Роль статусная: Социальные статусы и социальные роли

2.3. Статусная роль

Индивид, занимающий
высокую позицию в обществе, если измерять
эту высоту, или ранг, с точки зрения
доступных ему власти, дохода, образования
и престижа, в наибольшей мере стремится
соответствовать своему статусу и вести
себя должным образом. Президент компании,
сенатор, профессор дорожат высоким
престижем своего положения. Модель
поведения, ориентированная на конкретный
статус,

называется статусной
ролью
или
просто
ролью
.

От человека,
обладающего данным статусом, окружающие
ждут вполне конкретных поступков и не
ждут других, которые не вяжутся с их
представлением о данном статусе. Однако
и сам обладатель статуса знает, чего от
него ждут окружающие. Он понимает, что
окружающие станут относиться к нему в
соответствии с тем, как они видят
исполнение данного статуса. Окружающие
строят с носителем статуса такие
отношения, которые соответствуют
правильному исполнению статусной роли.
С нарушающим они стараются не встречаться,
не общаться, не поддерживать отношений.
Президент страны, произносящий речи по
бумажке, во всем слушающийся своих
советников либо тех, кто стоит за его
спиной, не вызовет у людей доверия и
вряд ли будет восприниматься ими как
истинный президент, способный управлять
страной во благо людям.

Итак, от обладателя
конкретного статуса люди ожидают, что
он будет играть вполне определенную
роль в соответствии с теми требованиями,
которые к этой роли они предъявляют.
Требования и нормы поведения общество
предписывает статусу заранее. За
правильное исполнение своей роли индивид
вознаграждается, за неправильное

наказывается, пусть это будет сделано
в форме неодобрения или отказа голосовать
за данную кандидатуру на выборах. Статус
короля предписывает ему вести совсем
иной образ жизни, нежели ведут простолюдины.
Ролевая модель, соответствующая данному
статусу, должна оправдать надежды и
ожидания его подданных. В свою очередь
и подданные, как им велят их статус и
ранг, должны действовать в четком
соответствии с набором норм и требований.

Статусная роль
включает совокупность точно определенных
прав.
Вождь имеет
право осуществлять религиозные церемонии,
наказывать соплеменников, нарушающих
предписанные их статусу требования,
предводительствовать в военных походах,
руководить общинным собранием. Профессор
университета обладает рядом прав,
которые отличают его от студента, не
обладающего данным статусом. Он оценивает
знания учащихся, но, в соответствии со
своей академической позицией, не может
подвергаться штрафу за плохую успеваемость
студентов. А вот офицер, согласно
воинскому уставу, подвергается наказанию
за нарушения, совершенные солдатами.
Академический статус профессора дает
ему такие возможности, которыми не
обладают другие люди, имеющие столь же
высокий статус, скажем, политик, врач,
юрист, бизнесмен или священник. Таково
право отвечать на какие-то вопросы
словами: «Я не знаю этого». Подобное
право объясняется природой академических
знаний и состоянием науки, а не его
некомпетентностью.

Статусный
образ.
Статусные символы, права,
обязанности и роль создают статусный
образ
.Часто его называют
имиджем. Имидж
совокупность представлений,
сложившихся в общественном мнении о
том, как должен вести себя человек в
соответствии со своим статусом, как
должны соотноситься между собой права
и обязанности в данном статусе.

Представление о
том, каким должен быть юрист, врач или
профессор, регулирует и направляет
поведение тех, кто занимается
судопроизводством, медицинской практикой
и преподаванием. Выражение «не позволять
себе лишнего» точно описывает имидж и
ставит границы, в которых каждый из нас
стремится оставаться, чтобы в глазах
окружающих выглядеть подобающим образом.
Иначе говоря, чтобы соответствовать
образу своего социального или личного
статуса.

Ролевой набор

совокупность ролей (ролевой комплекс),
ассоциируемых с одним статусом. Каждый
статус обычно включает ряд ролей. К
примеру, статус университетского
профессора подразумевает такие роли,
как «преподаватель», «исследователь»,
«наставник молодежи», «администратор»,
«клерк», «автор научных статей»,
«специалист в своей области знаний» и
другие. Каждая роль в ролевом наборе
требует особой манеры поведения и
общения с людьми. Даже две похожие роли
профессора
– «преподаватель»
и «наставник»
– предполагают
разное отношение к студентам. Первая
заключается в соблюдении формальных
норм и правил: чтение лекций, проверка
курсовых, прием экзаменов. Вторая
подразумевает неформальное общение со
студентами в качестве мудрого советчика
или старшего друга. Каждая роль в ролевом
наборе предстает, таким образом,
совокупностью непохожих на другие
отношений. С коллегами у профессора
складываются одни взаимоотношения, с
администрацией университета
– другие,
с редакторами журналов, студентами,
промышленниками
– третьи.
В итоге ролевой набор формирует набор
социальных отношений.

Социальная
роль распадается на ролевые
ожидания

то, чего согласно «правилам игры» ждут
от той или иной роли, и на ролевое
поведение

то, что человек реально выполняет в
рамках своей роли. Всякий раз, беря на
себя ту или иную роль, человек более или
менее четко представляет связанные с
ней права и обязанности, приблизительно
знает схему и последовательность
действий и строит свое поведение в
соответствии с ожиданиями окружающих.
Общество при этом следит, чтобы все
делалось «как надо». Для этого существует
целая система социального контроля –
от общественного мнения до правоохранительных
органов –
и соответствующая ей система социальных
санкций — от порицания, осуждения до
насильственного пресечения.

Статусная позиция и роль — Студопедия

Статусная позиция — это место в социальном пространстве, наделенное определенным статусом.

Статус — это комплекс прав, обязанностей, социальных ожиданий, присущих данной статусной позиции. От индивида, занявшего одну из позиций, окружающие ждут поведения, вписывающегося в рамки их прав и обязанностей, традиций. Права и обязанности включают и сферу потребления.

Обязанность проявляется на двух уровнях:

— позиции и

— индивида.

В первом случае обязанности сформулированы как служебные инструкции (например, продавца), неписаные моральные нормы. Многие социальные позиции предписывают определенные модели потребления (например, тип одежды, воздержание в рабочее время от алкоголя и т.д.). На индивидуальном уровне обязанность — это то, что человек чувствует вынужденным делать исходя из места, занимаемого в обществе.

Права также имеют два уровня — предписанный и принятый, то есть тот, который есть в писаных и неписаных нормах, и тот, который реален. Последний проявляется в форме социальных ожиданий (экспектаций) по отношению к другим участникам взаимодействия.

Одной из характеристик статуса является материальное вознаграждение за исполнение обязанностей. Поэтому статус выступает в качестве одного из важнейших факторов, определяющих экономический потенциал покупателя.

Роль — это статус в действии. Описать роль значит охарактеризовать, как используются права и обязанности. Иными словами, роль — это модель поведения, обусловленная статусной позицией. Роль является условностью, результатом договоренности (порою молчаливой) между людьми. Роль как модель поведения существует в виде представлений людей о том, какое поведение ожидается от человека в данной ситуации.



Описывая статус человека, мы отвечаем на вопрос “Кто он?” (по месту в обществе). Описывая роль, мы отвечаем на вопрос “Что он делает?”. Поэтому роль — это динамический аспект статуса.

Играть роль значит исполнять обязанности, налагаемые ролью, осуществлять свои права по отношению к другим.

Потребительское поведение включает в себя целую серию ролей.

Роль инициатора состоит в принятии решения о том, какая потребность в данный момент наиболее актуальна, и в принятии решения о совершении покупки с целью ее удовлетворения.

Роль фактора (influencer) состоит в действиях, оказывающих влияние на процесс принятия решения о покупке. Это может быть слово или целая речь, обосновывающая необходимость покупки или отвергающая ее. Советчик — это разновидность данной роли. Это могут быть и действия, способствующие покупке или предотвращающие ее.

