Системность в психологии это: Принцип системности в психологии — начало становления, развитие

Содержание

Принцип системности в психологии — начало становления, развитие

Все современные научные теории строятся, учитывая принцип системности в психологии. Он подразумевает возможность качественного описания и изучения определенных форм и структур, существующие в нашей действительности. Это общая тенденция во всех направлениях и отраслях психологической науки, характерная как для теоретических изысканий, так и для практических исследований. Сама идея исследуется с древнейших времен. Примером тому может служить упорядоченность космических объектов как планетных или звездных систем и кровеносной, нервной системы у человека.принцип системности в психологии

Принцип системности в психологии: начало становления

начало становления принципа системностиСамым первым из всех мыслителей-философов прошлого принцип системности установил Аристотель. В работах он обратился к категории цели, которая была мифологизирована в учении Платона. А затем предложил концепцию, в которой выдвинул предположение, что у живых тел физические составы аналогичны предметам неорганической природы. Но все элементы действуют согласно внутренним принципам, определяющим взаимодействие для них.

Этот принцип системности, утвержденный Аристотелем, немного иначе представил такие новые категории познания как:

  • внутреннее — внешнее;
  • структура — функция;
  • возможность — действительность;
  • содержание — форма;
  • средство — цель.

От новых трактовок зависит реализация принципа системности в психологии и других научных дисциплинах.

Гораздо позже, уже в XVII веке, появилась новая картина, в которой появился обновленный принцип объяснения происходящих в организме процессов — аффекта, движения, памяти и других. Она была дополнена моделью Декарта с его выводом об организме как о некоем механизме. Основываясь на принципе системности в психологии, он попытался соединить физическое и психическое.

соединение психического и физического в принципе системностиПосле этого, представления о человеческом теле изменились. В становлении нового системного типа мышления, большое значение имели научные труды следующих естествоиспытателей — Г. Гельмгольца, Ч. Дарвина, К. Бернара, И. Сеченова. В биологической и психологической науках был осуществлен переход к системе, которая включает организм в среду. И описывает их отношение как целостность.

Развитие принципа системности в психологии на современном этапе

развитие принципа системности в психологии на современном уровнеТак как в учении Ч. Дарвина или К. Бернара не нашлось идейных представлений для развития принципа системности относительно психической регуляции поведения, эта задача была успешно решена И. Сеченовым. Системообразующий принцип был поддержан многими учеными.

В настоящее время в дальнейшем развитии системного подхода выделены две важные задачи:

  • построение предмета психологии на основе принципа системности;
  • поиск и создание системного метода изучения различных психических явлений.

Системные технологии теоретической психологии и ее практической части пока еще недостаточны, но осуществить их дальнейшее развитие довольно сложно. Многие авторы по-своему определяют труды и работы, которые объединяют единым системным понятием.

Актуальными являются две стороны системного подхода:

  • абстрактное выделение свойств предметов, событий, черт характера, способностей с учетом формы взаимодействия и структурного уровня организации события;
  • исследование конкретных событий и вещей, без учета законов их взаимодействия.

Принципом системности в психологии предусматривается методологический способ анализа психических процессов, когда явления распознаются как одна система, имеющая свою структуру. Причем место элемента в данной структуре определяет его свойства.

Системный подход представляет подход к модели теории личности в целостном качестве, что позволяет выделить такие связи как единство фило-онтогенетических представлений и структурно-функциональных.

Что значит принцип системности и какую роль он сыграл в психологии

Систематизация была придумана философами как методологический принцип. Его использовали на практике во время исследований задолго до того, как он был осмыслен и изучен в теоретическом плане.

Ученые и естествоиспытатели определяли системный подход как рабочий принцип науки, благодаря которому есть шанс обнаружить феномены, сделать важнейшие открытия. В разных науках принцип системности развивался по-разному.

Непоколебимая истина системного подхода в психологической научной области заключается в том, что все психические явления организовывают особую иерархическую систему, состоящую из элементов, которые получают новые свойства относительно ее целостности.

Развитие знаний о психике человека и его поведении повлияли на представление о системной природе психических процессов. В рамках взаимосвязанных событий материального мира психические процессы образуют функциональный организм.

Благодаря ему живые существа, в том числе и человек, способен гибко мыслить, быстро ориентироваться, общаться и действовать в постоянно изменяющемся мире.

Несистемные теории

Такой системный объект как психическая организация абсолютно независим и живет сам по себе.

В течение многих веков развития научного знания появлялись различные объекты теоретического багажа и концепты, которые объясняли строение этой организации, структурные части, из которых она состоит, их связность и координацию.

Цель научной мысли заключается в том, чтобы выстроить это знание по цепочке определенной логики, сложить из всех его частей целостную картину, которая удовлетворяла бы сам принцип системности.

Не каждый концепт способен на такое. Чтобы понять специфику научных знаний, принадлежащих к принципу системности, для начала стоит разобрать несистемные теории.

Несистемные теорииНесистемные теории

Существует несколько несистемных теорий

Существует несколько основных таких предшествующих системности теорий:

  1. Холизм. Фактор целостности для холизма – это что-то первичное, начало начал. Такую целостность в психологии представляли, затрагивая темы души и личности. Принцип данной теории заключается в том, что вне целостности пропадает и сама сущность. Душа, личность, сознание – ничто иное как системные целостности. Система научных знаний развивалась путем проведения анализов области явлений этих понятий, уровней организации и т.п.. Ложные версии о первоначалах таким образом постепенно разрушались.
  2. Элементаризм. По данной теории система состоит из определенных элементов. Во время взаимодействия между собой они наделяются новыми качествами и свойствами как части целого и теряют их, когда распадаются. Сущности этих элементов не измеряются целым. Элементаризм не интересует цельность системы. Каждый компонент системы по этой теории несистемности является самодостаточной величиной.
  3. Эклектизм. Эта несистемная теория сочетает в себе абсолютно несовместимые друг с другом идеи, положения и заменяет одни логические основания другими. Научные деятели во время своих исследований неравномерно собирают все больше фактической информации о личности, организме, индивиде и т.д.. В каждом исследовании выдвигаются свои результаты изучения непознанного. Таким образом возникла потребность собрать вместе все эти знания о параметрах объектов, которые сами по себе являются самодостаточным целым. Человек, например, – объект, который также является целостностью. Эклектизм зародила именно эта потребность в объяснении сути целостности при недостатке методологических средств.
  4. Редукционизм. В переводе с латинского означает отодвигание назад. Принцип данной несистемной теории заключается в том, что он сводит или сложные процессы и явления к простым, или целое к частям. Такое сведение и упрощение негативно влияет на системное объяснение целостности и сводит его на нет.
  5. Внешний методологизм. Методологию можно сравнить со скелетом внутри живого организма. Простейшие живые организмы носят свой скелет снаружи как устрица или улитка. Если его отделить, останется только малодифференцированная мякоть. Скелет внутри себя носят развитые животные и делают его опорой, влияя на каждое свое движение. Таким образом, высший методологизм, как скелет в организме, управляет каждым элементом научного знания, каждым мыслительным процессом и добыванием фактов.

Разобрав по полочкам все несистемные теории, далее будет проще проследить развитие концепций, повлиявших на развитие принципа системности и прогресс знания о психологии человека.

Как в психологии зародился принцип системности

Великие ученые, Бернар и Дарвин, вели поиски прямой зависимости ощущений человека от нервных клеток и волокон. Эти поиски были вполне успешны.

Зарождение принципа ситемностиЗарождение принципа ситемности

Ученые называли человека самоуправляемой машиной

В то же время Гельмгольц разрабатывал теорию цветного зрения и физиологической оптики.

