Социальная дистанция между партнерами по коммуникации обозначает: Дистанция между участниками коммуникации

Содержание

ДИСТАНЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — это… Что такое ДИСТАНЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ?

– степень понимания и близости, которые характеризуют личностные и вообще социальные отношения. Люди испытывают Д. с. не только по отношению к индивидам, с которыми они контактируют, но и по отношению к классам и расам. Чувство Д. с. актуализируется в ситуациях противоречия между «расовым» или «классовым» сознанием (и, соответственно, осознанием своего статуса) и складывающимися межличностными отношениями. Напр., хозяйка дома м. б. в самых близких отношениях со своей кухаркой, но такие отношения поддерживаются до тех пор, пока кухарка сохраняет «приличную дистанцию» (Р. Парк, 1950). Это своего рода социальный ритуал, который удерживает кухарку на ее месте, особенно в присутствии гостей. Каждый, в идеале, способен иметь отношения с любым человеком, при условии, что тот сохраняет приличную Д. с. Важность этой личностной сдержанности, которая неизбежно появляется, чтобы в некоторой мере зафиксировать и обставить условностями спонтанные человеческие отношения, состоит в том, что она проявляется во всех формальных социальных и политических отношениях.


* * *
[от лат. distantia — расстояние] — видение качественных различий своих социальных позиций партнерами или оппонентами в рамках взаимодействия и общения. Значимость подобной характеристики межличностных взаимосвязей подтверждается, в частности, разработкой специального методического приема — шкалы Е. Богардуса. Понятно, что объективно социальная дистанция отражает реальные социально-статусные, политические, национальные, экономические, возрастные различия между группами, членами которых считают себя субъекты взаимодействия и общения.


В рамках социальной психологии малых групп понятие «социальная дистанция» обозначает, как правило, то личностное расстояние, которое ощущает, воспринимает как действительно существующее, пытается сократить или вообще преодолеть индивид в условиях подлинного социального сотрудничества и партнерства, а также стремится сохранить, а по возможности, и преумножить неготовый к межличностной идентификации участник взаимодействия и общения, ориентированный на межличностную конфронтацию. Не лишним будет отметить, что и в обыденной жизни данная характеристика взаимосвязей между взаимодействующими людьми является немаловажной — достаточно упомянуть, что и «в повседневном языке феномены увеличения или сокращения социальной дистанции описываются афоризмами типа: “поставить на место”, “поговорить без формальностей” и т. п.» (П. Н. Шихирев). Когда речь идет о социальной дистанции, то в социологическом, экономическом, демографическом планах, понятно, можно говорить об объективных основаниях социальной дифференциации субъектов, будь то отдельные личности или группы. В то же время в социально-психологическом плане решающим основанием подобного «разведения» субъектов социального контакта является, прежде всего, субъективная оценка того «разрыва», которые в сознании каждого из участников взаимодействия существует между ним самим и его партнером — оппонентом. В данном случае не столь важно, касается ли дело отдельных личностей или групп — коллективных субъектов. Существенно более значимо здесь то, что лежит в основе сравнения — механизмы идентификации и конфронтации. Немаловажным будет в данном случае подчеркнуть, что для экспериментального определения в сознании того или иного субъекта самого факта наличия социальной дистанции при оценке им своего позиционирования среди других субъектов социального взаимодействия специально создана, апробирована и сегодня достаточно широко используется методика «подставной самооценки».

Как уже отмечалось выше, в социальной психологии понятие «дистанция» тесно связано с понятием «близость», являясь его противоположностью. Это отчетливо проявляется и на уровне физической реальности, в пространственном размещении партнеров по общению и взаимодействию по отношению друг к другу. Как отмечает В. А. Лабунская, «…характер взаимодействия и взаимоотношения людей определяет некоторые оптимальные расстояния между ними»1. Как показали многочисленные исследования, социальная и физическая дистанции находятся в прямой зависимости — с возрастанием первой, как правило, увеличивается вторая. Американский психолог Е. Холл, «…описал нормы приближения человека к человеку, характерные для североамериканской культуры. Эти нормы определены четырьмя расстояниями. Указанные расстояния представляют концентрические пространства с субъектом общения в центре: 1) интимное расстояние (радиус) от 0 до 45 см используется при общении самых близких людей; 2) персональное расстояние от 45 до 120 см используется при общении со знакомыми людьми; 3) социальное расстояние от 120 до 400 см оказывается предпочтительным при общении с чужими людьми и при официальном общении; 4) публичное расстояние от 400 до 750 см используется при выступлении перед различными аудиториями…

В отечественной психологии получены данные, которые свидетельствуют, что изменение величины межличностной дистанции в рамках культурного стереотипа носит групповой характер. Например, увеличение дистанции общения с лицами старше по возрасту, отдаление незнакомых, приближение “родственников”. При этом жесткость стереотипа культурного поведения ярче выступает у лиц с повышенной тревожностью. Высокий уровень тревожности, являясь фактором неполной адаптации, вызывает реакцию “избегания”, которая проявляется в увеличении дистанции общения. Выбор дистанции общения практически осуществляется неосознанно, но, несмотря на это, человек всегда реагирует, если реальная дистанция не соответствует норме…

Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается партнерами негативно, и они пытаются ее изменить, что приводит к возникновению “эффекта движущегося общения”»2. Последний представляет собой своеобразный «танец», в рамках которого на каждую попытку одного из партнеров сократить дистанцию немедленно следует ответный ход другого, направленный на ее увеличение. Совершенно очевидно, что такого рода танец, в ходе которого неизбежно возрастает напряжение обеих сторон, существенно снижает эффективность взаимодействия и, как правило, в конечном счете, способствует увеличению социально-психологической дистанции.

Еще одним важным с практической точки зрения проявлением данной взаимосвязи является так называемое личностное или персональное пространство: «По определению Р. Соммер, это пространственная сфера вокруг человека, очерченная мысленной чертой, за которую другим не следует входить. Мерой персонального пространства является расстояние, на которое к данному человеку может приближаться другой человек. Персональное пространство не является кругообразным, его удаленность в разные стороны не равна»3. В этом легко убедиться на практике.

Так, например, в плотно заполненном вагоне метро люди, как правило, располагаются параллельно линии движения, лицом к окну, инстинктивно стремясь тем самым избежать тесного контакта «лицом к лицу».

Несанкционированное вторжение в личностное пространство неизбежно приводит к попыткам увеличить дистанцию, либо к агрессии в адрес «нарушителя».

Размер и структура персонального пространства и персонализированной территории в значительной степени отражают такую личностную характеристику, как дистанцированность. Под дистанцированностью Э. Эриксон понимал «…готовность человека отвергать, изолировать и, если необходимо, разрушать те силы и тех людей, сущность которых кажется ему опасной. Потребность в определенной дистанции проявляется, в частности, в готовности укреплять и защищать границы своей территории интимности и общности, рассматривая всех находящихся за этими границами с фанатичной “переоценкой малейших различий” между своими и чужими»1.

Надо сказать, дистанцированность, с точки зрения концепции психосоциального развития, отнюдь не представляет собой деструктивную антитезу близости и интимности, а, скорее, является их неотъемлемой частью. Вместе с тем совершенно очевидно, что гипертрофированная дистанцированность, особенно у молодых людей, может целенаправленно эксплуатироваться авторитарными личностями и тоталитарными режимами. На это прямо указывал в своих работах Э. Эриксон: «Такая предубежденность (против “чужих” — В. И., М. Ю.) может использоваться в политике и, в частности, в военной политике, для формирования у самых сильных и самых лучших молодых людей готовности жертвовать собой и убивать. Наследуемая из отрочества опасность — оказаться там, где отношения интимной привязанности, соревнования и вражды, с одной стороны, связывают, а с другой — используются друг против друга людьми, близкими по своему внутреннему складу»2.

Кроме того, в современной социальной психологии проблема дистанцированности и социальной дистанции увязывается с таким явно дисфункциональным с точки зрения личностного благополучия и, более того, попросту опасным как для психического, так и соматического здоровья индивида явлением, как одиночество. По определению Д. Майерса, «одиночество — постоянное или временное, — болезненное сознание того, что наши социальные взаимоотношения не столь обширны или значимы, как нам хотелось бы. … Быть одиноким — значит чувствовать, что ты исключен из группы, что тебя не любят окружающие, что тебе не с кем поделиться своими интересами или что ты — чужой среди своих»3.


Крайние проявления одиночества Дж. Морено характеризовал как «социальную смерть». Как отмечает Г. Лейтц, «речь здесь идет не о смерти души и тела, не о том, как мы умираем изнутри, а о том, как мы умираем извне. … Таким людям необходимо обрести новых друзей и партнеров, ибо, с точки зрения выявления причин болезни, гораздо перспективнее иметь дело с нарушениями в структуре их социального атома, нежели с их физическими или психическими недугами»4.

Совершенно очевидно, что тенденция к конфронтации в межличностном взаимодействии существенно осложняет, а в целом ряде случаев и вовсе исключает обретение новых друзей и партнеров. Не случайно, по данным целого ряда исследований, «одиноким людям часто очень трудно представить себя во время знакомства, позвонить по телефону и принять участие в групповой дискуссии. … В противоположность людям, не страдающим от чувства одиночества, во время разговора с незнакомым человеком одинокие больше говорят о себе и менее заинтересованы в собеседнике. После таких разговоров у новых знакомых часто остается негативное впечатление об одиноких людях»1.

Таким образом, социальная дистанция напрямую связана с целым рядом серьезных социальных и личностных проблем. В групповом контексте индивиды с выражено повышенной дистантностью могут существенно тормозить процесс развития группы, создавая многочисленные труднопреодолимые препятствия на пути ее интеграции.

Практический социальный психолог должен в своей повседневной профессиональной работе опираться на научно выверенную информацию о том, какова и в количественном, и в качественном плане субъективно воспринимаемая социальная дистанция между членами группы или организации, и стремиться не допустить, чтобы процесс групповой дифференциации привел к разрушению целостности группы.


* * *
величина, характеризующая степень социальной близости или отчужденности в социально-политическом пространстве между отдельными индивидами и социальными группами.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.
2013.

6. Дистанция. Основы делового общения

Касаясь вопросов соблюдения этикета во время делового общения, нельзя не упомянуть о дистанциях. Использование пространства человеком влияет на его способность соотносить себя с другими людьми, чувствовать их близкими себе или держать на расстоянии.

Выделяются четыре основные дистанции, которыми руководствуются большинство людей во время общения, это: интимная, личная, социальная и публичная.

Интимная дистанция может быть ближней, выражаясь прикосновением, и дальней – на расстоянии от 15 до 50 см. Ближняя интимная дистанция в деловой жизни предполагается во время рукопожатий, приветствий и прощаний. Во всех остальных случаях устанавливается дальняя дистанция – 50 см.

Личная дистанция – это деловое общение на расстоянии от 60 см до 1,2 м, к которому прибегают во время ведения бесед, переговоров, подписания контрактов. Такое расстояние ни к чему не обязывает и вместе с тем располагает к продолжению контракта.

Социальная дистанция – от 1,2 до 2,5 м – устанавливается в случаях, когда общение происходит с незнакомым человеком. На таком расстоянии директор принимает секретаря и других служащих, подчеркивая строго деловое общение. Подобная дистанция удобна, когда длительное общение нежелательно: можно отвести от собеседника взгляд, и на таком расстоянии это не будет означать прекращение разговора.

Публичная дистанция предполагает расстояние от 3,5 до 7,5 м. Она идеально подходит для выступлений на совещаниях, семинарах. Публичная дистанция – это расстояние от сцены до публики, характерное для театра; от трибуны до участников совещаний, собраний.

При общении с иностранными деловыми партнерами необходимо помнить, что представители разных национальных культур по-разному относятся к дистанции.

Англичане, американцы, скандинавы не терпят близких дистанций, рассматривая их как покушение на свое личное пространство. Японцы воспринимают прикосновение к себе как потерю самоконтроля со стороны собеседника или агрессивность, к ним не следует приближаться менее чем на 1 м. А французы легко переходят на близкую дистанцию, если вы их заинтересуете. Арабы, латиноамериканцы, греки, итальянцы, испанцы считают, что не прикасаться к собеседнику в разговоре – значит, холодно и недружелюбно вести себя по отношению к нему. Для них активная жестикуляция – норма.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

СОЦИАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ — это… Что такое СОЦИАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ?



СОЦИАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ

СОЦИАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ (лат. distantia — расстояние) — понятие, характеризующее размещение социальных групп и индивидов в социальном пространстве и устанавливающее степень близости или отчужденности их между собой — как задаваемую институционально, так и ощущаемую самими агентами социальных взаимодействий. Термин был введен в формальной социологии Зиммелем и лег в основу концепции Визе, определявшем через степень С.Д. между индивидом и надиндивидуальными социальными образованиями различия масс, коллективов и групп. Активно использовался термин и представителями Чикагской школы прикладной социологии (прежде всего, Э. Берджесом и Р.Э. Парком) в рамках программы изучения локальных сообществ и концен-трическо-зонального членения и организации городского пространства Чикаго, а также миграции как коллективного поведения, образующего экологический и надстраиваемые над ним экономический, политический и культурный порядки. Термин «С.Д.» проник в психологию, где стал использоваться для сравнительного описания психологической близости между людьми и механизмов симпатии-антипатии; активно прижился в теории социального обмена (Хоманс интерпретировал его как показатель меры сплоченности группы) и в теории символического интеракционизма (в частности, в концепциях Гофмана и Т. Шибутани). Так, Шибутани по величине С.Д. определял степень автономности или уступчивости индивида, а увеличение С.Д. трактовал как переход от первичных (персонифицированных) отношений в ситуации «лицом-к-лицу» — к вторичным отношениям, в которых человек начинает видеть в «другом» лишь частный случай определенной социальной категории, а сама С.Д. превращается в объект институционализации (в ролях и нормах) и социального контроля. У Гофмана С.Д. характеризует отношения актеров социальной драмы. В рамках названных концепций оформилось представление о различении личностной (интимной) и публичной дистанций как вариаций расстояния, удерживаемого индивидом между собой и «другими» в процессах взаимодействия. В структурно-функциональном анализе С.Д. понимается как место индивида (группы) в статусном (структурном) и функциональном пространствах, далеко не всегда совпадающих между собой (так референт или личный секретарь, например, в статусном поле далек от своего босса, но близок к нему в функциональном отношении).


В феноменологической социологии С.Д. истолковывается как механизм преодоления естественной установки, в экзистенциальной — как выход из «бытия-в-себе» в «бытие-для-себя», аналогично в неомарксистской социологии С.Д. характеризует переход от «класса-в-себе» к «классу-для-се-бя». В социологии Манхейма понятие С.Д. используется для распределения социальных групп (прежде всего интеллигенции) в знаниевом поле. Таким образом, понятие С.Д. становится поистине универсальным в современной социологии. Это связано (во многом) с переходом социальных систем от жесткого задания С.Д. на основе объективных (социальных, экономических, политических) различий между социальными группами — к «мягкому», связанному прежде всего с самоопределением личности в культурном, информационном, образовательном пространствах при приглушении контрастов в экономической сфере (формирование среднего класса, например) и укреплении механизмов представительных демократий. В современных обществах снимается удельный вес прямых институализированных способов введения С.Д. и увеличивается область действия непрямых способов их установления через символизацию и вторичную ритуализацию схем поведения в плюрализированном культурном пространстве. Исторически может быть прослежена тенденция постепенного отхода от сегрегативного задания С.Д., господствовавшего в традиционных обществах и закрепленного в различных вариантах кастового и сословного деления, предлагавших открытое пресечение межгрупповых контактов и насильственное включение групп в социальную иерархию, к формированию С.Д. через присвоение отличительного поведения (стиля жизни), через задействование механизмов социального престижа, моды и т.д. К тому же на уровне национальных государственных программ предпринимаются целенаправленные и последовательные действия и поддерживаются инициативы по преодолению дискриминации и сегрегации людей по каким-ибо признакам (движения за рассо-вое равноправие, феминистическое движение, движения сексуальных меньшинств и т.д.) и разрушению стереотипов, сформированных на противопоставлении «мы» и «они». В динамичных социальных системах С.Д. становятся подвижными и изменяемыми в зависимости от особенностей конкретных ситуаций и личностных качеств взаимодействующих людей.

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом.
А. А. Грицанов.
1999.

  • СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА
  • СОЦИАЛЬНАЯ ИЕРАРХИЯ

Смотреть что такое «СОЦИАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ» в других словарях:

  • Социальная дистанция — Данный термин был введен известным социологом Георгом Зиммелем. Социальная дистанция является неким понятием, которое характеризует положение социальных групп и индивидов в социальном пространстве, их соотношение, то есть уровень их близости или… …   Википедия

  • СОЦИАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ — Вообще – степень отдаленности между группами или индивидами в обществе. Социальная дистанция – сложное понятие, отражающее модели личного и социального взаимодействия, степень близости между людьми в обществе и их взаимной симпатии к ценностям и… …   Толковый словарь по психологии

  • СОЦИАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ — (SOCIAL DISTANCE) Ощущаемая людьми раздельность социальных групп или дистанция между ними. Чаще всего данный термин используется для обозначения степени отделения или близости членов различных этнических групп, обнаруживаемой ответами на такие… …   Социологический словарь

  • Социальная дистанция — – внутреннее ощущение неравенства, которое имеется у индивида относительно кого то, принадлежащего к другой части общества. Браки с лицами, выше нас стоящими, всегда ведут ко всяким неприятностям. Я не хочу, чтобы мой зять мог попрекнуть мою дочь …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • СОЦИАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ — (social distance) чувства или отношения отчужденности и недоступности особенно между членами различных социальных страт. Данная концепция формально институииализируется в крайних системах социальной стратификации апартеид и каста, а неофициально… …   Большой толковый социологический словарь

  • СОЦИАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ — (лат. distantia расстояние) понятие, характеризующее размещение социальных групп и индивидов в социальном пространстве и устанавливающее степень близости или отчужденности их между собой как задаваемую институционально, так и ощущаемую самими… …   Социология: Энциклопедия

  • Социальная дистанция — расстояние между двумя статусами или позициями индивидов либо социальных групп относительно друг друга …   Социология: словарь

  • ДИСТАНЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ —         (лат. distantia расстояние), степень ощущаемого отличия собственной социальной группы от той, к которой принадлежат др. участники взаимодействия. В социальной психологии термин «Д. с.» используется для сравнит. описания психологич.… …   Философская энциклопедия

  • ДИСТАНЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — см. СОЦИАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ …   Новейший философский словарь

  • Социальная стратификация — (от лат. stratum − слой и facio − делаю) одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии. Термин… …   Википедия

Что такое проксемика в психологии, невербальные коммуникации

Человек является социальным существом и не может жить без общения и взаимодействия с другими людьми. Но каждый индивид имеет свое личное физическое пространство, которое он в общении с одними людьми сокращает, а с другими, наоборот, увеличивает. Это зависит от типа взаимоотношений.

Психологи давно изучают особенности пространственных отношений между людьми. Этим занимается определенная область психологии, которая называется проксемика. Давайте рассмотрим, что же изучает эта наука.

проксемика - зоны общения

Как зародилась проксемика?

Американский психолог и антрополог Эдвард Холл был одним из первых, кто начал изучать такую сферу психологии, как пространственные отношения между людьми. Он утверждал, что каждый человек стремится иметь свое личное физическое пространство и самостоятельно организовывать его. Это является его биологической потребностью.

Изучая особенности пространственных отношений между людьми, Эдвард Холл в 1969 году написал книгу «Молчаливый Язык», в которой и осветил вопросы, посвященные пространственным отношениям. Также он ввел в психологию термин «проксемика», обозначив им физическую дистанцию, которую соблюдают люди в процессе общения.

Таким образом, проксемика – это область психологии, изучающая пространственные условия общения людей.

Существуют и другие науки, изучающие особенности невербальной коммуникации, например, кинесика и такесика. Первая исследует жесты, мимику и пантомимику человека, вторая – невербальное общение людей, осуществляемое с помощью прикосновений друг к другу.

Виды дистанций во время общения

Эдвард Холл выделял четыре типа дистанций, которые соблюдают собеседники в процессе коммуникации: интимная, личная, социальная и публичная дистанция. Рассмотрим каждую из них более подробно.

Интимная дистанция

Интимную дистанцию человек соблюдает только в общении с самыми близкими людьми – членами семьи, возлюбленными. Близкие друзья тоже зачастую используют при общении интимную дистанцию. Она составляет от 15 до 50 см. Чем более близкие отношения между собеседниками, тем короче их дистанция. Например, влюбленные пары часто стремятся сократить свою дистанцию до минимума.

Психологи подметили, что размер интимной дистанции варьируется у представителей разных стран. Это связано с особенностями культуры и традиций каждого народа.

Находясь в интимной зоне, собеседники имеют возможность прикасаться друг к другу. Недостаточно коммуникабельные люди стараются расширить свою интимную дистанцию, особенно при общении с малознакомыми людьми. Как правило, они избегают толпы и общественного транспорта, где пассажиры вынуждены буквально прижиматься друг к другу.

Индивиды, склонные к агрессии, неосознанно стремятся увеличить свою интимную дистанцию. Для этого они могут сидеть, развалившись на стуле, размахивать руками во время беседы, широко расставлять ноги. Проникновение другого человека в их интимную зону зачастую вызывает агрессию и недовольство.

Люди, которые симпатизируют друг другу, стараются держаться на близком расстоянии. Если же человек испытывает к своему собеседнику неприязнь, он неосознанно стремится отодвинуться от него подальше. Любящие супруги имеют очень короткую интимную дистанцию. Супружеские пары, которые недовольны своими отношениями, наоборот, увеличивают свою интимную зону.

дистанция

Личная дистанция

Личная зона используется в дружеском и деловом общении. Ее расстояние составляет от 50 до 120 см. Личную дистанцию также можно разделить на ближнюю и дальнюю. Ближняя предназначена для общения с друзьями и родственниками, а дальняя – для коллег и деловых партнеров.

На размеры личной дистанции влияют и национальные особенности. Например, в России принято находиться к собеседнику гораздо ближе, нежели в США. Американцы предпочитают общаться друг с другом на более далеком расстоянии, а россияне такое положение вещей могут воспринять, как неуважение или высокомерие. Поэтому люди, приезжающие в чужую страну, нередко испытывают дискомфорт.

Кроме национальных особенностей, на личную дистанцию влияют и индивидуальные характеристики человека. Например, экстраверты, оптимисты, коммуникабельные и уверенные в себе люди стараются держаться поближе к собеседнику. А вот интроверты, люди, имеющие негативное мировосприятие, неуверенные в себе и страдающие комплексами, наоборот, стремятся увеличить расстояние между собой и собеседником.

На личную дистанцию влияют и возрастные факторы. Дети и пожилые люди любят находиться на близком расстоянии, а молодежь и люди среднего возраста располагаются подальше от собеседника. Это объясняется степенью уверенности в себе и личной защищенностью.

Социальная дистанция

Расстояние, предназначенное для общения с малознакомыми и незнакомыми людьми, а также деловыми партнерами, пересекаться с которыми приходится не очень часто, называется социальной дистанцией. Ее величина составляет 120–350 см. Именно на таком расстоянии обычно держатся люди, которые незнакомы друг с другом.

Социальная дистанция позволяет отвести взгляд от собеседника, если общаться с ним не хочется, и тем самым показать ему свою незаинтересованность в предмете беседы.

Публичная дистанция

Эта дистанция предназначена для выступлений перед аудиторией. Ее величина составляет от 350 до 750 см. Именно на таком расстоянии обычно располагается человек, выступающий перед группой. В маленьких помещениях лектор, оратор или артист располагается на более близкой дистанции к зрителям, а в больших залах – на более дальней. Публичная дистанция не предназначена для знакомства, а только для выступлений.

Пространственное расположение собеседников

Проксемика изучает не только расстояние, на котором держатся собеседники, но и особенности их ориентации в пространстве по отношению друг к другу. Специалисты по бизнес-тренингам знают, что успех деловых переговоров во многом зависит от атмосферы, которая царит в кабинете. Поэтому они рекомендуют руководителям рассаживать деловых партнеров таким образом, чтобы они были психологически настроены на конструктивное общение.

Очень часто во время делового или дружеского общения собеседники сидят за столом. Исходя из этого, психологи выделяют четыре вида позиций, которые участники общения могут занимать.

  • Угловое расположение. В этом случае собеседники размещаются по диагонали, разделяемые углом стола. Обычно так общаются друзья, родственники и хорошие приятели. В такой позиции хорошо видно собеседника, и можно свободно наблюдать за его жестами и пантомимикой. Угол стола выступает в качестве небольшого разделительного барьера, необходимо для поддержания психологического комфорта индивида. В угловом расположении нет разделения стола на территории.
  • Позиция делового общения. В этом случае собеседники располагаются рядом, по одной стороне стола. Такое расположение обычно занимают люди, которые выполняют совместную работу. В этой позиции очень удобно вместе просматривать документы.
  • Конкурирующе-оборонительная позиция. В этом случае собеседники сидят друг напротив друга по разные стороны стола. Такую позицию занимают оппоненты, каждый из которых имеет свой взгляд на обсуждаемую проблему. Именно такое расположение партнеров часто можно увидеть на деловых переговорах. Собеседники, находящиеся в конкурирующе-оборонительной позиции, разделены столом, а это не способствует созданию атмосферы доверительной, непринужденной беседы. Если партнеры желают найти решение проблемы, которое устроит обе стороны, им желательно занять другую позицию, например угловую.
  • Независимая позиция. В этом случае люди располагаются по разные стороны стола подальше друг от друга, а если они сидят на скамейке, то стараются отодвинуться. Такое расположение свидетельствует о том, что они не заинтересованы в общении друг с другом. Людей, сидящих таким образом, можно увидеть в читальном зале библиотеки, в кафе или на скамейке в парке.

Недаром руководители многих фирм стараются проводить деловые переговоры не за прямоугольным, а за круглым столом. Стол, лишенный углов, подсознательно настраивает партнеров на миролюбивую беседу. Собеседники, сидящие за круглым столом, чувствуют себя в одинаковом положении, поэтому больше склонны к компромиссам.

Подводя итог, можно сказать, что проксемика является нужной и полезной областью психологии. Изучая особенности пространственных отношений между людьми, можно понять характер любого собеседника или делового партнера и найти к нему подход.

Виктор Зарайченко. Какой должна быть дистанция при общении (этикетные нормы)

Наверное, каждый из нас оказывался в ситуации, когда наш собеседник во время разговора пытался подвинуться к нам как можно ближе, а нам, наоборот, хотелось отойти подальше от него. Нередко возникает и противоположный момент, когда нам хочется подойти поближе к собеседнику, а он отодвигается. В чем дело? Не только в чисто психологических причинах, но и в этикетных правилах. Рассмотрим некоторые из  них.

Вы выражаете свое отношение к человеку не только своим нарядом и манерами, но и тем, какую дистанцию вы соблюдаете при общении с ним. На дистанцию общения оказывают влияние такие факторы, как социальный престиж, интроверсия – экстраверсия, общий объем и содержание общения. Дистанция общения зависит и от внешних факторов: величина помещения, освещение и т.д. Некоторые исследователи считают, что размеры пространства общения, к которому привык человек, зависят даже от плотности населения в том месте, где он проживает. Меньшее расстояние до собеседника соблюдают представители стран с высокой плотностью населения, например японцы.

В общении следует учитывать межличностное пространство, расстояние, на котором собеседники находятся по отношению друг к другу. Дистанция зависит от взаимоотношений говорящих. Чем официальней отношения, тем дальше находятся люди друг от друга. В русском этикете официальная зона общения равна длине двух вытянутых для рукопожатия рук (90-110 см.), дружеская зона – расстоянию двух согнутых в локте рук (50 см.). Переход из одной зоны в другую, например уменьшение расстояния между общающимися, прочитывается как желание сменить официальный тон общения на дружеский. Такой прием используется, например, руководителем, для того чтобы вызвать откровенность подчиненного, расположить к себе посетителя.

Правилами этикета предусмотрены четыре зоны межличностного общения. Они впервые выделены американским антропологом Э.Холлом.

Зона интимного общения (от полуметра до непосредственного телесного контакта).

На таком расстоянии обычно общаются влюбленные, родители с детьми, очень близкие друзья. Вы наверняка испытаете неловкость, если малознакомый человек попытается подойти к вам вплотную. Кроме самых близких людей, в эту зону допускаются врачи, медсестры, портные и другие специалисты, профессия которых требует непосредственного   контакта с клиентом. Пытаясь при общении с кем-либо войти в эту зону, вы тем самым даете человеку понять, что хотели бы считать его своим другом.

Зона личного, или персонального общения (от 0,5 м до 1,5 м).

Границы этой зоны различны для разных культур. Как правило, на такой дистанции общаются хорошо знакомые друг другу люди. Это расстояние позволяет им дотрагиваться друг до друга, обмениваться рукопожатиями, похлопывать друга по плечу. Подчеркнем, что большинство людей считают эту зону своим личным пространством и не склонны впускать в нее посторонних людей.

Зона формального общения (от 1,5 м до 3 м). Иные названия этого расстояния: официальное, социальное.

На такой дистанции обычно находятся, общаясь с незнакомыми или малознакомыми людьми,  ведутся деловые, а также случайные и малозначимые разговоры. Вам, наверное, знакомо выражение «соблюдать дистанцию», с помощью которого описывают отношения начальника и подчиненного.   Такая дистанция   уместна в ситуации формального собеседования или деловых переговоров. Даже в бытовом общении надо иметь в виду, что людям часто не нравится, когда малознакомый человек подвигается ближе.

Зона публичного общения (более 3 м) – общественная зона.

Если вы сидите в огромном зале и слушаете выступление оратора, то можно сказать, что вы попали в ситуацию публичного общения. Пространство, отделяющее вас от выступающего, и является зоной публичного общения. В такой ситуации неуместны интимные жесты и комментарии; вы не можете пожать лектору руку, похлопать его по плечу или спросить, как он провел выходные дни. Даже деловое общение невозможно на такой дистанции. Вообще, когда обращение идет с большой группой людей, то именно такое расстояние наиболее предпочтительно.

В деловом общении важно учитывать эти дистанции, так как вторжение, например, на личную территорию может привести к неожиданным реакциям. Не сокращайте дистанцию, если вы познакомились с человеком лишь недавно, не прикасайтесь к нему.

Различие в интимных зонах разных людей может привести к взаимному непониманию. У городских жителей их личная зона составляет от 5 до 46 см., и именно на такое расстояние протягивается кисть руки от тела при рукопожатии. Люди же, выросшие в сельской местности, где плотность населения невысокая, могут соблюдать интимную дистанцию от 1 до 2 метров.

В дистанциях для общения проявляется и национальная специфика. Непонимание национальных пространственных традиций может легко привести к неправильному толкованию поведения окружающих и к неверным выводам относительно всей страны в целом.

В литературе описан пример, когда на одной из конференций в США было замечено, что американские участники общались друг с другом на расстоянии от 46 до 122 см и оставались на месте во время разговора. Когда же с американским участником заговаривал японец, они начинали медленно двигаться вокруг комнаты, причем американец пытался отодвинуться от японца, а тот постоянно старался к нему приблизиться.

Налицо была попытка американцев и японцев находиться на комфортном расстоянии от собеседника. Ширина интимной зоны японца – 25 см, поэтому он все время приближался к собеседнику, но таким образом он вторгался в интимную зону американца, вынуждая того отступать, чтобы защитить собственное пространство. Видеозапись подобной беседы, прокрученная с большой скоростью, создавала впечатление, что собеседники исполняют своеобразный танец вокруг конференц-холла, причем японец ведет своего партнера. Становится ясно, почему во время деловых переговоров между европейцами или американцами и азиатами возникает атмосфера подозрительности.

Европейцы и американцы считают азиатов навязчивыми и излишне фамильярными, а азиаты, в свою очередь, полагают, что европейцы и американцы слишком высокомерны и холодны.

Интимная зона у многих европейских народов составляет 23-25 см. или даже меньше. Общаясь с американцем или канадцем, европейцы будут стремиться находиться от него на расстоянии 25 см., в то время как интимная зона североамериканца, например, 45-50 см. Кроме того, европеец чаще смотрит в глаза, нежели североамериканец, что может стать причиной неверного истолкования.

По наблюдениям Э.Холла, американцы удерживают вокруг себя меньшее персональное пространство, чем немцы. Мексиканцы сокращают дистанцию общения на улице, североамериканские негры – в помещении.  Англичане не изменяют межличностных дистанций, независимо от того, происходит общение в помещении или на улице.

Для жителей Средней и Северной Европы нормальная дистанция для разговора составляет в среднем около метра, а для южан нормальным считается меньшее расстояние. Поэтому если англичанин будет разговаривать с итальянцем, то первый будет непроизвольно отодвигаться от второго на удобное для него расстояние, в то время как собеседник станет непрерывно наступать, тоже стремясь занять удобную позицию. Из-за этого у наблюдателя может создаться впечатление, будто он присутствует при бурном споре, в котором англичанин явно уступает итальянцу.

Для арабов, латиноамериканцев, а среди европейцев, например, для итальянцев характерно в процессе разговора касаться друг друга, в то время как это не принято у представителей Восточной Азии и практически исключено у народов Индии и Пакистана. С точки зрения латиноамериканца, не касаться в ходе беседы партнера – значит вести себя холодно. Итальянцы считают, что так ведут себя недружелюбные люди. В то же время японцы полагают, что касаться собеседника можно, только полностью потеряв самоконтроль либо выражая свое недружелюбие и агрессивные намерения.

То же самое относится и к китайцам, у которых достаточно большая (1 – 1,5 метра) дистанция общения. Эта дистанция носит у них ярко выраженный статусный характер и увеличивается, по мере того как растет авторитет собеседника. Оптимальной дистанцией общения для равных партнеров в Китае считается дистанция, определяемая размерами чайного столика. По мере развития контакта дистанция общения может сокращаться до необходимой для рукопожатия. Характерно, однако, что сближение собеседников происходит кратковременно, только для совершения рукопожатия, после чего восстанавливается прежняя дистанция. Это связано также с той особенностью, что внутреннее состояние партнера по общению китаец старается «прочитать» на лице говорящего человека, что трудно сделать с близкого расстояния.

Но вторжение в личное пространство можно использовать и в продуктивных целях Например, следователи часто используют технику вторжения в личное пространство, чтобы сломить сопротивление преступника при допросе. Часто сопротивление преступника оказывается сломленным почти сразу же после вторжения в его интимную зону.

Управленцы используют тот же подход, чтобы получить информацию от подчиненных, которые могут по каким-то соображениям ее скрывать.

Собственность человека или какое-либо место, им постоянно используемое, он рассматривает как личную территорию и может вступить в борьбу, чтобы ее защитить. Автомобиль, офис, дом – все это территория, имеющая четко определенную границу в виде стен, ворот, оград и дверей. Например, у каждого управленца есть свое любимое место за столом переговоров. Они ставят напротив «своего» стула пепельницы, кладут ручки, блокноты или вешают одежду, тем самым ограничивая комфортную 46-сантиметровую зону. Доктор Д.Моррис заметил, что оставленная на столе в читальном зале книга или ручка сохранит ваше место незанятым в течение 77 минут, а повешенный на спинку стула пиджак давал гарантию на целых два часа.

На размер дистанции оказывают влияние и такие факторы, как возраст, пол, характер отношений и т.д. Так, расстояние между мужчинами в большей степени зависит от характера отношений, чем между женщинами. Дистанция общения между молодыми людьми или между пожилыми короче, нежели те, что устанавливают в ходе общения смешанные пары и люди средних лет. В общении незнакомые мужчины стоят ближе, чем женщины или мужчины и женщины.

Как воспринимается разными людьми вторжение в личную зону? Если вы пригласите делового гостя сесть и тот неумышленно сядет в ваше кресло, вы непроизвольно из-за вторжения в вашу зону станете скованны в общении. Люди будут рады вам или станут избегать вас в зависимости от того, насколько уважительно вы относитесь к их личному пространству.

Нарушение интимной зоны человека – вторжение постороннего – вызывает различные физиологические реакции и изменения. Сердце начинает биться быстрее, происходит выброс адреналина в кровь, и она приливает к мозгу и мышцам как сигнал физической готовности нашего организма к обороне.

Как расценивается вторжение в интимную зону человека иного пола? Это рассматривается как способ выражения интереса к нему. Если оно не принимается, вторгшееся лицо должно соблюдать дистанцию. Следует помнить, что нормальное общественное поведение европейца американкой, например, будет принято как сексуальное заигрывание.

Особая значимость дистанции общения имеет место и при рукопожатии. Те, кто вырос в малозаселенных  районах, протягивают руку дальше. Такие люди, как правило, не здороваются за руку, а машут друг другу рукой; их комфортное для общения пространство может достигать девяти метров. Жители сельской местности обычно только наклоняются навстречу рукопожатию, в то время как городской житель сделает при этом еще и шаг вперед. Знание этого очень важно  деловом общении.

Как быть пи нарушении интимных зон? Интимные зоны людей постоянно нарушаются в лифте, в транспорте и в других подобных местах. Избежать этого практически невозможно. В западных странах в связи с этим существуют даже неписаные правила поведения в таких ситуациях:

— ни с кем не разговаривать, даже со знакомыми;

— не смотреть на других в упор;

— лицо должно быть абсолютно бесстрастным;

— движение и общение надо ограничивать;

в лифте следует смотреть только на указатель этажей.

В рамках социальной группы лицо, пытающееся выделиться в качестве неформального лидера, ставит себя в центр общего внимания. В центре внимания аудитории находятся выступающие с трибуны ораторы, пространственное местоположение которых (на определенном возвышении над аудиторией) позволяет им выделиться из сидящих в зале и привлечь к себе внимание слушателей. Сидящие в аудитории тоже могут в определенной степени обращать на себя внимание своим местоположением. Прежде всего это те, кто садится в центре, особенно в первых рядах. И, наоборот, те, кто хочет статься незамеченным, «в тени», обычно садятся сзади или сбоку.

Таким образом, положение впереди в центре – активное участие в общении, сзади с краю – пассивный наблюдатель. Правда, местоположение  общающихся может обнаруживать в себе и национальную специфику. Так, у немцев существует традиционная привычка держать двери всегда закрытыми. Закрытые двери в зданиях учреждений, заведений, организаций ассоциируется у немцев с порядком и аккуратностью.

У русских нет строгих правил относительно постоянно закрытых дверей помещений, в которых происходит речевое общение. Поэтому у русских, впервые посетивших немецкое учреждение, может появиться представление об обстановке секретности, таинственности и сопряженном с этим дискомфортом.

Особое место в шкале зон общения занимают характеристики дистанций в общении незнакомых и малознакомых людей. Как показывают наблюдения, незнакомые люди, желающие спросить о чем-то прохожего, приближаются к нему на несколько шагов, смотрят ему в лицо и останавливаются обычно так, чтобы не преграждать ему путь, но в то же  время несколько задержать. Это характерно для общения как  внутри зданий(в коридорах), так и снаружи.

Внутри ролевого пространства выделяются положения: впереди, сзади, справа, слева, наверху, внизу, близко, далеко. Положение впереди – позиция формального лидера. Его занимают участники делового общения с высоким статусом: командиры воинских частей, руководители политических движений на различного рода манифестациях и митингах, в том числе президент, посещающий ту или иную страну и находящийся во главе делегации.

Позицию «сзади» занимают следующие за лидером, а также те, кто хочет укрыться от взглядов присутствующих. Те, кто знает, что будет на совещании подвергнут жесткой критике, садятся обычно назад.

Положение «наверху» в значительной степени сопряжено с выражением превосходства: формального или ситуативного. Примером выражения превосходства может служить местоположение судей в зале суда, кресла которых обычно находятся на возвышении по отношению к скамье подсудимых, профессора, читающего лекцию студентам с трибуны.

Положение «впереди» или «наверху» — положение ведущих, политиков-лидеров, а позиция «сзади», «внизу» — побежденных, ведомых.

Умение выбрать адекватное для собеседника расстояние для общения – важная предпосылка его эффективности. Неадекватное использование зон собеседника гарантирует трудности налаживания контакта и взаимопонимания.

Поэтому, если вы хотите установить контакт с собеседником и вести конструктивный диалог, установите расстояние приблизительно в 1,5 метра и постарайтесь, чтобы между вами и собеседником не стояла преграда в виде огромного письменного стола. Именно поэтому эффективное деловое общение часто ведут за специальными столами для деловой беседы, переговоров.

Психологи отмечают, что расположение собеседников за столом определяет статус участников переговоров. Если общение носит сопернический или оборонительный  характер, то люди садятся напротив; при обычной дружеской беседе – занимают угловую позицию; при кооперативном поведении – занимают позицию делового взаимодействия с одной стороны стола; независимая позиция выражается в расположении по диагонали.

Возможно, некоторые из наших читателей посчитают эти сведения малозначащими мелочами, но это не так. Понаблюдайте за тем, на какой дистанции общаются люди разного статуса, возраста, национальности, пола и т.п. Вы обнаружите, что эти «мелочи» нередко влияют на результаты  взаимоотношений.

Виктор Зарайченко

____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

Дистанция общения

Американский этнопсихолог Э.Холл предложил следующую классификацию дистанций общения:

  • Интимная дистанция (до 45 см) – дистанция общения самых близких людей, при котором включены все сенсорные каналы. Иными словами, доступ в эту зону разрешен лишь лицам, с которыми установлен тесный эмоциональный контакт: детям, родителям, супругам и любовникам. Внутри этой зоны можно выделить подзону радиусом в 15 см – сверхинтимную зону, или зону физического контакта.
  • Персональная, или личная, дистанция (от 46 до 120 см) -нормальная дистанция, соблюдаемая при ежедневном общении. Зона неформальных дружеских и официальных контактов.
  • Социальная дистанция (от 1,21 до 3,6 м) – зона общения между чужими людьми; она соблюдается также на официальных приемах в случае различия в социальных статусах.
  • Публичная дистанция (больше 3,6 м) – это зона контакта с аудиторией и большими группами людей.

Одно из правил общения, по А. Пизу, гласит:

Держи дистанцию! Граница дозволенного – интимная зона. Проникновение в нее – сексуальный призыв или агрессивный вызов.

Границы указанных выше дистанций обусловлены национальными и культурными особенностями: арабы, например, говорят, что при общении хотят чувствовать дыхание друг друга. Одним из доказательств влияния пространства на поведение человека является существование так называемых юношеских и подростковых территориальных шаек. Территория шайки – это район, в котором члены организации чувствуют себя в безопасности, зато каждый пришелец может быть атакован.

Заслуживает внимания один из экспериментов, проведенных в Пастеровском институте (Париж). Подопытных крыс поселили в коробки, из которых смоделировали высотное здание. Животных нормально кормили, поддерживали чистоту в коробках.

Однако при значительном увеличении числа поставленных друг на друга коробок крысы начинали вести себя странным образом: возрастала агрессивность животных и падала их сообразительность – крысы явно тупели. Когда вместо бумажных коробок стали использовать ящики из прозрачного плексигласа (стекла), процесс отупления ускорился, а неврастения стала неизбежной.

Как расположение за столом влияет на результаты общения

Автор: Oлeг Bлaдимиpович Eвтиxoв, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета (СФУ).

 

На первый взгляд может показаться, что невербальные средства не столь важны, как словесные. Однако исследования А. Мехрабиана показали, что в процессе общения в среднем до 50% информации от собеседника мы получаем именно за счет невербальных средств (поза, мимика, жесты), 35-40% воспринимаемой информации приходится на звуковые средства (тон голоса, интонации речи) и только 5-10% от общей информации мы получаем за счет вербальных средств, а именно слов.

Между вербальными и невербальными средствами общения существует своеобразное разделение функций. Так, если по словесному каналу в основном передается «чистая информация», то невербальным во многом представлено отношение как к партнеру по общению, так и к передаваемой информации. Человеку иногда свойственно говорить не совсем то, что он хотел бы сказать в данном случае. Свое несогласие с произносимыми словами он так или иначе отражает в характеристике речи и передает невербально.

Соответствие вербального сообщения человека его действительным желаниям, ценностям и убеждениям, которые проявляются невербально, принято называть коммуникативной конгруэнтностью. Иными словами, коммуникативная конгруэнтность — это соответствие того, что говорит человек, тому, как он это говорит.

Наше подсознание точно замечает несоответствие смысла слов собеседника тому, как были произнесены эти слова (интонация, темп, громкость и др.) и какое невербальное сопровождение они имели (поза, жесты, мимика и др.) Хотя сознание при этом обращено на смысл слов, подсознание может вынести свой вердикт: не верю.

В результате человек испытывает противоречивые чувства, не зная, какому из сообщений верить (вербальному или невербальному), а это приводит к замешательству и дискомфорту. Мастера коммуникации в подобных ситуациях советуют лучше доверять информации, передаваемой телом собеседника, поскольку это более надежный источник информации.

В профессиональном общении для того, чтобы точнее ориентироваться в ситуации, необходимо замечать и понимать невербальные сообщения, исходящие от партнера по общению, а также контролировать свои сигналы, посылаемые партнеру. При этом не нужно путать конгруэнтность и честность — это не одно и то же.

 

Одним из первых пространственную структуру общения стал изучать американский антрополог Эдвард Холл, который ввел сам термин «проксемика», буквальный перевод которого означает «близость». К проксемическим характеристикам относятся местонахождение партнеров в пространстве в момент общения и дистанция между ними.

Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения (как для двух партнеров, так и для большой аудитории). Существует большое количество информации о том, что животные, птицы и рыбы обозначают свою сферу обитания и охраняют ее, но только недавно было обнаружено, что и у человека есть свои охранные зоны и территории.

Несомненно, что на проксемические характеристики общения прямое влияние оказывают культурные и национальные факторы, но общие закономерности при этом сохраняются. Э. Холл описал нормы приближения человека к человеку — дистанции, характерные для европейской и американской культур. Эти нормы определены четырьмя расстояниями:

  • интимное расстояние (от 0 до 45 см) — общение самых близких людей. Интимная зона самая главная. Именно эту зону человек охраняет так, как будто это его собственность.
  • личное (от 46 до 120 см) — общение со знакомыми людьми. Личная зона — это расстояние, которое обычно разделяет нас, когда мы находимся на официальных приемах и дружеских вечеринках.
  • социальное (от 120 до 400 см) — предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении. Социальная зона — расстояние, на котором мы держимся от людей, не очень хорошо нам знакомых.
  • публичное (более 400 см) — при выступлении перед различными аудиториями. Публичная зона — расстояние, которое соблюдается, когда мы адресуемся к большой группе людей.

 

Скученность людей на концертах, в транспорте и лифте приводит к неизбежному вторжению в интимные зоны друг друга. Существует ряд правил поведения в условиях скученности людей. На практике люди не всегда им следуют, но их следует помнить:

  1. не желательно разговаривать, даже со знакомыми;
  2. не рекомендуется смотреть в упор на других;
  3. лицо должно быть беспристрастным — никакого проявления эмоций;
  4. если у вас в руках книга или газета, то вы должны быть полностью погружены в чтение;
  5. чем теснее в транспорте или помещении, тем сдержаннее должны быть ваши движения;
  6. в лифте следует смотреть только на указатель этажей.

 

Выбор дистанции зависит от взаимоотношений между людьми (как правило, люди стоят ближе к тем, кому они симпатизируют) и от индивидуальных особенностей человека (например, интроверты плохо переносят слишком близкую дистанцию).

Проксемическое поведение включает не только дистанцию, но и взаимную ориентацию людей в пространстве. Друзья — рядом, участники деловой беседы — через угол стола, конкуренты — через стол.

Существенное влияние на характер и продуктивность общение оказывает расположение его участников за столом. При размещении участников за прямоугольным столом в условиях рабочего кабинета выделяется четыре основные позиции:

  1. угловое равноправное расположение;
  2. угловое неравноправное расположение;
  3. партнерское расположение;
  4. конкурирующе-оборонительное расположение.

 

Угловое равноправное расположение занимают собеседники за квадратным столом. Оно более располагает к дружеской и непринужденной беседе (рис. 1). Эта позиция способствует постоянному контакту глаз, предоставляет простор для жестикуляции и возможность для наблюдения за жестами собеседника. Кроме того, при угловом расположении угол стола создает ощущение психологической защищенности. При таком расположении отсутствует территориальное разделение стола.

Рисунок 1. Угловое равноправное расположение

 

Угловое неравноправное расположение занимают собеседники за прямоугольным столом. Оно более характерно для официальных бесед в позиции начальник — подчиненный (рис. 2). В этой позиции человек № 1 расположен во главе стола и за счет этого имеет психологические преимущества по отношению к человеку № 2. В остальном эта позиция сохраняет особенности углового расположения.

Рисунок 2. Угловое неравноправное расположение

 

Позиция партнерского расположения обычно используется при соавторской работе над какой-нибудь проблемой (рис. 3). При таком расположении партнеры находятся в равноправных позициях по отношению друг к другу и их не разделяет барьер в виде угла. Это одна из удачных стратегических позиций для обсуждения и выработки общих решений.

 

Рисунок 3. Позиция партнерского расположения

 

В конкурирующе-оборонительной позиции собеседники расположены напротив друг друга и разделены столом (рис. 4). Подобное разделение создает ощущение психологической защищенности собеседников и в то же время более способствует созданию атмосферы соперничества. Поэтому в оппозиционном взаимодействии обычно используется именно подобное расположение оппонентов.

Однако такое же расположение может использоваться и при общении партнеров, безусловно доверяющих друг другу. В практике профессионального общения такое расположение собеседников часто используется при взаимодействии в служебном кабинете.

Рисунок 4. Конкурирующе-оборонительное расположение

 

На создание психологической атмосферы делового общения существенное влияние оказывает не только расположение собеседников за столом, но и форма самих столов. Квадратные столы хороши для проведения короткой деловой беседы равноправных партнеров. Прямоугольные столы часто используются для того, чтобы подчеркнуть отношения субординации. В этом случае человек с наиболее высоким статусом обычно располагается во главе стола лицом к входной двери.

Отношения сотрудничества более устанавливаются с теми людьми, которые сидят за столом рядом друг с другом. Противодействие легче организовывается с человеком, который сидит напротив. Поэтому на совещании ближе к руководителю рассаживаются сотрудники, претендующие на более высокое положение.

Круглый (или овальный) стол создает атмосферу неофициальности и непринужденности. За ним лучше всего проводить беседы людям одинакового социального статуса.

 

Только практические современные знания и навыки. Учитесь только тому, что вам интересно и нужно по абонементу, со скидкой.

Социальное дистанцирование, карантин и изоляция

Зачем практиковать социальное дистанцирование?

COVID-19 распространяется в основном среди людей, находящихся в тесном контакте (на расстоянии около 6 футов) в течение длительного периода. Распространение происходит, когда инфицированный человек кашляет, чихает или разговаривает, и капли из его рта или носа выбрасываются в воздух и попадают в рты или носы людей, находящихся поблизости. Капли также можно вдохнуть в легкие. Недавние исследования показывают, что люди, которые инфицированы, но не имеют симптомов, вероятно, также играют роль в распространении COVID-19.Поскольку люди могут распространять вирус до того, как узнают о своей болезни, важно по возможности держаться на расстоянии не менее 6 футов от других, даже если у вас или у них нет никаких симптомов. Социальное дистанцирование особенно важно для людей, которые подвергаются повышенному риску тяжелого заболевания COVID-19.

Если вы больны COVID-19, у вас есть симптомы, соответствующие COVID-19, или вы были в тесном контакте с кем-то, кто болен COVID-19, важно оставаться дома и подальше от других людей, пока не станет безопасно находиться рядом другие.

COVID-19 может жить на поверхности часами или днями, в зависимости от таких факторов, как солнечный свет, влажность и тип поверхности. Вполне возможно, что человек может заразиться COVID-19, прикоснувшись к поверхности или предмету, на котором есть вирус, а затем прикоснувшись к своему рту, носу или глазам. Однако это не считается основным способом распространения вируса. Социальное дистанцирование помогает ограничить возможности контакта с зараженными поверхностями и инфицированными людьми вне дома.

Хотя риск тяжелого заболевания может быть разным для всех, любой может заразиться и распространить COVID-19.Каждый должен сыграть свою роль в замедлении распространения и защитить себя, свою семью и свое сообщество. В дополнение к повседневным действиям по предотвращению COVID-19, сохранение свободного пространства между вами и другими людьми — один из лучших инструментов, которые мы должны сделать, чтобы избежать воздействия этого вируса и замедлить его распространение в сообществах.

.

Как дистанцироваться от общества во время COVID-19

По мере того, как чиновники общественного здравоохранения узнают больше о коронавирусной болезни 2019 (COVID-19), они продолжают поощрять социальное дистанцирование как лучший способ сдержать ее распространение.

ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНОЕ РАССТОЯНИЕ Центры по контролю и профилактике заболеваний призывают всех оставаться дома и избегать ненужных поездок. Если вам приходится выходить на публику, чтобы получить самое необходимое, практикуйте социальное дистанцирование — то есть, сохраняйте физическое пространство вокруг себя — по:

  • Держаться на расстоянии не менее 6 футов от других.
  • Избегать собираться группами , в том числе в доме друга, в парках, ресторанах, магазинах или в любом другом месте. Это относится к людям любого возраста; у детей тоже не должно быть личных встреч.
  • Пребывание в местах массового скопления людей .

Вы все еще можете оставаться на связи, находясь подальше. Советы включают:

  • По указанию местных властей .
  • Воспользуйтесь услугами службы доставки для рецептов и продуктов, когда это возможно.Если вам необходимо выйти на улицу, используйте тканевый чехол для лица и держитесь на расстоянии 6 футов от других.
  • Виртуальная связь с близкими через телефонные и видеозвонки, текстовые сообщения или социальные сети.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВО БЕЗОПАСНОСТИ Донорство крови необходимо для обеспечения здоровья наших сообществ. В это неопределенное время Американский Красный Крест призывает здоровых людей записываться на прием для сдачи крови или тромбоцитов, чтобы поддерживать стабильное кровоснабжение во время этой пандемии.Прямо сейчас афроамериканские доноры крови крайне необходимы, чтобы помочь пациентам, борющимся с серповидно-клеточной анемией, после значительного сокращения числа различных доноров на фоне вспышки коронавируса.

Каждый центр сбора и сдачи крови Красного Креста соблюдает самые высокие стандарты безопасности и инфекционного контроля. Для обеспечения здоровья персонала и доноров меры предосторожности включают:

  • Проверка температуры персонала и доноров перед поездкой, чтобы убедиться, что они здоровы.
  • Предоставление дезинфицирующего средства для рук для использования перед поездкой, а также на протяжении всего процесса пожертвования.
  • После социального дистанцирования между донорами, включая места входа, пожертвования и отдыха.
  • Обеспечение ношения масок или защитных покрытий как персоналом, так и донорами.
  • Регулярная дезинфекция поверхностей, оборудования и зон контакта с донорами.
  • Ношение перчаток и частая смена перчаток.
  • Использование стерильных наборов для сбора и асептического скраба при каждой сдаче крови.

ПОЖАЛУЙСТА, ДАЙТЕ КРОВЬ Это время позаботиться друг о друге.Если вы чувствуете себя хорошо, запишитесь на прием в приложении Красного Креста для доноров крови, на сайте RedCrossBlood.org или по телефону 1-800-RED CROSS (1-800-733-2767).

НАЙТИ ОБНОВЛЕНИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ COVID-19 Посетите redcross.org/coronavirus, чтобы получить дополнительную информацию о безопасности COVID-19. Для получения последней информации посетите веб-сайт CDC по адресу cdc.gov/covid19. Если вы живете за пределами США, советы по охране здоровья и безопасности можно найти во Всемирной организации здравоохранения и в социальных сетях вашего местного общества Красного Креста или Красного Полумесяца (каталог).

.

Социальная дистанция: значение, детерминанты и сокращение

В этой статье мы обсудим социальную дистанцию. Прочитав эту статью, вы узнаете: 1. Значение социальной дистанции 2. Детерминанты социальной дистанции 3. Критерии 4. Снижение.

Значение социальной дистанции:

Социальная дистанция — это психологический разрыв между членами двух предвзятых групп. Предрассудки можно измерить через социальную дистанцию. Другими словами, социальная дистанция — это дистанция, которую члены предвзятой группы придерживаются по отношению к членам другой группы.Чем больше социальная дистанция между двумя группами, тем больше предрассудков и наоборот.

Согласно Шерифу и Шерифу (1969) «Социальная дистанция — это измерение взаимодействия между членами разных групп, от близости до полного разлуки (отсутствие контакта). Это определяется нормами, регулирующими ситуацию, в которой допускается взаимодействие с членами чужих групп ». Социальная дистанция особенно увеличивается во время социальных изменений и из-за межгруппового поведения.

Детерминанты социальной дистанции :

Взаимная враждебность возникает из-за поведенческого взаимодействия, а также из их современного отношения друг к другу. Межгрупповые отношения, предрассудки и стереотипы вызывают социальную дистанцию, и они также вызваны социальной дистанцией.

1. Предубеждение проявляется в отношении социальной дистанции:

Группа, по отношению к которой существует предубеждение, социальная дистанция будет высокой, и наоборот.Определенный набор убеждений будет действовать на когнитивном уровне против группы, к которой существует предубеждение. Но социальная дистанция зависит не только от личного опыта.

Следовательно, личный опыт не влияет на социальную дистанцию. На социальную дистанцию ​​влияет давление группы и нормы группы, традиции и обычаи общества.

Человек может иметь чрезвычайно благосклонное отношение к девушке из зарегистрированной касты, но из-за обычаев и норм общества он не может на ней жениться.Групповое и общественное давление будет настолько сильным, что человеку будет довольно трудно отказаться от социальной дистанции.

Из-за страха стать жертвой со стороны соседей и собственного сообщества человек не может уменьшать социальную дистанцию ​​по отношению к другой группе или сообществу. Лучше всего это можно объяснить на примере индийского общества.

Несмотря на то, что прошли тысячи лет, хотя многие религиозные и социальные мыслители пытались уменьшить социальную дистанцию ​​между индуистами и зарегистрированными кастами, индуистами и неиндусами, пока мало что было достигнуто.

Предрассудки, стереотипы и социальная дистанция продолжают сохраняться до сегодняшнего дня в сельских и полугородских районах, несмотря на статьи конституции о равенстве и отсутствии дискриминации. Конечно, тем не менее было бы ошибкой считать, что в целом никаких улучшений не произошло.

2. Убеждения, установки и предвзятые мнения обычно проявляются в социальной дистанции. Однако социальная дистанция не всегда приводит к враждебности, хотя может присутствовать некоторый конфликт.

3. Избегание:

Предрассудки создают социальную дистанцию, но не обязательно избегают. Когда социальная дистанция становится чрезмерной, это может привести к избеганию. Таким образом, избегание можно рассматривать как крайнее выражение социальной дистанции. Неприязнь и замкнутость — это лишь умеренное выражение враждебности по отношению к чужой группе, но это может быть крайним проявлением социальной дистанции.

4. Дискриминация:

Когда враждебность усиливается, появляется дискриминация.Следовательно, враждебность ведет к дискриминации. Дискриминация порождает социальную дистанцию.

Социальная дистанция формируется через межгрупповые отношения и межгрупповые отношения и поведение с участием политических и экономических групп. Даже если существует социальная дистанция между различными группами и сообществами, группами с разными культурными ценностями, технологическими знаниями и языком, это не означает, что между ними обязательно возникнет конфликт или враждебное отношение друг к другу.

Линдгре еще в 1938 году записал историю контактов между группой неграмотных кочевников, тунгусами в Западной Маньчжурии и группой фермеров, происходивших из казаков семнадцатого века, которые сохраняли социальную дистанцию ​​без каких-либо конфликтов.

Скорее, их хозяйственная деятельность дополняла друг друга. Точно так же в Индии, хотя социальная дистанция между общими кастами и зарегистрированными кастами довольно высока, они живут в мире без особых конфликтов, напряженности и враждебности.

Макникл (1937) также считает, что существует множество зарегистрированных случаев социальной дистанции без враждебности между американскими индейцами / иногородними индейцами и европейцами-исследователями и поселенцами, для которых коренные народы, безусловно, были культурным любопытством.

Только тогда, когда доминирование одной группы над другой касается средств к существованию, работы, столкновения общих целей и стилей жизни, только тогда это ведет к значительной социальной дистанции.

Но если один не мешает другим, значит, средства к существованию, социальная дистанция не приводит к враждебности, избеганию или агрессивности. Социальная дистанция не обязательно может быть исходной причиной конфликта во всех ситуациях, поскольку мы знаем, что исходные причины конфликта разнообразны.

Социальная дистанция может быть обнаружена из-за различий в социально-экономическом статусе, который включает образование, профессию и доход человека.Социальные дистанции могут существовать между людьми, принадлежащими к высокому и низкому социально-экономическому статусу, группам с высоким и низким доходом, лицам, занимающимся престижными профессиями, а также лицам с низкой работой, богатыми и экономически обездоленными людьми.

Религия также может быть одной из причин социальной дистанции. После того, как социальная дистанция создана из-за определенных факторов, она обычно продолжает оставаться в нашей голове, даже если такие условия меняются с течением времени.

Случаи белых негров, индуистов-мусульман-высший класс-низший класс, большинство — меньшинство, передне-отсталые классы, мужчины / женщины могут быть взяты в качестве ярких примеров продолжающейся социальной дистанции, несмотря на улучшение условий жизни. наша группа.Хотя этническая толерантность возросла, фактор социальной дистанции полностью не исчез.

Додд (1935), Протро и Меликиан (1952), Диаб (1963 a и b) провели серию ярких исследований социальной дистанции жителей Ливана. Ливан — это страна, в которой проживают люди разного религиозного и национального происхождения. Как и Индия, долгое время находившаяся под властью англичан, Ливаном долгое время управляли турки.

Народ Ливана по-прежнему считал турок наименее предпочтительным по шкале социальной дистанции, по мнению Диаба.Наибольшие социальные дистанции наблюдались между разными религиозными группами. Однако в 1950 году, т.е. через 15 лет, наибольшие социальные дистанции были обнаружены между группами национальностей.

Критерии социальной дистанции в различных культурах :

Факторы, определяющие социальную дистанцию, не одинаковы в разных культурах. Критерии социальной дистанции варьируются от культуры к культуре и от общества к обществу. Он также варьируется от одного исторического периода к другому историческому периоду.

Триандис и Триандис (1965), используя шкалу социальной дистанции Богардуса, провели серию кросс-культурных исследований детерминант социальной дистанции в различных культурах с участием американских и греческих студентов.

Они попытались оценить социальную дистанцию ​​с помощью шкалы значений для различных утверждений. Согласие с первым утверждением шкалы «Я выйду замуж за этого человека» означает «нулевую» социальную дистанцию, в то время как «Я бы убил этого человека, если бы у меня была возможность» означает наибольшую (100) социальную дистанцию.

Результаты этого исследования, проведенного на американских и греческих студентах университетов, показали, что американская выборка была чувствительна к гипотетическим стимулам людей в первую очередь по признаку расы, тогда как греческая выборка была более чувствительна к религии людей. Род занятий и национальность были сравнительно не важны для обоих образцов по сравнению с этими более простыми критериями привязки.

Triandis и Triandis (1965) провели другое исследование с аналогичной целью на немецкой и японской выборках.Результаты показали, что американские образцы придали гораздо большее значение расе, чем греческие, японские и немецкие образцы.

Исследователи обнаружили, что немецкие испытуемые больше реагировали с точки зрения профессии и религии, чем американцы. С другой стороны, японские подданные придавали большее значение оккупации и меньшее значение расе, чем американцы.

Одним из ограничений этих исследований было то, что конкретные характеристики, использованные в различных исследованиях, не были идентичными. Следовательно, нежелательно сравнивать японский с греческими и немецкими образцами.Но предметы, представленные перед американской выборкой, были идентичны в каждом исследовании.

Но общий анализ результатов показывает, что только американские студенты колледжей придают первостепенное значение расе, чем другие образцы других культур. Американские испытуемые постоянно придавали меньшее значение профессии и религии в шкале социальной дистанции по сравнению с другими выборками. Это показывает, что детерминанты социальной дистанции меняются в зависимости от культурных различий.

В другом исследовании Triandis и Triandis также попытались увидеть влияние индивидуальных различий в конкретной группе выборки, используя различные варианты других заявлений об отношении.

«Они обнаружили, что люди во всех выборках, которые полностью согласны с пунктами, соответствующими существующим социальным институтам и консервативным политическим взглядам, также имеют тенденцию демонстрировать наибольшую социальную дистанцию» .

Социальная дистанция также зависит от групповых стереотипов. Неблагоприятные взгляды на чужую группу и негативные стереотипы являются результатом постоянного конфликта, недопонимания и разрыва в общении между двумя группами, групповых предрассудков и неблагоприятных стереотипов, неблагоприятное отношение — причины конфликтов между группами с точки зрения нескольких исследователей и социологов.

В обществе, где есть доминирование и подчинение в межгрупповых отношениях, доминирующая группа контролирует деятельность и стиль жизни подчиненных групп. Возможности и уровни достижений подчиненных групп также контролируются доминирующей группой.

Следовательно, социальные дистанции, как правило, возникают между различными группами в силу правил, положений и приказов, налагаемых доминирующей группой. Подчиненные группы также демонстрируют свою враждебность и предубеждение против доминирующих групп, которые действуют как их хозяева и начальники.

Подчиненным группам с незапамятных времен промывают мозги так, что они считают себя обладающими отрицательными качествами и низшими персонажами.

Это связано с неблагоприятной оценкой других. Британцы долгое время считали индейцев подчиненными себе и подчиненными. Индейцы, которые были угнетены и подавлены британскими правителями, также приняли это на время, у них развился комплекс неполноценности и они считали себя ниже британского народа.

То же самое и с неграми в США. Минес (1943) считает, что всего несколько десятилетий назад негритянские студенты колледжей в Соединенных Штатах иногда принимали уничижительные образы своих групп, а также стереотипные описания других групп по шкале социальной дистанции.

В другом исследовании Г. Джатода (1962) сообщил, что «на Золотом побережье Африки до обретения независимости, местные школьники часто описывали туземцев теми же уничижительными терминами, которые используются детьми европейских колориалистов, и восхищались последними».

Согласно Шерифу и Шерифу, «Доктрины расы были наиболее распространенными, наиболее мощными и эффективными из доктрин группового превосходства в современной истории. Они были эффективны, потому что в отличие от доктрин превосходства, основанных на религиозной вере, географии или социальном классе, они предполагают различия, которые наследуются в биологическом составе человека. Следовательно, в идеале расовые доктрины изображают мир, в котором высшие расы правят вечно, а низшие расы навсегда остаются подчиненными ».

Но доктрина расового превосходства, если ее принять, не имеет никакого научного обоснования по мнению международных организаций биологов, генетиков и антропологов. С генетической точки зрения не существует чистых рас, и определение людей по расовому признаку не включает культурные черты, достижения, ментальные и психологические характеристики.

Обзор литературы в этой области также показывает, что, хотя существуют групповые различия в поведении, эти различия не имеют биологического или расового происхождения.Нет ни одного научного исследования, которое бы доказало, что результаты тестов явно связаны с биологическими различиями. Исследования скорее показывают, что различия больше связаны с различиями в окружающей среде.

Различные исследования доказывают, что предрассудки, групповые стереотипы и социальные дистанции являются продуктами межгрупповых конфликтов. Отто Клайнберг (1950,1964) мог бы предоставить миру ряд свидетельств из различных источников, подтверждающих вышеуказанную точку зрения.

Но он также придерживался мнения, что, когда предрассудки, стереотипы и социальные дистанции устанавливаются, они меняют модель поведения, межгрупповые отношения и групповое взаимодействие человека, обладающего ими.

Однако нельзя исключать влияние изменяющихся обстоятельств и ситуационных факторов в межгрупповом поведении. Но, тем не менее, негативное влияние предрассудков, стереотипов и социальной напряженности играет важную роль.

Снижение социальной дистанции :

За счет увеличения межгрупповых контактов и общения между членами соответствующих групп социальная дистанция может быть уменьшена. Стоит отметить исследование автора «Взаимосвязь напряжения и контакта в исследовании провинциальных стереотипов».

Была выдвинута гипотеза, что, когда контакт между двумя группами или национальностями усиливается, напряжение и враждебность между ними могут уменьшаться, поскольку каждая группа пытается понять другую с большей симпатией и дружелюбием, и его ментальная картина для такой группы может измениться в положительную направление.

Напротив, меньшее количество контактов может не дать точной информации о качествах группы или национальности другой группе. Следовательно, их фиксированные представления не могут измениться.

Данные показали, что корреляция между натяжением и контактом составляет 57.Это наводило на мысль, что существует отрицательная связь между контактом и напряжением, то есть, другими словами, чем больше контакт между двумя группами, тем меньше напряжение и наоборот.

Различные другие исследования показывают, что, хотя контакт снижает социальную напряженность, условия, в которых происходит контакт, также имеют значение. Сам контакт между враждебными группами не так важен, как отношение враждебных групп к решению проблем с помощью динамического подхода. Каждая сторона должна попытаться увидеть точку зрения другой стороны.Другой контакт может испортить ситуацию вместо того, чтобы ослабить напряжение и уменьшить социальную дистанцию.

Уильямс (1964) считает, что контакты между группами в условиях преобладающего превосходства и неполноценности не способствуют изменению отношения и поведения. Напротив, они поощряют продолжение и укрепление подчиненных отношений доминирования.

С другой стороны, исследования, проведенные Starr (1965), Saenger — (1953) на военной службе и на различных других должностях, в которых десегрегация была достигнута в соответствии с законодательными и официальными положениями, показывают, что взаимодействие в таких ситуациях связано с более благоприятным отношением и обращение с членами нашей группы в конкретной ситуации, когда происходит контакт.

В другом исследовании, где контакты устанавливались в основном через рабочие ситуации, исследования Корнелла, проведенные Уильямсом (1964), обнаружили устойчивую корреляцию между количеством контактов с членами чужой группы и благоприятным отношением к ним.

Корреляция, которая была довольно частой и высокой, привела Уильямса к выводу, что «люди, которые относительно беспристрастны, с большей вероятностью будут иметь этнические контакты, и что люди, которые взаимодействуют через этнические границы, скорее всего, будут относительно беспристрастными и будут формировать этническую дружбу».

Вилнер (1952) считает, что при наличии возможности для взаимодействия положительные изменения, как правило, происходят чаще среди людей, «которые имеют относительно близкие контакты с неграми и воспринимают эти контакты как социально одобряемые и, как следствие, меняют свое отношение».

Шериф и Шериф предполагают, что при расширении экспериментального анализа для уменьшения межгрупповой враждебности, социальной дистанции и предрассудков в реальной жизни важно вспомнить критерии для целей высшего уровня.Высшие цели предполагают условия взаимозависимости между группами в какой-то области, имеющей огромное значение для всех групп в межгрупповой системе.

.

социальных дистанций

Методы
> Использование языка тела> Социальные сети
Расстояние

Почему расстояния? | Социальные дистанции |
Город и деревня |
Также

Нам нравится держаться на расстоянии от других, и существуют очень специфические социальные
правила о том, насколько близко мы можем подойти к другим в определенных ситуациях.

Это социальное расстояние также известно как пространство тела и комфорт
зона
и использование
этого пространства называется проксемиков.

Почему расстояние?

Регулирование расстояний между нами и другими людьми дает нам несколько
льготы, в том числе:

  • Безопасность : Когда люди находятся далеко, они не могут внезапно напасть на нас.
  • Связь : Чем ближе люди, тем легче общаться
    с ними.
  • Привязанность : Когда они еще ближе, мы можем быть близки.
  • Угроза : Можно использовать обратное — вы можете преднамеренно угрожать
    человека, вторгаясь в пространство их тела.

Социальные дистанции

Социальные дистанции здесь, конечно, приблизительны и будут меняться в зависимости от
люди. Но они по-прежнему являются хорошим общим правилом. Холл (1966) выделил четыре
зоны, общие для американцев:

Общественная зона:> 3 м (12 футов)

Общественная зона обычно превышает 12 футов. То есть когда мы идем
вокруг города, мы будем стараться держаться на расстоянии не менее 12 футов между нами и другими людьми.
Например, мы оставим пространство между нами и людьми, идущими в
фронт.

Конечно, во многих случаях мы не можем этого сделать. Что за теория
социальная дистанция говорит нам, что мы начнем замечать других людей, которые
в этом радиусе. Чем ближе они подходят, тем больше мы осознаем и готовы
себя за соответствующие действия.

Когда мы находимся на расстоянии от другого человека, мы чувствуем определенную безопасность от
их. Человек на расстоянии не может атаковать нас внезапно. Если они кажутся
угрожать, у нас будет время увернуться, бежать или подготовиться к битве.

Социальная зона: 4–12 футов (1,5–3 м)

Внутри социальной зоны мы начинаем чувствовать связь с другими людьми. когда
они ближе, тогда мы можем поговорить с ними, не крича, но все же
держите их на безопасном расстоянии.

Это удобное расстояние для людей, стоящих в группе, но
возможно, они не разговаривают друг с другом напрямую. Люди, сидящие на стульях или
собравшимся в комнате будет нравиться это расстояние.

Личная зона: 1,5–4 фута (0,5–1,5 м)

В личной зоне разговор становится более прямым, и это хорошо
расстояние для двух людей, которые серьезно о чем-то говорят.

Интимная зона <1,5 футов (<0,5 м)

Когда человек находится в пределах досягаемости рук или ближе, мы можем коснуться его
интимные пути. Мы также можем более подробно изучить язык их тела и посмотреть на них.
в их глазах. Когда они приближаются, они также уничтожают других людей, поэтому все мы
можно увидеть их (и наоборот).В этом пространстве случаются самые разные романтические отношения.

Попадание в интимную зону другого человека может быть очень опасным. Это
иногда это делается как умышленная уловка, чтобы невербально сигнализировать, что они
достаточно мощный, чтобы вторгнуться на вашу территорию по желанию.

Различные правила

Правила социальной дистанции различаются в зависимости от группы людей. Ты можешь
обнаружить это, наблюдая за реакцией людей. Если вы чувствуете себя в безопасности, а они не кажутся
чтобы чувствовать себя в безопасности, отступите.Если они вторгаются в ваше пространство, решите, вторгаться ли обратно
или действовать иначе. Поворот боком — легкая альтернатива этому, поскольку человек
в сторону менее опасен, чем человек на таком же расстоянии перед
ты.

Город и деревня

Люди, которые живут в городах, проводят больше времени рядом друг с другом, поэтому их
социальные дистанции могут несколько сокращаться. В большом и многолюдном городе
расстояния будут меньше, чем в маленьком городке.

Люди, которые обычно живут далеко от других, будут расширять свое социальное
расстояния и, возможно, даже придется наклониться к другому человеку, чтобы пожать руку
а затем отступите на безопасное расстояние.

Разные страны

В разных странах действуют разные правила социальной дистанции. В
перенаселенность некоторых азиатских стран означает, что они привыкли к
разговаривать с другими с очень близкого расстояния.

Посмотрите, как японец разговаривает на вечеринке с человеком из западного
сельская местность. Японец вмешается, а западный человек отступит. Ускоренный
вверх это как танец по комнате.

См. Также

Proxemic
Связь

Холл, Э.Т. (1966). Скрытое измерение , Нью-Йорк: Doubleday

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *