Роль личности в становлении общества: «Роль общества в становлении личности»
«Роль общества в становлении личности»
Эссе по самопознанию о роли общества в формировании личности.
Просмотр содержимого документа
«»Роль общества в становлении личности»»
Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его — и мысли его спутаются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди пустыря.
Дени Дидро
Высказывание Дени Дидро поднимает проблему социальной основы человека. Общество обладает ведущей ролью в становлении человека как личности. Эта проблема всегда волновала умы ученых, так как ее решение способствует представлению о процессе развития и воспитания человека, и влияние общества на формирование личности.
Дидро считает, что если человек будет изолирован от общества, он деградирует. Я абсолютно согласна с мнением автора. Особенно остро этот вопрос стоит сейчас, в эпоху развития технологий, когда на смену человеческим отношениям приходит одностороннее общение с различными гаджетами.
Ни для кого не секрет, что развитие человека происходит в процессе социализации. Это сложный процесс усвоения и дальнейшего совершенствования человеком норм и правил жизни, которые нам передали наши предки. Только в процессе общения у человека развиваются важнейшие качества, формируется характер.
Процесс социализации важен еще и потому, что не общество выходит из человека, а человек из общества. И то, какую роль человек играет в обществе, дает ему определенный статус. Этот статус контролирует поведение человека, ставя перед ним определенные рамки, заставляя придерживаться норм, традиций, правил. Отсюда следует вывод, каково общество, таков и человек.
Ни одному человеку не позволительно вести себя так, как ему хочется. Общество может сурово наказать всех, кто не соблюдает его правил. И этот страх, у некоторых людей, выше, чем страх перед родителями, детьми, семьей, и даже Богом. Поэтому влияние общества на формирование личности человека настолько велико, что заставляет его принимать и выполнять определенные манеры поведения, иногда против собственной воли.
.
Роль личности в обществе. Свобода и ответственность личности.
Поможем написать любую работу на аналогичную
тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
Человек формируется и развивается как личность под влиянием совместной деятельности с другими людьми. В этом смысле он оказывается одновременно и субъектом и объектом общественных изменений. Вот почему проблему личности невозможно решать без рассмотрения взаимосвязи личности и общества. В каких же формах она проявляется?
Связь личности и общества опосредствована прежде всего первичным коллективом: семейным, учебным, трудовым. Только через коллектив каждый его член входит в общество. Отсюда понятна его решающая роль коллектива как исключительно важной «клеточки» целостного социального организма, где личность складывается духовно и физически, где путем усвоения языка и овладения общественно выработанными формами деятельности она впитывает в себя в той или иной мере созданное трудами предшественников. Непосредственные формы общения, складывающиеся в коллективе, образуют социальные связи, формируя облик каждого человека. Через первичный коллектив идет «отдача» личного обществу и достижений общества — личности. И как каждая личность несет на себе печать своего коллектива, так и каждый коллектив несет на себе печать составляющих его членов: будучи формирующим началом для личностей, он сам формируется ими. Коллектив не есть нечто безликое, сплошное и однородное. Он в данном отношении представляет собой соединение разных неповторимых индивидуальностей. И в нем личность не тонет, не растворяется, а выявляется и самоутверждается. Выполняя ту или иную общественную функцию, каждый человек играет и свою индивидуально-неповторимую роль, имеющую в громадном спектре разнообразных видов деятельности единую основу. В развитом коллективе человек поднимается до осознания значимости своей личности.
Человеческое общество – высшая ступень организации живых систем. Будучи как бы коллективом коллективов, оно обладает высшим социальным авторитетом. Первичный коллектив – это общество в миниатюре, именно здесь происходит непосредственное взаимодействие личности и общества. Общество выступает для личности одновременно как совокупность всех социальных условий ее жизни и как результат развития всех первичных коллективов, а значит, и ее самой, раз она является членом одного из них. Однако личность не растворяется в обществе: сохраняя значение неповторимой и самостоятельной индивидуальности, она вносит свою лепту в жизнь общественного целого.
Взаимоотношения человека и общества существенным образом менялись в ходе истории. Вместе с этим менялось и конкретное наполнение содержания личности, ее взаимосвязей с обществом и ее социальной роли.
В деятельности человека первобытного общества органично для него реализовывалась в примитивных, неразвитых формах его родовая, общественная сущность. Это была первая историческая ступень в становлении личности, внутренний духовный мир которой заполнялся еще нерасчлененным социально-природным бытием, выступавшим в анимизированной форме действия сверхъестественных сил.
Античное общество – это общество языческое. Сам человек и вообще весь социум воспринимались по образу и подобию космоса, откуда и понимание предзаданности судьбы человека. Человек мог быть, безусловно, самостоятельным в решении своих земных дел, но в последней инстанции он все-таки осознавал себя как орудие космического миропорядка, воплощенного в идее судьбы. У каждого была своя судьба, и он не волен был изменить ее по своему произволу. Мировоззрение античной личности: оставалось мифологическим.
В период европейского средневековья мировоззрение христианизированной личности было направлено на замкнутую духовную жизнь, совершенствование духа – души, воспитание чувства покорности и непротивления. Имела место своеобразная сублимации (замещение) телесного духовным, связанная с подготовкой к загробной жизни. Религиозным началом были пронизаны все поры человеческого существования, что и обусловливало соответствующий образ жизни.
Становление капиталистического общества очень остро потребовало осознания свободы человека, отныне человек – распорядитель своей собственной судьбы, наделенный свободой выбора. Достоинство человека заключается в том, что он причастен всему земному и небесному – от низшего до наивысшего. Свобода выбора означает для него самостоятельность творческого самоопределения; человек вкусил упоение от беспредельных возможностей своих сущностных сил и ощутил себя господином мира. Разум занял господствующую позицию: все подвергалось сомнению и критике, что не выдерживало испытаний силой разума. Это означало значительную рационализацию всех сторон общественной жизни, но, помимо прочего, означало главным образом бурный расцвет науки и техники. Рационализация жизни означала сужение эмоционально-душевной стороны внутреннего мира личности. Изменились и ценностные ориентации, высшей ценностью наделялись такие качества личности, как сила воли, деловитость, одаренность, имевшие, однако, и обратную сторону – эгоизм, индивидуализм, беспощадность и т. д. Дальнейшее развитие капитализма привело к глобальному отчуждению личности. Сложилась личность индивидуалистического типа с плюралистическим мировоззрением, с вещной ориентацией.
Однако кризисные явления, охватившие капиталистический мир в ХIХ и, особенно, в ХХ веках, поставили новые проблемы во взаимодействии личности и общества. Речь идет о необходимости преодоления отчуждения между ними. Современное общество с его мощнейшим научно-техническим и технологическим потенциалом, огромным динамизмом во всех сферах жизни требуют формирования таких качеств личности, как высокий уровень самосознания и творческой активности, реализации способности к теоретическому осмыслению мира, личной причастности к его адекватной оценке и преобразованию.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Роль личности в обществе. Свобода и ответственность личности.
Поможем написать любую работу на аналогичную
тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
Человек формируется и развивается как личность под влиянием совместной деятельности с другими людьми. В этом смысле он оказывается одновременно и субъектом и объектом общественных изменений. Вот почему проблему личности невозможно решать без рассмотрения взаимосвязи личности и общества. В каких же формах она проявляется?
Связь личности и общества опосредствована прежде всего первичным коллективом: семейным, учебным, трудовым. Только через коллектив каждый его член входит в общество. Отсюда понятна его решающая роль коллектива как исключительно важной «клеточки» целостного социального организма, где личность складывается духовно и физически, где путем усвоения языка и овладения общественно выработанными формами деятельности она впитывает в себя в той или иной мере созданное трудами предшественников. Непосредственные формы общения, складывающиеся в коллективе, образуют социальные связи, формируя облик каждого человека. Через первичный коллектив идет «отдача» личного обществу и достижений общества — личности. И как каждая личность несет на себе печать своего коллектива, так и каждый коллектив несет на себе печать составляющих его членов: будучи формирующим началом для личностей, он сам формируется ими. Коллектив не есть нечто безликое, сплошное и однородное. Он в данном отношении представляет собой соединение разных неповторимых индивидуальностей. И в нем личность не тонет, не растворяется, а выявляется и самоутверждается. Выполняя ту или иную общественную функцию, каждый человек играет и свою индивидуально-неповторимую роль, имеющую в громадном спектре разнообразных видов деятельности единую основу. В развитом коллективе человек поднимается до осознания значимости своей личности.
Человеческое общество – высшая ступень организации живых систем. Будучи как бы коллективом коллективов, оно обладает высшим социальным авторитетом. Первичный коллектив – это общество в миниатюре, именно здесь происходит непосредственное взаимодействие личности и общества. Общество выступает для личности одновременно как совокупность всех социальных условий ее жизни и как результат развития всех первичных коллективов, а значит, и ее самой, раз она является членом одного из них. Однако личность не растворяется в обществе: сохраняя значение неповторимой и самостоятельной индивидуальности, она вносит свою лепту в жизнь общественного целого.
Взаимоотношения человека и общества существенным образом менялись в ходе истории. Вместе с этим менялось и конкретное наполнение содержания личности, ее взаимосвязей с обществом и ее социальной роли.
В деятельности человека первобытного общества органично для него реализовывалась в примитивных, неразвитых формах его родовая, общественная сущность. Это была первая историческая ступень в становлении личности, внутренний духовный мир которой заполнялся еще нерасчлененным социально-природным бытием, выступавшим в анимизированной форме действия сверхъестественных сил.
Античное общество – это общество языческое. Сам человек и вообще весь социум воспринимались по образу и подобию космоса, откуда и понимание предзаданности судьбы человека. Человек мог быть, безусловно, самостоятельным в решении своих земных дел, но в последней инстанции он все-таки осознавал себя как орудие космического миропорядка, воплощенного в идее судьбы. У каждого была своя судьба, и он не волен был изменить ее по своему произволу. Мировоззрение античной личности: оставалось мифологическим.
В период европейского средневековья мировоззрение христианизированной личности было направлено на замкнутую духовную жизнь, совершенствование духа – души, воспитание чувства покорности и непротивления. Имела место своеобразная сублимации (замещение) телесного духовным, связанная с подготовкой к загробной жизни. Религиозным началом были пронизаны все поры человеческого существования, что и обусловливало соответствующий образ жизни.
Становление капиталистического общества очень остро потребовало осознания свободы человека, отныне человек – распорядитель своей собственной судьбы, наделенный свободой выбора. Достоинство человека заключается в том, что он причастен всему земному и небесному – от низшего до наивысшего. Свобода выбора означает для него самостоятельность творческого самоопределения; человек вкусил упоение от беспредельных возможностей своих сущностных сил и ощутил себя господином мира. Разум занял господствующую позицию: все подвергалось сомнению и критике, что не выдерживало испытаний силой разума. Это означало значительную рационализацию всех сторон общественной жизни, но, помимо прочего, означало главным образом бурный расцвет науки и техники. Рационализация жизни означала сужение эмоционально-душевной стороны внутреннего мира личности. Изменились и ценностные ориентации, высшей ценностью наделялись такие качества личности, как сила воли, деловитость, одаренность, имевшие, однако, и обратную сторону – эгоизм, индивидуализм, беспощадность и т. д. Дальнейшее развитие капитализма привело к глобальному отчуждению личности. Сложилась личность индивидуалистического типа с плюралистическим мировоззрением, с вещной ориентацией.
Однако кризисные явления, охватившие капиталистический мир в ХIХ и, особенно, в ХХ веках, поставили новые проблемы во взаимодействии личности и общества. Речь идет о необходимости преодоления отчуждения между ними. Современное общество с его мощнейшим научно-техническим и технологическим потенциалом, огромным динамизмом во всех сферах жизни требуют формирования таких качеств личности, как высокий уровень самосознания и творческой активности, реализации способности к теоретическому осмыслению мира, личной причастности к его адекватной оценке и преобразованию.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Какую роль в становлении личности играет общество (кратко)
Сейчас все чаще и чаще можно услышать вопрос: «Какую роль в становлении личности играет общество?» Но по каким причинам люди начали задумывать над данной темой чаще, чем прежде? Мир меняется, его влияние на человека в целом — тоже. Так что давайте посмотрим, какую роль в становлении личности играет общество. Кратко постараемся изложить все точки зрения, которые могут встречаться.
«Старая мысля»
Итак, давайте посмотрим, каким образом дети и уже взрослые люди поддаются влиянию окружающих. Раньше считалось, что атмосфера, в которой находится маленький человек, в совокупности влияет на его развитие. То есть если малыш изначально был оторван от общества, то он будет слегка «диковатым». К тому же он не сможет сформироваться как индивидуум. Но какую роль в становлении личности играет общество, согласно данной точке зрения? Ответ прост — основную.
Без окружения людей человек никогда не сможет стать разумным и понимающим своих сородичей. В отличие от тех, кто рос в обществе, такие личности будут казаться, как уже говорилось, дикими. Ведь с самого детства люди окружены кем-то. И они впитывают из своего окружения информацию как губки. Да, во время общения происходит социализация и адаптация человека к жизни. Но существует и еще одна, немного нестандартная версия по этому вопросу.
А так ли хорошо?
Так какую роль в становлении личности играет общество, согласно другой теории по данному вопросу? Давайте попробуем разобраться.
Дело все в том, что с развитием человека окружение его постоянно менялось, меняется и будет меняться. Правда, в современном мире «окружающая среда» все больше и больше катится по наклонной. Большинство моральных ценностей попросту уже стерто. Так, многие забывают о том, какие знания и представления о духовном и моральном должен получать ребенок. Так что если малыш с детства находится в аморальном обществе, то и его взгляды на жизнь будут искажены. Они также сформируются вопреки всеобщим — нормальным — принципам жизни.
Так что не всегда общество хорошо влияет на развитие. Порой оно способно превратить людей в серую массу, в самое настоящее стадо. Таким образом, не стоит отдавать еще не сформировавшегося человека на «растерзание» его окружению. Для правильного развития стоит держать его в «правильном» коллективе. В таком, где все еще есть понятия морали и принципов. Теперь давайте поговорим с вами о том, когда человек получает базовые знания для того, чтобы сформировать в себе личность.
Детство
Итак, какова роль детства в становлении личности человека? Как нетрудно догадаться, в этом процессе как раз-таки детский возраст и играет ключевую роль. Все дело в том, что, рождаясь, малыш еще не имеет никаких представлений о жизни. Их он получает от родителей и тех, кто его окружает. Так что все взгляды на жизнь у ребенка формируются именно в детском возрасте. В этот же период формируется характер, крепнет психика. Если что-то пойдет не так в ходе воспитания, то это может оставить неизгладимый след на дальнейшей жизни малыша.
Так, следует особе внимание уделять коллективу и сотрудникам образовательных учреждений, отправляя ребенка в школу или детский сад. Плохая компания или нехорошее отношение могут попросту загубить личность в маленьком человеке.
Заключение
Итак, сегодня мы узнали, какую роль в становлении личности играет общество. Как видите, точек зрения тут несколько, но следует найти золотую середину, чтобы можно было должным образом оказать внимание воспитанию человека.
Не стоит слишком плотно окружать вниманием малыша или, наоборот, заставлять его замыкаться в себе. Если вы хорошенько присмотритесь к людям, то вскоре сами сможете понять, что такое «хорошо» и что такое «плохо» для формирования личности. Старайтесь как можно больше внимания уделять духовным и моральным ценностям, а также воспитанию, и тогда даже самое «грязное» общество будет не страшно.
Развитие личности в обществе | 3 фазы социализации личности
Содержание статьи
Развитие личности в обществе основан на плановом вливании и адаптации человека в социальном коллективе. Формирование индивидуальной личности считается комплексным явлением развития и состоит из нескольких плановых этапов.
Социальное развитие личности
Фазы формирования личности в обществе:
- Становление человека как личности в обществе;
- Противоречие и невозможность подчеркнуть индивидуальность личности;
- Принятие обществом индивидуальных особенностей личности.
Далее рассмотрим каждую фазу подробнее.
Переход из одной фазы в другую возможен только при условии стабильного протекания жизни в социуме.
Другими словами, если социальная среда всегда находится на одном постоянном уровне, а субъекты общества не оказывают агрессивное воздействие на личность, тогда она имеет все предпосылки для прохождения каждой из трех стандартных фаз.
Основные фазы развития личности в обществе
Фаза №1. Становление человека как личности в обществе
Нормы морали. На этом этапе личности предстоит усвоить стандартные нормы морали и этичного поведения в обществе.
Развитие навыков. Человек в этот период максимальными темпами развивает свои практичные навыки и умения общения с каждым членом социума.
Адаптация к среде. Каждая форма деятельности личности подвергается адаптации под конкретную среду социального общества.
Влияние общественного мнения. Логичный вывод в этой ситуации заключается в том, что человек в первой фазе максимально подвержен влиянию общественного мнения, поскольку для него важно показать свою лояльность и приверженность сложившимся устоям.
Усвоение общественных норм. Даже невзирая на то, что каждая личность, попадая в социальную среду, имеет свои индивидуальные особенности, проявить свои качества и характер она не в состоянии, поскольку сперва необходимо усвоить общественные нормы и приемы поведения, которыми досконально владеют другие члены социума. Подобный аккуратный подход является наиболее эффективным способом проявить себя в дальнейшем.
Индивидуальность. «Свое творческое и индивидуальное «Я» вместе с персональным мировоззрением предстоит раскрывать и внедрять в коллектив постепенно, стараясь детально изучить все примеры поведений других членов». Согласитесь, что большинство примеров с «белой вороной» воспринимается обществом крайне негативно.
