Схема сознания: 🕮 Глава 4 Структура сознания. Основы психологии. Столяренко Л. Д. Страница 4. Читать онлайн, Скачать

Содержание

Cхема сознания: структура и уровни сознания

Схема сознания по В.В. Налимову

«Сейчас мы можем представить себе серьёзную теорию только как некое аксиоматическое построение. […] Пытаясь построить аксиоматизированную метафору сознания, мы должны будем:

(А) ввести исходные, строго говоря, неопределяемые, но интуитивно ясные понятия; 
(Б) сформулировать аксиомы; 
(В) предложить правила вывода; 
(Г) показать объясняющую силу модели.

А. Исходные понятия

Вводятся два таких понятия: смыслы и сознание. Под смыслами мы будем понимать всё то, что когда-либо было проявлено в культурах прошлого или будет проявлено в культурах будущего. Сознание предстаёт перед нами как некоторое устройство, непрестанно и по-новому раскрывающее смыслы. Схематизируя, можно предложить следующую картографию сознания:

1) Уровень логического мышления. Здесь смыслы раскрываются через аристотелеву логику. Это компьютероподобная часть сознания.

2) Уровень предмышления, где вырабатываются те исходные постулаты, на которых базируется собственно логическое мышление.

3) Подвалы сознания — на этом уровне происходит чувственное созерцание образов. Здесь осуществляется встреча с архетипами коллективного бессознательного, если пользоваться терминологией Юнга.

4) Физическое тело. Здесь мы имеем в виду прежде всего общесоматическое состояние человека.  Те измененные состояния сознания, которыми так интересуется сейчас трапсперсональная психология, возникают при отключении верхнего, логически структурированного уровня. Отключение осуществляется направленными воздействиями на тело — релаксацией, сенсорной  депривацией, регулированием дыхания. Управляющему воздействию подвергается всё, что может изменить собственное время. В этой системе представлений тело, если хотите, становится одним из уровней сознания.

5) Уровень метасознания. Можно думать, что этот уровень принадлежит уже, говоря словами В.И. Вернадского, к ноосфере, или, иначе, к трансличностному сознанию, взаимодействующему с телесно капсулизированным сознанием человека через бейесовскую логику, о которой мы будем говорить ниже. На этом космическом уровне происходит спонтанное порождение импульсов, несущих творческую искру (мы будем называть их бейесовскими фильтрами).

Часть сознания — уровни (2) и (3) мы будем отождествлять с бессознательным. В этой публикации мы будем фиксировать своё внимание почти исключительно на том, что происходит на втором уровне, полагая, что происходящее там определяет внутренний семантический облик человека. Приведённая здесь схема сознания весьма условна — на самом деле человек всегда, конечно, действует как нечто единое».

Налимов В.В., Возможно ли учение о человеке в единой теории знания? / Человек в системе наук, М., «Наука», 1989 г., с. 84-86.

 

 Наши правила, включая обсуждение видео на YouTube

Структура сознания и его функции

Сознание
есть результат общественно-исторических
условий формирования человека в трудовой
деятельно­сти, при постоянном общении
(с помощью языка) с другими людьми. В
этом смысле сознание есть «существенный
продукт», сознание есть не что иное, как
осознанное бытие.

Основные
характеристики
сознания

человека. 1) Со-знание – это со-вместное
знание, т.е. совокупность
знаний человека об окру­жающем мире.
2) Сознание – это соединение
различения
субъекта и объекта, т.е.
того, что принадлежит «я» человека и
его «не-я» (человек, впервые в истории
органического мира выделившись из него
и противопоставив себя ему, сохраняет
в своем сознании это противопос­тавление
и различие; он – единственный среди
живых существ способен осу­ществлять
самопознание, т.е. обратить психическую
деятельность на исследо­вание самого
себя). 3) Сознание обеспечивает
основополагающую дея­тельность
человека (приступая
к какой-либо деятельности, человек
ставит перед собой цели, взвешивает ее
мо­тивы, принимает волевые решения,
учитывает ход выполнения действий и
вносится в него необходимые коррективы).
4) Сознание
связано с наличием эмоциональ­ных
оценок в межличностных отношениях.

В
со­временной трактовке сознание –
это способность направлять свое внимание
на предметы внешнего мира и одновременно
сосредоточиваться на тех со­стояниях
внутреннего духовного опыта, которые
сопровождают это вни­мание; особое
состояние человека, в котором ему
одновременно доступен и мир и он сам.

Структура
сознания

включает в себя:

1)
Чувственный компонент – система
устойчивых эмоциональных отношений к
объекту. Чувства всегда направлены на
определённый предмет и всегда осознаются
человеком. Эмоции
– это кратковременные переживания по
отношению к объекту и всегда связаны с
определённой ситуацией. Если чувства
всегда осознаны, то эмоции не осознаются
человеком. Осознание психических
процессов означает прохождение его
через мышление. Осознание – это понимание
человеком сущности своих психических
переживаний.

2)
Мышле­ние – это
способность целенаправленно, опосредованно
и обобщенно отражать действительность,
познавать сущностные связи и отношения
между явлениями, создавать новые идеи
и прогнозировать будущие события.
Материальным носителем мышления является
мозг человека, который представляет
собой результат длительного эволюционного
развития человеческого рода. Головной
мозг – это биологический субстрат
мышления. Однако, мышление, будучи
неразрывно связано с мозгом, не может
быть объяснено только физиологическими
процессами. Формирование мышления
связано с познавательным и
социально-историческим опытом человека.
В генетическом
от­ношении «мышление»
является более широким понятием, чем
«сознание».

3)
Самосознание – это способность человека
оценивать самого себя, свои поступки,
мысли и действия. Формирование самосознания
означает, что человек осознаёт, осмысливает
и оценивает особенности своего «Я» –
свои мысли, чувства, мотивы поведения,
интересы, своё положение в мире.
Самосознание присуще не только конкретному
индивиду. Им обладает и социальная
группа и общество в целом. В процессе
самосознания человек как бы выделяет
себя из окружающей действительности и
противостоит ему, сопоставляя себя с
ним. При помощи самосознания человек
направляет своё мышление на свой
внутренний мир. Самосознание не дано
от природы, оно формируется в процессе
длительного развития человечества и
только тогда, когда человек начинает
выделять себя из природы, что говорит
о появлении мышления у человека.

4)
Воля – способность к выбору цели
деятельности и внутреннее усилие
необходимое для её осуществления на
основе системы ценностей. Волевой акт
всегда связан с осознанием социальных
принципов и норм. Волевые действия
противоположны импульсивным побуждениям,
ибо они осознаются человеком и направляются
им.

Функциями
сознания

являются:

1)
познание и оценка окружающего мира и
самого себя; регуляция и самоконтроль
поведения;

2)
прогнозирование будущего, планирование
действий, ориентированных на творческое
преобразование действительности и
собственной личности.

В
структуре человеческой психики наряду
с сознанием можно выделить также
неосоз­наваемые и бессознательные
компоненты.

Неосознаваемое
(или предсознательное) – это такое
содержание психики (восприятие, идеи),
которое не находится в данный момент в
сфере внимания, но при необходимости,
иногда с определенным усилием, может
быть осознано. (Примером могут служить
знания о пути к собственному дому; о
том, как выглядит человек, которого мы
много лет не видели и о котором не
вспоминаем).

Бессознательное
– это совокупность
психических процессов, актов и состояний,
во влиянии которых человек не дает себе
отчета.

Учение
о бессознательном было разработано З.
Фрейдом. Он считал, что психика человека
включает в себя три элемента – «Оно»,
то есть бессознательное; «Я», то есть
сознание; «Сверх-Я», то есть совокупность
религиозных, нравственных и других норм
и правил, навязанных человеку культурой
и усвоенных им. В результате влияния
«Сверх-Я» сознание воспринимает некоторые
влечения, и, прежде всего, влечения Эроса
– любви и Танатоса – смерти, как
постыдные, неприемлемые. Такие влечения
вытесняются в сферу бессознательного.
Однако в любой момент их энергия может
прорваться в сознание. Проры­вы
бессознательного, по Фрейду, осуществляются
в неврозах, снах, оговорках, забывании,
а также в ходе сублимации. Сублимация
– это реализация энергии бессознательного
в социально приемлемых формах, прежде
всего в творчестве. Таким образом,
бессознательное не осознается человеком,
однако, по Фрейду, оказывает определяющее
влияние на его поступки и поведение.

К.Г.
Юнгом введено понятие «коллективного
бес­сознатель-ного», характерного
для каждого народа и этноса и формирующего
его творческий дух, чувства и ценности.
Оно трактуется как совокупность
психических процес­сов, состояний и
схем поведения, не представленных
отчетливо в сознании людей Термин
«бессознательное» применяется также
для характеристики группового поведения,
цели и последствия которого не осознаются
членами и лидерами группы Личное
бессознательное и коллективное
бессознательное влияют на жизнь индивида
и ход исторического процесса.

Бессознательное
образует низший уровень психики. Понятие
психики шире, чем понятие «сознание»,
«сознательное». Являясь психическим
актом, бессознательное представляет
собой такую форму отражения действительности,
при которой утрачивается полнота
ориентировки во време­ни и месте
действия, нарушается речевое регулирование
поведения. В бессоз­нательном, в
отличие от сознания, невозможен
целенаправленный контроль за совершаемыми
действиями, невозможна и оценка их
результата

В
область бессознательного входят
следующие психические явления: а)
сновидения; б) ответные реакции, которые
вызываются неощущаемыми, но реально
воздействующими раздражителями; в)
движения, бывшие в прошлом сознательными,
но благодаря повторению автоматизировавшиеся
и поэтому ставшие неосознаваемыми; г)
не­которые побуждения к деятельности,
в которых отсутствует сознание цели;
д) некоторые патологические явле­ния,
возникающие в психике больного человека
бред, галлюцинации и т.д.

Разнообразие
форм и проявлений бессознательного
исключительно ве­лико. В некоторых
случаях можно говорить не только о
бессознательном, но и надсознательном
в поведении и деятельности человека
Усвоение социального опыта, культуры,
духовных ценностей и создание этих
ценностей художником или ученым,
совершаясь реально, не всегда становятся
предметом рефлексии и фактически
оказываются соединением сознания и
бессознательного.

В
настоящее время бессознательное активно
исследуется в психологии, ибо связано
с такими процессами, как воображение,
интуиция, творчество и др. В сферу
бессознательного включаются инстинкты,
от которых человек не может освободиться
и которые подсознательно порождают у
человека желания, эмоции, импульсивные
и автоматические действия. Благодаря
бессознательным процессам уменьшается
нагрузка на сознание, что в значительной
степени увеличивает его возможности.

Диалектика
сознательного и бессознательного.

Опыт по­казывает,
что любой психический элемент, обыкновенно
не бывает длительно сознательным.
Наоборот, характерным яв­ляется то,
что состояние сознательности быстро
проходит под воздействием каких-либо,
когда незначительных факторов;
представление в данный момент сознательное,
в следующее мгновение перестает быть
таковым, однако может вновь стать
сознательным при известных, легко
достижимых условиях. Каким оно было в
промежуточный период, мы не знаем; можно
сказать, что оно было скрытым (латент),
подразумевая под этим то, что оно в любой
момент спо­собно было стать сознательным.
Бели мы скажем, что оно было бессознатель­ным,
мы также дадим правильное описание. Это
бессознательное в таком слу­чае
совпадает со скрыто или потенциально
сознательным.

Состояние,
в котором они находились до осознания,
мы называем вы­теснением, а сила,
приведшая к вытеснению и поддерживавшая
его, ощущает­ся нами во время нашей
психоаналитической работы как
сопротивление.

Таким
образом, уровень бессознательного,
выражающий переход его в сознательное
и наоборот выражает осознание человеком
ранее неосозна­ваемой мысли. Однако
и осознаваемая в настоящем мысль
переходит в сфе­ру бессознательного.

12.4. Структура сознания согласно А. Н. Леонтьеву

Опорные слова к вопросу №12 — здесь

Одно из первых представлений о структуре сознания принадлежит Зигмунду Фрейду, согласно которому сознание имеет иерархическую структуру и включает в себя подсознание, сознание, сверхсознание. Подсознание и сверхсознание образуют состав бессознательного.

Выделение З.Фрейдом бессознательного, создание им метода психоанализа представляют собой пример одной из практик работы с сознанием. Есть предположение, что подобное структурирование сознания исчерпало свой объяснительный потенциал.

Продолжая изучать структуру индивидуального сознания, Алексей Николаевич Леонтьев выделил три его составляющих: чувственная ткань сознания, значение и личностный смысл.

Чувственная ткань сознания, по словам А.Н. Леонтьева, «образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающий в памяти. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивости и т.д…. Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Что, иначе говоря, именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания — как объективное „поле» и объект его деятельности». Чувственная ткань — переживание «чувства реальности».

Значение — это содержание, связываемое с тем или иным выражением (слова, предложения, знака и т. п.) некоторого языка.

Иначе говоря, это содержание слов, схем, карт, чертежей и т.п., которое понятно всем людям, говорящим на одном языке, принадлежащим к одной культуре или близким культурам, прошедшим сходный исторический путь.

В значениях обобщается, кристаллизуется и, тем самым, сохраняется для последующих поколений опыт человечества. Постигая мир значений, человек познает этот опыт, приобщается к нему и может внести в нее свой вклад. Значения, писал А.Н. Леонтьев, «преломляют мир в сознании человека… в значениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытой совокупной общественной практикой».

Универсальным языком значений является язык искусства — музыки, танца, живописи, театра, язык архитектуры.

Личностный смысл отражает субъективную значимость тех или иных событий, явлений действительности к интересам, потребностям, мотивам человека. Он создает пристрастность человеческого сознания.

Преломляясь в сфере индивидуального сознания, значение приобретает особый, только ему присущий (личностный) смысл.

Например, все дети хотели бы получать пятерки. Отметка «пять» имеет общее для них всех значение, закрепленное социальным нормативом. Однако для одного эта пятерка — показатель его знаний, способностей, для другого — символ того, что он лучше других, для третьего — способ добиться обещанного подарка от родителей и т.п. То содержание значения, которое оно приобретает лично для каждого человека, называется личностным смыслом.

Многие проблемы, связанные с воплощением своих мыслей в словах как раз и связаны с различием между личностным смыслом и значением. Недаром воскликнул поэт: «О, если б без слова, сказать душой было можно!».

Несовпадение личностных смыслов создает трудности понимания. Случаи непонимания людьми друг друга, возникающие из-за того, что одно и то же событие, явление имеет для них разный личностный смысл, получило название «смыслового барьера».

Термин «смысловой барьер» ввела психолог Л.С. Славина. Изучая младших школьников, она искала причины того, почему некоторые дети совершенно невосприимчивы к воздействиям со стороны педагога. Выяснилось, что во многом это связано с тем, что предъявляемое к ребенку требование имеет для него совершенно другой личностный смысл, чем для учителя.

Например, учитель задает ребенку вопрос, пытаясь понять, что он знает или даже «вытянуть» его на лучшую отметку, а ученик считает, что тот к нему придирается. Учитель ставит отметку, которая кажется ему правильной, а ученик полагает, что к нему несправедливы, и отметка занижена. Конечно, смысловой барьер может возникать не только между учителем и учеником, но и между ребенком и родителями, между взрослыми людьми. Важно то, что при достаточно частом повторении такого взаимонепонимания, смысловой барьер может расширяться, захватывать все новые и новые области взаимоотношений, и тогда любые воздействия, идущие, например, от педагога перестают восприниматься. Возникает то, что в житейской психологии, грубо, но точно описывается словами, «как от стенки горох».

Все эти компоненты вместе и создают ту сложную и удивительную реальность, которая и есть человеческое сознание.

 

Дополнение. Уровни сознания в схемах

Дополнение. Уровни сознания в схемах

В этом разделе книги представлены схемы, рассматривающие разные темы, с подробными объяснениями к ним

 философия

 пища

 знание

 взаимоотношения

 любовь

 главенство чувств











Когда живое существо забывает о своих взаимоотношениях с Верховной Личностью Бога и, приходя в соприкосновение с материальной природой, начинает обусловленное существование, оно само определяет свое положение в этом мире, отдавая предпочтение тому или иному сочетанию материальных гун.

Живые существа в материальном мире суть Мои вечные отделенные частицы. Оказавшись в обусловленном состоянии, они вынуждены вести суровую борьбу с шестью чувствами, к числу которых относится ум.

Бхагавад-гита, 15.7

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Развитие сознания (цветовая схема). Интегральные отношения

Ключевым фактором для создания хороших отношений можно назвать сходный уровень сознания у обоих партнёров. В этом разделе мы поговорим о том, что такое сознание и как оно проявляется у человека на разных стадиях развития. Каждой стадии соответствует определённый цвет.

Обладать сознанием – означает «знать, осознавать, ощущать, чувствовать или переживать определённые явления»[152]. В отношении людей эти явления включают в себя физические объекты, которые можно видеть или измерить (такие как физическое тело, проявленный мир, а также невидимые силы, подобные электромагнитным волнам). КРОМЕ ТОГО, существуют объекты сознания, не обладающие физической природой (такие как мысли, верования, чувства, намерения, мечты, понятия, теории и т. д.). Другими словами, то, что находится снаружи (объективность), и то, что находится внутри (субъективность). В той мере, в какой мы обладаем сознанием, мы знаем и/или переживаем эти явления; мы не можем ощущать их, если не обладаем сознанием[153].

Выражаясь проще, можно сказать так:

«Мир состоит из явлений, а также сознания, которое переживает эти явления» [154].

Это означает, что сознание само по себе не есть явление (объект), а также необязательно обладает пространственными характеристиками; оно просто ЕСТЬ[155].

Погрузитесь на мгновение в себя и задайте вопрос: «Кто сознаёт явления?» Вы можете ответить: «Я, наблюдатель, моё Эго (иначе говоря, некий принцип, создающий личность или ложное ощущение отдельной самости)[156], моя сознательная личность» или что-нибудь подобное. Тот факт, что мы можем ощущать «я» или «свою личность», которая сознаёт саму себя в физическом теле, по сути, если задуматься, является почти чудом и всё ещё ставит в тупик философов и учёных. Они называют это «трудной проблемой сознания», поскольку сложно (а может, и невозможно) объяснить, почему всё обстоит именно так[157]. Эта сознающая личность, которая переживает – и в определённом смысле создаёт[158] – свою собственную уникальную историю мира, выборочно распределяя внимание, оценивая, сортируя, называя, сравнивая, выделяя, храня информацию и запоминая её, постоянно движется, проходя через разные этапы.


Это движение иногда называют взрослением, саморазвитием, становлением личности или личностным ростом. Мы будем называть его развитием сознания.

Женщины порой интуитивно думают: «Я хочу быть с мужчиной, который знает, кто он такой», или: «Я хочу быть с мужчиной, который поработал над собой», или: «Я хочу быть рядом с сознательным, любящим, действующим интуитивно, творческим, духовно развитым, сострадательным, мудрым, зрелым, эмоционально открытым и понимающим мужчиной…»

Отметьте, что все эти слова указывают на сознание, а не на явления. Она, по сути дела, говорит: «Я хочу быть с мужчиной, который воспринимает меня, самого себя, мир и Бога/Дух с того же уровня развития сознания, на котором нахожусь я». Но обыкновенно она не знает о том, что существует множество уровней развития и к чему это ведёт.

На сегодняшний день социологи практически не подвергают сомнению тот факт, что в процессе эволюции люди становились более сознательными и что когнитивное развитие детей начинается с зачатия и заканчивается в юности[159]. Тем не менее о том, что взрослые находятся на разных уровнях развития сознания и имеют безграничный потенциал для будущего роста, не столь хорошо известно и иногда яростно отрицается, в особенности женщинами и постмодернистами. Критики имеют склонность игнорировать большое количество тщательно проведённых исследований, которые подтверждают идею о наличии иерархий роста в развитии взрослых людей[160].

За отказом помещать людей в иерархическую систему, базирующуюся на уровне продвинутости, сознательности или развития, стоит вполне обоснованное опасение, что те, кто находится – или ставит себя – на более высоком уровне развития, будут подчинять себе, унижать, игнорировать, эксплуатировать и подавлять людей или группы, которые предположительно находятся на более низких уровнях (такие, как первобытные люди, бедные, менее образованные, «цветные», женщины, дети, и др.).

Ошибкой людей, настроенных критически по отношению к иерархиям развития, является смешение иерархий доминирования, которые злоупотребляют властью и превосходством с естественными иерархиями роста[161] и возрастающей целостности и сложности (которые способствуют обретению умения видеть разные точки зрения, сотрудничеству, заботе, любви, ответственности, раскрытию творческих способностей и состраданию). Поэтому, когда мы говорим о стадиях роста и развития в рамках любой из линий, важно понимать различие между двумя типами иерархий, чтобы не оскорблять тех, кто чувствителен к данному вопросу (к примеру, женщин), и не злоупотреблять своими знаниями[162].

Рост сознания взрослых людей происходит тремя различными способами: 1) почти незаметно протекает в течение длительных периодов времени; 2) происходит благодаря постоянной практике медитации или созерцательной молитвенной практике (обычно два уровня проходят за четыре года) или 3) когда верования, способности или взгляды, соответствующие определённой стадии, не могут более дать адекватных ответов на вопросы, вызовы и требования жизни. Последнее часто случается у мужчин, которые хотят завоевать женщину, находятся в сложных отношениях или же пережили болезненное расставание/развод. На каждом последующем уровне возможно более эффективное решение жизненных проблем, более глубокое понимание, широкий взгляд, а также большая способность к любви и состраданию, чем на предыдущем.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

3.3. Происхождение сознания. Философия в схемах и комментариях

3.3. Происхождение сознания

Одна из важнейших проблем философской антропологии – проблема происхождения сознания. Выявление природы сознания, решение вопроса о его связи с материальными явлениями – вопрос огромной важности не только в теоретическом, но и в практическом отношении; выяснение зависимости протекания психических процессов от объективных условий открывает возможности направленного изменения сознания людей.

Познание сознания сталкивается с рядом трудностей. Дело в том, что сознание нам непосредственно не дано. Образы, возникающие в мозге, внешне не наблюдаемы. Внешне можно наблюдать поведение человека, его эмоции, его речь; при исследовании мозга можно наблюдать происходящие в нем физиологические процессы. Но наблюдать, даже с помощью приборов, сознание невозможно. Образы в сознании не обладают теми материальными свойствами, которые есть у отражаемых этими образами объектов (так, огонь жжет, образ огня в сознании этим свойством не обладает). Поэтому получается, что когда изучается физиологическая деятельность мозга, поведение человека, эмоции, речь, то изучается непосредственно не само сознание, а его материальное основание и его материализация в деятельности человека. В этом случае о сознании можно судить косвенно, опосредованно.

Особым способом изучения сознания является самонаблюдение (интроспекция) за собственной духовной жизнью. При этом, правда, есть специфическое затруднение. Так, например, если мы начнем анализировать свои эмоции или мысли, то они в ходе этого анализа начинают исчезать (мысль о мысли вытесняет саму мысль).

Однако при всех трудностях в понимании сознания для дальнейшего разговора о нем и его происхождении нужно попытаться дать хотя бы неразвитое, рабочее определение сознания. В диалектико-материалистической философии развивается определение сознания, включающее указание на две его основные функции: отражающую и управляющую. Конкретизируя этот подход, можно предложить следующее определение: сознание – это способность человека отображать материальные объекты в идеальных образах и целенаправленно регулировать свои взаимоотношения с этими объектами. Здесь нужно оговорить, что такое определение сознания несколько сужает его содержание, поскольку сознание оперирует не только образами материальных объектов, но и создает различные образы, прямо не связанные с отражением материальных объектов. Однако дело в том, что исходные образы сознания – это именно образы материальных объектов.

Сознание – свойство высокоорганизованной материи. Будучи специфическим свойством высокоорганизованной материи, оно имеет в материи свои объективные основания.

При объяснении происхождения сознания человека некоторые философы прошлого (впрочем, такие имеются и сегодня) предполагали, что сознание как бы «разлито» по всей природе, что вся материя «одушевлена» (эта точка зрения называется «гилозоизм»). Между сознанием, присущим всем природным объектам, и сознанием человека имеется лишь количественное различие. Гилозоистическая концепция ошибочна в целом, но в ней есть рациональный момент – о предпосылках нашего сознания в природе.

В. И. Ленин выдвинул идею об отражении как всеобщем свойстве материи. «Логично предположить, – писал Ленин, – что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения»[8]. В ходе развития диалектико-материалистической философии и науки идея об отражении как всеобщем свойстве материи получила свое обоснование и конкретизацию.

Отражение связано с взаимодействием объектов. Без взаимодействия не может быть отражения. Вместе с тем отражение не тождественно взаимодействию. Специфика отражения раскрывается в следующих моментах.

• Способность материальных объектов воспринимать те или иные воздействия окружающей среды. Этот момент отражения можно назвать «отражение-воспринимание».

• Изменение объекта в результате воздействия на него других объектов. Специфика этого изменения зависит от характера внешнего воздействия и внутреннего содержания отражающего объекта. Назовем этот момент «отражение-изменение».

• Способность объекта сохранять в себе результаты воздействий. Структурные особенности воздействующего объекта воспроизводятся в содержании отражающего объекта. Так, благодаря индукции и резонансу в различных акустических и магнитных явлениях особенности структуры одних систем «передаются» и «запоминаются» другими. Назовем этот момент «отражение-след».

• Способность объектов определенным образом реагировать на внешние воздействия. Здесь нужно заметить, что реакция объекта зависит от его «истории», его «запомнившихся» прошлых взаимодействий со средой. Назовем этот момент «отражение-реакция».

Отражение – это способность материальных объектов воспринимать определенные воздействия окружающей среды, изменяться под влиянием этих воздействий, сохранять в своей структуре особенности воздействующих объектов и проявлять свое внутреннее содержание в ответной реакции.

Первоначальной формой отражения в живой природе является раздражимость – способность живого организма к простейшим специфическим избирательным реакциям в ответ на действия специфических физико-химических раздражителей.

По мере развития живых организмов происходит специализация клеток и тканей; формируется нервная ткань, концентрирующая в себе способность воспринимать воздействия внешней среды, и мышечная ткань, концентрирующая в себе способность к двигательным реакциям. На базе нервной ткани появляется чувствительность – способность отображать среду в ощущениях, чувственных образах.

Дальнейшее усложнение отражения у животных связано с тем, что живой организм ориентируется в среде, реагируя не только на те воздействия, которые прямо включены в обмен веществ, но и такие, которые предупреждают о возможности появления первых (являются их сигналами).

Высшая форма отражения – сознание человека. Мозг человека отражает среду в идеальных образах, управляет поведением человека. Мозг, как и человек в целом, сформировался в ходе биологической и социальной эволюции. Эта эволюция – путь от существа, приспосабливающегося к условиям среды, до обладающего сознанием человека, преобразующего среду (и себя) в соответствии со своими потребностями. Этот переход явился качественным скачком в развитии отражения.

Материальной базой сознания является мозг. Эволюция мозга шла, во-первых, под влиянием природных, биологических условий. Но одними природными условиями нельзя объяснить ни эволюцию мозга, ни становление сознания. Решающее значение для возникновения сознания имела общественная среда, развитие человеческой формы жизни. Социальными факторами формирования сознания были трудовая деятельность, общение, обмен информацией (язык).

Труд как целесообразная деятельность по изготовлению и использованию орудий труда сыграл определяющую роль в развитии умственных способностей человека.

Сознание – общественное явление по своему происхождению, по содержанию и по функциям, которые оно выполняет. Сознание не только исторически складывалось под определяющим влиянием труда, общения и языка – они играют определяющую роль в формировании каждого индивидуального сознания всегда, в любую историческую эпоху.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Формула сознания — ГЛУБИННАЯ СИСТЕМА РАЗВИТИЯ

Что же скрывается за формулировкой тренинг «Формула сознания»?

«Формула Сознания» (далее ФС), это результат 15-летнего пути исследователя по сознанию и подсознанию, поиска истин, причин и предпричин для чего мы приходит в эту жизнь и как можно на нашем мире сохранив своё истинное «Я», остаться Человеком с большой буквы и реализовать Свои Мечты и Желания.

Слово Свои выделено не спроста. Ни для кого ни секрет, что мы все «родом из детства» и большая часть наших установок в «Здесь и Сейчас» родительские, следствие взаимодействий с миром, процессами, людьми и т.д. которые перешли на уровень неосознаваемых реакций-рефлексий и практически не заметны, но мешают нам эффективно продвигаться по жизни, потому что это «не наше».

Осознание и понимание этих так называемых установок-фильтров, их распознание и отделение от них.

Определение своих истинных свойств и нарабатывание навыка смотреть на мир и на себя с новой точки зрения.

Это только часть того, что мы вместе с вами пройдём, поймём и осознанием и научимся применять.

Формула сознания:

  • Устройство свойств нашего сознания — как мы видим мир, как мы входим с ним в контакт.
  • Описывает Стратегию жизни человека. Становится понятна мотивация явная и скрытая. Становятся понятны сложности устройства собственной психики.
  • Хорошо даёт понять в первую и самую важную очередь — собственные потребности и мотивации.

Понимание и использование на уровне знаний даёт:

  • Понимание себя, своих реакций, как следствие приобретение уверенности в себе, поднятие самооценки.
  • В семье — понимание своей половинки, своего ребёнка, своих родителей, снижение бытовых и любых при взаимодействии друг с другом конфликтов.
  • В профессиональной деятельности — как правильно общаться, помогает продвижению по карьере, как следствие динамичное повышение уровня заработной платы, а также понимание своих сильных профессиональных сторон.
  • Улучшает взаимоотношения разного уровня сложности, так как вы понимаете себя, понимаете человека.
  • Корректный и профессионально эффективный выбор должности, профессии, смены области деятельности.
  • Понимание ФС своих родителей — помогает понять какие установки у вас в голове ваши, а какие родительские (не ваши).

План мероприятия:

  •  Теоретическая вводная часть:
    • Определение, изучение работы ФС по трём этапам.
    • Определение свойств и фигур ФС, реакции каждого свойства.
    • Порядок расстановки фигур ФС.
    • Нюансы определения ФС.
    • Схема определения у человека ФС, описание фигур, примеры по разным категориям, общие правила.
    • Ступеньки работы с ФС.
  • Практическая часть:
    • Практическое определение составляющих фигур ФС на реальном человеке.
    • Работа с текстами, в режиме онлайн друг с другом, наработка бесценного навыка видит, то что было скрыто.
    • Приходите, будет интересно!!!

Поток сознания — Примеры и определение

Определение потока сознания

В литературе поток сознания — это метод повествования, который описывает события, происходящие в потоке мыслей в сознании персонажей.

Этот термин был первоначально введен психологом Уильямом Джеймсом в его исследовании The Principles of Psychology . Он пишет:

«… это ничего не связано; он течет. «Река» или «ручей» — это метафоры, с помощью которых они описываются наиболее естественно.Говоря об этом в дальнейшем, давайте назовем это потоком мысли, сознания или субъективной жизни ».

Другой подходящий термин для этого устройства — «внутренний монолог», где отдельные мыслительные процессы персонажа, связанные с его или ее действиями, изображаются в форме монолога, обращенного к самому персонажу. Таким образом, он отличается от «драматического монолога» или «монолога», где говорящий обращается к аудитории или к третьему лицу.

Примеры потока сознания в литературе

Стиль письма потока сознания отмечен внезапным подъемом мыслей и отсутствием пунктуации.Использование этого стиля повествования обычно ассоциируется с современными романистами и новеллистами 20-го века. Давайте проанализируем несколько примеров повествовательной техники потока сознания в литературе:

Пример # 1: Улисс (Джеймс Джойс)

Джеймс Джойс успешно использует повествовательный режим в своем романе Улисс , который описывает день в жизни еврея средних лет, мистера Леопольда Брума, живущего в Дублине, Ирландия. Прочтите следующий отрывок:

«Он молодой Леопольд, как в ретроспективе, зеркало в зеркале (эй, престо!), Он видит себя.Видна эта молодая фигура того времени, драгоценная мужественная, идущая сладким утром из старого дома в Кламбрассиле в среднюю школу, его сумка с книгами на нем как патронташ, а в ней хороший кусок пшеничного хлеба, мысль матери.

Эти строки раскрывают мысли Блума, как он думает о младшем Блум. Саморефлексия достигается потоком мыслей, возвращающим его в прошлое.

Пример № 2: Миссис Дэллоуэй (Вирджиния Вульф)

Еще одним писателем ХХ века, следовавшим повествовательному методу Джеймса Джойса, была Вирджиния Вульф.Давайте прочитаем отрывок из ее романа Миссис Дэллоуэй :

«Что за жаворонок! Какой решительный шаг! Ибо так мне всегда казалось, когда с легким скрипом петель, который я слышу сейчас, я распахивал французские окна и бросался на Буртона на воздух. Каким свежим, спокойным, спокойным, конечно, был воздух ранним утром; как взмах волны; поцелуй волны; холодный и резкий, но все же (для девушки восемнадцати лет, как я тогда) торжественный, чувствуя, как и я, стоя у открытого окна, что вот-вот произойдет что-то ужасное… »

Высказывая свои внутренние чувства, госпожа .Вульф дает персонажам свободу путешествовать вперед и назад во времени. Миссис Дэллоуэй пошла купить цветок для себя, и по пути ее мысли проходят через прошлое и настоящее, давая нам представление о сложной природе ее характера.

Пример № 3: Британский музей падает (Дэвид Лодж)

Мы замечаем использование этой техники в романе Дэвида Лоджа «Британский музей падает ». Это комический роман, имитирующий повествовательные техники потока сознания таких писателей, как Генри Джеймс, Джеймс Джойс и Вирджиния Вульф.Ниже приводится отрывок из главы 3 романа:

«Это было частью метемпсихоза, — подумал он, — как его скромная жизнь превратилась в формы, подготовленные литературой. Или это, подумал он, ковыряя в носу, результат внимательного изучения структуры предложений английских романистов? Человек смирился с тем, что больше не владеет личным языком, но с тоской цеплялся за иллюзию личной собственности событий. Казалось, что это находка и бесплодная иллюзия, потому что здесь неизбежно появлялся лимузин с его Очень Важным Персонажом, или Персонажами, смутно видимыми внутри.Полицейский отсалютовал, и толпа двинулась вперед, бормоча «Филипп», «Тони», «Маргарет», «принц Эндрю» ».

Мы видим имитацию типичной структуры повествовательной техники потока сознания Вирджинии Вульф. Мы замечаем интеграцию внешней и внутренней реальности в отрывке, который так типичен для Вирджинии Вульф, особенно введение в середине сообщаемых статей «он думал» и «он задавался вопросом».

Функция потока сознания

Поток сознания — это стиль письма, разработанный группой писателей на th

.

Проект глобального сознания

Значимые корреляции в случайных данных

Когерентное сознание создает порядок в мире

Тонкие взаимодействия связывают нас друг с другом и с Землей

Когда человеческое сознание становится связным, поведение случайных систем может измениться. Генераторы случайных чисел (ГСЧ), основанные на квантовом туннелировании, производят совершенно непредсказуемые последовательности нулей и единиц. Но когда большое событие синхронизирует чувства миллионов людей, наша сеть ГСЧ становится тонко структурированной.Мы рассчитываем один шанс из триллиона того, что это случайность. Свидетельства указывают на возникающую ноосферу или объединяющее поле сознания, описанное мудрецами всех культур.

Global Consciousness Project — это международное междисциплинарное сотрудничество ученых и инженеров. Мы непрерывно собираем данные из глобальной сети физических генераторов случайных чисел, расположенных на 70 хост-сайтах по всему миру в любой момент времени. Данные передаются в центральный архив, который теперь содержит случайные данные за более чем 15 лет в параллельных последовательностях синхронизированных 200-битных испытаний, генерируемых каждую секунду.

Наша цель — изучить тонкие корреляции, которые могут отражать присутствие и активность сознания в мире. Мы предполагаем, что в том, что должно быть случайными данными, будет структура, связанная с крупными глобальными событиями, которые затрагивают наши умы и сердца.

Тонкие, но реальные эффекты сознания важны с научной точки зрения, но их реальная сила более очевидна. Они побуждают нас вносить существенные здоровые изменения в великие системы, господствующие в нашем мире.Масштабное групповое сознание оказывает влияние на физический мир. Зная это, мы можем намеренно стремиться к более светлому и осознанному будущему.

Исследуйте веб-сайт с помощью главного меню, которое представляет собой компактную карту сайта. В разделе «О программе» вы найдете основную информацию. Раздел «Данные» обеспечивает доступ к результатам, включая очень важную прибыль. Ссылки для обсуждения объясняют, как делается наука. Для философских и интерпретационных взглядов загляните в меню «Перспективы».Проверьте раздел Сообщество, чтобы узнать о способах взаимодействия.

Проект «Глобальное сознание», первоначально созданный в Принстонской лаборатории исследования инженерных аномалий в Принстонском университете, возглавляет Роджер Нельсон из его домашнего офиса в Принстоне. Институт Ноэтических наук обеспечивает логистическую базу для GCP.

.

Логическая оценка сознания: для включения сознания в машинную архитектуру

Что такое искусственный интеллект?

What is Artificial Intelligence?
CSE 3401: Введение в искусственный интеллект и логическое программирование. Необходимые материалы для чтения: Russell & Norvig, главы 1 и 2.Слайды лекций адаптированы из слайдов Фахима Вакха. 1 Что такое ИИ? Что такое

Дополнительная информация

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

AN INTRODUCTION TO PSYCHOLOGY
Введение в МОДУЛЬ — I 1 ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ Как человеческие существа, наше любопытство побуждает нас узнать причины различных событий, происходящих вокруг нас. Каждый раз, когда мы встречаемся или видим кого-то

Дополнительная информация

Курсы III ступени COMPSCI 314

Stage III courses COMPSCI 314
Курсы этапа III Чтобы получить специализацию в области компьютерных наук, вы должны пройти четыре курса COMPSCI этапа III, а также еще один курс этапа III, выбранный из расписания бакалавриата.Это может быть еще один курс COMPSCI ступени III.

Дополнительная информация

Магистр информационных технологий

Masters in Information Technology
Компьютер — Информационные технологии MSc & MPhil — 2015/6 — июль 2015 Магистр информационных технологий Требования программы преподаваемого элемента и диплом PG в области информационных технологий: 120 кредитов: IS5101

Дополнительная информация

Декартовский дуализм разума и тела

Mind & Body Cartesian Dualism
Блатнер / Философия разума / Разум и тело / Картезианский дуализм 1 Разум и тело Картезианский дуализм Большое философское различие между разумом и телом можно проследить до греков Рене Декарта (1596-1650),

Дополнительная информация

Сложные адаптивные системы

Complex Adaptive Systems
Комплексные адаптивные системы Серена Чан ESD.83 Научно-исследовательский семинар по инженерным системам 31 октября 2001 г. / 6 ноября 2001 г. 1 Введение Теория сложности — относительно новая область, начавшаяся в середине 1980-х годов

Дополнительная информация

Нейронные сети в интеллектуальном анализе данных

Neural Networks in Data Mining
IOSR Journal of Engineering (IOSRJEN) ISSN (e): 2250-3021, ISSN (p): 2278-8719 Vol. 04, выпуск 03 (март 2014 г.), V6 PP 01-06 www.iosrjen.org Нейронные сети в интеллектуальном анализе данных Рипандип Сингх Гилл, департамент Ашима

Дополнительная информация

Глава 11.Управление знаниями

Chapter 11. Managing Knowledge
Глава 11 Управление знаниями ВИДЕОКЕЙСЫ Видео-кейс 1: Как компания IBM Watson стала чемпионом по опасностям. Видео-кейс 2: Тур: Alfresco: система управления документами с открытым исходным кодом Видео-кейс 3: L’Oréal: Knowledge

Дополнительная информация

Курс BAA: Психология 12

BAA Course: Psychology 12
Курс BAA: Психология 12 Название округа: Номер округа Cowichan Valley: 79 Разработано: Sian Peterson, Sue Emblem, Leslie Jo Stubbe и Mike Moroz Дата создания: сентябрь 2004 г. Имена школ: Директор

Дополнительная информация

Мэн, бакалавр прикладных компьютерных наук

MEng, BSc Applied Computer Science
Школа вычислительной техники ФАКУЛЬТЕТ ИНЖЕНЕРИИ Мэн, бакалавр прикладных компьютерных наук Год 1 COMP1212 Компьютерный процессор Эффективное программирование зависит не только от понимания того, как давать машине инструкции

Дополнительная информация

CSE841 Искусственный интеллект

CSE841 Artificial Intelligence
CSE841 Департамент искусственного интеллекта.of Computer Science and Eng., Университет штата Мичиган, осень, 2014 г. Веб-сайт курса: http://www.cse.msu.edu/~cse841/ Описание: Обзорный курс для выпускников по искусственному интеллекту.

Дополнительная информация

Название курса Социальная психология

Course Name Social Psychology
NPTEL Online — ИИТ Канпур Название курса Социальная психология Департамент гуманитарных и социальных наук ИИТ Канпур Инструктор доктор Кумар Рави Прия файл: /// c / Documents% 20and% 20Settings / iitkrana1 / Desktop / Social% 20Psychology / lecture1 / main.html [01.05.2014

Дополнительная информация

CPO Science и NGSS

CPO Science and the NGSS
CPO Science и NGSS Неслучайно все ожидаемые результаты в Стандартах науки следующего поколения (NGSS) основаны на действиях. NGSS отстаивает идею о том, что научный контент не может

Дополнительная информация

Множественный интеллект

Multiple Intelligence
Множественный интеллект LuPe / LJ 2013 Вначале не было слов, раньше было великое молчание J.C. van Schagen LuPe / LJ 2013 Talent or Intelligence GHANDI MARTHA GRAHAM PICASSO EINSTEIN FREUD Несколько

Дополнительная информация

Учебное пособие по Оками: Глава 3 1

Okami Study Guide: Chapter 3 1
Учебное пособие по Оками: Глава 3 1 Обзор главы 1. Наследственность — это склонность потомства во многом походить на своих родителей. Гены — единицы наследственности. Они представляют собой функциональные цепи ДНК, сгруппированные

.

Дополнительная информация

IAI: Экспертные системы

IAI : Expert Systems
IAI: Экспертные системы Джон А.Буллинария, 2005 1. Что такое экспертная система? 2. Архитектура экспертных систем 3. Приобретение знаний 4. Представление знаний 5. Механизм вывода 6. Алгоритм ретрансляции

Дополнительная информация

Что такое бакалавриат?

What is Undergraduate Education?
Образование как степени и сертификаты Что такое бакалавриат? К. П. Моханан Для многих людей образование означает посещение учебных заведений и получение сертификатов или ученых степеней.Это

Дополнительная информация

СОЗДАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

CREATING LEARNING OUTCOMES
СОЗДАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ Каковы результаты обучения студентов? Результаты обучения — это заявления о знаниях, навыках и способностях, которыми должны обладать отдельные учащиеся и которые они могут продемонстрировать по завершении

Дополнительная информация

3) Презентационный трек — Практика

3) Presentation Track - Practice
Исследования лидерства в исторически чернокожем колледже гуманитарных наук: пересечение теории лидерства, истории и афроамериканского культурного опыта 1) Информация для докладчика Белинда Джонсон Уайт,

Дополнительная информация

Самоулучшающиеся цепочки поставок

Self-Improving Supply Chains
Самовосстанавливающиеся цепочки поставок Сайрус Хадави Ph.D. Adexa, Inc. Все права защищены 4 января 2016 г. Самосовершенствование цепочки поставок Представьте себе мир, в котором системы планирования цепочки поставок могут преобразоваться в систему

.

Дополнительная информация

Глава 1 Задание Часть 1

Chapter 1 Assignment Part 1
Глава 1 Задание Часть 1 Карьера в области психологии 1. Кто из следующих психологов всегда должен иметь медицинское образование? а. психолог б. психиатрический социальный работник c. психиатр d.

Дополнительная информация

.

Сознание успеха — Навыки успеха, позитивности и внутреннего мира

Мы рады, что вы здесь! Мы покажем вам, как:

  • Сделайте свою жизнь лучше и добейтесь успеха.
  • Начните использовать визуализацию, утверждения и закон притяжения.
  • Примите позитивное мышление и позитивный настрой.
  • Медитируйте, развивайте концентрацию и обретайте душевный покой.
  • И многое другое …

Обновите свою жизнь с помощью наших уникальных книг

В связи с текущей ситуацией в мире, цены 45% до дальнейшего уведомления!

Простые пошаговые инструкции, которые помогут улучшить концентрацию внимания, укрепить силу воли и самодисциплину, успокоить разум и помочь осуществить мечты.

Посетите наш книжный магазин, чтобы получить больше книг.

«Наполнение вашего ума мыслями об успехе приведет к успеху в вашей жизни». — Нажмите здесь, чтобы написать в Твиттере

«Когда вы репетируете успех в уме, вы испытываете успех в своей жизни». — Нажмите здесь, чтобы написать в Твиттере

«Мысленный фильм, который вы играете в своем уме, — это жизнь, которой вы будете жить завтра». — Нажмите здесь, чтобы написать в Твиттере

Remez Sasson

Привет, меня зовут Ремез Сассон, я автор и создатель программы Success Consciousness, которой я управляю с 2001 года.Присоединяйтесь ко мне в сказочном путешествии к счастливой, успешной и прекрасной жизни через мой веб-сайт, статьи и книги. Узнать больше

Материальный и духовный успех в пределах вашей досягаемости

Успех — это не только больше денег, продвижения по службе и социального статуса. Также больше счастья, гармоничных отношений и духовного роста.

Самосовершенствование, позитивный образ жизни, материальный успех и духовный успех — в пределах вашей досягаемости. Просмотрите этот веб-сайт, и вы найдете руководства, советы, упражнения и книги, которые помогут вам улучшить свою жизнь, выработать новые привычки и осуществить свои мечты.

Популярные статьи и цитаты

Вот несколько наших популярных статей и популярных цитат. Просмотрите веб-сайт, и вы найдете гораздо больше:

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *