Риторическое обращение это в литературе: Риторическое обращение и риторическое восклицание: примеры из поэмы «Полтава»

Содержание

Риторическое обращение и риторическое восклицание: примеры из поэмы «Полтава»

Риторическое обращение. Примеры риторических обращений

Риторическое обращение — это условное обращение к неодушевленному предмету, отвлеченному понятию или отсутствующему человеку.

Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,
Как русский, — сильно, пламенно и нежно!

М.Ю. Лермонтов. «Сашка» (1835-1836)

Риторическое обращение — стилистическая фигура: автор не пытается по-настоящему привлечь внимание того, к кому обращается. Очевидно, что поэт не может в буквальном смысле говорить с Москвой — город не услышит и не ответит на его признание в любви.

Читайте подробнее: Обращение в русском языке. Примеры и виды обращений

Задача риторического обращения — усилить выразительность речи, показать отношение к тому или иному предмету. Оно может придать поэтической речи нужную интонацию: патетическую, ироничную или иную.

Другое название для риторического обращения — апостроф.

Примеры риторических обращений

Цветы, любовь, деревня, праздность,
Поля! я предан вам душой.
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»

Мечты, мечты! где ваша сладость?
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
М.Ю. Лермонтов. «Смерть поэта»

Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал?
Н.В. Гоголь. «Мертвые души»

О Русь! в тоске изнемогая,
Тебе слагаю гимны я.
Милее нет на свете края,
О родина моя!
Федор Сологуб. «Гимны родине»

Читайте также: Что такое риторический вопрос. Примеры

Риторическое восклицание. Примеры риторических восклицаний

Риторическое восклицание — это показное выражение чувств: восхищения, изумления, восторга, негодования, злости. Его задача — усилить эмоциональность высказывания На письме такие предложения заканчивают восклицательным знаком.

Какое лето, что за лето!
Да это просто колдовство…
Ф.И. Тютчев. «Лето 1854»

О, дева всех румянее
Среди зелёных гор —
Германия!
Германия!
Германия!
Позор!
Марина Цветаева. «Германии»

Ветерок с полей тепло приносит,
Горький дух лозины молодой…
О, весна! Как сердце счастья просит!
Как сладка печаль моя весной!
Иван Бунин. «За рекой луга зазеленели…»

Другое название риторического восклицания — экскламация или эпекфонесис.

Риторическое восклицание, которое выражает возмущение, называется аганактезис. Например, латинское крылатое выражение: О времена, о нравы!

Риторическое восклицание в виде вставки, грамматически не связанной с контекстом, называется катаплока. Пример катаплоки:
А из тучи-то (хвала —
Диво дивное!)
Соколиная стрела,
Голубиная…
Марина Цветаева. «Ахматовой»

Риторические восклицания могут сочетаться с риторическими обращениями. Например, в стихотворении Валерия Брюсова:

Взмах! Взлет! Челнок, снуй! Вал, вертись в круг!
Привод, вихрь дли! Не опоздай!

Риторические восклицания их роль в поэме «Полтава»

Одно из школьных заданий на тему риторических восклицаний: найдите риторические восклицания в поэме А.С. Пушкина «Полтава» и объясните, какова их художественно-выразительная роль.

Примеры риторических восклицаний в «Полтаве»:

  • О, как слепа, безумна злоба!..

    Гетман-предатель Иван Мазепа изображает наигранную обиду перед царем Петром Великим, спасаясь от обвинений. Художественно-выразительная роль — эмоционально усилить эпизод, показать двуличие Мазепы.

  • Нет, дерзкий хищник, нет, губитель!
    Бесстыдный! старец нечестивый!

    Эти слова отца и матери юной Марии Кочубей, влюбившейся в пожилого Мазепу. Выразительная роль этих строк — показать глубину негодования родителей, их возмущение.

  • Как сладок юности покой!
    Как сон ее лелеет нежно!

    Это мысли Мазепы — с помощью этих восклицаний показана сила его страсти и нежности к юной возлюбленной.

  • И грянул бой, Полтавский бой!

    Кульминация произведения — Полтавское сражение, в котором Петр I разбивает шведского короля Карла XII, изменник Мазепа терпит поражение. Здесь задача риторического восклицания — создать героический и патриотический пафос, подчеркнуть значимость момента. От судеб отдельных людей Пушкин переходит к событию исторического масштаба.

Риторическое обращение — Карта знаний

  • Риторическое обращение — стилистическая фигура: обращение, носящее условный характер. В нём главную роль играет не текст, а интонация обращения. Риторическое обращение часто встречается в монологах. Главной задачей риторического обращения является стремление выразить отношение к тому или иному лицу либо предмету, дать ему характеристику, усилить выразительность речи. Риторическое обращение никогда не требует ответа и не несет в себе вопрос.

    Риторическое обращение, так же как риторическое восклицание и риторический вопрос, — своеобразные обороты речи, усиливающие её выразительность. Отличительной чертой этих оборотов является их условность, то есть употребление вопросительной или восклицательной интонации в случаях, которые по существу её не требуют, благодаря чему фраза, в которой употреблены эти обороты, приобретает особо подчёркнутый оттенок, усиливающий её выразительность.

    Шаблон:Пример риторического обращения:

    А вы, надменные потомки

    Известной подлостью прославленных отцов,

    Пятою рабскою поправшие обломки

    Игрою счастия обиженных родов!

Источник: Википедия

Связанные понятия

Ритори́ческий вопро́с — риторическая фигура, представляющая собой вопрос-утверждение, который не требует ответа., если тот не является риторическим.

Анаколу́ф (др.-греч. ἀνακόλουθον — «непоследовательность») — риторическая фигура, солецизм, состоящая в неправильном грамматическом согласовании слов в предложении, допущенная по недосмотру или как стилистический приём (стилистическая ошибка) для придания характерности речи какого-либо персонажа. Анаколуф по своей природе носит выделительный характер на фоне грамматически правильной речи. Анаколуфу близка синтаксическая заумь (текст, построенный на систематическом нарушении синтаксических правил…

Эмфа́за, эмфа́зис (от др.-греч. ἔμφασις «выразительность») — эмоционально-экспрессивное выделение какого-либо значимого элемента высказывания или его смысловых оттенков. Слово понимается и в более широком смысле: как усиление общей эмоциональной выразительности речи, достигающееся сменой интонации и применением риторических фигур, или как особая риторическая фигура, которая заключается в том, что слову придаётся особая выразительность.Способы осуществления эмфазы могут быть следующими.

Умолчание (также апосиопе́за, апозиопеза, апозиопезис от др.-греч. ἀποσιώπησις, «умолчание», недомолвка) — намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о невысказанном.

Псо́гос (греч. ψόγος — хула, поношение) — жанр памфлета в византийской литературе, заключавшийся в искусстве осмеяния, обличения оппонента или другого автора.

Упоминания в литературе

Риторическое обращение – стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому- или чему-либо для усиления выразительности речи, которая используется, чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать его характеристику, усилить выразительность речи.

Риторическое восклицание очень похоже на риторическое обращение, только после него надо поставить восклицательный знак и дальше писать с большой буквы. И если у тебя явная тяга к риторическим восклицаниям, пиши лучше оды.

Рильке… называет… утрату референциальности амбивалентным термином «внутренний мир» (innen entstehen, Weltinnenraum и т. д.), который, в таком случае, обозначает не самоприсутствие сознания, но неизбежное отсутствие надежного референта. Он обозначает неспособность языка поэзии присвоить что-либо, будь то сознание, объект или синтез того и другого. С точки зрения образного языка, эта утрата субстанции оказывается освобождением. Она приводит в действие игру риторических обращений и предоставляет им свободу играть, не воздвигая референциальные препятствия значения[11].

Связанные понятия (продолжение)

Речь о себе в третьем лице (также иллеизм, от указательного местоимения лат. ille, «тот», более удалённый от говорящего) — самоименование с использованием грамматических выражений третьего лица. Например, у Шекспира Юлий Цезарь всегда упоминает себя в третьем лице: «не может Цезарь быть несправедливым».

Катилина́рии (лат. Orationes In Catilinam, Речи против Катилины) — четыре речи, произнесённые в ноябре и декабре 63 года до н. э. в Римском сенате консулом Цицероном при подавлении заговора Катилины. Сохранились в литературной обработке автора, выполненной им в 61—60 годы до н. э. Речи являются важным источником по истории заговора Катилины, а также примечательным образцом ораторского искусства.

Астеизм (букв. «столичность», от греч. asteismos; от asteios, произ. от asty — «город», соответствует лат. urbanitas) — вид иронии как тропа. Поначалу представлял собой изящное, городское обращение, остроумный разговор, насмешку. Со временем в риторике термин астеизм стал обозначать прием, при котором, многозначительно умалчивая о чём-нибудь, стараются этим, так сказать, красноречивым молчанием обратить на предмет ещё большее внимание. Со временем астеизм начал интерпретироваться как ироничное (само)очернение…

Стёб («насмешка», «прикол») — шутка над собеседником с элементами иронии, сарказма; шутка, констатирующая факт. Обычно стёб происходит в присутствии осмеиваемого субъекта.

Двусмы́сленность — высказывание или поведение, допускающее несколько истолкований. Одно из истолкований часто содержит нескромный намёк — например, двусмысленной является подпись «Я подумаю, и может даже дам» под портретом молодой женщины в рекламе банковского «кредита после беседы».

Ора́торское иску́сство (красноре́чие, искусство красноречия) — искусство публичного выступления с целью убеждения. Ораторское искусство — это гармоничное сочетание риторики, приёмов актёрского мастерства (подача) и психологических техник.

«Политика и английский язык» (англ. Politics and the English Language) (1946) — эссе Джорджа Оруэлла, в котором он критикует «уродливость и неточность» современного ему английского письменного языка и исследует связь между официальными политическими догматами и ухудшением языка.

Фигу́ра (фигура речи в узком смысле слова, ритори́ческая фигу́ра, стилисти́ческая фигу́ра; лат. figura от др.-греч. σχῆμα) — термин риторики и стилистики, обозначающий приёмы синтаксической (синтагматической) организации речи, которые, не внося никакой дополнительной информации, придают речи художественные и экспрессивные качества и своеобразие.

Литературно-худо́жественный стиль — функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. Этот стиль воздействует на воображение, психику и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

Методы убеждения (также модусы убедительности) — приёмы в риторике, которые определяют речевую стратегию оратора при обращении к слушателям. К методам убеждения относятся этос, пафос и логос.

Перифра́з, также перифра́за (от др.-греч. περίφρασις «описательное выражение; иносказание»: περί «вокруг, около» + φράσις «высказывание») — непрямое, описательное обозначение объекта на основе выделения какого-либо его качества, признака, особенностей, например, «голубая планета» вместо «Земля», «однорукий бандит» вместо «игральный автомат» и т. п.

Антифразис (греч. ἀντίφρασις — употребление слова в противоположном значении) — разновидность тропа, стилистический приём, заключающийся в употреблении слова или словосочетания в противоположном смысле, обычно ироническом.

Ламентация (от лат. lamentatio плач, стенание) — первоначально возникший в античной риторике приём ораторского искусства, в музыковедении — термин для обозначения одноимённого музыкального жанра.

Фигуры речи служат для передачи настроения или усиления эффекта от фразы, что повсеместно используется в художественных целях как в поэзии, так и в прозе.

Антите́за, антите́зис (от др.-греч. ἀντίθεσις «противопоставление») — риторическое противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.

Импликатура (от лат. implicatio «связь; сплетение, переплетение») — небуквальная часть значения текста, когда информация присутствует в тексте в скрытом виде, но при этом явно не выражается (адресат делает вывод сам), то, что «имелось в виду» (в противоположность тому, что было сказано, или «экспликатуре»). Понятие импликатуры было введено Г. П. Грайсом в 1980-х годах.

Иро́ния (от др.-греч. εἰρωνεία «притворство») — сатирический приём, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) явному смыслу. Ирония должна создавать ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется. Ирония может выражаться и письменно, но тогда слова берутся в кавычки.

«Не верю!» — фраза, ставшая легендарной в мире кино, театра и в бытовой сфере после того, как её стал употреблять в качестве режиссёрского приёма К. С. Станиславский. Также существует в виде: «Станиславский сказал бы: не верю!».

Гипе́рбатон (от др.-греч. ὑπέρβατον, букв. «перестановка») — фигура речи, при которой тема высказывания выделяется путём постановки в начало или конец фразы; при этом также может разрываться синтаксическая связь. Иными словами, гипербатон — разъединение смежных слов. Наряду с анафорой, гипербатон относится к фигурам перемещения (инверсии).

Поэ́зия (греч. ποίησις, «творчество, сотворение») — особый способ организации речи; привнесение в речь дополнительной меры (измерения), не определённой потребностями обыденного языка; словесное художественное творчество, преимущественно стихотворное (в узком смысле термина).

Сарка́зм (греч. σαρκασμός, от σαρκάζω, буквально «разрывать плоть») — один из видов сатирического изобличения, язвительная насмешка, высшая степень иронии, основанная не только на усиленном контрасте подразумеваемого и выражаемого, но и на немедленном намеренном обнажении подразумеваемого.

Вульгаризмы и ругательства в польском языке — группа слов и выражений в польском языке, обычно признаваемых непристойными, касающихся религиозных убеждений, телесных функций, секса и деторождения, а также частей тела, которые считаются постыдными. Из опроса CBOS 2013 года следует, что ненормативную лексику используют 8 из 10 взрослых поляков, чаще мужчины и молодые люди.

Буши́зм (англ. Bushism) — выражение из американского английского языка, означающее забавные или комичные слова или фразы из речей и выступлений 43-го Президента США Джорджа Буша — младшего, особенно его импровизированные речи.

Тира́да (фр. tirade от итал. tirata — вытягивание) — краткий и сильный монолог в драме, длинная фраза, произносимая в приподнятом тоне, выделяющаяся своей звонкостью и рассчитанная на внешний успех.

Аффектация (лат. affectatio) — согласно Словарю Ожегова: «неестественная, обычно показная возбуждённость в поведении, в речи». Словарь Чудинова для описания этого термина использует также слово «кривляние».

Эпата́ж (фр. épatage) — умышленно провокационная выходка или вызывающее, шокирующее поведение, противоречащие принятым в обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам, демонстрируемые с целью привлечения внимания. Свойственен авангардному, и отчасти модернистскому искусству, однако относится «к внеэстетическим и тем более к внехудожественным реакциям».

Означивание («signifyin’» или прост. «signifyin(g)») — одна из форм игры слов в афро-американской культуре, связанная с использованием непрямого высказывания, ведущего к разрыву между означающим и переносным(и) смыслом(ами) слова. Простой пример: оскорбление кого-либо с целью показать своё расположение.

«Бесцве́тные зелёные иде́и спят я́ростно» (англ. Colorless green ideas sleep furiously) — пример, использованный Ноамом Хомским в книге «Синтаксические структуры» для демонстрации неэквивалентности понятий «грамматичность» и «осмысленность». Хомский, сравнивая данное предложение с другим, построенным не в соответствии с правилами английской грамматики, писал…

Языкова́я игра́ (нем. Sprachspiel) — термин Людвига Витгенштейна, введённый им в «Философских исследованиях» 1945 года для описания языка как системы конвенциональных правил, в которых участвует говорящий. Понятие языковой игры подразумевает плюрализм значений. Концепция языковой игры приходит на смену концепции метаязыка.В отечественном языкознании термин вошёл в широкий научный обиход после публикации одноимённой работы Е. А. Земской, М. В. Китайгородской и Н. Н. Розановой, хотя сами лингвистические…

Несо́бственно-пряма́я речь — это «отрывок повествовательного текста, передающий слова, мысли, чувства, восприятия или только смысловую позицию одного из изображаемых персонажей, причём передача текста повествователя не маркируется ни графическими знаками (или их эквивалентами), ни вводящими словами (или их эквивалентами)». Несобственно-прямая речь на синтаксическом (и пунктуационном) уровне не выделяется из авторской, но сохраняет лексические, стилистические и грамматические элементы, присущие речи…

Наивность — неспособность ориентироваться в постоянно изменяющемся мире и адекватно отвечать на вызовы времени; синонимы: неискушенность, непосвященность, бесхитростность, неопытность, недогадливость, невежественность, глупость;

Имени́тельный те́мы (именительный представления, сегмент) — фигура речи, на первом месте которой стоит изолированное имя существительное в именительном падеже, называющее тему последующей фразы. Его функция заключается в вызове особого интереса к предмету высказывания и усилении его звучания…

Стили́стика — филологическая дисциплина, раздел языкознания, изучающая неодинаковые для разных условий языкового общения принципы выбора и способы организации языковых единиц в единое смысловое и композиционное целое (текст), а также определяемые различиями в этих принципах и способах разновидности употребления языка (стили) и их систему.

Эпи́тет (от др.-греч. ἐπίθετον «приложенное») — определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Не имея в теории литературы определённого положения, название «эпитет» прилагается приблизительно к тем явлениям, которые в синтаксисе называются определением, в этимологии — прилагательным; но совпадение это только частичное.

Азиани́зм, или азиа́нский стиль (др.-греч. Ἀσιανὸς ζῆλος, лат. dictio Asiatica) — направление в эллинистической (Гегесий из Магнесии) и отчасти римской риторике (Гортензий, в ряде случаев Цицерон). Термин обязан указанием на малую Азию (в противовес Аттике) — место, откуда вышли (греческие) представители этого ораторского стиля.

Неймдроппинг (англ. name dropping, буквально «бросание имен») — практика постоянного использования имён важных людей, названий организаций, товарных марок, специальных терминов и т.д. в разговоре с целью показаться слушателям более значительным. Неймдроппинг обычно считается плохой, порой — даже оскорбительной чертой. При использовании в споре может являться частным случаем логической уловки «отсылки к авторитету».

Суггестивность (англ. suggestive — намекающий, внушающий) — литературный термин, характеризующий поэтические мотивы, образы, сюжеты, а также литературные приемы. Художественный образ называется суггестивным, если он заставляет интенсивно работать воображение читателя, вызывает яркие эмоциональные переживания, раскрывает новое миропонимание или обновляет старое.

За́умь, зау́мный язык — литературный приём, заключающийся в полном или частичном отказе от всех или некоторых элементов естественного языка и замещении их другими элементами или построениями, по аналогии осмысляемыми как языковые. Неверно понимать заумь как отказ от смысла вообще (или как имитацию тех или иных речевых расстройств вроде шизофазии): механизм аналогии позволяет автору наделять значением отсутствующие в языке звуковые комплексы и словесные сочетания, а читателю — это (или какое-то иное…

Хоннэ и татэмаэ(яп.本音と建前) — японские слова, определяющие контраст между истинным намерением человека и внешним проявлением этих намерений. Хоннэ в переводе с японского означает «истинные мысли и намерения», татэмаэ — «социально приемлемое выражение мыслей или намерений». Данными терминами определяется особый коммуникационный стиль японцев.

Рито́рика (др.-греч. ῥητωρική — «ораторское искусство» от ῥήτωρ — «оратор») — филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, мировоззрение, красноречие.

Эвфеми́зм (от греч. ἐυφήμη «благоречие» ← др.-греч. εὖ «хорошо» + φήμη «речь, молва») — нейтральное по смыслу и эмоциональной «нагрузке» слово или описательное выражение, обычно используемое в текстах и публичных высказываниях для замены других, считающихся неприличными или неуместными, слов и выражений.

Формали́зм — концепция в теории искусства, согласно которой художественная ценность произведения искусства всецело зависит от его формы, то есть от способа изготовления, наблюдаемых аспектов и среды, в которой оно помещено. В изобразительном искусстве формализм делает акцент на элементах композиции, таких как цвет, линия, изгибы, текстура, в то время как реализм подчеркивает контекст и содержание. Одним из принципов формализма является сосредоточение всего необходимого для произведения в нём самом…

риторическое обращение — это… Что такое риторическое обращение?



риторическое обращение

стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, отсутствующему лицу; цель риторического обращения — усиление выразительности речи.

Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства

Пример:

Мечты, мечты! Где ваша сладость?

А. Пушкин

А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов…

М. Лермонтов

«По форме будучи обращением, риторическое обращение носит условный характер. Оно сообщает поэтической речи нужную авторскую интонацию: торжественность, патетичность, сердечность, иронию и т.д.» (Е. Аксенова).

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. От аллегории до ямба. — М.: Флинта, Наука.
Н.Ю. Русова.
2004.

Синонимы:

  • риторический вопрос
  • рифма

Смотреть что такое «риторическое обращение» в других словарях:

  • Риторическое обращение — Риторическое обращение  стилистическая фигура: обращение, носящее условный характер. В нём главную роль играет не текст, а интонация обращения. Риторическое обращение часто встречается в монологах. Главной задачей риторического обращения… …   Википедия

  • риторическое обращение — сущ., кол во синонимов: 2 • риторическая фигура (9) • фигура речи (38) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • риторическое обращение — (от греч. rhetor оратор) стилистическая фигура: подчеркнутое, однако имеющее условный характер обращение к кому л.(чему л.). По форме будучи обращением, Р. о. служит не столько для называния адресата речи, сколько для того чтобы выразить… …   Словарь литературоведческих терминов

  • риторическое обращение — См. apòstrofe …   Пятиязычный словарь лингвистических терминов

  • риторическое обращение — Стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, лицу отсутствующему, тем самым усиливается выразительность реча. Мечты, мечты! Где ваша сладость? (Пушкин) …   Словарь лингвистических терминов

  • Риторическое обращение — (апостроф)    Высказывание, непосредственно адресованное конкретному лицу и представляющее собою повеление, выраженное в форме утверждения или вопроса …   Риторика: Словарь-справочник

  • риторическое обращение (апостроф) — Высказывание, непосредственно адресованное конкретному лицу и представляющее собою повеление, выраженное в форме утверждения или вопроса …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Риторическое восклицание — (эпекфонесис, экскламация)  приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п. На письме риторическое восклицание обычно представляет собой предложение,… …   Википедия

  • обращение риторическое — См. apòstrofe …   Пятиязычный словарь лингвистических терминов

  • apòstrofe — (риторическое обращение, апостроф | apostrophe | Anrede | apostrophe | apòstrofe) Формула обращения, предполагающая, что говорящий адресуется (гр. apo strophê) к собеседнику, чтобы непосредственно ему изложить суть дела; таковы, в частности,… …   Пятиязычный словарь лингвистических терминов

риторическое обращение — это… Что такое риторическое обращение?



риторическое обращение
Стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, лицу отсутствующему, тем самым усиливается выразительность реча. Мечты, мечты! Где ваша сладость? (Пушкин).

Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М.: Просвещение.
Розенталь Д. Э., Теленкова М. А..
1976.

Синонимы:

  • риторический вопрос
  • род

Смотреть что такое «риторическое обращение» в других словарях:

  • Риторическое обращение — Риторическое обращение  стилистическая фигура: обращение, носящее условный характер. В нём главную роль играет не текст, а интонация обращения. Риторическое обращение часто встречается в монологах. Главной задачей риторического обращения… …   Википедия

  • риторическое обращение — сущ., кол во синонимов: 2 • риторическая фигура (9) • фигура речи (38) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • риторическое обращение — стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, отсутствующему лицу; цель риторического обращения усиление выразительности речи. Рубрика: язык. Изобразительно выразительные… …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • риторическое обращение — (от греч. rhetor оратор) стилистическая фигура: подчеркнутое, однако имеющее условный характер обращение к кому л.(чему л.). По форме будучи обращением, Р. о. служит не столько для называния адресата речи, сколько для того чтобы выразить… …   Словарь литературоведческих терминов

  • риторическое обращение — См. apòstrofe …   Пятиязычный словарь лингвистических терминов

  • Риторическое обращение — (апостроф)    Высказывание, непосредственно адресованное конкретному лицу и представляющее собою повеление, выраженное в форме утверждения или вопроса …   Риторика: Словарь-справочник

  • риторическое обращение (апостроф) — Высказывание, непосредственно адресованное конкретному лицу и представляющее собою повеление, выраженное в форме утверждения или вопроса …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Риторическое восклицание — (эпекфонесис, экскламация)  приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п. На письме риторическое восклицание обычно представляет собой предложение,… …   Википедия

  • обращение риторическое — См. apòstrofe …   Пятиязычный словарь лингвистических терминов

  • apòstrofe — (риторическое обращение, апостроф | apostrophe | Anrede | apostrophe | apòstrofe) Формула обращения, предполагающая, что говорящий адресуется (гр. apo strophê) к собеседнику, чтобы непосредственно ему изложить суть дела; таковы, в частности,… …   Пятиязычный словарь лингвистических терминов

риторическое обращение — это… Что такое риторическое обращение?



риторическое обращение

— (от греч. rhetor — оратор) — стилистическая фигура: подчеркнутое, однако имеющее условный характер обращение к кому-л.(чему-л.). По форме будучи обращением, Р. о. служит не столько для называния адресата речи, сколько для того чтобы выразить отношение к тому или иному предмету или явлению: дать ему эмоциональную оценку, придать речи необходимую автору интонацию (торжественность, сердечность, иронию и т. д.).

Цветы, любовь, деревня, праздность,

Поля! я предан вам душой.

А.С. Пушкин

Словарь литературоведческих терминов.
С.П. Белокурова.
2005.

Синонимы:

  • риторическое восклицание
  • рифма

Смотреть что такое «риторическое обращение» в других словарях:

  • Риторическое обращение — Риторическое обращение  стилистическая фигура: обращение, носящее условный характер. В нём главную роль играет не текст, а интонация обращения. Риторическое обращение часто встречается в монологах. Главной задачей риторического обращения… …   Википедия

  • риторическое обращение — сущ., кол во синонимов: 2 • риторическая фигура (9) • фигура речи (38) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • риторическое обращение — стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, отсутствующему лицу; цель риторического обращения усиление выразительности речи. Рубрика: язык. Изобразительно выразительные… …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • риторическое обращение — См. apòstrofe …   Пятиязычный словарь лингвистических терминов

  • риторическое обращение — Стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, лицу отсутствующему, тем самым усиливается выразительность реча. Мечты, мечты! Где ваша сладость? (Пушкин) …   Словарь лингвистических терминов

  • Риторическое обращение — (апостроф)    Высказывание, непосредственно адресованное конкретному лицу и представляющее собою повеление, выраженное в форме утверждения или вопроса …   Риторика: Словарь-справочник

  • риторическое обращение (апостроф) — Высказывание, непосредственно адресованное конкретному лицу и представляющее собою повеление, выраженное в форме утверждения или вопроса …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Риторическое восклицание — (эпекфонесис, экскламация)  приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п. На письме риторическое восклицание обычно представляет собой предложение,… …   Википедия

  • обращение риторическое — См. apòstrofe …   Пятиязычный словарь лингвистических терминов

  • apòstrofe — (риторическое обращение, апостроф | apostrophe | Anrede | apostrophe | apòstrofe) Формула обращения, предполагающая, что говорящий адресуется (гр. apo strophê) к собеседнику, чтобы непосредственно ему изложить суть дела; таковы, в частности,… …   Пятиязычный словарь лингвистических терминов

Что значит риторический вопрос и зачем он нужен? Примеры риторических вопросов. :: Инфониак

Что значит риторический вопрос и зачем он нужен? Примеры риторических вопросов.Полезные советы


Существуют такие вопросы порой на которые не нужно стремиться искать ответов, поскольку такие вопросы задаются, как правило, с особыми целями.


Для того, чтобы уметь адекватно реагировать на различные не совсем стандартные обороты в нашей речи, следует прояснить что же это такое — риторический вопрос и для какой цели его обычно принято задавать?


По сути говоря, риторичный вопрос — это не что иное, как оборот в речи человека, который обычно даже и вопросом то не является, поэтому он, как правило, не претендует на какой-либо ответ.


Получается, что риторичный вопрос, это по сути такой вопрос, ответ на который попросту не нужен, потому что он просто очевиден для окружающих. На самом деле, риторический вопрос является обычным утверждением, которое заявлено в вопрошающем виде. К примеру, вот такой речевой оборот:


«Да сколько же еще может продолжаться эта несправедливость?»


Здесь не нужен никакой ответ, а наоборот, подчеркивается, что несправедливость продолжает быть. Происходит как бы намек на то, что пришло время уже перестать ее терпеть.

Примеры риторических вопросов


7.jpg


Читайте также: Мудрые уроки спокойствия и благополучия от Тибетских монахов




Риторические вопросы в литературе:


6.jpg

Для чего требуются обычно такие вопросы?


В большинстве случаев, данный вопрос задается с той целью, чтобы придать речи усиленную выразительность какой-то определенной фразы. Главным фактором в данных оборотах является интонация самого вопроса и его условность, другими словами — употребление грамматического выражения.


1.jpg


Существуют специальные фигуры в разговоре, в которые входят как риторические вопросы, так и риторические обращения с риторическими восклицаниями. Это также такие обороты, которые максимально усиливают ее выразительность.


Эти обороты отличаются своей некоторой условностью, то есть, где допускается употребление какой-то восклицательной / вопросительной интонации тогда, когда они совершенно не требуются. Именно из-за них любая реплика, в которой обычно употребляются данные фигуры, начинает получать совершенно особую выраженную окраску, максимально усиливающуюся в ее выразительности.


И поскольку риторический вопрос, как правило, является обычным высказыванием, поставленном в вопросительном тоне, то и ответ, как правило, к нему заранее уже известен.


Риторическое восклицание обладает таким же условным характером, где вопросительная манера не выливается из предложения или из содержания самого слова, а придается ей обычно в свободном порядке, показывая этим прямое обращение к этому событию.


Читайте также: Диагноз «не люблю свою работу»: как любить то, чем занимаешься

Пример риторического восклицания:


Какое лето, что это за лето! Да это ж просто колдовство!


10.jpg


Риторическое обращение также является неким условным обращением к тем предметам, к которым по сути нельзя обращаться. Сама структура данного обращения является такой же, как и в риторическом восклицании, а также в риторическом вопросе.

Пример риторического обращения:


«Вот оно, глупое счастье с белыми окнами в сад


9.jpg


Из чего следует, что все вышеперечисленные риторические фигуры являются обычными синтаксическими конструкциями, которые способны передавать патетичность повествования и известную ее приподнятость.


Такие фразы, которые маскируются под вопрошающие предложения, пришли к нам из далеких античных времен, по наследству от древних ораторов.


Мастера красноречия тех времен довели свои выступления до полного совершенства. Они в своей речи с успехом применяли разные словесные обороты и конструкции, которые были способны придавать ей какую-то особенную выразительность и эмоциональность. И в их список попадали также риторические вопросы.


4.jpg


Интересен факт того, что сами ораторы тех времен считали данные обороты некоторыми отклонениями, которые существенно отличаются от простой речи. Они считали это неким своеобразным украшением. В настоящее время ситуация полностью изменилась и такие обороты стали вполне употребляемой частью речи.


Данные вопросы могут иметь как положительную, так и отрицательную подоплеку. В положительной — они говорят о поддержке, о неком сопереживании, а в отрицательной — как правило, цинизм, злобу и сарказм.

Зачем нужны такие вопросы?


Без таких вопросов, которые не требуют к себе ответа, обычно сложно представить какие-то политические высказывания или статьи общественной тематики. Они зачастую находят свое применение и в художественной литературе, и в различных дебатах.


3.jpg


Да и в быту, люди, сами того, не осознавая и не замечая, постоянно пользуются наследием ораторов античных времен. Данные древние приемы, как правило, применяют для того, чтобы:

  • Аудитория смогла сделать определенные выводы.
  • Чтобы придать своей речи существенную окраску.
  • Сделать разговор более значительным и ярким.
  • Привлечь заинтересованность к своему высказыванию и непосредственно к своей персоне.
  • Уметь делать плавные переходы от одной теме к другой, где риторический вопрос будет служить соединительным звеном.
  • Заставить своих оппонентов начать действовать.
  • Стараться переключаться на те детали, которые должны восприниматься автоматически.
  • Иметь возможность указать плюс ко всему на опытность каких-то знаменитостей либо известных личностей.
  • Заставить своих собеседников подключаться к диалогу.
  • Данные обороты очень часто используют в рекламе.
  • Также эта фигура, используемая в речи, иногда нужна для того, чтобы поставить своего собеседника в неловкое положение и заставить его среагировать какими-то ответными определенными действиями.
  • Данные речевые обороты способны также выручить, когда в диалоге образовалась пустота, которую срочно необходимо чем-то заполнить.

Грамотное применение риторических вопросов


5.jpg


1. Самое главное — это правильно сформулировать вопрос. Он должен быть простым, без добавления непонятных терминов.


2. Необходимо полностью исключить из речи любую двусмысленность и какое-либо недопонимание. В первую очередь должна всегда быть четкость, структура и полная ясность происходящего.


3. Данные вопросы в категорическом понимании требуют к себе совершенно отчетливого произношения, которое желательно сопровождать определенными жестами и мимикой.


4. Следует всегда заранее обдумывать какой эффект должен произойти от того или иного риторического вопроса.


5. Лучше всего, если данный эффект будет применим в самом начале выступления, тогда можно будет привлечь внимание и разбудить аудиторию.


6. Если вы хотите сделать какой-то хорошо запоминающийся итог, то старайтесь свой риторический вопрос задать непосредственно в конце выступления. В этом случае он будет очень эффектной завершающей точкой.

Заключение:


Необходимо помнить, что такие речевые обороты — это то, чем рекомендуется пользоваться очень грамотно и дозированно. В первую очередь, это относится к общению с маленькими ребятишками, поскольку они могут смириться с тем, что им всегда задают условно-вопросительные предложения и они могут начать принимать другие предложения соответственно, а там, как раз, будет и нужен необходимый ответ.


 Хоть такие речевые обороты и превращают речь в более доступную для большего понимания, все-таки не стоит ею пользоваться очень часто, поскольку существует вероятность того, что все они со временем превратятся в довольно избитые фразы и вызывающие раздражение штампы.

Значение «риторическое обращение»

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые
    Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические
    В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые
    Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований
    Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон.
    Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики
    Чем отличаются архаизмы от историзмов?
    Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз.
    Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные
    Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник
    Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике.
    Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов
    Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление.

    Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.

  • Прочие 177+
    Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.

Определения логотипов, пафоса и этики — Руководство по риторике, жанру и успеху в писательстве в первый год

Мелани Гагич и Эмили Зикель

Риторика, как обсуждалось в предыдущих главах, — это способ, которым авторы используют язык и манипулируют им, чтобы убедить аудиторию. Как только мы понимаем риторическую ситуацию, из которой создается текст (почему он был написан, для кого он был написан, кем он был написан, как среда, на которой он был написан, создает определенные ограничения или, возможно, свободу выражения), мы можем посмотреть, как все эти контекстные элементы влияют на создание текста автором.

Сначала мы можем взглянуть на классические риторические призывы, которые представляют собой три способа классификации интеллектуальных, моральных и эмоциональных подходов авторов к тому, чтобы вызвать у аудитории реакцию, на которую надеется автор.

Риторические обращения

Риторические призывы относятся к этосу, пафосу и логотипам. Это классические греческие термины, восходящие к Аристотелю, который традиционно считается отцом риторики. Чтобы быть риторически эффективным (и, следовательно, убедительным), автор должен привлечь аудиторию множеством убедительных способов, что включает в себя тщательный выбор того, как сформулировать свой аргумент так, чтобы результат — согласие аудитории с аргументом или точкой зрения — был достигнут.Аристотель определил эти способы взаимодействия и дал им термины, которые мы используем до сих пор: логотипы, пафос и этос.

Логотипы

: обращение к логике

Логика. Причина. Рациональность. Логос умный и интеллектуальный, крутой, спокойный, собранный, объективный.

Когда автор полагается на логотипы, это означает, что он или она использует логику, тщательную структуру и объективные доказательства, чтобы привлечь внимание аудитории. Автор может апеллировать к интеллекту аудитории, используя информацию, которая может быть проверена фактами (с использованием нескольких источников), и подробные объяснения, подтверждающие ключевые моменты.Кроме того, предоставление надежного и непредвзятого объяснения своих аргументов — отличный способ для автора ссылаться на логотипы.

Например, если бы я пытался убедить своих учеников выполнить домашнее задание, я мог бы объяснить, что я понимаю, что все заняты и у них другие занятия (непредвзято), но домашнее задание поможет им получить лучшую оценку за тест. (объяснение). Я мог бы дополнить это объяснение, предоставив статистику, показывающую количество студентов, которые не справились и не выполнили домашнее задание, по сравнению с количеством студентов, которые сдали и выполнили домашнее задание (фактические доказательства).

Логические призывы основываются на рациональном образе мышления , , например,

  • Сравнение — сравнение одного предмета (в отношении вашей темы) и другого, похожего, чтобы помочь поддержать ваше утверждение. Важно, чтобы сравнение было справедливым и достоверным — сравниваемые предметы должны иметь существенные черты сходства.
  • Причинно-следственное мышление — вы утверждаете, что X вызвал Y или что X может вызвать Y, чтобы поддержать ваше утверждение.Будьте осторожны с последним — бывает сложно предсказать, что что-то «произойдет» в будущем.
  • Дедуктивное рассуждение — , начиная с широкого, общего утверждения / примера и используя его для поддержки более конкретного пункта или утверждения
  • Индуктивное рассуждение — Использование нескольких конкретных примеров или случаев для широкого обобщения
  • Exemplification — использование множества примеров или разнообразных свидетельств для подтверждения единой точки
  • Разработка — выход за рамки простого включения факта, но объяснение значимости или актуальности этого факта
  • Связное мышление — поддержание хорошо организованной цепочки рассуждений; не повторять идеи и не прыгать вокруг

Пафос: обращение к эмоциям

Когда автор полагается на пафос, это означает, что он пытается использовать эмоции аудитории, чтобы заставить их согласиться с утверждением автора.Автор, использующий патетические призывы, хочет, чтобы аудитория что-то почувствовала: гнев, гордость, радость, ярость или счастье. Например, многие из нас видели рекламные ролики ASPCA, в которых используются фотографии травмированных щенков или печально выглядящих котят, а также медленная, угнетающая музыка, чтобы эмоционально убедить аудиторию пожертвовать деньги.

Риторические стратегии, основанные на пафосе, — это любые стратегии, которые заставляют аудиторию «открываться» теме, аргументу или автору. Эмоции могут сделать нас уязвимыми, и автор может использовать эту уязвимость, чтобы заставить аудиторию поверить, что его или ее аргумент убедителен.

Жалкие обращения могут включать

  • Выразительные описания людей, мест или событий, которые помогают читателю прочувствовать или пережить эти события
  • Яркие образы людей, мест или событий, которые помогают читателю почувствовать, что он или она видит эти события
  • Поделиться личными историями , которые заставляют читателя почувствовать связь или сочувствие к описываемому человеку
  • Использование эмоционально нагруженного словаря как способа ввести читателя в этот конкретный эмоциональный настрой (что автор пытается заставить аудиторию почувствовать? И как он или она это делает?)
  • Использование любой информации, которая вызовет эмоциональный отклик аудитории .Это может включать в себя создание у аудитории сочувствия или отвращения к обсуждаемому человеку / группе / событию или, возможно, связь или неприятие обсуждаемого человека / группы / события.

При чтении текста постарайтесь определить, когда автор пытается убедить читателя, используя эмоции, потому что, если его слишком часто использовать, жалкие призывы могут указывать на недостаток содержания или эмоциональное манипулирование аудиторией. См. Ссылки ниже об ошибочном пафосе для получения дополнительной информации.

Этика: апелляция к ценностям / доверие

У этических призывов есть два аспекта: ценности аудитории и авторитет / авторитет автора.

С одной стороны, когда автор обращается с этическим призывом, он или она пытается задействовать ценности или идеологии , которых придерживается аудитория , например, патриотизм, традиции, справедливость, равенство, достоинство для всего человечества. , самосохранение или другие конкретные социальные, религиозные или философские ценности (христианские ценности, социализм, капитализм, феминизм и т. д.). Эти ценности иногда могут быть очень близки к эмоциям, но они ощущаются на социальном уровне, а не только на личном.Когда автор вызывает ценности, которые волнуют аудиторию, как способ оправдать или поддержать свой аргумент, мы классифицируем это как этос. Аудитория почувствует, что автор приводит аргумент, который является «правильным» (в смысле моральной «правильности», т. Е. «Мои аргументы основаны на тех ценностях, которые важны для вас. Следовательно, вы должны принять мои аргументы». ). Итак, первая часть определения этоса сосредоточена на ценностях аудитории.

С другой стороны, это чувство ссылки на то, что «правильно» в этическом призыве, связано с другим смыслом этоса: автором.Этика, в основе которой лежит автор, вращается вокруг двух концепций: авторитета автора и его или ее персонажа.

Доверие докладчика / автора определяется его или ее знаниями и опытом в рассматриваемой теме. Например, если вы изучаете теорию относительности Эйнштейна, вы бы предпочли учиться у профессора физики или двоюродного брата, который тридцать лет назад посещал два урока естествознания в средней школе? Справедливо сказать, что в целом профессор физики имел бы больше правдоподобия для обсуждения темы физики.Чтобы доказать свою правдоподобность, автор может привлечь внимание к тому, кто он или она, или к тому, какой у него опыт работы с обсуждаемой темой, как этический призыв (например, «Потому что у меня есть опыт работы с этой темой — и я знаю мои вещи! — доверяйте тому, что я говорю по этой теме »). Некоторым авторам не нужно доказывать свою надежность, потому что аудитория уже знает, кто они и что они заслуживают доверия.

Характер — еще один аспект этики, и он отличается от достоверности, потому что он включает в себя личную историю и даже личные качества.Человек может вызывать доверие, но без характера, или наоборот. Например, в политике иногда наиболее опытные кандидаты — те, кто может быть наиболее надежными кандидатами — не могут победить на выборах, потому что избиратели не принимают их характер. Политики прилагают все усилия, чтобы сформировать свой характер как лидеров, глубоко уважающих интересы избирателей. Кандидат, который успешно докажет избирателям (аудитории), что он или она обладает типом характера, которому они могут доверять, с большей вероятностью выиграет.

Таким образом, этос сводится к доверию. Как автор может заставить аудиторию доверять ему или ей, чтобы они приняли его или ее аргумент? Как автор может заставить себя выглядеть как заслуживающий доверия оратор, воплощающий в себе черты характера, которые ценят аудитория?

В построении этических апелляций мы видим авторов

  • Ссылка прямо или косвенно на ценности, которые имеют значение для целевой аудитории (чтобы аудитория доверяла выступающему)
  • Использование языка, фраз, образов или других стилей письма, общих для людей, которые придерживаются этих ценностей, тем самым «заговорив» людей с этими ценностями (опять же, чтобы аудитория была склонна доверять говорящему)
  • Ссылаясь на их опыт и / или авторитет в данной теме (и, следовательно, демонстрируя их достоверность)
  • Ссылаясь на своего персонажа или пытаясь построить его характер в тексте

Читая, вы всегда должны думать о том, насколько авторитетен автор в отношении предмета, а также его или ее характер.Вот пример риторического движения, связанного с этосом: читая статью об аборте, автор упоминает, что она сделала аборт. Это пример этического шага, потому что автор создает доверие с помощью анекдотических свидетельств и повествования от первого лица. В проекте риторического анализа вы, как анализатор, должны указать на этот шаг и связать его с риторической стратегией.

Когда писатели злоупотребляют Логосом, Пафосом или Этисом, аргументы могут быть ослаблены

Выше мы определили и описали, что такое логотипы, пафос и этос, и почему авторы могут использовать эти стратегии.Иногда использование комбинации логических, патетических и этических призывов приводит к веским, сбалансированным и убедительным аргументам. Однако важно понимать, что использование риторических призывов не всегда приводит к веским и сбалансированным аргументам.

Фактически, любая из апелляций может быть использована неправильно или чрезмерно. Когда это произойдет, аргументы можно будет ослабить.

Чтобы увидеть, в чем может заключаться неправильное использование логических апелляций, см. Следующую главу, Логические заблуждения.

Чтобы увидеть, как авторы могут чрезмерно использовать эмоциональные призывы и отвлекать свою целевую аудиторию, перейдите по следующей ссылке с сайта WritingCommons.org : Ошибочный пафос.

Чтобы узнать, как этические принципы могут быть использованы неправильно или вводить в заблуждение, посетите следующую ссылку на WritingCommons.org : Fallacious Ethos

.

Риторических стратегий // Лаборатория письма Purdue

Использование риторических стратегий для убеждения

Резюме:

Эти ресурсы OWL помогут вам развить и уточнить аргументы в вашем письме.

Существует три типа риторических апелляций или стратегий убеждения, используемых в аргументах в поддержку утверждений и в ответ на противоположные аргументы. Хороший аргумент, как правило, состоит из комбинации всех трех апелляций.

Логотипы

Логотипы или призыв к разуму опираются на логику или разум.Логос часто зависит от использования индуктивных или дедуктивных рассуждений.

Индуктивное рассуждение берет конкретный репрезентативный случай или факты, а затем делает из них обобщения или выводы. Индуктивное рассуждение должно основываться на достаточном количестве надежных доказательств. Другими словами, факты, на которые вы опираетесь, должны точно отражать ситуацию или население в целом. Пример:

Соглашения о справедливой торговле повысили качество жизни производителей кофе, поэтому соглашения о справедливой торговле можно использовать и для помощи другим фермерам.

В этом примере в качестве отправной точки для иска используется конкретный случай соглашений о справедливой торговле с производителями кофе. Поскольку эти соглашения сработали, автор приходит к выводу, что они могут работать и для других фермеров.

Дедуктивное рассуждение начинается с обобщения, а затем применяется к конкретному случаю. Обобщение, с которого вы начинаете, должно быть основано на достаточном количестве надежных свидетельств. Пример:

Генетически модифицированные семена повсюду, где они были введены, вызвали бедность, голод и снижение биологического разнообразия, поэтому нет никаких причин, по которым то же самое не произойдет, когда генетически модифицированные семена кукурузы будут введены в Мексику.

В этом примере автор начинает с большого заявления о том, что генетически модифицированные семена были проблематичными повсюду, и из этого делает более локализованный или конкретный вывод, что Мексика будет затронута таким же образом.

Избегайте логических заблуждений

Это некоторые распространенные ошибки в рассуждениях, которые подрывают логику ваших аргументов. Также остерегайтесь этих оплошностей в аргументах других людей.

Скользкий спуск: Это вывод, основанный на предположении, что если произойдет A, то в конечном итоге через серию небольших шагов через B, C ,…, X, Y, Z тоже произойдут, в основном приравнивая A и Z. Итак, если мы не хотим, чтобы Z возникло, A тоже нельзя допустить. Пример:

Если мы запретим Hummers, потому что они вредны для окружающей среды, в конечном итоге правительство запретит все автомобили, поэтому мы не должны запрещать Hummers.

В этом примере автор приравнивает запрет Hummers к запрету всех автомобилей, что не одно и то же.

Поспешное обобщение: Это вывод, основанный на недостаточных или предвзятых доказательствах.Другими словами, вы спешите с выводом, прежде чем у вас есть все относящиеся к делу факты. Пример:

Хотя это только первый день, я могу сказать, что это будет скучный курс.

В этом примере автор основывает свою оценку всего курса только на одном классе и в первый день, который заведомо скучен и полон домашних заданий для большинства курсов. Чтобы сделать справедливую и разумную оценку, автор должен посетить несколько занятий и, возможно, даже изучить учебник, поговорить с профессором или поговорить с другими, кто ранее закончил курс, чтобы получить достаточные доказательства, на которых можно сделать вывод.

Post hoc ergo propter hoc: Это вывод, который предполагает, что если «A» стоит после «B», то «B» должно было вызвать «A». Пример:

Я пил воду из бутылок и теперь заболел, значит, от воды меня, должно быть, заболело.

В этом примере автор предполагает, что если одно событие хронологически следует за другим, первое событие должно было вызвать второе. Но болезнь могла быть вызвана буррито накануне вечером, гриппом, который воздействовал на тело в течение нескольких дней, или утечкой химического вещества через университетский городок.Нет никаких оснований предполагать, что вода вызвала болезнь, без дополнительных доказательств.

Генетическая ошибка: Вывод основан на аргументе о том, что происхождение человека, идеи, института или теории определяет его характер, природу или ценность. Пример:

Volkswagen Beetle — злой автомобиль, потому что он был первоначально разработан армией Гитлера.

В этом примере автор отождествляет характер машины с характером людей, которые ее построили.

Получение претензии: Заключение, которое автор должен доказать, подтверждается в претензии. Пример:

Грязный и загрязняющий уголь следует запретить.

Логично было бы утверждать, что уголь загрязняет землю и поэтому его следует запретить. Но сам вывод, который следует доказать, что уголь вызывает достаточно загрязнения, чтобы оправдать запрет на его использование, уже сделан в заявлении, поскольку он назван «грязным и загрязняющим».

Circular Argument: Это переформулирует аргумент, а не фактически его доказывает.Пример:

Джордж Буш — хороший коммуникатор, потому что говорит эффективно.

В этом примере вывод о том, что Буш — «хороший коммуникатор», и доказательства, использованные для доказательства того, что «он говорит эффективно», в основном совпадают. Для доказательства любой половины предложения потребуются конкретные доказательства, такие как использование повседневного языка, разбиение сложных проблем или иллюстрирование его позиций юмористическими рассказами.

Либо / или: Это вывод, который чрезмерно упрощает аргумент, сводя его только к двум сторонам или вариантам.Пример:

Мы можем либо прекратить использовать машины, либо уничтожить землю.

В этом примере, где два варианта представлены как единственные варианты, автор игнорирует ряд промежуточных вариантов, таких как разработка более чистых технологий, системы совместного использования автомобилей для нужд и чрезвычайных ситуаций или более эффективное планирование сообщества, чтобы препятствовать ежедневному вождению.

Ad hominem: Это нападение на характер человека, а не на его мнение или аргументы. Пример:

Стратегии

Green Peace неэффективны, потому что все они грязные, ленивые хиппи.

В этом примере автор даже не называет конкретные стратегии, предложенные Green Peace, не говоря уже о том, чтобы оценить эти стратегии по существу. Вместо этого автор атакует персонажей людей в группе.

Ad populum: Это эмоциональный призыв, который говорит о положительных (например, патриотизм, религия, демократия) или отрицательных (например, терроризм или фашизм) концепциях, а не о реальной проблеме. Пример:

Если бы вы были настоящим американцем, вы бы поддержали право людей выбирать любой автомобиль, который они хотят.

В этом примере автор приравнивает «истинный американец» — понятие, с которым люди хотят ассоциироваться, особенно во время войны, — с разрешением людям покупать любое транспортное средство, которое они хотят, даже если между ними нет внутренней связи. ,

Red Herring: Это отвлекающая тактика, позволяющая избежать ключевых проблем, часто избегая возражений против аргументов, а не обращаясь к ним. Пример:

Уровень ртути в морепродуктах может быть небезопасным, но что будут делать рыбаки, чтобы поддержать свои семьи.

В этом примере автор переключает обсуждение с безопасности продуктов питания и вместо этого говорит об экономической проблеме, а именно о средствах к существованию тех, кто ловит рыбу. Хотя одна проблема может влиять на другую, это не означает, что мы должны игнорировать возможные проблемы безопасности из-за возможных экономических последствий для некоторых людей.

Ethos

Ethos или этический призыв основаны на характере, авторитете или надежности автора. Есть много способов завоевать авторитет и авторитет как автора:

  • Используйте только заслуживающие доверия, надежные источники для построения аргументов и правильно цитируйте эти источники.
  • Уважайте читателя, точно указав противоположную позицию.
  • Найдите общий язык со своей аудиторией. В большинстве случаев это может быть достигнуто путем признания ценностей и убеждений, разделяемых сторонами по обе стороны спора.
  • Если это уместно для задания, расскажите, почему вас интересует эта тема или какой личный опыт у вас возник с этой темой.
  • Организуйте свои аргументы логически и легко. Вы можете использовать логический метод Тулмина или простой образец, такой как хронологический порядок, от наиболее общего до наиболее подробного примера, от самого раннего до самого последнего примера и т. Д.
  • Вычитайте аргумент. Слишком много неосторожных грамматических ошибок ставят под сомнение ваш писательский характер.

Пафос

Пафос , или эмоциональная привлекательность, обращается к потребностям, ценностям и эмоциональной чувствительности аудитории.

Аргумент подчеркивает разум, но при правильном его использовании часто есть место и эмоциям. Эмоциональные призывы могут использовать такие источники, как интервью и отдельные истории, чтобы нарисовать более достоверную и подвижную картину реальности или пролить свет на правду.Например, рассказ об одном ребенке, который подвергся насилию, может стать более убедительным аргументом, чем просто количество детей, подвергшихся насилию каждый год, потому что это придаст цифрам человеческое лицо.

Используйте эмоциональный призыв только в том случае, если он действительно поддерживает ваше заявление, а не как способ отвлечься от реальных вопросов обсуждения. В споре никогда не следует использовать эмоции, чтобы искажать тему или пугать людей.

,

Риторических обращений в литературном эссе

В трех литературных произведениях, которые я прочитал — «Супермен и я» Шермана Алекси, «Безумная храбрость» Альмы Луз Вильянуэва и «Тема для английского языка B» Лэнгстона Хьюза, подразумевается множество утверждений на предмет знания и индивидуальной силы. , Будь то расы, различия или борьба за выживание, все они указывают в одном направлении. Все они показывают, что сила, гордость и смелость — вот что делает вас индивидуально сильным, даже если другие могут смотреть на вас свысока или думать о вас как о странном.Используя риторические апелляции, логотипы и пафос, эти три автора действительно побуждают читателей принять то, что они пытаются доказать.

В «Супермене и я» Шермана Алекси рассказчик утверждает, что если вы сделаете все возможное, чтобы получить знания, даже те, кого считают низшим классом, могут процветать и расти в таком мире, как наш. В этом конкретном случае рассказчик превращает свои поиски знаний в борьбу за улучшение своей жизни, а также жизни своих собратьев-индейцев.Он читал, когда это было возможно, в надежде, что сможет избежать бедности резервации и сделать что-нибудь из себя, в отличие от других детей, которые намеренно плохо учились в классе и притворялись глупыми. Шерман Алекси использует риторическую привлекательность пафоса или эмоций, а также этики, чтобы донести свою точку зрения. Он пишет о том, как, когда он был ребенком, никого не было, чтобы помочь им в школе и научить их правильно писать, и как, став взрослым, он постоянно борется, чтобы помочь ребенку в той же ситуации, в которой он когда-то был, чтобы они не обязательно проходить через то, что он сделал, чтобы добиться успеха в жизни.Нет лучшей интерпретации того, что Алекси пытается предотвратить или решить, поскольку он сам находился в той же ситуации, с которой борется по сей день. Он говорит: «Я умен. Я высокомерный. Мне везет. Я пытаюсь спасти наши жизни »(Alexie Phar. 8). В своем эссе он показывает, как, используя свои знания, высокомерие и удачу, ему удается «сломать …

Продолжить чтение

Присоединяйтесь к StudyMode, чтобы прочитать полный документ

,

риторических обращений

риторических обращений

Риторические апелляции

Цель : сделать аргументы более убедительными, используя призывы к
эмоция, ценности, характер и разум

В нашем учебнике утверждается, что все письма имеют одинаковую цель: убеждать. Чтобы убедить, ваш

письмо должно привлекать читателя, вызывать эмоции и побуждать к действию.

Нелегко изменить мнение кого-то по теме, поэтому вы должны использовать правильные

инструменты.Эти инструменты, как описал Аристотель 2300 лет назад, — это логотипов

(логика), пафоса (эмоция или ценность) и этоса (характер).

Логотипы

относится к фактической или логической апелляции. Это означает, что писатель тщательно

рассмотрел все аспекты темы и пришел к здравому заключению относительно

результаты. Это также означает, что автор использует статистику, факты, доказательства,

и понятная логика. Пафос относится к использованию эмоций или ценностей для движения

читатель, чтобы изменить мнение. Это означает, что автор пытается сформировать общий

связывайтесь с читателем, используя юмор, гнев, счастье или печаль, которыми они делятся

членами сообщества. Ethos относится к этическим качествам автора.

Авторитетные писатели кажутся умными, авторитетные — заслуживающими доверия.

Тон

Ваши аргументы должны соответствовать вашей цели и вашей целевой аудитории.В общем, твой

слова и ваши примеры должны демонстрировать авторитет, скромность, формальную строгость и надежность.

Инструкции : В этом упражнении вы оцените онлайн-статью на основе использования апелляций. Прочтите статью, а затем ответьте на вопросы в каждой категории.

Логотипы (Апелляция к логике):

Какие аргументы наиболее разумны?
Какие доказательства предлагает этот аргумент?

Пафос (Обращение к эмоциям и ценностям)

Какие эмоции вызывает статья?
К какой группе или сообществу обращается статья?
Какие общие ценности автор считает своими читателями?
Какие части статьи напоминают призыв к действию?

Ethos (Обращение к персонажу)

Почему следует верить автору?
Какое исследование провел автор?
В каком тонусе статья и как ее создает автор?

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *