Речь чистая: Чистота и уместность речи — это что такое?

Содержание

Чистота и уместность речи — это что такое?

Культурная речь — это признак по-настоящему воспитанного, приятного человека. Чтобы научиться красиво и правильно говорить, нужно потратить немало времени. Но это умение обязательно принесет свои плоды в будущем, ведь не зря говорят «Язык до Киева доведет». Привлечь внимание аудитории и эмоционально на нее воздействовать необходимо уметь не только для профессиональной сферы, но и для повседневной жизни.

Общие критерии правильной речи

Как уже было сказано выше, важны такие критерии, как точность, логичность, чистота, богатство, выразительность, уместность речи. Дадим каждому из них краткое определение.

уместность речи это

Точность речи — это правильное соответствие слов с обозначаемыми предметами и явлениями реальности, а также соответствие общепринятого значения слова его речевому применению.

Логичность речи — это смысловая непротиворечивость частей в одном высказывании, а также непротиворечивость высказываний в целом тексте.

Чистота речи — это отсутствие неприемлемых, не соответствующих нормам нравственности элементов в языке.

Выразительность речи — это ее особенности, которые привлекают внимание и интерес.

Богатство речи — это использование разнообразных языковых конструкций и средств языка.

Уместность речи — это корректное использование языковых средств, которое делает ее соответствующей определенным целям и условиям.

Максимально подробно мы сегодня поговорим о последнем критерии.

Уместность речи — это важно

Каждому человеку нужно знать, в какой ситуации, как и что лучше говорить. Также здесь играет роль и выразительность речи. Уместность идет с ней рука об руку, потому что для каждой ситуации нужна своя лексика и языковые фигуры. Чем менее шаблонно мыслит человек, тем ярче его речь.

выразительность уместность речи

Уместность речи — это, во-первых, соответствие тематике разговора, его содержательной и эмоциональной частям. Адекватно применять языковые средства иногда бывает сложно, но с практикой этот навык нарабатывается. Уместность речи — это, во-вторых, умение определять вид слушателей и то, как они лучше воспринимают информацию.

Виды уместности речи

Уместность речи бывает нескольких видов. Они выделяются относительно:

1) стиля;

2) контекста;

3) ситуации;

4) личности и психологии.

уместность речи примеры

Стилевая уместность касается отдельных слов, оборотов, конструкций. Для каждого стиля характерны свои особенности, которые определяют уместность речи. Примеры могут быть следующими: «Улица Университетская, как можно пройти?», «Она задумала и сказала». Второе предложение в художественном стиле выглядело бы следующим образом: «Девушка, поразмыслив некоторое время, произнесла». Сразу видна стилистическая разница между предложениями одного смысла.

Каждый человек хоть раз в жизни сталкивался с тем, что одна и та же фраза или целое предложение могут иметь разный смысл в зависимости от контекста. Стиль и контекст как критерии очень схожи между собой, но между ними есть отличительная черта. Иногда происходит так, что определенное языковое средство может быть неприемлемым для стиля, но в конкретном контексте будет уместным. Ярким примером такой ситуации являются отглагольные существительные. Деловая и научная речь немыслима без них, а в других стилях они уже режут слух. Но иногда в повседневной речи в определенном контексте отглагольные существительные используются как нельзя подходяще.

Точность и уместность речи в определенных ситуациях иногда выделяются на отдельных уровнях языка. Это значит, что на лекции в университете стоит употреблять слова из научной лексики, на деловых встречах придерживаться официально-делового стиля и т.д.

Личность и психология собеседника также имеют место при рассмотрении уместности речи. Например, если вы видите, что человек не успевает обрабатывать то, что вы ему рассказываете, стоит снизить темп речи или выражаться более простыми словами. Некоторые люди, наоборот, не любят медленной речи.

Чистота речи

Чистая речь — это речь, в которой отсутствуют непривычные языковые элементы, соблюдаются языковые нормы (стилистические и словоупотребительные). Чтобы лучше понять, какая речь является чистой, просто вспомните прямое значение этого слова, и все поймете.

точность и уместность речи

Чистая речь — это речь без словесного мусора. И чистота, и уместность речи создают благоприятное впечатление о человеке.

Что загрязняет речь?

Существует несколько категорий слов, которые снижают чистоту речи. Рассмотрим каждую из них подробнее.

чистота и уместность речи

1. Диалектизмы — это слова и словесные выражения, которые характерны для жителей определенной местности. Диалектизмы могут быть связаны с лексикой, этнографией, семантикой, фонетикой и др. Например, для южнорусского говора характерны такие слова, как буряк — свекла, гуторить — говорить и др. Диалектизмы имеют и положительную роль, отражая самобытность и уникальность разных областей России, но на более высоком уровне упрощают речь.

2. Варваризмы — иностранные слова, которые без необходимости включаются в речь. Часто происходят такие ситуации, что использованное иностранное слово имеет аналог в русском языке, но из-за появившейся моды на вкрапления возникает много споров среди защитников русского языка. Да, иногда новые термины из других языков приходят и укрепляются, так как обозначают появляющиеся явления и предметы, но когда вместо «искусства» везде говорят «арт», это уже посягательство на чистоту языка.

3. Жаргонизмы — это слова из лексики людей, объединенных интересами, территорией или родом деятельности. В профессиональной сфере использование жаргонизмов оправданно, но их перенос в повседневную речь считается недопустимым, так как это режет слух.

4. Вульгаризмы — грубые слова и выражения, выходящие за пределы русского литературного языка. Тут и говорить особо нечего, потому что для повседневной речи это просто неприемлемая манера общения. Право использовать вульгаризмы есть только у художественных деятелей, для передачи характеров их героев.

5. Слова-паразиты — слова, частицы, выражения, которые захламляют высказывание и мешают воспринимать смысл сказанного. Самые распространенные паразиты — это «ну», «короче», «типа», «в общем» и др.

Послесловие

Во многих психологических книгах пишут, что для того, чтобы уметь общаться с людьми, нужно говорить правильно, четко, учиться эмпатии. И это сущая правда, людям с таким умением открыто множество дверей для движения вперед!

Как сделать свою речь чище

Уверены, ты часто думаешь, что пора бы научиться следить за своим языком. Стиль речи, умение правильно подбирать слова и вести диалог определяют человека лучше, чем другие параметры. Собеседник, который фильтрует мысли, притягивает к себе людей, с ним приятно общаться. Тебе ничего не мешает вызывать такие реакции — просто переработай подход к диалогам. Рассказываем о методах борьбы с паразитами и механизмах восприятия тех или иных слов.

Главные ошибки в общении

Факт, что человек с охотой слушает историю о походе, когда рассказ ведется линейно, без сюжетных ответвлений и лишних слов. Представь, что идешь в магазин. У тебя есть шанс срезать или пойти извилистой тропой, которая в два раза длиннее. Естественно, ты выберешь короткую, потому что сэкономишь время. Сам вспомни реакцию на то, как пытаешься обсудить с человеком важную тему, а он постоянно сбивается с верного пути, перескакивает с одного на другое, и ваш разговор превращается в переливание из пустого в порожнее.

Или вспомни знакомого, который работает на шиномонтажке. У него, конечно, веселые истории, однако слушать их тяжело. В чем проблема? Вроде и повествование линейное, быстро и смешно, а все равно удовольствия от диалога нет. А все потому, что через каждое третье слово проскакивает мат. Нецензурная лексика, конечно, часть нашего языка, но она должна быть уместной. Вряд ли ты будешь есть борщ с молоком вместо сметаны. У каждого блюда есть свои сочетания.

Еще одно препятствие цельного диалога — междометия. Как же трудно слушать человека, который после каждой вымученной мысли вставляет протяжное «эээ». Складывается ощущение, что разговариваешь с коровой, которая пытается вести с тобой дискуссию. Аканья, уканья и прочие звукоподражания отталкивают от собеседника. Думаем, он прекрасно знает, что тебе известны гласные буквы русского алфавита. Умного человека видно издалека, поэтому не стоит лишний раз демонстрировать знания, полученные из азбуки.

И, конечно же, стоит следить за интонацией. Товарищу не будет смешно, если ты расскажешь забавную историю заунывным тоном. Или же, наоборот, после каждого слова начнешь захлебываться от смеха, приближаясь к кульминации. Скорее всего, рассказ не будет понят, а единственный повод для улыбки — твое беспричинное хихиканье.

По отдельности и в совокупности эти факторы мешают цельному восприятию истории. После нескольких подобных бесед ты получишь репутацию человека, разговаривать с которым неинтересно. Может быть, ты хорош в чем-то другом, но задушевные диалоги — не твой конек. Если узнал в этих примерах себя, то перейдем к способам исцеления твоей речи.

10 способов начать говорить красиво, легко и быстро

Методы борьбы

В основе любой успешной беседы лежит четко продуманная мысль. Этот совет распространяется на все перечисленные проблемы. В особенности на тех, кто не может собрать мысли в единую композицию и выдает предложение, из которого не понятно ничего. Вспомни Кенни из «Южного парка» — пример неумелого собеседника. Он, конечно, отличный товарищ, однако поговорить с ним не о чем.

Не будь как Кенни — тщательно продумай, что хочешь сказать

Не беги вперед паровоза с необдуманной мыслью. Интригующая пауза звучит куда круче, чем бессвязный набор слов. Повтори про себя то, что хочешь сказать, и выдай предложение вслух. После первой же подобной практики заметишь, что твое высказывание звучит структурированно. Однако для того, чтобы выйти на уровень великих ораторов, нужно применить еще несколько других методов. Но избавиться от нежелательных междометий это поможет.

В основе хорошей беседы лежит уважение к чужому мнению

Один из барьеров — это перебивания партнера. Остановись, забудь о том, что твое мнение неоспоримо, и перестань обрывать на полуслове. Выслушай до конца и потом вставь ремарки. Уверены, что тебе неприятно было разговаривать с батей или дедом, когда они объясняли тебе, что нужно подстричься, и не обращали внимания на твои возражения. Если хочешь, чтобы с тобой стремились общаться, то искорени эту привычку. Она злостный паразит здоровой коммуникации.

Касаемо интонаций: не будь излишне эмоционален и наоборот

Старайся говорить искренне, с теми эмоциями, которые ты испытывал во время истории, о которой повествуешь. Так и собеседник будет на твоей волне, и тебе будет проще собрать мысли воедино. В голове ярче всего играют образы и чувства. От них и отталкивайся. Не нужно с наигранным артистизмом рассказывать о прошлых классных выходных. Это выглядит фальшиво и отталкивает. Если же ты не эмоциональный человек и у тебя не получается рассказать с энтузиазмом, то повествуй спокойно. Так, будто читаешь приятную тебе книгу. Плавная речь звучит лучше, чем нудная.

Кстати, если ты не можешь во время повествования сдерживать смех — выдержи паузу. Переведи дух и начни рассказывать. Слушатель сам решит, смеяться ему или нет. А твой преждевременный настрой может его вынудить на неискреннюю реакцию. Такие моменты смущают. Это как рассказать анекдот задом наперед: интрига теряется, когда панчлайн известен заранее.

С бранью бороться сложнее

В категорию попадают и слова «типа», «как бы» и «короче». С этим предстоит бороться комплексно. Чаще всего ты вставляешь такие конструкции, когда забылся или не знаешь, что сказать. Сформулируй мысль перед подачей. Однако этого чаще всего недостаточно. Сконцентрируйся и работай над собой. Представь, что общаешься с матерью. Ее ты не будешь обкладывать трехэтажным матом. Можешь попрактиковаться с другом с такой же проблемой. Введи с ним соревновательный режим и договорись о выплате условного полтинника за каждое неаккуратно брошенное слово. Возможно, ты уже занимался подобным, но не заметил результата. Постарайся отнестись к этому серьезнее и не воспринимай работу над речью как одолжение. Прежде всего ты делаешь это для себя.

Залог успешного диалога — это верно построенное предложение, грамотная речь и отсутствие лишних деталей. Работай над этими аспектами — и заметишь, что через время люди сами с охотой будут слушать твои россказни. Помни, что неинтересную байку можно сделать увлекательной историей при правильной подаче. Совершенствуйся.

8 способов улучшить разговорную речь

ЧИСТОТА РЕЧИ — Студопедия

Чистота речи — это отсутствие в речи чуждых литературному языку элементов, прежде всего элементов языка, отвергаемых нормами нравственности (на которые наложено социальное вето). Это коммуникативное качество речи больше, чем другие, основывается на нравственном сознании говорящего.

Языковые средства, разрушающие чистоту нашей речи, классифицируют следующим образом:

1. слова- «паразиты», каждое из которых само по себе не вызывает никакого осуждения, однако навязчивое, частое повторение таких слов в речи делает их чуждыми законам общения. Бывает, что мы не сразу можем найти слово, точную формулировку для своих мыслей и чувств, и тогда в речи появляются всевозможные «э-э-э», «м-м-м», «ну», «как бы», «короче», «типа» и т.д. –Если такие словечки повторяются говорящим слишком часто, они нарушают чистоту речи, затрудняют понимание. Вообще резкое возрастание частотности какого-то слова в речи — это сигнал опасности. Как только вы заметили, что слово начинает расширять сферу своего использования, стоит остановиться и задуматься. Слово обращается в «паразита», когда оно вытесняет другие слова и тем самым обедняет нашу речь.

2. диалектизмы (слова, свойственные местным говорам, диалектам). Сегодня нет такой уж острой проблемы — засорения литературного языка диалектизмами -, скорее, сегодня мы можем говорить о так называемых социальных диалектах (см. далее).Распространение СМИ способствует унификации местных говоров, и диалектные черты сегодня проявляются большей частью на уровне орфоэпии (произношение фрикативного «Г» в южных областях России, северное «оканье» и т.д.). По лексическому составу речь жителей разных областей нашей страны различается все меньше с каждым годом.



3.Разновидности языка, характерные для разных общественных групп, называют социальными диалектами, или социальными жаргонами. К примеру, в наше время все большему числу людей, занятых самыми разными делами, приходится иметь дело с компьютерами, и относящаяся к этим машинам терминология входит в речь не только тех, кого называют профессиональными программистами, но и тех, кого называют пользователями. И все они оказываются склонны к жаргонному словотворчеству («клава», «зависнуть», «комп», «винды», «кликнуть», и т.д.). Всё это даже неплохо, как и любое словотворчество, – но, вообще говоря, пользуясь любым жаргоном, в том числе и этим, следует соблюдать меру. В официальных учреждениях, например, предпочтительнее говорить без жаргонных словечек.


Когда-то Д.И.Менделеев дал меткое определение слову «грязь» — «вещество не на своем месте». Это относится и к словесной грязи. Жаргонные словечки плохи не сами по себе. Студенческий жаргон, в частности,- явление древнее как мир и, по-видимому, вполне нормальное. Он прилипает к человеку, подобно кори, в определенном возрасте, а затем исчезает бесследно. Более того, вполне можно представить взрослого человека с богатой и разнообразной речью, который иногда с определенной стилистической целью использует жаргонные слова. Они становятся признаком речевого бескультурья только в том случае, если свидетельствуют не о разнообразии словаря, а о его ограниченности. Иначе говоря, если человек иногда использует «зашибись» в значении «превосходно» то в этом еще нет ничего страшного. Хуже, если он при этом не знает других слов, выражающих положительную оценку.

4.Есть такие общественные группы в современном мире, которые хочется назвать скорее антиобщественными. Речевые особенности этих групп бросаются в глаза особенно резко. Все, например, знают о существовании воровского жаргона, имеющего в традиции и другие названия: блатная музыка, «феня». Для обозначения подобного рода явлений лингвистика пользуется французским по происхождению термином арго.

Арго— это форма языка, используемая группами лиц с низким социальным статусом, представителями преступного мира.

Принято считать, что арго не может быть первым и единственным языком его носителя, использование его ограничено определенными рамками и целями. Однако сегодня не так уж редки случаи, когда владение феней (блатным жаргоном) сопровождается неполным владением базовым языком — человек просто не умеет говорить по-другому. В таких случаях говорят о полуязычии данного индивида. Кроме того, в качестве важнейшей особенности воровской речи Д.С.Лихачев когда-то отметил ее «первобытный примитивизм». Так что, если у вас есть слабость к подобным словечкам, подумайте: хотите ли вы казаться первобытно примитивным?..

5. Вульгаризмы — слова и выражения, грубо, вульгарно обозначающие какой-то круг предметов и явлений жизни и унижающие достоинство человека. Употребление таких элементов языка нельзя оправдать ни в каком случае, для слушателей это всегда — признак речевой распущенности, которая так же неприятна, как и распущенность манер, поведения. Сюда же примыкает и табуированная лексика — матерная ругань, главная функция которой — оскорбительность, даже и тогда, когда соответствующее слово или оборот в его прямом значении давно не осознается. Главной базой для нецензурных слов служат люди, физически неполноценные, отщепенцы общества и общественной культуры. К сожалению, зачастую малообразованные, ограниченные или просто слабовольные люди привержены к мату в силу дурной привычки, от которой необходимо избавляться так же, как от привычки грызть ногти.

Грубость и агрессивность в выборе языковых средств воспринимается в обществе как явление, характерной для экспрессивной мужской речи. Не случайно ведь о нецензурных словах часто говорят, что их не принято произносить при дамах. Честно говоря, и мужскую речь они не красят, но бранящаяся матом женщина производит еще более тяжелое впечатление.

«Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, в основном свидетельствует не о силе, а о психологической незащищенности человека, о его слабости. По-настоящему сильному и здоровому, уверенному в себе человеку не придет в голову «подкреплять» свою речь матом: ведь он знает, что его слово и так весомо», — писал в свое время Д.С.Лихачев.

6. Варваризмы — включаемые в речь без всякой надобности иноязычные слова. И.С.Тургенев считал: «Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас». В этих словах содержится известное преувеличение: нам незачем отказываться от заимствованных из других языков слов, которые делают нашу речь богаче, точнее, выразительнее. Такие слова, как «хлеб», «суп», «карандаш» и тысячи других – это тоже заимствования, но мы справедливо считаем их русскими, и никому в голову не приходит с ними бороться. Иное дело – варваризмы.

Варваризмами мы привыкли называть не просто заимствованные слова, а такие, которые говорящие воспринимают как не совсем родные, в которых слишком много признаков иностранного происхождения («инжиниринг», «эксклюзив», «импичмент»). Иначе говоря, если рука не поднимается писать это русскими буквами, то перед нами варваризм.

Если вы знаете иностранные языки — это замечательно. Чем больше, тем лучше. Но если уж вы говорите по-русски, то говорите по-русски. Почти всегда лучше вместо «монстр» сказать «чудовище», «чудище» или «урод», вместо «супер» — «сверх», вместо «шоу» — «представление» или «зрелище». А вообще-то стоит обратить внимание на один странный на первый взгляд факт: люди, хорошо владеющие иностранными языками, меньше склонны пересыпать свою речь иностранными словами, чем те, кто с трудом освоил первую сотню заморских слов. Вот у них-то и слышишь «крейзи» вместо «сумасшедший», «эксклюзив» вместо «исключительный» и т.д. Оно понятно: чем меньше знаешь, тем больше хочется хвастаться.

Кроме того, иностранные слова представляют собой своеобразную «зону риска» еще и потому, что зачастую их употребляют неверно, не вполне понимая их смысл (П.А.Клубков в своей книге приводит слышанную в трамвайной сваре угрозу «начистить харизму»), а порой и неправильно выговаривая («дермантин», «прецендент», «скомпроментировать» и т.д.).

7.Наконец, еще одна группа слов, засоряющих литературную речь, — канцеляризмы (слова, типичные для официально-делового стиля, но лишние и ненужные в других языковых стилях: «на сегодняшний день», «подчеркнуть проблему», «выходить на высокое начальство», «я не в курсе» и т.д.).

Чистота речи — Студопедия

Чистой называется такая речь, в которой нет элементов (слов и словосочетаний), чуждых литературному языку, и элементов языка, отвергаемых нормами нравственности.

С чистотой речи связаны понятия национального языка и литературного языка.

В национальный язык, кроме литературных слов, входят варваризмы, диалектизмы, жаргонизмы, канцеляризмы, слова-«паразиты», просторечные слова, вульгаризмы. Отсутствие в речи названных слов делает речь чистой.

Теперь рассмотрим эти чуждые литературному языку слова.

Варваризмы (от лат. barbaros – бормочущий, всякий чужеземец, не владеющий латынью) – включенные в речь без необходимости иноязычные слова и выражения.

Употребляя иностранные слова, надо быть уверенным, что они понятны слушателю. Рекомендуется избегать употребления иностранных слов, если в языке есть русские слова с таким же значением, напр.:

— лимитировать – ограничивать,

— ординарный – обыкновенный,

— индифферентно – равнодушно,

— корректив – исправление,

— игнорировать – не замечать и др.

Примером конструкции с варваризмами может служить следующее предложение: Девушка конфиденциально призналась подругам, что переменила имя «Катя» на «Кармен», потому что последнее импонирует ее внешности. Слова «конфиденциально» лучше заменить на русские слова «по секрету» или «доверительно». Слово «импонировать» имеет значение «производить положительное впечатление, внушать уважение». Незнание значения этого слова и повлекло за собой ошибочное употребление его в предложении.



Еще одним элементом, чуждым литературному языку, являются канцеляризмы (от лат. cancellaria – отдел учреждения, ведающий служебной перепиской, оформлением документации).

Канцеляризмы – это устойчивые слова и выражения, которые закономерно употребляются в официально-деловой речи.

В других стилях канцеляризмы становятся причиной обесцвечивания речи.

Например: Городские власти должны срочно поставить вопрос о воспитании населения в духе улучшения отношения к проведению мероприятий по озеленению города.

Подчеркнутые слова-канцеляризмы засоряют высказывание, поэтому его трудно понять.

Диалектизмы – самобытные народные слова, свойственные местным говорам, или диалектам.

Они делятся на 3 группы:

1. Собственно лексические диалектизмы. Такие слова имеют синонимы в русском литературном языке. Например:


— чапля (южн.) – сковородник,

— вязенки (южн.) – варежки,

— кочет (южн.) – петух,

— гутарить (южн.) – разговаривать,

— баять (сев.) – разговаривать,

— баской (сев.) – красивый.

2. Лексико-семантические диалектизмы. Эти слова имеют омонимы в литературном языке.

Например:

слово значение в говорах значение в литер. языке
дробный худой, слабый   расчлененный на части
стайка помещение для домашнего скота небольшая стая
мост пол в избе сооружение для перехода, переезда через реку и др.
губы грибы всех разновидностей, кроме белых кожно-мышечные складки, образующие края рта  

3. Этнографизмы характеризуют особенности быта, хозяйства жителей определенной местности (этнография – наука, которая изучает особенности быта, нравов, культуры какого-нибудь народа).

Например:

— драники – особые оладьи из картофеля,

— шанежки – пирожки, приготовленные особым способом,

— голбец (сев.) – вход в подполье,

— понева (южн.) юбка замужней женщины.

Считается, что диалектизмы нарушают чистоту нашей речи, поэтому мы их употреблять не должны. Однако большой интерес к диалектным словам проявляют писатели, поскольку стремятся правдиво отразить жизнь народа. М. Шолохов в своем романе «Тихий Дон» употребляет такие слова южных говоров, как курень – казачий дом с четырехскатной крышей, надысь – недавно, зараз – сейчас, скоро, привада – приманка для рыбы. Эти слова делают язык произведений Шолохова богатым, оригинальным.

Жаргонизмы – слова и словесные обороты возникающие и применяемые в жаргонах.

Появление профессиональных жаргонов было связано с необходимостью использовать другие слова, чтобы скрыть секреты производства. Профессиональные жаргонизмы имеют сниженную экспрессивную окраску.

Например, в современных профессиональных жаргонах встречаются следующие слова:

— у инженеров: ябедник – самозаписывающий прибор;

— у летчиков: недомаз и перемаз – недолет и перелет,

— брюхо – низ фюзеляжа,

— бочка, горка, петля – фигуры высшего пилотажа;

— у программистов: винды – операционная система Windows,

— мама – материнская плата,

— клава – клавиатура,

— винт – винчестер /жесткий диск/.

Лагерный жаргон возник в связи с тем, что у его носителей существовала постоянная потребность в конспирации. Лагерный жаргон отразил страшный быт в местах заключения, особенно в сталинские времена: зек (заключенный), шмон (обыск), баланда (похлебка), вышка (расстрел), стукач (доносчик), стучать (доносить).

Наибольшее распространение получил молодежный жаргон, популярный у студентов.

Сленговые слова, как правило, имеют эквиваленты в общенародном языке:

— общага – общежитие,

— академ – академический отпуск,

— стипуха – стипендия,

— хвост – академическая задолженность,

— шпора – шпаргалка /бумажка с записями для подглядывания во время экзамена/.

Появление этих жаргонизмов связано со стремлением молодежи ярче, эмоциональнее выразить свое отношение к предмету, явлению. Отсюда – такие оценочные слова, как клевый, балдеть, кайф, пахать, обалденный и др.

Просторечие – слова, грамматические формы, обороты речи, формы словоизменения, черты произношения, не входящие в литературную языковую норму, характеризующиеся оттенком упрощения, сниженности, грубоватости.

В состав просторечия входят, например, такие слова:

— махонький – маленький,

— нетушки – нет,

— больно – очень (больно хитер),

— дюжий – крупного телосложения,

— кобениться – упрямо не соглашаться на просьбы, ломаться,

— кочаник – небольшой кочан капусты,

— сосиськи – сосиски.

Вульгаризмы – слова и выражения, грубо, вульгарно обозначающие какой-либо круг предметов и явлений жизни и унижающие честь и достоинство человека.

Влияет на чистоту нашей речи и наличие в ней лишних слов, не несущих никакой смысловой нагрузки, – слов-«паразитов». Их употребляют очень часто и неуместно. Это следующие слова: так сказать, значит, вот, собственно говоря, видите ли, понятно, да, так, понимаете, буквально, по большому счету, будем так говорить, это самое, короче, как бы, такой.

В словах-«паразитах» нет никакого смысла, они не обладают информативностью. Такие слова засоряют речь говорящего, затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания. Например:

Я посетил, будем так говорить, сувенирный цех;

Мы такие сидим, слушаем как бы Hit-fm, и вдруг приходит Ленка со своей подружкой;

Короче, меня выдернули из отпуска буквально прямо с пляжа.

О ЧИСТОТЕ РЕЧИ — Синодальный отдел религиозного образования и катехизации

Пастухов Сергей Сергеевич, студент БНТУ, о важности чистоты речи для человека.

Цель занятия – привить слушателям любовь и уважение к родному языку, выработать умение контроля над речью и показать вред сквернословия.

«Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай – не спеши,

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно — то жаворонком вьётся,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит, иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя,

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя».

                                                     /В. Солоухин/

Чистота речи — коммуникативное качество речи, которое возникает на основе соотношения речь — язык. Чистой называется такая речь, в которой нет чуждых литературному языку слов и словосочетаний и других элементов языка. К языковым средствам, нарушающим чистоту речи, относят диалектизмы, варваризмы, жаргонизмы, вульгаризмы, канцеляризмы, слова-паразиты. Навязчивое, частое повторение таких слов в речи делает их чуждыми задачам общения.

Начать занятие, всё же, стоит не с жаргонной или ненормативной лексики, а с красивых и чистых русских слов пера Василия Акимовича Никифорова-Волгина:

“И до чего это чудесны наши русские слова! Если долго вслушиваться в них и повторять раздельно одно только слово, и уже все видишь и слышишь, что заключено в нем. Как будто бы и короткое оно, но попробуй вслушайся… Вот, например, слово ручеек. Если повторять его часто-часто и вслух, то сразу и услышишь: ручеек журчит между камешками!

Или другое слово — зной. Зачнешь долго тянуть з, то так и зазвонит этот зной наподобие тех мух, которых только и слышишь в полуденную ржаную пору.

Произнес я слово — вьюга, и в ушах так и завыло это зимнее, лесное: в-в-в-и-ю…

Ах, какое хорошее слово — яблоки. Полнозубое, веселое, морозно-хрустящее…

В канун Преображения… жарко-румяные, яснозорчатые, осенецветные, багровые, златоискрые, янтарные, сизые, белые, зеленые, с красными опоясками, в веснушках, с розовинкой, золотисто-прозрачные (иногда зернышки просвечивают), большие, как держава в руке Господа Вседержителя…»

“Божьей красотой” называл русский язык Никифоров-Волгин, “волшебным и радостным чудом» – Константин Паустовский. А сейчас на телеэкранах, заменивших литературу, только в одной рекламе можно за вечер услышать до 70 заимствованных слов! Прислушайтесь к речам дикторов радио и телевидения, речи политиков и вы удивитесь их поистине необъятному количеству: маркетинги и мониторинги, истеблишмент и паблисити, аксессуары и инвестиции, дистрибьюторы, и демпинги, дилеры и киллеры, инаугурация и дискредитация и т.д. Но в самом ли деле столь оправдано использование такого непомерного количества заимствований? Только взгляните:

«В этой элитарной школе мы встретились с несколькими беззаботными тинэйджерами.

Вчера ночью у меня приватизировали куст красной смородины.

В последние годы ученые проводят большую работу по эксгумации русского фольклора.

Ведущий продумал имидж комнаты для брифингов».

Полагаю, вывод напрашивается сам собой: использование заимствований вместо равносильного слова родного языка – противоречие здравому смыслу и признак дурновкусия.

Так же загрязнению нашего великого русского языка способствуют многочисленные жаргоны уголовников, воров, бездомных и наркоманов, ведущие свои корни в места лишения свободы. Выбираясь из застенков закона, этот языковой мусор с помощью речи вышедших на свободу криминальных элементов идёт прямиком в людские массы, и результат не заставил себя долго ждать – уже сегодня отовсюду летит «отвянь», «фильтруй базар», «не кроши батон на уши». Метаморфозы описаний человека ужасают: «моргало», «шнобель», «корявки», «грабли», «хлеборезка» — и вот, перед нами вместо нормального среднестатистического венца природы предстаёт русский народный киборг. Обидно? Несомненно.

Столь же неприятным явлением является и так называемый «сленг» — молодёжный жаргон, призванный молодыми людьми служить признаком их становления как уже повзрослевших. Но это, по крайней мере, явление временное и с возрастом обычно проходит без следа.

Вот и подошла очередь одной из главных примет постигшей нас культурной катастрофы — «зловонное произношение языком и устами матерных скверных слов», давно уже перекочевавшее из узких кругов строителей и грузчиков в СМИ, коридоры ВУЗов и, что самое страшное, школ. Что ученики, что учителя – никто более не гнушается крепкого словца. Также стало глубокой стариной выражение «при дамах не выражаться» — многие из нынешних «леди» в таком, с позволения сказать, совершенстве освоили навык ненормативного словоблудия, что даже самые прожжённые уголовники после беседы с ними невольно тянутся за ручкой и блокнотиком, дабы записать себе пару особо витиеватых оборотов на память.

В интернете, на сайте http://real-parents.ru есть интересная заметка от Татьяны Иванко:

«Когда дочке было 3,5 года, она спросила меня:

— Мам, а почему нельзя плохое слово говорить?

Этот вопрос возник у нее не просто так. За несколько дней до этого она начала говорить так называемые “плохие” слова, а я ей запрещала.

— А какое слово, доченька?

— Но ты же сказала, что его нельзя говорить?

— Ты скажи мне, сейчас я ругать не буду.

— ёпэрэсэтэ

Этот момент как раз один из тех, в которые объяснения “потому что это плохо и все” уже не работают. Нужно еще объяснить, почему это плохо.

Я объяснила так.

-Посмотри сейчас на свою одежду. Красиво, когда она аккуратная и чистая. Ты согласна? А если мы на нее грязи наляпаем, будет красиво?

-Нет. Не будет.

-Я тоже думаю, что красиво не будет. А тебе самой приятно играть с кем-то грязным?

-Нет.

-Вот так же и речь. Хорошо и красиво, когда речь чистая и аккуратная. Если ты будешь говорить плохие слова, ты запачкаешь свою речь и она будет грязной. С тобой будет также неприятно разговаривать, как и тебе играть с детьми, которые вывалялись в грязи, как поросята. Поняла?

-Поняла.

А теперь внимание! Мамы и папы! Вопрос!

— А вы?

Дочка очень внимательно на меня посмотрела вопросительным взглядом. Это “А вы?” подразумевало, что и мы сами, родители, тоже иногда говорим плохие слова. Нет, мы, конечно, не ругаемся матом. Но вот это ёпэрэсэтэ – наш грешок. А также “блин”, “елки-палки” и парочка других. В такие моменты мы друг друга одергиваем, но иногда все же вырывается что-то подобное. И ребенок все запоминает, записывает на корочку.

Я решила не юлить и сдаться сразу, признать свою ошибку.

— Да, ты права, солнышко. Иногда и мы с папой говорим плохие слова. Но мы сразу же вспоминаем, что так делать не нужно, и пытаемся больше такие слова не говорить.

С тех пор она почти не говорит плохих слов. А если “приносит” какое-то новое, я ей просто напоминаю, что слово плохое и говорить его не нужно, чтобы не пачкать речь. Так что у нас проблем в этом вопросе пока нет. Надеюсь, и не будет.

Да, в ситуации, как эта, понимаешь, как важен пример родителей. Все мы не идеальны и ничего страшного в этом нет. Но если уж действительно родители были неправы, то лучше сразу в этом признаться ребенку. Так он будет знать, что родители умеют признавать свои ошибки и сам будет этому учиться тоже».

Очерк заставляет задуматься – что же мы творим?..

Мы ведь служим примером нашим детям, и сколько же раз в нашей речи проскакивает ненормативная лексика? Во многих местах проводятся опросы по отношению к сквернословию. Респонденты – дети от 10 до 18 лет. Опросы явно показывают, что ненормативная лексика уже давно не является в среде подростков чем-то необычным, но, к счастью, хотя бы остаётся постыдным фактором. И среди источников всё чаще начинает фигурировать «дома услышал». Вот так и живём — стараются родители не выражаться при детях, однако нет-нет, а приголубят друг друга «лестным эпитетом», и для ребёнка это постепенно становится нормой – он примет в свою речь новый оборот и, несомненно, будет так же относиться к своей семье, передаст пакость своим детям, те, в свою очередь, понесут нечестивое знамя далее в глубь веков, продолжая культурное растление до тех пор, пока не наступит полный культурный коллапс.

В наши дни сквернословие выступает в разных ипостасях:

Наиболее, так сказать, «безобидное» – аффективное сквернословие, представляющее собой яркую эмоциональную реакцию на внешний раздражитель (простейший пример – шарахни вы себе молотком по пальцу мимо гвоздя, что вам придёт в голову первым делом? То-то же, вот и показатель вашего культурного уровня). Во многих случаях оно представляет собой оскорбление раздражителя. Однако в любом случае это даёт так называемую психологическую разгрузку, при чём чем сдержаннее человек в выражениях и чем грязнее он ругнётся в подобной ситуации – тем сильнее эффект облегчения. Поэтому, собственно, возникают и табуируются подобные явления: чем запретнее плод, тем он слаще.

Другое проявление – намеренный эпатаж, стремление быть «плохим», выделить себя из толпы, послать общество со всеми его общепринятыми правилами приличия подальше и на подольше. Тут круг применения весьма широк – от стыдливого размалёвывания заборов, лифтов и остановок до публичных «речей», дабы донести до люда мысль – мол, «вот он я: такой-рассякой, вот что себе позволяю, а вам слабо?», и загрязнения, с позволения сказать, произведений искусства – кино, книг, картин, хотя назвать сие искусством уже язык не повернётся…

И, наконец, самое страшное, — привычное сквернословие, представляющее абсолютное и законченное проявление бескультурья. Это уже как курение или алкоголизм – брань летит автоматически, человек не представляет свою речь без нецензурной лексики. И не стоит забывать, что от подобного не застрахован никто: образование, конечно, часть культуры, но в данной ситуации оно никак не влияет на чистоту речи – с одинаковой вероятностью можно найти и деревенского раздолбая с двумя классами обучения, но тщательно следящего за тем, что он говорит, и нашу ВУЗовскую «элиту», неважно, на кого обучающуюсяся: медицина, экономика, юриспруденция – строями стоят под зданиями, сигаретку в щетинку и оскверняют воздух своим «расслаблением». Да кто вообще придумал, что мат расслабляет? Есть масса других способов – искусство, чтение, коллекционирование, да хоть паззл или модельку собрать – уже от души отляжет.

В ныне популярной серии фильмов «Звёздные Войны» звучала фраза, отражающая проблему во всей красе: «Страх ведёт к гневу, гнев – к ненависти, а ненависть открывает дорогу на Тёмную Сторону». И воистину так! Страх нас преследует повсюду: неразрешённые проблемы, кризис, криминал – и всё это нас медленно разлагает, ибо неуверенность и страх порождают обиды и озлобленность, что постоянно подталкивает нас огрызаться и срываться, звонко изрыгая ругательства, адресованные всему миру – ведь зачастую и обвинить-то, кроме себя, некого…

К сожалению, сквернословие – часть объективной и суровой реальности. И последствия подобного положения дел могут быть весьма плачевными.

Во-первых – сквернословие имеет свойств возвращаться бумерангом: обругал кого-то – получил в ответ то же самое. В основе такого общения лежит та самая Тёмная Сторона – зависть, гнев, ненависть. Люди загрязняют этим и свою душу, и души собеседников, и наполняют, таким образом, окружающий мир злобой, создавая жестокие и суровые человеческие отношения. Портится настроение, следом приходит стресс, ведущий за собой нервные расстройства, а там и до реальных и тяжёлых заболеваний недалеко…

Во-вторых – оружие сквернослова ВСЕГДА обращено против его потомков: гены всё слышат и всё фиксируют в своём коде. Обратимся к словам Петра Гаряева: «Генетическому аппарату далеко не безразлично, о чем вы думаете, говорите или читаете: любые слова могут впечататься в волновой геном. Любое произнесенное слово — это не что иное, как волновая генетическая программа, которая меняет вашу жизнь. Иногда слово срабатывает, вызывая рак или, наоборот, устраняя болезнь».

К еще более поразительным выводам недавно пришел уральский ученый Геннадий Чеурин. Он утверждает, что ненормативная лексика очень активно воздействует на организм человека, со временем губя все живое. Гипотезу Чеурина: «о влиянии ненормативной лексики на психофизиологическое состояние живых организмов» проверяли несколько НИИ — столичный центр при Минздраве РФ, технические университеты Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Барнаула. И доказать теорию удалось!

Вместе с коллегами ученые в лаборатории в целях эксперимента поливали зерна пшеницы разной водой: одна вода слышала только ругательные слова, а другая вода — только молитвы. В результате семена, которые поливали первой водой, всходили лишь в 49 случаях из 100. Те же, что поливали «молитвенной» водой, прорастали в 96 случаях из 100. Если над стаканом воды прочитать молитву или выругаться, а потом выпить, то эффект от этой воды будет прямо пропорционален позитивной или соответственно негативной энергии. Все это еще раз доказывает негативное воздействие сквернословия на здоровье человека и окружающих.

И, в-третьих – вспомним знаменитую теорию «разбитых окон», разработанную полицейским департаментом Нью-Йорка в 90-е годы. Дело было так. В начале 80-х годов Нью-Йорк был чуть ли не сердцем криминала. 8 насильственных смертей в день были нормой, и такой день считался ещё «тихим». А грабежей и изнасилований – без счёту…

Десять лет полиция безуспешно боролась с этим делом всеми известными и неизвестными методами – и всё без толку…

И вот – в начале 90-х руководство департамента сменилось. И тут же принялось… отмывать с вагонов метро граффити и отлавливать безбилетников! Их тут же подняли на смех, но они продолжали идти по выбранному курсу. И вот – граффити исчезли, ибо эпатажная молодёжь так трудилась, так старалась, сутками разрисовывала вагоны, и только закончили – поезд ушёл в депо, всё начисто смыли. И так каждый раз. Результат – стены чистые. Освещение никто не бьёт. Всё чисто, респектабельно. И гадить как-то не хочется… А ловля безбилетников – золотая жила!

Отряд полиции на каждой станции отлавливал «зайцев» — и каждый четвёртый так или иначе запятнал свою репутацию и за что-то разыскивается, каждый седьмой так или иначе вооружён, каждый десятый – особо опасный преступник! И курс оправдал себя – ураганный спад преступной деятельности за пару лет сделал Нью-Йорк одним из самых безопасных городов мира.

Спросите как? А вот так – согласно теории «разбитых окон» полицейского департамента Нью-Йорка больше всего преступлений совершается в районах, где есть заброшенные дома с выбитыми окнами. Где безхозяйственность, заброшенность. Где никто ничего не видит, а кто видит – тому нет дела. Где вседозволенность и безнаказанность. Где позволено малое – там позволено и большее. В образную категорию разбитых  окон входит широкий круг факторов – замусоренность, грязь, собственно выбитые окна, граффити, и – вездесущее сквернословие.

Эта теория красочно рассказывает о том как большое начинается с малого. Как вседозволенность на низких уровнях приводит к разгулу на более высоких. Сквернословие – одна из первых ступенек лестницы, ведущей к тёмной дорожке. Согласен, многие дальше не пойдут, но другие на первой не остановятся. Другие глянут – ух ты, глянь, он на первой ступеньке! Туда, оказываетя, можно! А гляну-ка я, что там дальше!.. И пошло-поехало, как вирус…

Нет и не может быть каких-то универсальных рецептов излечения от сквернословия. Хочешь сделать мир лучше — начни с себя. Не сквернословь сам и не учи других. И не позволяй никому повлиять на себя подобным образом, учись стойко контролировать себя, в какое окружение бы ты ни попал. И даже если в тебя кинули грязью – не торопись кинуть в ответ: можешь и промахнуться, а руки всё равно испачкаешь. Насыщайте свою речь чем-то новым, возвышенным, почаще говорите людям комплиметны, и к вам потянутся такие же люди!

Но не обольщайтесь и не думайте, что вашему примеру последуют все. Кого-то уже не спасти, так что не распыляйте взращиваемое красноречие понапрасну. Видите, что человеку всё равно – лучше просто исключите его из своего круга общения, не сотрясайте впустую воздух ради тех, кто к этому не готов. В мире полно людей, которые оценят ваши старания по достоинству.

Всё-таки, любая нация состоит из отдельных людей. И каждый сам за себя решает, каким человеком быть. У каждого свой выбор, каким видеть себя в зеркале. Быть или не быть образцом для своей Родины. Достаточно сказать себе: «С меня начинается честь и культура моей Родины!». И чем больше людей скажут это себе – тем увереннее нация сделает свой первый шаг по пути Света.

Источники:

http://real-parents.ru/vzroslyie-razgovoryi-o-chistote-rechi.html

чистота речи — это… Что такое чистота речи?

  • ЧИСТОТА РЕЧИ — ЧИСТОТА РЕЧИ. 1. Качество речи, заключающееся в отсутствии ошибок. В преподавании языков допускается «снисходительное отношение» к ошибкам в речи студентов иностранцев, изучающих русский язык, если такие ошибки не нарушают процесс коммуникации. 2 …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Чистота речи — коммуникативное качество речи, которое возникает на основе соотношения речь язык. Чистой называется такая речь, в которой нет чуждых литературному языку слов и словосочетаний и других элементов языка. К языковым средствам, нарушающим Ч. р.,… …   Педагогическое речеведение

  • чистота речи — ед.   В теории культуры речи: один из критериев культуры речи. Чистой называется речь, в которой нет чуждых литературному языку элементов (слов и словосочетаний) или элементов, отвергаемых нормами нравственности (инвективов, вульгаризмов). К… …   Учебный словарь стилистических терминов

  • термины и понятия культуры речи — могут быть описаны как система, если применить информационные модели коммуникативных качеств речи Модели позволяют систематизировать терминологический материал по культуре речи. Так, 365 терминов и терминологических словосочетаний, применяемых в… …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Культура речи — – область духовной культуры, связанная с применением языка; качества речи, обеспечивающие эффективное достижение цели общения при соблюдении языковых правил, этических норм, ситуативных требований и эстетических установок. Термин К. р. указывает… …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • информационная модель чистоты речи — вбирает в себя целый ряд компонентов: I. Значение: выведение из речи чуждых литературному языку элементов, а также элементов, отвергаемых нормами нравственности; II. Формы чистоты речи: 1) чистота языковая; 2) чистота речи как результат… …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • лингвистика хорошей речи — ед. (мелиоративная лингвистика, ед.)   В теории культуры речи: направление в исследованиях по культуре речи, связанное с изучением качеств хорошей речи , которые, в свою очередь, зависят от коммуникативных качеств дискурса. Эти качества… …   Учебный словарь стилистических терминов

  • коммуникативные качества речи в соотношении с неречевыми структурами — 1) правильность и чистота речи связаны с языком; 2) точность и логичность – с мышлением; 3) точность – с действительностью; 4) выразительность и образность – с сознанием; 5) доступность и действенность – с адресатом; 6) уместность речи – с… …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • коммуникативные качества речи в соотношении с неречевыми структурами —   1) правильность и чистота речи связаны с языком;   2) точность и логичность – с мышлением;   3) точность – с действительностью;   4) выразительность и образность – с сознанием;   5) доступность и действенность – с адресатом;   6) уместность… …   Синтаксис: Словарь-справочник

  • Качества речи (коммуникативные качества речи) — это реальные свойства ее содержательной и формальной сторон: правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство и уместность. К. р. выделяют на основе соотношения речи и неречевых структур, таких, как язык, мышление, ро… …   Педагогическое речеведение

  • ЧИСТОТА РЕЧИ — это… Что такое ЧИСТОТА РЕЧИ?

  • Чистота речи — коммуникативное качество речи, которое возникает на основе соотношения речь язык. Чистой называется такая речь, в которой нет чуждых литературному языку слов и словосочетаний и других элементов языка. К языковым средствам, нарушающим Ч. р.,… …   Педагогическое речеведение

  • чистота речи — ед.   В теории культуры речи: один из критериев культуры речи. Чистой называется речь, в которой нет чуждых литературному языку элементов (слов и словосочетаний) или элементов, отвергаемых нормами нравственности (инвективов, вульгаризмов). К… …   Учебный словарь стилистических терминов

  • чистота речи — Коммуникативное качество речи, основанное на выведении из речи чуждых литературному языку элементов, а также элементов, отвергаемых нормами нравственности. К первым относятся: диалектизмы, варваризмы, неуместно употребленные иноязычные слова,… …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • термины и понятия культуры речи — могут быть описаны как система, если применить информационные модели коммуникативных качеств речи Модели позволяют систематизировать терминологический материал по культуре речи. Так, 365 терминов и терминологических словосочетаний, применяемых в… …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Культура речи — – область духовной культуры, связанная с применением языка; качества речи, обеспечивающие эффективное достижение цели общения при соблюдении языковых правил, этических норм, ситуативных требований и эстетических установок. Термин К. р. указывает… …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • информационная модель чистоты речи — вбирает в себя целый ряд компонентов: I. Значение: выведение из речи чуждых литературному языку элементов, а также элементов, отвергаемых нормами нравственности; II. Формы чистоты речи: 1) чистота языковая; 2) чистота речи как результат… …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • лингвистика хорошей речи — ед. (мелиоративная лингвистика, ед.)   В теории культуры речи: направление в исследованиях по культуре речи, связанное с изучением качеств хорошей речи , которые, в свою очередь, зависят от коммуникативных качеств дискурса. Эти качества… …   Учебный словарь стилистических терминов

  • коммуникативные качества речи в соотношении с неречевыми структурами — 1) правильность и чистота речи связаны с языком; 2) точность и логичность – с мышлением; 3) точность – с действительностью; 4) выразительность и образность – с сознанием; 5) доступность и действенность – с адресатом; 6) уместность речи – с… …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • коммуникативные качества речи в соотношении с неречевыми структурами —   1) правильность и чистота речи связаны с языком;   2) точность и логичность – с мышлением;   3) точность – с действительностью;   4) выразительность и образность – с сознанием;   5) доступность и действенность – с адресатом;   6) уместность… …   Синтаксис: Словарь-справочник

  • Качества речи (коммуникативные качества речи) — это реальные свойства ее содержательной и формальной сторон: правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство и уместность. К. р. выделяют на основе соотношения речи и неречевых структур, таких, как язык, мышление, ро… …   Педагогическое речеведение

  • Как научиться ясной речи?

    Упражнения на четкую речь

    Чтобы научиться говорить четко, нужна практика. Упражнения на четкую речь помогут.

    Упражнения на четкую речь: как говорить четко…

      Сначала нам нужно понять слова и их состав. Английские слова состоят из букв, которые произносятся вместе по слогам. Некоторые слоги имеют больший или меньший ударение, чем другие. Обычно произносятся все слоги.

      Чтобы попрактиковаться, если вы столкнулись с этой проблемой, читайте вслух. Практикуйтесь в произношении каждого слога, как если бы вы король или королева (или из Минн-и-со-та.)

      Вы заметите несколько вещей, когда начнете это упражнение. И то и другое — хорошие вещи, которые помогут вам выучить четкую и отличительную речь. Кроме того, если вы посетите Миннесоту, они примут вас как местного жителя.

    Упражнение на чистую речь: пособие по произношению

      Одно из преимуществ произнесения каждого слога состоит в том, что вы почувствуете, как замедлились.Это одна из самых сложных вещей для начинающих ораторов. Мы говорим быстрее из-за нервозности и по другим причинам. В результате буквы и слоги будут невнятными и пропущенными. Это приводит к нечеткой речи.

      Когда вы чувствуете, что замедляете произнесение каждого слога, запомните это чувство. Это чувство контроля. Этот элемент управления поможет вам овладеть четкой речью. Это также поможет вам овладеть речью.

      Второе преимущество произнесения состоит в том, что вы почувствуете напряжение мышц лица, когда вы произносите каждый слог.Почему это хорошо? Вы можете овладеть этим, потому что теперь вы остро осознаете это. Вы можете изменить в себе только те вещи, о которых знаете. С помощью этого упражнения вы это осознаете.

      Это должно быть интересно. Это одно из первых упражнений, в котором вы действительно почувствуете, как овладеваете своим телом. Конечным результатом будет четкая речь. В конечном итоге вы приобретете мастерство презентации и сможете четко говорить.

      Как только вы его получите, вы должны быть осторожны, чтобы не говорить, как король и королева, в своей повседневной речи и особенно в публичной речи.Это заставит вас казаться отчужденным. Тем не менее, в Миннесоте не стесняйтесь немного улучшать свою повседневную речь.

    Упражнения на четкую речь: растяжка

      Хорошо растянуть лицевые мышцы. Когда вы растягиваете мышцы лица и челюсти, вы расслабляете их. Кроме того, вы посылаете в мозг сигнал, что их собираются использовать.

      Было проведено множество исследований мышечной памяти. Связь между разумом и мышцами — мощный инструмент для использования.В данном случае вы используете его для овладения речевым органом и вокализации.

      Также растяните голосовые связки. Как певец на разминке, тренируйте свой голос. Вместо пения вы будете использовать слова и буквы. Начните с гласных звуков. Затем переходите к коротким фразам или высказываниям. Сделайте это как разминку перед выступлением. Это улучшит вашу способность говорить четко.

      Не следует недооценивать ценность глубоких вдохов через нос и выдохов через рот.Это наполняет ваш мозг свежим кислородом. Четкая речь начинается в уме, который, помимо прочего, питается кислородом.

      Не забывайте, что помимо голосовых связок и языка, в речи также играют роль лицо, мышцы челюсти и губы. Растягивайте и расслабляйте их.

      Используйте магнитофоны для самосовершенствования. Если кто-то не стремится помочь вам развиваться в ваших способностях, не ожидайте абсолютно честной критики. Или даже если честно, ему может не хватать критического анализа, необходимого, чтобы помочь вам двигаться дальше.Возможно, вам понадобится самокритика. Затем, как только вы обнаружите, где у вас есть недостатки, овладейте ими.

      В будущем мы добавим в него более четкую речь.

      Делайте эти вещи, вы не только поможете вам говорить четко, вы будете говорить четко. Пусть вся ваша речь будет ясной.

    Пример нечеткой речи

    Правильная речь — это тесно связанная тема, которую вы, возможно, захотите изучить. Что такое правильная речь при всех культурных различиях вокруг нас сегодня? Выучить больше…

    Подробнее о четкой речи

    Вернуться к списку навыков устной речи

    Speechmaster.com Домашняя страница: Веб-сайт упражнений на четкую речь

    Давайте подключимся View Jonathan Steele RN Holistic Nurse

    .

    четкая речь — это … Что такое четкая речь?

  • Патология речи и языка в школах — Патология речи — быстрорастущая профессия, которая, по данным Бюро статистики труда, предлагает около 96 000 рабочих мест только в Соединенных Штатах. Это относится ко многим образовательным дисциплинам, таким как коммуникативные науки, лингвистика… Wikipedia

  • тренинг речи — тренинг речи n тренинг существительное Обучение четкой речи • • • Основная статья: ↑ Speech… Полезный английский словарь

  • речевой образец — отличительная манера устного выражения существительного, он не мог подавить свой презрительный акцент У нее был очень четкий речевой образец • Синхронизация: ↑ ударение • Производные формы: ↑ accentuate (для: ↑ accent)… Полезный английский словарь

  • явная и явная опасность — явная и существующая опасность: серьезный и неизбежный риск или угроза безопасности или другим общественным интересам; особенно: тот, который оправдывает ограничение права (свободы слова или печати) законодательной или исполнительной ветвью власти…… Юридический словарь

  • речь — / речь /, n.1. способность или способность говорить; устное общение; способность выражать мысли и эмоции с помощью звуков речи и жестов: потеря речи заставила ее почувствовать себя изолированной от человечества. 2. Акт речи: Он выражает…… Universalium

  • Восприятие речи — это процесс, с помощью которого звуки языка слышатся, интерпретируются и понимаются. Изучение восприятия речи тесно связано с областями фонетики и фонологии в лингвистике и когнитивной психологии и восприятия в психологии.…… Википедия

  • Нарушение речи — н. любое заметное речевое несовершенство или отклонение от общепринятых речевых образов, вызванное физическим дефектом речевых органов или психическим расстройством, например афазией, заиканием и т. д. * * * ▪ медицина Введение любой из…… Universalium

  • Клир (Саентология) — Описание Состояние, при котором, по словам саентологов, человек свободен от влияния нежелательных эмоций и воспоминаний о травмах Ранние сторонники Л.Рон Хаббард Ключевые тексты «Дианетика Хаббарда: современная наука о психическом здоровье» (1950) Тема…… Википедия

  • Средняя школа Clear Lake (Хьюстон, Техас) — Средняя школа Clear Lake Адрес 2929 Bay Area Boulevard Houston, Texas, Harris, 77058… Википедия

  • Руководство по речевому интерфейсу — это руководство с целью принятия решений и критериев при разработке интерфейсов, управляемых человеческим голосом. Система речевого интерфейса имеет множество преимуществ, таких как постоянное обслуживание и экономия средств.Однако для пользователей прослушивание — это…… Wikipedia

  • ясно, представляет опасность — н. В конституционном праве — принцип, согласно которому правительство, несмотря на Первую поправку к Конституции Соединенных Штатов, может ограничивать, запрещать или наказывать речь или печатание и распространение слов, если это необходимо для предотвращения… Словарь законов

  • .

    согласных и гласных

    Здесь вы найдете углубленную практику с каждым отдельным звуком в стандартном американском английском, а также с различными комбинациями звуков. Эти упражнения разработаны, чтобы помочь вам заметить и потренироваться в произношении этих звуков, используя словарь и предложения, относящиеся к членам сообщества Барух.

    Перейти к разделу

    • Звонкие и глухие звуки — начните здесь!
    • Согласные
    • Гласные
    • Кластеры
    • Окончания слов

    Звонкие и глухие звуки

    Введение в звонкие и глухие звуки

    В начало

    Не знаете, с чего начать? Выберите свой первый язык из раскрывающегося ниже списка, и он выделит некоторые звуки, которые могут показаться вам сложными.

    Выберите свой языкАрабскийБенгалиКитайский — КантонскийКитайский — ФучжоускийКитайский — Мандаринский Французский ХиндиЯпонскийКорейскийПортугальскийРусскийИспанскийТурецкийУрдуВьетнамский

    Согласные

    / б /
    купить | глагол | о / д /
    сомнения | добавить | mind / dʒ /
    тюрьма | вызов | ставка / ʒ /
    обычно | мера | массаж / ф /
    штраф | сейф | болезненно / г /
    идти | диалог | флаг / ч /
    есть | Манхэттен | надежда / к /
    вид | занимают | зад / л /
    нравится | падение | пожалуйста / м /
    возможно | форма | невозможно / n /
    не могу | женщина | знать / ŋ /
    принести | палец | drank / p /
    мощность | ловушка | квартира / г /
    реал | магазин | третий / с /
    то же | мыши | кроме / ʃ /
    магазин | выпуск | движение / т /
    тоже | привлечь | юбка / t∫ /
    выбрать | смотреть | изменить / θ /
    спасибо | ванна | ничего / ð /
    the | либо | дышать / v /
    очень | оставить | избранное / с
    Weissman | переключатель | некоторое время / г /
    вчера | доходность | use / z /
    закрыть | Циклин | ровно

    В начало

    Гласные

    Введение в гласные
    / i /
    дешево | печенье | почасовая / ɪ /
    чип | больной | распространять / е /
    сказать | платный | камердинер / ɛ /
    кровать | сказал | выполнить / æ /
    wrap | привлечь | смеяться / ʌ /
    приходят | повезло | функция / u /
    группа | Барух | жевать / ʊ /
    хорошо | тянуть | понял / о /
    ряд | фото | лодка / ɑ /
    неправильно | хочу | горячий / ɑɪ /
    might | попробовать | совет / ɑʊ /
    полотенце | корова | кол-во / ɔɪ /
    туалет | раздражает | присоединиться к

    В начало

    Кластеры

    / квт /
    вопрос | приобрести | викторина / ст /
    акции | смотреть | прямо / sk /
    пропустить | эксклюзивный | оценка / кс /
    дорого | упражнения | ось / sp /
    спрей | сращивание | spot / sl /
    слайд | тонкий | slope
    Дополнительные кластеры

    .

    Исследователи обнаружили, что четко сформулированный стиль говорящего может улучшить память слушателя о том, что было сказано — ScienceDaily

    Некоторые разговоры забываются, как только они заканчиваются, в то время как другие разговоры могут оставить прочный отпечаток. Исследователи из Техасского университета в Остине Сэнди Кирсток и Райка Смилянич хотят понять, почему и как слушатели запоминают одни речевые высказывания более четко, чем другие. Они специально изучают, как ясность стиля речи может повлиять на память.

    Кирсток, докторант UT в Остине, и Смилянич, доцент и лингвист, возглавляющий UTsoundLab, расскажут о своей работе на 176-м заседании Американского акустического общества, которое будет приурочено к Неделе акустики Канадской акустической ассоциации 2018 г. в Канаде, ноябрь. 5–9 в конференц-центре Victoria в Виктории, Канада.

    В одном эксперименте 30 слушателям, носящим английский язык, и 30 слушателям, не являющимся носителями английского языка, были представлены 72 предложения, разбитые на шесть блоков по 12 предложений в каждом.Эти предложения, такие как «дедушка пил темный кофе» или «мальчик нес тяжелый стул», поочередно воспроизводились в двух разных стилях: «чистая» речь, в которой говорящий говорит медленно, артикулируя с большой точностью, и более непринужденная и быстро поставленная «разговорная» манера.

    После прослушивания каждого блока из дюжины предложений слушателей просили дословно вспомнить услышанные предложения, записывая их на листе бумаги после того, как им давали подсказку, например «дедушка» или «мальчик».«

    Обе группы слушателей, родные и не родные, показали лучшие результаты, когда предложения были представлены в ясной речи. Это соответствует их предыдущему исследованию, в котором четко произносимые предложения распознавались лучше, чем случайные предложения, которые ранее слышали обе группы слушателей. Исследователи UT Austin предлагают возможное объяснение этих результатов: когда говорящий говорит быстрее или не может четко произносить слова, слушателям приходится усерднее работать, чтобы расшифровать то, что говорится.Следовательно, на эту задачу тратится больше интеллектуальных ресурсов, оставляя меньше ресурсов для консолидации памяти.

    Четко сформулированная речь может быть полезна учащимся в классе и пациентам, получающим инструкции от своих врачей, сказал Смилянич. «Это кажется эффективным способом передачи информации не только потому, что мы лучше слышим слова, но и потому, что можем лучше их запоминать».

    В следующем раунде экспериментов она и Кирсток сосредоточатся на говорящих, а не на слушателях, чтобы увидеть, влияет ли речь на их собственную память.«Если вы репетируете лекцию и читаете материал вслух в чрезмерно сформулированной манере, — спросил Кирсток, — это поможет вам лучше запоминать?»

    История Источник:

    Материалы предоставлены Акустическим обществом Америки . Примечание. Содержимое можно редактировать по стилю и длине.

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *