Результаты социализации: Результаты социализации

Содержание

Результаты социализации

Процесс социализации

Определение 1

Социализация определяется исследователями как процесс усвоения человеком определенной системы норм и ценностей, а также знаний, которые необходимы ему для того, чтобы быть полноценным членом социума.

Поскольку это неоднородный процесс, то он включает в себя сразу несколько ключевых элементов. Это и воспитание, и образование, а также еще и совокупность достаточно стихийных воздействий, которые могут влиять на человека, на его процесс ассимиляции в социальные группы и в целом в общественную систему. Помимо этого, на процесс социализации влияют некоторые факторы, которые необходимо типологизировать следующим образом:

  • Внутренние факторы;
  • Внешние факторы.

В качестве внутренних факторов социализации индивида мы выделим генетически заданные факторы, а также процесс самовоспитания. Что касается генетически заданных аспектов, то этом могут быть физиологические и интеллектуальные особенности индивида, а также его психические данные, которые могут как способствовать социализации, так и тормозить ее. Индивид может страдать некоторыми психическими заболеваниями и отклонениями, а также может попросту не быть полноценным в физическом плане (проблемы со зрением, слухом, речью, иные физические недостатки и увечья). Все это напрямую оказывает влияние на то, каким образом он будет адаптироваться к новым социальным и культурным условиям.

Готовые работы на аналогичную тему

Что касается внешних факторов, то их также можно разделить на две основные группы:

  1. Макросреда – вся общественная система, государство и его устройство, социальное положение индивида, нация и культура, вероисповедание. Все эти элементы неизменно оказывают влияние на человека и его жизнь, а также могут способствовать индивидуализации его процесса социализации, делают его уникальным;
  2. Микросреда – в нее входят разнообразные социальные группы, неформальные общности, семья и отдельные личности, которые также влияют на человека и его мышление, мировоззрение, ценностные ориентации.

Процесс социализации включает в себя несколько фаз. Первая фаза – это социальная адаптация индивида. адаптация выражается в приспособлении индивида к новым социальным и экономическим условиям, а также к ролевым функциям и нормам, социальным группам и организациям, в которых он осуществляет свою жизнедеятельность. Вторая фаза – это интериоризация индивида. он выражается в непрерывном процессе включения социальных норм и ценностей в повседневную человеческую жизнь.

Замечание 1

Таким образом, не только личности человека формируется под влиянием ценностей, но и ценности начинают образовываться в соответствии с потребностями индивида, его желаниями.

Основные итоги процесса социализации

Говоря о результатах процесса социализации, следует изначально сказать о том, что главный итог – это сформированная человеческая личность, которая воспринимает социальные нормы, обладает сознанием и может воспроизводить опыт, добавляя в него особенности собственного мышления и мировосприятия. Но исследователями также выделяются следующие результаты, которые измеряются в показателях:

  • Объективные показатели – это видимы изменения, произошедшие в социальном статусе индивида, а также освоение им новых ролей по мере получения нового социального опыта;
  • Субъективные показатели, которые также включают в себя идентичность. Идентичность индивида как результат процесса социализации – это субъективное чувство, которое в одно и то же время можно наблюдать как самотождественность и непрерывность.

Каждому человеку необходимо испытывать свою принадлежность к обществу, ведь именно так он ощущает свою связь с другими людьми и может вести полноценную деятельность. В целом, коммуникации личности являются важной частью ее жизни: ни один человек не может жить в обществе и при этом не контактировать с его другими членами. Поэтому необходимо помнить об этом, и с самого раннего возраста обучать человека к самостоятельному созданию социальных и коммуникационных сетей вокруг себя.

Идентичность человека может быть выявлена на различных уровнях. Во-первых, это личностный уровень, или как мы его привыкли называть «индивидуальный». Здесь человек начинает постепенно сознавать себя как личность, осознавать свою неповторимость. Это мотивирует его к дальнейшему развитию его способностей, к самосовершенствованию. Во-вторых, групповой тип идентичности – осознание себя не просто личности, но еще и как члена какой-либо социальной группы. Третий тип идентичности – социальный. В данном случае, человек также понимает, что он существует не просто в рамках локальной группы, но и скорее в рамках более обширного образования. Например, он ощущает себя гражданином государства. Последний тип идентичности, который образуется в результате процесса социализации – общечеловеческий. Индивид осознает себя как представитель человечества.

Таким образом, результаты социализации в основном акцентируют внимание на том, что создается особая личность со своими уникальными чертами и ценностями. Тем не менее, человек также должен быть восприимчив к общепринятой ценностной и нормативной системе, иначе он будет чувствовать себя лишним, а окружающие перестанут воспринимать его. Социализация помогает человеку учиться, совершенствовать самого себя, передавать социальный опыт и знания и получить их от других членов общества. именно по этой причине к социализации и ее механизмам приковано очень пристальное внимание со стороны исследователей. Крайне важно не просто воспитать личность, но и сделать ее стабильной, менее восприимчивой к негативным явлениям в обществе. Если же человек сталкивается с ними, то он нуждается в уверенности в своих действиях, а это можно обеспечить только на начальных этапах развития и воспитания индивида. как и первичная, так и вторичная социализации играют важную роль в жизни человека, закладывают в него фундамент последующей взрослой жизни, и оба этапа, а также идущие параллельно с этими иные этапы необходимо организовывать тщательно, учитывая особенности человека.

что это такое, виды, этапы, формы

Приветствую Вас, друзья!

Любой человек существует в условиях социума, представляя собой единение индивидуальных особенностей и социального начала. Одним из неотъемлемых элементов социума является социализация. В этой статье мы подробно разберемся с тем, что такое социализация, в чём её значение. Узнаем, какие формы и виды социализации существуют. Начнем.

Что такое социализация?

Социализация – это процесс получение человеком набора личностных качеств, необходимых для полноценного существования в социуме. Социализация проходит во время взаимодействия индивида с внешней средой и другими членами общества.

Результатом социализации становится превращение человека в полноценную личность. Накопленный опыт и знания общения в социуме приводят к личностным трансформациям и выработке определенных черт и манер общения и поведения. При этом социализация представляет собой бесконечный процесс, так как переоценка взглядов возможна в любом возрасте.

Учесть необходимо и двусторонний характер социализации. Она предполагает не только накопление человеком определенного опыта и знаний, но и обеспечивает формирование взаимоотношений. Получаемый при этом социальный опыт трансформируется в личные пристрастия и предпочтения. На себя индивид позиционирует и ролевые функции, характерные для социума.

В условиях коллективной жизни вопрос вхождения отдельного человека в общественную структуру продолжают оставаться актуальными. Именно социализация и является процессом, обеспечивающим интеграции человека в существующие социальные группы.

Виды социализации

С точки зрения социологии, социализация может быть первичной или вторичной. Подобную классификацию предложили П.Бергер и Т.Лукман.

Первичная социализация строится вокруг семьи, выступающей в качестве агента. С детства ребенок приобретает свои первые ценности от родителей и других членов семьи. Данный этап рассматривается основополагающим, ведь именно в детском возрасте формируется фундамент, на основе которого будет всю оставшуюся жизнь строиться личностное развитие.

Вторичная социализация реализуется за счет разнообразных социальных институтов, включая образовательные учреждения. Важную роль приобретает школа, где каждый ребенок выступает агентом социализации. Фактически любое объединение или группа, членом которой выступает индивид, воздействует на участников своими правилами и нормами.

Этапы социализации

Социализация – это многоэтапный процесс, длящийся десятилетиями. Первоначально проходит , то есть гармоничное вхождение индивида в предлагаемые условия социальной среды. Для адаптации характерно три направления: физиологическая, социальная и психологическая.

Физиологическое направление предусматривает знакомство с окружением и формирование социальных связей, способствующих обеспечению самореализации. Человек общается с окружением и познает окружающее пространство, прикладывая в дальнейшем силы для реализации целей, стоящих перед коллективом.

Индивидуализация представляет собой этап, на котором человек уже полностью определился со своим местом, сформировался в качестве личности со своими позициями, убеждениями и оценками происходящего вокруг. Если первоначально человек в обществе стремится к сходству с другими членами, то на этапе индивидуализации человек стремится стать непохожим на окружение, но при этом его персональные особенности должны укладываться в границы ценностей, принятых в социуме.

Интеграция отражает процесс принятия личности другими участниками социума. В результате формируется своеобразный консенсус — социум, принимая индивида в свое общество, накладывает обязательства соблюдения им определенных норм и правил поведения. Более высокий интеграционный потенциал имеют новички, полезные для социальной группы. В такой ситуации не исключена возможность предоставления личности определенных преференций и послаблений, возможности несоответствия отдельным критериям, принятых в группе.

Факторы социализации

Мы с Вами разобрались с тем, что такое социализация, и самое время узнать, какие факторы влияют на процесс её становления. На сегодня факторы, подвергнутые изучению, объединены в четыре обособленные группы.

Люди

  • Мегафакторы. Набор факторов глобального характера, оказывающих свое воздействие на все население Земли.
  • Макрофакторы. Факторы, воздействующие на население отдельного государства, национальности или этнические группы, проживающие на определенной территории, и руководствующиеся едиными принципами.
  • Мезофакторы. Факторы воздействия на уровне отдельных групп людей, например, проживающих в одном населенном пункте, принадлежащих к общей субкультуре и так далее.
  • Микрофакторы. Набор явлений, воздействующих непосредственно на отдельного человека из его ближайшего окружения, например, члены семьи, одноклассники в школе, общественные организации, религиозные объединения.

Формы социализации

Для социализации принято выделять наличие двух форм.

Ненаправленная предполагает стихийное формирование под воздействием ближайшей социальной среды тех или иных качеств человека. Поэтому она носит название стихийной. Окружением при этом считаются родственники, ближайшие друзья, коллеги.

Направленная социализация предусматривает выстроенную систему методик воздействия, создаваемых социальными институтами с целью привить индивидуумам определенные ценности и идеалы, характерные для общества в целом.

К числу методов направленной социализации необходимо отнести воспитание. Под ним понимается последовательный процесс воздействия на личность в период ее становления и развития для выработки определенного восприятия мира, набора ценностей и установок социального характера, позволяющих провести полноценную подготовку человека для полноценного самостоятельного существования в рамках социума.

Существующие формы социализации при определенных условиях могут связываться между собой, но возможно и полное отсутствие согласования. Появление противоречий становится основой для конфликтов, становящихся преградой на пути дальнейшей социализации личности.

Стихийная социализация, формируемая в условиях ближайшего окружения, зачастую сталкивается с устарелостью стереотипов (что такое стереотип?) и форм восприятия, характерных для старших поколений, и утративших часть своей актуальности в современном мире. В таком случае она способна вместе с положительными моментами нести в себе и отрицательный аспект. Результатом такого воздействия является проявление социальных патологий.

В свою очередь реализация ненаправленной социализации без применения мер направленного воздействия способна привести к ущербности отдельной личности или социальной группы. Именно поэтому целенаправленность воздействия является важным элементом проведения социализации индивидов.

Заключение

Социализация важна, как для отдельного человека, так и общества, причем данный процесс продолжается в течение всего жизненного цикла индивидуума. Основная часть социализации приходится на детство и молодость, но нельзя игнорировать и его важность для взрослого человека, когда мировоззрение может трансформироваться и меняться.

Социализация личности

Определение 1

Социализация личности – это процесс вхождения индивида в социальную структуру, в результате чего происходят преобразования в структуре общества и в каждой личности.

Понятие социализации

В современных условиях социальной жизни актуальной является проблема включения каждого человека в структуру общества и единую социальную целостность. Основным понятием этого процесса является социализация личности, позволяющая человеку стать полноценным членом социума.

В результате процесса социализации усваиваются нормы жизнедеятельности групп и проявляется их уникальность, а человек усваивает ценности, образцы поведения, социальные нормы. Это необходимо для успешного существования в любом обществе.

Замечание 1

Личность социализируется на протяжении всей жизни, так как окружающая действительность находится в постоянном движении и трансформации. Человеческая жизнь – это непрерывный процесс адаптации, который требует постоянных обновлений и изменений.

Человек — это социальное существо. Процесс его интеграции в социум достаточно сложен и длителен, так как включает в себя определение ролей, усвоение норм и ценностей социальной жизни.

Готовые работы на аналогичную тему

Процесс социализации личности предполагает привыкание человека и его внедрение в общественную среду. Различают два вида социальной адаптации:

  1. Биофизиологическая адаптация личности – это привыкание личности к природным факторам и условиям ее функционирования. Человек постепенно привыкает к температурным условиям обитания и их смене, влажностью воздуха, атмосферным осадкам, смене времен года. Кроме того, такая адаптация связана с возможностью принятием человеком изменений в своем организме, его постепенном развитии. Личность адаптируется путем использования дополнительных материальных средств, а также активизации психических процессов, их регулированию.
  2. Психологическая адаптация – это процесс привыкания личности, ее внутреннего мира, качеств, приспособление своей индивидуальности к социальной среде, ее условиям, нормам и требованиям. Каждый индивид выполняет в социуме определенные роли. В процессе этой адаптации личность приобретает определенный социальный статус, который определяет ее положение в социальной сфере, функциональную роль, правовые возможности.

Этапы социализации личности

Процесс социализации человеческой личности в своем развитии проходит три главные фазы:

  • освоение социальных норм и ценностей и норм;
  • стремление личности к персонализации и самоактуализации, а также к определенному воздействию на других членов общества;
  • интеграция человека в определенную социальную группу, в которой он может раскрыть свои свойства и возможности.

Только последовательное протекание процесса социализации может привести к благополучному его завершению. Процесс социализации включает определенные этапы социализации личности.

Основными считаются следующие этапы:

  1. Первичная социализация, которая протекает с рождения до полного становления личности;

  2. Вторичная социализация, подразумевающая перестройку зрелой личности в период пребывания в социуме.

  3. Этап интеграции . Он связан с развитием стремления и потребности стать частью общество, благополучно вписаться в него. Этот этап может пройти успешно при принятии социумом свойств личности, ее индивидуальности. Если же, социум не способен принять личность со всеми ее особенностями, то имеются такие вариации развития событий:

    • Сохранение своей индивидуальности, несмотря на общественное мнение и проявление агрессии к обществу, либо уверенность в себе и своих силах и внедрение в общественную среду, несмотря ни на что;
    • Адаптация к требованиям общества, желание стать таким же его членом, как другие, координально изменив себя;
    • Конформизм. В этом случае происходит лишь внешнее согласие индивида с общественными нормами и привыкание к ним. Однако, внутренне индивид не согласен с ними и не желает быть таким, как все.
  4. Трудовой этап. Процесс социализации личности начинается в раннем возрасте, а именно с начала совершения человеком элементарной трудовой деятельности и протекает в течение всей его трудовой деятельности. предполагается, что личность не просто усваивает общественные нормы и требования, но и совершает действия на благо обществу, работая в его среде.

  5. Пенсионный этап. Человек уже не принимает участие в трудовой деятельности, но все равно проходит процесс социализации, поскольку передает свой социальный опыт новому поколению.

Процесс социализации логично рассматривать в зависимости от возраста человека.

Детство. Социализация человека начинается с самой ранней стадии его развития. В детском возрасте почти на 70% формируется личность человека. В случае запаздывания этого процесса наблюдаются необратимые последствия. До семи лет понимание собственного «Я» проходит наиболее естественно, чем в старшем возрасте.

Подростковый возраст. Этот социальный этап в общем жизненном цикле каждого отдельного индивида очень важен. Именно на этом этапе происходят основные физиологические изменения и становление личности. С тринадцатилетнего возраста дети начинают брать на себя значительно больше обязанностей.

Период молодости. Возраст шестнадцати лет наиболее напряженный и опасный. Это связано с тем, что с этого возраста индивид сознательно и самостоятельно решает, какой социум для дальнейшей жизни ему выбрать.

Период от 18 до 30 лет. В этом возрасте базовые инстинкты и становление социализации переориентируются на работу и личные отношения. Неправильное освоение или восприятие этих сфер может привести к необратимым серьезным последствиям, в результате которых человек бессознательно будет жить до кризиса, наступающего в возрасте тридцати лет.

Период зрелости. На данной стадии, которая длиться примерно до 60 лет, особо воспринимается воздействие со стороны других людей, подтверждение своей нужности. В этот период человек вкладывает свои ресурсы в труд, заботу о детях, удовлетворение своих и общественных потребностей.

Период старости. Для него характерно завершение создания формы эгоидентичности, человек переосмысливает свою жизнь, пытается осознать свое «Я» в процессе духовных раздумий о прожитых годах.

Факторы, влияющие на социализацию

На каждом из этапов социализации на индивида оказывают влияние определенные факторы, соотношение которых различно на разных этапах.

Выделяют четыре группы факторов социализации:

  1. Микрофакторы. К ним относятся социальные параметры, которые определяют жизненное устройство личности, ее местоположение, качество жизни, социально-экономическое устройство общества. Сюда входят малые социальные общности: семья, учреждения образования и воспитания, различные религиозные заведения.
  2. Мезофакторы. К ним относятся параметры общественного устройства, а именно того микросоциума, в котором обитает индивид. Сюда входит: местопребывания, тип поселения, его коммуникации, национальная принадлежность, традиции и обычаи этого общества.
  3. Макрофакторы. Это параметры социализации личности, как к социальной, так и к природной среде обитания, которые связаны с тем, что индивид проживает в составе большой социальной общности. К ним относится государство, в котором проживает личность, его политический строй, культурные ценности.
  4. Индивидуальные факторы. Сюда входят показатели развития личности на определенном возрастном этапе. От них зависит восприятие личности общественной среды, ее возможности и способности к прохождению процесса адаптации.

Условия социализации

Факторы успешной социализации

Социализация – это сложный процесс, который происходит под воздействием достаточно большого количества самых разнообразных факторов. Так, в современной науке принято выделять несколько основных групп условий (факторов) социализации:

  1. Мегафакторы – космические факторы, условия планетарного значения, мировые тенденции и факторы;
  2. Макрофакторы – состояние государства, этнос и его особенности, установки в обществе, в целом место страны на мировой арене;
  3. Мезофакторы – тип поселения, в котором находится человек и проходит свою социализацию, СМК, наличие субкультуры и роль в ней самого индивида, который социализируется;
  4. Микрофакторы – семья человека, соседи, которые окружают его и могут оказывать влияние на его психическое состояние и мировоззрение. Сюда же следует отнести группы сверстников, воспитательные организации, разнообразные организации различного значения: общественные, государственные, религиозные и частные организации, контрсоциальные организации, оказывающие девиантное влияние на общество. Нельзя исключать фактор микросоциума и его состояния.

Готовые работы на аналогичную тему

Средства социализации могут быть самыми различными, и зависят от того, к какой сфере они относятся. Это может быть и способ, которым пользуется мать для вскармливания младенца и последующего ухода за ним. Исследователи причисляют к средствам социализации формируемые бытовые и гигиенические умения, окружающие человека продукты материальной (массовой) культуры, элементы духовной культуры, которые прививаются человеку. Важно учитывать стиль общения, его содержание, то, как выстраивается диалог в семье, и как он в дальнейшем поддерживается. Нередко говорят, что для успешной социализации человека необходимо проявлять к нему уважительное отношение, даже если он еще мал. Ребенок все чувствует, и модель поведения в дальнейшем переносит на свое общение со сверстниками и другими членами общества.

Основываясь на так называемом субъектно-объектном подходе, процесс социализации и ее условия следует рассматривать в качестве сложного образования, которое оказывает серьезное влияние на развитие человека и его непосредственное самоизменение в процессе усвоения культурных элементов и их последующего воспроизводства. Условия жизни могут привести его к стихийности, а могут быть строго направленными на конкретный результат.

Элементы социализации

Замечание 1

Сущность процесса социализации заключается в том, чтобы успешно сочетать два взаимосвязанных элемента социализации: приспособления и обособления человека, находящегося в условиях конкретного сообщества и стремящегося привнести в него что-либо новое.

Следует подробнее рассмотреть два эти элемента, чтобы оценить их значимость.

Приспособление – иными словами этот процесс исследователи называют социальной адаптацией, — это не только процесс, но еще и результат встречной активности субъекта в условиях социальной среды. адаптация предполагает согласование требований человека и ожиданий социальной среды в отношении к человеку с его установками и особенностями социального поведения. Сюда также следует отнести согласование самооценок и притязаний человека с его реальными возможностями, а также с реалиями, которые предполагает окружающая среда. Таким образом, адаптация – это одновременно и процесс, и результат становления индивида как социального существа.

Второй элемент социализации – это обособление. Если в процессе приспособления человек стремится адаптироваться к социальным установкам и нормам, то в процессе обособления он стремится автономизироваться от общества, сохранить свои уникальные черты. Результатами этого процесса являются следующие:

  • Потребность в наличии собственных взглядов на жизнь, различные процессы и явления – ценностная автономия;
  • Потребность иметь собственные привязанности и зависимости – эмоциональная автономия;
  • Потребность самостоятельно решать его собственные проблемы и искать ответы на имеющиеся вопросы. Также здесь человек учится противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоизменению, самоопределению, реализации и утверждению себя как личности.

Социализация протекает в виде процесса взаимодействия детей, подростков и юношей, и предполагает большое количество различных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. О факторах, которые оказывают влияние на процесс социализации, мы уже рассказали в предыдущей части нашей работы. Сейчас следует отметить, что социализация человека осуществляется при помощи довольно широкого набора универсальных средств. Их содержание довольно специфично для того или иного общества, социального слоя, и зависит также от возраста индивида, который проходит социализацию. Например, отношения внутри семьи, пример, который демонстрируют родители во взаимоотношениях друг с другом могут также повлиять на социализацию человека. Видя наглядные примеры, в его сознании формируется понимание того, что есть хорошо, а что может плохо сказаться на его жизни.

Нередко происходит подмена понятий. Это может быть в нетрадиционной или неполной семье, или в целом в условиях ее отсутствия. У человека формируется ложное понимание того, как необходимо общаться с другими людьми, как следует выстраивать отношения с окружающими, что может повлечь за собой довольно негативные последствия. Все это мешает ему воспринимать ценности и нормы, не позволяет адекватно оценивать сложившуюся ситуацию. Социализации отдают важную роль исследователи из различных областей: социологии, психологии, социальной психологии, психиатрии. Они отмечают значимость процессов, которые сопутствуют социализации, а затем и являются ее последствиями. В целом, человек социализируется на протяжении всей своей жизни, и прекращает делать это только непосредственно перед смертью. Сегодня открыты большие возможности для социализации людей даже самого преклонного возраста.

Функции и цели социализации личности

Сущность социализации

Социализация является сложным и многогранным процессом взаимодействия человека с внешней средой. Следует выделять социализацию в широком и узком смысле:

  • В широком смысле социализация понимается, как процесс становления человека как биопсихосоциального существа.
  • В узком смысле социализация характеризуется, как взаимный двусторонний процесс, который включает в себя с одной стороны усвоение социальных норм и правил индивидом, а с другой стороны функционирование человека как активного субъекта в системе социальных отношений с помощью деятельности и общения.

Стадии социализации и их основные цели

Социализация проходит в несколько последовательных этапов:

  1. Детство. Период детства характеризуется самоопределением и формированием собственного Я. Основной целью этого этапа является становление самостоятельной личности человека.
  2. Юность. Данный этап ставит перед молодым человеком множество ситуаций, требующих выбора. В этот период человек определяется в профессиональном плане и выбирает спутника жизни.
  3. Зрелость. Данный этап – этап самореализации. Основная цель данного этапа заключается в становлении человека в профессиональном плане и в роли супруга и родителя
  4. Старость. Этап самосознания. На данном этапе основной целью является осознание результатов прожитой жизни, принятие себя.

Готовые работы на аналогичную тему

Социализация является сложным процессом, независимо от этого можно выделить основную цель социализации – усвоить социальные нормы и ценности, необходимые для успешного взаимодействия с обществом. В рамках основной цели социализации, можно сказать о том, что человек должен усвоить дисциплину, цели, собственное Я и роли.

В рамках социализации человек усваивает те или иные нормы поведения, принятые в обществе, тем самым формируется дисциплина.

Также можно говорить о том, что общество закладывает в нас те или иные цели, достижение которых возможно в результате успешной социализации. Обретя цели в обществе, человек осознает себя через одобрение или осуждение общества.

В процессе социализации человек также учится исполнять определенные социальные роли в определенных социальных статусах.

Функции социализации

Функции социализации как двустороннего процесса:

  1. Усвоение социальных норм, знаний, ценностей, социальной информации, необходимой человеку для успешного вовлечения в систему общественных отношений.
  2. Освоение различных форм и видов деятельности для усвоения и накопления социального опыта.
  3. Понимание себя как субъекта социальной действительности с помощью усвоенных социального опыта и социальной информации.
  4. Самоидентификация, самоопределение личности посредством поиска собственного Я, что позволяет осознать выполняемые социальные функции и роли.
  5. Воспроизведение социального опыта посредством преобразующей деятельности.

Принято выделять два типа социализации:

  • Личностная — заключается во всеохватывающем последовательном развитии человека в обществе. В обществе и при помощи его механизмов человек получает способность к пониманию себя и других, формирует особенности своего поведения и характера, вступает в межличностные отношения.
  • Общественная — характеризуется формированием и развитием культуры посредством самовоспроизводства общества.

Исходя из этих типов, выделим основные функции социализации:

  1. Нормативно-регулятивная функция означает, что посредством социальных норм человек формирует свое поведение в обществе, и социальной группы в целом. Личностно-преобразовательная. В рамках межличностного взаимодействия человек проявляет свою индивидуальность, тем самым, отделяя себя от остальных. Социальные отношения строятся им на основе его собственных целей, мотивов, желаний, идеалов и ценностей.
  2. Ценностно-ориентационная. Данная функция заключается в том, что человек функционирует в обществе, придерживаясь ценностей, принятых в этом обществе. Ценности определяют отношение человека к его семье, родителям, друзьям, общению и материальным благам и т.д.
  3. Информационно-коммуникативная. Процесс социализации строится посредством общения человека с обществом, социальными группами, людьми, в рамках которого происходит обмен информацией.
  4. Прокреативная. Прокреация – это способность человека к воспроизведению потомства, продолжению рода. Общество передает этот опыт поколению, для поддержания развития социализации и становления личности внутри нее.
  5. Творческая. Процесс социализации сопровождается стремлением человека к созиданию, творчеству и улучшению, в случае, если мы говорим об успешной социализации.
  6. Компенсаторная. Данная функция характеризуется воспроизводством недостаточных психофизиологических особенностей человека, активизируя эти силы для борьбы с заболеванием. Эта функция направлена на формирование способности к противостоянию общественному мнению, приспосабливая человека с особенностями к жизни с ней в обществе.

Таким образом, можно говорить о всеохватывающем масштабе социализации. В случае сложностей в выполнении той или иной функции встает вопрос о десоциализации и ресоциализации.

Десоциализация и ресоциализация

Определение 1

Десоциализация – это процесс утраты человеком приобретенного социального опыта, распада социальных норм и ценностей.

Десоциализация бывает различной по степени выражения, от легкой дезориентированности в общественных отношений до полной утраты связей с обществом.

Чаще всего десоциализация обусловлена экстремальными условиями, в которых оказывается человек. Например, он попадает в тюрьму или в психиатрическую больницу.

Определение 2

Ресоциализация – это усвоение новых социальных норм и ценностей вместо прежних, ранее разрушенных. Смысл ресоциализации заключается в том, что при столкновении человека с новой информацией, которая не отвечает его прежним ценностям и нормам, происходит их переосмысливание – ресоциализация.

Ресоциализация и десоциализация бывают поверхностными или же интенсивными, глубокими, радикально меняющими личность человека.

понятие, виды, этапы, цели, примеры

«Быть со всеми» и «оставаться самим собой» — вот два, казалось бы, взаимоисключающих мотива, лежащих в основе движущей силы социализации личности. То, что именно, ради чего и как человек использует из унаследованного и приобретенного арсенала своих потенций, служит основой его будущих успехов или неудач, определяет его уникальный и неповторимый жизненный путь.

Понятие социализации

Понятие социализации синонимично понятию «развитие личности» в возрастной психологии. Однако ключевое их отличие состоит в том, что первое предполагает взгляд со стороны общества, а второе — со стороны самой личности.

Также понятие социализации синонимично понятию «воспитание» в педагогической психологии, но не в узком его смысле, а в широком, когда предполагается, что воспитывает вся жизнь, вся система.

Социализация — сложный многоуровневый процесс освоения индивидом социальной реальности. С одной стороны, это процесс, который помогает человеку усвоить все то, что его окружает в социальной действительности, в том числе социальные нормы и правила общества, элементы культуры, духовные ценности, выработанные человечеством, а потому помогает ему впоследствии успешно действовать в этом мире.

С другой стороны, это также процесс, который связан с тем, как именно этот усвоенный опыт дальше применяется личностью, то есть как личность, будучи активным социальным субъектом, этот опыт реализует.

Важнейшими факторами социализации личности выступает феномен нахождения человека в группе и самореализации через нее, а также его вхождение во все более сложные структуры общества.

фигура и дартс

Цели и задачи

Цель социализации — формирование ответственного и социально активного поколения, действия которого регулируются социальными нормами и общественными интересами. Она решает три основные задачи:

  • интегрирует индивида в общество;
  • способствует взаимодействию людей через усвоение ими социальных ролей;
  • сохраняет общество благодаря производству и передаче культуры от поколения к поколению.

Социализированность — это результат освоения и активного применения личностью традиционного социокультурного наследия при сохранении и развитии своей индивидуальности.

Механизмы

В каждом обществе функционируют механизмы социализации, с помощью которых люди передают друг другу сведения о социальной действительности. Говоря социологическим языком, имеют место некоторые «трансляторы» социального опыта. Это средства, которые передают от поколения к поколению накопленный опыт, способствующий тому, что каждое новое поколение начинает социализироваться. К таким трансляторам относятся различные знаковые системы, элементы культуры, системы образования, социальные роли. Механизмы социализации подразделяются на две категории: социально-психологические и социально-педагогические.

Социально-психологические механизмы:

  • Импринтинг — запечатление информации на рецепторном и подсознательном уровнях. В большей степени присущ младенческому возрасту.
  • Экзистенциальный нажим — усвоение языка, норм поведения на неосознаваемом уровне.
  • Подражание — следование какому-либо образцу, произвольное или непроизвольное.
  • Рефлексия — внутренний диалог, во время которого человек критически осмысляет, а затем принимает либо отвергает те или иные общественные ценности.

Социально-педагогические механизмы:

  • Традиционный — усвоение человеком господствующих стереотипов, протекающее, как правило, на неосознаваемом уровне.
  • Институциональный — запускается при взаимодействии человека с различными учреждениями и организациями.
  • Стилизованный — функционирует при включенности в какие-либо субкультуры.
  • Межличностный — включается всякий раз при контакте с субъективно значимыми для человека лицами. девушка за письменным столом

Этапы

Социализация — процесс поэтапный. На каждом этапе вышеупомянутые трансляторы работают по разному, также включаются особые механизмы, способствующие лучшему освоению социальной действительности.

В отечественной литературе, в частности, в учебниках по социальной психологии Андреевой Г. М., выделяются три стадии социализации: дотрудовая, трудовая и послетрудовая. На каждом этапе меняются акценты, и прежде всего соотношение двух сторон социализации — в смысле освоения опыта и в смысле передачи опыта.

Дотрудовая стадия социализации соответствует периоду жизни человека от рождения до начала трудовой деятельности. Она подразделяется еще на два самостоятельных периода:

  • Ранняя социализация — присуща отрезку времени от рождения до поступления в школу. В возрастной психологии это период раннего детства. Для данной стадии характерно некритическое усвоение опыта, подражание взрослым.
  • Стадия обучения — охватывает весь период юности в широком понимании. Она однозначно включает в себя время обучения в школе. А вот вопрос о том, к какому этапу отнести студенческие годы, стал предметом дискуссий. Ведь многие учащиеся вузов и техникумов уже начинают работать.

Трудовая стадия социализации соответствует периоду зрелости человека, хотя следует отметить, что демографические границы зрелого возраста весьма условны. Она охватывает весь период активной трудовой деятельности человека.

Послетрудовая стадия социализации подразумевает период жизни человека после окончания основной трудовой деятельности. Она соответствует пенсионному возрасту.

родственники в сборе

Виды

Для понимания видов социализации необходимо рассмотреть социальные институты, соответствующие каждому этапу развития. На дотрудовой стадии институты способствуют вхождению индивида в социальный мир и освоению им этого мира, его особенностей и законов. В период раннего детства самый первый институт, в рамках которого человек начинает осваивать социальный опыт, — это семья. Далее следуют различные детские учреждения.

В период обучения индивид начинает взаимодействовать с первым более-менее официальным представителем общества — школой. Именно здесь он впервые знакомится с основами социализации. Институты, соответствующие этому периоду, снабжают необходимыми знаниями об окружающем мире. Также в этот период огромную роль играет группа сверстников.

Институты трудовой стадии — это предприятия и трудовые коллективы. Что касается послетрудовой стадии, то вопрос остается пока открытым.

Исходя из институционального контекста, различают два вида социализации: первичную, связанную с приобретением опыта из непосредственного окружения человека, и вторичную, связанную уже с формальным окружением, воздействием учреждений и институтов.

Сферы

Основные сферы, в которых происходит освоение индивидом социальных связей, — это деятельность, общение и самосознание.

В процессе деятельности у человека расширяется кругозор относительно различных видов деятельности. Далее эта новая информация структурируется, и затем человек центрируется на каком-то определенном виде деятельности как главном, основном на данном этапе. То есть выстраивается иерархия, происходит осмысление и определяется центральный вид деятельности.

Общение расширяет и обогащает связи человека с общественностью. Во первых, происходит углубление форм общения, то есть переход от монологического к диалогическому общению. Что это значит? То, что человек научается децентрироваться, принимать в расчет точку зрения другого как равного партнера по общению. Примером монологического общения может выступать крылатое и полушутливое выражение: «По этому поводу есть две точки зрения — моя и неправильная». Во-вторых, увеличивается круг общения. Например, с переходом из школы в институт запускается процесс освоения нового окружения.

По мере освоения новых видов деятельности и новых форм общения человек развивает собственное самосознание, которое понимается как умение человека в общем отличить себя от других, умение осознать себя как «Я» и по мере этого развернуть какую-то систему представлений о жизни, о людях, об окружающем мире. Самосознание состоит из трех основных компонентов:

  • Когнитивное Я — знание каких-то своих собственных характеристик и представлений.
  • Эмоциональное Я — связано с общей оценкой себя.
  • Поведенческое Я — это осмысление того, какой стиль поведения, какие способы поведения для человека характерны и какие он избирает.

По мере социализации происходит рост самосознания, то есть осмысление себя самого в этом мире, своих возможностей, своих предпочитаемых стратегий поведения. Здесь очень важно отметить, что по мере роста самосознания человек научается принимать решения, делать выбор.

Принимать решения — это очень важный момент социализации, потому что только адекватные решения позволяют человеку впоследствии совершать достаточно адекватные действия в этом окружающем его мире.

В совокупности деятельность, общение и развитие самосознания представляют собой процесс, в ходе которого человек осваивает расширяющуюся вокруг него действительность. Она начинает развертываться перед ним во всем своем многообразии и во всех своих сложностях.

дети и радуга

Особенности социализации детей с ОВЗ

Социализация детей с ОВЗ — ограниченными возможностями здоровья — предусматривает их право на диагностику, особые программы психокоррекционной работы, организационно-методическую помощь семьям, дифференцированное и индивидуальное обучение. Для детей с особыми образовательными потребностями создаются:

  • Специализированные дошкольные образовательные учреждения, школы или коррекционные классы в обычных школах.
  • Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа.
  • Специальные коррекционные общеобразовательные учреждения.
  • Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
  • Образовательные учреждения начального профессионального образования.

Для детей с ОВЗ формируются возможности получения среднего профессионального и высшего профессионального образования. Для создаются специальные образовательные учреждения, а также предусматриваются различные формы интеграции в учреждениях общего назначения.

Несмотря на это, проблема социализации детей и подростков с ОВЗ продолжает оставаться актуальной. Много споров и дискуссий вызывает вопрос об их интеграции в общество «здоровых» сверстников.

молодые люди

Особенности социализации молодежи

Молодежь — наиболее подвижная часть общества. Это та группа, которая наиболее восприимчива к новым веяниям, явлениям, знаниям и представлениям о мире. Но она недостаточно адаптирована к новым для себя социальным условиям, и потому легче поддается воздействиям и манипуляциям. В ней еще не сформированы устойчивые взгляды и убеждения, затруднена и политическая, и социальная ориентация.

От других групп общества молодежь отличается еще и тем, что является вовлеченной практически во все социальные процессы или непосредственно, или опосредованно, например, через свою семью.

К данной социально-демографической группе относятся люди в возрасте от 16 до 30 лет. На эти годы приходятся такие важные события, как получение среднего и высшего образования, выбор и освоение профессии, создание собственной семьи и рождение детей. В этот период остро ощущаются серьезные трудности на этапе жизненного старта. В первую очередь это касается вопросов трудоустройства, жилищных и материальных проблем.

На современном этапе отмечается усложнение проблем психологической адаптации молодежи, затруднены механизмы ее вовлечения в систему социальных взаимосвязей. Поэтому помимо общеобразовательных учреждений создаются специальные центры социализации молодежи (ЦСМ). Основные направления их деятельности, как правило, связаны с организацией социально-культурных и досуговых мероприятий, оказанием информационных и консультационных услуг, пропагандой здорового образа жизни. Молодежь является главным ресурсом общества, его будущим. Ее духовные ценности и взгляды, нравственный облик и жизненная устойчивость очень важны.

дед на фоне неба

Особенности социализации людей пожилого возраста

В последнее время социологами стало уделяться более пристальное внимание изучению социализации пожилых людей. Переход на послетрудовую стадию, приспособление к новому для себя образу жизни совсем не обязательно предполагает процесс роста. Развитие личности может остановиться или даже повернуть вспять, к примеру, из-за снижения физических и психологических возможностей человека. Сложность еще и в том, что для пожилых людей социальные роли четко не определены.

Тема социализации пожилых людей среди исследователей данного процесса вызывает в настоящее время бурные дискуссии, основные позиции которых совершенно противоположны. Согласно одной из них, понятие социализации неприменимо к периоду жизни, когда все социальные функции человека свертываются. Крайнее выражение этой точки зрения заключается в идее «десоциализации», следующей за трудовой стадией.

Согласно другой, необходим совершенно новый подход к пониманию психологической сущности пожилого возраста. Уже проведено достаточно много экспериментальных исследований, подтверждающих сохраняющуюся социальную активность лиц пожилого возраста. Изменяется лишь ее тип в этот период. А их вклад в воспроизводство социального опыта признается ценным и существенным.

бабушка диджей

Интересные примеры социализации людей за 60

Владимир Яковлев в рамках своего проекта «Возраст счастья» в книге «Захотела и смогла» освещает истории женщин, которые своим личным примером доказали, что никогда не поздно начать воплощать в жизнь свои невероятные мечты. Девиз книги: «Если это возможно в 60, значит, это возможно и в 30». Вот некоторые воодушевляющие примеры социализации людей в пожилом возрасте.

Рут Флауэрс в 68 лет решила стать клубным диджеем. В 73 года под псевдонимом «Мами Рок» она уже давала по несколько концертов в месяц, выступала в лучших клубах мира и практически жила в самолетах, совершая перелеты с одного конца света на другой.

Жаклин Мэрдок в юные годы мечтала работать фотомоделью. В свои 82 года — летом 2012-го — она прославилась на весь мир, став лицом бренда Lanvin.

Евгения Степанова по достижении 60 лет решила начать карьеру профессиональной спортсменки. Уже к 74 годам она добилась значительных успехов на этом поприще. Благодаря тому, что в мире проводится большое количество состязаний для возрастных спортсменов, у нее есть предостаточно возможностей ездить, соревноваться и побеждать.

Успешная социализация

Человек в процессе социализации проходит три основные фазы развития:

  1. Адаптация — овладение знаковыми системами, социальными ролями.
  2. Индивидуализация — обособление индивида, желание выделиться, найти «свой путь».
  3. Интеграция — вливание в общество, достижение баланса между личностью и обществом.

Личность считается социализированной, если она научена думать и поступать в соответствии с возрастом, полом и соци­альной ситуацией. Однако для успешной социализации этого недостаточно.

Секрет самореализации и успеха — активная жизненная позиция человека. Она проявляется в смелости инициативы, целеустремленности, сознательных действиях, ответственности. Реальные действия человека формируют его активный образ жизни и помогают занять определенное положение в обществе. Такой человек, с одной стороны, подчиняется нормам общества, с другой, — стремится лидировать. Для успешной социализации, для преуспевания в жизни человеку должны быть присущи следующие основные характеристики:

  • стремление к самоморазвитию и самоактуализации;
  • готовность принимать самостоятельные решения в ситуациях выбора;
  • успешная презентация индивидуальных способностей;
  • культура общения;
  • зрелость и нравственная устойчивость.

Пассивная жизненная позиция отражает склонность человека к подчинению окружающему миру, следованию обстоятельствам. Он, как правило, находит причины не прикладывать усилий, стремится избегать ответственности, в своих неудачах винит других людей.

Несмотря на то что формирование жизненной позиции человека уходит корнями в его детство и зависит от окружения, в котором он находится, ее можно осознать, осмыслить и преобразовать. Никогда не поздно менять себя, особенно в лучшую сторону. Человеком рождаются, а личностью становятся.

определение, выбор объекта, методика и особенности процесса социализации

Уже новорожденный ребенок имеет все биологические предпосылки для полноценной социальной жизни. Как реализуются эти качества, какое они найдут применение в общественной жизнедеятельности, зависит от окружения самого человека. Одно можно утверждать категорически: без общества себе подобных уровень социализации личности остается на нуле. Примерами служат многочисленные случаи детей-маугли, воспитанные животными. Такие люди в дальнейшем не могли прижиться в человеческом обществе.

Понятие социализации в социально-психологической науке

Исследованиями процесса общественной адаптации и взаимодействия человека с его окружением занимались многие ученые на протяжении нескольких веков. Во всех их изысканиях можно найти общие постулаты, которые являются основой для определения самого термина «социализация». Пожалуй, самое емкое объяснение данного понятия принадлежит основоположнику науки социологии Огюсту Конту. Ученый рассматривал само общество как живой организм, который развивается в гармонии и совершенстве. Вследствие этого человек как единица данного целого должен следовать общепринятым моральным законам. Процесс интеграции индивидуума в общество Огюст Конт предложил назвать социализацией. Первый и основоположный институт такого взаимодействия человека с окружением – семья, которую ученый назвал «вечной школой и образцом общественности».

Факторы формирования социализации

По мнению социального педагога А.В. Мудрика, среди основных причин адаптации индивидуума в социальной группе можно выделить следующие механизмы:

  • Макрофакторы. К ним относятся те движущие силы, которые способствуют социальному развитию личности (например, государство, страна, правительство, общество и т.д.).
  • Мезофакторы – механизмы, которые влияют на высокий уровень социализации на определенной территории или в конкретной этнической группе (регион, город, народность, поселение и т.д.).
  • К микрофакторам относятся воспитательные социальные институты (семья, группа сверстников, школа и другие учебные заведения).

Каждый фактор содержит элемент действия, под влиянием которого происходит социализация. В семье это близкие родственники, родители и сиблинги, в школе – учителя и соученики, в группе сверстников – единомышленники. Все эти субъекты называются агентами социализации.

Социализация в семье

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что социализация – это процесс обретения человеком умений, которые пригодятся ему для полноценной общественной жизнедеятельности.

Вопрос социализации: исторический экскурс

С древних времен общество воспринималось как институт морали и жизненных ценностей. Воспитание гражданина путем его подготовки к жизнедеятельности в товариществе, формирование его основной социальной роли рассматривались как социализация личности.

В Спарте полноценным членом военизированной общины становились в возрасте тридцати лет. До этого мальчики воспитывались в строгой манере. Более того, заботясь о здоровом обществе, старейшины сбрасывали больных младенцев с высокой горы, не давая им шанса выжить. Государство являлось основополагающим институтом воспитания своего полноправного члена. До семи лет мальчики были под эгидой своей семьи. Однако в семилетнем возрасте они забирались в специальные лагеря, где начиналось физическое и военное воспитание. Подобным учениям подвергались и девочки. К слову сказать, в Спарте не уделялось внимание интеллектуальному развитию молодежи. Чтению и счету обучали в минимальном объеме. Такая социализация была однобокой, что привело в дальнейшем к упадку великой страны.

Согласно древнегреческому философу Платону полис (государство) является основополагающим в воспитании гражданина. Однако, в отличие от спартанцев, греки отдавали предпочтение достижению всеобщего блага. Человек должен приносить пользу обществу, в котором живет. В «Государстве» Платона существовало равноправие полов. Девочки могли познавать закономерности мира наравне с мальчиками. Однако полис является всеобъемлющим контрольным органом жизни человека от его рождения до последних дней. В воспитании личности необходимо учитывать ее таланты и задатки. Только в таком случае уровень социализации человека будет повышаться.

Социализация ребенка

Всесторонне развитие личности ребенка являлось приоритетом в Древних Афинах. В отличие от Спарты тут присутствует гуманистический подход, что нашло отражение в сочинениях Лукиана. Именно человек, прекрасный душей и телом, является самой большой ценностью общества.

Древнегреческий философ Аристотель, в отличие от своего учителя Платона, отдавая пальму первенства в социализации личности государству, отнюдь не умаляет роли семьи в воспитании полноправного члена общества. Именно в семье начинается формирование гражданина. Сам же человек рассматривался философом как полноценная единица общества. Однако без круга себе подобных индивид становится животным, не приспособленным к содружеству. Высшее благо – это формирование социальных качеств гражданина. Уровни социализации личности, по мнению Аристотеля, включают гармоничное развитие физической, нравственной и интеллектуальной стороны человека.

Изучение социализации в трудах ученых — социологов и психологов

Одной из современных трактовок процесса приобщения человека к обществу является интеракционистский подход американского исследователя Джорджа Мида. Американский социолог рассматривал возможность развития межличностных отношений через социальное взаимодействие. Данный процесс является фактором формирования индивидуальных качеств человека. Владение языком помогает приобрести достаточный уровень социализации для полноценной жизни в обществе.

Согласно теории интеракционизма возрастание данного процесса напрямую зависит от степени социальной отзывчивости личности. Здесь имеется в виду способность человека воспринимать себя как действующую единицу общества. Личность во взаимодействии с окружающими берет на себя определенную социальную роль, которую проживает в два этапа. На первой стадии человеческое «я» формируется под влиянием установок и суждений других индивидов – партнеров по взаимодействию. Вторая стадия предполагает и воздействие моральных установок той общности, в которой обитает человек. Так формируются ценности и принципы самой личности, которая в результате и становится конструктором своей жизни.

Примерно начиная с 1930-х годов Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и другие исследователи стали основателями советской культурно-исторической школы психологии. По мнению ученых, характер человека является результатом влияния общества на его психику. В своем анализе поведения и жизнедеятельности личности Лев Семенович Выготский для понимания внутреннего мира личности предлагал рассматривать ее внешнее окружение. Общественный опыт может изменить смысл психических процессов человека и навязать ему свои ценности и принципы. Формирование уровней социализации личности зависит от усвоения ею социально-культурных форм деятельности.

Социализация человека

В свою очередь, Ж. Пиаже отводил главную роль когнитивному развитию человека. Для успешной социализации, по мнению ученого, необходимо формирование интеллектуальной стороны индивида. Последующая перестройка когнитивных возможностей происходит под влиянием социального опыта человека.

Современная западная социология выделяет Т. Парсонса как общепризнанного теоретика вопросов социализации. По мнению ученого, основная проблема взаимоотношений общества и личности лежит в усвоении, развитии и утверждении в процессах жизненного цикла действия. Перед социальной средой лежит задача удовлетворить все потребности своих членов. Как считает Т. Парсонс, уровни процесса социализации зависят от единого процесса, через который человек становится членом общества и всеми своими действиями поддерживает этот статус. Для успеха такого взаимодействия личности и окружения необходима строгая мотивация социального и культурного обучения. Иными словами, первичная потребность общества по отношению к его членам – это мотивация их участия согласно принятым нормам и требованиям.

Суть социализации – три уровня, выделяемые ученым, которые касаются нужд личности:

  • Верность религиозным ценностям общества.
  • Ранняя стадия формирования личности базируется на эротическом комплексе и подобных интимных взаимоотношений.
  • Высший уровень социализации связан с услугами инструментальной деятельности.

Все этапы процесса Т. Парсонс ассоциировал с суперэго, ид и эго, пользуясь при этом классификацией З. Фрейда. Первичная социализация индивида происходит в семье. Далее ведущая роль в процессе отводится школе и профессиональным коллективам.

Учеными, выделяющими уровни социализации, являются и бельгийские исследователи М.-А. Робер и Ф. Тильман. Согласно теории процесс взаимодействия человека с обществом делится на четыре этапа:

  • Оральная фаза – от рождения до 18 месяцев. Сосательный рефлекс ребенка движет всем его поведением.
  • Анальная фаза – 18 месяцев – 2,5 года. Действия ребенка начинают подчиняться самоконтролю. Здесь формируется ощущение собственного «я».
  • 2,5-6 лет – фаллический этап развития личности. Здесь формируются чувственные взаимоотношения ребенка с семьей. Любой внутрисемейный конфликт становится травмой для психики малыша и может существенно повлиять на дальнейшее поведение человека.
  • Фаза взрослости – от 6 лет до зрелого возраста. На этом этапе происходит автономность личности и наступает ощущение свободы.

Социальный опыт – основополагающая составная социализации учащихся

Только в процессе жизнедеятельности в группе приобретаются общественные навыки. На протяжении всей жизни, взаимодействуя в обществе, человек приобретает социальный опыт. Овладение общественными знаниями происходит тремя путями, которые взаимосвязаны:

  • Социальный опыт приобретается довольно стихийно. Ребенок с самых первых дней формирует свое поведение как член общества. Взаимодействуя с окружающими, малыш обретает установки и ценности того общества, в котором живет.
  • В дальнейшем социальный опыт приобретается в процессе воспитания и просвещения. Реализация обучения носит целеустремленный характер.
  • Существует и спонтанное приобретение социального опыта. Даже если ввиду раннего возраста самостоятельная деятельность невозможна, ребенок может мгновенно адаптироваться к меняющимся условиям жизни и окружающим.

Таким образом, уровни социализации ребенка зависят:

  • От его возможности осваивать социальную информацию в процессе своей деятельности.
  • От способности закреплять модели поведения при выполнении разных социальных ролей.
  • От возможности расширять круг социальных связей, общаясь с членами общества разного возраста и усваивая социальные нормы, установки, ценности.

Ребенок социализируется и приобретает собственный социальный опыт:

  • в процессе разнообразной деятельности, осваивая обширный фонд социальной информации, умений, навыков;
  • в процессе выполнения различных социальных ролей, усваивая модели поведения;
  • в процессе общения с людьми разного возраста, в рамках различных социальных групп, расширяя систему социальных связей и отношений, усваивая социальные символы, установки, ценности.

Основные институты, определяющие уровни социализации ребенка

Важными общественными группами, влияющими на вхождение личности в социум, являются семья, дошкольные учебные заведения, школа, вузы, трудовые коллективы. Также институтами социализации в отдельных случаях выступают политические партии, союзы и религиозные организации.

Определение уровня социализации зависит от степени влияния родителей на ребенка. Первичным коллективом в жизни человека является семья или группа, ее заменяющая. Именно здесь ребенок приобретает первые навыки взаимоотношений. Американский социолог Чарльз Кули утверждал, что первичные группы – фундамент для формирования социальной природы и поведения человека. А известный немецкий психоаналитик Эрих Фромм считал семью психологическим посредником между человеком и обществом.

Следующей ступенью в формировании уровней социализации является школа, а точнее, учебно-воспитательный процесс. Здесь индивид приспосабливается к отношениям и порядку, которые существуют в обществе. В современном социуме существуют противоположные тенденции социализации молодых людей. С одной стороны, морально-этические ценности (добросовестно трудиться, быть честным и порядочным) еще имеют место. Но рыночная экономика уже диктует свои правила и устои (например, стремление к наживе любым путем). Таким образом, перед современной молодежью стоит непростой выбор. В таких сложных условиях и формируются уровни социализации подростков.

Семейная социализация

Последующие институты (трудовые и религиозные организации, союзы, кружки и т.д.), в которых человек продолжает приобретать общественные нормы, влияют на личностное сознание в меньшей степени, чем первичные коллективы. Однако и они играют важную роль в формировании социализированной личности.

Типы социализации учащихся

В основе классификации процесса лежит временной фактор. Вследствие этого выделяют следующие типы (этапы) социализации:

  • Первичная. Это период от рождения человека до его взрослого возраста. Этап этот очень важен, поскольку здесь большое влияние оказывают уровни социализации общества. Первичным институтом процесса является родительская семья, где ребенок начинает знакомиться с нормами общества.
  • Ресоциализация (вторичная социализация) базируется на замещении ранее сложившихся паттернов поведения человека на качественно новые. Разрыв старых стереотипов характерен для вторичного этапа. Ресоциализация длится всю сознательную жизнь индивидуума.

Гендерная социализация

Существуют и другие уровни социализации, выделяемые учеными, – групповая (внутри конкретной группы), организационная (в процессе трудовой деятельности), досрочная («репетиция» основной деятельности, например игры девочек в дочки-матери), гендерная (по половому признаку) и т.д.

Методика диагностики уровня социализации младших школьников

Для изучения степени приобщения детей к общественным нормам целесообразно использовать комплект методик, предложенных Т.Б. Потапенко. При помощи опросников можно определить динамику социализации и конкретизации индивидуальной программы последующих влияний на отдельно взятого ребенка.

Комплекс состоит из трех методик:

  • Методика выявления особенностей социализации ребенка, состоящая из трех серий выборов.
  • Проективная методика на изучение зависимости эмоционального настроения ребенка вследствие взаимоотношений со сверстниками (автор – В.Р. Кисловская).
  • Методика проведения одномоментных срезов, предложенная Т.А. Репиной.

Социализация в школе

В результате проведения данного исследования можно определить уровень социализации младших школьников. Целесообразно проводить ее также и со старшими дошкольниками.

Общей целью комплекса опросников является выявление желания и стремления ребенка к общению со сверстниками, а также его мотивов и возможностей социальных взаимоотношений.

Диагностика социализации старших учащихся

Объективно необходимым и неотъемлемым этапом жизни каждого человека является социальная зрелость. Общественные и технические требования мотивируют повышение уровня образования и профессиональной подготовки личности. В процессе обучения закладываются не только интеллектуальные знания, но и нормы, ценности и традиции окружающего социума. Таким образом происходит социализация молодых членов общества.

С целью изучения динамики процесса доктор педагогических наук, профессор М.И. Рожков предложил методику для изучения социальной адаптированности и активности подростков. В процессе тестирования учащиеся должны ознакомиться с 20 суждениями и оценить каждое из них по степени своего согласия. Анализируя результаты, можно выявить следующие уровни социализации обучающихся:

  • Социальную активность.
  • Социальную адаптированность.
  • Социальную автономность, то есть готовность самостоятельно принимать важные решения.

Социализация подростков

Вследствие того что воспитание является ведущим началом социализации, для изучения динамики процесса целесообразно также применить методику уровня социализации «Моя семья». При помощи данного опросника можно определить степень выраженности социального приобщения в воспитании родительской семьи. Оценивая уровень взаимоотношений в семейном кругу (благополучный, удовлетворительный, неблагополучный), можно проанализировать и восемь определяющих факторов:

  1. Строгость или лояльность семейного воспитания.
  2. Формирование самостоятельности и инициативы.
  3. Доминирование одного из родителей или равноправные отношения.
  4. Отношение к школьному учреждению и учителям.
  5. Жесткость или лояльность методов воспитания.
  6. Характер взаимоотношений между членами семьи.
  7. Взаимопомощь и взаимоподдержка в семье.
  8. Общность интересов.

Методы воспитания социализации

В процессе приобщения ребенка к обществу существуют следующие механизмы формирования личности:

  • Идентификация ребенка со своей ролью члена общества. Человек осваивает разнообразные формы поведения, отношения, нормы и ценности. Основным методом идентификации является личный пример более опытных членов социума. В качестве примера может подойти также жизнеописание знаменитых людей.
  • Социальная ориентация – еще один механизм формирования уровня социализации учащихся. Он связан с определением личностью своих потребностей и осознанием возможности достичь их в условиях общества. Здесь в качестве метода выступает педагогическое требование как направляющий фактор действий человека.
  • Адаптация – еще один механизм социализации человека. Это процесс приспособления индивидуума к окружающей среде, ее нормам, правилам и традициям. Метод упражнения значительно облегчает социальную адаптацию ребенка.
  • Внушение как присвоение социального опыта на неосознанном, эмоциональном уровне. Здесь важна некоторая конформность личности, которая достигается методом словесного влияния. В условиях социальной терпимости лучше усваиваются нормы и традиции общества.
  • Механизм социальной презентации предполагает поддержание положительного впечатления личности о себе при взаимодействии с окружающими. Человек, по сути, играет ту роль, которая выделена ему обществом. В результате навязанное поведение со временем становится неотъемлемой частью деятельности ребенка. Важную роль в данном процессе играет метод поручения.
  • К механизмам, формирующим уровни социализации, относят фасилитацию (влияние поведения окружающих на сознание ребенка) и ингибицию (поведение, которое регулирует мотивы действия человека). Здесь методами, ускоряющими динамику социальных процессов, являются соревнование и наказание. Только используя все вышеперечисленные способы воспитания, можно достичь высокого уровня социализации личности.

Практический тест для социализации

1.

Какое из следующих утверждений верно?

а)

В отличие от других животных, человеческие младенцы рождаются с культурой.

б)

Человеческие младенцы приходят в мир готовыми изучать культуру, но не рождаются с ней.

в)

Социализация — это еще одно слово для аккультурации.

г)

б и в

2.

Общий процесс приобретения культуры обозначен как _____________.

а)

социализация

б)

аккультурация

в)

semai

г)

ничего из вышеперечисленного

3.

Что из следующего обычно усваивается в процессе социализации?

а)

ролей, которые нам предстоит сыграть в жизни

б)

нормы культуры

в)

язык людей вокруг нас

г)

все вышеперечисленное

4.

Какое из следующих утверждений верно?

а)

Социализация не играет роли в формировании личности человека.

б)

Крупномасштабные сложные общества, которые не являются культурно однородными, обычно имеют единодушное согласие относительно того, какими должны быть общие нормы.

в)

Успешная социализация может привести к единообразию в обществе.

г)

б и в

5.

Лица, которые не были социализированы так же, как большинство людей, часто рассматриваются их обществом как __________________.

а)

психически больной

б)

аномальное или нечетное

в)

девиантный

г)

все вышеперечисленное

6.

Когда начинается социализация?

а)

во время зачатия человека или в течение первых нескольких недель после зачатия

б)

при рождении или вскоре после него

в)

при поступлении в детский сад или детский сад

г)

, когда дети достигают половой зрелости и могут понять причины правил общества

7.

Что из следующего верно относительно социализации?

а)

Раннее детство — период наиболее интенсивной и ответственной социализации.

б)

Социализация продолжается, пока мы не станем взрослыми, а затем обычно прекращается, потому что к тому времени мы уже изучили нашу культуру.

в)

Все культуры используют одни и те же методы для социализации своих детей.
8.

Кто в основном участвует непосредственно в социализации детей во всем мире?

а)

взрослых мужчин 20-40 лет

б)

бабушка и дедушка

в)

женщин и девушек

9.

В результате исследования практик социализации в шести различных обществах Маргарет Мид в 1950 году она пришла к выводу, что _____________________________.

а)

Практика социализации заметно различается от общества к обществу.

б)

Практика социализации у людей одного общества в целом схожа.

в)

и то, и другое

г)

ничего из вышеперечисленного

10.

The r эпетивная отработка базовых навыков отдельным лицом
пример какого образовательного метода?

а)

формальный

б)

неформальный

в)

технический

г)

ничего из вышеперечисленного

.

определение социализации | Социологический словарь открытого образования

Определение социализации

( существительное ) Процесс изучения человеком или группой ожидаемых норм и обычаев группы или общества посредством социального взаимодействия на протяжении всей жизни.

Пример социализации

  • Детей социализируют родители, которые учат их приемлемому поведению в определенных социальных ситуациях, например, не разговаривать в кино и уважать старших.

Типы социализации

Социализация Произношение

Руководство по использованию произношения

Силлабификация: so · cial · i · za ·tion

Audio Произношение

Phonetic Spelling

  • — Американский английский — / американский английский shuh-luh-zAY-shuhn /
  • Британский английский — / soh-shuh-lie-zAY-shuhn /

Международный фонетический алфавит

  • Американский английский — / ˌsoʊʃələˈzeɪʃ (ə) n /
  • Британский английский — / ˌsəʊʃl̩ʌɪˈzeɪʃn /

Примечания по использованию

  • Множественное число: социализации
  • Социализация обычно относится к детям, но социализация является непрерывной, поскольку человек или группа адаптируются к другим людям или группам, ролям и ситуациям.
  • Социализация может быть преднамеренной (упреждающая социализация) или непреднамеренной, формальной или неформальной.
  • Агенты социализации включают семью, средства массовой информации, группы сверстников и школы.
  • Социализация подобна инкультурации. Разница между ними заключается в том, что социализация — это изучение социальных норм, а инкультурация — это изучение культурных норм; однако ни один процесс не происходит независимо от другого. Социализация обычно относится к детям и носит формальный или преднамеренный характер, приобщение к культуре обычно относится к «людям» в целом и носит неформальный характер.
  • В некоторых источниках аккультурация, инкультурация и социализация указаны как синонимы, хотя эти термины похожи и легко путаются, они не являются синонимами в академическом контексте.
  • Вариант написания: социализация
  • Люди ( глагол ) социализируются себя и других с помощью ( глагол ) общаются с другими ( существительное ) социализаторов , чтобы стать ( существительное ) социализированы .

Связанные цитаты

  • «Биологические модели для понимания человеческого поведения основаны на идее о том, что врожденные биологические различия между мужчинами и женщинами« программируют »различное социальное поведение мужчин и женщин. Это называется биологическим детерминизмом. Социально-ориентированные рамки, например, из областей культурной антропологии или социологии, рассматривают вариации в поведении и гендерных атрибутах. Эти подходы подчеркивают процесс социализации, который учит мальчиков и девочек соответствовать ожиданиям своего пола.Любой подход сам по себе — биология или социализация, природа или воспитание — неадекватен для объяснения сложных человеческих существ и того, почему мы делаем то, что делаем »(Tarrant 2009: 67).
  • «Социальная жизнь проистекает из двойного источника — сходства сознания и общественного разделения труда. В первом случае индивид социализируется, потому что в отсутствие какой-либо реальной индивидуальности он объединяется с другими, с которыми он имеет общее сходство, становясь частью того же коллективного типа; во втором случае, потому что, обладая внешностью и личной деятельностью, которые отличают его от других, он зависит от них в той мере, в какой он отличается от них, и, следовательно, от общества, которое является результатом этой комбинации »(Durkheim [1893] ] 2004: 32).
  • «То, какими людьми мы станем, во многом зависит от того, чему мы научимся в годы нашего становления из окружающих социальных групп и социальной среды» (Kendall 2006: 105).

Видео по теме

Дополнительная информация

  • Слово происхождение слова «социализация» — Online Etymology Dictionary.com
  • Блюм-Кулька, Шошана. 1997. Беседа за обедом: культурные модели общения и социализации в семейном дискурсе . Махва, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.
  • Коричневый, Клод. 1965. Дети в Земле Обетованной. Нью-Йорк. Macmillan.
  • Чари, Шарад и Стюарт Корбридж, ред. 2008. Читатель разработки . Лондон: Рутледж.
  • Черри, Эндрю Л. 1994. Социальные инстинкты: личность, семья и социальные связи .Вестпорт, Коннектикут: Praeger.
  • Дензин Н. К. 2010. Социализация детства . 2-е изд. Нью-Йорк: Сделка.
  • DuRocher, Кристина. 2011. Raising Racists: The Socialization of White Children in Jim Crow South . Лексингтон, Кентукки: Университетское издательство Кентукки.
  • Фланаган, Кара. 1999. Ранняя социализация: общительность и привязанность . Лондон: Рутледж.
  • Grusec, Joan E., and Paul D. Hastings, eds. 2016. Справочник по социализации: теория и исследования .2-е изд. Нью-Йорк: Guilford Press.
  • Джексон, Дэвид Дж. 2009. Развлечения и политика: влияние поп-культуры на политическую социализацию молодежи . 2-е изд. Нью-Йорк: Питер Лэнг.
  • Мэйнард, Эшли Э. и Мэри И. Мартини, ред. 2005. Обучение в культурном контексте: семья, сверстники и школа . Нью-Йорк: Спрингер.
  • Mennesson, C. 2009. «Быть ​​мужчиной в танце: способы социализации и гендерная идентичность». Спорт в обществе 12 (2): 174–95.DOI: 10.1080 / 17430430802590979.
  • Оуэнс, Тимоти Дж. И Ричард Сеттерстен-младший, ред. 2002. Новые рубежи в социализации . Амстердам: Эльзевир.
  • Рогофф, Барбара. 2003. Культурная природа человеческого развития . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
  • Roopnarine, Jaipaul L., and D. Bruce Carter. 1992. Социализация родителей и детей в различных культурах . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO.
  • Шаффер, Рудольф. 1995. Ранняя социализация . Лестер, Соединенное Королевство: Британское психологическое общество.
  • Неправильно, Деннис Х. 1961. «Сверхсоциализированная концепция человека в современной социологии». Американский социологический обзор 26 (2): 183–93. DOI: 10.2307 / 2089854.
  • Yawkey, Thomas D., and James E. Johnson, ред. 1988. Интеграционные процессы и социализация: от раннего до среднего возраста . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.

Связанные термины


Ссылки

Durkheim, Émile.[1893] 2004 г. «Разделение труда в обществе». Pp. 19–38 в Чтения Эмиля Дюркгейма . Ред., Отредактированный и переведенный К. Томпсоном. Нью-Йорк: Рутледж.

Кендалл, Диана. 2006. Социология в наше время: основы . 5-е изд. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.

Таррант, Шира. 2009. Мужчины и феминизм . Беркли, Калифорния: Seal Press.

Консультации по вопросам работ

Андерсен, Маргарет Л. и Ховард Фрэнсис Тейлор. 2011. Социология: основы .6-е изд. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.

Билтон, Тони, Кевин Боннет, Пип Джонс, Дэвид Скиннер, Мишель Стэнворт и Эндрю Вебстер. 1996. Вводная социология . 3-е изд. Лондон: Макмиллан.

Бринкерхофф, Дэвид, Линн Уайт, Сюзанна Ортега и Роуз Вайц. 2011. Основы социологии . 8-е изд. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.

Брюс, Стив и Стивен Йирли. 2006. Социологический словарь SAGE . Таузенд-Оукс, Калифорния: SAGE.

Кларк, Алан. 2010. Социология здравоохранения . 2-е изд. Харлоу, Англия: Лонгман.

Крукс, Роберт и Карла Баур. 2014. Наша сексуальность . 12-е изд. Белмонт, Калифорния: Обучение Уодсворта Сенсага.

Делейни, Тим и Тим Мэдиган. 2015. Социология спорта: введение . 2-е изд. Джефферсон, Северная Каролина: МакФарланд.

Диллон, Микеле. 2014. Введение в социологическую теорию: теоретики, концепции и их применимость к XXI веку .2-е изд. Молден, Массачусетс: Wiley-Blackwell.

Encyclopdia Britannica. (Нет данных) Britannica Digital Learning . (Https://britannicalearn.com/).

Ферранте, Жанна. 2011a. Видя социологию: введение . Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.

Ферранте, Жанна. 2011b. Социология: глобальная перспектива . 7 изд. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.

Феррис, Керри и Джилл Стайн. 2010. Реальный мир: Введение в социологию . 2-е изд. Нью-Йорк: Нортон.

Гидденс, Энтони и Филип У. Саттон. 2014. Основные понятия социологии . Кембридж: Политика.

Гриффитс, Хизер, Натан Кейрнс, Эрик Страйер, Сьюзан Коди-Рыдзевски, Гейл Скарамуццо, Томми Сэдлер, Салли Вайан, Джефф Брай, Фэй Джонс. 2016. Введение в социологию 2e . Хьюстон, Техас: OpenStax.

Хенслин, Джеймс М. 2012. Социология: практический подход . 10-е изд. Бостон: Аллин и Бэкон.

Хьюз, Майкл и Кэролайн Дж.Kroehler. 2011. Социология: ядро ​​. 10-е изд. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.

Киммел, Майкл С. и Эми Аронсон. 2012. Социология сегодня . Бостон: Аллин и Бэкон.

Корнблюм, Уильям. 2008. Социология в меняющемся мире . 8-е изд. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.

Macionis, John. 2012. Социология . 14-е изд. Бостон: Пирсон.

Macionis, John, and Kenneth Plummer. 2012. Социология: глобальное введение . 4-е изд.Харлоу, Англия: Образование Пирсона.

Марш, Ян и Майк Китинг, ред. 2006. Социология: понимание общества . 3-е изд. Харлоу, Англия: Образование Пирсона.

О’Лири, Зина. 2007. Разрушитель жаргона социальных наук: ключевые термины, которые вам необходимо знать . Таузенд-Оукс, Калифорния: SAGE.

Oxford University Press. (Нет данных) Оксфордские словари . (Https://www.oxforddictionaries.com/).

Равелли, Брюс и Мишель Уэббер. 2016. Изучение социологии: канадская перспектива .3-е изд. Торонто: Пирсон.

Шефер, Ричард. 2013. Социология: краткое введение . 10-е изд. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.

Скотт, Джон и Гордон Маршаллы. 2005. Социологический словарь . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

Шепард, Джон М. 2010. Социология . 11 изд. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.

Шепард, Джон М. и Роберт В. Грин. 2003. Социология и вы . Нью-Йорк: Гленко.

Стюарт, Пол и Йохан Заайман, ред.2015. Социология: краткое введение в Южную Африку . Кейптаун: Джута.

Столли, Кэти С. 2005. Основы социологии . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press.

Тейлор и Фрэнсис. (N.d.) Справочники Routledge Online . (Https://www.routledgehandbooks.com/).

Томпсон, Уильям Э. и Джозеф В. Хики. 2012. Общество в фокусе: введение в социологию . 7 изд. Бостон: Аллин и Бэкон.

Тишлер, Генри Л.2011. Введение в социологию . 10-е изд. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.

Тернер, Брайан С., изд. 2006. Кембриджский социологический словарь . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

авторов Википедии. (Нет данных) Википедия, Бесплатная энциклопедия . Фонд Викимедиа. (Https://en.wikipedia.org/).

Wiley. (Нет данных) Онлайн-библиотека Wiley . (Http://onlinelibrary.wiley.com/).

Cite the Definition of Socialization

ASA — American Sociological Association (5-е издание)

Bell, Kenton, ed.2013. «Социализация». В социологическом словаре открытого образования . Проверено 17 августа 2020 г. (https://sociologydictionary.org/socialization/).

APA — Американская психологическая ассоциация (6-е издание)

социализация. (2013). В К. Белл (ред.), Словарь социологии открытого образования . Взято с https://sociologydictionary.org/socialization/

Chicago / Turabian: Author-Date — Chicago Manual of Style (16-е издание)

Bell, Kenton, ed.2013. «Социализация». В социологическом словаре открытого образования . По состоянию на 17 августа 2020 г. https://sociologydictionary.org/socialization/.

MLA — Ассоциация современного языка (7-е издание)

«социализация». Социологический словарь открытого образования . Издание Кентон Белл. 2013. Интернет. 17 августа 2020 г. .

.

Статья о социализации в The Free Dictionary

Процесс, посредством которого человек приобретает определенные знания и ценности и принимает стандарты, которые позволяют ему функционировать как полноправный и равноправный член общества. Социализация включает в себя социально навязанные процессы целенаправленного формирования личности (воспитания), а также врожденные и спонтанные процессы, влияющие на формирование личности.

Существует множество теорий социализации. Некоторые исследователи считают человека биологической сущностью, врожденные формы поведения и инстинкты которой адаптируются к социальным условиям (фрейдизм), тогда как другие рассматривают личность как пассивный продукт социальных влияний.Согласно марксистской концепции, социализация должна изучаться филогенетически и онтогенетически. В первом изучается развитие родовых свойств человечества, а во втором — развитие определенного типа личности. Социализация — это не просто сумма внешних влияний, которые регулируют проявление имманентных биопсихологических импульсов и побуждений человека, но также процесс формирования целостной личности. Индивидуальность — не предпосылка, а результат социализации.Сущность, этапы и конкретные механизмы социализации имеют исторический характер; они сильно различаются от общества к обществу и определяются социально-экономической структурой общества.

Социализация — это не только прямое взаимодействие людей, но и совокупность социальных отношений, в том числе наиболее глубоких и косвенных. Это не механическое навязывание индивиду готовой социальной формы. В то время как индивид является объектом социализации, он также является субъектом социального действия, инициатором и создателем новых социальных форм.Таким образом, успех социализации зависит от того, в какой степени человек вовлечен в творческое социальное действие, которое преобразует общество путем устранения устаревших норм, морали и обычаев.

Различные аспекты социализации изучаются психологией (механизмы поведения и процесса обучения на разных этапах жизненного цикла), социальной психологией (социализирующая функция непосредственного окружения и межличностных отношений), социологией (взаимосвязь между процессами социализации). и институты в макросистеме), истории и этнографии (сравнительно-исторические исследования социализации в разных обществах и культурах) и педагогике (воспитание).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Выготский Л.С. Развитие высших психических функций . М., 1960.
Кон, И. С. Социология личности . Москва, 1967.
Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности . М., 1968.
Леонтьев А.Н. Проблемы развитияапсихики , 3-е изд. М., 1972.
Справочник по теории и исследованиям социализации . Под редакцией Д. А. Гослина. Чикаго, 1969.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.