Роль покупателя состоит в акте покупке, в процессе которой отдаются деньги в обмен на товар или услугу.

Роль пользователя состоит в действиях по потреблению или использованию купленного товара.

Роль не равнозначна индивиду. Роль — это набор предписаний. Сегодня их исполняет один индивид, завтра — другой. Кроме того, роль может исполняться как одним индивидом, так и группой, например семьей, приятелями и т.д. Таким образом, роль и индивид автономны по отношению друг к другу.

Социальные статусы и роли. Роль статусно-ролевой структуры общества — Студопедия

Типология личности

Важной составляющим социологического учения о личности является ее типология.

Социальный тип личности– это способ осуществления человеком различных видов деятельности, определенная совокупность свойств личности, выражающая принадлежность индивида к социальной группе.

Понятие «социальный тип личности» фиксирует отражение совокупности повторяющихся социальных качеств личностей, входящих в какую-либо социальную общность. Как уже было указано, личность является сложным многоуровневым явлением, что обуславливает существование различных вариаций. В социологии накоплен значительный материал по этой проблеме. Остановимся на наиболее разработанных и существующих классификациях.

Впервые попытка создать классификационную систему личности была предпринята Э. Шпрангером в 1914 г. Исследователь разработал шесть «идеальных типов» личностина основе их мотивационной направленности.

1) теоретический тип – ориентированность на получение новых знаний;

2) экономический тип – основой поведения выступает прагматическая ориентация;

3) социальный – стремление к общению, направленность на социальное окружение;

4) эстетический – склонность к впечатлениям, переживаниям и самовыражению;

5) политический – стремление к господству и распределению социальных ролей, а также склонность к подчинению;

6) религиозный – ориентация на поиск высшего смысла жизни, общение с Богом.



Одной из самых распространенных теорий личности в современной социологии является статусно-ролевая концепция.

В рамках данной концепции личность рассматривается как деятельностный субъект, занимающий в социуме определенное место и выполняющий в соответствии с ним набор функций.

Статусно-ролевая концепция была разработана в трудах американских социологами Дж. Мида и Р. Минтона.

Значительно обогатили теоретический материал этой теории труды Т. Парсонса.

Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль».

Итак, согласно указанной концепции каждый человек занимает в обществе определенное место.

Данное место определяется рядом общественных позиций, которые предполагают наличие определенных прав и обязанностей.

Именно эти позиции и являются социальными статусами человека.



Таким образом, нетрудно увидеть, что каждый человек имеет одновременно несколько социальных статусов.

Однако при этом один из статусов всегда является основным или базисным. Как правило, базисный статус выражает должность человека.

Социальный статус– интегральный показатель общественного положения личности, социальной группы, охватывающий профессию, квалификацию, должность, характер выполняемой работы, материальное положение, политическую принадлежность, деловые связи, возраст, семейное положение и др.

В социологии существует классификация социальных статусов на предписанные и приобретенные.

Предписанный статус– это позиция человека в обществе, занимаемая им независимо от личных заслуг, а навязываемая социальным окружением.

Чаще всего предписанный статус отражает врожденные качества человека (расу, пол, национальность, возраст).

Приобретенный статус– это положение в обществе, достигнутое самим человеком.

Однако личность может иметь также смешанный статус, который сочетает в себе оба типа.

Ярким примером смешанного статуса является состояние в браке.

Помимо указанных типов, выделяются также естественные и профессионально-должностные статусы.

Естественный статус личности– место человека в системе общественных отношений, определяемое существенными и относительно устойчивыми характеристиками человека.

Профессионально-должностной статус– это социальный показатель, который фиксирует социальное, экономическое и производственное положение человека в обществе. Таким образом, социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе.

С понятием «социальный статус» тесно связано понятие «социальная роль».

Социальная роль– это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе.

При этом каждый статус предполагает выполнение не одной, а нескольких ролей. Совокупность ролей, выполнение которых предписывается одним статусом, называется ролевым набором. Очевидно, что чем выше положение человека в обществе, т. е. чем больше у него социальный статус, тем больше ролей он выполняет.

Следует отметить, что два этих ролевых аспекта не всегда совпадают. При этом каждый из них играет огромное значение в определении человеком своего поведения, так как общественные ожидания оказывают сильное воздействие на человека.

В нормальной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента:

1) описание типа поведения, соответствующего данной роли;

2) предписания (требования), связанные с данным поведением;

3) оценка выполнения предписанной роли;

4) санкции – социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы. Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через её поведение (презрение), или юридическими, политическими, экологическими.

Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида. То есть, поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему.

Соц-ые институты. Соц-ые статусы и их виды (главный, личный, социальный, предписанный, достигнутый, смешанный, эпизодический). Статусная роль. Элементы статуса.




Социальный институт — исторически сложившаяся форма организации совместной жизнедеятельности людей, возникающая из необходимости удовлетворения социальных потребностей общества и направленная на реализацию в нем определенных социальных функций. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил, определяющих так её поведение.

предписанный статус — тот статус, который человек получает «автоматически» при рождении или по прошествии времени. К этому типу относятся статусы, связанные с полом, национальностью, расой, входящие в системы кровного родства и аристократических титулов. Пример — женщина, американка, европеоид, брат.

достигаемый статус — получаемый человеком благодаря своим собственным силам или удаче. Пример: муж, инженер, изобретатель, кочегар

Главный статус – статус, определяющий положение личности в общественной иерархии. Чаще всего главный статус человека обусловлен его работой.

Социальный статус — положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии).

Элементы статуса. Статус как культурный феномен обладает соответствующими его рангу почестями, символами и привилегиями. Чем выше ранг, тем больше почестей. Статус требует от человека социально одобряемого поведения, приписывает ему обладание определенными правами и обязанностями, требует адекватного ролевого поведения, идентификации, т.е. отождествления себя со своим статусом. Все это элементы статуса.

1) Статусная роль — модель поведения, ориентированная на конкретный статус. От человека, обладающего данным статусом, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не вяжутся с их представлением о данном статусе. Однако и сам обладатель статуса знает, чего от него ждут окружающие. Каждый статус обычно включает ряд ролей ролевой набор — совокупность ролей, ассоциируемых с одним статусом.



2) Статусные права (например, вождь имеет право осуществлять религиозные церемонии).

3) Статусные обязанности. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается и тем сильнее наказание за их невыполнение. (Статус чернорабочего мало к чему обязывает, в отличие от статуса президента).

4) Статусный диапазон. Поскольку статусные права жестко никогда не определяются, а статусная роль свободно выбирается самим человеком, возникает некоторый диапазон, в рамках которого варьируется поведение и осуществление своих прав. Статус соседа предполагает свободную манеру поведения. никаких жестких формальных требований ему не приписывается. Если они и существуют, то носят неформальный или необязательный характер. Ролевая модель поведения соседа включает обмен поздравлениями и приветствиями, обмен предметами обихода, разрешение конфликтных ситуаций. Но один человек уклоняется от всяческого общения с соседями, а другой не в меру общителен и навязчив в дружбе.

5) Статусные символы. Общество придумало внешние знаки отличия, позволяющие разграничивать обладателей различных статусов. Военные носят специальную униформу. Статусные символы гражданского населения не так определены, как военного. Тем не менее интуитивно мы различаем людей. Мы знаем из опыта, как одевается женщина из высшего света и как одевается чернорабочий. У каждого сословия и класса свой стиль одежды и своя атрибутика. Функцию статусных символов выполняют также жилье, язык, жесты, манеры поведения. Так мужчинам запрещается появляться в дорогих ресторанах без галстука. Он выступает как знак, определяющий принадлежность его владельца к определенной группе населения.

6) Статусный образ. Статусные символы, права, обязанности и роль создают статусный образ. Часто его называют имиджем. Имидж — совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как должны соотносится между собой права и обязанности в данном статусе. Выражение «не позволять себе лишнего» точно описывает понятие имиджа и ставит границы, в которых каждый из нас стремится оставаться, чтобы в глазах окружающих выглядеть подобающим образом.





7) Статусная идентификация указывает на то, в какой мере человек сближает себя со своим статусом и статусным образом.

8) Статусное видение мира. Давно замечено, что человек смотрит на мир и относится к людям не вопреки, а в соответствии со своим статусом — с тем, который он считает главным. Основой социального неравенства в психологическом плане являются социальные статусы отдельных индивидов, социальных групп, слоев.

Социальный статус: 1)врожденный и приписанный 2)выработанный 3)заработанный

П.Сорокин выделяет, что статус должен быть заслужен и всегда доказываться оценкой окружающих, что очень важно для самооценки человека. Оценка окружающих тем или иным способом подтверждает статус человека, или наоборот, разрушает.

Социологи выделяют:

1)предписанный – навязанный обществом, независимо от усилий и заслуг личности. Он зависит от места рождения, этноса.

2) приобр-ый(достигнутый) – определяется усилиями самого человека.

Выделяют: -естественный статус личности – предполагает устойчивые черты личности;-профессионально должностной – в нем фиксируются социально экономические и производственные положения человека( бухгалтер, преподаватель).

Человек может иметь сразу несколько статусов – интегральный статус. Социальный статус выражается сложными связями м/у субъектами общественных отношений.












Статусная роль. | Distanz.ru – сетевая система обучения

Подпишитесь на бесплатную рассылку видео-курсов:

Понятие статуса в социологии часто связывается понятием социальной роли. Роль – это набор ожиданий, характеризующих позицию личности в обществе. Роли могут определяться как «совокупность социально детерминированных атрибутов и ожиданий, ассоциирующихся с социальными позициями». В пределах такой терминологии социальный статус является как бы статической стороной роли. Одна из наиболее влиятельных школ в социологии США – структурно-функциональный анализ – берет статусно-ролевую единицу (unit) как базовый элемент социальной стратификации. Эта теория стремилась объяснить, как индивиды в обществе мотивируются к занятию этих позиций в социальной структуре.
понятие статуса, столь значимое в подходе Вебера, может считаться значимым и в более широких коннотациях. Напомним, что в буквальном переводе с латинского термин «статус» означает правовое положение, то есть положение, определенное наличием соответствующих прав и обязанностей, наделенных юридическим содержанием. Таким образом, этимологически понятия «статус» и «правовой статус» синонимичны, хотя проблема правового статуса политических партий и не сводится к простой констатации наличия прав и обязанностей. В современных представлениях эта синонимичность отсутствует, и понятие статуса наделено не только юридическим, но и социальным, политическим, экономическим и личностным содержанием, причем в различных исследованиях содержание данного понятия может быть расширено. Это в первую очередь связано с отсутствием у общественных классов в индустриальном обществе юридического статуса с одновременно присущим им стратификационным способом организации. Речь идет о социальной или политической стратификации, которая предполагает в широком смысле социальную дифференциацию и неравенство в обществе, возникающие на основе таких критериев, как социальный престиж, самоидентификация, доход, участие во властных отношениях и пр. В ином смысловом значении стратификация означает постоянное ранжирование статусов и ролей в системе отношений.
Как пишет А.И. Соловьев, «стратификация, фиксируя все реальные отношения равенства и неравенства людей в конкретном обществе, которые вытекают из занимаемого группами социального положения, позволяет сопоставлять групповые статусы, права и возможности людей, выстраивать социальные иерархии.

Слово «статус» пришло в социологию с латинского языка. В древнем Риме оно означало состояние, правовое положение юридического лица. Статус — это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями посредством системы прав и обязанностей. Любой человек занимает несколько позиций, так как участвует в различных общественных группах и организациях. Каждого человека характеризует статусный набор. Статусный набор — совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом. Особую роль играют генеральные (всеобщие) статусы. Первый статус — права человека и его обязанности, другой статус — статус гражданина. Генеральные статусы являются основой статусной позиции личности, все остальные относятся к особенным. Также статусы могут быть формализованными или неформализованными, что зависит от социальных взаимодействий. В наборе статусов человека существует главный статус, он определяет образ жизни, круг знакомства и общения, манеру поведения человека. Главным статусом является тот статус, который человек достиг своими силами.
Социальный статус — положение человека, которое он занимает в обществе, как представитель большой социальной группы. Личный статус — положение, которое человек занимает в малой группе, в зависимости от его личных индивидуальных качеств. Приписываемый статус — статус, в к отором человек рожден или который ему назначается по прошествии времени.Достигаемый статус — статус, который человек получает благодаря своим усилиям, желанию, удаче.

Статусная позиция — это место в социальном пространстве, наделенное определенным статусом. Статус — это комплекс прав, обязанностей, социальных ожиданий, присущих данной статусной позиции. Студент, преподаватель — это статусные позиции, наделенные определенными правами и обязанностями. От индивида, занявшего одну из этих позиций, окружающие ждут поведения, вписывающегося в рамки их прав и обязанностей, традиций. На рынок выходят люди, занимающие разные статусные позиции: рабочие или ИТР той или иной отрасли, жители города или деревни, принадлежащие к мужскому или женскому полу и т.д. Права и обязанности включают и сферу потребления.
Статус проявляется на двух уровнях: позиции и индивида. В первом случае обязанности сформулированы как служебные инструкции (например, продавца), неписаные моральные нормы. Многие социальные позиции предписывают определенные модели потребления (например, тип одежды, воздержание в рабочее время от алкоголя и т.д.). На индивидуальном уровне обязанность — это то, что человек чувствует вынужденным делать исходя из места, занимаемого в обществе. Эти два уровня далеко не всегда совпадают (так, есть инструкции, которые никто, кроме авторов, не читал и соответственно не собирается выполнять, и есть обязанности, которые нельзя проигнорировать, даже если одна мысль о них портит настроение).
Статус также имеет два уровня: предписанный и принятый, то есть тот, который есть в писаных и неписаных нормах, и тот, который реален. Последний проявляется в форме социальных ожиданий (экспектаций) по отношению к другим участникам взаимодействия. Так, покупатель, придя в магазин, ожидает, что продавец поможет ему подобрать товар, даст примерить и т.д.
Одной из характеристик статуса является материальное вознаграждение за исполнение обязанностей. Поэтому статус выступает в качестве одного из важнейших факторов, определяющих экономический потенциал покупателя.
Роль — это статус в действии. Описать роль, значит охарактеризовать, как используются права и обязанности. Иными словами, роль — это модель поведения, обусловленная статусной позицией. Роль является условностью, результатом договоренности (порою молчаливой) между людьми. Роль как модель поведения существует в виде представлений людей о том, какое поведение ожидается от человека в данной ситуации.
Роль проявляется в том, что в сходных обстоятельствах совершенно разные люди ведут себя одинаково, как разные артисты, исполняющие роли одной пьесы.
Описывая статус человека, мы отвечаем на вопрос «Кто он?» (по месту в обществе). Описывая роль, мы отвечаем на вопрос «Что он делает?». Поэтому роль — это динамический аспект статуса .Играть роль значит исполнять обязанности, налагаемые ролью, осуществлять свои права по отношению к другим .Как артисты учат роли перед выходом на сцену, так и люди, живущие в обществе, зубрят их добровольно или по принуждению. Человек живет не в абстрактном обществе, а в конкретную эпоху, в конкретном городе, дворе, семье… Поэтому роли, которые он изучает (и играет) в разных социальных группах, формулируются тоже по-разному.
Если индивид играет роль, нарушая социальные ожидания, то по отношению к нему применяются социальные санкции, представляющие собой внешние по отношению к индивиду меры принуждения к исполнению социальной роли.
Потребительское поведение включает в себя целую серию ролей. Роль состоит в принятии решения о том, какая потребность в данный момент наиболее актуальна, и в принятии решения о совершении покупки с целью ее удовлетворения.
Роль состоит в действиях, оказывающих влияние на процесс принятия решения о покупке. Это может быть слово или целая речь, обосновывающая необходимость покупки или отвергающая ее. Советчик — это разновидность данной роли. Это могут быть и действия, способствующие покупке или предотвращающие ее. Например, я показал за рулем, как работает данный автомобиль, его плюсы и минусы. При этом ни одного слова может быть, и не произнесено, но потенциальный потребитель примет во внимание организованный мной эксперимент.
Роль состоит в акте покупке, в процессе которой отдаются деньги в обмен на товар или услугу.
Роль состоит в действиях по потреблению или использованию купленного товара.
Роль не равнозначна индивиду. Роль — это набор предписаний. Сегодня их исполняет один индивид, завтра — другой. Кроме того, роль может исполняться как одним индивидом, так и группой, например семьей, приятелями и т.д. Таким образом, роль и индивид автономны по отношению друг к другу. Однако индивидуальные качества человека могут оказывать влияние на исполнение им роли. Например, в театре мы можем наблюдать, как в классических пьесах одну и ту же роль разные артисты исполняют по-разному.

Документ без имени




Документ без имени




назад

Личностный уровень изучения общества.

Личность: понятие, социализация, статус и роли.

Личность — одно из центральных понятий социологии. Оно играет важную роль в «строительстве» социального знания, помогая понять, почему человеческий мир так отличается от остального природного мира и почему он остается человеческим только при условии сохранения индивидуальных различий между людьми.

Социолог при изучении человека как личности берет в расчет прежде всего социальные качества, которые формируются у людей в процессе общежития, несколько абстрагируясь от всего остального. В социологическом смысле личность — это социальное качество.

Если психологи обращают внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, особенности поведения и изучают чем и почему они отличаются друг от друга, то для социолога «личность» — это, напротив, то, что делает людей похожими друг на друга (т.е. они отмечают в людях социально типическое).

Понятие личности.

Говоря о личности, чаще всего имеют в виду отдельного человека. Но ведь кроме понятия «личность» в нашем распоряжении имеется еще целый ряд близких понятий: человек, индивид. В обыденной речи эти понятия часто употребляются в одном и том же значении, но в науке они обозначают разные вещи.

Понятие «человек» — это родовое понятие, указывающее на принадлежность данной особи к человеческому роду — высшей ступени развития живой природы. Понятие «индивид» характеризует отдельного конкретного человека как единичного представителя человеческого рода и его «первокирпичик».

Понятие «личность» вводится для выделения, подчеркивания неприродной (надприродной социальной) сущности человека и индивида. Это понятие используется на протяжении около 2000лет. Его возникновение связывают с античным театром, где слова «персона» (личность) означало маску, которую надевал актер, играя определенную роль: воина, раба, ревнивца и т.д. При этом человек, с одной стороны, маскировал свое Я, а с другой стороны — соотносил себя с определенной социальной группой.

Личность — устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как продукт развития общества и включения в систему социальных отношений посредством деятельности и общения.

 

Социализация.

В момент рождения ребенок еще не личность. Он пока только индивид. Чтобы стать личностью человек должен пройти определенный путь развития посредством усвоения социального опыта. Процесс становления личности называется социализацией.

Процесс освоения социальных ролей и усвоения норм культуры, а значит, интеграция человека в общество обозначается понятием «социализация».

Социализация рассказывает на индивидуальном уровне про то, что происходило с обществом на коллективном. Ведь человек, взрослея, в свернутом виде проходит те же самые этапы, какие прошло общество за 40 тысяч лет своей культурной эволюции и какие прошел человеческий род за 2 миллиона лет своей биологической эволюции. Ни один биологический вид не научился «свертывать» этапы своего развития. Благодаря социализации слабому человеческому детенышу не надо полностью проходить весь этот бесконечно долгий путь развития.

Человеческое существо рождаясь более беспомощным, нежели детеныши животных, тем не менее гораздо больше подготовлено к усвоению социального опыта. Если бы это было иначе, вряд ли его удалось бы научить логическому мышлению и символического языку. Ведь не может же этому обучиться обезьяна, несмотря на все старания ученых.

Степень биологически закрепляемой социальной готовности человека очень высока. И все же ее нельзя преувеличивать. Однако некоторые ученые полагают, что поскольку все необходимое для социализации заложено в генах, человек останется самим собой, в какую бы среду его ни поместили. Их уверенность поколебала встреча с так называемыми феральными людьми.

Феральные люди — существа, выросшие в изоляции от людей и воспитанные в сообществе животных. Термин придумал в 18 веке шведский ученый Карл Линней. Одичавших, не оцивилизационных людей называют «маугли» и «детьми джунглей» из социологов первым изучил их американец Кингсли Дывис в 1940 году. В индии были обнаружены две девочки — восьми летняя Камала и полуторогодовая Амала, воспитанные волками. В 1938 году обнаружили пятилетнюю девочку Анну. Все трое имели нормальные биологические предпосылки к успешной социализации, но были изолированы от нормальной социальной среды. У них отсутствовала связная речь, мышление, человеческие чувства.

«Маугли» доказали, что оставленный на произвол судьбы человек перестает быть человеком. Когда детей-зверенышей возвратили в общество, они смогли усвоить лишь самые элементарные навыки, овладеть речью, состоящей из 30 слов. В человеческом обществе они прожили не более 10 лет.

Различают первичную и вторичную социализацию. Первая направлена на формирование социальных качеств личности (умению общаться, вести себя в обществе и т.д.), вторая — на освоении специфических ролей, связанных с разделением труда.

Агенты социализации — это люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных норм:

1) первичной (касается непосредственного окружения) — родители, братья и сестра, бабушки и дедушки, близкие и дальние родственники, сверстники, учителя, тренеры, врачи и др.,

2) вторичной (касается непосредственного, формального окружения) — представители администрации учебных заведений; предприятия, армия, церковь, государство, партии, суды, СМИ и др.

Наряду с понятием социализации также употребляются термины десоциализации и ресоциализации . Десоциализация представляет собой процесс отказа личности от ранее усвоенных норм и ценностей. Ресоциализация — сводится к усвоению новых правил и норм взамен утраченных старых. Этоусвоения новых норм и ценностей, моделей поведения людьми зрелого возраста. Ресоциализация происходит каждый раз, когда человек узнаем что-то, не совпадающее с его прежним опытом. Так, например, при психотерапии или вступлении в религиозную группу, человек подвергается воздействию идей, противоречащих его прежнему мировоззрению. Если эти идеи прививаются, коренным образом меняется не только поведение индивида, но и его восприятие жизни.

Социальная роль.

Социальная роль — это соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

Социальная роль рассматривается в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Между этими двумя аспектами никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности.

К.Маркс указал, что роли бывают институциализированные (вытекают из социальной структуры) и конвенциональные (возникают произвольно).

Т.Парсонс одним из первых предпринял попытку систематизации социальных ролей. Он считал, что для любой роли характерен набор следующих основных пяти характеристик:

эмоциональная содержательность (эмоциональной сдержанности и раскованности),

способ получения роли (предписывание или приобретение),

масштаб (определяется количеством людей, на которых влияет роль),

формализация (строго установленная или размытая),

мотивация (побуждение, ориентация на личную прибыль или общее благо).

Когда люди жили в более простых обществах, им не казалось, что они исполняют какую-то роль. Репертуар их «социального театра» был ограничен, и по традиции роли (занятия) и амплуа (позиции) наследовались из поколения в поколение. Поэтому личина (ролевая маска) срасталась с личностью, что не приносило ощущение дискомфорта — в рамках отведенной роли человек мог оставаться «самим собой». В современном обществе существенно возросли возможности сменить амплуа и стало просто необходимым менять роли. «Актеры», осуществляющие обыденное социальное действие, по несколько раз в день вынуждены «перебегать с большой сцены на малую» и к тому же «подрабатывать» сразу в нескольких «театрах». Так, работающая женщина должна выполнять самостоятельные роли в семье, на работе, в досуговой, дружеской и деловой среде и в течении дня менять амплуа матери, жены, пассажиры транспорта, сотрудника, клиента сервисных организаций, потребителя товаров, хозяйки, воспитателя, собеседника и т.п., сообразуясь с правилами поведения в этих ситуациях и социальным ожиданиями других людей (родственников, коллег, знакомых и незнакомцев).

Социальный статус.

Социальный статус — определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Позиция учителя имеет смысл только в связи с позицией ученика и директора школы, а того — в связи с позицией министра образования и т.д. Статус учителя, как и любой другой статус, определен относительно всей системы образования.

Виды социальных статусов.

Главный — ключевой — наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его. Главным выступает тот статус, к-рый определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения и т.д. Для научной интеллигенции главным часто оказывается не место работы или род занятия, а ученая степень, а для менеджера — должность или иерархический ранг.

Личный и социальный (в узком смысле). Социальный — положение человека, к-рое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы (профессиональной, классовой, национальной). Личный — положение, к-рое человек занимает в малой, или первичной группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. Социальный статус играет первенствующую роль среди незнакомых, а личный — среди знакомых. Представляясь незнакомым людям, каждый из нас называет прежде всего место работы, социальное положение, национальность и возраст. Для знакомых людей важны не они, а наши личные качества, неформальный авторитет.

Высокий, средний, низкий — лидер, независимый, аутсайдер.

Приписаваемый . — это статус, в котором человек рожден или к-рый назначается ему по прошествии времени. Приписываемый статус не совпадает с прирожденным. Прирожденными в строгом смысле слова считаются только три: пол, национальность, раса. Они заданы биологически, человек наследует их помимо своей воли и сознания. Последнее время ученые начали сомневаться в том, существует ли вообще прирожденный статус, если пол, расу и национальность в отдельных случаях люди изменяют. Приписываемый статус очень напоминает прирожденный, но к нему не сводится. В строгом смысле прирожденным является биологически унаследованный статус, а приписываемый — социально приобретаемый, но одинаковый по названию с прирожденным. Так, «Сын» может быть и прирожденным, им приписываемым статусом. Для того, чтобы не возникло лишней путаницы, социологи договорились называть тот и другой типы статуса одним словом — приписываемый. Таким образом, приписываемым статусом является такое положение в обществе, над которым индивид не имеет контроля и (или) которое он занимает независимо от своей воли, желания, усилий.

Достигаемый. Статус, который человек получает благодаря собственным усилиям, желанию, свободному выбору, либо благодаря удаче и везению. Если приписываемый статус неподконтролен индивиду, то достигаемый находится под контролем. Достигаемым считается всякий статус, который не назначается человеку автоматически самим фактом рождения. Достигаемый статус требует принятия самостоятельного решения и самостоятельных действий. К достигаемому статусу относятся позиции, которые люди занимают благодаря своим стараниям и заслугам. Чем динамичнее общество, тем больше в его социальной структуре ячеек, рассчитанных на достигаемые статусы. Чем больше в обществе достигаемых статусов, тем оно демократичнее.

Смешанный статус. Он обладает чертами и приписываемого, и достигаемого. Человек, достигший степени доктора наук, не может передать ее своему сыну, однако тот может пользоваться определенными преимуществами, если решит двигаться по научной стезе. Коллеги отца будут покровительствовать юноше, он приобретает приписываемый статус сына доктора наук.(аналогично — дети миллионеров, политических деятелей и др.).

Пример смешанного статуса: в 30 лет человек стал инвалидом. Его социально-экономическое положение существенно изменилось: если раньше он самостоятельно зарабатывал на хлеб, то теперь целиком зависит от помощи родных, государства. О каком статусе идет речь? Достигаемым назвать его затруднительно, поскольку по собственной воле никто не желает стать инвалидом. Его можно было бы считать приписываемым, но 30-летний калека не является инвалидом по рождению. Он стал инвалидом из-за стечения обстоятельств, которые находились вне его контроля.

Элементы статуса. Статус как культурный феномен обладает соответствующими его рангу почестями, символами и привилегиями. Чем выше ранг, тем больше почестей. Статус требует от человека социально одобряемого поведения, приписывает ему обладание определенными правами и обязанностями, требует адекватного ролевого поведения, идентификации, т.е. отождествления себя со своим статусом. Все это элементы статуса.

1) Статусная роль — модель поведения, ориентированная на конкретный статус. От человека, обладающего данным статусом, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не вяжутся с их представлением о данном статусе. Однако и сам обладатель статуса знает, чего от него ждут окружающие. Каждый статус обычно включает ряд ролей ролевой набор — совокупность ролей, ассоциируемых с одним статусом.

2) Статусные права (например, вождь имеет право осуществлять религиозные церемонии).

3) Статусные обязанности. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается и тем сильнее наказание за их невыполнение. (Статус чернорабочего мало к чему обязывает, в отличие от статуса президента).

4) Статусный диапазон. Поскольку статусные права жестко никогда не определяются, а статусная роль свободно выбирается самим человеком, возникает некоторый диапазон, в рамках которого варьируется поведение и осуществление своих прав. Статус соседа предполагает свободную манеру поведения. никаких жестких формальных требований ему не приписывается. Если они и существуют, то носят неформальный или необязательный характер. Ролевая модель поведения соседа включает обмен поздравлениями и приветствиями, обмен предметами обихода, разрешение конфликтных ситуаций. Но один человек уклоняется от всяческого общения с соседями, а другой не в меру общителен и навязчив в дружбе.

5) Статусные символы. Общество придумало внешние знаки отличия, позволяющие разграничивать обладателей различных статусов. Военные носят специальную униформу. Статусные символы гражданского населения не так определены, как военного. Тем не менее интуитивно мы различаем людей. Мы знаем из опыта, как одевается женщина из высшего света и как одевается чернорабочий. У каждого сословия и класса свой стиль одежды и своя атрибутика. Функцию статусных символов выполняют также жилье, язык, жесты, манеры поведения. Так мужчинам запрещается появляться в дорогих ресторанах без галстука. Он выступает как знак, определяющий принадлежность его владельца к определенной группе населения.

6) Статусный образ. Статусные символы, права, обязанности и роль создают статусный образ. Часто его называют имиджем. Имидж — совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как должны соотносится между собой права и обязанности в данном статусе. Выражение «не позволять себе лишнего» точно описывает понятие имиджа и ставит границы, в которых каждый из нас стремится оставаться, чтобы в глазах окружающих выглядеть подобающим образом.

7) Статусная идентификация указывает на то, в какой мере человек сближает себя со своим статусом и статусным образом.

8) Статусное видение мира. Давно замечено, что человек смотрит на мир и относится к людям не вопреки, а в соответствии со своим статусом — с тем, который он считает главным.

Несовпадение статусов. Каждая группа обладает собственной иерархией. В том случае, если статус рассматривается как место в иерархии, его называют рангом. Ранг статуса определяет то, каким он является высоким, средним, низким. Человек, достигший вершины иерархии и, следовательно, высокого статуса в одной группе, может остаться неизвестным в другой. Врач Х обладает высоким профессиональным статусом, но в спортивной секции по каратэ к нему относятся как к аутсайдеру.

Несовпадение статусов — это несовпадение рангов статусов или противоречие прав и обязанностей. Несовпадение возникает при двух обстоятельствах:

1) когда индивид занимает высокую позицию в одной группе и низкую в группе

2) когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого. Господин М. талантливый инженер, но ничем выдающимся себя в таком качестве не проявивший. Профессиональный статус у него средний — таков престиж инженерного труда в обществе. У начальника он пользуется также средним уважением: оно ценит его талант, но считает безынициативным. Коллеги называют его «своим парнем» за компанейский характер, высоко ставят его профессиональные качества, но когда речь заходит о служебном росте, не хотят видеть его своим начальником. В семье жена и дети любят его как мужа и отца, но не могут гордиться его профессиональными достижениями и при разговоре со знакомыми обходят подобную тему. У господина М вырисовывается сложный узор несовпадения статусов.

Статусный набор. Любой человек занимает несколько позиций, так как участвует во множестве групп и организаций. Каждого человека можно охарактеризовать статусных набором (совокупностью всех статусов данного индивида).

Оказывается, не только художник или психолог, но и социолог мо­жет изобразить точный портрет человека. У художника для изобра­жения точной копии человека есть кисть и краски, у социолога — анкета и статусы. Перечислив все статусы человека, мы получим его статусный портрет. Этот портрет — практическая вопия реаль­ного человека, но выраженная на языке социологии.



территориальные статусы

(горожанин, мигрант, бомж) и т.д. = 150-200

религиозные статусы >300

политические статусы =300-500

профессиональные

статусы =40 000

экономические статусы =30-50

Пол (мужчина/ женщина)=2

возраст (ребенок, взрослый, пожилой) = 3-9

Раса (негроидная, европео­идная, монголоидная) =3

национальность

= 3,5-5 тыс. этносов

здоровье (инвалид по зре­нию, слуху, инвалид ВОВ и т.д.) = до 100

брачно-семейно-родственные статусы >200

Изменение статуса называется социальной мобильностью . Она бывает вертикальной (переход индивида из одной страты в другую) и горизонтальной (в рамках одной страты).

Примеры горизонтальной: развод и повторный брак, смена рабочим места труда при сохранении профессионального статуса, переход верующего из одной конфессии в другую. Примеры вертикальной: переход рабочего в разряд бригадира, защита ученым диссертации, избрание политика на выборную должность, превращение оппозиционной партии в правящую или наоборот.

Вертикальная может выступать в двух видах:

А) индивидуальное проникновение; Б) коллективный подъем или спуск социальной группы в системе отношений с другими группами. Например, социальное положение христианских епископов в Римской империи до 325 г. было довольно низким. После принятия христианства в качестве официальной религии группа высших церковных иерархов поднялась на самую вершину социальной пирамиды.

Каналами (лестницей) вертикальной мобильности могут быть школа и другие учебные заведения, церковь, армия и др.

Назад в содержание

1. Статусная позиция и роль

Статусная
позиция

— это место в социальном пространстве,
наделенное определенным статусом.
Статус
— это комплекс
прав, обязанностей, социальных ожиданий,
присущих данной статусной позиции.
Студент, преподаватель — это статусные
позиции, наделенные определенными
правами и обязанностями. От индивида,
занявшего одну из этих позиций, окружающие
ждут поведения, вписывающегося в рамки
их прав и обязанностей, традиций. На
рынок выходят люди, занимающие разные
статусные позиции: рабочие или ИТР той
или иной отрасли, жители города или
деревни, принадлежащие к мужскому или
женскому полу и т.д. Права и обязанности
включают и сферу потребления.

Обязанность
проявляется на двух уровнях: позиции и
индивида. В первом случае обязанности
сформулированы как служебные инструкции
(например, продавца), неписаные моральные
нормы. Многие социальные позиции
предписывают определенные модели
потребления (например, тип одежды,
воздержание в рабочее время от алкоголя
и т.д.). На индивидуальном уровне
обязанность — это то, что человек чувствует
вынужденным делать исходя из места,
занимаемого в обществе. Эти два уровня
далеко не всегда совпадают (так, есть
инструкции, которые никто, кроме авторов,
не читал и соответственно не собирается
выполнять, и есть обязанности, которые
нельзя проигнорировать, даже если одна
мысль о них портит настроение).

Права
также имеют два уровня: предписанный и
принятый, то есть тот, который есть в
писаных и неписаных нормах, и тот, который
реален. Последний проявляется в форме
социальных
ожиданий (экспектаций
)
по отношению к другим участникам
взаимодействия. Так, покупатель, придя
в магазин, ожидает, что продавец поможет
ему подобрать товар, даст примерить и
т.д.

Одной из характеристик
статуса является материальное
вознаграждение

за исполнение
обязанностей. Поэтому статус выступает
в качестве одного из важнейших факторов,
определяющих экономический потенциал
покупателя.

Роль
— это статус в действии. Описать роль
значит охарактеризовать, как используются
права и обязанности. Иными словами, роль
— это модель поведения, обусловленная
статусной позицией. Роль является
условностью, результатом договоренности
(порою молчаливой) между людьми. Роль
как модель поведения существует в виде
представлений людей о том, какое поведение
ожидается от человека в данной ситуации.

Роль проявляется
в том, что в сходных обстоятельствах
совершенно разные люди ведут себя
одинаково, как разные артисты, исполняющие
роли одной пьесы.

Описывая статус
человека, мы отвечаем на вопрос «Кто
он?» (по месту в обществе). Описывая
роль, мы отвечаем на вопрос «Что он
делает?». Поэтому роль — это динамический
аспект статуса (Предвечный: 233).

Играть роль значит
исполнять обязанности, налагаемые
ролью, осуществлять свои права по
отношению к другим (Шибутани 1969: 45).

Как артисты учат
роли перед выходом на сцену, так и люди,
живущие в обществе, зубрят их добровольно
или по принуждению. Человек живет не в
абстрактном обществе, а в конкретную
эпоху, в конкретном городе, дворе,
семье… Поэтому роли, которые он изучает
(и играет) в разных социальных группах,
формулируются тоже по-разному.

Если индивид играет
роль, нарушая социальные ожидания, то
по отношению к нему применяются социальные
санкции
,
представляющие собой внешние по отношению
к индивиду меры принуждения к исполнению
социальной роли (Предвечный: 234).

Потребительское
поведение включает в себя целую серию
ролей.

Роль инициатора
состоит в принятии решения о том, какая
потребность в данный момент наиболее
актуальна, и в принятии решения о
совершении покупки с целью ее
удовлетворения.

Роль фактора
(influencer)

состоит в действиях, оказывающих влияние
на процесс принятия решения о покупке.
Это может быть слово или целая речь,
обосновывающая необходимость покупки
или отвергающая ее. Советчик — это
разновидность данной роли. Это могут
быть и действия, способствующие покупке
или предотвращающие ее. Например, я
показал за рулем, как работает данный
автомобиль, его плюсы и минусы. При этом
ни одного слова может быть и не произнесено,
но потенциальный потребитель примет
во внимание организованный мной
эксперимент.

Роль покупателя
состоит в акте покупке, в процессе
которой отдаются деньги в обмен на товар
или услугу.

Роль пользователя
состоит в действиях по потреблению или
использованию купленного товара.

Роль не равнозначна
индивиду. Роль — это набор предписаний.
Сегодня их исполняет один индивид,
завтра — другой. Кроме того, роль может
исполняться как одним индивидом, так и
группой, например семьей, приятелями и
т.д. Таким образом, роль и индивид
автономны по отношению друг к другу.
Однако индивидуальные качества человека
могут оказывать влияние на исполнение
им роли. Например, в театре мы можем
наблюдать, как в классических пьесах
одну и ту же роль разные артисты исполняют
по-разному.

Использование роли статуса — веб-технология для разработчиков

Описание

Этот метод демонстрирует, как использовать роль статуса, и описывает ее влияние на браузеры и вспомогательные технологии.

Роль статуса — это тип реального региона и контейнера, содержимое которого является справочной информацией для пользователя, которое недостаточно важно для обоснования предупреждения и часто представляется в виде строки состояния. Когда роль добавляется в элемент, браузер отправляет доступное событие состояния продуктам вспомогательных технологий, которые затем могут уведомить об этом пользователя.

Содержимое информации о состоянии должно быть предоставлено внутри объекта состояния, и должно быть обеспечено, что этот объект не получает фокус. Если другая часть страницы контролирует то, что отображается в статусе, связь следует сделать явной через атрибут aria-controls.

Вспомогательные технологии могут зарезервировать некоторые ячейки дисплея Брайля для отображения статуса.

Возможные последствия для пользовательских агентов и вспомогательных технологий

Когда роль статуса добавляется к элементу или такой элемент становится видимым, пользовательский агент должен сделать следующее:

  • Представьте элемент как имеющий статусную роль в API доступности операционной системы.
  • Запустите доступное событие состояния с помощью API-интерфейса доступности операционной системы, если оно его поддерживает.

Продукты вспомогательных технологий должны прислушиваться к такому событию и соответственно уведомлять пользователя:

  • Программы чтения с экрана могут предоставлять специальный ключ для объявления текущего статуса, и это должно представлять содержимое любого статуса живого региона. Они должны быть объявлены, когда пользователь бездействует, если aria-live = ”assertive” не было установлено и в этом случае пользователь может быть прерван.
  • Экранные лупы могут увеличить статус.

Примечание: Мнения могут отличаться в зависимости от того, как вспомогательные технологии должны обрабатывать эту технику. Информация, представленная выше, является одним из таких мнений и поэтому не является нормативной.

Примеры

Пример 1. Добавление роли статуса в HTML

Фрагмент ниже показывает, как роль статуса добавляется непосредственно в исходный код HTML.

 

Ваши изменения были автоматически сохранены.

Рабочие примеры:

Примечания

использованных атрибутов ARIA

Связанные методы ARIA

Совместимость

Дополнительные ресурсы

,

Использование role = status для представления сообщений о состоянии

ARIA22: использование role = status для представления сообщений о состоянии

На этой странице:

Важная информация о методах

См. Понимание методов для критериев успеха WCAG для получения важной информации об использовании этих информационных методов и о том, как
они относятся к нормативному WCAG 2.1 критерий успеха. Раздел Применимость
объясняет объем техники, а также наличие техники для конкретного
Технология не подразумевает, что технология может быть использована во всех ситуациях для создания
содержание, которое соответствует WCAG 2.1.

Применимость

Контент, используя Доступные Богатые Интернет-Приложения (WAI-ARIA).

Эта техника относится к:

Описание

В этом методе используется роль статуса из спецификации ARIA для уведомления вспомогательных технологий (AT) о содержимом
обновлена ​​информация о статусе пользователя или приложения.Это
сделано путем добавления role = "status" к элементу, который содержит сообщение о статусе. Роль области живого арии статуса имеет неявное значение арии живого вежливого , которое позволяет пользователю получать уведомления через AT (например, программу чтения с экрана) при статусе
сообщения добавляются. Роль статуса также имеет значение по умолчанию aria-atomic , равное истинным , так что обновления контейнера, помеченного ролью статуса , приведут к тому, что АТ представит пользователю все содержимое контейнера. ,
включая любые авторские метки (или дополнительные вложенные элементы).Такие дополнительные
контекст может быть критическим, если только текст сообщения о состоянии не обеспечивает эквивалент
к визуальному опыту. Содержимое контейнера aria-live автоматически
прочитанный AT, без необходимости фокусировки AT на месте, где отображается текст.
Смотрите WAI-ARIA 1.1 статус (роль) для более подробной информации.

Примеры

Пример 1. Включение сообщения о результатах поиска

После того, как пользователь нажимает кнопку поиска, содержимое страницы обновляется, чтобы включить результаты
поиска, которые отображаются в разделе под кнопкой поиска.Перемена
к содержанию также относится сообщение «5 результатов возвращено» в верхней части этого нового
содержание. Этот текст получает соответствующую роль для сообщения о состоянии. Программа для чтения с экрана
объявит «Пять результатов возвращено».

 
5 результатов возвращено.

Рабочий пример: роль = статус в результатах поиска

Пример 2. Обновление статуса корзины покупок

После того, как пользователь нажимает кнопку «Добавить в корзину», содержимое рядом с корзиной
Значок обновляется до «1 элементов».Контейнер для этого текста (в данном случае

) помечен с ролью статус . Потому что это добавляет визуальный контекст, изображение корзины — с кратким и точным
Текст ALT — также помещается в контейнер. Из-за значения по умолчанию aria-atomic программа чтения с экрана объявит «Корзина покупок, шесть предметов».

 

Корзина
0 объектов

Рабочий пример: роль = статус в корзине

Тесты

Процедура

Для каждого сообщения о статусе:

  1. Убедитесь, что контейнер, предназначенный для хранения сообщения о состоянии, имеет атрибут роли со значением состояния до появления сообщения о состоянии.
  2. Убедитесь, что при появлении сообщения о состоянии оно находится внутри контейнера.
  3. Проверьте, что элементы или атрибуты, которые предоставляют информацию, эквивалентную визуальному
    опыт для сообщения о состоянии (например, изображение корзины с правильным текстом ALT)
    также проживают в контейнере.

Ожидаемые результаты

,

ролей — это … Что такое статус-роль?

  • статус — статус, социальный статус Существует два подхода к понятию статуса в социологии. В его слабой форме это просто означает положение, которое человек занимает в социальной структуре, такой как учитель или священник. Часто сочетается с понятием… Словарь социологии

  • Ролевый конфликт — это конфликт между ролями, соответствующими двум или более статусам. Ролевый конфликт — это особая форма социального конфликта, который возникает, когда человек вынужден одновременно выполнять две разные и несовместимые роли.Рассмотрим пример… Википедия

  • роль — роль, социальная роль, теория ролей Роль является ключевым понятием в социологической теории. Он выделяет социальные ожидания, связанные с конкретными статусами или социальными позициями, и анализирует работу таких ожиданий. Роль теории была особенно…… Словарь социологии

  • Несоответствие статуса — это ситуация, когда социальные позиции человека оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на его социальный статус.Например, учитель может иметь позитивный общественный имидж (уважение, престиж), который повышает его или ее статус, но может…… Википедия

  • rôle — [rol] n. м. • плавник XIIe; широта Медиев. rotulus «parchemin roulé», de rota «roue» → enrôler 1 ♦ Dr., admin. Feuille (recto et verso) не действовал нотариусом, не высылал обвинения, не предъявлял обвинений. (1454) Registre où sont portées, par… Encyclopédie Universelle

  • роль — Я существительное акт, назначение, заготовка, вместимость, характер, характеристика, отдел, ложное шоу, функция, облик, олицетворение, работа, миссия, часть, стороны, производительность, место, поза, позиция, должность, должность , презентация, притворство, провинция,…… Юридический словарь

  • Роль — Роль (иногда записанная как роль) или социальная роль — это совокупность взаимосвязанных форм поведения, прав и обязанностей, осмысляемых субъектами в социальной ситуации.Это ожидаемое поведение в данном индивидуальном социальном статусе и социальном положении. Это… Википедия

  • Статус религиозной свободы по странам — Статус религиозной свободы по всему миру варьируется от страны к стране. СтраныАфганистан. Нынешнее правительство Афганистана существует только с 2002 года, после вторжения США, которое вытеснило бывшего талибов…… Википедия

  • Эффект статуса — Использование термина «положительный эффект» в отношении обновлений игры см. В Nerf (видеоигры).В ролевых играх эффект статуса — это временная модификация исходного набора характеристик игрового персонажа, который обычно вступает в игру, когда особые полномочия…… Wikipedia

  • роль — / rohl /, n. 1. роль или персонаж, сыгранный актером или актрисой. 2. правильная или привычная функция: роль учителя в обществе. 3. Социол. права, обязанности и ожидаемые модели поведения, связанные с определенным социальным статусом. Также…… Универсалум

  • Ролевая видеоигра — Часть серии на… Википедия

  • ,

    статус-роль — определение — английский

    Примеры предложений с «статус-роль», память переводов

    ООН-2 Генеральная Ассамблея на своей пятьдесят шестой сессии, приняв к сведению доклад Генерального секретаря (A / 56/618), озаглавленный «Варианты рассмотрения и укрепления мандата и статуса Комиссии по населенным пунктам, а также статуса, роли и функций Центра Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (Хабитат)», в своей резолюции 56/206, озаглавленной «Укрепляя мандат и статус Комиссии по населенным пунктам, а также статус, роль и функции MultiUnIn Декларации о городах и других населенных пунктах в новом тысячелетии, Генеральному секретарю было предложено представить доклад Генеральной Ассамблее на ее пятьдесят шестая сессия по вариантам рассмотрения и укрепления мандата и статуса Комиссии по населенным пунктам, а также статуса, роли и функций Центра Организации Объединенных Наций по населенным пунктам элементы (среда обитания).Было признано, что статус Хабитат и его руководящего органа, Комиссии, не соответствует ее обширному мандату координационного центра по осуществлению Повестки дня Хабитат Гигафранов. Закон не проводит никаких различий между государственными должностными лицами (политическими назначаемых лиц) и государственных служащих, оставляя, таким образом, нерешенные вопросы, такие как статус, роль и обязанности политического персонала на государственной службе, срок полномочий политических назначенцев на государственной службе, условия / процедуры для преобразования статуса политических назначаемых в статус гражданских слуги. ООН-2 В нем дается более подробная информация о правовом статусе, роли, членском составе и процедурах Комиссии, а также указывается спектр мероприятий и инициатив, предпринятых в те годы. MultiUn, ссылаясь на Декларацию о городах и других населенных пунктах в новом тысячелетии, в частности на пункт №, в котором предлагается Генеральному секретарю представить Генеральной Ассамблее на ее пятьдесят шестой сессии доклад о вариантах пересмотра и укрепления мандата и статуса Комиссии по населенным пунктам и статусу, роли и функциям Центра Организации Объединенных Наций по населенным пунктам согласно соответствующим решениям Генеральной Ассамблеи, Экономического и Социального Совета и Конференции Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (Хабитат II Glosbe Usosweb ResearchIndependent Куратор определяет профессию, статусную роль и методы работы, формирует перспективу культурной антропологии. Гига-франк В этом отношении комментарии были сосредоточены на трех областях: характер Счета EI; статус / роль Комиссии EI; и публичная отчетность / консультации. Гига-франция ВОПРОС Единственная проблема для MJCC заключается в том, является ли компенсация военных судей в свете критериев, сформулированных в его мандате, с учетом их нынешней компенсации, статуса, роли и обязанностей, и если нет, то какие корректировки нужно сделать. Проект резолюции ООН-2D об укреплении мандата и статуса Комиссии по населенным пунктам, а также статуса, роли и функций Центра Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (Хабитат) (A / C.2/56 / L.40 и L.76) ООН-2 «принимает к сведению доклад Генерального секретаря, озаглавленный« Варианты рассмотрения и укрепления мандата и статуса Комиссии по населенным пунктам, а также статуса, роли и функции Центра Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (Хабитат) », включая их финансовые последствия, MultiUnOne из трех постановляющих разделов резолюции № # декабря № Генеральной Ассамблеи об укреплении мандата и статуса Комиссии по населенным пунктам и Статус, роль и функции Центра Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (Хабитат) были посвящены финансированию населенных пунктов ООН-2В нем важно отметить некоторые ключевые согласованные принципы в отношении ожидаемого статуса, роли и ответственности РК, включая равные отношения и ответственность перед всеми учреждениями-членами СГООН; признание и аккредитация правительством принимающей страны; представительство всей системы развития Организации Объединенных Наций в стране; расширение прав и возможностей путем четкого признания каждым агентством роли РК в стратегическом позиционировании Организации Объединенных Наций в каждой стране; немедленный доступ к техническим ресурсам агентств для поддержки функции RC; и доступ к гибкому финансированию для начальных / подготовительных мероприятий СГООН. WikiMatrixВ связи со своим местонахождением, статусом, ролью и характером королевские гвардейцы часто могли играть политическую роль помимо своих военных и социальных целей. MultiUn Исполняющий обязанности Председателя (говорит по-английски): Проект резолюции № озаглавлен «Укрепление мандата и статуса Комиссии по населенным пунктам, а также статуса, роли и функций Центра Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (Хабитат)» EurLex-2 — роль экономических и социальных партнеров по реализации Структурных фондов в каждом государстве-члене: ЕСК хотел бы видеть более полную и более критически оцененную информацию, которая позволила бы ему сделать обоснованное суждение о фактическом статусе, роли и воздействии экономических и экономических факторов. социальные партнеры; MultiUnb) Учебные программы и материалы для учителей / преподавателей, которые повышают осведомленность о статусе, роли и вкладе мужчин и женщин в семье и обществе с целью содействия равенству, сотрудничеству, взаимному уважению и совместной ответственности между мальчики и девочки начиная с дошкольного уровня и далее MultiUn На своей пятьдесят шестой сессии Генеральная Ассамблея приняла к сведению доклад Генерального секретаря о вариантах пересмотра и укрепления мандата и статуса Комиссии по населенным пунктам и статус, роль и функции Центра Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (Хабитат) (#), включая их финансовые последствия, решили преобразовать, начиная с # anuary # Комиссии по населенным пунктам, в Совет управляющих Организации Объединенных Наций по правам человека. Программа урегулирования, известная как ООН-Хабитат, вспомогательный орган Ассамблеи ООН-2� После принятия резолюции 1 8/5 Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла свою резолюцию 56/206 от 21 декабря 2001 года об укреплении мандата и статуса Комиссии по населенным пунктам, а также статуса, роли и функций Центра Организации Объединенных Наций по населенным пунктам. ООН-2 УРЕГУЛИРОВАНИЯ И СОСТОЯНИЕ, РОЛЬ И ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ООН-2 Настоящий доклад представляется во исполнение пункта 67 Декларации, в которой Генеральному секретарю было предложено представить доклад Ассамблее на ее пятьдесят шестая сессия, посвященная вариантам обзора и укрепления мандата и статуса Комиссии по населенным пунктам, а также статуса, роли и функций Центра Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (Хабитат) согласно соответствующим решениям Ассамблеи, Экономический и Социальный Совет и Конференция.1 ООН-2Опции пересмотра и укрепления мандата и статуса Комиссии по населенным пунктам, а также статус, роль и функции Центра Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (Хабитат) ООН-2 Во второй резолюции, озаглавленной «Укрепление мандат и статус Комиссии по населенным пунктам и статус, роль и функции Центра Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (Хабитат) », она решила преобразовать Комиссию по населенным пунктам и ее секретариат, Центр Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (Хабитат), включая Фонд Организации Объединенных Наций для Хабитат и населенных пунктов, который с 1 января 2002 года вступает в Программу Организации Объединенных Наций по населенным пунктам, известную как ООН-Хабитат; и просила Генерального секретаря представить Ассамблее на ее пятьдесят седьмой сессии доклад об осуществлении этой резолюции (резолюция 56/206). ООН-2В этой связи мы предлагаем Генеральному секретарю представить Генеральной Ассамблее на ее пятьдесят шестой сессии доклад о вариантах пересмотра и укрепления мандата и статуса Комиссии по населенным пунктам, а также о статусе, роли и функции Центр Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (Хабитат) согласно соответствующим резолюциям Генеральной Ассамблеи и Экономического и Социального Совета и решениям Конференции Хабитат II ».

    Показ страницы 1.Найдено 8747 предложения с фразой status-role.Найдено за 29 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Найдено за 0 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Они приходят из многих источников и не проверяются. Имейте в виду.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *