.

          Причины задержки речи или языка

          Многие вещи могут вызвать задержку речи и языкового развития. Задержка речи у нормально развивающегося ребенка иногда может быть вызвана нарушениями ротовой полости, например проблемами с языком или небом (нёбо).Короткая уздечка (складка под языком) может ограничивать движения языка при воспроизведении речи.

          Многие дети с задержкой речи имеют орально-моторные проблемы, что означает неэффективное общение в областях мозга, ответственных за производство речи. Ребенок сталкивается с трудностями при использовании и координации губ, языка и челюсти для воспроизведения звуков речи. Речь может быть единственной проблемой или может сопровождаться другими орально-моторными проблемами, такими как трудности с кормлением. Задержка речи также может быть частью (а не указывать) на более «глобальную» (или общую) задержку развития.

          Проблемы со слухом также часто связаны с задержкой речи, поэтому слух ребенка должен проверяться аудиологом всякий раз, когда возникает проблема с речью. У ребенка со слухом могут быть проблемы с артикуляцией, а также с пониманием, подражанием и использованием языка.

          Инфекции уха, особенно хронические, могут повлиять на слух. Однако простые ушные инфекции, которые прошли адекватное лечение, не должны влиять на речь. И пока есть нормальный слух хотя бы в одном ухе, речь и язык будут развиваться нормально.

          Чем занимаются патологи речи

          Если вы или ваш врач подозреваете, что у вашего ребенка проблемы, раннее обследование у логопеда имеет решающее значение. Конечно, если в конце концов выяснится, что проблем нет, оценка может облегчить ваши страхи.

          Хотя вы можете самостоятельно найти патолога речи, ваш лечащий врач может направить вас к нему.

          При проведении оценки патологоанатомы речи исследуют речевые и языковые навыки ребенка в контексте общего развития.Помимо наблюдения за вашим ребенком, речевой патолог будет проводить стандартизированные тесты и шкалы, а также искать вехи в развитии речи и языка.

          Речевой патолог также оценит:

          • то, что ваш ребенок понимает (так называемый рецептивный язык)
          • то, что ваш ребенок может сказать (это называется выразительным языком)
          • , если ваш ребенок пытается общаться другими способами, например, указывая пальцем, качая головой, жестикулируя и т. Д.
          • звукового развития и четкости речи.
          • орально-моторный статус вашего ребенка (как рот, язык, нёбо и т. Д. Ребенка взаимодействуют друг с другом при речи, а также при еде и глотании).

          Если логопед обнаружит, что вашему ребенку нужна логопедия, ваше участие будет очень важным. Вы можете наблюдать за сеансами терапии и научиться участвовать в процессе. Логопед покажет вам, как вы можете работать со своим ребенком дома, чтобы улучшить речь и языковые навыки.

          При обследовании патологом речи может оказаться, что ваши ожидания просто завышены.Учебные материалы, в которых описываются этапы и основные этапы развития, могут помочь вам взглянуть на своего ребенка более реалистично.

          Что могут сделать родители

          Как и многие другие вещи, развитие речи — это смесь природы и воспитания. Генетический состав отчасти будет определять интеллект и развитие речи и языка. Однако многое зависит от окружающей среды. Достаточно ли стимулируется ребенок дома или в присмотре за ребенком? Есть ли возможности для общения, обмена и участия? Какую обратную связь получает ребенок?

          При наличии проблем с речью, языком, слухом или развитием раннее вмешательство может оказать помощь, в которой нуждается ребенок.А когда вы лучше поймете, почему ваш ребенок не разговаривает, вы сможете узнать, как стимулировать развитие речи.

