Схема структура личности по фрейду: Структура личности по Фрейду — Студопедия

Структура личности по Фрейду — cистемно-векторная психология. — Ваш личный Консультант

Согласно теории Фрейда, процесс формирования личности начинается от рождения и проходит четыре стадии. Каждая из этих стадий связана с определённым участком тела – той или иной эрогенной зоной (рот, нос, ухо, глаз, анус, уретра, кожа, пупок). 

На базе этой идеи академиками В. Ганзеном и В. Толкачевым была разработана векторная психология. Это учение о восьми векторах в характере человека, получившее название «прикладная системно-векторный психоанализ», суть которой сводится к тому, что человек не сможет существовать в одиночку.

В системно-векторной психологии вектор представляет собой набор человеческих качеств, которые формируют его сис-тему ценностей, мораль, характер, особенности пове-дения. Все векторы являются врожденными и не меняются в течение жизни. В связи с этим, каждый из этих векторов задает особый сценарий жизни  человека, а изучив их, можно понять какой человек и как с ним вести себя. 

Существует 8 векторов, то есть 8 типов «направленности» человека. Вектор говорит о том, что именно человеку нравится, к какой самореализации его тянет инстинктивно, что доставляет ему удовольствие. Чтобы реализовать свой вектор в социуме, человек выполняет в нем определенную роль. Название вектора идентичен чувствительной зоне человека. Итак, начнем:

1. Мышечный вектор. 

Общая характеристика
а) цвет наибольшего комфорта – черный

б) геометрия наибольшего комфорта – прямоугольник, кирпич;

в) место в квартели – внутренняя часть квартели ПРОСТРАНСТВО, интроверт — даже двойной интроверт

г) тип мышления – практическое, непроизвольно-аутическое, наглядно-действенное.

Ключевая задача: монотонная физическая работа для поступательного движения к цели. Видовая роль: рядовой охотник или собиратель. Возможные недостатки: отсутствие мотивации на усовершенствование труда. 

Внешние признаки

  • Крупное телосложение. «Человек-гора».
  • Устойчивый (про такого говорят: «Крепко на земле стоит»).
  • Сильный. Тело с выраженным мышечным рельефом.
  • Широкая, толстая шея. 

Человек любит работать мышцами: спорт, который позволяет нарастить мышечную массу; физический труд, а именно носить тяжести, работать на поле, с тяжелой техникой — для них необходимы. Человек с мышечным вектором при отсутствии других векторов — это скромный человек с минимумом потребностей и стремлений. Поесть, крыша над головой, поработать, поспать — остальное: науки, искусства, предпринимательства — не для него. В сочетании с другими нижними векторами он усиливает их, как бы встраиваясь в их желания и свойства.

Принимать решения не умеет, но является хорошим исполнителем — является ведомым. Мышечные люди почти не способны действовать самостоятельно, будут делать так, как им укажут. Они не способны четко выразить собственное мнение, просто следуют за толпой. В их речи вместо «я» фигурирует «мы». Кем станет мышечный человек зависит от того, кто находится рядом с ним. 

Мышечник идеально адаптирует устойчивый неизменный деревенский ландшафт. Живет по принципу: как научат. Этот принцип работает в мышечности абсолютно во всем! Психология массы, толпы. 

Физический труд – вот к чему необходимо при-учить мышечного ребенка с ранних лет. Он должен помогать родителям, ему очень важно научиться получать наслаждение именно от труда. Нужно понимать, что именно через усилие мышц активируется мышление мышечного человека. Он получает радость, когда занят физическим трудом, который сам по себе направляет его в мирное русло. Однако, спорт категорически запрещен для таких детей, потому что они не любят соревноваться и побеждать, у них нет таких свойств и данных. Спорт лишь выведет их из состояния «мир» в состояние «война». 

Смерть — для мышечника это хорошо, все, что связано с жизнью для мышечника подозрительно, поэтому мышечник подозрительно относится к сексу. Мышечная женщина создает основу, фундамент, рождая новое потомство. Именно она рожает по-настоящему: покосила траву, пошла, родила под стогом сена и пошла дальше косить. Рожает по 10 детей, чтобы была бОльшая вероятность выживания. У мышечного мужчины противоречие — между жизнью и смертью, которое, впрочем, легко разрешается через монотонную традицию и обряд: все чтоб как у людей было, по-людски. Когда не по-людски все, тогда — подозрительность, так как ломается программа…. не по-людски, это секс до брака, секс по-страсти, разрушающий монотонность. Мышечный мужчина не ходят по чужим бабам. 

Нереализованный мышечный вектор — часто тянет в драки, к проявлению физической жестокости.

Реализованный мышечный вектор — физически сильные и выносливые люди, работники физического труда, боксеры, люди, выполняющие монотонную физическую работу. Среди людей с мышечным вектором часто бывают фанаты спортивных игр.

Мышечному ребенку как никакому другому очень хорошо в утробе матери. Он связан с ней через пуповину как одно целое — особые смыслы для мышечного вектора. Мышечный ребенок в утробе матери всем своим существом сопротивляется рождению. Новорожденный мышечный ребенок фиксирован на том, что в животе у мамы было хорошо, все базовые потребности удовлетворялись на месте и сразу, а жизнь после рождения — одно страдание, так как теперь все надо делать самому, самостоятельно. Это «переношенные» дети, т.к. они не хотят появляться на свет.

Мышечные дети очень покладистые, их не нужно особо воспитывать. Самое главное — не оставлять мышечного ребёнка болтаться без дела и следить за тем, с кем он общается, иначе велика вероятность, что он попадёт не в ту компанию.

Без него существование современной цивилизации было бы невозможно. Одним из самых больших и важных дел, которые осуществляет человек с мышечным вектором, является строительство.

Желаемое внутреннее состояние: ощущение себя частью массы людей.

Роль в обществе: часть «народа», работник, исполнитель. 

2. Кожный вектор.

Общая характеристика
  • цвет наибольшего комфорта – хаки
  • геометрия наибольшего комфорта – крест
  • место в квартели – внешняя часть квартели ПРОСТРАНСТВО, экстраверт
  • тип мышления – логическое, выстраивание причинно-следственных цепочек. 

Ключевая задача: отделение своего пространства от внешнего мира, сохранение и накопление ресурсов. Видовая роль: командир группы охотников. В мирное время: создатель и хранитель пищевых запасов. Возможные недостатки: излишний контроль за ситуацией, скупость. 

Внешние признаки

Рост невысокий. Идеальное, спортивное телосложение: стройный, гибкий, подтянутый. Губы у кожника тонкие, плотно сжатые — верхняя губа практически не видна.

Кожная женщина худощавая, поджарая, красивая, стремительная, ловкая, гибкая как кошка. Только кожная женщина грациозно удерживает пространство на шпильках – красиво и быстро передвигается на высоких каблуках. Кожная походка — быстрая, танцующая. У кожника — отличное чувство ритма.

Кожнику меньше других нужно думать о диетах, но он только и делает что меняет одну диету на другую. Набрав пару лишних килограмм, кожник начинает выдумывать себе все новые и новые ограничительные диеты. 

Кожник предпочитает строгий,  деловой на работе и спортивный вне работы стиль одежды. У мужчин обязательная часть гардероба — галстук, кожная женщина также часто использует эту деталь одежды в своем гардеробе. Любимая кожная прическа — волосы собранные в тугой конский хвост.

Кожный жест – указательный палец, которым можно указывать, грозить, назидать.

Кожа у кожника — нежная, чувствительная, идеальная, бархатная.
При определенном состоянии вектора именно кожники наносят на свое тело татуировки, делают себе пирсинг. 

Кожник очень ловкий и гибкий: всегда точно рассчитывает движения в пространстве: обогнул, обежал, никого не задел.

Помимо гибкого тела кожник обладает и гибкой психикой. Отличительная ее черта – возможность разворота на 180 градусов: сегодня я буду утверждать и доказывать одно, а уже назавтра с той же убежденностью – обратное; вопрос только в том, что мне более выгодно говорить в данный момент. Это позволяет им легко и быстро адаптироваться к любым изменяющимся условиям, будь это смена работы, переезд в другой город или даже в другую страну. А благодаря хорошему аналитическому уму быстро обрабатывают  информацию. Кожный тип людей всегда сумеет найти свою нишу в новой обстановке. Умеют оценить выгоду, стремятся повышать эффективность, умеют экономить время и деньги и получают сильное удовольствие от этого. Любимое их слово «нет». Впрочем, это не мешает им спустя время согласиться, придумав себе разумное оправдание. Кожники в основном скрытны, редко отвечают на вопросы, не выражают эмоций. 

Внутреннее чувство времени и простран-ства позволяет им успешно делать несколько дел сразу. Кожники нацелены на успех, в том числе на материальный. Карьера, состоя-тельность, соци-альный статус составляют систему ценностных ориентиров кожного человека. Только ему знакомы амбиции и желание быть лидером, т.к. он любит соревнования. Это может быть спорт, конкуренция в бизнесе или любви.

Логика, логическое мышление – также отличительная черта кожников. В их речи часто можно услышать фразы: «Это не логично! Где тут логика? Логично было бы предположить» и пр. 

Ребенок с кожным вектором очень активный, часто непослушный. Пойманный на какой-либо шалости, он будет хитрить и изворачиваться. Правильный подход к воспитанию позволит кожнику в будущем стать успешным бизнесменом или инженером.

Кожные дети, которых постоянно били и унижали в детстве, получают психологическую травму, адаптируясь к этой боли, и организм начинает выделять эндорфины для ее заглушения. Постепенно ребенок привыкает к такого рода эффекту, а потом становится зависимым от него, получая от этого специфическое удовольствие. Так возникает мазохизм. Если такой человек во взрослом состоянии не получает привычные эндорфины через физическую боль в сексуальной жизни, то появляется стремление испытывать боль через социальные фрустрации и неудачи. Так развивается жизненный сценарий на неудачу, человек превращается в вечного неудачника.

Желаемое внутреннее состояние: ощущение занятости, кожник вечно в движении, в развитии, в изменениях и новой информации.

Роль в обществе: добытчик, организатор, управленец «среднего звена», координатор, защитник. 

3. Обонятельный вектор. 

Общая характеристика
  • цвет наибольшего комфорта – фиолетовый
  • геометрия наибольшего комфорта – зигзаг
  • место в квартели – внутренняя часть квартели ЭНЕРГИИ, интроверт
  • тип мышления – интуитивное; стратегическое 
  • людей с обонятельным вектором менее 1%. 

Ключевая задача: выявление потенциальных опасностей прежде чем они станут реальными. Выжить во что бы то ни стало. Видовая роль: шаман, колдун, советник вождя, стратегический разведчик, серый кардинал. Возможные недостатки: излишняя подозрительность, недоверие к окружающим. 

Внешние признаки 

Внешне это ничем не примечательные, почти незаметные люди.

Препочитает серые цвета в одежде.
Лицо — недовольная гримаса, «лицо старой девы».
Взгляд внимательный, проницательный, колючий, нехороший, недобрый пронизывающий и пугающий — на бессознательном уровне всегда вызывает страх.
Скошенный подбородок.
Большой нос. 

Они меланхоличны: чем выше стресс, тем более спокойными они становятся. У него нет радости от жизни, нет ни одной приятной минуты, в тоже время нет и плохого настроения и депрессии, но есть отвращение к жизни и людям. В неразвитом состоянии они становятся интриганами. 

Интуитивный невербальный ум – это врожденная особенность человека с обонятельным вектором. Воспринимая информацию, он улавливает состояния и мысли людей. При этом ваши мысли и эмоции для обонятельника «воняют» хуже любой городской свалки! Весь мир для него – один гигантский источник «вони». Для обонятельника нет и не может быть приятных запахов: плохо пахнет абсолютно все, а хуже всего – люди со всеми их несовершенствами и изъянами. Неудивительно, что на лице у него застыла маска вечного отвращения. Отсюда и презрение к людям, и ощущение «вы все ниже меня», и нежелание устанавливать с людьми какие-либо контакты. 

Задача выжить во что бы то ни стало – внеочередная, самая главная. Поэтому нормы морали, культуры и даже нормы нравственности и этики никак не ограничивают ее. Человек с обонятельным вектором направляет все силы на сохранение исключительно жизни всей стаи в целом, всей общности. Он осторожен и недоверчив, не любит риск, как следствие, обладает высокой выживаемостью. Не любит ярко выраженные эмоции. Развитие обонятельника возможно только в стае, в обществе, т.к. стая необходима ему для собствен-ного выживания. В тоже время, присут-ствие обонятельника в группе крайне важно. Ранжирование в группе запускается именно обонянием, его запахом, одним его присутствием. Нет в стае обонятельника — нет ранжирования. Ранжирование это когда каждый занимается своим делом, хорошо выполняет свои врожденные функции, реализуется в соответствии со своим рангом. Без него стая обречена на вымирание. т.к. он точно чувствует, как нужно поступить, какой путь выбрать.

Обонятельники не лгут, для них просто не существует разделения на правду и ложь, они даже не могут отличить одно от другого. Конечно, в развитом состоянии человек с обонятельным вектором максимально адаптирован к общечеловеческим понятиям правды и лжи, зла и добра и пр. Но внутри такой человек не ощущает этого разделения. 

Обонятельный ребенок не желает общаться со сверстниками. И в школе, и во дворе – всюду его ненавидят сверстники, он чувствует от них угрозу, опасность и, естественно, не желает покидать дом, находя всевозможные причины для того, чтобы не выходить «в стаю». Родители, заботливо оберегающие ребенка с обонятельным вектором от «злых сверстников», причиняют ему непоправимый вред. Единственный и, главное, правильный способ воспитать и развить обонятельного ребенка – выталкивать его в детскую стаю, к другим детям: в школу, во двор и другие места, где бы будущий «советник вождя» мог научиться выполнять свою видовую роль. Он будет напрягать все свои способности, чтобы выжить в коллективе и таким образом получит достойное развитие.

Желаемое внутреннее состояние: ощущение подозрительности к окружающему.

Роль в обществе: разведчик, «серый» кардинал, интуист, который заранее почувствует опасность (и другие будущие тенденции) и тихо предупредит, кого следует. 

Структура личности по Фрейду

Структура личности по ФрейдуМожно с уверенностью утверждать, что у истоков современной психологии стоят взгляды выдающегося австрийского психоаналитика Зигмунда Фрейда. Его по праву называют “отцом” современной психологии. Центральным в раннем описании личности во взглядах З. Фрейда являлась концепция неосознаваемых психических процессов. Однако в начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три структуры: ид, эго и суперэго.

Ид. Слово “ид” происходит от латинского “оно” и, по Фрейду, означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид полностью функционирует в бессознательном и тесно связано с первичными потребностями (еда, сон, дефекация ), которые наполняют наше поведение энергией. Согласно Фрейду, ид — нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Ид сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Являясь самой старой исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни — немедленный выплеск психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными). Немедленная разрядка напряжения получила название принцип удовольствия. Ид следует из этого принципа, выражая себя в импульсивной, себялюбивой манере, не обращая внимания на последствия для других и вопреки самосохранению. Иначе говоря, ид можно сравнить со слепым королем, чья брутальная власть и авторитет заставляют подчиняться, но, чтобы реализовать власть, он вынужден опираться на своих подданных.

Фрейд описал два механизма, посредством которых ид избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы. В первом случае ид отвечает автоматически на сигналы возбуждения и, таким образом, сразу снимает напряжение, вызываемое раздражителем. Примеры подобных врожденных рефлекторных механизмов — кашель в ответ на раздражение верхних дыхательных путей и слезы, когда в глаз попадает соринка. Однако надо признать, что рефлекторные действия не всегда снижают уровень раздражения или напряжения. Так, ни одно рефлекторное движение не даст голодному ребенку достать пищу. Когда рефлекторное действие не может снизить напряжение, вступает в действие другая функция ид, называемая первичным процессом представления. Ид формирует психический образ объекта, первоначально связанного с удовлетворением основной потребности. В примере с голодным ребенком данный процесс может вызвать образ материнской груди или бутылочки молока. Другие примеры первичного процесса представления обнаруживаются в сновидениях, галлюцинациях или психозах.

Первичные процессы — нелогичная, иррациональная и фантазийная форма человеческих представлений, характеризующаяся неспособностью подавлять импульсы и различать реальное и нереальное, “себя” и “не-себя”. Сложность поведения в соответствии с первичным процессом заключается в том, что индивидуум не может проводить различия между актуальным объектом, способным удовлетворять потребность, и его образом. Например, между водой и миражом воды для человека, бредущего по пустыне. Поэтому, утверждал Фрейд, для младенца является невыполнимой задача научиться откладывать удовлетворение своих первичных потребностей. Способность к отсроченному удовлетворению впервые возникает, когда маленькие дети понимают, что, помимо их собственных нужд и желаний, есть еще и внешний мир. С появлением этого знания возникает вторая структура личности, эго.

Эго (от лат. “ego” — “Я”) — это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго получает свою структуру и функцию от ид, эволюционирует из него и заимствует часть энергии ид для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности. Таким образом, эго помогает обеспечить безопасность и самосохранение организма. Например, голодный человек в поисках еды должен различать образ пищи, возникающий в представлении, и образ пищи в реальности. То есть человек должен научиться доставать и потреблять пищу прежде, чем напряжение снизится. Эта цель заставляет человека учиться, думать, рассуждать, воспринимать, решать, запоминать и т.п. Соответственно эго использует когнитивные и перцептивные процессы в своем стремлении удовлетворять желания и потребности ид. В отличии от ид, природа которого выражается в поиске удовольствия, эго подчиняется принципу реальности, цель которого — сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом или будут найдены соответствующие условия во внешней среде.

Для того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе “социализации”; на языке структурной модели психоанализа — посредством формирования суперэго (от лат. “super” — “сверх” и “ego” — “Я”).

Суперэго последний компонент развивающейся личности. С точки зрения Фрейда, организм не рождается с суперэго. Скорее, дети должны обретать его, благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими “формирующими” фигурами. Будучи морально-этической силой, суперэгоявляется следствием продолжительной зависимости ребенка от родителей. Оно начинает проявляться, когда ребенок начинает различать “правильно” и “неправильно” (примерно в возрасте от 3 до 5 лет).

Фрейд разделил суперэго на две подсистемы: совесть и эго-идеал. Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она связана с такими поступками, которые родители называют “непослушным поведением” и за которые ребенок получает выговор. Совесть включает в себя способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины. Поощрительный аспект суперэго — это эго-идеал. Он формируется из того, что значимые люди одобряют или высоко ценят. И, если цель достигнута, вызывает чувство самоуважения и гордости.

Суперэго считается полностью сформированным, когда родительский контроль сменяется самоконтролем. Суперэго, пытаясь полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы со стороны ид, пытается направлять человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. То есть, оно пытается убедить эго в преимуществе идеалистических целей над реалистичными.

Структура личности по Фрейду

Что представляет собой личность человека? Ответы на этот вопрос не одно десятилетние искали многие ведущие психологи мира. В течение долгого времени все предположения и гипотезы о механизмах и природе развития личности сформировались в несколько основных теорий. Самые популярные среди них: аналитическая теория К. Г. Юнга, гуманистическая теория, авторами которой являются К. Роджерс и А. Маслоу, когнитивная теория личности Дж. Келли, деятельностная теория С. Л. Рубенштейна и ряда прочих исследователей, поведенческая и диспозитивная теории, и наконец, психодинамическая теория, известная как классический психоанализ, автором которого является австрийский психолог Зигмунд Фрейд. О последнем пункте в этом списке и наиболее ярком среди прочих примере исследования структуры личности мы и поговорим более подробно.

Зигмунд Фрейд – структура личности

До появления фрейдовской теории, изучение структуры личности сводилось к самому феномену сознания человека. Скрытые мотивы поведения и его особенности не рассматривались в глубинном разрезе. Фрейд же считал что психика это не только «сознательное». Она многомерна и состоит из нескольких уровней и компонентов, которые отражают не только осознанные, но и подсознательные процессы. Таким образом, психическая структура личности по Фрейду представляет собой три взаимосвязанных элемента – бессознательное, предсознание и сознание. Понятие предсознательных процессов сводится к тому, что они не всегда находятся в сознании, но иногда могут быть им вызваны.

В тот период, когда Фрейд активно развивал свою гипотезу, достаточно распространенным было применение в психологической практике метода гипноза. Однако, по мнению отца психоанализа введение человека в состояние гипноза делает невозможной попытку вывести бессознательный опыт в осознанное состояние. Именно поэтому психолог создал свои методы работы с пациентами. Ими стали знаменитая и сегодня интерпретация сновидений и метод свободных ассоциаций.

Таким образом, структура личности и ее психики по Фрейду имеет три составляющих: Оно, Эго и СуперЭго.

  1. «Оно». Примитивная материя, которая отвечает за врожденные процессы. Это бессознательное, в которое входят желания, удовольствия и либидо человека.
  2. «Эго» («Я»). Сознание, которое следует реальности. Вырабаывает механизмы, которые позволяют адаптироваться к окружающей среде.
  3. «СуперЭго» («Сверх Я»). Бессознательное, приобретенное до появления функции речи. В него входят нормы поведения, правила, запреты и различные табу, являющиеся продуктом влияния других людей.

Отдельное место в психологической структуре личности по Фрейду занимают стадии развития, которые прежде чем повзрослеть проходит ребенок.

  • оральная – характеризуется с получением удовольствия через ротовую полость. Любое ощущение дефицита этих удовольствий в детстве может во взрослой жизни привести к проявлению алкоголизма, курения или обжорства;
  • анальная – связана с контролем над испражнениями. Возможно возникновение специальной задержки вывода кала из организма ради получения удовольствия от последующего облегчения. В старшем возрасте это может иметь последствия в виде жадности или частых запоров;
  • генитальная – стадия, которая проявляется в личной половой идентификации. Особенностью здесь является то, что ребенок, осознавая свой пол, рассматривает родителя как потенциального полового партнера. С этим явлением связаны такие введенные Фрейдом понятия как комплекс Эдипа и комплекс Электры. То есть мальчики рассматривают мать как полового партнера и ревнуют к ней отца как соперника, а у девочек то же самое проявляется по отношению к отцам с ревностью к матери.

Согласно психоанализу Фрейда структура гармоничной личности подразумевает равное сочетание «Оно» и «СуперЭго». Любой перевес в одну из этих субстанций может привести к отклонениям в психических процессах и даже возникновению патологий.

Также не стоит забывать и о защитных механизмах, которые вырабатываются благодаря взаимодействию всех трех составляющих личности. Они позволяют человеку адаптироваться в окружающем мире и адекватно с ним взаимодействовать. Основные защитные механизмы человека следующие:

  • отрицание – подавление внутренних импульсов, исходящих от «СуперЭго»;
  • рационализация – возможность разумного оправдания поступков, которые противоречат внутренним нормам морали;
  • формирование реакций – неприятный мотив выражается в мотиве противоположного типа;
  • проекция – приписывание другим людям собственных недостатков;
  • замещение – частичное удовлетворение неприемлемого мотива способом, допустимым личными нормами морали и нравственности.

Структура личности по Фрейду имеет множество граней. Недаром психоанализ до сих пор является одним из ведущих направлений в психологии. Хотя многие десятилетия труды Фрейда не издавались и всячески подвергались критике, они дошли до наших дней, и служат прекрасным примером того, как развить в себе гармоничную личность, работая не только над своим сознанием, но и над неизведанными уголками подсознания.

 

Структура личности по 3.Фрейду

Структура личности по 3.Фрейду

До создания фрейдовской теории психология в качестве объекта исследования имела лишь феномен сознания, что не давало возможности постичь скрытые мотивы поведения и особенностей человека, а следовательно и более глубинное изучение структуры личности, Фрейд встал перед необходимостью исследования природы психического, в том числе и тех пластов психики, которые не вписывались в представление о «сознательном «. Исходя из этих задач и предпосылок исследования, Фрейд и пришел к заключению о том, что человеческая психика представляет собой некий сложный конгломерат, состоящий из различных уровней и компонентов, отражающих как сознательные, так и бессознательные процессы.

Фрейд, ставя перед собой задачу выявления содержательной стороны бессознательного, подвергает эту сферу аналитическому расчленению. Здесь Фрейд высказывает важную мысль о существовании двух форм бессознательного. Это вопервых, скрытое, «латентное » бессознательное, т.е. то, что ушло из сознания, но может в дальнейшем «всплыть » в сознании; вовторых, это вытесненное бессознательное, т.е. те психические образования, которые не могут стать сознательными потому, что им противодействует какаято мощная незримая сила.

Первый вид бессознательного в дальнейших работах Фрейд называет предсознательным (ПСЗ), а второй собственно бессознательным (БСЗ, или «Оно «, или «Id «). Вырабатывая психоаналитические представления о бессознательном, Фрейд подобно мыслителям прошлого ставит вопрос о том, каким образом человек может судить о том, что скрыто от его сознания. И если философы говорили о том, что невозможно определять то, что мы не осознаем, то Фрейд достаточно решительно кладет учение о бессознательном в основу своих теоретических постулатов о психической жизни человека. В отличие от умозрительных рассуждений философов он пользуется конкретным материалом, полученным из внимательных клинических наблюдений над пациентами, страдающими неврозом. Кроме констатации самого факта существования в психике человека бессознательных представлений, Фрейд старается вскрыть особенности механизма переключения психических актов из сферы бессознательного в сознание. И здесь он пытается идти от обратного путем переформулирования задачи исследования: «Каким образом сознательные процессы становятся бессознательными? «. Возможность осознания бессознательных механизмов осуществляется тогда, когда имеющееся предметное представление облекается в словесную форму. Отсюда и то важное значение, которое Фрейд придавал роли языка и законов лингвистики в раскрытии болезненной симптоматики пациента.

Выделенные Фрейдом психические уровни собственно бессознательного и предсознательного объединяются автором в одну систему в тех случаях, когда анализируются взаимоотношения бессознательного и сознания в структуре психики человека. Причем, начиная с ранних своих работ, Фрейд подчеркивает, что бессознательное он считает центральным компонентом, составляющим суть психики человека, а сознательное лишь определенной надстройкой, базирующейся и произрастающей из сферы бессознательного.

Структура личности в законченном виде представлена Фрейдом в работах «По ту сторону принципа удовольствия » (1920) ; «Массовая психология анализ человеческого «Я » (1921) ; «Я » и «Оно » (1923). Предлагаемая модель личности представляет собой взаимодействия трех уровней, находящихся между собой в определенных соотношениях. Это «Оно » (Id), т.е. глубинный уровень бессознательных влечений, своеобразный резервуар бессознательных иррациональных психических реакций и импульсов, биологических по своей природе. Это основа деятельности личности, та психическая инстанция, которая руководствуется своими собственными законами. «Оно » является единственным источником психической энергии и руководствуется только принципом удовольствия.

Но, понятно, что безоглядная тяга к наслаждению, удовлетворению эгоистических потребностей, не учитывающая реальных жизненных условий, привела бы человека к гибели. Поэтому в процессе эволюции у человека появляется «Я » (Ego) как сознательное начало, действующее с учетом принципа реальности и выполняющее функции посредника между иррациональными стремлениями и желаниями «Оно » и требованиями человеческого сообщества. «Я «, как сфера сознательного, соизмеряет требования бессознательного «Оно » с конкретной реальностью, целесообразностью и необходимостью. Наконец, «СверхЯ (SuperEgo) » это внутриличностная совесть, т.е. инстанция, олицетворяющая собой ценности и установки общества. «СверхЯ » воплощает в себе интернализованные индивидом «родительские образы «, моральные запреты и нормы, внушенные в детстве, образы первых учителей и значимых для ребенка взрослых. В определенном смысле это результат «дрессировки » индивида обществом. «СверхЯ » описывается как своего рода моральная цензура, которая призвана обуздать эгоцентрические бессознательные порывы, стремления и желания человека и подчинить их требованиям культурной и социальной реальности конкретного общества. В процессе эволюции «СверхЯ » стала неотъемлемой частью, внутренним элементом личности.

Для образного описания взаимоотношений между «Я » и «Оно » Фрейд прибегает к аналогии отношений между всадником и лошадью, подобно тому как ранее А.Шопенгауэр использовал эту же аналогию для раскрытия взаимоотношений между интеллектом и волей. Движется всадник только благодаря энергии лошади, но формально управляет ею именно он. Всадник должен сдерживать и направлять лошадь, иначе есть вероятность погибнуть. И все же есть отдельные моменты, когда лошадь не только дает энергию передвижения, но и сама определяет путь и направление (всадник заснул или тяжело болен). Положение «Я » существенно сложнее, чем положение лошади ( «Оно «). Вопервых, «Я » должно учитывать требования и условия реального окружающего мира, т.е. следовать принципу реальности. Вовторых, «Я » испытывает постоянное давление со стороны мощного «Оно «, и этот конфликт между требованиями внешнего мира ( «СверхЯ «) и потребностями глубинных уровней личности ( «Оно «) порождает у «Я » постоянную внутреннюю тревогу и беспокойство. Втретьих, «Я » подвергается отдельному нажиму «СверхЯ «, как моральному прессу, совести. И это, в свою очередь, вызывает у человека глубинное чувство вины. Эти конфликтные взаимоотношения уровней личности, по мнению Фрейда, являются по сути неразрешимыми, и именно в них лежит ключ ко всем психологическим и патологическим проблемам как личности, так и общества. По своему положению и функциям в психике человека «СверхЯ » призвано осуществлять сублимацию бессознательных влечений, т.е. переключение антикультурных порывов «Оно » в социально приемлемые виды деятельности «Я «. Согласно Фрейду, «СверхЯ » является «наследником Эдипова комплекса и, следовательно, выражением самых мощных движений «Оно » и самых важных судеб его «.

Жесткая моральная цензура «СверхЯ » мешает осознанию собственных глубинных мотивов и устремлений, осуществление которых несовместимо с требованиями общества и морали. Это проявляется далеко не только в сфере сексуального, но и в обыденных поведенческих актах. Почему, скажем, завистник далеко не всегда осознает истинные причины своей ненависти к объекту зависти? Потому, что им с раннего детства усвоено, что зависть чувство недостойное, неприличное, низменное. Если это осознать, то резко понизится своя самооценка, самоуважение. Существенно легче объяснить себе и окружающим собственные чувства действительными или мнимыми пороками и недостатками объекта зависти. Таким образом и отрицательные чувства сохранены и объяснены, и самоуважение не страдает. Этот итог конфликта обеспечивается действием открытых Фрейдом, так называемых, «защитных механизмов «.

Защитные психические механизмы

Что такое «защитные механизмы «? В связи с тем, что как уже описывалось, согласно 3.Фрейду, в человеческой психике происходит постоянный конфликт между уровнями личности, для смягчения вызываемой этим конфликтом чувства напряженности и вины человеческая психика выработала ряд защитных механизмов, призванных бессознательно подавлять или не допускать в сознание ту информацию, которая противоречит требованиям цензуры «СверхЯ » и может травмировать личность.

Прежде всего это вытеснение. Под этим понятием предполагается механизм подавления и последующего исключения, изгнания из сознания импульса, стимулирующего у индивида чувство напряжения, беспокойства и тревоги. Этот механизм отличается от сознательного подавления какого-то вида осознанного желания ( «находясь в обществе, я осознаю желание почесаться, но умышленно и осознанно его подавляю «). Механизм вытеснения имеет дело с неосознанными импульсами. Например, человеку необходимо принять какоето трудное, мучительное для него решение. Он долго собирается, готовится к этому решению, тщательно все обдумывает, не может решиться на конкретное действие. Все это наполняет его напряжением, беспокойством, тревогой. И вот «вдруг » он «забывает » об этом деле. Имеет место временное «третье » решение, причем речь идет не о сознательном уклонении от принятия решения. Это не лицемерие. За счет механизма вытеснения нежелательная информация, тревожащая и напрягающая человека, на время исчезает, освобождая его психику.

Следующий защитный механизм это образование противоположной реакции. Здесь имеется в виду изменение неприемлемой, непереносимой для сознания тенденции на противоположную. Примеров можно привести более чем достаточно. Скажем, подросток чувствует влечение к девочке, что в его среде, мнение которой для него в этот возрастной период слишком значимо, вызывает насмешки и воспринимается крайне отрицательно. Тогда происходит как бы перемена знака «плюс » на «минус «. Подросток становится агрессивным именно по отношению к объекту привязанности. Становится «преследователем, гонителем, мучителем » именно этой девочки. Как раз чрезмерная подчеркнутость чувства или поведения (не просто игнорирует, а преследует) служит подтверждением механизма образования противоположной реакции. Возможно, этот механизм лежит в основе появления неприязненных чувств по отношению к тому, кто сделал много доброго и важного, но был свидетелем не самых приятных свойств человека и не лучших периодов его жизни.

Проекция это бессознательная попытка освободиться от какихто навязчивых тенденций, оцениваемых личностью как отрицательные, путем приписывания их другому или другим. Традиционный пример механизма проекции это представление об аморальности и сексуальной распущенности окружающих старой девой с ее подавленными, но отнюдь не уничтоженными сексуальными устремлениями и влечениями. Именно этим механизмом объясняется такое широко распространенное явление как ханжество, когда ханжа провоцирует на других собственные стремления глубинного уровня, противоречащие его моральному самосознанию, его «СверхЯ «. Механизм проекции универсален в сфере национальных и расовых предубеждений (ксенофобия), когда ненавидимой этнической группе приписываются собственные, но не осознаваемые отрицательные черты и свойства. Таким путем эти тенденции получают определенный выход, напряжение разряжается при том, что оценочные, моральные установки самосознания не страдают, остаются исходными. И.С.Кон в статье «Психология предрассудка » ( «Новый мир «, 1966, № 9) сопоставляет стандартные обвинения американскими белыми расистами негров в «изнасиловании белой женщины » и явно садистический характер большинства линчеваний.

Одной из форм проекции является механизм вымещения, иногда описываемый отдельно. Здесь имеется в виду бессознательная ориентация импульса или чувства с одного объекта на другой, чаще более доступный. Этот механизм весьма распространен в обыденной жизни эмоции выплескиваются либо на более близкого человека, либо на более слабого (например, неприятности на работе и унижения со стороны начальника приводят к вымещению накопившихся эмоций на жене, детях). В рамках этого механизма возникла расхожая идиома «козел отпущения «. Это именно та фигура, на которую ориентирован механизм вымещения определенного лица, либо группы лиц.

Защитный механизм, получивший название «рационализация «, предусматривает определенного рода самообман (когда имеет место бессознательная попытка рационально обосновать нелепый, абсурдный импульс или идею. Человеку свойственно когнитивное отношение к своему поведению, т.е. рационально его объяснять себе и окружающим, даже если оно иррационально. Рационализация повсеместно встречается в обыденной жизни человека. Например, человек, не вступившийся за несправедливо обиженного, спасая свое самоуважение, заявляет, что он «не знал «, «не успел » и т.п. Очень часто встречается ссылка на некие «интересы дела » (совершал неблаговидные поступки, но не из-за собственных изъянов, а во имя какихто общих интересов). Возможно, в рамках этого механизма станет более ясным смысл пословицы «с волками жить, поволчьи выть «. Интересно, что рационализация ярко себя проявляет в феномене, так называемого, постгипнотического внушения, когда гипнолог внушает испытуемому в состоянии гипнотического транса какоето нелепое действие, которое тот должен совершить после того, как будет выведен из этого состояния. Например, испытуемый должен предложить гипнологу потанцевать. Когда постгипнотическое явление осуществлено, и испытуемого спрашивают, почему он предложил столь неадекватное обстановке действие, ответ всегда звучит в плоскости механизма рационализации ( «А мне показалось, что объявили танцы » и т.п.). Иначе и для самого человека собственное поведение нелепо и предрассудительно. Рационализация призвана снять это противоречие.

Последним из основных защитных механизмов, описанных Фрейдом, является сублимация. Здесь предполагается превращение социально и морально неприемлемого импульса в приемлемый, допустимый. Можно говорить о переадресовке потока энергии из одного канала в другой. Согласно автору, основной энергией, подлежащей переориентировке, является libido. Так, например, человек, не имеющий возможность получать адекватную сексуальную разрядку, переключается на другой вид деятельности (наука, спорт, политика, искусство и т.д.).

В целом защитные механизмы призваны поддерживать известную целостность, устойчивость и идентичность индивидуального самосознания в условиях, когда конфликт различных установок ставит его под угрозу. Важность указанного хорошо ясна психиатрам, т.к. неустойчивость самооценок, разорванное самосознание, и отсутствие последовательных и адекватных представлений о самом себе обуславливают симптоматику многих психических заболеваний.

В истории психоанализа поражает не только разнообразие его толкований и оценок, но и какоето навязчивое стремление к его неприятию и критике. Десятилетиями в отечественной критике шло негласное соревнование по наиболее изощренной ругани 3.Фрейда. Сами же работы Фрейда не издавались и широкому кругу читателей были неизвестны. Почему не произошло то, что происходит с ложными теориями? Почему психоанализ не забыт? Причину сопротивления психоанализу Фрейд видел именно в существовании защитных механизмов у каждого из нас: «В деле признания психоанализа обстоятельства чрезвычайно неблагоприятны… всякий судящий о психоанализе сам по себе человек, у которого также существуют вытеснения и который, может быть, с трудом достиг такого вытеснения. Следовательно, психоанализ должен вызывать у этих лиц то же самое сопротивление, которое возникает и у больного. Это сопротивление очень легко маскируется как отклонение разумом… Потомуто так трудно привести людей к убеждению в реальности бессознательного и научить их тому новому, что противоречит их сознательному знанию «.

Структура личности по Фрейду. Основные положения

Фрейдизм, как психологическое направление, сформировался в начале 20 века, хотя психоанализ существовал и ранее. Каждому, кто интересуется этим течением, необходимо знать, что есть структура личности по Фрейду. Собственно, об этом и будет рассказано в данной статье.

структура личности по фрейду

Книга Зигмунда Фрейда «Я и Оно» дает подробнейший анализ каждого элемента описываемой структуры. Всего их три:

  • Ид (или «Оно») — начальная составляющая нашей психики. «Она «идет на поводу» у самых наших низших стремлений, а также первичных потребностей», – объясняет Зигмунд Фрейд. Психология новорожденного ребенка как раз состоит из начала Ид. То есть пока он не знает, что есть моральные устои, нравственность, нормы поведения, он руководствуется лишь чисто животными инстинктами. Структура личности по Фрейду предполагает средоточие сексуальной энергии в элементе Оно. И дети, лишь появившиеся на свет, обладают ею тоже. Пока она проявляется, когда ребенок сосет молоко матери, а также в других незначительных аспектах жизни. Нужно отметить при этом, что на раннем этапе жизни влечение является бесполым (то есть человек не осознал ни свою половую принадлежность, ни половую принадлежность окружающих).
  • Эго (или «Я»). Является промежуточным состоянием Ид и Супер-Эго. Структура личности по Фрейду не дает точного значения возраста, когда данный элемент должен начать формироваться. Как, например, дети начинают говорить и ходить по-разному, так и Эго проявляется индивидуально. Грубо говоря, процесс этот можно наблюдать тогда, когда ребенок входит в сознательный возраст. Родители говорят ему, что для того, чтобы сходить в туалет, необходимо сесть на горшок. Или что на людей нельзя показывать пальцем. Часто дитя не понимает, почему от него требуют соблюдения каких-то правил – в этот период идет сильнейшая борьба Ид и Эго. зигмунд фрейд психология
  • Супер-Эго («Сверх-Я»). Одновременно со всем вышеперечисленным ребенок начинает осознавать свою половую принадлежность. С одной стороны, он этого стесняется, а с другой – видит повод для гордости. Начинает формироваться его сексуальность, однако почти всегда ее проявление (в виде мастурбации) находит резкое пресечение и неодобрение со стороны родителей. В дополнение к этому ребенок начинает идентифицировать себя с одним из родителей. Неосознанное желание инцеста, а также его невозможность заставляют ребенка перенимать все качества родителей, их модель поведения. Мальчики при этом стремятся стать такими, как их отец, а девочки – как мать. Таким образом происходит формирование Супер-Эго.книга зигмунда фрейда

Именно в раннем возрасте играет огромную роль модель поведения родителей, их привычки и манера общения с ребенком. Кроме того, значение, притом очень важное, имеет влияние общества. Те моральные качества, которые сформировались у ребенка в этот период, будут составлять основу его личности на протяжении всей жизни. Очень редко они могут подвергаться изменению, даже осознанному. Супер-Эго – это еще и совесть. Поэтому очень важны правильные методы воспитания в раннем детстве.

Все эти элементы существуют в тесной взаимосвязи друг с другом. Такова структура личности по Фрейду.

Фрейд — Структура личности

Фрейд
считал, что психика состоит из трех
слоев — сознательного, предсознательного
и бессознательного, в которых и
располагаются основные структуры
личности. При этом содержание
бессознательного, по мнению Фрейда, не
доступно осознанию практически ни при
каких условиях. Содержание предсознательного
слоя может быть осознано человеком,
хотя это и требует от него значительных
усилий.

Им
было выделено также три части в структуре
личности: Ид, Эго, Супер-Эго.

ИД
(«ОНО») = БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ


ИНСТИНКТЫ, ПРИНЦИП УДОВОЛЬСТВИЯ


НЕТ КОНТРОЛЯ

В
бессознательном слое располагается
структура личности Ид
— энергетическая основа психического
развития. В ней располагаются врожденные
бессознательные влечения
,
которые стремятся к своему удовлетворению.

Фрейд
считал, что существуют два основных
врожденных бессознательных влечения
инстинкт
жизни и инстинкт смерти
,
которые находятся в антагонистических
отношениях между собой, создавая
биологический внутренний конфликта.
Поведение человека вызывается
одновременным действием обеих этих
сил.

Фрейд
отмечает, что врожденные влечения
являются каналами,
по которым проходит энергия, формирующая
нашу деятельность. Психическая энергия
стремится к разрядке, именно поэтому
фрустрация (негативное
психическое состояние,

в
ситуации несоответствия желаний
имеющимся возможностям)
влечения
приводит к неврозу, так как при этом
невозможна разрядка. На основании этих
положений разрабатывалась и идея
разрядки в сеансе психоанализа, и идея
трансфера, т.е. переноса, обмена энергией
между пациентом и психоаналитиком.
Исследователи называют этот процесс
«катарсическе очищение».

Он
также считал, что содержание
бессознательного постоянно расширяется
,
так как те стремления и желания, которые
человек не смог по тем или иным причинам
реализовать в своей деятельности,
вытесняются им в бессознательное,
наполняя его содержание.

ЭГО
«Я» = ПРЕДСОЗНАТЕЛЬНОЕ


РАЗУМ, РАССУДОК, ПРИНЦИП РЕАЛЬНОСТИ


ВНЕШНИЙ КОНТРОЛЬ

Эго
— Термин «Эго» происходит от латинского
слова «ego», что означает «я». Эго является
компонентом психического аппарата,
ответственного за принятие человеком
решений. Также является
врожденным
и
располагается как
в сознательном слое, так и в предсознании
.
Таким образом, мы всегда можем осознать
свое Я,
хотя это может быть для нас и нелегким
делом.

Если
содержание Ид в процессе жизни ребенка
расширяется, то содержание Эго, наоборот,
сужается, так как ребенок рождается, по
выражению Фрейда, с «океаническим
чувством Я», включая в себя весь окружающий
мир. Со временем он начинает осознавать
границу между собой и окружающим миром,
начинает локализовать свое Я
до своего тела, сужая, таким образом,
объем Эго.

Эго
используются перцептивные и когнитивные
процессы в его стремлении к удовлетворению
потребностей и желаний Ид.

СУПЕР-ЭГО
(«СВЕРХ-Я») = СВЕРХСОЗНАТЕЛЬНОЕ


ЦЕННОСТИ, НРАВСТВЕННОСТЬ, ДУХОВНОСТЬ


САМОКОНТРОЛЬ

Третья
структура личности — Супер-Эго — не
врожденная, она формируется в процессе
жизни ребенка. Механизмом ее формирования
является идентификация с близким
взрослым своего пола, черты и качества
которого и становятся содержанием
Супер-Эго. В процессе идентификации у
детей формируется также Эдипов комплекс
(у мальчиков) или комплекс Электры (у
девочек), т.е. комплекс амбивалентных
чувств, которые испытывает ребенок к
объекту идентификации.

Фрейд
подчеркивал, что между этими тремя
структурами личности существует
неустойчивое равновесие, так как не
только их, но и направления их развития
противоположны друг другу. Влечения,
содержащиеся в Ид, стремятся к своему
удовлетворению, диктуя человеку такие
желания, которые практически не выполнимы
ни в одном обществе. Супер-Эго, в содержание
которого входят совесть, самонаблюдение
и идеалы человека, предупрежает его о
невозможности осуществления этих
желаний и стоит на соблюдения норм,
принятых в данном обществе. Таким образом
Эго становится ареной борьбы противоречивых
тенденций, >торые диктуются Ид и
Супер-Эго. Состояние внутреннего
конфликта, в котором постоянно находится
человек, держит его всегда в напряжении,
снижая устойчивость к неврозам. Поэтому
Фрейд подчеркивал, что не существует
четкой грани между нормой и патологией
и испытываемое людьми напряжение делает
их потенциальными невротиками.

Возможность
поддерживать свое психическое здоровье
зависит от механизмов психологической
защиты, которые помогают человеку если
не предотвратить (так как это фактически
невозможно), то хотя бы смягчить конфликт
между Ид и Супер-Эго. Фрейд выделял
несколько защитных механизмов, главными
из которых являются вытеснение, регрессия,
рационализация, проекция и сублимация.

Вытеснение
является самым неэффективным механизмом,
так как при этом энергия вытесненного
и неосуществленного мотива (желания)
не реализуется в деятельности, но
остается в человеке, вызывая рост
напряженности. Так как желание вытесняется
в бессознательное, то человек о нем
совершенно забывает, но оставшееся
напряжение, проникая сквозь бессознательное,
дает о себе знать в виде символов,
наполняющих наши сновидения, в виде
ошибок, описок, оговорок. При этом символ,
по мнению Фрейда, не является
непосредственным отражением вытесненного
желания, но его трансформацией. Поэтому
он придавал такое значение «психопатологии
обыденной жизни», т.е. толкованию таких
явлений, как ошибки и сновидения человека,
его ассоциации. Отношение Фрейда к
символике было одной из причин его
расхождения с Юнгом, который считал,
что существует непосредственная и
тесная связь между символом и стремлением
человека, и возражал против толкований,
придуманных Фрейдом.

Регрессия
и рационализация — более успешные виды
защиты, так как они дают возможность
хотя бы для частичной разрядки энергии,
содержащейся в желаниях человека. При
этом регрессия представляет собой более
примитивный способ реализации стремлений,
выхода из конфликтной ситуации. Человек
может начать сать ногти, портить вещи,
жевать резинку или табак, верить в или
добрых духов, стремиться к рискованным
ситуациям и т.д. причем многие из этих
регрессий настолько общеприняты, чт

При
проекции человек приписывает другим
те желания и чувства, которые он испытывает
сам. В том случае, когда субъект, которому
было приписано какое-либо чувство, своим
поведением подтверждает сделанную
проекцию, этот защитный механизм
действует достаточно успешно, так как
человек может осознать эти чувства как
реальные, действительные, но внешние
по отношению к нему, и не пугаться их.
Необходимо подчеркнуть, что введение
этого защитного механизма дало возможность
в дальнейшем разработать так проективные
методы исследования личности. Эти
методы, заключающиеся в просьбе завершить
неоконченные фразы или рассказы либо
составить рассказ по неопределенным
сюжетным стали существенным вкладом в
экспериментальное исследование личности.

Наиболее
эффективным механизмом защиты является
сублимация, поскольку она помогает
направить энергию, которая связана с
сексуальными или агрессивными
стремлениями, в другое русло, реализовать
ее, в частности, в творческой деятельности.
В принципе Фрейд считал культуру
продуктом сублимации и с этой точки
зрения рассматривал произведения
искусства, научные открытия. Наиболее
успешной эта деятельность является
потому, что в ней происходит полная
реализация накопленной энергии, катарсис
или очищение человека от нее. На основе
этого подхода к сублимации позднее в
психоанализе были разработаны основы
терапии искусством — арт-терапии.

энергия,
которая связана с инстинктом жизни,
является также основой развития личности,
характера человека и, исходя из
закономерностей ее развития, Фрейд
создал свою периодизацию, о которой
речь шла в гл. 4.

Либидозную
энергию Фрейд считал основой не только
развития индивидуального человека, но
и человеческого общества. Он писал о
том, что вождь племени является своего
рода его отцом, к которому мужчины
испытывают Эдипов комплекс, стремясь
занять его место. Однако с убийством
вождя в племя приходит вражда, кровь и
междоусобица, оно слабеет, и такой
негативный опыт приводит к созданию
первых законов, табу, которые начинают
регули-социальное поведение человека.

Позднее
последователи Фрейда создали систему
этнопсихологических концепций, которая
особенности психики различных народов
способами основных этапов в развитии
либидо. Писалось, в частности, что способы
ухода за младенцем, зафиксированные в
культуре общества, являются основой
как индивидуальной психики, так и
ментальности данной нации.

Однако
дальнейшие исследования не подтвердили
эту часть теории Фрейда, выявив более
сложные и неоднозначные причины и
формирования личности ребенка, и развития
культуры и общества в целом.

12.2.Структура личности по Фрейду

12.2. Структура
личности по Фрейду

Родоначальник
фрейдистской концепции личности
австрийский психиатр
конца XIX
— первый половины XX
в. Зигмунд
Фрейд.
В
отличие от
марксизма в концепции Фрейда ведущую
роль в человеке играют не
рациональные мотивы, а влечения,
переживания, эмоции.

Свою
концепцию человека Фрейд создавал в
рамках так называемого психоанализа,
или иначе — науки о бессознательных
психических процессах. В
его творчестве выделяют два этапа.

Первый
этап связан с такими работами конца XIX
в., как «Исследование об
истерии» и «Толкование сновидений», в
которых Фрейд обобщил свои
психотерапевтические
исследования по методике «свободных
ассоциаций» (вместо
гипноза) и скрытой символики сновидений.
На этой основе он представил
структуру человеческой личности,
состоящей из трех уровней.

Бессознательный
нижний
уровень, предсознательный

средний уровень,
сознательный
верхний
уровень. По мнению Фрейда, бессозна­тельное
человека наполнено сексуальной энергией
«либидо»
(лат.
влечение). Эта сфера закрыта от сознания
в силу запретов, которые налагает
общество.
Сознание находится в состоянии постоянного
конфликта, антагонизма
с бессознательным, подавляя его
сексуальные влечения.

Либидо
является мощным мотивом деятельности
человека. Так или иначе либидо
прорывается сквозь цензуру сознания
различными обходными путями, принимая
символическую форму в виде обмолвок,
описок, шуток, каламбуров и
т.п., также — симптомов истерии, амнезии,
катарсиса и пр. В конечном счете вся
история человеческой культуры, которая
включает обычаи, мифы, памятники
литературы, искусства, науки, — все это
есть прорыв и пере­воплощение
сексуальных сил.

Анализируя
произведения литературы и искусства
(Леонардо да Винчи, Шекспира,
Гофмана, Гете и др.), Фрейд отмечает в
них проявление «эдипова
комплекса»,
согласно
которому в детстве у человека существуют
сексуальные влечения
к своим родителям; последние сдерживаются
системой воспитания и
загоняются в область бессознательного.

Второй
этап творчества Фрейда связан с его
работами 20-х годов XX
в.: «По
ту сторону принципа удовольствия», «Я
и Оно» и др. После первой мировой
войны он присоединяет к половому
инстинкту
еще
инстинкт
самосохранения и инстинкт разрушения
в
качестве основных побудительных сил
поведения человека. На этом этапе Фрейд
создает усовершенствованную концепцию
структуры личности, которая включает
в себя три компонента: Ид (Оно),
Эго (Я), Супер-Эго (Сверх-Я).

— носитель моральных
стандартов, критик и цензор

— следует принципу
реальности,

вынуждено служить
требованиям Ид


иррациональное, бессознательное,
подчинено
принципу удовольствия

Структура личности

1 •

н

ф

л и
к т

Супер-Эго
(Сверх-Я)

1

Эго

(Я)

1

1

Ид
(Оно)

Эго
зажато с двух сторон и постоянно пребывает
в состоянии конфликта,
от которого спасается с помощью
вытеснения, сублимации, рационализации.

Вытеснение

непроизвольное
устранение из сознания в область
бессознательного
запретных чувств, мырлей, стремлений к
действию.

Сублимация

один
из механизмов, посредством которых
запретная сексуальная
энергия разряжается в виде деятельности,
приемлемой для индивида
и общества. Разновидностью сублимации
является творчество.

Таким
образом, согласно Фрейду, психический
фактор оказывается определяющим
для законов как телесной, так и общественной
жизни.

Идеи о
роли бессознательного в жизни человека
развивал швейцарский психиатр
и культуролог Карл
Юнг,
основоположник
аналитической
психологии.
Он
утверждал, что «личное бессознательное»
опирается на «коллективное
бессознательное»,
воплощенное
в образах-схемах предельной степени
общности — архетипах
(личность
и тень, мужское и женское, герои мифов
и литературные герои — Дон Кихот, Дон
Жуан и др.). Архетипы, являясь суммарным
опытом многих поколений, организуют
все психические процессы индивида.

Структура личности по Фрейду. Основные положения

Фрейдизм как психологическое направление сформировался в начале 20 века, хотя психоанализ существовал и раньше. Каждому, кто интересуется этим течением, необходимо знать, что согласно Фрейду существует структура личности. Собственно об этом и пойдет речь в этой статье.

Книга Зигмунда Фрейда «Я и Оно» дает подробный анализ каждого элемента описываемой структуры. Их всего три:

  • Id (или «Оно») — начальный компонент нашей психики.«Это» является следствием «наших самых низких стремлений, а также наших основных потребностей», — объясняет Зигмунд Фрейд. Психология новорожденного — это только начало ид. То есть пока он не знает, что есть моральные основы, мораль, нормы поведения, он руководствуется только чисто животными инстинктами. Структура личности по Фрейду предполагает сосредоточение сексуальной энергии в элементе Оно. И у детей, только что появившихся на свет, она есть. Пока это проявляется, когда ребенок сосет материнское молоко, а также в других второстепенных аспектах жизни.При этом следует отметить, что на раннем этапе жизни влечение является асексуальным (то есть человек не осознавал ни свою сексуальную идентичность, ни сексуальную идентичность других).
  • Эго (или «я»). Это промежуточное состояние Ид и Супер-Эго. Структура личности по Фрейду не дает точного значения возраста, когда этот элемент должен начать формироваться. Как, например, дети начинают говорить и ходить по-разному, поэтому Эго проявляет себя индивидуально.Грубо говоря, этот процесс можно наблюдать, когда ребенок входит в сознательный возраст. Родители говорят ему, что для того, чтобы сходить в туалет, нужно сесть на горшок. Или что людей пальцем не показать. Часто ребенок не понимает, почему от него требуются какие-то правила — в этот период между Курбан-байрам и Эго идет сильная борьба.
  • Супер-Эго («Супер-И»). Одновременно со всем перечисленным ребенок начинает осознавать свой пол. С одной стороны, он смущен, а с другой — видит повод для гордости.Его сексуальность начинает формироваться, но почти всегда ее проявление (в виде мастурбации) находит резкое прекращение и неодобрение со стороны родителей. Вдобавок к этому ребенок начинает отождествлять себя с одним из родителей. Бессознательное стремление к инцесту, а также его неспособность заставить ребенка перенимать все качества родителей, их модели поведения. Мальчики при этом становятся похожими на отца, а девочки — на мать. Таким образом формируется супер-эго.

Именно в раннем возрасте огромную роль играет модель поведения родителей, их привычек и манеры общения с ребенком.Кроме того, большое значение имеет влияние общества. Те нравственные качества, которые сформировались у ребенка в этот период, лягут в основу его личности на протяжении всей его жизни. Очень редко они могут претерпевать изменения, даже сознательные. Супер-эго — это тоже совесть. Поэтому очень важны правильные методы воспитания в раннем детстве.

Все эти элементы существуют в тесной взаимосвязи друг с другом. Это структура личности по Фрейду.

.

Обсудите две характеристики каждой из трех структур личности согласно Зигмуду Фрейду.

ответов


Далее: выделите семь проблем, с которыми сталкиваются сотрудники по уходу за физическим развитием детей от рождения до трех лет.
Предыдущая: Каковы цели развития?

Просмотреть больше Диплом в вопросах и ответах по ECDE | Вернуться к Индексу вопросов

Связанные вопросы


  • Выделите семь проблем, с которыми сталкиваются сотрудники по уходу за физическим развитием детей от рождения до трех лет.(Решено)

    Выделите семь проблем, с которыми сталкиваются лица, обеспечивающие уход, в содействии физическому развитию детей от рождения до трех лет.

    Дата публикации: 8 июля 2017 г. Ответы (1)

  • Определите следующие термины, используемые в развитии ребенка (решено)

    Определите следующие термины, используемые в развитии ребенка (i) Концепция (ii) Рост

    Дата публикации: 7 июля 2017 г. Ответы (1)

  • Изучите пять ролей, которые группа сверстников играет в общении со своими членами.(Решено)

    Изучите пять ролей, которые группа сверстников играет в социализации своих членов.

    Дата публикации: 7 июля 2017 г. Ответы (1)

  • Обсудите четыре религиозных занятия, которые могут быть полезны социальным детям. (Решено)

    Обсудите четыре религиозных занятия, которые могут быть полезны социальным детям.

    Дата публикации: 7 июля 2017 г. Ответы (1)

  • Объясните термин «социализация» применительно к развитию ребенка (решено)

    Объясните термин «социализация» применительно к развитию ребенка

    Дата публикации: 7 июля 2017 г.Ответы (1)

  • Опишите пять генетических заболеваний, которые можно выявить во внутриутробном периоде. (Решено)

    Опишите пять генетических заболеваний, которые можно выявить во внутриутробном периоде.

    Дата публикации: 7 июля 2017 г. Ответы (1)

  • Обсудите четыре причины, по которым необходимо вооружить мать знаниями об инвалидности. (Решено)

    Обсудите четыре причины, по которым необходимо вооружить мать знаниями об инвалидности.

    Дата публикации: 7 июля 2017 г. Ответы (1)

  • Дайте определение термину инвалидность. (Решено)

    Дайте определение термину инвалидность.

    Дата публикации: 7 июля 2017 г. Ответы (1)

  • Обоснуйте важность руководства и консультирования подростка. (Решено)

    Обоснуйте важность руководства и консультирования подростка.

    Дата публикации: 7 июля 2017 г. Ответы (1)

  • Изучите четыре социальные компетенции, которые учитель должен помочь подростку приобрести.(Решено)

    Изучите четыре социальные компетенции, которые учитель должен помочь подростку приобрести.

    Дата публикации: 7 июля 2017 г. Ответы (1)

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.