Социализация личности и социальная адаптация: Социализация и социальная адаптация
22. Социализация и адаптация. Шпаргалка по социальной психологии
22. Социализация и адаптация
Процесс социализации обычно рассматривают как процесс вхождения человека в социальную среду путем усвоения и воспроизводства в особенностях своей личности и поведения опыта, накопленного человечеством. Однако социализация это в первую очередь адаптация (приспособление) к культурным, психологическим и социальным факторам.
Адаптация – процесс приспособления и эффективного взаимодействия организма со средой, который осуществляется на биологическом, психологическом и социальном уровнях.
Процесс биологической адаптации наблюдается при изменении условий существования и служит целям сохранения гомеостаза.
Целью психической адаптации является установление оптимального соответствия личности и окружающей среды входе осуществления свойственной человеку деятельности, позволяющей индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели.
Под социальной адаптацией понимается процесс эффективного приспособления и взаимодействия личности с социальной средой.
В процессе социализации происходит социально-психологическая адаптация личности.
Социально-психологическая адаптация – это интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции:
1) адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;
2) адекватная система отношений и общения с окружающими, способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;
3) изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
Процессы социализации и социально-психологической адаптации тесно взаимосвязаны, так как отражают единый процесс взаимодействия личности и общества. Адаптацию можно рассматривать как составную часть. Социализацию часто связывается только с общим развитием, а адаптацию – с приспособительными процессами уже сформировавшейся личности в новых условиях общения и деятельности. Процесс социализации понимается как процесс и результат активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности. В ходе социализации человек выступает как объект, воспринимающий, принимающий, усваивающий традиции, нормы, роли, созданные обществом; социализация обеспечивает нормальное функционирование индивида в обществе.
В ходе социализации осуществляются развитие, формирование и становление личности, в то же время социализация личности является необходимым условием адаптации индивида в обществе. Социально-психологическая адаптация является одним их основных механизмов социализации, она служит более полной социализации.
Таким образом, социально-психологическая адаптация является одновременно и постоянным процессом активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды, и результат этого процесса.
Социально-психологическая адаптация по свои результатам может быть позитивной, приводящей к устойчивой социализации личности и негативной, ведущей к нарушению процесса социализации.
По механизму осуществления выделяют добровольную и принудительную социально-психологическую адаптацию.
Стадии процесса социально-психологической адаптации:
а) ознакомление;
б) ролевая ориентация;
в) самоутверждение.
В процессе социально-психологической адаптации происходит формирование социальных качеств общения, поведения и предметной деятельности, принятых в обществе, благодаря которым личность реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться. В результате чего личность входит в новое социальное окружение, становится его полноправным членом, самоутверждается и развивает свою индивидуальность.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Социализация и адаптация
Процесс социализации обычно рассматривают как процесс вхождения человека в социальную среду путем усвоения и воспроизводства в особенностях своей личности и поведения опыта, накопленного человечеством. Однако социализация это в первую очередь адаптация (приспособление) к культурным, психологическим и социальным факторам.
Адаптация – процесс приспособления и эффективного взаимодействия организма со средой, который осуществляется на биологическом, психологическом и социальном уровнях.
Процесс биологической адаптации наблюдается при изменении условий существования и служит целям сохранения гомеостаза.
Целью психической адаптации является установление оптимального соответствия личности и окружающей среды входе осуществления свойственной человеку деятельности, позволяющей индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели.
Под социальной адаптацией понимается процесс эффективного приспособления и взаимодействия личности с социальной средой.
В процессе социализации происходит социально-психологическая адаптация личности.
Социально-психологическая адаптация – это интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции:
- адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;
- адекватная система отношений и общения с окружающими, способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;
- изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
Процессы социализации и социально-психологической адаптации тесно взаимосвязаны, так как отражают единый процесс взаимодействия личности и общества. Адаптацию можно рассматривать как составную часть. Социализацию часто связывается только с общим развитием, а адаптацию – с приспособительными процессами уже сформировавшейся личности в новых условиях общения и деятельности. Процесс социализации понимается как процесс и результат активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности. В ходе социализации человек выступает как объект, воспринимающий, принимающий, усваивающий традиции, нормы, роли, созданные обществом; социализация обеспечивает нормальное функционирование индивида в обществе.
В ходе социализации осуществляются развитие, формирование и становление личности, в то же время социализация личности является необходимым условием адаптации индивида в обществе. Социально-психологическая адаптация является одним их основных механизмов социализации, она служит более полной социализации.
Таким образом, социально-психологическая адаптация является одновременно и постоянным процессом активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды, и результат этого процесса.
Социально-психологическая адаптация по свои результатам может быть позитивной, приводящей к устойчивой социализации личности и негативной, ведущей к нарушению процесса социализации.
По механизму осуществления выделяют добровольную и принудительную социально-психологическую адаптацию.
Стадии процесса социально-психологической адаптации:
- ознакомление;
- ролевая ориентация;
- самоутверждение.
В процессе социально-психологической адаптации происходит формирование социальных качеств общения, поведения и предметной деятельности, принятых в обществе, благодаря которым личность реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться. В результате чего личность входит в новое социальное окружение, становится его полноправным членом, самоутверждается и развивает свою индивидуальность.
Социализация личности и социальная адаптация — Студопедия
О д н а ж д ы в ч а й х а н е п о ж и л о й ч е л о в е к начал д а в а т ь Н а с р е д д и н у р а з личные советы. Многие из этих советов были а б с о л ю т н о у с т а р е в ш и м и . Н а с р е д д и н внимательно выслушал п о ж и л о г о ч е л о в е к а и п о с л е его речи спросил:
— П о ч е м у я д о л ж е н поступать так, к а к ты мне г о в о р и ш ь ?
— Потому ч т о я с т а р ш е т е б я ! — в с к р и ч а л человек.
Т о г д а Н а с р е д д и н з а м е т и л : «Н а с ы щ а е т н е время, п р о в е д е н н о е в чайхане, а к о л и ч е с т в о с ъ е д е н н о г о плова».
— В чем смысл данной истории?
— Согласны ли вы с Насреддином?
В процессе человеческой жизни происходит непрерывный процесс набора человеком ролей, что неразрывно связано с усвоением социальных норм. Ученые называют этот процесс социализацией личности. Как же происходит процесс социализации? Что ускоряет и, наоборот, тормозит этот процесс? Разбившись на две творческие группы, выполните следующее задание.
«Социализация личности». Для анализа вы используете пункт 3 § 4 и документ на с. 47 учебника.
1. Что такое социализация? 2. Возможен ли процесс социализации вне социума? Почему? 3. Прокомментируйте этапы социализации ребенка. 4. В течение какого времени идет процесс социализации? 5. Что, на взгляд социолога, позволяет выделить социализацию в детском возрасте как особый этап? 6. Приведите положение, раскрывающее связь понятий «социализация» и «социальный статус».
«Социальная адаптация». Для анализа вы используете пункт 5 § 4.
1. Что такое социальная адаптация? 2. В чем отличие процесса адаптации у человека? 3. Приведите примеры социальной адаптации. 4. Что подразумевает внешняя и внутренняя адаптация? 5. Назовите показатели степени адаптации. 6. Какие два типа адаптации различают социологи и психологи? 7. Проанализируйте с этих позиций свою деятельность. Какой тип адаптации преобладает у вас?
Итак, мы познакомились с понятиями «социализация личности» и «социальная адаптация». Представим выводы графически:
Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации проходит при чьей-то посторонней помощи. Так оно и есть. Помощники — это люди и учреждения. Их называют агентами социализации. Агенты социализации — люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. К ним относят:
• агентов первичной социализации — родителей, братьев, сестер, бабушек и дедушек, близких и дальних родственников, приходящих нянь, друзей семьи, учителей, тренеров, врачей, лидеров молодежных группировок;
• агентов вторичной социализации — представителей администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудников СМИ, суда и т. д.
Первичная социализация касается непосредственного окружения человека и включает прежде всего семью и друзей, а вторичная социализация относится к опосредованному, или формальному, окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов. Роль первичной социализации велика на начальных этапах жизни, а вторичной — на поздних.
4. Кто учит нас играть по правилам?
Кто же определяет наши модели поведения? статусы? роли?
Составьте социальные проекты на тему «Они учат по правилам»: «Семья учит нас играть по правилам»; «Школа учит нас играть по правилам»; «СМИ учат нас играть по правилам».
Социализация и адаптация — Студопедия
Процесс социализации обычно рассматривают как процесс вхождения человека в социальную среду путем усвоения и воспроизводства в особенностях своей личности и поведения опыта, накопленного человечеством. Однако социализация это в первую очередь адаптация (приспособление) к культурным, психологическим и социальным факторам.
Адаптация –процесс приспособления и эффективного взаимодействия организма со средой, который осуществляется на биологическом, психологическом и социальном уровнях.
Процесс биологической адаптации наблюдается при изменении условий существования и служит целям сохранения гомеостаза.
Целью психической адаптации является установление оптимального соответствия личности и окружающей среды входе осуществления свойственной человеку деятельности, позволяющей индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели.
Под социальной адаптацией понимается процесс эффективного приспособления и взаимодействия личности с социальной средой.
В процессе социализации происходит социально-психологическая адаптация личности.
Социально-психологическая адаптация –это интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции:
1) адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;
2) адекватная система отношений и общения с окружающими, способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;
3) изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
Процессы социализации и социально-психологической адаптации тесно взаимосвязаны, так как отражают единый процесс взаимодействия личности и общества. Адаптацию можно рассматривать как составную часть. Социализацию часто связывается только с общим развитием, а адаптацию – с приспособительными процессами уже сформировавшейся личности в новых условиях общения и деятельности. Процесс социализации понимается как процесс и результат активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности. В ходе социализации человек выступает как объект, воспринимающий, принимающий, усваивающий традиции, нормы, роли, созданные обществом; социализация обеспечивает нормальное функционирование индивида в обществе.
В ходе социализации осуществляются развитие, формирование и становление личности, в то же время социализация личности является необходимым условием адаптации индивида в обществе. Социально-психологическая адаптация является одним их основных механизмов социализации, она служит более полной социализации.
Таким образом, социально-психологическая адаптация является одновременно и постоянным процессом активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды, и результат этого процесса.
Социально-психологическая адаптация по свои результатам может быть позитивной, приводящей к устойчивой социализации личности и негативной, ведущей к нарушению процесса социализации.
По механизму осуществления выделяют добровольную и принудительную социально-психологическую адаптацию.
Стадии процесса социально-психологической адаптации:
а) ознакомление;
б) ролевая ориентация;
в) самоутверждение.
В процессе социально-психологической адаптации происходит формирование социальных качеств общения, поведения и предметной деятельности, принятых в обществе, благодаря которым личность реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться. В результате чего личность входит в новое социальное окружение, становится его полноправным членом, самоутверждается и развивает свою индивидуальность.
Электронный архив открытого доступа НИУ «БелГУ»: Социальная адаптация и социализация личности: их взаимообусловленность
Электронный архив открытого доступа НИУ «БелГУ»: Социальная адаптация и социализация личности: их взаимообусловленность
Skip navigation
Please use this identifier to cite or link to this item:
http://dspace.bsu.edu.ru/handle/123456789/11167
Title: | Социальная адаптация и социализация личности: их взаимообусловленность |
Authors: | Свищева, И. К. |
Keywords: | педагогика социальная психология оциализация личности социальная адаптация адаптивные барьеры |
Issue Date: | 2006 |
Citation: | Свищева, И.К. Социальная адаптация и социализация личности: их взаимообусловленность / И.К. Свищева ; БелГУ // Проблемы воспитания нравственной устойчивости несовершеннолетних к отрицательным влияниям среды : материалы регион. науч.-практ. конф., посвящ. памяти доктора пед. наук, почетного проф. БелГУ И.П. Прокопьева, Белгород, 16 нояб. 2006 г. / Белгор. гос. ун-т ; отв. ред.: Е.В. Головко, Т.М. Стручаева. — Белгород, 2006. — С. 127-133. |
Abstract: | Иследуется проблема соотношения социальной адаптации и социализации в процессе взаимодействия личности и общества |
URI: | http://dspace.bsu.edu.ru/handle/123456789/11167 |
Appears in Collections: | Статьи из сборников |
Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.
Социализация как адаптация — Студопедия
Для понимания социализации как адаптации характерно не акцентирование процессуальных ее характеристик (например, стадий, этапов), а анализ социализационного процесса с точки зрения его возможных результатов. При этом в качестве основного результата социализации выделяется формирование таких характеристик индивида, которые обеспечивают его нормативное функционирование. Понятие социализации нередко заменяется понятием социализированности, а основным критерием в оценке социального развития индивида становится его социальная успешность.
Ведущей задачей социализации является такое приспособление человека к обществу, которое обеспечивает ему успешное функционирование. Процесс достижения известного соответствия человека требованиям социальной среды определяется как процесс социальной адаптации, а его нарушение – как дезадаптация.
В разных теоретических ориентациях социально-психологическая адаптации понимается по-разному. В необихевиористской ориентации социально-психологическая адаптация понимается как процесс, посредством которого достигается состояние социального равновесия между индивидом и группой, как отсутствие конфликтных отношений человека с ближайшим социальным окружением.
Основное внимание психоаналитических концепций при анализе адаптации направлено на формирование и развитие защитных механизмов личности; при этом подчеркивается, что психологические защиты могут играть для личности как стабилизирующую, так и дестабилизирующую роль.
Для интеракционистского подхода к анализу социально-психологической адаптации характерно ее рассмотрение в качестве успешного выполнения личностью ролевого репертуара и умения разрешать возникающие ролевые конфликты.
В эмпирических исследованиях процесса социально-психологической адаптации выделяются три ряда факторов, определяющих успешность социально-психологической адаптации к социальным изменениям. Это, во-первых, способность человека к изменению своих ценностных ориентации и Я-концепции; во-вторых, умение находить определенный баланс между своими ценностными ориентациями и социальной ролью; в-третьих, ориентация не на конкретные социальные требования, а на принятие универсальной системы ценностей. В исследованиях социализации с точки зрения разворачивания адаптационных процессов явно или неявно выделяется мысль о том, что социализация выступает как процесс, обращенный назад, как реакция, следующая за изменениями социальной ситуации, между тем, как справедливо отмечает А. Инкелес, всегда, даже при условии критерия успешности как единственного параметра оценки, остается проблема «заглядывания» вперед (forward looking), т. е. необходимость поиска тех характеристик личности, которые обеспечивают будущий успех, готовят человека к следующему этапу социализации.
4 Социальная адаптация как механизм социализации личности
Результатом
социализации в теории и практике
социальной работы принято считать
социальную адаптацию. Социальная
адаптация – интегративный показатель
состояния человека, отражающий его
возможности выполнять определенные
биосоциальные функции. А именно:
адекватное
восприятие окружающей действительности
и собственного организма и личностиадекватная
система отношений и общения с окружающими,
способность к труду, обучению, организации
досуга и отдыхаизменчивость
(адаптивность) поведения в соответствии
с ролевыми ожиданиями других
Социальная
адаптация понимается в двух смыслах:
как
постоянный процесс активного
приспособления индивида к условиям
новой социальной среды;как
результат этого процесса (адаптированность).
В
ходе социально-психологической адаптации
происходит не только приспособление
индивида к новым социальным условиям,
но и реализация его потребностей,
интересов и стремлений; личность входит
в новое социальное окружение, становится
его полноправным членом, самоутверждается
и развивает свою индивидуальность.
В
различных психологических концепциях
процесс социальной адаптации понимается
по-разному.
В
психоанализе социальная среда
рассматривается как изначально враждебная
личности ее стремлениям, и социальная
адаптация трактуется как процесс
установления гомеостатического
равновесия между личностью и требованиями
внешнего окружения (среды). Общая схема
адаптации: конфликт с окружающей средой
– невротическая тревога – защитные
реакции. Социализация происходит либо
через вытеснение влечения и переключение
энергии на санкционированные обществом
объекты (З.Фрейд), либо как результат
стремления личности компенсировать
(сверхкомпесировать) свою неполноценность
(А.Адлер). Г.Гартман подчеркивает роль
конфликтов и их преодолений в развитии
и адаптации личности. Адаптация им
понимается как процесс преодоления
конфликтных ситуаций.
Гуманистическое
направление психологии выделяет
конструктивные и неконструктивные
поведенческие реакции в социальной
среде. По Роджерсу, неконструктивные
реакции – проявление психопатологических
механизмов; по А.Маслоу, они могут играть
роль самопомощи, самозащиты, когда
человек не может справиться с ситуацией.
В случае отсутствия оптимального
взаимоотношения личности и среды
вследствие доминирования неконструктивных
реакций или несостоятельности
конструктивных подходов наступает
дезадаптация.
В
когнитивной психологии для понимания
особенностей адаптации применяется
модель: конфликт – угроза – реакция
приспособления. В процессе приспособления
(адаптации) происходит несколько
процессов:
Попытки
опровергнуть поступающую информациюСмена
собственных установок, изменение
картины мираПоиск
дополнительной информации с целью
установления согласованности между
прежними представлениями и противоречащей
им информацией.
В
необихевиоризме
социальная адаптацияпонимается как:
Состояние,
при котором потребности индивида, с
одной стороны, и требования среды – с
другой – полностью удовлетворены. Это
состояние гармонии между индивидом и
природной или социальной средой;Процесс
достижения этого состояния.
Интеракционистская
концепция психологии удерживает
различение понятий приспособление (как
пассивный процесс) и адаптация – как
творческий, целеустремленный процесс
разрешения жизненных ситуаций.
Адаптированность – это: 1) принятие и
эффективный ответ на социальные ожидания;
2) гибкость и эффективность при встрече
с новыми и потенциально опасными
условиями. Такое понимание адаптации
содержит идею активности личности,
представление о творческом, целеустремленном
и преобразующем характере её социальной
активности.
Отечественные
исследователи О.И.Зотова, И.К.Кряжева
понимают адаптацию как взаимодействие
личности и среды, которое приводит к
правильным соотношениям целей и ценностей
личности и группы.
В
процессе адаптации обычно реализуется
комбинация активного воздействия и
конформного принятия целей и ценностей
окружающей среды, в которой один из них
может преобладать. При выборе реальной
стратегии личность оценивает требования
социальной среды и собственный потенциал
в плане реагирования на них.
В
практике выделяются два полюса
адаптрированности личности: полная
адаптированность и дезадаптация.
Показателем
дезадаптированности личности может
выступать нехватка степеней свободы
реагирования на изменения жизненной
ситуации. В результате возникает
функционально-динамическое образование
– адаптационный барьер, который может
проявляться на биологической,
психологической и социальной основе.
Расстройства адаптации проявляются в
нарушениях профессиональной деятельности,
в обычной социальной жизни или
взаимоотношениях; в симптомах, выходящих
за рамки нормы (психологической и
соматической).
А.А.Реан
разработал модель социальной адаптации
на основе критериев внешнего и внутреннего
плана. Внутренние критерии адаптации
– психоэмоциональная стабильность,
личностная комфортность, состояние
удовлетворенности, отсутствие дистресса;
внешний критерий – соответствие
реального поведения личности установкам
общества, требованиям среды, правилам,
принятым в социуме и критериям нормативного
поведения. Системная социальная адаптация
– адаптация как по внешнему, так и по
внутреннему критерию.
Стратегия
социальной адаптации представляет
собой индивидуальный способ адаптации
личности к обществу и его требованиям,
для которого определяющими являются
опыт ранних детских переживаний,
неосознанных решений, принятых в
соответствии с субъективной схемой
восприятия ситуаций и сознательный
выбор поведения, сделанный в соответствии
с целями, стремлениями, потребностями,
системой ценностей личности.
Стратегия
социальной адаптации как способ
гармонизации отношений личности со
средой, способ приведения в соответствие
его потребностей, интересов и требований
окружения может рассматриваться как
ситуативно, так и в контексте его
жизненных целей и жизненного пути.
А.А.Кроник
рассматривает субъективную картину
жизненного пути как психический образ,
в котором отражены пространственно-временные
характеристики жизненного пути,
включающие прошлое, настоящее и будущее,
события и их взаимосвязи. К.
А.Абульханова-Славская определяет
понятие «жизненная перспектива» как
потенциал, возможности личности,
объективно складывающиеся в настоящем,
которые должны проявляться в будущем.
Индивидуальность жизни состоит в
способности личности организовать ее
по своему замыслу, в соответствии со
своими склонностями и устремлениями.
А.Р.Лазурский
выделяет три уровня отношений личности
и среды:
полная
зависимость от среды;приспособление
с пользой для себя и для обществатворческое
отношение к среде, её преобразование.
Еще
один показатель успешности адаптации
– уровень поисковой активности; по
этому критерию выделяются пассивная и
активная стратегии.
При
оценке стратегии важно учитывать:
Отношение
личности к себе, оценка своей успешности,
принятие себя;Интерес
к окружающим и общению с ними, отношение
к ним, уровень принятия;Позиция
в отношении к миру в целом.
Таким
образом, стратегия социальной адаптации
представляет собой индивидуальный
способ адаптации личности к обществу
и его требованиям, построение субъектом
своих отношений с окружающим миром,
другими людьми и самим собой в процессе
решения жизненных задач и достижения
жизненных целей на основе сознательного
выбора поведения
Неудачная
социализация и формирование дезадаптивных
форм мышления и поведения
Успех
социализации зависит от взаимодействия
двух наиболее общих факторов –
индивидуальных особенностей субъекта
и особенностей той среды, в которой
осуществляется реальный проценсс
социализации и адаптации. Поскольку
эти факторы находятся в постоянном и
непрерывном взаимодействии и динамике,
определеить преобладающую роль каждого
из них в этом процессе, за исключением
крайних случаев, не представляется
возможным. Под крайними случаями здесь
понимаются либо ярко выраженные
индивидуальные особенности ребенка
(болезнь, слабоумие, особенности ЦНС),
либо – крайне нобычные социально-психологические
условия (сеьезная социальная изоляция
и депривация, голод, воспитание детей
животными и т.д.).
В
рамках данного курса мы в большей степени
будем обращать внимание на психологическое
опосредование неблагоприятного
воздействия социального окружения и
нарушения социализации, вызванные этими
факторами. Для описания таких явлений
американский социолог Н.Смелзер ввел
термин «неудачная социализация». Многие
авторы важную роль в неудачной социализации
отводят нарушению процесса коммуникации
в социальной среде, окружающей ребенка,
а также различным депривациям, переживаемым
ребенком в раннем возрасте.
Важным
условием успешной социализации является
наличие определенного баланса между
адаптацией к обществу и обособлением
от него. При нарушении этого баланса у
субъекта проявляются выраженные
затруднения при решении даже таких
простых жизненных задач, как обеспечение
себя приемлемыми условиями жизни,
установление продуктивных и эмоционально
положительных межличностных отношений,
адекватное исполнение конвнциональных
ролей и т.д.
Таким
образом, неудачная социализация – это
такой процесс и результат социализации
человека, в результате которого субъект
оказывается неадаптированным к своей
социальной среде, что выражается в его
неспособности выполнять свою ведущую
деятельность, удовлетворять свои
основные социогенные и биогенные
потребности.
Социальная адаптация | Статья о социальной адаптации в The Free Dictionary
— корректировка индивидуального и группового поведения в соответствии с преобладающей системой норм и ценностей в данном обществе, классе или социальной группе. Социальная адаптация происходит в процессе социализации, а также с помощью механизмов социального контроля, которые включают социальное давление и государственное регулирование.
Социальная адаптация приобретает все большее значение, когда социальные изменения затрагивают важные аспекты жизни в течение сравнительно коротких периодов времени.К таким изменениям относятся миграция, возрастные изменения, быстрое промышленное развитие и крупные перемещения населения из страны в город.
В антагонистических обществах человек может оказаться неспособным справиться с жизнью, должным образом реагировать на социальные изменения и все более сложные требования общества или достичь своих целей в рамках установленных норм. Следовательно, часто возникает девиантное поведение, в том числе незаконное.
С устранением классовых антагонизмов в социалистическом обществе процесс социальной адаптации претерпел коренные изменения.Отношения между индивидом и группой характеризуются прежде всего сознательным и добровольным соблюдением индивидом социальных норм, в том числе правовых норм, а также норм морали и социалистического сообщества.
В социалистическом обществе процесс социальной адаптации требует изучения и сосредоточенных действий. Неспособность некоторых людей адаптироваться в сочетании с конкретными неблагоприятными ситуациями может отрицательно сказаться на поведении человека. Полезно изучать преступность с точки зрения неудовлетворительной социальной адаптации, чтобы понять причины преступности и эффективно бороться с преступностью.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Яковлев А.М. Преступность и социальная психология . М., 1971.
Человек и общество: Проблемы социализации личности . Ленинград, 1971. ( Ученые записки Нил комплексных социальных исследований , фас. 9.)
.
Процесс социализации: Социализация
Социализация
Человеческие младенцы рождаются без какой-либо культуры.
Родители, учителя и другие должны превратить их в культурные
и социально адепт
животные. Общий процесс приобретения культуры называется
социализация
, Во время социализации мы узнаем
язык культуры, в которой мы родились, а также роли, которые мы должны
играть в жизнь.Например, девочки учатся быть дочерьми, сестрами,
друзья, жены и матери. Кроме того, они узнают о
профессиональные роли, которые приготовило для них их общество. Мы также учимся и обычно принимаем нормы нашей культуры.
через процесс социализации.
Нормы — это концепции надлежащего и ожидаемого поведения, которые
большинством членов общества. Хотя социализация относится к
общий процесс познания культуры, антропологи используют термин
инкультурация
для процесса приобщения к определенной культуре.
Родители и другие люди приобщили вас к вашей культуре.
люди, которые вырастили вас.
Социализация важна в процессе
формирование личности. Хотя большая часть человеческой личности является результатом
наши гены, процесс социализации может формировать его в определенных направлениях путем
поощрение определенных убеждений и взглядов, а также выборочное предоставление
опыт.Это, скорее всего, объясняет большую часть различий между
общие типы личности в одном обществе по сравнению с другим. Для
например, Семай
соплеменники центрального Малайского полуострова Малайзии обычно нежные
люди, которые не любят буйных, агрессивных личностей. Фактически они
по возможности избегайте их. В
в отличие от яномама
Индейцы на границе Венесуэлы и Бразилии обычно тренируют
мальчики быть жесткими и агрессивными.Идеальный мужчина-яномам не сжимается
от насилия и сильных эмоций. Фактически, он их ищет.
Аналогичным образом ожидается, что мужчины-шииты в Иране иногда публично выражают
их религиозной веры через эмоционально мощный акт самоповреждения
боль.
мужчин-шиитов в Иран ритуальное избиение сами кровавый с руками и цепями как акт религиозного вера память смерть имама Хусейном в 680 г.д. |
общеобразовательная | |
Успешная социализация может привести к единообразию
в обществе.Если все дети получают одинаковую социализацию, это
вероятно, что они будут разделять одни и те же убеждения и ожидания. Этот факт
была сильной мотивацией для национальных правительств во всем мире
стандартизировать образование и сделать его обязательным для всех детей. Решая, что будет
быть обученными и то, как их учат, является мощным политическим инструментом для контроля
люди. Те, кто усвоили нормы общества, менее склонны к
нарушать закон или желать радикальных социальных изменений.Во всех обществах
однако есть люди, которые не соответствуют культурно определенным
стандарты нормальности, потому что они были «ненормально» социализированы, что означает
говорят, что они не усвоили нормы общества. Эти люди
их общество обычно клеймит их как ненормальных или даже психически больных.
Крупные общества, такие как США,
обычно состоят из многих этнических групп. Как следствие,
ранняя социализация в разных семьях часто различается по методикам, целям,
и ожидания.Поскольку эти сложные общества культурно не
однородны, у них нет единодушного согласия относительно того, что должно быть
общие нормы. Неудивительно, что эта национальная двусмысленность обычно приводит к большему количеству
толерантность к социальным отклонениям — более приемлемо отличаться в
внешний вид, личность и действия в таких крупных обществах.
Как дети социализируются?
Социализация — это процесс обучения, который начинается
вскоре после рождения.Раннее детство — период самых
интенсивная и важнейшая социализация. Именно тогда мы приобретаем
язык и изучить основы нашей культуры. Это также когда много
нашей личности обретает форму. Однако мы продолжаем социализироваться
на протяжении всей нашей жизни. С возрастом мы вступаем в новые
статусы и нужно учиться
соответствующие роли для них. У нас также есть опыт, который учит нас
уроки и потенциально могут привести к изменению наших ожиданий, убеждений и
личность.Например, опыт изнасилования может
заставляют женщину не доверять другим.
Оглядываясь на мир, мы видим, что разные
культуры используют разные методы для социализации своих детей. Есть
два широких типа методов обучения — формальный и неформальный.
Формальный
education — это то, что в первую очередь происходит в классе. Обычно это
структурированы, контролируются и направляются в основном взрослыми учителями, которые являются профессиональными «знающими».» Напротив,
неформальный
образование может происходить где угодно. Он подразумевает подражание тому, что другие
делай и говори, а также экспериментируй и повторяй базовые навыки.
Вот что происходит, когда дети разыгрывают ролевые игры взрослых в своих
игры.
молодых людей проходят | пожилые люди неформально социализированы за роль пенсионеры пенсионеры |
Важнейшая часть ранней социализации
мир делается неформально под наблюдением женщин и девочек.
Изначально матери и их родственницы несут основную ответственность за
социализация. Позже, когда дети поступают в младшие классы школы, они
обычно находятся под контролем учителей-женщин. В Северной Америке и
в некоторых других промышленно развитых странах нянями чаще всего являются девочки-подростки
которые живут по соседству. В других обществах они, вероятно, будут
старшие сестры или бабушки.
Мать из Северной Америки неформальное общение с ней | ребенок в Бутане | бабушка на севере Америка помогает пообщаться с внуком |
В начале 1950-х годов Джон и Беатрис Уитиинг вели обширную
полевое исследование ранних практик социализации в шести различных обществах.Они были гусии
Кении, раджпуты
из
Индия, деревня Тайра
на
остров Окинава в Японии, Таронг
из
Филиппины, Mixteca
Индейцы центральной Мексики и Новой Англии
сообщество, получившее псевдоним Orchardtown. Все эти
обществ объединяет то, что они были относительно однородными
в культурном отношении. Два общих
выводы, сделанные из этого исследования.Во-первых, практики социализации
заметно различались от общества к обществу. Во-вторых, социализация
у людей одного и того же общества обычаи были в целом одинаковыми. это
это не удивительно, поскольку люди из одной культуры и сообщества, вероятно,
поделиться основными ценностями и представлениями. Кроме того, мы обычно
социализируйте наших детей так же, как наши родители социализировали нас.
Уитинги и их коллеги-исследователи обнаружили, что разные методы
используется для контроля над детьми в этих шести обществах.Например, Гусий
в первую очередь использовали страх и физические наказания. Напротив, люди
Тайра использовала похвалу родителей и угрозу удержать похвалу.
Таронг в основном полагался на поддразнивание и запугивание.
Расположение обществ в |
Это кросс-культурное исследование
социализация провокационная.Возможно, вы сейчас задаетесь вопросом
какие методы вы бы использовали, чтобы контролировать поведение своих детей. Бы
вы их шлепаете или угрожаете? Вы бы использовали только похвалу?
Вы бы принижали или дразнили их за плохое поведение? Вы бы попытались сделать
ваши дети независимы и самостоятельны, или вы бы не одобрили это в пользу
продолжающейся зависимости? Когда-нибудь в нашей жизни большинство из нас будет
занимается воспитанием детей. Вы сделаете это так же, как и вы?
были воспитаны? Скорее всего, вы это сделаете, потому что вас так социализировали.
Жестокие родители в большинстве случаев подвергались насилию со стороны родителей. Точно так же,
нежные, снисходительные родители сами были воспитаны таким образом. Есть ли
правильный или неправильный способ социализировать детей? В определенной степени ответ
зависит от системы координат. Что правильно в одной культуре, может быть
неправильно в другом.
Даже, казалось бы, незначительные действия родителей
могут иметь большое влияние на социализацию своих детей.Для
Например, что бы вы сделали, если бы ваш ребенок непрерывно плакал, но не болел,
голодны или нужно сменить подгузник? Ты бы держал своего ребенка, рок
взад и вперед, походите или спойте нежно, пока плач не прекратится, даже если
это заняло часы. Ответ, который вы дадите, скорее всего, зависит от вашего
культура. Традиционный навахо
В ответ в Индии обычно отстраняли ребенка от социальных контактов до тех пор, пока
плач прекратился. Убедившись, что ребенок не болен и не
физический стресс, его или ее вывели бы за пределы небольшой одноместной комнаты
дом и уехал в безопасное место, пока плач не прекратился.
Затем ребенка снова приносили в дом, чтобы он присоединился к семье.
Возможно, поэтому дети навахо, воспитанные таким образом, обычно очень тихие.
Они рано узнают, что шум заставляет их отстраняться от общения.
контакт. Сегодня в большинстве североамериканских семей мы держим своего ребенка
в этой ситуации
пока плач не прекратился. Урок, который мы можем случайно дать
это то, что плач приводит к социальному контакту. Это неправильно? Не
обязательно, но это другой прием социализации.
Эта страница последний раз обновлялась
Четверг, 8 декабря 2011 г.
Авторские права 2002-2011 Деннис
О’Нил. Все права защищены.
Авторы иллюстраций
,
Типы социализации в социологии
Что такое социализация? Что вы знаете о разных типах социализации? Каждый день мы общаемся с людьми и замечаем, что одни из них более общительны, а другие с трудом находят общий язык. Естественно, многое зависит от характера человека, но как насчет того, чтобы найти причину в уровне социализации человека?
Изображение: pexels.com
Источник: UGC
Определение социализации — это способность человека адаптироваться к окружающей социальной среде.Это процесс формирования у человека поведения, привычек, навыков, которые помогут ему легче находить общий язык с окружающими людьми. Таким образом, важность социализации исключительно высока.
Что такое социализация в социологии?
Концепция социализации в социологии как таковая не отличается от той же идеи в психологии. Социологическое видение в этом случае отличается только в том смысле, что эта наука рассматривает, как различные уровни концепции, упомянутые ранее, влияют на общество в целом.Психология больше фокусируется на внутренней мотивации индивида, тогда как социология изучает внешнюю оболочку явления. Социологов интересуют последствия этого процесса для общества.
Типы социализации в социологии
Изображение: unsplash.com
Источник: UGC
Процесс социализации человека начинается с момента рождения и заканчивается сразу с моментом смерти. Хотя существует много различных типологий этой концепции, мы решили сосредоточиться на одной из них в частности.
Согласно этой типологии, следует упомянуть пять основных типов: первичный, вторичный, развивающийся, опережающая социализация и ресоциализация. Эти типы также можно назвать уровнями.
Основных участников этого процесса достаточно много. На разных этапах активную роль играют разные актеры. Итак, на начальных этапах ведущие роли играют семья, друзья, учителя, а иногда и Интернет. Итак, кто и когда играет центральную роль в жизни человека? Давайте вместе разберемся.
1. Первичная социализация
Изображение: unsplash.com
Источник: UGC
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Влияние социальных сетей на нашу жизнь
Этот этап начинается с рождения ребенка и заканчивается на месте формирования зрелой личности. На этом этапе ребенок познает основные «законы жизни», адаптируется к основам социального общения, изучает его. В это время в формировании личности активное участие принимают родители, друзья, учителя, сверстники и знакомые.
Семья оказывается неотъемлемой частью этого уровня. Ведь человек начинает постигать азы жизни в семье. Здесь человек впервые узнает что-то новое и, прежде всего, учится говорить. Социальный уровень родителей определяет социальный уровень ребенка на ближайшие 20 лет. Только после этого человек работает самостоятельно, опираясь на свой авторитет в обществе.
На этом этапе Интернет также может сыграть важную роль. В эпоху современных технологий он повсюду, и нельзя недооценивать его влияние на детей.Они больше сосредоточены на том, что происходит в социальных сетях, особенно в подростковом возрасте. Часто моральные устои, заложенные родителями, нарушаются из-за Интернета.
2. Вторичная социализация
Этот этап состоит из развития уже зрелой личности. Этот этап связан с учебой и работой человека. Люди начинают классифицировать себя как небольшую группу людей, принадлежащих к большому обществу. Человек начинает представлять ценности и поведение своей группы.Человек больше не одинок, он нашел людей, близких ему по поведению и стилю общения.
Образовательные, официальные и формальные учреждения личности принимают активное участие во вторичной социализации. Они закладывают идеологическую основу человеческого поведения и преобладают во второй половине человеческой жизни. Если человек всю жизнь будет пронести заложенные семьей ценности, то идеологические установки могут даже банально измениться, когда человек переезжает на другое место жительства.
3. Развивающая социализация
Изображение: pexels.com
Источник: UGC
На этом этапе человек развивает свои социальные навыки. Человек ориентирован на достижение максимальных высот в своем социальном развитии. Человек применяет навыки в обществе методом проб и ошибок и развивает уровень социализации. Во время развивающей социализации человек может определить, какие навыки ему понадобятся, от каких нужно избавиться, а какие будут развивать надолго.
4. Предвосхищающая социализация
Изображение: pexels.com
Источник: UGC
Теперь человек выяснил, какие навыки он приобрел, и начал применять их в обществе. Люди активно используют навыки, которые они приобрели и большая часть из которых вошла в привычку. На этом этапе у людей из ближайшего окружения формируется определенный стиль общения человека. Теперь человек понимает, как строить отношения с обществом в будущем.
5.Ресоциализация
Этот этап считается завершающим в обсуждаемом нами социологическом процессе. В этот период люди отказываются от привычек, выработанных ими годами. Человек отказывается от привычного стиля общения и построения отношений с людьми. Теперь они строят новую модель поведения, на которую будут полагаться. А дальше все повторяется по кругу.
Важность и функции социализации
Изображение: pexels.com
Источник: UGC
Социализация выполняет множество важных функций.В первую очередь, этот процесс помогает человеку узнать элементарные банальные вещи. Например, научиться говорить, позаботиться о себе и так далее.
Во-вторых, это процесс, который заставляет человека постоянно развиваться. Таким образом, человеку не грозит застой. Общество невероятно динамично, и поэтому законы внутри него также непостоянны. Таким образом, социализация помогает человеку быстро адаптироваться к изменениям. Чем более социализирован человек, тем меньше вероятность того, что он будет отвергнут обществом.
В-третьих, сам процесс, о котором говорилось выше, помогает человеку найти свое место в обществе и окружающих. Теперь человек осознает, что принадлежит к определенной группе. Люди — существа социальные. Поэтому им срочно нужно найти свое место в обществе.
Теперь вы знаете больше о типах социализации и о том, почему этот процесс важен. Без него человек, вероятно, не был бы человеком. Мы учимся говорить, общаться, взаимодействовать на протяжении всей жизни, и эти процессы составляют основу человеческой социализации.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Лучшие сайты для встречи с новыми друзьями
.
Глава пятая Социализация. Человеческое развитие: биология и общество. Социальная изоляция
Глава 5. Социализация
Глава 5 Социализация I. Социальный опыт: ключ к нашей человечности. А. Социализация — это социальный опыт на протяжении всей жизни, посредством которого люди развивают свой человеческий потенциал и познают культуру.B. Социальный
Дополнительная информация
Теории нравственного развития
Теории нравственного развития Моральное развитие = рассуждения детей о морали, их отношение к моральным ошибкам и их поведение при столкновении с моральными проблемами. Несколько теоретических подходов
Дополнительная информация
Программа курса СОЦИОЛОГИЯ
Введение в социальную психологию
Введение в теории и методы социальной психологии в социальной психологии 27 февраля 2012 г., Бану Чингоз Улу Что такое социальная психология? Область психологии, которая стремится понять социальную динамику
Дополнительная информация
Обзор развития ребенка
Обзор развития ребенка Определение развития ребенка: изменения в ребенке, происходящие с течением времени.Изменения следуют упорядоченному образцу, который ведет к большей сложности и повышает выживаемость. Периоды
Дополнительная информация
Этапы развития
112 Глава 8: Когнитивное развитие Жан Пиаже, 1896 1980. Пример доминирования в игре ассимиляции над аккомодацией, притворяющейся, что старый упаковочный ящик, коробка и трубка — это резервуар.
Дополнительная информация
Когнитивное развитие
Когнитивный процесс Глава 2 Подход Пиаже к когнитивному развитию Жан Пиаже (1896-1980) Швейцарский психолог, создатель одной из самых влиятельных теорий когнитивного развития.Дети под присмотром
Дополнительная информация
Что такое личность?
Что такое личность? Личность — это уникальное сочетание устойчивых поведенческих черт человека. Черта личности — это стойкая склонность к определенному поведению в самых разных ситуациях.
Дополнительная информация
ПСИХОЛОГИЯ. Нижний дивизион
Нижний отдел PSYC 100 Исследования в области психологии (5) Исследуя человека как сознательный, ведущий себя социальный организм, студенты изучают теории, доказательства и научные методы психологии
Дополнительная информация
Психологические модели аномалии
Несколько различных моделей Психологические модели аномалий Психоаналитические модели Модели обучения Когнитивные модели Психология 311 Аномальная психология Прослушайте аудиолекцию во время просмотра этих слайдов
Дополнительная информация
ГЛАВА 1 Понимание этики
ГЛАВА 1 Понимание этики Резюме главы Эта глава начинается с определения этики и того, как люди различают правильное и неправильное, хорошее и плохое поведение.Он исследует, как люди живут своей жизнью согласно
.
Дополнительная информация
Фрейд и личность
ЭТО НОВАЯ СПЕЦИФИКАЦИЯ
ЭТО НОВАЯ СПЕЦИФИКАЦИЯ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СЕРТИФИКАТ СОЦИОЛОГИИ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Социализация, культура и идентичность B672 * OCE / 117 2 3 * Ответ кандидатов в буклете для ответов Прилагаемые материалы OCR:
Дополнительная информация
Визуализация психологии
Визуализация психологии Сири Карпентер и Карен Хаффман Конспект лекции в PowerPoint Глава 12: Личность Сири Карпентер, Йельский университет Карен Хаффман, Обзор лекции Паломарского колледжа Черта
Дополнительная информация
Личность: Да здравствует разница!
Личность: Да здравствует разница! 11 Что такое личность? Набор поведенческих, эмоциональных и когнитивных тенденций, которые люди проявляют во времени и в разных ситуациях. Какие термины вы используете для описания
?
Дополнительная информация
Название программы Topica Syllabus
Титульный курс Topica Syllabus Вирджиния Сапиро Университет Висконсина Мэдисон Фил Паолино Университет Северного Техаса ВВЕДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ, ОБУЧЕНИЕ И СТРУКТУРЫ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
Дополнительная информация
Личность и ее оценка
Личность и ее оценка Д-р Елена Грегориа Чай Чин Ферн Факультет социальных наук Университи Малайзия Саравак Этот OpenCourseWare @ UNIMAS и связанные с ним материалы курса имеют лицензию Creative
Дополнительная информация
ТОЛЬКО ОБРАЗЕЦ НАЦИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
H Национальная квалификация ТОЛЬКО ДЛЯ ОБРАЗЦА SQ41 / H / 01 Социология Дата Не применимо Продолжительность 2 часа Всего оценок 60 РАЗДЕЛ 1 ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО 20 баллов Попробуйте ответить на ВСЕ части вопроса.РАЗДЕЛ 2 КУЛЬТУРА И ИДЕНТИЧНОСТЬ
Дополнительная информация
117 118, 123, 125, 130 131, 133)
Samples_PDPS_pms_540.qxd 4/19/06 10:05 AM Page 122 К А П Т Е Р О Б Е К Т И В Е С Р Е Ф И Я Прочитав эту главу, вы должны понять цели главы. Цели перечислены ниже
Дополнительная информация
11 Психология MI-SG-FLD011-02
11 Психология MI-SG-FLD011-02 СОДЕРЖАНИЕ ЧАСТЬ 1: Общая информация о программе MTTC и подготовке к тестированию ОБЗОР ПРОГРАММЫ ТЕСТИРОВАНИЯ… 1-1 Контактная информация Процесс разработки теста
Дополнительная информация
Описание курсов Психология
Описание курсов Психология PSYC 1520 (F / S) Общая психология. Вводный обзор основных областей современной психологии, таких как научный метод, биологические основы поведения, ощущения
Дополнительная информация
Психология женщины PSY-270-TE
Психология женщин PSY-270-TE Этот TECEP оценивает материал, пройденный семестровым курсом по психологии женщин.Основное внимание в нем уделяется развивающим и актуальным подходам к важным аспектам жизни женщин
Дополнительная информация
Психодинамический подход
Психология.Миссия. Результаты
233 Психология Миссия Миссия кафедры психологии — помогать студентам в развитии профессиональных, духовных, научных и научных талантов на протяжении всей жизни. Психологические таланты включают
Дополнительная информация
План обучения в области психологического образования
План обучения психологического образования СОДЕРЖАНИЕ 1) Презентация 5) Обязательные предметы 2) Требования 6) Цели 3) План / продолжительность обучения 7) Предлагаемые курсы 4) Академическая таблица зачетных единиц 1) Предложения для презентаций
Дополнительная информация
Преступление.12 отметок вопросов
Вопросы с отметкой о преступлении 12 Обсудите, насколько социологи согласны с тем, что преступное и девиантное поведение подростков является результатом того, что родители не могут правильно социализировать своих детей. — Родители должны быть
Дополнительная информация
Кафедра психологии
Департамент психологии Таннер Бэбб, Мэри Рути Департамент психологии стремится предоставить учебную программу, которая стимулирует необходимую базу знаний и навыков для участия в различных областях
Дополнительная информация
,