          Вот несколько общих советов по использованию дома:

          • Проводите много времени, общаясь со своим ребенком , даже в младенчестве — разговаривайте, пойте и поощряйте имитацию звуков и жестов.
          • Читайте своему ребенку , начиная с 6 месяцев. Необязательно дочитывать целую книгу, но поищите подходящие по возрасту мягкие или настольные книги или книжки с картинками, которые побуждают детей смотреть, пока вы называете картинки.Попробуйте начать с классической книги (например, Погладьте кролика , в которой ваш ребенок имитирует похлопывание) или книг с текстурами, которые дети могут потрогать. Позже разрешите ребенку указать на узнаваемые картинки и попытаться назвать их. Затем переходите к детским стишкам, которые имеют ритмичный характер. Переходите к предсказуемым книгам (например, «Бурый медведь », «Бурый медведь »), которые позволяют детям предвидеть происходящее. Ваш малыш может даже начать запоминать любимые истории.
          • Используйте повседневные ситуации , чтобы укрепить речь и язык вашего ребенка.Другими словами, говорите в течение дня. Например, назовите продукты в продуктовом магазине, объясните, чем вы занимаетесь, когда готовите еду или убираетесь в комнате, указывайте на предметы в доме и, когда едете, указывайте на звуки, которые вы слышите. Задавайте вопросы и подтверждайте ответы ребенка (даже если их сложно понять). Будьте проще, но никогда не используйте «детский лепет».

          Независимо от возраста вашего ребенка, своевременное распознавание и лечение проблем — лучший способ помочь с задержками речи и языка.При правильной терапии и времени ваш ребенок, вероятно, сможет лучше общаться с вами и остальным миром.

          Проверено: Эми Нельсон, Массачусетс, CCC-SLP
          Дата проверки: июль 2013 г.

          .

          Посмотрите, кто говорит! Все о развитии языка у ребенка

          Языковые и коммуникативные навыки имеют решающее значение для развития ребенка. Хорошее общение позволяет им лучше участвовать в социализации, а также учиться на официальных уроках в классе и в окружающей среде.

          Коммуникация включает как речь , так и язык . Речь — это вербальное средство общения, а язык использует общие правила для объединения слов для выражения мыслей и чувств.Поскольку родители являются первыми учителями ребенка, знание языкового развития у детей улучшает способность родителей взаимодействовать со своим ребенком, чтобы стимулировать и направлять их к пониманию своего окружения и общению с ним.

          Язык состоит из четырех основных компонентов:

          • Фонология включает правила о структуре и последовательности звуков речи.
          • Семантика состоит из словаря и того, как концепции выражаются с помощью слов.
          • Грамматика состоит из двух частей. Первый, синтаксис, — это правила, по которым слова объединяются в предложения. Вторая, морфология, — это использование грамматических маркеров (указывающих на напряженный, активный или пассивный залог и т. Д.).
          • Pragmatics включает правила надлежащего и эффективного общения. Прагматика включает в себя три навыка:
            • использование языка для приветствия, требования и т. Д.
            • изменение языка для разговора по-разному в зависимости от того, с кем вы разговариваете, с
            • с соблюдением таких правил, как очередность и соблюдение темы

          С самого рождения дети запрограммированы на развитие речи и языка.Первые пять лет являются наиболее важными, но развитие речи продолжается в раннем детстве и в подростковом возрасте. В течение первых пяти лет стимуляция языкового развития имеет важное значение, поскольку мозг развивает новые нервные клетки, а также многочисленные связи между этими клетками, которые выполняют функцию экспрессивной и восприимчивой речи. Отсутствие стимуляции в это время может привести к замедлению прогресса ребенка или ухудшению коммуникативных навыков. Позже мы дадим родителям несколько советов о том, как помочь в развитии языка, но есть несколько простых советов: проводить много времени с ребенком в разговорах, пении и чтении.

          На ранних этапах развития речи мозг запрограммирован на то, чтобы обращать внимание на звуки речи и начать имитировать их. Вначале младенцы любят сами издавать звуки. Позже они пытаются повторять звуки и слова, которым они подвергаются из окружающей среды.

          Первые слова дети обычно произносят в возрасте от 9 до 18 месяцев. Самые распространенные первые слова — «мама» или «дада». Что интересно, независимо от того, на каком языке учат детей, первые слова обычно относятся либо к матери, либо к отцу.

          Примерно к 18 месяцам словарный запас ребенка обычно составляет от 50 до 150 слов. Дети в этом возрасте начинают складывать пару слов вместе, чтобы сформировать предложение, которое иногда называют «телеграфной речью», например «Мама мяч» или «Мама бросает мяч». К двум годам они обычно могут использовать более 300 слов и понимать около 1000 слов.

          Примерно в три года дети начинают использовать язык для самых разных целей. Они не только пытаются получить желаемое, задавая вопросы, но также рассказывают о прошлом опыте и даже начинают использовать это, чтобы притвориться.К дошкольному возрасту (4 ½) они начинают понимать и использовать правила языка, чтобы выразить владение чем-либо, связать мысли и дать количественную оценку. Их язык становится больше похожим на язык взрослых.

          В начальной школе дети продолжают расширять использование устной речи, а также учатся читать и писать. По мере того, как дети учатся в средней и старшей школе, они продолжают расширять свой словарный запас, совершенствовать свои грамматические навыки и писать более сложно, а также продолжают развивать навыки понимания прочитанного.

          В таблицах ниже описывается развитие конкретных навыков для каждой стадии развития до 8-летнего возраста. Под графиком развития вы найдете информацию о том, как вы можете стимулировать и поощрять языковое развитие, а также информацию о том, как распознать отставание в развитии и что делать. делать с этим.

          Что родители могут сделать, чтобы стимулировать развитие речи

          Ранние годы

          • Устно реагировать на вокализацию вашего ребенка.
          • Поговорите с малышом.
          • В возрасте около шести месяцев используйте общее внимание и язык жестов (жесты). Укажите и назовите то, что они видят. При описании вещей используйте преувеличенный голос. Используйте чувственные слова.
          • Пойте своему ребенку с детства, пока он не попросит вас остановиться.
          • Попросите детей старшего возраста сочинить песни.
          • Используйте песни, чтобы сообщить о таких вещах, как время ложиться спать, время убираться и т. Д.
          • Придумывайте песни, которые являются глупыми или содержат утверждения, связанные с их положительными качествами.

          Старший малыш и дошкольник

          • Начните беседу с ребенком о недавних событиях и о том, что они делают.
          • Придумывайте истории вместе со своим ребенком, каждый из которых вносит свой вклад. Это стимулирует не только язык, но и мышление, творчество и чувство юмора.
          • Постепенно усложняйте грамматику и словарный запас, который вы используете для общения.
          • Предоставляйте детям расширенную информацию о событиях, а также о том, что они видят и что чувствуют.
          • Читайте в интерактивном режиме, чтобы привлечь их внимание. Задавайте вопросы, используйте драматические интонации, дайте им возможность угадать, что будет дальше, укажите на картинки и опишите их, а также попросите вашего ребенка сделать то же самое. Узнайте больше об интерактивном чтении.

          Школьный возраст и старше

          • Поддерживайте диалог.
          • Проведите семейные встречи.
          • Поужинайте вместе за столом и побудите к разговору. = Вы можете использовать «Шипы и розы», когда каждый член семьи поделится одним делом, которое пошло не так, и одним хорошим в течение дня.
          • Когда вы идете на ужин, держите электронику дома или выключите ее.
          • Посмотрев вместе фильм или телешоу, поговорите о том, что произошло.
          • Поощрять чтение. Когда они дочитают книгу, спросите об их мыслях и чувствах.

          Распознавание проблем

          Ознакомьтесь со сроками и ищите задержки. Помните, что для достижения каждой вехи существует довольно много времени. Если вы чувствуете задержку, обсудите это с лечащим врачом вашего ребенка.

          • Обратите внимание на плохой зрительный контакт, недостаток внимания и концентрации.
          • Послушайте, как они произносят слова. Их сложно понять?
          • Могут ли они понять простые направления?
          • Есть ли у них проблемы с базовыми социальными навыками?
          • Кажется, ваш ребенок не заинтересован в том, чтобы вы ему читали?
          • Повторяют ли они то, что вы говорите, или говорите одно и то же снова и снова?
          • Им не хватает сочувствия к чувствам других?
          • Они избегают разговоров?
          • Им интересно говорить или читать только на одну тему?
          • Ваш дошкольник не занимается фэнтези? Им не хватает чувства юмора?

          Рекомендуемые книги для родителей

          Помимо детской речи: от разговорной речи к правописанию: руководство по развитию языка и грамотности для родителей и опекунов Язык — это гораздо больше, чем просто слова, и здоровое общение является основой жизни вашего ребенка способность добиться эмоционального, социального и академического успеха.Первые восемь лет жизни являются критическим периодом для развития языка и грамотности, и как родитель вы являетесь основным образцом для подражания вашего ребенка, поскольку он или она начинает приобретать навыки разговорной речи, чтения и письма. И все же вы можете быть не уверены в том, что представляет собой типичный языковой прогресс и какие действия и практики больше всего улучшат учебный опыт вашего ребенка. Полностью переработанный и обновленный для наших дней, Beyond Baby Talk поможет вам найти самые простые и увлекательные способы развить у вашего ребенка сильные коммуникативные навыки и доставить удовольствие вам обоим на этом пути.

          Ваше исчерпывающее руководство по оказанию помощи вашему ребенку с дефектами речи, написанное в соавторстве двумя опытными специалистами. Когда у ребенка есть проблемы с общением — поставленные или нет — родители в первую очередь ищут, куда обратиться за помощью. Справочник по проблемам речи и языка для родителей — это универсальный ресурс, предлагающий не только самую последнюю медицинскую информацию, но также советы и поддержку от мамы, которая там побывала.

          Автор Дебби Фейт имеет двоих детей с проблемами речи и знает, что нужно, чтобы выжить и процветать изо дня в день в семье.Никакая другая книга на рынке не может сравниться с этой по сочетанию клинических исследований и реальных практических решений для родителей.

          Видео по развитию языка

          Другие статьи по развитию языка

          Для получения дополнительной информации ознакомьтесь с этими статьями Американской ассоциации речи и слуха :

          Границы времени развития языка:

          Младенец (рождение до 18 месяцев) Малыш (18–3 лет) Дошкольник (3–5 лет) Школьный возраст (6–8 лет)

          От рождения до 6 месяцев

          • Вокализация с интонацией
          • Отвечает на свое имя
          • Отвечает на человеческие голоса без визуальных подсказок, поворачивая голову и глаза
          • Соответствующим образом реагирует на дружеские и гневные тона

          От шести до 12 месяцев

          • Использует одно или несколько слов со значением (это может быть фрагмент слова)
          • Понимает простые инструкции, особенно если даны голосовые или физические сигналы
          • Практикует интонацию
          • Осознает социальную ценность речь

          от 12 до 18 месяцев

          • Имеет словарный запас примерно из 5-20 слов
          • Словарь состоит в основном из существительных
          • Некоторая эхолалия (многократное повторение слова или фразы)
          • Много жаргона с эмоциональным content
          • Умеет выполнять простые команды

          От 18 до 24 месяцев

          • Может называть ряд объектов, общих для его окружения
          • Умеет использовать как минимум два предлога, обычно выбираемые из следующих: in, on, under
          • Объединяет слова в короткое предложение — в основном комбинации существительного и глагола (средняя) длина предложения дается как 1.2 слова
          • Примерно 2/3 того, что говорит ребенок, должно быть разборчивым
          • Словарный запас примерно 150-300 слов
          • Ритм и беглость часто плохие
          • Громкость и высота голоса еще не контролируются хорошо
          • Может правильно используйте два местоимения: я, я и ты — хотя меня и меня часто путают
          • «Мой» и «мой» начинают появляться
          • Отвечает на такие команды, как «покажи мне свои глаза (нос, рот, волосы ) »

          От двух до трех лет

          • Правильно употребляйте местоимения« я »,« ты »и« я »
          • Использует некоторые формы множественного и прошедшего времени
          • Знает не менее трех предлогов, обычно в, на, меньше
          • Знает начальника части тела и должны уметь обозначать их, если не называть их
          • Легко обрабатывает предложения из трех слов
          • Имеет около 900-1000 слов
          • Около 90% того, что ребенок говорит, должно быть понятным
          • Глаголы начинаются с o преобладать
          • Понимает самые простые вопросы, связанные с его окружением и деятельностью
          • Излагает свои переживания, чтобы за ними можно было разумно проследить
          • Способен продумать такие вопросы, как «что вы должны делать, когда вы сонный, голодный, спокойный или хотите пить? »
          • Должен уметь назвать свой пол, имя, возраст
          • Не следует ожидать ответов на все вопросы, даже если он понимает, что ожидается

          От трех до четырех лет

          • Знает имена знакомых животных
          • Может использует не менее четырех предлогов или может продемонстрировать свое понимание их значения при подаче команд
          • Называет обычные предметы в иллюстрированных книгах или журналах
          • Знает один или несколько цветов
          • Может повторять 4 цифры, когда их вводят медленно
          • Обычно может повторяться слова из четырех слогов
          • Демонстрирует понимание большего и меньшего количества
          • Имеет большинство гласных и дифтонгов, а также хорошо выраженные согласные p, b, m, w, n
          • Часто притворяется
          • Обширная вербализация во время занятий
          • Понимает такие понятия, как более длинный, больший и контрастный
          • С готовностью следует простой команде s даже если объекты стимула не видны
          • Частое повторение слов, фраз, слогов и даже звуков

          От четырех до пяти лет

          • Использует собственнические объекты
          • Использует двойные отрицания
          • Объединяет предложения
          • Может ответьте на вопросы, как, кто и когда
          • Следит за 4 шагами
          • Использует от третьего лица
          • Говорит простые анекдоты
          • Называет свое полное имя
          • Знает в среднем 900 слов
          • Показывает быстрое развитие языка
          • Использует предложения, состоящие из трех-четырех слов
          • Неправильно произносит 40% звуков речи
          • С удовольствием слушает рассказы
          • Понимает больше слов, чем может использовать
          • Простые вопросы задает кому и какие
          • Рассказывает простые события последовательно
          • Демонстрирует начальную фонологическую осведомленность (слышание и распознавание звуков языка)
          • Us es слова для выражения идей и чувств
          • Обычно следует запросам и может быть аргументировано

          От пяти до шести лет

          • В дополнение к вышеперечисленным согласным следует усвоить следующие: f, v, sh, zh, th, l
          • Он должен иметь представления о 7
          • Речь должна быть полностью понятной и социально полезной
          • Должен уметь рассказывать довольно связанную историю об изображении, видя взаимосвязи между объектами и событиями

          От шести до семи лет

          • Должен был освоить согласные sz, r, глухой th, ch, wh и мягкое g, как в George
          • Должен легко справляться с противоположными аналогиями: девочка-мальчик, мужчина-женщина, мухи-плывут, тупо-острые , коротко-длинные, кисло-сладкие и др.
          • Понимает такие термины, как: одинаковые, разные, начало, конец и т. Д.
          • Должен уметь определять время до четверти часа
          • Должен уметь выполнять простое чтение и писать или печатать много слов

          Семь до Восемь лет

          • Начинает пользоваться справочниками
          • Любит читать вслух
          • Любит загадки, приключенческие рассказы и биографии
          • Регулирует язык и словарный запас в соответствии с аудиторией, темой или целью
          • Расширяет словарный запас на основе учебников и личного чтения
          • Дает точные указания и инструкции для более сложных действий и задач
          • Рассказывает и пересказывает истории в формальном формате повествования, используя описательный язык, элементы рассказа и голос для создания интереса и настроения
          • Демонстрирует эффективные навыки слушания, демонстрируя соответствующий язык тела
          • Использует множество простых и сложных предложений различной длины.

          .

          Младенцы не учатся развивать речь — они РОЖДЕНЫ со способностью

          Язык — это «биологический инстинкт»: младенцы не учатся развивать речь — они РОЖДЕНЫ со способностями

          • Некоторые аспекты, по-видимому, являются общими для разных языков и могут происходить из лингвистических принципов, действующих во всех человеческих мозгах. , исследование утверждает
          • Исследование Северо-Восточного университета в Бостоне показывает, что многие языки имеют похожие звуковые комбинации в начале слов
          • Лингвисты предположили, что такие закономерности возникают из-за того, что человеческий мозг склонен отдавать предпочтение слогам, таким как «бла». over «lba»
          • Ученые изучали реакции мозга новорожденных, которые слушали «хорошие» и «плохие» звуки, и обнаружили, что они реагируют так же, как и взрослые

          Сара Гриффитс

          Опубликовано: | Обновлено:

          Многие животные могут эффективно общаться друг с другом, но люди уникальны в своей способности овладевать языком.

          Ученые долго задавались вопросом, как мы можем это сделать, и теперь новое исследование предполагает, что звуковые модели человеческих языков являются продуктом врожденного биологического инстинкта — во многом как пение птиц.

          Согласно исследованию, проведенному в США, младенцы рождаются с базовыми фундаментальными знаниями языка, что проливает свет на вопрос о том, отвечает ли природа или воспитание за речь человека.

          Born to talk: New research says that babies are born with the basic fundamental knowledge of language, which sheds light on the whether nature or nurture is responsible for speech in humans Born to talk: New research says that babies are born with the basic fundamental knowledge of language, which sheds light on the whether nature or nurture is responsible for speech in humans

          Рожденные, чтобы говорить: новое исследование показывает, что дети рождаются с базовыми фундаментальными знаниями языка, что проливает свет на то, является ли природа или воспитание ответственными за речь у людей

          Хотя языки во многом отличаются друг от друга , согласно исследованию, некоторые аспекты, по-видимому, являются общими для них, и эти аспекты могут происходить из лингвистических принципов, действующих во всех человеческих мозгах.

          «Результаты показывают, что звуковые паттерны человеческих языков являются продуктом врожденного биологического инстинкта, очень похожего на пение птиц», — сказала профессор Айрис Берент из Северо-Восточного университета в Бостоне, которая стала соавтором исследования вместе с исследовательской группой. от Международной школы перспективных исследований в Италии.

          Newborns reacted differently to the Newborns reacted differently to the

          Новорожденные по-разному реагировали на «хорошие» и «плохие» слова, как и взрослые, как показало исследование.

          Во многих языках есть похожие звуковые комбинации, которые встречаются в начале слов, например « bl ‘, тогда как в некоторых языках есть слова, начинающиеся с’ lb ‘.

          Лингвисты предположили, что такие закономерности возникают из-за того, что человеческий мозг склонен отдавать предпочтение таким слогам, как «bla», а не «lba», и прошлые исследования показали, что взрослые носители языка проявляют такие предпочтения, даже если в их родном языке нет слов, похожих на bla или lba.

          Чтобы понять, откуда берутся эти знания и является ли это универсальным лингвистическим принципом или суммой опыта, команда внимательно изучила, как маленькие дети воспринимают разные типы слов.

          Они использовали бесшумную и неинвазивную технику, называемую ближней инфракрасной спектроскопией, чтобы изучить, как оксигенация коры головного мозга — самых первых сантиметров серого вещества чуть ниже кожи головы — изменяется во времени, чтобы посмотреть на реакции мозга новорожденные, которые слушали «хорошие» и «плохие» звуки, такие как «блиф» и «лбиф».

          Ученые увидели, что новорожденные по-разному реагировали на два типа слов, как и взрослые.

          Младенцы еще не выучили ни слова и даже не лепечут, но все же разделяют понимание того, как слова должны звучать со взрослыми.

          Исследователи считают, что это открытие показывает, что мы рождаемся с базовыми, фундаментальными знаниями о звуковой структуре человеческих языков.

          Исследование опубликовано в журнале PNAS.

          И ГОВОРЯ НА ВТОРОМ ЯЗЫКЕ МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ВАС БОЛЬШЕ

          Люди, которые могут беспрепятственно переключаться между двумя языками, обладают более высоким уровнем умственной гибкости, чем одноязычные, показывают недавнее исследование.

          Исследователи считают, что двуязычие укрепляет исполнительные функции мозга, такие как рабочая память и способность выполнять несколько задач одновременно и решать проблемы.

          Психологи думают, что, поскольку свободно двуязычные люди, кажется, всегда используют оба языка, но редко используют слова непреднамеренно, они контролируют оба языка одновременно.

          Джудит Кролл, профессор психологии, лингвистики и женских исследований в Университете штата Пенсильвания, сказала: «Двуязычие не только неплохо для вас, но и может быть действительно полезно.

          «Когда вы постоянно переключаете языки, это укрепляет ваши умственные мускулы и усиливает исполнительную функцию.’

          Исследование, опубликованное в Frontiers in Psychology, показало, что свободно владеющие двумя языками люди имеют оба языка «активными» одновременно, независимо от того, используют они их сознательно или нет.

          Указывая на способность двуязычных людей редко произносить слово на ненамеренном языке, исследователи полагают, что у них есть способность контролировать оба языка, чтобы выбрать тот, который они хотят использовать, не задумываясь об этом сознательно.

          Поделитесь или прокомментируйте эту статью:

          .

          Связная речь | TeachingEnglish | British Council

          Однако в последнее время акцент сместился на другие системы, работающие в фонологии, которые могут быть более важными с точки зрения общей разборчивости.

          • Как это влияет на носителей языка и носителей языка
          • Аспекты связной речи

          Что такое связная речь
          «Англичане говорят так быстро» — это жалоба, которую я часто слышу от своих учеников, и часто от них на продвинутом уровне, когда незнание используемой лексики не является причиной их непонимания.
          Когда учащиеся видят устное предложение в письменной форме, у них нет проблем с пониманием. Почему это?

          Причина, по-видимому, в том, что речь — это непрерывный поток звуков без четких границ между каждым словом. В устной речи мы адаптируем наше произношение к нашей аудитории и формулируем с максимальной экономией движений, а не с максимальной ясностью. Таким образом, некоторые слова теряются, а определенные фонемы связываются вместе, когда мы пытаемся донести наше сообщение.

          Как это влияет на носителей языка и носителей языка
          Как носители языка, у нас есть различные устройства для обработки нечетких высказываний, вызванных связной речью. Мы принимаем во внимание контекст, мы предполагаем, что слышим слова, которые нам знакомы в этом контексте.
          В реальном взаимодействии фонетически неоднозначные пары, такие как «новый показ» / «нудистская игра», редко являются проблемой, поскольку мы активно делаем прогнозы относительно того, какие синтаксические формы и лексические элементы могут возникнуть в данной ситуации.

          Носители языка, однако, редко могут предсказать, какой лексический элемент может появиться или не появиться в конкретной ситуации. Они склонны полагаться почти исключительно на звуки, которые они слышат. Учащиеся, чье обучение в значительной степени сосредоточено на точности, страдают «разрушительным уменьшением фонетической информации на сегментарном уровне, когда они сталкиваются с нормальной речью». (Brown 1990.)

          Аспекты связной речи
          Так что же мы делаем, соединяя слова вместе, что создает столько проблем для студентов?

          • Слабые формы
            В английском языке есть большое количество слов, которые могут иметь «полную» и «слабую» форму.Это связано с тем, что английский является языком с ударением по времени, и, пытаясь сделать интервалы между ударными слогами равными, чтобы придать ритм фразе, мы склонны проглатывать несущественные слова. Таким образом, союзы, местоимения, предлоги, вспомогательные слова и артикли часто теряются, что вызывает проблемы с пониманием для учащихся, особенно для тех, чей язык синхронизирован по слогам. Некоторые примеры слов со слабыми формами:
            • И
              рыба с жареным картофелем (рыбные чипсы)
              стул и стол (стул без стола)
            • Может
              Она говорит по-испански лучше, чем я (Первый «может «- это слабая форма, вторая — полная форма.)
            • Из
              Пинта пива
              Это последнее вино!
            • Есть
              Вы закончили? (слабый)
              Да, есть. (полный)
            • Должен
              Что ж, ты должен был мне сказать. (И «должен», и «иметь» здесь слабые)

          Актуальность некоторых особенностей связной речи для нужд студентов часто обсуждается. Однако это не относится к слабым формам.Учащиеся должны научиться не только распознавать слабые формы, которые они слышат,
          и справляться с ними, но и сами использовать их, говоря по-английски. Если они этого не сделают, их язык будет звучать неестественно и излишне формализованно, со слишком большим количеством ударных форм, из-за чего слушателю будет сложно определить основные моменты. Степень, в которой связная речь способствует «естественности» или «разборчивости», является полезной отправной точкой для измерения ценности для учащихся различных характеристик связанной речи.

          Работа со слабыми формами
          Вот несколько способов, которыми мы можем попытаться помочь нашим ученикам со слабыми формами.

          • Сколько слов вы слышите?
            Проиграйте короткий диалог или группу предложений и попросите студентов послушать и записать количество слов, которые они слышат. Просмотрите каждую фразу, чтобы проверить, могут ли они идентифицировать все слова, а затем посмотреть, могут ли они точно воспроизвести то, что они услышали. Сравните слабую или естественную версию с полной версией, указав, что полную версию часто труднее произносить.
          • Неестественная речь
            Действия, построенные вокруг «неестественной речи», — это приятный способ работы над слабыми формами и ритмом. Чтобы добиться «неестественной речи», запишите, как кто-то читает предложение, как если бы это был просто список слов. Хороший способ сделать это — поместить слова на карточки и раскрывать их по одному, чтобы читатель дал каждому слову его полное произношение.

            Когда у вас будет несколько предложений, проиграйте их несколько раз ученикам, которые затем должны работать в парах, чтобы попытаться придать речи более естественное звучание.Затем они могут либо использовать графику, чтобы показать моменты, которые они хотели бы изменить, либо по очереди зачитывают свои различные версии, либо записывают себя, используя более естественное произношение. В конце занятия проведите общий сеанс обратной связи, обсудив причины изменений, внесенных группами.

          • Интеграция
            Включите произношение в словарный запас, практикуя, например, слабую форму во фразах с «of» (буханка хлеба, чашка кофе, банка колы).
            • Используйте слабые формы в грамматической работе. Например, если практикуется «собираться», учитель может написать на доске такие примеры:
            • Попросите разных учеников прочитать эти фразы в виде предложения с «собираюсь». Прослушайте и выделите слабую форму «to» перед согласными звуками и «полную» форму «to» со связующим звуком «w» перед гласными.

          Заключение
          Работа по произношению должна рассматриваться как неотъемлемая часть того, что происходит в классе.Постарайтесь не попасться в ловушку учебников, когда язык разбивается на отдельные части. Один урок по грамматике, следующий по лексике, затем
          по произношению и так далее. Весь язык, как и речь, взаимосвязан, и учащиеся извлекут пользу из изучения слабых форм и ударных нагрузок в новых словах с самого начала, а не на корректирующем уроке через несколько месяцев.

          Повышение осведомленности учащихся об этих формах, когда бы они ни возникали, является первым шагом к тому, чтобы помочь вашим учащимся говорить более естественно.Даже если они сначала не усваивают эти формы, «… во многих случаях простое осознание их существования может в огромной степени помочь учащимся лучше понимать язык, который они слышат». (Джеральд Келли — «Как научить произношение.»)

          Дополнительная литература
          Основы звука Адриан Андерхилл
          Произношение Далтон и Зайдлхолфер
          Как научить произношение Джеральд Келли
          Обучение английскому произношению Джоан Кенуорти

          Ванесса Стил

          .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *