Синектика метод: Синектика — коллективный творческий метод от Уильяма Гордона

Содержание

Синектика — метод эффективного решения задач

Синектика – это метод сочетания разноплановых, нередко совершенно несовместимых элементов при постановке задачи и поиске решений. Были ли в вашей жизни случаи, когда решение задач заходило в тупик? Рассмотрены десятки вариантов, а процесс так и стоит на месте? В таких случаях метод синектики — отличный выбор. Он позволяет увидеть ситуацию с другой стороны. Применение этой техники поможет найти неожиданное, возможно, непонятное или абсурдное решение. Но какая разница, как оно выглядит, если проблема решена?

Когда и как появился метод

синектика

Метод синектики появился в середине прошлого столетия. Тогда изобретатель и исследователь мышления Уильям Гордон и его коллега Джордж Принс сделали открытие. Они выяснили, что групповое и индивидуальное творчество похожи. Это стало толчком к созданию в 1952 году исследовательской группы (Кембридж). Она занималась изучением и усовершенствованием интересного метода под названием синектика. Это слово отображает его суть. В переводе с греческого оно обозначает соединение нескольких разнородных элементов.

Сегодня синектика – метод мозгового штурма. Он предполагает обсуждение проблемы, использование метафор и аналогий. По мнению Уильяма Гордона, последние помогают избавиться от ограниченности мышления. Главное – понять, как знания из одной области применяются в другой.

Примером эффективности синектического штурма называют сотрудничество Гордона с компанией Kellogg – производителем чипсов Pringles. Возникла проблема с упаковкой. Нужно сделать ее компактной и удобной. Но как? Используя метод синектики, Гордон сравнил чипсы в упаковке с собранными в пакеты опавшими листьями. Сухие занимают больший объем, чем влажные. Последние эластичнее и мягче, благодаря чему компактнее укладываются в пакеты и мешки. По мнению изобретателя, так стоит поступить и с чипсами. Он предложил смачивать картофельную муку, используемую для их изготовления. Результат налицо.

В начале 60-х годов Уильям Гордон издал книгу «Синектика: развитие творческого воображения». А чуть позже основал компанию Synectics Inc, специализирующуюся на обучении креативному мышлению.

Как работает метод синектики

Как работает метод синектики

Как сказано выше, суть метода синектики заключается в поиске аналогий. Они бывают 4 видов:

  1. Прямые. Это похожие черты объектов, используемые при решении одинаковых задач. Сюда относится схожесть природных данных или технических характеристик. Представьте, что перед вами стоит задание усовершенствовать процесс покраски мебели. Но вы не знаете, как лучше это сделать. Проведите аналогию с окрашиванием других предметов. Пусть это будет, к примеру, бумага. Или же задумайтесь об окраске цветов и животных.
  2. Символические. В обычных вещах нужно видеть метафоры и парадоксы. Здесь синектика предлагает посмотреть на привычное с необычного ракурса. Аналогия такого типа часто используется в искусстве. Нередко появляется она и в повседневной жизни. Взять хотя бы знакомые всем фразы «живой мертвец» или «без вины виноватый».
  3. Личные. Попробуйте отождествить себя с изучаемым явлением или объектом. Наденьте на себя его функции и характеристики. Это поможет изменить взгляд на вещи. Поначалу такие аналогии покажутся нелепыми и даже бессмысленными. Однако это возможность увидеть новые грани, стороны предмета. Такая аналогия требует богатой фантазии и развитого воображения.
  4. Фантастические. В случае с этой аналогией можно проявлять всю фантазию. Представьте объект в самых фантастических или даже нереальных условиях. Пусть он будет свободен от физических законов. Побудьте писателем-фантастом. Возможно, в этот момент вы увидите, как решить проблему без привязки к существующей реальности.

Используя перечисленные аналогии, вы задействуете все типы мышления. Благодаря этому увидите полную картину происходящего.

Этапы синектического решения

Этапы синектического решения

Поиск новых идей методом синектики проводится в 8 этапов. Каждый из них подробно объясняется в книге Уильяма Гордона.

  1. Для начала выделяют проблему. Ее не знает никто из участников. Информация доступна только руководителю. Она не разглашается не случайно. Если человек знает все заранее, ему сложно переключиться с привычного способа решения задач на творческий, креативный. Проблема освещается в общем виде.
  2. На 2 этапе проблему делят на части. Самые сложные разделяются на мелкие.
  3. Участники группы изучают вопрос, анализируют детали, делают выводы. Для этого они используют полученную ранее информацию.
  4. Теперь пришло время подбора аналогий и метафор. В синектике это способ понять суть проблемы, рассмотреть ее изнутри.
  5. Следующий этап – изучение проблемы с необычного ракурса.
  6. Участникам предстоит рассказать, как они поняли ситуацию. Здесь вновь в игру вступают аналогии.
  7. Самую подходящую аналогию отождествляют с поставленной задачей. В результате снимаются любые ограничения, раздвигаются рамки.
  8. Этот этап предполагает поиск решений. Участникам группы нужно найти подходящий вариант, высказать идеи по поводу него. После решение проецируется на проблему.

На последнем этапе работают эксперты. Они оценивают и анализируют проделанную работу. А после думают, как применить найденные решения на практике.

Пример применения синектики для поиска решений

упаковка чипсов Принглс

Один из примеров приведен выше. Создатель методики воплотил ее в жизнь, работая с компанией, производящей чипсы «Pringles».

Есть и другой пример. Представьте литейный завод. На одном из этапов производства происходит пескоструйная очистка готовых изделий. Проблема в том, что песок попадает в полости деталей. На его удаление тратится много времени. К тому же, это дополнительные расходы. Инженеры искали способ сделать так, чтобы песчинки очищали металл, но при этом не оставались в изделии.

Специалисты провели аналогию со льдом. При таянии он исчезает. Почему бы не применить эту особенность в случае и с производством деталей? Было принято решение вместо песка использовать частицы сухого льда. Они эффективно очищали металл, а после, превращаясь в газ, испарялись.

Преимущества и недостатки синектики

Преимущества и недостатки синектики

Метод синектики, который относится к технике мозгового штурма, имеет ряд достоинств. Вот некоторые из них:

  1. Результативность. Правильно собранная синектическая группа и нестандартный подход работают быстрее других техник решения поставленных задач.
  2. Процесс поиска решений проходит максимально эффективно. Синектика предполагает использование сразу всех типов мышления. Каждый участник максимально раскрывает потенциал. Другие методы не могут похвастаться такими достижениями.
  3. Коллектив постоянно развивается. Он не только решает бессчетное количество задач. Каждый участник группы получает опыт, учится чему-то новому, находит общий язык с коллегами. Это благоприятно сказывается на работе компании.
  4. Уменьшаются посторонние затраты и случайные факторы. Во время классического мозгового штурма много времени уходит на перечисление вариантов решения проблемы. При синектике участники группы критикуют высказывания друг друга. В итоге находят реальные, применимые в данной ситуации решения, а не перечисляют все, что приходит в голову.

Несмотря на неоспоримые преимущества, у метода синектики есть и некоторые недостатки:

  1. Продолжительное обучение. Участникам синектической группы нужно пройти специальное обучение. Это семинары, онлайн курсы, тренинги. Сюда входит и чтение соответствующей литературы. В любом случае процесс займет немало времени.
  2. В группу стоит набирать только квалифицированных специалистов. Они должны быть мотивированы, иметь лояльное отношение к компании и желание участвовать в обсуждениях.

Еще одним недостатком считается отрыв от производства. Группе нужны разнопрофильные специалисты. Их отсутствие на месте снижает эффективность работы компании.

Как создать синектическую группу

создание синектической группы

Формирование группы происходит в 3 этапа:

  1. Первым идет отбор участников. Они проходят специальные тесты, по результатам которых определяют уровень эрудиции, образование, способность нестандартно мыслить, наличие знаний в отдельных сферах. Лучше, если у кандидатов разные профессии. Предпочтение отдается тем, у кого две несовместимые друг с другом специальности. Пример – инженер-экономист или физик-врач.
  2. Второй этап – обучение. В России метод синектики не пользуется популярностью. Поэтому касающихся его методических и учебных разработок нет. Да и опыт других стран игнорируется. За границей существуют специальные заведения, которые заняты подготовкой синектических групп. Процесс занимает год. Очные занятия проводятся в центрах. Это теория. После начинается практика. «Студенты» отправляются на свои предприятия решать реальные задачи.
  3. На последнем этапе подготовленную группу внедряют на фирму.

Иногда руководство компании решает создать синектическую группу из своих сотрудников. Другой вариант – заказать уже готовый коллектив для разового или регулярного сотрудничества.

Заключение

Метод синектики – возможность принимать нестандартные решения путем перенесения опыта из одной сферы в другую. В процессе работы не ограничивайте фантазию. Вам придется предлагать неожиданные и даже абсурдные варианты решения задач. Поначалу такая практика кажется нелепой. Но примеры говорят о ее эффективности. Вспомните хотя бы упаковку чипсов «Pringles».

создание синектической группы

Автор статей по саморазвитию и психологии отношений.

Метод синектики для принятия решений POINT-V.RU

Метод синектики и в чем его суть

Метод синектики — отличный способ генерации идей и определения вариантов решений. Его суть заключается в привлечении интуитивно-образного мышления, умелом использовании аналогий и ассоциаций с уже решенными задачами в других областях жизни. Метод был предложен У. Гордоном как инструмент исследования нетривиальных изобретательских задач.

Чем метод синектики отличается от мозгового штурма

Метод синектики выступает логическим продолжением приема мозгового штурма, но отличается от него тем, что участники предлагают не готовые идеи, а аналогии со свойствами других предметов, которые и выстраивают безотчетное формирование идеи. Незаконченные мысли выражаются в виде расплывчатых образов, сравнений и примеров.

В отличие от метода мозгового штурма, в процессе генерации допустима конструктивная критика выдвигаемых идей, которая позволяет их развивать и видоизменять. Также в отличие от мозгового штурма метод синектики лучше всего работает в постоянной, сыгранной группе, участники в которой не боятся реакции партнеров, привыкают к коллегам и не обижаются на критику с их стороны.

Говоря по-другому, синектика подразумевает полное погружение в творческий процесс путем абстрагирования от существующей проблемы и отыскания отправной точки в похожих сферах деятельности. Мыслительный поток при этом движется не привычными путями, а по закоулкам сознания, намеренно искажая и меняя привычные способы восприятия информации. Метод синектики – прием привлечения сравнений и аналогий, усовершенствованный механизм поиска идей, требующий от человека широты мысли, полноты воображения и неисчерпаемой фантазии.
Метод синектики используют тогда, когда необходимо коллективное решение проблемы. Для этого создается творческая группа, которая отталкивается от пяти типов аналогий и аккумулирует опыт разрешения тех или иных задач.

Аналогии в методе синектики

Виды аналогий:

  1. Прямая. Это соотношение и сравнение рассматриваемой проблемы с похожими фактами из посторонних сфер жизни и деятельности. Чаще всего сравнения производятся между природными и техническими областями. К примеру, для поиска методов окраски мебели избираются аналогии с процессами окрашивания кинопленки или бумаг. Поэтому участниками творческого коллектива становятся люди, обладающие разносторонними знаниями и неограниченными мыслительными возможностями.
  2. Личная (субъективная). Этот прием требует от синектора способностей перевоплощения в оболочку явления, о котором идет речь, представления себя с ним единым целым в целях рассмотрения скрытых аспектов, недоступных для тривиального мыслительного процесса.
  3. Символическая аналогия – это принятие решения на основании педантичного исследования проблемы и выявления парадоксов и противоречий в привычных объектах и фактах. Применение символической аналогии основывается на обнаружении связей и сочетаний между несопоставимыми с виду понятиями.
  4. Образная. Это мысленное замещение рассматриваемого объекта другим образом, более подходящим для сравнения с предметом, принятым за стандарт. Подобная замена направлена на выявление скрытых возможностей и обнаружение новых идей.
  5. Фантастическая аналогия основывается на представлении участниками объектов и фактов вне пределов физических законов и существующей реальности. То есть это мысленное воссоздание явления таким, каким его хочется видеть, а не таким, какое оно должно быть. Этот тип сравнений как никакой другой нуждается в абсолютной свободе творческого мышления. Обычно им пользуются писатели при написании произведений в стиле «фэнтези».

Особенности метода синектики

Метод синектики довольно сложен в применении и требует подготовки, но зато позволяет прийти к гениальной идее путем абстрагирования сознания от обычных умозаключений и при помощи углубленного изучения объекта.

Запомните, что знание теории без практики обычно дает только иллюзию возможностей. Поэтому еще в большей степени, чем метод мозгового штурма, метод синектики требует регулярной тренировки. Такие тренировки нужно проводить в виде бизнес-игр или тренингов, добиваясь слаженности взаимодействия членов рабочей группы.

Аналитик, консультант, тренер. Помогаю выявлять реальные внутренние проблемы организаций, повышать производительность работы и снижать расходы.

Смотрите также

Что это за метод — синектика? Назначение и суть

Методы выработки новых креативных идей сегодня востребованы в разных сферах. С их помощью руководители крупных компаний и организаций повышают эффективность деятельности в условиях конкуренции, а творческие группы стимулируют неординарные мыслительные процессы. Существует немало способов и практических приемов для реализации идеи нетривиального подхода в решении задач – от классического мозгового штурма до техники шести шляп. В последнее время стал популярен и другой метод – синектика, эффективность которой давно доказана на практике. Особенностью этой техники является возможность задействования различных приемов, совокупность которых расширяет границы поиска оригинальных решений.

метод синектика

Общие сведения о синектике

Автором метода является Уильям Гордон, который в начале 1950-х годов активно работал над улучшением техники мозгового штурма. Плодом работ ученого и стал синектический подход к решению задач. Это слово означает «соединение разных элементов», что и отражает особенность данного способа. Хотя метод синектики относится к методам активизации творческих навыков, его используют в самых разных сферах, среди которых даже промышленные предприятия.

Первое знакомство с техникой может составить неправильное мнение о ней как о доступной методике. На деле же она требует сложной организации и серьезной подготовки от участников синектической группы. Также надо отметить, что синектика решает конкретные задачи и не предполагает использование закономерностей в развитии разных систем. Как уже отмечалось, данная техника базируется на методе мозгового штурма. Если быть точнее, то она представляет его модифицированную версию, рассчитанную на профессионалов.

синектика один из методов активизации мышления

Социальная значимость метода

Как показывают исследования, современные компании и организации управляются по определенным законам, определяющим их политику. Зачастую строгая приверженность конкретному курсу не позволяет использовать и даже рассматривать способы решения проблем, которые могли бы повысить эффективность деятельности, но противоречат уставу. Нередко принятые правила и нормативы действительно отражают реальность и работают на пользу. Но встречаются и обратные случаи, когда корпоративные законы представлены не более чем набором привычек из прошлого. В свою очередь, новаторские идеи способны без разрушительных процессов изнутри изменить положение, главное, правильно использовать метод. Синектика даже на низших управленческих уровнях позволяет добиться неплохих результатов в процессе принятия решений.

Суть метода

На практике данный метод реализуется на основе принципов аналогии. То есть для решения поставленной задачи перенимается опыт из другой сферы, в которой уже была разрешена схожая проблема. Для иллюстрации такого подхода можно привести пример, который был решен группой Гордона. Перед создателем метода стояла задача того, как с наибольшей компактностью уложить чипсы в упаковку, чтобы они не крошились при этом. Выход из положения был найден с помощью аналогии, которая и продемонстрировала суть метода синектики как способа сравнения. Группа ученого использовала принцип укладки в мешки листьев, которые при этом сохраняли структуру, потому что были влажными. В случае с чипсами использовалась особая формовка и технология смачивания муки, что и позволило сэкономить место в упаковке. Так появилась знаменитая марка «Принглс».

метод аналогий синектика

Создание синектического коллектива

Процесс формирования членов группы, которая будет осуществлять метод, включает несколько этапов. На первой стадии проводится тестирование потенциальных участников синектического мероприятия. В ходе испытаний определяется общая эрудиция, уровень образования, гибкость мышления, опыт участия в различных экспериментах. Могут потребоваться и тесты на специализированные знания, которые определяет конкретное назначение методов синектики в определенной сфере. Например, в задачах строительства могут потребоваться знания архитектуры, а в пищевой промышленности – химии. Затем проводится обучение членов группы. Стоит отметить, что на Западе этот метод активно используется в самых разных направлениях, поэтому и учебные центры по синектике достаточно распространены. Завершающий этап – это введение подготовленной группы в реальную среду для работы над заданием.

решение задач методом синектики

Порядок реализации метода

Как и любой другой метод генерации новых идей, синектика предусматривает несколько фаз работы над задачей. Для начала в целях поддержания абстрактности мышления дается общее представление о проблеме без уточнения требований к результату. Затем происходит подразделение проблемы на несколько упрощенных частей, после чего группа работает над самостоятельным поиском возможных задач и путей их решения.

Важно отметить, что и на этой фазе участники имеют дело с проблемой в том виде, в котором они ее понимают, то есть без уточнений. На основном этапе решение задач методом синектики предполагает рассмотрение аналогий, наиболее близких к поставленной проблеме. Завершает эту фазу принятие решения по поводу выбора аналогии, и выполняется сличение решенной задачи из другой сферы и поставленной проблемы. Стоит подчеркнуть важное отличие такого подхода от классического метода мозгового штурма. В случае с синектикой предусматривается и критика предлагаемой идеи со стороны экспертов, а также доведение решения до практики.

суть метода синектики

Операционные механизмы синектики

Участникам синектических групп приходится работать с широким спектром инструментов, среди которых оперативные механизмы. В частности это может быть игра с метафорами, в которой, опять же, применяются аналогии, схожие с поставленной проблемой. Обычно среди основных целей такой работы отмечают превращение знакомого в незнакомое. Иными словами, происходит устранение рамок и барьеров, что делает эффективнее метод. Синектика дает возможность осмысления проблемы в новой форме и с непривычной точки зрения. Примечательно, что научить психологическим инструментам невозможно. Такие механизмы, как игра с интуицией, предполагают возможность их использования каждым человеком на сознательном уровне.

метод синектики относится к методам

Виды аналогий в синектике

Аналогии являются ключевым механизмом, который обеспечивает синектический результат. Выделяют несколько видов этого инструмента, в числе которых прямые, фантастические, личные и символические сравнения.

Прямые аналогии предполагают, что сторонний объект будет максимально похож по определенным свойствам на предмет задачи. Аналогии личного свойства ставят целью поиск на основе собственных впечатлений, эмоций, воспоминаний и т. д. Также популярен символический метод аналогий. Синектика в данном случае предписывает участникам выражать проблему через язык метафор и символов. В процессе таких поисков объект переносится из реального мира в систему абстрактных понятий. Схожими чертами обладает и метод с применением фантастических аналогий. Участники наделяют предметы особыми свойствами и качествами, что также позволяет эффективнее решать поставленные задачи.

Плюсы и минусы синектики

К преимуществам метода стоит отнести его универсальность, эффективность по сравнению с альтернативными способами развития абстрактного мышления, а также совершенствование индивидуальных качеств, среди которых интуиция и воображение. Также синектика – один из методов активизации мышления, который предусматривает критические оценки при подготовке результата, что повышает качество работы экспертов. Если говорить о минусах, то главным из них будет сложность. Хотя инструменты и механизмы техники кажутся простыми, организация синектики на профессиональном уровне является довольно сложным мероприятием.

назначение методов синектики

Заключение

Основные принципы синектики предполагают использование различных средств развития воображения и мышления. И сама природа данной техники не исключает ее совершенствования. На сегодняшний день отмечается несколько направлений, в которых развивается метод. Синектика в простейших моделях доступна для реализации одним человеком, который посредством тех же аналогий находит, по крайней мере, оригинальные и новые способы решения проблем. Другое дело, что эффективность такого подхода будет невысокая. Традиционный подход к синектике все же предполагает групповую работу над проблемой, в которой не исключена и критика предложений.

Метод синектики – что это такое, примеры, на основе чего генерируются идеи

Синектикой называют один из способов разрешения ряда творческих проблем, а также задач прикладного характера в коммерческой и других видах деятельности. Данный подход был создан и применен У. Гордоном. Он направлен на эффективное нахождение идей, разрешающих теоретически безнадежные задачи. Применение данного метода предусматривает тщательную подготовку.

Можно привести множество примеров эффективного решения задач путем использования синектики, что не отменяет наличия у метода некоторых минусов, наряду с плюсами.

Синектический метод Гордона

Метод синектики был создан в середине прошлого века инициативной группой под руководством У. Гордона, психолога и изобретателя из США. Темой разработок был поиск решений для реализации механизма подачи новый идей в экономике, бизнесе и творческих проектах. Одним из направлений работы была модернизация активно применяемого к тому времени метода брейнсторминга. В течение десятилетия после первого опыта синектический метод был многократно протестирован, улучшен и принял свою окончательную полноценную форму. После всех испытаний и модернизаций он был описан в одноименной работе Гордона. Также автор метода создал компанию, предоставляющую консультации по использованию метода синектики, а также активно реализующую ее в бизнес-среде.

Важно

Синектика успешно использовалась как способ поиска оптимальных решений многими крупными компаниями, в том числе Зингер, IBM и Дженерал Электрик.

Основной отличительной особенностью синектического метода генерации идей считается научная база, выступающая основой методики. Синектика основывается на достижениях психологии. Ее использование предусматривает рациональную и полную эксплуатацию потенциала лиц, участвующих в работе. Участников данного мероприятия принято называть синектиками.

Основными принципами синектического метода, демонстрирующими его отличия от брейнсторминга, можно с полным основанием считать следующие особенности:

  • Согласно теоретическим убеждениям синектики, индивидуальный процесс мышления, наравне с коллективным, может привести к одинаково эффективным итоговым решениям. Это значит, что при привлечении 2 или 20 участников разницы в продуктивности не будет, в то время, как брейнсторминг предусматривает массовость участия.
  • Творческий процесс, во время которого генерируются идеи и решения, должен обязательно не только фиксироваться, но и описываться. Это необходимо для выделения конкретных моментов, а также для развития способностей в данной сфере деятельности.
  • Критика в процессе поиска новой идеи или выдвижения предложений, в отличие от брейнсторминга, наоборот, желательна. Она рационализирует использование отведенного времени и сокращает затраты сил сотрудников.

Поэтому синектический метод может считаться наиболее научным подходом, по сравнению с другими креативными и аналитическими способами поиска актуальных идей, решений и предложений в творческой и коммерческой среде. Синектика сочетает в себе элементы творческого подхода с аналитическим мышлением, упорядочивает, оценивает и фильтрует генерируемые варианты.

Поэтапная структура решений по методу синектики

Чтобы детальнее разобраться в основных принципах и базовых особенностях синектики, а также понять, как применяется данный метод на практике, следует ознакомиться с каждым шагом процесса. Стандартный базовый алгоритм применения синектического метода выглядит так:

  1. Подготовительный этап. Перед непосредственным применением синектики на практике руководителю мероприятия необходимо подобрать команду участников. Строгих ограничений не существует, но оптимальным считается количество от 4 до 8 участников. Примерно 50% состава должно состоять из профильных специалистов тех сфер деятельности, проблема которых будет решаться с помощью синектического метода. Следующие 50% — это сотрудники, которым предстоит внедрение принятого решения на практике. Они лучше других понимают все подводные камни практической стороны данной задачи. Для проведения мероприятия следует выделить отдельное помещение, оснащенное мебелью, канцелярскими принадлежностями, оборудованием для записи, а также наглядными инструментами — доской, маркерами, стикерами и прочими вспомогательными деталями.
  2. Рассмотрение задачи в первоначальном виде. С существующей проблемой, в первую очередь, должен быть ознакомлен руководитель команды. В его задачи входит презентация проблемы в чистом виде, без подробностей, остальным участникам. Предварительно обсуждать детали не следует, так как это может замкнуть группу внутри стандартных рамок, не давая выйти в креативный полет идей.
  3. Разделение задачи на несколько более мелких. После того, как команда поймет суть существующей проблемы, поставленную задачу следует разбить на несколько отдельных пунктов, каждый из которых будет рассматриваться по одиночке. После отдельного рассмотрения задача снова будет решаться в комплексе. Члены группы должны высказать свои размышления со стороны своего профессионального профиля и имеющегося опыта.
  4. Использование аналогий. Этот этап является основной составляющей синектического метода и ключевой особенностью, отличающей его от других подходов.

Аналогии используются в соответствии со следующим алгоритмом:

  1. Подбор. Члены команды должны подобрать аналогии к актуальной проблеме мероприятия.
  2. Превращение знакомого в незнакомое. На этом этапе необходимо сознательное абстрагирование от наличествующей информации о предмете обсуждения, а также попробовать оценить ее с непривычного ракурса.
  3. Обсуждение. Данный этап открывает активное оценивание и обсуждение всех подобранных аналогий, а также способов разрешения проблемы в соответствии с представленными аналогиями.
  4. Объединение с задачей. Все обнаруженные методы решения для оптимальной аналогии следует перенести на актуальную задачу и скорректировать их реализацию с учетом особенностей проблематики.
  5. Выбор решения и его внедрение. Завершающая часть синектического метода — интеграция выбранного способа решения проблемы. Она также включает оценку экспертами со стороны самого способа, а также тактики его внедрения. Затем следует непосредственное воплощение решения в жизнь и анализ, который становится завершающей оценкой работы команды.

Важно

Чтобы создать квалифицированную и работоспособную команду для использования синектического метода, понадобится продолжительная подготовка всех членов группы, а также их обучение. Если условия позволяют, создать такую команду можно из мотивированных сотрудников, объединив их в кружок. Как правило, синектический метод предусматривает годичное обучение членов команды с полным разъяснением теории. В этом случае практическое применение метода приносит эффективные результаты.

Типы аналогий в синектическом методе

В практике синектического метода базовым ключом к разрешению основной массы проблем является проецирование максимально точных аналогий, с помощью которых можно включить разнообразные ключевые точки как сознательного, так и подсознательного мышления, активизируя все уровни мыслительной деятельности. Глубина психологического подхода обеспечивает максимальную эффективность подбора решений. Аналогии, применяемые при использовании синектического метода, можно разделить на 4 обязательные группы:

  • Прямая. Относится к самым простым видам аналогий. Она предусматривает подбор объектов, которые по своей природе, конструкционным или техническим особенностям имеют сходства с предметом обсуждения и решаемой проблемой. К примеру, для поиска технических решений при улучшении аэродинамики воздушных судов могут применяться аналогии в виде летающих жизненных форм (птиц, животных или насекомых), а также иных летательных машин. Основой прямой аналогии является аналитический ход мысли.
  • Символическая. Под ней подразумевается метафорическое и аллегорическое сравнение предмета обсуждения, в то время как данные метафоры и аллегории не могут быть применены при разрешении поставленной задачи напрямую. То есть “острота проблемы”, “хрупкость теории” или “золотой эталон” не являются физико-химическими или прикладными характеристиками, а указывают на ключевые свойства предмета обсуждений.
  • Личная. Один из нетрадиционных видов аналогий. Он предполагает отождествление членами команды себя и своего тела с рассматриваемой задачей или обсуждаемым объектом. То есть, поиск решения осуществляется как бы от лица самого объекта, с его точки зрения. Этот способ является одним из самых непростых в исполнении. Во время проведения таких аналогий работает лимбическая система мозга, что позволяет выйти за рамки стандартов и привычного мышления при поиске вариантов разрешения проблемы.
  • Фантастическая. В эту категорию аналогий входит погружение объекта обсуждений в нереальные условия. Благодаря такому подходу исчезает привязка к реальным условиям и ограничениям, связанным с ними, соответственно, включает подсознательное мышление при поиске решений.

Важно

Применяемые в синектической методике типы аналогий способствуют максимально полному использованию потенциала и аспектов мышления. Именно за счет этой многоплановости достигается высокая эффективность синектики при решении самых сложных задач. При этом использование данного метода требует от членов команды хорошей подготовки, наличия опыта, а также немалой раскрепощенности мышления и понимания принципа работы методики.

Следует учесть, что в процессе решения проблем с помощью синектического метода необходимо применять все имеющиеся виды аналогий, без исключений. При этом для разрешения задачи будет применена только одна из них. Остальные после рассмотрения их эффективности просто отбрасываются, как не позволяющие получить желаемый результат и найти оптимальный выход.

Плюсы и минусы синектики

Как способ разрешения задач в различных отраслях повседневной деятельности, в частности в науке, технике, творчестве, конструкторских и организационно-управленческих сферах, синектический метод отличается универсальностью. Это позволяет использовать его с одинаковой эффективностью для поиска идей, решения самых сложных проблем, а также для нахождения нестандартных вариантов выхода из ситуаций.

К числу преимуществ синектики следует отнести:

  • Высокий уровень результативности. Верная тактика создания команды приносит эффективные результаты при поиске оптимальных решений по синектическому методу. Уровень результативности значительно превышает аналогичные при использовании других методик.
  • Максимально эффективное использование рабочего процесса. Благодаря тому, что методика объединяет в один процесс и создание идей, и критику с обсуждением, время, отведенное на мероприятие, используется с максимальной пользой. Потенциал членов команды реализуется наиболее полно, в отличие от брейнсторминга и других методов.
  • Развитие членов команды. Продуктивная команда синектиков, созданная на базе предприятия, эффективно генерирует идеи, развиваясь и наращивая опыт. Результатом становится прогрессивное развитие самого предприятия.  Также синектический подход служит объединению коллектива и росту его лояльности к организации.
  • Снижение уровня расходов и влияния случайностей. При использовании других методик генерации решений, например, брейнсторминга, основательная часть времени тратится впустую, так как множество озвученные идей так и не находит применения на практике. Время же, затраченное на творческий процесс, выделяется за счет непосредственного рабочего дня. Синектика, объединяя в одном процессе продуцирование идей, их обсуждение и отсеивание, позволяет сэкономить временные ресурсы,  не затрачивая их на заведомо неприменимые варианты.

Кроме очевидных достоинств, синектический метод демонстрирует и ряд некоторых недостатков. Например, среди минусов следует отметить такие:

  • Длительный период обучения. Для максимально эффективной реализации данного метода участников команды необходимо полностью обучить специфике работы. На сегодня существует множество источников необходимой информации, в том числе книги, пособия, аудио и видеоматериалы, а также семинары и учебные курсы. Подготовка занимает при этом немалое время.
  • Жесткость требований к члена команды. В команду должны входить подготовленные специалисты высокой квалификации различных специализацией. Кроме того, необходимы высокий уровень мотивации и лояльности к предприятию, а также желание и инициативность по отношению к решению проблемы.
  • Вынужденный отрыв от основной деятельности. Во время процесса поиска оптимальных решений поставленных задач синектическая команда отрывается от выполнения своих прямых производственных обязанностей и обучения. При том, что в команду должны входить не только представители менеджмента, а сотрудники разных профилей, этот момент отражается на рабочем процессе всего предприятия.

Пример использования синектического метода при поиске идей

Наиболее наглядным примером использования синектического метода на практике можно назвать одну из ситуаций, в которой метод применялся его создателем, У. Гордоном. Наглядности служит мировая известность созданного в процессе решения, сочетающаяся с подробным описанием творческого процесса с задействованием метода синектики.

Компания Kellogg поставила перед Гордоном задачу, которую невозможно было разрешить с помощью традиционных подходов. Необходимо было спроектировать способ укладки чипсов в упаковку, который оставлял бы минимум воздушных полостей, но не ухудшал бы ни формы, ни свойств самих чипсов.

Во время подбора аналогий и связанных с ними решений чипсы сравнили с сухими листьями, которые собирают в пластиковые пакеты. В сухом состоянии они наиболее плотно размещались внутри мешки, не оставляя воздушных полостей.

При помощи этой аналогии был предложен новый способ изготовления продукта, который предусматривает смачивание муки из картофеля, в качестве альтернативы классическому рецепту, предполагавшему тонкую шинковку свежего картофеля. Так получились чипсы с мировой известностью Принглс, которые занимают минимум места в цилиндрической упаковке.

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА СИНЕКТИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА.

Автор: ЧЕЛПАНОВА АЛЕВТИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА СИНЕКТИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА.

А.В. Челпанова, г. СЕВЕРОДВИНСК

В последнее время в нашем обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности.

Возникает потребность внедрять в учебно-воспитательный процесс ДОУ инновационные педагогические технологии, отвечающие запросу компетентностно — ориентированного образования, имеющие интерактивный характер, обеспечивающие самостоятельную деятельность ребенка, позволяющие ребенку проявить творческий подход, ориентированные на формирование творческого мышления и способности генерировать нестандартные идеи при решении творческих задач.

Синектика – современный метод активизации знаний ребёнка, основанный на применении аналогий.

Автор синектики Уильям Дж. Гордон (США, 50-е годы). В переводе с греческого  синектика означает «объединение однородных элементов». По Гордону, существуют два вида процессов творчества:

   — превращение незнакомого в знакомое или неизвестного в известное, ведет за собой огромное разнообразие решений, но требование новизны — это, как правило, требование новой точки зрения, взгляда на проблему. Большинство из проблем не являются новыми. Смысл в том, чтобы сделать их новыми, создав тем самым потенциал для выхода на новые решения. Этот процесс неуправляемый и основан на интуиции и вдохновении.

превращение знакомого в незнакомое — означает исказить, перевернуть, переменить повседневный взгляд и реакцию на вещи, события. В «известном мире» предметы всегда имеют свое определенное место. В то же время различные люди могут видеть один и тот же объект под различными углами зрения, неожиданными для других. Настаивать на рассмотрении известного как неизвестного — основа творчества. Этот процесс управляемый и основан на использовании различного вида аналогий.

 1.     Личная аналогия — способность поставить себя на место образа или предмета и понять его трудности как свои собственные.

2.      Прямая аналогия — объект сравнивается с аналогичным объектом из другой области, при этом выявляется их сходство с точки зрения каких-либо свойств и отношений.

3.      Символическая аналогия — неожиданное, яркое определение, показывающее предмет с необычной стороны.

4.      Фантастическая аналогия — способна любую ситуацию перенести в сказку и использовать волшебство.

  Если ребенка и взрослого целенаправленно учить применять аналогии, то можно повысить эффективность творческого мышления. Для творческого процесса  важно  уметь  превращать  непривычное   в  привычное  и  наоборот. Главное, за новой, непривычной проблемой,  увидеть нечто знакомое и, следовательно, решаемое известными путями.

Мы с детства слышим: «Все познается в сравнении». Поэтому именно в дошкольном возрасте необходимо использование одного из самых действенных методов познания окружающей  действительности из группы методов активизации мышления – метод синектики.

Этот термин в работе с детьми мы не используем, заменяя его словами « на что похоже», «что такое же».

В сущности, если задуматься, то вокруг нас найдется великое множество предметов, созданных человеком по аналогии уже с чем-то имеющимся в природе.

Педагог  не должен давать детям   готовые  знания,  раскрывать  перед  ними истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребёнок сам нашел ответ. Например, давая детям знания о свойствах дерева, воспитатель может начать с вопроса: «Что было бы, если на Земле не было деревьев?». Дети предлагают варианты своих суждений. Затем спросить: «Чем полезно дерево?». Цепочка вопросов продолжается: «Если дерево так полезно, если из него можно сделать столько вещей. Зачем человеку другие предметы? Какие свойства дерева не нравились человеку? Зачем люди выращивают лес и создают парки? Чем могут отличаться деревья? Какие предметы из дерева можно назвать?» и т.д. Затем проводятся опыты, во время которых выясняются свойства дерева: тонет или не тонет в воде; горит, не горит; пропускает воду или нет; окрашивается или нет и др.

Применять аналогии можно в обучение детей классификации, систематизации объектов материального мира, ориентировке в пространстве, на прогулках с детьми.  Например: О чем спорит ветер с солнцем? Давайте оживим ветер: Кто его мама? Кто его друзья? Превратимся в ветерок и т.д.

Развивать познавательную деятельность можно с использованием и задач на развитие воображения: сочинение сказок, продолжение известных сказок, «салат» из сказок.

Например, детям предлагают спасти Колобка от лисы, выручить семерых козлят, самому спастись от Бабы Яги, придумать сказку о том, как вместо большой-пребольшой репка выросла маленькой-премаленькой. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности — игровую, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т.д.

Личная аналогия — «А что, если ты превратишься в дерево? О чем шепчутся твои листочки? Или: «Представь себя на месте солнышка. Для чего ты живешь? Кто твои друзья? Что ты любишь?».

Прямая  аналогия  — на свете все похоже: змея — на ремешок; луна — на круглый глаз…огромный, тарелку, блин не пропечённый; журавль — на тощий кран подъемный; зонтик – на карусель, грибок; расчёска – на забор и зубы и т.д.

Умение взглянуть по-новому на ситуацию, обозначить её одним – двумя словами с переносным значением – это удаётся не каждому и не всегда. Но это качество тоже развивается с помощью метода символической аналогии, если периодически упражняться с ребёнком в поиске иносказаний – аналогов:

— холодильник – продуктовый Дед Мороз;

— ёжик – игольница на ножках и т.д.

Предлагаем вам пополнить игротеку простыми играми, которые  научат вашего  ребенка воспринимать и находить аналогии.

Вот в такие игры можно играть с малышом 3-4 лет:

 «На что похоже?» (прямая аналогия по цвету, вкусу, форме, размеру). Яблоко такое же круглое, как …(как мячик, как апельсин…). Лук такой же горький, как…(лекарство, как горчица, как перец…). Морковь такая же оранжевая, как…(апельсин, рыжие волосы, шуба у лисы…).

«Кто такой же?» (прямая аналогия по свойствам, характеру).

— У кошечки шерсть, какая? (Мягкая, пушистая).

— А у кого такая же? (У зайчика, у лисички, у пуделя, у игрушечного мишки).

— Кто ещё кусается как собачка?

— Кто ещё любит молоко как кашка?

— Кто ещё маленький как воробышек?

Как вариант игры — можно сравнить два похожих по внешним признакам животных и найти не только сходство, но и их отличие. Например: рассмотрев на картине волка, лису, можно отметить, что у них обоих острые мордочки и зубы, длинные хвосты, и оба они любят, есть зайцев, мелких зверушек в лесу. Но у лисы шубка рыжая, а у волка серая.

«Найди друзей» (прямая аналогия по свойствам, качествам). Расширяет словарный запас за счёт описательных прилагательных, характеризующих природные объекты. Упражняет в подборе словосочетаний: колючий ёжик – колючая ёлка; зелёный листок – зелёная лягушка, зелёный кузнечик, зелёный огурец и т.д.

 Колючий – ёжик, ёлка, иголка.

Зелёный – листок, лягушка, кузнечик, огурец.

Круглый – мячик, солнце, яблоко, воздушный шар.

Холодный – снег, лёд, мороженое.

 «Волшебные очки»:

Вы предлагаете ребёнку «одеть» очки (вырезанные из цветного картона) определённой формы – круглой, квадратной, треугольной. При этом

В 4-5 лет ребенку будут интересны такие игры, как:

«Найди похожих — непохожих» (по методу прямой аналогии). В данной игре можно сравнивать как живые природные объекты, так и неживые.

 «Кто чем работает?» -учит ребёнка устанавливать связи между человеком определённой профессии и орудиями его труда. Взрослый: — Давай с тобой вспомним, что нужно для работы разным людям.

•        Врачу – шприц, лекарство, бинт, скальпель…

•        Продавцу – весы, совочек, калькулятор (счётная машинка)…

•        Строителю – лопата, мастерок, бетономешалка…

•        Плотнику – молоток, гвозди, дрель, рубанок…

Взрослый: А теперь поиграем наоборот, я буду называть инструменты, а ты угадай, для человека какой профессии они необходимы?

«Кто где работает?»  — учит устанавливать зависимость между профессией и местом работы.  Взрослый: — Продавец.

Ребёнок: — Магазин, рынок, киоск, палатка.

Взрослый: — Плотник.

Ребёнок: — Мебельная фабрика, магазин, детский сад.

Взрослый: — Учитель.

Ребёнок: — Школа, колледж, училище.

Затем игровые функции меняются, ребёнок называет профессию, а взрослый – место его работы. Ребёнок должен объяснить, почему он назвал то или иное место работы.

«Знаток правил» — учит ребёнка зрительными моделями-символами обозначать некое запретное действие. Символически изображён в круге человек с коробкой спичек в руках и весь рисунок перечёркнут красными линиями (Запрет – спички не трогать!),  не зажигать костёр, не оставлять включённым телевизор, компьютер, магнитофон, утюг и т.д. Потом можно раздать каждому по несколько карточек, и кто быстрее и лучше объяснит содержание правил.

Как на занятии создать атмосферу творчества и развития? А для этого педагогу необходимо демонстрировать живое мышление, владеть и грамотно пользоваться приёмами аналогий, не передавать информацию в готовом виде, а рассуждая совместно,  из прошлого опыта детей и на основе уже имеющихся знаний превращать любое занятие в интересное путешествие. 

Задача, как детского сада, так и школы — воспитание такой личности, которая была бы способна принимать самостоятельные решения, находить выход из разных ситуаций, личности готовой к творчеству. 

Литература

1.      Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В., Филатов В.И. Поиск новых идей: от озарения к технологии (теория и практика решения изобретательских задач). —  Кишинев,  1989. — 177с.

2.      Гришин И.М. Занимательная «синектика». — СПб., 2005. — 124 с.

3.      Наумчик В.Н.  Воспитание творческой личности: Учебно-методическое пособие. — М., 2004. — С. 111. 

 

 

 

а) личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Примерные варианты заданий:

— изобрази будильник, который забыли выключить;

— покажи походку человека, которому жмут ботинки;

— изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного кролика;

— представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай «В лесу родилась елочка…», промяукай «Солнечный круг…» и т. д.;

б) прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет – аналогия стрекозы, подводная лодка – аналогия рыбы и т. д.). Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем;

в) фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость – возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь – это может быть человек, растение) и т. д.

 

comments powered by HyperComments

особенности и применение на практике

Рады вас приветствовать, уважаемые читатели блога Валерия Харламова! Сегодня речь пойдёт о том, как легко генерировать идеи и находить творческие решения даже самых сложных проблем. Для этих целей успешно применяют метод синектики, который является таким себе симбиозом абсолютно разнородных элементов, что помогают разрешить поставленную задачу.

Немного истории

Этот метод возник примерно в 1950-х годах благодаря Уильяму Гордону, который длительное время пытался создать более адаптивные и совершенные варианты мозгового штурма, и в итоге изобрёл этот метод. Несмотря на то, что он является усовершенствованным вариантом, синектика значительно отличается от своих истоков тем, что допускает критику и использование аналогий.

Приведу пример, чтобы было понятнее. Знаете, как появились чипсы Принглс? Компания Kellogg обратилась к Гордону с просьбой помочь придумать способ, чтобы сделать максимально компактную упаковку для чипсов, но при этом защищающую от повреждений продукта, как при транспортировке, так и во время хранения или продажи. Уильям предложил вариант, который применяется для уборки улиц от опавшей листвы.

Если пытаться собрать сухие листья в мусорный мешок, то процесс будет долгим и кропотливым, потому что они будут ломаться, разлетаться в разные стороны и занимать много места. Но если кучу с листьями намочить – они «слипнутся» и не будут оставлять зазоров в пакете, как и крошиться при любом воздействии на них. Гениально, правда?

Виды сравнений синектики

  1. Прямая аналогия, чаще всего имеет природную или техническую основу. К примеру, сочетание цветов на перьях попугаев активно используют как дизайнеры, так и художники, техника окрашивания стен отлично подходит по отношению к мебели, а самоочищающаяся краска была создана на основе строения обычного листа, который, имея определённые впадинки и бороздки способен отталкивать воду.
  2. Символическая. Включает в себя использование метафор и преобразование как обыденного в необычное, так и наоборот. К примеру, в кинематографе этот тип сравнений очень популярен, так как помогает заинтриговать зрителя и привлечь внимание, допустим, смотрели фильм «Живые мертвецы»? А слышали, как говорят: «Это было началом конца», или «Я оказался без вины виноватым»?
  3. Субъективная. Её ещё называют личной, а всё потому, что тому, кто её использует, необходимо попробовать ощутить себя в роли какого-то предмета или объекта. Особенности этого способа в том, что он позволяет нестандартно, совсем под другим углом взглянуть на проблему или задачу, которая в силу определённых обстоятельств не может быть решена с помощью обычных размышлений и логики. Например, психологи рекомендуют во время серьёзного конфликта немного абстрагироваться и представить себя мухой на потолке, которая в данный момент наблюдает за ссорой. Это помогает не только «не наломать дров», порушив отношения, но и понять, как смотрится со стороны эта ситуация.
  4. Фантастическая. Синекторы ( то есть люди, использующие этот метод) игнорируя все законы физики и прочее, пытаются вообразить, что какой-либо предмет или явление обладают сверх способностями. Ну, допустим, чтобы быстрее закончить какую-то задачу, они представляют, что ручка является волшебной палочкой, способной ускорить рабочий процесс.

Фазы формирования

креативное совещаниекреативное совещание

1. Как, в принципе, и везде, для начала необходимо отобрать участников синективной группы. Происходит это с помощью тестирования, важными компонентами которого являются показатели уровня общих знаний и компетентности в профессиональной деятельности, гибкость мышления, способность находить креативные решения, экспериментировать.

Помимо прочего, важным критерием отбора является:

  • Возраст. Принимаются личности только от 25 и до 40 лет.
  • Невербалика, то есть соотношение того, что говорит человек с его телесными реакциями и проявлениями.
  • Общительность. Работать придётся в группе, и если человек не способен «простроить» отношения с другими людьми, он не сможет активно участвовать в обсуждениях, поисках вариантов и прочее.

Для работы стараются подключить людей с совершенно разных сфер, допустим, могут создаваться такие пары, как: врач-художник, спортсмен-химик, литературовед-инженер и прочее.

2. Далее необходимо обучить новоявленных членов группы основам метода. В Америке на это уходит примерно год, в течение которого синекторы помимо теории, постоянно решают задачи и ищут совершенно новаторские подходы к проблемам в разных сферах деятельности. К сожалению, в странах СНГ этот способ не прижился, ввиду того, что требует немалых финансовых вложений в процесс специализированного обучения.

3. Непосредственно практика уже готовых специалистов. Происходит по-разному, либо человек самостоятельно обращается в подобный центр, чтобы повысить квалификацию и сменить сферу деятельности, либо компания отправляет на курсы своего сотрудника, чтобы в дальнейшем он вёл проекты по вопросам модернизации и развития корпорации.

Специальные условия, необходимые для группы:

  • Предоставление пространства, в котором они могут абстрагироваться от насущных проблем и включиться в процесс, чтобы генерирование идей происходило без помех и отвлечений.
  • Возможность высказывать своё мнение независимо от того, насколько оно абсурдно или нереально.
  • Формирование непринуждённой обстановки, чтобы люди имели возможность экспериментировать и отыгрывать различные варианты, моделировать ситуации и просто участвовать в обсуждениях.
  • Подвергать рационализации какое-либо решение уже на завершительном этапе поиска выхода из сложной ситуации.

Этапы проведения

команда работает над поставленной задачейкоманда работает над поставленной задачей

  1. Первым делом участники знакомятся с проблемой.
  2. Процедура превращения неизвестного в известное. Исследуются нюансы, невидимые на первый взгляд, и рассматриваются более подробно. После чего делятся на несколько составных и определяются в линейку заданий.
  3. На этом этапе берётся во внимание та информация, которая «всплыла» у группы ранее, то есть, участники теперь отталкиваются только от тех задач, что были сформированы изначально.
  4. Настало время действовать, поэтому в этот период коллектив, вооружившись различными типами аналогий, начинает работу. В ход идут метафоры, представления себя на месте самой сложности и прямые, фантастические сравнения. Это помогает раскрыть суть сложности намного больше и сделать понятнее для тех, кто включён в поиски ответов.
  5. Теперь обратные действия – преобразование знакомых нюансов в неизвестную и новую форму. Это даёт возможность заглянуть в потаённы углы, ранее не замеченные. Опять-таки, если провести аналогию, то этот процесс схож с тем, когда 3д картинку разглядывают с разных сторон. Допустим, мы видим перед собой объемный квадрат, но, заглянув за угол, мы понимаем, что его обратная сторона – треугольник.
  6. Важно учитывать психологическое состояние людей. То есть, если звучит критическое замечание или несогласие с идеей – никто не должен обижаться. А этого достигнуть можно только в том случае, если участники «сработались», у них возникло доверие друг к другу. Признание, если они будут общаться на равных, проявляя уважение к знаниям, опыту и вообще, личности коллеги.
  7. Объединение. Теперь все мысли и метафоры необходимо немного структурировать, облачить в форму и обозначить границы. Выбирается наиболее удачная идея и примеряется к основной задаче.
  8. Необходимо преобразовать выбранную аналогию во вполне реальное решение. Например, если звучало предложение о том, чтобы повторить структуру листа для водоотталкивающего эффекта, то нужно составить схему рисунка, адаптировать его под материал заказчика и т.д.
  9. После ряда экспериментов выбирается наиболее подходящий вариант решения и предоставляется на оценку экспертам и непосредственно заказчику.

Рекомендации при применении

Умалчивается информация об ожидаемых результатах, только руководитель в курсе условий и сути. Знаете, для чего это делается? Чтобы не ограничивать синекторов ведь, если поставить перед ними определённое задание, то они будут действовать согласно шаблонам. А в этой технике привычный тип мышления и логика, наоборот, не приветствуются. Таким образом, группа сможет обнаружить «слабые места» озвученной проблемы, о которых даже руководство не догадывалось. Также предложить свои варианты их устранения или совершенствования качества, дизайна и прочее.

А ещё важна психологическая зрелость, благодаря которой человек не будет «выпадать» из профессиональной позиции в личную, детскую, считая, что к нему несправедливы и намеренно хотят обидеть, поэтому не принимают какое-то предложение. Самый банальный пример не профессионализма и «выпадания» — когда продавцу говоришь о не качественности товара, а он принимает замечание лично к себе, искренне негодуя и оскорбляясь.

В общем, если необходимый микроклимат создан ранее, то на этом этапе в воздухе «витают» идеи, размышления и предложения. Говорится всё, что приходит в голову без страха осуждения и отвержения.

Заключение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Несмотря на то, что этот метод сложный, и применение его в обыденной жизни практически нереально (хотя бы если учесть тот момент, что обучаться ему следует не меньше года), вы можете просто взять на вооружение основной инструмент синектики – сравнение. Попробуйте отойти от привычных шаблонов мышления, приостановите логические умозаключения и прочее, и возможно, у вас получиться создать что-то совершенно новое и гениальное. Успехов вам!
Материал подготовила Журавина Алина.

Метод синектики — это… Что такое Метод синектики?

Синектика (англ. Synectics — совмещение разнородных элементов) — методика исследования, основанная на социально-психологической мотивации коллективной интеллектуальной деятельности, предложенная В. Дж. Гордоном. Является развитием и усовершенствованием метода мозгового штурма. Д. Гордон сформулировал в виде метода решения проблем, когда руководил группой исследования изобретений для Артура Д. Литтла. Один из эвристических методов.

При синектическом штурме допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. Этот штурм ведет постоянная группа. Её члены постепенно привыкают к совместной работе, перестают бояться критики, не обижаются, когда кто-то отвергает их предложения.

Виды аналогий

В методе применены четыре вида аналогий — прямая, символическая, фантастическая, личная.

  1. При прямой аналогии рассматриваемый объект сравнивается с более или менее похожим аналогичным объектом в природе или технике. Например, для усовершенствования процесса окраски мебели применение прямой аналогии состоит в том, чтобы рассмотреть, как окрашены минералы, цветы, птицы и т. п. или как окрашивают бумагу, киноплёнки и т. п.
  2. Символическая аналогия требует в парадоксальной форме сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления. Например, при решении задачи, связанной с мрамором, найдено словосочетание «радужное постоянство», так как отшлифованный мрамор (кроме белого) — весь в ярких узорах, напоминающих радугу, но все эти узоры постоянны.
  3. При фантастической аналогии необходимо представить фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условиям задачи. Например, хотелось бы, чтобы дорога существовала там, где её касаются колёса автомобиля.
  4. Личная аналогия (эмпатия) позволяет представить себя тем предметом или частью предмета, о котором идёт речь в задаче. В примере с окраской мебели можно вообразить себя белой вороной, которая хочет окраситься. Или, если совершенствуется зубчатая передача, то представить себя шестерней, которая крутится вокруг своей оси, подставляя бока соседней шестерне. Нужно в буквальном смысле входить «в образ» этой шестерни, чтобы на себе почувствовать всё, что достаётся ей, и какие она испытывает неудобства или перегрузки. Что даёт такое перевоплощение? Оно значительно уменьшает инерцию мышления и позволяет рассматривать задачу с новой точки зрения.

См. также

Литература

Кудрявцев А.В. Методы интуитивного поиска технических решений (методы анализа проблем и поиска решений в технике). — М.: Речной транспорт, 1991. — 112 с.

Методы мышления: синектика

Предпосылки : Основываясь на своей работе в Arthur D. Little Invention Design Group, Джордж Принс, Билл Гордон и их коллеги в 1950-х годах решили устранить непредсказуемость достижения творческих результатов в своих попытках решить проблемы клиентов. К 1960 году успех их исследований побудил их покинуть группу Little и основать собственную компанию под названием Synectics.

Synectics

Название «Синектика» объединяет части греческого слова и предполагает «соединение различных элементов».»

Описание В основе Synectics лежит значение имени. На протяжении всего сеанса Synectics фасилитатор отвечает за объединение и руководство различными людьми, их расходящиеся идеи и случайные стимулы. Это достигается при планировании а также в сеансах генерации идей.

1. Планирование

Чтобы обеспечить успех сеанса, фасилитаторы и другие лица, ответственные за поиск решений, в том числе то, что метод Synectics описывает как ответственных за проблемы, готовятся, выполнив следующие :

  • Определите владельцев проблем и убедитесь, что им нужны новые решения.
  • Убедитесь, что у владельцев проблемы есть возможность внедрить новые решения.
  • Понять мышление владельцев проблемы в отношении проблемной области.
  • Разберитесь в параметрах ожидаемого решения.
  • Определите ожидания владельцев проблемы.

2. Сессия

В общем, следующие шаги выполняются и повторяются по мере необходимости для достижения целей генерирования идей для владельцев проблем.

  • Владелец проблемы описывает проблему в терминах пожеланий, то есть выражается как «желаю… «
  • Группа генерирует как можно больше подходов к решению, называемых трамплинами.
  • Группа и владельцы проблем выбирают и сосредотачиваются на генерировании идей решений для наиболее многообещающих трамплинов.

Любое количество мозговых штурмов или генерации идей методы или упражнения могут быть использованы для помощи в процессе выработки решения. Например: перефразирование, подробный ответ, аналогии, экскурсии, свободные ассоциации, случайные стимулы и др.

На протяжении всего занятия фасилитатор отвечает за создание и поддержание атмосферы умозрительного мышления и неограниченного вклада, который привлекает разнообразные идеи и защищает участников от критики.

Где научиться синектике

Метод следующего мышления »

.

Синектика

статей о творчестве
> Синектика

Так что же такое Synectics? |
Облицовка потолка и внутренняя отделка
прослушивание | Владелец проблемы | Трамплин |
Экскурсии | Также

Примерно в то же время, в 1940-х годах, когда Алекс Осборн разрабатывал
мозговой штурм, У. Дж. Дж. Гордон исследовал психологию
решение проблем. Позже к нему присоединился Джордж Принс в консультантах.
Артур Д.Мало где они разработали основные принципы того, что было
называется «Синектика». Как враждующие гуру, они позже
не согласились, и оба ушли, чтобы создать конкурирующие версии процесса
(хотя для этой статьи различия слишком тонкие, чтобы беспокоить
с участием).

«Синектика» произошло от греческого слова «синектиктейн», что означает
соединение различных предметов и отражает ранний
открытие синергетических эффектов «столкновения вещей вместе»
где творческое уравнение A + B = C показывает, как новые идеи могут
создаваться из двух старых идей.Синектика в наши дни очень жива
и этим методам обучают и используют во всем мире.

Так что в
Synectics?

Synectics — это большой набор уловок, разработанный на протяжении многих лет. Не
как ни странно, поскольку речь идет об одном и том же предмете, многие из
правила и методы аналогичны многим другим подходам. куда
Однако оценка синектики заключается в дополнительных методах и принципах.
что он добавляет, чтобы обойти проблемы таких традиционных методов
как мозговой штурм.Таким образом, хотя сеансы синектики часто очень
подобно мозговому штурму, они заряжены дополнительными
методы, помогающие добиться еще большего успеха. Некоторые из этих методов
описаны здесь.

Потолок и
вход-выход прослушивание

Когда вы даете идею, как вы это делаете? Во многих ситуациях
мы обычно начинаем с преамбулы о необходимости идеи, а затем
изложите саму идею, затем добавьте дополнительное обоснование.Эта проблема
приходит, когда вы смотрите на то, что слушатель делает в это время. Oни
услышите вашу первоначальную преамбулу и, когда они поймут идею, начните
думать о собственных идеях. Это означает, что так же, как вы
высказывая вашу идею, они «пошли в их головы» и не
Уделение внимания!!

Это приводит к двум дополнительным принципам. «Заголовок» — это просто
для человека, подающего идею, изложить идею заранее, добавив
разъяснение, только если это необходимо.Это, конечно, требует
среда доверия, которая должна быть создана до начала сеанса.
Другой метод «прослушивания вход-выход» предназначен для слушателя, который, когда
у них есть идея, запишите ее быстро, чтобы они могли вернуться к оплате
полное внимание к тому, что говорится, а не репетировать их
мысли и попытки найти место, чтобы прервать их
предложение.

Проблема-собственник

При проведении мозгового штурма с группой людей, каждый из которых
ответственность за проблему, часто возникает проблема, что они могут
все попадают в суждения и оценки в разное время через
обработать.Это упрощено и решено в Synectics с помощью
один проблемный владелец, со всеми другими людьми, чтобы помочь этому
человек решает свою проблему. Где у других людей тоже есть
владение проблемой, они могут «по очереди» быть проблемой
владелец.

Это также решает проблему слепоты из-за ситуации.
и помощники не должны знать о проблеме столько, сколько
проблемный владелец, так как это может привести к тому, что они тоже будут зашорены.Это поощряет «дикие идеи», которые, хотя на первый взгляд могут
может показаться смешным, на самом деле может быть не таким уж глупым или может
вызвать другие очень важные мысли.

Трамплин

Были ли вы когда-нибудь на творческой сессии, где люди не кажутся
уделять много внимания идеям других людей? Трамплин
простой способ помочь вызвать другие идеи через формулировку
вашей идеи.Это просто делается путем добавления к оператору префикса «I
желаю… »или« Как… ». Вы можете использовать другие слова, например «Было бы неплохо
если… », хотя они длиннее. «Я хочу» и «Как сделать» также могут быть
сокращается, когда записывается как «IW» и «h3». Желание имеет тенденцию быть
используется для более спекулятивных идей и «Как сделать» для более конкретных
проблемы, хотя у людей тоже есть свои предпочтения.

Обратите внимание на разницу, которую эти предложения имеют на вашем
склонность добавлять к ним, а не добавлять одну из своих идей: «Сделайте
все понимают »или« Я хочу, чтобы все поняли ».»Я хочу»
вероятно, заставит вас больше задуматься о том, как это можно сделать.

Формулировка идей как трамплина также действует как психологический
легитимации, так как легче сказать такие вещи, как «Я хочу, чтобы посылки
доставили сами », а не« Посылки должны быть доставлены
сами. ‘

Экскурсии

Были ли вы когда-нибудь на творческой сессии, где идеи высыхали?
вверх, но вы уверены, что есть еще идеи, которые можно найти, если
только можно было как-то разблокировать себя? Экскурсии просто
упражнения, которые проезжают по обочинам с использованием различных методов, чтобы найти
идеи нестандартные, которые можно вернуть и использовать как любые
другие идеи.

Synectics особенно использует аналогии и метафоры, поскольку эти
дать вам доступ к совершенно новым мирам, которые, как правило, очень богаты
предметные области, которые приводят к множеству новых идей.

Например, когда вы ищете идеи, как вставить компоненты
в печатную плату, вы можете воспользоваться принципом «вставки» и
совершить путешествие в другие миры, например мечи, которые вставляются
в ножны и других людей! Шокирующие предметы могут быть весьма полезными
поскольку они также вытаскивают вас из текущей колеи, в которой вы находитесь.Мечи часто
иметь канавку, чтобы кровь могла течь и действовать как
смазочный материал. Этот принцип можно применить к выводам компонентов, используя
флюс припоя в качестве смазки, приводящий к полной пайке через
покрытие насквозь.

Чтобы узнать больше о Synectics, попробуйте книгу «Innovation and
Творчество »консультантов Synectics Йонне Сесарани и Питера.
Greatwood и опубликовано в Великобритании Коганом Пейджем в 1995 году.Другой
отличная книга, которая, к сожалению, сейчас не издается, — это книга Винсента Нолана.
«Справочник новатора» (хотя в местной библиотеке вы можете найти
копия). Если вы хотите вернуться к корням всего этого, исходный
Книга называется «Синектика» и была написана У. Дж. Дж. Гордоном в 1961 году.

Попробовать
http://www.synecticsworld.com/, если вы хотите увидеть Synectics
компания, как сейчас.

Это
статья впервые появилась в журнале Института «Мир качества».
по обеспечению качества

.

метод синектики — это … Что такое метод синектики?

  • Synectics — это подход к решению проблем, который стимулирует мыслительные процессы, о которых испытуемый обычно не подозревает. Этот метод, разработанный Уильямом Гордоном, имеет центральный принцип: доверять чужим вещам и отчуждать то, чему доверяют … … Wikipedia

  • synectics — / sɪ nektɪks / групповые обсуждения во множественном числе существительных, предназначенные для поиска творческих решений проблем ● Мы начинаем применять синектику к формулированию нашей стратегии.● Синектика поощряется как метод изучения конкретных ситуаций в бизнесе…… Маркетинговый словарь на английском языке

  • Тюдор Рикардс — Творческий вклад Тюдора Рикардса = Тюдор Рикардс — британский теоретик организационной деятельности, широко известный своим вкладом в организационное творчество в Европе с 1970-х годов, включая создание креативности и инноваций…… Википедия

  • История концепции творчества — Эта статья об истории концепции творчества.Для основной статьи см. Творчество. Право Способы восприятия обществом концепции творчества менялись на протяжении всей истории, как и сам термин. …… Википедия

  • Ли Хунчжи — Информационное окно Имя человека = Ли Хунчжи zh c | c = 李洪志 размер изображения = 180 пикселей подпись = Имя при рождении Ли Хунчжи = дата рождения = Год и возраст рождения | 1951 | место рождения = Гунчжулин, Китай Дата смерти = место смерти = причина смерти = место упокоения = место упокоения…… Википедия

  • Список тем психологии — На этой странице перечислены все темы, связанные с психологией.Это сделано для того, чтобы те, кто интересуется этой темой, могли отслеживать изменения на страницах, нажимая Связанные изменения на боковой панели. Также необходимо увидеть пробелы в освещении Википедией…… Википедии

  • Дизайн-мышление — относится к методам и процессам исследования плохо определенных проблем, получения информации, анализа знаний и поиска решений в области дизайна и планирования. Как стиль мышления обычно считается способность…… Wikipedia

  • Туан Во-Динь — Информационное окно Имя ученого = Туан Во Динь Дата рождения = Дата и возраст | 1948 | 04 | 11 место рождения = Нячанг, гражданство Южного Вьетнама = этническая принадлежность = поля = Химия, биомедицинская инженерия, рабочие места в фотонике = Университет Дьюка alma mater =…… Википедия

  • Схема мышления — Следующая схема представлена ​​в качестве обзора и актуального руководства по мышлению: Мысль (и мышление) — психический процесс, в котором существа формируют психологические ассоциации и модели мира.Мышление — это манипулирование информацией, как когда…… Wikipedia

  • Список мыслительных процессов — это список стилей мышления, методов мышления (навыков мышления) и типов мышления. См. Также Список тем, связанных с мышлением, Список философий и. * Абдуктивное мышление * Абстрактное мышление * Адаптация * Аналогия…… Wikipedia

  • syn | ec | tics — «sih NEHK tihks», сущ. свободный и безудержный обмен идеями между группой людей, используемый как метод развития новых идей, решения проблем и совершения открытий: »Новая философия,« синектика », которая, как говорят, освобождает…… Полезный английский словарь

  • ,

    Синектика как творческий метод решения проблем

    imaginethat

    Представьте себе! представляет собой сборник идей, историй и статей нынешних и бывших сотрудников, клиентов и других партнеров, который знакомит читателей с 50-летием Synectics, ее совокупности знаний и ее влияния на клиентов, организации, сообщества и отдельных лиц. Его редактировали Конни Уильямс, генеральный управляющий партнер и главный специалист по знаниям Synecticsworld, и Винсент Нолан, бывший председатель Synectics Europe и автор многих других книг, в том числе The Innovator’s Handbook (Sphere Books, 1989).

    Следующая статья взята из главы Imagine That!


    СИНЕКЦИЯ КАК ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ

    Vincent Nolan

    Винсент Нолан, бывший председатель Synectics Europe

    Винсент Нолан

    Синектика обычно классифицируется как метод творческого решения проблем (CPS) вместе с мозговым штурмом и боковым мышлением. Так что же общего между Synectics как методом CPS, Brainstorming и другими? А чем он отличается?

    Независимый ответ на этот вопрос дает Dr.Джон Мартин из Открытого университета Великобритании. В своих заметках для модуля «Креативный менеджмент» их курса MBA в 1997 году он писал: «На практике разные школы творческого обучения заимствуют друг у друга. Более сложные формы творческого решения проблем, такие как метод Buffalo CPS (в основном мозговой штурм), включают в себя целый ряд функций, имеющихся в Synectics. Однако все еще существует заметный разрыв между «психологическими» подходами, такими как синектика, которые делают упор на метафору, образы, эмоции, энергию и т. Д.и «процедурные» подходы, которые сосредотачиваются на частных списках, круговых алгоритмах и т. д. Конечно, практикующие могут комбинировать эти методы, но часто наблюдается явное смещение в сторону того или иного конца спектра ». Разработан в 1930-х годах Алексом Осборном (ведущим рекламным агентством BBDO) и развит профессором Сидни Парнсом из Института Буффало. Модель Осборна-Парнса — это наиболее широко практикуемая форма мозгового штурма, хотя это слово стало общим термином для любой попытки генерировать новые идеи в среде приостановления суждений.Он может включать элементы других техник, таких как «Боковое мышление» де Боно.

    Джордж Принс охарактеризовал мозговой штурм как «великий прорыв в творческой технике; он впервые продемонстрировал, насколько боязнь критического суждения препятствует выражению идей ». Даже в этом случае в сеансах мозгового штурма (и в модели Осборна-Парнса) участники остаются относительно сдержанными и пытаются генерировать «хорошие» идеи, «правильно» понимая проблему и отфильтровывая любые идеи, которые могут быть сочтены абсурдными («хорошие» и «правильный» — это явно осуждающие слова) Синектика расширяет и углубляет процесс приостановки суждения множеством способов…

    Чтобы прочитать оставшуюся часть статьи, загрузите полную версию здесь

    Печатные копии красивой книги в «журнальном стиле» можно заказать в Synecticsworld за 39 долларов.95, связавшись с Мэнди Флеминг или сделав заказ напрямую в Publisher’s Graphics, LLC.

    ,

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *