Сензитивный период в психологии это: Сенситивные периоды развития ребенка

Содержание

Сензитивный период — это… Что такое Сензитивный период?



Сензитивный период
[лат. sensus — чувство, ощущение] — период онтогенетического развития, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью к определенного рода воздействиям внешней среды и оказывается, как физиологически, так и психологически, готов к усвоению новых форм поведения и знаний. С. п. определяют границы оптимальных сроков развития психических функций и форм деятельности и, тем самым, определяют оптимальные сроки эффективного обучения.


Развивающее обучение должно учитывать последовательность С. п. Наиболее хорошо известны такие С. п., как период сензитивности ребенка к усвоению речи (от одного до трех—пяти лет), период сензитивности к формированию социальной привязанности (первый год жизни). Особым видом С. п. являются критичные сензитивные периоды — кратковременные периоды оптимальной готовности организма к усвоению специфических реакций в ответ на «ключевые раздражители», примером которых может служить импринтинг (К. Лоренц). В случаях депривации и дефицита раздражителей, адекватных С. п., наблюдаются задержка и отставание в развитии соответствующей функции . В отечественной психологии проблема С. п. рассматривается в контексте концепции периодизации психического развития ребенка Д.Б. Эльконина, в основу которой положен принцип периодичности развития мотивационно-потребностной и интеллектуально-познавательной сторон личности в онтогенезе. Периодическая смена ведущих линий развития обуславливает особую чувствительность и избирательность личности к различного рода содержаниям деятельности на разных возрастных стадиях развития: к содержанию, определяющему опережающее, преимущественное развитие структур личности, либо к содержанию, выступающему источником развития интеллектуальных способностей. Применительно к понятию «зона ближайшего развития» (Л .С. Выготский), С. п. определяют готовность ребенка к усвоению определенного содержания обучения и наиболее эффективные формы сотрудничества и взаимодействия в системе «ребенок—взрослый» на данной возрастной стадии. О.А.Карабанова

* * *

возраст наибольшей чувствительности организма к влиянию окружающей среды.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.
2013.

  • Сензитивный (сенситивный) период
  • Сенильные бляшки

Смотреть что такое «Сензитивный период» в других словарях:

  • Сензитивный период — развития (встречается также сенситивный)  период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения[1]. Сензитивный период  период наивысших… …   Википедия

  • СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД — 1. См. критический период. 2. Свободно определяемый период времени, в течение которого организм чувствителен к определенным формам стимуляции, и физиологически и психологически готов к усвоению определенных реакций или определенного типа знания.… …   Толковый словарь по психологии

  • Сензитивный период (сензитивность) — (отлат. sensus чувство, ощущение) характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода… …   Словарь-справочник по педагогической психологии

  • Сензитивный период (сензитивность) — (отлат. sensus чувство, ощущение) характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода… …   Словарь по педагогической психологии

  • сензитивный возраст —  (от лат. sensibilitas чувствительный)    этап возрастного развития ребенка, наиболее благоприятный для освоения каких либо видов деятельности, формирования определенных психических функций. Понятие введено М. Монтессори для обозначения… …   Дефектология. Словарь-справочник

  • Сензитивный (сенситивный) период — (лат. sensitivus – чувствительный) – 1. см. Критический период; 2. свободно определяемый период времени, в течение которого организм оказывается чувствительным к определённым формам стимуляции, и физиологически и психологически готов к усвоению… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Сензитивный возраст — (лат. – чувствительный) – это возрастной период, который создаются оптимальные психо физиологические и биологические возможности организма для развития каких либо новых сторон, качеств, состояний психической деятельности. Это наиболее… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • КРИТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД — Биологически определенный период времени, в течение которого организм оптимально готов к усвоению определенных реакций. Наиболее известный пример – критический период для импринтинга У определенных видов уток, который представляет собой несколько …   Толковый словарь по психологии

  • Критический период — Термин этологии, обозначающий жестко определенный и решающий период на раннем этапе развития организма, когда он способен учиться конкретным вещам, необходимым для его выживания в будущем (например, держаться рядом с родитслями). Термин чаще… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ВОЗРАСТ — период развития человека, характеризуемый совокупностью специфич. закономерностей формирования организма и личности. В. представляет собой качественно особый этап, к рому свойствен ряд изменений, определяющих своеобразие структуры личности на… …   Российская педагогическая энциклопедия

Сензитивный период — Википедия с видео // WIKI 2

Сензитивный период развития (встречается также сенситивный) — период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения[1].

Сензитивный период — период наивысших возможностей для наиболее эффективного развития какой-либо стороны психики. Например, сензитивный период развития речи — от полутора до 3 лет[2].
Известный своей авторской методикой раннего развития итальянский педагог Мария Монтессори выделяла следующие сензитивные периоды развития:

  • Сензитивный период развития речи (0-6 лет)
  • Сензитивный период восприятия порядка (0-3 года)
  • Сензитивный период сенсорного развития (0-5,5 лет)
  • Сензитивный период восприятия маленьких предметов (1,5-6,5 лет)
  • Сензитивный период развития движений и действий (1-4 года)
  • Сензитивный период развития социальных навыков (2,5-6 лет)

Энциклопедичный YouTube

  • 1/3

    Просмотров:

    1 443

    1 328

    476

  • ✪ Сензитивные периоды развития ребенка | ПедСовет

  • ✪ Нейрофизиология детского разума: Сензитивный период развития движения (2015)

  • ✪ Что такое сензитивные периоды

Примечания

Литература

  • Монтессори М. Помоги мне это сделать самому / Сост. М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. — М.: ИД «Карапуз», 2000. (сборник фрагментов из переведенных книг М. Монтессори и статей российских авторов о педагогике М. Монтессори)
  • Мухина В. С.  Психология дошкольника. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. училищ. / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 1975.
  • Немов Р. С.  Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.2. Психология образования. — 3-е изд.. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 608 с.
  • Тылец Н. Н. Эффект резонанса в психическом развитии школьников: теория и эксперимент. — СПб.: Наука, 2010. — 200 с.


Эта страница в последний раз была отредактирована 28 июля 2020 в 21:24.

Сензитивные Периоды развития: Что это такое?

Когда мы помогаем ребенку учиться ходить, разговаривать, читать, писать, учим его хорошим манерам, и нам, и ребенку будет намного легче, если мы будем действовать заодно с природой, заодно с заложенным ритмом и темпом. Обучение в благоприятный момент принесет самый большой результат. Один и тот же ребенок в одном возрасте будет впитывать, как губка, а в другом – выталкивать из себя знания и умения. Почему? Знакомимся с сензитивными периодами развития.

Сензитивный (или сенситивный) означает «чувствительный». Что такое сензитивные периоды развития ребенка? Это периоды, наиболее благоприятные для воздействия факторов среды. Иными словами, это всплески восприимчивости. Для того, чтобы получить максимально высокий урожай моркови в огороде, мы будем учитывать сроки посева, прореживания и подкормки. Так же и в воспитании ребенка необходимо учитывать границы и особенности сензитивных периодов развития. Лучше не бороться с природой, а действовать с ней заодно, и тогда мы повышаем шанс на наиболее продуктивное развитие малыша.

«Никогда более ребенку не удаётся так быстро, полноценно и радостно научиться чему-либо, кроме как в соответствующий сензитивный период,» – говорила Мария Монтессори.

Очень важно именно в сензитивный период обучать ребенка тем или иным умениям. Если он останется без влияния внешней среды, то благоприятный для обучения период пройдет без пользы для ребенка.

Сензитивные периоды также называются окнами. Окна постепенно закрываются, и после какого-то возраста человеку (и вообще живому организму) практически невозможно овладеть тем или иным умением или психической функцией.

Сам термин принадлежит известному советскому психологу Льву Семеновичу Выготскому. Сензитивный период развития по Выготскому означает, что в этот период «определенные влияния оказывают чувствительное воздействие на весь ход развития, вызывая в нем те или другие глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными или даже оказать обратное влияние на ход развития».

Вообще сензитивные периоды развития характерны для любого живого организма.

ПЯТЬ ПЕРИОДОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО ВЫГОТСКОМУ:

  1. Пополнение словарного запаса: 1,5-3 года.
    Этот же период характерен развитием моторики.
  2. Знакомство с буквами: 3-4 года.
    Начало осознанной речи.
  3. Интерес к занятиям музыкой, математикой: 4-5 лет.
    Понятия размера, цвета, формы. Активное восприятие письма.
  4. Развитие социальных навыков, интерес к общению: 5-6 лет.
    Письмо и чтение.
  5. Повторный всплеск языковых способностей: 8-9 лет.
    Развитие воображения. Восприятие культуры.

Таким образом, можно отметить, что сензитивным периодом для способности к чтению является период 5-6 лет. В это время ребенок быстрее всего овладеет умением читать. 

Понятие сензитивных периодов более глубоко разработано итальянским педагогом Марией Монтессори. Границы сензитивных периодов даны приблизительно, и важно учитывать, что у каждого ребенка они индивидуальны. Периоды не имеют четких границ, а наслаиваются один на другой, при этом некоторые периоды постепенно заканчиваются, а некоторые продолжаются в течение длительного времени.

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ: ОТ 0 ДО 6 ЛЕТ

0-4 месяцев: Ребенок реагирует на речь, поворачивая голову, подражает звукам .

1-1,5 года: Вслушивается в мелодию языка, произносит первые слова.

2-2,5 года: Лавинообразное накопление словарного запаса. Выражение желаний и эмоций. Начало освоения грамматических норм родного языка.

2,5-3 года: Ребенок думает вслух, эгоцентрическая речь. Проговаривает свои мысли.

3,5-4 года: Осознанное употребление речи.

4-4,5 года: Ребенок использует речь для решения своих проблем.

5 лет: Интерес к буквам, работа с подвижным алфавитом. Спонтанное письмо – выражение собственных мыслей. Ребенок учится читать – т.е. понимать чужие мысли.

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ ПОРЯДКА: ОТ 0 ДО 3 ЛЕТ

Ребенку необходим порядок в окружающей среде, во времени, в поведении взрослых. Мария Монтессори была уверена: «Для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы – вода, в которой она плавает».  У ребенка есть своя кроватка, свое место для игрушек. Он знает, что обувь лежит в прихожей, а посуда на кухне. Малыш возмущается, если мама надела папины тапочки или если бабушка пьет из маминой чашки – из-за того, что нарушен порядок.

Порядок во времени не менее важен. Режим дня устанавливается у ребенка, как правило, в первый год жизни. Он знает, что после завтрака следует прогулка, а перед сном его купают. Ребенок буквально помешан на последовательности, и, слушая одну и ту же сказку, не терпит перестановки слов и любых изменений. На этом этапе он не оценит творческую переработку любимых стихов, а требует точного их повторения. Чувство порядка рождает в нем чувство защищенности и неизменности.

Далее мы переходим к порядку в отношениях. Требования взрослых должны быть постоянными и конкретными. Взрослым важно быть последовательными. Почему сегодня нельзя есть сладкое, пока не закончишь суп, а завтра, когда придут гости, можно? Порядок дальнейшей жизни ребенка будет обусловлен порядком в окружающей его среде в возрасте до 3-х лет.

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ДЛЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ: ОТ 0 ДО 5,5 ЛЕТ

Согласно Монтессори, сенсорное воспитание является основой мышления, служит базой словарного запаса, математического восприятия, письма, эстетического развития. Познавание окружающего мира наощупь, утончение чувственного восприятия. Большое значение придается накоплению опыта работы ребенка с материалами самых разных форм, цветов и фактуры, чтобы развивать зрительные, слуховые и особенно тактильные ощущения.

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ МАЛЕНЬКИХ ПРЕДМЕТОВ: ОТ 1,5 ДО 5,5 ЛЕТ

Манипуляция мелкими предметами. После года ребенок буквально заворожен крошками, пуговицами, крупинками риса, горошинами. Очень полезно предоставить ему такие занятия, как нанизывание пуговиц или каштанов на нитку, сбор конструктора. Понятие целого и части. Сбор пирамидки, листание книги, мозаика. Известно, что речь живет на кончиках пальцев, и малыша необходимо поощрять к видам деятельности, стимулирующим чувствительность маленьких пальчиков (перебирание круп, игра с бусами, лепка маленьких деталей из теста).

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ДВИЖЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ: ОТ 1 ДО 4 ЛЕТ

Мозг развивается вместе с телом. В раннем возрасте умственное развитие идет параллельно с физическим и сенсорным. «Каждое движение ребенка – это еще одна складочка в коре больших полушарий». Если сковывать естественную подвижность ребенка, это пагубно отразится не только на физическом здоровье, но и на умственном развитии, и грозит психологической скованностью.

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ: ОТ 0 ДО 5 ЛЕТ

Ребенок постепенно овладевает новыми умениями и способен к году держать стакан, когда пьет, в 1,5-2 года самостоятельно есть, к трем годам самостоятельно одеваться. Родителям очень важно позволить ребенку делать самому все, что он способен делать сам. К сожалению, мы часто торопимся и одеваем малыша, потому что так быстрее, продолжаем кормить ребенка с ложки, хотя он уже сам умеет есть. Очень важно не пропустить время стремления к самостоятельности. Если постоянно перехватывать инициативу у ребенка до пяти лет, то он не станет предприимчивым и самостоятельным.

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ: ОТ 2,5 ДО 6 ЛЕТ

Ребенок учится вежливости, приобщается к культуре, учится взаимодействовать с разными людьми. Усвоение форм общения. Важность общения со сверстниками, развитие умения договориться. Показательно, что в среде Монтессори материалы существовали в единственном экземпляре, чтобы дети учились ждать, просить, благодарить и сотрудничать.

Помимо сензитивных периодов, выделяют критические периоды, характеризующиеся бурными скачками. Если в критический период организм не подвергается воздействию среды, то последствия для развития определенных функций становятся необратимыми. Например, если ребенок первого года жизни не подвергается речевому воздействию, т.е. с ним не говорят, он никогда не сможет полноценно говорить.  Это подтверждают так называемые дети-маугли.

Сензитивные и критические периоды наблюдаются и в развитииэмоциональной сферы. Например, для ребенка очень важно узнать любовь, ласку, внимание и прикосновение взрослого с самых первых минут жизни. С первых дней от рождения он учится доверять взрослому. Если же вместо любви и внимания его ждет депривация, отторжение, если крик и прочие выражения потребностей малыша остаются без ответа, он становится замкнутым и недоверчивым. Если с раннего возраста малыш не знает привязанности и любви, то сколько усилий нужно будет потом приложить, сколько любви нужно будет проявить, чтобы он поверил, оттаял и начал выражать ответные чувства.

Источник

Новое видео:


Новое видео:


СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД — это… Что такое СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД?



СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД
1. См. критический период. 2. Свободно определяемый период времени, в течение которого организм чувствителен к определенным формам стимуляции, и физиологически и психологически готов к усвоению определенных реакций или определенного типа знания. Значение 2 здесь менее четко определено, чем значение 1; например, можно говорить о сензитивном периоде овладения языком (в пределах от возраста в несколько месяцев до, приблизительно, подросткового возраста). См. пример для сравнения в статье критический период.

Толковый словарь по психологии.
2013.

  • СЕМЯВЫНОСЯЩИЙ ПРОТОК
  • СЕНИЛЬНОЕ НАЧАЛО

Смотреть что такое «СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД» в других словарях:

  • Сензитивный период — развития (встречается также сенситивный)  период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения[1]. Сензитивный период  период наивысших… …   Википедия

  • Сензитивный период — [лат. sensus чувство, ощущение] период онтогенетического развития, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью к определенного рода воздействиям внешней среды и оказывается, как физиологически, так и психологически, готов к… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Сензитивный период (сензитивность) — (отлат. sensus чувство, ощущение) характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода… …   Словарь-справочник по педагогической психологии

  • Сензитивный период (сензитивность) — (отлат. sensus чувство, ощущение) характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода… …   Словарь по педагогической психологии

  • сензитивный возраст —  (от лат. sensibilitas чувствительный)    этап возрастного развития ребенка, наиболее благоприятный для освоения каких либо видов деятельности, формирования определенных психических функций. Понятие введено М. Монтессори для обозначения… …   Дефектология. Словарь-справочник

  • Сензитивный (сенситивный) период — (лат. sensitivus – чувствительный) – 1. см. Критический период; 2. свободно определяемый период времени, в течение которого организм оказывается чувствительным к определённым формам стимуляции, и физиологически и психологически готов к усвоению… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Сензитивный возраст — (лат. – чувствительный) – это возрастной период, который создаются оптимальные психо физиологические и биологические возможности организма для развития каких либо новых сторон, качеств, состояний психической деятельности. Это наиболее… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • КРИТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД — Биологически определенный период времени, в течение которого организм оптимально готов к усвоению определенных реакций. Наиболее известный пример – критический период для импринтинга У определенных видов уток, который представляет собой несколько …   Толковый словарь по психологии

  • Критический период — Термин этологии, обозначающий жестко определенный и решающий период на раннем этапе развития организма, когда он способен учиться конкретным вещам, необходимым для его выживания в будущем (например, держаться рядом с родитслями). Термин чаще… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ВОЗРАСТ — период развития человека, характеризуемый совокупностью специфич. закономерностей формирования организма и личности. В. представляет собой качественно особый этап, к рому свойствен ряд изменений, определяющих своеобразие структуры личности на… …   Российская педагогическая энциклопедия

Сензитивный период — Психология эффективной жизни

Сензитивный пеирод — это период в развитии человека, когда он особенно чувствителен к определенным видам внешнего влияния. По окончании этого периода чувствительно ослабляется. Другими словами, сензитивный пеирод — лучшее время для усвоения определенного вида информации или освоения навыков.

Например, лучший период для естественного освоения языка — до 7 лет. Фонематическая сензитивность на пике в 5 лет. Знание сензитивных пеиродов развития ребенка помогает корректировать его развитие и обучение.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Раннее развитие — полезно или нет? Несмотря на то, что сензитивные периоды особой чувствительности к новой информации заложены в психику природой, это не означает, что ребенку полезно начинать читать в 3 года и ставить прочие интеллектуальные рекорды. Как уберечь ребенка от обратной стороны раннего развития, рассказывает психолог Ольга Юрковская: https://psy.systems/post/zaschitite-detej-ot-rannego-razvitiya

В погоне за ранним развитием родители пытаются тренировать у ребенка работу обоих полушарий — то есть, амбидекстрию. А вот врожденным амбидекстрам приходится с учебой не так просто. Почему? Ищите ответ в статье психолога и педагога Марины Таланиной: https://psy.systems/post/problemy-s-ucheboj-mozhet-vash-rebenok-ambidekstr

Идеальный период для естественного освоения языков — до 7 лет. Увы, это возраст, когда большинство детей только начинают изучать иностранный язык. В результате, многие из них протестуют против ненавистных английского, немецкого, французского. Что делать в этой ситуации, рассказывает преподаватель английского и лингвокоуч Тата Кононова: https://psy.systems/post/rebenok-ne-xochet-uchit-inostrannyj-yazyk-chto-delat

Можно много ругать раннее развитие, но факт остается фактом: не научившись читать, ребенок просто не может успешно социализироваться. Если вы хотите научить сына или дочь читать быстро и легко, рекомендуем книгу Гленна и Джанет Доман «Как научить своего малыша читать»: https://psy.systems/post/glenn-doman-kak-nauchit-svoego-malysha-chitat

Проект по теме: Понятие сензитивного периода в биологии, медицине, психологии, педагогике

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. А.И. ГЕРЦЕНА

Экзаменационная работа по дошкольной сурдопедагогике.

Тема: «Понятие сензитивного периода в биологии, медицине, психологии, педагогике»

Подготовили:

студентки заочного отделения,

 3 курса Лузик Е. В., Лукичева А. Н.

Санкт-Петербург

2012-2013 уч. год.

Сензитивностъ- это характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям; обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т. д.

Возрастная сензитивность — это «присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психический свойств или процессов.» «Преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду возрастной сензитивности обучение может оказаться недостаточно эффективным, что неблагоприятно сказывается на развитии психики.» (Психология. Словарь под общей ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. — М.:Изд-во полит, лит.- 1990).

        

Сензитивные периоды  — термин описывает периоды развития, в которые развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности. Это периоды оптимальных сроков развития определенных сторон психики. Чрезмерно раннее начало обучения чему-либо может неблагоприятно сказаться на психическом развитии, так же как и очень позднее начало. Термин используется в различных областях научения, таких как формирование привязанности, овладение языковыми навыками  С.п. не следует смешивать с критическими (переломными) периодами развития.. (М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г)

Сензитивный период в психологии: (от лат. sensus – чувство, ощущение)   характерологическая  особенность человека, проявляющаяся  в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т.п.(Психология. Словарь под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко)

Сензитивный период в педагогике – периоды онтогенетического развития, в которые развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенным влияниям окружающей среды. Это период оптимальных возможностей для наиболее эффективного развития к.-л. Сторон психики (памяти, речи, мышления и т.д.), а также для обучения и воспитания. Так, в возрасте от 1 года до 5 лет особенно чувствительны к развитию фонематитческого слуха и усвоению языков, а по прошествии данного С.п. эта чувствительность несколько падает. Младшие школьники сенситивны к учебной деятельности. Психологические особенности детей этого возраста – такие,  как авторитетность для них учителя, вера в истинность всего, чему учат, доверчивая исполнительность – содействуют повышению восприимчивости: дети легко впитывают учение. Им умственная активность направлена на то, чтобы повторить, внутренне принять, подражая,  учебные действия и высказывания. Младшие подростки сенситивны к внеучебным делам, которые им доступны и где они могут проявить свои новые возможности. Они склонны к деятельности со сверстниками. Наибольшее проявление у них имеет потребность в самоутверждении и безоглядная готовность действовать. Старший школьный возраст сенситивен к освоению своего внутреннего мира. Старшим школьникам свойственна не всегда замечаемая взрослыми огромная внутренняя работа :поиски перспективы жизненного пути, развитие чувства ответственности и стремление управлять собой, обогащение эмоциональной сферы.(Педагогика. Современная энциклопедия/Е. С. Рапацевич; под общ.ред. А. П. Астахов .-Минск: Современная школа, 2010)

Сензитивные периоды в анатомии и физиологии – процесс возрастного развития; проявляется в наличии особых периодов, когда обостряется чувчтвительность к определенным влияниям окружающей среды. Так, нормальный для ребенка возраст развития речи – 1-3 года; для развития ритмики и пластики – 4-6 лет; навыков чтения – 5-8 лет; навыков письма – 6-8 лет; для развития абстрактного мышления 10-14 лет.(Человек. Анатомия, физиология и психология под ред. А. С. Батуев, Е. П. Ильина, Л. В. Соколовой.)

Биологи и психофизиологи подчеркивают значение критических, или сенситивных периодов, когда организм повышенно восприимчив к определенным внешним или внутренним факторам, воздействие коих именно в этой и никакой другой точке развития производит в нем важные необратимые изменения.

М. Монтессори описывала следующие сенситивные стадии общего развития ребенка:

Стадии

Возраст

Описание

«духовный эмбрион»

от 0 до 3 лет

В этот период идёт активное познание ребенком окружающего мира. Малыш впитывает в себя эмоциональное отношение окружающих его людей, в основном мамы, к самому себе, к другим людям и происходящим событиям.

«строитель самого себя»

от 3 до 6 лет

В этот период идёт активное развитие органов чувств. Согласно М. Монтессори, ребенку необходимо создать богатую развивающую среду для подпитки активизирующихся в этот возрастной промежуток способностей: речевой, сенсорной, социальной, двигательной и др.

Ближе к 5 годам ребенок систематизирует свои сенсорные впечатления в единый, целостный чувственный образ мира. А затем переходит в следующую стадию своего развития – познание самого себя как человека и как члена общества, нахождения своего места в нём.

«исследователь»

от 6 до 9 лет

В этот период ребенок представляет собой настоящего исследователя, который пытается познать то, что «не лежит на поверхности»: как работают часы, откуда берётся вода, как зимуют лягушки, что там – в космосе.

учёный

от 9 до 12 лет

В этот период ребёнок интересуется результатами деятельности предыдущих поколений и готовыми энциклопедическими знаниями и фактами.

Основные сенситивные периоды развития детей, описываемые последователем М.Монтессори, доктором философии Полом Эпштейном:

Период

Возраст

Описание

Период порядка

от 2 до 4 лет

Ребёнок стремиться к постоянству и повторениям. У него имеется страстная приверженность к установленному распорядку. Он глубоко страдает от беспорядка.

Среда должна быть тщательно упорядочена, с определённым местом для каждой вещи и чётко установленными правилами.

Период движения

от рождения до 1,5 лет

Беспорядочные движения ребенка становятся координированными и контролируемыми: хватание, прикосновение, откручивание, ползание, ходьба.

Период маленьких предметов

от 1,5 до 4 лет

У ребёнка появляется интерес к мелким предметам и деталям.

Период вежливости и этикета

от 2,5 до 6 лет

Сначала ребёнок подражает правилам вежливого поведения, а затем вежливость становится свойством личности.

Период утончения чувств

от 2,5 до 6 лет

Притягательность сенсорных впечатлений (вкус, звук, прикосновение, вес, запах) приводит к тому, что ребёнок учится наблюдать и дифференцировать ощущения.

Период письма

от 3,5 до 4,5 лет

У ребенка появляется стремление воспроизводить буквы и цифры карандашом или ручкой на бумаге.

Период чтения

от 3 до 5,5 лет

У ребенка возникает спонтанный интерес к символическому обозначению звуков буквами и образованию слов.

Период языка

от рождения до 6 лет

Использование слов для общения: продвижение от лепета к словам, фразам, предложениям.

Период пространственных отношений

от 4 до 6 лет

Формирование представлений о расположении предметов в пространстве: план знакомого места, умение находить дорогу в окрестностях, возросшая способность составлять сложные мозаики.

Период музыки

от 2 до 6 лет

Возникновение у ребенка спонтанного интереса к звучащей музыке и развитие музыкального слуха, чувства ритма и мелодии

Период математики

от 4 до 6 лет

Формирование у ребёнка представления о количествах и операциях с ними, благодаря использованию простого и конкретного материала.

Период для эмоционального развития

Благоприятный период — 0 — 24 месяца
Следующий благоприятный период — 2 — 5 лет
Дальнейший возможный благоприятный период — любой возраст

И ещё несколько общих характеристик сензитивных периодов по М.Монтессори.

  1.  Они универсальны, т.е. возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т.д.
  2.  Они индивидуальны, если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребёнка. Отсюда следует необходимость диагностики развития детей, т.е. определения индивидуальных особенностей развития ребёнка.

   Каждый сензитивный период это:

1.  период особой чувствительности и психических отношений;

2.  сверхмощная сила, интерес, стимул, направляющий ребёнка к особым качествам и элементам окружающей среды;

3.  период, в течение которого ребёнок концентрирует внимание на отдельных аспектах окружающей среды, игнорируя остальные;

4.  страсть и приверженность;

5.  проистекающее из бессознательного и ведущее ребёнка к сознательной и творческой деятельности;

6.  интенсивная и длительная работа, которая вызывает не усталость или скуку, но постоянную энергию и интерес;

Особенностям сензитивного периода уделяли внимание многие ученые:

 Даниил Борисович Эльконин, Борис Герасимович Ананьев придерживаются следующей точки зрения. По их мнению, наверстать упущенное в сензитивный период можно в более позднем возрасте, хотя при этом придется столкнуться с некоторыми трудностями. Б.Г. Ананьев в лабораторных условиях установил благоприятные периоды для развития внимания, мышления, различных видов памяти и двигательных функций у детей и взрослых. Они имеют волнообразный характер, т. е. периоды активного развития сменяются небольшим спадом.

Лев Семенович Выготский писал: «В этот период определенные влияния оказывают чувствительное воздействие на весь ход развития, вызывая в нем те или другие глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными или даже оказать обратное влияние на ход развития.

Борис Герасимович Ананьев отмечает: «Сензитивные периоды, о которых говорил Л. С. Выготский, несомненно, существуют, причем, прежде всего — в аналитической деятельности мозга. «Подобные оптимумы развития ребенка нельзя непосредственно вывести из процесса созревания (натуральный ряд) и нельзя объяснить лишь мастерством педагогического воздействия и культурными накоплениями ребенка (социальный ряд). Они относятся именно к тем сплетениям органического и социального рядов в целостном психическом развитии, о которых писал Выготский».

Алексей Николаевич Леонтьев, рассматривая вопрос о «функциональных органах» как физиологической основе способностей: «Для некоторых функциональных органов могут быть довольно точно указаны так называемые сензитивные периоды, т. е. периоды, когда их формирование происходит наиболее быстро и особенно эффективно. Известно, например, что речевой слух, артикуляция и вообще речь формируются в раннем детстве необыкновенно легко, производя даже впечатление как бы спонтанного развертывания; с другой стороны, если в силу каких-либо исключительных условий формирование речи задерживается на несколько лет, то ее развитие крайне затрудняется…».

Александр Владимирович Запорожец: «В каждом возрасте ребенок оказывается особо чувствительным, сенсибильным к определенного рода воздействиям, в связи с чем у него на данной генетической ступени, при наличии соответствующих социально-педагогических условий наиболее интенсивно развиваются определенные психические процессы и качества…». «Каждый возрастной период обладает своей возрастной чувствительностью, «сензитивностью», в связи с чем обучение некоторым знаниям и умениям в младших возрастах оказывается иногда более эффективным, чем в старших».

Существуют и другие классификации сенситивных периодов, например, Пэма Скиллера.

В приведенной ниже классификации Пэма Скиллера «благоприятный период» показывает самый стремительный этап развития умственных способностей человека в данном направлении, «следующий благоприятный период» указывает на новое усиление соответствующей  активности мозга, «дальнейший возможный период» указывает на возможность развить данную способность еще в некоторой степени в ходе приспособления, адаптации к новым жизненным обстоятельствам.

Период для:

Благоприятный период

Следующий благоприятный период

Дальнейший возможный благоприятный период

эмоционального развития

0 — 24 месяца

2 — 5 лет

любой возраст

двигательной активности

0 — 24 месяца

2 — 5 лет

уменьшается с возрастом

развития зрения

0 — 24 месяца

2 — 5 лет

 

способности говорить

4 — 8 месяцев

8 месяцев — 5 лет

любой возраст

музыкальных способностей

0 — 36 месяцев

3 — 10 лет

любой возраст

умственных способностей

0 — 48 месяцев

4 — 10 лет

любой возраст

изучения иностранного языка

5 — 10 лет

 

Протекание каждого сенситивного периода характеризуется:

Началом – начало сенситивного периода заметить довольно сложно, особенно если не предвидеть наступления этого этапа и не заниматься с ребенком в «зоне его ближайшего развития»;

Пиком — сенситивный период имеет ярко выраженный взлёт интенсивности, который сложно не заметить;

Спадом — более или менее медленным завершением.

Понятие сензитивного периода развития — Студопедия.Нет

Сензитивный период развития (встречается также сенситивный) — период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения

Сензитивный период — период наивысших возможностей для наиболее эффективного развития какой-либо стороны психики. Например, сензитивный период развития речи — от полутора до 3-х лет[2].

Известный своей авторской методикой раннего развития итальянский педагог Мария Монтессори выделяла следующие сензитивные периоды развития:

· Сензитивный период развития речи (0-6 лет)

· Сензитивный период восприятия порядка (0-3 года)

· Сензитивный период сенсорного развития (0-5,5 лет)

· Сензитивный период восприятия маленьких предметов (1,5-6,5 лет)

· Сензитивный период развития движений и действий (1-4 года)

· Сензитивный период развития социальных навыков (2,5-6 лет)

Общее понятие о воле

Волей называется способность человека совершать преднамеренные действия, направленные на достижение сознательно поставленных целей, сознательно регулировать свою деятельность и управлять собственным поведением.

Человек не только отражает действительность в своих ощущениях, восприятиях, представлениях и понятиях, он еще и действует, изменяя окружающую его среду в связи со своими потребностями, намерениями и интересами.

Животное в своей жизнедеятельности тоже воздействует на внешнюю среду, но это воздействие происходит в процессе неосознаваемого приспособления.Направленная на изменение среды и приспособление ее к своим потребностям деятельность человека имеет иной, чем у животных характер: она выражается в волевых действиях, предваряемых осознанием цели и средств, необходимых для достижения этой цели


Виды ощущений

Ощущение —психический процесс отражения отдельных элементарных свойств действительности, непосредственно воздействующих на наши органы чувств

В зависимости от характера раздражителей, воздействующих на данный анализатор, и от характера возникающих при этом ощущений различают отдельные виды ощущений.

Прежде всего следует выделить группу из пяти видов ощущений, которые являются отражением свойств предметов и явлений внешнего мира,— зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и кожные. Вторую группу составляют три вида ощущений, отражающих состояние организма,— органические, ощущения равновесия, двигательные. Третью группу составляют два вида особых ощущений—осязательные и болевые, которые представляют собой либо комбинацию нескольких ощущений (осязательные.), либо ощущения различного происхождения (болевые).

Представление о движущих силах, условиях и факторах развития

Возрастная психология отмечает те сравнительно медленные, но основательные количественные и качественные изменения, которые происходят в психике и поведении детей при их переходе из одной возрастной группы в другую. Обычно эти изменения охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев для младенцев до ряда лет для детей более старшего возраста. Эти изменения зависят от так называемых «постоянно действующих» факторов: биологического созревания и психофизиологического состояния организма ребенка, его места в системе человеческих социальных отношений, достигнутого уровня интеллектуального и личностного развития. Составляющей предмета возрастной психологии и одновременно психологии возрастного развития являются движущие силы, условия и законы психического и поведенческого развития человека. Под движущими силами психического развития понимаются те факторы, которые определяют собой поступательное развитие ребенка, являются его причинами, содержат в себе энергетические, побудительные источники развития, направляют его в нужное русло. Условия определяют собой те внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые, не выступая в качестве движущих сил развития, тем не менее влияют на него, направляя ход развития, формируя его динамику и определяя конечные результаты. Что же касается законов психического развития, то они определяют собой те общие и частные закономерности, с помощью которых можно описать психическое развитие человека и опираясь на которые можно этим развитием управлять. Факторы, определяющие развитие психики. В связи с изучением закономерностей, определяющих динамику развития психики, особую актуальность приобрел вопрос о роли наследственности и среды в этом процессе, о соотношении биологического роста и созревания со становлением познания и качеств личности. Если рост связан преимущественно с количественными изменениями, с увеличением, например, массы тела или клеток головного мозга, то развитие подразумевает и качественные преобразования, изменения в мироощущении, понимании себя и окружающих. Необходимо отметить, что в психологии разделение роста и развития особенно сложно, так как становление психической сферы тесно связано с ростом материального субстрата психики
8. Общие закономерности ощущений



К закономерностям ощущений относятся пороги чувствительности, адаптация, взаимодействие, контраст и синестезия.

Пороги чувствительности. Не всякая сила раздражителя способна вызвать ощущения. При действии очень сильного раздражителя может наступить момент, когда перестают возникать ощущения. Звуки с частотой выше 20 тысяч герц мы не слышим. Сверхсильный раздражитель вместо ощущения данного вида вызывает боль. Следовательно, ощущения возникают при воздействии раздражителя определенной интенсивности. Психологическую характеристику зависимости между интенсивностью ощущения и силой раздражителей выражает понятие порога ощущений, или порога чувствительности.

Между чувствительностью (порогом) и силой раздражителя существует обратная зависимость: чем большая сила нужна для возникновения ощущения, тем ниже у человека чувствительность. Пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека.

Адаптация – приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю, проявляющееся в понижении или повышении порогов. В жизни явление адаптации хорошо известно каждому. В первую минуту, когда человек входит в реку, вода кажется ему холодной. Затем ощущение холода исчезает, вода кажется достаточно теплой. Подобное наблюдается во всех видах чувствительности, кроме болевой.

Взаимодействие ощущений – это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой анализаторной системы.

Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители в одной анализаторной системе повышают чувствительность другой системы, сильные – понижают. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений называется сенсибилизацией.

Контраст ощущений. Контраст – изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. При одновременном действии двух раздражителей возникает одновременныйконтраст.

Широко известно явление последовательного контраста. После холодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим. Ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому.

Явление синестезии. Синестезия – возбуждение возникшими ощущениями одной модальности ощущений другой модальности. Взаимодействие ощущений, происходящее в центральных ядрах анализатора, приводит к тому, что у человека под давлением, например, звуков могут возникнуть цветовые ощущения, цвет может вызвать ощущение холода. Такое взаимовлияние получило название синестезии

 

 

Понятие ведущей деятельности

Ведущая деятельность — это та деятельность которая на данном возрастном этапе играет основную роль и определяет наибольшие успехи в развитии.

Ведущая деятельность — это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, деятельность, которой человек отдает больше всего времени. Она характеризуется тремя главными признаками: 1. Внутри ведущей деятельности появляются и развиваются другие, новые виды деятельности, которые сами могут приобрести ведущее значение в дальнейшем, на следующей возрастной ступени. Так, учение первоначально появляется в форме игры: ребенок начинает учиться, играя. 2. В ведущей деятельности формируются и развиваются отдельные психические процессы. В частности, в игре складываются образное мышление, активное воображение, а в учении — отвлеченное логическое мышление. 3. От ведущей деятельности зависит формирование личности ребенка, ее основные изменения в данный период. Например, именно в игре дошкольник, с одной стороны, осваивает общественные функции и соответствующие нормы поведения взрослых людей («каким бывает рабочий, учитель и т.п.») а, с другой стороны, учится устанавливать взаимоотношения со сверстниками, согласовывать с ними свои действия.

Чем старше ребенок, тем больше видов д-ти он осваивает.

 

Волевые качества личности

Волевое свойство личности, проявляющееся в умении ставить и достигать общественно значимые цели, называется целеустремленностью. Ясность цели – основное достоинство целеустремленного человека.

Волевое свойство личности, которое проявляется в быстром и продуманном выборе цели, определении способов ее достижения, называется решительностью. Решительный человек всесторонне и глубоко обдумывает цели действия и способы их достижения, понимает важность принимаемого решения, отдает себе отчет в возможных последствиях.

Решительность – свойство личности, свидетельствующее о высоком уровне развития воли. Особенно отчетливо проявляется решительность в момент принятия цели, а также при осуществлении принятого решения. Не всем свойственна решительность высокого уровня. Раздвоенность мыслей, чувств– характерная особенность нерешительного человека.

Волевое свойство личности, которое проявляется в способности длительное время направлять и контролировать поведение в соответствии с намеченной целью, называетсянастойчивостью.

Человек, обладающий этим волевым свойством, постоянно держит в сознании поставленную задачу и строит свое поведение с таким расчетом, чтобы приблизить ее решение. Настойчивый человек правильно оценивает обстановку, находит в ней то, что помогает достижению цели. Он не только использует сложившиеся обстоятельства, но и сам создает их. Настойчивый человек может временно прекратить движение к цели, но делает это для того, чтобы впоследствии в более подходящих условиях продвинуться дальше. Он не останавливается перед неудачами, не поддается возникшему чувству сомнения, упрекам, а порой и противодействию других людей.

Выдержкой, или самообладанием, называют волевое свойство личности, которое проявляется в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели.

Выдержка – свойство личности, в котором выражена и закреплена тормозная функция воли.

Волевое свойство личности, выраженное в умении по собственной инициативе ставить цели, находить пути ее достижения и практически выполнять принятые решения, называется самостоятельностью.

Самостоятельный человек без посторонней помощи вскрывает проблемную ситуацию, исходя из нее ставит цель. Он не ждет подсказки, указаний от других людей. Больше того, он активно отстаивает свою точку зрения, свое понимание задачи, цели и пути ее реализации. Он уверен в правильности принимаемого решения и энергично борется за его осуществление. Усамостоятельного человека сильно развита критическая сторона сознания.

 

Развитие ощущений у детей

Ощущением называется нервно-психический процесс, который позволяет отражать и дифференцировать отдельные качества и свойства предметов, явления окружающего мира и внутреннее состояние человека.

Ощущения возникают во время воздействия раздражителей на соответствующие рецепторы.

 Развитие ощущения у детей протекает согласно возрастным изменениям психофизического созревания ребенка. К началу дошкольного возраста внешние воспринимающие аппараты ребёнка уже вполне сформированы. Интенсивно развиваются у детей в возрасте 3—7 лет зрительные ощущения, ощущения слуховые, а также ощущения кожные и суставно-мышечные.Развитие зрительных ощущений. Главнейшие изменения в зрительных ощущениях детей дошкольного возраста происходят в развитии остроты зрения (т. е. способности различать малые или удалённые объекты) и в развитии тонкости различения оттенков цвета.

Развитие слуховых ощущений. Слуховые ощущения, как и ощущения зрительные, имеют в психическом развитии ребёнка особенно большое значение. Слух имеет важное значение для развития речи. Если слуховая чувствительность нарушена или сильно снижена у ребёнка, то и речь не может развиваться нормально. Слуховая чувствительность, формируясь в раннем детстве, продолжает своё развитие и у детей дошкольного возраста.

Развитие двигательных (суставно-мышечных) и кожных ощущений. Как уже было сказано, ощущения, возникающие в результате действия мышечных раздражений на двигательный анализатор, не только играют решающую роль в выполнении движений, но и участвуют вместе с кожными ощущениями в многообразных процессах отражения внешнего мира, в формировании правильных представлений о его свойствах.

Десять секретов Монтессори — №4 Чувствительные периоды

Чувствительный период — это горящий [ребенка] огонь интереса к чему-либо в течение периода времени, когда ребенок приобретает новый особый навык. ~ Мэри Эллен Маунц

Десять секретов Монтессори

Мария Монтессори раскрыла секреты — десять, если быть точным. К счастью для нас, Мэри Эллен Маунц, магистр, основатель и программный директор Age of Montessori, готова поделиться сокровищами информации, содержащейся в этих секретах, и точно объяснить, что они могут значить для вас и ваших детей.Обладая этими десятью секретами, вы получите глубокое понимание структуры, лежащей в основе метода Монтессори. Мария Монтессори разработала более чем революционный метод обучения; она обнаружила истинное внутреннее устройство ума ребенка. Эти десять секретов основаны на том, что она всю жизнь наблюдала за детьми и понимала, что им действительно нужно для процветания.

Секрет № 4: Чувствительные периоды

За годы исследований и наблюдений Мария Монтессори обнаружила то, что она назвала «чувствительными периодами».«Сенсорные периоды — это окна возможностей для развития, в течение которых ребенок может усвоить определенные концепции легче и естественнее, чем в любое другое время в своей жизни. Ребенок в разгар чувствительного периода проявляет особенно сильный интерес или склонность к определенным занятиям или урокам.

«В такое время все легко; все — жизнь и энтузиазм ».

Именно эта чувствительность [периоды чувствительности] позволяет ребенку особенно интенсивно контактировать с внешним миром.Каждое усилие знаменует увеличение силы. ~ Мария Монтессори

Это большая причина, по которой метод Монтессори основан на обучении под руководством ребенка. Позволить детям следовать своим интересам и инстинктам — значит максимизировать силу этих чувствительных периодов. И наоборот, если возможность чувствительных периодов будет упущена, ее уже нельзя будет снова использовать. К счастью, мы знаем, когда вероятны определенные чувствительные периоды, благодаря мудрости Марии Монтессори. Знание того, чего ожидать и когда, позволяет нам (родителям, учителям, бабушкам и дедушкам, а также опекунам) предвидеть и обеспечивать необходимую среду для удовлетворения потребностей ребенка.

Наблюдал за маленькими детьми; Я чувствовал их нужды; Я пытался их выполнить; они называют это методом Монтессори. ~ Мария Монтессори

Мария Монтессори определила и классифицировала одиннадцать основных чувствительных периодов развития:

  • Механизм
  • Математические шаблоны
  • Эмоциональный контроль
  • Заказать
  • Интерес к мелким предметам
  • Словарь
  • Ощущения
  • Формы букв и звуки
  • Музыка
  • Письмо
  • Чтение

Движение: Дети рождаются с ограниченным контролем движений, но быстро развиваются в областях как грубой, так и мелкой моторики.По мере того как дети учатся использовать свое тело, они также развивают познавательные способности.

Руки — это инструмент человеческого разума. ~ Мария Монтессори

Математические шаблоны : Каким бы невероятным это ни казалось, младенцы рождаются с математическим мышлением. Монтессори обнаружила, что младенцы приходят в этот мир, естественно, запрограммированными на изучение математики.

Эмоциональный контроль : Младенцы узнают об отношениях, общении и эмоциональном контроле с момента своего рождения.

Потребность в заказе: Очень маленькие дети (от 6 месяцев до 3 лет) имеют врожденную потребность в порядке. Это глубокая психологическая потребность. Многие родители не понимают, что это есть, и не без оснований. Конечно, большинство из нас, родителей, наблюдали, как наши малыши ведут себя совсем не по порядку. Но Монтессорианцы снова и снова доказывают, что, как только стандарт установлен, внутреннее желание ребенка к порядку активируется. Кроме того, некоторые из неуправляемых истерик, свидетелями которых мы являемся, на самом деле являются результатом нарушения у ребенка чувства порядка.

Дети от одного до четырех лет переживают период чувствительности к мелким предметам. Это, в конечном итоге, приведет к развитию мелкой моторики и хватки клешнями: основы письма.

Интерес к маленьким предметам: Дети от одного до четырех лет переживают период интенсивной чувствительности к маленьким предметам. Этот интерес в конечном итоге приведет к развитию мелкой моторики и клещевого хвата. Это основы письма и многие другие важные навыки.

Словарь: Дети приходят в этот мир, жестко запрограммированные на изучение языка. Эта врожденная склонность делает изучение языка особенно легким для детей до шести лет.

Говорить — в природе человека. ~ Мария Монтессори

Special Epoch for Sensation : Дети учатся легче и эффективнее с помощью практических физических ощущений, чем просто наблюдая или слушая урок. Это связано с чувствительным периодом, который Монтессори назвал «особой эпохой сенсаций».”

Формы букв и звуки. Дети также становятся очень чувствительными и интересуются формой букв и звуками. В возрасте от двух с половиной до пяти лет детей привлекают такие занятия, как рисование пальцами текстурированных (наждачная бумага) букв и сопоставление звука буквы с ее формой.

Буквы — это стимул, который иллюстрирует разговорный язык уже в сознании ребенка. ~ Мария Монтессори

Музыка: В возрасте около трех лет дети переживают период чувствительности к изучению ритма, высоты звука, мелодии и многого другого.Музыка развивает мозг, обеспечивая академический, социальный и эмоциональный рост.

Письмо и чтение : Раннее развитие грамотности связано с подготовкой ума ребенка. Маленькие дети открыты для нужной информации в нужное время. Когда детям дают уроки, материалы и задания, когда они готовы для них, обучение чтению становится естественным и непрерывным процессом. Это одно из преимуществ метода Монтессори. В подготовленной Монтессори среде дети выбирают из подходящих материалов, исходя из своих интересов и готовности.

Хотите узнать больше о чувствительных периодах развития ребенка? Присоединяйтесь к нам на двухнедельном интерактивном онлайн-курсе Age of Montessori: «Выявление чувствительных периодов у ребенка». Этот короткий курс отлично подходит как для родителей, так и для учителей!
______________________________________________

.

Чувствительные периоды

Чувствительные периоды — это термин, придуманный голландским генетиком Хуго де Фриз и принятый итальянским педагогом Марией Монтессори для обозначения важных периодов детского развития.

Монтессори считал, что каждый человек совершает ряд качественных скачков в обучении в дошкольные годы. Опираясь на работы де Фриза, она приписывала такое поведение развитию определенных областей человеческого мозга, которые она назвала туманностями . [1] Она чувствовала, что это особенно верно в течение первых нескольких лет жизни, от рождения (или раньше) до момента практически полного развития мозга, примерно в возрасте 6-7 лет. Монтессори наблюдала несколько перекрывающихся периодов, в течение которых ребенок особенно чувствителен к определенным типам раздражителей или взаимодействий. Она описывает их как «чувствительные периоды» — это выражение было придумано де Врисом во время его исследований на животных.

Согласно Монтессори, в чувствительный период детям очень легко приобрести определенные способности, такие как язык, различение сенсорных стимулов и умственное моделирование окружающей среды. [2] После того, как период чувствительности к определенной способности прошел, развитие мозга продвинулось дальше точки, в которой информация может быть просто усвоена. Затем ребенка необходимо обучить способностям, что приведет к затратам сознательных усилий и не даст результатов, которые могли бы быть получены, если бы чувствительный период был использован в своих интересах. В своих опубликованных работах Монтессори не очень конкретно говорила о точном количестве, описании или времени этих чувствительных периодов.Однако в своих лекциях для стажеров она определила несколько периодов с примерным возрастом, к которому они относятся. По ее мнению, еще более важно то, что взрослые должны наблюдать за поведением и деятельностью детей, чтобы узнать, в какие чувствительные периоды они находятся.

Описания

Есть много описаний чувствительных периодов и их возраста.

Периоды по возрасту

MontessoriMom [3] использует следующую таблицу (цитируется с разрешения):

Возраст Чувствительность
От рождения до 6 лет Впитывающий ум: ум впитывает информацию, как губка.

Сенсорное обучение и опыт: ребенок использует все пять органов чувств — осязание, вкус, обоняние, зрение и слух — для понимания и усвоения информации об окружающей его среде.

От 1,5 до 3 лет Языковой взрыв: ребенок закладывает свой будущий фундамент для изучения языка.
От 1,5 до 4 лет Развитие и координация тонких и крупных мускулов, продвинутые навыки схватывания и отпускания порождают интерес к любому маленькому объекту.
от 2 до 4 лет Очень мобильны, с большей координацией и утонченностью движений, повышенным интересом к языку и общению (им нравится рассказывать истории), осознают пространственные отношения, соответствие, последовательность и порядок объектов.
от 2,5 до 6 лет Хорошо сочетается со всеми пятью чувствами для обучения и адаптации к окружающей среде.
от 3 до 6 лет Интерес и восхищение взрослым миром: они хотят копировать и подражать взрослым, таким как родители и учителя.
от 4 до 5 лет Использование рук и пальцев при вырезании, письме и рисовании. Их тактильные чувства очень развиты и обострены.
от 4,5 до 6 лет Готовность к чтению и математике и, в конечном итоге, навыки чтения и математики.

Описание AMI

Международная ассоциация Монтессори по-разному описывает чувствительные периоды в своих лекциях по подготовке учителей, выстраивая их по фокусу, а не по хронологии.

Язык

Этот период длится от рождения до примерно 6 лет. В этот период ребенок чрезвычайно чувствителен к звукам голоса и к движениям голосового аппарата. Из всех звуков в окружающей среде младенцев младенец будет привлекаться звуками человека. Лишение языковых стимулов в этот период может привести к серьезным языковым дефектам. Без стимуляции синапсы области Брока и связанных с ней областей мозга, обрабатывающих язык, буквально истощатся.

Заказать

Чувствительный период для заказа наиболее активно действует в возрасте примерно от одного года до трех лет. В этот период ребенок выстраивает мысленную схему мира. Чтобы сделать твердые выводы о мире, ребенок должен иметь возможность навести в нем порядок, который имеет смысл для ребенка и согласуется с наблюдаемым миром ребенка. Если эта потребность не будет удовлетворена, способность ребенка рассуждать и учиться будет ненадежной, так как она может быть не в состоянии считать свои выводы надежными.

Сенсорная утонченность

Этот период длится от рождения до 4 лет. Ребенок воспринимает информацию о мире через свои органы чувств. По мере развития мозг становится способным различать релевантные и нерелевантные сенсорные стимулы. Самый эффективный способ добиться этого — чтобы мозг обращал внимание на все сенсорные стимулы. Наиболее повторяющиеся (и, следовательно, наиболее важные) из них укрепляют нервные пути, в то время как менее распространенные, хотя и обнаруживаются изначально, не обеспечивают достаточной активности мозга для развития чувствительности к ним.Примерно к 4 годам мозг завершает «принятие решений» о том, какие стимулы актуальны и на которые стоит обратить внимание. Остальные стимулы игнорируются. Таким образом, этот период важен для того, чтобы помочь ребенку обратить внимание на различия в сенсорных стимулах, которые, в свою очередь, могут привести к большей способности навязать мысленный порядок своему окружению.

Совершенствование моторики

Этот период охватывает время примерно от 18 месяцев до 4 лет. К началу этого периода у ребенка обычно достаточно хорошо развита крупная моторика.На этом этапе продолжающееся развитие мозжечка и моторной коры позволяет ребенку улучшить свои мелкие моторные навыки. Деятельность ребенка, направленная на точный контроль мышц (письмо карандашом, сбор и установка небольших предметов и т. Д.), Позволит развить мышечные навыки ребенка до довольно высокого уровня. По истечении этого периода нервный контроль над мышцами относительно фиксируется, и улучшение мелкой моторики происходит только при значительных усилиях.

Чувствительность к мелким предметам

Этот период, приблизительно от 18 до 30 месяцев, можно рассматривать как следствие наложения двух предыдущих.Вследствие внимания ребенка к сенсорным стимулам в сочетании с интересом к деятельности, требующей мелкой моторной координации, ребенок проявляет интерес к наблюдению и управлению очень маленькими объектами, которые представляют большую проблему для органов чувств и координации, чем большие.

Социальное поведение

Примерно с 2,5 до 6 лет ребенок, став относительно стабильным в своей физической и эмоциональной среде, начинает уделять внимание социальной среде.В течение этого времени, пытаясь упорядочить этот аспект своего окружения, ребенок внимательно следит за наблюдаемым и ожидаемым поведением людей в группе. Это внимание и порядок позволят ей безопасно и приемлемо перемещаться в социальной среде. Дети, которые по какой-либо причине в значительной степени или полностью лишены социального взаимодействия в этот период, будут менее уверены в обществе и, возможно, будут чувствовать себя более некомфортно в обществе других, и это чувство может потребовать значительных усилий для преодоления. «Чувствительные периоды обучения». MontessoriMom.com. http://www.montessorimom.com/sensitive-periods-learning/.

Внешние ссылки

.

13 проблем, которые могут понять только очень чувствительные люди

  • Связанный
  • Рост
  • человек
    • Любовь и свидания
    • Друзья
    • Воспитание
  • Наука
  • Карьера
  • О компании
    • О нас
    • Контакт
    • Медиа
    • Мы нанимаем!
  • Напишите для нас
  • Медиа
  • Узнать
    • Что такое высокочувствительный человек?
    • Знаки особо чувствительного человека
    • Книги для особо чувствительных людей
    • Ресурсы


.

Вопросы и ответы для подготовки к экзамену Psyc — Вопросы для повторения практики с 13 недели — Учебное пособие

PSYC1A 2014 — ВОПРОСЫ ДЛЯ ПЕРЕСМОТРА ПРАКТИКИ С 13 НЕДЕЛИ Учебное пособие

Обратите внимание, что хотя эти элементы были (бегло) проверены курсом PSYC1 001
Администраторы, не все эти вопросы и ответы были созданы преподавательским составом и
поэтому мы не можем поручиться за их правильность.

  1. Что такое фундаментальная ошибка атрибуции?

ОТВЕТ: FAE — это склонность приписывать поведение других людей внутренним настроениям.
а не внешние ситуационные факторы.

  1. Какой критический период?

ОТВЕТ: Это период времени в процессе разработки, когда необходим определенный опыт
чтобы появилась особенность развития.

  1. Какие две функции сознания?

ОТВЕТ: Мониторинг окружающей среды и контроль / регулирование

  1. Что такое феномен «ступни в дверь»?

ОТВЕТ: Заставить человека согласиться на большой запрос, сначала убедив его согласиться на
меньший запрос.

  1. Какие две возможные функции сна?
    ОТВЕТ:
     Адаптивность — мы не приспособлены для «выживания» ночью, поэтому нам лучше

      спать  

     Восстановление — отдых и восстановление после активности в течение дня

  1. Что такое чувствительный период в развитии?

а. период времени в процессе разработки, когда определенный опыт необходим для
особенность разработки выхода

г. период развития, когда дети более чувствительны к влиянию
опыт, а не генетика

г.период времени, в течение которого опыт является оптимальным для развития конкретного
функция

г. Период развития, когда дети более чувствительны к перцепционным стимулам

ОТВЕТ: С.
Примечание. Ответ a — «критический» период.

  1. Что НЕ является проблемой, связанной с использованием продольной конструкции:

а. Межпоколенческие различия

г. Когортные эффекты

г. Истощение

г. Эффекты практики

ОТВЕТ: B (Когортные эффекты — проблема, связанная с поперечными планами)

  1. Что из следующего является смешивающей переменной в этом исследовании?
    а.Упражнение
    б. Артериальное давление
    c. Курение или нет
    d. Тип учителя
    ОТВЕТ: A

  2. Марк должен переехать из квартиры и хочет, чтобы Эндрю помог ему. Сначала он спрашивает Эндрю,
    мог бы помочь ему каждый вечер недели. Эндрю отказывается. Затем Марк спрашивает его,
    может просто помочь ему в субботу. Эндрю говорит да. Марк счастлив, потому что он только
    все время нуждалась в помощи в субботу. Какую технику использовал Марк?

а) Низкий баллон

б) Пешком в дверь

в) Дверь-в-лицевой

г) Полномочия

ОТВЕТ: C

  1. Исследование Дадли (задание ILS) показывает, что подверженность неконтролируемым событиям
    что влияет на индивидуальный уровень суеверий?

ОТВЕТ: Увеличивает

  1. Назовите 5 личностных качеств «большой пятерки»
    ОТВЕТ: Экстраверсия, приветливость, сознательность, невротизм, открытость
    Опыт
  1. Назовите 1 причину, по которой взрослые не прошли «демонстрацию шнура»

Они слишком обобщают понятие «сохранение объема» (Пиаже) и ошибочно используют его в значении «сохранение объема».
площадью

  1. Гипотеза:

а) прогноз о взаимосвязи между переменными
б) принцип, предложенный для объяснения взаимосвязи ряда отдельных переменных
в) резюме исследования
Ответ A

  1. Почему кросс-культурная психология важна?

Чтобы оказывать эффективную помощь людям из разных культур, функционировать как единое целое,
и для уменьшения предрассудков

  1. Почему критическое мышление важно в психологии?

Критическое мышление в психологии имеет решающее значение для развития психологических теорий и
лечения.

  1. Студент университета изучает право и хочет стать «адвокатом по уголовным делам», потому что
    престижа, связанного с этим конкретным титулом. Студент показывает в первую очередь:

а) Внешняя мотивация

б) Внутренняя мотивация

в) Внутренняя мотивация

г) Интроецированная мотивация

ОТВЕТ: A

  1. Какие более эффективны в предотвращении нежелательного поведения (например, курения) — высокий страх
    реклама или реклама с низким уровнем страха?

ОТВЕТ: Низкий страх

  1. Почему?

ОТВЕТ: Высокий страх — со мной этого не случится… или если это то, что произойдет, почему
беспокоить? Низкий страх — это действительно могло случиться со мной

  1. Чем занимаются психологи здоровья?

ОТВЕТ: Пропаганда здорового образа жизни, например, упражнения, обследование груди.
и снизить негативное поведение, связанное со здоровьем, например, курение, ожирение

  1. Жители островов Тихого океана не видят иллюзий Мюллера-Лайера. Зачем?

ОТВЕТ: Одно из объяснений состоит в том, что они, как правило, не живут в мире, в котором много «плотников», т.е.
окружен зданиями с прямыми углами.Угол комнаты выглядит как
Фигура Мюллера-Лайера, но указывают ли «стрелки» внутрь или наружу, зависит от того,
угол обращен к вам (<->) или от вас (> — <).

  1. Что такое корыстная предвзятость?

ОТВЕТ: Мы склонны приписывать положительные события нашим личным качествам (например, я хорошо учился
на экзамене я умный), а негативные события — ситуационные факторы (например, я плохо сдал
на экзамене потому что не учился)

  1. Что из следующего согласуется с теорией переживания Джеймса-Ланге?
    эмоция?

а) Стимул -> вегетативное возбуждение -> сознательное ощущение
б) Стимул -> сознательное чувство -> вегетативное возбуждение
в) Стимул -> вегетативное возбуждение -> оценка -> сознательное чувство
г) Стимул -> оценка -> вегетативное возбуждение -> сознательное ощущение

ОТВЕТ: A

  1. Что из перечисленного не является одной из шести отдельных эмоций?

а) Гнев
б) Сюрприз
в) нервозность
г) отвращение
ОТВЕТ: C

  1. В пространственных терминах эмоций страх может быть отнесен к категории эмоций

a) Отрицательная валентность, высокое возбуждение, высокий подход
б) Отрицательная валентность, слабое возбуждение, сильное избегание
в) Отрицательная валентность, низкое возбуждение, высокий подход
г) Отрицательная валентность, высокое возбуждение, сильное избегание

ОТВЕТ: D

  1. Что из следующего является функцией эмоций?

а) Влияние на обучение и память
б) Прямое восприятие и внимание
в) Общайтесь с другими
г) Все вышеперечисленное
ОТВЕТ: D

  1. Теплая, ясная летняя ночь, и Энди решает отправиться в свой местный бар.Когда он
    приезжает, он приятно удивлен, увидев выступление его любимой местной группы. Он противостоит
    по знакомым запахам бургеров и пива. Кажется, у всех хорошее настроение; треск
    шутки и смех. Он ставит табурет в баре рядом с женщиной, которая, кажется, сидит на ней.
    собственная, и Энди сразу же чувствует к ней влечение. Влечение Энди лучше всего объясняется:

а) Эффект простого воздействия
б) Прямой эффект аффекта
в) Влияние сходства на притяжение
г) Косвенный эффект воздействия

ОТВЕТ: D

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *