Схема агенты социализации: Агенты социализации – схема (8 класс, обществознание)
Социализация личности. Механизмы и агенты социализации — Студопедия
Как уже было указано, личность представляет собой биосоциальное явление. И если биологические особенности передаются по наследству, то социальные качества приобретаются личностью в процессе социализации.
Социализациюможно определить как процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.
Таким образом, в процессе социализации человек приобретает качества, необходимые для выполнения им социальных ролей.
Процесс социализации является двухсторонним: с одной стороны, это передача обществом индивиду своего опыта, а с другой стороны, это процесс усвоения индивидом общественного опыта.
В социологической науке принято выделять два основных типа социализации:
1) первичная – усвоение норм и ценностей ребенком;
2) вторичная – усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.
Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих или ограничивающих становление личности человека.
Агенты социализации– это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.
В зависимости от вида социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.
Агенты первичной социализации– родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин «первичная» относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.
Агенты вторичной социализации– представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин «вторичная описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.
Первичные институты социализации– это семья, школа, группа сверстников и т. д. Вторичные институты– это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.
Процесс социализации состоит из нескольких этапов и стадий.
1. Стадия адаптации (рождение – подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.
2. Появление желания выделить себя среди других – стадия идентификации.
3. Стадия интеграции, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно.
4. Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду.
5. Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.
На каждом этапе социализации на человека оказывают влияние те или иные факторы, соотношение которых на разных этапах различно.
В целом можно выделить пять факторов, оказывающих влияние на процесс социализации:
1) биологическая наследственность;
2) физическое окружение;
3) культура;
4) групповой опыт;
5) индивидуальный опыт.
Биологическое наследие каждого человека поставляет «сырые материалы», которые затем разнообразными способами преобразуются в личностные характеристики. Именно благодаря биологическому фактору существует огромное разнообразие индивидуальностей.
Физическое окружение играет важную роль в формировании личности, так как огромное значение имеют климат, природные ресурсы и другие природные показатели.
Культура каждого общества также оказывает огромное влияние на процесс социализации.
Каждое общество развивает один или несколько личностных типов, которые соответствуют его культуре.
Дьюбойс назвал личность, обладающую характерными для данного общества чертами, модальной. Под модальной личностью понимается наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом.
Групповой и личный опыт также включены в процесс социализации.
Каждый человек, согласно Ч. Кули, строит свое «я» на основе воспринятых им реакций других людей, с которыми он вступает в контакт.
Кули определяет три стадии формирования зеркального «я»: наше восприятие того, как мы смотрим на других; наше восприятие их мнения; наши чувства по поводу этого мнения. Каждый личностный опыт уникален, потому что его невозможно повторить в точности.
Картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует его, а интегрирует.
Таким образом, можно сказать, что на процесс социализации оказывают влияние две важнейшие окружающие человека среды: природная и социальная.
В силу того, что социальная среда является объективным условием социализации, составляющие ее элементы также оказывают определенное влияние на этот процесс. Такие элементы общества называются агентами социализации, как уже говорилось, агенты социализации – это люди и учреждения, связанные с ней и ответственные за ее результаты.
Основными агентами социализации являются семья, различного типа общности (коллективы, этносы, народности, классы, социальные слои), общество в целом – все то, что включает в себя и окружает человека.
Каждая сфера социальной жизни (материальная и духовная) участвует в процессе социализации – целенаправленного и ненаправленного воспитания.
Итак, наиболее интенсивно процесс социализации осуществляется в детском и юношеском возрасте.
К моменту достижения личностью своего профессионально-должностного статуса процесс социализации, как правило, достигает определенной завершенности.
Социализация взрослых отличается тем, что это главным образом изменение внешнего поведения (социализация детей – формирование ценностных ориентаций), взрослые способны оценивать нормы (а дети только усваивать их). Социализация взрослых имеет своей целью помочь человеку овладеть определенными навыками. Например, овладеть новой социальной ролью после ухода на пенсию, смены профессии или социального статуса.
Еще одна точка зрения на социализацию взрослых заключается в том, что взрослые постепенно отказываются от наивных детских представлений (например, о непоколебимости авторитетов, об абсолютной справедливости и т. д.), от представления, что существует только белое и черное.
Важным процессом социализации является процесс идентификации.
Идентификация– это процесс усвоения индивидом норм, ценностей и качеств той социальной группы, к которой он принадлежит либо желал бы принадлежать.
Агенты социализации и их влияние на формирование личности.
Процесс социализации раскрывается
через исследование так называемых
агентов социализации, т.е. тех
социальных структур(семья, малая группа,
коллектив, школа, политические
организации, церковь и т.д.), которые
составляют социальную среду обитания
индивида.
Следует обратить внимание на то, что
роль агентов социализации неодинакова
на различных этапах процесса формирования
социальных качеств и в различных
обществах (традиционных и современных,
аграрных и индустриальных, восточных
и западных, мусульманских и католических
и т.д.). Семья многими признаётся в
качестве первичного социализирующего
коллектива. Однако роль семьи в
традиционном обществе более значима,
чем в современном. Процессы социализации
подвержены влиянию политических
режимов. Степень демократичности
общества определяется также и тем,
насколько процесс социализации
индивидов подвержен контролю и
воздействию политических властвующих
структур.
Поскольку социализация подразделяется
на два вида – первичную и вторичную,
постольку агенты и институты социализации
делятся на первичные и вторичные.
Процесс социализации включает не только
тех, кто обучается и усваивает новые
знания, ценности, обычаи, нормы. Важной
составляющей этого процесса выступают
те, кто влияет на процесс научения, в
решающей степени формирует его. Их
называют агентами социализации. К ним
относятся люди и социальные институты.
Индивидуальными агентами социализации
могут быть родители, родственники,
приходящие няни, друзья семьи, учителя,
тренеры, подростки, лидеры молодежных
организаций, врачи и т.п. В роли коллективных
агентов выступают социальные институты.
Агенты социализации– конкретные
люди, ответственные за обучение культурным
нормам и освоение социальных ролей.
Институты социализации – учреждения,
влияющие на процесс социализации и
направляющие его: школа и вуз, армия и
милиция, производство и др.
Агенты первичной социализации –
родители, братья, сестры, бабушки,
дедушки, близкие и дальние родственники,
приходящие няни, друзья семьи, сверстники,
учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных
группировок.
Термин «первичная» относится в социологии
ко всему, что составляет непосредственное,
или ближайшее окружение человека. Именно
в этом смысле социологи говорят о малой
группе как первичной. Первичная среда
– не только ближайшая к человеку, но и
важнейшая для его формирования, то есть
стоящая на первом месте по степени
значимости.
Агенты вторичной социализации –
представители администрации школы,
университета, предприятия, армии,
полиции, церкви, государства, сотрудники
телевидения, радио, печати, партий, суда
и т.д.
Термин «вторичная» описывает тех, кто
стоит во втором эшелоне влияния, оказывает
менее важное влияние на человека.
Контакты с такими агентами происходят
реже, они менее продолжительны, а их
воздействие, как правило, менее глубокое,
чем у первичных агентов. Вторичными
группами, и об этом речь пойдет дальше,
в социологии называют формальные
организации, официальные учреждения.
К институтам социализации относятся
именно они.
Когда о семье говорят обобщенно, то ее
называют институтом социализации, но
первичным (как и школу). А когда
подразумевают конкретно членов семьи
и родственников, употребляют понятие
«агенты».
Первичная социализация наиболее
интенсивно происходит в первой половине
жизни, хотя по убывающей она сохраняется
и во второй.
Напротив, вторичная социализация
охватывает вторую половину жизни
человека, когда, повзрослевший, он
сталкивается с формальными организациями
и учреждениями, называемыми институтами
вторичной социализации: производством,
государством, средствами массовой
информации, армией, судом, церковью и
т.д. Именно в сознательном возрасте они
влияют на человека особенно сильно.
Первичная социализация – сфера
межличностных отношений, вторичная
сфера социальных отношений. Одно и то
же лицо может быть агентом как первичной,
так и вторичной социализации.
Учитель, если между ним и учеником
доверительные отношения, окажется среди
агентов первичной социализации. Но если
он всего лишь выполняет свою формальную
роль, то учитель явится агентом вторичной
социализации.
Агенты первичной социализации выполняют
каждый множество функций (отец – опекун,
администратор, воспитатель, учитель,
друг), а вторичной – одну-две.
Среди агентов первичной социализации
не все играют одинаковую роль и обладают
равным статусом. По отношению к ребенку,
проходящему социализацию, родители
находятся в превосходящей позиции.
Напротив, ровесники равны ему. Они
прощают ему многое из того, что не прощают
родители: ошибочные решения, нарушение
нравственных принципов и социальных
норм, бесцеремонность и т.д.
Каждая социальная группа может дать
индивиду в процессе социализации только
то, чему она обучена или социализирована.
Иначе говоря, у взрослых ребенок учится
тому, как быть взрослым, а у ровесников
– как быть ребенком: уметь драться,
хитрить, как относиться к противоположному
полу, дружить и быть справедливым.
Малая группа ровесников выполняет
важнейшую социальную функцию – облегчает
переход от состояния зависимости к
независимости, от детства к взрослости.
Родители вряд ли научат тому, как быть
лидером или добиться господства над
другими.
Функции агентов первичной социализации
взаимозаменяемы, а вторичной нет.
Объясняется это тем, что первые
универсальны, а вторые специализированны.
Так, например, взаимозаменяемы функции
родителей и ровесников. Вторые часто
заменяют первых, выполняя их функции
социализации. И наоборот. Взаимозаменяемы
также функции родителей и родственников,
вторые могут заменить первых.
Но этого нельзя сказать об агентах
вторичной социализации, поскольку они
узко специализированны: судья не может
заменить бригадира или учителя. Агенты
первичной социализации, напротив,
универсальны. В отличие от родителей,
закладывающих базисные ценности и
долговременные цели, ровесники больше
влияют на сиюминутное поведение,
внешность, выбор сексуального партнера
и мест досуга.
Различие между двумя типами агентов
социализации состоит также в том, что
агенты вторичной социализации получают
деньги за то, что выполняют свою роль,
а агенты первичной социализации не
получают.
Агенты первичной и вторичной социализации
оказывают на личность человека иногда
совпадающее, однонаправленное воздействие,
а иногда – противоречивое, разнонаправленное.
Причем противоречие характеризует
дисгармонию между:
агентами первичной социализации,
агентами вторичной социализации,
агентами первичной и вторичной
социализации. Если, к примеру, семья
учит подростка одним ценностям, а группа
сверстников – совсем другим, то между
агентами первичной социализации
формируется не только конкуренция, но
и противоречие.
Другой пример – различие между
религиозными ценностями и ценностями
бизнеса. Религия учит нас таким
нравственным нормам, как помощь близким,
учит не обманывать, быть скромными в
своих желаниях и потребностях и основное
время уделять решению духовных вопросов.
Бизнес же требует прямо противоположного:
часто он построен на обмане, погоне за
материальными ценностями, стремлении
выделиться, сделать карьеру. Он вынуждает
профессионального бизнесмена посвятить
все свое время решению только материальных
вопросов, в то время как церковь призывает
человека думать о вечном, нематериальном.
В каком-то смысле ровесники и родители
воздействуют на ребенка в противоположных
направлениях и первые сводят на нет
усилия вторых. Родители часто смотрят
на ровесников как на своих конкурентов
в борьбе за влияние на ребенка.
В глубокое противоречие между собой
вступают и два других института
социализации – образование и армия.
Призыв юношей в армию на два года сразу
после окончания школы часто становится
барьером на пути образования. Через два
года службы в армии знания, полученные
в школе, улетучиваются. Происходит
переоценка ценностей, может пропасть
и мотивация к учебе. Чем больше разрыв
между двумя стабильными периодами
(школой и вузом), тем глубже кризис и
необратимей процесс.
Агенты социализации и эмоции
Процесс социализации не протекает сам по себе. Он не возможен без участия людей и организаций, специализирующихся на передаче норм и знаний новым членам общества. В социологии для этого используется специальный термин — агенты социализации.
На разных этапах жизни человек взаимодействует с различными агентам социализации. Обычно выделяют агентов первичной и агентов вторичной социализации.
Первичная социализация (примерно до 7 лет) связана с овладением основами знаний, которые необходимы для жизни в обществе. Человек учится владеть языком, усваивает основные нормы и правила поведения, осваивает первые социальные роли. На этой стадии основными агентами социализации являются родители, родственники, воспитатели, в меньшей степени сверстники. Агентов первичной социализации связывают с ребенком личностные отношения, каждый из них конкретен (мама, бабушка и т.д.), что соответствует конкретности мышления.
На стадии вторичной социализации, все большую роль начинают играть социальные институты (школа, церковь, право) и безличные источники информации (книги, газеты, журналы, теле-, видео-, аудиопродукция). Возрастает роль сверстников. Ребенок осваивает новые роли, расширяется нормативный контекст. Формальные агенты доносят до ребенка абстрактные идеи, правила и нормы, приобщая его ко всему социальному запасу знания. Можно образно назвать это «подключением к глобальной коммуникации».
Глобальная коммуникация подразумевает циркуляцию социального запаса знания в обществе. Значительную часть коммуникации занимает тиражирование нормативных моделей. Из книг, фильмов, СМИ, в школе, армии и др., ребенок узнает, что значит «настоящий мужчина», «истинная женщина», «человек долга», «патриот». Этим моделям соответствуют антимодели — «предатель», «трус», «плохая хозяйка», «развратник», «женщина легкого поведения» и др. Таким образом, «нормальность», фактически означает следование позитивным моделям, тогда как «девиантность» — следование негативным моделям (антимоделям). Определенная часть этих моделей интернализируется, превращаясь во внутренние регуляторы поведения.
Важную роль в процессе, как первичной, так и вторичной социализации играют значимые другие, люди с которыми человек связан эмоционально, на личностном уровне. Первоначально значимые другие — это родители, ближайшее окружение ребенка. Ребенок не воспринимает свое окружение пассивно, напротив — он ориентирован на него, в полном смысле любит его. Значимые другие являются на начальном этапе посредниками между миром и ребенком. Эмоциональная связь с ними позволяет ребенку отождествлять себя с ними, примеряя их роли и модели поведения.
Взаимодействие со значимыми другими непосредственно участвует в формировании самоидентификации — представления о самом себе. Идентификация предполагает эмоциональные отношения, она не может быть чисто интеллектуальной. Эта эмоциональность сохраняется и в дальнейшем, когда становится возможна идентификация с символами и институтами.
Управление эмоциями — важный элемент нормативной социализации. Ведь принять норму — значит испытывать положительные эмоции по отношению к символу или поведению, с которым она отождествляется. Норма честности предполагает желание быть честным, удовлетворение от проявлений честности. Она же подразумевает негативные эмоции по отношению к нарушению этой нормы: отвращение к нечестности, нежелание быть нечестным.
Наши эмоции горя или радости, удовольствия или неудовольствия являются врожденными. Однако формы проявления этих эмоций и их направленность — определенно сконструированы в процессе социализации. Можно говорить об эмоциональной нормативности. Мы должны научиться проявлять эмоции по правилам. Мы обязаны радоваться на свадьбе или во время встречи Нового Года, грустить при разлуке или на похоронах. Мы должны сдерживать эмоции в общественном месте и можем себе позволить проявлять их свободно с близкими людьми. Мы проявляем более сильные эмоции, когда дело касается наших принципов, и остаемся равнодушными, когда речь идет о вещах нас не волнующих.
Кстати, этот факт важен для девиантолога: нарушения норм сопровождаются различными по силе эмоциями у разных людей. Одни люди сквозь пальцы готовы смотреть на то, как окружающие нарушают обещания, зато резко негативно реагируют на грубость. Другие напротив, готовы простить грубость, но трясутся от злости, когда кто-то нарушает обещания. Очевидно, что реакция напрямую будет связана с тем, насколько для себя важными (имеющими значение для самоидентификации) человек считает те или иные нормы. Учитывая то, что говорилось выше, выведем закономерность: эмоции, сопровождающие нарушение или исполнение норм будут тем более сильными, чем более значимыми для самоидентификации будут ценности, служащие основанием для данных норм.
Виды и агенты социализации — Студопедия
Каждый этап жизненного цикла сопровождается взаимодополняющими друг друга процессами: десоциализацией – процессом отучения от старых норм, ролей и правил поведения, и ресоциализацией – процессом обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых.
В наиболее общей форме ресоциализация происходит каждый раз, когда мы узнаем что-то, не совпадающее с нашим прежним опытом. Новый начальник, который требует работать по-иному, ресоциализирует нас. Такая ресоциализация является мягкой и незначительной модификацией уже знакомых нам процедур. Однако ресоциализация может быть интенсивной; например, на людей, вступающих в Общество анонимных алкоголиков, обрушивается поток информации, которая свидетельствует о деструктивных последствиях пьянства. Поступая в университет после окончания школы, некоторые молодые люди сталкиваются с интенсивным процессом ресоциализации, особенно в первые обескураживающие дни адаптации к новой среде.
Неполная социализация означает, что человек из всего необходимого объема знаний и культуры овладел только их частью. Близко к понятию неполной социализации понятие «частичная социализация». Частичная социализация означает, что из необходимого и достаточного объема знаний и культуры человек овладел только какой-то его частью.
Например, вопреки советам учителей и родителей, ребенок вдруг ощутив в себе талант спортсмена, начинает уделять большое внимание именно занятиям спортом. Возможно, он достигнет неплохих спортивных результатов, но это будет только частичная социализация.
Близка к частичной социализации так называемая односторонняя социализация. В этом случае в полном и даже сверх того объеме социализирован какой-то один участок жизни человека.
Одностороннее развитие вундеркиндов, например, в области математики, делает их частично социализированными. Их способности в других областях жизни значительно снижаются. Дети художников, артистов, музыкантов и пр., как правило, наследуют данный вид деятельности, поскольку они более всего социализированы именно в этой области.
По содержанию к полной социализации близка актуальная социализация. При актуальной социализации объем и содержание социального знания и культуры полностью соответствуют тем, которые присущи той или иной социальной группе. Социализация может быть неактуальной, но полной. Например, человек может быть хорошо социализирован, но со временем его социализация все больше расходится с требованиями общества и становится все менее актуальной.
Соответственно существует быстрая и медленная социализация. В детском возрасте, когда кривая потребления знания резко рвется вверх, темпы социализации самые высокие. Наблюдать за ребенком в это время одно удовольствие, насколько он внимателен, напорист в получении знаний, активен в познании мира и какие быстрые успехи делает. Иногда, но весьма редко, такие темпы сохраняются и в последующие годы. И тогда мы говорим о выдающихся способностях и даже о таланте человека. Дети всегда талантливы, так называемые вундеркинды — пример быстрой социализации.
Бывает и медленная социализация, когда темпы потребления знания весьма низкие, и общее развитие растягивается на длительное время. Тогда говорят о замедленном развитии ребенка, при этом он может вовремя или с небольшим запозданием все-таки достичь полной социализации. В этом случае говорят о позднем развитии человека.
Агенты социализации – это структурные группы или окружения, в которых протекают важнейшие процессы социализации. Во всех культурах важнейшим агентом первичной социализации для ребенка является семья. Однако на более поздних стадиях жизни вступает в действие множество других агентов социализации. Агентами вторичной социализации индивида являются школа, вуз, армия, церковь.
Кроме того, большое социализирующее воздействие на человека оказывают группы сверстников, и средства массовой информации. Развитие средств массовой коммуникации увеличило число возможных агентов социализации. Распространение массовых печатных изданий было позднее дополнено средствами электронной коммуникации.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ. Цели Понять определение социализации и человеческого развития. Ознакомление с агентами социализации. Ознакомление с теориями.
Презентация на тему: «СОЦИАЛИЗАЦИЯ. Цели. Понимать определение социализации и человеческого развития. Знакомство с агентами социализации. Знакомство с теориями» — стенограмма презентации:
1
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
2
Цели Понять определение социализации и человеческого развития. Ознакомить с агентами социализации. Ознакомить с теориями социализации.Воспитывайте
3
СОЦИАЛИЗАЦИЯ Социализация — процесс обучения тому, как взаимодействовать в обществе (язык, поведение, манеры и т. Д.). Как люди учатся становиться членами общества. Агенты социализации: семья, СМИ, образование, группы сверстников.
4
СОЦИАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ НЕОБХОДИМА: — Для выживания человека и для человеческого развития — Для выживания и стабильности общества — социализация помогает поддерживать существующую социальную структуру
5
СОЦИАЛИЗАЦИЯ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ВЛИЯЮТ: — Тип общества — Субкультуры внутри общества (класс, раса, этническая принадлежность, религия, пол) — Уникальный индивидуальный опыт (семья, группы дружбы)
6
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Быть человеком означает осознавать себя как индивидуумов с уникальной идентичностью, личностями и отношениями с другими. Но как люди учатся быть людьми? Мы рождаемся с этими человеческими качествами или развиваем их через взаимодействие с другими?
7
ПРИРОДА VS ПИТАНИЕ Природа vs.Воспитание — что имеет большее влияние на человеческое развитие — наследственность (унаследованные черты) или общество (ваше окружение)? Природа — генетический состав является основным фактором, определяющим поведение человека. –Физический опыт и личностные характеристики
8
ПРИРОДА VS ВОСПИТАНИЕ Воспитание — переменные среды (опыт раннего детства, то, как мы выросли, наши социальные отношения и окружающая культура) влияют на то, кем мы являемся
9
Теории социализации Социобиологи — поддерживающие природу — утверждают, что наша генетическая структура является основным фактором, определяющим поведение человека.Социологи критикуют эту точку зрения, потому что поведение различается в зависимости от культуры, класса, региона и т. Д.
10
Я в Зазеркалье Чарльз Хортон Кули — задавался вопросом, как человеческие младенцы развили чувство себя — способность видеть себя «со стороны» Я Зазеркалье — нашу интерпретацию того, как другие видят нас; способность размышлять о нашем прошлом, настоящем и будущем существовании; развивается в результате взаимодействия с другими.
11
Я в Зазеркалье Я в Зазеркалье состоит из 3 элементов: 1. Мы представляем, как мы выглядим для других (высокий, низкий, толстый, худой). 1. Мы интерпретируем реакции других (как мы думаем, что другие оценивают нас). 1. Мы развиваем себя. -концепция (интерпретируя реакцию других, мы развиваем чувства и представления о себе)
12
Я в зеркале Джордж Герберт Мид — согласен с Кули Он добавил, что игра имеет решающее значение для развития личности.В игре дети берут на себя роль других и учатся понимать, что кто-то чувствует и думает. Дети также узнают, чего от них ждут другие, и как себя вести, чтобы оправдать эти ожидания.
.
Гендерная социализация, Влияние статей гендерной социализации, Агенты гендерной социализации, Эссе по гендерной социализации
Начало >> Пол >> Гендерная социализация
Социализация — это процесс усвоения ценностей общества с целью адаптации к своей культуре. Он влияет на то, как люди ведут себя в обществе как мужчины и женщины. Процесс социального обучения, который вовлекает людей в понимание различных аспектов культуры, включает процесс гендерной социализации.Гендерная социализация включает в себя процесс изучения гендерных ролей общества, их преимуществ и ограничений.
В большинстве обществ существует четкая категоризация того, что значит быть мужчиной или женщиной. Этот процесс категоризации и агенты социализации, передающие знания о гендерных ролях, влияют на то, как люди определяют себя и других с точки зрения гендерных и половых ролей.
Во многих обществах гендерные роли жестко определены . Например, мужчины традиционно должны были быть сильными, агрессивными, даже доминирующими.Ожидается, что женщины будут заботливыми, чувствительными, эмоциональными и относительно пассивными. Этим ценностям детей учат как сознательно, так и подсознательно с самого раннего возраста. Это еще больше усиливается использованием игрушек, поскольку мальчикам дают большие, шумные или агрессивные, тогда как девочкам часто дают более мягкие игрушки. Эти выражения влияют на информацию о себе, а также на личность.
Основными агентами гендерной социализации являются родители, сверстники, братья и сестры, школа, общество и религия .Для очень маленьких детей родители и семья играют центральную роль в формировании гендерной социализации. Они определяют, как семья взаимодействует с мальчиком, а также типы игрушек и одежды, которые ему дадут.
Гендерная идентичность устанавливается по достижении двухлетнего возраста. Его центральный компонент — это понятие — я мужчина или я женщина. Зигмунд Фрейд предположил, что идентификация и имитация однополых родителей приводит к эффективному формированию гендерной идентичности. В латентный период самцы и самки склонны объединяться друг с другом.Это можно рассматривать как часть процесса социализации и еще больше укрепляет гендерную идентификацию и ролевое поведение. Школы и семьи продолжают влиять на гендерную социализацию в подростковом возрасте. В подростковом возрасте влияние сверстников становится самым сильным фактором гендерной социализации, поскольку подростки объединяются в небольшие социальные группы, чтобы облегчить их переход во взрослую жизнь и в более широкое общество. Социальные эффекты средств массовой информации также становятся мощными в годы становления.
Культура рассматривается как ключевое значение в построении гендерной идентичности. Образование рассматривается как важная часть этого процесса, вовлекающего девочек и мальчиков в различные занятия и достижения. Анализ гендера и культуры опирался на литературную теорию с деконструктивизмом Деррида, а также на дискурс-анализ Михала Фуко . Акцент сместился с личного опыта обучения на создание текстов или репрезентаций, которые формируют наши представления о гендере.В индийском контексте женщина определяется как амбивалентная личность. В мифах и массовой культуре женщина считается одновременно богиней, а Шакти — добродетельной и злой. Женщин не только почитали и поклонялись, но и контролировали посредством прямого регулирования ее сексуальности.
Религия — мощный социальный институт, формирующий гендерную идентичность в обществе . Есть священные места, куда могут заходить только мужчины, но не женщины. Существуют нормы, согласно которым только мужчины могут выполнять определенные обязанности или обязательства, относящиеся к религиозной деятельности, но также укрепляют и узаконивают гендерные роли, закрепленные за мужчинами и женщинами в обществе.
Гендерная идентичность передается и структурируется как вербальными, так и невербальными средствами . На гендерную классификацию влияет семантическая структура языка. Лакофф предположил, что общие термины в языке могут влиять на когнитивную структуру и отношение к гендерному превосходству. Термин мужчина означает человека в целом, в то время как женщина относится к женщине. Термин холостяк сохраняет свое первоначальное значение одинокого мужчины, в то время как старая дева приобрела негативный оттенок старой девы. Язык — еще одно средство, посредством которого навязывается или закрепляется гендерная идентичность.
,