Фаза №2. Противоречие и невозможность подчеркнуть индивидуальность личности
Противоречия. На этом этапе личность переживает конфликт внутренних противоречий, которые состоят из адаптации к обществу и невозможностью опять же выразить свою индивидуальность.
Проявление индивидуальных качеств. Как только субъект осознает свою похожесть на других, он всячески старается подчеркнуть индивидуальные качества и выделиться на фоне остальных. Особое внимание к своей персоне личность может привлекать разными способами. Это и выдвижение кардинально новых идей, смена поведения или же проявление лидерских качеств. Каждая личность в обществе старается проявить себя по-особенному.
Это является следствием естественного развития и становления личности. Подобный этап проходит каждый из нас. Главным мотивирующим фактором во время этой фазы становиться страх. Именно он подталкивает человека выделяться на общем фоне, поскольку боязнь стать чьей-то тенью превышает все другие мысли.
«Внутренние противоречия и желание самовыражения – переломный момент в развитии личности»
Самовыражение. Каждый человек регулярно продолжает поиски способов самовыражения. Зачастую бывает так, что такие способы кардинально идут вразрез с нормами общественного поведения. Это может говорить о некотором отчаянии со стороны личности, поскольку она не может найти правильного подхода и возможность привлечь к себе внимание.
Как правило, случается следующее. С одной стороны человек по факту доволен своим положением, а общество полностью удовлетворено его пребыванием внутри группы. А с другой стороны, каждый внутри себя желает выделиться на фоне остальных и сделать так, чтобы его заметили или воспринимали отличным от других в положительном русле. По аналогии с личной жизнью, человек ищет свою вторую половину и партнера, который будет восторгаться его индивидуальными качествами на протяжении всей жизни.
Подобный процесс внутреннего противоречия между личностью и его восприятия общества может протекать достаточно долгое время. Затяжной период противоречия и вовсе может подавить естественную личность индивида.
Фаза №3 Принятие обществом индивидуальных особенностей личности
Польза качеств и навыков человека для общества. Третья фаза является логическим продолжением предыдущего этапа. В ней происходит оценка и принятие всех способов самовыражения с точки зрения полезности индивидуальных качеств для самого общества. Человек сможет проявить свои черты характера и особенности как личность в том случае, если общество решит, что его навыки и умения являются полезными и необходимыми составляющими нормального функционирования между индивидами.
Если социум не воспринимает человека как индивидуальность и считает его особенности ненужными для себя, тогда человек усердно старается навязать себя и свое поведение. Успеха в подобных мероприятиях достигают только те, кто обладают поистине сильными моральными принципами.
Нужда общества в конкретной личности не является обязательной. Бывает так, что в полноценном коллективе появляется всеми признанный лидер, который оказывается способным вести за собой остальных и принимать ответственное решение за всех в критических ситуациях. Однако и без него социум прекрасно бы справился с любыми трудностями. Просто его лидерские и организационные качества воспринимаются нужными для общества и способны значительно улучшить внутреннее взаимопонимание и координацию действий всех участников.
Не каждый человек способен сформироваться как личность в обществе подобным образом. Ярко продемонстрировать свою особенность способны только сильные и морально-устойчивые люди. Однако в каждом сложившемся коллективе присутствуют уникальные участники, которые хоть как-то, но выделяются на фоне остальных, получая всеобщее признание с их стороны.
Социализация личности – финальный этап в становлении человека
Последовательное прохождение каждой из трех фаз способно привести к успешному завершению всего процесса развития личности в обществе.
Современные социологические исследования выделяют три стадии становления человека в социуме:
- дотрудовая стадия;
- трудовая стадия;
- послетрудовая стадия.
Процесс становления начинается с момента рождения и протекает до окончательного периода созревания.
В зрелом возрасте может произойти переосмысление взглядов и переоценка человека как личности.
С 18-ти до 30-ти лет начинаются перегруппировываться инстинкты, и большая часть социализации перенаправляется в сторону работы и взаимоотношений. Любое неправильное понимание подобных вещей может привести к значительным трудностям и проблемам в дальнейшей жизни.
Человеку будет сложно найти свое место в обществе, если он не сумеет правильно в нем адаптироваться и запустить процессы личностного роста.
Роль общества и отдельной личности в формировании сознания человека
Сущность сознания и стадии развития психики
Определение 1
Сознание – это высшая форма отражения объективной реальности, характерная только для человека. Оно состоит из сознания окружающего и самосознания, как выделения собственного я.
В развитии психики выделяют несколько стадий:
- сенсорная, когда была сформирована раздражимость, а позже чувствительность, которая дает человеку возможность ориентироваться в окружающем мире на непосредственные раздражители, то есть сигнальная функция. На этой стадии нервная система является сетью, как у медуз или узлами, как у червей и насекомых;
- перцептивная, когда сформировались сложные формы отражения и поведения животных в виде инстинктов и навыков. На данной стадии шло формирование центральной нервной системы и формировалась кора головного мозга, сюда относят всех млекопитающих;
- интеллектуальная, рассудочная, которая позволяет отражать связи явлений – это высшие млекопитающие;
- сознание – это высший уровень психического развития, характерный только для человека. Если у животных эволюция психики обусловлена биологическими законами, то сознание выступает продуктом не столько биологического, сколько социально-исторического развития.
Готовые работы на аналогичную тему
Взаимодействие животных с окружающей средой осуществляется процессе их инстинктивной психической деятельности, которая преследует цель приспособиться к среде. Оно формируется на основании ощущений и восприятия опыта, а также примитивного осмысления каждой ситуации.
Однако животное не способно осознать особенности окружающей действительности и свое отношение к ней, не выделяет себя из нее, так как не способно осознать значение собственных действий.
У человека процесс эволюции сознания шел другим путем – развивались общественно-трудовые отношения и речь. В результате на одной из ступеней эволюции появляется новый тип психического отражения – сознание. Этот тип психической деятельности является новым свойством психической деятельности, возникшей в результате труда и общественно-исторических условий, которые вызывают существенные изменения организма первобытного человека.
Роль общества и личности в формировании сознания
Новорожденный, который кричит и дергает конечностями, моргает глазами, крутит головой, не проявляет наличия сознания, хотя психика у него есть. Врожденная способность человека – это только возможность проявлять и развивать сознание. Новорожденный заканчивает свою хаотическую и инстинктивную деятельность, когда его простейшие потребности удовлетворяются.
При контакте с предметами и явлениями материального мира, при общении с окружающими людьми и в процессе коллективной деятельности, особенно используя речь, человек в ходе онтогенеза учится активному познанию объективной реальности, творческому ее преобразованию, чтобы лучше и быстрее удовлетворить свои потребности.
Сознание – это не какой-то самостоятельный психические процесс, который происходит до, во время или после какого-то иного, изолированного от него акта психической деятельности. Сознание представляет собой внутреннюю сущность любого человеческого психического процесса, его своеобразное качество, то есть целостную психику человека во всей ее общественно-исторической обусловленности.
Специфическую роль в развитии сознания людей играет язык, как необходимое условие его появления и совершенствования. При этом слово выступает как стержень сознания. В слове идет накопление и объективизация знаний. Знания не только накапливаются благодаря слову, но и актуализируются. Психические явления, благодаря речи становятся осознанными, мысль окончательно формирует сознание.
Также ориентирующему качеству отведена не последняя роль среди всех свойств сознания. Чтобы действовать, человек должен уметь ориентироваться среди предметов и явлений объективного мира в месте, времени и окружающей обстановке. Ориентировка является необходимым условием правильного отражения внешнего мира и целесообразного воздействия на него.
К. К. Платоновым выделено несколько форм сознания:
- индивидуальное, состоящее из атрибутов сознания, например, отношение, переживание и познание;
- уровни ясности, состоящие из творческого озарения, вдохновения, спутанности или ясности сознания; динамика сознания включает свойства личности, состояние и процессы сознания;
- функции сознания – воля, память, чувства, восприятие пр.;
- групповое сознание – общественное настроение, соревнования, паника и пр.;
- общественное сознание – религиозный, нравственный, эстетический, правовой, политический и философский взгляды.
Вместе с тем, у человека есть способности к осознанию того, как лежащий вне его мир, а также самого себя, собственного отношения к предметам и явлениям внешнего мира. Самосознание, как последняя категория сознания, может быть определена как осознание человеком собственного тела, чувств, интересов, мыслей, действий, а также своего положения в системе общественного производства.
Определение 2
Самосознание – это сознание, которое человек направляет на самого себя.
Структура самосознания состоит из: самопознания, которое позволяет человеку самоусовершенствоваться, вырабатывать самоотношение и самопереживание. Самосознание проявляется в самооценке, то есть оценке собственных способностей, социального положения, успеха, привлекательности и пр., а также самоуважением, зависящим от реального успеха, а также от уровня притязаний личности.
Сознание современного человека является продуктом постепенного, сложного процесса развития познавательной деятельности всех предшествующих поколений, сложного исторического прогресса общественной практики, которая была накоплена человечеством в связи с необходимостью, а позже и благодаря активному стремлению у преобразованию внешнего мира. Новые структуры и высшие формы сознания обогатили и усложнили познавательный процесс, а это привело к усовершенствованию самого сознания.
Личность и общество — Студопедия
1. Личность, ее основные признаки и взаимосвязь с обществом.
2. Cоотношение необходимости, свободы и ответственности в
деятельности личности.
3. Социальные роли личности. Роль личности в историческом
процессе.
Личность, ее основные признаки и взаимосвязь с обществом |
Существует множество определений понятия «личность». Все они проблему личности рассматривают в связи с понятиями «человек», «индивид», «индивидуальность».
«Человек»- это самое общее понятие, характеризующее живое существо (homo sapiеns), проявляющее ту или иную степень разумности. Понятие «человек» означает вид в биологической классификации, принципиально отличающееся от других существ тем, что имеет определенные потребности, удовлетворяет их в процессе производства благодаря общению и способности сознательно и целенаправленно преобразовывать мир и самого себя. Это биопсихосоциальное единство, в котором через социальное, биологическое и психологическое реализуется человеческое, которое находит свое проявление в психологическом, моральном, эстетическом, религиозном, политическом. Все эти формы проявления человеческого сосуществуют в органическом единстве, взаимодействии, взаимопроникновении.
В общественной жизни человек выступает как индивид. Под понятием «индивид» понимается единичный представитель человеческого рода без учета его биологических особенностей, специфики реальной жизни и деятельности, т. е. как обезличенное существо. Индивид – это всегда один из многих. Он объединяет в себе природное, биологическое, психологическое и социальное, т.е. отображает в одном лице все человеческие качества. Отличия людей как индивидов заключается, во-первых, в различиях между самими социальными группами, к которым они принадлежат, во-вторых, разница в том, насколько полно типовые признаки одной и той же социальной группы отражаются в разных ее представителях.
Человека делает личностью его социальная индивидуальность. Индивидуальность — это неповторимое своеобразие человека. Это проявление в человеке специфического, уникального единства природных и социальных особенностей. Развитая индивидуальность характеризуется такими чертами как: многогранность, профессиональность, проявление совокупности талантов и способностей, способность в случае необходимости быстро овладеть другими видами деятельности. Осознавая свою незаменимость, индивидуальность осознает и свою полную идентичность с другими людьми: так как понять свою уникальность можно только в сравнении с другими индивидами, убедившись, что все другие люди в чем-то не такие. Мерой ответственности человеческой индивидуальности является осознание своих жизненных осуществлений как общечеловеческих. Когда чего-то достигает отдельная индивидуальность, это демонстрирует возможности человечества или человека, как представителя рода.
Каждый человек, живя в обществе, характеризуется как представитель пола, как специалист в какой-либо профессии, как гражданин, как член семьи. Тем самым он, на основе опыта жизни и процесса обучения, реализует определенное социальное начало, проявляет себя как личность.
Понятия «человек» и «личность» нередко отождествляются, употребляются как синонимы. Однако между ними есть различие. Во-первых, человек есть целостность, а личность есть часть, компонент человека. Во-вторых, человек есть существо биосоциальное, тогда как понятие «личность» характеризует общественную сторону человека, человека, поднявшегося до определенного уровня социализации.
Личность –это отдельный человек с определенными чертами характера, индивидуальными способностями и наклонностями.
Это понятие употребляется только по отношению к отдельному человеку, и притом начиная только с определенного этапа его развития. Нельзя сказать о личности новорожденного или маленького ребенка. Личностью в специфическом смысле этого слова является человек, у которого есть свое мировоззрение, свои позиции и ярко выраженное отношение к жизни. Личность– это социально функционирующий человек, не объект, а субъект общественной жизни, активный самостоятельный деятель, который является продуктом не только природы, но и общества. Личность включает комплекс качеств человека, которые формируются под влиянием культуры общества, конкретных социальных групп и общностей, к которым она принадлежит.
Неотъемлемыми признаками личности выступают разумность, обладание речью, способность к трудовой деятельности, ценностные ориентации, самостоятельность, стремление к свободе, сила воли, оригинальность чувств, ответственность за свои поступки, определенная автономность относительно общества. Индивид тем больше заслуживает право называться личностью, чем яснее осознает мотивы своего поведения и чем строже его контролирует, подчиняя единой жизненной стратегии. Эти признаки личности детерминируются всей системой общественных отношений, всем укладом социальной жизни. Общение, деятельность, поведение характеризуют личность, и в процессе их осуществления человек утверждает себя в обществе, проявляет свое собственное «Я». Понятие «личности» богато по содержанию и включает не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека.
Личность формируется в ходе персонализации (или индивидуализации). Индивидуализация – процесс становления человека как относительно самостоятельного субъекта. Это процесс и результат совмещения социальных требований, ожиданий, норм ценностей, проявление личностных и деловых качеств, которые необходимы для эффективного выполнения социальных ролей. Индивидуализация осуществляется за счет самодеятельности как внутренне мотивированной творческой деятельности. К развитию личности добавляется саморазвитие: самообразование, самообучение, самовоспитание. Собственная активность человека – гарантия формирования его как личности.
Быть личностью – это не только занимать определенное место в обществе, но и занимать определенное место в тотальности бытия, создавать определенный завершенный и своеобразный универсум. Для человеческой личности вопрос об ее аутентичности, целостности иногда стоит больше, чем вопрос о самосохранении человека.
Важное значение при характеристике человеческой личности принадлежит качеству личности (черты характера, образ мышления и поведения), которые формируются под влиянием семьи и общества. Существуют позитивные социально-значитые моральные качества: гуманизм, человечность, честь, совесть, скромность, великодушие, справедливость, верность. И общественно осуждаемые – негативные: цинизм, грубость, тунеядство, хамство, трусость, нигилизм, иные негативные черты. К общественно полезным качествам относятся: воля, решительность, мудрость, умения, убеждения, патриотизм, ответственность. Человек, как правило, совмещает в себе все виды качеств: одни качества развиты больше, другие – меньше.
Большое значение для превращения биологического индивида в социально-биологическую личность имеет практика, труд. Только занимаясь каким-либо определенным делом, причем таким, которое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрывая все грани своей личности.
Формирование индивида в личность осуществляется через социализацию, в основе которой лежит социально-деятельностная сущность человека. Социализация – это процесс интеграции индивида с обществом путем усвоения им определенной системы общественных норм, ценностей, правил, принципов поведения, мышления, образов действий, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для данного общества способом в различных сферах общественной жизни. Социализация не только связана с развитием личности, но и является своеобразным духовным кодированием человека, вырабатывая у него типовые хорошо распознаваемые и прогнозируемые социальные реакции и формы активности. Функциональное значение такого «оттесывающего» формирования способностей, навыков и знаний индивида состоит в том, чтобы подготовить людей к тесному сосуществованию, обеспечить их предстоящее взаимодействие и взаимопонимание. Социализация происходит по мере усвоения человеком социального опыта, но осуществляется через его включенность в определенные общественные отношения, формы общения и виды деятельности. Социализация осуществляется и в филогенезе (формирование родовых свойств и качеств человечества), и в онтогенезе (формирование конкретной личности).
Характерной чертой каждого человека, личности является наличие потребностей и интересов. Потребности – это переживаемое и осознаваемое человеком состояние нужды в чем либо. Потребности могут быть: биологическими (естественными) – в сохранении жизни, питании, размножении и т.п.; духовными — стремление обогатить внутренний мир, приобщиться к ценностям культуры; материальными – обеспечить достойный уровень жизни; социальными – реализовать профессиональные способности, получить должную оценку со стороны общества.
Потребности – основа деятельности людей, стимул к совершению тех или иных действий. Удовлетворение потребностей – важный компонент человеческого счастья. Значительная доля потребностей (кроме биологических) формируется обществом и может быть реализована в обществе. Каждому обществу соответствует определенный уровень потребностей и возможность их удовлетворения. Чем более развито общество, тем выше качество потребностей.
Интересы – конкретное выражение потребностей, заинтересованность в чем либо. Среди интересов выделяют: личные (индивидуальные), групповые, классовые, общественные (всего общества, например, в безопасности, правопорядке), государственные, интересы всего человечества (в недопущении экологической катастрофы).
Наличие различной иерархии потребностей и интересов, их конфликт, борьба являются внутренним двигателем развития общества. Однако различие интересов способствует прогрессу и не приводит к разрушительным последствиям только в том случае, если потребности и интересы не направленными на взаимоуничтожение и соотносится с общими интересами.
Ценностные ориентации – важнейший элемент внутренней структуры личности, закрепляемый жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающий значимое, существенное для данного человека от несущественного и незначительного. Совокупность сложившихся ценностных ориентаций образуют своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности. В любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспитания, целенаправленного его воздействия и оптимальным здесь является состояние, когда личность в процессе воспитания вырабатывает в себе способность правильно понимать соотношение личного и общественного.
Рассматривая основные аспекты взаимосвязи личности и общества можно выделить такие основные моменты соотношения человека и общества: а) человек находится на первом плане, а общество рассматривается в качестве второстепенного; б) человек и общество оцениваются как разные проявления единой сущности; в) общество доминирует над человеком, который предстает как его атомарная единица.
Человек не может быть личностью за пределами общества, поскольку а) только общество способно накапливать, сохранять и передавать из поколения в поколение то, что получено как общим, так и индивидуальным опытом жизнедеятельности; б) только в обществе могут проявиться и приобрести общезначимость индивидуальные особенности и способности человека; в) только общество способно развивать разнообразную человеческую деятельность одновременно в разных направлениях; г) только общество способно ставить перед человеком цели, задачи, стимулы, которые превышают его индивидуальные потребности и желания; д) только общество может культивировать сложнейшие виды деятельности, такие как наука, промышленность, градостроительство, военное дело, осуществление экологических программ; е) только в обществе производятся средства коммуникации, знаковые и символические формы для передачи интеллектуальной информации, нормы и стандарты поведения людей. Все выше сказанное имеет свой смысл только в отношении человека и тогда когда есть человек. Значит, реальным носителем общественных процессов выступает человек, а общество выполняет функцию социальной среды.
Личность не только формируется социумом, социальной средой, но и сама влияет на них в зависимости от образования, профессии, общественного положения и активности. Определяющая роль в этом процессе принадлежит социуму, создающему соответствующие условия для деятельности личности.
Вместе с тем надо учитывать, что взаимосвязь между личностью и обществом проявляется в зависимости от индивидуальной жизнедеятельности личности, а так же от потребностей и возможностей общества, от того какие условия созданы в нем для общения и обособления личности, для ее самосозидания. Следует также учитывать возможность обострения взаимоотношений личности и общества, особенно в периоды кризисных явлений в социальной системе, в условиях ослабления управляемости социальными процессами и их не эффективностью. Эти процессы сейчас присущи нашему обществу и выражаются в первую очередь в ценностной и практической переориентации в области экономики, политики и духовной сферах.
Изменение ценностных ориентиров, нарушение баланса интересов создают у личности ощущение ее социальной незащищенности и, как следствие, во-первых, ориентацию на индивидуальное выживание («каждый за себя, один Бог за всех»). Во-вторых, усиление так называемого группового эгоизма, т.е. попыток защитить индивидуальные интересы через интересы групповые, причем любыми средствами. В-третьих, происходит усиление стихийного процесса сравнения социального положения различных групп в обществе, в результате чего возникают особо агрессивные типы поведения.
Соотношение необходимости, свободы и ответственности в деятельности личности |
Одним из основополагающих понятий в человеческой истории выступает понятие «свобода». Это понятие многогранно, многоаспектно. Свободу можно понимать как смысл и цель человеческого существования и как ересь, тягчайшее преступление; как пустую фикцию и как путь к божественному благу, спасению души; как средство восстановления человеческого достоинства и как путь к социальному равенству. Диапазон этого понятия включает так же спектр отрицательных проявлений (свобода «от») и многообразие положительного (свобода «для»).
В истории философской мысли свобода трактуется двойственно: во-первых, как последствие природной и надприродной детерминации (Бог, Абсолют), во-вторых, как самодостаточная сила, которая определяет весь жизненный процесс человека (Шопенгауэр, Ницше).
Свобода характеризует сущность человека и его существование, состоящие в возможности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями. Свобода – это сознательное и свободное стремление человека к осуществлению своей цели, которая имеет для него определенную ценность.
Свободу может иметь только человек наделенный волей. Это позволяет ему реализовать свои внутренние потенциальные силы и возможности. Свобода воли – понятие, которое означает возможность беспрепятственного внутреннего самоопределения человека в выполнении тех или иных заданий и цели личности.
Свобода воли должна быть осознанной, соизмеренной с волей других людей, общностей, с правовыми нормами. Волевая деятельность, волевые отношения людей в целом детерминируются экономически и политически, но лишь обобщенно. Реально они настолько самостоятельны, что являются относительно автономной сферой человеческой деятельности. Свобода воли – это реальный фактор человеческого существования, общественной жизни, это есть свобода выбора.
Волевые качества человека отчасти определяются генетически, отчасти воспитываются внешней средой, составляя структуру характера личности. Волевой акт имеет характер духовного явления, который выражает ответственность. Свобода противоположна импульсивным желаниям и устремлениям, а также в ряде ситуаций, и жизненным потребностям человека (в случаях самоубийства).
Свобода человека проявляется в его творчестве. Без свободы творчества нет нового, нет жизни (М.Бердяев). Без свободы творчество заканчивается. В тоже время следует учитывать, что в развитии природы и общества господствует необходимость. Она первична. В природе и обществе необходимость существует в форме объективных законов. Человек, не познавший их, остается несвободным. Чем глубже и полнее человек познал их, тем свободней и осознанней является его деятельность.
В этом плане, свобода — есть, познание необходимости и действие в соответствии с этими знаниями.
Применительно к личности, живущей и действующей в обществе, свобода есть право делать все, что дозволено законами, выражающими познанную необходимость. Если человек познал необходимость и знает, как поступать, чтобы достичь поставленной цели, то он утрачивает зависимость от нее. Необходимость становится внутренним содержанием его знаний и умений. Человек как бы освобождается от внешнего проявления необходимости и получает возможность действовать свободно. Проявление воли в соответствии с необходимостью обусловливает достижение желаемой свободы, потому что человек поступает так, как диктует его воля, а не по принуждению.
О свободе можно говорить только тогда, когда у человека есть выбор не только целей деятельности, но и выбор средств, необходимых для ее осуществления. Объективным условием свободы выбора является существование спектра возможностей. В этом случае мера возможности прямо пропорциональна мере необходимости: возможно то, что не противоречит объективным законам и имеет для реализации соответствующие условия. Кроме этого, человек должен влиять на создание соответствующих условий, с помощью которых он может реализовать желаемую возможность. Каждый выбор связан с предпочтением одной из альтернативных возможностей и отказом от других.
Определение общего понимания свободы позволяет выделить и ее конкретные аспекты. Среди них на первый план выдвигается: экономическая свобода, предполагающая свободу принятия экономических решений и действий; политическая свобода, состоящая, в первую очередь, в наборе гражданских прав, которые гарантируют человеку участие в управлении общественными делами; духовная свобода — свободный выбор мировоззрения, идеологии, системы нравственных ценностей, свобода совести.
Свобода личности всегда предполагает и ее ответственность. Если свобода означает для личности возможность выбора той или иной формы действия в конкретной ситуации на основе познанной необходимости, то ответственность есть способность личности принимать соответствующие обстановке решения, предвидеть последствия своих действий и, наконец, личность должна отвечать перед кем-то: перед обществом, судом, руководителем, Богом или своей собственной совестью. Отвечать (отсюда термин «ответственность») приходится за содеянное, за последствия действий, которые ставят человека в положение обвиняемого. Этика ответственности – это этика поступка; если поступок не состоялся, нет и ответственности.
Люди, у которых отсутствуют свобода действий, воля или разум, не могут быть ответственными за последствия своей деятельности, ибо это не ими обусловленные и потому, по существу, не их поступки. Поэтому их нельзя судить и осуждать. Также человека конформистской склонности, то есть склонную подчиняться, принимать разные навязанные ей позиции, только с определенной натяжкой можно охарактеризовать как личность.
Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы человеку предоставляет общество, тем больше и его ответственность за использование этой свободы. Боязнь ответственности, уклонение от нее — одно из негативных качеств личности. Сознание ответственности, готовность принять ее на себя — черта личности, лежащая в основе доверия к ней.
Социальная ответственность личности проявляется в различных формах: политической, правовой, моральной, административной. Существуют еще индивидуальная, коллективная и различные виды профессиональной ответственности. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. В обществе не может быть личности, свободной от ответственности в какой-либо форме.
Социальные роли личности. Роль личности в историческом процессе |
Способность личности быть активным субъектом исторического процесса находит свое отражение в понятиях социального статуса и социальных ролей. Эти понятия, определяют место индивида в социальной системе, конкретизируют его образ жизни и социальные функции личности.
Понятия социального статуса и социальных ролей связаны между собой как возможность и действительность, как потенциальное и актуальное бытие. Их взаимная связь означает, что всякий статус может быть реализован в той или иной совокупности ролей, обусловленных как этим статусом, так и индивидуальными особенностями личности.
Соотношение социального статуса и социальных ролей является одним из аспектов свободы. Тот общественный строй является более свободным, который, устраняя жесткую определенность статуса личности, вместе с, тем допускает большее число ролевых проявлений личности в пределах каждого статуса.
Благодаря кумулятивной способности человеческого мозга, он накапливает информацию, полученную в процессе жизни человека, осмысливая ее в своей деятельности, формирует у себя собственную систему различных ценностных ориентаций, которые проявляет в выполнении своих многочисленных социальных ролей.
Социальная роль – это совокупность обязательных для выполнения в данной сфере деятельности норм поведения, а также само это поведение связанное с его социальным статусом, которое не вызывает негативных реакций у окружающих. Основными ролями большинства личностей являются роли собственника, труженика, потребителя, гражданина, члена семьи. Социальная роль – это совокупность требований общества к людям, занимающим определенные социальные позиции. Это требования в виде приказов, желаний, ожиданий определенного поведения, которое регламентируется конкретными социальными нормами. Социальная роль определяется, главным образом существующими ожиданиями других людей относительно позиций, а не их собственными индивидуальными характеристиками. Например, роль инженера или экономиста понимается обобщенно, как ожидаемое поведение независимо от личностных чувств конкретного человека. Социальная роль может не одобряться обществом. Например, роль преступника. Указывая на роль, общество относит человека к определенной социальной группе, идентифицирует его с группой. Поскольку один и тот же индивид выполняет несколько социальных ролей, то между ними возможны как отношения гармонии, так и дисгармонии. В последнем случае на почве противоречивости между ролевыми требованиями и ожиданиями возникают внутренние межролевые конфликты (компетентный директор – малокомпетентный депутат, хороший семьянин – плохой специалист, способный инженер – неудачный менеджер).
Границы ролевого поведения личности в обществе четко определены, поскольку смещение разных функций или неадекватное их исполнение может привести к нарушению равновесия всей социальной системы. Для обеспечения границ ролевого поведения используется целая система социального контроля.
Исследователи Т. Адорно, К. Хорни и неофрейдисты, в своих работах обосновали парадоксальный вывод: «нормальная» личность современного общества – это невротик. Давно распались системы общностей, где имелись общепринятые устойчивые ценности, и сейчас каждая социальная роль человека заставляет его «играть» в новой системе ценностей, предпочтений и стереотипов (выходя из дома, попадая в транспорт, на работу, заходя в клуб, кафе, все время менять амплуа и социальные «маски»). При этом его Супер-Эго (свер-Я, нормативная структура личности, совесть, мораль, значимая традиция, представления о должном) становится «размазанным», неопределенно-множественным, плюралистичным. Несчастен тот, кто вживается в роль; он становится невротиком, ибо не может соответствовать меняющимся требованиям, выдвигаемым множеством общностей, в которые он вписан. Будучи даже очень хорошим руководителем, нельзя оставаться директором и дома, поскольку близкие ценят данного конкретного человека, возможно, совсем не за качество и эффективность управления; и наоборот: являясь в семье любимым избалованным ребенком, вряд ли стоить ожидать восторженной привязанности к себе в кругу коллег и друзей.
Обилие ролей, исполняемых человеком в современном обществе, остро ставит проблему личностной и социальной идентификации. Исследователи подчеркивают разрушительное воздействие на личность неспособности без проблем идентифицировать себя с группой.
Личностная идентификация – это установление и сохранение в себе постоянного и неизменяемого ядра личности, о котором человек может сказать: «Это я». В противном случае личность потеряется за множеством социальных ролей. Социальная идентификация – это отождествление себя по общим проблемам, жизненным интересам и социальным симпатиям с определенной социальной группой (национальной, классовой, возрастной, профессиональной).
Степень социальной зрелости и профессиональной подготовленности, уровень активности определяют роль индивида в обществе, являются основанием для разделения личностей на рядовые и выдающиеся, а, следовательно, определяет и их роль в историческом процессе.
Существуют различные представления о роли личности в истории.
Волюнтаризм отрицает объективный характер законов общественного развития и утверждает, что развитие общества зависит от воли «героев» ведущих за собой «толпу». Здесь провозглашается идея об определяющей роли личности в историческом процессе.
Фатализм, наоборот, отрицая роль личности, считает, что в человеческой истории все предопределено судьбой, что человек не способен влиять на предначертанный ход событий.
Ведущим тезисом современной социально-философской науки в понимании роли личности в истории является тезис о том, что развитие общества есть закономерный процесс, осуществляемый благодаря деятельности людей. Если вся история слагается из деятельности народных масс и личности, то каждый человек вносит свой вклад в общий поток общественной жизни. Этот вклад зависит как от социальных условий, так и от индивидуальных качеств личности. А отсюда вывод: наиболее выдающиеся из них оказывают и более глубокое и масштабное воздействие на ход исторических событий.
***
В справочной литературе по данной теме смотрите статьи:
Современный философский словарь. – М., 2004. Ст.: «Волюнтаризм»,«Индивид», «Индивидуальность», «Личность», «Свобода», «Фатализм».
Новаяфилософская энциклопедия. В 4-х т. — М., 2001. Ст.: «Личность», «Народ», «Свобода воли», «Ответственность», «Свобода».
Філософський енциклопедичний словник. — К., 2002. Ст.:
«Особистість», «Свобода», «Свобода волі», «Відповідальність».
SOC101: Обсуждение Раздела 2 — Социология — Дискуссионные форумы
В чем разница между
культурой и обществом? Приведите несколько примеров.
Общество — это сообщество людей,
придерживающихся культуры, убеждений, ценностей и практики. Например, сообщества
, маленькие, как город, или большие, как континенты, являются обществами, и вера, которую они представляют,
как равные права для граждан и уважение к старейшинам, исповедующим религию, составляет
часть культуры общества.
Обсудите роли, которые природа и воспитание играют
в формировании личности.
Генетика играет важную роль в жизни
человека, например, цвет кожи человека определяет, с какими видами расовой
дискриминации они столкнутся на основе другой культуры. Точно так же ген может передавать
определенных болезней, от которых человек будет иногда страдать всю свою жизнь. Помимо природы
, роль воспитания также важна, потому что без надлежащей социализации
человек не сможет полностью развиваться.
Обсудите, как
каждый из следующих факторов влияет на процесс социализации детей:
1- Семья: как первый агент социализации семья влияет на процесс социализации
. Дети учатся говорить, есть и как есть, как пользоваться
предметами и с кем себя вести.
2- сверстники:
груши влияют на то, как дети играют в игры, взаимодействуют с другими, кроме членов семьи
, и на то, как вести себя в больших группах.
3- СМИ: СМИ
влияют на процесс социализации на разных этапах жизни.Например, дети
смотрят картонную коробку и играют в видеоигры. Мы узнаем о новых технологиях, «материальной
культуре» и новых политических идеях, «нематериальной культуре», чтобы социализировать и ресоциализировать
на протяжении всей нашей жизни.
Определите и обсудите ресоциализацию:
Ресоциализация — это процесс, когда
оставляют культуру, которой обладают люди, и закрепляют новую. Где-то в
раз может быть стресс, как в тюрьме. Иногда это трудоемкий процесс, например
для иммигрантов.
Определите первичные и вторичные группы.
Затем приведите несколько примеров первичных и вторичных групп в вашем социальном опыте
.
Начальные группы
— это группы, в которых члены связаны сильными эмоциональными узами, например,
семья, дружба, а второстепенные группы — это группы, в которых
членов связаны посредством понимания общих ценностей, интересов или давления, например, футбольная команда школы
.
Объясните технологическое неравенство и
вопросов, связанных с неравным доступом к технологиям.Приведите несколько примеров.
Я мог бы поразмышлять о двух различных аспектах технологического неравенства. Первый
«Неравный доступ к технологиям», где я могу обсудить ограниченный доступ к технологиям
для части мира на основе расы, пола и географии. Примерами являются
различных уровней доступа к технологиям в больших городах и сельской местности, а также
США и Африки. Неравный контроль над производством новой технологии «
инновации», чтобы обсудить доминирование технологических инноваций со стороны большой корпорации.
Примеры: несколько крупных корпораций, которые контролируют информационные технологии, такие как Microsoft
, отсюда запланированное устаревание, удача в конкуренции и, как следствие, мотивация
для улучшения услуг.
Приведите
примеров девиантных, но НЕ преступных действий; и преступник, но НЕ
отклоняющийся:
Действия, которые
являются ненормативными, но не преступными, могут содержать нарушение культурных норм,
народных обычаев или обычаев, таких как неуважение к старшим или вытирание носа на публике.
.
Роль послушания в обществе
Послушание — это часть основы общества. Без послушания не было бы ничего, кроме хаоса и анархии. Без стабильности производительность и благополучие граждан перестают существовать. Из-за этого следует задаться вопросом, насколько послушным может быть общество, не теряя своей индивидуальности, поскольку общество без индивидуальности состоит не из людей, а из бездумных трутней, бездумно выполняющих приказы королевы улья.Эксперименты, проведенные Ашем, Милграмом и Зимбардо, показывают, что человеческая индивидуальность часто подрывается слепым послушанием, которое люди испытывают по отношению к тем, кто наделен властью. Чтобы люди могли сохранить свою индивидуальность и стабильное общество, необходимо найти баланс между послушанием и неповиновением.
Послушание вредно, когда может причинить физическую или моральную боль. Если кому-то поручено причинить такую боль другому человеку, непослушание в форме неповиновения — это выбор, который следует принять.Если кто-то выполняет задачу авторитета и причиняет боль другому человеку, он теряет свою индивидуальность и способность делать выбор самостоятельно. Если человек слепо следует директиве авторитета, он может подчиниться большинству, если начальство командует многими людьми.
В эксперименте Аша он определил, что, хотя соответствие большинству часто происходит с одним субъектом, если у субъекта есть хотя бы один партнер, они будут чаще отстаивать свою индивидуальность.Если бы люди могли объединиться и вместе отстоять свою независимость, их результаты были бы намного сильнее, чем у отдельного человека, пытающегося сделать то же самое. Аш был оптимистичен в отношении того, что людям больше нравится их независимость, и они сплотятся за это дело. Полное послушание равносильно контролю со стороны авторитетной фигуры. Чтобы избежать этого чувства беспомощности, люди постепенно начнут проявлять непослушание, чтобы лучше понимать свои мысли (Asch 351-357).
Милгрэм пришел к поразительному выводу, что люди способны творить зло, если их проинструктировать.Его исследование, проведенное путем принуждения людей продолжать наносить все более мощные удары испытуемым людям, является воплощением опасного послушания. Если бы эксперимент не был актом, многие люди пошли бы так далеко, как он сказал, и серьезно повредили или убили испытуемых. В этом случае Милгрэм заставлял «учителей» испытывать душевные страдания, заставляя их думать, что они причиняют вред «ученикам». Он намеренно подтолкнул их к допустимой точке послушания (Milgram 358–370).
Имитация тюрьмы Зимбардо показывает, что у заключенных были периоды повиновения и непослушания. Заключенные старались быть послушными из-за страха возмездия со стороны охранников. Даже если заключенные были послушны, охранники оскорбляли их словесно и физически и приказывали им выполнять унизительную работу, например, чистить туалеты голыми руками. Из-за плохого обращения с заключенными они пытались подтвердить свою индивидуальность, восстав против тюремных охранников. Когда охранники начали использовать свою власть, чтобы заставить заключенных мыть туалеты, они начали злоупотреблять своей властью, надеясь, что заключенные будут послушны и доставят охранникам болезненное удовлетворение.Охранники пытались довести заключенных до такой степени, что они будут делать то, что им велят, не задумываясь, но заключенные сопротивлялись и пытались свергнуть авторитет и доверие охранников (Зимбардо 389-400).
Эйхманн был одним из самых известных и широко разрекламированных нацистских генералов. Во время судебного разбирательства его защита заключалась в том, что он просто выполнял приказы своих руководителей. Используя эту защиту, он попытался снять вину с себя. Он послушно заполнил документы, которые несут ответственность за гибель тысяч евреев просто потому, что ему приказали начальство.Эйхман считал, что, поскольку он не нес прямой ответственности за нанесение смертельных ударов, он мог избежать ответственности, потому что начальство велело ему это сделать. Если общество пойдет по тому же пути, что и Эйхман, люди будут не более чем инструментами; бездумно выполнять все желания нашего начальника, независимо от того, какой вред оно может причинить другим. Слепое послушание, которое не ведет ни к чему, кроме боли и страданий, разрушительно и не заслуживает последователей; люди заслуживают своей независимости и должны открывать глаза на то, что их просят сделать (Milgram 366).
Существует правовая защита для тех, кто пытается избежать обвинений, утверждая, что они только выполняли приказы: защита Нюрнберга. Популяризованный во время испытаний нацистской войны, он часто используется корпорациями и войсками низшего звена. Корпорации используют защиту Нюрнберга, когда обращаются в суд с исками об обратной дискриминации, поскольку правительство действительно приказало им нанять больше представителей меньшинств (Adversity.Net). Даже сотрудники ЦРУ, такие как бывший начальник миланской станции Роберт Селдон Леди, утверждают, что они просто «следовали приказам» начальства (Хортон).Начиная с 2004 года внимание СМИ привлекала тюрьма Абу-Грейб в Ираке. В сообщениях говорилось, что солдаты выполняли приказы частных подрядчиков под командованием Министерства обороны США (Законные приказы). Утверждения о «физическом, психологическом и сексуальном насилии, включая пытки, изнасилование, содомию и убийство» со стороны военнослужащих послужили поводом для расследования тюрьмы. Многие солдаты утверждали, что насилие было санкционировано их начальством, пытаясь переложить вину на себя (пытки Абу-Грейб и жестокое обращение с заключенными).То, что эти уважаемые американцами солдаты уступили абсолютному авторитету своего начальства в совершении бесчеловечных действий по отношению к военнопленным, не является для американцев подходящим образцом для подражания.
Человечество определяется своими действиями по отношению к другим. Причинение вреда другим только потому, что кто-то им приказывает, не является поводом для выполнения этой директивы. Если у кого-то есть выбор: следовать приказам или отстаивать свою индивидуальность, решение должно быть за ним.
Каталожные номера
«Пытки и издевательства над заключенными в Абу-Грейб». 7 июля 2009 г. Википедия. 7 июля 2009 г.
Adversity.Net. Определение «защиты Нюрнберга». 7 июля 2009 г.
Аш, Соломон Э. «Мнения и социальное давление». Письмо и чтение в рамках учебной программы. Издание десятое. Эд. Лоуренс Беренс + Леонард Дж. Розен. Бостон: Пирсон / Лонгман, 2008. 351-357.
Хортон, Скотт. «Просто следуя приказам». 1 июля 2009 г. Harper’s Magazine.7 июля 2009 г.
«Законные приказы». 9 марта 2008 г. Википедия. 7 июля 2009 г.
Милгрэм, Стэнли. «Опасности послушания». Написание и чтение Arcoss the Curriculum. Издание десятое. Эд. Лоуренс Беренс + Леонард Дж. Розен. Бостон: Пирсон / Лонгман, 2008. 358–370.
Зимбардо, Филип Дж. «Тюремный эксперимент в Стэнфорде». Письмо и чтение в рамках учебной программы. Издание десятое. Эд. Лоуренс Беренс + Леонард Дж. Розен. Бостон: Пирсон / Лонгман, 2008. 389-400.
Ссылки
«Пытки и издевательства над заключенными в Абу-Грейб.»7 июля 2009 г. Википедия. 7 июля 2009 г.
Adversity.Net. Определение «защиты Нюрнберга». 7 июля 2009 г.
Аш, Соломон Э. «Мнения и социальное давление». Письмо и чтение в рамках учебной программы. Издание десятое. Эд. Лоуренс Беренс + Леонард Дж. Розен. Бостон: Пирсон / Лонгман, 2008. 351-357.
Хортон, Скотт. «Просто следуя приказам». 1 июля 2009 г. Harper’s Magazine. 7 июля 2009 г.
«Законные приказы». 9 марта 2008 г. Википедия. 7 июля 2009 г.
Милгрэм, Стэнли.«Опасности послушания». Написание и чтение Arcoss the Curriculum. Издание десятое. Эд. Лоуренс Беренс + Леонард Дж. Розен. Бостон: Пирсон / Лонгман, 2008. 358–370.
Зимбардо, Филип Дж. «Тюремный эксперимент в Стэнфорде». Письмо и чтение в рамках учебной программы. Издание десятое. Эд. Лоуренс Беренс + Леонард Дж. Розен. Бостон: Пирсон / Лонгман, 2008. 389-400.
.
Значения, определение, идентичность и выражение
Исторически термины «пол» и «гендер» использовались как синонимы, но их использование становится все более разным, и важно понимать различия между ними.
В этой статье будет рассмотрено значение слова «пол» и различия между полами. Также будет рассмотрено значение слова «гендер» и концепции гендерных ролей, гендерной идентичности и гендерного выражения.
В общих чертах, «пол» относится к биологическим различиям между мужчинами и женщинами, таким как гениталии и генетические различия.
«Гендер» определить труднее, но он может относиться к роли мужчины или женщины в обществе, известной как гендерная роль, или индивидуальному представлению о себе, или гендерной идентичности.
Иногда генетически определенный пол человека не совпадает с его гендерной идентичностью. Эти люди могут называть себя трансгендерами, небинарными или гендерно неконформными.
Различия между мужским и женским полом анатомические и физиологические. «Секс» имеет отношение к биологическим различиям.
Например, мужские и женские гениталии, внутренние и внешние, различны. Точно так же уровни и типы гормонов, присутствующих в мужском и женском организме, различаются.
Генетические факторы определяют пол человека. У женщин 46 хромосом, включая две X, а у мужчин — 46, включая X и Y. Хромосома Y является доминирующей и несет сигнал для эмбриона о начале роста семенников.
И мужчины, и женщины имеют тестостерон, эстроген и прогестерон.Однако у женщин более высокий уровень эстрогена и прогестерона, а у мужчин — более высокий уровень тестостерона.
Разделение мужчин и женщин часто рассматривается как двоичное, но это не совсем так. Например, некоторые мужчины рождаются с двумя или тремя X-хромосомами, так же как некоторые женщины рождаются с Y-хромосомой.
В некоторых случаях ребенок рождается со смешанными женскими и мужскими гениталиями. Иногда их называют интерсексуалами, и родители могут решить, какой пол назначить ребенку.Интерсексуалы составляют примерно 1 из 1500 рождений.
Некоторые люди считают, что секс следует рассматривать как континуум, а не две взаимоисключающие категории.
Гендер имеет тенденцию обозначать социальную и культурную роль каждого пола в данном обществе. Вместо того, чтобы быть обусловленным исключительно генетикой, как обычно имеют половые различия, люди часто развивают свои гендерные роли в ответ на окружающую среду, включая семейные взаимодействия, средства массовой информации, сверстников и образование.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет гендер как:
«Гендер относится к социально сконструированным характеристикам женщин и мужчин, таким как нормы, роли и отношения между группами женщин и мужчин. Он варьируется от общества к обществу и может быть изменен ».
Гендерные роли в одних обществах более жесткие, чем в других.
Степень принятия решений и финансовой ответственности, ожидаемая от каждого пола, а также время, которое женщины или мужчины должны тратить на ведение домашнего хозяйства и воспитание детей, варьируются в зависимости от культуры.В более широкой культуре у семей тоже есть свои нормы.
Гендерные роли не высечены на камне.
Во многих обществах мужчины все чаще берут на себя роли, традиционно считающиеся принадлежащими женщинам, а женщины играют роли, ранее отводимые в основном мужчинам.
Гендерные роли и гендерные стереотипы очень изменчивы и со временем могут существенно меняться.
Кто носит высокие каблуки?
Например, туфли на высоком каблуке, которые сейчас считаются женскими во всем мире, изначально были предназначены для мужчин высшего сословия для использования при охоте на лошадях.
Когда женщины стали носить высокие каблуки, мужские каблуки постепенно становились короче и толще, а женские каблуки становились выше и тоньше.
Со временем восприятие высоких каблуков постепенно стало восприниматься как женское. В высоком каблуке нет ничего по-настоящему женственного. Социальные нормы сделали это так.
Розовый для девочки и синий для мальчика?
Во многих странах розовый считается подходящим цветом для девочек, а мальчики одеваются в синее.
Однако младенцы были одеты в белое до тех пор, пока в середине 19 века не появилась цветная одежда для младенцев.
Следующая цитата взята из отраслевого издания Earnshaw’s Infants ’Department , опубликованного в 1918 году:
« Общепринятое правило — розовый для мальчиков и синий для девочек. Причина в том, что розовый, будучи более решительным и ярким цветом, больше подходит для мальчика, в то время как синий, более нежный и изящный, более симпатичен для девочки ».
Пройдите на 100 лет вперед, и во многих странах редко можно встретить мальчика, одетого в розовое.
Другое значение гендера — это представление человека о себе или своей гендерной идентичности.
GLAAD (бывший Союз геев и лесбиянок против диффамации) описывает гендерную идентичность как:
«Внутреннее, личное ощущение себя мужчиной или женщиной. Для трансгендеров их собственная внутренняя гендерная идентичность не соответствует полу, назначенному им при рождении.
Большинство людей имеют гендерную идентичность мужчины или женщины (или мальчика или девочки). Для некоторых людей их гендерная идентичность не соответствует ни одному из этих двух вариантов.
Аналогичным образом GLAAD описывает гендерное выражение следующим образом:
«Внешние проявления пола, выраженные через имя, местоимения, одежду, прическу, поведение, голос или характеристики тела. Общество определяет эти сигналы как мужские и женские, хотя то, что считается мужским и женским, со временем меняется и зависит от культуры ».
В заключение, в общем, «пол» относится к биологическим характеристикам, а «гендер» относится к восприятию сексуальности индивидом и обществом, а также к податливым концепциям мужественности и женственности.
.
Влияние безработицы на общество и экономику
Безработица означает отсутствие работы или ситуацию, когда человек хочет работать, но не имеет ее.
В этой статье обсуждаются основные проблемы / последствия безработицы для нашего общества и экономики.
Как безработица влияет на экономику?
Некоторые из хорошо известных последствий безработицы для экономики:
Финансовые издержки безработицы
Страдают правительство и нация.Во многих странах правительство должно выплачивать безработным некоторые пособия. Чем больше число безработных или чем дольше они остаются без работы, тем больше денег государство должно выложить.
Следовательно, стране приходится иметь дело не только с потерянным доходом и сокращением производства, но и с дополнительными расходами.
Расходная способность
Покупательная способность безработного и его / ее семьи резко снижается, и они скорее будут копить, чем тратить свои деньги, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на экономике.
Снижение покупательной способности занятых
Повышенные налоги и неуверенность в отношении их собственной работы могут также повлиять на покупательную способность трудящихся, и они тоже могут начать тратить меньше, чем раньше, таким образом влияя на экономику, а также на общество в отрицательный образ.
Спад
Увеличение уровня безработицы существенно влияет на другие факторы экономики, такие как доход на человека, расходы на здравоохранение, качество медицинского обслуживания, уровень ухода и бедность.
Все это влияет не только на экономику, но и на целые системы и общество в целом. Вот некоторые аспекты воздействия безработицы на наше общество:
Влияние безработицы на наше общество
Безработица влияет не только на самого человека, но и на его / ее семью и, в конечном итоге, на общество, в котором он живет.
Безработица приносит с собой отчаяние, несчастье и страдания. Это заставляет людей жить так, как они не хотят — это отрицательно сказывается на ожидаемой продолжительности жизни.
Ожидаемая продолжительность жизни — это легкость, с которой люди, живущие во времени / месте, могут удовлетворить свои потребности / желания. Вот основные аспекты:
- Психическое здоровье: Проблемы с психическим здоровьем, такие как: закон самоуверенности, чувство собственного достоинства, депрессия и безнадежность. Из-за потерянного дохода и связанного с этим разочарования у недавно безработного может развиться негативное отношение к обычным вещам в жизни и он может почувствовать, что всякое чувство цели потеряно. Частые эмоции могут быть — заниженная самооценка, неадекватность и чувство подавленности и безнадежности.
- Болезни здоровья: Общая напряженность безработицы может резко усугубить общие проблемы со здоровьем людей.
- Напряженность дома: Ссоры и ссоры на внутреннем фронте, которые могут привести к напряженности и увеличению числа разводов и т. Д.
- Политические вопросы : Утрата доверия к администрации и правительству, что может привести к политической нестабильности
- Напряжение из-за повышения налогов: Безработица также вызывает недовольство и разочарование среди налогоплательщиков.Чтобы удовлетворить потребности кассы по безработице, правительству, возможно, придется многократно повышать налоги, тем самым уступая место беспокойству среди налогоплательщиков.
- Отсутствие безопасности среди сотрудников: Преобладающая безработица и тяжелое положение безработных и их семей могут вызывать страх и незащищенность даже у работающих в настоящее время людей.
- Преступность и насилие: Рост преступности.
- Случаи самоубийств: Увеличение количества попыток самоубийства, а также фактических самоубийств.
- Социальные мероприятия: Безработица может привести к сокращению количества посещений и общения с другими людьми, включая друзей.
- Стигма: Безработица означает нечто большее, чем просто «отсутствие работы». Это также приносит с собой позор, который приходится нести человеку. Никто не любит, когда его называют безработным.
- Стандарт ухода: Во время безработицы конкуренция за рабочие места и способность людей договариваться снижается, и, таким образом, также снижается уровень жизни людей с пакетами заработной платы и доходом.
- Пробелы в занятости: Что еще больше усложняет ситуацию, чем дольше человек остается без работы, тем труднее его найти. Работодатели считают недовольство трудоустройством негативным аспектом. Никто не хочет нанимать человека, который какое-то время не работал, даже если, скажем, это лицо не виновато.
- Утрата использования навыков: Безработный не может применить свои навыки. И в ситуации, когда это длится слишком долго, человеку, возможно, придется потерять некоторые из своих навыков.
.