Он, несмотря на свои прошлые утверждения о целостных образах внешних объектов, значительно изменил свое мнение в отношении к этим психическим феноменам.

В связи с этим немецкий физик, психолог и физиолог Гельмгольц выдвинул смелую гипотезу, которая впоследствии получила экспериментальное подтверждение.

Ее смысл заключался в строении целостным сенсомоторным механизмом целостного психического организма. При том, что строится такой организм благодаря бессознательным умозаключениям. Это был важнейший толчок развития и утверждения принципа системности в психологии.

Знаменитый русский ученый – Иван Петрович Павлов, говоря о человеке как о системе, утверждал, что человек – это, конечно, система или, говоря грубее, машина, единственная по высочайшему саморегулированию, находящаяся в горизонте научного видения.

Метафора «машина» была очень популярна в период развития и триумфа механики. Еще с давних времен образ машины использовали для обозначения автоматизма работы системы.

Тем не менее до Сеченова Ивана Михайловича, знаменитого русского приборостроителя, медика и биолога, образ машины вызывал иные ассоциации, связанные не с механизмом, а с человеком, который приводил его в действие.

Говоря о «машинности мозга», Сеченов преследовал принцип саморегуляции. Этого же принципа придерживался и Павлов. Под образом машины они имели в виду устройство, которое оснащено сигналами.

Теории о том, что эти сигналы передают данные и информацию об устройстве, меняющие поведение системы и различающие свойства среды, в которой оно работает, подготовили почву для совершенно новых идей и концептов.

Именно эти идеи в дальнейшем и привели к разработкам информационных машин.

Системный подход в области психоанализа

Понятие «либидо», имеющее инстинктивную сексуальную природу, со временем было принято учеными за первичный психический процесс в классическом психоанализе.

Затем зародился концепт о защитных механизмах человеческой психики. Именно благодаря им здоровая личность может выживать в социальном мире без ущерба психическому состоянию.

Существовавшая в то время концепция о динамике нервных процессов торможения и возбуждения, базирующаяся на саморегуляции поведения человека, внезапно стала затрагивать другую сферу.

Ее трактовали на языке постоянного конфликта между биологическими силами, характеризующимися неукротимой сексуальностью, и социальными, заложенными с детства в отношениях с семьей.

Со временем эта идея стала основой для схемы строения психического аппарата человека, который состоит из трех конфликтующих между собой блоков: Оно – Я – Сверх-Я. Создал ту схему никто иной как Фрейд. Так и обстояли дела с системностью в психологии на то время.

Для чего обращаются к принципу системности

Перечислим несколько основных причин обращения ученых к данному принципу:

  • интеграция разнородных психологических знаний. Перед учеными часто встает вопрос о том, на какой основе и как объединить подходы к различным психическим явлениям. Решение вопроса об интеграции тесно связано с разработкой проблем, таких как представление психологического знания в роли многомерного развивающегося целого и его организация;
  • потребность в лучшем понимании изучаемой реальности. Для удовлетворения этой потребности психологи ставят перед собой вопросы о том, можно ли представить психическое явление в виде системы, какие качества и свойства характеризуют такие системы, связаны ли они между собой и тому подобное;
    Для чего обращаются к принципу системностиДля чего обращаются к принципу системности

    Системность помогает бороться с разобщенностью в науке

  • теоретическая и методологическая разобщенность исследований в области психологии. Слишком большое количество разнообразных подходов к исследованию психики влияет на проблему предмета и метода психологии. Из-за этого возникает проблема ее существования как единой науки;
  • потребность в спецификации. Это классификация или перечень специфических особенностей чего-либо, в данном случае: системного подхода в психологии, тенденций его развития, анализа его видов, форм реализации и тому подобное. Такая работа очень важна для того, чтобы психологи могли со всей серьезностью подходить к обсуждению перспектив системного подхода, а также пониманию неоднозначности их отношений к нему.

Историю психологической науки можно трактовать как историю поисков альтернативных вариантов асистемной концепции, связанной с природой психики и поведением человека.

Осуществление принципа системности в психологии

Как психологи реализовывают системный подход в своей отрасли? Давайте разберем несколько путей его реализации:

  • психологи рассматривают психические явления в качестве многомерных. Для таких явлений абстракция, которая реализуется их последовательным рассмотрением с какой-то одной стороны, не избавляет от возможности рассматривать психические явления и с других сторон;
  • рассмотрение психических явлений в нескольких аспектах. Сюда относят микроанализ и макроанализ, характеристика явления как части родовидовой структуры и качественной единицы системы;
  • психические явления рассматриваются учеными как иерархическая и многоуровневая система. Первостепенно важным условием грамотной саморегуляции системы является соподчиненность уровней, их автономия;
  • в системе психических явлений универсальной формы детерминации не существует. В большинстве случаев она рассматривается учеными в разных вариациях: биологическая и социологическая детерминация, казуальный и неказуальный типы связей и т.п.;
  • построение пирамиды множественности отношений, в которых человек существует. Это построение влечет за собой разнопорядковость и кооперацию с другими научными знаниями;
  • осуществление принципа развития. Он влияет на разрешение противоречий между системами и подсистемами, условиями и причинами и другое.

В ученых кругах существуют расхождения на тему реализации данного системного подхода в психологии. Ведутся споры и однозначного ответа пока еще никто не смог дать.

Принцип системности сыграл огромную роль в развитии не только психологии, но и биологии, психоанализе, нейропсихологии и даже медицине.

Саму по себе системность можно назвать принципом научного знания, который настаивает на исследовании различных явлений в зависимости от их внутреннего целого.

Известный афоризм «целое больше своих частей» долгое время вызывал массу вопросов не только философского характера, но и конкретно-научного.

Ответы на такие вопросы сподвигают выяснить, какие критерии способствуют из огромного множества явлений обособлению категорий объектов, обладающих системным характером.

В этом видео вы узнаете о системном подходе в бизнесе:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Принцип системности в психологии. — КиберПедия

ОТВЕТ:Системности принцип (в психологии) (от греч. systema — составленное из частей, соединение) — методологический подход к анализу психических явлений, когда соответствующее явление рассматривается как система, не сводимая к сумме своих элементов, обладающая структурой, а свойства элемента определяются его местом в структуре. В психологии существует несколько методологических принципов, оказывающих большое влияние на задачи, решаемые ею, и на способы изучения духовной жизни людей. Важнейшими из них являются принципы

· Развития.

· Детерминизма

· Системности

Принцип развития – психика постоянно изменяется, развивается, поэтому наиболее адекватным способом ее изучения является исследование закономерностей этого генезиса, его видов и стадий.
Принцип детерминизма подразумевает, что все психические явления связаны по закону причинно-следственных отношений, т. е. все, что происходит в нашей душе, имеет какую-то причину, которая может быть выявлена и изучена и которая объясняет, почему возникло именно то, а не иное следствие.
Принцип системности описывает и объясняет основные виды связи между разными сторонами психики, сферами психического. Он предполагает, что отдельные психические явления внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая благодаря этому новые свойства.
Первые исследователи тех связей, которые существуют между психическими явлениями, рассматривали психику как сенсорную мозаику, которая состоит из нескольких элементов — ощущений, представлений и чувств. По определенным законам, прежде всего по законам ассоциаций, эти элементы связываются между собой. Такой вид связи назвали элементаризмом.

Функциональный подход, в котором психику представляли как набор отдельных функций, направленных на реализацию различных психических актов и процессов (зрения, обучения и т.д.), появился в связи с теорией эволюции. Биологические исследования показали, что существует связь морфологии и функции, в том числе и психической функции. Таким образом было доказано, что психические процессы (память, восприятие и др.) и акты поведения могут быть представлены как функциональные блоки. В зависимости от вида детерминации эти блоки действуют по законам механики (как отдельные части сложной машины) или по законам биологической адаптации, связывая в единое целое организм и среду. Однако принцип детерминации не объяснял, каким образом при дефекте какой-то функции происходит ее компенсация, т. е. каким образом недостатки в работе одних отделов могут компенсироваться нормальной работой других (например, плохой слух — развитием тактильных или вибрационных ощущений).


Именно это и объясняет принцип системности, который представляет психику как сложную систему, отдельные блоки (функции) которой связаны между собой. Таким образом, системность психики предполагает ее активность, так как только в этом случае возможна и саморегуляция, и компенсация, присущие психическому даже на низших уровнях развития психики. Системность в понимании психики не противоречит осознанию ее целостности, идее «холизма», так как каждая психическая система (прежде всего, естественно, психика человека) является уникальной и цельной.

Идеи принципа системности по-своему разработали представители гештальтпсихологии и психоанализа.

Представители психоанализа связывали принципа системности с анализом аффективных процессов, рассматривая в качестве основного фактора человеческой психики так называемый «кoмплeкс».

В связи с идеей развития принцип системности реализован в операциональной концепции интеллекта Ж. Пиаже.

В неофрейдизме, а также в символическом интеракционизме система социального, знаково опосредствованного взаимодействия, со своей структурой, трактуется как первичная и определяющая по отношению к психике индивида.

Отечественные философы и психологи рассматривают психологические системы как целенаправленные, социально обусловленные. В процессе индивидуального развития они проходят последовательные этапы усложнения, дифференциации, трансформации своей структуры. Единым генетическим основанием, из которого развертываются психологические системы, является совместная (социальная) предметная человеческая деятельность, включающая процессы общения.

Стратегические ориентиры развития системного подхода в психологии на сегодняшний день:


· построение на основе принципа системности предмета психологической науки

· разработка системного метода познания психических явлений, или «овеществление» подхода в методе системной детерминации психических явлений и поведения

Строго говоря, изучение интегральных образований психики (либо их производных), например, поведенческий акт (П.К. Анохин), гештальт (К. Коффка), психологическая система (Л.С. Выготский), интеллект (Ж. Пиаже), познавательная сфера (Д. Норман), перцептивный цикл (У. Найссер) и др. Особенность текущего этапа состоит в том, что наряду с организацией (структурой, уровнями) и функционированием целостных образований на передний план выдвигается изучение их становления и развития. Доминирующим оказывается генетическое направление системного подхода. В качестве ключевых рассматриваются вопросы механизмов порождения целостностей, соотношения стадий и уровней развития, его видов, критериев, взаимоотношений актуального и потенциального в психическом развитии и т.п.

Сложившийся арсенал системных технологий психологической науки и практики пока еще очень скромен, а его развитие представляет непростую исследовательскую задачу. Главная трудность состоит в том, чтобы изучать то или иное явление, не теряя, не обрубая, а учитывая его системные (интегральные) качества, связи с другими явлениями жизни и деятельности субъекта, целостный характер их развертывания во времени, разноуровневость организации (Ломов Б.Ф 1990).

 

Системность в психологическом развитии личности

Системный подход в теории личности

В психологии и теории личности системный подход выступает в качестве попытки применения существующей теории систем к описанию психических явлений. Своей целью данный подход обозначает внесение порядка в огромный объем психологической информации, ее систематизацию и решение задач, которые связаны с формированием целостного представления о психике и процессе развития личности человека.

Системный подход в теории личности является развитием или вариантом структурного подхода. Результатом при этом является достижение высокого уровня и структурности в описании личностных новообразований и преодолении отделения психологической структуры личности от непосредственного социального окружения.

Исследователи, использующие системный подход в теории личности, отмечают тот факт, что личность всегда включена во внешнюю – социальную – систему, представляя собой внутреннюю систему. Эта внутренняя система должна научиться справляться с внешней и преобразовывать ее влияние во благо развития личности в целом.

Готовые работы на аналогичную тему

Замечание 1

Данный принцип указывает на то, что любое сложное явление, по сути своей система, которая состоит из взаимодействующих между собой частей, имеющих собственные функции и задачи, и подчиняющих их целям целостности.

Основная идея системного подхода заключается в представлении изучаемых явлений в виде систем, то есть целостных образований, отдельные элементы которых влияют друг на друга настолько мощно, что перестают быть просто отдельными составными частями и превращаются в носителей свойств всей системы в целом.

Таким образом, можно сделать вывод, что системный подход к изучению личности определяется как принятие того, что личность – это динамическая психологическая система, целое, которое образовано взаимосвязями и взаимодействием ее свойств, своеобразный личностных «органов», с помощью которых реализуются функции внутренней регуляции и внешнего обмена с социальной и предметной средой.

Определение свойств личности согласно системному подходу

При использовании системного подхода к изучению личности свойства личности определяются довольно специфически. Находясь во взаимодействии с элементами систем индивид приобретает определенные качества личности, они же в свою очередь становятся элементами его структуры личности. Соответственно при изучении данных свойств исследователи выходят за рамки только лишь индивиды и изучают их как элементы личности, которая в свою очередь является элементом общества
Поиск системных качеств человека

Каким же образом с помощью принципа системности осуществляется поиск системных качеств человека? Самая основная и обширная система, к которой принадлежит человек – это биосфера, в которой все живые организмы и среда их обитания тесно связаны и находятся в постоянном взаимодействии образуя при целостную динамическую систему. В свою очередь биосфера является элементом системы космоса, который способен оказывать мощнейшее воздействие на физический и органический мир Земли. Резкое увеличение внезапных смертей, эпидемий, сумасшествия, несчастных случаев – все это является результатом космического влияния. Таким образом, качества личности, которая является элементом биосферы проявляются в чувствительности к биосферным явлениям в понижении работоспособности, депрессивных состояниях и т.п.

Рассматривая человека как звено в системе общества можно отметить тот факт, что он по сути является носителем всех социальных системных качеств, с которыми он сталкивается в процессе жизнедеятельности.

Основные свойства человека, которые обеспечивают его участие в социальных системах и играют роль системообразующего фактора — это способности человека решать три главных вопроса в жизни: вопрос жизни общества, деятельности, любви и брака.

Дополнительными системными качествами наделяется человек в различных подсистемах общества, к которым относятся большие и малые социальные группы. Одновременное существование человека в различных социальных системах, которые обладают взаимоисключающими целями и характеристиками является основополагающим условие развития личности. Участие личности в различных социальных группах является непременным условием для формирования социально зрелой личности, самостоятельной и творчески развитой.

Таким образом, мы видим, что в психологии уже давно предпринимаются попытки систематизировать понятие личности, представить личность как систему в ее отношениях с миром, социальных ролях, установках и способах существования в социуме.

Свойства личности как системы

Личность как система обладает следующими свойствами:

  • потребность в осуществлении информационного обмена с окружающей социальной и предметной средой, в связи с тем, что личность является системой переработки информации;
  • степень открытости-закрытости, позволяющая сохранить стабильность личности и одновременно с этим изменятся и саморазвиваться;
  • присутствие механизмов адаптации и самоконтроля, позволяющих сохранять работоспособность при изменениях окружающей среды с помощью изменения программы функционирования и поиска наиболее благоприятного состояния;
  • внутреннее равновесие – стремление к внутреннему состоянию упорядоченности и гармонии;
  • тенденция к повышению состояния внутреннего напряжения, которое проявляется в процессе взаимодействия с внешней средой и преодоление внутренних конфликтов личности;
  • способность к организации взаимодействия с другими социальными системами.

Системный подход к процессу развития личности является важным и перспективным инструментом научного познания, однако следует обратить внимание на опасность формализма в процессе систематизации и подгона имеющихся данных под искусственно созданные системы. Необходимо непредвзято анализировать имеющуюся информацию и применять ее в соответствии с принципами научного познания.

Принцип системности

Неотъемлемой частью современной научной теории является принцип системности. Это объяснительный принцип научного познания, без которого невозможна ни одна наука. В целом системный подход подразумевает особую позицию исследователя и арсенал средств, которые фиксируют изучаемый предмет как многокачественный, целостный и изменяющийся.

Специфика системного познания заключается в возможности описания и объяснения целостных образований действительности. Системная природа психических явлений выступает в качестве определенного итога развития знания о психике и поведении.

Психические явления, включаясь во всеобщую взаимосвязь событий материального мира, выражают уникальное единство разнообразных свойств живых существ и позволяют им гибко ориентироваться, коммуницировать и действовать в изменяющемся мире.

Идея системности имеет многовековую историю познания и как методологический регулятив системный подход был «изобретен» не философами. Прежде чем произошло теоретическое осмысление принципа, он реально направлял исследовательскую практику, включая лабораторную и экспериментальную работу.

Принцип имеет рабочий смысл и заключается в том, что исследователь в любом компоненте усматривает одно из приспособлений, которое решает главную задачу – удержать её в равновесном состоянии.

Из исследований биологического гомеостаза Кенноном были выведены «общие принципы организаций», действительные для любых «сложных объединений» – систем в отличие от «не систем». В образе гомеостаза принцип системности оказался весьма продуктивным не только в физиологии, но и в других науках – в учении о биоценозах, в генетике, кибернетике, социологии и психологии. Принцип системности гомеостазом не исчерпывается, хотя и служит одним из его эвристически сильных воплощений. Психическая организация – это живущий сам по себе системный объект, а эволюция научной мысли, в ходе которой возникали различные теоретические конструкты, должна была объяснить, как устроена эта организация, из каких частей состоит, как они связаны между собой.

Любое знание должно быть выстроено по определенной логике, чтобы отдельные его части складывались в целостную картину, удовлетворяющую принципу системности. Далеко не все концепции выдерживали испытание этим критерием, а чтобы выяснить специфику знаний адекватности принципу системности, надо сопоставить их с несколькими типами «несистемных» теорий. Выделяется пять таких типов: холизм, элементаризм, эклектизм, редукционизм, внешний методологизм:

Холизм

Готовые работы на аналогичную тему

Определение

В переводе с греческого, холизм – это целый, весь. Он абсолютизирует фактор целостности, как первичное, не из чего не выводимое начало. Подобное начало в психологии выступало в представлениях о душе, сознании, личности. Сознание и личность являются системными целостностями.

Термин холизм был введен Я. Смэтсом в книге «Холизм и эволюция», вышедшей в 1926 г. Целостность в холизме трактуется как высшее философское понятие, которое синтезирует в себе объективное и субъективное. Высшая конкретная форма органической целостности, согласно холистическому подходу – это человеческая личность.

Данный подход в психологии утверждает идею о необходимости целостного изучения личности как системы. В этой системе каждый элемент находится во взаимосвязи друг с другом. Таким образом, получается, что изучение каких-либо элементов и их выделение по отдельности возможны только в абстракции.

Проблемность данного подхода состоит в исключительной сложности целостного описания психологической феноменологии. В качестве его парной категории выступает атомизм.

Холизм в современной психологии

Принцип целостности человеческого разума выдвинула гештальтпсихология в первой половине XX века, представители которой утверждали, что субъективное переживание есть феноменальное выражение электрических процессов в головном мозге. Сознание они понимали как динамическое целое «поле», в котором каждая точка взаимодействует со всеми остальными. А если это так, значит, разум стремится к целостности во всех своих действиях.

Открытое новейшими отраслями психологии понятие целостности, значительно превзошло эту концепцию. Радикальным отходом от классической теории было открытие того, что общая сфера разума и сознания неуловимо и эффективно формирует взаимосвязанное целое.

Картина мира, с точки зрения классики, формируется у человека благодаря информации, которую органы чувств поставляют в мозг. Это значит, все то, что человек воспринимает разумом, сначала должно быть пропущено через естественные сенсоры. Современные психологи и психиатры сегодня говорят, что это не так и иногда сознание человека информируется через трансперсональные элементы.

Результаты исследований показывают, что эти трансперсональные формы информации действительно поступают в человеческий мозг и попытки объяснить это отклонениями приборов, хитростью объектов исследования, ошибками экспериментаторов, оказались бессильными.

Наука XXI века развивает холистическую картину реальности. Холизм современной физики, биологии, новейших отраслей психологии придает новую легитимацию холистической концепции мира на основе великих культурных традиций, поэтому холизм новой цивилизации будет иметь как научную, так и культурную основу.

Элементаризм

Данная система строится из элементов, которые взаимодействуя между собой, приобретают новое качество, как части целого и утрачивают его, выпадая из целого.

Элементаризм без внимания оставляет интегральность системы, считая самодостаточной величиной каждый из её компонентов. По типу соединения представляются её связи с другими такими же величинами, но при входе в соединение они не испытывают существенных преобразований. Такой стиль мышления в психологии ориентирован на механический способ объяснения природы, т.е. взаимодействию неделимых частиц. Это привело к поискам неделимых элементов в запутанной «материи» сознания.

За первоэлементы психической жизни, в концепциях, ориентированных на сенсуализм, принимались ощущения и простейшие чувствования. Представители структурализма предлагали программу выявления сенсорных «атомов», из которых выстраивается структура сознания, с помощью эксперимента.

Другие ответвления элементаризма вычленяли другие психические «атомы» – акты, функции, реакции. Ученые, стимулировавшие разработку концепций или отвергавшие структурную организацию душевной жизни, были не удовлетворены этими вариантами, что порождало дискуссии.

Эклектизм

Эклектизм, как соединение разнородных, лишенных внутренней связи, несовместимых друг с другом идей и положений, является антиподом системности.

Разрабатывая свою теорию физиологической психологии, В. Вундт исходил из того, что первичным материалом сознания служат сенсорные образы, которые соединяются посредством ассоциаций. Позже он увидел ограниченность этой схемы и в качестве «верховного» организатора процессов сознания ввел особую волевую силу – апперцепцию. Джемс считал, что эти два способа несовместимы.

Человек, как объект, является целостностью, поэтому возникает реальная потребность в том, чтобы собрать воедино известное о различных параметрах объектов, являющихся целостностями.

Редукционизм

Принципу системности в психологии противостояла еще одна установка, получившая название редукционизма, сводившая целое к частям, либо сложные явления к простым. Например, предпринимались попытки:

  • Свести такую умственную операцию, как обобщение, к генерализации нервного процесса в коре больших полушарий – физиологический редукционизм;
  • Свести личность к совокупности общественных отношений – социологический редукционизм;
  • Познавательную активность описать как прием и переработку информации – кибернетический редукционизм.

Аппарат собственных психологических понятий обогатился благодаря преимуществам междисциплинарных контактов, в результате обращения к физиологии, социологии, кибернетике. Все обращения эффективными будут тогда, когда не приведут к «истреблению» этих понятий.

Биологическая система – это организм, а общество система социальная, с ними, безусловно, связана психологическая система, которая имеет свой строй и закономерности преобразования.

Внешний методологизм

О том, что есть два типа научных систем по отношению к методологическому хребту, поддерживающему их, писал еще Л.С. Выготский. Методологию сравнивают с костяком, скелетом в организме животного. Такие животные, как улитка и черепаха свой скелет носят снаружи и их можно отделить от костяка. Тогда они останутся малодифференцированной мякотью. Высшие животные носят свой скелет внутри, который является их внутренней опорой, костью каждого движения.

Работой каждого элемента «организма» науки управляет высшая методология. Она управляет каждым движением мысли по добыванию и объяснению фактов. Существуют методологии, выполняющие защитную, а не рабочую функцию, наподобие панциря черепахи.

Примером такой психологии советского периода была философия диалектического материализма. Диалектический материализм был методологическим прикрытием процесса производства знаний. Этот процесс шел без реального конструктивного участия прочного внешнего прикрытия, не способного управлять внутринаучным поиском. Советская психология, лишившись этого прикрытия, оказалась той «малодифференцированной мякотью», которая не имела истинно системной организации.

СИСТЕМНОСТИ ПРИНЦИП — это… Что такое СИСТЕМНОСТИ ПРИНЦИП?

– относится к общенаучным принципам, выражающим основную методологическую парадигму целого ряда естественных, социальных и гуманитарных наук, методологический принцип, основанный на понимании психического (человек, личность, психические процессы и явления) как системы, не сводимый к простой совокупности своих элементов, а как упорядоченного целого, имеющего структуру, прямые и обратные связи, состоящие из элементов, группировок в необходимое и достаточное число подсистем со всесторонними связями между ними (Берталанфи Л., Ганзек В.А., Кузьмин В.П., Ломов Б.Ф., Платонов К.К., Тюхтин В.С., Юдин Э.Г. и др.).

Системный подход как реакция на длительный процесс дифференциации в науке, противопоставил ей принцип целостности, но он не является простым синонимом интеграции, это упорядоченное единство интеграции и дифференциации. В психологии системный подход предусматривает рассмотрение психического в упорядоченном множестве внешних и внутренних отношений и уровней.

Б.Ф.Ломовым были сформулированы основные принципы применения системного подхода в психологии: рассмотрение системы как части более сложной макросистемы в плане внешних взаимодействий; рассмотрение психики как многомерной и многокачественной; как иерархически организованной; как связанной множественностью отношений. Таким образом, в психологии система – это нечто целое, многоуровневое, имеющее структуру, взаимосвязанные подсистемы (элементы), необходимое множество прямых и обратных связей.


Психологическая система всегда целеустремленная и изменяющаяся, развивающаяся.

Разновидностями системного подхода является структурный, структурно-функциональный и целостный. Комплексный подход трактуется иногда как более общий, чем системный (Б.Г. Ананьев).

В психологии с системных позиций изучаются психические явления, личность, познание, деятельность, общение, взаимодействия. Б.Ф. Ломов дал психологическое описание системных качеств (т. е. тех, которые есть продукт системы, иерархически более высокого уровня; психологическое есть системное качество по отношению к психофизиологическому).

Специфика системного подхода в акмеологии состоит в создании специфической модели ее предмета, который имеет и иерархические, и координационные (вертикальные и горизонтальные) характеристики. Он представляет собой онтологически неоднородную, но единую в своем функционировании, направленную к оптимальному состоянию систему. Акмеология имеет дело не с искусственной или естественной системой (как их дифференцирует общая теория систем), а с комплексной, сложной системой, в которой сущностью является сам механизм и способ перехода от стихийно-сложившегося состояния (и качества) личности к оптимальному, от реального – к идеальному за счет поддержки акмеолога, опирающегося на опирающегося на определенную технологию. Акмеологическая система имеет целевой, проектируемый, моделируемый характер. Звенья этой комплексной модели развертываются в реальном времени последовательно – по горизонтали, а в теоретическом пространстве – по вертикали. Эта характеристика опирается на идею, сформулированную М.Н. Сетровым: «Высота организованности соответствует переходу на качественно более высокий уровень, то есть изменению организации, так сказать, по вертикали, а степень организованности – изменению в пределах данного качества, то есть по горизонтали».

В акмеологических исследованиях системный подход применяется к описанию процессов прогрессивного восходящего развития личности и профессионализма. Выдвинуто положение о существовании акмеологической системы профессионализма. В нее входят субъект профессиональной деятельности, условия и факторы, многоуровневые связи и системообразующие факторы. Структурные компоненты акмеологической системы могут выступать в разных качествах: как уровни профессионализма с соответствующим акмеологическим содержанием, подсистема профессиональных знаний и умений. Системообразующим фактором могут быть эталоны и идеалы акме, движущей силой развития – смыслообразование, потребность в самореализации, «выход на индивидуальность» (по Б.Г.Ананьеву).

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.
2013.

Принцип системности в психологии — Студопедия

Важнейший постулат принципа системности в психологии гласит, что все психические процессы организованы в многоуровневую систему, элементы которой приобретают новые свойства, задаваемые ее целостностью.

Системный анализ: выделение составляющих систему элементов и структурно-функциональных связей (причем не сводимых к каузальным), обоснования ее уровней и системообразующих факторов, единства организации и функций, стабильности и управления.

Предшественников принципа системности в психологии:

— холизм (вне целостности теряется сущность)

— элементаризм (в системе соединяются элементы, сущности которых не изменяются целым)

— эклектизм,

— редукционизм,

— внешний методологизм

Зарождение системного подхода — Аристотель. Организм как система, душа, как выражение специфики человеческой формы организма, зачатки концепции гомеостаза, целесообразность как проявления целевой причины, а также принципа активности как движения в сторону и формы, и цели. Душа и тело в концепции Аристотеля не могут быть разъединены как сущности. Душа — системообразующий принцип жизни тела.

. Изоморфизм— наличие однозначного (собственно изоморфизм) или частичного (гомоморфизм) соответствия структуры одной системы структуре другой (у гештальтистов: пространственная конфигурация восприятия изоморфна пространственной конфигурации соответствующих участков возбуждения в мозге).

В психоанализе системность была заключена в соотношении работы сознания и бессознательного, с имманентной причинностью, которая наружу проступает скорее в нарушениях регулятивной функции целостной структуры личности.



Соединение системного и причинного анализа:

Концепция И.М.Сеченова(есть объективно данная сенсомоторная деятельность организма и есть внутренний план как интериоризованный, но при этом преобразующий «дубликат» этой деятельности)

(Может происходить подмена понятия субъекта понятием системы посредством обращения к целесообразности (включая ориентировку организма на «потребное будущее»). Но тогда понятие системы служит уже не принципом в рамках разработки психологической теории, а звеном, позволяющим).

Л.С,Выготский: два вида систем у человека:

— социальная ситуация

— знаковая система как путь к культурной детерминации

М.К.Мамардашвили, Г.П. Щедровицкий «…психология — это особая сфера мыследеятельности, по сути дела захватывающая весь универсум жизнедеятельности, весь социум, с множеством научных предметов и разного рода техник — антропотехник, психотехник, культуро-техник и целый ряд практик… включая практики «коммуникации» и «взаимодействия»»


Б.Ф.Ломов трактовка психического в том множестве внешних и внутренних отношений, в которых оно существует как целое:

— полисистемность бытия человека

— интегральность его качеств и свойств

— единство пси отражения и деятельности, видоизменяющей действительность

Пути реализации системного подхода в психологии:

  1. рассмотрение явления в нескольких планах (или аспектах): микро- и макроанализа, специфики его как качественной единицы (системы) и как части родовидовой макроструктуры
  2. рассмотрение психических явлений как многомерных, для которых абстракция, реализуемая последовательным их рассмотрением в каком-то одном плане, не должна закрывать всех других возможных планов.
  3. система психических должна рассматриваться как многоуровневая и иерархическая. Соподчиненность и автономия уровней — важнейшие условия саморегуляции системы.
  4. множественность отношений, в которых существует человек, влечет за собой множественность и разнопорядковое™ его свойств. Построение «пирамиды» этих свойств предполагается в кооперации с другими науками.
  5. не может быть универсальной формы детерминации. Детерминация может рассматриваться и в качестве биологической, и социальной, и в качестве каузальной связи и в качестве некаузальных типов связи.
  6. принцип развития, в котором происходит разрешение противоречия между причинами и условиями, исстемами и подсистемами и т.д.

Но этот подход надо еще специализировать под психологию. Есть споры о его реализации.

Когнитивная согласованность (СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ) — iResearchNet

Определение когнитивной согласованности

  1. Cognitive Consistency У вас есть друг по имени Джефф, который любит регулярно курить сигареты. После посещения лекции о серьезной причинно-следственной связи между курением и раком он уходит. Зачем?
  2. Этим вечером вы встретитесь с двумя людьми, Крисом и Джин. Тебе действительно нравится Крис, но не нравится Жан. Однако Крису очень нравится Жан. Как вы думаете, изменится ли ваше отношение к Джин в течение вечера?
  3. Около 50 лет назад космонавт сказал небольшой группе людей, что наступает конец света.Им также сказали, что в назначенную дату и время (21 декабря, в полночь) придет «посетитель» и отвезет их на космический корабль, чтобы спастись от надвигающегося катаклизма. Маленькая группа готовилась к отъезду много недель. Когда 21 декабря пробила полночь, ничего не произошло. Никто не пришел, и мир не пришел к концу. Как вы думаете, эти результаты изменили их убеждения?

В этих трех ситуациях концепция когнитивной согласованности может использоваться для прогнозирования и объяснения различных результатов.Исходя из предположения, что приятные психологические состояния (т. Е. Уравновешенные состояния) предпочтительнее неприятных,

когнитивная согласованность может быть определена как концепция, согласно которой люди предпочитают свои мысли, убеждения, знания, мнения, установки и намерения согласовываться, то есть не противоречить друг другу. Кроме того, эти аспекты должны соответствовать тому, как люди видят себя и свое последующее поведение. Несоответствие или асимметрия приводит к напряжению и неприятным психологическим состояниям, и люди будут стремиться к изменениям, чтобы достичь согласованности, снизить напряжение и достичь психологического равновесия.

В рамках этого определения термин когнитивный означает «мысли, убеждения, знания, мнения, отношения и намерения». (Слово «когнитивный» примерно эквивалентно слову «ментальный»). Таким образом, этот термин определяется довольно широко и охватывает почти все, что люди сознательно придерживаются. Термин «согласованность» относится к согласованности познаний, что означает, что познания должны быть согласованными, симметричными, сбалансированными или конгруэнтными. Конфликтующие (асимметричные) познания помещают людей в неприятное психологическое состояние.Поскольку предпочтение отдается приятным состояниям, люди испытывают давление, требующее разрешения этих противоречивых познаний, и принимают меры для снижения напряжения и достижения психологического равновесия.

Когнитивная последовательность — одна из самых ранних концепций, связанных с социальной психологией. Обычно приписывают Фрицу Хайдеру, который в 1946 году впервые отметил эту концепцию в рамках социально-психологической теории. Однако в 1950-х годах этот термин появился в шквале психологической теории с различными приложениями и импровизациями.Пионеры социальной психологии, такие как Леон Фестингер, Фриц Хейдер, Теодор Ньюкомб и Чарльз Осгуд, создали теории, включающие когнитивную последовательность и поддерживающие исследования. Именно эти теоретики и их работы составляют основную группу теорий когнитивной согласованности, включая когнитивный диссонанс (Фестингер), теорию баланса или p-o-x (Хайдер), систему A-B-X (Ньюкомб) и принцип конгруэнтности (Осгуд). Помимо этой основной группы, множество других теоретиков продолжали использовать эту концепцию.За прошедшие годы когнитивная согласованность, особенно теория когнитивного диссонанса Фестингера, позволила провести широкий спектр исследований как в лабораторных, так и в прикладных условиях, и была доказана их достоверность и надежность. Это ключевая концепция во всех учебниках социальной психологии, особенно в отношении изменения отношения, и продолжает оставаться предметом изучения в социальной психологии и смежных областях.

Чтобы проиллюстрировать концепцию, взгляните на примеры из начала этого раздела.Сценарий 1 — одно из простейших применений когнитивной согласованности. Ваш друг Джефф любит курить, и до посещения лекции о здоровье это отношение не противоречило друг другу. Однако после посещения лекции о последствиях курения для здоровья его удовольствие от курения и знания о негативных последствиях курения для здоровья находятся в противоречии. Удержание этих двух противоречащих друг другу убеждений создает напряжение, которое приводит Джеффа к желанию уменьшить напряжение. Для этого он бросает курить, тем самым восстанавливая равновесие.Вы можете спросить: «Разве Джефф все равно не может курить и не обращать внимания на последствия для здоровья?» Это действительно вариант — чтобы уменьшить напряжение между конфликтующими познаниями, Джефф мог бы отрицать обоснованность последствий курения для здоровья, чтобы достичь баланса.

Сценарий 2 — это применение теории баланса Хайдера. Теория баланса предполагает, что когнитивная согласованность или баланс ожидается между тремя сущностями (рассматриваемыми как единое целое): человеком (p), другим человеком (o) и объектом отношения (x).В сценарии 2 отсутствует последовательность (т. Е. «Единица» разбалансирована). Тебе нравится Крис, но не нравится Джин. Однако Крису нравится Джин. Это напряжение необходимо снять. Вы можете либо (а) решить не любить Криса, либо (б) решить, что Джин понравится. Любой выбор приведет к уравновешиванию системы. В конце концов, если Крис — хороший друг, вы можете решить полюбить Джин в конце вечера.

Сценарий 3 в общих чертах основан на реальной истории, описанной в книге «Когда пророчество не выполняется» (Леон Фестингер и его коллеги).После того, как посетитель не прибыл в полночь, группа не отказывается от своих убеждений. Вместо этого они принимают различные причины, по которым человек не показывает себя, и, следовательно, их убеждения остаются неизменными. С точки зрения когнитивной последовательности в этом есть смысл. Реальность того, что посетитель не приехал, противоречит тому, во что они горячо верили. Когнитивный дискомфорт (называемый диссонансом, согласно Фестингеру), возникший в результате этого конфликта, впоследствии привел к тому, что члены группы приняли различные объяснения, чтобы поддержать свои прежние убеждения.Даже через несколько дней после этого некоторые участники отказались признать реальность того, что посетителя никогда не будет и что конец света не наступит.

Артикул:

  1. Festinger, L., Rieken, H. W., & Schachter, S. (1956). Когда пророчество не оправдывается: социальное и психологическое исследование современной группы людей, предсказавших разрушение мира. Нью-Йорк: Harper Torchbooks.
  2. Оскамп С. (1991). Отношение и мнения (2-е изд.). Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Prentice Hall.
  3. Шоу М. Э. и Констанцо П. Р. (1982). Теории социальной психологии (2-е изд.). Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.
  4. Саймон, Д., Сноу, К. Дж., Рид, С. Дж. (2004). Редукция теорий когнитивной согласованности: суждения о доказательствах путем удовлетворения ограничений. Журнал личности и социальной психологии, 86, 814-837.

.

Согласованность отношения и поведения (СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ) — iResearchNet

Определение согласованности отношения и поведения

Исследование согласованности отношения и поведения касается степени, в которой отношения (мнения) людей предсказывают их поведение (действия). Согласованность отношения и поведения существует, когда существует сильная связь между мнениями и действиями. Например, человек с позитивным отношением к защите окружающей среды, который перерабатывает бумагу и бутылки, демонстрирует высокую последовательность отношения-поведения.Изучение согласованности отношения и поведения важно, потому что значительная часть полезности концепции отношения проистекает из идеи, что мнение людей помогает направлять их действия.

Предпосылки согласованности отношения и поведения

Здравый смысл подсказывает, что отношение должно предсказывать поведение. Кажется разумным предсказать, что студент, который решительно поддерживает спасение исчезающих животных, сделает ежегодное пожертвование во Всемирный фонд дикой природы. Однако так ли проста связь между отношением и поведением?

Чтобы ответить на этот вопрос, полезно рассмотреть некоторые ранние исследования по этой теме.Первоначальное исследование согласованности отношения и поведения проводилось в начале 1930-х годов. В это время профессор колледжа Ричард Лапьер путешествовал по Америке с молодой китайской парой. В то время в Америке были широко распространены антиазиатские предрассудки. В результате этого предубеждения Лапьер беспокоился, не откажут ли ему и его попутчикам обслуживание в отелях и ресторанах. К его большому удивлению, только однажды (более чем в 250 заведениях) они не обслуживались. Через несколько месяцев после завершения поездки ЛаПьер разослал письмо в каждое из посещенных заведений и спросил, будут ли они обслуживать китайских посетителей.Из ответивших заведений только одно указало, что обслужит такого клиента. Хотя с исследованием ЛаПьера существует ряд проблем (например, нет гарантии, что человек, ответивший на письмо, был тем же человеком, который служил ЛаПиеру и его друзьям), исследование было воспринято как доказательство того, что такое поведение людей не обязательно следуют из их отношения.

К концу 1960-х годов был проведен ряд экспериментов, изучающих связь между установками и поведением.В 1969 году Аллан Викер рассмотрел результаты этих исследований. Он пришел к довольно отрезвляющему выводу: установки — относительно плохой предсказатель поведения. Заключение Уикера способствовало «кризису доверия» в социальной психологии и заставило ряд исследователей усомниться в полезности концепции отношения. Утверждалось, что, если отношения не определяют действия, то конструкция имеет ограниченную ценность.

Attitude-Behavior Consistency

Когда отношение влияет на поведение?

Исследователи отношений отреагировали на эту критику, уделив больше внимания изучению того, когда отношения предсказывают поведение.Результаты исследований за последние 30 лет привели к более оптимистичному выводу: установки действительно предсказывают поведение при определенных условиях. Какие из этих условий?

Во-первых, установки лучше предсказывают поведение, когда обе концепции измеряются одинаковым образом. Вернувшись к исследованию ЛаПьера, он обнаружил, что его отношение к организации просило учреждения указать, будут ли они служить представителю китайской расы. Этот показатель отношения является довольно широким по сравнению с показателем поведения, который предполагал оказание услуг высокообразованной, хорошо одетой китайской паре в сопровождении профессора американского колледжа.Если бы показатель отношения Лапьера был более конкретным (например, если бы он гласил: «Вы бы обслужили высокообразованную, хорошо одетую китайскую пару в сопровождении профессора американского колледжа?»), Между отношением и поведением было бы больше согласованности.

Во-вторых, последовательность отношения и поведения варьируется в зависимости от изучаемой темы. В некоторых областях установки отлично справляются с прогнозированием поведения, тогда как в других — нет. С одной стороны, отношение человека к конкретному политическому кандидату очень хорошо помогает предсказать, голосуют ли они за кандидата или нет.Неудивительно, что люди склонны голосовать за политиков, которые им нравятся. С другой стороны, исследователи обнаружили низкую степень соответствия между отношением человека к донорству крови и поведением сдачи крови. Возможно, неудивительно, что это область, где существует низкая связь между установками и поведением. Может случиться так, что низкое отношение возникает из-за других факторов, которые люди считают более важными, чем их позитивное отношение (они могут быть чрезвычайно брезгливыми по отношению к иглам), или из-за того, что поведение донора крови может быть намного сложнее воспроизвести, чем простое выражение своего отношения через такое поведение, как голосование.

В-третьих, согласованность отношения и поведения зависит от «силы» отношения. Отношения различаются по силе. Некоторое отношение людей очень важно для них, тогда как другие нет. Ряд исследований продемонстрировали, что сильное отношение с большей вероятностью предсказывает поведение, чем слабое. Например, Роб Холланд и его коллеги провели исследование, в котором попросили участников указать, насколько они благоприятны и сильны в отношении организации Гринпис.Через неделю, в рамках другого эксперимента, этим же людям была предоставлена ​​возможность пожертвовать деньги Гринпис. Холланд и его коллеги обнаружили, что, когда участники твердо придерживались мнения о Гринпис, благоприятное отношение к ним предсказывало сумму денег, которую они пожертвовали через неделю. Среди людей со слабым отношением к Гринпис то, насколько им нравилась организация, не предсказывалось их дальнейшее поведение.

В-четвертых, согласованность между установками и поведением зависит от различий между людьми.Например, исследование личностного фактора, называемого «самоконтроль» (который отражает различия между людьми в том, как они меняют свое поведение в разных социальных ситуациях), показало, что связь между установками и поведением сильнее для слабого самоконтроля, чем для высокого самоконтроля. мониторы. Кроме того, вероятность того, что отношение человека влияет на его поведение, зависит от его возраста. Ряд исследований показал, что студенты университетов демонстрируют более низкие отношения отношения к поведению по сравнению со взрослыми.Считается, что эта разница возникает из-за того, что студенты университетов, как правило, имеют менее четкое отношение по сравнению с людьми старшего возраста.

Как отношение влияет на поведение?

В дополнение к пониманию того, когда установки предсказывают поведение, социальные психологи разработали ряд моделей, объясняющих, как установки предсказывают поведение. Две важные модели — это теория запланированного поведения и модель РЕЖИМА.

Теория запланированного поведения

Теорию запланированного поведения разработал Айсек Азжен.Как следует из названия, теория запланированного поведения была разработана для предсказания обдуманного и вдумчивого поведения. Согласно этой модели, наиболее непосредственным предиктором (или определяющим фактором) поведения человека является его намерение. Проще говоря, если вы собираетесь перерабатывать стеклянные бутылки, вы, скорее всего, проявите такое поведение. В рамках теории запланированного поведения намерения человека определяются тремя факторами: установками, субъективными нормами и предполагаемым поведенческим контролем. Компонент отношения относится к отношению человека к поведению — независимо от того, считает ли человек выполнение этого поведения хорошим или плохим.Если вы считаете, что переработка стекла — это хорошо, вы должны иметь позитивное намерение поступать так. Субъективные нормы относятся к представлениям людей о том, как другие важные для них люди относятся к соответствующему поведению. Если ваша семья и близкие друзья считают, что переработка стекла — это хорошо, и вы заинтересованы в том, чтобы соответствовать их ожиданиям, у вас должно быть положительное намерение поступать так.

Конечно, на поведение людей также влияет то, чувствуют ли они, что могут выполнять такое поведение.Например, если человек хочет придерживаться более здоровой диеты, положительное отношение и положительные субъективные нормы вряд ли приведут к желаемому изменению поведения, если человек не может удержать себя от употребления картофеля фри и шоколадных конфет. В результате теория запланированного поведения включает идею о том, что на поведение влияет то, верят ли люди в то, что они могут выполнять соответствующее поведение. Это отражено в концепции воспринимаемого поведенческого контроля.

Модель MODE

Не всякое поведение запланировано и продумано.Довольно часто мы действуем спонтанно, не задумываясь о том, что мы собираемся делать. Когда наше поведение спонтанно, теория запланированного поведения может не отражать то, как мы решаем действовать. Чтобы понять, как установки влияют на спонтанное поведение, Рассел Фацио разработал модель отношений установка-поведение MODE. РЕЖИМ относится к мотивации и возможностям как к детерминантам поведения. Модель MODE предполагает, что если люди мотивированы и имеют возможность, они могут основывать свое поведение на запланированном и обдуманном рассмотрении доступной информации.Однако, когда либо мотивация, либо возможность принять обоснованное решение низки, поведение можно предсказать только при сильном отношении.

Артикул:

  • Хэддок, Г., & Майо, Г. Р. (ред.). (2004). Современные взгляды на психологию отношений. Нью-Йорк: Психология Пресс.

.

Как последовательность используется в убеждении (с 3 примерами маркетинга)

У меня есть друг, который страстно болеет за «Барселону». Однажды, когда его команда проиграла, я застал его на кухне, утирая слезы с лица. Поэтому я задал логичный, как я предполагал, вопрос: как он стал фанатом? Мой друг перестал плакать и заметно сконцентрировался. «Думаю, все началось, когда я купил футболку ФК« Барселона », — наконец сказал он. Я все время задавался вопросом: «Итак, , сначала , вы купили футболку, а , затем , вы стали фанатом?» Он кивнул.

Этот случай прекрасно иллюстрирует принцип, о котором я хочу рассказать в этом посте. Как и все наиболее интересные когнитивные предубеждения, это широко распространено среди разных демографических и психографических групп. Оказывается, у людей есть почти навязчивое желание соответствовать своим предыдущим действиям (и казаться) .

Это происходит по двум основным причинам.

Во-первых, когда вы сделали выбор, вы сталкиваетесь с личным и межличностным давлением, заставляющим принять этот выбор.Ваш разум быстро поддается этому давлению. Вам больше не нужно думать о проблеме. Вся информация, которая появляется после того, как выбор сделан, не изменит вашего мнения. Вы даже станете более уверенным в своем выборе, как только сделаете его. Например, на ипподроме люди гораздо более уверены в шансах своей лошади на победу сразу после размещения ставки, чем непосредственно перед тем, как сделать ставку.

Во-вторых, мы плохо себя знаем. Иногда мы что-то говорим или делаем, не обдумывая заранее.И тут мы думаем: «Хорошо, я только что купил третий кофе Starbucks за неделю. Мне действительно нравится кофе и Starbucks. Может быть, я даже не смогу нормально функционировать без них ». Это похоже на то, как заставить себя улыбнуться, когда тебе грустно. Это делает вас менее грустным, потому что ваш мозг получает информацию о вашем настроении на основе совершаемых вами физиологических действий.

В-третьих, иногда мы решаем нашу личность и, следовательно, свое поведение, глядя на то, что думают о нас другие. Например, домохозяйки из Нью-Хейвена, штат Коннектикут, пожертвовали гораздо больше денег на благотворительность, узнав, что их считают благотворителями.

Очевидно, что такая легкость принятия решений и упорной консистенция палки с этим решением является подарком для тех, кто хотел бы влиять на ваше поведение лучше или хуже.

Время рассказа:

Вот яркий пример применения из 1950-х годов, когда многие американцы были взяты в плен китайцами во время корейской войны. Китайцы просили заключенных делать умеренно антиамериканские и прокоммунистические заявления за ничтожную цену (такие утверждения, как « Соединенные Штаты не идеальны. »« В коммунистической стране безработица не проблема. ”). Часто этого было достаточно, чтобы человек постепенно менял свои взгляды и поведение и в конечном итоге полностью сотрудничал с китайцами.

Как это могло работать?

Заключенные пришли к выводу, что они были честны в своих антиамериканских заявлениях, иначе зачем бы они соглашались писать эти заявления? Их не заставляли писать, а призы были незначительными. Конечно, они были незначительными по какой-то причине: чтобы человек не мог логически обосновать свои действия.

Наконец, человек склонны полагать, что письменное заявление отражает реальное отношение человека . Эта вера не исчезает, даже если они знают, в каких двусмысленных условиях находился человек. И если люди вокруг человека верят, что он или она является соучастником, вскоре человек тоже поверит в это.

Как в маркетинге используется последовательность?

1. Отзывы

Как и прокоммунистические эссе, многие отзывы о продуктах написаны не из-за личной любви к продукту (есть исключения).Обычно люди надеются, что они смогут что-то от этого получить (например, скидку). Но это не имеет значения: если их мнение существенно не отличается от того, что они написали, им больше понравится продукт после написания отзыва. Кроме того, читатели этого отзыва поверят отзыву, несмотря на то, что знают, что он не обязательно честен.

2. Ноги в дверь

Продавцы часто начинают с малого, а строят большие. Это оказывается очень эффективным, если более крупный запрос согласуется с меньшим.

Благотворительные организации заметно часто используют эту технику. Сначала они попросят пожертвовать небольшую сумму денег, затем потребуют ежемесячный взнос в размере этой небольшой суммы и, наконец, они попросят увеличить сумму, которую вы регулярно вносите.

3. Опора на последовательность

То, что мы делаем постоянно, есть то, что мы есть?

Иногда нам нужно оказывать долгосрочное влияние на поведение людей. Возможный способ сделать это — также полагаться на последовательность. Нам просто нужно достаточно хорошо мотивировать людей, чтобы они один раз поступили правильно, а затем в своем сознании они превратились в человека, который делает такие вещи — самооценка изменится, и последовательность сделает уловка с их будущим поведением.

Способ мотивации также часто связан с самооценкой. Например, Чалдини описывает проект по экономии газа в Айове. Сначала исследователь позвонил жителям Айовы, которые отапливали свои дома природным газом, дал им несколько советов по экономии энергии и попросил их попытаться сэкономить топливо в будущем. Все согласились попробовать, но, как и следовало ожидать, в конце зимы реальной экономии не произошло. Комбинация информации и добрых намерений не сработала.

Потом исследователь попробовал другое.Они взяли еще одну выборку пользователей природного газа Айовы. С ними также связался интервьюер, сообщил информацию и попросил сэкономить газ. Кроме того, имена жителей, согласившихся экономить энергию, будут опубликованы в газетных статьях как граждане, настроенные на благо общества и экономящие топливо. Эффект был мгновенным — за месяц была огромная экономия. А потом жителям сказали, что их имена в конце концов не будут разглашаться — причина, по которой затронутые сбережения исчезли, но изменило ли это поведение? Наоборот.За каждый из оставшихся зимних месяцев они сберегали даже больше топлива, чем у них было за то время, которое, как они думали, они будут за это похвалить. В их сознании произошла перемена: теперь они считали себя заинтересованными обществом, экономящими топливо гражданами и действовали последовательно в соответствии с тем, что они делали.

Данные побеждают инстинкт.

Прекратите играть в угадайку.Поймите своих клиентов и
психология решений
они делают и укрепляют ваш маркетинг с помощью еженедельных научно обоснованных уроков
из блога Awario.

Заключение

Для маркетологов стремление людей к последовательности часто оказывается подарком.

Это способствует лояльности к бренду, заставляя людей говорить «да» после того, как они сказали «да» раньше.Его нанимают талантливые продавцы повсюду, от прямых продаж до Apple. Это то, что нужно включить в свою стратегию как маркетолог, и то, что нужно иметь в виду как потребитель: если вы чувствуете, что соглашаетесь с чем-то, с чем не согласились бы неделю назад, это может быть ваше стремление к последовательности. с тем, что произошло незадолго до разговора. Тебе не обязательно это слушать.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.