Социальный статус и социальная роль индивида в обществе: Социальный статус и социальная роль — Студопедия

Содержание

Социальный статус и социальные роли

Представление о социальном статусе

Определение 1

Социальный статус – это положение человека в обществе, предусматривающая выполнение им определенных обязанностей и предоставления конкретных прав.

Социальный статус включает в себя роли-функции, выполняемые человеком в конкретной социальной общности, связи, системе. В разных социальных группах один и тот же индивид обладает разными статусами.

Личность обладает широким набором статусов: возраст, пол, семейное положение, должность, профессия, национальность, материальное положение, религиозность, политическое влияние.

Благодаря социализации социальный статус может изменяться, могут появляться новые статусы, а, соответственно, и роли.

Иерархия статусов предусматривает конкретный социальный ранг, которому соответствуют свои социальные роли:

  • низкий,
  • средний,
  • высокий.

Противоречия внутригрупповой или межгрупповой иерархии ведет к несовпадению статусов, что возможно если:

  • личность в одной группе находится на высоком статусном ранге, а в другой – на низком;
  • права и обязанности одного статуса препятствуют выполнению или нарушают права и обязанности другого статуса.

Готовые работы на аналогичную тему

Представление о социальной роли

Социальная роль – это предполагаемое поведение индивида, обладающего определенным социальным статусом в обществе.

Социальная роль взаимосвязана с:

  • ролевыми ожиданиями – то, что ожидают от роли;
  • ролевым поведением – то, что индивид осуществляет в рамках своей роли.

Любую социальную роль описывают следующие характеристики (Т. Парсонс):

  • способ получения,
  • уровень эмоциональности,
  • степень формализации,
  • масштаб проявления,
  • мотивация.

Взаимосвязь социального статуса и социальных ролей

Человек находится в социальных связях, и его поведения зависит от того с какой социальной группой он взаимодействует: семейной, трудовой, уличной, армейской и др. Социальный статус показывает степень включения индивида в социальные связи и группы, занимаемое в них положение и функциональные обязанности.

Понятия социальные статус и роль взаимосвязаны между собой. Социальная роль выступает функцией социального статуса, его динамичной стороной.

Ролевая система, или ролевой набор – это совокупность ролей, подходящих для определенного статуса. Так, как каждая личность обладает обширным набором статусов, а соответственно и ролей, на практике часто возникают ролевые конфликты:

  • в пределах одной социальной роли, включающей конфликтующие и несовместимые обязанности личности;
  • между разными ролями.

Внутренние конфликты и напряжения могут вызвать серьезные психологически-эмоциональные срывы. Для их предотвращения существуют защитные механизмы:

  • рационализация ролей – индивид, с целью собственного успокоения, бессознательно ищет отрицательные стороны недостижимой, но желаемой роли;
  • разделение ролей – исключение из сознания индивида, временное изъятие из его жизни нежелательной роли;
  • регулирование ролей – преднамеренное и осознанное освобождение от ответственности за осуществление той или иной роли.

В современном обществе с целью избежать последствий ролевых конфликтов каждый человек использует механизмы осознанного подключения социальных структур и бессознательной защиты.

В классовом обществе набор статусов носит классовый характер, зависящий от социального класса человека. В каждом социальном классе социальные статусы и роли образуют иерархию по степени ценности. Между статусами и ролями появляется межстатусная или межролевая дистанция.

В процессе жизнедеятельности наблюдается изменение статусного набора и ролевой системы человека, что происходит в результате:

  • изменений социальной среды, ее вызовов;
  • развития личных интересов и потребностей индивида.

Замечание 1

Для человека характерна способность к усложнению или повышению статусного и ролевого набора.

44.Социальный статус и социальная роль.

Социальный
статус
 —
социальное положение, занимаемое
социальным индивидом или социальной
группой в обществе или отдельной
социальной подсистеме общества.
Определяется по специфическим для
конкретного общества признакам, в
качестве которых могут выступать
экономические, национальные, возрастные
и другие признаки. Социальный статус
разделяется по умениям, навыкам,
образованию.

Каждый
человек, как правило, обладает не одним,
а несколькими социальными статусами.
Социологи различают:

  • прирожденный
    статус
     —
    статус, полученный человеком при
    рождении (пол, раса, национальность,
    биологическая страта). В некоторых
    случаях прирожденный статус может
    меняться: статус члена королевской
    семьи — с рождения и до тех пор, пока
    существует монархия.

  • приобретенный
    (достигаемый) статус
     —
    статус, которого человек достигает
    благодаря своим умственным и физическим
    усилиям (работа, связи, должность, пост).

  • предписанный
    (приписываемый) статус
     —
    статус, который человек приобретает
    вне зависимости от своего желания
    (возраст, статус в семье), с течением
    жизни он может меняться. Предписанный
    статус бывает прирожденным и приобретенным.

Социальная
роль

– это совокупность действий, которые
должен выполнить человек, занимающий
данный статус в социальной системе.
Каждый статус обычно включает ряд ролей.
Совокупность ролей, вытекающих изданного
статуса, называется ролевым набором.

Социальную
роль следует рассматривать в двух
аспектах: ролевого
ожидания

и ролевого
исполнения
.
Между этими двумя аспектами никогда не
бывает полного совпадения. Но каждый
из них имеет большое значение в поведении
личности. Наши роли определяются прежде
всего тем, чего ожидают от нас другие.
Эти ожидания ассоциируются со статусом,
который имеет данная личность. Если
кто-то не играет роли в соответствии с
нашим ожиданием, то он вступает в
определенный конфликт с обществом.

Например,
родитель должен заботиться о детях,
близкий друг должен быть неравнодушен
к нашим проблемам и т. д.

Ролевые
требования (предписания, положения и
ожидания соответствующего поведения)
воплощаются в конкретных социальных
нормах, сгруппированных вокруг социального
статуса.

Главным
связующим звеном между ролевыми
ожиданиями и ролевым поведением служит
характер индивида.

Поскольку
каждый человек исполняет несколько
ролейв множестве различных ситуаций,
между ролями может возникнуть конфликт.
Ситуация, в которой человек сталкивается
с необходимостью удовлетворять требования
двух или более несовместимых ролей,
называется ролевым конфликтом. Ролевые
конфликты могут возникнуть как между
ролями, так и внутри одной роли.

Например,
работающая жена находит, что требования
ее основной работы могут прийти в
конфликт с выполнением ею домашних
обязанностей; или женатый студент должен
примирять требования к нему как мужу с
требованиями, предъявляемыми к нему
как студенту; или работник милиции
иногда должен выбирать между выполнением
им своего должностного долга и
произведением ареста близкого друга.
Примером конфликта, происходящего в
пределах одной роли, может служить
положение руководителя или общественного
деятеля, публично провозглашающего
одну точку зрения, а в узком кругу
объявляющего себя сторонником
противоположной, или индивида, который
под давлением обстоятельств исполняет
роль, не отвечающую ни его интересам,
ни его внутренним установкам.

В
итоге можно сказать, что каждая личность
в современном обществе в силу неадекватной
ролевой подготовки, а также постоянно
происходящих культурных изменений и
множественности играемых ею ролей
испытывает ролевое напряжение и конфликт.
Однако она имеет механизмы бессознательной
защиты и осознанного подключения
общественных структур для избежания
опасных последствий социальных ролевых
конфликтов.

45.Социальное
неравенство. Пути и средства его
преодоления

Неравенство
в обществе может иметь 2 источника:
естественный и социальный. Люди
различаются по физической силе,
выносливости и др. Эти различия приводят
к тому, что они достигают результатов
и тем самым занимают разное положение
в обществе. Но со временем природное
неравенство дополняется социальным,
которое заключается в возможности
получения социальных благ, несвязанных
с вкладом в общественное достояние.
Например, неравная оплата за равный
труд. 
Пути преодоления: в силу
условного характера соц. неравенства
оно может и должно быть отменено во имя
равенства. Под равенством понимают
равенство личностное перед богом и
законом, равенство возможностей, условий
жизни, здоровья и т.д.
В настоящее время
сторонники теории функционализма
считают, что соц. неравенство есть
инструмент, помогающий обеспечивать
выполнение самых важных и ответственных
задач людьми талантливыми и
подготовленными.
Сторонники теории
конфликтов считают, что взгляды
функционалистов есть попытка оправдать
статусы, сложившиеся в обществе и такое
положение, при котором люди, под чьим
контролем находятся общественные
ценности, имели возможности получать
для себя выгоду.
Вопрос о соц. неравенстве
тесно переплетен с понятием соц.
справедливости. Данное понятие имеет
2 толкования: объективное и субъективное.
Субъективное толкование исходит из
отнесения соц. справедливости к правовым
категориям, при помощи которого человек
дает оценку, одобряющую или осуждающую
к процессам, происходящим в обществе.
Вторая
позиция (объективная) исходит из принципа
эквивалентности, т.е. взаимного воздаяния
в отношениях между людьми.

Взаимосвязь социальной роли и социального статуса

Социальный статус и социальная роль: взаимосвязь понятий

Социальный статус отражает положение отдельного человека или более обширной группы в рамках социальной иерархии. Социальный статус имеет определенные, достаточно специфические признаки, которые отличают одного индивида или группу от остальных. Каждый статус обладает своими характеристика, которые опираются на оценку престижа. Таким образом, в современной науке об обществе различают несколько видов социального статуса:

  1. Предписанный социальный статус (иными словами, его также называют естественным) – это социальный статус, который связан с рождением человека. Как правило, это прирожденный статус, который наследуется от старшего. Например, национальность индивида, его социальное происхождение в том или ином этносе;
  2. Достигаемый социальный статус (приобретенный) – это статус человека, который связан с его социальной активностью, а также теми собственными усилиями, которые он приложил для достижения подобного положения в обществе. Например, сюда можно отнести уровень образования индивида, его профессиональный статус, квалификацию в том или ином направлении деятельности;
  3. Личный статус – связан с признанием личных качеств и характеристик индивида, его определенных заслуг перед другими людьми в процессе их межличностного взаимоотношения. В особой степени личный статус определяется в малой группе, где у индивида больше возможностей взаимодействовать со своими коллегами и, соответственно, появляется больше шансов на то, чтобы продемонстрировать свои качественные характеристики и черты.

Готовые работы на аналогичную тему

Замечание 1

На протяжении своей жизни человек может иметь не один статус, а сразу несколько, в зависимости от того, в каком количестве сфер общественной жизни он задействован. Это могут быть статусы в семье, в учебной группе, в профессиональном коллективе, во взаимодействии с друзьями и знакомыми.

Помимо понятия «социальный статус» исследователи также рассматривают понятие «социальная роль». Она тесно связана с понятием статуса и отражает поведение, которое ожидают от человека, который обладает определенным социальным статусом. Чаще всего подчеркивается то, что роль – это не неподвижный, а динамический аспект социального статуса, и когда человек в своей деятельности и поведении соответствует требованиям роли, это говорит о том, что он соответствует и собственному социальному статусу.

Понятие «ролевой конфликт»

Замечание 2

Как мы уже отметили, социальный статус – это набор характеристик, которыми человек может владеть с самого рождения, а также приобретать на протяжении всей своей жизни как результат выполнения определенной деятельности. Социальный статус порождает социальную роль. Она отражена в общественных ожиданиях, которые социум предъявляет человеку со статусом. В идеале, социальный статус должен соответствовать ролевым ожиданиям, и тогда человек целиком и полностью находится в гармонии с самим собой и в гармонии с общественностью, которая его окружает.

Но, поскольку человек обладает достаточно обширным набором социальных статусов, то и число ролей, которые требуют от него определенного поведения, также постепенно увеличивается. В такой обстановке в реальной жизни возникает возможность так называемого ролевого конфликта. Он возникает как в общих случаях, так, в частности, в ряде некоторых ситуаций, которые мы опишем чуть ниже.

Во-первых, в тех случаях, когда требования социальных ролей, который индивид должен выполнять в одно и то же время, в целом противоречат друг другу, поэтому не могут быть исполнены в полном объеме. Вторая ситуация заключается в том, когда взаимодействующие друг с другом индивиды по-разному могут трактовать требования одной и той же роли. Один интерпретирует их в соответствии со своими жизненными установками и ценностями, другой также поддерживает идею совершено другого значения социальной роли. Такое происходят в семьях, когда ребенок воспитывается людьми, которые совершенно противоположно смотрят на его будущее и на возможности его дальнейшего развития.

В-третьих, ролевой конфликт идентифицируется тогда, когда выполнение роли индивидов оказывается на пересечении интересов двух или сразу нескольких социальных групп. Каждая ожидает от него различного поведения, поэтому человек начинает путаться в собственной самоидентификации, испытывает серьезные проблемы в общении с окружающими, а также не может до конца понять, что нужно именно ему в складывающихся социальных, экономических, политических и культурных условиях. К тому же, социальные и экономические трансформации также требует от индивида постоянно менять свои установки и потребности, в связи с чем он не может расстаться с привычными для него установка.

Еще одна ситуация, в которой возникает ролевой конфликт – это связь социального статуса и социальной роли, о чем мы уже упоминали в первой части нашей статьи. Роль выступает в качестве динамического аспекта социального статуса. Роли отличаются разными признаками: это и темы для разговоров, и интонация, и степень подчинения одного индивида другому в процессе ведения диалога. Роль – это прямое следствие статусов, и поэтому крайне важно осознавать свое место, соответствовать своему статусу, осознавать окружающую действительность в соответствии как с собственными ожиданиями, так и ожиданиями окружающих.

Таким образом, в современной социологической науке понятия «социальный статус» и «социальная роль» рассматриваются во взаимодействии и взаимозависимости друг от друга. Эти понятия вытекают друг из друга, и отражают, что сам индивид может предложить обществу, и как общественность может отреагировать на подобные предложения. Если возникает взаимное согласие, то мы с уверенностью можем говорить о том, что социальное взаимодействие состоялось, и индивид закрепил свой статус за самим собой, при этом соответствуя требованиям современности. Ролевой конфликт – это часто встречающаяся проблема, которая нуждается в разрешении с привлечением психологов и социальных психологов.

Социальные статусы и роли личности — Студопедия

Любая личность в обществе характеризуется своим социальным положением.Социальное положение – это место, занимаемое индивидом в социальном пространстве. Для того чтобы определить социальное положение, необходимо знать все его социальные статусы. Слово статус происходит от лат. status – состояние дел, положение. Статус – это относительное положение индивида или группы в социальной системе, обусловленное выполняемыми ими социальными функциями с вытекающими из них правами и обязанностями.

Социальный статус – это положение личности в социальной пирамиде, в социальной структуре общества.

Социальная роль – поведение личности, диктуемое положением человека в обществе.

Среди множества статусов определяет и самоопределяет место индивида в системе социальных отношенийглавный (основной) статус. Этот статус является определяющим среди других статусов индивида. Различают также следующие статусы личности:

Предписанный статус– это социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом или группой независимо от его способностей или усилий. Разновидностью такого статуса является социально-классовый статус, т.е. положение индивида в обществе, обусловленное его социально-классовой принадлежностью [4, с. 49].

Достигнутый (достигаемый) статус –это социальная позиция, которая занимается индивидом и закрепляется через его индивидуальный выбор, собственные усилия и конкуренцию с другими индивидами.



Адекватное осознание личностью собственного статуса является серьёзной проблемой, поскольку, если человек свой социальный статус понимает неверно, то он ориентируется на чуждые его окружению образцы поведения. Считается, что чем более демократично общество, тем меньшее значение в нём приобретают предписанные статусы, определяемые социальным происхождением, национальностью или полом, тем большую роль играют в нём достигаемые статусы, которые являются результатом высокого уровня образования, компетентности, профессионализма, активной целеустремлённой деятельности личности, её успехов и заслуг [2, с. 297].

В реальной жизнедеятельности социальный статус личности проявляется в различных ролях, которые выполняет в процессе взаимодействия с окружающими индивидами данная личность.

Социальная роль (от фр. role – образец поведения) – это образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей, занимающих ту или иную позицию (статус) в системе отношений.



Ролевая теория впервые сформулирована Дж. Г. Мидом (1863 –1931). Основные положения ролевой теории:

1. Все мы учимся поведению через восприятие нас каким-либо лицом (другим человеком).

2. Человек видит себя глазами окружающих, поэтому подыгрывает их ожиданиям или продолжает отстаивать свою роль вопреки ожиданиям окружающих.

Ролевое ожидание – это ожидаемая модель поведения, ассоциируемая с данным статусом, т.е. типичное поведение для людей данного статуса в данной социальной системе. Иначе говоря, это то поведение, которого ждут от нас окружающие, зная наш социальный статус.

Ролевое исполнение –это фактическое, реальное поведение человека, занимающего ту или иную социальную позицию.

Факторами, определяющими способ исполнения роли, являются:

1) биологические и психологические особенности индивида;

2) его личностные образцы, идеальные способы поведения;

3) понимание роли группой;

4) структура группы, степень её сплочённости, специфика групповых санкций;

5) степень идентификации индивида с группой [5, с. 78].

Между ролевым ожиданием и ролевым исполнением никогда не бывает тождества. Каждый человек в обществе выполняет определённый спектр ролей. Ролевой набор – совокупность ролей, соответствующих данному статусу. Ролевой конфликт – это столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванный одновременным выполнением им множества ролей. Выход из конфликта – осознание одних ролей более важными, чем другие.

В нормативной структуре социальной роли социологи обычно выделяют четыре компонента:

1) описание типа поведения, соответствующего данной роли;

2) требования, связанные с данным поведением;

3) оценка выполнения предписанной роли;

4) санкции в наказание или награду за выполнение роли [2, с. 303].

Существует объективная и субъективная оценки выполнения социальных ролей. Эти оценки не всегда совпадают. Тогда имеет место расхождение между оценкой и самооценкой личности.

Статусно-ролевая характеристика социальной структуры помогает понять и детально рассмотреть вопрос о процессе социализации личности.

Социальные роли и статусы / Справочник :: Бингоскул

Социальный статус – место, занимаемое человеком или группой в общественном строении социума, обладающие специфическими признаками структура.

Основные группы статусов:

1. Предписанный – индивид обретает статус по праву рождения, несмотря на демографические показатели национальности, расы, возраста и т.д.

  • Достигаемые статусы – приобретаются индивидом в зависимости от его мотивов и достижения целей: юрист, пилот, предприниматель, медсестра и т.д.
  • Смешанные – совокупность предписанных и достигаемых.

2. Временные и постоянные.

Общество является неравномерным, в нём присутствует иерархия, которая является основой стратификационного деления. Одни статусы определяются престижными, другие же — нет. Престиж – оценивание определённого статуса общественностью, в зависимости от культуры. Деление статусов по иерархии происходит под влиянием 2 факторов: пользу, которую может принести статус и социальные функции, выполняемые индивидом; ценностно-нормативная основа в обществе.

Авторитетобщепризнанное значение индивида в обществе, уровень его влияния.

Статусы в зависимости от демографических, политических, социальных показателей определяют содержательность и продолжительность взаимоотношений в обществе. Социальная роль – производное понятия от социального статуса. Социальная роль – положение, занимаемое индивидов в общественной структуре; комплекс мер, предъявляемых человеку обществом, согласно его занимаемой позиции.

Социальные роли определяются:

  • Эталоном повседневного поведения, ожидающего от статуса индивида;
  • Вид общественной деятельности и поведения, несущее социальные оценки (порицание, одобрение).
  • Тип поведения индивида в зависимости от его статуса: когда от человека ожидаются действия и выполнение определённых общественных задач, межличностные взаимоотношения в зависимости от статуса.
  • Система предполагаемого поведения человека, занимающего определённое место в социальной структуре.
  • Открытое повседневное поведение человека, занимающего конкретную социальную роль.
  • Представление о модели поведения индивида, которое требуется от него в определённой ситуации.
  • Приписанные действия индивидам, занимающих определённую позицию в обществе.
  • Комплекс норм поведения, определяющих модель поведения индивида в обществе.

Впервые понятие «социальная роль» ввели социологи Линтон и Мид. Согласно Парсонсу, выделяются базовые характеристики социальной роли:

  1. По масштабу. Сюда относится диапазон взаимоотношений чем он больше – тем больше масштаб.
  2. Способ получения. Разделение ролей на достигаемые и предписанные.
  3. Уровень формализации. Межличностные отношения задают темп формализации. Некоторые роли предполагают жестких формализованных отношений и чёткой регламентацией поведения, другие – неформальный тип общения. Существуют смешанные, сочетающие в себе формальный и неформальный тип поведения. В формальных отношениях выражается неформальное общение, путём проявления эмоций.
  4. По видам мотивации. Мотивацией выступают такие факторы как: денежная прибыль, признание со стороны общества, социальное благо. Мотивация определяется мотивами индивида. Каждой роли характерны свои мотивы.

Количество воспроизводимых ролей индивидом определяет его приспособленность. Комплекс выполняемых ролей, называется ролевым набором.

По проявлению различают активные и латентные роли. Активные роли предполагают выполнение определённых правил в определённое время; латентные – невидимые роли в активной ситуации 

По способу усвоения ролипредписанные (зависимость от демографических показателей) и приобретённые (полученные в ходе социализации).

В ходе развития индивида происходит осваивание ролей. Роли становятся достижением целей или стать объектом цели.

Ролевой конфликт – происшествие, где человек с определённым статусом сталкивается с иными ожиданиями. Человек не в состоянии выполнить предъявляемые требования.

Типы ролевых конфликтов

Межролевые – вид конфликта, появляющийся в случае невозможности индивида выполнять несколько социальных ролей одновременно, в силу нехватки свободного времени, физических способностей, различия ролей предъявляют несовместимость.
Внутриролевые– противоречивые требования от носителей одной и той же социальной роли. За индивидом закреплена некая совокупность социальных ролей, выполняемых в социуме. Совокупность ролевый называется – ролевая система.

Человек имеет право выбирать различные социальные статусы, которые предлагает общество. Они нужны для построения целей, путей достижения и максимальной эффективности применяемых усилий. Социальные условия, биологические особенности выступают фактором принятия социальных ролей.

«Социальные статусы и роли личности»

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………3

1.Социальный статус
личности…………………………………………………………….4

2.Социальная роль
личности………………………………………………………………..5

Заключение………………………………………………………………………………………….7

Литература…………………………………………………………………………………………..7

Введение

Личность
изучается комплексом наук. Социология
— одна из решающих определяющих в этом
комплексе, но она все-таки не способна
заменить все остальные: философию,
этику, психологию, социальную психологию,
педагогику и т.д. Вовлекая в круг своих
размышлений данные самых различных
наук, социология, между тем, преимущественно
концентрируется на одном ракурсе
изучения личности – личность как
источник социальной жизни, как ее
единственный реальный носитель и
деятель, как далее неразделимый элемент
социальной жизни, социальных взаимодействий,
институтов и т.д.

Для выполнения
конкретных функций в ходе социального
взаимодействия на человека накладываются
определенные функциональные обязанности.
И вместе с тем он наделяется определенными
правами, что является своеобразной
формой фиксации принципа «платы»
и «вознаграждения», лежащего в
основе социальных связей наиболее
значимые обязанности и права возникают,
естественно в рамках социальных
институтов. В этом случае обязательства
и права достаточно четко регламентированы,
выполнение человеком его обязанностей
контролируется.

1.
Социальный статус личности

В процессе
взаимодействия с другими индивидами
каждый человек выполняет определенные
социальные функции, которые определяют
его социальный статус.

Социальным
статусом называется общее положение
личности в обществе, занимаемое им в
соответствии с возрастом, полом,
происхождением, профессией, семейным
положением
1.

Социальные статусы
бывают предписанные
и приобретенные
(достигнутые).
К первой категории относятся национальность,
место рождения, социальное происхождение
и т. п., ко второй – профессия, квалификация,
образование и другие, социально значимые
качества личности.

Определенные
статусы являются престижными, другие
– наоборот. Престиж
– это оценка
обществом социальной значимости того
или иного статуса, закрепленная в
культуре и общественном мнении. Так,
например, существует престиж профессий.
В 50-е-60-е годы в СССР престижными были
профессии инженера, летчика, военного.
В 70-е годы престижной становится профессия
торгового работника. На современном
этапе высокий престиж имеют профессии
программиста, экономиста, юриста. На
положение человека в обществе также
влияет его авторитет. Авторитет – это
признание обществом или общественной
группой заслуг, личных и деловых качеств
человека. Человек, занимающийся престижной
профессией, имеющий престижную должность
между тем может не обладать авторитетом.

В любом обществе
существует некоторая иерархия социальных
статусов, которая представляет собой
основу его стратификации. Эта иерархия
формируется под влиянием двух факторов:

а) реальной
полезности тех социальных функций,
которые выполняет человек;

б) системы ценностей,
характерной для данного общества.

Если престиж
каких-либо статусов необоснованно
завышен или, наоборот, занижен, обычно
говорят, что имеет место утрата равновесия
статусов. Общество, в котором наблюдается
тенденция к утрате этого равновесия,
не может нормально функционировать.

На ранних этапах
развития общества социальный статус
личности определялся, главным образом,
предписанными факторами – происхождением,
местом рождения. Возможности изменения
социального статуса были очень невелики,
общество характеризовалось очень низкой
социальной мобильностью. Превращение
крестьянина в дворянина было исключением
из правил. В России, например, дворянское
достоинство было дарована потомкам
Ивана Сусанина, получил дворянство за
спасение Александра II
от покушения Каракозова в 1866 году
крестьянин Осип Комиссаров. Чем выше
уровень цивилизованности общества, тем
меньше влияют предписанные факторы на
формирование социального статуса. В
современном обществе человеку даны все
права, дающие человеку возможность
социальных перемещений. На первый план
выдвигаются такие факторы как образование,
квалификация, талант. В результате
успешной борьбы чернокожего населения
США за свои права в 60-е годы XX
века, многие афро-американцы сумели
существенно изменить свой социальный
статус2.

2.
Социальная роль личности

Социальный
статус личности, прежде всего, оказывает
влияние на ее поведение. Зная социальный
статус человека, можно легко определить
большинство качеств, которым он обладает,
а также предсказать действия, которые
он будет осуществлять. Подобное ожидаемое
поведение
человека, ассоциируемое с тем статусом,
который он имеет, принято называть
социальной ролью.

Социальная роль
фактически представляет собой некоторый
образец поведения, признанный
целесообразным для людей данного статуса
в данном обществе
3.

Социальная роль
может быть закреплена за человеком
формально (например, в законодательном
акте) или же иметь неформальный характер.

Каждый человек
обладает не одной, а целым набором
социальных ролей, которые он играет в
обществе. Их совокупность называется
ролевой
системой.

Социальную роль
следует рассматривать в двух аспектах:
ролевого ожидания и ролевого исполнения.
Между этими двумя аспектами никогда не
бывает полного совпадения. Но каждый
из них имеет большое значение в поведении
личности. Наши роли определяются прежде
всего тем, чего ожидают от нас другие.
Эти ожидания ассоциируются со статусом,
который имеет данная личность.

    В
нормативной структуре социальной роли
обычно выделяются четыре элемента:

1)описание типа
поведения, соответствуещего данной
роли;

2) предписания (требования),
связанные с данным поведением;

3)оценка выполнения
предписанной роли;

4) санкция — социальные
последствия того или иного действия в
рамках требований социальной системы.

Социальные санкции
по своему характеру могут быть моральными,
реализуемыми непосредственно социальной
группой через ее поведение (например,
презрение), или юридическими, политическими,
экологическими и т.д., реализуемыми
через деятельность конкретных социальных
институтов. Смысл социальных санкций
состоит в том, чтобы побудить человека
к определенному типу поведения. Они
являются одним из важнейших элементов
социального регулирования.

Ученые предлагают
ряд классификаций социальных ролей и
выделяют базисные (основные) социальные
роли. К ним относятся: роль труженика,
роль собственника, роль потребителя,
роль гражданина, роль члена семьи.
Общество выдвигает ролевые требования
по отношению к человеку, которые
закрепляются в предписаниях, правилах,
законах, моральных и нравственных
нормах, традициях. Многообразие
социальных ролей может стать причиной
внутреннего конфликта личности (в том
случае, если какие-то из социальных
ролей противоречат друг другу).

Заключение

Несмотря на
то, что поведение личности во многом
определяется тем статусом, который она
занимает, и теми ролями, которые она
играет в обществе, она (личность) тем не
менее, сохраняет свою автономию и
определенную свободу выбора. Индивид
имеет возможность выбирать из множества
социальных статусов и ролей те, которые
позволяют ему лучше реализовать свои
планы, максимально эффективно применять
свои способности. Любое ролевое
предписание намечает только общую схему
поведения человека, сохраняя за ним
возможность выбора путей его исполнения
4.

Литература

1. Курс лекций по
социологии. / Под ред. И.Н.Савенокова. –
М.: МарТ, 1998.

2. Майерс Д.
Социальная психология. — СПб.: Питер,
2002.

3. Тощенко Ж.Т.
Социология. Общий курс. — М.: Прометей,
2003

4.Эфендиев А.Г.
Основы социологии. Курс лекций. — М.:
Знание России, 1999

1
Тощенко Ж.Т.
Социология. Общий курс. — М.: Прометей,
2003. – С. 67

2
Тощенко Ж.Т.
Социология. Общий курс. — М.: Прометей,
2003. – С. 68-69

3
Курс лекций по
социологии. / Под ред. И.Н.Савенокова. –
М.: МарТ, 1998. – С. 124

4
Эфендиев А.Г.
Основы социологии. Курс лекций. — М.:
Знание России,1999. – С. 215.

7

Социализация личности. Социальная роль, статус и активность личности — Студопедия

Человек с самого рождения взаимодействует с окружающей средой, с обществом. При анализе процесса взаимодействия личности и общества, личности и социальной группы используется понятие «социализация».

Социализация (от лат. socialis — общественный) — это процесс превращения родившегося человеческого биологического организма, запрограммированного на усвоение человеческой культуры, развития его в полноправную человеческую личность.

Социализация — это процесс диалектического взаимодействия индивида с социальной средой.

В ходе социализации реализуются заложенные в человеке природные психобиологические задатки. Общество посредством образования и воспитания приобщает человека к культуре, создаёт условия для саморазвития. Несоциализированных людей нет. Асоциальное поведение – результат упущений в ходе социализации.

Социализация — это процесс овладения человеком социальными ценностями и нормами, опытом и знаниями. Благодаря социализации человек становится полноправным членом общества.

Процесс социализации складывается из определённых этапов.

В отечественной литературе преобладала точка зрения, согласно которой главным критерием сформировавшейся личности является ее трудовая деятельность.

В соответствии с этим выделяют три основных периода социализации:дотрудовой; трудовой; послетрудовой, связанный с выходом на пенсию.

Критерий «трудовая деятельность» подвергается критике. Он плохо учитывает особенности первой фазы социализации. В эти этапы не вписывается понятие “ресоциализация”.



Более простым и удобным является выделение двух этапов социализации.

Первый — это “первичная социализация” — от рождения человека вплоть до формирования зрелой личности.

Второй этап, период “вторичной социализации” или ресоциализации. Под этим этапом понимается своеобразная перестройка личности в период её социальной зрелости.

К социальным институтам социализации принято относить различные социальные группы и организации, осуществляющие этот процесс.

Среди них на первом месте стоит семья, затем дошкольные учреждения, школа, другие учебные заведения. Сюда же относятся средства массовой информации, формальные и неформальные организации, в которых участвует молодой человек.

Каждый из перечисленных социальных институтов в социализации личности выполняет свои функции.



Необходимость вторичной социализации диктуется условиями современного производства, динамичностью социальной среды, необходимостью осваивать новые социальные роли, достигать определённого статуса в обществе.

Что такое социальная роль?

Социальная роль личности — это совокупность выполняемых ею социальных функций, обусловленных положением человека и реализуемых в процессе его жизнедеятельности.

Деятельность личности происходит в различных сферах жизни: материальной (экономической), социальной, политической, духовной. В каждой из этих сфер личность занимает определённое положение и место. То есть в каждой сфере она выступает в конкретной роли. В реальной жизни один человек чаще всего выполняет несколько социальных ролей.

Ролевая теория личности активно разрабатывалась американскими социологами Парсонсом, Мидом и др.

Попытки характеризовать личность в рамках ролевой теории популярны и в работах отечественных авторов. Так, И.С.Кон характеризует личность главным образом через выполняемые ею основные роли. Другие авторы определяют личность как «единицу в системе социальных отношений» (В.Е.Давидович) либо как меру усвоения социальных отношений (П.Е.Кряжев).

Социальная роль непосредственно связана с социальным статусом.

Социальный статус личности — общее положение личности в обществе, связанное с определённой совокупностью прав и обязанностей. Социальный статус — это интегральный показатель общественного положения личности, социальной группы, охватывающий профессию, квалификацию, должность, характер выполняемой работы, материальное положение, политическую принадлежность, деловые связи, возраст, семейное положение и др.

Американский социолог Р.Мартон всё это назвал «статусным набором».

Социальный статус подразделяется на предписанный (приписанный), т.е. полученный независимо от субъекта, чаще всего от рождения (раса, пол, возраст, национальность и др.) и достигнутый (достигаемый), т.е. приобретённый собственными усилиями личности. Индивид может иметь и смешанный социальный статус, сочетающий черты двух указанных. Обычно личность имеет несколько социальных статусов, но один из них является основным (например, должность по основному месту работы).

Социальная активность личности

В научной литературе под ней понимается общественное качество людей, их способность к взаимодействию со средой, энергичная самодеятельность, направленная на удовлетворение потребностей и интересов путём преобразования различных областей действительности и самого себя. Социальная активность личности — это способ самовыражения себя.

Социальная активность личности является необходимым условием осуществления ею своей функции субъекта (творца) общественных отношений. Её можно рассматривать в двух основных аспектах.

Во-первых, как свойство личности, обусловленное прежде всего её природными данными и усиленное качествами, которые формируются в процессе воспитания, образования, общения и практической деятельности.

Во-вторых, активность рассматривается в качестве некоторой конкретной меры деятельности. В таком случае активность может быть выражена в определённых количественных показателях.

Социологи предполагают матричный подход к измерению активности, т.е. анализ её в вертикальном и горизонтальном срезах. При вертикальном расчленении учитываются уровни активности, её интенсивность, а при горизонтальном — её различные виды.

Основные виды активности совпадают с основными сферами общественной жизни — трудовой, социальной, политической, духовной, семейно-бытовой и др. Активность может быть индивидуальной, групповой, организованной или стихийной. Можно выделить даже преступную активность. Однако, если рассматривать мотивы, содержание, цели и направленность активности, то её можно оценить как социальную и асоциальную. Последняя часто характеризуется как антиобщественное поведение. Критерием социальной активности выступают результаты деятельности, т.е. те изменения существующей ситуации, которые достигаются путём затрат энергии, соотнесённой с общественными интересами.

Антиподом социальной активности в этом смысле является социальная пассивность, бездеятельность, равнодушие к окружающей действительности.

Высшим проявлением социальной активности является творчество. Оно всегда имеет личностное измерение.

Каковы же источники социальной активности? Существуют внутренние и внешние источники социальной активности. К внутренним относятся материальные и духовные потребности, интересы, сознательность, уровень культуры. Внешние — те условия, в которых живут и действуют люди. Особенно важное значение для развития социальной активности имеет здоровый морально-психологический климат в коллективе, хорошая, чёткая организация труда, забота о людях, их труде и отдыхе, справедливая оценка труда и его оплата и т.д.

Социальная активность проявляется через деятельность, которая протекает во всех сферах общественной жизни. Это обусловливает многообразие форм и видов социальной активности; выделяют политическую, экономическую, социокультурную, организаторскую и др. Естественно, что в реальной жизни все они взаимосвязаны.

3.Отчуждение личности: причины, формы проявления и пути преодоления

Проблема отчуждения личности в нашем обществоведении была слабо теоретически разработана. Главная причина такого положения коренилась в господствовавшей советской идеологической доктрине. Согласно ей проблема отчуждения присуща только капитализму. Характерно, что даже в настоящее время в справочниках и словарях по социологии и политологии этот термин чаще всего отсутствует (см., например: Словарь-справочник по социологии и политологии. М., 1996).

Что такое отчуждение, каковы формы его проявления?

Общее определение отчуждения дали К.Маркс и Ф.Энгельс в ”Немецкой идеологии”.

Отчуждение, по их мнению, есть «консолидирование нашего собственного продукта в какую-то вещественную силу, господствующую над нами, вышедшую из-под нашего контроля, идущую вразрез с нашими ожиданиями и сводящую на нет наши расчёты…” (Маркс К., Энгельс Ф. Соч.Т.3.с.32).

В социологии отчуждение трактуется так: “… отношение между социальными субъектами и какой-то его социальной функцией, складывающейся в результате разрыва их изначального единства, ведущего к обеднению природы субъекта и изменению (извращению, перерождению) природы отчужденной функции, а также сам процесс разрыва этого единства” (Западная социология: Словарь. М., 1990. С. 252).

Иными словами, отчуждение — это такое состояние отношений между личностью и обществом, при котором продукт труда отчуждается от неё и превращается в противостоящую ей силу. Не только продукт деятельности, но и сам процесс деятельности.

Существуют различные источники и причины отчуждения. К их числу относятся отношения собственности. Причиной отчуждения могут быть субъективные факторы. Например, экономическая и социальная политика может вестись в интересах узкой группы людей, что приводит к противопоставлению интересов одних групп другим.

Отчуждение в нашей стране в недавнем прошлом было связано с природой авторитарно-тоталитарного режима.

В условиях господства административно-командных методов хозяйствование привело к отчуждению человека от собственности. Диктат в сфере политики породил отчуждение в сфере властных отношений, к формализму. Аналогично отчуждение проявилось и в социальной и духовной сферах.

Радикальные преобразования во всех сферах жизни российского общества должны положить начало преодолению отчуждения личности.

Сегодня уже более чётко просматриваются пути решения этой сложнейшей проблемы.

Проблема должна решаться по следующим направлениям:

— экономическое отчуждение преодолевается за счёт экономических реформ (приватизации, многообразия форм собственности). В результате рождается чувство хозяина, формируется «средний класс», развивается инициатива;

— реформа политической системы, демократизация всех сторон жизни способствуют преодолению политического отчуждения личности;

— проблемы преодоления социального отчуждения должны решаться путем коренного улучшения социальных условий жизни и труда;

— отчуждение в духовной сфере преодолевается на основе нравственного возрождения народа, повышения уровня культуры.

Здесь необходимо иметь в виду, что одно дело выделить приоритетные направления, заявить о них и другое – реализовать в реальной жизни. Последнее решается непоследовательно, половинчато и некомплексно.

В силу этого острота проблемы отчуждения в современной России не только не снизилась, но даже произошло ее обострение. Это проявляется в снижении мотивации на труд, в росте преступности, бюрократизации общественной жизни, продолжающем обнищании значительной части населения, росте социальной неудовлетворенности людей своим положением и др.

Современные теоретические изыскания и передовая практика показывают, что в полной мере преодолеть отчуждение личности от общества, личности от социальных групп и институтов невозможно.

Серьёзным препятствием на пути преодоления отчуждения личности является ориентация её на потребление.

А.Н.Леонтьев пишет: «… Личность не может развиваться в рамках потребления, её развитие необходимо предполагает смещение потребностей на созидание, которое одно не знает границ» (Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. С.25).

Существенным барьером на пути снижения степени отчуждения является усиливающийся индивидуализм.

Сравнение результатов исследования проблем российской молодежи, проведенное автором пособия в 1993 г., с данными аналогичного исследования американских ученых позволило сделать вывод, что коллективность в американском обществе, как это ни может показаться странным, проявляется более широко, чем в российском. От коллективизма наше общество резко повернуло в сторону индивидуализма. Но от преувеличенного индивидуализма даже американское общество начинает задыхаться. Не случайно, как на государственном, так и муниципальном уровне в США разработаны программы внедрения общинного сознания у горожан.

В российском обществе важно гармонизировать отношения личности с коллективом, демократизировать коллективные отношения. Эта мера, с учетом социокультурных факторов, обеспечит более благоприятные условия для преодоления высокого уровня отчужденности граждан от труда, власти и др. Наглядный пример — Китай, где сумели найти оптимальное сочетание между идеологией и современными методами организации и управления экономикой и обеспечить экономическое благосостояние огромной массы населения.

Характерной чертой российского общества является нетерпимость к идеологии, которую не разделяет либо власть предержащие, либо оппозиционеры. И те и другие пока не поднялись до уровня диалога.

Современное состояние развитых стран подтверждает значимость данной проблемы отчуждения в общественном прогрессе.

В заключение данной лекции можно сделать такие обобщающие выводы:

1) развитие человека как личности предполагает развитие и обогащение взаимосвязи человека и общества.

Отдельный человек может существовать и реально развивать свои способности, удовлетворять потребности и многообразные интересы только в обществе других людей;

2) не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, а личностью становятся в процессе социализации. Личность является носительницей социального в человеке. Это мера развития социального в человеке, целостное воплощение и реализация в нём системы социально значимых черт и качеств данного общества;

3) для социолога личность предстает прежде всего как объект и продукт социальных отношений, как носитель определённой социальной программы.

Социология учитывает и активные отношения самого человека в системе социальных отношений.

При предельно общем подходе к структуре личности она характеризуется двумя аспектами: с одной стороны, как объект, с другой — как субъект социальных отношений.

Определение и типы социальных ролей

  • facebook

  • щебет

  • Google

  • RSS

  • Дом
  • О нас
  • Политика конфиденциальности

  • Свяжитесь с нами
  • Скачать приложение социологии (Andriod)

Sociology Learners

  • Введение в социологию
    • Что такое социология?
    • Социологическое Воображение
    • Предмет, предмет и проблемы социологии
    • История и происхождение социологии
    • Характеристики социологии
    • Социологические определения и происхождение
    • Отрасли социологии
  • Социология Перспективы
    • Основные теоретические перспективы
    • Эволюционная Перспектива
    • Структурно-функциональная перспектива
    • Перспектива конфликта
    • Символическое Перспектива Взаимодействия
  • Социологические исследования
    • Что такое социологическое исследование?
    • Метод исследования эксперимента
    • Метод исследования исследования
    • Метод полевых исследований
    • Анализ содержания
    • Исследовательский процесс
    • Оценка воздействия
  • Ибн Халдун
    • Аль-Асабия
    • Теория городского и сельского общества
    • Теория социальных изменений
  • Герберт Спенсер
    • Теория социальной эволюции
    • Этапы социальной эволюции
    • Классификация социальных систем
    • Социальный дарвинизм
  • Фердинанд Тоннис
    • Gemeinschaft и Gesellschaft
  • Огюст Конт
    • Социальная статика и социальная динамика
    • Позитивизм в социологии
    • Закон Трех Стадий
  • Эмиль Дюркгейм
    • Социальный факт
    • Теория коллективного сознания Эмиля Дюркгейма
    • Социальная солидарность
    • Механическая и органическая солидарность
    • Дюркгейм Исследование самоубийства
    • типов самоубийств
  • Макс Вебер
    • Социальные действия
    • Элементы социального действия
    • Типы социальных действий
    • Типы полномочий
    • Характеристики идеальной бюрократии
    • Макс Вебер Рационализация Теория
    • Макс Вебер Теория железной клетки
  • Карл Маркс
    • Диалектический Материализм
    • Исторический материализм
    • Теория социальных изменений Карла Маркса
    • Маркс Теория Отчуждения
    • Классовая Борьба
  • Культура
    • Что такое культура?
    • Характеристики культуры
    • Элементы культуры
    • Социальные ценности
    • Социальные нормы
    • Социальные санкции
    • Субкультуры
    • Контркультуры
    • Теоретические перспективы культуры
    • Enculturation
    • Культурная диффузия
    • Что такое Аккультурация?
    • Что такое культурная ассимиляция?
    • Разница между аккультурацией и инкультурацией

.

SOC100 — Социальная структура заметки

I. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА: МАКРОУРОВНИК

ПЕРСПЕКТИВЫ:

Социальная структура (Макроперспектива) — это устойчивая модель социальных отношений, существующих в определенном обществе или группе.

— Обеспечивает структуру, в которой мы взаимодействуем с другими. Структура влияет на взаимодействие, т. Е. Экономическая структура, например, влияет на то, как мы взаимодействуем с другими (начальник и работник в капитализме).

Социальная структура включает в себя :

Социальные институты, группы, статусы, роли и нормы.

A. Функциональная теория : Социальная структура необходима, потому что она создает порядок и предсказуемость в обществе (Parsons, 1951).

— Также помогает людям сформировать самооценку

— связывает людей с более широким обществом через перепончатые узоры социальных отношений (таким образом, бездомные находятся в невыгодном положении, потому что имеют мало связей).

— Социальная структура помогает людям осмыслить окружающую среду (как детей, так и взрослых).

B. Теория конфликта : Социальная структура создает границы, которые определяют как внутренних, так и внешних.

1. социальная маргинальность : состояние того, чтобы быть частью внутреннего и частично внешнего в социальной структуре (Park, 1928).

— Результаты стигматизации .

Стигма : любой физический или социальный атрибут или признак, который так обесценивает социальную идентичность человека, что лишает его права на полное социальное признание (Goffman, 1963).

— Социальная структура может ограничивать наши возможности и помещать нас в произвольные категории, которые мы не выбираем.

Маркс сказал, что организация экономического производства является наиболее важным структурным аспектом любого общества.

— Здесь, в капиталистических обществах, где немногие люди контролируют труд многих, социальная структура отражает систему отношений господства между категориями людей (владелец-работник, работодатель-работник).

II. КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ

A. статус : социально определенная позиция в группе или обществе, характеризующаяся определенными ожиданиями, правами и обязанностями.

— Независимо от людей, занимающих их

— Используется для определения людей более низкого статуса, таких как бездомные.

1. набор статусов : все статусы в данное время (т. Е. Вы можете быть студентом, сыном, парнем и сотрудником — это ваш набор статуса.)

а. присвоенный статус : социальное положение, присвоенное при рождении или полученное невольно на более поздних этапах жизни (т. Е. Ваш социальный класс: если вы родились в богатой семье, это богатство вам «дается»; вы ничего не сделали для заслужи это.Чья-то этническая принадлежность также является их приписанным статусом ..

— влияет на достигнутый статус ( раса, этническая принадлежность, пол влияют на то, чего мы достигаем, главным образом потому, что люди склонны относиться к нам по-разному и имеют разные ожидания в зависимости от нашего пола, расы и этнической принадлежности, если назвать несколько)

б. достиг статуса : социальная позиция, которую человек добровольно принимает в результате личного выбора, заслуг или прямых усилий ( род занятий, образование, доход / преступник, наркоман, бездомный человек ).

c. мастер-статус: — самый важный статус, который занимает человек, определяет общее социальное положение человека. (Будучи бедным или богатым, потому что это влияет на другие аспекты жизни

Женщины : традиционно, дочь, жена, мать, но теперь, все чаще, род занятий.

Мужчины : традиционно, профессия

2. Символы статуса : материальные признаки статуса, информирование других о социальном положении ( бриллиантовое обручальное кольцо, одежда, автомобили, тележка для бездомных, школьная сумка, униформа и т. Д.)

B. роль : Набор поведенческих ожиданий , связанных с данным статусом

1. Ролевое ожидание : определение обществом того, как должна быть сыграна конкретная роль.

Ролевая работа — это то, как человек на самом деле играет эту роль. Иногда это отличается от того, что ожидается (например, когда жена изменяет своему мужу; когда политический деятель лжет публике; когда родитель оскорбляет своего ребенка).

2. конфликт ролей: возникает, когда на человека накладываются несовместимые требования к ролям с помощью двух или более статусов , удерживаемых одновременно.

3. Роль : возникает, когда несовместимые требования встроены в единый статус , что человек занимает (Женщины на рынке труда из-за более низкой оплаты, меньшего престижа, большего количества дорожных преград. Другим примером является президент США — у нас есть все эти ожидания для этого одного статуса, и он / она не может сделать все это).

4. Выход из роли : происходит, когда люди освобождаются от социальных ролей, которые были центральными для их самоидентификации ( разведенных, пенсионеров, бывших заключенных, выпускников ).

C. социальные группы : состоит из двух или более людей, которые часто общаются и имеют общую идентичность и чувство взаимозависимости ( друзей, занятия в колледже, работа).

1. основная группа : меньшая , менее специализированная группа , члены которой участвуют в лицом к лицу , основанных на эмоциях взаимодействий в течение продолжительного периода времени (семья, друзья, работа друзья / сверстники).

2 . Вторичная группа : большая , более специализированная группа , члены которой участвуют в более безличных , целенаправленных отношений в течение ограниченного периода времени ( школ, церквей).

— Соберитесь вместе для специального назначения

— Лица связаны друг с другом с точки зрения конкретных ролей и более ограниченных видов деятельности.

3 . социальная сеть: серия социальных отношений, которые связывают человека с другими.

4. формальная организация : высокоструктурированная группа , созданная для выполнения определенных задач или достижения конкретных целей .

D. социальных институтов : Набор организованных убеждений и правил, которые устанавливают, как общество будет пытаться удовлетворить свои основные социальные потребности.

Обычно вокруг 5 социальных учреждений :

— Семья, Религия, Образование, Экономика, Правительство / политика

— Группа состоит из определенных, идентифицируемых людей

— Учреждение является стандартизированным способом сделать что-то.

Теория конфликта говорит, что социальные институты, такие как правительство, сохраняют привилегии богатых и влиятельных, одновременно способствуя бессилию других ( — перестройка и разрушение жилья с низким доходом. Доступное для состоятельных инвесторов).

III. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ: MICROLEVEL

ПЕРСПЕКТИВА

А.Социальные взаимодействия: интерпретации меняются

— Сохранять общие значения, но интерпретации различаются

(Longs)

Гражданская невнимательность : способы, которыми человек демонстрирует осознание присутствия другого, не делая этого человека объектом особого внимания.

— Демонстрирует, что взаимодействие действительно имеет паттерн , который регулирует форму и процессы (но не содержание) социального взаимодействия ( Идя друг к другу по улице, смотрите друг на друга достаточно долго, чтобы признать, но не быть грубо).

— Социальные встречи имеют разное значение для мужчин и женщин, белых и цветных людей, а также для людей из разных социальных слоев.

Б. Социальное конструирование реальности: субъективное

Социальное конструирование реальности : Процесс, посредством которого наше восприятие реальности в значительной степени определяется субъективным значением , которое мы даем опыту.

— влияет на то, что мы видим и как мы реагируем.

1. Самоисполняющееся пророчество : ложное убеждение или предсказание, которое вызывает поведение, которое делает первоначальное ложное убеждение явным.

— Итак, мы конструируем реальность так, как мы ее видим, и действуем так, как ее производим.

— Доминирующие члены группы с престижными статусами могут иметь возможность установить, как другие люди определяют «реальность» (как все «должно быть»), согласно им (например, «Семья») .

C. Ethnomethodology : Изучение общих знаний, которые люди используют, чтобы понять ситуации, в которых они оказываются.

— Взаимодействие основано на предположениях об общих ожиданиях ( по очереди ожидаются разговоры ).

— нарушает правила Этно и следит за реакцией других людей.

— Но ожидания от реальности также связаны с полом, социальным классом, расой / этнической принадлежностью ( женщины могут по-разному реагировать на «нарушение правил»).

D. Драматургический анализ : Изучение социального взаимодействия, которое сравнивает повседневную жизнь с театрализованным представлением (Goffman, 1959).

Жизнь — театрализованное представление

1.Эрвинг Гоффман: повседневное общение похоже на драматический спектакль

2. Презентация себя: люди представляют наиболее благоприятную личность — управление впечатлениями : относится к попыткам людей представить наиболее благоприятный имидж.

спасительное лицо : стратегии по спасению производительности.

изучали несоблюдение : Когда один исполнитель роли игнорирует недостатки в исполнении другого, чтобы избежать смущения для всех.Мы прощаем других, потому что мы тоже потерпели неудачу ( Венди в Рэйли).

3. Социальное взаимодействие, как в театре, имеет переднюю и заднюю сцены.

4. Управление впечатлениями сложно, играя более чем одну роль.

E. Социология эмоций

1. «Правила чувств» Арли Хохшильда

— Формируйте соответствующие эмоции для данной роли или конкретной ситуации.

— Включает, как, когда, где и с кем следует выражать эмоции.

— рассказывает нам, что требуется, приемлемо и недопустимо.

2. . Эмоциональный труд.

  • (Ожидание за столами или в любое время, когда мы должны демонстрировать эмоции, которые на самом деле не такие, как мы себя чувствуем, просто чтобы понравиться другим.)

— Ожидается, что работники будут демонстрировать чувства, которые часто не являются их собственными.

— Эмоциональный труд является проблемой, потому что он может вызвать отчуждение от «истинного» себя.

— С. Райт Миллс говорит, что эмоциональный труд самоотчужден:

— Коммерциализация наших чувств может привести к дегуманизации наших рабочих функций и вызвать отчуждение и презрение, которые распространятся на другие аспекты нашей жизни (Hochschild, 1983).

3. пол, класс и раса:

Пол : Мужчины и женщины социализированы, чтобы выражать эмоции по-разному ( плачет ).

Класс : некоторые родители среднего и высшего класса часто работают с людьми и, таким образом, подчеркивают важность эмоционального труда для своих детей, в большей степени, чем родители из рабочего класса, которые склонны работать с вещами, а не с людьми.

Race : дискриминация и расизм делают необходимым постоянное управление чувствами.

F. невербальное общение: Передача информации между людьми без использования слов.

— Включает в себя:

— визуальные подсказки: жесты, появления)

— вокальные характеристики (изгиб, объем, высота тона)

— факторы окружающей среды (пространство, положение)

— все влияет значение

(выражения лица, движения головы, положение тела)

(Интервью с задержанными в полиции).

— Может быть преднамеренным или непреднамеренным

— Социальное взаимодействие регулируется невербальным ком

(положение тела и зрительный контакт сигнализируют о том, что мы делаем или не хотим с кем-то разговаривать).

Выражения лица, зрительный контакт и осязание : Различия по полу ( улыбается )

Касаясь : женщины обнимают и трогают других, чтобы показать привязанность и эмоциональную поддержку, а мужчины дают указания, отстаивают свою власть и выражают сексуальный интерес (Wood, 1999).

г. личное пространство: зависит

— Непосредственное пространство вокруг человека, которое этот человек считает личным ( встает рядом со студентом и спрашивает, удобны ли они )

— Влияние возраста, пола, социального класса и рода отношений

IV.ОБЩЕСТВА: ИЗМЕНЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОМ

СТРУКТУРА

— Изменения в социальной структуре влияют на отдельных людей, группы и общества.

— Взаимодействия основаны на социальной структуре (статус, роли, группы, учреждения), поэтому изменения в структуре приводят к изменениям во взаимодействии.

— Изменение в разделении труда приводит к изменениям в социальной структуре, что приводит к изменениям во взаимодействии.

— Как макрос влияет на микро (и наоборот)

Типология А. Дюркгейма: как держатся общества

вместе?

— Во-первых, типология — это просто схема классификации, содержащая две или более взаимоисключающие категории, которые используются для сравнения различных типов поведения или типов обществ.

1.Механическая солидарность: Относится к социальной сплоченности в доиндустриальных обществах ( простых, менее продвинутых обществ).

— основано на общих моральных убеждениях, ценности

а) Люди объединены общими ценностями и общими социальными связями.

б) Автоматическое чувство принадлежности

c) Социальное взаимодействие — это лицом к лицу , интимных, первичных групп

d) мало специализации (минимальное разделение труда — аналогичная работа, мало специализации аналогично статусу

— Разделение труда в доиндустриальных обществах сделало социальную структуру / взаимодействие определенным образом, потому что оно основывалось на взаимодействии лицом к лицу и разделяли мораль и ценности.

— Сознательный Коллектив

2. Органическая солидарность: Относится к социальной сплоченности, обнаруженной в индустриальных обществах ( современных и передовых обществах ).

— Разделение труда меняется, поэтому меняется взаимодействие.

— Взаимодействие основано на общей зависимости людей друг от друга.

а) «Органические» подобные органы тела функционируют взаимозависимо.

б) Социальное взаимодействие:

    • меньше личного
    • больше статус-ориентированных
    • больше сосредоточены на конкретных целей и целей

в) Люди выполняют специализированных задач

d) Люди чувствуют себя объединенными своей взаимозависимостью

e) Связанные по практическим соображениям

— ВСЕ из-за изменений в разделении труда

— Но Дюркгейм утверждал, что на самом деле в современных обществах органическая солидарность была еще не полностью реализована.

B. Типология Тонни: относится к социальной степени

солидарность. (1855-1936)

— Вопрос Тонни: что происходит, когда происходит потеря сообщества?

  • gemeinschaft : («сообщество»)

— Традиционное общество, в котором социальные отношения основаны на личных узах дружбы и родства, а также на стабильности поколений.

— (Preindustiral USA, Простые, малые общества )

a) Отношения на основе присвоенных статусов . Преданность группе.

— Во что вы родились, не достигнув выше

б) сильное чувство принадлежности и преданности группе

c) социальный контроль и социальная солидарность поддерживаются сообществом

d) ограниченная конфиденциальность

2. gesellschaft : («ассоциация»):

— большое городское общество, в котором социальные связи основаны на безличных и специализированных отношениях, с небольшой долгосрочной приверженностью группе или консенсусом по ценностям (современные, городские, промышленно развитые общества )

а. отношения основаны на достигнутых статусах

б. взаимодействия преднамеренные и рассчитаны

c. личный интерес доминирует над , потому что они чувствуют, что у них мало общего

— Все из-за характера социальной структуры

V. ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ И

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ДВАДЦАТЬ ПЕРВОМ ВЕКЕ

  • Увеличение возможностей, но все еще проблемы
    • стресс, страх, бездомность, дискриминация, бедность

— Для эффективного решения основных социальных проблем необходимо учитывать как макро (структурное), так и микро (интерактивное) общество.

РЕСУРСЫ

Веб-сайты:
Социальная структура — Википедия

,

Социальный статус — Википедия переиздана // WIKI 2

Положение в социальной структуре

Социальный статус является мерой социальной ценности. [1] [2] Более конкретно, это относится к относительному уровню уважения, чести, предполагаемой компетентности и уважения, присущим людям, группам и организациям в обществе. Некоторые авторы также называют социально значимую роль или категорию, которую человек занимает, «статусом» (например,пол, социальный класс, этническая принадлежность, наличие судимости, психическое заболевание и т. д.). [3] Статус основан на убеждениях о том, кто из членов общества считает, что обладает сравнительно более или менее социальной ценностью. [4] По определению, эти убеждения широко распространены среди членов общества. Таким образом, люди используют статусные иерархии для распределения ресурсов, лидерских позиций и других форм власти. При этом эти общие культурные убеждения делают неравное распределение ресурсов и власти естественным и справедливым, поддерживая системы социального расслоения. [5] Иерархии статусов, по-видимому, универсальны во всех человеческих обществах, предоставляя ценные преимущества тем, кто занимает более высокие ступени, такие как улучшение здоровья, социальное одобрение, ресурсы, влияние и свобода. [2]

Иерархии статуса зависят прежде всего от наличия и использования символов статуса. Эти подсказки люди используют, чтобы определить, какой статус имеет человек и как с ним следует обращаться. [6] Такие символы могут включать в себя обладание социально значимыми атрибутами, например, быть традиционно красивыми или иметь престижную степень.Другие символы статуса включают в себя богатство и его отображение через бросающееся в глаза потребление. [7] Статус во взаимодействии лицом к лицу также может передаваться через определенные контролируемые виды поведения, такие как напористая речь, осанка, [8] и эмоциональные проявления. [9]

Энциклопедия YouTube

  • 1/5

    Просмотров:

    196 289

    8 148

    469 692

    16 603

    2 951

  • ✪ Как повысить свой социальный статус: передовые секреты Жюльена и Тайлера, чтобы стать высокоценными!

  • Game Игра социального статуса

  • ✪ Джордан Петерсон: бета-мужчины, низкий социальный статус и антиобщественное поведение

  • ✪ Социальный статус от 1 до 100 с этим передовым ходом (катапульта социального давления)

  • ✪ О социальном статусе: Джонатан Ховард

Содержание

Определение

Стэнли Вассерман и Кэтрин Фауст Стэнли предупредили, что «среди ученых-социологов существуют значительные разногласия в отношении определений связанных понятий социального положения, социального статуса и социальной роли.«Они отмечают, что, хотя многие ученые различают эти термины, они могут определять эти термины таким образом, чтобы это противоречило определениям другого ученого; например, они утверждают, что» [Ральф] Линтон использует термин «статус» идентичным образом к нашему использованию термина «позиция». [10]

Определение

Некоторые взгляды на статус подчеркивают его относительно фиксированные и текучие аспекты. Приписанные статусы устанавливаются для человека при рождении, в то время как достигнутый статус определяется социальными наградами, которые человек получает в течение своей жизни в результате использования способностей и / или настойчивости. [11] Примеры приписанного статуса включают касты, расу и красоту среди других. Между тем, достигнутые статусы сродни образовательным полномочиям или профессии: эти вещи требуют от человека усилий и часто проходят годы обучения. Термин «главный статус» использовался для описания статуса, наиболее важного для определения положения человека в данном контексте. [12] [13]

Другие перспективы, такие как теория характеристик статуса, отказываются от идеи мастер-статуса (в смысле социального атрибута, который оказывает огромное влияние на положение в разных контекстах). [14] В целом, теоретические исследования показывают, что статус, возникающий из членства в социальных категориях, ослабляется наличием противоположно оцениваемой способности к выполнению задания или членства в группах (например, негритянка с юридическим образованием). [15] Например, в отношении пола экспериментальные тесты в этой теоретической традиции неоднократно находили экспериментальные доказательства того, что женщины проявляют склонность к гендеру только в присутствии мужчин. [16] [17] [18] Другие исследования показывают, что даже недостатки взаимодействия, которым страдает психическое заболевание, ослабляются, когда такие люди также обладают высокой квалификацией в решении любых задач, стоящих перед группой людей. [14] Хотя для находящихся в неблагоприятном положении групп статус положительного значения не в полной мере сводится на нет, их социальный статус не зависит преимущественно от принадлежности к какой-либо конкретной группе. Таким образом, исследования в этой программе еще не определили социальную характеристику, которая действует как устойчивый транс-ситуационный мастер-статус.

Исследователи в анализе социальных сетей показали, что принадлежность к ним также может быть источником статуса. Несколько исследований показывают, что популярность [19] или демонстрация доминирования над сверстниками [20] повышает статус человека.Сетевые исследования фирм также показывают, что организации получают свой собственный статус в рыночных контекстах из статуса своих филиалов, таких как корпоративные партнеры и инвесторы. [1]

В разных обществах

И формальные или неформальные статусные иерархии присутствуют во всех обществах. [2] В обществе относительная честь и престиж, присуждаемый отдельным людям, зависят от того, насколько хорошо человек воспринимается как соответствующий целям и идеалам общества (например, быть благочестивым в религиозном обществе).Статус иногда приходит с сопутствующими правами, обязанностями и практикой образа жизни.

В современных обществах занятие обычно рассматривается в качестве основного фактора, определяющего статус, но влияние может иметь и другое членство или принадлежность (например, этническая группа, религия, пол, добровольные ассоциации, фэндом, хобби). [21] [22] Достигнутый статус, когда люди попадают в стратификационную структуру на основе их индивидуальных заслуг или достижений, считается отражением современных развитых обществ.Этот статус изображения может быть достигнут, например, с помощью образования, профессии и семейного положения. Их место в структуре стратификации определяется стандартами общества, которые часто оценивают их на предмет успешности в сопоставлении важных ценностей, таких как политическая власть, академическая хватка и финансовое богатство.

В до-современных обществах статусная дифференциация широко варьируется. В некоторых случаях это может быть довольно жестким, например, с индийской кастовой системой. В других случаях статус существует без класса и / или неформально, как это имеет место в некоторых обществах охотников-собирателей, таких как койсан, и в некоторых коренных австралийских обществах.В этих случаях статус ограничен конкретными личными отношениями. Например, койсанский мужчина, как ожидается, будет относиться к матери своей жены весьма серьезно (отношения без шуток), хотя свекровь не имеет особого «статуса» ни с кем, кроме ее зятя, — и только тогда в конкретные контексты.

Статус поддерживает и стабилизирует социальное расслоение. Простое неравенство в ресурсах и привилегиях, вероятно, будет воспринято как несправедливое и, следовательно, приведет к ответным мерам и сопротивлению со стороны лиц с более низким статусом, но если некоторые люди будут рассматриваться как лучше, чем другие (i.т.е. имеют более высокий статус), тогда кажется естественным и справедливым, что люди с высоким статусом получают больше ресурсов и привилегий. [23] Исторически Макс Вебер отличал статус от социального класса, [24] , хотя некоторые современные эмпирические социологи объединяют две идеи для создания социально-экономического статуса или СЭС, которые обычно функционируют как простой показатель дохода, образования и профессионального престижа.

У нечеловеческих животных

Иерархии социального статуса были задокументированы для широкого круга животных: обезьян, [25] павианов, [26] волков, [27] коров / быков, [28] кур, [29] даже рыба, [30] и муравьи. [31] Естественный отбор производит поведение поиска статуса, потому что у животных, как правило, больше выживших потомков, когда они повышают свой статус в своей социальной группе. [32] Такое поведение широко варьируется, потому что оно является адаптацией к широкому кругу экологических ниш. Некоторые модели социального доминирования имеют тенденцию увеличивать репродуктивные возможности, [33] , в то время как другие, как правило, повышают показатели выживаемости потомства человека. [34] Нейрохимикаты, в частности серотонин, [35] побуждают к поведению социального доминирования без необходимости для организма иметь абстрактную концептуализацию статуса как средства для достижения цели.Иерархия социального доминирования проистекает из индивидуального поведения, направленного на выживание.

Статус несоответствие

Несоответствие статуса — это ситуация, когда социальные позиции человека оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на его социальный статус. Например, учитель может иметь позитивный общественный имидж (уважение, престиж), который повышает его статус, но может зарабатывать мало денег, что одновременно снижает его статус.

Врожденные и приобретенные

Social status is often associated with clothing and possessions. Compare the foreman with a horse and high hat with the inquilino in picture. Image from 19th century rural Chile.

Социальный статус часто связан с одеждой и имуществом.Сравните бригадира с лошадью и высокой шляпой с изображением инквилино на рисунке. Изображение из сельской местности Чили 19-го века.

Статусы, такие как те, которые основаны на врожденных характеристиках, таких как этническая принадлежность или королевское наследие, называются приписанными статусами. Стигма (например, физическая деформация или психическое заболевание) также может быть признаком, которым человек обладает с рождения, но стигмы можно приобрести и в более позднем возрасте. [3] В любом случае, стигмы обычно приводят к снижению статуса, если они известны другим. [14]

Социальная мобильность

Статус можно изменить в процессе социальной мобильности, когда человек меняет положение в системе стратификации. Движение в социальном положении может быть вверх (подвижность вверх) или вниз (подвижность вниз). Социальная мобильность чаще встречается в обществах, где ценится скорее достижение, чем приписывание.

Социальная стратификация

Социальная стратификация описывает способ размещения или «расслоения» людей в обществе.Это связано со способностью людей соответствовать определенным идеалам или принципам, которые общество или субкультура считают важными. Члены социальной группы взаимодействуют в основном в пределах своей группы и в меньшей степени с членами более высокого или более низкого статуса в признанной системе социальной стратификации. [36] Некоторые из наиболее распространенных основ для такой стратификации включают:

Группы:

  • Богатство / Доход (чаще всего): связь между людьми с одинаковым личным доходом
  • Пол: Связи между людьми одного пола и сексуальности
  • Политический статус: связи между лицами с одинаковыми политическими взглядами / статусом
  • Религия: связи между людьми одной религии
  • Раса / Этнос: связи между людьми одной этнической / расовой группы
  • Социальный класс: связи между лицами, рожденными в одной экономической группе
  • Прохлада: связь между людьми, которые имеют схожие уровни популярности

Трехмерное расслоение Макса Вебера

Немецкий социолог Макс Вебер разработал теорию, предполагающую, что стратификация основана на трех факторах, которые стали известны как «три степени стратификации»: собственность, престиж и власть.Он утверждал, что социальная стратификация является результатом взаимодействия богатства (класса), престижного статуса (или по-немецки Stand ) и власти (партии). [37]

  • Престиж является важным фактором в определении своего места в системе стратификации. Право собственности не всегда гарантирует власть, но часто есть люди с престижем и небольшим имуществом.
  • Собственность относится к материальным ценностям и их жизненным шансам.Если кто-то имеет контроль над собственностью, этот человек имеет власть над другими и может использовать собственность в своих собственных интересах.
  • Власть — это способность делать то, что хочешь, независимо от воли других. (Доминирование, тесно связанная концепция, это способность заставить поведение других соответствовать своим командам). Это относится к двум различным типам власти: владение властью и осуществление власти. Например, некоторые люди, отвечающие за правительство, обладают огромным количеством власти, и все же они не зарабатывают много денег. [ цитирование необходимо ]

Макс Вебер разработал различные способы организации обществ в иерархических системах власти. Этими способами являются социальный статус, классовая власть и политическая власть.

  • Класс Мощность: это относится к неравному доступу к ресурсам. Если у вас есть доступ к тому, что кому-то еще нужно, это может сделать вас более могущественным, чем нуждающийся человек. Человек с ресурсом, таким образом, имеет власть над другим.
  • Социальный статус (социальная власть). Если вы рассматриваете кого-то как социального лидера, этот человек будет иметь над вами власть, потому что вы считаете, что этот человек имеет более высокий статус, чем вы.
  • Политическая власть: политическая власть может влиять на иерархическую систему власти, потому что те, которые могут влиять на то, какие законы принимаются и как они применяются, могут осуществлять власть над другими.

Было обсуждение о том, как три измерения стратификации Вебера более полезны для определения социального неравенства, чем более традиционные термины, такие как социально-экономический статус. [38]

Статус группы

Макс Вебер развил идею «статус-группы», которая является переводом немецкого стенда (пл. Stände ). Статусные группы — это сообщества, основанные на идеях образа жизни и чести статусной группы, как утверждают, так и предоставляются другими. Статусные группы существуют в контексте убеждений об относительном престиже, привилегиях и чести и могут быть как позитивными, так и негативными. Предполагается, что люди в статусных группах общаются только с людьми одинакового статуса, и, в частности, не рекомендуется вступать в брак внутри или вне группы. Группы статуса могут включать профессии, клубные организации, этническую принадлежность, расу и другие группы, для которых характерна ассоциация. Вебер 48-56

Дальнейшее чтение

Wikiquote

Social status is often associated with clothing and possessions. Compare the foreman with a horse and high hat with the inquilino in picture. Image from 19th century rural Chile. имеет цитаты, связанные с: Ранг
  • Botton, Alain De (2004), Состояние тревоги , Хэмиш Гамильтон
  • Майкл Мармот (2004), Синдром статуса: как социальное положение влияет на наше здоровье и долголетие , Times Books
  • Социальный статус. (2007). В энциклопедии Британника.Получено 17 октября 2007 г. из Британской энциклопедии Online:
  • Старк, Родни (2007). Социология (10-е изд.). Томсон Уодсворт ISBN 978-0-495-09344-2 .
  • Гулд, Роджер (2002). «Истоки статусной иерархии: формальная теория и эмпирический тест». Американский журнал социологии . 107 (5): 1143–78. DOI: 10.1086 / 341744.
  • Макферсон, Миллер; Смит-Ловин, Линн; Кук, Джеймс М. (2001).«Птицы Пера: гомофилии в социальных сетях». Ежегодный обзор социологии . 27 : 415–44. DOI: 10.1146 / annurev.soc.27.1.415.
  • Bolender, Ronald Keith (2006). «Макс Вебер 1864-1920». ООО: Болендер Инициативс. Получено 2010-10-15.
  • Чернофф, Сет Дэвид (2015). «Что такое успех».

.

Социальный статус | Статья о социальном статусе в «Свободном словаре»

— относительное положение отдельного человека или группы в социальной системе, определяемое в терминах определенных атрибутов (например, экономических, профессиональных или этнических), специфичных для данной системы.

Люди с одинаковым социальным статусом демонстрируют набор схожих черт личности, которые воспринимаются как «социальный тип человека». Статус может быть «приписан» или «достигнут», в зависимости, соответственно, от того, занимает ли человек определенное положение в силу унаследованных характеристик, таких как раса или социальное происхождение, или своими собственными усилиями, например, через образование или заслугу.Любой социальный статус можно сравнить с другим с точки зрения некоторого критерия, соответствующего системе доминирующих ценностей, и, таким образом, он приобретает определенный уровень социального престижа.

Работа буржуазных социологов по социальному статусу во многом основана на теории М. Вебера, который противопоставил свои взгляды взглядам исторического материализма. Согласно Веберу, социальное расслоение определяется не только экономическими и политическими факторами (например, доступом к национальному богатству, или властью, либо законом), но и социальными факторами (такими как престиж).В терминологии Вебера статус (его стенд , означающий состояние, а также положение в целом) — это то, что объединяет группу людей, разделяющих определенный стиль жизни — стиль, который включает в себя набор привычек, ценностей, убеждений, представлений о чести и другие психологические элементы. Для каждого образа жизни существует соответственно более высокая или более низкая оценка, или степень уважения, и те, кто ищет такую ​​оценку, примут определенные нормы и идеи. Таким образом, буржуазные нувориши стремятся копировать образ жизни аристократии, и его дети могут приобрести презрительное отношение к экономическому предпринимательству.

Буржуазная социология пытается эмпирически установить совокупность объективных факторов (таких как пол, возраст, этническая принадлежность, образование, тип профессии, собственность), на основе которых возникают статусные группы, каждая со своим конкретным образом жизни. Такие концепции игнорируют классовые отношения как реальную основу статуса или социальных различий.

Понятие статуса также используется как коррелят социальной роли; статус относится к набору прав и обязанностей, а роль обозначает динамический аспект статуса, то есть конкретное поведение.В буржуазной социологии и социальной психологии этому понятию статуса дается психологическая интерпретация, в основном относящаяся к позиции индивида, воспринимаемой им самим или другими.

Марксистско-ленинская теория классов позволяет анализировать разделение общества на различные классы, социальные группы и слои и определять принципы, лежащие в основе статуса людей. В социалистическом обществе, где отсутствует классовый антагонизм, наиболее важными переменными, определяющими статус группы, являются квалификация профессии и образования (и, следовательно, заработная плата), а также возраст, семейные или семейные характеристики, а также региональные или местные категории.Чем полезнее работа человека для общества, и чем больше его усилий и достижений, тем выше его статус.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ленин В. И. Что такое «друзья народа» и как они вошлипролив социал-демократов? Полн. соч. соч ., 5 изд., вып. 1.
Социология в СССР , вып. 1-2. Москва, 1965.
Человек и его работа . М., 1967.
Кон, И. С. Социология личности . М., 1967.
Щепанский, Ю. Элементарные пониции социологии . М., 1969. (перевод с польского.)
Социальные проблемы труда и производства . М., 1969.
Аитов Н. А. Технический прогресс и движение рабочих кадров . М., 1972.
Гордон Л. А., Клопов Е. В. Человек после работы . Москва, 1972.
Линтон Р. Изучение человека . Нью-Йорк-Лондон, 1936.
Парсонс, т. Социальная система [2-е изд.]. Гленко, 111.1952.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *