Речь вербальная и невербальная: Вербальные и невербальные средства общения

Содержание

22. Вербальная и невербальная коммуникация

Всё наше общение можно разделить на две части: что мы говорим и пишем — вербальную, и язык поз, интонаций, движений — невербальную. При помощи слов мы передаём содержание, а при помощи невербалики — форму, контекст. Понятно, что слова, сказанные с другой интонацией и выражением лица, могут иметь совершенно другое значение.
– Мариванна, а Вовочка меня дурой назвал.
– Вовочка, встань, три раза скажи, что Маша не дура, и извинись.
– Маша не дура. Маша не дура! Маша не дура?!! Извини-и-и-те…
Так что смысл сообщения получается: Слова + Невербалика = Смысл.

Невербалика и содержание создают смысл

И самое главное. Если посчитать объём информации, то невербально передаётся 5/6, а словами только 1/6 его часть. Но в нашей культуре обычно учат больше обращать внимание на что сказано, а не то, как сказано. Да, при помощи языка мы можем передавать точные вещи, типа того, что завтра снег с дождем и температура около нуля. Но людей чаще волнует отношение: нравится – не нравится, хорошо – плохо, верит – не верит, любит – не любит. А это уже, в первую очередь, область невербалики. Потому что конкретные слова могут быть истолкованы любым способом. Простое слово «Да», в зависимости от интонации, мимики и прочих телодвижений может обозначать:
— Да, конечно.
— Я подумаю.
— Да! Да! Да!
— Как вы могли обо мне такое подумать!
— Ни за что.
— Скорее всего нет, но у вас есть шанс переубедить меня.
Люди по большей части животные. Набор человеческих генов на 98% совпадает с генетическим набором какого-нибудь шимпанзе. Невербальному взаимодействию миллионы лет, и язык по сравнению с ним младенец, который только вылез из пеленок. Всяческим животным, птицам и даже насекомым нужно было как-то общаться, определять кто главнее и как относиться друг к другу. Если вы считаете, что птички по утрам, а коты по ночам, поют для общей гармонизации окружающей среды – вы глубоко ошибаетесь. Они общаются. Один другому сообщает, кто он и как к этому другому относится.

Если посмотреть на человеческое общение, то обнаружится, что большая часть его сводится к выявлению рангов, взаимному поглаживанию, сообщению об одобрении или неодобрении, а не к передаче «полезной» информации.

Но контекст может передаваться не только при помощи невербалики. Например, меняя строение фразы, добавляя разные частицы, мы можем тоже влиять на форму содержания:
— Вы сможете.
— А вы сможете ли…

Вот именно поэтому НЛП преимущественно занимается работой с формой содержания. И невербалика там занимает очень весомое место.
Всю невербалику можно условно можно разделить на две большие части: это то, что мы передаем телом (Язык Тела) и Голос. В Язык Тела входят: _движения, мимика, позы, частота дыхания, покраснение кожи, напряжение мышц__._К Голосу относится изменение его характеристик: звонкость, громкость, направление, мелодичность, интонации.

Учтите, что Голос (в смысле умение издавать звуки) появился именно как средство коммуникации. Поэтому при помощи Голоса хорошо передавать эмоции, отношения, состояния. Так же он ориентирован на интонационное оформление речи: мы можем понять является ли данное предложение повествовательным, вопросительным или восклицательным преимущественно по интонациям. В тексте обычно пытаются передать все эти невербальные штучки при помощи разных знаков препинания. А в Интернете и прочих электронных коммуникациях для улучшения понимания используют смайлики: 🙂 😉 🙁 О_о

Учтите, что важное отличие невербального общения от вербального состоит в том, что информация передается даже когда собеседник не говорит. Например, «хороший слушатель». Скорее всего это человек, который невербально поддерживает собеседника в то время, как он говорит: кивает головой, улыбается, вздыхает, покачивает головой, поддакивает. В НЛП это называется «активным слушанием».

При чем совершенно не обязательно слушает то, что ему говорят. Он может только делать вид. А потом про него говорят, что он «хороший собеседник».

Так что, если хотите, чтобы вас воспринимали как «хорошего собеседника» научитесь слушать – то есть невербально поддерживать говорящего. Самому говорить при этом не обязательно. Можете сделать простенький эксперимент: когда рядом о чем то спорят, во время речи одного _кивайте, как будто соглашаетесь, улыбайтесь, делайте вид, что довольны._А когда будет говорить другой оппонент – хмурьтесь, кивайте отрицательно, всем видом выражайте возмущение. Скорее всего тот, кого вы поддерживаете, начнет «побеждать» в споре, возможно даже начнет обращаться к вам за подтверждением своих слов.
Есть старая студенческая находка: если вы хотите, чтобы лектор вас запомнил, садитесь поближе, внимательно смотрите на него и согласно кивайте в такт его словам. Через какое-то время он будет говорить преимущественно вам, по крайне мере постоянно будет обращать на вас внимание.
То же самое может касаться и начальства – попробуйте во время выступления начальника согласно кивать (лучше даже незаметно) – через какое-то время речь пойдет в вашу сторону. Не удивляйтесь, что при регулярной «поддержке» начальства может внезапно выяснится, что вы очень хороший работник, достойный повышения.

Правда, это только в том случае, если кто-нибудь не кивает лучше вас – тогда повысят его 🙂

Это только небольшие примеры того, как можно пользоваться невербальным общением, какие возможности оно прибавляет при небольших «затратах». Но это только крохотная часть этих возможностей. Человек, который хорошо умеет общаться невербально (как «слушать», так и «говорить») – это и хороший собеседник, и лучший гость, и первый кандидат на повышение. В нашем обществе ваше социальное (и прочее) положение в первую очередь определяется вашими взаимоотношениями с окружающими, а при помощи чего и как устанавливаются эти взаимоотношения, я думаю вы уже догадались

Где проходим

Тренинг:: Мастерство Коммуникации

По теме

Наши книги:: Структура коммуникации

Вебинар:: Воздействие в коммуникации

Виды речи. Вербальное и невербальное общение. — КиберПедия

Выделяют 2 основных вида речи: устную и письменную.

Устная речь– это внешняя, произносимая и воспринимаемая на слух речь. Она может быть диалогической и монологической (по количеству активных участников речи).

Диалогическая речь– это речь двух и более людей. Это речь разговорная, не полностью развёрнутая, т.к. она ситуативная. В диалогической речи большое значение имеет мимика говорящего.

Монологическая речь– это речь одного человека. Она значительно более развёрнута и грамматически оформлена, обычно требует предварительной подготовки, это логичная, интонационно оформленная речь.

Письменная речь реализуется в форме, доступной для зрительного восприятия, она закреплена в виде письменного текста. В ней используется графический код, выра­зительные средства языка. Письменная речь требует более продуманного построения, точного изложения мысли.

И устная, и письменная речь являются видами внешней речи, которая связана с процессом общения, обменом информацией. Внутренняя речьпрежде всего связана с обеспечением процесса мышления, она не направлена на общение с другими людьми. Человек пользуется этой речью, когда обдумывает что-то или планирует свои действия. Главным показателем внутренней речи является беззвучие, отрывочность, она сильно сокращена. Внешняя и внутренняя речь человека находятся в тесной связи.

Общение осуществляется разными средствами. Выделяют вербальные и невербальные средства общения.

Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Специалистами по общению подсчитано, что современный человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тыс. слов в час.

В зависимости от намерений коммуникантов (что-то сообщить, узнать, выразить оценку, отношение, побудить к чему-либо, договориться и т.д.) возникают разнообразные речевые тексты. В любом тексте (письменном или устном) реализуется система языка. Язык – это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения. Язык используется в самых разных функциях:

Коммуникативная–язык выступает в роли основного средства общения. Благодаря наличию у языка такой функции, люди имеют возможность полноценного общения с себе подобными.

Познавательная– язык как выражение деятельности сознания. Основную часть информации о мире мы получаем через язык.


Аккумулятивная– язык как средство накопления и хранения знаний. Приобретенные опыт и знания человек старается удержать, чтобы использовать их в будущем. В повседневной жизни нас выручают конспекты, дневники, записные книжки. А «записными книжками» всего человечества являются разного рода памятники письменности и художес­твенная литература, которая была бы невозможна без существования письменного языка.

Конструктивная– язык как средство формирования мыслей. При помощи языка мысль «материализуется», приобретает звуковую форму. Выраженная словесно, мысль становится отчетливой, ясной для самого говорящего.

Эмоциональная – язык как одно из средств выражения чувств и эмоций. Эта функция реализуется в речи только тогда, когда прямо выражается эмоциональное отношение человека к тому, о чем он говорит. Большую роль при этом играет интонация.

Контактоустанавливающая– язык как средство установления контакта между людьми. Иногда общение как бы бесцельно, информативность его нулевая, лишь готовится почва для дальнейшего плодотворного, доверительного общения.

Невербальное общение – это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации.

Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу.

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы:

1) регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами;


2) обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста;

3) выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.

К основным невербальным средствам общения относятся:

— жесты;

— мимика;

— пантомимика.

Жесты – это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов – самый древний способ достижения взаимопонимания. В различные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции. В настоящее время даже предпринимаются попытки создать словари жестов. Интенсивность жестикуляции может расти вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, а также при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно затруднено.

Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить:

Коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.)

Модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, удовлетворения, доверия и недоверия и т.п.).

Описательные жесты, которые имеют смысл только в контекст речевого высказывания.

Мимика – это движения мышц лица, главный показатель чувств. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. Основную информативную нагрузку в мимическом плане несут брови и губы.

Визуальный контакт, также является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего – означает не только заинтересованность, но и помогает сосредоточить внимание на том, что нам говорят.

По своей специфике взгляд может быть:

Деловой – когда взгляд фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства

Социальный – взгляд концентрируется в треугольнике между глазами и ртом, это способствует созданию атмосферы непринужденного светского общения.

Интимный – взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица – до уровня груди. Такой взгляд говорит о большой заинтересованности друг другом в общении.

Взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности. Если он сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, он означает заинтересованность. Если же он сопровождается нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, это говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Пантомимика – это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.

Походка– это стиль передвижения человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. По походке человека можно судить о самочувствии человека, его характере, возрасте.

Поза– это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденную позу. В противном случае могут возникать конфликтные ситуации. Лучший способ добиться взаимопонимания с собеседником – это скопировать его позу и жесты.

Такесика – роль прикосновений в процессе невербального общения. Здесь выделяются рукопожатия, поцелуи, поглаживания, отталкивания и т.п. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами: статусом партнеров, их возрастом, полом, степенью знакомства. Неадекватное использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении.

Проксемика– определяет зоны наиболее эффективного общения. Э. Холл выделяет четыре основные зоны общения:

Интимная зона (15-45 см) – в нее человек допускает только близких себе людей. В этой зоне ведется негромкий доверительный разговор, осуществляются тактильные контакты. Нарушение этой зоны посторонними вызывает физиологические изменения в организме: учащение сердцебиения, рост кровяного давления, прилив крови к голове, выброс адреналина и др. Вторжение «чужого» в эту зону расценивается как угроза.

Личная (персональная) зона (45 — 120 см) — зона обыденного общения с друзьями, коллегами. Допускается только визуальный – зрительный контакт.

Социальная зона (120 — 400 см) – зона проведения официальных встреч и ведения переговоров, совещаний, проведения административных бесед.

Публичная зона (более 400 см) – зона общения с большими группами людей во время лекций, митингов, публичных выступлений и т.д.

В общении также важно обращать внимание на голосовые характеристики, относящиеся к невербальному общению. Просодика – это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голоса, его тембр.

Экстралингвистика– это включение в речь пауз и различных не морфологических явлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д. Нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые практически позволяют выражать наши чувства и мысли.

Важно, что в процессе общения человек больше доверяет знакам невербального общения, чем вербальному. По оценке специалистов, мимические выражения несут в себе до 70% информации.

Также следует учитывать, что человек обычно высказывает лишь 80% той информации, которой хотел поделиться. Собеседник воспринимает 70% от сказанного и понимает 60% услышанного, а через 5 часов в его памяти остается в среднем от 10 до 25% воспринятой информации.

Вербальное общение и невербальное общение

Что в первую очередь отличает нас от других биологических видов? Двигает общественный и личностный прогресс? Позволяет шире познать мир, делая нас теми, кто мы есть – созданиями с развитым интеллектом и мышлением?

Конечно же, это общение – обмен информацией и взаимодействиями между двумя или несколькими индивидуумами.

Общение делится на две группы: вербальное и невербальное. А ещё — на индивидуальное и массовое. Взаимодействие вербальных и невербальных средств передачи информации помогает разнообразить разговор, придать ему нужный характер. Обе эти формы одинаково важны при живом общении.

Вербальное общение

К этой группе относится передача информации с помощью слов – речь. Выделяются речевые взаимодействия двух видов:

Устный разговор:

  • слушание – восприятие речи говорящего;
  • говорение – использование речи для передачи сообщений слушателю.

Беседа в письменной форме:

  • чтение – восприятие информации с носителя;
  • письмо – фиксация мыслей/знаний на бумажном или электронном носителе.

Речь возможна благодаря главному инструменту общения – языку. Языком называется система знаков и символов, разными комбинациями которых передаётся информация о конкретном предмете/явлении. Для использования языка нужны мышление и интеллект.

Особенности языка состоят в том, что он разнообразен и многогранен. Так, есть нелитературные и литературные его формы и виды, использующиеся людьми в зависимости от конкретной жизненной ситуации.

  • Литературная речь подразумевает чёткие правила, которым нужно следовать. Она считается образцовой языковой классикой.
  • Нелитературная речь свободнее и не стеснена условностями. К ней относятся диалекты и просторечные формы языка и те слова, которые мы используем в быту.

ОбщениеОбщение

Функции языка

  • Эмоциональная. Людям свойственно выражать свои чувства и получать эмоциональную разрядку посредством речи в общении. Эмоциональная функция выполняется и невербальными средствами.
  • Коммуникативная. Когда мы говорим об общении или передаче информации, то чаще всего имеем в виду язык.
  • Познавательная. Язык даёт индивидууму возможность приобщиться к знаниям других и самому передать эти знания кому-то ещё. Изучение иностранного языка развивает интеллект и логическое мышление.
  • Этническая. Язык нужен для объединения людей в группы по национальному признаку.
  • Аккумулятивная. Благодаря владению языком нам доступно накапливание и хранение информации об окружающем мире. Это сведения, почерпнутые из книг, фильмов, полученные от других людей и др.
  • Конструктивная. Язык помогает человеку грамотно выражать собственные мысли, придавая им чёткую осязаемую форму, структурировать мыслительные процессы.
  • Контактоустанавливающая. Язык играет роль и тогда, когда общение на нём не несет полезной информации для собеседников – в этом случае он помогает установить контакт для дальнейших отношений.

Владение навыками вербального общения – ключ к успешным межличностным коммуникациям. Развивать нужно не только интеллект, правильность и грамотность речи, читая классическую литературу и изучая родной и иностранные языки. Важно уметь говорить в том смысле, в котором это преподносит психология – учиться случать собеседника, устранять барьеры и боязнь контактировать с другими людьми, выражать понимание и сочувствие. Человек, умело использующий навыки вербальных коммуникаций, легко найдёт общий язык с какой угодно, даже самой непростой по характеру личностью.

Невербальное общение

Невербальную форму коммуникации называют ещё «язык тела» или «язык жестов». Она включает в себя всю информацию, которую мы передаём собеседнику или собеседникам без участия речи, а также взаимодействия с ними, несущие определенную эмоциональную окраску. Например, рукопожатие (выражает дружелюбие и готовность к сотрудничеству), поцелуй (любовь), похлопывание по плечу (фамильярный дружеский жест) и др.

ОбщениеОбщение

Особенности невербального вида

Невербальное общение происходит только при беседе лицом к лицу. Разговор в социальных сетях через личные сообщения лишён этой коммуникативной составляющей.

Психология обращает особое внимание на эту форму общения – она говорит о человеке больше, чем может рассказать вербальная.

Для педагогического общения очень значимы невербальные средства. Они помогают педагогу привлекать и удерживать внимание учеников, вырабатывают его стиль преподавания. Обучающиеся при активном и уместном использовании жестов и мимики в процессе педагогического общения лучше усваивают материал и используют мышление, они становятся более открытыми и легче идут на контакт.

Средства невербальных коммуникаций

  • Жесты. Играют не последнюю роль в сочетании со словами. Служат и самостоятельным средством общения: мы показываем большой палец, когда хвалим или выражаем одобрение. Количество жестов в процессе беседы – показатель темперамента человека. У разных народов это количество сильно различается: самыми эмоциональными признаны исследователями жители жарких стран, северяне же куда более сдержанны. Мы много жестикулируем в процессе неформального общения. В деловых ситуациях это мало уместно.
  • Мимика. Движения лицевых мышц несут много информации – ведь они помогают понять истинные чувства собеседника, его личностные особенности, характер мышления, уровень интеллекта, служат выражением его планов. Лицом «сказать» можно всё что угодно. Все части его удивительно точно координируются друг с другом в процессе выражения эмоций. Наибольшая смысловая нагрузка приходится на губы и брови – на них стоит обращать внимание при разговоре.

Закрытая позаЗакрытая поза

  • Взгляд. Определяет заинтересованность индивидуума в разговоре. Если человек, не отрывая глаз, внимает говорящему, ясно, что ему действительно важна эта информация. А еще продолжительный зрительный контакт иногда выражает враждебность или вызов. Постоянное отведение взгляда означает скуку, возможное желание прекратить беседу или же является своеобразным детектором лжи – установлено, что человек, говорящий неправду, смотрит собеседнику в глаза менее трети времени разговора.
  • Поза и походка. Психология определяет характер, самооценку, возраст, настроение, самочувствие по этим показателям. Непринуждённые позы свойственны самоуверенным людям с высоким социальным статусом. Движения необщительных и замкнувшихся в себе личностей в особенности скованны, нерешительны.

Тяжёлая походка характерна для людей, которых обуревает гнев или другие отрицательные эмоции, лёгкая, воздушная — свидетельствует о безоблачном настроении человека.

Функции невербального общения

  • Подчеркнуть сказанную информацию. Так, человек, высказавший решительный протест, может негодующе встряхнуть головой. А ещё мы киваем, выражая полное согласие с собеседником – одно из проявлений взаимодействия вербальных и невербальных средств передачи информации.
  • Дополнить произнесённое. Когда мы описываем крошечный предмет, то сближаем пальцы руки на небольшое расстояние.
  • Показать истинное душевное состояние человека или отношение к собеседнику. Иногда люди ведут себя и разговаривают, как обычно в компании, хотя в душе у них тяжело. Внимательные товарищи замечают это по выражению лица или движениям.
  • Заменить слова. Жест пожатия плечами, означающий «я не знаю» не требует дополнительных речевых пояснений.
  • Сделать акцент. Упоминая в процессе рассказа весомые сведения или показывая нечто важное в подготовленной презентации, мы поднимаем указательный палец вверх, привлекая дополнительное внимание собеседников к произнесённой фразе.

Так проявляется взаимодействие вербальных и невербальных средств передачи информации.

Люди следят за своей речью и тем, что они сообщают собеседникам. Куда сложнее постоянно контролировать мимику, жесты, походку. Не всем из нас это удаётся. Тем не менее это помогает понять истинные чувства и побуждения человека, что используется в психологии.

Психология говорит нам, что в общении важно выдерживать правильное соотношение средств вербальной и невербальной коммуникации. Аудитория вряд ли проникнется монотонным безэмоциональным прочтением доклада или презентации, не уделив выступающему должного внимания. Но и в крайности кидаться не нужно: есть люди, мысли и эмоции которых опережают возможности речевого аппарата. Они бурно жестикулируют, проглатывают слова, заставляя собеседника уставать от такой экспрессивности.

Кроме того, стоит учитывать и ситуацию, в которой к месту та или иная форма общения, как и особенности и интеллект собеседника.

Чем отличается вербальное общение от невербального

Не секрет, что жесты, мимика, позы, взгляды являются полноценными средствами коммуникации. Ведь все они, наравне с речью и письмом, позволяют людям обмениваться друг с другом информацией. Но, увы, распознавать и верно интерпретировать такие сигналы умеет далеко не каждый из нас.

  • Определения
  • Сравнение

Определения

Вербальное общение

Вербальное общение – вид межличностной речевой коммуникации. Может быть устным и письменным. Основными требованиями выступают ясность содержания, четкость произношения и доступность изложения мыслей. Язык как система кодировки информации является важнейшим инструментом общения. С его помощью человек описывает различные вещи и события, выражает собственное мнение, демонстрирует чувства и эмоции. Однако данный инструмент коммуникации обретает смысл лишь при включении его в какую-либо деятельность. То есть обязательным дополнением слов выступают всевозможные знаки, повышающие эффективность взаимодействия. Стоит отметить, что дактильная речь, используемая при «беседе» двух глухонемых людей, тоже относится к разряду вербального общения. Ведь жесты в ней выступают заменой букв.

Невербальное общение

Невербальное общение – вид коммуникационного взаимодействия без употребления слов. Представляет собой процесс передачи информации через образы, мимику, жесты, позы, прикосновения и т. д. То есть инструментом такого общения выступает человеческое тело. Оно обладает широким спектром способов и средств обмена сообщениями, включающих в себя любые формы самовыражения. Вполне очевидно, что важнейшим условием эффективного невербального взаимодействия является правильная интерпретация сигналов. Знание языка телодвижений не только помогает лучше понимать собеседника, но и позволяет предугадывать его реакцию на последующее высказывание. Согласно заключениям ученых, на невербальное общение приходится более 50 % всей передаваемой информации. Тогда как словам отводится порядка 7 %. Промежуточное звено между ними занимают звуковые средства (тембр голоса, интонация). К слову сказать, рукопожатия, объятия, касания также выступают средствами коммуникационного взаимодействия.

к содержанию ↑

Сравнение

Как следует из определений, главное отличие видов коммуникации заключено в способе передачи информации. Вербальное общение подразумевает под собой использование устной или письменной речи. То есть собеседники обмениваются информацией, облачая ее в слова. Данный вид взаимодействия характерен только для людей. В основе же невербального общения лежит язык тела. Основными инструментами коммуникации в данном случае выступают жесты, позы, мимика, прикосновения. С их помощью человек может сказать очень много, даже не подключая речь. При этом язык мимики и жестов присущ как людям, так и животным. К примеру, вилянием хвоста собака выражает свою радость, а кошка, напротив, – раздражение. Звериный оскал является предостерегающим сигналом, а виноватый взгляд исподлобья – признаком раскаяния. И таких примеров может быть множество.

Удивительно, но невербальное общение намного правдивее, чем словесное. Дело в том, что зачастую мы попросту не способны контролировать свои жесты и мимику. Они как бы идут изнутри и становятся отражением наших истинных чувств и переживаний. Устная и письменная речь бывает заведомо лживой. Обмануть человека в процессе разговора по телефону или интернет-общения гораздо проще, нежели беседуя с ним лично. Ведь в последнем случае есть возможность проследить за мимикой и жестами оппонента и заметить их расхождения с речью. К примеру, если собеседник излагает свою версию событий, не глядя при этом вам в глаза и нервно теребя в руках какой-либо предмет, значит, ему есть, что скрывать. Таким образом, обманывать при помощи слов гораздо проще, нежели посредством мимики и жестикуляции.

Еще одно отличие вербального общения от невербального состоит в восприятии информации. К примеру, чтобы правильно уловить смысл речи собеседника, нам необходимо подключать ум и логику. Тогда как при распознавании жестов и мимики на помощь приходит интуиция. Еще один момент: если при словесном взаимодействии между людьми может возникнуть речевой барьер в виде культурных или национальных расхождений, непонимания смысла определенных терминов, то в случае с невербальным общением такое случается редко. Ведь вне зависимости от места нахождения человека его открытая широкая улыбка будет воспринята как признак радушия и дружелюбия, а взмах руки станет символом приветствия. Безусловно, преодолеть речевой барьер порой бывает очень сложно. Но попав в иностранное государство, мы всегда сможем объясниться с местными жителями при помощи жестов, что говорит о высокой эффективности такой коммуникации.

Подведем итог, в чем разница между вербальным и невербальным общением.

Вербальное общениеНевербальное общение
Подразумевает под собой использование устной или письменной речиВ основе лежит язык тела
Главным инструментом выступают словаПостроено на мимике, жестах, прикосновениях
Может быть лживым и неискреннимСтановится отражением наших истинных чувств и переживаний
Поддается контролю со стороны человекаЗачастую выступает бессознательным проявлением
Для восприятия информации необходимо подключать ум и логикуПри распознавании жестов на помощь приходит интуиция
Между людьми зачастую возникает речевой барьер ввиду непонимания смысла сказанногоОтличается высокой эффективностью и простотой трактовки
Присуще только человекуХарактерно как для людей, так и для животных

Невербальная речь — Школа Ораторского Мастерства

Что такое вербальная и невербальная речь?

Любая речь состоит из невербальной и вербальной речи.

Вербальная речь – это содержание речи. То, что можно записать на бумаге с помощью букв.

Читая сейчас эту статью, вы видите только вербальную речь.

Невербальная речь – это то, что записать не удалось. Это, к примеру, интонации.

Как их записать?

Это и другие элементы речи: жесты, громкость голоса, эмоции.

Их тоже записать с помощью букв сложно.

Их можно записать с помощью аудио и видео.

Можно, но опять же, не все можно записать. К примеру, когда мы слушаем оратора со сцены, сидя в зале – это одна речь. А когда то же самое, просматриваем в записи – это уже совсем другая речь.

Посмотрите видео о жестах:

 

Что важнее, вербальная или невербальная речь?

Речь – это такой способ общения (воздействия). Общаться можно, как с помощью вербальной речи (словами), так и с помощью невербальной речи.

Когда готовится красивая содержательная речь – планируется воздействовать с помощью вербальной речи.

Но воздействие с помощью невербальной речи – куда сильнее.

То есть, не так важно, что сказать, как важно, как это сказать.

Есть разная статистика, которая утверждает, что наша речь состоит на 20 процентов из вербальной речи и на 80 процентов невербальной.

То, как мы говорим, с каким настроением, с какой интонацией, с каким выражением лица, с каким взглядом — тоже составляющие речи.

Вербальная речь чаще всего воспринимается, как основное содержание речи. Сознательно мы слушаем вербальную речь.

То есть, сознанием мы слушаем слова.

Невербальная речь — тоже содержание речи. Мы слышим невербальную речь подсознанием. И обращаем внимание не только на то, что сказано, но куда больше на то как сказано.

Так как люди склоны доверять больше подсознанию, то для нас невербальная речь является более важной.

Приведу пример. Человек нам говорит, что рассказывает чистую правду. И при этом приводит доказательства своей искренности. Но подсознательно мы замечаем, что этот человек нас обманывает. Поверим этому человеку или нет? Нет!

Скорее всего — нет! Люди разные. Есть глухие к доводам, а есть «глухие» к невербальной речи. И не видят очевидного, что на лице написано: «Человек врет»

Как мы воспринимаем невербальную речь?

Чем мы воспринимаем вербальную речь? Ушами и глазами.

А невербальную речь? Всеми органами чувств.

Невербальная речь более содержательная.

 Мы умеем говорить и вербально и невербально. И умеем обманывать, как вербально, так и невербально.

Например. Когда человек намеренно улыбается, что он хочет этим сказать?  Человек делает вид, будто бы нам рад. Мы же делаем вид, будто в это поверили — тоже улыбаемся.

Общаться с помощью невербальной речи ребенок начинает с самого рождения.

Еще не зная никаких слов, ребенок с легкостью «разговаривает» с нами. А мы — с ним. Дети между собой тоже великолепно «разговаривают». Они быстро находят «общие» темы и начинают совместные игры.

При этом, если их послушать со стороны, слова можно и не обнаружить.

А словами ребенок овладевает куда позже. Для ребенка это не так уж и легко, как вы помните.

И, когда ребенок не может нам объяснить что-то словами, он использует проверенное средство — невербалику.

Невербально мы умеем разговаривать с самого рождения. А что же потом?

Потом человек вкладываем много сил в овладении вербального общения.

А невербалика? Жаль, но многие люди ее почти не развивают.
Или даже — начинают скрывать.

Есть люди, настолько замкнутые от общения, что даже невербально начинают «молчать».

На публике люде тоже начинают скрывать свою невербальную речь. И таких людей много.

Посмотрите сами, как себя ведет человек, оказавшись перед публикой?

Привычное легкое поведение куда-то исчезает. Исчезают эмоции. Исчезают жесты. Зато появляется маска на лице. Либо маска «серьезности», либо маска «улыбчивости». И мы часто удивляемся: «Куда делся тот естественный и живой человек? Что же с ним случилось?»

Но это происходит не со всеми людьми на публике. Актеры именно на публике лучше «излучают» невербальную речь. Ораторы — тоже!

Нужно ли развивать невербальную речь?

По этому поводу есть много мнений и споров. Кто-то считает, что не нужно, кто считает — что нужно.

Есть мнения, что человеку мешают так называемые «комплексы». И, если их побороть, невербальная речь сама будет литься легко и свободно. Человек, лишенный «комплексов», сможет выдавать невербальную речь лучше любого актера.

Кто-то считает, что нет никаких «комплексов» — есть лишь «неумение».

Я придерживаюсь и той, и другой позиции вместе. Если есть страх — его нужно развеять. Если же нет навыка — его нужно развивать.

Невербальная речь — так же развивается, как и любой другой навык.

Невербальную речь можно развивать, как в группах, так и индивидуально онлайн.

Посмотрите видео.

С уважением, тренер риторики Болсунов Олег.

 

Читать следующую страницу →

↑ Подняться в Оглавление книги 

/ Невербальная речь оратора / Что такое невербальная речь / Копирайтинг /

Похожее

Почему вербальное и невербальное общение важно на рабочем месте?

В современном деловом мире и в любой обстановке общение является основной и важной функцией.

Слово «коммуникация» означает « — процесс, посредством которого люди обмениваются информацией с помощью общих систем, символов или знаков, основанных на поведении, официальных документов и словесных ».

Многие общаются посредством вербального или невербального формата.

Независимо от того, какое сообщение вам нужно передать, его успех зависит от того, насколько эффективно вы сможете его донести.

Здесь мы обсудили несколько моментов, касающихся важности вербального и невербального общения в работе .

Importance of Verbal and Nonverbal Communication

Устные способы общения:

Устное общение включает слова, которые можно произносить или писать. Поскольку это цифровой мир, сообщения часто отправляются коллегам, супругам, друзьям и т. Д.

Со смартфонами у всех в руках часто отправляются текстовые сообщения с использованием слов и символов.

Он включает в себя организованный набор слов в форме языков, которые облегчают людям отправку сообщений или разговор.

Через вербальное общение мы можем сообщить другим о том, что мы намерены передать или передать знания другим. Ключевым фактором является прояснение отсутствующей информации и недопонимания, которое может возникнуть.

Невербальные способы общения:

Невербальное общение играет важную роль в создании хорошего воздействия.Этот способ общения сосуществует с вербальным, он включает в себя мимику, жесты, позы тела и зрительный контакт.

Также известный как межличностное общение, этот способ общения обычно сосуществует с вербальным общением.

Язык нашего тела четко усиливает сообщение и производит впечатление, которое сохраняется надолго. Это помогает дополнять или опровергать утверждения одним лишь выражением лица! Это может иметь большое влияние.

Важность вербального и невербального общения:

Несмотря на то, что существуют различные способы общения, мы фокусируемся на вербальных и невербальных способах общения, особенно на рабочем месте.Давайте рассмотрим два режима по отдельности.

Важность вербального общения на рабочем месте:

importance of verbal communication

1. Исправление ошибки:

Просто предположите, что был файл, который нужно сохранить, и вы допустили небольшую ошибку. Сказав «Прошу прощения за ошибку», вы спасетесь.

Сила слова «Извините» эффективна, поскольку является частью вербального общения.

2. Уговорить кого-нибудь:

Вам нужно убедить вашего коллегу присоединиться к проекту, тогда на помощь приходят уловки убеждения.Здесь ваш навык вербального общения поможет привлечь его / ее на борт.

3. Создание отношения:

Вы новичок на рабочем месте и, разговаривая с коллегой, вы создаете новые отношения.

Только прилагая усилия к общению с другими, вы создаете новые отношения, которые не могут быть созданы без словесного общения.

4. Принося ясность:

Есть небольшая проблема, которую должны понять другие участники, и здесь вы можете заставить их понять, используя правильный синтаксис и семантику.

Даже правильное написание слов поможет сделать читателя понятным, особенно в электронных письмах, меморандумах и т. Д.

5. Повышает производительность:

improve productivity with communication

Без надлежащей связи или передачи сообщения членам команды было бы невозможно получить максимальную отдачу.

Команда, которая работает с хорошей латеральной коммуникацией и групповым обсуждением, дает лучшие результаты.

6. Повышение удовлетворенности работой:

Расширение прав и возможностей сотрудников посредством восходящей и нисходящей коммуникации является признаком повышения удовлетворенности работой.

Через поток информации вверх в форме обратной связи, и если начальство отвечает, выслушивая их, это означает, что сотрудники наделены полномочиями.

7. Положительно влияет на прогулы:

Сообщая факты и обновленную информацию от руководства, обеспечивает большую прозрачность и меньшее количество прогулов.

8. Обмен идеями:

sharing ideas with colleagues

Общение внутри команды или внутри компании требует двустороннего потока идей.Если есть площадка для обмена идеями, она обязательно принесет компании больший успех.

9. Снимает преграды:

Эффективное общение помогает устранить препятствия между руководством и работающими сотрудниками.

Правильно настроенные и расшифрованные слова для сотрудников послужат инструментом для преодоления разрыва. Ясное и прозрачное общение — залог успеха.

10. Дает мотивацию:

Слова поддержки и признательности, высказанные руководством в нужное время, повышают уровень уверенности сотрудников и, в свою очередь, способствуют повышению производительности.

Поскольку мотивация оказывает прямое влияние на продуктивность, вербальная коммуникация играет решающую роль в обеспечении обратной связи и признании людей в форме электронных писем, меморандумов, объявлений, информационных бюллетеней и т. Д.

Важность невербального общения на рабочем месте:

importance of nonverbal communication

1. Показать согласие или несогласие:

Между коллегами проходит встреча, и иногда в речи говорится о том, что требует согласия аудитории.

Вы бы заметили, что кивок может изменить выражение лица. Этот жест «кивнуть» показывает, что слушатели предпочитают, подразумевая « да » или « нет » для ответа.

2. Поддержание отношений:

Улыбка в лицо при входе в комнату или желании, чтобы они сделали день. Это знак для поддержания отношений, которые очень важны на рабочем месте.

3. Отсутствие слуха:

Если вы разговариваете с членом команды, и он / она не поддерживает зрительный контакт во время разговора, это означает, что он вас не слушает.

Они проявляют признаки незаинтересованности. Вот почему всегда говорят, что нужно поддерживать зрительный контакт, когда говорит другая сторона. Это обеспечит передачу сообщения на противоположную сторону.

4. Не интересует:

Если руководитель группы проводит внутреннее собрание, и он / она замечает, что один из участников смотрит вниз или в окно / дверь, это означает, что он / она отвлечены и не заинтересованы или не обращают внимания.

Такое общение необходимо соблюдать и консультировать.Таким образом, руководитель группы будет фокусировать внимание на целях.

5. Аспекты параязыка:

paralanguage nonverbal communication

Параязык — это аспект, который относится к громкости голоса, высоте тона, скорости слов. Если вы говорите слишком быстро, связь нечеткая.

Если ваш голос слишком тихий, сообщение не передается целевой аудитории. Делая паузы между словами или повторяя слова, они заставят конкретный аспект записываться в их сознании.

6. Знак доверия:

На рабочем месте позы обозначают наши атрибуты. Когда мы стоим прямо и держим голову прямо, поддерживая зрительный контакт при разговоре с коллегами или руководителями, это свидетельствует о нашей уверенности.

Если вы сидите, слегка расставленные колени и отведенные от тела руки указывают на то, что вы расслаблены и уверены в себе.

7. Знак отряда:

Стоять со скрещенными руками на груди или сидеть на кончике стула в сгорбленной позе — признаки отстраненности.

Даже то, что человек наклонился или смотрит вниз, часто показывает, что человек не заинтересован. Это создаст неправильный сигнал.

8. Обнадеживающий интерес:

Выражение лица, которое отражается в другом человеке, как зеркало, вызывает интерес к другому. Такие невербальные способы отражения кого-либо наблюдаются часто.

9. Знай культуру:

Некоторые рабочие места имеют многокультурную среду, и важно иметь краткие знания о типах культурного принятия.Это означает, что прикосновение, являющееся знакомой чертой рукопожатия, похлопывания по спине, похлопывания по плечу и т. Д., Может иметь разные значения в другой культуре.

Знать, что это убережет вас от обид на рабочем месте, поскольку культура тоже играет важную роль.

10. Служебная площадь:

В большинстве случаев обсуждения на рабочем месте требуют личного взаимодействия. В таких случаях нахождение в непосредственной близости от человека вызывает беспокойство, и это также отличается от культуры к культуре.

В большинстве случаев расстояние между вами и вашим коллегой должно быть оптимальным, чтобы оно не было ни слишком далеко, ни слишком близко.

Вывод:

Итак, вы можете понять, вербальное или невербальное общение важно на рабочем месте. Коммуникация — это основа бизнеса, и она может быть вашим лучшим другом или злейшим врагом.

По эффективности вербальная коммуникация в бизнесе аналогична роли невербальной коммуникации в бизнесе.Людям нужно будет пересмотреть свои коммуникативные навыки, которыми они обладают, и попытаться улучшить их, помня о плюсах и минусах.

Главный аспект заключается в том, что информация должна передаваться надлежащим образом. Отсутствие информации вызывает организационные беспорядки. Следовательно, организационные коммуникации важны для улучшения отношений между руководством и сотрудниками.

Наиболее важным аспектом обоих способов общения является то, что оба используются для взаимопонимания и в конечном итоге приводят к продуктивным и удовлетворительным результатам.

Благодаря невербальному общению наше отношение становится понятным, в то время как вербальное общение делает наше значение понятным для другой стороны.Save

.

Невербальная коммуникация — Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия

Невербальная коммуникация (NVC) отправляет и принимает бессловесные сообщения. Язык — не единственный способ общения, есть и другие средства. Часто невербальное общение происходит бессознательно: оно происходит без размышлений.

Две фотографии из книги Дарвина Expression of the Emotions , показывающие эмоцию отвращения.

NVC может использовать жесты и прикосновения, язык тела или позу, выражение лица и зрительный контакт.ННО можно передавать через такие предметы, как одежда и прически. Танец — это тоже тип невербального общения.

В речи есть невербальные элементы, известные как параязык . К ним относятся качество голоса, эмоции и стиль речи, ритм, интонация и напряжение. Точно так же письменные тексты содержат невербальные элементы, такие как почерк, пространственное расположение слов или использование смайлов, например :).

Невербальное общение имеет три основных аспекта: ситуация, в которой оно происходит, коммуникаторы и их поведение во время взаимодействия. [1] p7

Значение вербального и невербального Редактировать

Вербальный означает «использование слов». Таким образом, вокальные звуки, не являющиеся словами, такие как ворчание или пение бессловесной ноты, невербальны. Языки жестов и письмо понимаются как вербальное общение, поскольку оба используют слова — хотя, как и в речи, паралингвистические элементы встречаются вместе с невербальными сообщениями. Невербальное общение может происходить через любой сенсорный канал — зрение, звук, запах, осязание или вкус.ННО важно, потому что:

«Когда мы говорим (или слушаем), наше внимание сосредоточено на словах, а не на языке тела. Но наше суждение включает и то, и другое. Аудитория одновременно обрабатывает как вербальные, так и невербальные сигналы. Движения тела сами по себе обычно не являются положительными или отрицательными. оценка будет определяться ситуацией и сообщением ». [2] p4

Функции невербального общенияРедактировать

Разговорный язык часто используется для передачи информации о внешних событиях, но невербальные коды больше используются в межличностных отношениях. [3] Согласно Аргайлу, существует пять основных функций невербального телесного поведения в человеческом общении: [4]

  • Для выражения эмоций
  • Для выражения межличностного отношения
  • Для сопровождения речи: помогает говорящим вести разговор.
  • Чтобы представить свою личность
  • Для выполнения ритуалов (например, приветствий)

ParalanguageEdit

Paralanguage — это изучение невербальных сигналов голоса.Различные акустические свойства речи, такие как тон, высота и акцент, известные под общим названием prosody , могут давать невербальные сигналы. Параязык может изменить значение слов.

Лингвист Джордж Л. Трэджер разработал классификацию набора голоса, качества голоса и вокализации. [5]

  • Голосовой набор — это контекст, в котором говорит говорящий. Это может включать ситуацию, пол, настроение, возраст и культуру человека.
  • Параметры голоса — это громкость, высота, темп, ритм, артикуляция, резонанс, назальность и акцент. Они дают каждому человеку уникальный «голосовой отпечаток».
  • Вокализация состоит из трех подразделов: характеристики, квалификаторы и сегрегаты.
    • Характеры — это эмоции, выражаемые во время разговора, такие как смех, плач и зевота.
    • Квалификатор — это стиль доставки сообщения — например, крик «Эй, хватит!», В отличие от шепота «Эй, хватит!».
    • Вокальные сегрегации, такие как «ага», говорят говорящему, что слушатель на самом деле слушает.

Визуальная коммуникация Редактировать

название: Старый, старый, рассказ

ОдеждаEdit

Одежда и мода в целом отправляют сообщения. Мы судим других по тому, что видим, по крайней мере, когда мы впервые встречаемся с ними. Мода — это отражение времени и места. Стили показывают историю и период времени так же, как и любая книга по истории. Одежда отражает то, что думают люди и как они живут.Мода — невербальное высказывание. Он отражает наше время, наши убеждения, а иногда и нашу религию.

Язык телаПравить

Язык тела означает, как держится ваше тело: стойка . Он показывает ваше отношение (душевное состояние) к тому, что происходит вокруг вас. Другие улавливают знаки в мгновение ока.

Взгляд в глаза Редактировать

Попадание в глаза и физический контакт …

Зрительный контакт может указывать на интерес, внимание и вовлеченность. [1] p10 Взгляд включает взгляд во время разговора, взгляд во время слушания, количество взгляда и частоту взглядов, модели фиксации, расширение зрачка и частоту моргания. [4] п. 153

ЭмоцииПравить

Демонстрация сильных эмоций — это мощное общение, которое сразу становится понятным. Как показал Дарвин, многие сигналы одинаковы во всех культурах. [6] Примеры сильных эмоций, отображаемых визуально:

Они перечислены для большей ясности. Никто не ошибается в гневе или страхе, но наблюдатель может иногда упускать из виду более тонкие эмоции.

Touch — это классическое невербальное общение. Это, пожалуй, самое сокровенное (самое близкое), что один человек может сделать с другим.Что это означает, зависит от контекста. Вот краткий список того, что мы можем делать, когда прикасаемся к другому человеку:

  1. Выражаем к ним наши чувства
  2. Управляйте ими
  3. Научи их
  4. Играй с ними
  5. Занимайтесь с ними любовью
  6. Наказать

Большинство искусств — это формы невербального общения:

Животный мирРедактировать

Животные, не относящиеся к людям, не имеют нашего языка, но многие используют невербальное общение.Для многих аромат играет большую роль в их общении. Кроме того, социальные животные могут понимать значение тона голоса и даже понимать ключевые слова. Скажите «рации!» семейной собаке … [7] С социальными и умными животными люди могут иметь настоящие отношения. В общем, это животные, являющиеся млекопитающими. Невербальное общение сильно развито у млекопитающих, причем млекопитающие в основном социальные животные.

Многие животные распознают сигналы тревоги друг друга (межвидовая коммуникация). [8] Действительно, общение между животными того или иного вида почти универсально среди позвоночных. [9]

Связанные страницы Редактировать

Ссылки Редактировать

  1. 1.0 1.1 Кнапп, Марк Л. и Холл, Джудит А. 2007. Невербальное общение в человеческом взаимодействии . 5-е изд, Уодсворт. ISBN 0-15-506372-3
  2. ↑ Гивенс Д.Б. 2000. Тело говорит: что ты говоришь? Успешных встреч , 51.
  3. ↑ Аргайл, Майкл и др. 1970. Сообщение о низших и высших установках вербальными и невербальными сигналами. Британский журнал социальной и клинической психологии 9 : 222-231.
  4. 4,0 4,1 Аргайл, Майкл. 1988. Телесная связь . 2-е изд, Мэдисон. ISBN 0-416-38140-5
  5. ↑ Флойд К. и Герреро, Л.К. 2006. Невербальное общение в близких отношениях . Erlbaum, Mahwah N.J.
  6. ↑ Дарвин, Чарльз 1872 г. Выражение эмоций у человека и животных . Мюррей, Лондон.
  7. ↑ Hotchner, Tracie 2005. Собачья Библия: все, что ваша собака хочет, чтобы вы знали . Пингвин. ISBN 9781440623080
  8. ↑ Fichtel C. 2004. Взаимное распознавание тревожных сигналов сифаки ( Propithecus verreauxi verreauxi ) и краснолобого лемура ( Eulemur fulvus rufus ). Познание животных 7 : 45–52.
  9. ↑ Брэдбери Дж. У. и С.Л. Vehrencamp.2011. Принципы общения с животными . Сандерленд, Массачусетс: Синауэр.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *