Схематизация в психологии это: Механизмы воображения
Механизмы воображения
Что такое воображение
Замечание 1
Под «воображением» в психологии понимают процесс, благодаря которому человек способен создавать образы и идеи в своем сознании.
Воображение имеет большое значение для человеческой психики, так как играет важную роль в таких процессах как:
- моделирование
- планирование
- творческая деятельность
- память
Процесс воображения можно дифференцировать по результату, оно может быть: репродуктивным и продуктивным. Под репродуктивным понимают воображение, в процессе которого воссоздаются образы, которые уже есть в реальности. Под продуктивным воображением понимают процесс, в результате которого появляется нечто новое.
По степени целенаправленности процесс воображения может быть произвольным и непроизвольным. Произвольное воображение состоит из воссоздающего и творческого воображения, в то время как непроизвольное воображение является не преднамеренным и непредсказуемым.
Образы в свою очередь могут быть конкретными и абстрактными, так и воображение может быть конкретным и абстрактным.
Готовые работы на аналогичную тему
Воображение выполняет ряд важнейших функций. Оно дает возможность человеку представлять окружающий мир в образах, дает возможность используя их решать задачи.
Воображение помогает регулировать эмоции, познавательные процессы и состояния человека. Воображение предоставляет возможность обдумывать, представлять в образах некий план действий. Оно также позволяет человеку выполнять планирование, программирование и оценивание деятельности.
Выделяют следующие механизмы воображения:
- агглютинация
- гиперболизация
- схематизация
- акцентирование
- типизация
Агглютинация как механизм воображения
Агглютинация — это процесс создания нового образа из частей других обозов. Этот процесс дает много информации о личности человека. Человеческая личность — это достаточно сложный механизм. Человек обладает интеллектуальными способностями, в сознании всегда идет мыслительный процесс. Все что существует в мире или создано природой, или создано благодаря человеку. Человек обладает удивительной способностью: он может создать нечто совершенно новое и уникальное.
Много примеров агглютинации есть среди сказочных существ: кентавр — соединение верней части тела человека и нижней коня, русалка – верхняя часть принадлежи женщине, а снизу — хвост, избушка на курьих ножках и так далее.
Агглютинация представляет то, что происходит в ходе мыслительной деятельности каждого человека. Процесс агглютинации есть практически у всех людей, как у здоровых, так и у не здоровых. В особо сильной степени она присуща людям страдающим шизофренией.
Агглютинация считается автоматическим действием, мы можем только увидеть результат агглютинации, но не можем узреть сам процесс, так как он находится внутри сознания человека. Для того что процесс агглютинации состоялся, человеку необходим запас опыта. Но тем не менее агглютинация не является процессом произвольным, то есть человек не специально обращается к своему опыту, а бессознательно и спонтанно.
Как нам известно воображение человека обогащается за счет человеческого опыта, чем больше человек в своей жизни узнал, увидел тем более широка развита его фантазия, тем больше новых образов он сможет спродуцировать.
Агглютинация по своему происхождению не случайна, ее образы получается из того, что заложено глубоко у человека в подсознании. Сам процесс делится на две части:
- элементы не критикуются и не анализируются.
- компоненты должны влиять на мыслительное обобщение, чтобы построить целый образ.
Гиперболизация как механизм воображения
Под термином «гиперболизация «понимают процесс преувеличения или преуменьшения объекта, или частей объекта. Иными словами, это фантазии на тему необычного существа, у которого появляются качественно новые свойства. Гиперболизация часто используется в сказках. Примерами гиперболизации являются великаны, гномы, Мальчик-с-пальчик, Гулливер, многорукий индийский бог, циклоп, Змей Горыныч, Карлик Нос, Дюймовок. Некоторые ученые считают процесс гиперболизации одной из разновидностей акцентирования.
Замечание 2
Так же некоторые ученые разделяют понятие гиперболизация и литота: гиперболизация – это преувеличение объекта, а литота — приуменьшение.
Схематизация как механизм воображения
Под «схематизацией» понимают процесс сглаживания различий, которые имеются у предметов, и поиск сходств. При этом происходит отсечение второстепенных элементов. Индивидуальные особенности при этом также игнорируются.
Примером схематизации может быть орнамент, созданный художником, в котором были использованы элементы растений.
Схемы — это ряд взаимосвязанных мыслей. Схематизация может быть представлена несколькими типами:
- конспектированием
- инфографикой
- иллюстрированный график
- алгоритмический график
- концептуальная схематизация
Акцентирование как механизм воображения
Под понятием «акцентирование» понимают процесс подчеркивания определенных специфических черт объекта. При этом может происходить изменение пропорций объекта. Акцентирование иными словами называют заострением.
Примерами акцентирования могут быть карикатуры – вид искусства, который высмеивает идеи, пороки, явления, людей с применением стереотипов, шаржи – вид искусства похожий на карикатуру, но при этом нет задачи высмеять, делается лишь акцент на определенных специфических чертах.
Понятие акцентирование включает в себя понятия гиперболизация (преувеличение свойств объекта) и литота (приуменьшение свойств объекта).
Типизация как механизм воображения
Под «типизацией» понимают процесс обобщения объектов, имеющих родственные связи, для того что бы выявить у них общие, повторяющиеся признаки. Признаки при этом должны быть существенными. Затем выявленные признаки можно воплощать в новых образах.
Следует отметить, что данный механизм является наиболее типичным для художественного творчества. В художественном творчестве особе место отводится образам людей, принадлежащим к разным сословиям, возрастным группам, профессиям и так далее.
Достаточно много примеров типизации представлено у Гоголя, например, Коробочка – жадная накопительница, Хлестаков – любитель «ухлестывать» за женщинами.
Гиперболизация, воображение в психологии — что это?
Психология имеет очень большой спектр направлений. Одним из них является воображение. Это очень интересная и познавательная для изучения тема. Принцип работы мозга человека даёт возможность понять и раскрыть таланты и перспективы на будущее, а также поможет в некотором роде определиться с профессией и увлечениями. Стоить отметить, что воображение тесно переплетается с памятью и мышлением.
Пути создания образов, их свойства и признаки
Воображение – это психический процесс, который проявляется вследствие пережитых эмоций, причём как положительных, так и отрицательных. После каких-либо событий у человека могут возникать картинки в голове. Ещё с малых лет ребёнок начинает фантазировать и додумывать, тем самым требуя от родителей удовлетворения своих желаний. На фоне восприятия окружающего мира и впитывания различных поступков и высказываний мозг малыша способен формировать хитроумный план для своей выгоды.
Виды воображения и его свойства
Таким образом, различают активное и пассивное, а также продуктивное и репродуктивное воображение.
Активное – возникает, когда человек специально воспроизводит в мыслях какое-то значимое событие и додумывает к нему свои желания и ожидания.
Пассивное воображение обычно не зависит от мыслей, а образы и картинки возникают неожиданно в любое время.
Продуктивное воображение – действительность, сознательно конструируется человеком, не исключая добавление творчества.
Репродуктивное — воссоздаёт реальность в первоначальном виде с минимальной долей фантазии, больше напоминая память.
Нашему воображению присущи некоторые свойства, которые приносят весомую пользу мозгу человека:
- воображение помогает снять нервное напряжение, даже стресс путём переключения сознания на другую тему;
- оно помогает решать задачи для успешного общения с разными ячейками общества;
- воображение способно научить разделять события по важности и оставлять мелкие маловажные задачи для дальнейшего решения;
- с помощью этого свойства воображения мы учимся планировать, анализировать и настраивать себя на определённые действия.
Ещё существуют некоторые пути создания образов:
- Агглютинация – это соединение нескольких частей или элементов в один единый образ для целостности картины.
- Акцентирование – это выделение чего-то важного из общей массы информации, классическим примером является карикатура или шарж на тему той или иной слабости человека.
- Гиперболизация – это изменение частей какого-либо предмета или образа в большую или меньшую сторону, то есть фантазии на тему необычного существа или человека.
- Схематизация – это сглаживание различий предметов и выделение сходств между ними. Примерами служат узоры и орнаменты, элементы которых позаимствованы с внешней среды.
- Типизация – это воспроизведение образа человека либо картины посредством множества разнообразных аналогичных эпизодов и образов, что является своего рода прототипом для конечного результата при составлении желаемой картины.
Воображение может различаться по степени произвольности. Произвольным считается осознанная, направленная деятельность, выполняя которую человек отдаёт себе отчёт относительно её целей и мотивов. К произвольному воображению относятся мечты, творческое, креативное мышление человека. Примером непроизвольного воображения служат сны, в которых элементы происшедших ранее событий всплывают в самых неожиданных формах и образах.
Воспроизведение образов и мысленное структурирование чего-либо также различается по некоторым признакам:
- по яркости образов, насколько чётко человеку представляется желаемое;
- по степени реалистичности и правдивости воображаемых картин, по новизне и оригинальности;
- по широте воображения, то есть насколько многообразно можно придумать или составить план реализации;
- по произвольности, то есть умение натренировать мышление таким образом, чтобы картинки в голове могли рисовать нужные образы в соответствии с поставленной задачей;
- по типу представлений, которыми может пользоваться человек во время мыслительного процесса, в помощь может идти всё, что человек видит, слышит или ощущает;
- по устойчивости, насколько сильно можно закрепить полученную и обработанную информацию. Здесь не последнюю роль может сыграть внимание человека и умение концентрироваться на важных деталях.
Функции и связь с мышлением
К одной из важных характеристик воображения относят его многофункциональность. Различают несколько таких функций:
- Познавательная – из названия понятно, что она означает процесс познания и расширения кругозора, а также отображает способность человека конструировать своё поведение в зависимости от ситуации.
- Функция прогнозирования помогает человеку вообразить конечный результат при незаконченном действии и развивает способность мечтать и достигать поставленных целей, параллельно придумывая способы решения задач и проблем на пути к этим целям.
- Функция понимания или сочувствия даёт человеку способность сопереживать и понять чувства другого человека и, возможно, придумать как помочь.
- Функция защиты – предполагаемые трудности человек может предотвратить, выбрав иной путь решения каких-либо вопросов.
- Функция саморазвития поможет придумывать, фантазировать и творить во благо своего будущего.
- Функция воспоминания – выражается в способности вспомнить прошедшие события любого характера. Она выражается в виде образов и представлений.
У каждой отдельной личности доминирует та или иная функция, это может зависеть от многих факторов: среда обитания, воспитание, коммуникативные способности, привычки и все то, с чем сталкивается человек на протяжении своей жизни. В соответствии с доминирующей функцией и вырабатывается характер и стиль поведения человека, а также следует отметить, что каждый путь создания образов и представлений в голове – это сложный многоуровневый психический процесс.
Воображение помогает нам решать математические и логические задачи. Решая школьные задания, ребёнок учится находить правильное решение, определять истину и ложь. И чем больше он будет заниматься тренировкой мозга тем, легче ему будет во взрослой жизни, и тем увереннее он будет чувствовать себя в запутанных ситуациях.
Воображение в психологии тесно связано с мышлением и поэтому напрямую влияет на познание мира. Благодаря ему мы можем планировать свои действия, что учит нас организовывать свою жизнь, помогает рисовать в мыслях образы предметов. Всё это способствует развитию аналитического мышления.
Как ни странно, воображение или, как его ещё называют, сила мысли может регулировать наше физическое состояние. То есть если человек жалеет себя, плачется о том, какой он больной, как ему плохо, то он провоцирует свой организм на слабость и болезни. А если человек даже при ощутимом лёгком недомогании осознает, что нужно вести активный образ жизни, помогая своему организму побороть временный недуг, то в таком случае и болезнь пройдёт быстрее и в лёгкой форме.
В итоге мы видим, что воображение — это мощный рычаг или двигатель нашего сознания.
Мозговая деятельность и ее роль в жизни человека
Даже специалисты в области психологии утверждают, что для того, чтобы стать здоровее, нужно образно представить себя таковым, сильным и полным энергии. Было даже проведено исследование на музыкантах, играющих на фортепиано, разделив их на две группы. Одна группа играла на реальном инструменте, а другая образно в мыслях представляла игру на фортепиано. Результаты мысленно играющих оказались не хуже тех, кто играл на инструменте вживую, а также у них наблюдалась хорошая физическая форма.
Итак, мы видим, что развитие мышления и воображения положительно сказывается на жизни человека в целом.
Исследуя воображение, психология имеет конкретную область для его изучения и для анализа мозговой деятельности человека. Определить уровень воображения можно с помощью специальных тестов. Для этого испытуемому задаются конкретные вопросы, и по ответам специалист проанализирует возможности этого психического состояния у каждого конкретного человека.
Высшим проявлением развитости воображения служат сны, с помощью которых человек может корректировать свою жизнь, поступки и поведение окружающих людей. Воображение и психология являются одним из всесторонних предметов изучения, то есть в процессе всей жизни они подлежат изучению.
Возможно, в дальнейшем будут раскрыты неизвестные свойства воображения.
Психологические механизмы воображения — Студопедия
Образы, воссоздаваемые в процессе воображения, формируются на основе предшествующего опыта человека, представлений о предметах и явлениях объективной реальности. Сущность воображения, если говорить о его механизмах, – преобразование представлений, создание новых образов на основе имеющихся.
Воображение – это отражение реальной действительности в новых, непри-вычных, неожиданных сочетаниях и связях. Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в следующих формах (рис. 3).
Агглютинация |
Гиперболизация,
или акцентирование |
Соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов (образы русалки, кентавра). Агглютинация широко используется в искусстве и технике. Примерами использования агглютинации в технике могут служить автомобиль-амфибия, судно на воздушной подушке, аккордеон – сочетание фортепьяно и баяна |
Увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей. Акцентирование в сторону увеличения называется гиперболой, а в сторону уменьшения – литотой (различные литературные персонажи: великаны, гномы и т.д.) |
Подчеркивание каких-либо признаков (дружеские шаржи, карикатуры и т.п.). |
Сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними (создание художником орнамента, элементы которого взяты из растительного мира) |
Выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе (типизация образа в художественной литературе: Онегин, Печорин, Обломов и др. наделены чертами, типичными для своей эпохи) |
Формы синтеза представлений |
Рис. 3. Формы синтеза представлений в процессах воображения
Агглютинация широко используется в искусстве и техническом творчестве. Например, всем известны советы, которые давал Леонардо да Винчи молодым
художникам: «Если ты хочешь заставить казаться естественным вымышленное животное, – пусть это будет, скажем, змея, – то возьми для ее головы голову овчарки или легавой собаки, присоединив к ней кошачьи глаза, уши филина, нос борзой, брови льва, виски старого петуха и шею водяной черепахи».
Процессы, лежащие в основе агглютинации, весьма разнообразны. Как правило, их можно разделить на две основные группы: процессы, связанные с недостаточностью критичности, или недостаточностью аналитичности восприя-тия, и процессы произвольные, т. е. контролируемые сознанием, связанные с мыслительными обобщениями. Образ кентавра, по-видимому, возник, когда в условиях недостаточной видимости скачущий на лошади человек воспринимался как некое невиданное животное. В то же время образ крылатого человека, скорее всего, возник сознательно, поскольку символизирует идею быстрого и легкого передвижения по воздуху и конкретизирован в чувственном образе.
Агглютинация может осуществляться и с помощью включения уже известных образов в новый контекст. В этом случае между представ-лениями устанавливаются новые связи, благодаря которым вся совокупность образов получает новое значение. Как правило, при включении представлений в новый контекст этому процессу предшествует определенная идея или цель. Данный процесс полностью контролируем, если только это не сновидение, когда контроль сознания невозможен. При включении уже известных образов в новый контекст человек добивается соответствия между отдельными представлениями и целостным контекстом. Поэтому весь процесс с самого начала подчинен определенным осмысленным связям.
Наиболее существенными способами переработки представлений в образы воображения, идущими по пути обобщения существенных признаков, являются схематизация и акцентировка.
Схематизация может иметь место при различных условиях. Во-первых, схематизация может возникать в результате неполного, поверхностного восприятия объекта. В этом случае представления схематизируются случайным образом, причем в них иногда выделяются второстепенные детали, случайно обнаруженные при восприятии предмета. В результате возникают искажения, которые приводят к созданию образов воображения, извращенно отражающих действительность. Подобное явление часто встречается у детей.
Во-вторых, причиной схематизации в случае достаточно полного восприятия объекта может быть забывание каких-либо несущественных деталей или частей. В этом случае в представлении на передний план выступают существенные детали и черты. При этом представление утрачивает некую индивидуальность и становится более обобщенным.
И наконец, в-третьих, причиной схематизации может быть сознательное отвлечение от несущественных, или второстепенных, сторон объекта. Человек сознательно направляет свое внимание на существенные, по его мнению, черты и свойства объекта и в результате сводит представления до определенной схемы.
Акцентирование заключается в подчеркивании наиболее существенных, типичных признаков образа. Как правило, этот способ используется при создании художественных образов. Главной особенностью такой переработки образов восприятия в образы воображения является то, что, отражая реальную действительность и типизируя ее, художественный образ всегда дает широкое обобщение, однако это обобщение всегда отражено в конкретном образе. Причем переработка представлений при создании типического образа не совершается путем механического складывания или вычитания каких-либо черт. Процесс создания типического образа представляет собой сложный творческий процесс и отражает определенные индивидуальные особенности человека, создающего этот образ.
Психология воображения | Диплом по психологии
Понятие воображения
Воображение – это один из психических процессов человека, сущность которого заключается в создании новых образов, представлений и идей на основе прошлого индивидуального опыта и личностных особенностей человека.
Специфические характеристики воображения
- Воображение направлено на создание чего-то нового, это процесс, заключающийся в создании новых образов, представлений и идей. В связи с этим воображение позволяет человеку выходит за рамки личного опыта.
- Создаваемое в процессе воображения новое связано с тем, что уже было воспринято человеком. Элементы нового, созданного воображением, представляют собой уже известное, существующее в реальной действительности, но воображение преобразует взаимосвязи между реально существующими объектами и тем самым достигается эффект новизны.
- Воображение неразрывно связано с личностью человека; особенно тесная связь обнаруживается между воображением и направленностью личности. Существенную роль в определении направления, по которому идет развитие воображения, играет направленность личности – интересы, создающие связанные с ними специальные очаги эмоциональной восприимчивости. Деятельность воображения порождается преобразующим воздействием направленности на образы сознания, отражающие действительность.
Механизмы воображения
- Агглютинация (склеивание) – объединение в единое целое ряда представлений в последовательности, отличной от наших непосредственных восприятий и переживаний.
- Акцентирование – подчеркивание наиболее существенных, типичных признаков объекта.
- Гиперболизация и миниатюризация – преувеличение и преуменьшение, изменение пропорций элементов, участвующих в процессе воображения, или их частей. С.Л. Рубинштейн считал данный прием воображения одной из разновидностей акцентирования.
- Схематизация – выделение тех свойств элемента, которые являются значительными для содержания конкретного акта воображения, мысленное исключение каких-то свойств или качеств, присущих определенному объекту, избавление от лишних и второстепенных деталей.
Виды воображения
- Активное (произвольное) воображение – это осознанный, целенаправленный процесс, всегда направленный на выполнение творческой или личностной задачи. Участие волевых процессов в данном случае максимально: процесс активного воображения контролируется и направляется самим человеком. Активное воображение разделяется на активное воссоздающее и активное творческое воображение.
- Активное воссоздающее воображение заключается в представлении чего-либо, не воспринимаемого органами чувств непосредственно, а создаваемого в сознании в соответствии с описанием (например, в процессе слушания собеседника, чтения книг).
- В отличие от активного воссоздающего, процесс активного творческого воображения происходит без опоры на описание. Этот процесс осуществляется человеком самостоятельно (например, работа художника, писателя).
- Пассивное (непроизвольное) воображение – в отличие от активного (произвольного) воображения, происходит без участия волевого контроля, не направлено на реальное решение проблемы. Его сущность заключается в отвлечении от конфликта, от затруднительной ситуации. Пассивное воображение разделяется на пассивное преднамеренное и пассивное непреднамеренное.
- Пассивное преднамеренное воображение – это такой вид воображения, продуктами которого являются мечты и грезы. Это создание образа желаемого будущего, которое может выступать в виде своеобразной формы психологической защиты, обеспечивающей временный уход от возникших проблем, что способствует определенной нейтрализации негативного психического состояния и обеспечению сохранности механизмов регуляции при снижении общей активности человека. То, в чем человек нуждается, но чего он не может достичь в реальной действительности, имея при этом сильную потребность, достигается в пассивном произвольном воображении с целью выхода из состояния фрустрации.
- Пассивное непреднамеренное воображение – это такой вид воображения, продуктами которого являются сновидения и галлюцинации. Это филогенетически наиболее ранний вид воображения.
Психологическая характеристика воображения — Студопедия
Воображение – особый психический процесс, свойственный только человеку. Воображение выражается в воссоздании и преобразовании представлений, в создании новых образов, никогда не бывших в восприятии, в конструировании новых связей и отношений, отсутствующих в действительности. В этом смысле воображение может быть отнесено к интеллектуальным познавательным процессам.Воображение также обеспечивает предвидение будущих результатов активности, возможных изменений в окружающем мире и в себе, позволяет построить программу поведения, поэтому оно может быть отнесено к интегративным процессам. Воображение пронизывает всю психическую деятельность человека: преобразует перцептивные образы, представления, мыслительные понятия, тесно взаимосвязано с памятью. Отличие воображения от мышления заключается в том, что мышление открывает реальные внутренние связи действительности, а воображение строит новые связи, создает гипотезы о возможных отношениях, выходя за пределы наличной ситуации.
Классификации видов воображения
1. По степени намеренности и сознательности:
· пассивное воображение характеризуется тем, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Для пассивного воображения характерно создание образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах (галлюцинации), в полудрёмном состоянии, во сне. Преднамеренное пассивное воображение создаёт образы (грёзы), не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в реальность;
· активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя определенные образы. Активное воображение может настолько захватывать человека, что он утрачивает связь со своим временем, полностью «вживается» в создаваемый им образ. Например, во время работы над романом «Мадам Бовари» Г. Флобер, описывая отравление своей героини, почувствовал во рту вкус мышьяка.
2. По решаемым задачам:
· репродуктивное (воссоздающее) воображение – воспроизведение имеющихся образов или создание новых связей известных образов, сохраненных в памяти. При использовании репродуктивного воображения ставится задача воспроизвести реальность в таком виде, какова она есть, и, хотя здесь также присутствует элемент фантазии, этот вид воображения больше напоминает восприятие или память.
· продуктивное (творческое) воображение – создание новых образов в процессе творческой деятельности человека. При использовании продуктивного воображения ставится задача преобразовать действительность.
3. По характеру образов (С.Л. Рубинштейн):
· конкретное воображение оперирует образами единичными, обременёнными множеством деталей, вещными;
· абстрактное воображение пользуется образами высокой степени обобщённости, образами-схемами, символами.
Функции воображения:
· функция целеполагания – будущий результат деятельности создается в воображении, он существует только в сознании субъекта и направляет его активность на получение желаемого;
· представление действительности в образах, а также создание возможности пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена;
· регулирование эмоциональных состояний. При помощи воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряжённость. Данная жизненно важная функция особенно подчёркивается и разрабатывается в психоанализе;
· произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями;
· формирование внутреннего плана действий – способности выполнять действия в сознательном, идеальном плане, манипулируя образами;
· планирование и программирование деятельности, составление программ, оценка их правильности, процесса реализации;
· функция проникновения во внутренний мир другого человека – на основе описания или демонстрации воображение способно создавать картины пережитого (переживаемого в данный момент времени) другим существом, тем самым делая возможным приобщение к его внутреннему миру; эта функция служит основой для понимания и межличностной коммуникации.
С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путём человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для регуляции.
Выделяют основные способы создания образов воображения: комбинирование (агглютинация), акцентирование, типизация, схематизация, гиперболизация.
Комбинирование – сочетание данных в опыте элементов в новых вариантах. Продукты человеческой деятельности, созданные путём комбинирования: мобильный телефон, карандаш с закреплённым ластиком, пудреница с зеркальцем, троллейбус – соединение свойств трамвая и автомобиля и т. п.
Частным случаем комбинирования является агглютинация (от лат. aglutinare – склеивание) – соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей объектов. Например, сказочный образ кентавра – получеловека, полуконя; избушка на курьих ножках, русалочка и т. п.
Акцентирование (заострение) – намеренное усиление в объекте определённых качеств, которые оказываются доминирующими на фоне остальных. Примером выступает рисование карикатур, дружеских шаржей.
Гиперболизация – увеличение или уменьшение объекта и его частей. Создать новый образ можно путём преувеличения (или преуменьшения) характеристик объекта. Этот приём широко используется в сказках, народном творчестве, когда герои наделяются сверхъестественной силой и совершают подвиги. Примером являются следующие образы: Мальчик с пальчик, Дюймовочка, великаны Гаргантюа и Пантагрюэль.
Типизация – выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе (тип героя, тип злодея, типичный образ «Героя нашего времени»).
Схематизация – сглаживание различий между объектами и выявление черт сходства между ними (схематическое изображение женской и мужской фигур на дверях туалета, схемы в автобусах, на картах и т. д.).
Приемы воображения.
Агглютинация
– прием воображения, благодаря
которому происходит соединение
несоединимых в реальности качеств и
свойств:
наделение
человека свойствами животных;наделение
животных свойствами человека;наделение
природы качествами человека.
Акцентирование
— прием
воображения, заключающийся в подчеркивании
отдельных частей предмета или отдельных
признаков, приводящий к изменению
пропорций.
Гиперболизация– изменение качества предметов в сторону
увеличения или уменьшения без изменения
пропорций.
Схематизация
– прием воображения, благодаря
которому происходит сглаживание
различных предметов и выявление черт
сходства между ними, причем происходит
слияние, наложение отдельных представлений,
различия отбрасываются, а черты сходства
заостряются.
Типизация– прием воображения, благодаря которому
происходит выделение существенного,
повторяющегося и воплощение этого
существенного в конкретном образе.
4. Эмоции
Эмоция
как субъективное переживание
Эмоции
—
психическое отражение в форме
непосредственного
пристрастного переживания жизненного
смысла явлений и ситуаций,
обусловленного отношением их объективных
свойств к потребностям
субъекта.
Эмоции
–
это сигналы, которые выражают субъективное
значение явления. Это реакция субъекта
на ситуации, делающие затрудняющим
поведение субъекта. Это непосредственное
переживание.
Переживание
– это любое состояние сознания субъекта
или явление действительности,
непосредственно представленное в его
сознании и выступающее для него как
событие его внутренней жизни.
Переживание
– это особое субъективное отражение
не окружающего мира, а мира, взятого по
отношению к субъекту с точки зрения
предоставляемых ему ситуаций. Переживание
возникает в критических ситуациях.
Критические ситуации – это ситуации
невозможности реализовать внутренние
желания субъекта.
Возникновение
эмоций:
Эмоции
возникают в любой ситуации
Эмоции
возникают в специфических ситуациях.
Классификация
эмоций
Признак | Виды |
По | Положительные |
По | Слабые |
По | Кратковременные |
По | Глубокие |
По | Стенические |
Виды
эмоций:
Радость
—
положительное эмоциональное состояние,
связанное
с удовлетворением актуальной потребности.
Удивление
—
эмоциональная реакция на неожиданные
обстоятельства.
Страдание
—
отрицательное переживание, связанное
с воспринимаемой
невозможностью удовлетворения актуальной
потребности.
Гнев
—
отрицательное переживание, часто
протекающее в форме
аффекта, представляющее собой реакцию
на неожиданно
возникшее препятствий на пути к достижению
желаемой
цели.
Страх
—
отрицательное эмоциональное переживание,
связанное
с прогнозом вероятного неблагополучия.
Стыд
—
состояние, вызываемое осознанием своего
несоответствия
мнению окружающих или собственным
принципам.
Виды
эмоциональных состояний:
I.
Эмоциональный тон ощущений —
непосредственное переживание
удовольствия или неудовольствия при
условиях наличия
у субъекта тех или иных ощущений. Ощущения
возникают в случае воздействия на органы
чувств. Эмоциональный
тон ощущений побуждает субъекта к
сохранению оказываемых
на него воздействий или устранению их.
II.
Собственно
эмоции (или
предметные эмоции). Это ситуационное
эмоциональное состояние, более или
менее кратковременное
и связанное с конкретной ситуацией
удовлетворения
актуальной потребности.
Настроение
—
это общее, более или менее устойчивое
эмоциональное
состояние, окрашивающее в течение
значительного
времени все поведение человека.
Аффект—это
сильное, относительно кратковременное
эмоциональное
состояние, связанное с резким изменением
важных
для субъекта жизненных обстоятельств.
Аффект сопровождается резко выраженными
двигательными проявлениями,
а также значительными физиологическими
изменениями.
Стрессовое
состояние —
это форма, близкая к аффекту,
но по длительности протекания
приближающаяся к настроению.
Стрессовое состояние возникает в ответ
на экстремальные
воздействия — стрессоры. Кривая Хебба
—
зависимость эффективности деятельности
от сил эмоций. Чем
сильнее эмоции, тем эффективнее
деятельность, но для каждого субъекта
есть свой оптимум. Если интенсив-
ность эмоции превышает этот оптимум,
то эффективность деятельности
снижается вплоть до полной дезорганизации.
Стресс
(stress
— англ. — давление, нажим), по Г.Селье,
есть специфический ответ организма на
любое предъявление ему требования.
Стрессовые
состояния —
это вид эмоциональных состояний, близких
к аффекту по психологическим
характеристикам, но по
длительности протекания приближающихся
к настроению.
Экстремальное
воздействие называется стресс-факторами
или
стрессорами.
Дистресс
(от
англ. — горе, несчастье) — ситуация,
приводящая
к потере резервов организма.
Гетеростазис
—
новое устойчивое состояние, достигаемое
с
помощью веществ, которые стимулируют
физиологические, адаптивные
механизмы, возбуждают дремлющие тканевые
защитные
реакции (Г.Селье).
Чувство
—
переживание человеком своего отношения
к предметам
и действительности, которое характеризуется:
связью
с мотивационной сферой личности;
устойчивостью.
Сравнительная
характеристика эмоций и чувств:
Эмоции | Чувства |
1. 2. 3. 4. | 1. 2. 3. 4. |
Функции
эмоций.
Сигнальная.
Эмоциональное переживание – есть
сигнал, информирующий субъекта о том,
как идёт процесс удовлетворения
потребности.Регулирующая.
Эмоции относятся к внутренним процессам
и способны побуждать действия и
поддерживать необходимую активность.Приспособительная.
Эмоции (особенно в экстремальных
ситуациях) вызывают необходимые
действия, устанавливая наиболее
оптимальное отношение между субъектом
и ситуацией.Функция
оценки. Благодаря эмоциям оценивается
мотивационная значимость отражаемых
объектов.Актуализация
опыта. Благодаря эмоциям субъект
посредством актуализации необходимой
информации оказывается готовым к
развитию событий.
Функция
закрепления следов в памяти. Эмоция,
сопровождающая событие, выступает как
дополнительное подкрепление и благодаря
эмоциям событие фиксируется в памяти.
Экспрессивная.
Эмоция выступает как канал коммуникации.
5.Воля
Понятие
о волевой и импульсивной регуляции
поведения
Воля
—
сознательная организация и саморегуляция
человеком
своей деятельности и поведения,
направленная на преодоление
трудностей при достижении поставленной
цели (А.В.
Петровского).
Воля
есть
сознательное регулирование человеком
своего поведения
и деятельности, связанное с преодолением
препятствий.
Выделяют внутренние и внешние препятствия.
Внешние
препятствия
— это объективные, существующие
независимо
от сознания субъекта ограничения
активности.
Внутренние
препятствия
— это субъективные состояния, переживания
или качества индивидуальности, которые
выступают ограничителями активности
(это могут быть моральные нормы, лень
и т. д.).
Воля
—
это способность человека, проявляющаяся
в самодетерминации
и саморегуляции им своей деятельности
и различных
психических процессов.
Во
всех определениях подчеркивается
способность воли доводить
активность до конца, т.е. поддерживать
мотивацию.
По
Узнадзе, любая активность направляется
установкой.
Установка
—
готовность действовать в определенных
условиях
при наличии актуальной потребности.
В
ситуациях с осознанным столкновением
с препятствием у субъекта
возникает состояние фрустрации.
Фрустрация
—
это психическое состояние, вызываемое
объективно
непреодолимыми трудностями, возникающими
на пути к достижению
цели или к решению задачи.
Фрустрационная
толерантность
—
это свойство личности,
указывающее на невосприимчивость к
фрустрационным ситуациям.
Импульсивное
поведение
—
субъекты действуют на основе
импульса, исходящего от предмета,
источник активности находится
вовне и подчиняет себе человека. Такое
поведение противоположно
волевому.
Локус
контроля
—
устойчивое качество человека, формирующееся
в процессе его социализации, выражающее
способность
человека приписывать ответственность
за результаты своей
деятельности внешним силам (экстернальный
контроль) или собственным
способностям и усилиям (интернальный
контроль) (Роттер).
Воля
(по
Иванникову) — это произвольное создание
побуждения
к действию через воображаемый мотив.
С.
Л. Рубинштейн рассматривал волю как
процесс, он ввел понятия
«волевое действие» и «волевой акт».
Этапы
волевого акта по Рубинштейну:
Постановка
цели и стремление ее достичь.
Осознание
ряда возможностей достичь цель.
Появление
мотивов, подкрепляющих эти возможности.
Борьба
мотивов, выбор одного из них (центральный
момент волевого
акта, сопровождающийся специфической
эмоцией,
которая переживается субъектом как
волевое усилие).
Принятие
одной возможности достижения цели.
Осуществление
принятого решения.
Воля
(по Иванникову) – это произвольное
создание побуждения к действию через
воображаемый мотив.
С.Л.
Рубинштейн рассматривал волю как
процесс, он ввел понятия волевое действие
и волевой акт.
Этапы
волевого акта по С.Л. Рубинштейну:
1.
Постановка цели и желание ее достичь.
2.
Осознание ряда возможностей достичь
цель.
3.
Появление мотивов, подкрепляющих эту
возможность.
4.
Борьба мотивов, выбор одного из них
(центральный момент волевого акта,
сопровождающийся специфической эмоцией,
которая переживается субъектом как
волевое усилие).
5.
Принятие одной возможности достижения
цели.
6.
Осуществление принятого решения.
Волевые
качества личности:
Целеустремленность– подчинение действий поставленной
цели. Если цель теряет свой смысл, а
человек продолжает подчинять действие
этой цели, это случай ослабления воли
– упрямство.
Упрямство
– особенность поведения как дефект
волевой сферы индивида, выражающийся
во что бы то ни стало поступать по-своему
вопреки разумным доводам, просьбам,
советам, указаниям других людей.
Настойчивость– это умение человека длительно бороться
с трудностями и вопреки им осуществлять
достижение цели.
Самостоятельность– это умение не поддаваться влиянию
различных факторов, которые могут
отвлечь от цели, умение критически
относиться к советам других и действовать
на основе собственных побуждений.
Решительность– способность человека самостоятельно
принимать ответственные решения и
выполнять их, особенно проявляется в
ситуациях, связанных с риском и
необходимостью выбора из нескольких
альтернатив.
Апраксия
—
это патология действия, нарушение
произвольных
целенаправленных действий.
Гипобулия
—
менее выраженная форма ослабления воли.
Гипербулия
—
«сверхволя», возникающая при маниакальных
состояниях.
Воображение — это… Что такое Воображение?
Воображе́ние — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением[источник не указан 589 дней].
Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны. Например, при моделировании абстрактных процессов и объектов.[1]
Разновидность творческого воображения — фантазия. Воображение — одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, В. Г Казаков и Л. Л. Кондратьева и др). Согласно М. В. Гамезо и И. А. Домашенко: «Воображение — психические процессы, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте». Отечественными авторами это явление также рассматривается как способность (В. Т. Кудрявцев, Л. С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л. Д. Столяренко, Б. М. Теплов). Принимая во внимание сложное функциональное строение, Л. С. Выготский считал адекватным применение понятия психологической системы.
По мнению Э. В. Ильенкова, традиционное понимание воображения отражает только его производную функцию. Главная — позволяет видеть то, что есть, то, что лежит перед глазами, то есть основной функцией воображения является преобразование оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи.[2]
Классификация процессов воображения
По результатам:
- Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой какая она есть)
- Продуктивное (творческое) воображение:
- с относительной новизной образов;
- с абсолютной новизной образов.
По степени целенаправленности:
- активное (произвольное) — включает воссоздающее и творческое воображение;
- пассивное (непроизвольное) — включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.
По виду образов:
- конкретное;
- абстрактное.
По приёмам воображения:
- агглютинация — соединение несоединимых в реальности объектов;
- гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета и его частей;
- схематизация — выделение различий и выявление черт сходства;
- типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.
По степени волевых усилий:
- преднамеренное;
- непреднамеренное.
Четырёхэтапная модель творческого процесса Уоллеса
- Основная статья: Творчество как процесс
- Стадия приготовления, сбор информации. Заканчивается ощущением невозможности решить проблему.
- Стадия инкубации. Ключевая стадия. Человек сознательно не занимается проблемой.
- Инсайт (озарение).
- Проверка решения.
Механизмы воображения
- агглютинация — создание нового образа из частей других образов;
- гиперболизация — увеличение или уменьшение объекта и его частей;
- схематизация — сглаживание различий между объектами и выявление их сходств;
- акцентирование — подчеркивание особенностей объектов;
- типизация — выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях.
Существуют условия, способствующие нахождению творческого решения: наблюдательность, легкость комбинирования, чуткость к проявлению проблем.
Гилфорд вместо понятия «воображение» использовал термин «дивергентное мышление». Он означает порождение новых идей с целью самовыражения человека. Характеристики дивергентного мышления:
- беглость;
- гибкость;
- оригинальность;
- точность.
Развитие воображения у детей
Через творчество у ребёнка развивается мышление[3]. Этому способствуют настойчивость и выраженные интересы. Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы.
Развитию воображения способствуют:
- ситуации незавершенности;
- разрешение и даже поощрение множества вопросов;
- стимулирование независимости, самостоятельных разработок;
- билингвистический опыт;
- позитивное внимание к ребёнку со стороны взрослых.
Развитию воображения препятствуют:
Мир воспринимается как интерпретация данных, поступающих от органов чувств. Будучи таковым, он воспринимается реальным в отличие от большинства мыслей и образов.
Функции воображения
- представление действительности в образах, а также создание возможности пользоваться ими, решая задачи;
- регулирование эмоциональных состояний;
- произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;
- формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их внутри, манипулируя образами;
- планирование и программирование деятельности, составление программ, оценка их правильности, процесса реализации.
Воображение и когнитивные процессы
Воображение является познавательным процессом, специфика которого состоит в переработке прошлого опыта.
Взаимосвязь воображения и органических процессов наиболее ярко проявляется в следующих явлениях: идеомоторный акт и психосоматическое заболевание. На основе связи между образами человека и его органическими состояниями строится теория и практика психотерапевтических воздействий. Воображение неразрывно связано с мышлением. Согласно Л. С. Выготскому, допустимо высказывание о единстве этих двух процессов.
И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностями личности. Основу обоих процессов составляет опережающее отражение. В зависимости от ситуации, запаса времени, уровня знаний и их организации одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Различие состоит в том, что отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время, как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее. Использование того или иного процесса диктуется, прежде всего, ситуацией: творческое воображение работает, в основном, на том этапе познания, когда неопределенность ситуации достаточно велика. Таким образом, воображение позволяет принимать решения даже при неполноте знания.
В своей деятельности воображение использует следы прошлых восприятий, впечатлений, представлений, то есть следы памяти (энграммы). Генетическое родство памяти и воображения выражается в единстве составляющих их основу аналитико-синтетических процессов. Принципиальное различие между памятью и воображением обнаруживается в различном направлении процессов активного оперирования с образами. Так, основной тенденцией памяти является восстановление системы образов, максимально приближенной к ситуации, которая имела место в опыте. Для воображения, напротив, характерно стремление к максимально возможному преобразованию исходного образного материала.
Воображение включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и, в то же время, само зависит от восприятия. Согласно идеям Ильенкова, главной функцией воображения является преобразование оптического явления, состоящего в раздражении световыми волнами поверхности сетчатки, в образ внешней вещи.
Воображение тесно связано с эмоциональной сферой. Эта связь имеет двойственный характер: с одной стороны, образ способен вызвать сильнейшие чувства, с другой — возникшая однажды эмоция или чувство может стать причиной активной деятельности воображения. Данная система подробно рассмотрена Л. С. Выготским в его работе «Психология искусства». Основные выводы, к которым он приходит, можно изложить следующим образом. Согласно закону реальности чувств, «все фантастические и нереальные наши переживания, в сущности, протекают на совершенно реальной эмоциональной основе». На основе этого Выготский делает вывод, что фантазия является центральным выражением эмоциональной реакции. Согласно закону однополюсной траты энергии, нервная энергия имеет тенденцию к тому, чтобы растрачиваться на одном полюсе — или в центре или на периферии; всякое усиление энергетической траты на одном полюсе немедленно же влечет за собой ослабление её на другом. Таким образом, с усилением и усложнением фантазии как центрального момента эмоциональной реакции её периферическая сторона (внешнее проявление) задерживается во времени и ослабевает в интенсивности. Таким образом, воображение позволяет получать разнообразный опыт переживаний и оставаться при этом в рамках социально приемлемого поведения. Каждый получает возможность прорабатывать излишнее эмоциональное напряжение, разряжая его с помощью фантазий, и компенсируя, таким образом, неудовлетворенные потребности.
См. также
Примечания
- ↑ Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. — 3-е изд. — М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1. Общие основы психологии. — 688 с.
- ↑ Ильенков Э. В. О воображении // Народное образование. — 1968. — № 3.
- ↑ В мире существует несколько крупных программ развития креативности у детей. Их авторы: А.Грэб; Торресант; Миклус и Гоули («Одиссея разума»)
Литература
- Воображение // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Воображение // Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра-М, 1998. — 576 с.
- Николаенко Н. Н. Психология творчества. СПб.: Речь, 2007. — 288 с. (Серия: «Современный учебник»)
- Egan, Kieran. Imagination in Teaching and Learning. Chicago: University of Chicago Press, 1992.
- Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.: Педагогическое общество России, 2001
- Выготский Л. С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. М.: Лабиринт, 1998.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.
- Петровский А. В., Беркинблит М. Б. Фантазия и реальность. М.: Политиздат, 1968.
- Ильенков Э. В. О воображении // Народное образование. 1968. № 3.
Психология — это наука, изучающая …
а. Психические явления, возникающие в разных группах и группах в процессе общения и деятельности
г. Закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей
г. Особенности психики человека на разных этапах ее развития
г. Психические расстройства, методы их диагностики, профилактики и лечения
e.Человеческий темперамент и поведение
22 К методам психологического воздействия относятся:
а. Наблюдение
г. Эксперимент
г. Статистический анализ
г. Психологическое тестирование
e. Обсуждение
23 Метод исследования, предполагающий сравнение двух или более объектов с целью классификации и типологии, называется:
а.Комплекс
г. Сравнительный
г. Методы наблюдения
г. Долгота
e. Методика эксперимента
24 Задачи социальной психологии как науки:
а. Прогнозирование политических, экономических и иных процессов развития государства на основе учета социально-психологических закономерностей и механизмов
г. Раскрытие общих закономерностей развития
г.Выявление индивидуальных отличий
г. Повышение производительности труда, эффективности трудовой деятельности
e. Диагностика характера и темперамента человека
25 Получение информации посредством голосового обмена:
а. Анкеты
г. Тестирование
г. Эксперимент
г. Разговор
e. Наблюдение
26 Настроение человека на определенное восприятие окружающей действительности а это:
а.конформизм.
г. разочарование.
г. установка
г. приспособление.
e. сенсибилизация.
27 Впервые описан темперамент:
а. Платон
г. Аристотель
г. Гиппократ
г. Павлов
e. Кретчмер
28 Кто из казахстанских ученых написал первый учебник по психологии:
а.Бухта.
г. Алтынсарина.
г. Aimauytov.
г. Муканов
e. Жарикбаев
29 К чему снится:
а. пассивный тип воображения.
г. бессознательное отражение действительности.
г. результат высокого гипноза.
г. своего рода галлюцинации.
e. разновидность активного воображения.
30 Непреодолимое подсознательное желание чего-то добиться:
а.воли
г. необходимость.
г. интерес.
г. инстинкт.
e. желание
Психология тестирования
Вариант 4
1 Какое свойство внимания обеспечивает возможность удерживать в поле зрения несколько объектов одновременно:
а. концентрация
г. устойчивость
г.вместимость
г. Коммутация
e. распределение
2 Проявление характера в большинстве случаев связано с:
а. феномен госпитализма
г. ускоренное развитие
г. Чувствительность
г. влияние окружающей среды
e. сенсибилизация
3 Экстрасенс это:
а. отражение окружающей действительности через деятельность мозга
г.физиологическая функция нервной системы
г. рефлекторная деятельность головного мозга
г. субстрат материи мозга
e. проявление души, познанное самонаблюдение
4 С каким свойством восприятия связано преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими:
а. структурный
г. Целостность
г.постоянство
г. избирательность
e. объективность
5 Естественная предрасположенность к любой деятельности:
а. талант
г. наклонности
г. гений
г. волевой характер
e. способность
6 Стиль межличностных отношений, основанный на беспрекословном подчинении лидеру:
а.авторитарный
г. либеральный
г. демократичный
г. опека
e. противостояние
7 Что относится к врожденным индивидуальным характеристикам личности:
а. внимательность
г. Способность
г. персонаж
г. память
e. темперамент
8 Как называется процесс, в котором окружающая реальность предстает в неправдоподобных образах, и человек это понимает:
а.галлюцинации
г. Воображение
г. адаптация
г. синестезия
e. иллюзии
9 Переход внешних воздействий на внутренние называется:
а. интерьеризация
г. экстериоризация
г. социологизация
г. Биологизация
e. производственная деятельность
10 Типовой темперамент, характеризующийся вспыльчивостью и поспешностью в действиях:
а.меланхолик
г. Сангвиник
г. холерик
г. флегматик
e. флегматик
11 Удовлетворенность результатами своей деятельности проявление:
а. эстетические чувства
г. моральные чувства
г. практические чувства
г. интеллектуальные чувства
e. эмоции
12 Процесс развития личности от рождения до смерти называется:
а.онтогенез
г. филогения
г. Эволюция
г. Разгон
e. Эмансипация
13 Как называется мыслительная операция, связанная с мысленным объединением предметов и явлений по их общим и существенным признакам:
а. синтез
г. обобщение
г. сравнение
г. анализ
e.абстракция
14 Писатель написал пьесу для театра. О какой речи может идти речь в данном случае:
а. монологический
г. диалог
г. внутренний
г. письменный
e. оральный
15 Кто первым научно обосновал физиологические основы темперамента:
а. Павлов
г. Гиппократ
г.Леонтьев
г. Ты готика
e. Небылицин
16 Символ:
а. проявление воли человека
г. этика поведения в обществе
г. личностные характеристики, проявляющиеся в активности и общении
г. определенный психологический настрой
e. врожденное природное качество
17 Когда психология формировалась как самостоятельная наука:
а.3 век нашей эры
г. 17 века.
г. 20 век.
г. 19 век.
e. перед Христом
18 Кто написал первый трактат о душе:
а. Аристотель
г. Демокрит
г. Гиппократ
г. Сократ
e. Платон
19 Самый древний метод психологического познания:
а.Эксперимент
г. Тестирование
г. анкеты
г. Социометрия
e. наблюдение
20 Кто является основоположником методологии социометрического исследования:
а. Леонтьев
г. Бине
г. Выготского
г. Морено
e. Теплов
21 Операция, заставляющая задуматься, с помощью которой человек может, исходя из отдельных деталей, получить представление о сути вещей и явления в целом:
а.анализ
г. сравнение
г. классификация
г. абстракция
e. синтез
22 Каков основной принцип познавательной деятельности:
а. Воображение
г. Мышление
г. восприятие
г. память
e. ощущения
23 Как называется процесс, при котором окружающая действительность воспринимается искаженно и человек этого не понимает:
а.галлюцинации
г. изображение
г. иллюзии
г. адаптация
e. синестезия
24 Как явление, при котором может явление, при котором не может вспомнить, что раньше знали:
а. Конфабуляция
г. Воспоминание
г. амнезия
г. мнемоника
e. агнозия
25 Яркий свет на сцене вызывает ощущение тепла, а в темноте — прохлады.Как называется это явление:
а. сенсибилизация
г. адаптация
г. Конфабуляция
г. синестезия
e. Воспоминание
26 Восхищение красотой природы есть проявление:
а. эстетические чувства
г. интеллектуальные чувства
г. моральные чувства
г. Практические ощущения
e.эмоции
27 Самый важный принцип, согласно которому мы ищем исходные причины, определяющие определенные психические проявления:
а. детерминизм
г. историзм
г. разработка
г. Единство сознания и деятельности
e. системный
28 Один из основателей обучающего коллектива:
а. Руссо
г.Макаренко
г. Выготского
г. Ельцинин
e. Рубинштейн
29 Прием воображения, на основе которого происходит преувеличение качеств реального объекта:
а. набирает
г. заточка
г. гиперболизация
г. агглютинация
e. схематизация
30 Стиль межличностных отношений, основанный на дискуссионном подходе при решении возникающих проблем:
а.авторитарный
г. либеральный
г. опека
г. демократичный
e. противостояние
Психология тестирования
Вариант 5
1 Бессознательный уровень психики проявляется через:
а. инстинкты
г. условные рефлексы
г. интуиция
г.интерьеризация
e. Этеризация
2 Как зовут человека, легко вступающего в контакт с окружающими его людьми:
а. интроверт
г. гетероустройство
г. гиповерт
г. экстраверт
e. нормостенический
3 Как зовут человека, которому сложно вступить в процесс общения с окружающими его людьми:
а.экстраверт
г. интроверт
г. гетероустройство
г. гиповерт
e. нормостенический
4 Психический процесс, обеспечивающий целостное представление об объектах и явлениях окружающего мира:
а. ощущения
г. Мышление
г. Воображение
г. восприятие
e. память
5 Психический процесс, обеспечивающий сохранение воспринимаемой информации об объектах и явлениях окружающего мира:
а.память
г. Восприятие
г. Мышление
г. Воображение
e. ощущения
6 Психологический процесс, обеспечивающий создание новых образов на основе ранее воспринятых:
а. Воображение
г. Восприятие
г. Мышление
г. ощущения
e. память
7 Кратковременные эмоции называются:
а.заявляет
г. влияет на
г. реакция
г. эмоциональные отношения
e. неполноценные чувства
8 Невозможность сосредоточиться на исследуемом объекте обусловлена:
а. рассеянность
г. стресс
г. непроизвольное внимание
г. Пост-добровольное внимание
e. избирательность восприятия
9 Тип темперамента, отличающийся повышенной впечатлительностью и обидчивостью:
а.флегмахолик
г. холерик
г. Сангвиник
г. флегматик
e. меланхолик
10 Качество личности, позволяющее осуществлять творческую деятельность на недоступном для других уровне:
а. одаренность
г. Способность
г. Чувствительность
г. гений
e. сенсибилизация
11 Личность формируется в процессе:
а. образование
г. операция
г. обучение
г. развитие волевых качеств
e. сенсибилизация
12 Вид деятельности, в процессе которой в детстве происходит развитие окружающей действительности:
а. рабочая
г. игра
г. образовательный
г. продуктивный
e.связь
13 Автоматическое действие, созданное во время упражнения:
а. навык
г. привычка
г. воздержание
г. достижение
e. конформизм
14 Подсознательные действия, направленные на выполнение каких-то действий, ставших необходимостью:
а. достижение
г. навык
г. талант
г.привычка
e. гений
15 Зависимость восприятия от прошлого опыта:
а. апперцепция
г. восприятие
г. противоопухолевый
г. постоянство
e. объективность
16 Обращение к себе называется:
а. внешний
г. Оральный
г. эгоцентрический
г.диалогический
e. письменный
17 Способность людей сохранять и воспроизводить яркие и детализированные изображения, воспринимаемые ранее:
а. эйдетическая память
г. слуховая память
г. память
г. зрительная память
e. синестезия
18 Набор устойчивых индивидуальных характеристик личности, проявляющихся в процессе деятельности и общения с окружающими:
а.темперамент
г. Способности
г. персонаж
г. этнос
e. экстравертивность
19 Подавленное эмоциональное состояние, проявляющееся в заторможенности движений и снижении интереса к окружающему миру:
а. депрессия
г. стресс
г. амбивалентность
г. Ревность
e. апатия
20 Черта характера, проявляющаяся в стремлении удовлетворить только личные потребности:
а.эгоизм
г. амбиции
г. определение
г. каприз
e. бездушие
21 Способ адаптации к окружающей среде:
а. адаптация
г. чувствительность
г. синестезия
г. сенсибилизация
e. дальтонизм
22 Свойство мозга, заключающееся в способности отражать объективную реальность, составляет:
а.Сознание
г. Мышление
г. психика
г. отражение
e. Инстинкт
23 Мотиватор деятельности, связанной с. удовлетворение определенной потребности составляет:
а. проценты
г. целеустремленность
г. определение
г. потребность
e. мотив
24 Психические процессы включают:
а.настроение
г. темперамент
г. природа
г. стресс
e. ощущение
25 Психические состояния включают:
а. ощущение
г. темпераментный
г. настроение
г. природа
e. Воображение
26 Эмоциональное переживание человека его отношения к предметам и явлениям действительности:
а.чувства
г. эмоции
г. дружба
г. любовь
e. влюбчивость
27 Почему, когда человек слушает, он закрывает глаза:
а. синестезия
г. сенсибилизация
г. адаптация
г. связан с низким порогом чувствительности
e. связан с высоким порогом чувствительности
28 Почему человек не замечает тиканья часов в комнате:
а.адаптация
г. синестезия
г. сенсибилизация
г. связан с низким порогом чувствительности
e. связан с высоким порогом чувствительности
29 Когда человек пьет горячий чай, он кладет много сахара, после охлаждения чай кажется очень сладким:
а. сенсибилизация
г. адаптация
г. связан с низким порогом чувствительности
г.связан с высоким порогом чувствительности
e. синестезия
30 Определите, какие способности определяют успех человека в различных сферах деятельности:
а. специальный
г. общий
г. творческий
г. коммуникативный
e. организационная
: 2018-11-11; : 203 | |
:
:
:
© 2015-2020 лекции.org — -.
онлайн-курсов по психологии | Магистерская программа
Гибкий
При отсутствии установленного времени проведения занятий в классе вы можете учиться по своему расписанию и получать доступ к материалам онлайн-курса 24/7 .
Доступный
Воспользуйтесь одним из самых низких в стране тарифов на обучение онлайн, а также финансовой помощью для тех, кто соответствует требованиям. Мы также упрощаем перевод в SNHU, принимая до 12 кредитов от вашего предыдущего учреждения.
Уважаемый
Основанный в 1932 году , Южный университет Нью-Гэмпшира — это частное некоммерческое учреждение, которое выпускает более 100 000 человек по всей стране. SNHU регионально аккредитован Комиссией высшего образования Новой Англии (NECHE), которая выступает за институциональное улучшение и общественное обеспечение качества.
Недавно Университет Южного Нью-Гэмпшира получил национальное признание как ведущий путь к более инновационному, доступному и достижимому образованию:
- «Самый инновационный» региональный университет с отличием У.S. News & World Report ежегодно с 2015 г.
- Грант в размере 1 млн. Долларов от Google.org для изучения навыков межличностного общения для наиболее нуждающейся молодежи
- Признание новатором в области цифрового обучения 2017 г. Консорциумом онлайн-обучения
Сеть
В Университете Южного Нью-Гэмпшира у вас будет доступ к мощной сети из более чем 200 000 студентов, выпускников и сотрудников, которые могут помочь вам в течение долгого времени после окончания учебы. Наши инструкторы предлагают актуальный опыт, который поможет вам понять свою отрасль и сориентироваться в ней.Кроме того, благодаря нашей растущей общенациональной сети выпускников у вас будет возможность воспользоваться рядом возможностей стажировки и карьерного роста.
96,5% студентов рекомендуют SNHU. 2 Узнайте, почему SNHU может быть подходящим для вас.
,